08.03.2019

Нетрадиционная форма проведения собрания в старшей группе. Презентация "нетрадиционные формы родительских собраний". Родительские конференции по обмену опытом


подготовила и провела воспитатель МБДОУ № 40 , Букина Н.С.

Цели:

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.

Форма проведения: беседа за круглым столом

Участники: воспитатели, родители, узкие специалисты.

Подготовительный этап.

Подготовка благодарственных писем семьям, принявшим активное участие в жизни группы и детского сада

Предварительное анкетирование родителей (Приложение 1).

Разработка проекта решения родительского собрания:

  1. План проведения:
  2. Вступительная часть.
  3. Поздравление родителей с началом учебного года.
  4. Выборы нового состава родительского комитета.
  5. Психологические особенности 3- 4 лет.
  6. Награждение родителей.

Ход мероприятия

I. Организационный этап

Упражнение “Каким вы хотите видеть своего ребенка?”

Перед вами лежат “лепестки” нашей будущей “ромашки”. Запишите, каким вы хотите видеть своего ребенка на “лепестке ромашки”.

(После совместного обсуждения родителей “лепестки” прикрепляются на доску в виде “ромашки”)

Звучит музыка, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На центральной стене плакат с темой собрания.

Родители изучают содержание программы родительского собрания.

1. Вступительная часть

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас! Сегодня у нас праздник.

Попробуйте догадаться какой. Нашим замечательным деткам исполнилось три - четыре года, они перешли во вторую младшую группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.

Упражнение “Пожелание”

Родители встают в круг, воспитатель под музыку пускает по кругу “волшебный микрофон”. У кого микрофон останется в руках тот произносит пожелание.

Воспитатель: Иногда родители слышат от ребенка “не хочу в детский сад”. Что делать, как поступить? Консультация для родителей: “Мой ребенок не хочет ходить в детский сад". (Приложение 2)

Воспитатель: Чем же заняты дети в детском саду? (Рассказать родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс,

задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий), о дополнительном образовании (бесплатные и платные кружки).

Родители задают интересующие их вопросы, высказывая предложения по улучшению качества образовательного процесса. Им выдается памятка “Правила для родителей”

(Приложение 3) . Родители заполняют анкету семьи, куда вносят все изменения, произошедшие за текущий период (изменения фамилий, адрес телефонов, места работы и т. п.).

Родители получают распечатанный список воспитателей (Ф.И.О., контактные телефоны, время проведения консультаций)

Воспитатель: Предлагаем выбрать, либо подтвердить прежний, родительский комитет группы, который будет, как и прежде заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов.

Воспитатель: В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей,

детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу. Уважаемые родители! Год назад мы переступили вместе с вами и вашими

детьми порог детского сада. За этот год многое мы пережили - были и слезы и смех, и первые победы. Спасибо Вам за то, что вы были с нами рядом, за вашу поддержку.

(Вручение благодарственных писем родителям - активным участникам мероприятий группы и детского сада.)

Решение родительского собрания:

  1. Установить график проведения групповых родительских собраний — 1 раз в квартал. Время начала родительского собрания — 17.30.
  2. Председателем родительского коллектива группы избрать, (Ф.И.О.).
  3. Утвердить родительский комитет в следующем составе:
    (Ф.И.О. членов родительского комитета, их телефоны).
  4. Принять к исполнению правила для родителей.
  5. Заполнить анкету для родителей и анкету семьи.
  6. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных
  7. условий для образования детей в сложившемся коллективе.

Воспитатель: Спасибо, уважаемые родители за то, что вы пришли на родительское собрание. Приглашаем вас на чаепитие.

Приложение 1.

Фамилия, имя, отчество…………………………………………………………………………….

  1. Какие изменения произошли в Вашем ребёнке за этот год пребывания в д\с…………………………………………………
  2. Как Вы думаете, каков стиль общения логопеда, педагогов с ребёнком?

партнёрский……………………….

3. Обеспечивают ли педагоги развитие вашего ребенка в различных отраслях развития?

Да…………………….. нет……………..

Частично ………… не знаю………………

4. Как Вы думаете, в какой форме педагоги проводят обучение детей?

В игровой, занимательной……………………………………..

В учебной, дисциплинарной……………………………………..

не знаю…………………………………………………………………….

6. Как часто Вы получали информацию от педагогов о развитии ребёнка, его успехах, проблемах?

ежедневно……………………. 1 раз в неделю ………………………

1 раз в месяц……………………….. никогда……………………………………..

7. На Ваш взгляд, созданы ли условия в д\сдля воспитания, развития ребёнка?

да…………………… нет……….... частично………

8. Какую помощь Вы оказывали педагогам в воспитании, развитии ребёнка?

…………………………………………………………………………………………………………

9. Как вы думаете тяжело работать воспитателем?.....................................................

10. Ваши пожелания педагогам в воспитании ваших детей……………………………

Приложение 2

Консультация для родителей на тему: «Если ребенок не хочет ходить в детский сад. Что делать?»

«Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!».

Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро. Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик,

голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура,

появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу.

А причин для этого может быть несколько.

Смена образа жизни

Дети - самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям.

На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, - это порядок и спокойствие в их жизни.

А тут - мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно,

свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое - и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем.

Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней. Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома».

Оптимальный вариант - если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме.

Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая - подойдет морковка или яблоко).

Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи - например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке.

Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Непривычная пища

Вспомните свое детство - наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства.

Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком - у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных,

требуют съедать все до крошки, в быстром темпе - это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе.

В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака - больше шансов, что к моменту

завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан.

Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Чужой среди своих

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком.

Это может быть индивидуальная особенность - просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей».

Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский).

Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости.

Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода - приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно.

Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант - студия раннего развития, где дети постепенно

вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием.

Обращайте внимание малыша на то,

как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют.

Чего делать нельзя

Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада,

но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно - это очень опасный путь. Малыш поймет,

что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.

Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день

(разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете

оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.

Самим бояться разлуки с ребенком. Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции - и тревога, и спокойствие.

Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке - совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?

Наиболее распространенный источник напряжения - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду

ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел.

Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть.

Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой - небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим,

перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или

родителей других детей - как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению,

а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа - это тоже большая нагрузка для ребенка,

склонного к перевозбуждению.

А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком - к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум,

брат или сестра, книги) - то и является для него источником стихийной психотерапии.

Бежать, конечно, никуда не надо, и прятаться тоже, хотя очень хочется, особенно, когда ваше солнышко и зайчик катается по земле в истерике и требует очередную шоколадку,

и вы с ужасом ловите себя на мысли: «Это не мой ребёнок. Мой был спокойный и послушный зайчик, а этот…..».

Нет, дорогие родители, могу вас уверить, ребёнок именно ваш. Просто он взрослеет и пока ещё не знает, что ему делать с этой «взрослостью» и как себя вести дальше.

Ну, что ж, давайте разбираться.

Если на любое ваше предложение ребёнок отвечает «Нет», а раньше он это делал с удовольствием, если он стремится всё делать сам, отвергая любую вашу помощь,

если грубит вам, бабушке и дедушке, если требует от вас ему подчиняться посредством истерик, капризов, плача, если ребёнок стал упрямым и строптивым - поздравляю,

вы переживаете один из самых острых и важных детских кризисов: кризис трёх лет.

Ваш ребёнок учится быть самостоятельным и независимым, отстаивать своё мнение. Не нужно его наказывать и ругать, просто помогите ему.

Дорогие мамы и папы, признайте наконец, что ваш ребёнок стал взрослым (почти стал), а это значит нужно научится уважать его мнение и желание стать самостоятельным.

Хочет он помыть пол, пусть моет. Влажная тряпка и немного воды в тазике не испортят паркет.

Потом, когда ребёнок уснет со счастливой улыбкой от сделанной работы, вы можете пол и перемыть. Главное здесь, он сделал это САМ.

Предоставьте ребёнку выбор. «Ты будешь есть борщ из красной или жёлтой тарелки?» Глядишь, и тот факт, что придётся съесть нелюбимый борщ, останется незамеченным.

Не заставлять, а просить. «Солнышко, помоги мне нести пакет, а то мне тяжело.» И ребёнок будет усердно помогать, а не стремиться сбежать подальше от

мамы и поближе к проезжей части дороги.

Лучше начать одеваться за час до предполагаемого выхода из дома, чем потом ругаться на ребёнка, когда он скажет, что будет одеваться сам.

Рассчитывайте время и избежите истерик.

Никогда не унижайте ребёнка. Вместо «Я же тебе говорила, что у тебя ничего не получится!» скажите: «Ну, конечно, ты не сможешь сам застегнуться,

тут вон сколько пуговок. Я бы тоже сразу не смогла»

Кризис трёх лет не будет столь страшным, если подойти к нему с терпением и юмором. Бывший мамин хвостик отпускает подол вашей юбки и уходит в самостоятельное плаванье.

Порадуйтесь за вашего малыша, хотя какой он теперь малыш? Он уже самостоятельный маленький взрослый.

Приложение 3

ПАМЯТКА «Семь правил для родителей»

Уважаемые родители!

Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный, детский сад не сможет сделать для ваших детей все. Детский сад призван помочь вам, а не заменить вас.

Нетрадиционные формы проведения

родительских собраний

Воспитатель УДО ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями - раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Однако родители - люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своем ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Родительское собрание

Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

Применяются следующие формы проведения родительских собраний:

психологический тренинг;

мастер-класс;

совместное занятие детей с родителями;

день открытых дверей;

показ театральных постановок.

Подготовка родительского собрания

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.

5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.

6. Мы приглашаем сказочного героя на собрание.

7. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

8. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.

Непосредственно перед собранием необходимо:

подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей, подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации. Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Проведение родительского собрания

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания - 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

2. Основная часть собрания может быть разделена на два - три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов УДО, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное - совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

3. В третьей части родительского собрания - «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Также существуют и нетрадиционные методы проведения родительских собраний.

«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое - либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Семинар - практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок - левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Ток - шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток - шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

Ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Лариса Михайловна Муравьева

Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей . В соответствии с нормативно-правовой базой дошкольных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях , конференциях и в других формах работы .

Организуя нетрадиционные родительские собрания , можно за короткое время добиться результатов : родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей , положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.

Одним из инициаторов проведения нетрадиционных родительских собраний на протяжении многих лет является воспитатель первой квалификационной категории Муравьева Лариса Михайловна. Она провела родительское собрание на тему : «Правильное питание - залог здоровья» . Педагоги и сотрудники ДОУ показали сценку «Бельчонок и Муха» . Инсценировка - о детях, которые плохо едят. Родители получили рекомендации от главного героя сказки- как приучить детей есть правильно и с аппетитом.

В конце собрания родители вместе с детьми посмотрели видеоролики, как дети кушают в детском саду. Собрание прошло в доброжелательной атмосфере и позитивном настроении.

Публикации по теме:

Итоговое родительское собрание в форме праздника Начало праздника Выход детей. 1 ребенок: Здравствуйте, мамы и папы! Здравствуйте гости наши! Мы ждали вас, готовили для вас Все наши лучшие.

Родительское собрание в форме круглого стола «Духовно-нравственное воспитание» Родительское собрание (Круглый стол) Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Подготовила: Аничкина С. А. Задачи:.

Родительское собрание в форме игры КВН «Как отвечать на детские вопросы» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о том, как отвечать на детские вопросы, также проверим.

Родительское собрание в форме КВН в старшей группе «Природа и я - дружная семья!» Родительское собрание в форме КВН в старшей группе «Природа и я - дружная семья!» Цель: формирование интереса родителей к экологическому.

Родительское собрание в форме семинара-практикума «Всё лучшее - детям!» «Всё лучшее – детям!» 1. Знакомая фраза, не правда ли? И вроде всё правильно.. Мы стремимся к осуществлению этого принципа в своей жизни.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Большая разница» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Большая разница» Форма проведения: познавательно-игровой конкурс. Участники: родители, дети,.

Родительское собрание в нетрадиционной форме для детей в средней группе «Путешествие ежика» Цель: информирование родителей по основным направлениям развития детей 4-5 лет по программе Л. А. Венгера "Развитие +" через игровую деятельность.

Родительское собрание - это способ взаимодействия воспитателя и родителей по какой-либо актуальной проблеме, однако на сегодняшний день смысл таких собраний сводится лишь к решению организационных вопросов. Родители не любят ходить на такие мероприятия. Почему? Потому что они скучны, затянуты, статичны и в конечном счете малоэффективны.

Задача любого воспитателя как педагога - серьезно готовиться к таким встречам. Чтобы взаимодействие было эффективным, мало разработать ход собрания, обозначить ключевые моменты - надо выстроить встречу так, что бы воспитатель из лектора, субъекта взаимодействия стал партнером родителей.

В своей воспитательной работе я придерживаюсь такого принципа: любое родительское собрание должно быть необычно, нетрадиционно, оно должно проходить как праздник, как игра. В этом случае у родителей возникает большее желание присутствовать на нем, ведь взрослые, как известно, - это большие дети, и им, как и малышам, просто необходимы положительные эмоции.

С целью облегчить работу с воспитанниками мы формируем детский коллектив. Так же надо формировать и коллектив родителей, потому что с группой работать проще и эффективнее.

Как бывает сложно организовать субботник, групповой выезд! Приходят помогать единицы, и не потому, что все родители слишком заняты, а просто нет желания. Поэтому необходимо формировать актив родителей - пусть на первое время это будет родительский комитет. Помните, как в фильме «Москва слезам не верит» : «Трудно с тремя, а когда трех научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения» .

Выстроив актив и доброжелательные отношения между всеми родителями группы, вы добьетесь усиления воспитательного процесса, найдете поддержку своим педагогическим начинаниям и творчеству, что в конечном счете позитивно скажется на развитии детей.

Очень важно первое установочное родительское собрание, когда вы задаете тон всей вашей будущей работы, вы презентуете не только группу, но и себя.

Так как же провести это первое родительское собрание?

Шаг 1 - правильно организовать обстановку

Традиционно родителей сажают за столы, а воспитатель стоит. А теперь представьте себе, как некомфортно себя чувствуют родители: на маленьком стульчике за маленьким столом... Всю жизнь мы привыкли сидеть таким об-разом: в детском саду школе, институте. Психологически мы воспринимаем такую позу и размещение в пространстве так: сейчас я буду только слушать, меня будут учить, и к моему мнению особо никто не прислушается, потому что я на месте ученика или воспитанника, а не на месте воспитателя или учителя. Из-за такого размещения должный контакт с родителями установить чаще всего не удается.

Один из способов создания хорошего микроклимата - посадить родителей в круг: таким образом все становятся на равные позиции, и может возникнуть именно диалог между воспитателем и родителем.

Шаг 2 - знакомство

Вежливые люди всегда при встрече здороваются. Почему-то в нашей систе-ме образования принято представляться только воспитателю. Слова «Меня зовут так-то и так-то» с точки зрения родителей расшифровываются примерно так: «А как зовут вас, мне не очень-то и важно, я все равно сразу всех не запомню - вас много, а я одна» .

Напоминаю: наша цель формирование родительского коллектива. Поэтому надо дать возможность представиться всем. Для этого можно использовать игрушку, которую участники передают по кругу, называя свое имя.

Также на этом этапе проводится экспресс-диагностика, чтобы понять, какие по характеру люди сидят перед вами. Для этого можно использовать методику «Геометрические фигуры» (Ю. А. Захаров) .

Шаг 3 - установление благоприятного рабочего микроклимата

Родители приходят в новую группу настороженными. Это понятно: при-ходится отдавать своего драгоценного ребенка на весь день незнакомому, чу-жому человеку. Не будут ли они обижать малыша? Станут ли о нем заботиться? Такие опасения часто подкреплены страшными сюжетами из телепрограмм или Интернета о воспитателях-тиранах.

Снятие у родителей такой тревожности очень важно. Этому может спо-собствовать упражнение «Повтори, как зовут» («Поменяйтесь местами те, кто...» и т. п.) . Упражнение можно выполнять сидя, можно - стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так...» Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом, последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

Шаг 4 - работа группы

Мы продолжаем знакомиться с родителями. Расслабленные после игр и упражнений, узнавшие немного о характерах присутствующих, родители уже готовы к общению и диалогу- Теперь мы можем узнать, а что они вообще ожидают от детского сада? Для этого можно использовать методику «Ваши ожидания» Родители пишут на доске по одному слову, характеризующему их ожидания от детского сада, воспитателей, администрации. Затем предлагается коллекивно проранжировать в порядке убывания эти ожидания. Таким образом, и воспитатель понимает позицию родителей, и у родителей формируются представления о том, для чего нужен детский сад, что реально, а что - нет.

Шаг 5 - дать возможность родителям задать вопросы

Многие родители по какой-либо причине стесняются задавать интересующие их вопросы, а потом переживают, что не получили полной информации о воспитательном процессе и бытовых моментах. Поэтому можно использовать «Корзину вопросов» (на листочке анонимно написать самый важный, с точки зрения родителя, вопрос) . В этом случае исчезает ситуация недосказанности, неопределенности.

Шаг 6 - окончание родительского собрания, подведение итогов - рефлексия,

Очень важно грамотно подвести итог, дать мамам и папам высказаться о чувствах и эмоциях, которые они испытали на первом родительском собрании. Для этого можно использовать упражнение «Связуюгцая нить» . Участники становятся в круг. Воспитатель передает по кругу клубок и предлагает участникам высказаться: охарактеризовать свое настроение, рассказать о чувствах - что понравилось, что нет и почему.

Хорошо, если в конце собрания произойдет коллективное рукопожатие - это закрепит положительный и добродушный настрой.

После проведенного в такой форме родительского собрания родители, как правило, уходят в хорошем настроении, без чувства неудовлетворенности и усталости.

«Первый кирпичик» в построении родительского коллектива положен. Чем больше будет таких «кирпичиков» , тем интереснее, увлекательнее станет ваша работа по воспитанию молодого поколения.

Помните: взрослые - это большие дети, и с ними тоже надо играть!

марина наумова

Тема : «Семейное воспитание » .

Цель : помочь родителям проанализировать свое родительское поведение , заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка , формах проявления любви к ребенку.

Задачи :

1. Создать доброжелательную обстановку;

2. Достичь оптимального уровня взаимодействия воспитателей и семьи через систему социального партнёрства и внедрения нетрадиционных форм работы ;

3. Выявить положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка .

Предварительная работа : съёмка на видео рассказа детей о том, как их воспитывают дома ; выставка детских рисунков «Моя семья» ; изготовление куклы берегини.

Аудитория : родители детей старшей группы.

Материалы : фломастеры, листы формат А4, подготовленные открытки для выполнения упражнений родителями , клей карандаш, проектор.

Вступление

Приветствие. Наше собрание мы посвятим теме «Семейное воспитание » . И проведем его в нетрадиционной форме .

Что мы подразумеваем под словом воспитание ?

Ответы родителей .

Давайте теперь посмотрим, что об этом думают ваши дети (показ видео с записью детей, что они думают о вопросах воспитания : «Кто тебя дома воспитывает ? И как это делают?»

Давайте с вами выполним следующее упражнение, которое называется «Ладошка» .

Каждый участник обводит контур своей ладони. На каждом пальчике напишите те качества, которые вы цените в своем ребенке.

Тест «Какой Вы родитель

Отметьте только те фразы, которые Вы часто употребляете в своей семье по отношению к ребенку (заранее изготовлены ответы, задача родителей вклеить в свою открытку)

1. Сколько раз тебе повторять? 2

2. Посоветуй мне, пожалуйста. 1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала. 1

4. Какие у тебя замечательные друзья. 1

5. И в кого ты только уродился ? 2

6. Я в твои годы! 2

7. Ты моя опора и помощник. 1

8. Ну, на кого ты похож? 2

9. Ну, что за друзья у тебя. 2

10. О чём ты только думаешь? 2

11. Какой ты умник (ца) . 1

12. А как ты считаешь, сынок (дочь? 1

13. Какой ты у меня сообразительный (ая) . 1

14. У всех дети как дети, а ты! 2

Оценка результатов.

7-8 баллов. Живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют развитию и становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда откровенен.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребёнку внимательнее.

13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

Вот вы и узнали, какой вы родитель , оценили достоинства и недостатки своего ребенка.

Упражнение «В лучах родительского солнца » .

Родители рисуют круг , на нем пишут свое имя. Далее поочередно рисуют лучики и подписывают каждый из них. Что хорошего делают они для своего ребенка, какие добрые и ласковые слова говорите своему ребенку.

Игра «Рассерженные шарики» .

Родители встают в круг . Предложить надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.

«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит) . Шарики будут метаться по залу, они станут совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злится, то может совершать поступки, не контролируя себя.

А теперь попробуйте выпускать из него воздух маленькими «порциями» .

Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается) .

А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него) .

Из этого делаем следующий вывод : «гневом можно управлять» .

Заключение.

Дети изготовили для вас небольшие подарки, это куклы берегини. Очень давно изготавливали таких кукол, для того, чтобы они оберегали семью, приносили счастье в каждый дом. Кукла эта служила амулетом. Пусть эти куклы берегини, сделанные руками ваших детей оберегает вашу семью!



Публикации по теме:

Наша жизнь, жизнь педагогов, не стоит на месте. Новые правила, требования, стандарты… Мы их принимаем, осваиваем и применяем. Федеральный.

Нетрадиционное родительское собрание «Азбуку улицы помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда» Действующие лица: 1. Дети и родители подготовительной группы. 2. Ведущий-воспитатель подготовительной группы. 3. Помеха-Неумеха-родитель группы.

Нетрадиционное родительское собрание, посвящённое Дню города ***Зазвучала речь. Застучал топор, Люди к городу подошли, Возвели наш град У высоких гор И Саратовом нарекли Н. Палькин Здравствуйте дорогие.

Нетрадиционное родительское собрание с чаепитием «Береги здоровье смолоду» Нетрадиционное родительское собрание с чаепитием «Береги здоровье смолоду» Светлана Валентиновна Кулина Цель: Формирование у родителей.

Нетрадиционное родительское собрание в форме КВН на тему «Мы – компетентные родители» в средней группе 1. Подготовили: воспитатели средних.

Нетрадиционное родительское собрание во второй группе раннего возраста Нетрадиционное родительское собрание во второй группе раннего возраста. План: 1. Приветствие; 2. Игра «Хвастовство»; 3. Игра - как ведущий.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди