01.09.2019

Движения вызванные безусловными двигательными рефлексами ребенка относят. Безусловные физиологические рефлексы у новорожденных: выжить и адаптироваться в новом мире


Врождёнными рефлексами называют особенную ответную реакцию новорождённого на раздражители окружающей среды.

Они необходимы маленькому человечку для того, чтобы приспосабливаться к этому, пока ещё совсем новому, миру. Их наличие говорит о правильном развитии младенца.

Учёные насчитывают около 17 важнейших видов рефлексов. У здорового ребёнка они должны обладать свойством симметричности, то есть реакция на раздражитель должна быть одинаковой и справа и слева.

Врождённые рефлексы – это безусловные рефлексы , но развитие новорождённого дополняется всё более сложными условными рефлексами , которые являются приобретёнными.

В процессе индивидуального развития малыша безусловные рефлексы постепенно заменяются и дополняются условными, гораздо более сложными.

Безусловные

Рефлексы этого вида похожи на некие автоматические действия, которые возникают при правильной работе нервной системы малыша. Некоторые врождённые рефлексы прекращаются через несколько месяцев, некоторые – через год, а какие-то остаются на всю жизнь.

Все эти рефлексы по уровню семиотической значимости делятся на два вида: сегментарные двигательные и спинальные .

Первые обеспечиваются работой сегментами ствола (оральные безусловные рефлексы), а последние обусловлены функционированием спинного мозга (двигательные).

К оральным автоматизмам относят следующие : поисковый, хоботковый, сосательный, ладонно-ротовой рефлексы и пр.

Спинальными (двигательными) являются : хватательный, защитный рефлексы, автоматической походки, рефлексы Моро, Бауера, Галанта, Переса, опоры и т. д.

Условные

С рождения ни один младенец не обладает условными рефлексами , природа наделила его лишь безусловными, а первые приобретаются каждым в процессе индивидуального развития, на протяжении всей жизни.

Эти рефлексы способствуют совершению каких-либо действий человеком не задумываясь.

Например, человек, который продолжительное время занимался единоборствами при нападении не задумываясь, воспользуется приёмом. Или человек, когда-либо пробовавший зелёное кислое яблоко при виде его во время голода почувствует слюноотделение.

Каждый человек имеет свой индивидуальный набор условных рефлексов , который зависит от его жизненного опыта.

Наиболее известные рефлексы новорожденных

Хоботковый

Вызвать его можно быстрым и лёгким прикосновением к верхней губе малыша. В ответ он своеобразно выпятит губы в виде «хоботка», то есть произойдёт сокращение мимических мышц.

Поисковый

Данный рефлекс был выявлен Куссмаулем и носит его название. Вызывать его следует очень осторожно, чтобы не причинить боли и дискомфорта малышу.

При поглаживании пальцем уголков рта со стороны новорождённого наблюдается следующая реакция. Он опускает нижнюю губу, облизывает рот и поворачивает головку в сторону исходящего воздействия.

Прикасаться нужно именно к уголкам рта , иначе может возникнуть хоботковый эффект. Прикосновения должны быть осторожными, не причиняющими дискомфорта, иначе малыш отвернётся в другую сторону и покажет своё недовольство.

Возникает поисковый рефлекс с целью поиска материнской груди. Затем он осложняется зрительным рефлексом: при виде бутылочки ребёнок оживляется.

Если он сохраняется дольше положенного срока , это может быть признаком патологии головного мозга, и нужно обратиться к врачу.

Сосательный

Наблюдается он при взаимодействии полости рта, губ и языка с такими раздражителями, как материнский сосок, пустышка, палец. В ответ малыш делает ритмичные сосательные движения и перебирает языком и губами.

Имеется рефлекс у всех правильно развивающихся новорождённых, и является индикатором зрелости. Когда малыш сыт, рефлекс «засыпает», но спустя полчаса или час вновь активизируется.

Данный рефлекс полезен не только ребёнку (способствует питанию), но и его родителям, так как обладает успокаивающим эффектом. Именно поэтому и создана соска.

Считается, если ребёнок недостаточно сосал в младенчестве , то в более старшем возрасте этот рефлекс трансформируется в то, что ребёнок сосёт кончики своих волос, пальцы, кусает ногти, из-за чего может потребоваться помощь невропатолога или психотерапевта.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Ещё один рефлекс, способствующий питанию малыша. Заключается он в надавливании взрослым кончиками своих пальцев на ладошку малыша, который тут же открывает рот и вытягивает голову чуть вперёд.

Когда ребёнок хочешь кушать, рефлекс Бабкина выражен наиболее ярко.

Если рефлекс отсутствует , продолжается дольше трёх месяцев или ассиметричен, это может свидетельствовать о патологии нервной системы. Особенно часто встречаются такие отклонения при родовых травмах шейного отдела.

Хватательный

При лёгких касаниях ладошки новорождённого наблюдается сгибание пальцев и сжатие кулачка. Наиболее сильно проявляется при голоде или кормлении (можно наблюдать периодическое сжатие кулачков).

Рефлекс Моро

Проверен он может быть двумя способами: либо ударом ладонью по поверхности выше головы малыша примерно на 15 сантиметров, либо приподниманием нижней части туловища новорождённого за прямые ножки.

Реакция младенца проходит в два этапа . Сначала он быстро отводит ручки в разные стороны, а потом будто бы обнимает себя ими.

Здоровый малыш реагирует на эти раздражители с самого рождения.

Рефлекс Бабинского

С целью выявления реакции проводят кончиком пальца по стопе малыша в направлении от пятки к пальчикам ног. Здоровый малыш разогнёт пальцы. Этот процесс также сопровождается сгибанием ножки в суставах.

Эти упражнения даже полезно выполнять, особенно перед купанием или просто в игровых целых.

Рефлекс опоры

Проявляется в том случае, если новорождённого взять за подмышки. Малыш в этом случае сгибает ножки в коленных и тазобедренных суставах. Если его поставить, он выпрямляет ноги и упирается стопой в поверхность стола или пола около 10 секунд.

Нормальна ситуация , при которой рефлекс сохраняется до возраста 6 недель, а затем исчезает.

Рефлекс автоматической ходьбы

Если ребёнка поставить на ножки и немного наклонить вперёд, таким образом сместив центр тяжести тела, он тут же начнёт переступать ногами. Это и называется автоматической ходьбой .

Некоторые дети немного скрещивают ножки, но паниковать не стоит. Немного повышенный тонус мышц бедра вполне нормален в первые полтора месяца от рождения.

Рефлекс ползания Бауэра

Для того чтобы оценить наличие этого рефлекса у малыша, нужно положить его на животик. Нормой будет ползание ребёнка. Если же приставлять ладони к стопам новорождённого, он будет отталкиваться от них вперёд.

Возраст появления

Безусловные рефлексы обычно проявляются тут же после рождения, но бывают исключения.

После рождения возникают:

  • хоботковый рефлекс;
  • поисковый рефлекс;
  • сосательный рефлекс;
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина;
  • хватательный рефлекс;
  • рефлекс Моро;
  • рефлекс Бабинского;
  • рефлекс опоры;
  • рефлекс автоматической ходьбы.

Рефлекс ползания Бауэра можно наблюдать лишь через некоторое время после рождения (примерно через 4-6 суток).

Возраст исчезновения

Исчезают безусловные рефлексы в разные периоды жизни ребёнка.

Нормой является прекращение рефлексов:

  • хоботкового в возрасте 3-х месяцев;
  • поискового в возрасте 3-5 месяцев;
  • сосательного в возрасте 3-4 лет;
  • ладонно-ротового рефлекса Бабкина — к 2-3 месяцам жизни;
  • хватательного – к 3-4 (потом он заменяется простым захватыванием предметов);
  • Моро должен угаснуть к 3-4 месяцам;
  • Бабинского — 12-14 месяцев;
  • опоры — до возраста 6 недель;
  • автоматической ходьбы угасает к 3-м месяцам;
  • ползания Бауэра — в 4-месячном возрасте.

На что стоит обратить внимание?

Отсутствие каких-либо рефлексов или их усиление может быть тревожным признаком , именно поэтому их и исследуют врачи и родители, которым небезразлично развитие и здоровье малыша.

Усиление может быть связано с отклонениями в мышечном тонусе, патологией нервной системы, инфекционными заболеваниями и т. д. Усиление рефлексов часто говорит о повышенной нервной возбудимости.

Однако при оценке реагирования малыша нужно учитывать тот факт, что можно говорить о каком-то серьёзном отклонении лишь в том случае, если имеются какие-либо другие симптомы.

Так, если у ребёнка наблюдается нарушение какого-либо рефлекса и при этом малыш чувствует себя прекрасно, это скорее всего только симптом, но не факт отклонения, его может и не быть.

Рассмотрим несколько примеров возможных отклонений.

Усиление

При исследовании реакции на рефлекс опоры отклонением от нормы является ситуация, при которой ребёнок упирается в поверхность стола носочками или скрещивает ножки. Это может быть свидетельством патологии двигательной системы, внутричерепной травмы, асфиксии при рождении, наследственных заболеваниях нервно-мышечной системы.

Что касается рефлекса автоматической ходьбы , то многие дети немного скрещивают ножки, но паниковать не стоит. Немного повышенный тонус мышц бедра вполне нормален в первые полтора месяца от рождения.

Если у малыша заболевание центральной нервной системы, то рефлекс ползания сохраняется до 1 года.

Ослабление

У детей с заторможенной нервной системой реакции на хватательный рефлекс значительно слабее, у возбудимых – наоборот, сильнее. Ослабление хватательного рефлекса может являться следствием асфиксии при рождении или поражением шейного отдела позвоночника.

Слабым рефлекс Моро может быть по причине внутричерепной травмы. Ассиметрично может проявляться при травме шейного отдела позвоночника.

Рефлекс Бабинского не наблюдается в случае поражения спинного мозга на уровне поясницы.

Рефлекс ползания ослаблен или ассиметричен при внутричерепных кровоизлияниях (у родившихся в асфиксии).

Таким образом, врождённые рефлексы младенца – это индикатор его развития .

Помните, если Вас что-то насторожило при исследовании рефлексов ребёнка, незамедлительно обратитесь к доктору. Относитесь внимательно к развитию малыша и будьте здоровы!

  • Выявление отклонений в развитии ребенка и факторов, их вызывающих
  • Малые аномалии развития (стигмы дизэмбриогенеза)
  • 3. Стигмы шеи, плечевого пояса, грудной клетки, позвоночника:
  • 5. Стигмы конечностей:
  • 6. Стигмы мочеполовой системы:
  • Физическое и психомоторное развитие ребенка Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
  • Понятие об акселерации и ретардации
  • Методика антропометрических исследований
  • Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей
  • Физиологические рефлексы новорожденного.
  • Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг.
  • Семиотика поражений центральной нервной системы
  • Температура тела и терморегуляция у ребенка
  • Методы измерения температуры.
  • Нормы температуры в различных областях:
  • Органы чувств Анатомо-функциональные особенности органов чувств у детей (зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожной чувствительности)
  • Методы исследования и семиотика нарушений
  • Кожа и подкожно-жировая клетчатка Анатомо-физиологические особенности кожи, ее дериватов и подкожно-жировой клетчатки
  • Семиотика поражений кожи и подкожно-жировой клетчатки, методика обследования
  • Костно-мышечная система Анатомо-физиологические особенности костной системы
  • Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей
  • Семиотика поражений костной и мышечной систем, методика исследования
  • Дыхательная система Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей, методика исследования
  • Анатомо-физиологические особенности полости носа и придаточных пазух
  • Методика исследования органов дыхания
  • Семиотика и синдромы поражения системы дыхания, методика исследования
  • Критерии и степени дыхательной недостаточности
  • Лабораторные и инструментально-графические методы исследования при заболеваниях органов дыхания Инструментальные методы исследования
  • Методы исследования внешнего дыхания
  • Лабораторные методы исследования
  • Рентгенологические методы исследования
  • Система кровообращения Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения
  • Кровообращение плода
  • Кровообращение новорожденного
  • Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей
  • Методы инструментального исследования
  • Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы
  • Семиотика и синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни
  • Пищеварительная система Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения
  • Методика исследования органов пищеварения.
  • Семиотика основных поражений и нарушений органов пищеварения у детей
  • Основные синдромы поражения органов пищеварения
  • Мочевыделительная система Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения
  • Семиотика и основные синдромы при поражениях органов мочеобразования и мочеотделения
  • Исследование мочи
  • Инструментальные методы исследования
  • Основные синдромы при заболеваниях почек и мочевыводящих путей
  • Синдром почечной недостаточности
  • Эндокринная система и органы половой системы Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие
  • Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания
  • Нарушения роста
  • Семиотика поражений эндокринной системы
  • Система крови и органов кроветворения у детей Особенности кроветворения у плода
  • Особенности периферической крови у детей. Общий анализ крови
  • Семиотика поражения системы крови и органов кроветворения
  • Типы кровоточивости
  • Лимфоидная система и иммунитет у ребенка
  • Исследование вилочковой железы.
  • Исследование селезёнки.
  • Семиотика нарушений иммунитета у ребенка
  • Синдром увеличения лимфатических узлов
  • ??? Занятие № 15. Новорожденный ребенок. Доношенный и недоношенный новорожденный
  • Недоношенный ребенок
  • I. Социально-экономические:
  • II. Биологические:
  • III. Клинические:
  • 2. Преимущества женского молока
  • 3. Значение молозива в питании новорожденных первых дней жизни. Характеристика молозива
  • 4. Естественное вскармливание и техника введения прикорма
  • 5. Блюда прикорма и сроки их назначения при естественном вскармливании
  • Занятие № 16. Питание кормящей матери. Гипогалактия
  • 1. Питание и режим кормящей женщины
  • 2. Формы и степени гипогалактии, ее причины, меры предупреждения
  • Занятие № 17. Искусственное вскармливание. Смешанное вскармливание
  • 1. Искусственное и смешанное вскармливание
  • 2. Техника искусственного вскармливания
  • Питание ребенка первого года жизни
  • Естественное вскармливание
  • Защитные факторы грудного молока
  • Алгоритм коррекционных мероприятий при вторичной гипогалактии и лактационных кризах:
  • Смешанное и искусственное вскармливание
  • Организация прикорма
  • Сроки введения прикорма
  • Методы расчета питания
  • 1. Объемный метод.
  • Занятие № 18. Питание детей
  • 1. Современные принципы рационального питания здоровых детей старше 1 года жизни Питание детей раннего возраста (1–1,5 года; 1,5–3 года)
  • Питание детей дошкольного возраста
  • 2. Питание детей школьного возраста (6-17 лет)
  • (Утв. Коллегией мз рф 31.05.1991 г.)
  • (Утв. Коллегией мз рф 31.05.1991 г.)
  • Занятие № 19. Особенности обмена веществ у детей. Семиотика нарушений
  • 19.1 Основной обмен у детей
  • Энергозатраты роста
  • 19.2 Особенности белкового обмена и потребность в белке детей различного возраста. Семиотика нарушений
  • Свойства пищевых белков, учитываемые при нормировании питания
  • (Мг на 1 г белка)
  • Врожденные заболевания, в основе которых лежит нарушенный метаболизм белков
  • 19.3 Особенности углеводного обмена у детей. Семиотика нарушений
  • 19.4 Особенности жирового обмена. Семиотика нарушений жирового обмена
  • Различия в химическом составе триглицеридов и жировой ткани у детей и взрослых
  • Нарушения обмена липидов могут происходить на различных этапах метаболизма
  • 19.5 Особенности водно-солевого обмена и синдромы его нарушения
  • Закаливание
  • Физиологические рефлексы новорожденного.

    Особое значение в периоде новорожденности имеют, так называемые, основные безусловные рефлексы.

    Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

    Оральные сегментарные автоматизмы:

    Сосательный рефлекс

    При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отсутствует при парезелицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.

    Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

    При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен до кормления и слабо выражен у ребёнка сразу после кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3-4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса - односторонний парезлицевого нерва. Рефлекс отсутствует - двухстороннийпарезлицевого нерва, поражение ЦНС.

    Хоботковый рефлекс

    Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 мес.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

    При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезеруки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает

    Спинальные двигательные автоматизмы:

    Защитный рефлекс новорождённого

    Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системызащитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться.

    Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

    У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

    Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 - 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

    Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

    Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения - спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 - 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 - 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

    Хватательный рефлекс

    Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона ). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезахрук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей - реакция ослаблена, у возбудимых - усилена. Рефлекс физиологичен до 3 - 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 - 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

    Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопывызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологическийрефлекс Бабинского ).

    Рефлекс Галанта

    При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

    Рефлекс Переса

    Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

    Рефлекс Моро

    Вызывается различными и не различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки - 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение - II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерскомпарезеруки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

    При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро - низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 - 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

    Чтобы новорожденный младенец мог адаптироваться к условиям жизни после родов, у него имеется ряд физиологичных безусловных рефлексов. Проверяя их, врачи убеждаются в том, что с малюткой все в порядке, либо выявляют разные проблемы со здоровьем у крохи. Некоторые из рефлексов очень важны для развития двигательных навыков по мере роста малютки. Одним из таких рефлексов можно назвать хватательный .

    Наличие рефлексов способствует более быстрому адаптированию малыша во внеутробной жизни

    Что это

    Чтобы вызвать данный рефлекс, нужно надавить на ладошку младенца. Кроха сразу же обхватит ваш палец, иногда настолько сильно, что малютку можно будет подтянуть вверх. Аналогичным действием можно вызвать проявление хватательного рефлекса на ногах – если надавить большим пальцем на стопу, пальчики будут сгибаться.

    О хватательном и некоторых других врожденных рефлексах смотрите в видео:

    Стадии развития условного рефлекса

    Различают четыре этапа, во время которых формируется условный хватательный рефлекс:

    • 1 этап – на первом-втором месяце жизни. На этой стадии малютка будет захватывать пальцы взрослого при нажатии на ладони рефлекторно и неосознанно.
    • 2 этап – в трехмесячном возрасте. Малыш пока еще не научился осознанно хватать предметы, но оживляется, увидев игрушки, подвешенные над кроваткой. Стараясь завладеть ими, он совершенствует координацию движений рук.
    • 3 этап – с четвертого по восьмой месяц жизни. В этот период младенец учится самостоятельно удерживать любые предметы и игрушки, которые его привлекли. К концу данной стадии кроха довольно хорошо их удерживает, но орудует ручками пока еще недостаточно ловко.
    • 4 этап – с девятого месяца до года. На этой стадии ребенок отлично захватывает предметы, используя для этого обе руки. Нередко, чтобы отнять небезопасный предмет, родителям приходится приложить большие усилия, освобождая его их цепких и сильных ручек карапуза.


    В первые месяцы жизни младенец захватывает руки взрослого только благодаря рефлексам, делая это неосознанно

    Выявление проблем по хватательному рефлексу

    • Если у ребенка возник парез рук, хватательный рефлекс будет ослабленным или исчезнет.
    • Ослабление данного рефлекса отмечают при заторможенности нервной системы, а при повышенной возбудимости реакция будет усиленной.
    • Если физиологичный хватательный рефлекс вызывается в возрасте старше 4-5 месяцев, это может быть признаком проблем с нервной системой.

    Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует

    Отсутствие или слишком слабое проявление хватательного рефлекса у младенца первых месяцев жизни должно стать поводом для более детального обследования крохи. Ребенка должен осмотреть невролог, проверяя и другие рефлексы, чтобы исключить неврологическую патологию.

    Иногда на проявление хватательного рефлекса влияет пониженный тонус мышц малютки. Такая проблема решается курсами специального массажа.

    Чтобы стимулировать развитие осознанного хватательного рефлекса, родителям следует придумывать больше игр, в которых младенец будет захватывать предметы руками. К примеру, можно положить рядом с малышом яркую игрушку и подождать, когда она очутится в руках карапуза.

    Если ребенок к 9-месячному возрасту не научился осознанно захватывать предметы, это тоже должно стать поводом для обращения к врачу.


    К основным рефлексам новорожденных детей относится сосательный, защитный, хватательный, поисковый, шаговый и установочный. Кроме того, говоря о том, какие рефлексы должны быть у новорожденного, упоминаются рефлекс Эшериха, Моро, Бабинского, Бауэра и Бабкина. Есть у новорожденных и другие рефлексы – об их классификации и характеристике вы можете узнать в данном материале.

    Здоровый доношенный ребенок рождается с определенным набором врожденных безусловных рефлексов, которые обеспечивают его питание и контакт с окружающим миром, а также являются основой для развития более сложных форм деятельности нервной системы.

    Поэтому врожденные рефлексы новорожденных рекомендуется укреплять, стимулируя дальнейшее развитие двигательных навыков ребенка, деятельности нервной системы, а также его интеллектуальное и эмоциональное развитие.

    Некоторые безусловные рефлексы новорожденного ребенка проявляются не сразу после рождения, а через несколько недель или месяцев. Проверяет и оценивает физиологические рефлексы новорожденных врач-педиатр, и на основании них происходит оценка развития и деятельности нервной системы ребенка в целом.

    Какие физиологические рефлексы есть у новорожденного ребенка

    Сосательный рефлекс

    При поглаживании губ или вокруг рта ребенок начинает совершать активные сосательные движения. Этот рефлекс новорожденного ребенка проявляется сразу после рождения и существует до 2-х месяцев. Затем его заменяет стремление ребенка засовывать в рот любые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости.

    Это один из основных рефлексов новорожденного, он помогает малышу исследовать окружающее пространство, успокаивает и способствует подготовке артикуляционного аппарата к речи. Помогает стимулировать данный рефлекс соска-пустышка.

    Есть много противников ее применения, и в каждом случае вопрос решается индивидуально, но положительная сторона ее применения в том, что при совершении сосательных движений подвижные еще кости черепа как бы колеблются, и это препятствует слишком быстрому зарастанию переднего родничка, которое может произойти еще до окончания роста головного мозга. Кроме того, повышенный приток крови к голове улучшает питание мозга и ускоряет вывод вредных веществ.

    Ротовой рефлекс Эшериха

    При легком надавливании на верхнюю или нижнюю губу ребенок вытягивает губы трубочкой. Этот безусловный рефлекс новорожденных существует на протяжении первого месяца жизни.

    Поисковый рефлекс

    При поглаживании щеки ребенка он рефлекторно поворачивает голову в эту же сторону, как бы ищет источник раздражения. Рефлекс начинает проявляться в 2 месяца и существует до 4-х месяцев. Этот рефлекс полезно дополнительно тренировать, так как он подготавливает ребенка к переворачиванию со спины на живот.

    Защитный автоматизм

    При укладывании на живот малыш рефлекторно поворачивает голову в сторону, освобождая дыхание. Этот рефлекс новорожденных детей первого года жизни особенно выражен в первые недели жизни и существует до 2-х месяцев.

    Рефлекс Моро

    Возникает при ощущении падения (опускании головы относительно тела более чем на 30°), громких звуках, ярком свете. Ребенок вначале разводит руки и разжимает пальцы, а затем сводит их, как бы обнимая себя. Имея представление о характеристике этого рефлекса новорожденного, родители должны помнить, что его проявления следует избегать, поскольку он вызывает резкий выброс адреналина. Условия проявления этого рефлекса возникают при купании, переодевании, гимнастике и других резких манипуляциях с тельцем малыша. При проявлении этого рефлекса нужно успокоить малыша, взять его на руки, поменять позу, приблизив ее к внутриутробной. Рефлекс существует с рождения до 4-х месяцев.

    Хватательный рефлекс

    Говоря о том, какие рефлексы есть у новорожденного ребенка, обязательно упоминают хватательный. Он заключается в непроизвольном схватывании и удержании предмета, вложенного в ладонь малыша. Иногда малыши держатся так крепко, что их можно приподнять за удерживаемый предмет.

    Этот врожденный рефлекс новорожденного ребенка существует с момента появления на свет и до 3-х месяцев. Тренировать его можно, вкладывая в ладошки ребенка какой-либо продолговатый предмет так, чтобы все пальчики сжимали его. Если малыш прячет большой палец в кулачке, его нужно вынимать и класть правильно. Затем можно аккуратно потягивать за предмет, чтобы развивать способность малыша удерживать предметы.

    Рефлексы новорожденных и грудных детей первого года жизни

    Рефлекс Бабинского

    При проведении по наружному краю стопы ребенка в направлении от пятки к V пальцу возникает разгибание и веерообразное разведение пальцев стопы. Этот врожденный безусловный рефлекс новорожденных развивает мышцы голени и способствует правильной постановке стопы во время ходьбы.

    Рефлекс раскрытия пальцев рук

    При поглаживании тыльной стороны ладони в направлении от запястья к пальцам ребенок разжимает пальцы рук. Если 4-5-месячного малыша, лежащего на спине, взять за предплечья и перевести в сидячее положение, то в ответ он сводит плечи и сгибает руки в локтях, как бы подтягиваясь. Сгибание рук настолько сильное, что ребенок некоторое время может выдерживать свой вес в таком положении. Рефлекс можно тренировать, несколько раз, в день, потягивая его за ручки и заставляя подтянуться. Этот рефлекс развивает мышцы рук и способствует более точному дотягиванию до предметов.

    Рефлекс опоры и шаговый

    Ребенка приводят в вертикальное положение и наклоняют корпус вперед, в ответ на это он выпрямляет ножки и опирается на них или даже делает шаг вперед. Этот рефлекс новорожденных у грудных детей существует с рождения до 3-х месяцев. После 3-х месяцев ребенок уже уверенно стоит на ножках.

    Рефлекс отталкивания ног

    При прикосновении ладонью к стопам ребенка, лежащего на спине с согнутыми и прижатыми к животику ногами, он отталкивается от ладони и выпрямляет ноги, продвигаясь вперед. Рефлекс тренирует мышцы ног, способствует укреплению навыка вставания, помогает при скоплении в кишечнике газов. Важно, что малыш должен отталкиваться обеими ногами одновременно и с одинаковой силой.

    Подошвенный «хватательный» рефлекс

    При надавливании на основании пальцев стопы ребенка, лежащего на спине, он рефлекторно сгибает пальцы ног. Рефлекс существует до 9-ти месяцев. Развивает навыки ходьбы и может укрепляться, для чего нужно регулярно надавливать на стопу малыша у основания пальцев.

    Рефлекс перекрестного сгибания ноги

    При прикосновении пальцем к середине стопы малыша в области свода другая нога вначале сгибается, а затем выпрямляется. Рефлекс существует от рождения до 1,5 месяца и способствует развитию навыка ходьбы.

    Рефлекс ползания Бауэра

    В положении ребенка лежа на животе при надавливании ладонями на его стопы он делает попытки ползти. Этот рефлекс существует с 1-й по 16-ю неделю жизни и нуждается в обязательной тренировке, так как является основой для развития ползания. Вначале малыши делают это довольно неохотно, кряхтят, но потом у них получается все лучше.

    Ничто не должно отвлекать младенца от кормления. Уже в первые дни он чутко реагирует на эмоциональное состояние матери, а к месячному возрасту обычно отказывается сосать грудь, если мать возбуждена. Ребенок во время еды должен чувствовать, что мама никуда не торопится и не нервничает.

    Что ещё относится к основным рефлексам новорожденных детей (с видео)

    Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

    При надавливании пальцами, на ладони рук лежащего на спине ребенка у него возникают рефлекторное раскрывание рта, высовывание языка, иногда закатывание глаз и разгибание ног. Рефлекс существует с рождения до 3-х месяцев. Развивать его можно с помощью известной игры «Сорока-сорока». Этот рефлекс закладывает основу для дальнейшего развития речи.

    Рефлекс таланта

    Если младенцу, лежащему на спине или на боку, наносить штриховые движения в области поясницы с обеих сторон позвоночника, он сгибает ноги и подтягивает их к животу. Если ребенок лежит на животе, то нужно таким же образом раздражать тазовую область. Это вызывает поднимание бедра и сгибание ноги с той же стороны.

    Установочный автоматизм

    Говоря о том, какие рефлексы есть у новорожденных, нельзя забывать про установочный автоматизм. При повороте головы одновременно поворачивается и туловище. Рефлекс существует с 1 -го до 4-го месяца.

    Цепной установочный рефлекс

    При повороте головы в ту же сторону последовательно поворачиваются плечевой пояс, туловище, а затем и тазовый пояс. Рефлекс проявляется у детей старше 5-ти месяцев.

    Все перечисленные рефлексы являются нормальными для малышей определенного возраста и в положенное время угасают.

    Посмотрите видео «Рефлексы новорожденных», представленное ниже:

    Патологические рефлексы новорожденных детей

    Говоря об основных врожденных рефлексах новорожденных, нельзя забывать и о том, что у малышей могут возникать и патологические (неправильные) рефлексы, не предусмотренные заложенной в них «программой». Как правило, они возникают не случайно, а вследствие каких-либо причин. И их множество. Один из примеров - это привычка ребенка сосать свой палец.

    Нужно помнить, что ребенок постоянно делает это не из вредности. Причина такого поведения может быть разной.

    Если младенец начинает сосать палец в раннем возрасте, от 1-го до 3-х месяцев, то он может делать это в промежутках между кормлениями, как бы имитируя их, или в случае, если у него болит животик. Дело в том, что малыш сосал пальчик, еще находясь в утробе матери, и это стало для него привычкой. Как правило, с возрастом эта привычка проходит. В целом, патологическим рефлексом у новорожденных детей может быть любой нормальный рефлекс, продолжающийся больше установленного для него срока. В этом случае нужно обратиться за консультацией к педиатру.

    У новорожденного нет личного опыта и навыков, на которые можно опираться в выборе пищи или поиске безопасных условий. Но зато природа наделила его безусловными рефлексами, которые помогают пережить процесс рождения и послеродовой адаптации.

    Многие из них угаснут, а некоторые останутся на всю жизнь. У здорового младенца безусловные рефлексы присутствуют и выражены ярко, так что родители сами могут убедиться, как они работают. Какие существуют безусловные рефлексы новорожденных, и как их обнаружить?

    Этот безусловный рефлекс новорожденного необходим для грудного вскармливания, но срабатывает не только при сосании груди.

    Если вы введете палец или соску в рот ребенку на 3-4 см, он начнет делать ритмичные сосательные движения.

    Это один из самых важных рефлексов, который может отсутствовать только при парезе лицевых нервов, тяжелом соматическом состоянии и глубокой умственной отсталости. Одни педиатры считают, что сосательный рефлекс угасает к году, другие – что он действует до 3-4 лет жизни, а значит потребность в сосании и грудном вскармливании сохраняется до дошкольного возраста. Американский антрополог Кэтрин А.

    Деттвайлер и вовсе отметила, что естественные сроки сосания груди намного дольше — этот безусловный рефлекс новорожденного может сохраняться даже до 7 лет, если мама продолжает кормить.

    Поисковый рефлекс

    Поисковый или рефлекс Куссмауля – еще одно условие успешного грудного вскармливания.

    Если вы погладите уголки губ младенца, он опустит губу, отклонит язычок и повернет голову в сторону раздражителя. Если надавить на середину верхней губы, то его ротик откроется и головка разогнется. Надавите на середину нижней губы – голова согнется и опустится нижняя челюсть.

    У голодного малыша рефлекс особенно четкий и проявляется симметрично, он наиболее выражен в возрасте 3-5 месяцев.

    Хоботковый рефлекс

    Если легко похлопать по губкам малыша пальцем, он выпятит их вперед «хоботком».

    Таким образом проявляется работа круговой мышцы рта – ключевого сосательного мускула. По мнению специалистов, этот безусловный рефлекс актуален в первые 2-3 месяца жизни, а затем угасает, но может встречаться и до трехлетнего возраста.

    Ладонно-ротовой рефлекс

    Это явление еще называют рефлексом Бабкина, а заключается оно в том, что если на ладони малыша надавить подушечками пальцев, то голова его движется вперед, по направлению к тому, кто проверяет рефлекс, а ротик открывается.

    Как и поисковый, этот безусловный рефлекс новорожденного особенно выражен перед кормлением и сохраняется до двух месяцев. Его асимметрия или стертая картина наблюдаются только при поражении ЦНС или парезе рук.

    Хватательный рефлекс

    Вложите свои указательные пальцы в ладони малыша – он рефлекторно сожмет ручки в кулачки, да так крепко, что цепляясь может даже повиснуть.

    Такая реакция наблюдается на первой неделе жизни и постепенно исчезает к 3-4 месяцам. Ее еще называют рефлексом Янишевского и Робинсона.

    Подошвенный рефлекс

    Также известен как рефлекс Бабинского. Если погладить края стопы младенца снаружи, его пальчики раскрываются веером, а подошвы сгибаются с тыльной стороны.

    У здорового ребенка эти движения энергичны и симметричны, рефлекс наблюдается до двух лет.

    Рефлекс опоры и автоматической ходьбы

    Если вы поддержите малыша в вертикальном положении, он выпрямит ножки и будет «стоять», а будучи при этом наклоненным вперед начнет переступать ножками. Многие малыши при этом перекрещивают стопы, что тоже вариант нормы. Рефлекторная ходьба может сохраняться по разным данным от 2 до 12 месяцев.

    Рефлекс ползания

    Если вы положите малыша на живот и прикоснетесь ладонями к подошвам его ног, то малыш оттолкнется от них, как от опоры, и поползет вперед.

    Это действие активирует все зоны головного мозга и развивает координацию движений. Поэтому педиатры рекомендуют стимулировать безусловный рефлекс новорожденного ежедневно во время массажа или зарядки.

    Рефлекс Галанта

    На 5-6 день после рождения вы сможете наблюдать такую картину: если положить малыша на живот и провести пальцем сверху вниз вдоль его позвоночника, отступив от центра на 1 см влево, ребенок выгибает спинку вправо.

    И наоборот, проводите пальцем справа – малыш поворачивается влево. Таким образом можно тренировать координацию движений, укрепить связь между полушариями головного мозга.

    Но к 3-4 месяцам реакция обычно пропадает.

    Защитный рефлекс

    Многие мамы боятся выкладывать младенца на живот, но как минимум один раз для проверки защитного рефлекса это делать стоит, так вы убедитесь, в еще одном умении вашего малыша. Положите ребенка на живот – и он сразу повернет голову в сторону.

    Таким образом он сможет дышать даже если будет находиться в положении «ничком». Рефлекс действует с первых часов жизни и пропадает примерно к 1,5 месяцам.

    Рефлекс Переса

    Эта реакция тела показывает работу спинного мозга, проявляется на первой неделе жизни и угасает к 3-4 месяцам.

    Положите малыша на живот, проведите пальцем по спине в направлении от копчика к шее с небольшим надавливанием. Малыш поднимет голову и таз, прогнет спинку и согнет ножки в коленях.

    Асимметричный рефлекс

    Рефлекс также может выступать элементом ежедневной гимнастики, поскольку его стимуляция развивает вестибулярный аппарат.

    Поверните голову малыша направо – и он разогнет ручку и ножку с правой стороны, а с левой – наоборот согнет. Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев.

    Симметричный рефлекс

    Если аккуратно нагнуть головку малыша, чтобы она коснулась груди, то ручки согнутся, а ножки – разогнутся. Такая стимуляция подготавливает ребенка к сознательному ползанию, но рефлекс исчезает к 3-4 месяцам.

    Лабиринтный установочный рефлекс

    Также известен как рефлекс Ландау, реакция способствует переходу ребенка из горизонтального положения в вертикальное.

    Если малыша подвесить свободно лицом вниз, он поднимает голову, его спинка и ноги разгибаются, он может даже выполнять плавательные движения.

    Рефлексы новорожденного

    Под действием этого же рефлекса ребенок поднимает и удерживает голову в положении на животе. Такие движения полезны для освоения навыков ползания и ходьбы.

    Рефлекс Моро

    Еще известен как «рефлекс объятий».

    Услышав резкий звук, ребенок вначале раскидывает руки в стороны, разжимает пальчики и выпрямляет ножки, а затем возвращается в прежнее положении и даже немного обнимает себя. Этот двухфазный рефлекс наблюдается до пятимесячного возраста.

    У недоношенных деток, малышей с легкой асфиксией, травмами, полученными во время родов или при болезнях проявление двигательных рефлексов может ослабевать. Поэтому оценка рефлекторных реакций может многое сказать о состоянии младенца.

    Впрочем не стоит пугаться, особенно если вы делаете проверку самостоятельно. Возможно проявлению безусловных рефлексов мешает то, что малыш попросту сытый и сонный. В любом случае, о том, все ли в порядке, вам скажет медицинский специалист.

    Рефлекс ходьбы (шаговый)

    Двигательные функции ребенка закладываются задолго до его рождения, уже в утробе матери. Внутриутробное движение рук и ног приводит к тому, что в момент рождения ребенок начинает двигаться.

    Мышечное и структурное развитие, достигнутое в утробе, вкупе с нервным контролем позволяют младенцу осуществлять движения сразу при появлении на свет.

    В первые часы после рождения у ребенка наблюдаются: шагательный, хватательный, плавательный рефлексы, рефлекс ползания и др. Задатки пренатального внутриутробного движения плавно переходят в постнатальное (после появления ребенка на свет).

    У новорожденного отсутствуют движения, направленные на сохранение определенной позы. У него преобладает тонус мышц-сгибателей. В состоянии покоя пальцы его обычно сжаты в кулачки, а ноги подтянуты к животу. Отдельные движения конечностей отрывисты и резки.

    При соприкосновении стопы с твердой поверхностью ребенок начинает выполнять медленные примитивные движения, напоминающие ходьбу.

    Безусловные физиологические рефлексы новорожденного редуцируются в течение нескольких месяцев, что необходимо для правильного развития. Например, развитие моторных навыков кисти невозможно без угасания хватательного рефлекса. Прогностическая ценность отклонений, обнаруживаемых при оценке безусловных рефлексов, весьма невелика.

    При опоре на стопы во время легкого наклона тела кпереди ребенок делает шаговые движения.

    Шаговый рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни. Оценка рефлекса автоматической ходьбы очень важна для врача, так как помогает выявить место поражения нервной системы и ее степень.

    Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

    У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных — прим.

    biofile.ru). Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голени и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

    Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1-1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астезия-абазия. Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.

    У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии.

    Новорожденный уже умеет ходить! Шаговый рефлекс в действии

    У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

    Формирование ходьбы начинается с попыток переступать (примерно в 5 месяцев). К 8 месяцам дети уже хорошо переступают, Делая большое количество шагов, если их поддерживать под мышки. Затем они начинают ходить, держась двумя руками за перила, Подвижный стул или поддерживаемые взрослыми.

    От 9 до 11 месяцев ходьба становится возможной и при поддержании ребенка только за одну ручку. К году, а иногда и позже они научаются ходить совершенно самостоятельно, делая сначала несколько шагов и, наконец, преодолевая большие расстояния.

    Сидение, стояние, вставание, ходьба представляют собой сложные двигательные акты, построенные по типу цепных рефлексов.

    Овладение ими и произвольное выполнение их ребенком свидетельствуют о больших успехах в развитии у него моторики.


    © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди