13.04.2019

Правила поведения за столом в доу. Культура поведения за столом. Кто жует морковь сырую, или сок морковный пьёт


Правила поведения за столом.

Правила поведения, как за столом, как и правила этикета должны соблюдаться и дома и в детском саду. Поэтому мы предлагаем Вам примерный список правил, которых мы придерживаемся в детском саду.

Ваш ребенок достаточно взрослый, для тех требований, которые к нему будут предъявляться. То, чему Вы научите ребенка в раннем возраст- останется на всю жизнь. Очень важно не упустить момент его очень страстного желания – делать все самостоятельно! Если этот момент упустить и делать все за ребенка (я делаю аккуратнее и быстрее; он еще очень мал; и т. д.)

Вы рискуете, прежде всего, психическим здоровьем ребёнка. Упущенный навык в определённом возрасте, (а виновны только Вы – не научили), создаёт потом трудности, прежде всего для ребёнка.

Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку почему так делать нельзя. Например: «Если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки…»

Родители, помните! Вести себя дома нужно так же, как и в гостях!

Никогда не давайте скидку «Ничего страшного, он же дома! Здесь же все свои!». Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешали есть торт руками и плеваться тем, что ему не нравится, а тут вдруг мама начинает ругать!!! Ребенку непонятно почему вы так поступаете…

Если это нельзя – это нельзя всегда!

Если это можно – это можно всегда!

Ребенка, как можно раньше (уже с года!) можно посадить с вами за общий стол, но оставив его в высоком стульчике. Малыш непременно оценит Ваше внимание к его «персоне»! Ему не меньше Вашего хочется быть взрослым.

В столовую (кухню) мы не приносим игрушки. Столовая – только для еды. «Отнеси игрушки в игровую. Положи их на стульчик или на полку… Игрушки подождут тебя пока ты поешь…»

Мы сели за стол. Прекращаем все игры и разговоры. За столом мы только едим, а не играем.

Приучайте ребенка, есть первые блюда, молочные супы, кисель (жидкие блюда) ложкой. Вторые блюда – вилкой. Таким образом, Вы приготовите его к смене приборов, с которой ему придется столкнутся в дальнейшем.

Ребенка нужно учить сразу, держать ложку правильно! Ее нужно держать тремя пальцами: большим, указательным и средним (Ни в коем случае не в кулаке!Переучивать будет сложно).

Жевать нужно только с закрытым ртом («чавкать» за столом – недопустимо!)

Еду нужно класть в рот по чуть- чуть, а не «набивать» полный рот. Никогда не клади весь хлеб, всю фрикадельку или большой кусок еды в рот. Есть нужно только маленькими кусочками! (Иначе, ты или подавишься, или задохнешься, или выплюнешь все обратно, что не допустимо! Если ты так сделаешь в гостях, или при постороннем, то ему будет плохо и неприятно. Так делать стыдно!)

«Тянуть» суп с ложки нельзя. Нужно просто «вылить» суп в рот (так, чтобы тебя никто не слышал).

Нельзя класть локти на стол. Рука должна упираться об стол «серединой» между запястьем и локтем. (Если у тебя локоть лежит на столе, тебе неудобно есть!)

Самое главное правило: мы поднимаем руку и несем ложку ко рту, а не выгибаем шею «зигзагом», чтобы рот «попал» на ложку. Рука к столу не приклеена! Рука должна двигаться, а не голова! Если ребенок не понимает, нужно брать и поднимать его за локоть! (помогая ребенку справится на первых этапах.

А вот так мы держим вилку, когда едим салат, плов или гречневую кашу, овощи, т. е. «рассыпчатые» блюда. Потому что пищу так удобнее брать.

Вот так можно учить ребенка есть, когда он самостоятельно сможет «разломить» вилкой котлету, сырники и т. д. (Пищу «накалывают» на вилку).

В то время когда ты жуешь, то ложка (вилка) должна лежать на тарелке. Нельзя класть ее на стол, размахивать ею, стучать по тарелке или по столу. Ты можешь ударить соседа, расплескать суп

Если левая рука не занята хлебом, то она должна лежать на столе, а не под столом.

Спина должна быть прямая,(не стоит ее выгибать в виде вопросительного знака и упираться в стол, потому что вскоре будет болеть желудок или живот.

О воспитании культуры и навыков поведения за столом

Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. С правилами хорошего тона необходимо начинать знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу. Для формирования у детей навыков поведения за столом в дошкольном учреждении немало возможностей. Создание культурных привычек начинается с воспитания аккуратности и чистоплотности.

Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который воспитывается у ребенка. В силу того, что дети годами посещают дошкольное учреждение, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении и прививать нормы поведения за столом многократно, и это способствует выработки привычек. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежду вовремя еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки:нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом,тщательно пережевывая пищу. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. С самого младшего возраста детей надо приучать правильно сидеть за столом, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям нужно не только уметь правильно накрывать стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к еде, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Для более успешного формирования и закрепления навыков на протяжении всего периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы. Однако нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослые должны быть для них образцом. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно и в разных ситуациях (и в саду и дома).

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике нормами поведения. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения в повседневной бытовой деятельности. Воспитание у детей навыков гигиены и столового этикета играет важнейшую роль и способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил стало для них естественным, а навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

… Пожалуй, каждый педагог и родитель задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.
Культурно - гигиенические навыки приема пищи у детей.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих.

Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.
Воспитатель детского сада руководствуется задачами, сформулированными в программах, проследим последовательность и постепенность задач по формированию культурно - гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей ребенка.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Закреплять умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.
Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола не закончив еду, говорить "спасибо"
На картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы еды, знать предметы необходимые для еды их свойства и качества;
Переживать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действий;
Знать короткие стихи или потешки о еде, повторять их за взрослым или самостоятельно

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место
Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом
В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы еды
Знать многие предметы и действия связанные с выполнением гигиенических процессов при приеме пищи
Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших)
Знать стихи о приеме пищи, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки с соответствующим содержанием.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом), салфеткой, полоскать рот после еды
Сформировать положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды
Знать наизусть стихи, потешки связанные с выполнением культурно - гигиенических правил.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом
Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Подготовительная к школе группа (от до 7 лет)
Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.
Сервировка стола в ДОУ
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка.
Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Вилки следует давать детям, начиная с младшей группы. Детей 5-6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера… Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5-6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 -400 г).
Хорошо иметь мелкие тарелки двух размеров: десертные - за завтраком и полдником и мелкие, соответственно размеру глубоких тарелок,- для вторых блюд. Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Столовые ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.
Для каждой группы желательно по возможности иметь свою посуду, отличную по оформлению от посуды другой группы. Детям бывает очень приятно, когда, перейдя в другую группу, они увидят другой рисунок на своей чашке и тарелке.
Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.
Дежурства вводятся во второй младшей группе в конце года, ставят перед ребёнком только одно условие: помочь няне накрыть на стол только тем детям, которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педаг7ог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела: «Сегодня Серёжа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя, на другой – Дима. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все будут помогать няне».
В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы. Что и в младшем возрасте, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Во второй половине года, когда умения детей станут прочнее, можно увеличить объём их работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, поставленные на стол няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды: каждый ребёнок ставит свою тарелочку на другую, обращаясь с просьбой к другому приподнять ложку. Выходя из-за стола, он может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные тарелки.
Дежурства в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняется и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей. Например, после еды должны ли всё убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?
Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребёнка. Например, каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если детям удобно и они приучены складывать посуду аккуратно.)

Аппетит ребенка во многом зависит от того, как подается пища, настолько привлекателен ее внешний вид,
Вот примеры того, как важно, чтобы пища имела привлекательный вид.
Раньше младший воспитатель раскладывала гренки по тарелкам и заливала их горячим бульоном; пока дети садились за стол, гренки размокали и вид у блюда был неаппетитный. Мы предложили подать гренки отдельно, и дети стали есть суп с гренками с удовольствием.
Другой пример: давая детям гречневую кашу и молоко, няня раскладывала кашу в глубокие тарелки, сверху наливала молоко. Некоторые дети ели неохотно или совсем отказывались ость. Тогда мы предложили этим детям отдельно кашу и отдельно молоко, и они охотно все съедали. С тех пор мы стали давать детям отдельно кашу в глубокой тарелке и рядом в чашке молоко, и дети едят как им хочется. Мы учим детей есть с боковой части ложки, не набирать полную ложку, не тянуть суп из ложки, не облизывать ее. Последнее правило особенно важно при еде вторых и третьих блюд. Не разрешаем детям дуть в ложку или в тарелку, объяснив им, что брызги могут попасть на скатерть или на соседа.
Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, учим отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим на справляются.
Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира.
Если детей не учить есть мясные, рыбные и другие блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу.
Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним.
Приходится учить детей пить молоко, чай, кофе или другие напитки с бутербродами, пирогом, печеньем небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом.
Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания.
Взрослые (воспитатель и младший воспитатель) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно.
Как вести себя за столом.
Не сиди, развалившись.
Не клади ногу на ногу.
Не шаркай ногами, не разговаривай.
Не вертись, не толкай товарища.
Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.
Кусай хлеб над тарелкой.
Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.
Правильно держи вилку, ложку и нож.
Когда пьешь, чашку нужно поднимать ко рту, а не выгибаться к чашке, когда она стоит на столе.
После еды положи ложку и вилку в тарелку.
Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.
После еды полощи рот.
При проведении завтрака, обеда мы разрешаем детям спокойно обратиться с просьбой к воспитателю, младшему воспитателю помочь разрезать, дать добавку или, наоборот, сказать няне или дежурным детям, чтобы дали меньше; посоветовать товарищу взять корочку - «помогалочку», а не трогать пищу пальцами, самому напомнить товарищу, если неправильно держит ложку, а не кричать: «Вова неправильно держит ложку!» Других разговоров во время еды мы не допускаем.
Занятия по теме «Столовый этикет»
1. «Посуда и столовые приборы»
2. «Как правильно и красиво накрыть на стол»
3. «Поведение за столом»
4. «Чаепитие друзей»
5. Научим Машу сервировке стола к обеду

Конспект:
«Научим Машу сервировке стола к обеду».
Программное содержание:
- Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных;
- Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
- Закреплять знания о разных видах посуды и ее назначении;
- Развивать: моторику пальцев рук, память, восприятие, память, мышление;
- Развивать умение правильно обращаться с посудой;
- Формировать навык последовательности сервировки стола к обеду и уборки посуды после еды,
- Воспитывать умение правильно сервировать стол к обеду.
Предварительная работа:
- Рассматривание посуды во время приема пищи;
- Отгадывание и разучивание загадок о посуде;
- Игры: «Что в чем» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов),
«Какая посуда спряталась?» и др.
- Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»
Оборудование: скатерть, салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, нож), столовая
посуда (глубокая тарелка, мелкая тарелка, чашка, блюдце, хлебница), салфетница, салфетки из ткани для сервировки стола.
Методы и приемы: сюрпризный момент, загадывание загадок, дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Убери со стола»
Словарная работа: сервировать, столовые приборы.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем заходят в группу, где уже сидит обиженная Маша и рядом стоит медведь Мишка.
-Ребята, а у нас гости. Здравсвуйте, Маша и Мишка. Что случилось? Почему вы поссорились?
-Мы хотели пообедать и я решила помочь Мишке накрыть на стол, но ему не понравилось, как я это сделала.
-Давайте посмотрим почему Мишке не понравилось. (воспитатель обращает внимание на стол).
-Ребята, посмотрите Маша правильно накрыла стол к обеду? (Ответ).
-Мишка, не расстраивайся мы научим Машу правильно накрывать на стол. Наши дети делают это ежедневно.
В древние времена человек не задумывался над тем, как съесть добытую пищу. Ему вполне хватало собственных рук, раньше столовых приборов не существовало. Время шло, менялся человек, менялись понятия о еде, расширялись разновидности блюд и это потребовало их появление. В странах Восточной Азии для приема пищи стали употреблять палочки из бамбука или кости, в странах с европейским укладом другие столовые приборы-ложка,вилка,нож,тарелка. Следом последовали правила пользования этими приборами. Появились правила, которые рассказывали, как правильно раскладывать и расставлять посуду на столе которое стали называть «сервировка стола». Эти правила наши дети уже знают и научат Машу.
-Маша, послушай стихотворение «Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разгрызали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут.
-Сейчас, Маша, ребята тебе покажут, как правильно сервировать стол к обеду.
1ребенок - Стелим скатерть, поверх нее раскладываем салфетки под каждого ребенка, чтобы стол оставался чистым. (дети выполняют действия по мере необходимости).
2ребенок – Ставим на стол салфетницу с салфетками для рта и рук.
3ребенок – В центре на салфетку поставим блюдце для хлеба или хлебницу.
4ребенок – Вокруг блюдца или хлебницы поставим маленькие блюдца: ручки чашек смотрят вправо, на них чайные ложки для компота, если в компоте есть сухофрукты - положим на блюдце чайную ложку для того, чтобы их есть.
5ребенок – Маша, отгадай загадку: Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы.
Глубокая и мелкая
Зовут ее ….(тарелкою).
Правильно, Маша, теперь мы поставим на салфетку тарелку для первого (супа, борща, щей, ухи).
Мишка – Отгадайте, ребята, загадку: Сел за стол я и копаю
Маленькой лопаткою.
Инструмент я окунаю
В борщ, повидло сладкое.
Что лопатка зачепнет,
Отправляю прямо в рот:
Кашу, торт, бульон, окрошку…
Знают все, что это… (ложка).
С какой стороны от тарелки мы положим ложку? (справой стороны от тарелки).
Воспитатель – А теперь отгадайте мою загадку: У нее зубцы стальные
Длинные и острые
Ею подцеплять куски
Очень даже просто нам! (вилка).
С какой стороны от тарелки мы положим вилку? (с левой стороны, вверх зубчиками).
Маша – А я тоже знаю загадку, отгадайте ее: Он из стали, и прекрасно
Режет овощи и мясо.
Только лезвие не трожь.
Ну, конечно, это… (нож).
Я хочу узнать, где нужно положить нож? (нож кладем справа, лезвием к тарелке, перед ложкой).
Для чего нужен вилка и нож? (Вилка и нож нужны, когда мы едим продукты и блюда, кусочки от которых трудно отделить только при помощи вилки. Тогда вилкой мы придерживаем продукт, а ножом отрезаем небольшой кусочек).
Воспитатель – Вот мы и накрыли на стол. Что мы должны пожелать сидящим за столом? Правильно, мы пожелаем им «Приятного аппетита».
Маша, мы надеемся ты запомнила, как правильно сервировать стол к обеду и станешь хорошей помощницей для Мишки.
Физкультминутка.
Вот большой большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес. Н. Нищева.
Воспитатель – Все дети пообедали. Теперь нужно убрать со стола.
Дидактическая игра: «Убери со стола» (Все действия производятся в обратной последовательности).
Молодцы, ребята, вы правильно справились с условием игры. Мишка, Маша поиграйте с нами в игру:
Дидактическая игра: «Четвертый лишний». (выделите лишнее слово и объясните свой выбор).
Воспитатель – Наши дети каждый день накрывают на стол и как они это делают сейчас вам расскажут:
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Маша – Спасибо вам, ребята, я запомнила как нужно сервировать стол к обеду и теперь не буду огорчать Мишку, а чтобы закрепить правила выучу это стихотворение. А нам пора домой. Досвидания.
Воспитатель – Чему мы сегодня научили Машу и сами повторили. (ответы детей).

Антонина Плотникова
Воспитание у детей культуры поведения за столом

Пожалуй, каждый педагог и родитель задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом . Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом , умело пользоваться столовыми приборами , быть обходительным в застольном общении .

Культурно - гигиенические навыки приема пищи у детей .

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом . Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом , пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе .

Создание культурных привычек начинается с воспитания аккуратности и чистоплотности. Культура еды , умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который воспитывается у ребенка . В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении и прививать нормы поведения за столом многократно , и это способствует выработки привычек. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежду во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки : нельзя класть локти на стол во время еды , есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. С самого младшего возраста детей надо приучать правильно сидеть за столом , аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами , салфеткой. Детям нужно не только уметь правильно накрывать стол и ставить посуду , но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к еде, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Формировать культурно -гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка. Обучение правилам этикета начинается с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды : хлебница, салфетница.

По необходимости следует разрешать детям обращаться к сидящим за столом людям , при этом не следует одергивать, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми , поскольку взрослый человек способен создать дружескую атмосферу. Своим примером он ненавязчиво приучает их к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный момент. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей . Они приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно находятся дети.

Взрослые (воспитатель и мл . воспитатель ) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей . Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами : «ешь скорее» , «доедай скорее» , лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом . Постепенно воспитанники привыкают есть культурно .

Как вести себя за столом .

Не сиди, развалившись.

Не шаркай ногами, не разговаривай.

Не вертись, не толкай товарища.

Ешь аккуратно, не проливай на скатерть..

Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.

Правильно держи вилку, ложку и нож.

После еды положи ложку и вилку в тарелку.

Выходя из-за стола , убери стул и поблагодари.

При проведении завтрака, обеда мы разрешаем детям спокойно обратиться с просьбой к воспитателю , младшему воспитателю помочь разрезать , дать добавку или, наоборот, посоветовать товарищу взять корочку - «помогалочку» , а не трогать пищу пальцами, самому напомнить товарищу, если неправильно держит ложку, а не кричать : «Вова неправильно держит ложку!» Других разговоров во время еды мы не допускаем.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными, например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание «приятного аппетита» обязательно!

В играх дети с удовольствием осваивают и изучают важные жизненные правила. Все начинается с игры. Н-р, сюжетно-ролевых игр типа «Семья» , «Столовая » изучаются правила поведения за столом : мыть руки перед едой, сидеть прямо, не класть локти на стол , разговаривать вполголоса, правильно пользоваться столовыми приборами , по окончании еды использовать салфетку. Во время дидактических игр «Что нужно?» , «Назови правильно» , «Когда это бывает?» закрепляются названия блюд, кухонных принадлежностей, столовых приборов . Кроме того, закрепляется знание соответствующих случаю форм речевой вежливости : «Приятного аппетита!» , «Спасибо!» и д. р.

Обучение детей правилам умывания и поведения за столом .

Игра- ситуация «Чаепитие» .

Дети вместе с Мойдодырем осваивают технику мытья рук, повторяя за ним все движения.

1. Закатить рукава.

2. Открыть кран.

3. Намочить руки и мыло.

4. Намылить руки, приговаривая :

Чтоб чисты ладошки были,

Славно их намылим мылом.

Три ладонями, давай,

Грязь с них оттирай.

5. Положить мыло на место.

6. Тереть руки и приговаривать :

От простой воды и мыла

У микробов тают силы!

Прокомментировать технику мытья : сначала потереть ладошки, потом ладошки моют кулачки, потом пальчики трут «пальчиками (замочек, далее обхватить запястье и потереть его.

7. Смыть пену под краном, продолжая тереть ручки.

8. Отжать с рук лишнюю воду (не стряхивать) .

9. Закрыть кран.

10. Вытереть руки полотенцем.

1 1. Опустить рукава.

Манеры поведения за столом .

1. Обратить внимание на осанку детей .

Если сел ты за стол –

Не стучи ногой об пол!

Аккуратен будь везде,

И особенно в еде!

Поинтересоваться у детей , можно ли за столом разговаривать . Рассказать им о старинных правилах поведения за столом . Люди ели молча и даже придумали по этому поводу пословицы :

Когда я ем, я глух и нем (пояснить) .

Когда я кушаю, я никого не слушаю.

Беседа : «Поведение за столом » Предварительная работа с детьми : Провести беседу о том, какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять. Предложить ребятам закончить фразы :

Есть и пить надо… (беззвучно и аккуратно, не оставляя на скатерти следов пищи;

Не склоняться низко… (над тарелкой, лишь слегка наклонить (голову) ;

На столе лежат только кисти рук, локти на стол (не ставим) ;

Если вилка или ложка в правой руке, то левая (придерживает тарелку) ;

За столом нельзя говорить (громко или с полным ртом) ;

Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами(«Спасибо, очень вкусно!»

Для воспитания этикета у детей необходимы следующие условия : позитивный настрой (обращение по именам, похвала) ; пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки) ; связь с семьей (единство требований детского сада и семьи) .

Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом. Поэтому сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Своей стороны, я стараюсь поддерживать связь с родителями, советую, чтобы они включали в рацион питания побольше овощей : овощное рагу, салаты из овощей, т. к. дети едят те блюда в детском саду, которые готовят дома. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей . Мною был разработан краткосрочный проект «Овощные фантазии» , который направлен на систематизирование и расширение знаний об овощах; ознакомление с «витаминами» . Итогом проекта стал блиц –турнир, проведенный мной совместно с родителями и детьми, целью которого было не только укрепление и поддержание дружеских отношений, а также формирование правильного питания ребенка.

Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. С правилами хорошего тона необходимо начинать знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

Для формирования у детей навыков поведения за столом в детском саду немало возможностей. Создание культурных привычек начинается с воспитания аккуратности и чистоплотности. Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который воспитывается у ребенка. В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении и прививать нормы поведения за столом многократно, и это способствует выработки привычек. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежду во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки:нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом,тщательно пережевывая пищу. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. С самого младшего возраста детей надо приучать правильно сидеть за столом, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям нужно не только уметь правильно накрывать стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к еде, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Для более успешного формирования и закрепления навыков на протяжении всего периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы. Однако нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослые должны быть для них образцом. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно и в разных ситуациях (и в саду и дома).

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике нормами поведения. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения в повседневной бытовой деятельности.

Воспитание у детей навыков гигиены и столового этикета играет важнейшую роль и способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил стало для них естественным,а навыки с возрастом постоянно совершенствовались.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди