22.06.2019

Консультация на тему: Консультация для воспитателей «Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста. Консультация на тему: Особенности организации режимных моментов в группах раннего возраста


Консультация для воспитателей

«Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста»

Умывание. При проведении умывания детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки: обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого, мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место. Необходимо использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в окружающем.
Первыми направляются умываться те, кто медленнее ест, с плохим аппетитом, кто сам намеревается идти. Перед умыванием воспитатель закатывает детям рукава (при необходимости). Очень важно использование художественного слова, малых фольклорных форм.

Одновременно воспитатель умывает 2-3 детей не торопясь, давая детям возможность самостоятельно это делать. При необходимости показать детям, как намочить руки, намылить, смыть мыло с рук, отряхнуть воду, вытереть руки полотенцем.

Организация сна. Ребенок должен спать днем не меньше полутора часов. Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойными, для этого воспитатель организует спокойные игры.

Укладывание на сон проводится постепенно, приглашают 5-6 детей в спальную, остальные дети играют. Приглашать сначала нужно детей более младших или физически ослабленных, которые в это время ничем не заняты, быстро утомляются, кто дома плохо спал ночью.
Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто проявляет активность – последними. Воспитатель, освободившись от укладывания детей, может быть около того ребенка, который сам долго не может заснуть. Возбужденного ребенка следует, прежде всего, успокоить, а потом укладывать спать. Во время сна в спальне обязательно должен находиться взрослый.
Для быстрого засыпания детей целесообразно использовать элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки (поглаживание, приговаривание, спокойная музыка, тихая колыбельная), а в межсезонье – использовать грелки для согревания постелей; одевать пижамы, носочки.
При организации одевания и раздевания детей педагог должен использовать этот процесс для воспитания умений и навыков: научить детей самостоятельно снимать одежду и обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать пояски, шнурки, знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду, самостоятельно одевать на себя снятую одежду и обувь в нужном порядке. Формировать правила поведения: раздеваться, не отвлекаться игрой; аккуратно убирать одежду; помогать товарищам; соблюдать в спальне тишину. Развивать ориентировку в окружающем, знакомить с различными качествами и свойствами предметов, обогащать словарь и т.д.
Во время раздевания ребенка воспитатель и младший воспитатель одновременно следят за несколькими детьми: одному помогает, другому подсказывает с чего начать раздеваться, третьему предлагает обратиться за помощью к товарищу и т.п. Взрослые должны постоянно побуждать детей к самостоятельности.
Раздеваться ребенок должен в определенном порядке: снять платье (или рубашку), туфельки, шорты, майку, колготы или носочки. В обратной последовательности одеваться.
Любой ребенок, как только он проснулся, должен вставать, одеваться и начать самостоятельно играть.
Если ребенок, просыпаясь после сна, бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нужно дать ему немножко полежать, ласково поговорить с ним, вызвать у него желание встать.

Кормление. Уже со второго года жизни необходимо накрывать стол по всем правилам (скатерть на столе или салфетки под тарелки, салфетницы с бумажными салфетками, букетики цветов на столах, столовые приборы: десертная ложка, чайная ложка, вилка (для детей 3-го жизни)).
При проведении кормления необходимо воспитывать следующие умения и навыки: мыть руки перед едой; принести стул, сесть за стол; есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой; есть первое и второе блюдо с хлебом; самостоятельно доставать после еды салфетку и пользоваться ею; не выходить из-за стола, не окончив еды; уметь спокойно подождать, когда воспитатель занят другим ребенком; свои просьбы выражать словами, благодарить после еды (словами или кивком головы).
Перед едой дети должны играть в спокойные игры. Дети начинают мыть руки только тогда, когда в комнату принесена пища. Младший воспитатель берет мыть руки первым 2-3 детям, затем дети садятся за стол и начинают кушать. Предложив ребенку идти мыть руки, воспитатель и младший воспитатель следят за тем, чтобы дети убирали игрушки, которыми они играли, на место.

Первыми за стол сажают младших, ослабленных детей, или тех детей, которые медленно едят. Возбужденных детей сажают последними, когда им воспитатель и младший воспитатель смогут уделить внимание.

Подавая детям пищу, воспитатель должен прежде попробовать питание сам, чтобы знать особенности каждого блюда; следить, чтобы пища была красиво оформлена, сохраняла свою характерную форму (котлету, кусок запеканки не разминать); называть блюдо, которое ставят перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная гречневая каша». Размельчать пищу можно только перед ребенком на столе.

Второе, третье блюдо подается сразу, как только ребенок съел первое, второе.

Воспитатель следит за позой детей во время еды, напоминает о навыках, правилах поведения за столом. Обращение воспитателя к детям не должно быть общим ко всем детям. Педагог обращается к небольшим группам и отдельным детям, при этом говорит негромко.

Младший воспитатель и воспитатель следят, чтобы за столом в процессе еды всегда было чисто. Докармливает воспитатель или младший воспитатель, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, отдельной ложкой.

Дети должны пользоваться матерчатыми салфетками с нагрудником. Салфетки закладываются за ворот рубашки, платья или завязываются. Со второй половины 3-го года жизни салфетки можно не завязывать, а класть рядом. Детей следует приучать различать чистую и грязную салфетку. Воспитатель должен следить, чтобы дети пользовались салфеткой и во время еды по мере загрязнения. Во время кормления младший воспитатель также принимает участие в раздаче пищи детям, выполняя это методически правильно.
Ребенок, как только поел, выходит из-за стола и идет играть.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, оказывает закаливающий эффект.

Дети раннего возраста должны находиться на улице от 2,5 часов до 3 часов в день. Проведение прогулки при благоприятных условиях (не ниже –15С зимой, без ветра) требует особой организации в группах раннего возраста. Прежде всего, необходимо соблюдать следующие условия:

  • Формирование навыков самообслуживания (взрослому не делать за ребенка то, что он умеет делать сам);
  • Требование к родителям: утром рационально складывать одежду ребенка;
  • Удобная расстановка мебели в раздевальных комнатах, свободный подход к шкафчикам;
  • Ожидание интересной прогулки детьми (сюрпризные моменты, предварительная установка, внесение атрибутов и игрушек)

Особое внимание уделяется одеванию и раздеванию. В этом воспитателям помогает знание методики организации прогулки с детьми раннего возраста.

Прогулка должна проводиться систематически. Отменяется только по указанию врача, старшей медсестры, заведующего, заместителя заведующего по воспитательно-методической работе. Прогулка должна обогащать детей интересными впечатлениями о природе и окружающей жизни. Ребенок получает большую возможность двигаться.

Одеваются дети на прогулку постепенно: одни занимаются с воспитателем, а помощник воспитателя (младший воспитатель) – высаживает на горшок и начинает и одевать детей.
Когда половина детей одета, воспитатель выходит с ними на прогулку, остальные продолжают одеваться с помощью взрослого.

Одевание детей организуется в определенной последовательности: дети подходят к шкафчику, берут колготы, рейтузы, валенки или ботинки, садятся на диванчики, одеваются самостоятельно или с помощью взрослого. Затем берут головные уборы, кофты, которые им одевают взрослые, затем взрослые одевают детям пальто с варежками, завязывают шарфы. Одевают детей соответственно погоде.

Во время одевания разговоры с детьми следует вести о предметах одежды, приучать правильно называть одежду, некоторые ее качества (меховая шубка, синий шарфик и т.д.), учить детей употреблять некоторые слова, говорить о погоде, с чем будут играть дети на прогулке, что будут смотреть. Воспитатель воспитывает правила поведения: вежливо обратиться с просьбой, благодарить, проходить спокойно, не толкаться.

В обращении с детьми воспитатель использует веселые шутки, стихи, например: «Шапка да шубка, вот и весь и Мишутка», «Нету пальчика – пропал, в свой домишко не попал!»

На прогулке большую часть времени дети играют самостоятельно. Ежедневно воспитатель проводит подвижную игру, игру-хоровод, гимнастические упражнения с использованием гимнастических пособий; в зависимости от времени года, организует наблюдения, отвечает на вопросы детей.

Во время прогулки воспитатель регулирует деятельность каждого ребенка, следит, чтобы дети не мерзли, другие не перегревались, следит за внешним видом детей, исправляет неопрятность в одежде, воспитывает потребность пользоваться носовым платком, обращаться за помощью к воспитателю.Воспитатель должен видеть каждого ребенка в течение всей прогулки, следить за его настроением и занятостью, быть активным и постоянно общаться с детьми.

Возвращаются с прогулки первыми те, кто раньше вышел гулять (не позже, чем за 30 минут до еды).


раннего возраста»

Заведующая:

Галанова Наталья Алексеевна
Старший воспитатель:

Мурашева Светлана Ивановна

г. Серпухов

апрель, 2012 год


«Организация и режим дня детей раннего возраста»
Характеристика развития детей 3-го года жизни

Интенсивное физическое развитие, характерное для первых 2 лет жизни, на 3-ем году несколько замедляется. К этому времени крепнет весь организм ребёнка. Он становится физически выносливым. Повышается работоспособность нервной системы, вследствие чего длительность бодрствования увеличивается до 6-6 1 /2 часов. Происходит дальнейшее развитие нервно-психической деятельности ребёнка. При правильных воспитательных приёмах происходит дальнейшее сенсорное развитие, значительно развивается ориентировочно-познавательная деятельность. Восприятие окружающего у детей начинает переходить в способность наблюдать, что имеет очень большое значение для их познавательной деятельности, формирования их представлений. На 3 –ем году наблюдение становится до некоторой степени видом деятельности ребёнка. Это наблюдение ещё не преднамеренное и возникает преимущественно под влиянием внешнего воздействия (увидел что-то, услышал какой-то звук).Но последующее длительное рассматривание чего-либо, наблюдение за какими-либо действиями взрослых или явлениями на улице при соответствующих объяснениях воспитательницы обогащают опыт детей и очень много дают для развития их речи, мышления, ориентировки в окружающем, постепенно подводя их к преднамеренному наблюдению.

На 3-м году жизни внимание детей становится более устойчивым. Они могут более длительный срок смотреть, слушать, заниматься, играть.

Совершенствуется и память ребёнка . С развитием речи воспоминания у него могут быть вызваны уже и через слово. Сначала ребёнок вспоминает лишь то, что было несколько дней назад, а затем и более поздние события.

В результате накопления опыта и расширения круга представлений у ребёнка с конца 2-го года жизни начинает развиваться воображение. В игре он придаёт предметам воображаемое значение в соответствии с замыслом и содержанием игры (кирпичик вместо мыла и т.д.), приписывает предметам воображаемое состояние и качество (Катя не слушается). Ребёнок 2 лет завёртывает зайку в платок, называя его «плащом», и говорит, что идёт дождь.

Дальнейшее совершенствование движений на протяжении 3-го года жизни делает ребёнка не только всё более подвижным и ловким, но и более самостоятельным при еде, одевании, раздевании, игре, занятиях.

Ходьба ребёнка становится более равномерной; постепенно исчезают лишние движения. К 3 годам ходьба становится более координированной, действовать одновременно руками и ногами, менять движения по темпу, направлению, характеру в зависимости от сигнала.

Быстро увеличивается словарный запас , ребёнок с лёгкостью повторяет на память небольшие стихи, сказки, песенки. Ребёнок употребляет распространённые и сложные предложения.

На протяжении 3-го года жизни ребёнок овладевает достаточно разнообразными представлениями и понятиями об окружающем. Он знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находившихся в его повседневном обиходе; не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях (самолёт летит высоко, когда будет темно, надо ложиться спать и т.д.). В это же время формируются представления о количестве (один, много, мало, меньше, больше).

Развиваются и становятся очень разнообразными и чувства детей. Они проявляют удовольствие, радость и огорчение, страх, смущение, чувство привязанности, обиды.

При правильном воспитании у детей на 3-м году жизни появляется и эстетическое чувство. Они с удовольствием слушают музыку и пение, дети замечают красивое в природе, обстановке, одежде. Дети радуются, когда им наливают компот в красивую чашку, надевают нарядное платье. Красоту и нарядность в одежде придаёт её чистота, приятная расцветка и т.д.
Режим дня

В понятие «суточный режим» мы включаем непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, взаимодействие с семьями воспитанников, организацию и распределение в течение дня всех видов деятельности, отдыха, приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие содержания, организации и построения определенным гигиеническим нормативам, которые основываются на законах высшей нервной деятельности человека и учитывают анатомо-физиологические особенности растущего организма в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 – 10 и изменениями к ним.

Коррекция режима дня проводится на основе следующих положений:


  • соответствие возрастным особенностям детей;

  • учет сезонных изменений 2 раза в год,

  • смена деятельности ребенка, обеспечивающая полное функциональное восстановление организма;

  • недопустимость частых изменений режима;

  • постепенность перехода к измененному режиму;

  • выделение времени для непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных процессов, самостоятельной (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) деятельности детей, организованной как воспитателем, так и самим ребенком, времени на присмотр и уход;

  • недопустимость замены свободного времени другими формами организации.

Режим пребывания детей в группе раннего возраста (2-3 года)
Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе ФГТ

к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования



Всего

НОД

ОД в ходе режимных процессов

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Присмотр и уход
Прием детей, игра

7.00-7.55

55

-

10

25

20

-
Утренняя гимнастика

7.55-8.00

5

-

5

-

-

-

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00-8.30

30

-

10

10

-

10
Самостоятельная деятельность, игры

8.30-9.00

30

-

15

15

-

-



9.00-9.10

30

10

-

20



9.20-11.00

100

-

50

30

-

20

Возвращение с прогулки, игры

11.00-11.30

30

-

20

10

-

-

Подготовка к обеду, обед

11.30-12.00

30

-

10

10

-

10

Подготовка ко сну, сон

12.00-15.00

180

-

-

-

-

180
Постепенный подъем, гимнастика

15.00-15.30

30

-

20

10

-

-

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

30

-

20

10

-

-

Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам)

16.00- 16.10

30

10

-

20

-

-

Подготовка к прогулке, прогулка
16.30-17.30
60
-
20
10
30
-

Возвращение с прогулки, игры
18.00-19.00
60
-
10
30
20
-

всего
мин
720
20
190
200
70
220
%
100
2,5
26
27
9,5
35

Норма %
100
3
14-17
25-30
5-10
35

Организация режимных моментов
Во время проведения режимных процессов необходимо чёткое распределение обязанностей между взрослыми. Принцип распределения таков: воспитатель работает на том участке, где ответственнее педагогические задачи.
Умывание.

Во время умывания брать 3-4 ребёнка, детям необходимо показывать последовательность умывания и помогать им засучить, завернуть рукава, мыть руки с мылом, воду не разбрызгивать, снимать полотенце с вешалки (ребёнок должен знать место полотенца), вытирать сначала лицо, потом руки насухо с помощью взрослого. Воспитатель может использовать художественное слово.


Кормление:

В группах детей 2 и 3 года жизни при проведении кормления, укладывания, подъёма, одевания, умывания и других режимных процессов строго соблюдается принцип постепенности.

При организации кормления детей воспитатель моет руки ребёнку, используя художественное слово и ребёнок садится за стол. Помощник воспитателя подаёт ему пищу. Когда все за столом воспитатель и помощник воспитателя включаются в докармливание маленьких и ослабленных детей, взяв при этом вторую ложку. Когда большая часть детей закончит есть (во время завтрака), у столов остаётся помощник воспитателя, а воспитатель готовится к занятию. Во время обеда у столов остаётся воспитатель, а помощник воспитателя следит за тем, как дети пользуются туалетом.


  1. На первое и второе блюдо детям даются отдельные тарелки, с 2,6 лет мелкие тарелки. До 2,6 лет матерчатая салфетка, с 2,6 лет – бумажная салфетка.

  2. Хлеб должен лежать в хлебницах, под чашку блюдце, чайная ложка к компоту. Ложку в тарелку не кладём, заранее на стол воспитатель может положить ложку с правой стороны возле тарелки.

  3. С 2,6 лет дети могут выполнять трудовые поручения: поставить стулья к столам, помочь помощнику воспитателя поставить хлебницы, салфетки.

  4. Обращать внимание на культурно-гигиенические навыки: есть самостоятельно, правой рукой держать ложку, есть аккуратно. 2-е блюдо есть и помогать корочкой хлеба, учить тщательно пережёвывать пищу, не торопясь.

  5. Ребёнок должен знать место за столом, благодарить без напоминаний. Уметь пользоваться салфеткой по мере необходимости: (у ребёнка должен выработаться условный рефлекс, необходимо воспитывать, напоминать каждодневно).

  6. Во время кормления взрослый разговаривает о еде, т.к. у ребёнка должен быть эмоциональный настрой на пищу. Наказывать во время кормления недопустимо. Детей необходимо докармливать, взяв другую ложку. Наклонять тарелку нельзя.

Высаживание .

В группах детей 2 и 3 года жизни высаживание надо проводить перед прогулкой, после прогулки, после сна. Во время бодрствования ребёнок регулирует сам. Высаживать одновременно 5-7 человек, сидеть должны не более 5-7 минут, после обязательно помыть руки, уметь привести себя в порядок

Укладывание и сон 3-ий год.

Укладывание проводится постепенно. Дети 3-его года жизни при раздевании должны уметь:

1.Самостоятельно раздеваться и одеваться с помощью взрослого. Взрослый показывает порядок складывания одежды: платье, штанишки на спинку, колготки на сиденье. В кроватке руки поверх одеяла, долгое лежание в постели недопустимо. При укладывании индивидуальный подход к детям. Проверить, что у них во рту, в руках и т.п.

Позу ребёнка не фиксируем, как ляжет, так и ляжет. Сон ребёнка, желательно, должен быть в хорошо проветриваемом помещении.


Закаливание

Это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребёнка ко многим факторам внешней среды. Любые закаливающие мероприятия оказывают эффективное воздействие, если учитываются особенности терморегуляции организма малыша и соблюдаются принципы закаливания.

Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются солнце, воздух и вода.

Закаливание воздухом детей в дошкольном учреждении осуществляется прежде всего путём создания гигиенических условий их жизни, обеспечения чистоты и постоянной смены воздуха (проветривание, одностороннее и сквозное). Малышей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии детей. Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Гулять с детьми необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном ветре, проливном дожде и в зимнее время, если температура воздуха ниже -10 0 С.

Закаливание водой в нашем ДОУ происходит холодной водой из-за отсутствия горячей. Дети моют руки и лицо холодной водой. После сна ходят по водно-солевой дорожке.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются наиболее сильным природным фактором закаливания. Перед началом закаливания воспитатель знакомится с характеристикой состояния здоровья детей группы и с врачебными рекомендациями по закаливанию (вопрос о начале и характере процедур должен решать медицинский работник).
Прогулка

Прогулка станет эффективной частью педагогического процесса, если ребёнок получит возможность свободно двигаться, наблюдать явления природы, растения и животных, действовать с предметами окружающего мира, познавать многообразие форм, красок, запахов и звуков. Богатый мир растений и животных пробуждает у ребёнка интерес к окружающему миру, активизирует его деятельность.

В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить наблюдение : за явлениями природы, за животным и растительным миром, за трудом взрослых или другими явлениями общественной жизни. Особое значение имеет наблюдение за животными, птицами, насекомыми. Они привлекают детей своими движениями, внешним видом, характерными звуками. Наблюдения носят кратковременный характер, не более 5-7 минут.

На прогулке воспитатель предлагает детям выполнить трудовые действия , у детей начинают формироваться трудовые навыки, они знакомятся с некоторыми орудиями труда, приобретают необходимые умения правильного их использования.

На прогулке с детьми ежедневно проводят подвижные игры. Дети сначала играют подгруппами. А потом и все вместе. Можно предложить игры с мячом, султанчиками, вынести шапочки для героев. Постепенно содержание игр обогащается: понятный сюжет, интересные упражнения – сочетание ходьбы, бега и т.д.

Во время прогулки воспитатель проводит и индивидуальную работу : найдёт время пообщаться с каждым ребёнком: с кем-то поговорить, поиграть, кому-то помочь перешагнуть невысокое препятствие.

На прогулке с детьми воспитатель организует спортивные развлечения: покатаются на машине, поиграют в мяч, заберутся на лестницу и спустятся с неё, в зимнее время покатаются на санках.
Самостоятельная деятельность детей, игры

Игра и действия с предметами – основные виды деятельности детей 2 и 3-го года жизни. От занятий эта деятельность отличается тем, что она возникает по инициативе самого ребёнка. Игра занимает большое место в жизни ребёнка: всё время, не занятое сном, кормлением, занятиями, - он играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ребёнку много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, получая новую информацию, радуется достижению результата, общению со взрослыми и сверстниками. Игра – путь детей к познанию окружающего мира.

Во время самостоятельной деятельности у малышей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Дети тянуться к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения взрослого (внимание, ласка, сочувствие и сами начинают проявлять такие чувства по отношению друг к другу.

Для педагога организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребёнка, умело направлять его игру, с другой - научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность педагог сможет лишь в том случае, если хорошо знает не только особенности психического развития детей того возраста, с которым работает, но и особенности развития воспитанников всей группы.

В этом возрасте наблюдаются определённые виды самостоятельной игровой деятельности детей. Это игры, связанные с движениями: мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка), влезание на горку и слезание с неё, на улице зимой катание на санках и др.

Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша . Она проявляется в рассматривании книг, картинок. Ребёнок много действует с предметами – со строительным материалом, с дидактическими игрушками, с простым конструктором, со складными картинками и с орудиями – верёвочкой, за которую он везёт машину, молоточком, забивая гвоздики в отверстия. Дети могут действовать с игрушками: куклой, собакой, зайчонком.

Во время самостоятельной деятельности дети по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослыми. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру. Ребёнок наблюдает, как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя результаты своей деятельности, и просит вместе посмотреть книги, что-то для него нарисовать, помочь исправить сломанную игрушку и др. Важным условием является подбор игрушек, пособий.

Для развития движений необходим простор. Следует определить место и для игр с крупным строительным материалом. Из мелких пособий должны быть мячи разных размеров, коляски, машины, обручи. Должно быть место для игр с дидактическими игрушками. Игрушечную мебель – стол, стулья, кровать – располагают в кукольном уголке. Она должна быть достаточно крупной, прочной, т.к малыши любят не только усадить на стульчик куклу, но и сами посидеть на нём.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности педагогу прежде всего необходимо соблюдать ряд условий: игровой материал необходимо время от времени менять, повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию. Для каждого вида деятельности следует обязательно выделить определённое место: дети должны хорошо знать, где хранится тот или иной материал, где взять нужную игрушку и куда положить её после игры. Воспитатель должен следить за тем, чтобы ребёнку было удобно играть, чтобы ему не мешали другие дети и чтобы это место было удобно для данного вида деятельности.

Особенности организации режимных моментов

в группах раннего возраста.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Организуя и осуществляя режимные процессы, групповой персонал всегда должен помнить, что основной задачей здесь является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка, чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, с аппетитом съел полагающуюся ему пищу и спал крепко положенное по режиму время, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом (температурой воздуха, влажностью) помещения.

Во время проведения режимных процессов необходимо четкое распределение обязанностей между персоналом группы.

Принцип распределения таков: воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования, в частности он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, раздеваться. Няня обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.

Организуя жизнь детей в группах раннего возраста, взрослые должны руководствоваться основными принципами:

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы .

  1. Обеспечить единство подхода со стороны всех воспитывающих лиц, а именно: - детский сад,

Семья,

Преемственность в работе воспитателей группы.

3. Обеспечить также частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации.

4. Создать благоприятную эмоциональную обстановку , т.к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.

5. Доброжелательное общение взрослого с ребенком, которое должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых обращений к детям, но помнить при этом, чтобы шли они от чистого сердца.

6. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка.

7. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.

Важным условием является методически правильная организация режимных моментов, при проведении которых необходимо соблюдать основные принципы:

  • Принцип последовательности.
  • Принцип постепенности.

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале брать подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.

3. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

4. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты , не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.

7. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.

8. При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия .

9. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель дожен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

10. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Специфика организации режимных процессов.

Организация проведения прогулки .

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Ежедневно на одевание детей персонал затрачивает около 15% рабочего времени. Поэтому важно рационально организовать этот момент. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты и в последнюю очередь пальто (куртки) и шапки. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

Организация процесса кормления.

Воспитатель во время еды сообщает детям знания и расширяет представления, и их словарный запас. Ласково обращаясь к детям он сообщает им названия блюд, их качество и состояние: сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи, чтобы малыши, севшие за стол первыми, кончили есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. Взрослые должны уметь правильно докармливать детей: взять стульчик, сесть рядом, чистой ложкой (другой).

Обращаем внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности, развиваем навыки детей в соответствии с требованиями программы. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды: есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

Формируем положительное отношение к процессу еды, к еде. Детей нельзя кормить насильно. Дети, которых кормят насильно теряют аппетит.

Большое значение имеет положительный пример взрослого . Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду).

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером), длительностью 10 минут по подгруппам. Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т.к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Применяя различные приемы, необходимо поддерживать оптимальное состояние возбудимости, предохранять детей от утомления, которое может возникнуть при постоянном пребывании детей в коллективе в том случае, если их воспитание организовано неправильно.

Организация физиологических оправлений и умывания.

Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом непосредственной образовательной деятельности, прогулки, после ее окончания, перед сном и после подъема.

При организации процесса умывания с детьми должны присутствовать воспитатель и помощник воспитателя, т.к. должно формироваться сразу два навыка: правильно мыть руки и лицо и правильно вытирать руки полотенцем.


(опыт работы воспитателя Бакуцкой С. Л СП-Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п.Пензено)

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

К режимным моментам относятся:

1. Прием детей.
2. Утренняя гимнастика.
3. Подготовк к завтраку, завтрак.
4. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности.
5. Подготовка к 1 прогулке, прогулка.
6. Подготовка к обеду, обед.
7. Организация сна детей.
8. Организация подъема детей и закаливающих процедур.
9. Подготовка к полднику, полдник.
10. Подготовка ко 2 прогулке, прогулка.
11. Уход детей домой

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом, которое я использую для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребёнком.

В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком, я называю предметы и действия, объясняю, спрашиваю, отвечаю на вопро-сы, рассказываю. Все это способствует познавательно-речевому, нравственному развитию ребенка.

В процессе умывания, одевания, приема пищи ма-лыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Всё это проходит с помощью произведений устного народного творчества, игровых действий : «Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!»,

« Мы чисто умываемся, сухо вытираемся!», «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Умрем куклу Катю», «Оденем куклу Катю на прогулку» и т. д.). Постепенно ребенок учится самостоятельно умывать-ся, одеваться и пр. Я стараюсь привлекать детей в повседневные дела группы вместе со мной, т.к. следуя примеру взрослых, ребенок приобретает социальные навыки.

Организуя режимные моменты, я стараюсь создавать до-брожелательную атмосферу сотрудничества. Учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосиль-ные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.

При организации завтрака, обеда обращаю внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, тем самым отмечая заботу няни и повара о детях.

В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд.

«Умница, Машенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую» и др.

В процессе еды контролирую осанку детей, мотивирую, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако если аппетита у ребенка нет, и он отказывается от еды, я не заставляю кушать таких детей, т.к. насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи. Объясняю детям, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой, как правильно есть (наклоняться над тарелочкой, чтобы не испачкать ни себя ни накапать на стол, правильно держать ложку, класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать), не торопиться, во время еды не разговаривать за столом и др.) Каждый раз отмечаю успехи отличившегося ребёнка («Молодец, Максим, сегодня кушал аккуратно наклонялся над тарелочкой, не накапал на себя и на стол» и т. д.), т.к. пример одних детей положительно сказывается на остальных.

Прежде чем отправиться на прогулку, наводим порядок в группе: собираем игрушки и расставляем их по местам, убираю пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности.

Перед одеванием напоминаю детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте формирую у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, совершенствую широкий круг образовательных задач: называю название одежды и ее назначение, название деталей одежды, одновременно идёт активизация словаря на тему «Одежда». Опять же использую художественное слово:

« Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку надевай»
и все вместе стараемся одевать по порядку штанишки, кофточку и т. д.

Обращаю внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, устраняю их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу.

В зависимости от предыдущей образовательной деятельности и погодных условий - изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если до прогулки с детьми организовывалась образовательная деятельность, требующая больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке вначале провожу подвижные игры, пробежки, а затем переходим к наблюдениям - за птицами, за транспортом, за игрой старших детей и т. д.

Перед уходом с прогулки, детей приучаю собирать выносной материал в корзину (машинки, мячи, лопаточки, ведёрки и т. д.). Перед входом в детский сад приучаю ребят заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу, учу мальчиков пропускать девочек вперед. В раздевалке вместе с помощником воспитателя следим за процессом переодевания, прививаем детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Во время подготовки ко сну стараюсь, чтобы обстановка была спокойной, уравновешенной. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании формирую бережное отношение к вещам, аккуратность - учу вешать вещи на спинку стульчика. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну мне помогают опять же народные потешки и приговорки.

«Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши», «Люли-люли,люленьки, прилетели гуленьки, стали гули ворковаить, наших деток усыплять» и др.

Подъём провожу постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится зарядка пробуждения -« Потягуни — потягушечки

(Тянемся пальчиками вверх как можно выше)

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся».

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а я и помощник воспитателя помогаем им при необходимости (Юра Б., Маша С., Злата С.). Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.

На вечерней прогулке, в присутствии ребенка информирую родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности в раздевальной комнате выставляю работы детей, информацию для родителей. Стараюсь показать сначала положительное, потом - проблему, тактично, ненавязчиво, грамотно. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Отдельно обращаю внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона , а именно попрощаться с воспитателем, помощником воспитателя и детьми группы. Я думаю, это формирует положительное отношение ребёнка к детскому саду и даёт настрой на следующее посещение.

Таким образом, для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режимные моменты выполнялись на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

15. Режим дня и организация жизни детей. Особенности проведения режимных процессов в группах раннего возраста.

Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня. Большинство педагогов, физиологов, медиков (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, И.А.Аршавский, Н.М.Фонарев и другие) определяют режим как основу жизни маленького ребенка. Что же такое режим?

Режим -это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности.

Бодрствование - это деятельное состояние коры головного мозга, которое поддерживается раздражителями из внешнего мира (И.П.Павлов).

Сон - это также активный процесс, поскольку многие нервные клетки во время сна находятся в активном состоянии. Но деятельность органов чувств в это время заторможена. Сон возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности (в соответствии с возрастом) бодрствования. Чередование сна и бодрствования - важное условие нормальной психической деятельности человека.

Сон и бодрствование - это два сопряженных состояния. От того, насколько активным был ребенок во время бодрствования, зависят характер засыпания, глубина и длительность сна. Если ребенок хорошо выспался, то бодрствование его, как правило, протекает активно.

Если ребенка укладывать спать, кормить, организовывать бодрствование в одно и то же время, то у него формируется система условных рефлексов на время приема пищи, укладывания на сон, активной деятельности.

Эта система условных рефлексов на время, которую И.П.Павлов назвал динамическим стереотипом, и составляет физиологическую основу режима. Сложившийся динамический стереотип заранее подготавливает организм к приему пищи в определенное время, сну, активной деятельности и тем самым экономит нервную энергию ребенка.

При составлении режима за основу берется предел работоспособности нервной системы ребенка, который меняется на протяжении раннего возраста многократно. Предел работоспособности нервной системы в разные возрастные периоды и определяет длительность бодрствования, количество дневного и ночного сна. При определении промежутков между кормлениями учитываются потребность в пище в том или ином возрастном периоде и особенности работы пищеварительной системы

Организация режимных моментов в группах детей раннего возраста.

Физиологические и педагогические основы режима дня.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

Рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест среди условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка. Этому и способствует правильно построенный режим, который предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

определенная продолжительность занятий и рациональное сочетание их с отдыхом;

Регулярное питание; полноценный сон; достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время: есть, спать, гулять в одно и тоже время. Своевременный отдых, правильная смена разных видов деятельности – главное и благоприятное условие нормального и своевременного развития ребенка.

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Организуя жизнь детей в группах раннего возраста, взрослые должны руководствоваться основными принципами:

1.Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство подхода со стороны всех воспитывающих лиц, а именно: детский сад, семья, преемственность в работе воспитателей группы.

3. Необходимо обеспечить также частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации.

4. Создать благоприятную эмоциональную обстановку, т.к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.

5. Доброжелательное общение взрослого с ребенком, которое должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых обращений к детям, но помнить при этом, чтобы шли они от чистого сердца.

6. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка.

Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.

Важным условием является методически правильная организация режимных моментов, при проведении которых необходимо соблюдать основные принципы:

Принцип последовательности.

Принцип постепенности.

Методические приемы и правила организации режимных процессов.

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

При проведении режимных процессов вначале берем подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.

Осуществляя принцип последовательности и постепенности, предусматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).

Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

При проведении любого режимного процесса формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.

Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений.

Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.

При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.

Методика проведения режимных моментов и их значение в воспитательном процессе.

В первую очередь необходимо воспитывать активность и самостоятельность.

Большое внимание следует уделять формированию культурно-гигиенических навыков.

Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности. Ребенок дошкольного возраста должен

Особое значение в режиме имеет методически правильная организация процесса кормления.

Большое значение имеет положительный пример взрослого. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду).

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером), длительностью 10-15 минут по подгруппам. Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т.к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Согласованность в работе персонала группы.

Во время проведения режимных процессов необходимо четкое распределение обязанностей между персоналом группы. Организуя и осуществляя режимные процессы, групповой персонал всегда должен помнить, что основной задачей здесь является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка, чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, с аппетитом съел полагающуюся ему пищу и спал крепко положенное по режиму время, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом (температурой воздуха, влажностью) помещения.

В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди