14.04.2019

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Подростковое состояние эндокринной сферы вызывает. Тело подростка опять становится непропорциональным


Ирина Астахова
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

Старший дошкольный возраст -период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей . Игра остается основным способом , узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.

В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа.

Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно.

Он часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя миру. Не редко это бывает выражено с помощью плохого поведения. Такие проблемы возникают из-за того, что ребенок не знает, как по-другому привлечь внимание к себе. Негативное внимание для такого ребенка важнее никакого.

Все время проверяет взрослого на прочность, желая получить то, что хочется. С трудом может соизмерять собственное хочу с потребностями окружающих.

В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по-правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры увеличивается.

Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно.

Начинает осознавать половые различия и задает поэтому поводу много вопросов. Так же начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, проявляющиеся ночью и в период засыпания.

К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из оценок, которые слышит в свой адрес.

Способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное.

Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку хочет быть взрослее. Но готовность ребенка к школе определяется не только его умением читать и писать. Важнее психологическая и мотивационная готовность, интеллектуальная зрелость, а так же сформированная произвольность внимания, то есть способность сосредотачиваться на 35-40 минут, не отвлекаясь и выполняя какую-либо череду задач.

Возраст 6-7лет очередной критический период в жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития формирование готовности к обучению в школе. Кризис семи лет- это рождение социального Я ребенка.

Поведение детей меняется : они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, с ними бывает трудно справиться. Этот этап необходим для развития ребенка. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого.

У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение.

Самооценка становится более адекватной, видит в себе и в других не только положительное, но и отрицательное.

Ребенок может придерживаться установленных правил.

Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня, многие дети уже не спят в тихий час.

Происходят изменения в отношениях с взрослыми. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием. Интерес к посторонним взрослым значительно возрастает .

У детей наблюдаются споры , капризы, непослушание, упрямство, острая реакция на критику. Но так дети ведут себя в знакомой обстановке, со знакомыми людьми, с посторонними такого поведения обычно не бывает.

Советы родителям детей 5-7 лет .

С уважением относитесь к своим детям, их фантазиям. Различайте вранье, защитное фантазирование и просто игру воображения.

Развивайте таланты ребенка, поддерживайте его в его стремлениях.

Учитесь устанавливать границы дозволенного там, где желания ребенка вредны для него самого или окружающих, но будьте внимательны к адекватным желаниям.

Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, разбирайте вместе все ситуации, которые происходят при их общении.

Организуйте отдых всей семьей, обсудите свои планы на отдых вместе с ребенком.

Постепенно снижайте контроль и опеку над ребенком, позволяя ему самому ставить перед собой задачи и решать их, но не забывайте поддерживать его в случае возникновения проблем, вместе разбирайте причины неудач.

Чаще просите ребенка о помощи, а не требуйте ее, это развивает и укрепляет его «взрослую» позицию.

Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных» вопросов. Отвечайте на них ясно и максимально просто, не усложняя и не распространяясь. Помните : отсутствие информации по этой теме ведет к ненужным фантазиям и не здоровому интересу. Запаситесь детской литературой на эту тему соответственно возрасту ребенка .

На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии со своими представлениями, в том числе и религиозными.

Помогайте ребенку справляться со страхами, не осуждая и не стыдя его. Внимательно выслушайте его, посочувствуйте. Поддерживайте ребенка, будьте рядом с ним в моменты обострения его страхов, но постепенно предоставляйте ему возможность самому справляться с ними.

Будьте главным помощником ребенка в адаптации к школьной обстановке. По возможности выясните требования, отношение к детям в той школе, где предстоит учиться вашему ребенку. По возможности водите его на подготовительные курсы в его будущую школу. Идеально, если подготовку будет вести тот учитель, к которому потом пойдет ребенок. Это поможет вашему ребенку легче адаптироваться к новым для него условиям, заранее завести себе друзей и привыкнуть к новому коллективу.

Не торопитесь с походом в школу, если вы видите, что ребенок психологически не готов к этому. Отсутствует интерес к учебной деятельности, рассеянное внимание, отсутствие усидчивости, умения сосредоточиться на 35-40 минут.

Постройте режим дня ребенка так, что бы у него оставалось время на отдых, игры, прогулки, занятия любимым делом.

Помните, любые ваши оценки в адрес ребенка влияют на его самооценку. Оценивайте лишь действие или поступок ребенка, а не его личность в целом.

Чаще интересуйтесь мнением ребенка по любым вопросам, этим вы развиваете в нем умение самому оценивать свою деятельность.

Вы должны осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы в школе не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией.

Старший дошкольный возраст (5- 7 лет).

Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений сотрудничества с взрослым, попытками влиять на него, активным освоением социального пространства.

Общение ребенка с взрослым становится все более разнообразным, постепенно оно приобретает черты личностного - взрослый выступает для ребенка источником социальных познаний, эталоном поведения в различных ситуациях. Изменяются вопросы детей - они становятся более оторванными от конкретной ситуации: ребенок стремится расспрашивать взрослого о его работе, семье, детях, пытается высказывать собственные идеи и суждения. В этот период ребенок в общении с взрослым особенно нуждается в уважении, дети становятся повышенно обидчивы, если к ним не прислушиваются. Потребность ребенка в общении с взрослым усугубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности во взглядах. В поведении это может проявляться в феномене большого количества жалоб: ребенок жалуется, указывая на сверстника - нарушителя требований взрослого, он не хочет его наказания, он ждет от взрослого оценки поведения, чтобы убедиться в том, что правило есть и оно действует. Жалоба - это просьба подтвердить или опровергнуть правило, форма знакомства с правилами поведения.

В пять-семь лет сверстник начинает приобретать индивидуальность в глазах ребенка, становиться значимым лицом для общения, обгоняя взрослого по многим показателям важности для общения. Ребенок начинает воспринимать себя и сверстника как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение, постепенно к семи годам формируется круг друзей. Для общения важными становятся личностные качества сверстника: внимательность, отзывчивость, уравновешенность, а также объективные условия: частота встреч, одна группа детского сада, одинаковые спортивные занятия и т.д. Основной продукт общения со сверстником - это постепенно складывающийся образ самого себя.

В группе детского сада социальные роли детей - лидеры, звезды, аутсайдеры (изгои) становятся более устойчивыми, дети пытаются оспаривать эти позиции, но для того, чтобы стать лидером, уже нужно быть хорошим партнером по играм и общению. Взрослый может повлиять на распределение ролей внутри группы, так как внимание воспитателя - один из критериев выделения детьми и лидера, и изгоя (аутсайдера).

Продолжает совершенствоваться сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Дети в игре начинают создавать модели разнообразных отношений между людьми, плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией, наблюдается длительная перспектива игры - дети могут возвращаться к неоконченной игре. Постепенно можно видеть, как ролевая игра начинает соединяться с игрой по правилам. Сюжеты игр совместно строятся и творчески развиваются, большое место начинают занимать игры с общественно значимыми сюжетами, отражающими социальные отношения и иерархию людей, и эпизодами из сказок, мультфильмов. Дети смелее и разнообразнее в играх комбинируют знания, почерпнутые из окружающей действительности: фильмов, мультфильмов, книг, рассказов взрослых. Играют от нескольких часов до нескольких дней.

Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны средства, используемые детьми в игре, в реализации роли большое место начинает играть развитость речи. В игровых действиях используются предметы-заместители, природные материалы, самодельные игрушки. Ребенок может играть от семи до десяти ролей в одной игре, способен совмещать роли.

Активное развитие ребенка происходит и в других видах продуктивной деятельности - это изобразительная деятельность, конструирование, труд - в пять-семь лет дети способны к общему коллективному труду, могут согласовывать и планировать свои действия.

В деятельности развивается личность ребенка, совершенствуются познавательные процессы и формируются новообразования возраста.

Память. Наблюдается переход от непроизвольного и непосредственного запоминания к произвольному и опосредованному и припоминанию в процессе игры или учебной деятельности. В пять-шесть лет ребенок может использовать повторение как прием запоминания. По-прежнему легко запоминаются эмоционально насыщенные события, они могут оставаться в долговременной памяти на долгие годы. В этом возрасте хорошо развиты механическая память и эйдетическая - восстановление в памяти зрительного образа увиденного, постепенно формируется смысловая память. Память объединяется с речью и мышлением и начинает приобретать интеллектуальный характер.

Продолжается сенсорное развитие, совершенствуются различные виды ощущения , восприятия , наглядных представлений. Повышается острота зрения и точность цветовосприятия, развивается фонематический слух, возрастает точность оценки веса предметов.

Усложняется ориентировка в пространстве - ребенок выделяет собственное тело, ведущую руку, ориентируется в плане комнаты, пока с трудом формируется ориентировка во времени: от восприятия режимных моментов ребенок переходит к восприятию дней недели, сезонов, лучше представляет настоящее, почти не ориентируется в будущем.

Продолжается активное освоение речи, увеличивается словарный запас. Ребенок постепенно становится собеседником взрослого - речь из контекстной (когда ребенок был в состоянии описать событие без его непосредственного восприятия) переходит в связную (ребенок указывает главные связи и отношения в ситуации). Последовательное изложение событий, попытки установить между ними связи имеют большое значение для умственного развития детей. Ребенок использует в речи прилагательные и наречия, характеризующие признаки предметов и отношения людей, слова со

сходными значениями. Части речи употребляются правильно. В предложении согласовывает существительные с числительными, прилагательными, учится пользоваться прямой и косвенной речью. Совершенствуется диалоговая и монологическая речь: связно и последовательно пересказывают дети литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составляют небольшие рассказы о предмете, по картинкам, по плану, рассказы из личного опыта, развивается фантазирование. Речь постепенно становится орудием мышления и средством познания. Заканчивается сензитивный период развития речи ребенка.

Наглядно-образное мышление является ведущим в возрасте пяти-семи лет, однако именно в этом возрасте закладываются основы словесно-логического мышления, дети начинают понимать позицию другого человека в знакомых для себя ситуациях. Осуществляется постепенный переход от эгоцентризма детского мышления к децентрации - способности принять и понять позицию другого. Формируются действия моделирования, т.е. ребенок способен разложить предмет на эталоны - форму, цвет. Мышление объединяется с речью и памятью, ребенок уже способен рассуждать.

В воображении ребенок этого возраста все более может использовать символы, т.е. замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми: образ предмета отделяется от предмета и обозначается словом. В аффективном воображении к пяти-семи годам у ребенка начинают формироваться механизмы психологической защиты, например, появляются проекции - приписывания своих отрицательных поступков другому. Уже к шести годам ребенок способен жить в воображаемом мире. Воображение оказывает влияние на все виды деятельности дошкольника, особенно на рисование, конструирование, игру.

Внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость, ребенок способен концентрировать внимание - удерживать его при рассмотрении привлекательных объектов до 15 сек. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным.

Эмоциональная сфера ребенка приобретает более устойчивый характер, ребенок постепенно осмысливает значение норм в поведении и способен соотносить свое поведение и эмоции с нормами.

Развитие личности ребенка происходит в общении и деятельности в процессе сравнения себя с другими детьми группы. В зависимости от того, какую позицию - социальную роль - играет ребенок в группе, формируется его самооценка, она становиться устойчивой и начинает определять поступки ребенка.

Дошкольный возраст - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику: ребенок уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т.е. насколько он принимает се. Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью. Рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие виды деятельности дошкольника, предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Важно и то, что все их отличает способность к взаимной компенсации с точки зрения развивающего эффекта, что позволяет учитывать интересы и склонности самого ребенка.

Любовь может возникать между людьми независимо от даты рождения в паспорте, положения в обществе, внешности, национальности или вероисповедания. О том, кто в семье должен быть старше и насколько, ведется много споров и часто возникает вопрос: какова же идеальная разница в возрасте между мужчиной и женщиной.

Идеальная разница в возрасте

Люди многие десятилетия пытаются определить идеальную разницу в возрасте между мужчиной и женщиной. Самым распространенным мнением является то, что мужчина должен быть старше своей избранницы на 5-6 лет, но многие убеждены и в том, что супруги должны быть ровесниками.

Тем не менее, существует мнение, что разница в возрасте вообще никак не влияет на отношения между мужчиной и женщиной. В подтверждение теории приводятся многолетние успешные браки между людьми из различных поколений.

В каждом возрасте у человека формируется определенный взгляд на семью и взаимоотношения, исчезают одни возможности и на их месте появляются другие, поэтому в зависимости от даты рождения отношения между партнерами будут строиться по-разному.

Супруги – ровесники

Союзы среди одногодок не редкость. Часто браки заключаются между одноклассниками (однокурсниками), друзьями детства. Люди одного возраста имеют схожее прошлое, интересы, жизненные позиции, одновременно взрослеют.

В таких браках партнеры стремятся как можно дольше пожить для себя:

  • получают образование;
  • строят карьеру;
  • путешествуют;
  • не спешат заводить детей.

Стоит знать! Несмотря на общность интересов и полное взаимопонимание, согласно статистике более половины браков между ровесниками разрушаются уже через 2-3 года.

К недостаткам союза между ровесниками можно отнести:

  • быстрое охлаждение чувств;
  • потребность принимать лидерскую позицию одному из партнеров (чаще женщине);
  • необходимость идти на компромисс, проявлять терпение и поддерживать друг друга.

Важно! Эмоциональное созревание у мужчины наступает гораздо позже чем у женщины и поэтому именно даме приходится брать на себя главные роли в семье, несмотря на то, что амбициозных мужчин это далеко не всегда устраивает.

Брак между ровесниками вполне может быть успешным, но для этого придется прилагать немалые усилия, ведь страстная любовь и половое влечение постепенно остынут.

Огонек в отношениях можно поддержать:

Мужчина старше женщины

Модель отношений, в которой мужчина является немного старше женщины считается стандартом гармоничной семьи. Более зрелый мужчина подходит к построению отношений ответственно, стремится к созданию семьи и заботе о своей избраннице.

Браками, в которых супруг намного старше, никого не удивишь. В зависимости от различия возрастов, отношения будут строиться и складываться по-своему.

На 5-7лет

Мужчинам всегда нравились молодые и привлекательные девушки. В то же время желание создавать семью и завести детей у представителей сильного пола возникает немного позже, чем у девушек.

У такой тенденции есть веское обоснование. Считается, что для того чтобы заводить семью, мужчина должен быть достаточно обеспеченным, чтоб содержать не только себя, но и свою жену и потомство.


Осознанное решение вступить в брак формируется у мужчин, в большинстве случаев, к 30 годам, и в качестве партнера они ищут девушек несколько моложе себя.

У браков с разницей в возрасте в 5-7 лет существует немало достоинств:

  • общность интересов;
  • материальная независимость;
  • совпадение сексуальной активности;
  • возможность для мужчины занять в семье лидерскую позицию;
  • чувство защищенности у женщины;
  • минимальный риск измен со стороны мужчины в ввиду молодости супруги.

Стоит знать! Согласно социологическим исследованиям у пар с возрастным разрывом в 5-7 лет рождается больше всего детей и самый низкий процент разводов.

На 10-12 лет

Разрыв в возрасте между супругами в районе 10-лет также считается в обществе вполне нормальным.

Более зрелый мужчина к моменту вступления в серьезные отношения уже успевает построить карьеру, получить достаточно много жизненного опыта. В таких отношениях женщина получает немало преимуществ:

  • муж является законным лидером, защитником и добытчиком;
  • мудрость и знания мужчины позволяют эффективно решать бытовые вопросы и конфликты;
  • сексуальный опыт обеспечивает полную удовлетворенность интимной жизнью;
  • мужчина готов к появлению детей.

Для мужчины среднего возраста решение жениться является осознанным, а не эмоциональным. Он готов заботиться и о супруге, и о детях, а главное – способен их обеспечивать. Привлекают молодых девушек старшие мужчины своим умением обходиться с дамами, красивыми ухаживаниями, серьезностью намерений.

Более 15 лет

Если несколько веков назад браки между молодыми девушками и мужчинами в преклонном возрасте считались нормой, то сейчас они вызывают у общества неприятие и бурные негативные обсуждения.

В былые времена семьи, в которых муж значительно старше жены считались стабильными и благополучными. Сейчас же, практически все уверенны в том, что подобного рода союзы заключаются исключительно по расчету, с целью получения девушкой материальной выгоды.

Несмотря на то, что отношения между партнерами с большим разрывом в возрасте вполне могут основываться на взаимной симпатии, любви и общих интересах, у них есть как достоинства, так и недостатки.

Достоинствами брака в котором мужчина на 15-20 лет старше девушки являются:

  • опыт и образованность мужчины;
  • материальная обеспеченность семьи;
  • стремление супруга вести активный и здоровый образ жизни, чтобы соответствовать молодой жене.

Недостатки неравного по возрасту брака:

  • проблемы в сексуальной жизни;
  • низкая вероятность завести детей;
  • разница в жизненных целях, взглядах, интересах.

В тоже время, несмотря на большое количество препятствий, существует немало примеров, где партнеры счастливы и довольны жизнью.

Важно! В случае большого различия в возрасте важно, чтобы решение о вступлении в брак было осознанным с обеих сторон и оба супруга понимали что получат и от чего придется отказаться в этом союзе.

Женщина старше мужчины

Женщинам достаточно сложно решиться на отношения в которых партнер будет младше. Основной причиной является неприятие подобных семей в обществе, однако существуют у таких пар и другие проблемы.


Жена Хью Джекмана Деборра Ли Фернесс, старше его на 13 лет.

Для создания счастливой семьи зрелой даме придется принять главенство мужа, в противном случае, она будет вести себя в паре как заботливая мама, и рано или поздно семья распадется. Кроме того, в таких отношениях всегда существует риск измены со стороны мужчины с более молодой девушкой.

На 3-5 лет

Союзы, в которых женщина старше мужчины на несколько лет бывают достаточно успешными, особенно если заключаются в зрелом возрасте (старше 30 лет).

Преимуществами подобного брака являются:

  • стремление девушки выглядеть молодо и привлекательно, чтобы соответствовать партнеру;
  • опыт и мудрость, позволяющие эффективно решать бытовые вопросы и выходить из конфликтных ситуаций без вреда отношениям;
  • пик сексуальной активности у женщины, позволяющий удовлетворять потребности молодого партнера.

В тоже время женщина не всегда способна адекватно относится к молодому партнеру, принимать некоторые его недостатки, признавать главой семьи мужчину младше себя.

Недостатками отношений в которых женщина старше на 3 и более лет являются:

Тем не менее, примеров успешных браков с подобным различием в возрасте достаточно много, особенно в том случае, когда они заключаются между взрослыми и материально обеспеченными партнерами с общими интересами.

На 6-10 лет

Браки, в которых женщина старше мужчины более чем на 5 лет встречаются крайне редко. Этот факт связан с тем, что мужчина всегда предпочтет молодую девушку зрелой, ведь она подчеркнет его мужественность и успешность.

Тем не менее, подобного рода союзы существуют, и часто вполне успешны. Чтобы отношения между партнерами были счастливыми, им придется смириться с осуждением окружающих.

Недостатками союзов в которых женщина старше мужчины являются:

  • старение партнерши;
  • существенная разница в интересах;
  • доминирование зрелой женщины над молодым мужчиной;
  • постоянные подозрения в неверности по отношению к партнеру.

Стоит знать! При наличии глубоких чувств к друг другу, общих целей, увлечений и интересов, у мужчины и старшей женщины может получится вполне гармоничный союз, основанный на уважении и зрелости партнеров.

Более 15 лет

Стремление взрослой женщины стать женой молодого и привлекательного мужчины вполне понятно, ведь ей хочется чувствовать себя юной, привлекательной и любимой.

Дамы среднего возраста вполне способны заинтересовать партнера своим опытом, знаниями, ухоженностью и отличным внешним видом. Однако, нередко подобного рода союзы заключаются из меркантильного интереса молодого мужчины к успешной и финансово обеспеченной даме. Истории о таких отношениях часто встречаются в желтой прессе и связанны с известными личностями.

У браков между зрелой женщиной и молодым парнем множество недостатков:

  • ревность и тотальный контроль над мужчиной со стороны женщины;
  • осуждение общественности;
  • разница в интересах и увлечениях;
  • финансовый подтекст в отношениях;
  • различие в уровне сексуальной активности.

Формула для расчета

Несмотря на то, что любовь и чувства далеки от науки, существует формула, по которой возможно рассчитать идеальную разницу в возрасте мужчины и женщины для построения счастливых и гармоничных отношений.

Конечно же, пары бывают абсолютно разными, и возраст не главный фактор в создании семьи. Тем не менее, при определенном соотношении возраста партнерам удастся избежать пересудов со стороны родственников и общественности и полностью реализовать себя в паре.

Формула идеальной разницы в возрасте партнеров выглядит следующим образом:

Ж = М/2+7

где ж – возраст женщины, а м – возраст мужчины. Таким образом 40 летнему представителю сильного пола идеально подойдет девушка в возрасте 27 лет, и старше (40/2+7=27). Если партнерша будет моложе, разница будет казаться слишком большой.

В наше время, очень много пар, включая союзы между звездами, не попадают под эту формулу, но тем не менее имеют крепкие браки и счастливые отношения. Тут все зависит от готовности партнеров взаимодействовать друг с другом, находить общие интересы, идти на компромиссы.

Научное мнение

Несмотря на существование формулы расчета идеальной разницы в возрасте между мужчиной и женщиной, а также статистики по бракоразводным процессам, споры между учеными на эту тему не утихают.

Специалисты из разных стран определяют оптимальное соотношение возрастов между супругами по-своему:

  1. Ученые из США утверждают, что идеальной является разница в возрасте между супругами в один год. При таком соотношении риск разводов составляет по статистическим исследованиям всего 3%. Вероятность развестись у партнеров с разрывом между датами рождения в пять лет составляет 18%, а в 10 лет – 39%. Союзы, в которых у супругов более 20 лет разницы распадутся в 95% случаев.
  2. Финские ученые на основании длительных исследований установили, что жена должна быть моложе мужчины на целых 15 лет. Таким образом у пары может появиться достаточное количество здоровых и сильных детей.
  3. Шведские исследователи считают, что в браке женщина должна быть на 6 лет моложе мужчины, и при такой разнице вероятность разрыва отношений минимальна.
  4. Российские специалисты утверждают, что лучше всего создавать семью с ровесником. Согласно статистике таких браков около 27%, а количество разводов среди них невелико.

Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет

контрольная работа

1.5 Особенности психических процессов в возрасте 5-7 лет

Восприятие. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.

Мышление. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм с мышлением (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций. У детей в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление (задачи решаются с помощью существующего, реального объекта).

При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений. (1, с.111)

Память. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

Воображение. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Однако без целенаправленной помощи взрослого возникает вероятность того, что воображение будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. (2, с.743)

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей".

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Этические нормы. Дошкольник начинает усваивать этические нормы ринятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. (4, с.269)

Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов

С философских позиций вопрос о соотношении понятий процесс и состояние проанализирован А. Л. Симановым. В онтологическом плане любое состояние подвержено процессам изменения, в свою очередь...

Взаимосвязь познавательной и личностной сфер детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Возраст младшего подростка и его особенности

Развитие психических процессов в подростковом возрасте показано в таблице 1...

Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление)...

Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем...

Коррекция эмоционального развития ребенка в раннем детстве (от 0 до 3 лет) средствами музыки

Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира...

Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу...

Период зрелости человека

В современной психологической литературе можно встретить противоположные точки зрения на развитие когнитивной сферы индивида в период зрелости (22-45 лет). Некоторые авторы полагают...

Психические познавательные процессы личности, особенности их проявления в деловых отношениях в правоохранительной деятельности

Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого следователем, судьей, адвокатом состоит в том, что главными объектами познания чаще всего являются события из прошлого...

Психологические особенности периода средней взрослости

В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Однако в работах различных авторов имеются существенные различия в определении начала и конца данного возраста...

Психологический портрет одаренного ребенка

Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всем этом индивидуальном своеобразии есть и общие свойства (качества личности), характерные если не для всех, то для большинства одаренных детей. Особая ценность этих качеств в том...

Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе

Социально-психологическая специфика системы отношений старших подростков

Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Рассуждая о формировании познавательных психических процессов в подростковом возрасте, следует отметить...

Экстрасенсорные возможности

Для того, чтобы формировать в себе экстрасенсорные способности, каждый человек должен уметь управлять своими психическими процессами. Именно это может дать каждому «магическую» силу, способность контролировать и понимать окружающий мир и...

Старший дошкольный возраст – это возраст психологического взросления. У ребенка изменяется социальный статус. Он начинает понимать, что скоро произойдет много изменений в его жизни: он пойдет в школу и станет на шаг ближе к привлекательному миру взрослых.

Это период формирования психологической готовности к школе. В большинстве своем дети с удовольствие рассуждают на школьную тематику, их привлекает статус школьника, новая обстановка, аксессуары (новый портфель, форма и др.). Главное в этот момент поддержать это стремление к школьной жизни и положительный настрой на обучение.

С возникновением стремления к школе, изменяется и все поведение ребенка. Утрачивается былая непосредственность. Можно заметить, что его чаще стали привлекать задания учебного плана, появились желания заняться «серьезным» делом, выполнить ответственные поручения. Но по-прежнему ведущей деятельностью у старших дошкольников является игра.

Личностное развитие

К 6 годам наблюдаются следующие изменения в структуре самосознания ребёнка:

  • происходит осознание своего социального «Я»: осознает свое место в окружении;
  • формируется внутренняя позиция: понимает свои переживания;
  • складывается устойчивая самооценка.

Дошкольник начинает интересоваться, как к нему относятся люди из близкого окружения, как они его оценивают. Эмоциональное благополучие ребёнка зависит от того, совпадают ли его реальные качества и возможности («Я-реальное») с тем, каким он себя представляет в идеале, каким бы он хотел быть («Я-идеальное»). В этом важная роль принадлежит и взрослым. Родители, воспитатели порой предъявляют к ребенку завышенные требования, которые могут не соответствовать его возрастным особенностям или не учитывать его индивидуальных способностей. В итоге у ребенка создается образ, который не соответствует его реальному «Я». Из-за расхождения этих представлений может произойти потеря самоуважения, самоценности, уверенности в себе.

В этом возрасте взрослый для ребенка выступает как непререкаемый авторитет, которому он полностью доверяет и принимает его точку зрения. Дети перенимают у своих родителей систему оценок, идеалы и эталоны, на которые следует ровняться. Поэтому необходимо, чтобы они росли в любви, уважении и в условиях бережного отношения к их индивидуальным особенностям. Родители должны проявлять заинтересованность делами и успехами своего чада, разумную требовательность и последовательность в воспитании.

Для развития самосознания крайне важна активность самого ребенка. Не следует ограничивать его действия. В деятельности – в спорте, рисовании, экспериментировании – он познает себя. Родителям следует обращать внимание ребенка на результаты его деятельности, совместно анализировать их, а затем создать ситуацию успеха, чтобы сформировать уверенность в том, что он справится с трудностями.

Общение со сверстниками также вносит свою лепту в развитие самосознания. Сравнивая себя со сверстниками, ребенок познаёт свои индивидуальные особенности, дифференцирует личностные качества других и самого себя и может дать им оценку.

С самосознанием неразрывно связана самооценка. Как правило, детям этого возраста свойственна высокая самооценка, которая проявляется в уверенности в себе, настойчивости в достижении цели, стремлении к успеху, дружелюбию и общительности.

Мотивы и потребности

Продолжают развиваются познавательные мотивы, мотивы стремления к самоутверждению, быть похожим на взрослого, желания сохранить хорошие взаимоотношения со сверстниками, улучшить свое положение среди них.

Главное новообразование личностного развития периода дошкольного детства – соподчинение мотивов. Благодаря этому ребенок может отказаться от увлекательного занятия в пользу более важного, хотя и менее интересного дела. Это является предпосылкой развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте ведущей является потребность в общении. От ее удовлетворения зависит эмоциональное благополучие ребенка. Общение важно как с взрослыми, так и со сверстниками. Если ребенок оказывается непринятым в группе сверстников, возникает дискомфорт, неуверенность в себе.

Появляется внеситуативно-личностное общение. В его основе лежит потребность ребенка во взаимопомощи и сопереживании. Соответственно, если дошкольнику не хватает общения, остаются без внимания и другие потребности.

Эмоционально-волевая сфера

У психологически здорового ребенка преобладает внутренняя душевная уравновешенность, адекватность в поведении, преобладают позитивные отношения с людьми, проявляется чувство юмора, позитивное мироощущение. Ребенок проявляет доброжелательность к окружающим людям, эмоциональную отзывчивость. Развивается эмпатия – способность сопереживать.

Дети этого возраста способны к рефлексии. Они предчувствуют реакцию окружающих на свое поведение или определенный поступок и поэтому со взрослыми могут вести себя по- разному.

В 6-7 лет также могут наблюдаться демонстративное поведение ребенка, паясничание, капризность. Это симптомы кризиса семи лет. Для этого возраста характерна эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения, повышенная чувствительность. Однако родителям пугаться этого не стоит. Такие особенности эмоциональной сферы связаны с активизацией работы щитовидной железы.

Развивается и волевая сфера. Утрачивается непосредственность в поведении. Возрастает способность сдерживать свои эмоциональные реакции. Во всем начинает проявляться произвольность: в поведении, в движениях, в умении подчиняться правилам, во всех формах психической деятельности. Наиболее высоких показателей волевое действие достигает при положительной оценке деятельности ребенка взрослыми и сверстниками. К семи годам ребенок уже самостоятельно может поставить цель, составить план действий по ее достижению, принять решение, преодолеть трудности на пути достижения цели.

Интеллектуальное развитие

В старшем дошкольном возрасте продолжает активно развиваться познавательная сфера. Все чаще ребенок включается в экспериментирование, чтобы найти ответы на волнующие его вопросы. Порой он поражает своими выдумками, открытиями и вопросами. Особенностью развития детей этого возраста является появление предпосылок учебной деятельности. Этому способствует проявление произвольности всех психических процессов. Однако учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.

Предпосылки учебной деятельности:

  • проявление интереса к познанию окружающего мира;
  • положительное отношение к учебно-игровой деятельности;
  • сформированы отдельные учебные умения, связанные с овладением математикой, чтением, письмом;
  • знает гласные буквы и часть согласных;
  • умеет проводит звуковой анализ слова;
  • может читать отдельные слоги или слова;
  • проявляет желание учится и идти в школу.

Мышление

Для старших дошкольников характерно развитое наглядно-образное мышление. Но постепенно формируется и следующая ступень его развития – словесно-логическое. В основном оно наблюдается при решении задач, связанных с уже имеющимся опытом. Продолжают совершенствоваться мыслительные операции обобщения, сравнения по признакам, анализ, классификация. Ребенок уже способен сгруппировать предметы по двум признакам одновременно, например, по цвету и форме.

Важным достижением в интеллектуальном развитии является высокий уровень образных форм психической деятельности, в том числе образного мышления. Благодаря этому появляется способность выделять свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, понимать и успешно использовать схематические изображения.

В 6 лет ребенок способен символически рассуждать, делать выводы. Он улавливает противоречия, может устанавливать причинно-следственные связи, дать характеристику предметам и объектам, применять свой опыт при выполнении различных заданий.

У старших дошкольников имеется довольно обширный запас представлений об окружающем мире – о природе, человеке, его профессиях, быте, транспорте. Ребенок освоил систему чисел (считает до 10 и дальше, называет числа от 0 до 9).

Общение и речь

В старшем дошкольном возрасте ребенок активно включается во внеситуативно- познавательное общение. Появляется и новый вид общения – внеситуативно-личностное, который предполагает разговоры о самих себе, других людях, человеческих отношениях, героях книг. Оно способствует расширению кругозора и подготавливает ребенка к общению с учителем. Старший дошкольник может поддержать беседу на познавательную и личностную темы. Он начинает овладевать основами культуры общения, проявлять интерес к высказываниям собеседника, использует в своей речи вербальные и невербальные средства общения.

Важным для развития ребенка является общение со сверстниками. В беседах с детьми ребенок учится согласовывать свои желания с интересами других людей, а также отстаивать собственное мнение.

В этом возрасте речь выполняет не только функцию общения, но и планирования: возникает так называемая «внутренняя речь», которая помогает ребенку построить своё высказывание, помогает обдумать план действий.

К 6-7 годам словарный запас составляет около 3 000 слов. Развивается связная речь. Ребенок может составить сюжетный рассказ по картинке, пересказать сказку, используя выразительные средства, включая простые и сложные предложения. Речь достаточно богата в лексическом отношении: употребляются синонимы, антонимы, эпитеты, многозначные слова, загадки, пословицы и поговорки. Старший дошкольник умеет различать звуки на слух в произношении. Может сделать звуковой анализ слова. В норме к 6 годам отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Совершенствуется грамматика: ребенок активно использует все части речи, занимается словотворчеством.

Воображение

Старший дошкольный возраст часто называют расцветом воображения. Оно лежит в основе творчества, создании нового, необычного. Часто именно воображение называется психологами как основное новообразование дошкольного детства. С ним в значительной степени связана и успешность обучения в школе на первых порах. В 5-6 лет способность к фантазированию находится в тесной связи с интеллектом, который ее контролирует. Воображение выполняет познавательную функцию, заполняет пробелы в знаниях, объединяет различные отдельные впечатления в общую картину мира.

К концу дошкольного детства у ребенка сформировано воссоздающее воображение, которое помогает составить образ мысленно, по описанию. Также характерно и творческое воображение: дети с удовольствием включаются в творческую деятельность, создают что-то свое, оригинальное.

Старшие дошкольники уже умеют фантазировать произвольно, заранее создавая замысел. Они способны к пошаговому, а также целостному планированию предстоящей деятельности. Произвольное воображение хорошо тренируется в процессе сюжетно-ролевой игры, когда ребенку необходимо определить свое поведение в соответствии с ролью.

Для того, чтобы воображение заработало в полную силу, необходима его стимуляция в различных видах деятельности. Иначе оно может не проявить всю свою полезность для развития ребёнка.

Внимание

Как и всем психическим процессам в этом возрасте, для внимания характерна произвольность. Продолжают развиваться такие его свойства, как устойчивость, распределение, переключаемость. Все это позволяет ребенку более сосредоточенно и длительно заниматься разными видами деятельности. С пяти лет дети могут заниматься в среднем 20-25 минут. С ребенком 7 года жизни можно заниматься дольше. Но большей продуктивности лучше разбивать занятия на несколько частей и распределить их в течение дня. Тогда общая продолжительность занятий может составить примерно полтора часа.

Память

В этом возрасте активно работает как непроизвольная, так и произвольная память. К 6 годам дошкольник уже может целенаправленно запомнить или припомнить что-либо. Хорошо развито механическое запоминание. Но также уже используются некоторые приемы логического запоминания, но только в том случае, если ребенку понятен смысл материала.

Легче всего дети запоминают информацию, которая вызвала у них интерес, привлекла яркостью, необычностью. Также хорошо и надолго запоминается то, с чем он взаимодействовал физически. А если при этом сопровождать действия ребенка вербально, то эффективность запоминания значительно возрастет.

Восприятие

Восприятие становится управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом. Ребенок обследует объекты окружающего мира с помощью зрительных, слуховых, тактильных и других видов чувствительности. В этом возрасте дети владеют сенсорными эталонами. Ребенок знает основные цвета и их оттенки, различает предметы по форме, сопоставляет их по величине.

Совершенствуется восприятие пространства и времени. Дети ориентируются в понятиях «слева», «справа», «впереди», «позади», знают части суток, дни недели, оперирует понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», различает времена года.

Новообразование возраста

В старшем дошкольном возрасте утрачивается непосредственность и ситуативность поведения, формируется его регуляция, ориентация на социальные нормы и требования. Все это происходит благодаря принятию новой внутренней позиции школьника. К этому возрасту у каждого ребенка уже есть пусть и небольшой, но свой жизненный опыт, у каждого сложилось свое представление об окружающем мире и своем месте в нем, у каждого свои интересы, способности и темперамент. С этим багажом он пойдет в школу. Задача взрослого сделать так, чтобы у ребенка своевременно сформировались новообразования, которые позволят ему
уверенно подняться на новую ступень своего развития.

Центральным новообразованием периода дошкольного детства является готовность к школе. Это понятие обширное и включает в себя целый комплекс отдельных готовностей: коммуникативную, когнитивную, эмоциональную, личностную и технологическую. Другими словами, чтобы поступить в школу недостаточно только умственной готовности (знания цифр, букв, владения основами письма и др.). Ребенок должен быть готов и психологически. И это важнейшее условие. От того, каким будет начало школьной жизни, зависит и дальнейший успех обучении. Поэтому взрослым необходимо постараться сформировать позитивные представления ребенка о школе, заранее познакомить его со всеми особенностями школьной жизни, чтобы не было страха неизвестности и неопределенности будущего.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди