20.03.2019

Лечебная гимнастика для 9 месячного ребенка. Самостоятельный подъем прямых ног. Попеременное разгибание и сгибание ног


Не секрет, что в первый год своей жизни дети развиваются наиболее быстро. Ведь за такой короткий промежуток времени им нужно научиться огромному количеству вещей: сидеть, ходить, удерживать ручонками различные предметы. Да много еще чему. Но в самые первые месяцы своей жизни кроха только адаптируется в еще чужом для него мире. Некоторые новорожденные могут спать по 20-22 часа в сутки, поэтому на самостоятельную полноценную тренировку мышечного аппарата просто не остается времени.

Именно поэтому темой сегодняшней статьи станет массаж и гимнастика для детей до года. Как именно лучше выполнять такую процедуру, зачем она нужна и какую пользу может принести ребенку? Об этом и пойдет речь.

Каким бывает массаж

Вряд ли кто-то может оспаривать тот факт, что массаж ребенку просто необходим. Прежде всего, такая процедура влияет на состояние мышечной системы малыша и способствует улучшению его двигательной активности. Также массаж благодатно отражается на развитии нервной системы крохи, улучшает моторику.

Это минутки общения двух самых родных людей. Учеными однозначно установлено, что дитя, получающее до года достаточное количество прикосновений матери, развивается намного быстрее и качественнее своих сверстников, лишенных подобного контакта.

Процедура массажа может быть профилактической и лечебной. В первом случае с ее проведением мама может справиться самостоятельно. В этом случае особенно полезен массаж в 9-12 месяцев, хотя начинать стоит уже через месяц после рождения.

Лечебный массаж может назначить только врач. Да и проводить его должен тоже он. С помощью такой процедуры можно справиться с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, облегчить состояние ребенка при астме или длительном лечении патологий дыхательной системы.

Гимнастика и массаж грудничкам

Профилактический массаж ребенку до полугода значительно улучшает кровообращение и дыхание крохи, тонизирует нервную систему, улучшает настроение малыша и подготавливает его к будущей двигательной активности.

Перед тем как начинать подобную процедуру, необходимо ознакомиться с техникой ее выполнения. За советом можно обратиться к участковой медсестре или врачу-педиатру. Обратите внимание на то, что все движения должны в основном сводиться к легким поглаживаниям и похлопываниям. Более сильное воздействие может повредить нежное тельце ребенка.

До шестимесячного возраста малюткам чаще всего выполняют общий массаж всего тела. Массаж в 9-12 месяцев больше направлен на укрепление двигательного аппарата. Общий сеанс в этом возрасте обычно показан детям с дряблой кожей или мышцами, склонным к рахиту или имеющим признаки гипотрофии.

Основные правила выполнения

  • Во время сеанса используйте разную технику: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание. Чередуйте упражнения.
  • Лучше всего проводить процедуру на столе. Возьмите байковое одеяльце и сложите его в 4 раза. Положите одеяло на стол, сверху простелите клеенку, а потом — байковую пеленочку.
  • Выполняйте массаж исключительно чистыми, теплыми и сухими руками. Проследите чтобы на пальцах не было колец, а на запястье часов.
  • Никогда не начинайте процедуру если у вас длинные острые ногти, заусенцы на пальцах. Также не стоит делать массаж, если у вас мозолистая кожа рук, имеются ранки или гнойнички.
  • Каждое движение выполняйте неторопливо и повторяйте не более 5 раз.
  • Старайтесь поддерживать с ребенком зрительный и речевой контакт. Улыбайтесь крохе, ласково с ним разговаривайте, можно спеть негромкую спокойную песенку.
  • Соблюдайте режим. Не стоит делать массаж чаще одного раза в день. Процедуру выполняют за 1 час до или после еды.

Развиваем навыки ходьбы

Массаж ног для детей до года развивает связочный аппарат ребенка и подготавливает кроху к ходьбе. Хотя свободная и уверенная походка вырабатывается лишь к концу второго года жизни, начинать ее формирование нужно намного раньше. Этому и способствует массаж 9-12 месяцев жизни. В этом возрасте детки уже способны выполнять несложные гимнастические упражнения. К ним относятся, например, такие:

  • Вставание из положения лежа или сидя. Нужно взять ребенка под мышки, немного приподнять и медленно поставить на ножки. Можно немного попружинить, выполняя имитацию прыжков. Необходимо следить, чтобы ребенок, находясь в вертикальном положении, плотно опирался на всю поверхность стопы. Упражнение стоит повторять до 10 раз на протяжении всего дня.
  • Очень полезно стимулировать вставание, располагая интересную игрушку немного выше сидящего ребенка. Пытаясь достать ее, малыш будет стремиться встать самостоятельно.

С этого возраста очень полезны упражнения на развитие мышц брюшного пресса и спины:

  • Сядьте или станьте за спиной малыша. Одной рукой удерживайте ребенка за переднюю поверхность бедер, а другой - за живот. Немного наклоните туловище ребенка и осторожно уберите руку с живота крохи. Дитя рефлекторно наклонится вперед, а затем выпрямится самостоятельно. При этом малыш непроизвольно напрягает нужные мышцы.

Выполняя развивающие упражнения, не стоит добиваться того, чтобы малыш сел, встал и пошел преждевременно. Это может привести к травмам и деформациям скелета, сколиозу и другим неприятным последствиям.

Гимнастика в 9-12 месяцев

Детский массаж в 9-12 месяцев довольно сильно отличается от «грудничковой» процедуры. Хотя все движения остаются плавными и приятными, многие из них направлены на развитие активности ребенка. В этот период актуален не столько сам массаж, сколько развивающие гимнастические упражнения. Например, такие:

  • Сгибание/разгибание ног в коленях.
  • Работа рук в локтевых суставах имитирующее движения боксера.
  • Упражнение «Кучер» - волнообразные движения руками как делает возница, погоняя лошадь кнутом.
  • Повороты таза из положения лежа на спине с ногами, согнутыми в коленях.
  • Наклоны туловища. Поставьте ребенка на пол, придерживая колени руками попросите малыша подать вам какой-либо предмет, лежащий на полу.
  • «Плаванье» на мяче. Возьмите большой мяч, например, пляжный или фитбол. Положите на него ребенка лицом вниз и осторожно покачайте туда-сюда. Придерживайте малыша во избежание падения.
  • Упражнения на прогиб позвоночника. Положите ребенка на спину и крепко взяв за ручки аккуратно поднимите сначала в сидячее, а затем и в стоячее положение и обратно.

Также в этом возрасте отличный эффект имеют массаж стоп, спины, ягодиц и животика. Круговые поглаживания в области вокруг пупка помогают решить проблему колик. Нежный массаж спинки и ягодиц оказывают успокаивающий эффект, способствуют крепкому сну и хорошему аппетиту.

Очень полезно упражнение «Летчик»: придерживая малыша под животик, поднимите его в воздух в горизонтальном положении и немного покружите. Кроха рефлекторно напрягает все группы мышц и тренирует их.

Упражнения для годовалых малышей

После 9-12 месяцев массаж также никто не отменяет. Но все же его все больше и больше заменяют игровые и тренировочные упражнения. Массажные же движения все меньше напоминают поглаживания и пощипывания и больше походят на «взрослый» вариант, только в очень облегченной форме.

К ранее описанным упражнениям можно добавить такие:

  • «Велосипед» — имитация езды на этом виде транспорта в положении лежа на спинке.
  • Приседание и ползание, имитация передвижения животных.
  • Лазание по невысоким лестничкам, на диван, кресло или стул.
  • Повороты туловища, прокатывание или бросание мяча.
  • «Мостик наоборот» — положите ребенка на животик, возьмите за ручки и немного потяните вверх, заставляя кроху прогибаться в пояснице.

Польза массажа для детей до года

Правильные и регулярные занятия с ребенком, безусловно, принесут только положительный эффект.

  • Укрепление мышечной системы и опорно-двигательного аппарата.
  • Снятие гипертонуса.
  • Профилактика гиподинамии и рахита.
  • Организация правильной работы пищеварительной системы, устранение проблемы колик.
  • Укрепление иммунитета и нервной системы.
  • Здоровый сон и аппетит.
  • Развитие моторики и вестибулярного аппарата.

И это еще далеко не полный перечень всех преимуществ. Каждый желающий может добавить в него еще несколько пунктов.

Противопоказания

Однако существуют моменты, при которых массаж ребенку делать не просто нельзя, а и довольно опасно:

  • порок сердца;
  • крупные грыжи;
  • гепатит;
  • рахит;
  • острый нефрит и другие заболевания внутренних органов;
  • туберкулез костей, острый артрит;
  • различные абсцессы.

Не стоит также делать массаж и во время любой другой болезни в остром и подостром периоде. Особенно, если наблюдается повышение температуры, рвота или понос. Существует довольно небольшой перечень заболеваний, при котором массаж не только не запрещен, но и позволяет быстрее поправиться. К ним относятся кривошея, плоскостопие, пупочная грыжа, астма, дистрофия, деформация ног и некоторые другие. Но все процедуры в этом случае должен проводить исключительно врач.

Примерный комплекс ЛФК и массажа для детей 9-12 месяцев

1. «Бокс» в положении сидя или стоя.

2. Сгибание и разгибание ног одновременно и попеременно - ребенок выполняет сам или с помощью взрослого.

3. Поворот со спины на живот В 9-12 месяцев ребенок должен поворачиваться самостоятельно по просьбе взрослого;

4 Массаж спины и ягодиц Поглаживание - 2-3 раза, растирание подушечками пальцев и пиление, поглаживание - 2-3 раза, разминание длинных мышц спины, щипцеобразное разминание или боль|ими пальцами, разминание ягодичных мышц - 5-6 раз, поглаживание - 2-3 раза, поколачивание или похлопывание ягодиц.

5. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение (см IV комплекс), упражнение выполняется с вложенными в кисти ребенка кольцами.

6. Наклоны. И. п. - ребенок стоит к вам спиной. Прижмите спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени (чтобы ноги не сгибались), ладонь правой руки кладите на живот для поддержки туловища. Четко попросите малыша поднять заранее положенную игрушку, побуждая его наклониться не приседая. Затем выпрямиться - 2-3 раза, для тех деток, которые могут стоять без опоры.

7. Массаж живота.

8. Самостоятельное поднимание прямых ног. И. п. ребенок лежит на спине. Держите палочку или игрушку на высоте выпрямленных ног ребенка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: «Подними ноги». Если ребенок плохо выполняет это упражнение, т. е. ноги гнутся, живот не втянут, то можно прикоснуться палочкой к стопам ребенка и, побуждая его удержать игрушку, выпрямлять ноги до прямого угла - 3-4 раза, в спокойном темпе.

9. Присаживание за согнутые руки. Усложните, вложив в руки ребенка кольца.

10. Приседания. И. п. - ребенок стоит на ногах. Возьмите ребенка за руки и побуждайте присесть на корточки, разводя его колени в стороны, а затем встать, приговаривая:«Сядь», «Встань». Проследите, чтобы стопы малыша полностью стояли на плоскости. При вставании поднимите его руки вверх, пусть он поднимется на носки 4-6 раз.

11. Присаживание при поддержке за одну руку. После 10 месяцев ребенок должен сам присаживаться. Для этого придержите его колени своей рукой, не

давая им сгибаться, другой держите игрушку и попросите его сесть, взять игрушку. Если ребенок хорошо выполняет упражнение, то достаточно одного раза. Если же он помогает себе, опираясь на руки, то повторите движения с опорой на локоть другой руки;

12. Круговые движения руками. Это упражнение делайте в медленном темпе под счет, затем попросите ребенка сделать его самостоятельно.

13. Ходьба на четвереньках. Если ребенок достаточно хорошо ползает, попросите его проползти под невысоким столиком или табуреткой.

14 Обучение ходьбе Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе, поддерживая его под мышки, и походите так немного.

Массаж очень благоприятно влияет развитие детей раннего возраста - как физическое, так и нервно-психическое, способствует своевременному возникновению и последовательному совершенствованию двигательных навыков, укрепляет организм и помогает предупредить заболевания.

При проведении массажа детей грудного возраста каждую его процедуру следует обязательно сочетать с физическими упражнениями.

Руки выполняющего массаж должны быть теплыми и смазанными или маслом.

Проводят массаж в проветренном помещении при температуре воздуха не ниже +22 °С.

После массажа следует одеть малыша в теплое белье и дать ему отдохнуть.

Массаж проводят через 40-60 минут после кормления или между кормлениями.

Если делать массаж в вечернее время (или перед купанием), количество повторов выполняемых движений надо сократить вдвое (делать по 2-4 движения вместо 4-8 рекомендованных в описаниях массажных процедур).

Длительность процедуры - от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). На курс массажа проводят 10-15 процедур, ежедневно или (чаще всего) через день.

Перерыв между повторными курсами должен быть не менее 10-15 дней.

Обратите внимание:

  • нельзя массировать плачущего ребенка;
  • массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения;
  • нельзя массировать детей перед сном;
  • все движения выполнять по направлению лимфотока (кроме движения по сгибательной поверхности);
  • животик следует массировать по часовой стрелке (по ходу перистальтики в толстом кишечнике);
  • нельзя массировать область печени и селезенки (левое и правое подреберье);
  • нельзя массировать суставы;
  • нельзя массировать подмышечные впадины, паховую область, пупок, соски, внутреннюю поверхность бедра - во избежание проявления сексуальных рефлексов.

Полный курс массажа от 9 до 12 месяцев

Этот возраст характеризуется значительным развитием активных координированных движений, подготовляющих ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе, поэтому некоторые упражнения делаются из исходного положения стоя. Для стимулирования большей активности в этом возрасте применяют упражнения с предметами (игрушки), а также вводится четвертый элемент классического массажа - «поколачивание» (вибрация).

Массаж кистей рук

Исходное положение: ребенок сидит, если не сидит, то лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый распрямляет малышу ладошку и своим указательным пальцем «рисует» по ней круги в направлении от большого пальца к мизинцу (4-6 раз).

«Поглаживание и растирание пальцев рук». Исходное положение: ребенок лежит на боку, ногами к краю стола, или сидит. Взрослый, поддерживая указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую руку ребенка, большим и указательным пальцами другой руки перебирает каждый пальчик малыша и поглаживает (4-5 раз), а затем растирает (2-3 раза).

«Поколачивание». Исходное положение: ребенок лежит на боку, ногами к краю стола, или сидит. Взрослый поддерживает указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую руку ребенка, указательным пальцем другой руки производит поколачивающие движения по ладонной поверхности кисти (2-3 раза).

Массаж рук

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый левой рукой поднимает руку ребенка, правой ладонью поглаживает от кисти к плечу по разгибательной поверхности руки (6-8 раз).

«Растирание» . Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый левой рукой поднимает руку ребенка, фиксирует кисть и правой ладонью или подушечками второго - четвертого пальцев поглаживает от кисти к плечу, слегка сдвигая кожу ребенка (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый подушечками второго - пятого пальцев разминает руку малыша от кисти к подмышечной впадине (2-3 раза).

Повторение предыдущих упражнений для другой руки.

Пассивные упражнения для рук

«Обнимания». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый вкладывает большие пальцы в ладони ребенка, остальными пальцами фиксирует его предплечье и производит «обнимающие» движения ручками ребенка (3-4 раза). В конце упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

«Скрещивание рук на груди». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый дает ему обхватить свои большие пальцы и сгибает его руки в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим разгибает руки ребенка и отводит их в стороны (4-6 раз). По окончании упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

«Попеременное сгибание и разгибание рук». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола, или сидит. Взрослый дает ему обхватить свои большие пальцы и производит сгибание - разгибание рук малыша в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибает другую (6-8 раз).

«Поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Малыш обхватывает руками большие пальцы взрослого. Взрослый поднимает прямые руки ребенка и осуществляет круговые движения в плечевых суставах в обоих направлениях: снизу вверх и сверху вниз (4-6 раз).

Массаж живота

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной или обеими ладонями гладит живот малыша по ходу часовой стрелки (5-6 раз).

«Растирание» . Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый основанием ладони одной руки производит круговые растирающие движения по ходу часовой стрелки (2-3 раза).

«Растирание косых мышц живота». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго - четвертого пальцев обеих рук растирает малышу живот по направлению к пупку (3-4 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье)!

«Разминание». Взрослыйподушечками второго - пятого пальцев разминает живот малыша по часовой стрелке (2-3 раза).

Массаж стоп

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка приподнимает ногу ребенка, захватив ее выше голеностопного сустава, и указательным или большим пальцем или ладонной поверхностью другой руки производит поглаживающие «разгибающие пальчики» движения от пяточки к кончикам пальцев (3-4 раза).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый поддерживает указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, большим или указательным пальцами другой руки поглаживает стопу малыша по тыльной стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу (4-6 раз).

«Поглаживание и растирание пальцев стопы». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый поддерживает указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка и, перебирая большим и указательным пальцами другой руки каждый палец стопы, поглаживает (4-5 раз), а затем растирает пальцы ребенка (2-3 раза).

«Вибрация стопы». Взрослый похлопывает пальцами подошвенную поверхность стопы малыша (4-6 раз).

Массаж ног

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка придерживает одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго - четвертого пальцев другой руки поглаживает по наружной и задней сторонам голени и бедра от стопы к тазобедренному суставу (4-6 раз).

«Растирание голени и бедра». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка придерживает одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго - четвертого пальцев производит мелкие растирания по наружной стороне его голени и бедра (5-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра!

«Растирание голени». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка придерживает одной рукой ногу ребенка за стопу, указательным и большим пальцами другой плотно обхватывает голень ребенка и производит энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый подушечками второго - пятого пальцев разминает ногу малыша от стопы к бедру (2-3 раза).

«Поколачивание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый пддерживает указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую ногу ребенка, указательным и большим пальцами другой совершает поколачивающие движения от стопы к бедру (2-3 раза).

Повторение предыдущих упражнений для другой ноги.

Пассивные упражнения для ног

«Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его голени руками и производит сгибание - разгибание в коленных и тазобедренных суставах поочередно (6-8 раз) и вместе (4-6 раз).

«Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает обе прямые ноги ребенка и сгибает-разгибает их в тазобедренных суставах (2-3 раза).

«Круговые движения ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает его за стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны (4-6 раз).

Массаж спины и ягодиц

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго - четвертого пальцев или тыльной стороной кистей обеих рук поглаживает его по спине по направлению от ягодиц к шее вдоль позвоночника (не проводя по остистым отросткам позвоночника) (4-6 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго - четвертого пальцев рук или тыльной стороной кистей рук, сжатых в кулак, производит растирающие движения по направлению реберной дуги снизу (от ягодиц) к шее (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый подушечками второго-пятого пальцев, умеренно нажимая, совершает спиралевидные движения от ягодиц к шее вдоль позвоночника (2-3 раза).

«Вибрация». Взрослый похлопывает ребенка по ягодицам (2-3 раза).

Активное упражнение: ползанье (не рефлекс ползанья)

Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый кладет перед ним яркую игрушку и фиксирует рукой стопы, сгибая ножки малыша в коленных и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою левую руку ему под грудь, сам его продвигает (4-6 раз).

Массаж грудной клетки

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый ладонями или большими пальцами обеих рук поглаживает грудь малыша по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (4-6 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго - четвертого пальцев обеих рук растирает ему грудь по обе стороны от грудины в направлении подмышечных впадин (2-4 раза).

«Вибрация». Взрослый вторым - четвертым пальцами рук слегка поколачивает малыша по грудной клетке (2-3 раза).

Активное упражнение: присаживание и вставание

Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый придерживает выше кисти его выпрямленные руки, отводит в стороны, слегка их потягивая, и побуждает ребенка сесть, а затем встать (2-3 раза).

Активное упражнение: наклон и выпрямление туловища в положении стоя

Исходное положение: ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. Под ноги ему кладут игрушку, которую удобно хватать. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его за живот. Обращаясь к ребенку, взрослый побуждает его наклониться, взять игрушку и выпрямиться (2-3 раза).

Активное упражнение: доставание игрушки

Исходное положение: ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. Взрослый одной рукой удерживает малыша за живот, а в другой держит игрушку на высоте вытянутых рук ребенка. Тот должен достать игрушку (4-6 раз).

Активное упражнение: приседание

Исходное положение: ребенок стоит, лицом к взрослому. Взрослый придерживает малыша за обе согнутые в локтях руки и побуждает к приседанию словами «сели», «встали» (2-3 раза).

Активное упражнение: ходьба

Исходное положение: ребенок стоит, лицом к взрослому. Взрослый придерживает малыша за обе руки и побуждает его к ходьбе (4-8 шагов).

Противопоказания к применению массажа у детей:

  • гнойные и другие острые воспалительные заболевания кожи, лимфатических узлов, мышц, костей;
  • тяжелые формы гипотрофии (атрофии);
  • обширные кожные проявления экссудативного а;
  • заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей и болью в них, тяжелые формы а, гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов;
  • врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
  • обширные , бедренные, паховые и мошоночные грыжи со значительным выпадением органов брюшной полости или выраженной наклонностью к ущемлению;
  • болезни крови злокачественного характера, гемофилия;
  • злокачественные опухоли (до их радикального лечения);
  • активная форма туберкулеза;
  • различные формы геморрагического диатеза;
  • острый гепатит;
  • острый нефрит.

В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды, в качестве которых можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой и т. д.

Так как ребенок уже может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения можно выполнять из исходных положений сидя или стоя, что уже само по себе будет способствовать укреплению мышц ног и живота.

Важно знать!

Продолжительность массажа и гимнастики должна составлять около 30 минут.
Ваши руки должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.
Во время упражнений пойте, разговаривайте, играйте с ребенком - тем самым вызывая у него положительные эмоции.
Так как малыш уже может активно реагировать на голос взрослого человека, ему, в ласковой форме, можно подавать команды: ляг на спину, на живот, сядь, перевернись и др.

Приемы массажа и гимнастические упражнения должны постепенно усложняться. Но, обязательно, с учетом индивидуальных и физических особенностей малыша. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобразноё разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.
Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.
Гимнастика и массаж должны проводиться не менее чем через полчаса после приема пищи малышом.

Техника проведения массажа и гимнастики для детей 9-12 месяцев

Скользящие шаги

Скользящие шаги (с вибрацией)
И. п. - лежа на спине.
Данное упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка.
Возьмите в руки голень ребенка так, чтобы большой палец Вашей руки находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы - на внутренней.
Выпрямите левую ногу ребенка и слегка ее встряхните. Затем снова ее согните так, чтобы его пятка плавно скользила по столу, не отрываясь от его поверхности (см. рис.). Повторите это и с правой ногой.
Повтор 6 раз каждой ногой.

Одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног

Описанное выше упражнение усложняется тем, что ребенок должен самостоятельно сгибать и разгибать ноги по команде взрослого.
Повтор 6 раз сначала медленно, а затем в более быстром темпе.

Подъем выпрямленных ног до палочки


Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног.
Для его выполнения следует применять гимнастический снаряд - деревянную палочку.
Приподнимите палочку на высоту прямых ног ребенка и предложите ему до нее дотянуться пальцами ног или всей ступней (см. рис.). Повтор 7 раз.

Поочередные и одновременные сгибания и разгибания рук

Исходное положение: сидя или стоя.
Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с Вашей помощью поочередно сгибает и разгибает руки.
Повтор 6 раз (по 3 раза каждой рукой).

Вращения руками

И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук.
Вложите в ладони ребенка большие пальцы рук и осторожно сожмите кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за Ваши пальцы.
Осторожно разведите руки ребенка в стороны и плавно поднимите их вверх. Затем вытяните руки вперед и осторожно опустить.
Теперь повторите эти движения в обратной последовательности.
Повтор 6 раз.

Наклоны туловища вперед с выпрямленными ногами

Исходное положение: стоя спиной к Вам.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц спины, живота и ног.
Правой рукой придерживайте колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левой - под его животиком.
Положите любимую игрушку ребенка у его ног. Затем попросите ребенка нагнуться и дотянуться до нее пальцами рук.
Следить за тем, чтобы ноги малыша не сгибались и были прямыми (см. рис.).
Повтор 3 раза.

Переворот со спины на живот

В силу того что ребенок уже может осознанно двигаться, пусть он выполнит это задание самостоятельно по Вашей просьбе.
Повтор 2 раза: 1 раз в правую сторону и 1 раз в левую сторону.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе

И. п.: лёжа на животе, ногами к Вам..
Упражнение способствует развитию мышц спины и живота.
Вложите большие пальцы в ладони ребенка и осторожно сожмите их в кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.
Поднимите руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка рефлекторно будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться Вам в живот.
Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени (см. рис.). Можно усложнить упражнение, используя кольца.
Повтор 2 раза.

Массаж спины

Исходное положение: лежа на животе.
Начните массаж с нескольких поглаживаний.
Затем приступите к растиранию. Его следует делать ладонями и кончиками пальцев.
Выполнив растирание, вернитесь к поглаживанию.
Перейдите к пилению, которое выполняется ребрами ладоней. После нескольких движений кожа ребенка должна слегка покраснеть.
Опять погладьте.
Пощипайте ягодицы и длинных мышцы спины.
И снова погладьте.
Повтор по 3 раза.

Массаж живота

Исходное положение: лежа на спине.
В начале процедуры следует сделать несколько круговых поглаживаний.
Затем перейдите к встречным поглаживаниям и лишь после этого к поглаживаниям по косым мышцам живота.
Осторожно разотрите животик кончиками пальцев.
И снова погладьте.
Пощипайте вокруг пупка,
Завершите массаж несколькими поглаживающими движениями.
Повтор по 3 раза.

Мостик

Данное упражнение способствует укреплению мышц живота, спины и рук.
Для его выполнения нужно применять любимые игрушки ребенка.
Исходное положение: лежа на животе.
Положите ребенка себе на колени так, чтобы у него провисали грудь и плечи, и просит его достать с пола игрушку или дотронуться до нее руками (как на рис.).
Ноги малыша при этом необходимо придерживать.

Затем переложите ребенка с живота на спину, причем его плечи и спинка по-прежнему должны свисать с колен массажиста, положите игрушку на пол и попросите малыша достать ее или дотронуться до нее руками.
Ребенок должен выгнуться назад, выполнить задание взрослого и снова разогнуться.

Приседание и вставание с поддержкой

Исходное положение: стоя на твердой поверхности.
Для выполнения упражнения следует применять округлые кольца.
Дайте ребенку в руки кольца, слегка потяните за них вниз, в результате чего малыш должен присесть.
Затем подержите ребенка в таком положении 1-2 секунды и, снова потянув за кольца, помогите ему подняться.
Можно заставить малыша встать на носочки, для этого его надо взять за руки и слегка приподнять.
Повтор 2 раза.

Ползание

Просто позвольте ребенку побольше ползать, за игрушкой или просто так.

Ходьба с поддержкой за руки
Исходное положение: стоя на полу.
Для выполнения упражнения возьмите ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.

в оригинале есть картинки-примеры! кому интересно по ссылке ниже))

Уже умеет самостоятельно сидеть без опоры, садиться из вертикального положения, вставать возле опоры, ползать на четвереньках, делать шаги возле опоры. Дети в этом возрасте еще не умеют ходить без поддержки, но они уже почувствовали всю прелесть вертикального положения и потому уверенно требуют мамины руки для опоры. Вертикальное положение для ребенка – это возможность исследовать не только поверхность пола, но и того, что находится выше. Когда малыши начинают ходить, даже с поддержкой они непременно часто падают. Не стоит сильно бояться этого, все заложено природой, и эти падения по большей части безопасны. Но не испытав их, малыш не получит должного опыта для самостоятельной ходьбы. Для того чтобы малыш меньше падал и не получил травму, обязательно подготовьте свою квартиру или дом к этому периоду.

Убирайте регулярно все с пола. Кроха играл на полу, а затем попросился походить, уберите все с пола . Ведь перецепиться и упасть может не только он, но и тот, кто его водит, а это еще опаснее. Ведь взрослый может своим весом накрыть малыша. Все опасные, дорогие, легко ломающиеся и бьющиеся, предметы уберите повыше или спрячьте в антресоли, высокие шкафы, ведь кроха может теперь и до них добраться. Если в доме маленький ребенок разбил дорогую вазу, виноваты родители, которые не позаботились о том, чтобы убрать эту вазу. Малыш еще несмышлен и не понимает, что предмет ценный и брать его нельзя, его цель – исследовать все, что попадает в его поле зрения и под руку.

Задача гимнастики и массажа в 9 месяцев – это укрепить тело ребенка , подготовить его к самостоятельной ходьбе, разнообразить движения малыша.

Комплекс упражнений и массажа для ребенка 9 месяцев

1. Скользящий шаг . Ребенок находится в положении лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, выполняйте попеременные скользящие движения ступнями по полу, сгибая и разгибая при этом ножки малыша.

2. Подъем ног . Если раньше ножки поднимали ребенку вы, то теперь просите его самостоятельно поднять ноги. Держите на весу палочку или игрушку и попросите кроху коснуться ножками этого предмета.

3. Скрещивание и разведение рук . Привычное упражнение усложним тем, что дадим в руки малышу кольца, а выполнять его можно не из положения, лежа, а из положения сидя.

4. Бокс . Выполняйте упражнение, вложив ребенку в ручки кольца, можно выполнить из положения, лежа, сидя и стоя.

5. Наклоны туловища . Исходное положение ребенка, стоя, взрослый фиксирует его одной рукой, обхватывая кроху за живот, а второй фиксирует выпрямленные колени. Теперь попросите малыша наклониться и достать палочку или игрушку. Выполните несколько таких наклонов (2-3).

6. Массаж спины по обычной схеме. Прочитать ее можно . Пункт 5.

7. Массаж живота по обычной схеме. Прочитать ее можно . Пункт 7.

8. Теперь усложним упражнение «парение» . Сядьте на стул, положите кроху себе на колени животом так, чтобы фиксировать рукой его ноги и ягодицы, плечи и грудь ребенка при этом провисают. На пол положите игрушку. Теперь попросите малыша наклониться вперед, чтобы достать игрушку и поднять свое тело в исходное положение, прогнуть спину.

9. Мостик . Вы сидите на стуле, кроха лежит у вас на коленях на спине, вы фиксируете положение его ног и бедер, плечи, голова и грудь ребенка провисают, попросите его прогнуться как бы в мостик и достать рукой до предмета, находящегося ниже или на полу, а затем вернуться в прежнее положение. Это упражнение прекрасно укрепляет мышцы спины и живота.

10. Ползание на четвереньках . Даже если кроха уже не ползает, а ходит вдоль опоры, не забывайте, что это прекрасное упражнение для укрепления всех групп мышц. Поэтому просите малыша поползать. Можно выполнять это вместе с ним наперегонки. Можно устроить для малыша преграды в виде тоннеля или кольца, через которые нужно проползать.

11. Вставание с опорой из положения, сидя – 3-4 раза.

12. Ходьба с поддержкой .

Видео массажа и гимнастики для грудничков:


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди