05.03.2019

Ребенок 4 й месяц жизни. Все о развитии ребенка: месяц четвертый. Как развивается беременность у мамы


Первые три месяца жизни малыша – время активного освоения окружающего мира. Новорожденный практически все время проводит в кроватке, а его самочувствие нередко омрачается болями в животе и коликами. В 4 месяца малыш уже может похвастаться более-менее стабильной пищеварительной системой. Ребенок становится активным и подвижным. В какой именно степени проявляется активность, зависит от индивидуальных особенностей развития новорожденного.

Физиологические характеристики малыша на четвертом месяце жизни

Темпы взросления малыша на четвертом месяце становятся более медленными. В среднем прибавка в весе составляет около 700-800 г. Рост ребенка увеличивается на 2-3 см. Окружность головы становится больше на 10-20 мм.

Интересный факт: на четвертом месяце жизни голова ребенка уже не кажется такой большой по сравнению с телом. Малыш выглядит более пропорциональным.

К четвертому месяцу жизни легкие новорожденного вырастают примерно в 2 раза по сравнению с тем, что было на момент рождения. Четырехмесячный ребенок имеет достаточно развитую поджелудочную железу, что позволяет ему готовиться к прикорму. Также в 4 месяца малыш уже понимает, каков ход суток, он уже не будет путать день и ночь, и в дневное время суток будет играть, в то время как сон будет проходить по ночам.

Еще одна физиологическая особенность малыша в это время – укрепление тазобедренных суставов. Это готовит его ноги к последующей ходьбе. В 4 месяца видны первые признаки того, что скоро появятся зубки. Иногда болевые ощущения начинаются уже в этот период. Однако прорезывание первых зубов обычно происходит в 6 месяцев.

На четвертом месяце жизни малышу необходимо сделать все прививки. Перед этим родители должны выполнить профилактические действия, которые позволят увеличить успешность прохождения процедуры. Если у ребенка повышается температура или появляются сыпи на коже, то в таком случае следует обратиться к врачу.

Двигательные особенности ребенка на 4 месяце жизни

Четвертый месяц ознаменован активным развитием как физических, так и двигательных реакций организма малыша.

Ребенок способен выполнять следующие движения:

  1. Малыш может переворачиваться на бок, отталкиваться от находящихся поблизости предметов и ложиться на спину или на живот. Чтобы натренировать перевороты, можно располагать поблизости от ребенка яркие игрушки, стимулирующие его интерес. Все движения и действия ребенка лучше выполнять в манеже, чтобы минимизировать риски. Зачастую ребенок на 4 месяце пробует ползать, но обычно он только пятится в обратном направлении.
  2. Лежа на животе, ребенок может поднимать туловище и голову под прямым углом, крутить головой на весу, глядеть по сторонам. Малыш уже чувствует собственное тело, изучает обстановку вокруг себя.
  3. В 4 месяца ребенок может тянуть руки взрослым, чтобы принять сидячее положение. Переводя малыша в сидячее положение на пару секунд, вы тем сам помогаете укрепить его позвоночник и мышцы живота. Однако давать ребенку сидеть долгое время в таком возрасте нельзя.
  4. У ребенка просыпается активная хватательная функция. Малыш старается схватить все, что видит. Он учится пользоваться руками, ногами, пальцами, развивает и оттачивает тактильные ощущения. Малыш раскидывает игрушки, бьет по ним руками, пробует их на вкус.

Также ребенок в 4 месяца начинает проявлять интерес к своему телу. Он изучает себя, касается своего лица, своих волос, ног. Многие дети в этом возрасте начинают хлопать в ладоши. Многие дети в 4 месяца уже активно пытаются ползать и переворачиваться. Однако это происходит не всегда, а потому не нужно пугаться – все строго индивидуально. Если малыш отказывается совершать активные движения, пытайтесь тренировать его, помогая ему делать первые шаги в новом мире.

Психика и эмоции на 4 месяце жизни ребенка

В 4 месяца ребенок увеличивает активность своего диалога с взрослыми. У него появляется потребность в том, чтобы постоянно поддерживать устойчивый контакт. Малыш уже может 2-3 часа подряд не спать, и в этот период он может своими силами развлечь себя. Ему не потребуются услуги нянечек, бабушек и т.д. Ребенок должен постоянно пребывать на руках у родителей. Внимание к малышу поможет развить его как полноценного человека.

В 4 месяца зрение ребенка уже практически сформировано. Он видит мир так же, как и взрослый. Малыш способен различать тех, кто ему близок: отца, мать, разных сиделок, бабушек и т.д. В 4 месяца новорожденный понимает, кто свой, а кто чужой. Потому малыш не захочет находиться на руках у малознакомого человека. Ребенок уже может фокусировать свой взгляд на близлежащих предметах, он понимает их цветовой окрас, форму и т.д. На прогулке ребенок с интересом разглядывает окружающий мир, следит за перемещающимися предметами.

Слух у малыша развивается еще в утробе, и на 4 месяце он уже слышит все так, как взрослые. Он понимает, откуда идет звук, может отличать голос родного человека от постороннего, реагирует положительно на музыку. Также малыш старательно издает разные звуки, словно изучая их. Он может копировать интересующие его звуки – к примеру, кашель или храп. Новорожденный начинает произносить некоторые буквы, которые до этого он не использовал – к примеру, «б», «м» и т.д.

В 4 месяца ребенок уже способен улыбаться и смеяться не на рефлекторном уровне, а вполне осознанно. Он может громко хохотать, если сделать ему массаж, слегка подкинуть его, поиграть с ним.


Как правильно кормить малыша в 4 месяца

Чтобы начинать приучать ребенка к прикорму, 4 месяца является минимально допустимым сроком. Однако специалисты расходятся во мнении: кто-то утверждает, что начинать прикорм следует только с 6 месяцев.

Врачи полагают, что оптимальное питание для малыша в 4 месяца – это материнское молоко или смеси, которые выступают его заменой. Вводить прикорм в 4 месяца можно лишь после обстоятельных консультаций с педиатром. В любом случае, даже если вы решили вводить прикорм на этом этапе, соблюдайте следующие правила и рекомендации:

  1. Самое безопасное питание для малыша – это пюре из кабачков или брокколи. Прикорм можно начать с половины чайной ложки пюре каждый день. Порцию можно понемногу увеличивать, доводя до 100 г ежедневно.
  2. Некоторые педиатры склоняются к тому, чтобы начинать прикорм малыша с детского кефира. Кефир привычен для желудка малыша, а потому его можно понемногу вводить в детский рацион - не более половины чайной ложки. Постепенно объем кефира можно довести до 100 г в сутки.
  3. Каши без глютена (рисовая, гречневая) – их можно вводить в рацион питания новорожденного уже после пюре. Поначалу можно остановиться на небольших порциях. Каши вводят раньше овощей только тем малышам, которые очень плохо набирают вес.
  4. Фруктовые пюре вводятся в рацион питания малыша гораздо позже, уже после всех каш и овощей. Обычно для питания ребенка выбирают такие фрукты, которые имеют низкую аллергенность. К примеру, хорошо подойдут абрикосы, яблоки, груши. Фруктовый сок лучше оставить на период после года, поскольку за счет своей кислотности он может разрушать стенки желудка малыша.

Вводя прикорм, обязательно следите за аллергическими реакциями организма малыша. Стул у малыша в 4 месяца должен быть максимум 2-3 раза в сутки. Более высокая частота свидетельствует о том, что следует обратиться к педиатру.

Позаботьтесь о развитии малыша на 4 месяце!

В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.
Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.
УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА.
К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.
Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно. Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ РЕБЕНКА 4 МЕСЯЦЕВ.
Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» - его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живот на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.
ВИЖУ, СЛЫШУ, ОЩУЩАЮ...
Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.
Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на котонную он смотрит, - не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.
Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ 4 МЕСЯЦЕВ.
Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.
Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.
В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам.

К возрасту 4-х месяцев малыш уже может садиться, держась за чью-то руку. Ему очень нравится рассматривать мир с различных положений. Посадите его, сделав предварительно удобную опору (или купив специальный стульчик), и общайтесь с крохой. Новые ощущения для него будут очень интересны и познавательны!

Играем в положении сидя. Постепенно можете переводить игры из лежачего положения в кроватке - в сидячее положение на стульчике. Повесьте перед ребенком на веревочках какие-нибудь яркие и веселые игрушки и погремушки. Малыш будет стараться к ним дотянуться, не вешайте их слишком далеко или высоко, его усилия должны увенчаться успехом.

Учимся сознательно брать предметы. В этом возрасте у ребенка хватательный рефлекс становится слабее, но на смену ему приходит произвольное захватывание вещей. Для развития этих навыков используйте игрушки разного размера. Вначале дотроньтесь погремушкой до правой ручки малыша, а затем - до левой, далее покажите игрушку, пусть он попытается ее ухватить! Благодаря таким играм, у малыша развивается координация движений рук и глаз.

Крылатые качели. Устройте малышу катания на качелях в домашних условиях. Можете сами соорудить, а можете купить готовые. Дети, обычно очень любят катания на качелях! Внимательно проверьте безопасность конструкции. Важно, чтобы малыш сам не мог выбраться оттуда.

Развивающие игры

Для ребенка в этом возрасте важно играть не только с игрушками, но и с другими людьми. К 4-м месяцам малыш спит уже не так много, а значит надо хорошо продумать его досуг на время бодрствования, чтобы он не скучал и проводил время с пользой.

Новые игры

Кто не спрятался? Маленькие детки очень любят такую забаву как прятки! Накройтесь одеялом, а затем выгляните к малышу со словами: «Ку-ку!». Проделайте такую процедуру несколько раз - малышу понравится эта игра! Можете также закрывать своими руками его глазки и говорить: «Где же спрятался мой сынок?».

Игры с мыльными пузырями. Если ваш малыш любит со стороны наблюдать, как вы для него пускаете мыльные шарики, можете начинать потихоньку его самого учить этой процедуре. Начните, например, когда ребенок находится в специальных ходунках или сидит.

Покатушки! Соорудите для ребенка небольшую горку из картонок (подойдут и картонные коробки из-под чего-то). А затем пускайте сверху вниз какие-нибудь игрушки на колесиках - ребенок будет в восторге от новой забавы! А также, кроме веселого времяпрепровождения, он начнет развивать такие понятия как причина и следствие.

Технологии на службе развития. Запишите как-нибудь на свой телефон голос крохи, а потом давайте ему слушать. Можно также записать голоса мамы и папы! Понаблюдайте затем за реакцией ребенка!

Яркие одежки! Покупайте иногда для своего малыша яркие носочки и манжетики на ручки. Пускай малыш разглядывает яркие рисуночки. Со временем ему захочется схватить свою ножку или ручку с яркой картинкой, и рано или поздно у него это должно получиться. Хвалите его за старания!

Мячики с сюрпризом! Поиграйте с малышом тканевым мячиком, состоящим из разной текстуры. Можете такой мячик сделать сами или поискать в магазине. Также в продаже могут быть тканевые мячики с колокольчиками внутри. Разная на ощупь материя будет приятной и интересной ребенку!

Развиваем координацию!

Зарядка для крохи. Кладем ребенка на животик и поочередно сгибаем коленки, затем их выпрямляем и разводим в стороны. Также можно сгибать коленки одновременно. Выполняя упражнение, не забывайте напевать крохе веселую песенку.

Переворачиваемся! Это упражнение можно делать как дома, так и на прогулке на природе в теплое время года. Вам понадобится одеялко или покрывало. Положите кроху на край животиком вниз, а затем с ближайшей к нему стороны начинайте аккуратно приподнимать покрывало за концы вверх. Малыш будет переворачиваться. Не забудьте его похвалить в конце. Это занятие будет не только приятным, но и очень полезным для ребенка!

Преодолеваем препятствия! Рано или поздно малыш начинает активно двигаться, ползая или ерзая. Чтобы улучшать эти навыки, можете заставить ребенка самостоятельно тянуться к игрушкам. Для этого положите одну-две игрушки вокруг него, но только так, чтобы для ее получения, необходимо было бы приложить немного усилий. Если малыш долго не может достать игрушку, переложите чуть ближе. Не позволяйте ему капризничать и выполнять за него работу!

Учимся принимать решения!

Выбираем! Положите в каждую ручку ребенка по одной игрушке-пищалке. Это могут быть резиновые мячики, которые легко сжимать. Покажите ребенку, что их нужно сжимать, а далее понаблюдайте за поведением своего чада. Он должен смотреть на руку, в которой игрушка издает писк. В скором времени ребенок самостоятельно сможет пищать двумя игрушками одновременно.

Веселые цепочки. Скрепите между собою несколько колечек от занавесок, можно также их просто нанизать на веревочку. Развесьте эту цепочку над кроваткой или в зоне досягаемости малыша. Пускай кроха дергает за колечки, и они начинают звенеть, ударяясь друг о друга.

Игры в повседневных делах

Во время одевания. Отвлечь малыша на время помогут две погремушки, связанные между собой в форме гантели на расстоянии 10 см. Пускай одна из погремушек будет в руках у вашего крохи, а вторую погремушку он непременно захочет схватить. Пока малыш разбирается с новой забавой, у вас есть время его переодеть или подготовить ко сну.

Приятные прикосновения. Когда ребенок лежит голышом на пеленальном столике, поводите своими ногтиками по его животику и спинке. Это будет не только очень приятным для крохи, также будут развиваться и укрепляться мышцы малыша.

Массажные процедуры. Покупавшись, аккуратно помассируйте тело ребенка, используя детскую присыпку. Желательно наносить ее не сразу на кожу крохи, а посредством своих рук, чтобы малыш не вдыхал распылившийся порошок. Не забывайте во время массажа разговаривать с ним или петь песенки!

Когда мы кушаем. Если в кормлении малыш переходит на твердые продукты, не лишним будет показать ему ложку, прежде, чем начать давать с нее еду. Также можно показать процесс на своем примере - как правильно использовать ложку.

Когда мы отдыхаем

Как легче уснуть. Приучите ребенка к определенному ритуалу перед сном. Например, вначале мы купаемся, затем кушаем, немного играем, слушаем песенку и засыпаем. Важно повторять установленный распорядок изо дня в день. Также можно класть в кроватку к ребенку какую-то определенную мягкую игрушку. Когда малыш будет ее видеть рядом с собой, он будет понимать, что настало время спать. Старайтесь эту игрушку не терять, т.к. потом ребенок может начать капризничать перед сном не найдя знакомого предмета. Уснуть также поможет кресло-качалка. Ребенку нравится находиться у вас на руках, когда вы качаетесь. Не забывайте петь на ночь колыбельную. Желательно, чтобы это была одна и та же песенка. Тогда ребенок будет спокойно засыпать, слушая ее.

С каждым новым днем малыш меняется. Развитие ребенка происходит так быстро, что многие навыки и умения появляются буквально на глазах. Движения и жесты малыша становятся более скоординированными, а взгляд - осмысленным.

Внешность ребенка на четвертом месяце жизни

Меняется цвет глаз ребенка: глазки могут начать темнеть или приобретать какой-то оттенок, доставшийся малышу от родителей.

Начиная с 3 месяцев, у ребенка меняется структура волос: тоненький «пушок» скатывается, а новые волосики начинают вырастать вместо него.

У детей раннего возраста ноготки растут очень быстро, поэтому обрезать их нужно каждую неделю.

Если новорожденный имеет не совсем правильные пропорции из-за большой головы, то теперь этот дисбаланс исчезает. Малыш с каждым днем становится все более привлекательным.

Физическое развитие ребенка на четвертом месяце жизни

К концу третьего месяца многие мамочки замечают, что малыш набрал меньше, чем в предыдущие месяцы. И это нормально. С третьего месяца ребенок растет медленнее. В среднем набор веса составляет 600-800 грамм за месяц, а рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.

Малыш умеет:

  • К концу этого месяца малыш уже продолжительное время держит головку , если положить его на живот. И даже вертит ею, смотрит по сторонам. А лежа на спинке, ребенок может приподнять голову, чтобы лучше рассмотреть свои ножки.
  • Малыш активно пытается перевернуться со спинки на животик и наоборот . Некоторым деткам это удается уже в 4 месяца, но в норме карапуз должен научиться переворачивать к 5 месяцам. Поэтому не переживайте, если ваш карапуз все еще не делает этого.
  • Собственные ручки очень нравятся крохе . Он их рассматривает, ощупывает, берет ими все, до чего может дотянуться. Кулачки уже полностью разжаты.
  • Если в зоне доступа находится игрушка, то малыш уже осознанно пытается ее захватить и удержать .
  • Ножки малыша тоже не скучают . Ребенок постоянно ими работает, крутит велосипед, тем самым развивает мышцы и укрепляет тело.
  • Некоторые малыши, лежа на животике, даже пытаются ползти : отталкиваются ручками и ножками.
  • Ребенок на четвертом месяце жизни осмысленно улыбается и смеется , когда чувствует себя хорошо.



Зрение ребенка на четвертом месяце жизни

Малыш уже хорошо видит на расстоянии 20-30 см. Глазки перестают косить. Ребенок уже различает цвета.

Слух ребенка на четвертом месяце жизни

Кроха с удовольствием слушает музыку, радуется вашему голосу и своему собственному. Он пищит, кричит и изучает каждый свой произнесенный звук. Ребенок не только реагирует на звук, но и оборачивается, ищет источник звука.

Обоняние ребенка на четвертом месяце жизни

Просыпается обоняние: теперь малыш узнает маму не только по голосу, но и по запаху.

Сон малыша на четвертом месяце жизни

У каждого ребенка своя потребность во сне. Одни спят меньше и при этом те еще живчики, а другие и спят больше и сонливы почти весь день. Ни то, ни другое не патология. Все зависит от характера деятельности нервной системы ребенка.

Не нужно создавать идеальную тишину ребенку во время сна, малыш может к этому привыкнуть и в дальнейшем, при невозможности создать ему идеальные условия для сна, кроха будет капризничать и плохо засыпать, беспокойно спать. Безусловно, положительное влияние оказывает режим дня: если ребенка укладывать спать в одно и то же время, то малыш привыкнет и будет быстрее засыпать.

В первые месяцы жизни во время сна ребенок может вздрагивать, хмуриться, гримасничать и даже кратковременно плакать. Чаще такое происходит с более возбудимыми детьми. Так же на качество сна может повлиять воздух в комнате, если она не проветрена, неподходящая температура воздуха (слишком жарко).

Обращайте внимание на то, как ребенок спит. Кости черепа у малыша все еще мягкие и при длительном лежании на боку уплотняются, поэтому нужно укладывать малыша поочередно то на один бок, то на другой.

Головка ребенка во время сна не должна запрокидываться назад, иначе нижняя челюсть малыша будет отставать в своем развитии и приведет к тому, что зубки будут расти неправильно. Также головка малыша не должна наклоняться к груди, такое положение во время сна приводит к чрезмерному развитию нижней челюсти и выступанию ее вперед.

Закаливание ребенка на четвертом месяце жизни

С 3-4 месяцев жизни процедуры закаливания нужно дополнить влажными обтираниями малыша. Обтирание помогает тренировать сосуды. При обтирании сосуды кратковременно сужаются, в результате чего уменьшается потеря тепла с кожи малыша.

Такая гимнастика для сосудов способствует более медленному охлаждению ребенка в неблагоприятных условиях. Влажные обтирания удобно проводить после общего туалета ребенка. Обтирание проводить нужно поэтапно, сначала махровым полотенцем (смоченным в теплой воде 36-37 градусов и отжатым) протрите ручки и грудь малыша.

Затем вытрите эти места сухой мягкой тряпочкой, наденьте рубашечку. После этого влажным полотенцем оботрите ножки, потом - сухим. И одевайте карапуза. Оптимальная температура воздуха в комнате для обтирания - 20-22 градуса.


Гимнастика на четвертом месяце жизни

К гимнастическим упражнениям в 3 месяца добавляются упражнения на стимулирование рефлекторных движений.

  • Подложите ладони под ножки лежащего на животе или на спине малыша, подталкивайте его. Эти действия стимулируют развитие навыков ползания у ребенка.
  • Положите ребенка на бочок, большим и указательным пальцем проведите по спинке вдоль позвоночника. Малыш начнет разгибаться.
  • Проведите пальцем по наружной стопе ребенка от основания пальчиков до пяточки, малыш начнет сгибать стопу.
  • Чтобы кулачки скорее разжимались (теряли гипертонус), почаще разминайте пальчики малыша, массируйте ладошку. Для этого нашими прабабушками придумано множество «потешек». В том числе и «Сорока-белобока».

Активно развивается мозг. В 3 месяца большинство врожденных рефлексов угасают, в место них появляются условные рефлексы и осознанные навыки.

Игры с ребенком на четвертом месяце жизни

В этот период малыш начинает настойчиво требовать внимания. Как правило, дети уже умеют хныкать просто от скуки. Достаточно подойти к малышу, заговорить, как карапуз тут же ответит улыбкой. Для правильного и гармоничного развития ребенка очень важно уже сейчас уделять большое внимание играм и общению с малышом.

  • Ребенку очень нравится ощупывать мамино лицо: нос, реснички, брови. Особенно если мама все эти части лица называет. А еще не стесняйтесь - покривляйтесь немного. Малыш с удовольствием будет повторять за вами: надувать щечки, шлепать губками, моргать глазками…
  • Кроха с удовольствием будет толкать ножками мяч , который вы будете подкладывать к его ножкам.
  • К концу месяца ребенок может научиться перекатываться в своей кроватке, отталкиваясь от стенок.
  • Малышу очень понравится играть в прятки , можно закрывать лицо платочком или другим предметом. Не забывайте сопровождать ваши игры словами, это очень полезно для развития речи малыша. В данном случае спрашивайте у ребенка: «Где мама?». Когда лицо открывается, говорите: «Ку-ку».
  • Играйте с игрушками, водите их из стороны в сторону в поле зрения малыша . Пусть ребенок учится концентрировать внимание на предмете. Спрашивайте: «Где игрушка?» и снова перемещайте. Проделывайте это упражнение с яркой игрушкой, а так же с музыкальной игрушкой или погремушкой.
  • Давайте ребенку разные по форме игрушки . Так он учится по-разному захватывать предмет и группировать пальчики.

За все старания обязательно хвалите малыша.

Родителям на заметку:

Нечасто, но случается, что уже на четвертом месяце начинается подготовка к росту зубов. Обычно это проявляется повышенным слюноотделением. Даже может появиться насморк, жидкий стул и подняться температура. Значит, режутся зубки. Обычно первыми появляются два нижних зуба.

Прививки в 3 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-1), против полиомиелита (ИПВ-1) и против гемофильной инфекции (Хиб-1).

Главное пожелание родителям: не волнуйтесь и не спешите с выводами, если ребенок не желает демонстрировать свои умения и навыки, отстает или опережает других детей в развитии. Уделяйте своему карапузу больше внимания, поддерживайте его интерес к окружающему миру, и малыш обязательно всему научится… когда захочет!

Какие упражнения вы делаете со своим малышом? Когда ваш малыш впервые перевернулся?

Развитие ребенка от 3 до 4 месяцев
Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди – на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2-2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток – это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Каковы двигательные умения малыша в этот период? Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.

Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.
Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, – обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа. Несколько слов о кормлении ребенка. В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре. Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5 чайных ложек (постепенно за две-три недели). Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца – не редкость. Если у вашего чада днем активно текут слюни , а ночью он неожиданно просыпается и плачет, – возможно, у крохи режутся зубы. Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей – помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте? Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди. Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша этого возраста – манеж. Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди