06.04.2019

Суть проблемы общения педагога и ребенка в. Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Стили педагогического общения. Человек как субъект общения


Выступление на педсовете.

Консультация на тему «Стили педагогического общения»

Цель:

  • познакомить педагогов с существующими классификациями стилей общения;
  • предложить выявить свой стиль общения.

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.

1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:

  1. Эмоциональный , основанный на взаимной любви и симпатии;
  2. Деловой , опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
  3. Направляющий , предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
  4. Требовательный , когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
  5. Побуждающий , опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
  6. Принуждающий , основанный на давлении.

Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.

В.А. Калик выделяет следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2. Общение на основе дружеского расположения;

3. Общение-дистанция;

4. Общение-устрашение;

5. Общение-заигрывание.

Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели - один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников фигурирует дистанция: «Вы не знаете - я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой - отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.

Предлагаем диагностику для выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ.

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:

а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;

б) говорить Вам только то, что сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять

нужное решение;

б) предоставите детям самим разобраться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажите его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».

4. Ребенок входя в комнату, не поздоровался с Вами, Вы:

а) заставите его громко при всех поздороваться;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и вы предпочтете:

а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами в группе.

6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит

обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания - это важные факторы, с помощью которых его

можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться

бережно с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и

воспитать его;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничества же взрослого

должно направлять на максимальное повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и семьи, и

поэтому главная забота чтобы он был одет, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь в активности самого ребенка:

а) положительно - без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно - она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и

воспитание;

в) положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома, Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какую позицию Вы считаете более правильной:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботе о нем;

б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь

пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ для обработки ответов воспитателей.

Варианты ответов:

Значение баллов:

25-30 баллов - предпочтение демократического стиля;

10-19 баллов - выраженность либерального стиля общения.

Итак, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Характеристика опорного понятийного аппарата по теме

В социально-психологической литературе понятие общение определяется как сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и понимания другого человека.

По определению А. Леонтьева, педагогическое общение - взаимодействие педагога и воспитанников, направленная на создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Общение включает в себя процессы перцепции (восприятия), коммуникации (обмена информации), интеракции (взаимодействия).

Профессиональное общение педагога - это процесс установления и развития контактов между субъектами социально-педагогического и психологического взаимодействия, вызванный личностно-профессиональными потребностями, включает обмен информацией и создания благоприятных условий для взаимодействия.

Следует учитывать особенности, эмоциональные механизмы в ситуациях длительного общения и общения впервые.

Суть и особенности общения впервые

На качество общения впервые влияют:

а) эффект ореола (гала-эффект, эффект первого впечатления). Первое впечатление о человеке складывается на основе впечатления от ее внешнего вида, манеры поведения, стиля одежды (встречают по одежке). Так, по данным исследований психологов, выбор партнера для танца на дискотеке зависит только от физических данных и внешней привлекательности, тогда как влияние внешнего вида на стабильность брака и семейные отношения является малозначительным. Если первое впечатление о человеке складывается негативным, возникает эстетический барьер в отношениях;

б) фактор преимущества - плацебо. Имеет место в ситуациях, когда убеждающее полностью сумеет идентифицировать себя с тем, кого убеждает, создав ситуацию абсолютного доверия клиента психологу или социальному педагогу. Может иметь место, когда клиенты, которым помог специалист, рекомендуют его для своих близких, друзей - людей, для которых такой клиент является очень убедительным и авторитетным. Недостатки фактора - преувеличение значения и роли педагога в образовательно-воспитательном процессе, в оказании помощи участникам педагогического процесса, что может формировать недооценке объектом собственных сил в работе над преодолением собственных проблем;

в) психологические барьеры (барьер темперамента, характера, негативных эмоций: гнева, страдания, отвращения, презрения, страха, стыда, плохого настроения; эстетический барьер, интеллектуальный, мотивационный, тезауруса (ценностей):

Эстетический барьер возникает вследствие негативного первого впечатления о человеке на основе внешней или физической непривлекательности. Исследования российских психологов (Л. Я. Гозман) показывают, что, начиная с четырехлетнего возраста, привлекательная внешность обеспечивает мальчикам и девочкам высокую популярность среди сверстников. Такая тенденция сохраняется до преклонного возраста. Как правило, людям с более привлекательной внешностью другие склонны приписывать положительные черты характера сравнению с менее привлекательными и непривлекательными. Л. Гозман описал эффект "иррадиации красоты": физическая привлекательность мужчины зависит от внешности женщины, в обществе которой он находится;

Интеллектуальный барьер возникает вследствие различий между правопівкульною и лівопівкульною принадлежности людей, их доминирующими каналами восприятия - визуальным, аудиальным, кінестетичним, теоретической и практической нацеленностью интеллекта. Американские психологи выделяют три типа интеллекта, различия между которыми могут формировать соответствующие интеллектуальные барьеры: вербальный - способность человека оперировать словами, символами, числами, идеями, логическими доведеннями; механический - способность воспринимать и понимать связи физических сил и элементов механизмов в практических ситуациях, способность быстро понимать принципы различных машинных операций; социальный - способность понимать других людей и предвидеть развитие различных социальных ситуаций, что проявляется, прежде всего, в чувстве такта, умении добывать уважение среди других людей, создавать для них благоприятную атмосферу для отношений и взаимопонимания;

Мотивационный барьер возникает вследствие несоответствия интересов, потребностей, мотивов собеседников, что, соответственно, не способствуют взаимопониманию (не понимаю потому, что не хочу понимать, отсутствует любая личностная заинтересованность). Барьер, что является распространенный в профессиональной деятельности педагога, его просветительской деятельности, чтении лекций и т.п. Поэтому важно для снятия барьера в начале лекции, объявляя тему своего выступления, связать ее с повседневными потребностями слушателей. Однако не только отсутствие мотивации, но и ее избыток может мешать пониманию других людей. В психологии существует закон Єркса-Додсона, согласно которому активизация мотивации сначала приводит к росту эффективности деятельности, а затем - к ее стремительного спада. Важным для предотвращения возникновения мотивационных барьеров является учет мотивов аффилиации (нацеленность на сотрудничество, общение, дружбу с другими) и мотивов достижения (нацеленность на индивидуальный успех в деятельности) и их столкновения;

Моральные барьеры - наиболее сложные для понимания и преодоления, поскольку возникают вокруг аморальных поступков или качеств человека, которые, как правило, маскируются или аргументированно оправдываются.

Исследования показывают, что опасность возникновения морального барьера имеет место в отношении человека, который не нарушил моральных норм. ("Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками - там нужна разменная монета..." (острослов Шамфор).) Американский психолог Э. Аронсон экспериментально утверждал, что избыток положительных качеств у человека может способствовать снижению ее привлекательности в глазах других. Пониманию и положительной оценке качеств и достижений человека может мешать зависть других - существенная составляющая морального барьера. Именно поэтому в жизни получить признание незначительных достижений проще, чем значительных; - эмоциональные барьеры связаны с проявлением и пониманием эмоциональности людей. Выделяют барьеры отрицательных и положительных эмоций. Негативные эмоции гнева, страдания, отвращения, презрения, страха, стыда, плохого настроения затрудняют и тормозят общения. Исследования в области психологии пропаганды демонстрируют, что негативные эмоции значительно ослабляют способность человека полноценно воспринимать и правильно оценивать информацию. Именно поэтому не желательно в дискуссии эмоционально и категорически отвергать аргументы другой стороны, если имеет место плохое настроение. Важно не воспринимать безусловно информацию, которую говорят эмоционально неуравновешенные люди в возбужденном состоянии. Если собеседники находятся в плену негативных эмоций, возможны два полюса в их отношениях: взаимопонимание и недоброжелательное отношение (собственная недоброжелательность проецируется на собеседника, который затем воспринимается как человек, может совершить зло). Положительные эмоции способствуют позитивному восприятию других, повышают скорость мыслительных процессов, улучшают коммуникабельность человека. Человек в позитивном настроении выглядит привлекательнее. Однако положительные эмоции имеют и недостатки в восприятии других, в частности, снижают критичность к информации или источники информирования. (Например, влюбленную человека легко ввести в заблуждение тем человеком, в которого влюблены,- феномен розовых очков.)

Воспитатель Сачкова Светлана Борисовна, МДОУ детский сад №212, г.Ярославль
Педагогическое общение имеет множество аспектов, один из которых проявляется в умении воспитателя выслушивать детей, вести с ними диалог, тактично комментируя их высказывания и проявляя неподдельную заинтересованность к маленькому собеседнику.
Разговор по душам «воспитатель-ребенок» имеет огромное значение в установлении доверительных отношений между взрослым и детьми. Ребенку важно иметь внимательного слушателя, который его понимает, поддерживает, советует, разделяет настроение. Видя отношение взрослого к тому, о чем он рассказывает, ребенок получает нравственные ориентации, уточняет, что такое хорошо, и что такое плохо. Он умнеет, взрослеет, набирается опыта.
А как важны педагогу детские высказывания! В них источник изучения ребенка, уровня его интеллектуального и нравственного развития, его интересов и потребностей. В общем, многие тайники внутреннего мира ребенка и семейной педагогики предстают как на ладони.
К воспитателю чуткому, заинтересованному дети идут с распахнутым сердцем, несут ему самое сокровенное, легко вступают в разговор. Воспитатель направляет детский разговор вопросами, отдельными репликами, если необходимо одобряет сказанное жестом, движением головы, эмоциональными реакциями. Такие разговоры, возникающие сами собой, непринужденно, сближают детей, создают атмосферу уюта, особенно если речь идет о доме, о добрых делах, о событиях, взволновавших детские чувства.

А можно ли сбрасывать со счетов, что общение с педагогом – это один из источников радости маленького ребенка? Вот почему воспитатель старается установить эмоционально- положительные отношения с каждым ребенком и со всеми детьми в целом. Он находит время для разговора с каждым воспитанником, одновременно привлекая и других ребят. И чем чаще и разнообразнее поводы для общения с детьми, тем большую потребность быть рядом со своим наставником они начинают испытывать. Как приятно услышать от него ласковое слово, одобрение своему поступку, поддержку возникшему замыслу.
Важно не оттолкнуть ребенка от себя несправедливым замечанием, окриком или резким осуждением его поступка. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, детский поступок заслуживает порицания воспитатель обязан щадить ребенка как личность, помнить о том, что рядом другие дети.
Воспитатель должен всячески предотвращать негативные проявления – это значит не давать детям возможности приобретать опыт неправильного поведения. Разъяснения, напоминания, показ – вот основные приемы, которые отвечают решению этой задачи.
А. С. Макаренко говорил, что наказание – очень трудная вещь, которая требует от взрослых большого такта и осторожности, и применять его следует «как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись». Кроме того, надо помнить, что этот метод не является ведущим, а тем более единственным, при помощи которого можно руководить общением детей.
Прием параллелизма, опирающийся на детскую подражательность и стремление к самостоятельности, исключает излишние назидания и наставления. Ребенку легко равняться на образец, так как он видит и действует одновременно со взрослым. Показ в сочетании со словом вносит конкретность в восприятие требований, дети лучше понимают, что от них хотят. В связи с этим предложение взрослого «делай, как я» или «делай, как твой товарищ» становится конкретным, наглядным способом обучения.
Игровые приемы – это самые мягкие способы, создающие у детей желание слушаться. Их можно сравнить с волшебной палочкой, которая в руках опытного педагога дает возможность руководить поведением детей, не испытывая никакого сопротивления с их стороны. Игровой прием создает видимость добровольного подчинения, исключает какое-либо принуждение. Ребенку кажется, что он действует по своему желанию, в то время как он подчиняется воле взрослого. В этом особая ценность игровых приемов, они с успехом могут применяться и к малышам, и к детям старшего дошкольного возраста, особенно склонным к проявлению капризов и упрямства. Нужно только, чтобы образы, с помощью которых взрослые воздействуют на ребенка, были интересны, близки и понятны ему.
Не секрет, что отдельные дети «приносят из дома заряд негативных установок, например, проявляют недоброжелательность, чувство зависти к успехам товарища. В этих случаях требуется корректировка чувств, формирование у ребенка коллективистских черт, создание общих интересов, способствующих слитности с коллективом сверстников. Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе. Одновременно воспитатель стремится приобщать ребенка к участию в общих делах группы: вместе с ребятами вынести на участок игровой материал, дежурить в уголке природы, помочь товарищу застегнуть непослушную пуговицу. При проявлении ребенком собственной инициативы, например помощи в уборке игрушек, педагог говорит слова одобрения, чтобы слышали дети. Так педагог старается вселить в ребенка веру в добрые начала, создать желание стать лучше и одновременно вызвать у детей положительное отношение к нему.
Иногда ребенок поступает дурно не преднамеренно, а в силу несформированности нравственных представлений или незнания правил жизни в детском саду. В этих случаях от воспитателя требуется особая чуткость и такт, умение понять мотивы детского поступка и найти правильное решение сложной ситуации.
В отдельных случаях рекомендуется обсудить плохой поступок сверстника, причем разговор должен идти ненавязчиво, тактично. Цель такого разговора – убедить ребенка, что он неправ, а не навязывать готового мнения.
Мнение сверстников как фактора, регулирующего поведение ребенка, трудно переоценить. Детский коллектив – это своего рода школа, где каждый ребенок имеет возможность упражняться в умении устанавливать контакты с товарищами. В общении со сверстниками он поставлен перед необходимостью применять на практике то, чему учат его педагог, взрослые. Он то и дело сталкивается с необходимостью «применять» усваиваемые им способы поведения, приспосабливая их к разнообразным, складывающимся конкретным ситуациям.
Что скажут о тебе, твоем поведении товарищи? Это всегда значительно для ребенка, подчас даже более весомо, чем слово педагога.
Дети, усвоившие то или иное правило поведения, очень внимательно относятся к его выполнению другими. Они бурно реагируют, когда кто-либо из их сверстников преднамеренно нарушает эти правила. Особенно не безразлично мнение товарищей старшему дошкольнику: оно становится для него большой побудительной силой.
«Характеризуя оптимальное педагогическое общение педагога, А.А. Леоньтьев справедливо отмечал, что оно «позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Такую возможность создает и оптимальное педагогическое общение воспитателя с детьми дошкольного возраста. Интересы, склонности педагога, его способности, знания, индивидуальный стиль руководства находят отражение в его профессиональном общении.
В зависимости от того, какие пути руководства преобладают у педагога, их условно подразделяют на несколько групп. Наиболее часто выделяют демократическую и авторитарную форму воздействия, разработанную Н. В. Масловой, Е. М. Крутовой и др.
Для демократической формы воздействия характерна тенденция широкого контакта с воспитанниками, проявление доверия и уважения, разъяснение вводимых правил поведения, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие их любознательность, личностный подход, стремление учесть индивидуальные особенности, отсутствие значительной избирательности в контактах и субъективности в оценках, стереотипности.
Авторитарный стиль руководства характеризуется функционально-деловым и ситуативным подходом, резко выраженными установками, значительной избирательностью и субъективностью; руководство осуществляется с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение; представители этого типа проявляют тенденцию к работе «один на один» с ребенком, часто используют запреты и ограничения.
Демократический, либеральный и автократический (единоличный) стили общения педагога с учащимися выделил А.А.Бодалев. Продуктивность демократического и вредность авторитарного стиля руководства выявлена в ряде исследований советских и зарубежных психологов А. А. Бодалева, Е. М. Крутовой, И. Левина, Г. Андерсона и другие.
Воспитатели отличаются не только разным уровнем, характером поведенческого аспекта деятельности. Важный фактор, влияющий на эффективность педагогического общения, отношение воспитателя к детям. Выделяют следующие типы отношений педагога к детям: устойчиво-положительный, неустойчиво-положительный, пассивно-положительный, открыто-отрицательный, пассивно-отрицательный. (Березовин Н.А., Коломинский Я.Л.) Аналогичные типы отношений к детям выявлены и у воспитателей детских садов
1. Устойчиво-положительный тип. Характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях. Воспитателям этого типа присуща положительная оценка ребенка, искренность, такт. Такой воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой он дает понять ребенку, что тот для него не безразличен. Воспитатели этой группы отличаются педагогической направленностью деятельности.
2. Пассивно-положительный тип. Проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности в общении с детьми – нередко проявляется сухой, официальный тон.
3. Неустойчивый тип. Характеризуется ситуативностью отношений при общей эмоционально-положительной направленности. Педагоги нередко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка ребенка и манера поведения такого воспитателя в значительной степени зависят от характера ситуации, сложившейся в данный момент.
4. Открыто-отрицательный тип воспитателя. Характеризуется негативным отношением к детям, к педагогической работе. Всем своим поведением он как бы подчеркивает, насколько он выше детей. Такой педагог создает в группе часто атмосферу постоянной напряженности, сосредоточивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения.
5. Пассивно-отрицательный тип. Характеризуется скрытой отрицательной направленностью воспитателя к детям. Педагог умеет создавать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.
Исследования обнаружили связь между типом отношения воспитателей к детям и такими показателями взаимоотношений дифференциации группы, как взаимность выборов и их устойчивость. Так, например, было выявлено, что группе детского сада, где работают воспитатели устойчиво-положительного типа, количество детей с устойчивым благоприятным положением в системе личных отношений значительно выше средних показателей. В то же время в этих группах отмечают наименьшее число детей, занимающих устойчиво неблагоприятное положение.
Сочетание конкретного типа мотивации педагогической деятельности, отношения к детям с определенным уровнем и преобладающим характером поведенческого компонента деятельности определяют, по нашему мнению, педагогический стиль деятельности. Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада».
Три основных стиля педагогической деятельности не отражают в полной мере разнообразия способов педагогической деятельности с детским сообществом. По результатам исследования В.Н.Белкиной, как минимум, шесть таких стилей можно выделить. При этом индивидуальный стиль педагогического регулирования взаимодействия детей определяется нами как особое индивидуально-своеобразное сочетание методов и приемов включения взрослого в процесс общения и совместной деятельности.
Гармоничный стиль характеризуется гибким использованием педагогом разнообразных воздействий (в том числе и обучающих), предоставлением необходимой самостоятельности детям, привлечением их к обсуждению хода и результатов взаимодействия, умением включиться во взаимодействие детей на правах партнера («стиль мудреца»).
Организаторский стиль – руководство всеми контактами детей, планирование совместной детской деятельности, вмешательство в детские объединения, вызванное излишним стремлением к упорядочению детской жизни, ориентацией в основном на педагогические задачи («стиль лидера»).
Контролирующий стиль отличается от предыдущего тем, что педагог часто предлагает детям самостоятельно сделать что-либо вместе, но наблюдает за каждым шагом детей, боясь детских ошибок («стиль опекуна»).
Деспотичный стиль отражает ориентацию взрослого исключительно на собственные интересы, в том числе интересы профессиональной значимости, эмоциональную неустойчивость в общении с детьми, проявляется в подавлении инициативы детей, требования неукоснительного выполнения собственных указаний. Все это может быть и при наличии «технологической» грамотности («стиль царедворца»).
Либерально-творческий стиль – педагог фактически не предоставляет детям самостоятельности, увлеченно принимая участие во всех детских делах, фантазируя и экспериментируя, ориентируясь на занимательность и не заботясь о целостности развития каждого ребенка («стиль фантазера»).
Либерально-попустительский стиль преобладает в том случае, если педагог не осознает ответственности за ребенка, стремится предоставлять детям максимум свободы, работая с детьми по формуле «сами разберутся и научатся», а иногда не умея предложить детям что-либо интересное («стиль чужака»).
Проблема развития индивидуального своеобразия стиля педагогического поведения взрослого вообще и в процессе регулирования им взаимодействия детей в частности требует особого обсуждения, в том числе и в контексте профессионального обучения будущих педагогов.
«Однако уже сейчас можно говорить о бесспорном преимуществе «положительного гармонического» стиля, когда «положительная мотивация» сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков.
Воспитание и самовоспитание такого стиля – одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения»
Современные педагоги, управляя общением дошкольников, должны осознавать, что каждый ребенок- это личность и наша обязанность: относиться к нему с уважением, принимать его личностные цели и интересы, создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития его способностей, поэтому основополагающим является личностно-ориентированный подход к ребенку, который осуществляется через создание помогающих отношений.
Со стороны взрослого такой тип отношений характеризуется искренностью чувств, принятием и высокой оценкой ребенка, способностью видеть и его мир, и его самого «детскими глазами». В результате ребенок начнет понимать себя и свои особенности, приобретет уверенность в себе, станет творческим человеком, способным реализовать себя, научится понимать и принимать других людей, успешно справляться с жизненными проблемами.
В помощь педагогам для обеспечения работы над построением помогающих отношений с детьми предлагается памятка: «Позиции гуманного отношения к ребенку»
Наше стремление придерживаться этих позиций, поможет избежать авторитарного стиля руководства, и творческая деятельность детей будет протекать более интересно и плодотворно, при этом создается благоприятная атмосфера для общения и коллективной деятельности мальчиков и девочек.

Позиции гуманного отношения к ребенку.

1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
2. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому позволю детям учить меня.
3. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я есть на самом деле. Поэтому я буду сопереживать ребенку, ценить его, принимать его.
4. Я человек и делаю ошибки. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности и ошибкам ребенка.
5. Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я поддержу ребенка в его усилиях.
6. Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.
7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Литература:

1. Белкина В. Н. «Педагогическая регулирование взаимодействия детей со сверстниками» Ярославль 2000 г.
2. Белкина В. Н. «Психология раннего и дошкольного детства» Ярославль 1998 г.
3. Бодалев А. А. Личность и общение М. 1983г.
4. Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада 2-е издание М. 1985г.
5. Возрастные особенности психического развития детей / под редакцией Дубровиной И. В., Лисиной М. И., М. 1982г.
6. Галигузова Л. Н., Смирнова О. Е. Ступени общения: от года до шести М. 1996г.
7. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учите детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 1997г.
8. Коломинский Я., Панько Е. «Что такое педагогическое общение» //журнал «Дошкольное воспитание» 1985 г. №6
9. Леонтьев А. А. Психология общения М. 1997
10. Лисина М. И. «Проблемы онтогенеза общения» Москва 1986 г.
11. Социально-психологическая характеристика группы сверстников детского сада /под редакцией Репиной Т. А. Москва 1986/1987 гг.

Довольно распространенная ситуация – ребенок категорически отказывается идти в детский сад. При этом он может приводить десятки доводов, разумных и не очень. Но истинный мотив понять несложно – малышу просто не слишком комфортно в тех условиях, где он вынужден проводить большую часть дня.

Это вполне нормально, если речь идет о первом месяце посещения дошкольного учреждения – период адаптации у многих ребятишек проходит сложно. Если же такие упорные протесты повторяются регулярно в течение долгого времени, стоит задуматься о том, насколько грамотно построено общение воспитателя детского сада с детьми.

В чем могут быть причины?

Есть немало мам, которые переживали настоящий шок, услышав от своего карапуза что-то вроде: «Я люблю Галину Ивановну больше, чем тебя». На самом деле, пугаться абсолютно не стоит – речь не идет о соперничестве с какой-то «чужой тетей» за сердце ребенка. Дети – существа непосредственные, к слову «любовь» они относятся иначе, нежели взрослые. Для них это символ доверия, показатель защищенности.

Прекрасно, когда малыш относится к своему воспитателю именно так. Гораздо хуже, когда в тандеме педагог-ребенок присутствует безразличие или неприязнь. Но дети не всегда готовы рассказать дома о своих эмоциональных проблемах. Уж слишком силен авторитет взрослого человека, чтобы воспитанник мог оценивать его поступки.

В этом случае помочь сумеет детский психолог – профессионал «вытащит» на поверхность все страхи и обиды малыша, даст рекомендации по решению проблемы. Возможно, ребенок просто больше других нуждается в дополнительных словах ободрения и поддержки, страдает от вынужденного соперничества за любовь своего педагога или нянечки.

Впрочем, не исключено, что в данном случае речь действительно идет о том, что общение воспитателя детского сада с детьми построено неграмотно и непрофессионально.

Ошибки в общение воспитателя, которые нельзя совершать


Существует непреложное правило – оценивать следует исключительно совершенные действия, но никак не личность воспитанника. Малыш, совершивший что-то нехорошее, должен узнать о том, что его поступок осуждают. Но ни один педагог не имеет право вешать на ребенка «клеймо».

Фразы типа «Петя – плохой мальчик!» находятся под категорическим запретом, потому что могут стать первым шагом на пути к большим комплексам, негативизму и ответной агрессии. Впрочем, не секрет, что сегодня из уст некоторых воспитателей звучат еще более резкие оценки и нелестные эпитеты.

К сожалению, нельзя насильно заставить взрослого человека любить и уважать детей. Если родителей заботит именно душевный комфорт малыша, оптимальным решением будет смена дошкольного учреждения. В случае, когда ребенок требует повышенного внимания, ему может подойти мини-садик – с небольшими группами и плотным графиком развивающих занятий.

Стиль общения взрослых с ребенком оказывает важнейшее влияние на его развитие. По сути, стили общения с детьми представляют собой приемы воздействия на детскую психику, проявляющиеся в характерном наборе требований.

Стили общения взрослых с детьми, их виды

  • Авторитарный стиль

Этот стиль подразумевает неукоснительное подчинение и полное подавление детской инициативы. Методы воздействия: окрики, принуждение, наказание. В результате у ребенка тормозится развитие волевых усилий, дети становятся беспомощными, невротичными и агрессивными.

  • Либерально-попустительский стиль

Психология воспитания в этом случае основывается на принципе вседозволенности. Ребенок не знает слова «надо», поэтому вырастает эгоистом, который не умеет уступать и ставит свои желания превыше всего. Вариацией либерального стиля общения является гиперопека, полностью лишающая малыша самостоятельности. Родители приносят себя в жертву ребенку, надеясь на его будущую благодарность, но ребенок становится инфантильным, неуверенным и невротизированным человеком, неспособным решить свои собственные проблемы.

  • Отчужденный стиль

Этот стиль характеризуется гипоопекой, которая представляет собой психологическую дистанцию между родителями и ребенком. Родители не интересуются внутренней жизнью малыша. Предоставленный самому себе, лишенный тепла, любви и заботы, ребенок чувствует себя несчастным и одиноким. Психика ребенка становится инертной, у него исчезает любознательность и появляется равнодушие. По мере взросления малыш начинает чувствовать враждебность не только к родителям, но и к остальным людям, что делает его конфликтным и может приводить к правонарушениям.

  • Демократический стиль общения

Дети и родители являются равноценными участниками общения, взрослые уважают индивидуальность малыша и воспринимают его как самостоятельную личность. Этот стиль общения наиболее эффективен, поскольку предусматривает наличие дружеского взаимопонимания и создание благоприятных условий для развития и воспитания детей.

Стили общения с детьми подразумевают соответствующие стили воспитания и воздействия на ребенка. Допустим, малыш отказывается идти в школу. Рассмотрим примеры поведения родителей в этой ситуации:

  1. Авторитарный стиль: поведу, не смотря ни на что, хорошее образование важнее детских капризов.
  2. Либерально-попустительский: родители начнут выискивать болезни у ребенка, жалеть его, разрешат остаться дома.
  3. Отчуждение: не хочешь – не иди, но если возникнут проблемы с классным руководителем или оценками, то пеняй на себя.
  4. Демократический стиль: выяснят причину отказа, помогут ребенку преодолеть проблемы в школе или проблемы со здоровьем.

Безусловно, наиболее оптимальным является последний, четвертый вариант поведения, при котором родители уважают право выбора малыша и оказывают ему необходимую помощь.

В условиях детского сада существует специфическая система взаимоотношений: «воспитатель - ребенок». Где во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя с его опытом, знаниями, убеждениями, нравственными взглядами, ценностными ориентации и т. п., и мир ребенка с его проблемами и противоречиями развития, формированием личности: стремлением все познать, попробовать. И от того какой стиль общения с ребенком использует воспитатель, зависит развитие ребенка, его самооценка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. (Слайд 2)

В условиях же детского сада существует специфическая система взаимоотношений: «воспитатель - ребенок». Где во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя с его опытом, знаниями, убеждениями, нравственными взглядами, ценностными ориентации и т. п., и мир ребенка с его проблемами и противоречиями развития, формированием личности: стремлением все познать, попробовать.

Поэтому здесь выделяют особый вид общения – педагогическое общение . Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, стремлением воспитателя решать определенные развивающие и воспитательные задачи. (Слайд 3)

Каждый человек в зависимости от характера, взглядов, психических особенностей вырабатывает свой стиль общения, т.е. совокупность типичных признаков поведения в этом процессе.

Другими словами стиль педагогического общения – это устоявшаяся система способов и приемов, которые использует педагог при взаимодействии с воспитанниками, их родителями, коллегами по работе. (Слайд 4)

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом К. Левином. В этом исследовании была введена классификация стилей общения, которую принято использовать и в наши дни:

  • Авторитарный.
  • Демократический.
  • Попустительский. (Слайд 5)

Рассмотрим каждый из них отдельно.

Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как детского коллектива, так и каждого ребенка. Исходя из собственных установок, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает результаты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям. Любая инициатива рассматривается авторитарным педагогом как проявление нежелательного самоволия. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения. Форма обращения - указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

2. Попустительский или Либеральный (Слайд 7)

Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

При попустительском (либеральном) стиле общения отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Воспитатель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь образовательной деятельностью. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения - увещевания, уговоры.

3. Демократический (Слайд 8)

Данный стиль общения можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

При демократическом стиле общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению детей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения - совет, рекомендация, просьба. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется проявление инициативности. Параллельно возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

(Слайд 9) С целью выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ было проведено анкетирование, по результатам которого можно сделать следующий вывод:

  • 60% педагогов отдают предпочтение демократическому стилю общения;
  • 20% в своей работе часто используют элементы авторитарного стиля;
  • 20% имеют склонность к авторитарному стилю.

Вывод: В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Конечно, наиболее предпочтительным является демократический стиль. Однако допустимо использование и элементов либерального стиля, например, при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. Так же педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой или отдельными детьми относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Таким образом, стиль общения педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело - с маленькими детьми или постарше, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди