03.04.2019

Рождение ребёнка: эпоха перемен. Планирование семьи: лучший возраст для рождения ребенка. Как заниматься с новорожденным


В вашу семью пришло огромное счастье - родился ребенок. Поздравляем вас с этим радостным событием. Желаем терпения, мудрости, сил и энергии. Пусть ваше солнышко растет здоровым, счастливым ребенком. Всегда радует своих родных и близких своей замечательной, очень искренней улыбкой!

Произошло настоящее чудо - на свет появился новый ЧЕЛОВЕК, а вы стали мамой и папой - счастливыми родителями! Поздравляем вас с этой огромной радостью и желаем расти в здоровье, благополучии, послушании и большой любви! Пусть слезы только от радости появляются на глазах, неприятности и болезни обойдут стороной, а все хлопоты будут для вас приятными и веселыми! Терпения вам и любви, радости и удовольствия, красоты и счастья!

Здравствуй, новый человек,
Будь же счастлив ты навек!
Ты здоровеньким расти,
И семью не подведи!

Папу с мамой поздравляем,
И терпения желаем,
И любви и пониманья,
И, конечно, обожанья!

Будет лучшим ваш ребенок,
Скоро выйдет из пеленок,
Чтобы мир наш покорить,
Вам на счастье жить да жить!

Сегодня в вашей жизни свершилось знаменательное и счастливое чудо - рождение ребёнка. Что может быть прекраснее этого события? Пусть ваша кроха растёт и познаёт мир, радует вас своими успехами, первыми шагами и чудным лепетом. Вам желаю терпения, спокойных ночей, сил и внимания. И пусть в вашем благодатном доме воцарится счастье и любовь!

Милые родители! Поздравляем вас с малышом, который недавно появился в вашей семье и озарил вашу жизнь долгожданной радостью и счастьем. Желаем вам воспитать самого умного, доброго, замечательного человечка, который станет гордостью своей матери и отца. Пусть ваша совместная жизнь станет более приятной и удивительной, ведь впереди вас ждёт столько весёлых и радостных моментов!

Вот и настал тот самый особенный, самый знаменательный день, день, когда вы стали родителями. Теперь вы полноценная семья. С вашим маленьким чудом вас. Пусть у крохи будет крепкое здоровье, счастливая жизнь и внимательный ангел хранитель, который сумеет оградить от зла и бед. Вам я желаю терпенья, так как теперь ваша жизнь кардинально измениться и на время ночи лишатся сна, но это все мелочи, так как у вас теперь есть свое безграничное счастье, которое в скором времени назовет вас Папа и Мама.

Поздравляем с малышом!
Пусть здоровым будет, крепким.
Ведь сокровище большое -
Маленькие детки.

Пусть вас радует всегда,
По ночам не плачет.
Чтоб родили ему скоро
И сестру, и брата!

У вас на свет совсем недавно появился очаровательный карапуз. Так пусть же эта дата станет для вас своеобразным праздником вашей любви, пусть ваша кроха никогда не болеет, растет не по дням, а по часам и уже через пару лет станет радовать своими достижениями. Пусть судьба у малыша будет легкой, а жизнь счастливой.

В вашем доме радость - прибавление,
И не в силах папа слез сдержать:
Род продолжился, и в новом поколении
Славу прадедов начнет приумножать.

Пусть растет и крепнет ваша крошка
Не по дням, как в сказке - по часам,
Если плачет, то совсем немножко,
Пусть дите оберегают небеса.

Пусть растет способным и здоровым
Долгожданное любимое дитя,
Старших понимает с полуслова
И сейчас, и много лет спустя.

Голубей воркованье доносится с крыш.
Кто-то нежно шепнёт: «С днем рожденья, малыш!»
Впереди у тебя столько лет, столько зим,
Пусть же каждый твой миг будет неповторим,
Пусть же каждый твой взгляд согревает теплом,
И любовь, как звезда, освещает твой дом!

Рождение ребенка для семьи – это всегда шаг в будущее. Из какого настоящего семья делает этот шаг? Сложилась ли данная семья как самостоятельная, или этого еще не произошло и она находится под сильным влиянием семей родителей молодых супругов? Несомненно, ответы на эти и другие подобные вопросы характеризуют степень адаптации супругов к семейной жизни в настоящем и имеют большое значение для их будущих отношений. Но, несмотря ни на что, этот шаг дает семье возможность подняться на новый уровень семейного единства, ощутить особую степень близости, перейти от отношений партнерства к совместной заботе о новом члене своей семьи. К чему надо быть готовыми при его осуществлении? Прежде всего, к тому, что рождение ребенка нарушит сложившееся в семье равновесие и вызовет целый спектр сильных эмоций – как положительных, так и отрицательных.

Как правило, новые взаимоотношения в семье складываются постепенно, непросто и чаще всего интуитивно. Часто они сопровождаются чередой взаимных разочарований. Ведь молодым родителям совсем непросто быть чуткими и нежными друг к другу в условиях хронической усталости от больших нагрузок, дефицита общения и возникающих после рождения малыша материальных проблем. Конечно, в этой ситуации общение супругов становится более тесным, от чего семья только выигрывает. Но в то же время и семья в целом, и каждый из супругов после рождения ребенка должны пожертвовать частью своей самостоятельности и независимости. Нарушается прежний баланс между самостоятельностью и зависимостью, которого достигли или к которому стремились партнеры в рамках общей семейной системы. Вместе с тем, это удивительное и новое для молодых родителей чувство единения во взаимной ответственности за ребенка может объединять супругов очень долго. Более того, бывают случаи, когда это чувство становится единственным фактором семейного притяжения. Психологам известен феномен «опустевшего гнезда», когда, отпустив детей из семьи в самостоятельное «плавание», родители вдруг обнаруживают, что их больше ничто не связывает.

Обычно через некоторое время после рождения ребенка каждый из супругов может снова в какой-то мере ощутить свою независимость. Но возникшее в результате многих испытаний чувство новой ответственности супругов по отношению друг к другу и к малышу оберегает семейные отношения от распада. Если это чувство удастся сохранить, то есть шанс прийти к такому уровню доверия друг к другу, который даст возможность каждому партнеру ощущать принадлежность семье без угрозы потери своего «Я». Таким образом, молодой семье, которая оказалась на пороге «больших перемен», нужно преодолеть достаточно многое. Причем за материальными и физическими трудностями часто стоят психологические проблемы. Именно они и станут предметом нашего разговора.

Конфликт поколений

Одна из проблем связана с взаимоот ношениями молодых супругов с их роди телями . Как известно, после рождения ребенка молодой семье требуется помощь. Обычно эту помощь с готовностью предлагают родители. Но молодым супругам бывает непросто построить отношения с родителями таким образом, чтобы при этом сохранить свою «автономию» и не слиться с родительской семьей. В результате молодые супруги либо отказываются от помощи родителей, предпочитая купить услуги домработницы или няни, либо, выбиваясь из сил, пытаются решить все проблемы самостоятельно. Впоследствии это может привести к «прохладным» отношениям бабушек и дедушек с собственными внуками. Гораздо целесообразнее было бы не отказываться от родительской помощи вообще, но попытаться организовать ее так, чтобы бабушки и дедушки просто помогали, а не подменяли собой родителей ребенка. Учась проявлять настойчивость, семья определяет свои границы, учит других доверять ее силам и ресурсам, повышает уровень своей зрелости.

Можно наблюдать и другой, противоположный, вариант развития отношений. Принимая помощь родителей, молодые супруги фактически не контролируют ситуацию и теряют решающее право голоса в собственной семье, полностью сливаясь с семьей родительской. Иногда дело осложняется еще и тем, что взгляды мужа и жены на проблему помощи родительских семей не совпадают. При этом, как правило, каждый из супругов занимает более лояльную позицию по отношению к своим родителям и более категоричную – по отношению к родителям партнера. Для решения подобных проблем молодым супругам необходимо обсудить их не с родителями, а между собой и попытаться совместными усилиями найти компромисс. Конечно, сделать это непросто: ведь каждый из супругов все еще чувствует себя частью семьи своих родителей.

Бывает и так, что «второй эшелон» в виде бабушек и дедушек не проявляет никаких инициатив, т.к. сам не готов к принятию новой роли. В этом случае молодой семье не стоит чувствовать себя обделенной и брошенной. Ведь совершенно естественно, что именно родители ребенка, а не его бабушки и дедушки должны принимать на себя всю ответственность за судьбу семьи.

Еще одна проблема, с которой придется столкнуться молодой семье, состоит в том, что молодые родители очень ограниченно могут использовать тот опыт семейной жизни, который они когда-то получили в семье своих родителей. Это связано прежде всего с тем обстоятельством, что, когда супруги сами были детьми, общество поддерживало другой тип родительского поведения. В то время отцы, как правило, начинали заниматься детьми не с рождения, а значительно позже, когда признавали их подросшими. У них отсутствовал опыт раннего отцовства. А уходом за детьми с рождения занимались преимущественно матери. Сейчас отношение общества к отцовству постепенно меняется.

В некоторых странах мужчина может получить оплаченный отпуск по уходу за новорожденным. У нас тоже происходят определенные изменения в этом направлении: стало популярно участие мужа в родах, совместное посещение занятий по подготовке к рождению ребенка, все чаще признаются права отцов в судах и пр. Все больше становится отцов, которые стремятся принять участие в уходе за ребенком буквально с первых дней его жизни. И это, безусловно, позитивные сдвиги, укрепляющие семью. Прокладывать эту дорогу теперешнему поколению молодых родителей приходится самостоятельно из-за почти полного отсутствия подобного опыта у старших поколений.

Семейный корабль и подводные рифы

Проблемой может оказаться и него товность одного из супругов к предстоящим переменам . Конечно, бывает так, что оба супруга с нетерпением и радостью ждут ребенка и каждый из них готов изменить свою жизнь. Но так происходит далеко не всегда. Бывает так, что в отношении к грядущим переменам один из супругов играет роль ведущего , а другой – ведомого . Ведомый (кстати, довольно часто это бывает муж), не испытывая особого стремления стать родителем, воспринимает этот шаг как долг или вынужденную необходимость. Даже если он активно обсуждает тему рождения ребенка, из этого совсем не следует, что он к этому готов. Иногда данное решение выглядит как своеобразная сделка: один супруг получает согласие другого в обмен на обещание, что все останется попрежнему. Если это обещание не пересматривается и после рождения ребенка, то молодым родителям нелегко сформировать «родительскую пару». Обычно жена в этой ситуации, стремясь выполнить обещанное, изо всех сил пытается сохранить прежний уклад жизни, оберегая мужа от проблем, связанных с рождением ребенка, и испытывая одновременно сильное чувство тревоги и одиночества. Та психологическая нагрузка, которая на нее при этом ложится, часто приводит ее на грань нервного срыва. Определенный дискомфорт может испытать после рождения ребенка и мужчина. Если он внутренне не готов к предстоящим в семье изменениям, чувство гордости может быстро смениться чувством тревоги. В некоторых случаях тревога приобретает такие масштабы, что брак оказывается под угрозой.

Чтобы эта тревога улеглась, должна быть проделана определенная душевная работа, а для нее нужно время. Поэтому женщине в данной ситуации хорошо было бы запастись мудростью и терпением…

Наконец, существенной проблемой представляется изменение характера супружеских отношений после рождения ребенка . Иногда с развитием беременности и после рождения ребенка мужчина все сильнее ощущает, что жена начала как бы «отворачиваться» от него. Их близкие отношения не могут сравниться с тем глубоким, «корневым» общением, которое начинает складываться у нее с малышом и выходит на первый план. Таким образом, происходит своего рода скрытый «эмоциональный развод» (не путать с разводом реальным). Сложность положения усугубляется тем, что именно в это время жене трудно заметить происходящие с мужем изменения, поскольку она почти полностью поглощена другими, новыми для нее чувствами. Кроме того, в первое время мать ребенка сама нуждается в заботе. Казалось бы, эту заботу мог бы обеспечить муж. Но не так просто найти в себе для этого силы именно в тот момент, когда ты сам чувствуешь себя уязвимым, оттесненным на периферию семейных отношений. Не каждый готов на такой шаг… В этой непростой ситуации очень важно отнестись к чувствам друг друга с уважением, дать другому возможность разобраться в своих переживаниях, а не отрицать их права на существование.

Итак, перемены в вашей семье не за горами. И многое зависит от того, успеете ли вы как можно раньше осознать те проблемы, с которыми вам предстоит столкнуться. Срок, отпущенный на это природой, смотри в названии журнала. Вопрос в том, на что мы его тратим.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Сегодня многие женщины предпочитают планировать беременность: они расписывают свою жизнь, строят карьеру, подгадывают рождение ребенка к определенному сроку, чтобы быть уверенной в материальном обеспечении будущего малыша. С одной стороны, чем позже родить ребенка, тем лучше будет финансовое состояние семьи и психологическая готовность, с другой, увеличивается риск для здоровья матери и младенца. Чтобы дать ответ на вопрос, какой возраст для рождения лучше всего, нужно рассмотреть несколько возрастных категорий.

Рождение ребенка в 16–20 лет

В 16 лет организм девочки уже почти полностью сформировался и готов к беременности, а к 18 годам полностью заканчивается формирование эндокринной, костной и сердечно-сосудистой системы, кроме того, еще не развились хронические заболевания, тело юное и полное сил и здоровья, органы в отличном состоянии, редко бывают сбои в гормональной системе. Поэтому как беременность, так и роды в этом периоде протекают хорошо, часто без токсикоза и других осложнений. Но в 18–20 лет у девушки еще мало жизненного опыта, нет финансовой стабильности, не закончена учеба, не определились цели в жизни. Ребенок в таком возрасте – как правило, необдуманный и незапланированный шаг и иногда даже неуместная проблема. Юные девушки не всегда готовы стать мамами, у них детская психология, у них не так развита ответственность, поэтому они пренебрегают многими правилами ухода за ребенком, в результате малыши молодых мам чаще болеют, падают и получают травмы.

Рождение ребенка в 20–30 лет

После 20 лет медленно, но верно появляются незначительные проблемы со здоровьем: сердечно-сосудистая система уже работает не так хорошо, стенки сосудов становятся тоньше, начинают сказываться на здоровье стрессы, вредные привычки. Но репродуктивная система именно в этот период находится в расцвете, поэтому это тоже хороший с точки зрения здоровья возраст для беременности. Кроме того, если вы не курите, не употребляете алкоголь, ведете здоровый образ жизни , правильно питаетесь, занимаетесь спортом и не имеете хронических заболеваний, то можно с уверенностью говорить, что этот возраст лучший для здорового и легкого протекания беременности и родов.

Раньше девушек, рожавших после 25 лет, называли «позднородящими», но сегодня этот термин уже не употребляется, а врачи положительно относятся к женщинам, которые рожают в этот период. Кроме того, исследования показывают, что в возрасте от 20 до 30 лет женщины уже начинают ответственнее относиться к беременности и воспитанию ребенка, читают книги и статьи, посещают курсы, следят за своим здоровьем. Поэтому это также хороший возраст для воспитания здорового и умного ребенка.

Рождение ребенка в 30–40 лет

После 30 лет в организме женщины начинает снижаться уровень эстрогена, овуляция происходит все реже, поэтому и вероятность забеременеть снижается. Кроме того, низкий уровень эстрогена влияет и на здоровье: ухудшается работа сердца и сосудов, печени, почек. Беременность и роды в такой период жизни протекают сложнее, возникают проблемы с вынашиванием, преждевременные роды, чем больше возраст, тем больше вероятность гибели плода. Также существенно повышается риск развития пороков и заболеваний у ребенка. Во время родов вероятнее разрывы родовых путей, так как у женщин 30–40 лет менее эластичные ткани. С точки зрения здоровья этот возраст не рекомендован для рождения ребенка.

Предел разумного

  • Подробнее

Сегодня медицина хорошо развита, существуют специальные родовспомогательные процедуры, поэтому в большинстве случаев беременность заканчивается хорошо

Зато с психологической точки зрения это отличный возраст для рождения, так как женщина уже достигла определенных высот, у нее хорошо развита ответственность, желание ребенка приводит к тому, что она максимально продуманно подходит к вопросам планирования, сохранения беременности, родов и воспитания. Она уверена в своих силах и готова взять на себя многие проблемы.

Рождение ребенка после 40 лет

После 40 лет у женщины есть вероятность родить здорового ребенка, но риски развития всевозможных патологий увеличиваются во много раз. В этом возрасте беременным женщинам нужен пристальный врачебный уход и внимательное соблюдение всех рекомендаций. Но при благоприятном исходе организм женщины после рождения ребенка омолаживается, женщина становится моложе и в психологическом смысле. Но скольким женщинам в таком возрасте пришлось пережить осложнения во время беременности и родов, поэтому всегда нужно быть готовой к проблемам.

Иногда страстное желание ребенка после 40 лет приводит к тому, что мама буквально растворяется в своем малыше, живет его жизнью, балует и чрезмерно опекает, в результате вырастает несамостоятельный, избалованный и неприспособленный к жизни человек.

Если это вторые роды, то процесс проходит быстрее, а первые роды могут быть осложненными

Таким образом, если проанализировать все плюсы и минусы каждой возрастной категории, можно утверждать, что лучший возраст, чтобы завести детей – это период от 20 до 30 лет, когда состояние здоровья и готовность девушки к этому ответственному шагу уравновешивают друг друга.

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди