08.08.2019

Социальная роль семьи. Социальная роль и её значение


Семья - это кровнородственная ячейка общества, в которой представлена практически вся гамма социальных отношений: юридически-правовых, социальных, хозяйственно-экономических, культурных и духовных. Подобная полнота, представленность всех типов отношений, позволяет социологу провести глубокий и полноценный анализ распределения и исполнения ролей, встречающихся между людьми.

Рассмотрим классификацию социальной роли в семейной группе:

  • 1) супружеские (муж, жена), родительские (мать, отец):
    • - социальный партнер,
    • - сексуальный партнер,
    • - кормилец,
    • - социализатор (дисциплинатор, отец своих детей).
    • - домохозяйка,
  • 2) прародители:
    • - бабушка,
    • - дедушка.
  • 3) ребенок:
    • - братья,
    • - сестры.

В структуре ролевого набора статуса «Жена» мы видим практически схожие роли - социальный партнер, сексуальный партнер, домохозяйка, социализатор. Различие двух ролевых наборов заключается в двух ролях - кормильца (муж) и домохозяйки (жена).

Соотношение или взаимосвязь социальных ролей членов семьи по отношению друг к другу называется семейной системой. В нашем случае она включает четыре ключевые роли. На первом по важности месте стоят роли сексуальных партнеров потому, что ради удовлетворения своих потребностей законным путем в современном обществе заключается большинство браков. На втором по важности месте - экономическая роль по добыванию средств существования и сохранению семьи - кормилец. Симметрична функции кормильца функция домохозяйки. Следующая важная роль - социальный партнер. И жена, и муж выступают в роли социальных партнеров. Последняя важная роль - социализация или воспитание детей.

Если роль - модель поведения и эти модели поведения существуют в обществе, значит, они должны как-то регулироваться нормами, законами, обычаями, нравами, традициями.

Сексуальный партнер. Роль сексуального партнера подразумевает такую модель поведения, которая соответствует неписаным нормам поведения и психологическим ожиданиям субъекта того статуса, с которым связан данный статус.

Сексуальный партнер - основная роль, ради исполнения которой возникает брак. Какие же нормы должны определять и ограничивать роль сексуального партнера? Самая главная среди них - соблюдение супружеской верности. Если это правило нарушается, то брак распадается. В разных культурах и даже в разных семьях допускается известная степень адъюлтера, на что-то закрывают глаза, но массовый стереотип поведения предполагает соблюдение супружеской верности.

В сексуальные отношения между мужем и женой не имеет права вмешиваться никто другой, даже близкие родственники, например, теща или дети. И никто другой не может контролировать или указывать им на то, как они должны вести себя в качестве сексуальных партнеров. Хотя в некоторых обществах идеологические институты пытались контролировать супружеские взаимоотношения. К примеру, в СССР партком вызывал мужа для того, чтобы разобрать внутрисемейный конфликт и принудить его не изменять семье. Это дисфункциональное вмешательство. Брачный статус оказывал решающее влияние на вопрос о выезде гражданина за границу, особенно у дипломатов. Точно также и теща не должна следить за тем, куда пошел муж ее дочери после работы. Хотя в повседневной жизни данное правило из неписаного кодекса человеческих отношений то и дело нарушается. В конечном счете, супруги должны решать свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.

Супружеская верность в одних обществах остается в своде неписаных норм, в других она легализуется и переходит в реестр формальных правил. Так, если вы обратитесь в суд с просьбой расторгнуть брак по причине супружеской неверности, суд удовлетворит ваше желание.

Таким образом, сексуальное партнерство подразумевает:

  • а) запрет на физическую измену,
  • б) запрет на нравственную или духовную измену.

Супружеская неверность подразумевает и то и другое.

Кормилец и домохозяйка. Социальная сущность пары экономических ролей «кормилец-домохозяйка» заключается в требовании того, чтобы муж обеспечивал «прожиточный минимум», а жена - приемлемый комфорт жилища.

Биологическая и социальная эволюция закрепила за мужчиной и женщиной определенное разделение труда: мужчина охотился вне дома, а женщина работала по дому, где ей было легче воспитывать детей и ухаживать за ними.

Разделение труда между мужчинами и женщинами приводит к приобретению ими разных навыков. На протяжении большей части жизни эти различия формируют основу традиционной дифференциации ролей в браке. Некоторые виды занятий прямо рассматриваются как «женские занятия», другие - как «мужские занятия». Даже в тех семьях, где женщина работает полный рабочий день, она и дома ведет домашнее хозяйство и заботится о детях.

Общество по-разному определяет семейные роли. Закон обязывает мужчину материально содержать жену и детей, но жена не обязана содержать мужа. Поэтому первый в обязательном порядке должен иметь работу, за которую он получает деньги и наполняет ими семейный бюджет. Для жены трудоустройство является вопросом свободного выбора в том случае, если семья живет материально благополучно.

В принятии решений в семье во всех странах основную роль играет материальный фактор: тот супруг, который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье. Поскольку заработок тем выше, чем выше квалификация, а стало быть и уровень образования, то мужчина оказывается на вершине семейной пирамиды сразу по трем критериям: высокий образовательный и профессиональный статус, а также высокий доход.

У жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придется содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравнивает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий социальный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «долавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу.

Функция кормильца определяется тем, кто приносит больше денег в семью. Другая составная часть этой функции или роли - общественный престиж основного вида занятия кормильца, прежде всего мужа. Высококвалифицированная профессия мужа определяет социально-экономическое положение семьи в целом.

Если роли кормильца и домохозяйки правильно распределены между мужем и женой, то высока вероятность достичь гармонии в браке.

Социальный партнер. Не менее важна роль социального партнера. В содержание роли «социальный партнер» входят такие социальные действия, как общение с родными и близкими, прием гостей, ремонт квартиры и т.д.

Особенно ярким доказательством социального партнерства в браке выступают такие факты, или поведенческие модели, как:

  • 1. способность не говорить о внутрисемейных делах при гостях;
  • 2. не перечить, а даже поддерживать партнера, пусть он и не совсем прав;
  • 3. умение относиться к его друзьям либо родственникам, как к своим.

Социальное партнерство подразумевает модель поведения мужа и жены как представителей данного общества или данной социальной группы.

Эта модель должна быть разной в разных обществах и различных группах:

  • 1. высший класс (крупные бизнесмены);
  • 2. средний класс (интеллигенция);
  • 3. низший класс (рабочие).

Для каждого класса существует свой круг социального общения и свой репертуар социального партнерства. В гостях все стараются продемонстрировать то, что ценится в данном обществе. В высшем классе прием гостей превращается иногда в выставку «достижений народного хозяйства»: перед гостями хвастаются шикарным особняком и автомобилем, коллекцией дорогих вещей, престижными знакомствами. Здесь вечеринка служит средством установления новых и укрепление уже существующих деловых связей.

В среднем классе, особенно у интеллигенции, цель вечеринки - поговорить по душам, пооткровенничать, получить совет, обсудить правильность своих или чужих поступков и пр. Встреча превращается в своего рода самоисповедь и отпущение грехов. Главное предназначение духовного общения - получить одобрение своим поступкам от значимых других (прежде всего друзей или коллег). Исповедальная и терапевтическая функции беседы тесно связаны между собой. Обе они способствуют другому важному процессу - сплочению и солидаризации дружеского сообщества. Друзья - это референтная группа, которая выступает эталоном оценок.

Мужчина и женщина на момент вступления в брак имеют разный круг общения. Поженившись, они их объединяют: друзья мужа становятся друзьями жены, и наоборот. Принцип объединения: относись к моим друзьям так же, как я отношусь к твоим. Такова одна из важнейших аксиом социального партнерства двух людей, соединенных не кровным родством, а брачными узами.

Подобная норма распространяется и на родню супругов. Когда соединяются два родственных клана, у каждого из супругов ровно в два раза увеличивается круг обязанностей. Но разница в отношении к новым родственникам сохраняется. Если «притирка» двух кланов состоялась, то и после развода между ними отмечаются дружественные отношения. Но часто после развода родня мужа и жены - заклятые враги.

Решение большинства семейных вопросов, например, выбор репетитора, вуза, места работы, брачного партнера для ребенка, распределение семейного бюджета и определение очередности покупок, помощь родственникам и т.п. - все это элементы социального партнерства. Иными словами, конкретные формы социального взаимодействия.

Социализатор. Роль социализатора или воспитателя детей (семья по существу начинается с детей, а не с супругов) попеременно играют оба супруга. Завести семью и детей - глубинное желание и потребность каждой женщины. Иногда это выходит на первый план и замещает первую из рассмотренных ролей - сексуальное партнерство. Разные женщины по-разному смотрят на брак. Одни считают мужа всего лишь средством обзаведения детьми, другие обращают внимание на супружеские взаимоотношения, а в детях видят обузу.

Функциональным (правильным) воспитанием является такое, при котором отец и мать передают своим детям те ценностные ориентации, правила поведения и традиции, которые закреплены за ними обществом. Отец передает детям свой статус, материальное положение, профессиональные навыки, обеспечивает социальную защиту, развивает интеллектуальные способности. Мать должна подготовить ребенка к семейной жизни (передать навыки ведения домашнего хозяйства), психологические навыки взаимоотношений между людьми; гуманистические, нравственные ценности. Она оказывает эмоциональную поддержку детям на протяжении всей жизни, воспитывает эстетические чувства, передает профессиональные качества (вязание, шитье).

В воспитании детей супруги несут неодинаковую нагрузку. Она больше у женщин и меньше у мужчин. Объясняется подобная диспропорция отчасти большей занятостью мужчин на производстве, отчасти господством патриархальных пережитков, которые позволяют мужу не догружаться домашними заботами, а жену переобременять ими.

Во многих культурах уровень взаимосвязи семьи с прародителями достаточно высокий. Это касается даже американских семей, в которых принято раннее отделение от родительской семьи и жизнь пожилых родителей отдельно от семьи взрослых детей («опустевшее гнездо»). Роль бабушек и дедушек может быть особенно важна в случае неполных семей (в таких семьях сейчас живет каждый пятый ребенок в США) и в том случае, если мать вынуждена работать (такова ситуация фактически в каждой второй семье с детьми до 3 лет.

В российских семьях роль «третьего поколения» (а иногда и прабабушек) особенно велика. В России в данное время 12% неполных семей, большинство женщин работает. Во многих семьях, номинально (по прописке и, соответственно, по переписи населения) являющихся нуклеарными, существует как бы «институт приходящих бабушек», которые выполняют роль нянь (для внуков-дошкольников) и гувернанток (сопровождение в школы и помощь в приготовлении уроков внуков-школьников). Можно сказать, что во многих семьях бабушки играют роль «держателя семьи». В особенности такая ситуация прослеживается в разрушенных, «эрозированных» семьях с распавшимися или несостоявшимися супружескими звеньями (например, при внебрачных рождениях у несовершеннолетних матерей).

Под термином «держатель семьи» мы понимаем члена семьи, который в наибольшей степени ощущает и несет на себе ответственность за перспективы семьи и будущее детей. Такую роль играют сельские бабушки по отношению к своим внукам, рожденным уже городскими матерями -- их дочерьми или невестками. Наиболее ярко это проявляется в случае эрозированных (по структуре) семей (являющихся неблагополучными по выполнению своих функций). Прасемья (обычно бабушка, иногда прабабушка) осуществляет уход за внуками, берет на себя ответственность за него и его будущее, взаимодействует с внешними организациями (оформление опеки, взаимодействие со школой, муниципальными органами и т. д.). В случае нездоровья или смерти такой бабушки-держателя семьи внуки оказываются в той или иной мере под опекой государства, так как никто из других членов семьи (мать или внебрачный отец) не способен взять на себя заботу о ребенке. Но это крайний случай, обычно же бабушки играют позитивную роль в семье, помогая работающей матери растить ребенка.

Американские психологи отмечают, что функции бабушек и дедушек обычно отличаются от родительских, и у них устанавливаются несколько иные отношения привязанности с внуками и внучками. Прародители чаще выказывают одобрение, сочувствие и симпатии, оказывают поддержку и реже наказывают внуков. Иногда эти отношения отличаются большей игривостью и раскованностью. Бабушки чаще рассказывают внукам о своем детстве или о детстве их родителей, что способствует формированию у детей чувства семейной идентичности и традиции.

Российские авторы указывают на большую значимость и разнообразные возможности бабушек и дедушек в семье. Это и психотерапевтическая (эмоциональная) поддержка матери во время беременности, и помощь советом в случае конфликтов в семье, и игры с внуками, и регуляция отношения между внуками (поддержка первенца при рождении второго ребенка), и подготовка к школе внука, и, конечно же, помощь школьнику и т. д.

Панкова Л.М. указывает на различие отношений к внукам со стороны родителей матери и родителей отца: «Если отношения с невесткой не складываются, осложняются отношения с сыном, часто отходят в сторону и внуки со стороны сына. Внуки же со стороны дочери ближе, и они навечно». В случае развода родители матери начинают еще больше помогать ей по уходу за детьми. «Так у ребенка формируются совершенно абсурдные понятия -- «своя бабушка» или «настоящий дедушка». Автор пишет, что в части семей «справедливая бабушка» по отцу соглашается помочь в уходе за одним внуком от сына и от дочери, однако отстраняется от забот по воспитанию второго ребенка. Можно сказать, что прасемья со стороны матери не имеет такой же возможности внутренней и поведенческой «демобилизации» от внуков.

Чешские авторы пишут о позитивной роли бабушек и дедушек, об их взаимной любви и привязанности к внукам, указывая, что при разводе родителей не следует прерывать отношения старшего поколения с любимыми внуками, которых они растили. Часто развод бывает намного тяжелее для родителей разводящихся супругов, чем для них самих.

А.И. Захаров останавливается на негативном влиянии бабушек в семье, рассматривая выборку семей с сыновьями 7-8 лет, испытывающими трудности в обучении в первом классе. «Следует отметить особую роль бабушек, уменьшавших до минимума активность детей своими назойливыми наставлениями, приказами и запретами. Они авторитетно насаждали свое понимание, свой образ жизни. Их убежденность в своей правоте не поддавалась логическим разубеждениям. По своим характерологическим особенностям это были авторитарные женщины, с некоторой паранойяльной настроенностью и тревожностью.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним.

Когда у повзрослевших детей появляется собственная жизнь и они меньше советуются с родителями, те воспринимают изменение поведения как признак отчуждения, хотя его на самом деле нет. Просто изменились роли и модели поведения.

Подсистема «братья - сестры». Концентрируется внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями - сестрами.

Отношения между детьми в семье - незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых.

Набор социальных ролей очень велик, и в каждый момент времени мы находимся в той или иной роли, иногда мы исполняем несколько ролей одновременно.

Для начала, важно разделить понятие роли и статуса.

Статус – это та позиция, которую мы занимаем в обществе,

Роль – это модель поведения, способ взаимодействия, которые мы используем в отношениях.

Например, при разводе, маме приходится брать на себя мужские функции по воспитанию детей, и в какой-то мере, выполнять мужскую роль, но стать отцом она не может, и никогда не будет в статусе отца для ребёнка. Или в отношениях без брака (гражданский брак), мы играем роль мужа и жены, но оставляем за собой статус партнёра (одна из студенток в таких отношениях своего партнёра называла «мой внебрачный муж»)

Основные статусы в семье – парные статусы:

  • Супружеские — Муж-Жена
  • Детско-родительские — Отец-Дочь, Отец-Сын, Мать-Дочь, Мать-Сын
  • Детские – Брат-Брат, Брат-Сестра, Сестра-Сестра
  • Статусы относительно рода – бабушка-внук, дедушка-внук…

Эти статусы всегда парные, невозможно быть женой, при отсутствии мужа, или братом, при отсутствии сестры (брата).

А с ролями всё немного сложнее.

Большое число конфликтов в семьях, и нередко приводящих к искажению семейной системы и даже разрушению ее, оказывается обусловленным ложными ролями мужа и жены, и даже детей.

Здесь я опишу те искажённые роли, с которыми я наиболее часто встречаюсь на тренинге «Понимание себя и других». Как правило, осознать своё место в семье и отказаться от несвойственной нашему статусу роли – достаточно для выравнивания отношений и избегания многих семейных конфликтов.

  • Ребёнок исполняет роль взрослого . Часто при разводе старший или единственный сын исполняет роль главного мужчины в семье, заботится о матери, помогает ей, поддерживает её, для матери это приятно, так как она получает любовь и внимание от ребёнка, но для ребёнка детство заканчивается очень рано. Схожую роль выполняют старшие дети, когда родители привлекают их к воспитанию младших детей, то есть ребёнок перестаёт быть братом (сестрой) и исполняет роль мамы (папы)
  • Взрослый исполняет роль ребёнка . В партнёрских отношениях часто можно встретить такую модель поведения, когда жена играет роль маленькой девочки (муж соответственно занимает позицию родителя), либо муж играет роль маленького мальчика, (жена соответственно занимает позицию мамы и )
  • Эрзац родителя . В последнее время всё чаще встречаются семьи, в которых родители полностью посвящены работе (учёбе, карьере), а роль родителя выполняет бабушка (дедушка, няня…)

И когда мы в семье исполняем такую искажённую роль, окружающие «накладывают» на нас определённые ожидания, и через какое-то время требуют, чтобы мы оправдывали эти ожидания. И совершенно естественно, что мы сопротивляемся данному порядку, и не можем (не хотим) соответствовать данным ожиданиям. И здесь начинаются конфликты и непонимание со стороны наших близких.

И здесь возникает вопрос, а что же делать, если вы заметили, что вы «играете» не ту роль, либо от вас хотят слишком многого?

  • Для начала стоит определить причину, почему вы оказались в данной роли?
  • Далее объективно оценить какие «+» и какие «-» вы получаете от данной роли (здесь очень важна роль консультанта, потому что некоторые выгоды мы не замечаем (например, женщина продолжает жить с алкоголиком, и получает моральное превосходство и сочувствие от окружающих – это и есть те выгоды, которые на первый взгляд не заметны))
  • Затем важно увидеть, каким образом вы можете получить то, что вы получаете другим способом, не играя искажённую роль.
  • И в конце волевой момент, изменения своего поведения. Здесь также важна мотивация, ради чего мы меняемся. Если мотивация недостаточна, тогда мы быстро возвращаемся к привычной модели поведения и ничего не меняем. (До следующего ассистирования, где работа над собой начинается снова)

Как обычно задавайте вопросы в комментариях, а также буду рад услышать ваши наблюдения за собой, какие роли вы исполняете в семейных отношениях, ведь осознать свою роль – это первый шаг к тому, чтобы изменить что-либо в своей жизни. Посещайте тренинги – развивайте свою осознанность!

Роль родителя в формировании личности ребенка

Самые первые шаги в процессе социализации ребенок совершает внутри семьи, а потому именно родители выполняют самую основную социальную роль - воспитывают и формируют личность ребенка, закладывают его ценностные основы. Таким образом, именно подготовка ребенка к жизни, его адаптация к социальной ситуации - основная задача родителей, в этом и выражается основная социальная роль родителя.

Семья, являясь малой социальной группой, дает возможности ощутить ребенку, как происходит общение внутри семьи, внутри коллектива, какие роли какой член семьи играет и какие права и обязанности есть у каждого члена группы. В этой связи особо важным представляется такое понятие, как микроклимат семьи. В доброжелательной и спокойной обстановке взаимного доверия и уважения, у ребенка формирует положительный эмоциональный опыт. Именно в семье ребенок впервые осознает и учится выражать широкий спектр эмоций, обучаясь этому у родителей.

Для того, чтобы социальная роль родителя выполнялась в полной мере, в семье должны быть созданы все условия для того, что ребенок успешно усваивал все компоненты социального опыта: познавательного, коммуникативного, ценностного и поведенческого-деятельностного.

  1. Познавательный аспект - имеется ввиду обучение ребенка нормам и способам поведения человека в обществе.
  2. Коммуникативный и поведенческий аспекты - ечь идет об освоении ребенком многообразия форм социального взаимодействия в обществе, навыков общения , как вербального, так и невербального; к тому же ребенок усваивает культурные формы поведения, которые позволили бы ему выразить свои чувства и желания адекватно и понятно для других членов общества.
  3. Ценностный аспект - подразумевается формирование ориентации ребенка на общечеловеческие ценности, такие как доброта, справедливость, честность. Ценности, окрашенные положительно с точки зрения эмоций, воспринимаются как личностно-значимые и становятся частью его побудительных мотивов при социальных взаимодействиях.

Социальные потребности ребенка, которые удовлетворяет родитель

  1. Потребность в общении, в эмоциональных положительных контактах, в доброжелательном отношении, доверии и любви; все это создает благоприятные условия для развития, формирует ощущение безопасности.
  2. Потребность в самореализации, которая может быть достигнута как включением ребенка в различного рода творческую деятельность, так и похвалой его достижений и успехов.
  3. Потребность в содержательном общении, имеющим форму сотрудничества: это развивает социальные чувства и удовлетворяет потребность ребенка как во взаимодействии с окружающим миром, так и в выражении своих чувств и переживаний.
  4. Потребность в познании и обмене информацией; это развивает интеллектуальные эмоции ребенка, формирует в нем интерес к самообучению, самовоспитанию.

Социальные функции родителя

  1. Воспитание ребенка: сюда относится и обучение жизненным навыкам (учить ходить, самостоятельно одеваться и т.д.), и обучение в прямом смысле этого слова (предоставление информации о мире, о человеке, начальные знания различных наук, помощь в образовании совместно с школой и т.д.), привитие ценностных и культурных норм.
  2. Помощь в самореализации ребенка: через семью как малую социальную группу, через разнообразную, в том числе, творческую деятельность, которая осуществляется на первых порах совместно с родителями, а после ими стимулируется и т.д.
  3. Демонстрация социальных ролей папы и мамы, гендерных ролей на собственном примере.
  4. Родитель также является заказчиком образовательных услуг, начиная от самых начальных ступеней образования, заканчивая высшим образованием.
  5. Предоставление социальных гарантий, свобод, защита прав ребенка и т.д.

2.1. Распределением ролей и ролевое поведением членов семьи

Каждая семья строится на взаимных обязанностях, чувстве долга, ответственности. В этом разделе следует обсудить вопрос, играющий одну из основных ролей в удовлетворенности супругов браком. Нужно постараться быть искренними и тактичными в его обсуждении, понять, какие ожидания строит ваш (а) супруг (а) относительно своей и вашей роли в семье.

Любой человек в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, члена определенного социального слоя и т. д. Ролевое обучение необходимо, чтобы научиться следующему:

выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;

приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

Следует отметить, что на удовлетворенность браком влияет не столько реальное поведение супругов в различных сферах брачно-семейных отношений, сколько оценка поведения одного супруга другим. Поскольку у разных людей может быть разное представление о том, что такое хорошо налаженный быт, должное воспитание детей, уважение, внимание, любовь, постольку результаты исследования удовлетворенности вряд ли могут служить показателем реальных брачно-семейных отношений.

В то же время исследование удовлетворенности может очень много дать для выявления ожиданий каждого из супругов, связанных с распределением ролей и ролевым поведением членов семьи. Можно выделить два подхода к решению этой проблемы.

1. При первом подходе рассматриваются ролевые ожидания и ролевое поведение в какой-то одной сравнительно узкой сфере деятельности.

Например, конфликты между мужем и женой могут возникать из-за того, что жена хочет, чтобы муж проводил все свое свободное время дома, в то время как он предпочитает общение с друзьями или увлечение любительскими занятиями. Муж может ожидать от жены большего внимания к выполнению определенных хозяйственных функций, чем она это делает на самом деле и т. д. Такие ситуации достаточно распространены в различных семьях и могут явиться причиной серьезных семейных конфликтов.

2. Второй подход связан с попыткой построения комплексных моделей ролей, ролевых ожиданий и ролевого поведения. Одна из наиболее интересных попыток в этом направлении была предпринята известным американским социологом по изучению семьи К. Киркпатриком, который выделил традиционные роли мужа и жены, товарищеские роли (роли компаньонов) и роли партнеров и перечислил основные ожидания, которые соответствуют этим ролям. Такой перечень имел в его ожидании следующий вид.

Обязанности жены-матери

Рождение и воспитание детей.

Создание и поддержание дома, жилища.

Обслуживание семьи.

Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа.

Приспособленность к зависимому социальному и экономическому статусу.

Терпимость к ограниченной сфере деятельности.

Обязанности мужа-отца

Преданность матери своих детей.

Обеспечение экономической безопасности и защиты семьи.

Поддерживание семейной влсти и контроля.

Принятие основных решений.

Эмоциональная благодарность и уважение к жене за ее преданность семье /21, "www.сайт"/.

Обеспечение алиментов в случае развода.

2.2. Упражнение «Моя роль в семье»

Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества — воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.

Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т. п.

Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи — родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья».

Первым термином принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

упорядочивает и санкционирует их новую жизнь и

устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности

Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации.

Для лучшего понимания проблем друг друга вы можете на некоторое время поменяться ролями: муж может взять на себя рль жены, а она соответственно принимает его роль. В результате вы имеете возможность проникнуть в мир чувств и реакций своего партнера.

Кроме семейной роли каждый из супругов играет социальную роль. Степень ее реализованности также влияет на отношения между супругами. Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе с учетом ее индивидуальных способностей или предпочтений.

С существующими достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации.

Допустим, что один из супругов успешно продвигается по профессиональной лестнице, у него постоянная потребность в самосовершенствовании и духовном развитии, а другой остановился в развитии и довольствуется только материальным минимумом. Рано или поздно такие супруги перестанут быть интересны друг для друга, они будут искать удовлетворение своих потребностей на стороне. Для того чтобы этого не произошло, важно помогать друг другу в социальном росте.

3.1.Социальный статус современной городской семьи

Масштабные социально-экономические изменения, происходящие в России последнее десятилетие, коснулись всех сфер жизни социума, в том числе и гендерных отношений. Как показывают западные и российские исследования в современном обществе получает распространение эгалитарный тип внутрисемейных отношений, когда резкая дифференциация труда между полами в семейной и общественной жизни исчезает, уступая место интеграции супружеских ролей и высокой степени их взаимозаменяемости. В основном это связано с ростом профессиональной занятости и расширением образования женщин, в основе которых лежат не только экономические, но и в значительной степени социально- психологические факторы.

Процесс высвобождения из традиционного представления коснулся не только женской роли, но и мужской. Благодаря большому участию женщин в наемном труде мужчины сбрасывают иго рли единственного кормильца, освобождаясь от давления профессии и поворачиваясь лицом к семье, детям, т. е. для мужчин становится возможна иная заинтересованность и в профессии и в семье.

К сожалению, к участию мужчин в частной сфере в нашей стране долгое время относились подозрительно. Это отразилось в характерном замалчивании в советский период роли мужчин в домашней сфере, в то время как женщин славили и как матерей и как тружениц, советские лозунги о достойных отцах или прославлении роли отца в семье отсутствовали. Советским мужчинам не разрешали соперничать, с подлинными отцами, с патриархами вождями партии.

В современное время большинство мужчин и женщин по-прежнему вовлечены в различные сферы деятельности, и эгалитарный тип семейных отношений еще не достаточно распространенное явление, вместе с тем, очень важен анализ тенденций развития внутрисемейных отношений, в частности гендерного разделения домашнего труда в свете структурных изменений в экономике и занятости.

Задача данного небольшого исследования определить характер ген-дерного разделения домашнего труда в современной российской городской семье, и попытаться выяснить какие факторы влияют на этот процесс, осо-бый интерес вызывают те семьи, где оба партнера работающие.

Для того чтобы определить восприятие разделения труда в семье, респондентам был задан вопрос: Кто в Вашей семье чаще всего выполняет следующие виды домашней работы.

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ СЕМЬИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

1.1. Понятие социального института.6

1.2. Социализация личности, ее социальный статус и социальная роль.12

1.3. Цивилизационные и социокультурные факторы трансформации института семьи в России…19

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ В СЕМЬЕ

2.1. Распределением ролей и ролевое поведением членов семьи.23

2.2. Упражнение «Моя роль в семье».25

ГЛАВА 3. ПАРАДОКСЫ ГЕНДЕРНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

3.1. Социальный статус современной городской семьи…27

3.2. Перспективы развития института семьи в России и пути его укрепления.34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…40

Актуальность работы. Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционировании современной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Однако, эти процессы не свидетельствуют о его упадке, как считают некоторые исследователи, это скорее трансформации образцов семейной жизни, требующие серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.

Кроме того, актуальность исследования института семьи обусловлена кардинальными изменениями всего российского общества, которые самым непосредственным образом затронули его основы и традиционные устои. Безусловно, это усугубляет социальное положение семьи, вызывая кризисные ситуации и падение значимости семьи в целом. Однако излишняя драматизация ситуации не способствует объективному анализу изменений, происходящих в современной семье. Следовательно, необходимо акцентировать особое внимание на выявлении и изучении потенциальных возможностей ее адаптации в условиях изменений и влияния внешней среды при сохранении внутренней устойчивости.

Концепции, объясняющие специфику семьи как социального института, были разработаны в трудах Э. Берджесса, Э. Вестермарка, Э. Дюркгейма, Дж. Мэдока, У. Огборна. В научных трудах данных авторов большое внимание уделяется анализу социокультурных функций семьи, их исторического перехода к другим социальным институтам, сужения круга функций, осуществляемых самой семьей.

В XIX веке возникло также прикладное или эмпирическое изучение семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада. Основоположником этой социологической традиции является Ф. Ле Пле, идеи которого предвосхитили концепцию жизненного цикла семьи как малой группы.

Семью как социально-психологическую группу начали исследовать У. Джемс, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Ж. Пиаже, У. Томас, З. Фрейд. Взаимосвязь личности и общества рассматривались ими на уровне первичных, межличностных отношений.

Объектом исследования в данной работе является социальные роли и социальные статусы на современном этапе развития российского общества.

Предмет исследования стабилизация семьи в процессе ее трансформации.

Целью исследования является выявление факторов стабилизации и устойчивого развития современной семьи в условиях ее трансформации в современном российском обществе.

Одной из задач социологического исследования современной городской семьи, было установить, насколько распространен эгалитарный характер разделения домашних обязанностей в городской семье и какие показатели оказывают наибольшее влияние на этот процесс. Под эгалитарным характером гендерного разделения домашнего труда мы понимаем равное участие мужа и жены в выполнении домашних дел, при условии, что оба супруга вовлечены в оплачиваемую занятость. В анкете это фиксировалось через ответы респондентов, что те или иные виды домашней деятельности чаще всего выполняют оба супруга. Мы предположили две группы факторов, могущих оказывать влияние на характер гендерного рспределения домашних обязанностей и отношение к ним. Первая группа связана с реальным экономическим поведением каждого из супругов в домохозяйстве, в первую очередь это размер индивидуального дохода супруга относительно другого, т. е. основной вклад в бюджет семьи. Вторая группа факторов соотносится с влиянием социокультурных норм на супругов, заложенных в процессе социализации и связанных с традиционными гендерными представлениями о предназначении мужчин и женщин в семье и обществе.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ

СЕМЬИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

1.1. Понятие социального института

Для анализа социального института используются такие понятия, как цели института, его функции по отношению к обществу, к другим социальным институтам и по отношению к личности; нормы, поддерживаемые институтом, и санкции за их невыполнение; роли, которые выполняют индивиды, включенные в институт, в соответствии с их статусами и приписываемыми им образцами поведения.

Взаимосвязи института и общества следует рассматривать через систему общественных потребностей и функций по их удовлетворению, которые выполняются социальным институтом.

Специфика, характер и основные направления общественных потребностей, связанных с функционированием социального института, рассматриваются на уровне социально-философского и социологического анализа общества в целом, и использование потребностей в качестве отправной точки анализа служит, помимо всего прочего, связующим звеном между общесоциологической и специальными социологическими теориями.

Институциональный анализ призван выявить роль и место различных социальных институтов в совокупной системе общественных отношений, устанавливая соответствие выполняемых ими функций потребностям и целям общественной системы в целом, а также определяя взаимосвязи, существующие между социальными институтами.

Семья занимает ключевое положение среди других социальных институтов. Особое место семьи среди них определяется тремя ее основными функциями. Семья единственная социальная система, увеличивающаяся, разрастающаяся не столько благодаря приему новых членов извне, сколько путем рождения детей. Реализацией своей репродуктивной функции она поддерживает биологическую непрерывность общества. Две другие функции заключаются в передаче культурного наследия последующим поколениям и поддержании существования своих членов. Этим она поддерживает социальную структуру общества. В выполнении этих функций заключается историческая миссия семьи как социального института.

Хотя семья является институтом социальным, т. е. общественно обусловленным, тем не менее она обладает относительной самостоятельностью из-за специфики выполняемых ею функций, а также своей неоднозначностью в качестве автономной системы. Ее относительная обособленность поддерживается из поколения в поколение, независимо от социальных перемен.

С помощью варьирования отдельных признаков, функциональных ролевых отношений между своими членами семья изменяется, приспосабливаясь к конкретной исторической ситуации, в которую вплетена жизнь людей. Эту особенность семьи отмечал К. Маркс: «Возьмите определенную ступень общественного развития, обмена и потребления и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, словом, определенное гражданское общество» .

Будучи самостоятельной в рамках системы общества лишь относительно, семья тем не менее как бы вплетена в ткань социально-экономических отношений, в сеть социальных взаимодействий, которые, функционируя, обновляются и изменяются в каждую данную эпоху, и становится социальным институтом.

Понятие «семья как социальный институт» до сих пор недостаточно изучено.

В Российской социологической энциклопедии дано следующее определение семьи как социального института «это система действий и отношений, выполняющая социальные функции воспроизводства человека, подверженная обширному социальному контролю, прежде всего системе позитивных и негативных санкций» .

Поскольку семья как объект социологического исследования имеет объективно системный характер, при ее анализе следует применять логику системного подхода, т. е. выявление основных элементов системы, их внешних и внутренних связей, целей функционирования системы, ее функций, генезиса и развития.

Системный анализ понятий, описывающих функционирование семьи как социального института, приведен в таблице 1:

Таблица 1

КОМПОНЕНТЫ

СОЦИАЛЬНОЙ

Внешние связи и отношения

системы Общие социальные условия, в которых функционирует социальный институт. Взаимодействие с другими социальными институтами общества. Социальные потребности института семьи. Характер

удовлетворения социальных потребностей института. Социальные функции института семьи. Характер выполнения социальных функций институтом.

Элементы системы Социальные нормы и ценности. Обычаи, традиции. Предписываемые образцы поведения. Социальные роли. Реальные образцы поведения.

Внутренние связи и отношения элементов системы Система формального социального контроля (правовые нормы и санкции), влияющие на ролевое поведение и взаимодействие. Усвоение ценностей и норм института индивидами.

Этап формирования системы Становление, адаптация к данным социальным условиям основных элементов института и связей между ними. Формирование системы социального контроля.

Продолжение таблицы

КОМПОНЕНТЫ

СОЦИАЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ ПОНЯТИЯ, ОПИСЫВАЮЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Этап развития системы Изменение основных элементов и связей института под влиянием меняющихся социально-экономических и идеологических условий и характер его функций

Этап разрушения системы Распад социального института вследствие редукции и деградации общественных потребностей в его функционировании.

Семья анализируется как социальный институт в тех случаях, когда исследователю особенно важно выяснить, насколько образ жизни семьи, ее функционирование в определенных рамках соответствуют или не соответствуют тем или иным современным общественным потребностям. Модель социального института крайне важна для прогноза будущих изменений семьи.

Анализ семьи как социального института имеет свой специфический ракурс, так как исследователя, на наш взгляд, должна интересовать прежде всего трансформация содержания его функций, образцы семейного поведения, установившиеся роли в семье, особенности формальных и неформльных норм и санкций в сфере семейно-брачных отношений.

Список литературы

1. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под общ. Ред. Л. И. Абалкина. М., 2004. С. 192.

2. Добреньков В. И. , Кравченко А. И. Социология. М.: Инфра-М, 2004. 623с.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 2000. 352 с.

4. Кравченко А. И. Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

5. Дмитриев А. В. Общая социология. — М.: Современный гуманитарный университет, 2005. 427 с.

6. Давидюк Г. П. Прикладная социология. М, 2003. С. 89.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 45. М.: Политиздат, 1957. С. 227.

8. Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 2004. С.111 112

Социальные институты семьи и брака

Распределение ролей в семье

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший). Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи, В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабым волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях, Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в собственности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

1. конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

2. внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, и т.д.) с современной ролью, предлагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери и т.д.

Женщина в сфере домашнего хозяйства и на рынке труда

В наши дни женщины наравне с мужчинами участвуют в трудовой деятельности общества, успешно освоили практически все мужские профессии. Они имеют те же права, те же обязанности, ту же ответственность. Семьи, в которых работают двое...

Личность и социальные роли

Рассмотрим, какие роли исполняют некоторые личности...

Понятие гендер и отношение полов на примере России

В христианском смысле брак - просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по-особому, через другую личность...

Религия как социальный институт

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он...

Ролевая теория личности и ее применение в социально-экономическом управлении

Как было объяснено ранее, социальная роль - это сумма действий, которые обязан привести в исполнение индивид, который занимает определенный статус в социуме...

Рольові теорії особистості

Існує два основних підходи в межах теорії соціальних ролей. Вперше поняття ролі було систематично представлено представником символічного інтеракціонізму Дж. Мідом в 1934 р...

Рольові теорії особистості

Одна з перших спроб систематизації ролей була почата Т. Парсонсом. Він вважав, що кожна роль описується 5 основними характеристиками: · емоційної - одні ролі вимагають емоційної стриманості...

Рольові теорії особистості

У нормальній структурі соціальної ролі звичайно виділяються 4 елементи: · опис типу поводження, що відповідає даної ролі; · розпорядження (вимоги)...

Семья, как социальный институт. Определение понятий брак и семья

Социально-психологические аспекты семейной жизни моряков-подводников

Супружеская роль - это способ поведения человека в семье согласно принятым нормам. По распределению власти различают следующие типы ролей: · авторитарный тип роли (один из супругов является лидером...

Социальное положение и роль в группе

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли...

Социальные институты семьи и брака

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе...

Социальные роли личности

Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 г. Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм...

Социология конфликта

Поскольку практически весь трудовой процесс происхо-дит в организациях, то они могут быть рассмотрены как важ-нейший элемент внешнего воздействия на рабочее поведение...

Статус и роли

Освоение социальных ролей - это важное составляющая процесса социализации личности, обязательное условие врастания в общество людей себе подобных. Осваивая социальные роли, человек осваивает социальные стандарты поведения...


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди