17.04.2019

Классификация методов воспитания детей в семье. Стили семейного воспитания. Примерная классификация содержит несколько типов


Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.

В следствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей – сколько и разновидностей методов. Однако, как показывает анализ, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания к которым отнесены:

Метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

Метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);

Метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);

Метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

В случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности;

Учет уровня педагогической культуры родителей.

Однако рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейных отношений.

В качестве главной, выполняющей роль соединяющего, систематизирующего начала, внутренне интегрирующего в этом процессе все другие функции, выделяют формирующую функцию семейного воспитания. В соответствии с данной функцией главным содержанием воспитания в условиях семьи является создание конкретного общественного типа личности, обобщенным показателем которого является мировоззренческо-психологическая направленность персоны, характеризуемая семейными установками.

Компенсирующая функция семейного воспитания отражает его направление на нейтрализацию причин, условий, воздействий, негативно воздействующих на ход развития личности ребенка в семье.

Корректирующая функция семейного воспитания плотно сопряжена с функцией социального контроля, которая содержится в предупредительной, психолого-профилактической ориентации семейного воспитания, в стимулировании развития у молодых людей социальных свойств личности, особенностей поведения, носящих социально-полезный нрав, в побуждении ребенка воздерживаться от действий антиобщественного, безнравственного нрава, т.е. поведения, не подходящего социальным требованиям

Заданием семейного воспитания становится скопление познаний, способов поведения, форм общения.

Методы и формы домашнего воспитания

Способы воспитания детей в семье - это пути (способы), с помощью которых осуществляется направленное педагогическое воздействие родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих способов воспитания, однако обладают собственной спецификой:

– воздействие на ребенка индивидуальное, основанное на определенных действиях и приспособлено к личности;

– выбор способов находится в зависимости от педагогической культуры родителей: осмысливания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля взаимоотношений в семье и.т. д.

Поэтому способы семейного воспитания несут в себе яркий след личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей способов. К примеру, убеждение у одних родителей - мягкое внушение, у других - угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружественные, главный способ - поощрение. При холодных, отчужденных взаимоотношениях, естественно, преобладают строгость и наказание. Способы очень зависят от поставленных родителями воспитательных ценностей: одни желают воспитать послушание, и поэтому их способы нацелены на то, чтоб ребенок послушно исполнял требования взрослых. Другие считают более принципиальным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого надлежащие способы.

Всеми родителями употребляются общие способы семейного воспитания: убеждение (разъяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, физические наказания). В некоторых семьях по совету учителей формируются и употребляются воспитывающие ситуации.

Разнородны средства решения воспитательных задач в семье. Среди данных средств: слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний уклад, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и нравственный климат семьи, литература, радио, телевидение, распорядок дня, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и использование способов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

1. Знание родителями собственных детей, их положительных и негативных качеств: что читают, чем увлекаются, какие поручения выполняют, какие проблемы испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Почти все родители не знают, какие книги читают их дети, какие кинофильмы смотрят, какая музыка им нравится, больше пятидесяти процентов родителей ничего не могут сказать о пристрастиях собственных детей. По данным социологических исследований (1997), 86% молодых правонарушителей ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

2. Собственный опыт родителей, их авторитет, характер взаимоотношений в семье, стремление воспитывать собственным примером также сказываются на подборе способов. Данная группа родителей традиционно избирает наглядные способы, сравнительно чаще употребляет приучение.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то традиционно превалируют практические способы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает отличные результаты: дети наиболее откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает главное воздействие на выбор способов, средств, форм обучения. Замечено давно, что в семьях учителей, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следственно, учить педагогику, овладевать тайнами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая надобность. «Педагогические познания родителей в особенности важны в тот момент, когда отец и мама являются единственными наставниками собственного ребенка... В возрасте от 2 до 6 лет умственное формирование, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от... простой педагогической культуры мамы и отца, которая выражается в разумном понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», - писал В.Л. Сухомлинский.

Школа исполняет ведущую роль в организации семейного и социального воспитания в микрорайоне. Для удачной координации воспитательного воздействия она обязана преобразовать собственную работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции преподавательского просвещения.

Регулирование деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей исполняется в последующих организационных конфигурациях:

1. Регулирование планов воспитательной работы преподавательского коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, органов внутренних дел и лечебных организаций с четким распределением функций каждого из данных участников воспитательного процесса.

2. Организация силами школы регулярного обучения родителей и представителей общественности более действенным способам работы с детьми.

3. Тщательное исследование и совместное обсуждение хода и итогов воспитательной работы, обнаружение причин обнаруживаемых недочетов и осуществление общих мер по их устранению.

Главную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие разные наименования - родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т. д. Каждое из таких объединений имеет собственный устав (положение, регламент, план), которым определяются основные курсы деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план общей деятельности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к наиболее тесной интеграции школьного и семейного воспитания, формируются комплексы «школа - семья». Основным условием устава таких комплексов считается обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда обычно их не допускали, - выбору предметов для изучения, определению объемов их исследования, составлению учебных планов, изменению сроков и продолжительности учебных четвертей и каникул, подбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, исследованию системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медобслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Одним словом, при хорошо устроенной совместной работе школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне конкретные задачи и исполняет собственную часть работы.

Одной из основных задач родительских объединений остается организация и воплощение педагогического процесса. Лектории, родительские институты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие, постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять собственного ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении нелегких вопросов, преодолеть конфликтные состояния. С данной целью многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение известных педагогических, печатные изданий и журналов.

Работа по созданию единых этических, эстетических, высоконравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с сотворения родительской школы. Ее актив, как более способный к совместной работе, занимается убеждением всех родителей в надобности изучения основ гуманистической педагогики, педагогики совместной работы, деятельностного подхода. Итогом должно стать побуждение стремления пополнять собственные знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.

Большая часть родителей желали бы видеть собственных детей талантливыми и культурными, вежливыми и преуспевающими. На данном естественном влечении и строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой системой; для координации воспитывающих усилий. Скоординировать стремления школы и семьи, значит аннулировать противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду.

Общая активность школы и семьи ориентирована на формирование у детей высоконравственных качеств, физического самочувствия, интеллектуальных свойств, эстетического восприятия окружающего мира.

Современное семейное воспитание базируется на принципах гуманистической педагогики:

– креативности - свободного становления способностей детей;

– гуманизма - признание личности в качестве безусловной ценности;

– демократизма, основанного на установлении равноправных духовных взаимоотношений между взрослыми и детьми;

– гражданственности, основанной на осознании места собственного «Я» в социально-государственной системе;

– ретроспективности, позволяющей исполнять воспитание на традициях народной педагогики;

– приоритетности общечеловеческих высоконравственных норм и ценностей.

Формирование и воспитание ребенка в семье требует большого количества деятельностных ситуаций, в которых происходит развитие личности данной ориентации.

Основная нагрузка по обеспечению реальной взаимосвязи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Собственную активность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через преподавателей, работающих в данном классе. Принципиальной частью практической работы классного руководителя по поддержанию контактов с семьей считается постоянное личное посещение учеников дома, исследование условий их жизни на месте, взаимодействие и координация с родителями общих мер по усилению воспитательного влияния, предотвращению нежелательных итогов. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной помощи.

В родительских лекториях полезно провести лекции-беседы о задачах, формах и способах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учеников данного возраста; подходах к обучению детей разного возраста; отдельных направленностях воспитания - высоконравственном, физическом, трудовом, умственном; новых сферах умственного освоения действительности - экономическом, природоохранном, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно надлежит рассмотреть более острые проблемы семейного воспитания - преодоления отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед сообществом, государством.

На родительских собраниях принципиально не просто оповещать родителей об результатах успеваемости и посещаемости, фактах срыва дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними узнать причины, причастно рассмотреть пути преодоления негативных явлений, наметить определенные мероприятия. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать ученика и его семью общественному шельмованию, категорически воспрещается преподавателю брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и вердикты. Преподаватель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и двойственны причины, приводящие подростков к тому либо другому деянию. В ожесточающемся сообществе классный руководитель показывает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает собственных воспитанников. Его советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.

Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях - соблюдение единства требований семьи и школы. Для этого берутся четкие аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, планируются пути устранения возникших разногласий.

Острой задачей остается высоконравственное воспитание подрастающих поколений, разные аспекты которой приходится непрерывно обсуждать на родительских собраниях. В последние годы многие классные руководители приглашают для бесед на предмет нравственности местных священников. Образующиеся союзы «школа - семья - церковь» имеют огромный воспитательный потенциал, и, хотя по закону школа отделена от церкви, вряд ли уместно возражать против духовного воздействия, идущего на пользу родителям и их детям, способного прекратить процессы одичания молодого поколения.

Классической формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых рассказывается родителям для согласования программы дальнейшего формирования дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна - возмущение поведением либо учебой, а повод - определенный прецедент. Как показали изучения, конкретно такие вызовы родителей, где они получают заряд отрицательных чувств, больше всего отчуждают родителей от школы, школу от детей. Почти все школы вводят правило: каждый родитель обязан побывать в школе обязательно раз в неделю. Тогда и проступки подростка, если они будут к следующему посещению, воспринимаются естественно и не вызывают острой реакции на едином позитивном фоне. В такой форме школа помогает родителям (и приучает их!) регулярно заниматься воспитанием своих детей. Естественно, нагрузка на классного руководителя значительно увеличивается, так как ему ежедневно приходится общаться с 4-5 родителями, а польза огромная. Со временем устанавливается как бы постоянное «расписание» посещений, оказывающее стимулирующее действие на всех подростков - отличников и отстающих, дисциплинированных и не очень.

Классный руководитель посещает семьи собственных учеников, изучая на месте не только бытовые условия, но и нрав организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое может поведать сама атмосфера дома, взаимоотношения между членами семьи. Исключительно важно придерживаться при посещении ученика на дому последующих правил:

– не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от родителей;

– выражайте высокий такт в беседе с родителями, постоянно начинайте с похвалы и комплиментов;

– исключите претензии к ученику, разговариваете о проблемах, подсказывайте пути их решения;

– разговаривайте в присутствии ученика, только в исключительных случаях просите конфиденциальной встречи;

– не предъявляйте претензий к родителям;

всякими способами подчеркивайте собственную заинтересованность судьбой ученика;

– выдвигайте общие проекты, договоритесь о определенных общих делах;

– не давайте беспочвенных обещаний, будьте очень сдержаны в трудных случаях, выражайте осторожный оптимизм.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет преподавателя и школы. Родители станут стремиться к совместной работе и дальнейшим контактам, только видя интерес классного руководителя судьбой их детей.

Темы отношений семьи и школы очень успешно коснулся Л. Кассиль.

«Когда случается что-то неладное с детьми и начинают искать причины этого, одни говорят: это школа виновата, она обо всем обязана побеспокоиться, ей принадлежит основная роль в воспитании. А другие, напротив, полагают, что школа в основном все-таки обучает, а воспитывать обязана семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа - это берег и море. На берегу, ребенок делает собственные первые шаги, приобретает первые уроки жизни, а потом перед ним раскрывается безграничное море познаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не означает, что он обязан совсем отделиться от берега - ведь и моряки дальнего плавания постоянно возвращаются на сушу, и каждый моряк знает, как он должен берегу.

Семья дает ребенку как бы основное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа все-таки не может дать, потому что нужно конкретное соприкосновение с миром близких, окружающих ребенка, миром очень родным, совсем привычным, очень необходимым, миром, к которому ребенок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже позже рождается известное чувство самостоятельности, которое школа обязана не подавлять, а поддерживать.

Дальше хотелось бы сказать вот о чем. Я часто лицезрю, как возникают - иногда по вине родителей, а иной раз по вине преподавателей - ненормальные отношения между семьей и школой. Это приучает детей к совершенной безответственности. Дома ученик жалуется, что к нему ужасно относится педагог, а в школе - что ему дома мешают учиться. Все это случается потому, что недостает постоянного общения между педагогом и семьей. С родителями своих детей преподаватель обязан встречаться не лишь по поводу какого-то ЧП, не только в школе на родительских собраниях. Очень хочется, чтоб преподаватель приходил в семью. Я понимаю, что если в классе 40 учащихся, то 40 домов и за целый день не обойдешь. Однако за год это сделать можно, и не один раз. И дети совершенно в ином свете видят педагога, когда он приходит к ним домой. И появляется спокойный, дружественный разговор с родителями, и хорошо, если данный разговор начинается в присутствии детей.

Однако конечно, если даже преподаватель очень хорошо узнает собственных детей, он не всегда обязан вмешиваться в их собственную жизнь и в их дела. Очень часто бывает, преподаватель выговаривает собственному ученику: «Почему ты перестал дружить вот с такими-то очень хорошими ребятами, а дружишь с этими?» - «А что, они плохие?» - «Нет, они не плохие, но я считаю...» и т. д. Вот как, под вывеской сплочения класса происходит насильственное и искусственное сближение, которое крепким никогда не будет. Конечно, класс обязан быть сплоченным. Однако друзей избирают по вкусу, по собственному увлечению, и, когда преподаватель начинает вмешиваться, добра не будет. Мы лишь приучим детей лицемерить, врать и принизим в их глазах святое чувство дружбы, без которой коллектив не сохранится. Так как коллектив складывается из людей, объединенных не только всеобщим делом, но и дружбой, и не из некоей однообразной массы. Поэтому мера вмешательства школы в собственную жизнь ребенка должна быть разумно определена.

Хороший преподаватель сам понимает, где он должен остановиться либо, по крайней мере, обойтись без административного вмешательства. Здесь я полностью согласена с макаренковской формулой - как можно больше требовательности, как можно больше доверия». Регулярные опросы классных руководителей демонстрируют, что в особенности тяжело им работается нынче со старшеклассниками. Отмечается дерзость у значительной части школьной молодежи, дезорганизация норм поведения в сообществе, граничащее с хулиганством; безответственность, пренебрежительное отношение к физическому труду. Молодое поколение нередко не замечают, где начинается высокомерие, неуважение к опыту старших, пренебрежение к родителям.

Особенно живо у старших подростков показаны две обоюдно связанные тенденции: рвение к общению и рвение к обособлению. Обе они очень важны для организации воспитательного воздействия на учащихся и руководства их жизнедеятельностью. Формируется ситуация, при которой старшой школьник, с одной стороны, находясь на границы независимой жизни, особенно нуждается в совете и внимании старших, в их поддержки, а с другой - боится утратить собственную независимость.

По своей должности преподаватель должен тесно работать с семьей и давать проф. рекомендации родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем мудрее будут его рекомендации, тем большим престижем он будет пользоваться в семьях его воспитанников.

Среди преподавательских рекомендаций семьям, особенно молодым, авторитетный преподаватель направит внимание на разумную организацию семьи и семейных взаимоотношений. Единые перспективы, общая деятельность, конкретные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, общих решений, единых заинтересованностей и увлечений служат благоприятной основой для становления внутренних взаимосвязей родителей и детей. В жизни семьи нужные педагогические обстоятельства не всегда схожи с жизненными. Их часто приходится создавать вопреки жизненным происшествиям. К примеру, семья может освободить девочку-подростка от домашних хлопот, их может делать бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены, чтоб девочка ощущала потребность своей помощи и считала ее для себя всецело обязательной. Дети ждут от родителей заинтересованности к их внутреннему миру, учета их возрастных и личных особенностей. Родителям потребуется постепенно изменять воспитательные воздействия на разных ступенях становления личности.

Мыслящий преподаватель обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учета жизненного опыта, эмоционального состояния, тонкого неторопливого рассмотрения мотивов поступка, проницательного, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность непосредственного воспитательного влияния.

Единые увлечения родителей и детей преподаватель назовет тем благодатным путем, который приведет их к взаимопониманию. Общесемейные пристрастия, интересы, традиции, практически позабытые сейчас вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы художественной самодеятельности, семейные культпоходы, поездки, походы выходного дня. В каждой семье может сформироваться многообразная система установления и укрепления тесных взаимосвязей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.

Всегда актуальным остается взаимодействие школы и семьи в решении задачи преодоления неуспеваемости подростков. Известно, что семья и школа смотрят на нее по-разному. Педагоги расположены полагать главными причинами недостаток способностей в соответствующей области, бесконтрольность семьи. Родители же - в недостаточном интересе, усидчивости детей и слабой работе школы. Общее обсуждение этой задачи позволяет установить реальные обстоятельства неуспеваемости подростка. Лишь осмыслив их, семья и школа имеют все шансы скорректировать собственную деятельность. Если взаимопонимания не достигается, школа и семья остаются на собственных точках зрения. Жизнь подростка от этого лишь усугубляется. Естественно, ситуации, с которыми столкнется классный руководитель, предугадать невозможно. Смысл преподавательской подготовки в том и содержится, чтоб вооружить специалиста едиными методами анализа появляющихся ситуаций и поиска подходящих вариантов выхода из них.

Выводы по первой главе

Подводя итог по вышесказанному в первой главе, хотелось бы отметить, что важную функцию в воспитании подростка играет его собственная семья, именно она дает ключевые задатки в поведении ребенка, в его отношении к обществу и своим сверстникам.

Например, имеется закономерность, то, что у мам, которые имеют большой уровень тревожности, чаще всего дети в свою очередь вырастают беспокойные. Отец в поведении, которого выражается враждебность, и вспыльчивость зачастую становится подражанием для своих детей. Авторитарные отец с матерью, подавляющие, своих детей формируют у них массу комплексов, и с самого раннего возраста формирую невысокую самооценку. Можно утверждать, ребёнок всему обучается в семье, то, как ему необходимо вести себя в разных жизненных моментах, и, безусловно, же, в абсолютно всех создавшихся ситуациях получает 1-ый жизненный опыт. По этой причине немаловажно в таком случае, как мы ведём себя, чему мы обучаем ребёнка. Весьма немаловажно отметить, не расходятся ли взгляды и фразы отца с матерью с действием детей. Первоочередной проблемой отца с матерью принято полагать приход к единому решению проблемы, и в случае если потребуется нужно идти на компромиссное решение. Так как это немаловажно, для того чтобы требования двух сторон были удовлетворены. Помимо этого, ребёнок не должен видеть противоречия родителей, а в случае если такие образуются, в таком случае обговаривать их правильнее в отсутствии ребёнка. От взаимоотношения родителей к ребёнку в первую очередь зависит самооценка чада, благодаря чему строится поведение ребёнка в коллективе, семье, в обществе в целом. И допускается говорить о том, то, что от критерий воспитания, зависит адекватное или напротив враждебное поведение ребёнка в социуме. Хорошая атмосфера в семье, верный стиль поведения отца с матерью к собственному ребёнку приводит к оптимальной адаптации межличностных взаимоотношений.

Что касаемо взаимодействия семьи и школы, это не маловажный фактор в формировании воспитания ребенка, школа это 2 элемент, который формирует поведение ребенка. Воспитание ребенка в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают специальное место в становлении личности ребенка. Помимо этого, непосредственно от этих людей во многом зависит уровень комфортного пребывания детей в школьном коллективе. Они контролируют степень освоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого учащегося в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы отношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

С каждым годом значимость школы в воспитании учащихся возрастает, а требования к педагогам увеличиваются. И это логично, так как ребенок проводит в стенах школы под надзором преподавателей половину дня, и непосредственно данная среда оказывает огромное воздействие на его воспитание и поведение. В школе ребенок обретает не только знания, но и характерные черты поведения, укрепляет сильные черты собственного характера и обретает новые. Для предельно эффективной работы согласно воспитанию учащихся учителю нужно обладать абсолютной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого её члена. Обладание такого рода данными может помочь классному руководителю или же преподавателю начальных классов предугадать, каким способом взаимоотношения в семье ребенка могут повлиять на его индивидуальное формирование, поведенческие взаимодействия и характер. По этой причине преподаватели применяют разные формы связи с родителями, позволяющие узнать все без исключения характерные черты взаимоотношений в каждой конкретной семье.


Похожая информация.


В семейном воспитании на ребенка стихийно действуют обстоятельства жизни семьи и ближайшее ее окружение, материальные и моральные условия, вся атмосфера с положительной и негативной направленностью. Семейные отношения выражаются в тактике семейного воспитания. В каждой семье имеются свои особенности семейного воспитания. Выработка этих нюансов - это поиск правильной точки отсчета в воспитании. Рассмотрим несколько особенностей семейного воспитания, наиболее распространенные в современных российских семьях.

В тех случаях, когда для родителей интересы ребенка превыше всего, они подчинили им все свои желания и потребности, превратились буквально в рабов своего сына или дочери – это позиция, в основе которой родительская близорукость. У таких родителей, как правило, вырастают эгоисты или люди, ни к чему не приученные, безвольные, слабохарактерные.

Когда родители превыше всего ставят свои интересы, мало считаются с желаниями, потребностями ребенка, живут только «для себя» – можно говорить о родительском эгоизме. В подобных семьях нередко растут безынициативные, пассивные дети, не имеющие собственного мнения, или, наоборот, настроенные агрессивно, живущие собственными интересами.

При выборе методов семейного воспитания родители должны помнить и о том, что от их поведения и взаимоотношений очень многое зависит, в том числе и нравственное становление ребенка. И так рассмотрим методы семейного воспитания в зарубежной педагогике.

К простой истине гласящей, что правильно организовать воспитание детей в семье можно с помощью умелого применения научно обоснованных методов воздействия пришли специалисты, как в России, так и за рубежом.

В зарубежной педагогике существует множество различных методов семейного воспитания: методы формирования сознания, поведения и деятельности, стимулирования и т.д. Многие зарубежные методы семейного воспитания перешли и в отечественную педагогическую науку. Остановимся на некоторых из них. Каждый родитель стремится привести ребенка к пониманию того, что хорошо, что плохо, к чему следует стремиться и чего следует избегать.

Элементарные методы семейного воспитания, общие для человека и животных, изложены в замечательной книге американского дрессировщика и психолога Карен Прайор 1 «Не рычите на собаку». Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Автор считает, что «положительное подкрепление» – это нечто приятное для воспитанника, совпадающее с какими-либо его действиями и ведущее к вероятности повторения этого действия. Уже имеющееся поведение, независимо от того, насколько оно случайно, с помощью положительного подкрепления можно усилить. Например, вы зовете щенка, он подходит к вам и вы его ласкаете. В дальнейшем такая реакция щенка на ваш зов станет все более надежней. Улыбки и похвала не годятся в качестве подкреплений, если тот, кому они адресованы, хочет вывести вас из себя.

Незаслуженный куш, как метод семейного воспитания в зарубежной педагогике заключается в том, что ребенку дается награда, в десять раз превышающая обычное подкрепление и являющаяся для него сюрпризом.

Убеждение как метод воспитания в семье очень часто приходит на помощь родителям. Содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития ребенка. Порой родители недооценивают того, что ребенок способен по интонации голоса, по внешнему выражению голоса почувствовать искренность или неискренность его слов. Использование убеждения как метода воспитания требует высокого родительского авторитета, который придает воздействию убеждающего силу внушающего влияния. Один из распространенных приемов убеждения: показ последствий поступка, почему-либо не замеченных самим ребенком.

Использовать убеждение как метод воспитания в семье нужно, осязательно отталкиваясь от тех знаний, того жизненного опыта, от тех чувств, которые уже имеют для ребенка нравственную значимость. Когда хотят, особенно подросткам и старшеклассникам, доказать безнравственность какого-то поступка, прибегают еще к одному приему: проводят параллель между ними и той отрицательной чертой характера, которая отражается в совершенном поступке. Однако и этот метод семейного воспитания вызовет желаемый педагогический эффект только в случае, если ребенок сам осуждает ту черту характера, которая связывается с его поступком.

Поощрение – это также метод воспитания в семье. Пользоваться им надо умело. Когда ребенка без меры хвалят, одобряют, одаривают за каждый пустяк, когда им слишком часто восторгаются, он постепенно становится тщеславным, нескромным, слишком самонадеянным, избалованным человеком. Оценивая поведение детей, выбирая меру поощрения за хороший поступок, надо обязательно учитывать мотивы, которыми дети руководствовались, совершая то или иное действие. Поощрение как метод воспитания в семье всегда предполагает серьезные требования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребенок сумел заставить себя выполнить какие-то нелегкие для него требования. Важно, чтобы радость подростка и успех были замечены. Ваше понимание и сочувствие придадут ему уверенность в своих силах, помогут созданию хорошего микроклимата в семье. Если ребенок встал вовремя и без возражений выполнил некоторые ваши требования, не поскупитесь на поощрение.

Организация игры в воспитательных целях также может служить вариантом поощрения. Использование игры, как варианта поощрения обусловлено тем, что роль игры в воспитании очень высока.

Иногда бывает нужно отучить ребенка от какого-то нежелательного поведения. Существуют следующие методы семейного воспитания, такие как методы отучения:

    физическое устранение;

    наказание;

    отрицательное подкрепление;

    угощение;

    выработка несовместного поведения;

    связь поведения с определенным стимулом;

    формирование отсутствия нежелательного поведения;

    смена мотивации.

Например, угощение – это игнорирование поведения, от которого вы хотите избавиться. Игнорирование, как метод отучения – это отсутствие подкреплений. Подкреплением данного нежелательного поведения является реакция именно на это поведение. То есть этот метод отучения заключается в том, что вы ведете себя так, будто этого поведения вообще нет. Но нужно игнорировать поведение, а не человека.

В среде методов семейного воспитания формирование отсутствия нежелательного поведения очень важный метод отучения. Он чрезвычайно прост и состоит в том, что подкрепляется любое поведение, кроме нежелательного. Наиболее распространенный в практике семейного воспитания метод отучения – наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, и само наказание является неожиданностью для воспитуемого. Наказание не должно рассматриваться ребенком как произвол или месть с вашей стороны. Только тогда, когда сам ребенок признает, что наказание справедливо, оно оказывает воспитательный эффект.

Используя наказание, как метод семейного воспитания ни в коем случае не оскорбляйте ребенка, не задевайте его личности. Желательно, чтобы ребенок заранее знал, что за определенные проступки его ждет определенное наказание; еще лучше, чтобы он сам участвовал в выработке этой системы наказаний, тогда оно воспринимается как естественное следствие проступка. Когда наказание наложено, никогда больше не вспоминайте о нем и о вызвавшем его поступке. Не изменяйте вашего обычного стиля общения с ребенком из-за его проступка, не дуйтесь, не обижайтесь на него, – этим вы не только наказываете его за проступок, но и осуждаете его самого, его личность.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл «авторитетом подавления» и «авторитетом расстояния и чванства». Авторитет подавления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.

Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они тешились». Контакты с детьми v таких родителей - явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей, а получают обратное: начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А. С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

      1. Методы воспитания детей в семье

Пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей, не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

Влияние на ребенка - индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособленное к личности.

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей - мягкое внушение, у других - угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод - поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание - поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди них - слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения складываются с одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с более младшими по возрасту, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, казалось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети, 48% - какие фильмы смотрят, 67% - какая музыка им нравится; больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997 г.), 86% юных правонарушителей, оказавшихся за решеткой, ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, и это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности - нет и повода, и возможности для общения.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Давно замечено, что в семьях образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия - вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка... В возрасте от двух до шести лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», - писал В. А. Сухомлинский.

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей среднего дошкольного возраста. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.

Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется ценность пословицы: «Как аукнется, так и откликнется» .

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими.

Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. В связи с этим формы воспитания зависят от конкретных ᴨȇдагогических ситуаций, и в связи с этим они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

Можно выделить следующие методы воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье:

  1. убеждение (объяснение, внушение, совет) ;
  2. личный пример;
  3. поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива) ;
  4. наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания) .

В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитательные ситуации.

Методы воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье – это пути (способы) , с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителя на сознание и поведение детей.

Методы воспитания имеют свою специфику:

  • влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности
  • выбор методов зависит от педагогической культуры родителя: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителя и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей – мягкое внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод – поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.

Выбор и применение методов родительского воспитания детей среднего дошкольного возраста опирается на ряд общих условий:

  1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.
  2. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Нет совместной деятельности - нет ни повода, ни возможности для общения.
  3. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия - вовсе не роскошь, а практическая необходимость.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они тесно связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, родителей.

Методы гуманистического воспитания – запрещение телесных наказаний, не говорить слишком много, не требовать повиновения, не потакать и др. Однако все это сводится к одному: детям в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах, не важно, послушно он себя ведет или шалит.

Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что труд является главным источником жизни. В детстве это должно происходить в форме игры, затем задачи усложняются.

В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту.

Особое место среди методов семейного воспитания занимает метод нравственного воспитания ребенка. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым. Родители должны показывать хороший пример своим детям. Это также относится к методам родительского воспитания.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди - воспитатели - воздействуют на других людей - воспитанников - с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут стать личный пример матери (отца) , образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на ребенка среднего дошкольного возраста может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

На основе анализа литературы можно выделить несколько способов воздействия родителей на самосознание ребенка среднего дошкольного возраста в процессе общения:

  1. Прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения. При этом внушаемый образ может быть как положительным (умный, добрый, способный) , так и отрицательным (неумный, невоспитанный) .
  2. Опосредованная детерминация самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний.
  3. Контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля.
  4. Косвенное управление формированием самосознания путем вовлечения ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить образ самого себя.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность эмоциональной атмосферы. В связи с тем, что родители сами испытывают душевные переживания, им обычно не достает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

По мнению Мухиной В.С. следует обсудить ситуацию, когда в семье нет одного из родителей. По сложившейся традиции у нас при разводе ребенок остается с мамой. Пока ребенок был совсем маленьким, ему не приходило в голову, что у него нет папы. Но, став постарше в возрасте 4-5 лет, малыш вдруг обнаруживает, что у него только одна мама. Это открытие чрезвычайно волнует малыша, он становится обеспокоенным, легко возбудимым. Теперь мама должна думать, кто же из ее родных и близких мужчин поможет малышу справиться с нереализованной потребностью в отце. Взрослый мужчина может дать ребенку многое, если сумеет стать его другом. Но самый лучший выход из создавшегося положения, если воспитанием ребенка будет заниматься родной отец.

Как бы то ни было, родители должны нести ответственность за своего ребенка. Хорошие родители, создав или не создав новые семьи, не должны снимать с себя ответственности за своего общего малыша, ведь он ничем не провинился перед ними.

Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно стремиться компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания) . В результате мальчик лишается не только отца, но, в некотором смысле, и матери – материнской любви, терпимости, теплоты. Как известно, именно эти черты материнского отношения в среднем дошкольном возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего положительно самоощущения.

Психологические исследования показали: очень хорошо эмоционально развиваются в неполных семьях те дети, матери которых готовы с находчивостью отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к «их открытиям» . Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком,

проблемы с половой самоидентичностью, а это приводит к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.

Для того чтобы ребенок, воспитывающийся В связи с этим, психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И. Захаров, определяют самый острый вопрос, который возникает в неполной семье - сложность сформировать для ребенка среднего дошкольного возраста здоровую половую идентификацию. Ведь именно в возрасте 4 – 5 лет ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости и какого качества.

В неполных семьях вопросу воспитания ребенка среднего дошкольного возраста необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей.

Таким образом, формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Применяются следующие методы воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье:

  1. убеждение,
  2. личный пример,
  3. поощрение,
  4. наказание.

Выделяют следующие средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье: всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди