15.06.2019

Выявление и поддержка музыкально одаренных детей (из опыта работы). Методический доклад на тему "музыкально одаренные дети"


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Ю. БОГАТИКОВА»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«Музыкально одарённые дети»

Подготовила

преподаватель

по классу фортепиано

Полубинская Э.Э.

г. Саки 2016г.

I. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С ВЫДАЮЩИМИСЯ МУЗЫКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание. Так, Г.Ф.Караян начал учиться игре на фортепиано с трёх лет, а с пяти начал выступать в публичных концертах. И.Минухин начал выступать с семи лет, а к 11 годам уже достиг мировой славы.

Музыкальные способности у одарённых детей наиболее часто проявляются между тремя и пятью годами, а у так называемых способных – обычно между пятью и семью годами. Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одарённые дети характеризуются некоторыми общими чертами.

С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В 2-3 года они хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам точно интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить) и выучиваются писать ноты раньше, чем буквы. Узнав название нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают; рано и свободно читают с листа, притом воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью, естественной, привитой взрослыми, нюансировкой в исполнении. Так же рано они определяются в своих музыкальных предпочтениях.

Яркая музыкальная одарённость у детей не обязательно связана с абсолютным слухом, хотя среди музыкально одарённых детей обладателей абсолютного слуха больше, чем среди «просто способных». Однако во всех случаях у одарённого ребёнка вырабатывается индивидуализированное, тонкое и дифференцированное восприятие музыкального тона.

Одарённые дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Кажется, что они слышат и чувствуют в музыке нечто такое, чего не могут выразить словами и испытать каким-либо иным способом.

И с этим, возможно, связана их сильная потребность в музыке и музыкальных занятиях.

Музыкально одарённые дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. В зрелом возрасте их память часто называют феноменальной. У них рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху (обычно без какого-либо специального обучения). К четырём годам такие ребятишки зачастую играют по слуху сразу двумя руками, то есть с гармонизацией. Для всех музыкально одарённых детей в возрасте около пяти лет характерно стремление производить на инструменте всё слышимое.

Сравнительно легко одарённые дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких музыкальных инструментах одновременно. С 4-5 лет у них наблюдается склонность (иногда сильная потребность) импровизировать, точнее, фантазировать за инструментом. Вскоре после начала систематических занятий музыкой они пытаются сочинять и записывать свои сочинения. У таких детей наблюдается стремление делать то, что они считают нужным, не замечая общепринятых правил.

Некоторые из этих характеристик свидетельствуют о том, что музыкально одарённые дети в своём развитии опережают сверстников, по крайней мере, на 2-4 года. Другие, наоборот, фактически характерны (во всяком случае «по внешней форме») для сверстников с хорошими музыкальными данными, но существенно различаются «по качеству» (например, потребность фантазировать на инструменте).

Исследователи отмечают, что к 9-10 годам одарённые дети, в отличие от других детей, начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования. Примерно к этому же возрасту, они отдают себе отчёт в недостатках или негативных сторонах собственного дарования.

Важно то, что музыкальные проявления одарённых самопроизвольны и практически никак не связаны со специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение выступает, своего рода, толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей.

Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одарённые дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они выучиваются читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По внешней картине поведения эти дети живые, любознательные, открытые. Они скорее соответствуют своему возрасту или кажутся младше, нежели обгоняют его. Причём это относится не только к малышам.

Так, биограф, характеризуя дневники 16-летнего А.К. Глазунова, замечает:

Записи свидетельствуют о напряжённой планомерной работе сознательного музыканта, но одновременно обнаруживают совершенно детскую психологию. При всей личностно-психологической индивидуальности музыкально одарённых детей, среди них можно заметить некоторые характерологические типы, встречающиеся чаще других.

Музыкально одарённые мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью и рефлективностью, мечтательностью, наивностью, сильной эмоциональной зависимостью от матери (от отца, педагога).

Музыкально одарённые девочки напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению, могут разбрасываться. Учитель замечательной русской пианистки А. Есиповой сказал о ней:

В этой девочке сидит сатана. Если удастся дисциплинировать её натуру, она может стать великой артисткой.

Одарённый ребёнок рано и зачастую остро начинает чувствовать, что он не такой, как другие дети, что его жизнь имеет слишком много ограничений в силу ранней профессионализации обучения и даже просто из-за особенностей самой музыкальной деятельности: необходимо беречь руки, голос. Иногда это становится причиной страданий, ощущения одиночества и изолированности от сверстников. И всё же у детей с ранним и ярким развитием способностей можно наблюдать неразрывную связь одарённости и личности.

Вероятно, это одна из причин того, что на основе детской одарённости невозможно прогнозировать соответствующее будущее ребёнка.

В мемуарной литературе можно найти множество свидетельств о том, что одарённые дети отличаются сильным тяготением, потребностью, поглощённостью занятиями музыкой: исполнением, слушанием, сочинением, размышлением о ней. В то же время столь же часто упоминают о далеко не невинных шалостях, обманах, связанных со стремлением избежать трудных, систематических занятий, тем или иным образом освободиться от них.

Вероятно, эти мотивы весьма индивидуальны и зависят от окружения, традиций воспитания (семейного и профессионального), от склонностивзрослых, фиксировать на них внимание.

С другой стороны, биографические данные позволяют осторожно предположить наличие определённой связи между мотивацией занятий музыкой и типом эмоциональности ребёнка. Спокойные, эмоционально сдержанные дети при блестящих музыкальных способностях иногда могут быть достаточно равнодушными и к музыке, и к музыкальным занятиям. Интерес к ним появляется позже, как правило, в подростковом возрасте или даже к его концу. Эмоционально неуравновешенные, высоко реактивные дети, наоборот, могут характеризоваться иногда своеобразной «звуковой одержимостью» - ребёнка чрезвычайно возбуждают сильные внутренние слуховые образы, которыми он не может управлять и которые он не может ещё выразить. Это заставляет тянуться к инструменту, побуждает к занятиям музыкой.

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Первая психологическая проблема, с которой сталкиваются музыкально одарённые дети – своего рода парадокс. С одной стороны, им приходится много заниматься на инструменте, гораздо больше, чем их менее одарённым сверстникам. С другой стороны, многое (если не всё) им даётся легче, чем сверстникам, многое выходит как бы само собой.

Соотношение между результатом и затраченным трудом складывается у них не в пользу труда, несмотря на факт многочасовых занятий. Не возникает переживания трудности, с которой надо справиться, внутреннего препятствия, которое необходимо преодолеть. С этим, по–видимому, связано и другое достаточно парадоксальное обстоятельство.

Среди музыкально одарённых детей и подростков часто встречаются классические лентяи, не знающие, что такое настоящий труд, именно потому, что слишком многое им даётся без труда. Лёгкость овладения, высокая обучаемость заменяют работоспособность как способность ставить цели, видеть препятствия, переживать трудности, иначе говоря, способность выходить за пределы своих возможностей. Поэтому одарённые люди чаще сталкиваются с «кризисом лёгкости» в подростковые и юношеские годы.

К тому же «вундеркиндские» лёгкость и блеск в более старшем возрасте нередко превращаются в поверхностное исполнение, в мишуру, что накладывает отпечаток на всю последующую творческую жизнь и, порой, становится в зрелом возрасте мучительной проблемой.

При той невероятной обучаемости, которой отличаются вундеркинды, именно характер и процесс обучения таят в себе потенциальные проблемы и опасности. Первая из них заключается в выборе оптимальной учебной нагрузки с тем, чтобы возможности таких детей не игнорировались, но и не эксплуатировались (столь же опасно, как чрезмерные ожидания и притязания родителей, так и искусственные торможения в развитии из страха вырастить «вундеркинда»).

Успешность и уровень достижений одарённого ребёнка часто превышают все ожидания взрослых, кажутся невероятными. Обучение и воспитание приобретают узкую профессионально-целевую направленность. И это, к сожалению, имеет свою логику.

Ранняя профессионализация обучения – фактически единственный путь к сольному исполнительству. Учителя и воспитатели стремятся максимально раскрыть и развить все потенциальные возможности ребёнка в данной области, не замечая, как от интенсивного обучения переходят к «натаскиванию». Происходит резкое ограничение развития; узко направленная и чрезмерно интенсивное обучение подавляет обучаемость. В результате – заурядность как перспектива личностного облика и музыкальных возможностей.

Ещё одна важная проблема обучения музыкально одарённых детей коренится в объективном разрыве между их «хронологическим» и «профессиональным» возрастом. Маленький музыкант постоянно работает над труднейшими произведениями, которые намного выше его – не технических и даже не художественных – а личностно- психологических, духовных возможностей. Отсюда блистательное подражательство, одарённое имитаторство часто оказывается единственным выходом из скрытого тупика.

Но то, что может быть в малозаметном и даже вызывать восхищение публики в восьмилетнем ребёнке, в исполнительстве подростка уже бросается в глаза и разочаровывает. Ведь от подростковой одарённости мы подсознательно требуем яркого проявления музыкальной индивидуальности. В таких случаях оценка бывает безжалостной: «Эта одарённость дыхания рано обнаружилась и рано иссякла».

Важно подчеркнуть, что указанные проблемы носят объективный характер и, в идеале, имеют только уникальные решения, соответствующие неповторимости каждого ребёнка. Так, даже выявление музыкально одарённых детей, кроме диагностики внешне самоочевидных «симптомов», опирается на интенсивное обучение, которое достаточно быстро позволяет определить некий «резерв» обучаемости и одарённости. Вместе с тем узконаправленное интенсивное обучение может обнажить некий, условно говоря, предел развития даже самых блестящих способностей.

Подводя итоги, можно заключить, что из детской одарённости можно легко сделать фетиш. Но её столь же легко и просмотреть. Её появлением и развитием трудно управлять, но её так легко, даже не желая того, блокировать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вендрова Т. Уроки музыки – уроки жизни.

2. Пешкова Л. Урок мировой художественной культуры.

3. Хотунцов Н. Новая форма музыкального воспитания школьников. Издательство «Музыка» сб. Музыка – детям. Вып.5 2005г.

4. А. Лагутин. "Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ". Издательство "Музыка". Москва, 2003

5. Редакторы-составители В. Натансон, В. Руденко. "Вопросы методики начального музыкального образования". Издательство "Музыка". Москва,2003

6. Царёва Н. А. «Слушание музыки: методическое пособие". М., 2002

7. Царёва Н. А., Лисянская Е. Б., Марек О. А. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. М., «Пресс-соло», 1998

8. Смолина Е. А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006

Презентация с описанием слайдов. Творчески подходя к развитию различных (в том числе и музыкальных) способностей детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую творчески одаренную личность. От нас, педагогов, многое зависит - разовьется это чудо прирроды или угаснет.

Варламова Анастасия Анатольевна, 24.11.2017

473 75

Содержимое разработки

(Слайд 1) Выявление и поддержка музыкально - одаренных детей

(из опыта работы)

Подготовила: учитель музыки МБОУ СОШ №3 г. Алексин, Тульской области

(Слайд 2)

Начать свое выступление мне хотелось бы с предисловия, написанного знаменитым дирижером Геннадием Рождественским, к книге Дины Кирнарской «Музыкальные способности»

«Человек может все», «Талантливый человек талантлив во всем» - подобные утверждения внушают обществу оптимизм и уверяют каждого, что для него ничего невозможного нет. Стоит только захотеть, и он станет чемпионом олимпиад, красноречивым адвокатом или вдохновенным поэтом. Однако даже весьма одаренные люди редко блистают талантами в любой области: напротив, талант очень избирателен. Древние греки, желая подчеркнуть избирательность таланта, наделили каждого из богов лишь одним из них: Гермес был талантлив в коммерции, Аполлон - в искусстве, Деметра - в земледелии, а Зевс - в управлении. Обычно человеку дано блистать и поражать современников лишь в чем-то одном; найти свое природное призвание - нелегкая задача, и помочь в ее решении должна психологическая и педагогическая наука.

Прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться с пониманием таких педагогических терминов и понятий как способности, одаренность, талант, гениальность.

(Слайд 3)

Способностями

Одарённость

(Слайд 4)

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность

(Слайд 5)

Выявление музыкально одарённых детей должно начинаться уже в раннем возрасте на основе наблюдения и изучения его психологических особенностей, музыкальной памяти, природного чувства ритма, вокальной интонации, музыкального слуха.

Музыкально одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты.

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально - одарёнными детьми? Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях.

К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток (в младшей школе) я предлагаю ученикам придумать своё упражнение, а затем исполнить его всем классом.

Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

(Слайд 6)

Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению основоположника аналитической психологии Карла Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный».

В своей практике мы часто сталкиваемся с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Такие дети, например, всегда готовы помочь организовать мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать, они раскрывают все свои таланты.

(Слайд 7)

Педагогу необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка. И этот процесс будет эффективным при определенных условиях:

Индивидуальный подход, позволяющий учесть различные возможности одарённых детей;

Подбор наиболее эффективных педагогических методов работы с данным учеником;

Создание мотивации к достижению, готовность идти на творческий риск;

Дополнительные внеклассные занятия с одарёнными учащимися;

Участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях различных уровней;

Использование на занятиях заданий повышенной сложности с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей.

(Слайд 8)

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют их родители. Известный музыковед Григорий Гинзбург условно разделил родителей на 4 группы, в зависимости от их отношения к занятиям музыкой своих детей: (Слайд 9)

1. Родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил». В этом случае родители как раз и выступают в роли медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их музыкального образования.

2. Родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и вовлекают туда детей из соображений престижа.

3. Родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.

4. И, наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки и потому для педагога взаимодействие с такими родителями - наилучший вариант.

Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, индивидуальные консультации, разъяснительную работу с целью создания у них адекватного представления о способностях своего ребенка.

(Слайд 10)

В связи с малым объемом учебного времени (1 урок в неделю), развитие музыкально одарённых детей, стало в полной мере реализовываться в условиях ФГОС во внеурочной деятельности. Мои воспитанники принимают участие во внеклассных мероприятиях, олимпиадах, викторинах, конкурсах и фестивалях. С большим удовольствием выезжали по приглашению на концерт в Ненашево (Заокский район), где их встречали как настоящих артистов бурными аплодисментами. Хочется отметить плодотворное сотрудничество с хореографической студией эстрадного танца «Движение» под руководством Елены Викторовны Маховой.

(Слайд 11)

Я предлагаю Вам посмотреть первое выступление хорового коллектива «Вдохновение» на межрайонном фестивале - конкурсе патриотической песни «Мы за Великую Державу».

(Слайд 12)

Таким образом, анализируя эффективность проводимой работы с детьми, имеющими предпосылки к одаренности, можно сделать вывод, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития, формирует у учащихся творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности.

Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. От нас, педагогов, много зависит - разовьётся это явление природы или угаснет?

Содержимое разработки


Подготовила: учитель музыки МБОУ СОШ №3

Г. Алексин, Тульской области

Варламова Анастасия Анатольевна

Выявление и поддержка музыкально - одарённых детей (из опыта работы)


Российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук

ДИНА КИРНАРСКАЯ

«…Обычно человеку дано блистать и поражать современников лишь в чем-то одном; найти свое призвание нелегкая задача, и помочь в её решении должна психологическая и педагогическая наука»

Выдающийся дирижёр, пианист, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, профессор Московской консерватории ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ


Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Одарённость - это наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.


Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.


психологические особенности

музыкальная память

чувство ритма

Вокальная интонация

музыкальный слух


Карл Густав Юнг

Швейцарский психиатр

«Одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный».


подбор наиболее эффективных педагогических методов работы с данным учеником

индивидуальный подход, позволяющий учесть различные возможности одарённых детей

создание мотивации к достижению, готовность идти на творческий риск

Одарённые

дети

использование на занятиях заданий повышенной сложности с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей

дополнительные внеклассные занятия с одарёнными учащимися

участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях различных уровней


В работе с одаренными детьми нужно избегать

2-х крайностей:

  • возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
  • с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

  • Родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил».
  • Родители, движимые тщеславием.
  • Родители - максималисты.
  • Адекватно мыслящие родители



«Музыка открыта каждому, она готова общаться

со всеми, кто делает шаг ей навстречу»

Г. Рождественский

«Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев

Татьяна Носко
«Музыкальная одаренность»

Детская одаренность , несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей , реализацию их творческого потенциала, является одной из приоритетных задач современного общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. И тут возникает важный вопрос : как «не прозевать» , «не зарыть в землю» музыкальную одаренность ребенка ? Решение этой проблемы и составляет сверхзадачу родителей и педагогов, которую они должны решить в дошкольный период жизни ребенка. Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще , проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности. Что же такое музыкальность и музыкальные способности ? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности , необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида, в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б . М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку , т. е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, Теплов выделяет три другие основные музыкальные способности : 1. ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии; 2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение; 3. музыкально-ритмическое чувство , т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку , чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Музыкальные способности у всех детей выявляются по - разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей . У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально - слуховые представления : способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте . У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. В мире существует множество педагогических систем развития музыкальных способностей ребенка. Перечислим некоторые из них : 1. Система Дмитрия Кабалевского. 2. Система Карла Орфа. 3. Система Марии Монтессори. 4. Система Золтана Кодаи. 5. Вальдорфская система. 6. Метод Шиничи Сузуки. 7. Метод Павла Тюленева. 8. Метод Хелен Хайнер. Остановимся подробнее на двух из них : 1. Система Карла Орфа. Ее суть состоит в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании, в игре на простейших, в основном ударных, шумовых музыкальных инструментах , в движении под музыку , инсценировании детских песенок и сказок. Такие танцы и движения сопровождаются еще и «звучащими жестами» , игрой звуками тела : хлопками, шлепками по бедрам, топаньем ногами, щелчками пальцев, цоканьем языком. Все это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма. 2. Система Золтана Кодаи. Вот несколько основных положений : а) Все дети музыкальны . Надо только вовремя разглядеть и развить их способности. б) Главное в музыкальном воспитании - пение и записывание мелодии по слуху. Лучший и самый доступный инструмент - голос, считал Кодаи. Поэтому пение важнее, чем игра на инструменте. в) Воспитание хорошего музыкального вкуса , по Кодаи, не только семейное дело, но и важнейшая общественно - государственная задача. г) Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкально одаренного ребенка : развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки. Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

Особенности проявления музыкальной одаренности.

В своей работе я хотела бы наиболее полно раскрыть психологию детской музыкальной одаренности. Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие одаренность происходит от слова дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. 12,3 При определении понятия талант подчеркивается его врожденный характер.

Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных языков также подчеркивается, что талант - выдающееся, врожденные качества, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля, в Советском энциклопедическом словаре и в толковом словаре иностранных слов. Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагагических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно сформировать любые нужные качества.

В понятиях задатки, одаренность усматривалось нечто идеалистическое, вредное.

На положении дел в психологии сказывалась и изолированность нашей науки от зарубежной. Только в последние годы проблема различий между детьми по одаренности вышла из тени и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы. Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции.

В развитых странах широко практикуется выявление, диагностирование одаренных детей. В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких программ, они конкурируют между собой. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми.

Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность. Вместе с тем в теоретическом плане российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности. Об этом уже было сказано выше. Такие ученые, как Б.М.Теплов и С.Л.Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных различий по одаренности.

Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Согласно одному из них, музыкальная одаренность - высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигатель аппарат, невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности Б.М.Теплов, А.Л.Готсдинер. Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается по изначальному смыслу слова, дар Божий. Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями.

Не существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями даже среди гениев. В то же время нечто неуловимое заставляет нас почти безошибочно определять одаренность от обученности.

Музыкальная одаренность есть то сущее, что, по словам Гёте, не делится на разум без остатка. Людей способных и даже очень способных много, а одаренных единицы. Еще одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Иначе говоря, всякая одаренность есть, прежде всего, творческая одаренность. Ни феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если её обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами.

Проявление музыкальной одаренности, соотношение способностей и одаренности неповторимо индивидуальны, но они также в значительной степени зависят от возраста как по форме, так и по содержанию. В каком то смысле можно сказать, что у каждого возраста своя одаренность. Иначе говоря, одаренность в детском возрасте обнаруживает себя, прежде всего, выдающимися музыкальными способностями, в юношеском - обращает на себя внимание индивидуальностью музыкального самопроявления.

Творческая одаренность выявляется наиболее отчетливо на подходе к периоду музыкальной зрелости. Поэтому первая точка зрения описывает, скорее, одаренность детей и подростков, а вторая в большей степени соответствует подростковому и юношескому периоду, третья - музыкальной зрелости. Так, еще в начале века, Г.Ревеш подчеркивал, что детскому творчеству не достает оригинальности в форме и композиции, в планомерности и целостности у него нет интенсивной силы в изображении мысли и внутренней связи с личностью творца.

Вывод его категоричен за исключением музыки, вообще нельзя говорить об одаренности в детстве или в начале подросткового возраста. Г.Ревеш исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно связано с личностным, духовным ростом человека и поэтому период между тринадцатью и двадцатью годами, когда ведущим оказывается личностное развитие, имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, обнаруживающиеся в детстве, развертываются в действительную одаренность лишь за его пределами.

Отдельные формы одаренности появляются последовательно в разные периоды развития. Раньше всего, по мнению этого исследователя, раскрывается виртуозно-техническое музыкальное дарование психомоторика, которое более всего опирается на природные способности. И в это же время может проявиться дифференциация способностей, могут проступить их индивидуальные черты. На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар интерпретатора, то есть дар глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки, и только затем - творческая одаренность, расцвет которой наступает между двадцатью и тридцатью годами.

В другой работе Г.Ревеш показывает, что композиторский талант в раннем возрасте проявляется гораздо реже, чем исполнительский. Соотношение музыкальных способностей ребенка и музыкальной одаренности далеко не однозначно. Рано обнаружившиеся, яркие музыкальные способности могут, как это не парадоксально, и не раскрыться как музыкальная одаренность, не превратится в неё. В то же время, одаренность, может выявиться и на фоне хороших, прекрасных, но не феноменальных музыкальных способностей.

Проявление дарования менее зависимо от сроков начала обучения, нежели развития способностей. 5,18 Итак, понятие музыкальной одаренности многозначно. И эта многозначность отражает природу одаренности как явления динамического, становящегося, многомерного.

Существует три критерия оценки музыкальных впрочем, не только способностей и одаренности. Первый из них можно назвать культурно-историческим. Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определенные музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого. Способность и одаренность выявляются именно на фоне этих условных предписаний. В одной из этнических общин Нигерии, к примеру, очень маленькие дети обучены пению, танцам, навыкам игры на барабане, что вместе составляет основу музыкальной культуры этой общины.

К пяти годам все дети здесь обладают репертуаром в сотни песен, легко исполняют сложные танцевальные движения и владеют комплексом исполнительских данных на ударных. Европейцу любой из таких детей показался бы вундеркиндом. Не отсюда ли рождаются представления о том, что некоторые человеческие сообщества музыкально более одаренные, чем другие. Нужно сказать, что понятие музыкальной одаренности возникает там, где есть профессионалы, профессиональное обучение.

А музыкальные вундеркинды как наиболее яркое воплощение феномена музыкальной одаренности в европейской культуре появились лишь в середине 18 века. Культурно-исторический критерий очень важен и там, где речь идет о психологическом анализе структуры одаренности знаменитых людей, живших в предшествующие эпохи. Например, приходится с осторожностью относится к выводам о языковой одаренности ребенка, который в шесть лет говорил, писал и читал на нескольких языках, если этот ребенок воспитывался в богатой дворянской семье середины прошлого столетия.

Понятно, что культурно-исторический критерий относителен. Он позволяет сравнивать общие условия выявления, но не уровни музыкальных способностей и одаренности. Второй критерий можно назвать возрастным если ребенок или подросток может легко и успешно делать нечто, чего не умеют делать сверстники, чаще всего его называют одаренным.

Часто этот критерий называют поколенческим. Изменяются условия жизни, развиваются системы образования, совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше, чем у предыдущего. Общий фон, на котором выявляется одаренность ребенка, более или менее заметно изменяется с приходом каждого поколения. Сложные произведения, которые столетие назад было доступны лишь отдельным исполнителям, сегодня сравнительно успешно исполняют крепкие ученики и студенты.

Во всех музыкально одаренных людях есть нечто общее, а те из них, что жили прежде, выступают идеальной нормой одаренности для ныне живущих. Здесь появляется третий критерий - абсолютный. Определить его словами труднее всего. Для музыкантов истинная одаренность обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре уметь раньше, чем знать например, мыслить гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка. Отсюда - впечатление какой-то удивительной зрелости, без созревания, которое обычно больше всего поражает в одаренных людях.

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание. Так, Г.Караян начал учится игре на фортепиано с трех лет, а с пяти начал выступать в публичных концертах. П.Сарасате в пять лет играл в присутствии королевы Изабеллы, в восемь дал первый публичный концерт, а в десять лет его игра производила ошеломляющее впечатление.

Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить. Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью. Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими.

Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. У них очень рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху композитор А.Доргомыжский пытался подбирать услышанную музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно - на шестом году. Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких инструментах одновременно.

С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Вскоре после систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения. Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети в отличие от других начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования. При всей личностно-психологической индивидуальности музыкально одаренных детей, среди них можно заметить некоторые характерологические типы, встречающиеся чаще других.

Музыкально одаренные мальчики часто обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично девичьими тонкой чувствительностью, рефлективностью, мечтательностью, наивностью.

Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами мальчишескими они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению. Т.Лешетицкий, учитель русской пианистки А.Есиповой, сказал о ней В этой девочке сидит сатана. Если удастся дисциплинировать её натуру, она может стать великой артисткой. 12,287 В заключение характеристики следует отметить еще одно важное обстоятельство. Здесь представлен во многом собирательный образ ребенка с выдающимися музыкальными способностями. На самом деле многое из перечисленного выступает как более или менее часто встречающаяся индивидуальная особенность, нежели как закономерный симптом музыкальной одаренности, обладающий высоким диагностическим весом.

Так, способность точно интонировать, предшествующая появлению речи, иногда встречается у не отличающихся выдающимися способностями к музыке детей из музыкальных семей. В то же время некоторые выдающиеся музыканты ни в детстве, ни в зрелом возрасте не отличались способностью воспроизводить услышанную музыку по слуху С.Фейнберг. Другие с годами теряли часть ярких и важных детских способностей например, у В.Софроницкого с годами пропал дар музыкальной импровизации. Итак, феномен музыкальной одаренности представляет собой сложноорганизованное многокомпонентное и разноуровневое целое - системное образование, в котором специальные задатки и способности индивидуально, неповторимо сочетаются с общими свойствами, а также с высшими индивидуально-личностными качествами музыканта. 1,43 2.2 Особые условия, необходимые для полноценной творческой реализации одаренных детей.

Согласно исследованиям, наиболее общая закономерность музыкального развития такова более простые или элементарные музыкальные способности раньше начинают развиваться и раньше стабилизируются.

Более сложные развиваются позднее, но гораздо быстрее. В психологическом плане музыкальное развитие определяется скоростью прохождения трех этапов этапа двигательно-слухового синкрезиса, этапа дифференциации психических функций и структур, соответствующих элементарным музыкальным способностям, и этапа специфического синтеза, заключающихся во все более тонких и многозначных связях между этими функциями и структурами.

При этом каждый последующий этап вызревает внутри предыдущего. Однако дети с выдающимися музыкальными способностями как бы минуют первые два этапа, их способности обнаруживаются как бы на переходе от второго к третьему этапу или даже сразу на третьем этапе.

В настоящее время существуют различные точки зрения на природу и специфику музыкального развития ребенка. Поэтому вопрос о сензитивных периодах решается всякий раз в зависимости от общей позиции исследователя. Сензитивный период - период, когда те или иные воздействия оказывают большие влияния на развитие психических функций, на психическое развитие в целом, чем до или после него. 6,21 Согласно одной из них, по мере общего созревания становится возможным и музыкальное развитие.

Исследователями были выявлены определенные сензитивные периоды в развитии музыкальности, которые обуславливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта. Известно из исторического и педагогического опыта, что овладеть профессионально музыкальным инструментом можно только до определенного возраста - до двенадцати-тринадцати лет. После указанной границы такое овладение затруднено или вообще невозможно что не означает, что нет исключений, но они очень редки. Этот период и считают периодом музыкальной сензитивности.

Начало его коренится в ранних стадиях периода формирования речевой функции или, по Ж.Пиаже, на периоде от стадии сенсомоторного к стадии понятийно-символического развития интеллекта окончание совмещается с окончанием окостенения кисти и формированием системы психомоторной саморегуляции. Таким образом, общая длительность периода музыкальной сензитивности - примерно от двух-двух с половиной до одинадцати-тринадцати лет. Индивидуальная вариативность музыкальной сензитивности связана с наследственностью, определяющей скорость созревания, условиями музыкальной среды и интенсивностью музыкального обучения.

С взаимодействием этих трех факторов и связывают особенности музыкального развития одаренных детей. Исследования показывают, что интенсивность обучения музыке сказывается не только на музыкальном, но и на общем уровне развития ребенка, в том числе и на ребенка обладающего яркими музыкальными способностями.

Дети быстрее сосредотачиваются, становятся более внимательными, более выносливыми, лучше координированными. Что же касается музыкально одаренных детей, то в их развитии это очевиднее всего. Музыка, являясь с ранних лет органичной частью развивающей личностно значимой среды, не просто сопутствуют развитию, но и оказывает прямое воздействие на его ход, как бы связывая психический опыт ребенка в единое целое.

Ранний возраст демонстрирует наибольшую чувствительность и готовность к музыкальному развитию. Биографические данные более чем тысячи профессиональных музыкантов показывают статистически достоверную связь между возрастом, в котором началось обучение на музыкальном инструменте, и обладанием абсолютным слухом. Из тех, кто начал обучение до четырех лет, абсолютным слухом обладали 95 , тогда как из тех, кто начал заниматься между двенадцатью и четырнадцатью годами, только 5 . Как видно, музыкальные способности у одаренных детей проявляются на 2-4 года раньше, нежели у детей, обладающих хорошими музыкальными данными, и носят быстрый, взрывной характер.

В этой связи возникает вопрос о значимости музыкальной среды и слухового опыта в раннем детстве. Сами одаренные люди обычно особо подчеркивают роль семейной музыкальной среды или обилие музыкально-слуховых впечатлений в раннем детстве. Один из ярких музыкантов, виолончелист Даниил Шафран отметил, что, по его мнению, раннее проявление одаренности свидетельствует, прежде всего, о том, в каких условиях воспитывался ребенок, какая атмосфера его окружала У меня, например, родители были музыкантами, и нет ничего удивительного, что они рано приобщили меня к искусству Это фактор очень важный - среда, окружение, влияние семьи и близких. 15,44 Во всяком случае, статистика свидетельствует о том, что в семье, где музыкальны оба родителя, вероятность появления музыкально одаренного ребенка составляет 84-86 , а не музыкального 1-2 , в семье, где музыкален только один из родителей, вероятность появления одаренного ребенка составляет 59 , а не музыкального 25-36 наконец, если оба не музыкальны, то у них в 25-30 случаев есть шанс стать родителем музыкально одаренного и в 59-62 немузыкального ребенка.

Начиная занятия в раннем возрасте, музыканты в большинстве своем выбирают не только профессию, но и образ жизни, а значит - до известной степени - специфические условия, среду и способ личностного развития.

Музыка, будучи не только искусством, но и особой психологической культурой чувствования, мышления и движения, формирует человека, усиливая одни его качества и смягчая, маскируя другие.

Здесь возникают особые, часто сугубо личностные проблемы, способ разрешения которых открывает или затрудняет дальнейшее музыкальное и профессиональное развитие. Поэтому именно на педагога ложатся самые ответственные моменты в музыкальном развитии ребенка. Педагог должен привлечь ребенка, а не отпугнуть его. Первое - с чем сталкивается ребенок, начавший заниматься музыкой с многозначностью самой музыки и музыкальных занятий.

Музыка - это игра, свободное самовыражение в звуках, интонациях, но это также труд, дисциплина. Как это соединить? И соединимо ли это? Вот основная проблема, с которой сталкивается ребенок, приступивший к систематическим занятиям музыкой. Главное - научить ребенка получать удовольствие от игры на инструменте. И для исполнения важно сохранить эту детскую радость наслаждения музицированием.

Лишь много позже музыкант учится работать за инструментом, когда наслаждение музицированием, по словам немецкого дирижера Бруно Вальтера, переходит в наслаждение самим процессом творческой работы. М. Берлянчик предложил теоретические принципы, которыми следовало бы руководствоваться в работе над развитиями музыкальных способностей юного скрипача. На наш взгляд, они могут трактоваться и более широко, применительно к обучению одаренного ребенка на любом музыкальном инструменте 1. Принцип развития одаренности через системно организованное воспитание и обучение формирования комплекса способностей и навыков. 2. Принципы определяющего значения окружающей музыкальной среды. 3. Принципы выявления и целенаправленного обогащения доминирующего компонента в индивидуальной структуре одаренности. 4. Принцип определения, стимулирования саморазвития и целенаправленной компенсации свойств и способностей, недостающих в индивидуальной структуре одаренности.

Названные принципы представляют собой своего рода систему, требующую целостной реализации.

Но в зависимости от конкретной ситуации - индивидуально-психологических, физических, личностных и прочих особенностей начинающего в работе с ним на первый план могут и должны выходить те или иные принципиальные педагогические установки. 3. Некоторые педагогические приемы, формирующие музыкальные способности на первоначальном этапе. В своем реферате я вновь хотела бы обратится к работе К.В.Тарасовой Онтогенез музыкальных способностей, где она предлагает ряд методов, формирующих у детей комплекс музыкальных способностей.

Мы можем познакомиться с некоторыми приемами развития музыкальности и некоторых музыкальных способностей в игровой форме. Педагогическое воздействие основывается на слушании музыки, пении, движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах детский оркестр, музыкально-дидактической игре, игре-драматизации. В них укладывалось не только традиционное содержание, но и такие разделы, как формирование ладового чувства в музыкально-дидактической игре, постановка певческого голоса, обучение нотной грамоте, формирование детского музыкального творчества в игре-драматизации. Вообще все занятия проводились в увлекательной форме детского музицирования и вызывали у детей живой эмоциональный отклик.

Комплекс способностей формировался в каждом виде музыкальной деятельности, поскольку музыка едина и включает в себя все структурные элементы, отражением которых и являются способности.

Однако некоторые виды музыкальной деятельности имели преимущества в отношении развития той или иной способности. Так, становление мелодического слуха происходит главным образом в пении и игре по слуху на детских музыкальных инструментах формирование чувства ритма - в движениях под музыку репродуктивного компонента музыкального мышления - путем слушания и анализа исполняемых произведений и тому подобное. Хотелось бы более подробно остановится на тех заданиях, которые предлагались детям для развития музыкальных способностей.

Первое - это слушание музыки. В течение 4 лет дети познакомились с 265 художественными музыкальными произведениями русской и зарубежной классики. Музыкальный материал был доступен для детей. Слушание музыки - активный процесс музыкального восприятия мышления. Очень интересно отметить последовательность этапов работы над музыкальным произведением. Она похожа на схему сонатного аллегро 1 Вступление - короткое вводное слово 2 Экспозиция - слушание произведения 3 Разработка - его анализ, разбор 4 Реприза - повторное слушание музыки на новом сознательном и эмоциональном уровне 5 Кода - повторение, закрепление музыки в памяти.

Задачи, которые ставились перед детьми, сначала отличались простотой определить общее настроение, характер музыки затем постепенно усложнялись вычленить средства музыкальной выразительности, представить, о чем рассказывает музыка. В процессе слушания и анализа музыки у детей в большей мере, чем в других видах музыкальной деятельности, формируется репродуктивный компонент музыкального мышления и узнающая музыкальная память.

В пении проходило становление мелодического слуха в единстве двух его компонентов перцептивного ладовое чувство и репродуктивного певческий голос. Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекались необходимые традиционные приемы проводилась предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения, объяснялись новые непонятные слова.

Специальное внимание уделялось чистоте интонирования и певческому дыханию. Движения под музыку занимали также очень большое место, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения - один из наиболее адекватных дошкольному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, но главным образом эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление.

В этот раздел входили образные музыкально-двигательные этюды, основные движения хотьба, бег, прыжки и танцы. Музыкальная игра была представлена на занятиях очень разнообразно как игра с пением, движением, подвижная игра, игра-этюд, игра-упражнение, дидактическая и развернутая игра-драматизация. Она существовала не только как самостоятельный раздел занятий, но и как важная часть других видов музыкальной деятельности детей игровые приемы пронизывали каждый из них. Хотя на каждом этапе были представлены почти все виды музыкальной игры, некоторые из них имели преимущество в той или иной возрастной группе.

Так, у самых маленьких она проходила как игра с движением и пением. Также большая роль принадлежала яркой игрушке зайцу, кукле, мишке. Эмоциональное исполнение взрослыми игровых движений и песен привлекало малышей к участию в игре, заражало их настроением. У более старших превалировали инсценировки песен Вот какие чудеса, Бравые солдаты, Танец зайчат А.Филиппенко. Они и подвели к развернутым играм-драматизациям по мотивам русских народных сказок Колобок и Теремок. Большой акцент делался на играх-этюдах Цветок растет, расцветает и увядает Цветок В.Витлина. Заключение.

Проблема способностей всегда была и остается острой и жизненно важной перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и вместе с тем практическая возможность их удовлетворения, сказывается зависимость от условий жизни, наличия способностей и умений.

Психологическая и педагогическая науки до сих пор занимались проблемой специальных способностей - музыкальных Б.Теплов, литературных В.Ягункова, математических В.Крутецкий. Способность к нескольким видам деятельности, распространенная в эпоху Возрождения и изредка проявляющаяся в более позднее время, отмечается в истории культуры, как уникальная. Одаренность Леонардо да Винчи и Микеланджело, В.Гёте и М.Ломоносова, не подвергалось специальному исследованию.

Взаимовлияние свойственных им способностей и их взаимодействие не изучались, поэтому и личность этих выдающихся людей не раскрыта во всей полноте и осталось до сих пор необъяснимым явлением. В своей работе я попыталась подчеркнуть всю важность выявления и развития музыкальных способностей. Занятия с раннего детства, вовлечение в них тех игровых приемов, о которых я уже говорила, раннее воспитание способности сконцентрироваться на чем-либо - все это, в совокупности с великим искусством будить и поддерживать интерес ребенка к какому-либо виду деятельности, способствует тому, чтобы его развитие продолжалось все первые годы жизни до тех пор, пока ребенок сам не будет сознательно желать и стремится к этому развитию. Не стоит судить обо всех музыкальных способностях по первому впечатлению.

На мой взгляд, ребенок может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те вступительные испытания, которые проводятся при наборе учеников в музыкальные школы, рисуют лишь приблизительную картину способностей детей.

Здесь играет роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Некоторые дети в возрасте 5-6 лет очень стесняются. В общем, причин можно найти немало. Поэтому необходимо каждому ребенку дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна картина. И здесь ответственность ложится на преподавателя и родителей ребенка. Формирование способностей требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы. В течение длительного времени надо упорно развивать и формировать личность маленького человека и вместе с ним стремиться к достижению больших результатов, которых чаще всего можно добиться не очень быстро. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что выявление предположительно имеющихся способностей возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень.

Знания и умения уже проявившихся сильных сторон ребенка важно не только для анализа. Они позволяют определять перспективу дальнейшего стимулирования способностей.

Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того, чтобы направить его дарование в соответствующее русло. Выбор темы обусловлен тем, что я рассматриваю профессию педагога-музыканта в широком социальном контексте. И считаю, что текущий момент придает этой профессии особую социальную значимость, не только, как специалиста узкого профиля, но и как возможного организатора новых образовательно-инновационных проектов.

В связи с этим, изучение передового общечеловеческого педагогического опыта является крайне важным для формирования особого типа творческого мышления людей, от которых в 21 веке во многом будет зависеть возрождение духовных ценностей в нашем отечестве.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Музыкальные способности. Проблемы диагностики и развития

Это вопрос о развитии музыкальных способностей человека и о различных уровнях их проявления. И самое главное, какое влияние на эти способности оказывает целенаправленное.. Этой проблематике и будет посвящена моя работа. Гений падает с неба сказал когда-то Дидро. Но вдумаемся в продолжение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

В чем же особая роль музыкального воспитания? В том, чтобы развить музыкальные способности, сформировать у ребенка эстетические потребности. Это все очень важно. Но есть еще важная проблема – это развитие творческого воображения, возможности влиять на внутренние и психические процессы детей.

Сегодня современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме своего эволюционного развития – проблемы расширения сознания, развитие эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы.

Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.

Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше.

Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования.

Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.

МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

Мною была разработана программа, в которой речь пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь. План работы был составлен на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно пения (диаграмма прилагается).

Задачи проекта:

  • Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
  • Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Творческое воображение.
  • Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:

– приобрела: зеркало, дидактический материал по распевкам, материал для мультимедийной техники;
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом; авторскую методику «Осознанного резонансного пения» Демченко А.Д.
– провела диагностику;
– подобрала музыкальный репертуар(распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– применяла метод дирижёрского жеста для выработки и хорошего запаса дыхания, правильного пения и технического исполнения мелодии,
– использовала упражнения – звукоподражания (шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и др.)
– совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи.
– совместно с психологом проводили работу по коррекции психоэмоционального состояния (тревожности, страхов и коррекции межличностных внутрисемейных отношений).
– совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой.
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (походы в театр, прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА

Гараев Дамир Радикович ,
02.10. 2006 года рождения.

Дамир посещает старшую группу детского сада, начиная с первой младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Мальчик старательный, активный, добросовестный, общительный, пользуется авторитетом у детей, обладает артистическими способностями, очень любит петь и танцевать, декламировать стихи.

Уважителен, вежлив и приветлив ко взрослым, обладает основами культуры поведения, дружеских взаимоотношений.

Дамир всегда опрятен, родители следят за его внешним видом. Дамир бережно относится к вещам и игрушкам, использует их по назначению. Физическое развитие удовлетворительное, имеет хорошие результаты. В период с младшей по старшую группу наблюдался дефект речи (не выговаривал звук «р»). Совместно с логопедом и воспитателями дефект был устранён. В настоящее речь чистая, чёткая. Дамир владеет диалогической и монологической речью, хорошо рассказывает и пересказывает. На занятиях усидчив, инициативу проявляет редко, но внимательно слушает воспитателя, рассуждает и анализирует. Программный материал усваивает хорошо по всем видам деятельности. Достаточно хорошо развито мышление, творческое начало, воображение. Дамир трудолюбив, с охотой выполняет трудовые поручения, ему нравится все новое и необычное. Вне занятий предпочитает игры в кругу друзей, особенно любит играть со строительным материалом и собирать пазлы. По характеру в группе Дамир жизнерадостен, эмоционален, любознателен, активный участник всех праздничных выступлений. Воспитывается в доброй, заботливой семейной атмосфере, творческой семье, любящий сын и брат. Родители принимают активное участие в воспитании сына, общественной жизни группы и садика, участвуют в утренниках, исполняют различные роли. Родители прилагают все усилия, чтобы их ребёнок не ограничивал себя посещением детского сада и домашним окружением, часто посещают театры, музыкальные постановки, кукольные театры, выступления детских коллективов, цирка.

ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Дамир – музыкально одарённый ребенок. С большим интересом занимается на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладая хорошей памятью способен запоминать большие роли, которые он в дальнейшем очень артистично воспроизводит. Также проявляет живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У него отличные вокальные данные. Диапазон его голоса не соответствует его возрастным характеристикам. Его голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, тембральная насыщенность.

Методы достижения задач проекта:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.

  • Расширение диапазона;
  • Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
  • Усиление насыщенности звука;
  • Полетность;
  • Улучшение вибрато;
  • Большая певучесть звука;
  • Свобода;
  • Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
  • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
  • Распевки;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Творческое сочинение мелодии;
  • Музыкальные викторины.

5. Техника исполнения мелодии

  • Применение дирижёрского жеста;
  • Гаммовые распевки по руке;
  • Сольфеджио;
  • Вокализ.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.

Планируемый результат.

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.
Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло. – СПб.: Питер, 2007.
8. Орлова Т.М., Бекина С.М. ""Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет"" М., 1988 г.
9. Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина Е.Г, ред. Щуров В.М. – Красноярск, 1994. – 28 с.
10. Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности. Автор: Фесенко И.Ю.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди