10.10.2019

Основные категории психологии воспитания. Семейное воспитание Психология семьи и семейного воспитания современные теории


Семья - это основная ценность любого человека. Все ее члены прочно связаны между собой множественными обязательствами и обещаниями, все это делает семью не только источником удовлетворения разных потребностей, но и своеобразным голосом совести, к которому необходимо прислушиваться в любой ситуации. Еще большее значение имеет эта ячейка общества для детей, ведь именно здесь формируются и оттачиваются все основные грани растущей личности. Типы семейного воспитания играют в этом процессе ключевую роль. В зависимости от них выстраиваются и заполняются физические, эмоциональные, интеллектуальные и иные аспекты развития ребенка. Сегодня мы рассмотрим типы семейного воспитания и их характеристики, а также обсудим ошибки, которые могут привести к роковым последствиям.

Структура и описание семьи с точки зрения психологии

Современные психологи и педагоги уделяют большое значение воспитанию ребенка в семье. Эта тема волновала умы специалистов еще в древние времена и на сегодняшний день накопилась достаточно обширная база, позволяющая классифицировать типы семейных отношений и семейного воспитания. Однако в первую очередь психолог либо психиатр, работающий с ребенком, проводит анализ семьи. Уже по его результатам можно работать по выявлению типов семейного воспитания в конкретно взятой ячейке общества, а также выдать ряд рекомендаций.

Самая развернутая схема анализа принадлежит психиатру Личко. Ею пользуются многие специалисты, так как она дает наиболее полное представление о типах семьи и стилях семейного воспитания. Итак, Личко предлагает проводить анализ по следующим характеристикам:

  • Структура семьи. Здесь необходимо учитывать такие факторы как полноценная семья, неполная, а также варианты с отчимом либо мачехой.
  • Функциональные особенности. Эта характеристика включает в себя множество нюансов. К примеру, насколько гармонична семья. Ведь в случае выявления дисгармонии будет наблюдаться несоблюдение интересов и неудовлетворенность всех членов этой ячейки общества, ведущих к множественным проблемам. По данному пункту специалисты всегда работают максимально глубоко.
  • Партнерство родителей.
  • Уровень конфликтности и просчет рисков развода.
  • Оценка эмоциональной связи между членами семьи.

Сложив в единую картину показатели по всем перечисленным пунктам, опытный специалист сможет определить тип семьи и семейного воспитания. Причем стоит иметь в виду, что на сегодняшний день психологи и педагоги используют разную классификацию, основываясь на работах тех или иных авторов. Большинство современных специалистов ссылаются на типологию, созданную Дианой Баумринд в середине двадцатого века. О ней мы поговорим немного позже.

Классификация семьи

Диагностика типа семейного воспитания невозможна без определения варианта семьи, в которой растет ребенок. Современная наука выделяет три типа:

  • традиционная семья;
  • детоцентрическая;
  • супружеская.

В данной типологии традиционная семья подразумевает формирование четкой вертикали власти. У детей воспитывается уважение к старшему поколению и подчинению требованиям. В подобной семье ребенок быстро учится вписываться в предложенные условия и четко понимает свое место в сложившейся структуре. Однако это лишает взрослеющую личность гибкости и инициативности, что в дальнейшем плохо сказывается при построении собственных семейных отношений.

Детоцентрическая семья ориентирована на счастье своего ребенка. Родители делают все, чтобы ненаглядное чадо испытывало только позитивные эмоции. Взаимодействие в семье осуществляется снизу вверх, то есть, отталкиваясь от желаний, настроений и потребностей ребенка. Обычно подобное отношение значительно поднимает самооценку маленькому человеку, но лишает его способности контактировать с другими людьми в обществе. Таким детям очень тяжело пройти адаптационный период в школе, они постоянно конфликтуют со сверстниками и педагогами, а также воспринимают окружающий мир в черных тонах.

Основа супружеской семьи - это доверие. Здесь вместо вертикали выстраивается горизонталь взаимодействия, где всегда в равной степени учитываются интересы всех членов семьи. Причем с каждым пройденным этапом взросления ребенок получает большее количество прав. В такой среде дети вырастают гармонично развитыми, уверенными в своих силах, самостоятельными и эмоционально устойчивыми. Однако, несмотря на высокую адаптивность, ребенок из супружеской семьи плохо приспосабливается к условиям, требующим беспрекословного подчинения. Ему всегда будет некомфортно вписываться в вертикаль власти, что может существенно затормозить его карьерный рост во взрослой и самостоятельной жизни.

Классификация типов семейного воспитания

Американка по происхождению Диана Баумринд всю свою жизнь посвятила семейной психологии. Она успела провести наблюдение над большим количеством разных семей и сумела выделить три стиля и типа семейного воспитания. Под этой формулировкой она понимала совокупность методик, отношений и средств воздействия, которые родители применяют в ежедневном общении со своими детьми.

Согласно наблюдениям Баумринд, можно выделить следующие стили:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • попустительский.

Каждый из перечисленных типов семейного воспитания накладывает на личность ребенка определенный и четко читаемый отпечаток, который влияет на всю его дальнейшую жизнь.

Авторитарный стиль

С самого рождения родители принимают все решения за своего ребенка. Они настаивают на беспрекословном подчинении и держат под контролем каждый шаг своего чада. Самостоятельность ребенка постоянно ограничивается, ему никогда не объясняют причины тех или иных требований, а малейшее нарушение установленных правил жестко карается моральным давлением, словесным порицанием и даже физическим воздействием. В подростковом периоде это приводит к частым и тяжелым конфликтным ситуациям.

Большинство детей, воспитанных в авторитарном стиле, не имеют собственного внутреннего механизма контроля своих поступков. Они действуют, только соизмеряя свои проступки с наказанием, которое может последовать за действиями. Если в какой-то момент наказание не наступает, то этот ребенок может превратиться в антисоциальную и даже опасную личность.

Обычно данный тип семейного воспитания ребенка приводит к формированию зависимой или агрессивной личности.

Авторитетный тип воспитания

Его еще часто называют демократическим, ведь он считается наиболее правильным из всех с точки зрения психологии. В этом случае родители пользуются большим авторитетом у своих детей, но власть используют только в самых крайних случаях. Все решения в семье принимаются совместно с ребенком, в нем развивается ответственность, соразмерная возрасту.

При таком стиле воспитания между родителями и детьми формируются теплые и доверительные отношения, в которых всегда найдется место доброму совету. Ребенок, выросший в такой среде, независимо от пола, выйдет во взрослую жизнь гармоничной личностью.

Попустительский стиль

Влияние типов семейного воспитания на формирование личности трудно переоценить, поэтому любой перегиб в ту или иную сторону негативно сказывается на воспитательном процессе и самом ребенке. К примеру, при попустительском стиле родители практически не руководят своим чадом. Оно не знает отказов, запретов и каких-либо ограничений. Такие дети полностью игнорируют просьбы и потребности родителей, при этом не испытывают к ним эмоциональной привязки так как подсознательно воспринимают вседозволенность в качестве равнодушия.

В подростковом возрасте в такой семье могут возникать очень серьезные проблемы. Дети, нуждающиеся во внимании и тепле, могут связаться с дурной компанией или начать принимать наркотики. Одновременно с этим они испытывают сложности в общении со сверстниками и другими взрослыми людьми, которые отказываются потакать их капризам. В будущем такие дети с трудом находят себе спутника жизни и не могут выстроить крепких семейных отношений.

Другие типы семейного воспитания и их характеристика

Как оказалось, трех стилей воспитания оказалось недостаточно, чтобы охватить все нюансы и типы семей. Поэтому в дальнейшем возникла типология, дополняющая научные труды Дианы Баумринд:

  • хаотический стиль;
  • опекающий.

Для первого типа семейного воспитания характерно отсутствие определенного стиля родительского поведения как такового. Один день взрослые ведут себя авторитарно, а на другой вдруг становятся либералами. Это вызывает большие проблемы в формировании личности ребенка, ведь он всегда внутренне стремится к стабильности и нуждается в четких ориентирах. Особенно тяжело это сказывается на подростках, они начинают бунтовать, испытывая тревожность и неуверенность. В некоторых случаях хаотический стиль воспитания может спровоцировать подростковую агрессию и неуправляемость.

Опекающий тип заставляет родителей постоянно находиться в контакте со своим ребенком. Они в курсе всех событий в его жизни и мгновенно решают любую возникающую проблему. Однако это часто приводит к тому, что дети переоценивают свою значимость параллельно тому, что ощущают себя беспомощными и неприспособленными к жизни. Это провоцирует начало внутреннего психологического конфликта, который может вылиться в серьезные комплексы и проблемы.

Типология Джеймса Майкла Болдуина

Стоит заметить, что многие практикующие психологи в своей работе часто использовали собственные типологии стилей воспитания. К примеру, Д.М. Болдуин выделял всего лишь два стиля, впрочем, не исключая и не опровергая работы своих коллег. Психолог описал следующие типы воспитания:

  • демократический;
  • контролирующий.

Первый тип подразумевает очень тесную связь между родителями и детьми на всех уровнях. Ребенок мягко направляется взрослыми и всегда может рассчитывать на их поддержку. При этом родители всегда включают свое чадо во все семейные дела, он является полноценным членом семьи, несущим свою долю ответственности и имеющим право на удовлетворение собственных потребностей.

Контролирующий тип характеризуется четкими ограничениями в поведении ребенка, причины которых ему всегда подробно объясняются. На этой почве между родителями и детьми не возникают конфликты, ведь все запреты введены на постоянной основе и понятны. Интересно, что понимание сути запретов поддерживает взаимопонимание между всеми членами семьи.

Неправильные стили воспитания

Типология, приведенная в предыдущих разделах нашей статьи, не исключает определенных ошибок и перегибов в воспитании ребенка. Но сейчас мы перечислим типы неправильного семейного воспитания, которые негативно влияют на формирование характера ребенка:

  • неприятие;
  • гиперсоциализирующий тип;
  • эгоцентрический тип.

Стиль воспитания, характеризующийся неприятием, может сочетать в себе различные стили, перечисленные в начале статьи. Ведь в первую очередь родители не принимают определенные особенности характера своего ребенка. Это может касаться черт характера, умственных способностей или умения выражать свои эмоции. Некая отверженность сопровождается жестким контролем, который навязывает ребенку определенный сценарий поведения. Он преподносится как единственно верный и возможный. Также губительно для психики ребенка и недостаток контроля при подобном ошибочном стиле воспитания. Ведь он не ощущает поддержки родителей, осознает их неприятие, но не видит готового плана действий.

Гиперсоциализирующий тип воспитания связан с постоянной тревогой родителей за свое чадо. Они испытывают беспокойство по поводу его здоровья, эмоционального состояния, социального статуса или, например, оценок в школе. При этом к ребенку всегда предъявляют завышенные требования, независимо от его реальных возможностей.

Эгоцентрический тип воспитания создает в семье кумира. Все взрослые и даже другие дети, если они есть, должны существовать ради одного единственного ребенка. Внимание всех всегда приковано к его персоне, при этом интересы остальных членов семьи не учитываются при принятии важных решений и в повседневных делах.

Классификация нарушений

Не всегда в семье родителям удается на протяжении всей жизни ребенка придерживаться определенного типа воспитания. Они часто допускают ошибки, которые попадают под пристальное внимание психологов и подвергаются четкой классификации. Типы нарушений семейного воспитания можно кратко изложить в следующем списке:

  • связывание;
  • отвержение;
  • делегирование.

Связывание характеризуется регламентированным и стереотипным общением, складывающимся между родителями и детьми. Взрослые довольно жестко комментируют все действия ребенка, что лишает их инициативы. В итоге они полностью отказываются от принятия решений, становятся инфантильными и социально неадаптированными. Это существенно замедляет их эмоциональное развитие.

Отвержение заставляет ребенка отказаться от своих желаний, потребностей и характера в целом. Отношения с родителями убеждают его в несостоятельности всех своих действий и их неправильности. В случае с маленькими детьми это может привести к аутизму.

При делегировании родители осознанно или нет, но переносят на своих детей собственные амбиции и рухнувшие надежды. Победы ребенка, не связанные с родительскими амбициями, полностью игнорируются, и он превращается в марионетку. Психологи утверждают, что подобное нарушение в воспитании может оказывать влияние даже на взрослую и уже сформировавшуюся личность. Такие молодые люди всегда живут, ориентируясь на одобрение или порицание родителей. Эту связь практически невозможно разорвать.

Конечно, очень сложно вырастить ребенка, не совершив ошибок и не допустив досадных промахов. Каждый родитель мечтает стать самым лучшим для своих детей, поэтому готов делать все возможное, чтобы добиться признания. Как советуют психологи, не стоит бояться ошибок, главное - это успеть их вовремя исправить.

Аннотация:

Пособие раскрывает модель организации семинарских и лабораторных занятий по дисциплине «Психология семьи и семейного воспитания» с учетом специфики профессиональной деятельности педагогов и психологов в системе образования. Издание включает методические материалы, позволяющие организовать самостоятельную работу по дисциплине и контроль усвоения знания.
В рамках данного курса студенты приобретают знания и умения в области семейной психологии и воспитания, осваивают методы психологической диагностики супружеских, детско-родительских отношений и пр., знакомятся с направлениями и формами психолого-педагогического взаимодействия с семьей.

JEL-классификация:

Источники:

1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи [Текст]: монография / Т.В. Андреева. – СПб: Речь, 2005. – 436 с.
2. Её же. 2010. – 384 с.
3. Бочанцева, Л.И. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] : учеб.-методич. пособие / Л.И. Бочанцева; Н.В. Дмитриева. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. – 192 с.
4. Василькова, Ю.В. Социальный педагог [Текст]: пед. опыт и методы работы: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Василькова. – 3-е изд., доп. – М.: Академия, 2010. – 208 с.
5. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 176 с.
6. Калинина, Р.Р. Введение в психологию семейных отношений [Текст]: учеб. для вузов / Р. Р. Калинина. – СПб: Речь, 2008. – 351 с.
7. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст]: учеб. пособие для вузов / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2007. – 320 с.
8. Козлова, Т.З. Опекунская семья [Текст] / Т.З. Козлова. – М.: АспектПресс. – 2009. – 200 с.
9. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия [Текст]: учеб. пособие для вузов / Р. Кочюнас. – 5-е изд. – М.: АкадемПроект: Гаудеамус, 2005. – 464 с.
10. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи [Текст]: пособие-практикум для психолог. фак-тов вузов / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2006. – 432 с.
11. Лупоядова, Л.Ю. Родительские собрания [Текст]: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей / Л.Ю. Лупоядова, Н.А. Мельникова, И.Г. Якимович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 120 с.
12. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская. – СПб: Речь, 2005. – 150 с.
13. Методика и технологии работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 192 с.
14. Минияров, В.Н. Психология семейного воспитания [Текст] (диагностико-коррекционный аспект). – М.: МОДЭК, 2000. – 256 с.
15. Немов, Р.С. Психологическое консультирование [Текст]: учеб. для вузов / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 528 с.
16. Овчарова, Р.В. Психология родительства [Текст]: учеб. пособие для вузов / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
17. Основы психологии семьи и семейного психоконсультирования [Текст] / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
18. Практикум по семейной психотерапии [Текст]. Современные модели и методы: учеб. пособие для врачей и психологов / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб: Речь, 2010. – 425 с.
19. Проективные методы диагностики [Текст]: психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие. / Е.Г. Суркова. – М.: АспектПресс, 2008. – 319 с.
20. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие / О.Г. Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
21. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного психоконсультирования [Текст] / под общ. ред. В.С. Торохтий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224с.
22. Психологическое консультирование: теория и практика [Текст]: учеб. пособие / Н.Д. Линде. – М.: АспектПресс. – 2011. – 304 с.
23. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст]: учеб. пособие для фак-тов пед., психологии, социал. раб. вузов / под ред. Е.Г. Силяевой. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 192 с.
24. Райгородский, Д.Я. Психология семьи [Текст]: учеб. пособие для фак-тов психологии, социологии, экологии и журналистики / Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 752 с.
25. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов по напр. «Психология» и психолог. спец. / Е.Е. Сапогова. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
26. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст]: учеб. пособие для вузов / О.В. Хухлаева. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 208 с.
27. Черников, А.В. Системная семейная психотерапия. Интегративная модель диагностики [Текст] / А.В. Черников. – М.: Класс, 2001. – 208 с.
28. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие для вузов по спец. «Социал. пед.» / М.В. Шакурова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
29. Шлиппе, А.Ф. Учебник по системной терапии и консультированию [Текст] / А.Ф. Шлиппе, Й. Швайтцер. – М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2007. – 363 с.
30. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – Воронеж: МОДЭК, 2005. – 928 с.
31. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – 5-е изд. – М.: АкадемПроект; Киров: Константа, 2011. – 736 с.
32. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 4-е изд. – СПб: Питер, 2010. – 672 с.
33. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст]: учеб. пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб: Речь, 2003. – 336 с.

Семья - это малая социально-психологическая группа, основанная на браке, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства. Одна из существенных особенностей семьи заключается в эмоциональной связи между ее членами, моральной ответственности друг перед другом и оказании взаимопомощи.

Семья - явление историческое, ее формы, функции и содержание обусловлены обществом, уровнем его культурного и экономического развития, общественными отношениями, в том числе и производственными. В вопросе о происхождении семьи преобладают две точки зрения. Одни полагают, что при первобытно-общинном строе господствовали беспорядочные половые отношения, на смену которым пришел групповой, а позже парный брак, ставший основой сначала большого материнского рода (матриархат), а затем большого отцовского рода (патриархат). Другие исследователи утверждают, что семья изначально была парной.

К основным функциям современной семьи, как и прежде, относятся репродуктивная (продолжение рода), хозяйственно-экономическая и воспитательная. Семейное воспитание предопределяет систему потребностей и мотивации взрослого человека, его восприятие окружающего мира, самооценку и значимые психологические особенности, а также способность адаптироваться к различным условиям жизни. В значительной степени под влиянием семейного воспитания формируются установки в профессиональной деятельности, отношение к труду, обществу, его нормам и ценностям. То фундаментальное, что закладывается в семье, с трудом поддается изменению впоследствии. Вопрос о семейном воспитании подрастающего поколения в любом обществе и в любые времена относится к числу наиболее важных, ибо ответ на него во многом определяет будущее самого общества.

Воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: материальных, духовных, национальных, психологических, педагогических, эмоциональных. Значение для воспитания ребенка имеет тип, структура семьи . Известно несколько форм семей, классифицируемый по разным основаниям (рис. 34).

Нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро) состоит из пары супругов с детьми или без детей. (Эта семья может быть полной или неполной, если есть только один родитель.) В отличие от нее расширенная семья включает в себя также прародителей и других родственников жены или мужа. По числу детей семьи подразделяются на однодетные (один ребенок), малодетные (двое-трое детей) и многодетные (более трех детей). Главенство в семье является одним из важнейших признаков, определяющих особенности семейного воспитания. Семья может быть эгалитарной, т.е. равноправной, патриархальной во главе с отцом или матриархальной во главе с матерью. Потенциально проблемными являются семьи, в которых затруднена нормальная социализация детей. К ним относятся семьи беженцев, безработных, алкоголиков, наркоманов, преступников, а также малообеспеченные, многодетные, имеющие детей-инвалидов, проживающие в так называемых депрессивных районах.

Принято выделять несколько факторов, определяющих семейное воспитание :
распределение ролей в семье;
модели отношений родителей с детьми;
стратегии воспитания (система наказаний и поощрений);
ценностная ориентация родителей.

Семейные роли распределяются в соответствии с тем, кто является главным и кто занимается воспитанием. Патриархальный тип распределения предполагает главенство отца, матери при этом отводится функция воспитания детей. По данным социологических исследований, в современной России к такому типу относится большинство семей, проживающих в сельской местности. Главенство матери наблюдается преимущественно в семьях малых городов, причем мать выступает и как глава семьи, и как воспитатель детей. Эталитарная структура, предусматривающая равноправие супругов как в отношении принятия решений, так и в плане воспитания подрастающего поколения, чаще всего встречается в крупных городах.

Неравенство между супругами, как правило, сопровождается иерархическими взаимоотношениями между родителями и детьми. В таких семьях детям не разрешается иметь свою точку зрения, от них ожидается безоговорочное подчинение родителям. При эгалитарной структуре к детям относятся как к равным, поощряются терпимость к инакомыслию, в том числе и среди детей, споры детей с родителями.

Тип отношений между родителями и детьми сказывается на адаптационных возможностях подрастающего человека. Наиболее адаптивны к современным условиям жизни «оптимисты » - дети, выросшие, как правило, в эгалитарной семье, где позволялось спорить, отстаивать свою точку зрения, проявлять самостоятельность. Среди неадаптированных («пессимисты ») чаще встречаются люди с авторитарным характером социализации, те, кому не позволялись споры и проявление самостоятельности, с кем родители не стремились устанавливать равноправные отношения.

Модели отношений между родителями и ребенком определяются не только распределением ролей, но степенью эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей. Наиболее тяжелые последствия для ребенка оставляют эмоциональное отвержение, безразличие. Дети, воспитанные без родительской любви, отстают в интеллектуальном развитии, они отличаются эмоциональной незрелостью, повышенной агрессивностью, появлением чувства «выученной беспомощности». Все это приводит к апатии, потере любознательности и инициативы, страху перед новыми ситуациями и людьми. Другой полюс эмоциональных отношений к ребенку - воспитание кумира семьи, чрезмерное обожание, которое приводит к развитию неадекватно высокого уровня притязаний, безудержному стремлению к превосходству без должного упорства и опоры на собственные силы и возможности. Еще один вид эмоциональных отношений - нарочитое лишение любви. Если ребенок делает что-то не так, родители не наказывают его, а просто начинают игнорировать: не разговаривают с ним, не замечают его присутствие. Такое поведение родителей у одних детей вызывает чувство бессильного гнева, вспышки агрессии, у других порождает чувство собственной ненужности, одиночества. Послушание достигается за счет обесценивания себя, потери чувства собственного достоинства. Другой способ - формирование у ребенка чувства вины, упрекая его в неблагодарности, в том, что он «доставляет одни неприятности», «доводит до сердечного приступа» и т.п. Такое поведение родителей, возлагающих на ребенка ответственность за жизнь и благополучие близких, настойчивое требование успехов вызывает у ребенка страх оказаться виноватым в неблагополучии родителей, блокирует инициативность и самостоятельность, приводит к невротическим состояниям.

Стратегия воспитания - это система поощрения и наказания, контроль и требования, предъявляемые родителями. Стратегии определяются двумя факторами .

Во-первых, характером распределения семейных ролей . В патриархальных семьях ведущими методами воспитания выступают наказание и ограничения. Дети в таких семьях вырастают послушными, боязливыми, неагрессивными, не слишком настойчивыми в достижении своих целей. В эгалитарных семьях, где родители принимают решения сообща, на паритетной основе, наказания используются реже, преобладает демократический стиль воспитания. Дети вырастают социально активными, легко вступают в контакт со сверстниками, имеют умеренно выраженное стремление к лидерству, с трудом поддаются внешнему контролю.

Второй фактор - представлениями родителей о цели воспитательного процесса , о том, чему нужно учить детей и какие качества в них воспитывать.

В современном российском обществе происходят серьезные изменения в ценностных ориентациях. Напомним, что ценности - это социологическое понятие, используемое для обозначения объектов, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому эталоном должного. В процессе воспитания человек присваивает ценности, и они становятся его взглядами, установками, мотивами и регуляторами поведения. Поэтому на уровне социума ценности меняются значительно быстрее, чем на уровне отдельного человека. Более того, человек может и не изменить свои идеалы, оставаясь приверженцем ранее сформированных взглядов. Поэтому сегодня наблюдается следующая ситуация. Традиционную модель ценностей, к которой относятся ценности морали, выраженные в трудолюбии, честности, порядочности, а также такие психологические качества, как аккуратность, опрятность, вежливость, послушание, дисциплинированность, бережливое отношение к деньгам и вещам, продолжают разделять люди старшего поколения. Модернистские ценности связаны с самоопределением, независимостью, самореализацией личности. Многие молодые родители принимают эти ценности и стремятся воспитывать детей самостоятельными и независимыми, активными и целеустремленными, любознательными и интеллектуально развитыми, стремящимися к успеху, а также терпимыми к мнениям и взглядам других людей. Однако в реальной практике дать такое воспитание ребенку удается далеко не всем, ибо сами родители должны, по крайней мере, обладать этими качествами и уметь их воспитывать. В противном случае они лишь транслируют то, что получили от своих родителей и чем обладают сами. Иными словами, они знают, как не надо воспитывать, но не знают и не умеют воспитывать так, как им того бы хотелось. По данным социологических исследований, новые ценности фиксируются у той части молодежи, чья социализация пришлась на начало перестройки и эпоху реформ. Они взрослели уже в новой социальной реальности, в системе совсем других ценностных приоритетов, и поэтому качества, прививавшиеся им в процессе раннего семейного воспитания, в иерархии ценностей уступили место модернистским.

Ценности воспитания неизбежно влияют на содержание семейного воспитания, которое формирует базовую культуру личности в совокупности всех ее компонентов. С момента рождения ребенка первое место в содержании семейного воспитания занимает его физическое развитие, создание условий для укрепления здоровья. Подготовка к школе - серьезное испытание для родителей: требуется следить за интеллектуальным развитием ребенка, его воображением, способностью к символическому замещению, к произвольности психических процессов, в частности памяти, овладению речью, воспитывать трудолюбие и т.д.

На всех этапах семейного воспитания важное значение имеет формирование самосознания ребенка, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в самоактуализации. В семье происходит трудовое воспитание, освоение бытовых и семейных обязанностей, происходит процесс социальной и профессиональной ориентации. Экономическое воспитание определяется семейным укладом, отношением к деньгам, способам их зарабатывания и траты. Ребенка учат соотносить свои потребности с экономическими возможностями семьи. Эстетическое воспитание начинается с детских игрушек, одежды ребенка, интерьера помещения, эстетики всего окружающего пространства. Нравственное, гражданское воспитание, как и любое другое, строится на подражании взрослым.

Подчеркнем, что семейное воспитание, непосредственно пересекаясь с воспитанием школьным (детсадовским, вузовским), исходит из принципов взаимодоверия, сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

Раздел 4

4 ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

4.2. Социально-психологические особенности семейного воспитательного воздействия

Существенное значение для прогноза эффективности семейных влияний на развитие личности ребенка в современной психологической науке приобретает исследование социально-психологических особенностей семьи как малой контактной группы. С точки зрения социальной психологии семья является социальной группой (что соответствует определенным нормам и ценностям конкретного общества), объединенной формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений супругов между собой, детей к родителям, родителей к детям и детей между собой), которые проявляются в любви, привязанности и интимности ее членов.

В современной психологической науке с целью выяснить особенности организации в семье воспитательного процесса принято выделять такие направления ее психологического анализа:

Состав семьи. По этому признаку выделяют полные семьи, в которых дети проживают с обоими родителями, неполные, если нет одного из родителей, и формально полные, когда в семье есть оба родителя, но один из них по каким-то причинам не принимает участия в воспитании ребенка. Понятно, что самые благоприятные психологические условия для полноценной семейной социализации вероятнее всего ожидать от полных семей.

Характеризуя полную семью, необходимо учитывать взаимоотношения, что в ней складываются по типам:

Муж-жена;

родители - дети;

дети - родители;

дети - дети.

Эти структурные характеристики, имея относительную автономность, представляют собой социально-психологическое единство. Полной считается такая семья, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений. Реально, однако, семья может быть и неполной. Наиболее распространенной современной формой неполной семьи является семья без супруги, когда только один из родителей (чаще всего мать) воспитывает детей.

Характеристика семьи определяется по критерию: гармоничное или проблемная. Полная семья, что имеет в наличии все типы взаимоотношений, называется полноценной. В большинстве случаев такие семьи в педагогической психологии характеризуются как гармоничные, если внутрисемейные отношения в них соответствуют принципиальные гуманности - формированию и проявлению отношений к другому, как к себе, и к себе, как к другому; предусматривают взаимную щедрость и доброту, уважение и требовательность. Все это обеспечивает благоприятный социально-психологический климат в семье. Следовательно, полнота социально-психологической структуры семьи и существования в ней активных взаимоотношений между всеми элементами такой структуры, строящиеся на принципах взаимозаинтересованности и положительной взаємоприв"язаності, создают психологический фундамент гармоничных отношений в семье. Понятно, что всю полноту таких отношений трудно воспроизвести в условиях неполной или фор-мально полной семьи. Именно поэтому по результатам психологических обследований неполные и формально полные семьи гораздо чаще попадают в разряд проблемных (конфликтных, антипедагогічних, асоциальных).

Типичное состояние (микроклимат семьи) в психологии понимается как характерный для всех членов семьи способ самочувствие в ней, который определяет их отношение к семье. Здесь различают эмоционально комфортные семьи, где дети в основном переживают эмоционально комфортные ощущения защищенности, уюта и дружелюбия их членов, которые, в свою очередь, выступают как внутренний эквивалент гармоничных отношений; тревожные семьи, микроклимат которых чаще всего является проекцией личностных характеристик родителей, и семьи, которым присущ эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение. Как правило, такой микроклимат характерен для проблемных семей с существенными отклонениями общения родителей от норм эффективной педагогической коммуникации.

Стиль семейного воспитания. Как правило, сам стиль определяет в семье систему воспитания, сочетающий объективно существующую и не всегда осознанную конфигурацию целей и задач воспитательной работы с детьми, более-менее цілеспрямова-не применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить по отношению к детям. Своеобразие сочетания родителями в отношении ребенка социальных ожиданий (ожиданий) требований и контролирующих санкций в психологии принято определять как стиль семейного воспитания. По этому признаку выделяются пять стилей или тактик воспитания в семье:

Авторитарный воспитательный стиль имеет в основе тактику диктата, которая проявляется в систематическом пригнічуванні одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей, которая сопровождается систематическим игнорированием интересов и отношение ребенка, лишением ее права голоса при вирішуванні вопросам, которые имеют к ней непосредственное отношение, жесткий приказ, принуждение и произвол родителей - все это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка. Родители, которые отдают предпочтение таким видам воздействия на ребенка, как приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением дить-ны, которая отвечает на нажим, принуждение и угрозы контрмерами: вспышками агрессивности, грубости, ложью, лицемерием, а иногда и откровенной ненавистью. И даже, если сопротивление ребенка сломлено, то вместе с ним ломаются и такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, вера в собственные силы и возможности, чувство собственного достоинства, на которые при определенных условиях просто не может быть запроса, а значит и невозможно их развитие.

Демократический стиль семейных отношений (тактика сотрудничества) в основе имеет опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и моральными ценностями. Понимание сотрудничества как тактики воспитания не сводится лишь к ориентации родителей на помощь и поддержку детей в их делах (обучение, осложнения во взаимодействии с окружением, приобретение трудовых или спортивных навыков) и участие детей в домашней труда (посильные уборка, походы за покупками, ухаживание младших детей), хоть это и существенный сторону совместной деятельности детей и взрослых. Такая тактика предполагает взаимопонимание и взаимоуважение взрослых и детей, установление между ними паритетных, партнерских отношений, которые базируются прежде всего на соучастии, т.е. эмоционально действенном включении в дела другого человека, на сострадании, сопереживании и активной помощи ей. Формирование способности к такой соучастия, ответственности за последствия собственной активности ребенка для любящих и уважающих ее родителей является специальным заданием семейного сотрудничества.

Либеральный стиль (тактика невмешательства) предусматривает систему межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. Чаще всего такой тип взаимоотношений имеет за основу пассивность родителей как вы-хователів, что уклоняются от активного положительного вмешательства в жизнь и судьбу ребенка, отдавая предпочтение комфортному сосуществованию с ними, не требующее душевных затрат. При таких условиях ребенок чаще всего становится индивидуалистом, эмоционально безразличным к проблемам других, для которого семья как эмоциональный магнит является фикцией, а проблемы жизни и переживания родных просто не существуют.

Потуральний воспитательный стиль (тактика опеки и безоглядной любви) предусматривает систему отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и жизненных трудностей, принимая их на себя. При таких условиях искусственного дистанцирования от усилий и ответственности ребенок вырастает вялой и безразличной ко всему, что не касается ее личных интересов. У нее отсутствуют самостоятельность и инициатива, собственный опыт преодоления трудностей. Она так и остается некомпетентной и беспомощной в решении вопросов, которые касаются непосредственного удовлетворения ее потребностей, а тем более общих проблем семьи. Интегральным итогом такой тактики семейного воспитания является инфантилизм детей, их стремление избегать ответственных решений и видов активности, которые требуют от человека мобилизации физических и личностных усилий. В ее сознании прочно укореняется эгоцентрична доминанта, формулой которой выступает такая установка в отношении к людям, которые ее окружают: эгоист каждый, кто не ставит целью своей активности удовлетворения моих потребностей.

Неустойчивый стиль воспитания предполагает тактику не прогнозируемого перехода родителей от одного стиля отношения к ребенку в другой. Такой подход в воспитании порождает у ребенка двойственное отношение к взрослым, прорастает в ее душе недоверием и отстраненностью от родителей, формирует установки реагировать на форму, а не на содержание их обращения, тенденцию ориентироваться на свои потребности вопреки изменчивым и неустойчивым требованиям родителей, использовать ситуативно-благоприятный эмоциональный фон отношений с отцом или матерью с целью удовлетворить свои индивидуалистические потребности.

Таким образом, только демократический стиль родительского отношения к детям признается ныне безоговорочно педагогически продуктивной тактикой семейного воспитания. Все остальные стили приводят к определенным нарушений семейного воспитания и рассматриваются как предпосылка возникновения различных проблем развития личности ребенка в семье.

В обобщенном виде влияние некоторых особенностей стиля семейного воспитания (слов, предписаний, инструкций и образцов поведения) на формирование психологической позиции ребенка представлены в табл.

Таблица

Влияние факторов семейного воспитания на формирование психологической позиции ребенка

№ пор.

Внешние факторы воспитания

Психологические позиции (варианты личности и судьбы)

Подтверждение от взрослых "нехорошести" ребенка

"Я - нехороший, Другие - хорошие" (комплекс неполноценности) Кредо: " Моя жизнь не много стоит"

Варианты: пассивное переживание неудач; стремление усовершенствовать себя с помощью каких-то предметов (внешняя преимущество за счет модной одежды, автомобиля и т.п.); стремление усовершенствовать себя за счет достижения успеха в карьере, спорте (внешняя превосходство)

Отвержение ребенка Противоречащая поведение родителей

Жесткие наказания

"Я - нехороший, Другие-плохие" (полная безнадежность).

Кредо: "Жить вообще не стоит!" Варианты: неудачи; алкоголизм, наркотики; самоубийство

Побои

Распущенность ребенка

"Другие-плохие, Я - хороший" Кредо: "Чужую жизнь не много кош-туе!"

Варианты: жертва (все плохие); желание делать больно другим: вербальная (критика других) или физическое (избиение, убийства); желание распоряжаться другими (стремление к власти)

Утверждения взрослых о положительные черты ребенка Принятие ее такой, какой она есть

Развитие у ребенка усилий к самосовершенствованию, принятию ответственности за свою жизнь, социального интереса и продуктивного подхода к неудачам: "Не получилось, то попробуй иначе"

"Я - хороший, Другие - хорошие, Жизнь - хорошее"

Кредо: "Жизнь стоит того, чтобы жить!"

Для того, чтобы стать победителем, необходимы сознательные действия и целеустремленность

Нарушения семейного воспитания в психологии понимается как устойчивое сочетание определенных черт воспитания, что приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Для анализа нарушений воспитания перспективно руководствоваться такими критериями:

уровень протекции (т.е. сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка); здесь различают:

гіперпротекцію как чрезмерное внимание к проблемам воспитания ребенка;

гіпогіротекцію как недостаточное внимание со стороны родителей в воспитательных проблем;

степень удовлетворения потребностей (в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей ребенка); речь идет о:

попустительство - стремление родителей к максимальному и некритического удовлетворения потребностей ребенка;

игнорирование потребностей ребенка, недостаточное стремление родителей к удовлетворению их;

уровень требовательности к ребенку в семье выступает в виде запретов, наказаний по отношению к ней, а также находит проявление в кругу ее обязанностей:

чрезмерность требований - обязанностей (содержит риск психотравматизму и развития у ребенка чувства собственной несвободы и зависимости от родительской семьи);

недостаточность требований - обязанностей (имеет следствием сложность привлечения ребенка к какому-либо делу);

чрезмерность требований - запретов формирует у детей реакцию эмансипации с защитно-агрессивными проявлениями или, наоборот, развитие ее чрезмерной чувствительности и тревожности);

недостаточность требований - запретов (стимулирует развитие произвола и чрезмерной самостоятельности ребенка, способствует формированию неустойчивого типа характера);

чрезмерность санкций (бурный, слишком строгое реагирование даже на незначительные нарушения поведения ребенка обычно приводит к формированию зависимого безініціативної личности ребенка или же приобретенной агрессивности как защитно-агрессивного реагирования на позицию родителей);

минимальность санкций, что проявляется в отсутствии системы контролирующих действий со стороны родителей, в их отношении на поощрение ребенка и в сомнениях в результативности любых наказаний.

Приведенные черты воспитания, сочетаясь между собой, об-ют определенный тип нарушений семейного воспитания. Классификация этих типов есть такой:

потуральна гіперпротекція (характерна для попустительского стиля воспитания);

повышенная моральная требовательность (авторитарный стиль);

гіпопротекція (либеральный стиль).

Независимо от того, каковы особенности нарушений во взаимоотношениях "родители-ребенок", взрослые занимают по отношению к ребенку неэффективную воспитательную позицию.

Среди причин неэффективного родительского отношения назовем такие:

педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

ригидные стереотипы воспитания;

влияние особенностей общения в семье на отношения родителей и ребенка;

личностные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребенком.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

передаче ребенку своих собственных нежелательных качеств;

вынесении конфликта между супругами в сферу воспитания;

сдвиг в установках родителей по отношению к полу ребенка (предоставление преимущества женским или мужским качествам у ребенка противоположного пола);

неразвитости родительских чувств;

чрезмерном расширении сферы родительских чувств;

воспитательной неуверенности родителей;

фобии (боязни) потерять ребенка (особенно, если такие прецеденты уже были).

Подобные нарушения вызывают такие причины: повышенное протекцию родителей (доминирующую или потуральну) или, наоборот, их низкой опеку, эмоциональное отвержение и жестокое обращение - проблема, которую психологу приходится решать в каждом отдельном случае. Эта работа необходима родителям, прежде всего, для того, чтобы осознать, как не следует поступать по отношению к детям.


Дисциплина для направления

050700.62 – Педагогика

Рабочая программа с методическими указаниями

СОГЛАСОВАНО Разработала

Начальник учебного доцент кафедры педагогики

Отдела ИНПО ___________ Звяглова М.В.

Жегурова В.В.

«____»_________2011 г. «___»__________2011 г.

Принята на заседании

Кафедры педагогики

Зав. кафедрой педагогики

Горычева С.Н.

1 Цели и задачи дисциплины

Данная дисциплина входит в блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Р.05) учебного плана направления 050700.62 – Педагогика, изучается на третьем курсе. Она тесно связана с такой дисциплинами как «Теоретическая педагогика», «Социальная психология», «Этнопедагогика и этнопсихология».

Целью изучения курса является формирование профессиональной компетентности студентов путем развития понимания психолого-педагогического феномена семьи и семейного воспитания, умений решать практические педагогические задачи, связанные с воспитанием детей в семье и разрешением семейных конфликтов.

Задачи курса :

Сформировать целостное представление о психолого-педагогических основах семьи и особенностях семейной социализации;

Сформировать представления об оптимальном стиле семейных взаимоотношений между субъектами семьи;

Развить проектировочные, рефлексивные, коммуникативные педагогические умения осуществлять взаимодействие с современной семьей.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студент, изучивший дисциплину, должен

Знать

· основные современные психолого-педагогические подходы по исследованию семьи;

· проблемы в области современных брачно-семейных отношений;

· основные закономерности, механизмы становления внутрисемейного пространства;



· основные причины дисфункционального развития личности, детерминанты развития ребенка в семье;

· особенности развития семьи, ее жизненный цикл;

· стратегии и стили семейного воспитания и типичные ошибки семейного воспитания;

Владеть навыками

· анализа информации о системе внутрисемейных отношений;

· разнообразными методиками исследования супружеских отношений;

· консультирования семьи и отдельных её членов.

Уметь

· проектировать и осуществлять исследование развития семьи, влияния семьи на отдельных её членов;

· находить причину неблагоприятного варианта развития семьи и ее членов, методологически грамотно выделять проблему, анализировать ее и находить варианты преодоления неблагоприятных вариантов развития личности человека, обусловленных особенностями семейного взаимодействия;

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную, научно-методическую и консультативную.

Психология семьи и семейного воспитания

Системный подход в описании семьи. Социальные и педагогические функции семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи. Распад семьи, развод, особенности воспитания детей в неполных семьях. Методы повышения педагогической культуры родителей. Правовые основы семейного воспитания. Психологическое консультирование родителей. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Понятие техники семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования. Основные методы работы: наблюдение и беседа. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Тема занятий Лекции Семинары Сам.раб.
Феномен родительства
Особенности семейного воспитания детей в различных типах семей
Семья и социум
Психологическое консультирование родителей
Семейное консультирование
Семья, личность, общество
Проблема семейного насилия
Диагностика семьи: основные этапы и методы изучения
Организация работы с различными категориями семей
Техники семейного консультирования

3.1 Семейная педагогика в системе наук

Системный подход в описании семьи.Социальные и педагогические функции семьи.Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Структура семьи, функции и типология семей. Семья как институт первичной социализации и воспитания ребенка. Проблемы современной семьи. Психологическое здоровье современной семьи.

Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней. Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании. Понятия «семья» и «брак». Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте. Нетрадиционные (особые) семьи. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений.

3.2 Психология супружеских отношений

Типы супружеских отношений в браке. Адаптация супругов в семье. Динамика супружеских отношений, профили брака. Стадии развития семьи, стереотипы взаимодействия, семейные подсистемы и границы между ними. Семейные мифы.

Семейные ссоры и специфика супружеских конфликтов. Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений.

Феномен родительства

Родительство как социокультурный феномен. «Педагогическое образование родителей» и «воспитание родителей». Модели «воспитания родителей».

Основные компоненты родительства: семейные ценности, родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительская ответственность, стиль семейного воспитания.

Факторы, определяющие формирование родительства. Методы повышения педагогической культуры родителей.

Родительская любовь как единство любви матери и отца

Любовь матери как первая и наиболее значимая для ребенка сторона родительской любви. Специфика любви отца. Институты материнства и отцовства: исторические особенности возникновения и развития. Факторы, депривирующие развитие и проявление материнской и отцовской любви.

Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений

Исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе. Связь старшего и младшего поколений в обществе и семье как механизм психологического наследования. Личные отношения прародителей (бабушек и дедушек) и их детей и внуков.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди