07.05.2019

Основные рефлексы новорожденного: это должна знать каждая мама! Отчего бывает жидкий стул у новорожденного при грудном вскармливании. Что показывает анализ кала


Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Ни для кого не секрет, что душевное спокойствие матери – одна из важнейших составляющих успешного грудного вскармливания . Лишние тревоги новоиспеченной маме ни к чему. Цель этой статьи заранее ознакомить матерей с маленькими неприятностями, ожидающими их в роддоме. Это поможет избежать многих страхов и сомнений, подстерегающих непосвященных мам.

Акт рождения – «нелегкое путешествие на другую планету». Первый шок и адаптация. Общие понятия о переходных состояниях периода новорожденности

При нормально протекающей беременности плод 9 месяцев пребывает в условиях идеальных для его роста и развития. Постоянная температура, стерильная среда, условия пониженной гравитации, бесперебойная подача по сосудам пуповины всех необходимых питательных веществ - все это защищает малыша от внешних стрессов, обеспечивая ему ровную и беззаботную внутриутробную жизнь. И вдруг, как гром с ясного неба – РОДЫ!

При переводе матери с новорожденным в послеродовую палату тесно пеленать ребенка не стоит, это будет ограничивать его движения и он лишится возможности согреться с помощью активных движений. Достаточно одеть его в чистую одежду и свободно завернуть в пеленку или одеяло.

Нужно помнить, что недоношенные дети гораздо хуже удерживают тепло, чем зрелые. Поэтому для их согревания могут понадобиться специальные средства: грелки, столик с подогревом или инкубатор.

Одна из основных проблем ухода за новорожденным заключается в том, что он не только легко переохлаждается, еще хуже он справляется с перегреванием. Неопытной матери довольно сложно прочувствовать это зыбкий баланс. Часто мамы слишком тепло укутывают ребенка, и прямым следствием этого является скачок температуры на 3-4 день жизни новорожденного до 38,0 – 38,5 С. Это состояние называется транзиторной гипертермией. Температура тела быстро нормализуется, если переодеть ребенка соответственно температуре в палате. Если вы неуверенны, не стесняйтесь спрашивать у медицинских сестер, как правильно одеть ребенка в той или иной ситуации. Это поможет избежать многих ошибок, как в роддоме, так и дома.

Идеально для терморегуляции новорожденного, если температура в родзале будет 25-26 С, а в послеродовой палате 22-23 С.

Кожа новорожденного: простая эритема, физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница

Кожа новорожденного не похожа на кожу взрослого человека. Она очень тонкая, нежная, бархатистая, легко травмируется. У некоторых детей кожа с самого начала розовая, чистая, и остается таковой на протяжении всего периода новорожденности. У других появляются различные высыпания, которые в большинстве случаев не носят патологического характера и проходят самостоятельно без всякого лечения, не доставляя ребенку особого беспокойства. К переходным (транзиторным) изменениям кожи новорожденного относятся простая эритема , физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница .

Простая эритема – это ярко-красное окрашивание кожи новорожденного, наступающее в первые минуты жизни (сразу после обтирания пеленкой) и постепенно проходящее на 4-5 сутки. Недоношенные дети остаются красными дольше – несколько недель.

Физиологическое шелушение кожи характерно для переношенных детей. Также может наблюдаться у родившихся в срок детей, у которых простая эритема проявилась особенно ярко. Кожа таких детей сухая, шелушение начинается на 3-4 день, кусочки кожи отделяются крупными пластинками.

Токсическая эритема – пятна красного цвета, различного размера, иногда с белой «головкой» в центре. Появляются на 2 день жизни, редко присутствуют с рождения. Самостоятельно проходят через 2-3 дня. При обильной токсической эритеме и выраженном беспокойстве ребенка неонатологи советуют допаивать ребенка 5% раствором глюкозы и назначают димедрол (сыпь по своему характеру очень похожа на аллергическую, предполагается, что ребенка может беспокоить зуд) .

Потница (милиария ) встречается не только у новорожденных, она будет преследовать ребенка на протяжении 2-3 лет жизни. При перегревании в кожных складках появляется множество микроскопических красных прыщиков, иногда пузырьков (закупориваются потовые железы), шершавых на ощупь – это и есть потница. Участки кожи с потницей надо мыть два раза в день теплой водой с мылом и тщательно просушивать полотенцем. Обычно этих мероприятий достаточно, чтобы справиться с потницей, при условии, что причина, вызвавшая перегрев устранена.

Говоря о коже новорожденного, нельзя не отметить еще одну важную особенность. Чем младше ребенок, тем выше проницаемость его кожи для различных веществ. Об этом нужно вспоминать каждый раз, собираясь нанести на кожу малыша, какие-либо мази или крема. Их компоненты бесконтрольно всасываются в кровь, а оказываемый ими эффект непредсказуем.

Как правило, кожа здорового младенца не нуждается ни в каком дополнительном уходе, кроме чистой воды и мыла. Всевозможные детские крема, масла, присыпки и соли для ванны, в изобилии представленные на рынке, зачастую приносят больше вреда, чем пользы и должны использоваться с большой осторожностью и только после консультации с врачом педиатром.

Желтуха новорожденных: физиологическая и патологическая

Примерно две трети всех новорожденных на 2-3 день жизни начинают желтеть. Желтушность появляется сначала на лице, а затем распространяется на живот и спину, редко желтеют ручки и ножки. Если общее состояние ребенка не нарушено, он активен, хорошо сосет грудь, такая желтуха считается физиологической и не требует лечения. Она исчезает на 7-10 день и связана с незрелостью систем, отвечающих за обмен желтого пигмента билирубина.

Помимо физиологической желтухи встречается и патологическая желтуха, которая чаще всего указывает на наличие у ребенка заболевания.

Патологическая желтуха отличается от физиологической следующими признаками:

  • Заметна с первых суток жизни

  • Впервые проявляется на второй неделе жизни

  • Имеет волнообразное течение (то исчезает, то появляется вновь)

  • Страдает общее состояние ребенка (он вялый, рвет, плохо сосет)

  • Желтуха сочетается с бледностью кожных покровов

  • Увеличение размеров печени

  • Уровень билирубина в крови больше 271 мкмоль/л

У недоношенных мальчиков яички опускаются в мошонку через несколько месяцев после рождения (зависит от степени недоношенности).

Длина полового члена у новорожденных мальчиков 2-3 см. Если длина пениса меньше 1см или больше 5-6 см, мальчику необходима консультация эндокринолога. Головка полового члена прикрыта крайней плотью, насильно открывать головку нельзя, это часто приводит к её инфицированию.

Транзиторные неврологические нарушения

Почти все новорожденные имеют невыраженную неврологическую симптоматику. Это связано с незрелостью у них нервной системы. Кроме этого, головной мозг новорожденного сильно страдает от недостатка кислорода во время родов, поэтому требуется некоторое время для полного восстановления всех его функций.

Запор, иначе задержка стула у грудного ребенка - это нерегулярное, недостаточное или затрудненное опорожнение кишечника. Прежде чем родителям начинать беспокоиться и принимать меры по стимуляции опорожнения кишечника, тем более лечить запор, нужно учитывать, что у каждого малыша с рождения есть свои индивидуальные физиологические особенности.

В данном случае следует учитывать, что:

1. У грудных малышей, находящихся на естественном вскармливании, отсутствие стула до трех суток считается нормой;

2. У грудных малышей, находящихся на искусственном вскармливании, отсутствие стула до двух суток также считается нормой.

Однако во всех случаях родителям необходимо обратить внимание на поведение и самочувствие ребенка. Если у него хороший или нормальный аппетит, отходят газы, активное поведение, отсутствует температура или другие признаки болезни, в таком случае им не стоит беспокоиться по этому поводу и думать о том, как вызвать стул у грудного ребенка. Но если, помимо запора присутствуют такие негативные признаки, как рвотное состояние, сонливость и общая вялость, снижение либо отсутствие аппетита, появление температуры, задержка отхождения газов, то настоятельно рекомендуем сразу же обратиться к врачу-педиатру.

Нормы и отклонения от норм

Физиологи считают, что введение в питание ребенка молочных смесей приводит к быстрому созреванию секреторного аппарата ЖКТ. Что в свою очередь приводит к уменьшению его возможностей по перевариванию и усвоению получаемой пищи. В результате получаем регулярные запоры со всеми вытекающими…

Светлый стул у ребенка золотисто-желтого оттенка свидетельствует о его естественном вскармливании. По виду он напоминает жидковатую сметану с присутствием кисловатого запаха. В возрасте до шести месяцев количество испражнений у таких детей в день составляет от пяти до семи раз. Во втором полугодии первого года жизни – от двух до трех раз в день.

Для грудничков запор довольно част. По данным педиатров им страдает до 25% детей. Как же понять есть ли у вашего ребенка запор? В первую очередь, следует обратить внимание не только на редкие испражнения, но и на поведение ребенка в процессе опорожнения кишечника. При запорах могут наблюдаться следующие признаки: беспокойство, нервозность перед испражнением и во время испражнения, ребенок сильно тужится во время акта дефекации, плачет.

Следует также обратить внимание и на характер кала. Признаком имеющегося запора у детей до шести месяцев считается плотный и оформленный кал, иногда с прожилками крови. Хронический запор помимо перечисленных признаков также может сопровождаться проявлением нижеследующих отклонений:

1. Анемии или уменьшения уровня эритроцитов и гемоглобина в крови;

2. Недостаточной для данного возраста прибавкой в весе;

3. Аллергическими высыпаниями на кожном покрове и слизистых оболочках;

4. Сухостью кожных покровов и слизистых оболочек.

Задержка стула у грудного ребенка может появиться и в случае если он родился недоношенным, при поражении центральной нервной системы (ЦНС), при наличии дисбактериоза из-за нарушения нормального состава бактерий, находящихся в кишечнике. Так что причин вызывающих проблемы со стулом у грудного ребенка довольно много.

Задержка стула у грудничка – норма и патология

Очень часто родители задают вопросы о изменении характера стула и частоты дефекаций у новорожденных и грудничков.

В чем же наиболее распространенные причины задержки стула (запора) у детей раннего возраста и что нужно знать об этом неприятном явлении?

Что такое запор у грудничка?

Запор – это полное отсутствие или задержка опорожнения толстого кишечника связанные с вынужденным натуживанием, урежением возрастного ритма и затруднением акта дефекации, возникающие в результате нарушения эвакуаторной функции кишечника.

При этом часто отмечается беспокойство малыша, отказ от еды, срыгивания и скопление газов в кишечнике.

Поэтому нормальное количество дефекаций у грудничков индивидуально от 8 раз в сутки до 1 раза в 3 суток.

При этом необходимо знать, что при грудном вскармливании стул может отсутствовать в течение нескольких дней, и это не будет считаться патологией при условии, что это явление:

Не вызывает у грудничка беспокойства;

Активно отходят газы;

Малыш хорошо набирает вес;

Отмечается значительный объем отходящего кала, и он не имеет гнилостного запаха;

Ребенок выделяет достаточный объем мочи.

Также при грудном вскармливании существует понятие голодного запора – при недостаточном количестве молока у мамы вся пища полностью усваивается в кишечнике и каловых масс недостаточно для формирования стула. Этот запор сопровождается капризностью и даже плачем ребенка, недостаточным набором веса и количеством мочи, а у мамы отмечается прогрессирующее уменьшение количества молока.

Если есть даже минимальная вероятность развития голодных запоров – нужно обратиться к участковому педиатру, провести контрольное взвешивание для уточнения разового количества молока на кормление и устранение причины гипогалактии.

Причины задержки стула у ребенка до года

Причин запора у грудничка много, а количество опорожнений кишечника у новорожденных и грудничков зависит от следующих факторов:

Типа кормления (естественное, смешанное, искусственное);

Интенсивности процессов переваривания и всасывания;

Количества выделяемых ферментов;

Активности перистальтики кишечника;

Степени зрелости всех органов организма, в том числе пищеварительной и нервной систем;

Наличия функциональных сбоев и патологических процессов пищеварительного тракта.

Причины задержки стула при грудном вскармливании

Выделяют несколько главных причин запора при естественном вскармливании: основных вида этой патологии:

1. Погрешности в питании кормящей мамы - если у малыша, который находится на естественном вскармливании, отмечается постоянная задержка стула и каловые массы имеют плотную консистенцию, то маме необходимо обратить внимание на рацион питания и исключить все продукты, способные вызвать запор: сдоба, рис, жирные сорта рыбы и мяса, сыры, кофе, спелые бананы, арахис, крепкий черный чай.

2. Кормящей маме нужно обращать внимание на лекарства, которые нужно принимать постоянно: препараты железа, но-шпа,мочегонные, средства от гастрита.

3. Высокая насыщенность грудного молока сахарами (лактозой) и жирами – при этом у малыша отмечается ферментопатия или лактазная недостаточность.

4. Пороки развития толстого кишечника: болезнь Гиршпрунга, мегадолихосигма, мегаректум, аноректальные стенозы и заболевания, связанные с аномалией развития иннервации толстого кишечника

5. Психологический запор – у малышей в раннем возрасте часто возникает на фоне неправильного отлучения от груди или при разлуке с мамой.

6. Резкий перевод малыша на искусственное вскармливание – правильное введение докорма при гипокалактии.

7. Неправильное введение прикорма.

Запор при искусственном вскармливании

Чаще всего причиной стойкой задержки стула у грудничка при искусственном вскармливании является:

Неправильный подбор смеси;

Частая смена смесей;

Резкий перевод на искусственное вскармливание;

Неправильное приготовление смеси – несоблюдение рекомендаций по разведению смеси (густая смесь).

Выбор смеси должен осуществляться только специалистом - смесь выбирают строго по возрасту и с учетом индивидуальных особенностей малыша.

Запор при неправильном введении прикорма

Задержка стула при введении прикорма часто наблюдается у грудничков. Это связано с трудностями переваривания новых продуктов.

Наиболее частыми причинами запора считаются:

Раннее введение прикорма;

Прием сразу больших объемов новых блюд;

Раннее введение цельного молока;

Избыток в рационе мясных блюд или жирных продуктов;

Недостаточный питьевой режим.

Поэтому необходимо соблюдать основные принципы введения прикорма:

Соблюдение возрастных норм и объемов;

Минимальное количество нового продукта с постепенным увеличением;

Правильное приготовление блюд прикорма – гомогенные, пюреобразные, полужидкие;

Исключить насильственное кормление ребенка;

Все блюда должны быть свежеприготовленными и предлагаться малышу в теплом виде;

При любом изменении самочувствия крохи после введения в рацион нового продукта, в том числе и запор – необходимо отменить продукт и подождать нормализации пищеварения.

Запор у грудничка, как признак болезни

Чаще всего стойкие запоры у новорожденных и грудничков возникают:

При стойкой незрелости и недостаточной дифференцировки пищеварительной системы на фоне лактазной недостаточности, ферментопатий и дисбактериоза.

При врожденных аномалиях пищеварительного тракта;

При патологии нервной системы;

Колиты у грудничков;

При задержке стула, которая сопровождается выраженным беспокойством и криком с нарушением отхождения газов нельзя исключать и острую инвагинацию кишечника.

Диагностика причин запоров

Необходимо знать, что правильное лечение задержки стула зависит от уточнения и устранения причин запора. Для этого нужно своевременно обратиться к специалисту:

Скрупулезный сбор жалоб и анамнеза заболевания, уточнения течения беременности, кормления;

Общеклинические исследования крови и мочи;

Посев кала на патогенную микрофлору и дисбактериоз;

УЗИ органов брюшной полости;

Биохимические исследования крови (печеночные и почечные пробы).

Запор у грудных детей чаще всего является следствием нарушения питания, недостаточного питьевого режима и физической активности, а его лечение необходимо начинать с коррекции пищевого рациона малыша.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Добавить комментарий Отменить ответ

Copyright @ Ребенок о года Использование материалов разрешается только при наличии прямой текстовой гиперссылки на используемую статью сайта.

Ребенок до года © 2018. All Rights Reserved.

Нередко молодые родителям кажется, что у ребенка нет родничка. На самом деле он может просто иметь маленький размер, хотя случаи, когда родничок на самом деле отсутствует, тоже встречаются.

Новорожденные дети обычно находятся под пристальным наблюдением со стороны родителей и врачей. Когда у ребенка нет родничка или его размер очень мал, это является поводом для волнений, так как может указывать на развитие серьезных заболеваний

Если у новорожденного нет родничка, нужно немедленно показать кроху специалистам. Как правило, врачи осматривают ребенка в родильном доме и во время домашнего патронажа. При появлении подозрений может потребоваться консультация хирурга.


На голове малыша, только что родившегося на свет, должен быть родничок. Нет у новорожденного этого участка, либо он просто очень мал - это должен решать исключительно специалист.

В период внутриутробной жизни опорно-двигательный аппарат и другие органы плода развиваются постепенно. Череп вначале состоит из подвижных пластин, которые затем покрываются хрящевой тканью, а чуть позже окостеневают.

Но окостеневает череп не полностью. К моменту появления малыша на свет на его голове должны располагаться 6 родничков. Один из них находится в верхней части черепа, один - на затылке и двое парных - по бокам. Но самым большим по размеру является именно самый верхний родничок. Остальные могут зарасти еще до появления крохи на свет или в течение первого месяца жизни и это считается нормой.

Верхний родничок представляет из себя подвижную пластину, которая расположена на стыке двух крупных костей черепа. Со временем этот участок окостеневает и врачи констатируют его зарастание.

При рождении малыша родничок на его голове должен иметь форму ромба. Длина самой широкой его части должна составлять около 30 миллиметров. Но иногда случается так, что не окостеневший участок имеет гораздо более маленький размер или отсутствует вовсе.

Данная патология обнаруживается при визуальном осмотре, но для постановки более точного диагноза может потребоваться УЗИ.

Отсутствие родничка может представлять опасность для ребенка, даже если данная особенность не связана с какими-то серьезными заболеваниями. Не окостеневшие участки выполняют функцию амортизаторов. Они защищают голову малыша от травм, которые он может получить в результате падений.

Родничок также принимает участие в терморегуляции. Как известно, организм малышей не совершенен, поэтому новорожденных так легко перегреть. Если температура окружающей среды резко повышается, тело ребенка нагревается, но не окостеневшие участки исключают возможность перегрева головного мозга.

Родничок защищает голову малыша от повреждений во время родов. Когда малыш проходит по родовым путям кости черепа заходят друг за друга. Если череп окостенел полностью, родовой процесс проходит гораздо более тяжело.

Если нет родничка у новорожденного, это может свидетельствовать о задержке внутриутробного развития. Серьезным поводом для беспокойства должно стать отсутствие родничка в сочетании с уменьшенным размером головы по сравнению с общепринятыми нормами.

Отсутствие родничка на голове малыша создает угрозу и для здоровья женщины. Во время родов она может получить разрыв промежности, особенно если малыш очень крупный или окружность головы достаточно большая.

Многие мамы задаются вопросом о том, может ли маленький не окостеневший участок указывать на развитие серьезной патологии. К сожалению, небольшой размер или отсутствие родничка на голове иногда являются симптомами развития тяжелого порока. Это заболевание является крайне редким, но приводит к глухоте, слепоте. Если патологию удается выявить на ранних стадиях, справиться с недугом может помочь операция. Именно поэтому так важна своевременная диагностика. После проведения оперативного вмешательства есть все шансы на полное выздоровление.

Отсутствие родничка может стать причиной повышения внутричерепного давления, что влечет за собой весьма неприятные последствия. В некоторых случаях педиатры даже советуют уменьшить порции смеси или грудного молока во время кормления. Конечно же, это актуально только для детей, хорошо набирающих вес.

Нередко родители считают, что у их ребенка нет родничка, но на самом деле его размер просто составляет всего несколько миллиметров. Немаловажным является и то, как не окостенелый участок будет зарастать со временем. В норме к году он должен уменьшиться до 8 миллиметров, но окостенение может происходит и более быстрыми, а также более медленными темпами. Если изначально размер родничка был мал, чаще всего наблюдается замедленное зарастание.

На скорость окостенения участка черепа не влияют никакие внешние факторы, а также питание. Все зависит от индивидуальных особенностей организма малыша. Принято считать, что родничок - это очень уязвимое место. На самом деле это не совсем верно. Родителям не стоит бояться лишний раз погладить кроху по голове, расчесать его. Если соблюдать общепринятые правила техники безопасности, ребенку ничего не угрожает. Мозг хорошо защищен от внешних воздействий даже под не окостеневшими участками.

Если родничок расположен не на верхней части черепа, а ближе к затылку, это тоже должно стать поводом для более углубленного обследования. Специалисты советуют молодым родителям, при наличии у их малышей подобной особенности, регулярно проходить осмотры. Это позволит вовремя выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья крохи и начать лечение, если это необходимо.

Когда у новорожденного нет родничка, это не может стать причиной рахита, как привыкли считать многие. Наоборот, при данном заболевании наблюдается размягчение костей. В любом случае, диагнозы должен ставить исключительно специалист.

Если у младенца нет родничка, родителям крохи стоит немедленно показать его врачу. Эта особенность может быть связана с наследственными факторами, а также являться симптомом развития некоторых заболеваний. Отсутствие родничка повышает риск получения травмы новорожденным.

Маленький родничок у новорожденного – участок неокостеневшей ткани черепа, который имеет размеры, не достигающие нормальных показателей. Всего в норме у ребенка можно обнаружить 6 таких структур, имеющих определенную локализацию и закрывающихся к конкретному периоду жизни.

В некоторых случаях маленький родничок у грудничка указывает на серьезную патологию, а в некоторых – является физиологической особенностью. Разобраться родителям в причине таких изменений поможет врач-педиатр.

Наиболее значимыми для малыша и врачей являются переднее и заднее темечки, которые не только помогают в процессе родов, но и осуществляют терморегуляцию ликвора и вещества головного мозга (посредством этих образований происходит отдача избыточного тепла). Самый крупный родничок у грудничка располагается в области сочленения двух теменных и двух лобных костей и имеет ромбовидную форму. Его очень легко найти и прощупать, особенно у новорожденного.

Заднему темечку соответствует стык затылочной кости и пары теменных, образование при этом имеет вид маленького треугольника. В норме у детей его размеры не превышают 10 мм, а зарастание происходит не позднее первых двух месяцев жизни.

В диагностике заболеваний наибольшее значение придают все-таки переднему темечку.

Поэтому очень важно знать его нормальные показатели в соответствии с возрастом ребенка (допускается разброс значений на 2 мм в сторону уменьшения и увеличения):

к 4-м неделям размер родничка достигает 28-31 мм; в возрасте 2-х месяцев происходит его значительное уменьшение –до 25-26 мм; в 3-месячном возрасте нормальные размеры соответствуют 21-23 мм; к 4-5 месяцам показатели достигают 18-20 мм; в 6 месяцев нормальная ширина равняется 16,5-17 мм; к 7 месяцам жизни он уменьшается всего на 1-1,5 см и становится 15,5-16 мм; в 8-9 месяцев размеры не должны превышать 15 мм; в 10-месячном возрасте ребенок имеет темечко с 12 мм; 11 месяцам жизни соответствует 8 мм.

Таким образом, самое крупное хрящевое образование на черепе ребенка должно закрыться к году или максимально – к полутора годам. Если даже с учетом допустимых погрешностей регистрируется маленький родничок у ребенка, это значит, что родителям и врачу необходимо начать диагностический поиск причины такого состояния.

Для этого проводится детальный опрос касательно течения беременности и раннего послеродового периода, уточняется характер питания матери и был ли прием каких-либо профилактических или лечебных лекарственных средства.

Как для здорового, так и для новорожденного с очень маленьким родничкомврач выполняет полный объективный осмотр с оценкой общего, психоэмоционального и соматического развития. В некоторых случаях ребенку назначается консультация врача-невропатолога, инфекциониста и генетика для проведения дифференциальной диагностики.

Компьютерная томография головного мозга. Электроэнцефалография. Ультрасонографическое исследование вещества головного мозга. Рентгенография костей черепа. Причины маленького родничка

Почему у новорожденного может быть маленький родничок? Из физиологических причин выделяют наследственные особенности строения черепа и длительный прием матерью витаминов во время беременности.

В первом случае маленький родничок является семейной особенностью, что сопровождается нормальной окружностью головы малыша и полноценным психосоматическим развитием, соответствующим возрасту. Такое состояние не опасно и не требует коррекции либо лечения. Употребление комплексных витаминных препаратов во время беременности также может привести к тому, что маленький родничок у ребенка будет с рождения. Как правило, последствия заключаются лишь в раннем окостенении темечка.

В редких случаях размер хрящевого образования, не достигшего нормальных показателей, означает наличие врожденных пороков, внутриутробных инфекций или некорректной дозы витамина D3.

Наиболее распространенные патологические причины:

Врожденные пороки развития головного мозга (микроцефалия, лейкомаляция, микрополигирия и т. д.). Микроцефалия говорит о недоразвитии головного мозга и о том, что его размеры значительно меньше положенных. Встречается в случае врожденной краснухи, токсоплазмоза, герпесвирусной инфекции. Лейкомаляция – это очаговое размягчение ткани мозга, являющееся следствием чаще всего врожденной ветряной оспы, сифилиса и т. д. Краниосиностоз. Маленький родничок у новорожденного может быть следствием патологии костной системы, при которой происходит ускоренное окостенение темечек и швов черепа, а также зон роста трубчатых костей. Наблюдается при рахите, болезнях щитовидной и паращитовидных желез. Избыток кальция. Высокая концентрация ионов кальция и витамина D в периферической крови нередко приводит к серьезным последствиям, одним из которых является недостаточный размер переднего темечка. Это объясняет то, почему назначение витамина для профилактики рахита должно быть обоснованным.


Возможные последствия

Опасен ли маленький родничок у новорожденного? Известно, что любое патологическое состояние в грудном возрасте имеет свои ранние или отдаленные осложнения разной степени выраженности.

Наиболее типичные последствия маленького родничка у новорожденного при краниосиностозе – это деформация костей черепа, косоглазие, в более тяжелых случаях имеет место быть слепота, тугоухость и задержка психического, умственного и физического развития. Данная патология требует хирургического лечения.

При врожденных пороках головного мозга в более старшем возрасте дети страдают глубокой умственной отсталостью, могут иметь очаговую неврологическую симптоматику в виде парезов конечностей, нарушения речи, зрения и слуха. Нередко им выставляют диагноз ДЦП.

Гиперкальциемия приводит к тяжелому поражению почек, пищеварительного тракта и костной системы, что проявляется тугоподвижностью и контрактурами суставов.

Уход за маленьким родничком

При подтверждении физиологического генеза уменьшения переднего темечка особых действий со стороны родителей не требуется.

оптимизировать объем и количество кормлений при грудном вскармливании; вводить витамин D только строго по показаниям и в назначенной врачом дозировке; оберегать податливую область черепа от травм, переохлаждения и чрезмерного нагревания.

Даже при хорошем самочувствии ребенок регулярно должен посещать своего врача-педиатра.

Полезное видео о размерах родничка у новорожденного

Сообщение 29035769.
Время: 14:22 Дата: 21 май 2007

Сообщение 29038849. Ответ на

сообщение 29037538

анонимный пользователь

Время:

Дата:

Сообщение 29044639. Ответ на

сообщение 29038849
СияхаСтатус:

Время:

Дата:

Сообщение 29060692.
Anonymous Статус: анонимный пользователь Время: 13:59 Дата: 22 май 2007

Сообщение 29089930.

Пользователь

Время:

Дата:

Сообщение 29091635.

Пользователь

Время:

Дата:

Сообщение 29102076.

Время:

Дата:

Одним из внешних показателей нормального развития ребенка для педиатров, неврологов и других детских специалистов является родничок у новорожденных детей. Он представляет собой небольшой мягкий пульсирующий участок на голове малыша, под которым достаточно близко расположены ткани мозга. Поверхность родничка покрыта плотной пленкой с небольшим пушком.

Родничок новорожденного значительно облегчает процесс родов, как для малыша, так и для матери. Проходя родовые пути, кости черепа сжимаются, и поэтому головка новорожденного первое время после родов выглядит вытянутой. Потом форма головы восстанавливается; Наличие родничка обеспечивает оптимальные пространственные условия для нормального роста мозга в том темпе, который заложен природой; Родничок участвует в процессах регуляции теплообмена малыша и окружающей среды. Если температура тела ребенка превышает 38 градусов, то через родничок естественным путем происходит охлаждение тканей мозга; За счет способности сжиматься родничок может выполнять функцию амортизатора при случайном падении ребенка.

Большой и малый роднички

Где находится

Определить, где находится родничок у новорожденного ребенка, достаточно просто.

Большой родничок в форме ромба размером 2 на 2 сантиметра находится прямо на середине темени, или, как обычно, говорят – на макушке.

Маленький родничок находится на затылке. Его размер составляет примерно полсантиметра.

Когда зарастает

Большой родничок зарастает примерно к годовалому возрасту ребенка, иногда бывают небольшие отклонения от этого параметра примерно до полутора лет. Но если у ребенка по остальным параметрам соответствует возрастным нормам, то для беспокойства нет причин.

Маленький родничок у детей, рожденных в срок, уже закрыт. Однако бывает так, что он был обнаружен уже после родов. Тогда его закрытия следует ждать через два-три месяца.

Скорость и время закрытия родничков в основном зависит от того, насколько организм малыша обеспечен кальцием. Если в питании мамы не было отклонений, был соблюден оптимальный режим приема поливитаминов, то зарастание родничков обычно происходит в норме.

Отклонения в развитии

Зная сроки, когда зарастает родничок, а также размеры, можно увидеть какие-либо отклонения, избежать и предотвратить развитие многих опасных заболеваний у новорожденных. Среди них можно назвать несколько:

Рахит . Это заболевание является практически самой частой причиной позднего закрытия родничка. Как правило, это происходит у недоношенных детей, редко бывающих на солнце, имеющих недостаток кальция и витамина D. Читаем статью о рахите >>>; Гипотиреоз. Уменьшение количества гормонов щитовидной железы также может быть причиной замедления процесса зарастания родничка; Синдром Дауна. Слишком крупные размеры родничка указывают на наличие этого заболевания наряду с другими характерными признаками; Зарастание родничка раньше срока может говорить об избытке кальция , а также свидетельствовать о таких заболеваниях, как краниостеноз, микроцефалия; Вдавленный родничок также представляет собой серьезный симптом. Это явление говорит об остром обезвоживании организма.

(картинка кликабельна)

Что означает слишком большой родничок или медленное (позднее закрытие) родничка

Внимательное обследование ребенка специалистами, подробное описание родителями состояния малыша станет залогом раннего выявления отклонений и будет способствовать правильному назначению профилактического лечения.

Причины раннего закрытия родничка

Слишком маленький родничок или слишком быстрое закрытие родничка

Выпирающий родничок?

Чаще всего выпирающий родничок наблюдается на фоне заболеваний, которые сопровождаются повышением внутричерепного давления: менингит, энцефалит, опухоли, внутричерепное кровотечение, повышение внутричерепного давления по другой причине.

Если выпирающий родничок сочетается с одним или с несколькими из изложенных ниже симптомов следует как можно скорее вызвать врача:

Сильная температура; Выбухание родничка возникло после травмы головы, падения ребенка; Рвота; Сонливость или чрезмерная раздражительность ребенка; Косоглазие; Судороги или эпилептические приступы; Потеря сознания; Выбухание родничка в течение длительного времени без других симптомов.

Впавший родничок?

Чаще всего западение родничка наблюдается из-за обезвоживания ребенка на фоне температуры, поноса, многократной рвоты. При обнаружении запавшего родничка следует обеспечить ребенку обильное питье и связаться с врачом для лечения болезни, вызвавшей обезвоживание.

Боязнь повредить

Многие очень сильно боятся как-то повредить родничок. Запомните! - такое практически невозможно. Несмотря на кажущуюся мягкость родничка он очень прочный, и повредить его обычными манипуляциями (умывание, купание, расчесывание и др.) нельзя.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди