06.03.2019

Развивающие игры ребенка 10 мес. Замок из песка. “Самостоятельное поднимание выпрямленных ног”


Малышу почти год. В этом возрасте одни дети уже уплетают все, что плохо лежит, другие по-прежнему находятся на грудном вскармливании с небольшим прикормом. Особенности развития пищеварения крохи в этом возрасте уже позволяют ему кушать многое, но не все. А от того, как родители составят дневной рацион карапуза, зависит состояние его здоровья. Известный доктор и автор книг и статей о детском здоровье Евгений Комаровский рассказывает, как и чем правильно кормить ребенка в возрасте от 10 до 12 месяцев.


Особенности возраста

В возрасте 10-11 месяцев у детей уже, как правило, есть несколько зубов , а потому маме теперь не нужно тщательно все перемалывать и превращать в пюре. Нарезанное мелкими кусочками яблоко или натертая на крупной терке груша принесут куда больше пользы, чем проглоченное по-быстрому однородное пюре из этих фруктов.


В этом возрасте, по словам Евгения Комаровского, следует дать малышу возможность активно развивать жевательный рефлекс. Это очень важно для того, чтобы пищеварительная система работала правильно. Также важно дать крохе ложку и стакан, он уже должен учиться пользоваться этими приборами, пытаться кушать самостоятельно, привыкать к большому взрослому столу.

Биологической необходимости кормить по часам уже нет, но маме следует поработать над тем, чтобы кроха просыпался в 7-8 утра, а потому в течение дня она должна распределить приемы пищи таким образом, чтобы ребенок наедался и мог спокойно спать до самого утра.

Пока питание «нормальной» пищей все еще должно чередоваться с привычной крохе маминой грудью или адаптированными молочными смесями , если чадо находится на искусственном вскармливании , но с каждым месяцем перед первой годовщиной биологическая потребность ребенка в грудном молоке стремительно убывает. Комаровский считает, что после 12 месяцев грудное вскармливание следует прекратить, от кормлений из бутылочки тоже следует постепенно отказываться, хотя специальными смесями с возрастной маркировкой 12+ можно кормить до полутора - двух лет смело. Главное помнить, что в этом возрасте ни молоко, ни смеси уже не удовлетворяют полностью всех потребностей растущего организма.

10 месяцев

В рационе крохи в этом возрасте уже должны быть такие продукты, как рыба, мясо, творог, фрукты, куриные или перепелиные желтки (не более полутора куриных желтков в неделю), из напитков желательна чистая питьевая вода и соки, но только исключительного домашнего приготовления, без красителей и консервантов (не более 100 мл. в сутки). Хорошо варить ребенку компоты, кисели, делать морсы.

  • 7.00 - ребенок только проснулся и пока его организм не настроен на прием сложной пищи. Поэтому лучше всего дать малышу привычное для него грудное молоко или адаптированную смесь.
  • 10.00-11.00 - нежирный кефир (около 120-150мл) и творог (не более 30 гр).
  • 14.00 - 15.00 - овощной суп или пюре из овощей на мясном бульоне (около 200 гр).
  • 18.00 - грудное молоко или смесь.
  • 22.00 - молочная крупяная каша в объеме до 200 мл. Каша должны быть сытной, чтобы ребенок мог насытиться и крепче уснуть.

В ночном кормлении ребенок в возрасте 10 месяцев не нуждается.


11 месяцев

По набору продуктов оно мало отличается от меню для 10-месячного карапуза , разве что, в этом возрасте рекомендовано ввести в рацион растительное масло (не более 1 чайной ложки в сутки), добавляя в различную пищу. Все блюда лучше варить, тушить или готовить на пару. Мясо и рыбку в супчик или пюре больше не надо протирать, достаточно нарезать мелко или расщепить на волокна.

В суп можно добавить макароны (в небольшом количестве), можно отваривать крохе детскую вермишель . Режим питания Евгений Комаровский рекомендует соблюдать тот же, что и месяцем ранее.


12 месяцев

В годовалом возрасте следует немного подкорректировать режим питания, последний прием пищи желательно «сдвинуть» и проводить несколько раньше (не в 22-23 часа, а в 20.00, на крайний случай в 21 час). Не стоит вводить цельное коровье молоко , для этого еще рановато. Но уже можно и нужно добавить супы на рыбном бульоне, а также небольшой кусочек хлеба к обеду.

С хлебом нужно быть аккуратнее - свежий дрожжевой лучше не давать, он сложнее переваривается. Отлично подойдет кусочек, пролежавший в хлебнице 1-2 дня.


Вводя новый для ребенка продукт, внимательно наблюдайте за ним. Начинайте с небольших порций, буквально с 1-2 чайных ложек. При неадекватной реакции организма на новое лакомство, следует убрать новое блюда из рациона.

Ведите дневник прикорма, записывайте, что и когда съел ребенок впервые, в дальнейшем это поможет быстро понять, на какой именно продукт возникла аллергия.

Детям до года нельзя давать продукты, не привычные для их широтной полосы (если ребенок живет в Сибири, то апельсины не нужны, а жителям юга страны вряд ли стоит кормить своего малыша дальневосточной рыбой).

Все самое интересное о введении детского прикорма можно посмотреть в следующем видео доктора Комаровского.

Рецепты для ребенка с 10 до 12 месяцев

Овсянка с курагой

Сварите обычную овсяную кашу на воде с добавлением небольшого количество детского молока или адаптированной смеси. Добавьте на кончике ножа сливочного масла и закройте крышкой. В готовую кашку мелко нарежьте предварительно хорошо вымытую курагу.


Суп с фрикадельками

На мясном бульоне (из постного мяса) отварите мелко порезанные кусочки картофеля, кабачка, тертую морковь без добавления специй и лаврового листа. Из фарша (говядина) скатайте несколько маленьких фрикаделек и запустите их в готовящийся суп за 15 минут до окончания варки.


Гречневая каша с яблоком

Сварите молочную гречневую кашу, каждая крупинка должна развариться. Добавьте в кашу немного сливочного масла. Натрите зеленое яблоко на крупной терке, добавьте в теплую кашу перед подачей, чтобы сохранить максимум витаминов.


Овощное ассорти

В мясном или рыбном бульоне отварите кусочки картофеля, капусты, моркови, кабачка, тыквы. Когда все овощи будут готовы, слейте бульон, добавьте немного сливочного масла и превратите в однородное пюре с помощью блендера. В готовое пюре добавьте нарезанное мелкими кусочками отварное постное мясо.


Пюре из цветной капусты

Отварите в подсоленной воде кусочки цветной капусты, слейте, добавьте немного сливочного масла и половинку отварного куриного желтка и пропустите через блендер. Перед подачей в пюре можно добавить немного мелко нарезанного мяса или рыбы.


Творожники

Творог смешайте с ложкой сметаны, небольшим количеством сахара и тертым яблоком. Добавьте половину сырого куриного желтка. Сформируйте из полученной массы маленькие оладушки и запекайте их на пекарской бумаге в духовке до готовности. Проверить стадию готовности можно при помощи зубочистки (если остается сухой, все готово). Такое блюда отлично подходит в качестве сытного и полезного полдника.


Паровые котлетки

Фарш из нежирного сорта мяса или рыбы немного подсолите, добавьте половинку сырого куриного желтка, сформируйте котлетки и готовьте из в пароварке около 40 минут.


О разнообразии детского питания расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Малыши растут быстро, приобретают новые навыки, копируют поведение взрослых. Родители могут способствовать гармоничному развитию, опираясь на обобщённые характеристики, составленные опытными педиатрами, психологами и педагогами. К возрасту год и десять большинство детей учатся самостоятельности и начинают проявлять характер.

Физическое развитие малышей в год и десять месяцев

В этом возрасте движения крохи становятся более уверенными. Ребёнок пытается самостоятельно передвигаться? и эти попытки всё чаще оказываются успешными. Некоторые дети могут подпрыгивать на месте, не теряя равновесия и не заваливаясь на бок.

Играть с мячом теперь намного интереснее, потому что его удаётся крепко удерживать в руках и бросать вперёд или в сторону . Всем этим новым умениям родители умиляются и радуются, за исключением активно развивающейся способности стаскивать с себя одежду.

Ближе ко второму году детки начинают снимать c себя заботливо надетые мамой вещи — шапку, варежки, кофточку. И всё, что получается стащить, оказывается на полу.

Не наказывайте ребёнка. Так он отстаивает свою самостоятельность. Покупайте одежду с застёжками, с которыми малышу труднее справиться, чем с липучками и кнопками.

У большинства малышей ко второму годику вылезают 18 зубиков, а у кого-то начинают лезть коренные. Если меньше, не надо паниковать — зубы растут у каждого с индивидуальной скоростью.

Особенности развития психики в возрасте 1 год и 10 месяцев

На этом этапе все дети активно продолжают знакомство с окружающим миром. Им интересно всё и все.

Родителям необходимо быть особенно внимательными. Потому что у ребёнка в этом возрасте ещё не сформирован инстинкт самосохранения. Малыш, оказавшись один на один с объектом, который может быть опасен, не может испытать чувство тревоги, присущее взрослым.

Помимо этого, чадо начинает подражать родителям, повторяет их действия. Многим нравится умываться вместе с взрослыми. Они тщательно копируют последовательность их действий.

Не удивляйтесь, если дочка проявляет повышенный интерес к косметике и пытается сделать макияж. Так она проецирует действия мамы, которые наблюдает каждый день.

В играх дети в год и 10 предпочитают сбор конструкторов, изучение объёмных фигурок, построение башенок. Наблюдая за тем, что строит взрослый в процессе игры, карапуз будет усердно пытаться повторить.

Спектр эмоций расширяется. Развивается способность к сочувствию и заботе.

Близким людям необходимо проявлять внимание и заботу, дарить ребёнку любовь, выказывать понимание и считаться с его мнением. Семейное тепло и поддержка помогают в формировании гармоничной личности.

Общение с окружающими людьми

К одному году и десяти месяцам карапузы способны понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их. На улице они обращают внимание на других деток, а некоторым крохам нравятся коллективные игры.

Но не все дети с энтузиазмом играют с другими. Заставлять малыша не надо. Наблюдая со стороны за чужими детьми, он присматривается к сверстникам и их играм.

К возрасту год и десять малыши начинают различать интонации в разговоре и способны отвечать на вопросы «Кто это?», «Что это?», если указать им на предмет или изображение людей, которые им знакомы.

Что уже должны уметь дети в год и 10 месяцев?

Каждый день малыш учится чему-то новому. К этому возрасту, год и 10 месяцев, кроха начинает часто общаться с окружающими, издавая не только звуки, но и слова. Встретив на улице или в гостях своего сверстника, малыш может проявить попытки пообщаться и подружиться.

В развитии речи помогает постоянное общение родителей с ребёнком, чтение сказок, просмотр мультфильмов. Дети в этом возрасте требуют повторного прочтения одной и той же сказки или просмотра одного и того же мультфильма. Многие слова и предложения они запоминают и пытаются воспроизвести.

Одежду карапузы этого возраста не только снимают. Большинство деток сами надевают варежки, шапочку, шарфик, а некоторые пытаются обуться без посторонней помощи.

Не удивляйтесь, если в этот период кроха начнёт разбирать свои игрушки на детали — так происходит изучение нового. Родителям не помешает бдительность, в этих ситуациях необходимо проверять, чтобы в игрушках не было мелких деталей, которые малыш может проглотить, и острых углов, о которые можно пораниться.

К этому возрасту карапузы самостоятельно держат столовые приборы и могут пить из чашки, не расплёскивая её содержимое.

Питание детей в год и 10 мес

С каждым месяцем детский рацион пополняется новыми продуктами и блюдами, они необходимы для роста и развития.

В ежедневном меню должны присутствовать такие продукты, как:

  • каши;
  • рыба, яйца (чередовать);
  • молочные продукты;
  • мясо;
  • фрукты;
  • овощи.

Классическую молочную кашу необходимо готовить, чтобы консистенция была слегка вязкой. В каши без молока желательно добавлять овощи, фрукты или отварное мясо. Разнообразить рацион и вкусовые ощущения позволяет приготовление каш в духовке. Получается что-то похожее на пудинг.

Количество молока в чистом виде необходимо уменьшить. Оно снижает аппетит и может спровоцировать проблемы с желудком и кишечником. Поэтому его лучше добавлять в супы и каши.

  • творог;
  • йогурт;
  • кефир;
  • сметана.

Яйца в меню должны встречаться не чаще 1 раза в 2 дня.

Свежие фрукты необходимые продукты в рационе, но желательно наблюдать за тем, как организм крохи среагирует на их введение. Какие-то фрукты могут вызывать аллергию, какие-то способны давать слабительный эффект.

В состав блюд можно включить сухофрукты , но не более 50 г в неделю. Сухофрукты добавляют в каши, используют для варки компотов и киселя.

Сырые овощи или овощные салаты перед обедом способствуют улучшению аппетита. Натирать овощи на тёрке не совсем обязательно. В этом возрасте дети способны есть продукты, нарезанные небольшими кусочками.

В поступающей пище должно быть не менее 70 % углеводов.

Интеллект и характер малыша в 1 год и 10 месяцев

Дети в год 10 месяцев от роду начинают понимать, о чём говорят взрослые, за исключением сложных, ещё не известных им слов. Поэтому необходимо внимательно следить, что и как говорить в присутствии крохи.

Помимо этого, детки учатся решать более сложные задачи, способны подбирать элементы того же цвета, что и их игрушка или одежда.

Мимика, интонации и жестикуляции становятся более разнообразными, а в играх малыши запоминают и воспроизводят правильную последовательность действий.

Ребёнок старается проявлять свою индивидуальность, отстаивать собственное мнение. Из-за этого случаются бунты и истерики, если ему приносят не «любимую» бутылочку, тарелочку или надевают «не тот» наряд.

Родители должны понимать, что это не просто капризы, а желание стабильности и попытки выражать своё мнение.

Свои эмоции ребёнок в год и 10 может выражать с помощью укусов.

Причины подобного поведения

  • Агрессия.
  • Возбуждённость.
  • Любопытство.

Необходимо объяснять ребёнку, что такое поведение неприемлемо, и что укусами он причиняет человеку боль.

Развивающие игры для деток в возрасте 1 год и 10 месяцев

Развитием малыша необходимо заниматься, пускать всё на самотёк не желательно.
В этом возрасте упор делается на игры для развития мелкой моторики, обучение правильному определению цвета и формы предметов, рисование.

Желательно использовать конструкторы и наборы, в которых есть много деталей разного цвета, формы и размера.

Зарядка по утрам поможет укрепить иммунитет и сделать движения малыша более уверенными.

Малыши в 1 год и 10 месяцев требуют к себе пристального внимания. Занимайтесь с ребенком чаще, и ваша кроха будет развиваться правильно и гармонично.

Ваш малыш не просто вырос. К своему первому дню рождения он начинает позиционировать себя как самостоятельная, хотя все еще очень зависящая от мамы личность. Он научился разделять свое тело и мамино, начинает понимать, что чувствует мама и что – он сам.

Не секрет, что многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать, «как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»…

Ребенок в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего не отпускает ее ни на шаг!

Это не капризы. Маленький человечек действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же.

Ребенку 10 месяцев

  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ребенку 11 месяцев

  • К 11 месяцам ребенок может самостоятельно вставать с опорой, приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
  • Дайте малышу коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте ее, показав шарик. Затем выньте шарик и дайте ребенку пустую коробочку. Кроха заметит отсутствие шарика и будет удивленно на вас смотреть.
  • Может целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие предметы, мыть ручки и лицо.
  • Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
  • Способен делать обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
  • Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
  • Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
  • Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.
  • К концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери: «бах» - падение, «фа» - шапка и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.

Ребенку 12 месяцев

На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…

Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения.

Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый.

Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.

Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать.

Кризис первого года

Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.

И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.

Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша.

Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих (или наших) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли.

Приметами кризиса первого года являются:

Проблемы второго полугодия

  • постоянное вредное для себя поведение;
  • безостановочный онанизм;
  • неумение имитировать звуки и жесты;
  • общая апатия;
  • отсутствие любимых игрушек и занятий;
  • постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту!

Вот наконец вы и приблизились вплотную к желанному рубежу - первому дню рождения вашего малыша. Ваш кроха многому научился за этот год и, наверное, уже начал ходить. Может быть, он ходит уже месяц или даже два, а может, ему предстоит сделать свой первый самостоятельный шаг после того, как ему исполнится год: у каждого малыша свои темпы развития. Но в любом случае вам нужно будет помочь сыну или дочери научиться твердо стоять на ногах - пока что в прямом значении этого слова…

Выбираем игрушки

Крепкие ноги

Чтобы ребенок, начинающий ходить, учился лучше владеть своим телом и сохранять равновесие, предложите ему следующие игры:

  • Устройте для него "гонку с препятствиями": постройте на его пути низенькие (10-15 см) барьерчики, через которые надо будет переступить, или башни, которые надо будет обойти. В качестве строительного материала можно использовать детский конструктор или пакеты из-под молока или соков. Гуляя с малышом, выбирайте не только асфальтированные дорожки, но и "пересеченную местность" (конечно, в пределах разумного).
  • Вспомните старую игру:
    "Поехали, поехали,
    На бочке, на бочке,
    По ровненькой дорожке,
    По кочкам, по кочкам,
    По оврагам, по оврагам,
    В ямку бух!"
    (для желающих есть вариант дальнейшего развития событий:
    "Распугали сорок мух".)
    При этих словах, лежа на спине и подняв согнутые в коленях ноги, посадите на них ребенка и легонько покачивайте, крепко держа за руки (см. фото). При словах: "В ямку бух!" "уроните" ребенка и прижмите его к себе.

Умелые руки

С помощью этих увлекательных игр вы не только сможете занять любопытного малыша, который пришел к вам на кухню, когда вы заняты домашними делами, но и поможете ему научиться координации движений рук.

  • Возьмите небольшой предмет - например прищепку или пробку - и предложите малышу поупражняться в меткости, с небольшого расстояния бросая пробку в пластиковую банку или картонную коробку.
  • Возьмите два пластиковых стаканчика и переверните их, спрятав под один из них печенье или четвертинку яблока. Сначала сами переверните стаканчики и найдите под одним из них вкусный сюрприз, потом предложите сделать то же малышу. Постепенно увеличивайте количество стаканчиков.
  • Из пустых картонных пакетов из-под молока или детского питания вместе с ребенком постройте стену, башню, тоннель для игрушечных машин. Можно соорудить из пакетов поезд, соединив их лентой.

Полезные развлечения, помогающие малышу развить движения рук, можно придумать и во время купания.

  • Позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ребенка во время купания было 2-3 небольшие губки или мочалки (желательно из материала различной фактуры - например из резины и поролона). Покажите ребенку, как выжимать губку. Это занятие доставит ему массу удовольствия и в то же время будет способствовать укреплению мышц кисти.
  • Принесите из кухни в ванную пластиковые баночки и стаканчики. Во время купания можно переливать воду из одной баночки в другую. Через некоторое время можно будет предложить ребенку задание потруднее: наполнить пластиковую баночку водой с помощью ложки.
  • Сделайте в дне пластиковой банки или бутылки несколько отверстий, чтобы у вас получилось что-то наподобие душа. Наполните бутылку водой и предложите малышу "сделать дождик". Научившись, он будет играть самостоятельно.
  • Спрячьте какую-нибудь игрушку для купания (например, пластмассовую уточку) в массажную рукавичку. Сначала сами найдите ее, а потом предложите это сделать ребенку. Поменяйтесь ролями - пусть ребенок спрячет игрушку, а вы найдите ее.

Живой ум

Предлагаем вам несколько упражнений и игр, способствующих развитию речи и интеллекта вашего малыша.

  • Положите перед малышом кучу носков, варежек, детской обуви или любых других парных предметов. Дайте ему одну варежку и попросите подобрать к ней пару. Надо иметь в виду, что на первых порах предметов должно быть не слишком много - пары 3-4. Обратите внимание и на то, что сначала предметы должны быть разных цветов и вообще максимально отличаться друг от друга по размеру, фактуре и т.п. Потом, усложняя игру, можно будет использовать для нее более похожие предметы.
  • Спойте любую несложную детскую песенку, "аккомпанируя" себе с помощью бубна или погремушки. Потом предложите малышу взять роль аккомпаниатора на себя. Как уже говорилось в предыдущих статьях, развитие чувства ритма стимулирует развитие речи.
  • Пусть подготовка ко сну станет для вашего малыша особым ритуалом. Перед сном можно рассказать ему придуманную вами сказку, одним из героев которой будет сам ребенок.
  • Соберите в небольшой альбом несколько фотографий членов вашей семьи. (Важно, чтобы фотографии в альбом не вклеивались, а вставлялись в прозрачные кармашки, чтобы малыш не мог вынуть их из альбома или повредить.) Такой альбом можно рассматривать вместе с ребенком, сначала называя каждого изображенного на них человека, а потом прося ребенка показать, например, дедушку, бабушку, тетю Аню и проч. В дальнейшем можно будет усложнить задание и попросить назвать по имени тех изображенных на фотографии людей, чьи имена малыш уже научился произносить (начать, наверное, лучше всего с мамы и папы).

Продолжаем освоение пространства

С первых месяцев жизни малыша мы играли с ним в игры, основанные на поиске источника звука. Теперь игры, построенные на этом принципе, становятся еще сложнее и их "поле" расширяется.

  • Заведите музыкальную шкатулку или включите маленький радиоприемник. Спрячьте их в комнате, где находится малыш - под кроватью, под покрывалом и т.п. Вместе с малышом найдите приемник или игрушку. Потом спрячьте их еще раз и предложите ребенку самому найти их по звуку. Играть в эту игру можно и на улице - например на даче.

Знакомимся с окружающим миром

Конечно, на прогулке малыш не только дышит свежим воздухом, но и обогащает свои представления о мире. Поэтому важно поощрять исследовательскую активность ребенка, его стремление получить как можно больше новых впечатлений.

  • Во время прогулки собирайте все то, что может заинтересовать малыша: гуляя по лесу, прихватите с собой несколько шишек или веточек; на пляже предложите ребенку поискать ракушки или красивые камешки; осенью возьмите домой несколько ярких листьев. Дома рассмотрите свои находки вместе с малышом, обратив его внимание на цвет и форму ваших находок.
  • Познакомьте малыша с правилами безопасности на улице. Переходя дорогу, каждый раз говорите о том, что надо посмотреть налево, а потом направо, чтобы убедиться, нет ли машин. Попросите его сделать то же самое.
  • И наконец, пусть ваш малыш узнает, что есть много интересного не только рядом, но и вдалеке от него. Понаблюдайте, как садится солнце, а во время вечерней прогулки зимой (когда рано темнеет) посмотрите вместе на луну и звезды. Ведь любознательность - замечательная человеческая черта, и основы ее закладываются именно в раннем детстве.

Приведено с некоторыми сокращениями

В этом возрасте необходимо обеспечить условия положительного эмоционального состояния, активного поведения ребенка во время самостоятельной деятельности. Поддерживать интерес ко всему окружающему и обогащать новыми впечатлениями. Особое внимание должно быть обращено на развитие ведущих линий, а именно: развивать у детей дальнейшее понимание речи, формировать «первичное обобщение» знакомых слов в речи взрослого. Продолжать развивать способность подражать слогам и простейшим действиям с игрушками. Формировать первые осмысленные слова. Усложнять самостоятельную деятельность - обучать новым действиям с игрушками и создавать условия закрепления и овладения действиями и движениями в самостоятельной деятельности. Развивать самостоятельную ходьбу.
Перевести ребенка на режим с двумя отрезками дневного сна и обеспечить большую активность в процессе кормления, для чего обучить детей жевать протертую пищу и пить самостоятельно из чашки.
Режим дня . В этом возрасте детей переводят на режим дня с двукратным дневным сном. В этом режиме дня длительность отрезков бодрствования колеблется от 2 1/2 до 3 1/2 ч. Длительность первого отрезка дневного сна увеличивается до 2 1/2 ч, второй раз дети спят 2- 1 1/2 ч. Ночной сон длится 11 ч. Кормят детей 4-5 раз в сутки. Если ребенок сам ночью не просыпается, не следует будить его для того, чтобы накормить, так как этим нарушается ночной сон, что отражается на его здоровье. Когда детей переводят на режим с двукратным дневным сном, соблюдать одинаковые перерывы между кормлениями не удается. Интервал в приеме пищи между первым и вторым кормлением, а также между вторым и третьим достигает 4 1/2 ч. Такой длительности промежутки между кормлениями допустимы потому, что в этот отрезок времени дети не только бодрствуют, но и спят. Перерыв между третьим и четвертым кормлением, когда дети только бодрствуют, сокращается до 3-3 1/2 ч.
В этом возрасте уже уменьшается значение пищевой доминанты и ребенок может некоторое время подождать, поэтому дети, посещающие ясли или ясли-сад, завтрак (первое кормление) могут получать в учреждении. Однако интервал между пробуждением после ночного сна и завтраком должен быть не более 30-45 мин, так как более длительное «ожидание» еще трудно для детей данного возраста. Если ребенка приходится поднимать рано из-за дальности расстояния от дома до детского учреждения, то после пробуждения дома следует дать ему молоко или кефир с печеньем, а по приходе в ясли или ясли-сад накормить последним и уложить спать первым.
Детей этого возраста обедом и полдником кормят тут же после сна. Завтрак дети получают по мере прихода в детское учреждение.
Игры-занятия индивидуальные и групповые в детских учреждениях проводятся во все отрезки бодрствования.
До перевода ребенка на этот режим необходимо в течение нескольких дней проверять длительность и характер каждого отрезка его бодрствования и сна. Участковая детская сестра во время патронажа на дому должна объяснить родителям, что режим дня с 2-разовым дневным сном значительно труднее, так как увеличивается длительность отрезков бодрствования. Нужно стараться, чтобы ребенок, особенно легко возбудимый или ослабленный, как можно дольше спал днем 3 раза.

Кормление, укладывание на сон и гигиенический уход

До 9-10-месячного возраста ребенок осваивает все основные пищевые умения, в этом возрасте следует их закреплять и усложнять поведение ребенка во время процесса кормления. В 10-11 мес он должен сам брать со стола чашку, держать ее и пить самостоятельно; откусывать хлеб, чередуя жевание его с жидкой пищей. Для хорошего аппетита и правильной обработки пиши важно своевременное воспитание этих умений. В этом возрасте надо давать детям различные каши, пюре из разных овощей, провернутое мясо, протертые ягоды, фрукты и др.
Нередки случаи, когда матери кормят ребенка до 1 года только жидкой кашей и молоком из соски, объясняя это тем, что он не любит и не ест другую пищу. На аппетит ребенка в данном случае повлиял неправильный способ кормления и этим объясняется его отказ от еды. Начав посещать в этом возрасте детское учреждение, ребенок отказывается от другой пиши. Его начинают кормить насильно, закрепляют тем самым отрицательное отношение к еде, и еще более усложняется процесс адаптации.
В некоторых детских учреждениях, стремясь привлечь ребенка к активности, в 10-11 мес дают в руку ложку для самостоятельной еды полугустой пищи. Ложка вместо укрепления аппетита отвлекает его от процесса питания. У ребенка этого возраста еще недостаточно развита координация движений рук для того, чтобы самостоятельно съесть полагающуюся ему пищу из ложки. После нескольких попыток самостоятельных движений ребенок устает, перестает есть, а начинает играть ложкой и тем самым отвлекается от процесса кормления. В то же самое время он отказывается от того, чтобы его докармливали, так как ложка и действия с нею занимают его. Ложку для самостоятельной еды следует давать ребенку только в начале 2-го года.
Детей, начинающих и научившихся самостоятельно ходить, желательно кормить за низким столом с приставленными креслицами. Ребенка к столу следует вести за руку, используя этот момент для развития ходьбы.
В детском учреждении детей до 1-го года за одним столом кормит не более двух детей сестра-воспитательница, за другим - няня. Во время кормления следует следить за тем, чтобы ребенок хорошо прожевывал пищу. Для этого давать каждому ребенку по 2-3 ложки пищи. В промежутках побуждать откусывать и жевать хлеб.
Во время купания для того, чтобы закрепить у ребенка положительное отношение и отвлечь его от неприятных ощущений (обычно дети не любят, когда им моют голову мылом), хорошо дать для игры гигиеническую игрушку.
Внимательно наблюдать за поведением ребенка и закреплять навык опрятности. Когда у него возникает потребность в мочеиспускании и дефекации, нужно следить за ребенком (иногда дети начинают «кряхтеть» и смотрят на взрослого) и сажать его на горшок. Следует делать это спокойно, не спеша, чтобы не затормозить у ребенка возникшую потребность. Ни в коем случае не следует сажать на горшок, если ребенок уже мокрый.
Все гигиенические процедуры, укладывание и процесс кормления для выработки соответствующих умений и навыков и развития движений и подготовительных этапов речи надо сопровождать речью взрослых.
Во время кормления, одевания и умывания на слова «дай», «подними» (головку, ножку), «пей», «ложись», «спи», «садись», «откуси хлеб» и т. п. вызывать ответные движения ребенка: поднимать голову, протягивать при одевании ручки, ножки, при умывании подставлять ручки под струю воды, садиться, ложиться, вставать и т. д. Вызывать ребенка на подражание облегченных слов, связанных с данным процессом: чтобы при виде пищи ребенок сказал «дай-дай», «сейчас кушать будем „ам-ам"»; при укладывании: «Олечка будет спать - „баю-баю"»; «Сейчас Вовочка будет купаться: „куп-куп"». В этом возрасте надо вырабатывать у ребенка положительное отношение к хорошему и красивому. Для этого соответствующей интонацией и мимикой подчеркивать положительное отношение к чистой одежде, красивому бантику «ах, какой бантик красивый»; похвалить ребенка, если во время высаживания у него был положительный результат, и другой интонацией подчеркивать отрицательное отношение к грязному и неприятному.

Организация бодрствования

Дети этого возраста проводят бодрствование на полу в отгороженной части комнаты, где расположены пособия для развития движений детей и действий с предметами. В конце года, когда ребенок овладеет самостоятельной ходьбой, желательно на некоторое время выпускать его ходить по всей комнате. К началу бодрствования игрушки должны быть расположены таким образом, чтобы они своим внешним видом побуждали ребенка к различным действиям. Особенно это важно при воспитании в детском учреждении, так как дети встают после сна не все сразу и часть бодрствования проводят без участия сестры-воспитательницы.
Игрушки должны содействовать дальнейшему сенсорному развитию, возникновению элементарных действий с предметами. Этим целям служат разнообразные сюжетные игрушки различной формы, величины, окраски и материала, отвечающие гигиеническим требованиям.
Детям старше 9 мес, кроме указанных игрушек, следует добавить коробки с крышками для открывания и закрывания, стержни со свободно надевающимися кольцами для снимания и надевания, вкладные чашечки, куклы с тряпочками, машину, собаку, кошку, крупные полые кубики и другие игрушки, чтобы дети могли производить с ними действия, которым обучили их взрослые. Для развития обобщения давать 2-3 игрушки, имеющие одно название, но различные по внешнему виду, например 2-3 куклы, 2 кошки, 2-3 петушка разного материала, величины и окраски.
Для самостоятельной деятельности детей нужно подбирать только такие игрушки, с которыми дети уже научились производить какие-либо действия или которые они могут сами освоить в процессе самостоятельной практики. В противном случае дети начинают их сосать или разбрасывать. Например, с мелкими кубиками, пирамидками, скамеечкой и грибочками дети не умеют играть без участия взрослого. Неправильное использование игрушек может закрепиться на длительное время. Если взрослые заметили, что ребенок перестал играть игрушками на протяжении одного отрезка бодрствования, следует на некоторое время их убрать и заменить другими.
В этом возрасте следует усложнять действия ребенка с предметами. Ребенка можно научить выполнять по речевой инструкции и показу действия, требующие большей координации рук и неподсказанные свойствами предметов. Так, у 10-11-месячного ребенка не может без обучения взрослого появиться, например, умение надеть кольцо на стержень или положить кубик на кубик - этому его должен научить взрослый.
Ребенка 10-11 месяцев можно также научить выполнять несложные действия с сюжетными игрушками, которые не подсказываются их свойствами, например «покорми кису», «покачай лялю» и т. п.
К концу 1-го года у детей во время самостоятельной деятельности возникают такие «игры», как кормление кошечки или собачки, «укладывание» куклы и др., которые являются воспроизведением действий, разученных взрослыми. Таким образом, умения, которым учит ребенка взрослый, обогащают его деятельность. Надо создавать условия самостоятельной деятельности ребенка и чередовать его с общением со взрослым. Каждый момент общения должен быть использован в целях развития речи, укрепления эмоционального контакта и развития движений и действий ребенка. Разговаривая с ребенком несложными фразами, подчеркивать интонацией наиболее значимые слова, повторять их, делать паузы, чтобы ребенок имел возможность выполнить сказанное ему, и, если он не понимает, «подсказать» жестом, а затем только выполнить то, что ребенок не понял.
Для расширения понимания названия различных игрушек и предметов следует привлекать внимание к ним, называть и одновременно проделывать с ними какие-либо интересные действия. Называть все, на что ребенок смотрит: «Олечка, собачка - ав-ав, как собачка лает „ав-ав"». Такие приемы взрослых не только расширяют понимание названия предметов, игрушек и людей, но и повышают интерес ребенка ко всему окружающему. Следует привлекать внимание ребенка к действиям взрослых и детей; к движениям машины, животных; к различным звукам и др.
В 10-11 мес надо начинать формировать «первичное» обобщение некоторых слов в речи взрослого. Первые «слова обобщения» также формируются в результате специального обучения. Для этого в семье во время бодрствования, а в детском учреждении и во время специальных игр-занятий показывать и называть предметы и игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но различные по внешним качествам, и просить проделать с ним какое-либо действие. Например, показывать куклу: резиновую, целлулоидную, большую, маленькую и называть и просить принести. «Катенька, принеси лялю». «А еще где ляля, принеси». Если ребенок не понимает вопрос, показать - «посмотри, вон ляля, принеси». Если в этом случае ребенок не понимает обращения, надо дать куклу ребенку, говоря: «Вот ляля, Катенька, дай лялю тете Вале», протянуть руку за куклой. «Ну, теперь принеси еще лялю». Просить ребенка (примерно 11-месячного возраста) «покажи, где у куклы глазки», «а где у тети Вали глазки».
Точно так же очень многие моменты должны использоваться для развития подражания звукам, слогам и формирования у ребенка осмысленных слов. «Как ляля у нас ходит топ-топ-топ»,- говорит сестра-воспитательница ребенку, который «водит» куклу, приподнимая и опуская ее над столом. «Топ-топ» - повторяет он, продолжая «водить» куклу. При этом речь взрослого всегда должна быть образцом и в отношении интонации и громкости. Можно считать, что ребенок усвоил слово, если он определенным звукам придает определенное значение, например при виде кошки произносит «кс-кс», при виде собаки - «ав-ав».
Чаще всего звукоподражание и слова возникают, когда ребенок видит человека или игрушку, которую при показе часто называли или когда ребенок на что-либо заинтересованно смотрит, а взрослые в это время произносят слово - обозначение, доступное для подражания. Для того чтобы облегчить подражание и способствовать развитию артикуляционного аппарата, при обращении к детям следует употреблять упрощенные слова, которые ребенок может легко воспроизвести. Эти облегченные слова должны всегда употребляться наряду с правильным названием, тогда в дальнейшем ребенок легче перейдет к пользованию правильным обозначением. Например, показывая машину, надо говорить: «машина би-би», а не только «би-би», или «собачка ав-ав», а не просто «ав-ав».
В детском учреждении развитие речи детей, помимо повседневной жизни, должно систематически проводиться на занятиях. Занятия по развитию понимания и активной речи занимают центральное место в воспитании ребенка этого возраста.
Многими движениями в этом возрасте дети овладевают во время самостоятельной деятельности. Для этого в семье и в детском учреждении нужно создавать условия для свободы и разнообразия движений. Однако для своевременного их развития и правильной последовательности в детском учреждении следует проводить с детьми специальные детские игры -занятия, а в семье помогать ребенку овладеть различными движениями.
Самостоятельной ходьбе ребенка следует учить. С 10-11 мес водить с поддержкой за обе руки, затем ставить и, отойдя на небольшое расстояние, ласково подзывать его к себе или показывать интересную игрушку.
Во время обучения ребенка ходьбе нельзя водить ребенка за одну руку. Неправильная поза может вызвать искривление позвоночника.
Не рекомендуется также для овладения самостоятельной ходьбой, использовать каталки, «омские ходунки» 1 и вожжи. Ребенок вынужден приноравливать темп движений к быстроте движения каталки. Во время ходьбы с этим пособием центр тяжести тела приходится на руки ребенка, его активность направлена на движение каталки, а не на координацию движения ног. Что касается вожжей и «омских ходунков», то при использовании их ребенок двигает ногами, пассивно следуя за движением пособия, а сам активно не участвует в овладении данным умением. Вожжи могут быть использованы только в тех случаях, когда ребенок уже научится ходить самостоятельно.
В детских учреждениях в каждый отрезок бодрствования, кроме общения, с каждым ребенком проводятся различные виды индивидуальных игр-занятий.

Примерный перечень индивидуальных игр-занятий с детьми в возрасте от 9-10 мес до 1 года

1. Развивать понимание речи взрослого. Увеличить количество названий предметов, игрушек, окружающих людей и действий с предметами; научить находить названную игрушку среди 3-4 игрушек, название которых ребенок знает, например куклу, кошку,- собаку, лошадку, машину и др.; учить выполнять одно и то же действие с разными предметами: кормить собачку, кошку или водить куклу, мишку, катать машину, тележку и т. п. По словесной инструкции взрослого отыскивать и находить знакомые предметы (куклу, мяч, машину, ведро и др.), давать их другому ребенку и взрослому.
2. Развивать первичное «обобщение» названий предметов - по просьбе взрослого давать игрушки одного названия, отличающиеся по внешнему виду, например, собачку плюшевую, пластмассовую, резиновую и др.
3. Вызывать звукоподражание и учить говорить первые слова (да, на, мама, баба, бах, би-би, дядя, га-га и т. п.).
4. Обучать новым действиям с предметами по показу и словесной инструкции, а затем только по слову взрослого, например, укладывать куклу спать; кукла танцует; кормить кошку; снимать и надевать свободно снимающиеся кольца на стержень; открывать и закрывать- матрешку; втыкать грибочки, кегли, палочки в отверстия скамеечки и вынимать их и т. д.
5. Развивать умение ходить. Учить ходить вначале с поддержкой за обе руки, а затем без поддержки.
Игры-занятия с группой детей распределяются по дням недели. Проводятся они в 1, 2 и 3 отрезки бодрствования и повторяются в течение недели 2-3 раза.

Примерный перечень игр-занятий с группой детей в возрасте от 9-10 мес до 1 года

1. Показы с целью развития понимания речи и ознакомления с окружающим, например, показа плавающих игрушек, сюжетных игрушек, расположенных в разных местах (отыскивание знакомой игрушки на вопрос «где?»); показа живых животных, например, кормление котенка, щенка, кролика и др.
2. Показы с целью развития понимания речи и подражания звукам и действиям.
3. Игры-занятия по развитию движений: игра в мяч, разбрасывание, шариков.
4. Проводить музыкальные занятия. Развивать устойчивость слухового внимания; вызывать подражание слышимому; побуждать детей к движениям и элементарным действиям под песню и показу взрослого.
5. Игры-развлечения.
Таким образом, если воспитание детей организовано правильно, то они нормально развиваются, спокойны и активны. К 1-му году они осваивают основные крупные движения. Много двигаются, ходят, влезают на невысокий диванчик, горку и подлезают под различные предметы. У детей повышается интерес ко всему окружающему. Их интересуют новые игрушки, движения взрослых и других детей. Понимают обращенную к ним элементарную речь; по словесной инструкции выполняют разученные с ними движения и простые действия с игрушками, знают названия игрушек и предметов, с которыми часто играют, поворачиваются, когда их зовут, и знают имена нескольких окружающих взрослых и детей.
Дети начинают более тонко дифференцировать интонацию голоса и мелодию музыки и по-разному реагируют на них. В ответ на обращение взрослых и во время самостоятельной деятельности лепечут, повторяют за взрослым различные звуки, произносят около 10 простых слов. Звуками они привлекают к себе внимание.
Во время самостоятельной деятельности дети производят некоторые разученные целенаправленные действия с предметами: вынимают и вкладывают, открывают и закрывают, снимают и надевают (свободно снимающиеся кольца), качают куклу, «кормят» игрушечных собачку, кошку и т. п. Некоторое время могут играть самостоятельно.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди