20.05.2019

Проект по взаимодействию детского сада с детской библиотекой. Проект работы детского клуба на базе библиотеки ДОУ для детей подготовительной группы детского сада


Библиотека - медиатека в детском саду
Сейчас в детских садах создаются библиотеки-медиотеки. Наш детский сад из города Стерлитамака создал свою небольшую библиотечку-медиотеку,разработали положение,содержание работы на год.
Одной из важных составляющих методического кабинета дошкольного учреждения является правильно организованная библиотека. В современном ДОУ она служит центром формирования навыков детского и семейного чтения: приобщает дошкольников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, развивает информационную культуру личности, участвует в адаптации детей к условиям жизни в обществе.
Основу книжного фонда в методическом кабинете нашего ДОУ составляет обычно специализированная литература по вопросам развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ежегодно он пополняется новыми экземплярами в соответствии с изменяющимися педагогическими тенденциями и разнообразием современного книжного рынка.Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации,то в арсенале современного ДОУ появляются видео - и аудиоматериалы, энциклопедии и т.д. Открытию нового структурного подразделения библиотеки – медиотеки в МБДОУ №29 г.Стерлитамака способствовала появление методической, развивающей литературы и пособий на электронных носителях, подключение к сети Интернет,организация локальных сетей между отдельными службами ДОУ, а также изменившиеся интересы и потребности пользователей (педагогов и родителей), желающих получать информацию с помощью средств информационных технологий Библиотека – медиатека представляет собой информационный центр, который накапливает,каталогизирует и систематизирует материалы на всех видах носителей,а также обеспечивает воспитателям, родителям и детям максимально возможный доступ к педагогической информации.
Основными задачами деятельности структурного подразделения являются обеспечение доступа к информационным образовательным ресурсам педагогическим работникам, воспитанникам ДОУ,их родителям,а также помощь участникам педагогического процесса в овладении информационными компетенциями,социализации воспитанников, развитии их творческого потенциала.Библиотека – медиатека формируют навыки независимого библиотечного пользователя: поиск,отбор, критическая оценка информации, внедрение новых информационных технологий.
Первым этапом в организации деятельности была разработка положения о библиотеке - медиатеке (приложение1) и определение ее миссию.

Миссия библиотеки - медиатеки заключается:
В повышении компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания дошкольников;
Обеспечение доступа педагога и пользователя-родителя к объективной и всесторонней информации о воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста;
Формирование информационной культуры личности педагога;
Консультативной помощи в поиске и выборе источников информации (использование ее в самообразовании, индивидуальной и групповой работе с детьми);
Активизации внимания родителей к проблеме приобщения детей к чтению,книге;
Пропаганде ценности детства.

Особое значение в организации деятельности библиотеки - медиотеки имеет планирование с учетом знаменательных дат, праздников и традиционных массовых мероприятиях детского сада. В начале года составляется годовой план работы с указанием направлений и содержания деятельности, срока выполнения и ответственных исполнителей (приложение 2),а в конце учебного года - отчет о проделанной работе.
На сегодняшний день в нашей библиотеке – медиотеке ДОУ ежемесячно оформляются информационные буклеты и стендовые материалы для просветительской работы с родителями, презентационный материал к городским окружным открытым мероприятиям, выставкам, создаются электронные альбомы групп «жизнь группы в детском саду в20_/20_учебном году».

Использование ресурсов библиотеки - медиатеки.

Помимо обеспечения информационными ресурсами участников образовательного процесса библиотека – медиатека выполняет педагогическую функцию – ее ресурсы используются при организации массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры воспитанников. Актуальной проблемой является приобщение дошкольников к книге,ведь статус чтения и отношение к нему сильно изменилось. Многие родители сами практически не читают и зачастую не осознают, что чтение – это ключ к современному информационному пространству. Поэтому одна из важнейших задач - повышение компетентности родителей в сфере детской культуры, общение с ребенком на основе книги и системной работы с текстом.
В специальном разделе для родителей представлено психолого-педагогическая литература, рекомендательная библиография и другая полезная информация.
Групповая работа с детьми по приобщению их к книге организуется по средствам «громкого чтения». Сочетание живого голоса, книги и общения создает ауру тепла и общности, которая способствует возникновению положительных эмоций. В ДОУ проводятся тематические мероприятия, например, книжные выставки, литературные викторины досуги, КВНы.
Особый интерес вызывает медиалекторий для детей «Хочу все знать!». Помимо традиционных форм проводится виртуальные путешествия, интерактивные игры и викторины,разработанные на основе презентаций. Например, виртуальное путешествие по родному городу Стерлитамаку, приуроченное ко Дню города; интерактивная игра «Подарок для самого слабого», веселые приключения в стране «Мультфильмия» ко дню анимации, и т.д.
Подводя итоги, можно отметить, что структурное подразделение «Библиотека -медиотека» является информационно-образовательным центром ДОУ, т.к. имеет достаточные ресурсы по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, хорошее техническое оборудование и обеспечивает разнообразие форм досуговой деятельности воспитанников.

Проект

по взаимодействию детского сада с детской библиотекой.

Актуальность:

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.

Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Совместно с сотрудниками библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.

Цель проекта:

Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой
Задачи:

Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.

2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».

3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Вид проекта: (образовательный и социально- просветительский)

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, воспитанники, сотрудники детской библиотеки

Формы осуществления преемственности:

    экскурсии в библиотеку;

    знакомство и взаимодействие с библиотекой;

    посещение мини-музея библиотеки;

    выставки рисунков и поделок;

    участие в театрализованной деятельности

    совместные праздники;

Этапы проекта

Подготовительный этап

Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой

    анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

    установление контактов с организацией

    определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия

Практический этап

Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой

    Составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и детской библиотекой.

Составление плана совместных мероприятий на учебный год

Мероприятия

ответственный

сентябрь

«Дом книги» (экскурсии в библиотеку, знакомство с профессией библиотекаря)

Библиотекарь,

воспитатели

Праздник осени. «Осенний листопад».

Рисуем осень под музыку.

Библиотекарь,

воспитатели

«В гости к дедушке Корнею» (викторина по произведениям К.И.Чуковского)

Библиотекарь,

воспитатели

«День рождения Деда Мороза»

Библиотекарь,

воспитатели

«Как- то в тихий вечерок девушки гадали…»

Библиотекарь,

воспитатели

К дню Защитника Отечества:

Библиотекарь,

воспитатели

«Нет на свете никого мамочки милее»

Библиотекарь,

воспитатели

«Книжкина больничка» -ремонт книг.

Библиотекарь,

воспитатели

«Праздник со слезами на глазах» (выставка рисунков детей, посвященных Дню Победы.)

«Вспомним правила дорожного движения» (викторина)

Библиотекарь,

воспитатели

«Сказка- ложь, да в ней намёк…»

Заключительный этап

Цель: подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

    проведение анализа проделанной работы;

    определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с детской библиотекой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23

Проект

по взаимодействию детского сада

с детской библиотекой

им. З.Космодемьянской

Представил

воспитатель:
Бочалова Е.В.

г. Новочеркасск

Вид проекта: образовательный, социально - просветительский

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, воспитанники, сотрудники детской библиотеки им. З. Космодемьянской.

Актуальность:

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.

Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Совместно с сотрудниками библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.

Цель: ф ормирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой им. З. Космодемьянской.

Задачи:

    Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.

    Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».

    Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Содержание проекта

Этапы проекта

Подготовительный этап

Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой

    анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

    установление контактов с организацией;

    определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Практический этап

Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой

Задачи:

    Составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и детской библиотекой.

Составление плана совместных мероприятий на учебный год

Ответственный

«Дом книги» (экскурсии в библиотеку, знакомство с профессией библиотекаря)

Формировать реалистические представления о труде взрослых людей, познакомить детей с профессией библиотекарь, содержанием и значимостью его труда, расширять словарный запас детей по теме.

Библиотекарь,

воспитатели

Творческая выставка «Символ года – Огненный петух»

Создание условий для творческих работ ; привлечение родителей к творческой работе ; создание и максимальное использование экспозиции детских работ в целях повышения уверенности ребенка в своей индивидуальности.

Библиотекарь,

воспитатели, родители

Акция «Дари добро на радость людям» в рамках конкурса городов России «Семья и город - растем вместе!».

Викторина «Путешествие в страну сказок»

1. Совершенствовать умение узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.

2. Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.

3. Развивать воображение, творческую фантазию детей, умение работать в коллективе.

4. Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.

5. Воспитывать активный интерес к сказкам.

Библиотекарь,

воспитатели, учитель-логопед

Акция «Подари книгу библиотеке»

Пополнение библиотечных фондов библиотеки современной и детской художественной литературой.

Библиотекарь,

воспитатели, родители

«В гости к дедушке Корнею» (викторина по произведениям К. И. Чуковского)

1. Познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, способствовать формированию познавательного интереса к творчеству.

2. Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость.

3. Развивать мышление, речь, воображение, память.

4. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге.

Библиотекарь,

воспитатели

Конкурс рисунков и плакатов «Я хочу дружить с природой» в рамках года экологии.

1. Создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять ее.

2. Привлечение дошкольников к экологическим проблемам.


3. Развитие творческой активности детей в решение экологических проблем.

Библиотекарь,

воспитатели, родители

Всероссийская акция «Библионочь» «Экологическими тропами».

Знакомство с коллекцией животных Новочеркасского казачьего эколого-биологического центра «Зоопарк в моем багаже»

Воспитание у дошкольников нравственных качеств (отзывчивости, доброжелательности, заботливого отношения к животным), научить жить в гармонии с природой.

Библиотекарь,

воспитатели

Праздник «Мы наследники Победы», участие в акции «Письмо Победы», «Георгиевская ленточка», «Читаем детям о войне»

Воспитание патриотических чувств.

Библиотекарь,

Воспитатели, муз. руководитель

Заключительный этап

Цель: подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

    проведение анализа проделанной работы;

    определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с детской библиотекой.

Презентация проекта на ГМО учителей-логопедов.

ФОТООТЧЕТ

Светлана Мельникова

В связи с тем, что 2015 год был объявлен годом литературы, мы решили создать в группах мини-библиотеки , по типу мини-музеев .

В качестве нестандартного метода приобщения дошкольников к литературе мы создали в группе детскую мини-библиотеку . Мини -библиотеки создавались по определенной теме, у каждой группы была придумана своя вводная часть, в зависимости от возраста детей.

Литература – наиболее доступный в воспитательно-образовательном отношении вид искусства. Ее доступность обусловлена родным языком. Детская художественная литература, призвана развивать у читателя чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. Художественная литература служит средством умственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня : низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В нашей группе была создана «Мульти-пульти библиотека» , в ней представлены сказки, по которым сняты отечественные мультфильмы. Такая тема выбрана не случайно, все дети очень любят смотреть мультфильмы, и когда ребята встречаются с героями мультика на страницах книги, на мой взгляд повышается интерес к литературе. Посетители библиотеки имели возможность взять понравившуюся книгу и вместе с воспитателем прочитать ее. Кроме того дети, которые приходили в нашу мини -библиотеку смогли познакомиться с диафильмами.

Публикации по теме:

Не только мне, но и родителям, хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту, поэтому своим воспитанникам я прививаю любовь.

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения» Содержание 1. Общие положения проекта…. 3 1.1. Обоснование актуальности проекта…. 3 1.2. Принципы.

Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организация НОД с детьми Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организации НОД с детьми. Подготовила воспитатель: Людмила Федоровна Сучкова.

Наш детский сад работает по музейной педагогике. В группах созданы мини-музеи разной тематике, Начиная со средней группы дети вместе с воспитателями.

Традиционно на территории детского сада создаётся мини-огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка.

Традиции и обычаи народов России Мини проект Тема: «Масленица» Цели: познакомить детей с праздником Масленицы; расширять знания и представления.

Все люди, и дети, и взрослые с приходом весны ждут солнышка, тепла, зелени. Хочется поскорее отправиться в сад или огород, подышать воздухом,.

В нашей группе организован специальный уголок (мини-музей) по приобщению к истокам русской народной культуры. К пополнению мини-музея широко.

Юркова Е. В.
заведующая Центром поддержки чтения
Рязанской ОДБ

В современном обществе многие учреждения и организации занимаются воспитанием, развитием и образованием детей дошкольного возраста. Специфика детских библиотек позволяет нам стать полноценной частью развивающей среды ребенка. Опыт многих библиотек разнообразен и достаточно интересен. Хочется рассказать о том, как наша Рязанская областная детская библиотека решает проблемы приобщения и вхождения дошкольников в книжную культуру.

Поскольку основная часть читателей-дошкольников является воспитанниками детских дошкольных учреждений, мы свою работу строим совместно с детскими садами.

Эта работа строится на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и воспитателями и родителями.

Чтением, если постараться, можно увлечь ребенка в любом возрасте, но желательно это сделать ещё в дошкольном. В это время дети скорее слушатели, чем читатели, поэтому именно от взрослого зависит, станет ли общение с книгой для них необходимостью. К сожалению, не все родители это понимают, поэтому мы решили взять на себя эту миссию и создали программу по работе с дошкольниками «Познай мир с книгой». Цель программы – создание условий для становления думающей, эмоциональной, эрудированной личности через приобщение к активному чтению.

Программа осуществляется на базе детского сада № 138 при поддержке заведующей и методиста. Для занятий была оборудована уютная комната сказок с мягкими диванами, зимним садом, фонтаном, игрушками, аудио- видеотехникой.

В рамках программы ведется работа с родителями: выступления на родительских собраниях, посвященных приобщению к чтению детей, выпускаются информационные листки, рекомендательные списки. В детском саду работает мобильная библиотека, откуда родители и дети могут брать книги на дом.

В рамках программы проведен и смотр-конкурс на «Лучший книжный уголок». Воспитатели каждой из 10 групп организовали свои уголки так, что ребенок может не просто посмотреть, почитать (если умеет) книгу, но и поиграть с ней. Все уголки оформлены с соблюдением всех критериев конкурса. В них отобразилось все творческое многообразие как педагогов, так и детей.

Форма каждого занятия зависит от темы. Может быть использована игровая или проблемная ситуация, демонстрация наглядного материала (предметов, игрушек,

рисунков), иллюстрирование художественных произведений, пересказывание, заучи-

вание стихотворений, беседа по прочитанному, показ мультфильмов.

Изучение творчества К. Чуковского переросло в большой проект, включающий в себя рассказ о жизни писателя, литературную викторину, конкурс рисунков и даже мюзикл «Муха-Цокотуха». Кстати, этим спектаклем дети поздравляли нас с 90-летием библиотеки.

Знакомство с творчеством современных рязанских писателей тоже проходит необычно. Во-первых, дети заранее знакомятся с произведениями писателей, разучивают стихи, рисуют понравившихся героев. На встречах звучит не просто монолог писателя, а происходит живое общение с детьми. Ребята с автором ставят моментальные спектакли, поют песни, делятся своими впечатлениями. После встречи с поэтом Евгением Наумовым родилась идея создать рукописную книгу неизданных стихотворений. Так появилась книга «Ткач-паук и портниха-зайчиха» с иллюстрациями детей.

Уже есть первые результаты выполнения нашей программы. Мы ими гордимся. Около 50% детей старшего дошкольного возраста детского сада № 138 являются читателями библиотек города.

Все выпускники детского сада № 138 и большинство детей старшей группы умеют и любят читать. Уже стало доброй традицией проводить праздник «В добрый путь» для выпускников этого садика в библиотеке.

А главный результат работы по программе и достижение нашего сотрудничества – это то, что руководство детского сада выбрало направлением деятельности обучение и воспитание детей через художественную литературу.

В отделе обслуживания дошкольников и младших школьников на протяжении последних лет работают две библиотечные программы для детей дошкольного возраста. Программа «Люблю читать» направлена на приобщение дошкольников к чтению, программа «Чтоб в ваш дом не пришла беда» учит основам безопасности. Программы осуществляются на базе ДОУ № 1, 15, 17, 20 г. Рязани.

С сентября по май дважды в месяц сотрудники отдела осуществляют выход в детские дошкольные учреждения для проведения мероприятий. В группах работают внестационарные библиотечки, из которых родители вправе выбрать интересующую книгу для своего ребенка и взять ее на дом. В рамках программ осуществляется выпуск информационных листков для родителей, которые вывешиваются на «Уголке для родителей». Темы листков: «Как вести себя в машине», «Продукты полезные и не очень», «Здоровый сон», «Знакомьтесь! Новые имена в детской литературе», «Сказки Тамары Крюковой» и др.

В рамках программы «Чтоб в ваш дом не пришла беда» проводятся мероприятия по обучению детей правилам дорожного движения, формированию таких понятий, как безопасность, осторожность, самосохранение, воспитание наблюдательности и внимательности. Темы мероприятий: «Один дома: основы безопасности в квартире», «Дорога – не место для игр», «Безопасная прогулка», «Знакомые незнакомцы: правила общения с домашними животными», «Что мы едим» и др.

Программа «Люблю читать» призвана привить любовь детей к книге с раннего возраста, с помощью книги воспитать в подрастающем поколении моральные, нравственные и духовные качества. В рамках программы проходят громкие чтения, обсуждение прочитанного, беседы о писателях, литературные игры и викторины, творческие занятия. Ежегодно темы мероприятий обновляются и приурочиваются к юбилеям русских и зарубежных детских писателей.

Специально для самых маленьких читателей в стенах библиотеки проводятся праздники: осенью – «Праздник урожая», который предваряет знакомство с библиотекой, ее структурой и правилами пользования, зимой – новогодние утренники, на которые дошколята приглашаются вместе с родителями. Каждый утренник проходит в виде театрализованной интерактивной игры, на которой дети узнают полезную информацию, участвуют в конкурсах. Завершает праздник сладкий стол.

Очень популярен среди дошколят «Праздник книжки для малыша и малышки». Праздник проводится в Международный День детской книги. Каждый год он посвящается юбилею какого-либо писателя. В 2012 году состоялось литературное путешествие по творчеству К. Чуковского (к 130-летию писателя).

17 мая детское издательство «Розовый жираф» проводило IV Международный День чтения. Наша библиотека впервые стала его участником. Воспитанники из ДОУ № 138 и 18 с удовольствием слушали и выполняли задания по книге Ш. Силверстайна «Полтора жирафа».

Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время очень ответственное, требующее от специалистов нашей сферы творческого проживания. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению. Ведь именно каким будет знакомство маленького человечка с книгой, библиотекой, библиотекарем зависит будущее. Перерастет это в крепкую дружбу на всю жизнь, или это будут формальные встречи по делу.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди