05.04.2019

Описание основных типов подростковых групп. VII.1. Классификация неформальных подростковых групп. Подростковые неформальные группы: индивидуально-психологические особенности подростков


Выше мы рассмотрели, в чем заключаются неблагоприятные условия семейного и школьного воспитания, приводящие к деформации личности несовершеннолетнего. Семья и школа оказывают чаще всего так называемое косвенное десоциализирующее влияние, в результате которого дезадаптированные подростки перестают усваивать моральные ценности, культивируемые основными институтами социализации, и ориентируются, прежде всего, на нормы и ценности неформальных криминогенных групп. Таким образом, эти группы играют, в конечном счете, основную роль в формировании личности несовершеннолетних правонарушителей, выступая в качестве их референтных групп и предпочитаемой среды общения. Отсюда не случайно, что большая часть преступлений совершается несовершеннолетними именно в группах. В частности, как отмечает К. Е. Игошев, "около 75% из общего числа изучаемых несовершеннолетних совершили преступления в составе групп. Чаще всего группой совершаются такие преступления, как грабежи, разбойные нападения, кражи, хулиганство (от 80 до 90%), При этом в составе наиболее устойчивых и длительно существующих групп совершаются корыстные преступления, а также преступления в виде общественно опасных действий. В целом же не будет преувеличением сказать: преступность несовершеннолетних - это групповое преступление" .

И далее этот же автор справедливо отмечает, что сами по себе факты формирования групп подростков и юношей - процесс закономерный. Действительно, известно, что для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, к мнению сверстников подростки склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых, родителей и учителей. Это повышенное стремление к общению объясняется возрастными закономерностями психического развития в подростковом возрасте, основным психологическим новообразованием которого является самосознание, формирующееся в общении, во взаимодействии с себе подобными.

Следовательно, опасность таит в себе не вообще Подростковое общение и неформальные подростковые группы, а лишь тс, в которых происходит криминализация несовершеннолетних. Чтобы выяснить, что это за группы, необходимо более подробно остановиться на характеристике неформальных подростковых групп.



По мнению одного из ведущих исследователей подросткового неформального общения И. С, Полонского, около 85% подростков и юношей проходят через стихийное групповое общение. При этом автор считает, что организованный школьный коллектив и стихийное общение подростков различаются по ряду параметров. Стихийная группа склонна к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего, от родителей и школы, В таких группах возникает узкогрупповая мораль, которая в искаженном виде представляет "взрослые" нормы и ценности, столь желанные для подростков.

По характеру социальной направленности И. С. Полонский делит стихийные группы на три типа:

1) просоциальные или социально положительные;

2) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;

3) антисоциальные - социально отрицательные группы, 3/5, то есть большинство изученных подростковых объединений принадлежит, по мнению автора, к просоциальным, то есть социально положительным и близким к этому типу объединениям .

Среди просоциальных групп особо следует выделить самодеятельные неформальные группы молодежи, которые несут социально значимое конструктивно-преобразующее начало, имеют свои цели, задачи, программу действия. Это могут быть экологические, культурологические, общественно-политические, охранно-исторические и другие программы, добровольно объединяющие юных единомышленников. Как отмечают отдельные исследователи , "питательной средой" для криминальных подростковых групп является отнюдь не самодеятельное движение неформальной молодежи, а промежуточные досуговые группы ("фанаты", "рокеры", "люберы", "металлисты", спортивные фанаты, "брейкеры", "фуфаечники" и т.д.), которые формируются на основе общности своих эстетических вкусов, приверженности к отдельным музыкальным течениям, музыкальным, спортивным кумирам, новомодным танцам, экстравагантной моде и т.д. Причиной, порождающей такие замкнутые групповые объединения, нередко служит чрезмерная регламентация, бюрократизация школы, учреждений культуры, искусства, отсутствие подростково-юношеских досуговых центров и объединений по интересам, "запретительское" отношение к молодежной моде, перестраховка. Отсюда лучшим воспитательно-профилактическим средством, предупреждающим перерастание подобных "вкусовых", досуговых объединений в асоциальные и антиобщественные группы, является "легализация" увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий, возможности для реализации своих вкусов и интересов в подростково-юношеских клубах, центрах, где ребята могут чувствовать себя достаточно автономно и независимо.

Особой группой стоят неформальные молодежные объединения, где интегрирующим, объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, своеобразная субкультура, атрибутика, сленг. Такие объединения и сообщества строятся на отрицании общепринятой морали, на противопоставлении ей групповой, часто весьма экстравагантной субкультуры. Это, прежде всего, хиппи, панки и хайлайфисты. Если для хиппи характерна полная свобода, включая свободу сексуальных отношений, построенная на равноправии и терпимости, отказе от всякой заорганизованности и регламентации, то у панков отношения в сообществе строятся по более жесткому принципу: допускается и имеет место внутренняя иерархия, ритуал "опущения", циничное отношение к девушкам, пренебрежительное отношение к закону и уголовному кодексу, снижение ценности собственной жизни.

Хайлайфисты, пропагандирующие "красивую жизнь", изысканные манеры, роскошный образ жизни, устроенный быт, связи, карьерные устремления, также противопоставляют свою групповую субкультуру окружающим их людям, которых они относят ко второму сорту, стремясь всячески ограничить свои контакты с "серостью", "быдлом" .

Было бы неправильно за каждой, даже самой экстравагантной молодежной группой видеть потенциальных преступников, к которым необходимо применять специальные профилактические меры.

Однако следует отметить, что групповая изолированность, корпоративность, замкнутость молодежных неформальных групп" не включенных в систему более широких общественных отношений, создает предпосылки для неблагоприятной динамики групповой социальной направленности, "трансформации", перерастания просоциальных, досуговых объединений в асоциальные, антиобщественные группы. Таким образом, создание широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, самостоятельное участие членов молодежных группировок в организации своего досуга, спортивного, художественного, музыкального и другого творчества можно отнести к мерам общей профилактики, предупреждающим возможную криминализацию неформальных групп.

Особо стоит остановиться на характеристике асоциальных групп, в которых непосредственно происходит криминализация.

Прежде всего, в этих группах собираются в основном "трудные", находящиеся в изоляции в своих классных коллективах и, кроме того, воспитывающиеся в неблагополучных семьях подростки. В лидеры в этих группах выдвигаются подростки с узко эгоистической направленностью. Таким образом, в асоциальных группах за счет их изолированности от взрослых и классных коллективов, собственных узкогрупповых ценностей и подчинения лидеру с эгоистической направленностью возникают серьезные предпосылки для криминализации несовершеннолетних.

Такого рода асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления несовершеннолетних, в литературе еще называют криминогенными группами. Так, А. И. Долгова считает, что "криминогенные группы - это среда, формирующая и стимулирующая мотивацию антиобщественного поведения" . Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, нормы криминогенных групп, хотя и противоречат официальным, но все-таки жестко не определяют поведение их членов как преступников. Они, как правило, создают ситуации конфликта с социально позитивными моральными требованиями, реже - с правовыми. Поэтому члены криминогенных групп большинство преступлений совершают в проблемных, конфликтных ситуациях или благоприятных для этого условиях.

В свою очередь, преступные группы характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение, для них характерны противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Такого рода преступные группы несовершеннолетних встречаются достаточно редко.

Неформальные подростковые группы не являются некими статичными, неменяющимися социально-психологическими образованиями.

Им свойственна своя групповая динамика" присуще определенное развитие, в результате которого группы с асоциальной направленностью могут перерасти в криминогенные или даже преступные группы. И. П. Башкатов предлагает, исходя из характера совместной деятельности, которая, как известно, определяет, опосредует отношения в группе, выделять три уровня развития криминогенных групп .

1. Предкриминальные или асоциальные группы подростков с ориентацией на антиобщественную деятельность. Это стихийные, самовозникающие неформальные группы по месту жительства. Для них характерно бесцельное времяпрепровождение, ситуативное социально неодобряемое поведение: игра в азартные игры, пьянство, незначительные правонарушения и др. Члены группы в полном составе правонарушения не совершают, так как для этого у них еще недостаточно организованности и сплоченности, хотя отдельные правонарушения уже могут быть совершены. Основной деятельностью таких групп является общение, в основе которого - бессодержательное времяпрепровождение.

2. Неустойчивые или криминогенные группы характеризуются преступной направленностью групповых ценностных ориентаций. Пьянство, разврат, стяжательство, стремление к легкой жизни становятся в этих группах нормой. От незначительных, уголовно ненаказуемых правонарушений члены групп переходят к более общественно опасным действиям. Однако заранее подготовленной и организованной преступной деятельности в этих группах пока нет, но уже наблюдается склонность к совершению преступлений отдельными ее членами. По терминологии А. Р. Ратинова, эти группы ближе всего стоят к "компаниям правонарушителей,.

3. Устойчивые криминальные или преступные группы . Это устойчивые объединения подростков, сформировавшиеся для совместного совершения каких-либо преступлений. Чаще всего это кражи, ограбления, разбойные нападения, хулиганство, насильственные преступления и др. В них наблюдается уже четкая организационная структура. Выделяется "руководящий центр" - лидер, "предпочитаемые", исполнители. В группах имеется система неписаных законов" норм и ценностей, которые тщательно скрываются от окружающих. Несоблюдение или нарушение этих "законов" ведет к распаду группы, поэтому нарушители "конвенции" преследуются и караются. В группах царит жесткая зависимость членов друг от друга, основу которой составляет круговая порука. Поэтому количественный состав таких групп более или менее постоянный. План преступлений заранее разрабатывается и утверждается, распределяются роли, намечаются сроки проведения "преступных" операций. Часто члены группы бывают вооружены холодным оружием. Все это делает подобные группы наиболее опасными, А. Р. Ратинов относит такие объединения к "шайкам", а вооруженные - к "бандам", хотя в планах их организации и деятельности больших различий нет. Как уже отмечалось, среди подростков такие устойчивые преступные группы встречаются у нас реже, но все же практика расследования преступлений регистрирует подобные формирования.

Таким образом, как свидетельствуют различные исследования, стихийно складывающиеся неформальные подростковые группы, во-первых, существенно различаются по степени своей криминализации, по степени вовлеченности в преступную деятельность, что нельзя не учитывать в профилактической и предупредительной деятельности. И, во-вторых, весьма динамичны по своей внутренней структуре, имеют собственные, присущие им закономерности развития и криминализации, знание и понимание которых необходимы для успешной профилактики групповой преступности несовершеннолетних.

Прежде всего, в преступных группах несовершеннолетних обращает на себя внимание тот факт, что чаще всего они создавались не для преступной деятельности, а случайно, для совместного времяпрепровождения. Так, поданным украинских исследователей, 52% корыстных и 63% агрессивных преступлений были совершены группами, которые организовывались не для преступной деятельности. Но даже и специально организованные группы большинство преступлений совершали без предварительной подготовки .

Такая неорганизованность, ситуативность в совершении преступлений, которая характеризует значительную часть криминогенных подростковых групп, заставляет внимательно разобраться в тех социально-психологических механизмах, которые как бы стихийно приводят их к преступной деятельности.

Для этого, прежде всего, следует более подробно рассмотреть основные характеристики этих групп, их состав, кто в них входит, каковы их нормы и другие признаки групповой субкультуры, как осуществляется их управление, и протекают лидерские процессы.

Объединение подростков в группы – это традиционное явление для детей возраста 12-16 лет. Подростковые группы разнятся своей направленностью и способом занятости. Находясь в среде единомышленников с правильной целью, подростки значительно быстрее развиваются и совершенствуют свои умения.

Говоря о подростковых группах, их разделяют на формальные и неформальные.

Формальная группа является социально признанной, организованной государственными или частными учреждениями с целью развития детей. Все подростки, вступающие в формальное объединение, имеют общие интересы и стремления, а их действия, нормы поведения, а также права и свободы обозначены в официальном уставе.

К формальным группам относят различные кружки (театральные, музыкальные, литературные и т.д), а также редакции, секции и других организации, официально утвержденных по законам государства. Большинство формальных групп подростков занимаются на базе общеобразовательных или спортивных школ, спортзалов. Организаторами официальных групп являются родители, учителя, тренеры.

Неформальные группы подростков – это организации без официального руководства и правил. Выбор места, времени занятий и руководителей зависит непосредственно от членов группы. Неформальные сообщества объединяют подростков схожих во взглядах на искусство, музыку, культуру и т.д.

А.В. Толстых подает полную классификацию подростковых групп, которая дает возможность получить наиболее содержательную информацию о типах существующих организаций.

— Общественно-политические. Не агрессивные объединения, которые мирным путем пропагандируют определенные общественно-политические взгляды.

— Эколого-этические. Группы, объединенные общей целью сохранения природы, как источника здоровья.

— Группы образа жизни. Организации, создающие особый стиль жизни, имея индивидуальные музыкальные предпочтения, одежду, привычки и т.д.

— Нетрадиционно-религиозные. Группы, созданные на основе религиозных убеждений, к которым относятся различные секты, некоторые из которых могут быть социально опасными, особенно для подростков.

— Группы по интересам. Подобные организации объединяют подростков с различными хобби (филателистов, значкистов, любителей футбола, хоккея, компьютерных игр и т.д).

Общей характерной чертой формальных и не формальных организаций является групповая динамика, то есть тесное взаимодействие всех членов группы.

Процессы групповой динамики:

— руководство и лидерство в группе;

— сплоченность, групповое мнение, конфликты;

— возможность включаться в решение важных вопросов, как руководителям, так и другим членам группы.

В зависимости от структуры управления неформальных организаций, их разделяют на 2 основных типа: авторитарный (в основе формальные правила) и формальный (в основе лежат социальные роли).

Почему подростки объединяются в неформальные группы

В возрасте 12 -16 лет происходит интенсивное взросления подростка, как физическое, так и моральное. Ребенок желает стать взрослым, выразить себя, показать свою индивидуальность. Выдвигая собственные взгляды на жизнь, парни и девушки находят единомышленников, вместе с которыми чувствуют себя понятыми, не одинокими в своих мыслях и занятиях. Таким образом, появляются различные неформальные организации (субкультуры).

Распространенные виды субкультур

Эмо — объединение эмоциональных подростков, которые часто меняют смех на слезы и наоборот. Эмо носят одежду розово-черных цветов, длинную косую челку и короткие волосы. Украшениями подростков служат и смешные рисунки на одежде и эмблемы.

Готы – любители готической музыки и мрачного образа жизни. Одежда готов имеет черный цвет, а привычным местом для их собраний является кладбище. По своей натуре готы пессимисты, они отказываются от мыслей о счастливом будущем и не желают трудиться для достижения собственных целей. Именно поэтому, стоит обратиться к психологу и вывести подростка с состояния пессимизма, помочь ему посмотреть на мир глазами полными радости.

Хиппи – группа, желающая кардинально отличиться в одежде. Хиппи создают модные образы, носят различные фенечки и бусы, одним из любимых материалов называют текстиль в окраске «тай-дай». Парни хиппи отращивают длинные волосы, носят рюкзаки с вышитыми цветами и играют на гитаре.

Панки – любители ирокезов, пирсингов и татуировок. По мнению медиков, модификация собственного тела, которой предают себя панки, является травмой для психики подростка, поэтому увлечение панк движением – сигнал для родителей.

Рокеры – группа любителей рок музыки, кожаной одежды и метала. Полноценными членами группы рокеров являются мужской пол, а девушки могут присутствовать только в виде подруги участника.

Скинхеды – агрессивные бритоголовые парни, в большинстве футбольные или политические фанаты. Группа часто идет против закона, не обращая внимание на ответственность. Одежда скинхедов – выбритая голова, черная кожаная куртка, белая шнуровка на высоких черных сапогах.

Если подросток проявляет интерес к скинхедам, родители должны всерьез задуматься о его внутреннем мире, ведь озлобленность появляется не просто так. Обеспечив ребенку благоприятную атмосферу и помощь психолога, его сознание значительно изменится и он увидит светлую сторону жизни.

Подростковые группы помогают школьникам полноценно развиваться в кругу единомышленников. Очень важно, чтобы такие организации имели позитивный характер, а вот к неформальным группам отрицательного оттенка родители должны отнестись со всей осторожностью.

Так же как и социальные структуры взрослых, общества подростков можно разделить на формальные и неформальные группы. Неформальными обществами обычно называют слабо структурированные группы не посещающей школу молодежи, которая собирается вместе, но имеет мало возможностей принять участие в формальноорганизованной сети социальных отношений. Исключение – подростковые уличные банды, которые существуют как отдельные самостоятельные подгруппы.

По данным психологов 75% несовершеннолетних совершают преступления (грабежи, разбойные нападения, кражи, хулиганство) в составе групп. Преступность несовершеннолетних – это групповые преступления .

Психологическая характеристика подросткового возраста

Известный американский психолог Стенли Холл назвал период пубертата периодом «бури и натиска ». Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка – личностная нестабильность .

Анна Фрейд отмечала: «Подростки исключительно эгоистичны , считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование ... С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти... Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно , хотя сами они неимоверно ранимы . Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом ...»

Ведущая деятельность в этот период – общение . У детей в это время появляется много знакомых и образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования».

Еще одна значимая сфера отношений подростков – отношения со взрослыми, прежде всего с родителями. Согласно данным, полученным за последние десять лет в США 36 , очевидно, что подростки не ориентируются только на сверстников или только на родителей. Чем младше подросток, тем более вероятно, что он согласен с ценностями и привычками родителей, и тем меньше влияние сверстников. Как видно из таблицы, в этом возрасте родители в большей степени определяли даже выбор одежды и еды.

Соотношение влияния родителей и сверстников по ряду вопросов (исследование Thompson, d. N., 1985)

Родители (%)

Сверстники (%)

Лучший друг (%)

Выбор одежды для посещения школы

Какую одежду покупать

Когда возвращаться домой

Посещать ли вечеринку

Предпочтения в еде

Как тратить деньги

Как проводить свободное время

Какие телепередачи смотреть

Выбор музыки

Выбор материала для чтения

Манера речи

Нормы поведения

Посещение церкви

Мнения о людях

Спортивные предпочтения

Советы по личным проблемам

Прическа

Выбор клубов

Степень ориентации на родителей или сверстников зависит от социально-экономического статуса, от пола. Например, у юношей возникает больше разногласий с родителями, чем у девушек, однако если девушки в чем-то не согласны с родителями, как правило, это выявляется в более раннем возрасте, что является проявлением более ранней зрелости у представительниц женского пола.

Для молодежи, испытывающей сильную эмоциональную привязанность к родителям, более вероятна «родительская» ориентация, чем для тех подростков, которые враждебно относятся к своим родителям или отвергают их.

Как бы ни хотелось родителям и воспитателям, но 85% всех подростков проходят через стихийное групповое общение. В отечественной превентивной психологии выделяют три типа стихийных групп:

    Просоциальные , или социально-положительные;

    асоциальные (стоящие в стороне от социальных проблем, со своими узкогрупповыми ценностями);

    антисоциальные , или социально-отрицательные.

К просоциальным готносятся 3/5 подростковых групп: экологические общества, культурологические и общественно-политические организации и т. п. К промежуточным досуговым группам относятся «фанаты», «рокеры», «металлисты», «брейкеры» и т. д.

Все эти группы – питательная среда для криминогенных групп. Основная причина их возникновения – «запретительское» отношение взрослых к молодежной моде и перестраховка. Лучший способ взаимоотношений с ними – «легализация», предоставление свободного выбора, когда они чувствуют себя свободно и независимо.

Особая группа – неформальные объединения , где объединяющий стержень:

    образ жизни

  • духовные ценности

    атрибутика

Хиппи – полная свобода, включая секс; равноправие и терпимость; отказ от всякой регламентации.

Панки – внутренняя иерархия; ритуал «опущения»; циничное отношение к девушкам; пренебрежительное отношение к закону и уголовному кодексу; снижение ценности собственной жизни.

Хайлафисты – пропаганда «красивой жизни»; изысканные манеры; роскошный образ жизни; карьерные устремления; ограничения контактов с «серостью», «быдлом».

Предпосылки для неблагоприятной динамики групповой социальной направленности: изолированность, корпоративность, замкнутость.

Девиантные субкультуры

Сатанизм – вопиющий вызов доминирующей в обществе системе ценностей. Часто создают ритуалы по оккультным книгам, обложкам альбомов пластинок, кинофильмам, видеофильмам и выступлениям рок-групп направления «хэви метал». Часто наблюдают или участвуют в физическом или сексуальном насилии над животными или людьми, которые оказывают как на жертв, так и на участников глубокое травмирующее воздействие, приводящее к серьезным психическим расстройствам.

Для некоторых подростков участие в подобных группах – лишь выражение обычного юношеского бунтарства. Было обнаружено, что семьи подростков-сатанистов, как правило, неблагополучны: родители склонны к насилию, семья неполная; влияние могут оказать наследственные психические заболевания, алкоголизм родителей, отсутствие любви к подростку, отвержение его или суровая критика в его адрес. Часто к культу обращается тот, кто стал в семье «козлом отпущения» или «паршивой овцой», именно они склонны идентифицировать себя со злом и искать общества других «исчадий ада».

Бритоголовые (скинхеды ) – самая агрессивная группа белых расистов. Пропагандируют ненависть, фанатизм и насилие по отношению к меньшинствам. Часто бреют головы, надевают черные кожаные куртки, подтяжки, закатанные джинсы и тяжелые ботинки; делают себе татуировки и носят символы, отражающие идеи неонацизма, превосходства белой расы и расового насилия. Возраст большинства членов банд – от 16 до 19 лет, но в основном банды состоят из тинейджеров 13–14 лет, подстегивающих свою храбрость наркотиками. Они, как правило, из распавшихся семей и многие из них в детстве подвергались насилию.

Асоциальные группы , в которых среда формирует и стимулирует мотивацию антиобщественного поведения: криминогенные и преступные .

Три уровня развития криминогенных групп

1. Предкриминальный – ориентация на антиобщественную деятельность: стихийность, бесцельное времяпровождение, социально неодобрительное поведение (азартные игры, пьянство, незначительные правонарушения).

2. Криминогенные.

3. Преступные – с системой неписаных законов, норм, ценностей, тщательно скрываемых от окружающих. Четко организованная структура, жесткая зависимость, лидер, «предпочитаемые» и исполнители.

Здравствуйте, я хочу вам рассказать для чего я собираю подростковые группы и чем так ценно это пространство, которое я организую для ребят.
Одни из основных задач групповой работы для меня - это:

  • Поддержка и формирование навыков социального взаимодействия у подростков.
  • Формирование безопасного пространства, в котором ребята смогут обсудить волнующие их вопросы, смогут получить поддержку и обратную связь от участников и увидеть альтернативные пути решения сложных ситуаций и узнать, как справляются со своими проблемами другие ребята.
  • Это пространство, в котором каждый может получить необходимые для себя ресурсы, а так же новый опыт построения контакта.

Итак, а теперь подробнее для чего вам формировать навыки общения и какие вопросы могут возникать:

Когда подросток попадает в среду сверстников и начинает выстраивать отношения привычными для себя способами, они могут не подходить или оказываться не эффективными. Во время групповых занятий появляется психологически безопасная возможность эти привычные способы исследовать. И если они, по каким-то причинам, не подходят, можно попробовать расширить арсенал, делать что-то по-другому. Научиться отстаивать свою позицию и справиться с страхами. В группе можно отработать новые навыки поведения и смело идти с ними в жизнь!

Следующий важнейший блок БЕЗОПАСНОСТЬ, как же она простраивается?

  • На групповом занятии все участники находятся в равной ситуации, они не знакомы между собой, и вероятнее всего, больше нигде не встречаются. У каждого из них есть цель, с которой он пришел на группу. Это создает дополнительную безопасность и пространство для работы.
  • Мы опираемся на закономерности развития, свойственные любому сообществу. Обычно первая половина цикла, 6-7 занятий посвящены установлению отношений. Чтобы ребята могли комфортно для себя чем-то делиться, обсуждать то что их волнует, им нужно для начала поработать над тем, чтобы чувствовать себя комфортно в группе. То есть вместе с другими участниками прожить стадии развития сообщества, чтобы группа стала группой.
  • Внутри каждой из этих стадий есть своя специфика взаимодействия. Например: Самая первая стадия, знакомства, когда участники только приглядываются друг к другу и презентуют себя. Наряду с этим у них возникают разные переживания и они по-разному действуют. У нас есть возможность не только рассмотреть и исследовать переживания, но и попробовать чему-то научиться друг у друга. Все это происходит в форме упражнений, игр и последующих обсуждений.

Есть так же определенные правила поведения в группе (без правил никуда), нельзя критиковать друг друга, оскорблять, своё мнение участники группы высказывают в форме «Я» сообщений. А так же каждый участник группы обязан соблюдать правила конфиденциальности и не разглашать истории участников. Это означает, что о твоих идеях, чувствах, ценностях мы без твоего разрешения не можем рассказывать никому вне группы, в том числе родителям.

  • Во время занятия организовываются перерывы, это время которое участники взаимодействуют между собой в свободном формате. Они играют, пьют чай, разговаривают между собой. Мне кажется это очень ценной возможностью, которая так же способствует формированию их отношений. На каком-то этапе ведущий во время этого свободного времени просто уходят в сторону, так как участники сосредоточены на взаимодействии друг с другом.
  • Также программа имеет свои различия в соответствии с возрастом участников. Но во всех группах мы много играем, рисуем и обсуждаем.
    Те ситуации, которые происходят на группе, полностью отражают те ситуации, которые происходят в жизни. Безопасность и гибкость программы занятий направлены на то, чтобы обеспечить успешное присвоение полученного опыта участниками для дальнейшего использования его в жизни.

Почему иногда мне сложно однозначно ответить на ваши вопросы про программу и названия тем, которые будут разбираться на занятиях, почему программа может меняться?

Каждая группа имеет свой темп и ритм развития, иногда весь цикл может быть посвящен установлению отношений. В первую очередь в построении каждого занятия я иду от потребностей группы, от вопросов актуальных для данной группы.
С каждой новой встречей отношения в группе развиваются, собственно, так же как это происходит в обычной жизни. Только это происходит в более сжатом и структурированном формате, как уже говорилось выше. В соответствии с тем, как группа развивается, происходит подбор упражнений. Мы готовим следующее занятие на основании предыдущего. Например, сначала в группе была актуальна тема знакомства и смущения, а на 3-4 встрече возникла тема конкуренции и поиска ролей в группе, и в соответствии с этим мы подбираем упражнения, которые способствуют тому, чтобы тема была в группе прожита и обсуждена.
Когда в группе сформировалась безопасность, установились отношения между участниками, мы можем переходить к обсуждению каких-то личных запросов с которыми обратились участники и ориентироваться на них.


Обращение к подросткам

Привет! Меня зовут Ольга, я психолог. Я человек активный, жизнерадостный, целеустремленный и интересующийся жизнью. Я предлагаю тебе, дорогой подросток, интересный и необычный способ разобраться в том, что происходит с тобой и твоей жизнью. Тебе интересно поискать ответы на вопросы о том, какой ты, что ты можешь, чем стоит тебе заниматься, с кем и как общаться? Тогда, мне кажется, ты можешь извлечь пользу из психологической группы, которую мы начинаем.

Если же ты весьма застенчив, и весь закопался в своих комплексах, страхах и отчаянии, то я предлагаю вариант индивидуальной встречи.

Я собираю группу из 10 человек, возможны разные варианты групп зависят они от возраста: набор идет в старшую группу (15-17 лет), среднюю группу (13-14 лет) и младшую группу (11-12 лет). По опыту прошлых групп я знаю, что благодаря этим встречам участники научаются лучше понимать себя, людей, быть смелее, справляться с непохожестью или непониманием и выбирать удобный им стиль отношений. Группа – это возможность сделать паузу и получше разглядеть себя – свои возможности и ограничения, свои страхи и желания, почувствовать «твердую почву» под ногами. Это возможность на время отказаться от масок и от необходимости соответствовать чьим-то (в том числе своим собственным) ожиданиям. Не всегда это просто, но точно не скучно, а часто даже увлекательно!

Перед группой проводится встреча-знакомство с каждым участником. На ней ты сможешь рассказать о своих задачах и сомнениях и окончательно определиться, подходит тебе группа или нет.

Если у тебя есть вопросы, ты можешь задать их по телефону 8920-911-89-78

Какой именно вклад родители вносят в групповую терапевтическую работу?

  1. Возможность обеспечивать регулярное присутствие подростка на группе - это огромный вклад. Младшим нужно помогать добираться до места, старших поддерживать и мотивировать.
  2. Как описано в нашей методике, посещение группы не всегда является простой задачей. Иногда групповые занятия бывают очень увлекательными и у участников есть желание ходить дальше. Но иногда, обычно это происходит ближе к середине программы (5-6 встреча) на группе может возникать напряжение, которое описывается как скука или отсутствие интереса. Как подсказывает опыт, часто это связано с какой-то нерешенной трудностью, возникающим недовольством и невозможностью его проговорить. И еще опыт нам подсказывает, что именно в такие моменты и наступают изменения, точнее, если удается преодолеть возникающие сложности. И как раз тут помощь и поддержка родителей очень важна. Важно мотивировать подростка не бросать группу, если же это оказывается невозможным, то поддержать его в том, чтобы он поговорил с ведущими о своих трудностях и пришел еще раз на занятие попрощаться с остальными участниками. Обычно мы договариваемся об этом во время собеседования.
  3. Мы в свою очередь стараемся информировать родителя о происходящем на занятиях, не нарушая конфиденциальности. Рассказываем в общих чертах о том, что происходит на группе. Конфиденциальность является одним из факторов, которые обеспечивают безопасность для участников.
  4. В конце группы мы даем родителям обратную связь, на отдельной встрече, на которой присутствуют и родитель и подросток (участник группы). К концу занятия мы можем сформулировать (вместе с подростком) его особенности взаимодействия со сверстниками. Выделить сильные стороны, на которые можно опираться и выделить те стороны, которые нужно наоборот поддержать. Также мы формулируем рекомендации для дальнейших действий, если это необходимо: например, мы можем рекомендовать определенные способы взаимодействия с ребенком, или подходящий ему вид деятельности, или помогаем составить план дальнейшей работы.
  5. Изменения в результате групповой работы обычно заметны, их можно наблюдать в течение последующих после группы месяцев. Хотим обратить внимание, что изменения возникают только при систематическом посещении группы, что обеспечивает включённость ребенка. Безусловно, в этом есть заслуга и поддержка родителей.

Большинство родителей и воспитателей уверены в том, что они желают всего самого лучшего для своего ребенка, даже когда откровенно его ненавидят. “Все самое лучшее”, конечно же, включает в себя меры защиты, контроля, оптимального развития для последующей жизни ребенка. Это могут быть и наказания, ибо до сих пор еще распространена точка зрения, что наказания и запреты являются якобы лучшими методами воспитания. Их применяют из лучших побуждений, но в педагогическом отношении дело обстоит совершено иначе: лучшие намерения оказываются понятыми ребенком вопреки ожиданиям воспитателей и родителей как ограничения, насилие, унижение, черствость или просто осуждение.

Иллюстрацией этого является следующий отрывок из диалога между матерью и ребенком:

Мать. Знаешь что, Андреас, выходит, что если тебя слишком много хвалить, то тебе это нисколько не идет на пользу. Тогда ты делаешь все еще хуже, не так ли? Ну, ну, Андреас, я ведь так часто тебя хвалила, но это нисколько тебе не помогало. Но стоит мне снова тебя поругать, за что-нибудь, ты тотчас же быстро берешь себя в руки. Не правда ли, Андреас? При той ничтожной похвале, которую ты…

Мать Ну послушай, Андреас, я имею в виду те случаи, когда ты поступаешь правильно. Тогда я тебе часто говорю, видишь, если ты захочешь, ты сможешь еще лучше. Иногда ты недостаточно усерден.

Андреас. Что? Еще лучше, чем хорошо. Еще лучше, чем хорошо.

И тогда вместо ожидаемого послушания родители и воспитатели получают от ребенка такое поведение, которое их сердит, которое они не могут в большинстве случаев понять, которое приносит им новые заботы и часто воспринимается ими как неблагодарность по отношению к их педагогическому усердию. Едва ли родители вспоминают при этом о своих собственных чувствах и переживаниях в том же возрасте, едва ли они, будучи в качестве родителей «по другую сторону баррикад», смогут однозначно и без сомнений решить проблему соединения своих собственных интересов с интересами и жизненными потребления ими детей.

Но самое ужасное в педагогических отношениях — это неразборчивое смешение осуждения и одобрения, одновременно такового и агрессивного обращения, короче говоря, то, что вызывает у ребенка сомнения, любим он или нет. Родители и воспитатели уверяют детей в своей любви к ним и в то же время существуют так, как будто их ненавидят. Так ребенок оказывается в трагичном положении: с одной стороны, он вынужден переживать однозначное и откровенное осуждение, наказание и даже лишения, а с другой стороны, ему придется взваливать на свои плечи упреки в неблагодарности и чувство вины перед родителями, если он попытается восстать против скрытой за любовью ненависти.

Детскому стремлению к понятности и простоте видеоигры в войну соответствуют как нельзя лучше: здесь точно установлено, кто является врагом (противник на экране), какими средствами можно пользоваться в борьбе с ним, а также то, что играющий однозначно является «хорошим». Он подвергся нападению, он находится в ситуации вынужденной защиты единственной, оправданной законом ситуации, в которой снимается табу на агрессию. Но самое главное, собственные средства уничтожения в этом фантастическом мире выступают как положительные, мало того, они даже вплетены в ткань игры как необходимые для выживания меры.

Если в реальной ситуации ребенок может выражать свои чувства лишь так, как это ему позволяют воспитатели, то и в игре он может без всяких ограничений и чувства вины предаваться агрессии благодаря вышеописанным игровым структурам. В результате игры не происходит уничтожения любимого объекта (например, одного из родителей), несмотря на всю амбивалентность чувств к нему. Реальное же нападение на родителей означало бы причинение реального вреда собственному их существованию, например, потерю надежды на любовь, защиту и заботу родителей.

Но взрослый, оставаясь в твердой уверенности, что делал все лучшее для блага своего ребенка, неизбежно с ужасом воспримет столкновение с “внутренней, воображаемой войной” ребенка на экране. Неужели этот ребенок — продукт его воспитания? Считая самого себя миролюбивым воспитателем, он изумится, как могло случиться, что его ребенок ведет себя столь разрушительно. Это извращенное стремление его ребенка к садизму и разрушению может иметь свои корни лишь где-то на стороне: у соседских детей, в телевидении, в прогнившей системе ценностей нашего общества и так далее, и так далее…

Поведение ребенка отзывается в нем ударом по его самооценке как воспитателя. Оказывается, и он тоже испытывает желание сделать ситуацию однозначной, например, в отношении собственной самооценки и Я-концепции — «я делаю все лучшее для ребенка». Лишь немногие люди в состоянии позволить себе признать существование “злых” сторон своей души или даже позволить себе проявлять их в реальных действиях, но ни в коем случае не по отношению к ребенку, которого они любят от всего сердца. Большинство людей имеют тенденцию отрицать в себе все злое, травмирующее и проецировать все это на какого-нибудь врага, существующего где-то вовне. И они находят подтверждение этому механизму защиты от травмирующих их переживаний в действиях и словах других людей, совместно с которыми они создают гигантский защитный потенциал, охраняющий их от зла. Но и они — как дети — хотят, чтобы накопленное ими оружие не привело ни к чему серьезному, не привело к войне. И у них существуют лишь фантазии о войне. И в их представлении реальные маневры с настоящим оружием являются не более, чем “игрой”.

Особенности обращения с полярными чувствами ярко проявляются в поведении с партнером, например, в ранних отношениях ребенка и матери.

Все рубрики

Выберите рубрику Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Закономерности формирования взглядов на психику ребенка Криминологический анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения Обследование детей с неврозами, личность родителей и отношения в семье Особенности воспитания, патогенез неврозов у детей и подростков Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации Подходы к развитию детей в основных психологических школах Познавательные процессы, способности и эмоции юношеского возраста Превентивная психология — современная охранно-защитная концепция профилактики Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска Психоаналитическая педагогика в оценке агрессивности и страхов Развитие самосознания у подростков, самоуважение и самооценка Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних Своеобразие психического развития детей, страх и тревога в генезе неврозов Управление и педагогическое руководство, семейное воспитание Юность и юношество, социализация и ее институты Дополнительные тематические материалы: исследования, статьи, обзоры и пособия Динамика семейных отношений Семья и брак, супружество и брачные отношения Супружеские конфликты Истинные причины старения человека Поведение человека Демографические и экологические проблемы Психология и педагогика Волевая сфера человека Мотивационная сфера человека Предметно-практическая сфера человека Учебная деятельность школьника Эмоциональная сфера и учебная деятельность Реализация умственного потенциала Скрытый гипноз и тайны технологий гипноза Общие положения Оперативное гипновоздействие — эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование Основы внушения (суггестии) Порча и сглаз Процесс освоения приемов скрытого гипноза Цыганский гипноз Цвет в нашей жизни Ахромные цвета Зеленые тона Основные периоды и этапы в процессе взросления человека Символика цвета, цвет в искусстве и в моде Социальность и цветовая символика Теплые цвета Эволюция человека от рождения и до самой смерти Беременность и периоды развития плода, рождение ребенка и его здоровье Взаимосвязь между личностными особенностями человека, его семьей и его работой Выход на пенсию, стрессы и чувство удовлетворенности в пожилом возрасте Дети в возрасте от 2 до 6 лет: физическое и речевое развитие, мышление и познание мира Научно-исследовательские подходы к пониманию закономерностей развития человека Подростковый возраст, физическое развитие и особенности мышления в этот период Проблемы, с которыми часто сталкиваются люди среднего возраста Процесс взросления подростков — формирование идентичности, становление личности и рискованное поведение Развитие младших школьников в рамках социального познания, ответственности и предписаний Раннее детство — страхи, тревоги и агрессивность. Стили воспитания и просоциальное развитие детей Смерть и отношение к смерти в разных культурах, представления об умирании Социальный и культурный контексты развития человека и методы их изучения Среда обитания и наследственность человека: генетика, семья и развитие Средняя взрослость — физическое развитие и изменения интеллектуального функционирования Физические изменения, которые несет с собой старение, и основные проблемы пожилых людей Физическое развитие в период ранней взрослости и факторы, воздействующие на жизнь взрослого Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Мышление и интеллект, моторика и обучение Формирование личности младенца, просоциальное поведение и социокультурное развитие Человек Этапы физического и речевого развития ребенка в его первые два года

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди