28.03.2019

Духовная форма. Духовная и материальная культура. Взаимосвязь материальной и духовной культуры


Основные формы духовной жизни общества (сферы общественного сознания) - мораль , право , религия , наука , искусство .

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - это система выработанных обществом нравственных норм, принципов, ценностей и идеалов, регулирующих поведение и отношения человека к обществу, другому человеку, самому себе. Она является древнейшей областью духовной жизни людей. Структура морали включает в себя: моральные принципы (фундаментальные представления о должном поведении); нравственные нормы (правила, формы конкретного поведения человека); моральные ценности (такие, как Добро, Свобода, Честь, Достоинство, Совесть, Смысл жизни, Счастье и др.). Главными функциями морали являются регулирование поведения людей и их воспитание в соответствии с необходимыми для существования общества принципами. Механизм действия морали – свободный выбор человека.

С моралью часто сравнивают такую сферу общественного сознания, как право .

Право - это система норм поведения , устанавливаемых и охраняемых государством. Исторически право появилось с возникновением государства (позже морали). Центральным элементом правовой системы являются нормы права . Если соблюдение моральных норм предписывается только совестью и общественным мнением , то соблюдение норм права охраняется государством : нормы права являются обязательными для исполнения . Еще одним отличием права от морали выступает формально определенный, однозначный характер правовых норм . Правовые нормы всегда закрепляются в официальных актах. Правовая система включает: совокупность норм права ; формы юридической деятельности (практики); правосознание (представления людей о праве и его осуществлении). Основными функциями права выступают: регулятивная ; охранительная ; воспитательная .



Религия (от лат. religio - воссоединение, совестливость ) - это сфера духовной жизни общества, основанная на вере в существование сверхъестественных сил . Религия, как и мораль, относится к самым ранним формам духовного существования общества.

Первыми формами религии – первобытными верованиями – являлись:

а) фетишизм (от фр. fetiche - амулет, волшебство) - почитание неодушевленных предметов ;

б) тотемизм (от англ. totem - божество рода) - почитание определенных видов растений или животных ;

в) анимизм (от лат. апimа - душа, дух) - верование в духов .

На более высоком уровне развития общества возник политеизм - обожествление различных сил природы с развитым пантеоном богов.

Первая монотеистическая религия (основанная на принципе единобожия) - иудаизм возникла в 7 в. до н. э. Позднее возникли мировые религии: буддизм (6-5 вв. до н. э.); христианство (1 в. н. э); ислам (7 в. н. э.).

Религия включает :

· религиозные верования (религиозные учения и религиозные переживания – основной элемент религии);

· религиозные действия (культ);

· религиозные институты и организации (церкви).

Выделяют следующие функции религии : мировоззренческую; воспитательную; психологическую; регулятивную; нормативную .

Наука - это сфера жизнедеятельности общества, содержанием которой является рациональное познание существующего мира. Основными компонентами науки выступают объединенные в систему: научные знания – наиболее значимый компонент науки; научная деятельность; научные институты; научная методология. Функциями науки являются: познавательная ; мировоззренческая ; практическая .

Искусство - форма духовной жизни общества, основанная на художественно-образном восприятии окружающего мира. В сферу искусства входят:

· художественные образы , воплощенные в произведениях искусства – основной компонент сферы искусства;

· создание предметов искусства (художественное творчество);

· художественные представления .

Искусство является одной из форм познания мира: с помощью художественных образов . Произведения искусства выражают существенное, типическое, характерное в изображаемых явлениях и предметах. Важнейшими функциями искусства являются: эстетическая (удовлетворение потребности человека в прекрасном); воспитательная .

Вопросы и упражнения

1. Чем отличается социальная форма движения от процессов, происходящих в живой и неживой природе?

2. Только ли материальные явления в обществе относятся к общественному бытию? Совпадает ли материальное и объективное в обществе?

3. Какие отношения, на Ваш взгляд, связывают понятия "общественное сознание" и "общественное бытие"? Противоположны ли они друг другу, взаимозависимы, рядоположены, или между ними существуют иные отношения?

4. Всякая ли движущая сила исторического процесса является его субъектом? Определите понятия: народ, лидер, элита, масса, толпа.

5. Что первично в развитии общества: уровень материального производства или уровень духовной культуры? Какова зависимость между ними?

6. В.И. Ленин считал, что главное в марксизме – учение о классовой борьбе. Почему? Какую роль играет борьба классов в современных условиях? Что важнее – классовый мир или классовая борьба?

7. Н. Бердяев писал: "Никогда в стихии революции... не могут торжествовать люди умеренных, гуманных, либеральных принципов. Принципы демократии годны для мирной жизни, да и то не всегда и не для революционной эпохи. В революционную эпоху побеждают люди крайних принципов, люди, склонные и способные к диктатуре". Выскажите Ваше отношение к этой позиции.

8. Критикуя теорию национального эгоизма, русский философ Вл. Соловьев пишет: "Лучше отказаться от патриотизма, чем от совести". Какое соотношение нравственности и политики отстаивает философ?

9. Как, на Ваш взгляд, могут быть связаны политические отношения с экономикой? Приведите примеры.

10. Попытайтесь обозначить основные ценности и идеалы политического, правового, нравственного, религиозного, эстетического сознания.

11. В публицистике употребляется термин "политизированное сознание". Как Вы понимаете его и в чем недостатки и достоинства этого феномена?

Тема 8. Философия культуры. Культура и цивилизация

В самом общем смысле под культурой понимают достижения науки и искусства , а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения . Слово «культура» (лат. cultura - возделывание, уход) первоначально относилось к обработке земли. Впервые его применил для характеристики человеческого мышления римский оратор Цицерон :«Культура ума есть философия». Понятие культура противопоставляется понятию «натура» (natura - природа). Человек, преобразуя природу, создает культуру , при этом он формирует исамого себя .

Культуру изучает ряд наук - история, археология, этнография, антропология, религиоведение, социология, искусствоведение и т. д., причем все они исследуют лишь одну из составляющих культуры (например, политология изучает политическую культуру).

Специальная наука о культуре - культурология – ставит задачу изучения культуры как системы. Ситуация диалога культур потребовала новых подходов в изучении культуры, таких, например, как социологический и антропологический. Философия культуры является составной частью философского осмысления бытия, мира и человека в мире.

В истории философии культуры выделяются следующие этапы.

Первый этап , начавшийся в античной философии и продлившийся до 18 в. - время зарождения знания о культуре, однако специальным предметом изучения она еще не была. В античности центральное положение занимало воспитание, рассматриваемое как природный процесс, как формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка. В Древнем Риме культура связывалась с гражданскими доблестями , с «человеческим достоинством». В Средневековье под культурой понималась осведомленность в теологических вопросах, богословская ученость . Причем наиболее значимым была безграничная вера в отличие от слабости человеческого разума . В эпоху Возрождения появилось представление о культуре как специфически человеческом , отличающемся от природы. Под культурой понималась деятельность (преимущественно художественная ) человека - творческой личности . Культура - результат творческой деятельности.

Вторым этапом явился этап превращения культуры в предмет самостоятельного философского анализа . Большинство мыслителей 17-18 вв. были убеждены в огромных возможностях научного знания и создали целую программу совершенствования разума (отдельного познающего субъекта). Обсуждение проблемы «естественного и искусственного» на рубеже 17-18 вв. подвело к обсуждению социальных проблем . Например, Т. Гоббс разграничивал естественное (существующее от природы) и искусственное (созданное людьми общество, государство). Понимание культуры как искусственного вошло составной частью во все последующие теории культуры . В эпоху Просвещения Руссо , Вико и Гердер впервые обратили внимание на историческое измерение культуры, ее развитие.

На третьем этапе появляется стремление к научному анализу конкретных феноменов культуры (исторических, социальных, этнических); возникают конкретные исследования культуры в рамках специальных гуманитарных и социальных наук. Наряду с философией культуры происходит становление культурологии . Появляется множество определений культуры, что объясняется сложностью самого феномена культуры и разнообразием ее функций. Культура определяется как:

· искусственная среда, созданная человеком;

· научаемое поведение (т. е. приобретенное в процессе социализации, а не генетически наследуемое);

· специфически человеческая деятельность ;

· ценностная деятельность, способ развития человека и человечества;

· память человечества, средство сохранения и передачи опыта и традиций;

· новаторство, творчество, свободная деятельность;

· знаковая, символическая деятельность .

Выделяют следующие функции культуры :

· с оциализирующая , то есть процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков; культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения .

· к оммуникативная , т. е. взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами.

· дифференциации и интеграции общества : так как культура - продукт совместного существования людей, то требуется выработка общих интересов и целей, т. е. интеграции . В то же время формы социального взаимодействия постоянно изменяются, т. е. происходит дифференциация культуры .

· з наково-коммуникативная: все явления культуры – «артефакты », являются знаками, несущими символическое значение . Особенностью человеческой деятельности является именно ее символическая природа , благодаря которой осуществляется общение между людьми. Упорядоченные знаки и символы образуют системы; культуру можно рассматривать как систему символов .

· игровая, отражающая одну из особенностей человеческой деятельности, поскольку в основе свободной, творческой деятельности людей лежат состязательные и развлекательные моменты (празднества, карнавалы, соревнования.

По вопросу определения роли и места личности в культуре утверждается, что человек - это субъект и объект культуры . Культура является результатом деятельности людей , и одновременно культура формирует человека, социализирует его .

Культура - это еще и способ внутренней регуляции , требующий рефлексии , а не просто воспроизведения. Понимать мир - значит расширить свое отношение к нему. Если человек проявляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творчества, то он культурно «дичает». Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, находить возможности для творчества означает умение войти в мир культуры.

В качестве субъекта культуры можно рассматривать все человеческое общество в целом (планетарная культура). Субъектом культуры могут быть цивилизации (например, западная и восточная цивилизации), отдельные общества (соответственно, немецкая или чешская культуры). В обществе можно выделить как субъект культуры различные социальные группы с соответствующим типом культуры: этническая, возрастная, гендерная, профессиональная и т. д. В качестве субъекта культуры в философии может выступать и отдельная личность .

По вопросу о соотношении понятий «культура» и «цивилизация» не имеется однозначного ответа. Понятие «цивилизация » многозначно. Можно встретить следующие определениями понятия «цивилизация » (от лат. civilis - гражданский, государственный ):

1) синоним культуры (с точки зрения антропологического подхода);

2) определенная ступень (уровень) общественного развития , характеризующаяся наличием городских поселений, государства и письменности;

3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой .

Понятия «культура» и «цивилизация» тесно связаны между собой, не являясь тождественными. Ученые соглашаются с тем, что цивилизация есть одновременно определенный уровень развития культуры и определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами. Н.Я. Данилевский цивилизации называл «культурно-историческими типами », П. Сорокин - «социокультурными суперсистемами », О. Шпенглер - «высокими культурами », А. Тойнби - «цивилизациями », Н. Бердяев - «великими культурами ».

Н. Я. Данилевский выделил 12 цивилизаций – культурно-исторических типов ), существовавших изолированно: египетский; китайский; ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитский); индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитский (или аравийский); германо-романский, или европейский; мексиканский; перуанский.

О. Шпенглер в работе «Закат Европы» предложил рассматривать цивилизацию как завершающий этап развития культуры. Культура - есть творчество, а цивилизация - воспроизведение, повторение, тиражирование . Умирая, культура вырождается в цивилизацию. О. Шпенглер выделял 8 основных культур (цивилизаций ): 1) египетская;2) индийская; 3) вавилонская; 4) китайская; 5) греко-римская;6) майя; 7) магическая (византийско-арабская); 8) фаустовская (западно-европейская ). Зарождающуюся русско-сибирскую он называл девятой. У каждой из этих культур своя специфика, в период ее активной фазы существует взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами. Ведущее качество культуры пронизывает все элементы.

Трактовка понятия «цивилизация» как культурно-исторического типа со свойственной ему единой религиозной системой (при таком подходе выделяются христианская, буддистская, мусульманская цивилизации) была предложена А. Тойнби в работе «Постижение истории». Мировые цивилизации являются крупными образованиями, по масштабам иногда шире нации или государства.

Понятие «цивилизация» помогает полнее выявить своеобразие культур различных континентов: Европы, Америки, Азии, Африки, Севера и Юга, Запада и Востока.

Восток определяется как доиндустриальное (или традиционное общество), Запад - новационное общество (техническая цивилизация). В отношениях общества и человека на Западе и на Востоке исследователи выделяют следующие отличия:

а) для Востока характерны замедленные темпы исторического развития, доминирование традиций , для Запада - новаторство, высокие темпы исторического развития;

б) Восток - это традиционное общество с закрытой и немобильной социальной структурой; основной формой правления является деспотия . Запад - общество нетрадиционного типа: открытое и мобильное , для человека возможно изменение статуса (образование, карьера, бизнес); формы правления, в основном, – демократия и республика .

в) Восточный тип мышления - образное мышление , религиозно-мифологические системы лежат в основе картины мира. Западный тип мышления - рациональное мышление , его высшее выражение - наука , формирующая собственную картину мира.

г) на Востоке общественное и природное воспринималось как единое . Человек весьма гармонично сосуществовал как с окружающей природой, так и со своей собственной телесной природой. На Западе природа рассматривалась как объект воздействия общества , результатом чего и стали экологические проблемы XX в. Запад - синоним понятия «развитые страны ».

В начале 21 в. Восток претерпевает огромные изменения, которые осмысляются в рамках теорий модернизации и глобализации . В настоящее время с разным успехом, но все же Восток модернизируется. Успешно идут по пути технической цивилизации те восточные страны, где существовала конфуцианская религиозная традиция (Япония, Китай ). Путь Индии с ее религиозной системой индуизма неоднозначен. Самые большие трудности ожидаются на пути модернизации стран мусульманской культуры .

Вопросы и упражнения

1. Чем объясняется множественность определений культуры?

2. Чем различаются Восток и Запад как цивилизационные типы?

3. Совпадают ли по содержанию понятия "образованность" и "интеллигентность"? Кого мы называем интеллигентом?

4. Существует ли кризис современной культуры и цивилизации? Если да, то в чем он проявляется?

5. "Культура не есть нечто, возникающее из хаоса. Хаос и бескультурье не сзади, не впереди, не сбоку, а окружают каждую историческую точку, каждую точку культурного существования внутри самой культуры" (М. Мамардашвили). Выскажите свое отношение к позиции автора.

6. Как Вы относитесь к высказыванию О. Шпенглера: "Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, страны, как есть молодые и старые дубы и пихты, цветы, ветки и листья, но нет стареющего человечества. Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм".

7. З. Фрейд утверждал, что культура служит двум целям: "Защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми». Подтвердите или опровергните его понимание роли культуры в обществе.

8. Существуют, по крайней мере, три культурных традиции отношения к действительности: первая, новационная – передел, приспособление действительности к потребностям человека, создание новой культуры (западно-европейская); вторая, традиционалистская – приспособление человека к действительности и старым культурным традициям (восточно-азиатская); третья, иррационалистическая – уход от действительности в сферу духовности (индуистская, кармическая). Как эти подходы влияют на жизненные программы человеческого сообщества и отдельных людей?

9. В знаменитой работе "Закат Европы" О. Шпенглер, обращаясь к русской истории, утверждает: "Нельзя вообра­зить себе большей противоположности, нежели между русским и западным..." Как Вы относитесь к соотношению русской и западноевропейской культурной традиции? Как Вы оцениваете место белорусской культуры в системе славянской и общеевропейской культуры?

10. «Жизнь есть противоборство разнородных начал, и мы должны знать, что в ней хорошо и что – дурно, что ценно и что ничтожно. Если мы найдем истинное добро, истинную задачу и смысл жизни, научимся их осуществлять, мы тем самым будем соучаствовать в творчестве истинной культуры. Но никоим образом мы не можем формировать наш идеал, нашу веру, опираясь на то, что уже признано в качестве культуры, и приспособляясь к нему» (C.Л. Франк). Согласны ли Вы с этим утверждением? Что Вы думаете о соотношении традиций и новаторства в культуре? Что такое историческая память?

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Вопросы и упражнения

1. Какие основные проблемы, стоящие перед человече­ством, относятся к глобальным и почему?

2. "Человечество стоит перед альтернативой, никогда раньше не возникавшей в истории: или от войны следует отказаться, или мы должны ожидать уничтожения человеческого рода" (Б. Рассел). Остается ли проблема войны и мира глобальной проблемой сегодня? Возможно ли ее разрешение?

3. Одна из глобальных проблем современности, способствующих сохранению и прогрессу человечества, считает А. Печчеи, - утверждение Нового Гуманизма, включающего в себя "чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию". Насколько эти качества характерны для человеческого сообщества? Возможна ли их реализация?

4. Многие философы считают глобальной проблемой совре­менности "жизненную дезориентацию" (Ортега-и-Гассет), выра­жающуюся в том, что все ценности стали шаткими, размытыми, а жизнь индивида приобрела зыбкую неопределенность. В этих условиях человек "не знает больше, по каким звездам жить". Является ли "жизненная дезориентация" глобальной проблемой для Вас и Вашего поколения? В чем это проявляется?

5. "... Перестройка биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого... Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера"..." (В.И. Вернадский). Выскажите Ваше отношение к этому процессу. В чем разница между биосферой и нооссферой?

6. Коммунистическое будущее человечества: это миф, утопия, идеология или реальная возможность?


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Как известно, человек обладает силой не только физической, но и духовной. Той, что побуждает его к действию и направляет к целям, проявляется в убеждениях и мечтаниях, в бесстрашии и решимости. Именно благодаря ей возникает не только материальная, но и духовная деятельность человека.

Иногда за нее принимают лишь бесконечное внутреннее самокопание и поиск тайных смыслов и истин. Но духовную деятельность нельзя понимать так узко, она тоже направлена на созидание и творчество. Неправильно думать, что работа духа всегда скрыта в умах и сознании людей – это не так. Она широко проявляется в общественной жизни, поскольку рождает ее главные ценности – моральные, нравственные, религиозные и эстетические.

Виды и формы духовной деятельности человека

Выделяют два основных вида духовной деятельности людей: духовно-теоретическую и духовно-практическую.

В результате первого вида деятельности возникают новые теории и мысли, создаются идеи. Они становятся духовным достоянием и ценностями человечества. Их облекают в форму литературного сочинения или научного труда, скульптурных и архитектурных сооружений, музыкальных произведений и творений живописи, художественных фильмов и телевизионных передач. Какой бы ни была форма – она всегда несет в себе идею, заложенную автором, его взгляд и оценку событий, явлений, поступков.

Духовно-практическая деятельность направлена на сохранение и изучение, понимание созданных ценностей. Постигая их, люди изменяют собственное мировоззрение и сознание, обогащают свой внутренний мир – так влияют на них творения мыслителей, художников и ученых.

Для сохранения и распространения духовных ценностей человечество использует музеи, библиотеки и архивы, образовательные учреждения и средства массовой информации. Благодаря их существованию самые разные области знаний и достижений – исторические, художественные, технические, литературные, научные – пополняются и передаются от одного поколения к другому.

Духовные потребности человека

Особенность духовной деятельности - в проявлении самых высоких побуждений и стремлений человека. Каждый имеет разные потребности, среди которых есть материальные – необходимые для поддержания жизни, социальные – важные для существования общества, и духовные – проявление самой высокой формы сознания. Это они вызывают в человеке жажду познаний и открытий. Это из-за них люди стремятся видеть и создавать красоту вокруг, сопереживать и любить, творить и помогать.

Одних духовные потребности побуждают создавать что-то новое, полезное людям. Причем сами творцы делают это и для себя: так они раскрывают свои таланты, реализуют свои способности. Ведь самореализация – тоже одна из высших потребностей, которая направляет духовную деятельность личности. Проявляя себя, мыслители, поэты и художники удовлетворяют свою потребность в самовыражении, в стремлении донести до людей свою идею.

Те, кто эту идею принимает – потребители духовных ценностей. Они тоже испытывают духовную потребность – в живописи и музыке, поэзии и познании. Они сопереживают творчеству создателя и осмысливают заложенную им идею. И порой бывает так, что между созданием духовного продукта и его потреблением проходит долгое время. Не всегда писатель сразу находит своего читателя, а учитель – ученика. Порой этот разрыв отмеряется не годами, а веками, спустя которые духовная деятельность по созданию ценностей в итоге соединяется с их духовным потреблением – признанием и сохранением.

Но это происходит, потому что высокие побуждения, желания и стремления живут в человеке. Они питают и обогащают его, вдохновляют и делают его лучше.

Тема 7. Духовные формы культуры

Культура – мир ценностей, выражающих предельные основания человеческого бытия. Отношение человека к миру определяется смыслами, соотносящими явления, идеи, предметы в жизни человека, и выражается в деятельности по преобразованию внешнего пространства бытия и внутреннего мира человека. Культура является универсальным способом творческой самореализации человека, обеспечивающим познание мира, его осмысление, объяснение и отражение в различных формах. Процесс познания осуществляется в многообразии видов деятельности – материальной, духовной, социальной – и направлен на удовлетворение определенных потребностей человека. В широком смысле под культурой понимают процессы и результаты преобразовательной деятельности человека. Поэтому, в теоретическом плане, в структуре культуры выделяют материальную, социальную и духовную сферы.

Духовная культура – это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, включающая в себя познавательную, нравственную, художественную, религиозную культуру. Духовность –характеристика культуры, выводящая человека за пределы чисто утилитарных потребностей, пользы, расчета; основывается на внутренней свободе личности; выражается в системе ценностей, в поведении, в стремлении к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому созиданию.

Духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах: истина (наука), добро (мораль, религия) и красота (искусство). Рассмотрим важнейшие формы духовной культуры – мифологию и искусство.

Мифология

Развитие культуры сопровождается становлением ее самосознания. В мифах и преданиях разных народов содержатся догадки и идеи, выражающие стремление понять окружающий мир. Греческое слово mythos буквально означает «сказание», «предание». Мифы существовали у всех народов мира. Но мифология как совокупность мифов, созданных каким – либо народом, это не просто сказки о богах и героях. Мифология – это первый тип мировоззрения, универсальная форма общественного сознания, первая попытка человека объяснить мир. Человек испытывал потребность в познании и постижении окружающего мира и самого себя, поэтому в мифах повествовалось о начале мира, его устройстве, происхождении богов, героев, животных, человека.

Мифология – исторически первая форма духовной культуры, возникшая еще на стадии первобытнообщинного строя. В мифе зарождаются и «созревают» все последующие формы духовной деятельности: искусство, философия, нравственность, религия, наука. Этот этап характеризуется синкретичностью, т. е. слитностью, нерасчлененностью, присущей ранним стадиям существования каких – либо явлений и процессов.

Мифологическое сознание – это особая форма человеческого мышления, конкретно – чувственного, эмоционального восприятия мира. Оно целостно, в нем нет разделения на естественное и сверхъестественное, фантазия отождествляется с реальностью. Древний человек не отделял себя от природы, переносил на неё свои представления о мире, вследствие чего природа мыслилась одушевленной, т. е. была субъектом, и события в ней уподоблялись человеческим отношениям. Эта особенность мифологического сознания называется антропоморфизм (уподобление человеку).

Мифологический способ объяснения мира имеет специфический образный характер. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все очень конкретно, персонифицировано, одушевлено, ему чужды рациональные доводы, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры. Миф – это представление, которое разделяют люди определенного круга и безоговорочно верят в него. Для человека, создающего миф, – это не выдумка, а реальность, данность. Другими словами, миф – это вымысел, принимаемый за правду. Это выражение определенного отношения к реальному миру через непосредственный опыт и в то же время – непреднамеренная кристаллизация универсального опыта человечества. К мифу неприложимы современные представления о времени, пространстве, причинно-следственных связях.

Спецификой мифа является то, что его нельзя разрушить фактами, которыми пользуется логическое мышление как доказательствами, поскольку и «само мифологическое мышление не чувствительно ни к противоречию, ни к фактам» (Л. Леви–Брюль). Поэтому миф может заменить только другой миф.

В культуре первобытного общества мифологическое сознание проявлялось в древнейших верованиях людей – анимизме, фетишизме, тотемизме и магии.

Анимизм – вера в существование души у животных и растений, стихий и обычных вещей.

Тотемизм – вера в происхождение от общего первопредка – животного или растения – и поклонение ему.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов, поклонение вещам.

Магия – вера в возможность контакта с потусторонними миром через систему обрядов и заклинаний.

Сюжеты мифов и их историческое происхождение позволяют дать следующую классификацию:

Мифы тотемические (о происхождении животных).

Космогонические мифы (о происхождении мира, вселенной).

Солярные, лунарные, астральные мифы (о происхождении солнца, луны, небесных светил).

Антропогонические мифы (о происхождении человека).

Теогонические мифы (о происхождении богов).

Эсхатологические мифы (пророчества о конце света).

Мифы о происхождении культурных благ (огня, ремесел, земледелии и т. п.).

Мифы о культурных героях (Геракле, Тесее и др).

Календарные мифы (отражали цикличность природных явлений, смену времен года).

Функции мифа:

Объясняет мир: природу, человека, общество;

Является фактором социализации;

Способствует психологической консолидации и является важным механизмом организации внутреннего единства людей;

Регулирует отношения;

Выдвигает нормы и дает модель поведения;

Предписывает действия в обрядах и культах;

Обосновывает общественное устройство;

Является каналом, передающим накопленный опыт, знания, ценности.

Мифология находится у истоков формирования каждой культуры, в мифах отражаются представления, надежды людей, их психология.

Огромное значение имеет мифология для дальнейшего становления каждой культуры. Так, например, античная мифология оказала большое влияние на развитие западноевропейского и отечественного искусства, в частности, живописи, скульптуры, литературы, музыки, поэзии, театра. Приведем здесь таблицы богов античной и славянской мифологии.

Боги греко – римского пантеона



Греческое имя Римское имя Функция бога
Крон Сатурн Бог времени
Зевс Юпитер Царь богов, грома и молнии
Аид Плутон Бог подземного мира
Посейдон Нептун Бог морей, подводного мира
Гера Юнона Царица богов
Арес Марс Бог войны
Аполлон Феб Бог солнца, искусств
Артемида Диана Богиня луны, охоты
Гермес Меркурий Бог торговли, вестник богов
Гефест Вулкан Бог огня, кузнечного искусства
Афина Минерва Богиня мудрости, воительница
Афродита Венера Богиня любви и красоты
Дионис Вакх Бог виноградарства, виноделия
Деметра Церера Плодородия
Гестия Веста Домашнего очага
Асклепий Эскулап Бог врачевания
Эрот Амур, Купидон Бог любви
Фемида Юстиция Богиня правосудия
Тюхе Фортуна Богиня удачи, счастья, случая
Ника Виктория Богиня победы

Славянская мифология

Ярило – бог солнца;

Перун – бог грома и молний, покровитель воинов;

Велес – покровитель животных, скотоводства, позднее – торговли;

Макошь (Мокошь) – богиня женского начала, плодородия;

Лада – богиня любви, домашнего очага;

Марра и Мор – бог смерти и болезни;

Стрибог – бог ветра;

Сварог – бог огня, покровитель ремесел;

Даждьбог – солнечный бог;

Хорс – бог врачевания

Создание мифов было первым шагом человека к познанию самого себя, к творчеству. Благодаря мифу мир обретал исходный порядок и становился доступным объяснению.

Контрольные вопросы по теме

1.Миф как тип мировоззрения, мифологическая картина мира.

2. Охарактеризуйте особенности мифологического сознания.

3. Классификация мифов.

4. Чем, на ваш взгляд, объясняется общность мифологических сюжетов в разных культурах?

5. Раскройте функции мифа, значение мифологии в истории культуры.

Темы докладов

1. Миф как целостная символическая и сакральная реальность.

2. Миф и ритуал.

3. Миф «вечного возвращения» в трактовке М. Элиаде.

4. Миф в современной культуре (политика, наука, реклама, шоу-бизнес).

Литература

Артановский С. Н. Культура как мудрость. СПб., 2000.

Барт Р. Мифология. М., 1996.

Бабахо В. А., Левикова С. И. Культурология / Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М., 2000.

Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995.

Горелов А. А. Культурология. М., 2002.

Гуревич П. С. Культурология. М., 2004.

Кармин А. С. Культурология. СПб., 2001.

Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию культуры // Философские науки. 1991. – №7.

Культурология. Хрестоматия /Авт. – сост. А. В. Дроздова. Екатеринбург, 2009.

Леви – Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. М., 1980.

Леви – Строс К . Структура мифа. / К. Леви – Строс. Структурная антропология. М., 2001.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 1990.

Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994.

Романов Ю. И. Культурология. СПб., 2008.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

Тундыков Ю. Н. Введение в культурологию. Екатеринбург. 1999.

Франк С. Л. Духовные основы общества. Л., 1991.

Хрестоматия по культурологии. Том 1. Самосознание мировой культуры / Под ред. И. Ф. Кефели – СПб., 1999.

Элиаде М . Аспекты мифа. М., 1995.

Элиаде М . Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.


Искусство

Искусство является одной из форм отражения мира, своего времени, самосознанием культуры. Как вид художественной деятельности оно вбирает в себя всю целостность духовной культуры, все ее виды: мифологию, религию, философию, мораль. В искусстве, как в зеркале, отражается эпоха в единстве духовных, материальных, социальных, политических, национальных, исторических характеристик жизни общества.

В чем выражается сущность искусства? Искусство всецело связано с удовлетворением высших – эстетических потребностей, в которых выражается родовая сущность человека. Эстетическое – духовно-ценностное, чувственно-эмоциональное, отношение человека к миру. Эстетическое отношение имеет объективно-субъективный характер, соединяя богатство свойств предметного мира и индивидуальных качеств сознания человека. Это отношение характеризуется универсальностью и всеохватностью, т.е. затрагивает все стороны человеческой психики (чувственную, сознательную, интуитивную, бессознательную); оно присутствует во всех сферах окружающего мира (природе, обществе, технике, взаимоотношениях между людьми, искусстве). Неотъемлемое свойство эстетического – неутилитарность, отношение к объекту как к самоценному, а не с точки зрения его пользы. И. Кант определял это как «незаинтересованное любование», «целесообразность без цели», т.е. без конечной практической, утилитарной цели. Существуют следующие основные разновидности эстетического отношения: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое.

Художественная деятельность присуща только человеку как виду. Именно через искусство человек познает мир и выражает отношение к нему, создает так называемую «художественную реальность». Художественная деятельность включает в себя художественное творчество и его результаты (художественные произведения), художественное восприятие явлений действительности и произведений искусства.

В основе художественной деятельности лежат процессы опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание – это творчество художника по воплощению внутреннего мира, своих чувств, мыслей, переживаний, в предметную форму (картину, роман, фильм). Распредмечивание – это процесс присвоения внутреннего мира другого человека (чтение книги, слушанье музыки и т. п.). Оба эти процесса творческие, в них субъектами являются и авторы, и исполнители, и зрители, и слушатели, и читатели.

Творчество – характеристика деятельности, отражающая способность человека к созиданию нового (изобретений, открытий, произведений искусства), т.е. выход за пределы достигнутого; это форма самореализации, способ измерения культурного потенциала личности. Побудительные мотивы творчества: стремление к обретению духовной свободы, потребность в реализации своих возможностей. Особенности художественного творчества раскрывает Аристотель в сочинении «Поэтика». Он сравнивает деятельность ученого и художника на примере историка и поэта. Историка, пишет Аристотель, интересует вопрос – что ? – т. е. произошедший факт. Поэта интересует вопрос – как это произошло или могло произойти? Для искусства важны не столько сами факты, события, а их духовный смысл, отношение, оценка. Науку интересует опыт фактов, искусство – опыт отношений.

Искусство – это специализированная деятельность по универсальному духовно – ценностному освоению мира в форме художественных образов, синтез всех измерений духовной культуры. Искусство – особая форма мироотношения, выражающаяся в познании мира, его отражении, понимании, оценке и связанная со способностью к эстетическому восприятию и воспроизведению мира.

«Единица», первоклеточка искусства – художественный образ. Художественный образ – есть чувственное воссоздание жизни, преломленное через субъективное авторское сознание. Особенности художественного образа, его структура: единство предметного и ценностного, смыслового; эмоционального и рационального; условного и безусловного; объективного и субъективного; всеобщего и индивидуального, национального и общечеловеческого, многозначность. Средством передачи художественного образа является язык искусства – система художественных приемов и средств выразительности, которыми каждый из видов искусств решает свои задачи: моделирует и передает отношение к миру, оценку бытия, раскрывает смыслы явлений. Любое произведение искусства – это художественный текст, представляющий собой сложную совокупность символов, метафор, аллегорий, сравнений.

Искусство – способ познания, освоения, осознания мира, «не требующий признания его за действительность» (Л. Фейербах). Явления действительности, перенесенные в сферу искусства, обнаруживают новый смысл. Это условность искусства, мы принимаем ее, как «правила игры». Французский поэт Н. Буало в трактате « Поэтическое искусство» писал:

И то, что в жизни нам покажется ужасным

Под кистью мастера становится прекрасным.

Реальность и художественная реальность не совпадают, они изначально нетождственны. Художественная реальность – это интерпретация реальности, ее перевоссоздание, переосмысление, трансформация, моделирование, намеренное усиление каких-либо ее сторон. Подчеркивая своеобразие художественной реальности, Аристотель в своих трудах о природе искусства ставит проблему правды и правдоподобия. Правдоподобие – результат искусного копирования реальности. Правда в искусстве – нечто, стоящее выше правдоподобия, она выражает художественный смысл. Простое копирование жизни не является сущностью искусства, его задача состоит не в этом. Художественный образ часто бывает более реалистичным, чем сама натура. Папа Римский Иннокентий Х, увидев свой портрет кисти Веласкеса, в потрясении сказал: «Слишком похоже!». Это говорит о том, что художник смог не просто отразить внешнее сходство, но проник в суть, во внутренний мир человека – в этом есть сущность искусства.

Итак, искусство не копирует действительность, а создает «вторую реальность». Гегель писал, что истоки художественного творчества в потребности человека к духовному удвоению себя в формах внешнего мира. Так зачем человек удваивает мир, создает «вторую реальность»?

Каждый человек в своем жизненном опыте, в отличие от опыта человечества, не может претендовать на универсальность. Его опыт ограничен местом, временем, условиями жизни и т. п. Искусство способно «компенсировать» то, что не состоялось в жизни, оно предоставляет людям возможность «дополнительных жизней» в воображаемых мирах художественных образов.

Потребность человека в искусстве объясняется следующими причинами:

Стремлением человека к духовной свободе, искусство – единственная сфера жизни, где человек эту свободу обретает;

Стремлением компенсировать то, что недоступно в реальной жизни;

Стремлением реализовать свои возможности, выразить и понять себя; искусство – это самопостижение;

Желанием преодолеть конфликт между реальной действительностью и своим представлением о мире;

В искусстве можно выдать желаемое за действительное, создать модель идеального мира;

Искусство может реально преобразовать действительность, художник всегда стремится приблизить мир к совершенству;

Искусство доставляет удовольствие, наслаждение, оно развлекает;

Искусство воспитывает чувства, дает «пищу» для ума;

В искусстве мы познаем законы бытия человека;

Искусство обличает уродливые стороны действительности;

Искусство является средством связи между людьми, это особый язык;

Удвоение реальности в искусстве дает возможность сохранить и передать по наследству ценности, опыт, знания; искусство позволяет человечеству возрождаться с каждым новым поколением.

По сути, мы ответили на вопрос – зачем человеку искусство и какую оно играет роль в культуре. Поэтому функции искусства мы только перечислим, оставив их здесь без комментария.

Социокультурные функции искусства

· Аксиологическая (духовно – ценностного освоения мира)

· Гносеологическая (познавательная)

· Коммуникативная (общения, взаимодействия)

· Креативная (творческая)

· Гедонистическая (наслаждения, удовольствия)

· Социализирующая (приобщения к социуму)

· Рекреативная (развлекательная)

· Суггестивная (внушения)

· Аккумулятивная (накопительная)

· Компенсаторная (уравновешивания, восполнения)

· Консолидирующая (объединяющая)

Существует многообразие видов и жанров искусств, а так же форм их существования. Приведем традиционную схему классификации видов искусств.

Классификация видов искусств

Пространственные (статические) Временные (динамические)

Архитектура Музыка

Живопись Литература

Скульптура Танец

Декоративно-прикладное искусство

Пространственно-временные (синтетические)

Театр (драма, опера, балет)

Таким образом, смысл искусства состоит в том, что оно способно влиять на сознание человека, его чувства, убеждения, изменять человека и, тем самым, гармонизировать его существование в мире.

Тексты для семинарских занятий:

Элиаде М. Опыт определения понятия «миф»

Леви- Стросс К. Структура мифа

Аристотель Поэтика

Соловьёв В.С. Общий смысл искусства

Контрольные вопросы

7. Дайте определение понятию искусство. В чем сущность и смысл?

8. Прокомментируйте основные функции искусства.

10. Что такое художественный образ?

11. Раскройте понятие творчества.

12. В чем проявляется своеобразие языков искусства?

Темы докладов

6. Генезис искусства.

7. Концепция «дегуманизации искусства» Х. Ортеги – Гассета.

8. Влияние культуры на формирование личности.

9. Искусство и религия.

10. Символ в искусстве.

11. Мифологические образы в искусстве.

Литература

Большаков В . П . Культура как форма человечности. Новгород, 2000.

Горелов А. А . Культурология. Учебное пособие. М., 2006.

Гуревич П. С. Культурология. М., 1999.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

Коняхина И. В. Проблемы теории культуры. Екатеринбург, 1998.

Кравченко А. И. Культурология / А. И. Кравченко. М., 2001.

Культурология. XX век. Антология. М., 1994.

Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997

Культурология.Хрестоматия /Авт.- сост. А. В. Дроздова. –Екатеринбург, 2009.

Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. М., 2001.

Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. М., 1997.

Романов Ю. И. Культурология. СПб., 2008.

Свасьян К. Человек как творец и творение культуры / К. Свасьян // Вопросы философии. – М., 1987. № 6.

Соловьев В. С. Общий смысл искусства / В. С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

Хрестоматия по культурологии . Том 1. Самосознание мировой культуры / Под ред. И. Ф. Кефели. СПб., 1999.

Один из распространенных соблазнов для всякого размышляющего над историей и типологией культур и цивилизаций - считать:" Это мне неизвестно, значит, этого невозможно" Ю. Лотман

Характеризуя всеобщие формы духовной культуры, можно назвать в их числе прежде всего:

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение духовной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека, и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, религия освобождала человека от мифологической слитности с природой, внутренней его зависимости от стихийных сил и страстей. Призывает его к поиску первоначала в духовной, религиозной сфере.

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью природы, коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Первые нравственные регулятивы - долг, стыд, честь, совесть. Нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Нравственность смотрится как способность человека к самоограничению, самоконтролю, самооценке действий.

Искусство есть удовлетворение потребности человека в образно символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Философия стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критического осмысления и рационального доказательства. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом измерении.

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Культура включает в себя также идеологию.

Идеология – это система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений (консерватизм, либерализм, социализм, национализм, гуманизм).

Определяя сущность идеологии и ее место в культуре, можно выделить следующие ее характеристики:

Дает целостную картину мира, уделяя особое внимание месту в нем человека;

Интегрирует знания, выработанные предшествующим опытом;

Выступает стимулятором и интегратором человеческого поведения;

Организует общественную жизнь и побуждает индивидов действовать;

Ей принадлежит ключевая роль в преобразовании и развитии общества.

Идеология имеет следующие функции:

Познавательную – создание модели социального мира и места в нем человека;

Аксиологическую – оценка различных ценностей и норм поведения;

Программно-целевую – выработка целей общественного развития и способов их достижения;

Футурологическую – предсказание путей развития общества в будущем;

Интегрирующую – формирование целостной социокультурной практики общества;

Защитную – борьба с влиянием других идеологий;

Социально-организующую – определение принципов социальной организации и управления.

Мир отражается общественным сознанием в различных формах. Такое многообразие обусловлено сложностью объекта познания - окружающего нас мира, который не может быть сколько-нибудь достаточно познан в единой форме. Различные формы общественного сознания отражают различные стороны действительности, в связи с чем они характеризуются не только специфическим содержанием , но и специфическим способом познания своего объекта.

При этом формы общественного сознания исторически возникают не одновременно, а по мере, во-первых, усложнения общественного бытия и, во-вторых, развития и обогащения познавательных способностей человека. Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание , в условиях первобытного же общества возникают еще две формы духовно-практического освоения социальной действительности - сначала эстетическое , затем религиозное сознание . В связи с переходом к классовому обществу возникают политическое сознание и правосознание , а позднее - в связи с отделением труда умственного от труда физического - научное и философское сознание. Возникновение форм общественного сознания нельзя представлять как процесс законченный. Так, сегодня с полным основанием можно говорить о рождении экологической формы общественного сознания, вызванной к жизни небывалым усложнением и обострением в сфере взаимодействия общества и природы.

До сих пор мы говорили о многообразии форм общественного сознания. Но последнее характеризуется также и единством всех этих многообразных форм. Объяснение этому мы находим также в самой природе отражаемого объекта: ведь несмотря на свою сверхсложность общественное бытие представляет собой единое целое.

МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения его членов играет мораль - форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом . Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль в то же время отличается от него по ряду существенных моментов.

1. Мораль - это такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступени развития общества. Право же является атрибутом только “государственных” формаций, в которых мораль сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.

2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы - всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеют идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку своего поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.

3. Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступают “законное” и “незаконное”, “правомерное” и “неправомерное”, то основными оценочными категориями мо­рали и этики (науки, изучающей моральные отношения и моральное сознание) являются “добро”, “зло”, “справедли­вость”, “честь”, “достоинство”, “счастье”, “смысл жизни”.

4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и др.).

С появлением классового общества мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер не только по своему содержанию, но и по своему субъекту: можно совершенно точно говорить о морали господствующих классов и о морали классов угнетенных.

При анализе морали и оценке ее конкретных типов одинаково вредно и ошибочно как игнорирование классовых аспектов в содержании морали, так и их абсолютизация. Дело в том, что в морали заключено и общечеловеческое, цивилизационное по своему смыслу, ядро, обладающее кумулятивными свойствами: от этапа к этапу оно впитывает в себя и наследует общезначимые высокие нравственные идеалы и благородные моральные принципы.

Под общечеловеческими имеются в виду элементарные (простые) нормы нравственности и справедливости, которые являются отражением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка во взаимоотношениях между людьми. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от различных эксцессов, угрожающих жизни, здоровью, достоинству и благополучию граждан. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, насилие, воровство, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость и т.д.

Из поколения в поколение простые нормы нравственности и справедливости входили в плоть и кровь народной психологии, врастали в живую ткань языка, формировались в пословицы и поговорки. Мы ощущаем это в гимнах индийских Вед, мифах Эллады, в скандинавских сагах, в рунах Калевалы, в былинах о русских богатырях. Во всех языках мира существуют десятки и сотни слов, которыми общество клеймит нарушения простых норм нравственности: низость, подлость, злодейство, лицемерие и т.д. В народе говорят: под лежачий камень и вода не течет; не рой яму другому - сам в нее попадешь; береги честь смолоду.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Поскольку политическое сознание, подобно большинству других форм общественного сознания, имеет два уровня - психологический и идеологический, возможны два соответствующих определения. Первое из них (широкое) наряду с сущностными признаками идеологического отражения действительности призвано включить в себя и атрибуты психологического. И тогда мы можем сказать, что политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества . Если из этого определения исключить связанное с чувственным познанием политического бытия общества, то фактически речь будет идти о политической идеологии.

Но тогда наше знание политического сознания общества будет далеко не полным, а некоторые чрезвычайно важные моменты останутся за пределами нашего понимания. Скажем, можно ли до конца понять причины сегодняшних межнациональных конфликтов, не принимая во внимание те устойчивые антипатии (или, наоборот, симпатии), которые существуют у одного этноса по отношению к другому? Можно ли не учитывать политические настроения масс (а в их составе - отдельных групп и слоев), замышляя и пытаясь осуществлять общественно значимые реформы? Настроения масс, равно как и указанные симпатии и антипатии, да и все традиции и привычки прошлого - феномен объективный, с которым государство, партии и политическая практика в целом не могут не считаться.

Политическое сознание отличается от других форм общественного сознания не только специфическим объектом отражения (политическое бытие общества), но и более конкретно выраженным субъектом познания. Конечно, в политическом сознании общества известное место занимают и категории, отражающие общецивилизационные политические ценности (демократия, разделение властей, гражданское общество и т.п.), но все-таки превалируют те чувства, традиции, взгляды и теории, которые циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве.

Эта специфика становится легко объяснимой, как только мы вспоминаем, что политическое сознание обязано своим возникновением расколу общества на большие социальные группы с диаметрально противоположными социально-экономическими интересами. К тому же возникает еще один политический фактор, требующий специальной рефлексии: появляются полиэтнические государственные образования с весьма непростыми отношениями между населяющими их народами, а также не менее сложные межгосударственные отношения. И если в массах все эти политические явления фиксируются прежде всего в определенных чувствах, настроениях и социально-психологических установках, то мыслители (идеологи) воспроизводят их уже в виде идей и цельных теоретических систем, носящих субъективный отпечаток определенной социальной принадлежности, чаще всего классовой или национальной.

И если Гегель водораздел между идеологиями проводил по государственно-этническим границам и в связи с этим говорил о “едином национальном духе”, то под влиянием Маркса в социальной философии утвердилось мнение о наличии нескольких, причем иногда противоположных “тотальных идеологий” внутри одной нации, которые соответствуют определенным классам, слоям или стратам данного общества. Отметим, что взгляды Гегеля и Маркса не исключают друг друга: на разных этапах развития одного и того же социума на первый план может выходить либо одно, либо другое.

ПРАВОСОЗНАНИЕ

Раскол общества на классы сделал невозможным функционирование единых для всех нравственных правил поведения. Господствующие в экономике, а следовательно, и в политической надстройке, классы стремятся так “урегулировать” поведение всех членов общества, чтобы удержать свое господство, придать охраняемым общественным отношениям упорядоченный и умиротворенный характер. Этим правилам государство придает обязательный характер, санкционируя их обязательность всеми имеющимися в его распоряжении средствами. Так появляется право - система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. При этом право не есть самостоятельный вид общественных отношений, скорее это та форма, в которой узаконивают себя (легитимизируют, как любят говорить сегодня) все другие отношения - экономические, политические, семейные и т.д.

Таким образом, право носит формационный характер и в том смысле, что оно отвечает интересам господствующего класса, и в том смысле, что оно отражает уровень классовой борьбы, соотношение борющихся классовых сил. Поэтому в одних исторических условиях право предстает как несмягченное и неискаженное выражение господства одного класса, а в других - как “дитя компромисса” антагонистических сил.

В то же время было бы отступлением от истины сводить характер права, правовых отношений только к их формационному смыслу, игнорируя их цивилизационный смысл. В защиту данного тезиса можно привести следующие аргументы.

Во-первых, строго говоря, право старше классового общества. Уже в условиях первобытности ощущается потребность в каких-то дополняющих мораль регуляторах и возникает так называемое обычное право, целая система племенных обычаев. Даже в таком виде, вплетенное в мораль, оно выступает как цивилизационное средство предупреждения произвола и беспорядка, способных превратить общество в нечто асоциальное и анархичное.

Во-вторых, право выступает как юридическая форма осуществления всех цивилизационных функций государства и других политических институтов.

В-третьих, право в своем формировании и развитии испытывает детерминирующее воздействие не только экономики и политики, но и такого мощного неформационного фактора, как культура. Право не может быть выше культурного уровня общества, перепрыгивать через него. Например, как бы мы ни старались сегодня поднять повыше планку личных свобод, ее неизбежно тянет вниз недостаточная культура нашего общества.

На социально-психологическом уровне правосознание представляет собой совокупность чувств, навыков, привычек и представлений, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свои отношения с другими физическими и юридическими лицами, государством и обществом в целом. Другой уровень правосознания представлен правовой идеологией. Если на психологическом уровне зримо проявляется элемент индивидуального в правосознании, то на идеологическом уровне это индивидуальное нивелируется, и правовая идеология предстает перед нами как теоретическое знание, выражающее правовые взгляды и интересы больших социальных групп.

Из всех форм общественного сознания к правосознанию наиболее близки нравственное и политическое.

Что касается нравственного сознания, то оно явилось тем духовным образованием, в чреве которого зародилось сознание правовое. Это стало возможным потому и только потому, что нравственное и правовое сознание выполняют единую регулятивную функцию в обществе. На близость между собой этих форм указывает единство многих используемых ими категорий (“свобода”, “справедливость”, “долг”, “права личности” и т.д.), хотя каждая из этих форм вносит в их понимание определенные нюансы. Так, существуют различия между долгом моральным и долгом служебным, несоблюдение которого влечет за собой правовые осложнения. Или: то, что справедливо с точки зрения юридической, может выглядеть несправедливым в плане моральном 1 .

Непросты взаимоотношения правосознания и с сознанием политическим. С одной стороны, они чрезвычайно близки друг другу. Каждая социально-экономическая и политическая сила имеет свое правосознание и, борясь за политическую власть (а тем более захватив ее), она пытается воплотить это правосознание в легитимной правовой системе. В результате наряду с политическим фронтом борьбы за командные высоты в обществе возникает еще один фронт - юридический. Наглядное свидетельство этому мы обнаруживаем в России последних лет, где каждая из основных политических сил боролась и борется за свой вариант Конституции, свой вариант приватизации, свой вариант закона о собственности на землю и т.д.

С другой стороны, поскольку правосознание есть одна из духовных форм цивилизованности, борющиеся общественные силы должны искать правовой консенсус, если они не хотят ввергнуть страну в бездну тоталитаризма. Безошибочным индикатором стремления одной из сил повернуть общество к авторитарному, а то и к тоталитарному режиму служит пренебрежение общецивилизационными правовыми нормами и замена их принципом “революционной”, “демократической” и тому подобной целесообразности. Видный русский философ ХХ века И.А. Ильин писал: «Само собой разумеется, что всюду и всегда могут встречаться нецелесообразные или несправедливые законы, такие, которые были неудачны с самого начала, или такие, которые с течением времени утратили свою жизненную полезность, но закон не отменен, он должен применяться и соблюдаться, по римской формуле - “суров закон, но он закон ”; это есть единственное средство поддерживать правопорядок в стране, укреплять его и не отдавать его в жертву произволу, мирской корысти и случайности. Тот, кто умеет блюсти “суровый ” закон вплоть до самой его отмены, - тот предотвращает анархию и бесправие, ограждает принцип права и воспитывает правосознание своих сограждан » 1 .


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди