14.04.2019

Как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему. Фразы известных педагогов


Вступление Л.А. Никитиной, 2001 г.

Учимся трудиться, или корень трудолюбия

Люди всегда умели (и умеют!) растить нормальных детей без особых ухищрений и больших затрат. КАК? Просто приобщая их к своей ТРУДОВОЙ жизни.

Просто? Я думаю, что те, у кого это получается просто, не нуждаются в педагогической литературе, они так ЖИВУТ, естественно переняв надежные способы жить у своих дедов и родителей. Много ли среди нас таких?

О себе могу с грустью сказать: не преуспела я в этом. До сих пор не умею толком организовать бытовой труд в собственной семье. Почему я этому не научилась за долгую жизнь, мне и самой было непонятно до недавних пор. И досадно: да, я не мастер, но и не белоручка, умею и люблю делать многое из домашних дел, а вот ПЕРЕДАТЬ свои умения детям и внукам не выходит!

У Бориса Павловича это получалось: сыновья в нашей маленькой мастерской рано приобщались к разным тайнам ручного труда, перенимая у работающего отца его способы работы и отношение к делу. Я же в своей хозяйственной деятельности явно «давала слабину», как говаривал когда-то мой отец, когда видел нечеткую, неладно организованную работу.

Как я теперь понимаю, главная причина моего НЕУМЕНИЯ НАУЧИТЬ другого кроется в том, что НЕКОМУ было в детстве учить меня домашним премудростям, пришлось всё постигать самостоятельно, даже перенять было не у кого: мама работала, хозяйничала я сама, и своими «изобретениями» даже гордилась, пока мне один, другой, третий раз не щёлкнули по носу: иголку держишь смешно, бельё выжимаешь по-мужски, карандаш чинишь не так… и даже ручку держишь не как полагается.

И когда стали подрастать мои дети, я подсознательно стеснялась показывать им свои способы работы, да я просто не знала, КАК их научить, рассчитывая, что ребята и сами, как я когда-то, всему научатся, а совесть не позволит им сидеть сложа руки, когда мать и отец работают. Что ж, они на самом деле выросли не бездельниками, но кое в чем я просчиталась. Теперь, уже от взрослых детей, мне приходится выслушивать некие укоры за беспорядочность нашего общего быта, за отлынивание внучат от домашних дел, за то, что взрослым приходится делать то, с чем дети легко бы справились сами.

Корень трудолюбия… Как же его растить, эту опору каждого человека, каждой семьи, да и всего человечества? Вот вопрос, не дающий мне покоя. Особенно огорчало: почему у Бориса Павловича получалось, а у меня нет? Он многое делал в доме своими руками, но ведь и я дома не сидела сложа руки. Он работал вместе с детьми, но я тоже не гнала их от себя в домашних делах. Он не скупился на похвалу при удаче, и я хвалила ребят за сделанное, за помощь, за догадливость… Так что же я делала не так, а потом перенесла это своё «не так» в общение с внуками? Горько, что не успела я обсудить это с нашим Дедушкой за 40 лет общей жизни.

Ответить на этот вопрос мне помогла одна глава неопубликованной рукописи Бориса Павловича, найденная мною в его старом архиве: она совсем не о семье, не о домашнем труде, но когда я прочитала её, обнаружила чёткую связь между тем, что там написано (50 лет назад!), и теми способами его общения с детьми в труде, которые я наблюдала, но в которые не удосужилась вникнуть. Больше того: эти способы как основные принципы развития творческих способностей легли в основу его знаменитых теперь интеллектуальных игр!

Я приведу главу из рукописи Бориса Павловича с некоторыми сокращениями и замечаниями и очень надеюсь, что простые и четкие его мысли помогут другим родителям избежать тех ошибок, за которые мне приходится расплачиваться до сих пор.

Итак, «Формирование и развитие коллектива» - почти триста страниц убористого текста, посвященного воспитанию будущих рабочих в ПТУ. Не семейные, кажется, проблемы, но насколько они близки к тем, о которых шла речь! Возьмем пока только одну из них: главу «О требовательности».

О ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ Б.П. Никитин

«Как можно больше требования к человеку
и как можно больше уважения к нему».

А.С. Макаренко

Без требования воспитание невозможно. И если мы ставим перед собой такую задачу: привить учащимся высокие нравственные качества, то уже тем самым предъявляем им определенные требования.

Однако в практике осуществления этого принципа мы наблюдаем громадный разрыв между формальным признанием этого принципа и реальным проведением его в жизнь. Остановимся на этом несколько подробнее.

Здесь отчетливо выступают два недостатка : один – путь голого администрирования, когда мастер требует и добивается только беспрекословного подчинения учащихся. Такая «требовательность» логически не ведёт к воспитанию сознательной дисциплины, а подавляет инициативу учащихся и, конечно, принципиально противная нашему социалистическому принципу уважения к человеку.

Второй недостаток – ПОДМЕНА ТРЕБОВАНИЯ НАПОМИНАНИЕМ, хотя его можно было бы назвать и неумением требовать. Это очень распространённый и глубоко укоренившийся недостаток. Его можно видеть ещё у большого числа мастеров и руководящих работников наших училищ, и вред, наносимый им делу воспитания молодых рабочих, просто неисчислим.

Откуда он возник?

Попробуем проследить процесс его зарождения и вникнуть в его содержание.

Когда мастер знакомит учащихся, например, с правилами организации рабочего места в мастерской и показывает, что молоток и напильник у слесаря лежат справа от тисков, а зубило слева, то он ещё не уверен, что это правило «дошло до сознания» учащихся (как говорят обычно мастера).

Это действительно похоже на правду, потому что не только к следующему уроку, а даже через несколько минут иногда некоторые, а иногда многие уже кладут напильник куда попало, и каждому ясно, что они забыли и это правило, и то, почему его необходимо соблюдать.

А если забыли, то надо напомнить, ведь не наказывать же за такой пустяк мальчика! – думает мастер. И он подходит к учащемуся и вежливо напоминает:

– Куда надо положить напильник? Как следует организовать рабочее место? Помните, я вам говорил об этом?

Иногда сам переложит ему напильник туда, куда следует. Учащийся же послушно сделает то, что ему говорят, и сейчас же забудет об этом напоминании. И мастер напоминает на втором, третьем, четвёртом уроке, по нескольку раз в день, и так иногда в течение всего года в тщётной надежде, что когда-нибудь «дойдет же до сознания», и учащийся не будет забывать о правиле организации рабочего места.

Так мастера создают сами себе бесконечную работу, напоминая о том, что нужно чистить обувь, пришивать воротнички, застёгивать халаты, не убирать стружку из-под резца руками, надевать очки при работе на наждачном станке и т.д. и т.п., хотя любой здравомыслящий человек, видя ничтожные результаты, а иногда и отсутствие всяких результатов, в конце года скажет себе: «Тут что-то не то: целый год повторял одно и то же, а толку никакого. Надо было давно отказаться от этого «метода».

У нас же часто мастер, возмущаясь тем, что учащиеся не выполняют так много раз напоминаемое действие, говорит:

– Сколько раз можно повторять одно и то же?! – И эта фраза звучит уже как прямое признание того тупика, к которому приводит эта замена требования напоминанием, и как расписка в педагогической беспомощности.

Часть мастеров поступает так по другой причине. Видя, что учащиеся не выполняют их требований, они разводят руками и говорят:

– Что я с ними могу сделать, если они не выполняют? Ведь у меня нет никаких мер воздействия и наказания. Только и остаётся одно – напоминание, вот и напоминаем, хотя толку никакого.

Эти мастера мерами воздействия называют только наказания, и по сути дела, их взгляды на воспитательную работу немногим отличаются от взглядов сторонников администрирования.

Отказ от требования и замена его напоминанием страшны, по сути дела, тем, что здесь совершенно отбрасывается в сторону учёт сознания человека. Ведь нельзя же допускать мысли о том, что может «не дойти до сознания» такая простая вещь, как опасность глубоких порезов при снятии стружки из-под резца руками.

Это легко понимает даже ученик первого класса, и уж конечно, подросток 14-15 лет.

Если же мы напоминаем эту простую мысль, как и многие подобные ей, десятки раз, то значит, мы просто начинаем натаскивать учащегося, считаем его лишенным собственного разума и рассчитываем на обыкновенную выработку условного рефлекса.

Вот до какого невероятного вывода доходят те, кто бесконечные напоминания считают «методом воспитания» сознательного человека. Ясно каждому, что его не только применять, но даже назвать «методом» нельзя.

Когда дело касается подшивания воротничков, чистки ботинок, застёгивания халата, мыться рук после работы и им подобных вопросов, то с вредом «метода» напоминания дирекция училища ещё мирится. Мучается один мастер.

Но когда этот же «метод» даёт свои плоды при воспитании таких качеств, как привычки работать без брака, являться вовремя в мастерскую, беречь инструменты и оборудование, уважать старших, то тут горечь его плодов отравляет существование не одному мастеру, а всем работникам училища, включая директора.

Приведем один пример.

Мастер С. (РУ № 61) получает группу учащихся первого года обучения. Первый месяц занятий проходит благополучно, нет ни одного прогула. В следующий месяц пропущен один час. Это, так сказать, первая проба, которую предпринимает новичок.

Мастер остается после работы с провинившимся и долго наедине беседует с ним, доводя до сознания недопустимость прогулов и уговаривая не повторять этого. Тот как будто соглашается и даже даёт обещание не делать больше так. Проходит недели три, и тот же учащийся прогуливает 6 часов, т.е. целый рабочий день.

И опять дальше индивидуальной беседы мастер не идёт. Теперь всем учащимся видны результаты «разведки». Прогульщик чувствует себя в центре внимания ребят и его доказательства убийственно неопровержимы: «Я же говорил вам, что ничего не будет!»

И в группе разражается эпидемия прогулов: 132 часа за один месяц. И теперь ни беседы мастера, ни вызовы к замдиректора, ни призывы к родителям о помощи – ничто не помогает. В группе полный развал, все хватаются за голову, потому что у этой группы находятся ещё и последователи. Директор училища должен предпринимать радикальные меры – дать в группу требовательного мастера.

Таково прямое следствие подмены требования напоминанием, уговариванием и другими подобными действиями, не могущими привести в данном случае к цели. А надо было во всех этих случаях предъявить учащимся твёрдое, негнущееся требование, и необходимый результат был бы достигнут не более чем в две-три недели.

Так что же такое ТРЕБОВАНИЕ? – спросит читатель. Разве я не требую, когда говорю своим учащимся: «Являйтесь вовремя на занятия! Надевайте очки при заточке резца?!» - и требую настойчиво, повторяю десятки раз!

Да, ответим мы, это уже не требование, если вы повторяете его много раз, а учащиеся всё равно не выполняют или выполняют только некоторые из них.

Требованием оно будет тогда, когда вы добьётесь, чтобы его выполнили ВСЕ. Подчеркиваем – ВСЕ без исключения, так как один «червячок» уже испортит всё яблоко. И если в первые дни могут быть один, два или несколько человек, не выполнивших ваше требование, вы обязаны немедленно принять меры для того, чтобы добиться его выполнения во что бы то ни стало и не только сегодня, но и завтра и каждый день. Если вы потребовали сегодня, чтобы были чистые ботинки, а завтра забыли об этом, то лучше не начинайте разговора о ботинках вообще. Не вводите в заблуждение никого и не обманывайте самого себя. Потому что такое «требование» не приведёт к цели.

Требовать, конечно, надо уметь, и этому настойчиво следует учиться. Ведь «потребовать» - значит, поставить задачу учащемуся и сделать это надо таким образом, чтобы она была выполнена всеми.

Форма требования может быть различна и всегда зависит от конкретных особенностей обстановки, в которых оно предъявляется. От короткого распоряжения, подобного приказу, и делового указания к таким мягким формам, как просьба и совет. Но в каждом отдельном случае требование должно быть рассчитано на безусловное его выполнение, на подчинение учащихся мастеру или руководителю.

Основной формой требования остаётся деловое распоряжение или указание мастера, отданное решительно и твёрдо, без тени сомнения в том, что оно может быть не выполнено. Оно должно быть кратким, ясным, исполнимым и высказываться спокойно, без раздражения. Особого внимания от мастера требует КОНТРОЛЬ выполнения требования, и там, где контроль отсутствует или ведётся несистематически, требование теряет своё значение.

Требовательное воспитание кажется трудным до тех пор, пока не решаются его проводить, а как только решатся, то оно становится лёгким и простым.

Мастера К. (РУ № 1) привёл в недоумение вопрос: «Что вы делаете, если учащийся вам не подчиняется?»

– Как это не подчиняется?! – с искренним удивлением воскликнул тот. – У меня такого случая не было, и я просто не представляют себе, как это может быть.

Всё становится понятным, если посмотреть, как он осуществляет свои требования к группе.

Однажды, в начале учебного года, около половины учащихся его группы не выполнили первого домашнего задания по русскому языку. Малоопытная преподавательница, расстроенная случившимся, вместо того, чтобы самой принять меры, сразу же после урока обратилась к К. и просила его помочь.

К. пришёл в группу к окончанию последнего урока и, не ожидая, когда учащиеся начнут выходить, переступил порог.

Окончился урок, и в классе царило обычное оживление. Собирали ещё книги и тетради, громко говорили, некоторые уже направились к выходу. К. на секунду остановился у двери, его заметили, и шум как-то сразу стал слабеть.

– Садитесь! – коротко и решительно сказал он.

В самом тоне этого «Садитесь!» было столько требовательности, что все невольно сели, и в классе наступила полная тишина. Уже одна эта несколько необычная тишина заставила всех насторожитьcя и как будто говорила: «Что-то случилось!». К. подошёл к столу и, сохраняя всё то же сосредоточенно-серьёзное выражение лица, начал:

У нас на автозаводе только тогда слесаря считают хорошим, когда он даёт 150-160% нормы, а вы сегодня даже 100% не сделали – не написали домашнего задания по русскому. Куда это годится? В мастерской вы работаете неплохо, прямо это говорю, а тут… оскандалились. Я такую работу за работу не признаю. И от вас требую, чтобы это было первый и последний раз! Не подводите группу! – К. остановился и медленно обвёл глазами класс. Никто не пошевелился. Затем он, как будто успокоившись, деловито распорядился:

Открывайте тетради и пишите домашнее задание сейчас! А те, кто его сделал, могут идти домой.

Так мастер сразу показал всей группе «свою линию». Все учащиеся увидели, что мастер не отступит от своего требования.

Только такая линия решительной и последовательной требовательности, когда ни у кого не возникает даже мысли, что требование может быть не выполнено, может привести к желаемым результатам.

Б.П. Никитин,1954 г.

Ну как, дорогие коллеги-родители, не узнаёте ли вы свои собственные огрехи в деле организации домашнего труда и порядка? У нас в доме этими напоминаниями и уговорами общими усилиями (особенно женскими) даже малышей отучили слышать и выполнять просьбы с первого раза. И фраза «Сколько можно тебе говорить?!» – никак не содействует, например, своевременной уборке или выносу помойного ведра.

Но это только начало – умение требовать.

В чем заключался успех А. С. Макаренко? В том, что в своих школах коммунах он подобрал замечательный Дружный преподавательский Коллектив, из Честных, Порядочных, и Неравнодушных к детям людей, своих Единомышленников, которых он лично научил и проинструктировал как надо обращаться с трудными детьми и подростками. А. С. Макаренко – была разработана единая программа действий по перевоспитанию трудных, запущенных детей и малолетних преступников. Весь коллектив, А. С. Макаренко и все его помощники преподаватели работали одной дружной командой по единым правилам и принципам. А главное, А. С. Макаренко видел во всех этих детях беспризорниках — обыкновенных людей и относился к ним по человечески, с уважением, с сильным желанием сделать всё возможное, чтобы эти дети все исправились и выросли хорошими и образованными людьми.

Макаренко говорил: «Как можно больше УВАЖЕНИЯ и доверия к человеку, и как можно больше ТРЕБОВАНИЙ к нему»! А мы знаем, что все дети очень чувствительны на хорошее к себе отношение, когда их уважают и видят в них живых людей. Дети – всегда отвечают на добро — добром, в отличии от взрослых людей! Макаренко старался научить детей хорошим отношениям и дружбе между собой, учил детей помогать друг другу и всячески искоренял любые грубые отношения между детьми, когда старшие и сильные обижают тех, кто их слабее и младше. Макаренко старался всех детей, своих воспитанников — загрузить какими-либо обязанностями и делом, и требовал точного их исполнения, потому что хорошо знал, что все дурные поступки детей – от безделья.

Дети – НЕ ДОЛЖНЫ болтаться БЕЗ ДЕЛА, иначе они — начинают заниматься дурными делами, быстро ПОРТЯТСЯ и становятся Плохими!

Макаренко хорошо понимал, как важно воспитывать в детях чувство ответственности и организатора. Потому что, когда человек за что-либо отвечает и с него строго требуют выполнения тех или иных обязанностей, тогда он проникается чувством личной ответственности и начинает думать как лучше выполнять свои обязанности, в нем начинают развиваться Творческие начала.

Антоном Семеновичем Макаренко была разработана уникальная система воспитания честных граждан и перевоспитания правонарушителей и малолетних преступников. Он преследовал одну главную цель – воспитание сознательных, честных, активных, самостоятельных и трудолюбивых граждан. Для этого он требовал объединения всех и воспитанников и воспитателей — в единый, монолитный и дружный коллектив, так, чтобы придать силу коллектива каждому члену коллектива, учитывая, что коллектив думает и действует намного лучше, чем отдельная личность.

У каждого ребенка изначально существуют четыре главных потребности:

1. Потребность к Труду.

2. Потребность к Общению.

3. Потребность к Образованию и обучению.

4. Потребность к Самоутверждению и к Самостоятельности.

Эти потребности надо и необходимо развивать, чтобы формировать из ребенка не разрушителя, а созидателя.

Макаренко широко применял методы трудового воспитания и обучение профессии, чередуя занятия по обучению профессии и выполнение каких-либо работ с занятиями в школе. Причём процесс приучения человека к труду, если мы действительно хотим, чтобы наши дети – Полюбили труд, то ТРУД — должен обязательно — НРАВИТЬСЯ человеку, потому что человек не должен заниматься тем, что ему не доставляет морального и душевного удовлетворения! Макаренко показал, что труд, который воспитанникам нравится, должен обладать определенными положительными качествами. Труд должен быть хорошо организованным, коллективным, высокопроизводительным, качественным и хорошо оплачиваемым, а главное, чтобы человек видел сам реальные результаты своего труда, его важность, ценность и пользу и смог бы гордиться им особой рабочей гордостью за свой труд.

Всё это, как мы теперь знаем, дало отличные результаты. Дети не только получили хорошее образование и профессиональные трудовые навыки, но главное, они приучились к созидательному Труду и дисциплине, ведь любая работа, делаемая на совесть в известной мере Дисциплинирует человека, приучает его к добросовестности и к личной ответственности, пробуждает в человеке творческий потенциал, а главное, насаждает в человеке добрые привычки и избавляет от дурных. Труд помогает развивать не только физические навыки, но и развивает духовные качества.

Потребность в общении в системе Макаренко дается как умение перенимать опыт окружающих людей. Он мотивировал эту потребность тем, что «материалом для будущего человека не может быть ограниченный набор семейных впечатлений или поучений отцов, а им может стать сама жизнь и общение с людьми во всех многообразных проявлениях». Тем самым система невольно заставляет человека сочетать личное с общественным, делиться передовым опытом и получать его, учиться решать проблемы и ощущать мир глазами коллектива. Человеку должен общаться с людьми, надо только внимательно следить за тем с кем ребенок общается и с какой целью, и пресекать любое общение с плохими людьми, чтобы человек не подпал под их негативное влияние и не научился плохому. Что же касается потребности в самоутверждении, то Макаренко понимал её как морально-эстетическую. Задачей современного педагога в данном вопросе является то, чтобы не отбить у человека интерес и желание в какой-либо деятельности. Самоутверждаться человек может и должен в работе, в учебе, в спорте или в какой-либо другой сфере деятельности. Но в любом случае для него одинаково значимо и необходимо, и одобрение и осуждение. Педагогу надо только следить за тем, чтобы у человека не развивались нежелательные негативные качества: гордость, высокомерие, возвеличивание своей личности, презрение к тем, кто хуже и слабее, тщеславие, хвастливость, ложь, зависть, соперничество, эгоизм и т. д. Система Макаренко из такой ситуации предлагает довольно эффективное решение: дать человеку почувствовать отношение коллектива к нему лично. Поэтому, очень важно следить за процессом самоутверждения человека в коллективе, обращая его внимание на то, что он является частью коллектива.

Макаренко считал, что хорошо организованный, ДРУЖНЫЙ КОЛЛЕКТИВ – обладает большой СИЛОЙ и Способен ПЕРЕВОСПИТЫВАТЬ самых трудных и неподдающихся никакому воспитанию ребят. Он говорил, что коллектив – это не толпа, это по сути объединение единомышленников. Настоящий коллектив обладает большой созидательной силой, но в тоже время нельзя впадать и в другую крайность, когда коллектив начинает Топтать личность человека, начинает низводить человека до положения «винтика». Надо помнить, что мнение большинства – не всегда означает истину. Если мнение коллектива начинают навязывать каждому его члену – то это означает, что коллектива уже Нет, а есть небольшая кучка авторитетных людей, которая по тем или другим причинам начинает манипулировать и использовать, якобы мнение большинства, часто подтасованное, в каких-то своих корыстных целях. Коллектив – рождается там, где между людьми завязались Хорошие отношения, есть дружба и взаимопомощь, взаимное доверие и уважение к каждому члену коллектива, где уважается мнение каждого человека и с ним считаются, люди себя чувствуют свободно и легко. Если этого нет – то НЕТ и коллектива, а есть просто сборище равнодушных к друг другу людей, толпа или преступная банда. Всё это вместе означает, что педагог, воспитатель или руководитель, люди, которые призваны организовывать, возглавлять и руководить коллективом – являются слабыми, низкого профессионального уровня, непригодными работниками, которые просто занимаются не своим делом и должны немедленно оставить эту работу и заняться другим делом.

Всё зависит от руководителя коллектива! Если руководитель сам человек порядочный, грамотный профессионал, хорошо относится к людям – то он легко формирует и создает дружный коллектив. Если руководитель человек непорядочный, высокомерный и равнодушный к людям – он никогда не сможет создать хороший коллектив, такой человек своей деятельностью приносит большой вред и его надо немедленно освобождать от должности. Хороший педагог, воспитатель или руководитель очень хорошо понимает важность и необходимость создания дружного коллектива, потому, он с первых дней своей работы, приложит все возможные усилия для того, чтобы заслужить признание и уважение со стороны своих учеников, воспитанников или подчиненных, и объединить их в дружный коллектив. Поэтому, если человек проработал на должности руководителя более полугода и во вверенном ему коллективе не сложились и даже не начинали слаживаться хорошие, уважительные отношения между людьми, каждый человек существует сам по себе, да еще есть и конфликты, члены коллектива, ученики, воспитанники или подчиненные не уважают, не доверяют и плохо относятся к своим учителям, к воспитателям или к руководителям – то это говорит о том, что этот педагог, воспитатель или руководитель — слабый, низкого профессионального уровня, что он не справляется со своей работой и со своими обязанностями, и потому не может дальше оставаться на своей должности. Он должен уйти.

Макаренко утверждал, что он не смыслит процесс воспитания без НАКАЗАНИЯ. По крайней мере без реальной угрозы наказания со стороны коллектива. Коллектив имеет полное право защищать себя от нарушителей порядка. У Макаренко были педагогические способы наказания. Это наряд, лишение отпуска в выходной день, лишение карманных денег, домашний арест, различные виды выговоров, общественный бойкот и, как крайняя мера для самых невменяемых и неисправимых – изгнание из воспитательного учреждения. Педагогическое наказание – это способ выразить негативное отношение коллектива к негативным поступкам. В чем же заключается сущность наказания? Сущность наказания заключается в том, что человек переживает то, что он осужден всем коллективом, зная, что он действительно поступил неправильно, то есть в наказании нет подавленности, а есть переживание совершенной ошибки или дурного проступка, и есть переживание отрешение от коллектива, хотя бы минимальное. Поэтому и к наказанию нужно прибегать лишь в том случае, когда Общественное Мнение, то есть мнение всего коллектива полностью стоит на стороне необходимости применения к провинившемуся какого-либо наказания. Там, где коллектив не на вашей стороне, — добавлял А. С. Макаренко, — там, где мы воспитатели не сумели убедить коллектив в необходимости и справедливости применения наказания и там, где ваше решение будет решением отрицаемым всем коллективом, там наказание производит не полезное, а вредное впечатление; и только, когда вы чувствуете, что весь коллектив на вашей стороне и думает и считает также как и вы — только тогда и можно наказывать. Только тогда наказание принесет пользу провинившемуся, когда и сам провинившийся понимает, что он действительно Виноват, и что он справедливо несет заслуженное наказание.

А. С. Макаренко в 1937 году заявил о главной ПРИЧИНЕ появления и развития детской и молодёжной преступности. Он сказал, что — не только Среда виновата в том, что дети СТАНОВЯТСЯ преступниками, а первую очередь, ВИНОВАТЫ — ПЛОХИЕ родители и Плохие педагоги. Преступники растут не только в малообеспеченных и бедных семьях, но и в хорошо обеспеченных богатых семьях. Преступления совершают и выходцы из богатых семей. Все преступники, как малолетние, так и взрослые – все они ВОСПИТЫВАЛИСЬ и росли в семьях, ходили учиться в школы. Значит, дело не только в объективных тяжелых условиях жизни, но прежде всего, в субъективных – в НЕПРАВИЛЬНОМ Воспитании детей.

Если ребенок ПЛОХО воспитан, то в этом — ВИНОВАТЫ в первую очередь, только Родители, или Воспитатели, если ребенок живет и воспитывается не дома в семье, а например, в детском доме. Тем более возмутительно, если люди, которым было доверено воспитание детей оказались сами Невоспитанными и Непорядочными людьми, а главное, совершенно Равнодушными к детям – как такие люди могут правильно воспитывать и учить детей чему-то доброму, если они каждый день — сами Подают Дурной Пример своим воспитанникам, своим высокомерием, грубостью, несправедливостью и безразличием как к детям так и к своей работе.

…Самые лучшие мальчики в условиях плохо организованного коллектива под негативным воздействием Неправильного воспитания Плохих воспитателей очень быстро — становятся Дикими зверушками. Это так и есть. Соберите самых лучших детей, поставьте возле них Плохих педагогов, и через месяц они Разнесут и колонию, и детдом, и школу и самих этих педагогов». Таким образом существует не проблема воспитания и перевоспитания правонарушителей, а проблема создания и организации системы правильного воспитания. (А. С. Макаренко. Соч. т. 5.)

Сегодня по радио и по телевидению мы постоянно слышим многочисленные рассуждения о причинах увеличения количества преступников особенно среди молодежи. Обвиняют в основном чиновников, политиков и экономистов. Они довели страну до воровства и вранья. Да, виноваты чиновники и министры! Виноваты политики! Виноваты экономисты, виноваты МВД и Прокуратура! И это правда!

Но эта правда не должна скрывать – самых главных ВИНОВНИКОВ Плохого воспитания детей – это, то, что ВИНОВАТЫ в этом в первую очередь, — сами РОДИТЕЛИ, которые являются — Непорядочными, грубыми и пошлыми людьми — ОБЫВАТЕЛЯМИ, которых совершенно не интересуют собственные дети и потому их дети растут сами по себе, являясь по существу беспризорными детьми при живых родителях. Во вторых, – это ПЛОХИЕ преподаватели и воспитатели, низкого профессионального уровня, которые являются непорядочными, недобросовестными и часто грубыми людьми, полностью равнодушных к детям, потому что не способны их любить.

Плохих преподавателей и воспитателей отличает прежде всего — абсолютно Формальный, РАВНОДУШНЫЙ подход к ВЫПОЛНЕНИЮ своих обязанностей, их ВОЛНУЕТ только их ЗАРПЛАТА, а до детей и их проблем — им НЕТ никакого дела, дети им совершенно не нужны. Они заняты только собой и своими проблемами, и потому не переживают за детей, которых они по долгу службы обязаны воспитывать, не стремятся сделать всё для того, чтобы из детей вырастали хорошие, образованные и воспитанные люди.

А. С. Макаренко считал, что Высокомерных, Грубых и Равнодушных к детям людей – педагогов и воспитателей и близко — НЕЛЬЗЯ Подпускать к детям, потому что такие люди не воспитывали, а наоборот — ПОРТИЛИ детей одним своим присутствием, и потому Макаренко старался ИЗБАВЛЯТЬСЯ от таких педагогов наставников.

Поэтому из опыта А. С. Макаренко можно сделать следующий вывод. Для того, чтобы остановить вал преступности и разложения, развращения и оглупления наших детей и молодежи необходимо провести по всей стране — обязательное обучение всех родителей правилам и методам Православного Воспитания детей. Надо ужесточить требования к родителям и ввести их Личную Ответственность за воспитание детей и ввести в ряде случае Уголовную Ответственность. Необходимо увеличить требования к педагогам и воспитателям, проводить более строгий отбор при наборе студентов в пединституты и не принимать туда людей, которые явно не способны быть педагогами. Необходимо выявить всех плохих педагогов и воспитателей и немедленно их уволить.

Необходимо очень строго подходить к назначению руководителей школ, гимназий, училищ, техникумов и вузов – на эти должности ДОЛЖНЫ Подбираться только очень ПОРЯДОЧНЫЕ люди, профессионалы своего дела. Всех равнодушных, корыстных и непорядочных руководителей, в том числе руководителей районного, городского и областного отделов образования необходимо немедленно снять с о своих должностей и уволить, назначив на эти должности порядочных людей. Дело в том, что хороший руководитель подбирает себе в свой коллектив только порядочных людей и избавляется от плохих работников. Плохой руководитель подбирает точно таких людей, как и он сам и не дает работать, выживает под всякими предлогами хороших людей. Если сумеем осуществить хотя бы эти преобразования – ситуация в нашей стране начнет быстро меняться к лучшему.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Жирновский нефтяной техникум»

Суркова Любовь Анатольевна,

мастер производственного обучения

Моё восприятие А.С.Макаренко в контексте современных проблем воспитания.

«Воспитательный процесс - процесс постоянно длящийся, и отдельные его детали разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».

Макаренко Антон Семенович

Роль А.С. Макаренко в современной теории семейного воспитания чрезвычайно велика. На основе своей практической деятельности Макаренко разработал стройную теорию воспитания ребенка, которая применима в любой стране и в любую эпоху.

Антон Сергеевич Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников, выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм. Является одним из теоретиков коллективного воспитания, разработал его принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины.

Известный педагог пытался учесть в целях, содержании, методе воспитания, как позицию человека, так и позицию общества, отдавая предпочтение последнему.

Общественный характер воспитания обнаруживается в том, что оно является коллективистским. В связи с этим Макаренко подчеркивал, что воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать, прежде всего, как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей. Метод Макаренко по формированию коллектива применительно к нашему времени ориентирован на решение политических, нравственных задач, вытекающих из природы демократии и интересов трудящихся масс. Он основан на таком труде, который не только обеспечивал коллективу достаточно высокий материальный уровень, но и приносил большой доход в пользу государства.

Показателем социальности воспитания по Макаренко выступает то обстоятельство, что воспитание осуществляется не только в государственном учреждении, но и в основной ячейке общества – семье. Именно в семье, по его мнению, закладываются основы характера человека, создается фундамент его воспитанности.

Опыт А.С. Макаренко по сочетанию воспитания с производительным трудом и созданию на этой основе коллектива сейчас приобретает особую значимость. Именно он выявил социальную сущность коллектива, раскрыл стадии его развития, разработал теорию первичного коллектива, разработал методику параллельных воспитательных воздействий в коллективе, обосновал роль перспектив, труда, эстетики, игры, мажорного тона, режима и дисциплины в формировании детского коллектива. Все эти идеи применимы к сегодняшнему дню. Воспитание, по А.С. Макаренко, - это организация жизни детей. Говоря о логике воспитательного процесса, он всегда подчеркивал важность разработки воспитательной системы с позиций целостного подхода к личности и ее целенаправленному формированию. По утверждению Антона Семеновича, человек не развивается по частям, поэтому нужна гармония воспитательных действий, нельзя изолированно использовать воспитательные средства.

Проблема ответственности приобрела исключительную значимость в силу критического состояния современного мира, ставшего сегодня настолько взаимосвязанным, что разрешение всех социальных, политических, государственных конфликтов с необходимостью предполагает осознание глобальной ответственности человечества за судьбы цивилизации, за сохранение жизни на земле.

Невозможно переоценить вклад, который внес А.С. Макаренко в теоретическую разработку вопроса об ответственности и в практику формирования социально-ответственной личности. Именно он сформулировал вопрос об отношениях ответственной зависимости и сути ответственных связей, уделил особое внимание разграничению вопросов о воспитании ответственности и воспитании ответственностью, коллективной ответственности и ответственности перед коллективом, анализу профессиональной ответственности, ответственности родителей и т.п. таков далеко не полный перечень проблем, в разработку которых он внес существенный вклад. Его опыт важно сейчас глубоко осмыслить, а идеи развить и конкретизировать применительно к современным задачам нашего общества.

В своей деятельности Макаренко А.С. не оставлял ни одного педагогического термина или понятия без должного внимания. Например, мастерство педагога в понимании Макаренко - это сложнейший комплекс знаний и умений. На первом месте в нем стоит мастерство организатора. Макаренко не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот его вывод вытекает из верного понимания воспитания и развития личности, из концепции воспитательного коллектива.

Таким образом, из вышеуказанного можно сделать однозначный вывод о том, что теоретические положения А.С. Макаренко не потеряли своей актуальности и в наше время. Практическое претворение в жизнь идей Антона Семёновича, не пройденный этап, а задачи на будущее. Макаренко относится к педагогам, которые идут впереди своего времени. Многие условия его комплексной воспитательной программы нам еще только предстоит сформировать. В этой программе одним из решающих условий будет человеческий фактор - высокий уровень социализации и духовного развития каждой человеческой личности, способной отстаивать преимущества системы, активно бороться с возможными ее деформациями, нести личную ответственность за общее дело.

Литература:

    Апанасенко О.Н. Воспитание ответственности у учащихся в коллективе (из опыта работы А.С. Макаренко)//Мир науки, культуры, образования.-2007.-№1(4).- с.104-106

    Педагогические сочинения. В 8-ми т. М., 1986, т.8, с.137

Оригинал взят у salatauq в Актуальность опыта Макаренко в наши дни.

"Нормальный человек не может адаптироваться к «социальной помойке», в условиях помойки «воспитывается только хорошо адаптированная сволочь».

Однажды у Антона Семеновича Макаренко произошел такой разговор с профессорами, которые предложили ему поработать над учебником педагогики:
- Вы какую педагогику хотите писать: сегодняшнего или завтрашнего дня? - спросил Антон Семенович.
- Конечно - сегодняшнего. Мы не знаем, что будет завтра.
- Тогда я вам не помощник. Пока вы напишите, придет завтрашний день. И у вас получится педагогика вчерашнего дня

Для начала следует отметить значение педагогического новаторства Макаренко не только для новейшей социально-экономической формации СССР, но и для мировой педагогики в целом.

"Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.."

Вторая немаловажная особенность его подхода к постановке педагогических задач и поиска их решений - классовая, ибо Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. - Поэтому сказать что он был хотя бы из разночинцев, или мещан, - нельзя, то есть он происходил из рабочих, и развивал педагогику применительно к решению конкретной задачи - воспитания нового человека социалистического общества.

В чем заключался успех А. С. Макаренко? В том, что в своих школах коммунах он подобрал замечательный Дружный преподавательский Коллектив, из Честных, Порядочных, и Неравнодушных к детям людей, своих Единомышленников, которых он лично научил и проинструктировал как надо обращаться с трудными детьми и подростками. А. С. Макаренко - была разработана единая программа действий по перевоспитанию трудных, запущенных детей и малолетних преступников. Весь коллектив, А. С. Макаренко и все его помощники преподаватели работали одной дружной командой по единым правилам и принципам. А главное, А. С. Макаренко видел во всех этих детях беспризорниках — обыкновенных людей и относился к ним по человечески, с уважением, с сильным желанием сделать всё возможное, чтобы эти дети все исправились и выросли хорошими и образованными людьми.

Макаренко говорил: «Как можно больше УВАЖЕНИЯ и доверия к человеку, и как можно больше ТРЕБОВАНИЙ к нему»! А мы знаем, что все дети очень чувствительны на хорошее к себе отношение, когда их уважают и видят в них живых людей. Дети - всегда отвечают на добро — добром, в отличии от взрослых людей! Макаренко старался научить детей хорошим отношениям и дружбе между собой, учил детей помогать друг другу и всячески искоренял любые грубые отношения между детьми, когда старшие и сильные обижают тех, кто их слабее и младше. Макаренко старался всех детей, своих воспитанников — загрузить какими-либо обязанностями и делом, и требовал точного их исполнения, потому что хорошо знал, что все дурные поступки детей - от безделья.

От составителя
Наша страна, в которой традиционно все лучшее отдавалось детям, переживает непростой период, когда надо защищать детей. Защищать от растления, от пропаганды насилия, от идей индивидуализма, на которых воспитываются нравственные уроды, эгоисты. К защите детства стремятся всевозможные фонды, общественные организации. Об этой своей задаче говорит и государство, пытаясь найти секреты воспитания личности гражданина, достойного отечества своего.

В сегодняшней нашей жизни многие из нас пытаются определить секрет успеха. Кто-то ищет его в книжках по сетевому маркетингу, другие пытаются не пропустить ни кадра, ни слова фильма «Секрет»… Воистину: нет пророка в своем отечестве! При том, что отечественная культура - как историческая память - дает каждому из нас такую возможность.

Мы предлагаем вам книгу, в которой представлены педагогические работы Антона Семеновича Макаренко. Отношение к этому человеку, Педагогу в разные годы было неоднозначным. Есть повод сказать, что Макаренко уничтожали много раз: при жизни и уже потом, когда сам он ответить ничего не мог. Отношение к нему словно маятник: вознесся и - резко вниз.

Меж тем активный интерес к педагогике Макаренко, который мировая общественность стала проявлять после Великой Отечественной войны, когда советский народ одержал победу над фашистской Германией, с каждым годом только возрастает. Специалисты стремятся проникнуть в понимание характера воспитания молодежи «по Макаренко» в Советском Союзе (хотя мы знаем, что отечественная школа не всегда понимала и принимала Макаренко). Такие исследования педагогического наследия и опыта Макаренко ведутся в Германии, во Франции, Англии, Италии, Японии и других странах. Специалистов и просто небезразличных людей интересует, как Макаренко удавалось вернуть беспризорных, одичавших порой детей в общество и одновременно строить жизнеспособный детский коллектив, достигая «необратимых закреплений жизни». Многих привлекает убеждение А.С. Макаренко, что нормальный человек не может адаптироваться к «социальной помойке», в условиях помойки «воспитывается только хорошо адаптированная сволочь».

Дети - НЕ ДОЛЖНЫ болтаться БЕЗ ДЕЛА, иначе они — начинают заниматься дурными делами, быстро ПОРТЯТСЯ и становятся Плохими!

В 50-е годы в Италии, Японии и особенно в ФРГ появляется много работ непосредственно об опыте А.С.Макаренко.
Известная американская учительница М. Сандерс назвала Антона Семёновича «отцом мировой педагогики». Труды Макаренко применяют психологи Японии. На Кубе существует целая сеть школ-коммун, работающих по системе прославленного учителя и воспитателя.
Поэтому неудивительно, что Генеральной конференцией ЮНЕСКО 1988 год был объявлен Международным годом А.С. Макаренко. До этого такой чести удостаивались только два наших соотечественника: В.И. Ленин и М. В. Ломоносов.
С 1991 года действует международная макареновская ассоциация, объединившая российских,украинских, итальянских и немецких макаренковедов. С 2005 г. она приобрела статус "Макаренковского содружества".

Уважение педагога к учащемуся - это уважение к ребенку, подростку, юноше или девушке как к личности, это недопустимость личности учащегося, оскорбления его человеческого достоинства.

Проблема личности, писал А.С.Макаренко, может быть решена, если в каждом человеке видеть личность. Отношение к учащемуся как к личности - дело, требующее преодоления больших и малых противоречий, постоянно возникающих в процессе общения преподавателя с учащимися. Это сложная работа ума и сердца педагога.

Дети бывают невольно жестокими, нередко грубыми, циничными, замкнутыми и озлобленными. У них могут быть дурные привычки и наклонности. И как бы ни было трудно, человек, избравший делом своей жизни педагогическую профессию и тем самым добровольно возложивший на себя все связанные с ней обязанности, призван уважать детей и быть терпимым ко всем без исключения учащимся. Неуважение к детям мстит за себя их недоверием.

Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность к нему . Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство А.С.Макаренко выразил так: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем, как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но если ее потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.

Педагог, предъявляющий требования, должен восприниматься учащимся как человек, искренне заинтересованный в его судьбе и глубоко уверенный в процессе формирования его личности. В этом случае требовательность будет выступать как необходимость, а не как личный интерес, чудачество или каприз преподавателя.

Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она не была, не принесет пользы, если она нереалистична, невыполнима и не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности учащегося. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично сочетается с требовательностью к себе, с учетом мнений своих воспитанников о себе. Чтобы успешно сформировать личность, усилия педагога должны встречать ответную положительную реакцию . Можно сказать, что воспитание - это эффект взаимной благожелательности, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между преподавателем и учащимся.

Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке . Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность.

Осознание своего успеха в каким-то одном деле является для ребенка могучим источником моральной стойкости в преодолении трудностей в других делах . Ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко проявляются интеллектуальные особенности ребенка, надо умело использовать для его духовного подъема.

В учебной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, кто плохо учится, ленится, пренебрегает интересами коллектива, общественными обязанностями и поручениями. Однако даже у самых, казалось бы, негативных ребят есть стремление к нравственному совершенствованию, которое легко погасить, общаясь только окриками, упреками и интонациями. Это стремление надо поддержать и усилить, если педагог вовремя заметит и поощрит малозаметные порывы учащегося разрушить привычные формы поведения


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди