04.03.2019

Сообщение на тему музыкальное воспитание в доу. «Музыкальное воспитание в детском саду. Формы музыкальной работы в детском саду


Организация: Филиал «Начальная школа-детский сад д. Погорелово-2» МБОУ «СШ д. Охона»

Населенный пункт: Новгородская область, Пестовский р-он, д. Погорелово-2

Музыкальное развитие детей начинается с первых лет жизни ребёнка. Сначала это звук погремушек, колыбельные в мамином исполнении, звуковые детские игрушки.

В детских учреждениях в основном используются две формы организации музыкальной деятельности детей: образовательная деятельность и музыкальное сопровождение в повседневной жизни ребенка в детском саду. Еще одной немаловажной формой музыкального воспитания детей является музыкальное воспитание в семье.

Рассмотрим подробнее каждую из приведенных форм организации музыкальной деятельности детей.

1) Образовательная деятельность в детском саду (занятия).

Занятие – это форма организации деятельности, которая используется при обучении детей для формирования и развития их индивидуальных способностей.

При образовательной деятельности осуществляется активное взаимодействие детей друг с другом и с воспитателем.

Цель проведения музыкальных занятий – выявление у детей интереса к музыке. Добиваясь данной цели, педагог способствует развитию у детей музыкальных способностей обогащению их эмоций.

На занятиях дети обучаются необходимым умениям и навыкам, которые затем они могут применить самостоятельно в повседневной жизни. Разумеется, сам педагог должен владеть необходимыми качествами, профессиональными навыками, чтобы привлечь внимание ребёнка к обучению.

Воспитатель должен подбирать репертуар, соответствующий тематике и целям проводимого занятия. При этом может использоваться комплексно-тематический подход (проект «Лошади» - песенки про лошадку; проект «Времена года» - музыка «Времена года» Антонио Вивальди и др.). Используемые произведения должны звучать ярко, красочно и четко, чтобы они были доступны и понятны каждому дошкольнику.

Во время проведения занятий при знакомстве с новой композицией воспитатель должен объяснять её смысл и эмоциональное содержание. При звучании музыки можно показывать детям картинки, характеризующие её. Воспитатель также должен воспроизводить контрастную музыку, то есть сначала грустную, затем более весёлую, чтобы ребёнок смог находить в них разницу.

Образовательная деятельность должна усложняться по мере проведения для достижения развития детей. Например, при последующем воспроизведении звуков дети могут показывать различные картинки или высказывать свои чувства, которые вызывает у них музыка.

Также музыка может быть медленной или, наоборот, ритмичной. В этом случае дети реагируют на характер изменения музыки сменой своих движений.

При проведении музыкальных занятий перед детьми полезно ставить задачи, требующие их непосредственного участия: выбрать из представленных инструментов соответствующий по тембру, показать движения, характерные данной музыке.

Обратим внимание на то, что музыкальная образовательная деятельность должна отвечать творческой деятельности ребёнка, поэтому «натаскивание» детей, заучивание репертуара неприемлемо.

Следует отметить, что воспитателю необходимо следить за внешними эмоциональными проявлениями детей, за громкостью музыки, чтобы дети не переутомлялись и не перевозбуждались.

В активной деятельности детей происходит развитие музыкальных способностей. Эмоциональное поведение ребёнка во время проведения занятия должно быть в центре внимания воспитателя.

Пение, игра на музыкальных инструментах формируют у детей высокочастотный слух, чувство ритма.

Тем не менее, уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков, поэтому следует использовать индивидуальный подход при работе с детьми.

Также воспитатель должен вселить каждому дошкольнику веру в себя, в свои силы, чтобы достичь положительного результата в развитии ребёнка.

При проведении индивидуальных, коллективных или групповых занятий важно учитывать уровень каждого воспитанника. Все задания должны быть разграничены по уровню сложности: более развитым детям – задания посложнее, менее развитым – более доступные им, но развивающие его способности. Если задания будут разграничены между детьми правильно, то у каждого ребёнка будет все получаться, следовательно, он не потеряет веру в себя и не замкнется в себе.

Также стоит не забывать об одобрении и поощрении детей, чтобы поддерживать их интерес к знаниям. Полезно побуждать их к самостоятельному обучению, взаимопомощи при игре на музыкальных инструментах, во время танцевальных занятий, в следствие чего дети будут больше взаимодействовать друг с другом. Это воспитывает в детях доброжелательность, отзывчивость и внимательность к собеседникам.

Обучение дошкольников на занятиях должно подкрепляться их впечатлениями от музыкальных произведений, получаемых в других формах деятельности.

Стоит всегда помнить, что эффективность музыкального развития зависит не только от усилий музыкального работника, но и от поддержки родителей.

2) Музыкальное сопровождение в повседневной жизни детей в детском саду.

Музыка в повседневной жизни включает в себя проигрывание аудиозаписей, игровую деятельность, инсценирование музыки, физические упражнения под музыку, а также развлечения и праздничные утренники.

При такой форме организации музыкальной деятельности дети могут как воспринимать музыку, так и не воспринимать её. В основном музыка используется для задания ритма (на гимнастике) или создания более ярких и увлекательных развлечений.

Образовательная деятельность не всегда позволяет полно охватить всю изучаемую тему, поэтому музыкальные развлечения, проводимые в повседневной жизни ребёнка, позволяют подробнее развернуть беседы о музыке. Например, воспитатель может рассказать об эволюции музыкальных стилей, сопровождая беседу показом картин, музыкальных инструментов, относящихся к той или иной эпохе.

Вызвать интерес у детей к классической музыке можно с помощью проведения бесед-концертов. Они могут быть посвящены творчеству различных композиторов, например, Л. Бетховена. Здесь можно рассказать детям о жизни композитора, его нелегкой судьбе: глухота, непризнание таланта, унизительное положение в обществе. Необычные и новые формы представления музыки обогащают детей, формируют у них музыкально-эстетическое сознание, заставляют ценить музыкальные произведения.

Особое внимание стоит уделить проведению праздничных утренников в детском саду. Обычно музыкальны утренники нацелены на заучивание текста, отработки поведения, пародирования, что носит чисто развлекательный характер, а не творческий. Поэтому при такой форме музыкальной деятельности должны использоваться произведения, любимые детьми и эмоционально привлекательные. Можно использовать не только стихи, танцы, песни, но и свободное воспроизведение музыки, чтобы дети получили удовольствие от музыки в праздничной обстановке.

Особо привлекательными для детей считаются музыкальные игры-сказки. В игре-сказке каждому ребёнку принадлежит своя роль, в которую он вживается, импровизирует, работает над словом и интонацией. Также дети могут принимать участие в подготовке декорация для праздника. Импровизируя, в свободной обстановке дети раскрывают свои творческие способности. Ведь именно творчество способствует развитию у детей интереса к музыке, формирует у них основы вкуса.

3) Приведенные выше формы организации музыкальной деятельности детей тесно связаны с музыкальным воспитанием в семье.

Благодаря праздничным утренникам родители часто замечают творческий потенциал своих детей, видят, какая музыка нравится их малышам, как они развиваются. Видя, с каким увлечением, восторгом их дети импровизируют, слушая музыку, которую сами взрослые не привыкли считать для себя интересной, родители начинают интересоваться, кто написал то или иное произведение, как оно называется. В результате воспитание детей в семье обогащается звучанием произведений, которые дети слушают вместе с родителями.

На родительских собраниях воспитатель дает советы родителям, какие телепередачи можно смотреть с детьми, какие аудиозаписи слушать, как развивать творческий потенциал ребёнка.

Главная проблема музыкального воспитания в семье – качество музыкальных произведений, ведь отношение родителей к музыке часто передается детям. Ребёнка нужно разносторонне развивать в музыкальном смысле, а не приучать к простой скучной музыке.

Таким образом, благодаря работе с воспитателем, ребёнок приобретает певческие, музыкальные и ритмичные навыки, учится играть на музыкальных инструментах. Воспитатель стремится вызвать интерес детей к музыке, обучить их самостоятельным способам творческих действий, умений и навыков, которые они будут применять в жизни. А чтобы разнообразить музыкальные впечатления детей, необходимо использовать все преимущества каждой формы организации музыкальной деятельности как в дошкольных учреждениях, так и в семье.

Список используемой литературы

  1. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов ВУЗ /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская – М: Из. центр «Академия» - 2005. – 320 с.
  2. Радынова, О. П., Комиссарова, Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов ВУЗ / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее и физическое развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Восприятие музыки, отражение её настроения и образов в движении способствует укреплению физического и психического здоровья детей, гармоничному развитию тела и духа.

В дошкольном возрасте очень важно психологически раскрепостить ребёнка через освоение собственного тела как выразительного инструмента для передачи чувств, эмоций, которые ребёнок черпает из музыки. Ещё издавна музыка для воспитания и образования соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире. Поэтому очень естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте…» Красота внутреннего мира, здоровый дух, здоровые мысли, здоровье души и тела…Вот то, к чему мы стремимся, погружая детей в мир музыки.

Каждый ребёнок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить всё лучшее, что заложено от природы, используя индивидуально-дифферинцированный подход, задания разной степени сложности. Необходимо учитывать интересы детей, склонности к различным видам музыкальной деятельности.

Основные задачи музыкального воспитания в детском саду:

  1. Развивать у детей музыкальный вкус, слух, представления о красоте.
  2. Укреплять здоровье детей благодаря музыкальному движению и специальным упражнениям, насыщению музыкальных занятий положительными переживаниями, поощрять эмоциональный отклик, желание выражать свои эмоции.
  3. Обогащать эмоциональную сферу детей музыкальными впечатлениями.
  4. Развивать у детей музыкальные способности во всех доступных видах музыкальной деятельности, содействовать развитию воображения и проявлению детского музыкального творчества.
  5. Развивать культуру слушания музыки, культуру пения и игры на музыкальных инструментах, культуру движения тела.

Система музыкального воспитания состоит из 4-х взаимосвязанных разделов:

  1. 1. Слушание музыки:

— Восприятие музыки, специально созданной для слушания.

— Музыкально-дидактические игры и упражнения.

  1. Исполнительство:

— Движение.

— Игра на детских музыкальных инструментах.

  1. Творчество:

— Песенное.

— Музыкально-игровое.

— Инструментальное.

  1. Музыкально-образовательная деятельность:

— Первичные представления об основных элементах выразительных средств музыки.

— Введение музыкального словаря в речь детей.

Система работы по музыкальному воспитанию в нашем ДОУ строится основывается на следующих принципах:

  1. Принцип тематизма. В основе лежат темы, близкие и понятные детям по своему содержанию, например: «В гостях у осени», «Кто живёт в лесу», «Встречаем Новый год», «Зимняя сказка», «Весенняя капель» и другие.
  2. Принцип использования в программном репертуаре высокохудожественных произведе­ний: классических, народных и современных.
  3. Принцип объединения всех разделов музыкального занятия единым сюжетом , когда это возможно, особенно на занятиях с малышами. Это помогает увлечь детей, погрузить их в увлекательное содержание занятия.
  4. Принцип импровизационности. Использование импровизации во всех видах деятельности, стремление к творчеству.
  5. Объединения музыки, слова и движения в упражнениях (речевые и вокальные упражнения, пальчиковая гимнастика).

Известно, что музыка родилась из двух источников — из слова и движения . Рождение музыки путём «отделения» интонации от слова — лишь один путь её создания. Другой — рождение музыки из движения (жеста, танца, пантомимы), которое, как и слово, является средством выражения человеком своих мыслей и переживаний. Эти два источника привели к образованию с одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи — музыкально — речевых интонаций, с другой — пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений.

Рождение музыки из этих двух источников естественно определило появление двух исконных первичных видов музыкальной деятельности — пения и движения под музыку . Они и в наши дни являются наиболее демократичными и любимыми её видами.

В структуре музыкальных занятий в детском саду эти виды музыкальной деятельности занимают едва ли не центральное место. При этом если пение — достаточно сложный для детей и более поздно формирующийся её вид, то движение под музыку — значительно более доступный и ранний вид музыкальной деятельности.

Музыкальное движение представляет особенный интерес в связи с задачей развития творческих способностей. Он объясняется, во-первых , «двигательной природой» детского воображения (Л.С.Выготский); во-вторых , максимальной доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах включая ранний возраст, что очень важно для формирования элементов музыкального творчества, начиная с первых шагов музыкального развития. Наиболее яркие эмоциональные реакции — радость, удовольствие — возникают у детей именно в музыкальной деятельности, а яркие эмоции являются важнейшим условием для формирования творчества.

Говоря о «двигательной природе » детского в воображения, Л.С.Выготский подчёркивал действенность воссоздания его образов детьми «при посредстве собственного тела» . В этом — ключ к пониманию значения музыкального движения в музыкально-творческом развитии детей.

Развитие чувства ритма у ребёнка идёт с первого года. К 2-2,5 годам ребёнок обладает простейшими ритмическими представлениями, затем начинает воспроизводить структуру их двух меньших и одной большей длительности. К пяти годам ребёнок воспроизводит ритмическую канву произведения, и даже старшие дошкольники улавливают в основе динамической и ритмической структуры в первую очередь ритм, а мелодию и гармонию воспринимают значительно хуже.

С самого раннего детства ребёнок исследует свои голосовые возможности, звуки, которые его окружают. Это — бытовые звуки, звуки транспорта, звуки природы и другие.

Систематическая работа со звуком ведёт ребёнка к знакомству с языком музыки и помогает ему формировать слух, голос, ритм.

И конечно же, нельзя недооценить влияние музыки на здоровье детей. Музыкальные занятия, обогащённые впечатлениями, положительными эмоциями, улучшают самочувствие. Специальные упражнения для дыхания и голоса помогают детям находиться в хорошей физической форме. А сама музыка лечит, успокаивает и воспитывает детей.

Доклад: « Музыкальное воспитание в детском саду »

Для чего, скажи мой друг, музыка нужна ?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроения

Мы без слов могли понять!

Значимость музыкального воспитания в детском саду является

одним из основных компонентов эстетического воспитания

дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко

и эмоционально реагируют на музыку .

Она является важнейшим элементом психологического

комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть

творческие способности детей, развить артистизм и воображение,

развивает физическую координацию движений.

Музыка – источник особой детской радости в дошкольном

детстве . Ребёнок открывает для себя волшебную силу

искусства при достаточном богатстве впечатлений, стремится

выразить их в собственном «творческом продукте» через

музицирование.

Цель : Создать условия, развития особого неравнодушного

активно преобразующего отношения ребёнка к миру

эстетического отношения в котором переплетаются качества

нравственности, эстетического и эмоционального начала,

его образного мышления, творческих способностей.

Задачи :

Способствовать формированию у дошкольников эмоционально

ценностного отношения к миру :

Развивать эмоционально чувственную сферу ребёнка и его

художественно-образное мышление как основу развития

творческой личности;

Способствовать развитию у детей способности к восприятию

произведений искусства;

. воспитывать понимание красоты произведений искусства,

потребность общения с ними;

Расширение культурного кругозора дошкольников создание

предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической

и современной музыки ;

Приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной

речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу

для последующего самостоятельного знакомства с музыкой ,

музыкального самообразования и самовоспитания .

Помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании

музыкальной культуры ребёнка . а через неё и художественной

и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства,

развить его воображение, фантазию, художественные способности

через систему творческих заданий.

Что делает музыкальный руководитель ?

Осуществляет и развивает все виды музыкально художественной

деятельности детей. Формирует интерес и любовь к музыке ,

знакомит детей с различными жанрами музыкальных произведений ,

композиторами. Совершенствует у детей навык различения

звучание музыкальных инструментов , формирует певческие

навыки. Развивает чувство ритма, формирует навыки исполнения-

танцевальных движений. Музыкальный руководитель в

начале и в конце года проводит диагностику музыкальных

способностей детей. На основе полученных данных подбирает

индивидуальные музыкальные упражнения для детей. Организует

тематические музыкальные праздники и развлечения, театрали-

зованные представления и концерты. Проводит работу по

развитию творческого потенциала дошкольников средствами

театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети

разучивают музыкальные игры , считалки, скороговорки, которые

способствуют развитию творческой активности. Проводит

нестандартные занятия.

Музыкальные занятия в детском саду .

Музыкальные занятия позволяют ребёнку войти в увлекательной форме

в мир музыки , развивают умственные, физические способности.

Весёлые песенки, упражнения под музыку , потешки и классическая

музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности

ребёнка, формирование его творческих способностей.

Занятия развивают двигательные навыки, координацию,

Концентрацию внимания, речь. Дети учатся взаимодействию

в коллективе, развивают музыкальный слух , обучаются игре на

музыкальных инструментах . В нашей работе используется много

фольклорного материала : потешки, весёлые песенки, дразнилки,

частушки. Музыкальные занятия раскрепощают ребёнка, обогащают

ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные

способности.

Праздники в детском саду .

Это особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания

детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.

Праздники помогают выразить свои эмоции в музыке , в

художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает

интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями.

закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус,

активизирует их.

Памятка для родителей.

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости

начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше

2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков.

Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения

что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают

подобные желания, то пение на ваш взгляд кажется далёким от

совершенства, а движение смешным и неуклюжим. Не расстраивайтесь!

Количественные накопления обязательно перейдут в качественные.

Для этого потребуется время и терпение

3. Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» немузыкальный , если вы

ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить .

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

МУЗЫКА И ВСЕСТОРОНЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Музыка – средство эстетического воспитания ребенка.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер , настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться , сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (куплет песни и припев, три части в пьесе т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер куплета и энергичный, подвижный - припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке . Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих солдат, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Музыка – средство формирования морального облика ребенка.

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает хорошему звучанию, исполнению, и это воспринимается всеми как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример сверстников, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного успешное выступление других детей служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные способности.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Музыка – средство активизации умственных способностей.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы музыкального руководителя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.

Когда взрослый ставит перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребенок создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям.

В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Музыка – средство физического развития.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев, подчеркивая эту способность, доказал, что если установить механизмы влияние музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатываю четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольника физически.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет более младший.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются: слуховое ощущение, музыкальный слух; качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера; простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Отметим общие тенденции возрастного развития.

Первый год жизни . Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. У малыша на 10-12-й день жизни втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4-5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

Второй год жизни . При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвертый год жизни . У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различения в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.

Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни . Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Шестой и седьмой год жизни . Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Понимание возрастных особенностей музыкального развития позволяет педагогу уточнить последовательность задач и содержания музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

Ребенок в том случае успешно усваивает различные виды музыкальной деятельности, если учитываются его индивидуальные особенности, возрастные возможности.

Музыкальное развитие – это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка.

Развитие происходит: в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям; в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики; в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса; в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.

Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.

Обучение музыке – воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. В свою очередь ребенок активно усваивает это.

ВИДЫ И ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды музыкальной деятельности.

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие . Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство . Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Следующий вид музыкальной деятельности – детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Формы организации музыкальной деятельности.

Музыкальное занятие – основная форма организации музыкальной деятельности. Занятия базируются на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, танцуют. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.

Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослым и другими детьми. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающих отстающему быстрее преодолеть трудности.

Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Организация занятий определяется возрастными особенностями детей. Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные индивидуальные занятия, которые проводятся после общего. Могут иметь место занятия с небольшой группой, когда необходимо помочь детям овладеть тем или иным приемом игры на музыкальных инструментах, разучить какое-либо произведение для последующего его исполнения на празднике «по секрету» от других и т.д. Занятия небольшими группами и индивидуальные носят эпизодический характер, проводятся по мере необходимости, когда имеются соответствующие условия.

Праздники и развлечения. Как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами – театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной, которые помогают решать задачи музыкального воспитания.

В детском саду проводятся следующие утренники: осенний праздник, встреча Нового года, 8 Марта, выпуск детей в школу. Исполнение песен, праздничных перестроений, хороводов, плясок объединяет всех в едином порыве. Даже когда выступает небольшая группа, остальные дети разуются успехам своих друзей.

Развлечения в детском саду разнообразны по своей тематике и организации. В некоторых видах развлечений, где исполнители – взрослые, дети выступают в роли зрителей. В других сами танцуют, поют, читают стихи, инсценируют сказки и т.д. иногда совместно выступают и дети, и взрослые.

Музыка в повседневной жизни детского сада. Сопровождая подвижные игры, различные занятия, прогулки, утреннюю гимнастику, музыка создает определенное настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей. Такая организация требует от воспитателя большого мастерства, изобретательности, творческого подхода, чтобы суметь своевременного предложить детям спеть подходящую для этого момента песню, прослушать несколько произведений в записи или поплясать вместе с ребятами.

Музыка в утренней гимнастике используется более планомерно. Здесь могут звучать песни, марши и другие произведения в записи или исполненные на фортепиано.

Помимо этого, в практике широко применяется как музыкальный инструмент бубен, на котором хорошо звучат своеобразные ритмы (путем встряхивания, скользящих ударов, ударов «свободной» кистью, пальцами т т.п.). все это помогает развитию ходьбы и бега, улучшает осанку, координацию и амплитуду движений детей.

Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельность возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т.д. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элементы самообучения. Устанавливается связь с занятиями, особенно в том случае, если, обучая ребенка, педагог развивает у него навык самостоятельного действия. Например, детям предлагают спеть песню без музыкального сопровождения в удобной для них тональности или самим сочинить вариант какого-либо перестроения, хоровода и т.д.

Особенно разнообразно могут проявить себя дети в сюжетно-ролевых играх, основанных на ярких впечатлениях после праздника, развлечений, музыкальных занятий, просмотра телепередач и т.п. сюда относятся игры в «концерт», «музыкальные занятия», «загадки».

Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечатлений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного ребенком опыта.


Музыкальное воспитание в детском саду.

Что это?

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой либо другой вид искусства, доступна ребенку. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество), необходимо развивать в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности, склонность к определенным видам деятельности. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности - основная задача музыкального воспитания. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана и с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах, можно развить другую музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Это влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Чувство ритма, (третья музыкальная способность), формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера. Эти занятия также важны для общего развития ребенка, так как требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах. Основной задачей программы по музыкальному воспитанию является развитие музыкальности. В понятие «музыкальность» объединяются музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности. Способности проявляются в деятельности, которая требует их проявления. Театрализованная деятельность требует проявления всех музыкальных способностей ребенка. В восприятии музыки наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая составляет основу развития музыкальности. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции. Для активизации процесса восприятия используют на музыкальных занятиях прием сравнения. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. Так же целесообразно использовать перед прослушиванием музыкальных произведений чтение стихов, которые созвучны ему по настроению. Такие небольшие творческие задания развивают воображение ребенка, способствуют развитию его образного мышления, развивают умение сформулировать и обосновать свой выбор. Детям очень нравятся такие задания и они с удовольствием выполняют их. На начальном этапе работы над спектаклем дети прослушивают весь музыкальный репертуар, затем проводится беседа о характере героев. Такой анализ приучает детей внимательно слушать музыку, учит музыкальному воображению. Способность различия и воспроизведения мелодии по слуху (музыкально-слуховые представления) развивается, прежде всего, в пении. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Так же в пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как любимые песни он может исполнить в любое время по своему желанию. Развитие музыкальных способностей является одной из задач певческой деятельности. Овладение пением у детей происходит постепенно. На музыкальных занятиях с детьми используются певческие упражнения, направленные на развитие певческих навыков: дикции и артикуляции, певческого дыхания, звукообразования, расширения диапазона голоса, звуковедения, чистоты интонирования. На музыкальных занятиях мы изучаем особенности каждого ребенка, отмечаем детей, чисто интонирующих мелодию, пропевающих музыкальную фразу до конца. Так же возможно использование элементов логоритмики: это упражнения для развития координации слова с движением, для развития речевых и мимических движений, для развития мелкой мускулатуры пальцев рук. В музыкальных, кукольных спектаклях, инсценировках и драматизациях пение является одним из основных видов музыкальной деятельности. Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние героя, которое отражено в песне. Беседе об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное ее исполнение. При распределении ролей в спектакле учитываются способности, желание ребенка, его голосовые данные. Есть спектакли, в которых принимает участие вся группа детей. Яркая образность мелодий, юмор, участие всего детского коллектива, создают желание петь даже самых застенчивых и малоактивных детей. Работа над спектаклями способствует развитию эмоций, речи, движений. При этом создается творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть и звонкость. Основу эмоциональной отзывчивости на музыку составляет и чувство ритма. Музыкальный ритм позволяет передавать в движениях изменения в настроении музыки. Для развития этой музыкальной способности на музыкальных занятиях используются музыкально-ритмические движения: хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног, и т. д. Углубить восприятие и понимание музыкального произведения, сформировать музыкально-ритмические двигательные навыки помогает музыкальная игра. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей; формирует ритмичность движений, их координацию, пространственную ориентацию. Упражнения, выполненные под музыку, способствуют так же общей коррекции движения путем мышечного расслабления, увеличения объема произвольных движений. В спектакле содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. В процессе работы над спектаклем дети учатся воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки (например, злой волк, веселый Петрушка, хитрая лиса и т.д.) В процессе работы над спектаклем, ребята слушают музыку, поют, двигаются, что делает их восприятие активным, усиливает интерес к музыке, совершенствует артистические навыки детей, навыки хорового и сольного пения, умение внимательно слушать музыку и в движении передать ее характер и характер персонажей спектакля. Встреча с хорошей музыкой - всегда праздник. Чем раньше ребенок соприкоснется с ее лучшими образцами, тем ярче будут его впечатления. Как сделать, чтобы музыка вызывала отклик, заинтересовала малыша, была понятна ему? В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении близких ему людей, семья способна развить его эстетические чувства. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть и несовершенному. К тому же вы передаете ему частицу вашего вдохновения. В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором. А жаль! Такие первые ростки становления музыкальной культуры в семье укрепляют отношения с детьми. Спойте колыбельную, когда укладываете спать малыша, вы можете заменить слова песни другими, называя его любимые игрушки. В результате общения с музыкой ребенку передаются ее настроения и чувства: радость и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Учите детей слушать музыку, вызывайте у них желание петь, танцевать, играть. Если музыка войдет в ваш дом, жизнь в нем станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите ребенка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила ваше дитя способностями, о которых вы и не догадывались. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других позже, труднее. Способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте у большинства детей проявляется лишь к пяти годам. Но если способности не проявляются рано, это не говорит об их отсутствии. Большое значение имеет окружение, в котором растет малыш. Раннее проявление способностей наблюдается именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Одни дети способны развить высокого уровня музыкального развития, другие более скромного. Важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только, как к средству увеселения, но и как к важнейшему явлению духовной культуры. Не каждый малыш получает музыкальное образование в раннем возрасте. Не следует «тянуть» ребенка в музыку. Однако научить его чувствовать и понимать ее можно и без этого: нужно вместе с малышом музыку слушать. Это развивает в нем музыкальный слух, чувство прекрасного.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди