26.09.2019

Надо ли заставлять ребенка хорошо учиться. Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Приемы научной организации умственного труда


?», то попали по адресу: больше не нужно читать никаких статей, в том числе и эту. Я отвечу прямо сейчас: «Никак!»

Заставить ребёнка слушаться нельзя никак. Заставить можно только подчиняться, и то недолго.

Известный немецкий психотерапевт, основоположник гештальт-терапии Фриц Перлз (Fritz Perls) утверждал, что есть две возможности повлиять на другого человека: стать «собакой сверху» или «собакой снизу». «Собака сверху» - это власть, авторитет, приказы, угрозы, наказания, давление. «Собака снизу» - это лесть, ложь, манипуляции, саботаж, шантаж, слёзы. И когда эти две «собаки» вступают в противоборство, «собака снизу» всегда побеждает. Итак, если вы хотите, чтобы ребёнок вас слушался, первым делом перестаньте его заставлять. Перестаньте командовать, читать нотации, стыдить. Вот несколько советов, чем заменить эти неэффективные средства.

Как добиться послушания

Первым делом нужно поощрять и стимулировать любую активность ребёнка, направленную в нужное русло. Девочка рвётся мыть посуду? Обязательно позвольте, даже если её помощь только помешает. Психологи проводили опросы школьников из четвёртых - восьмых классов, выясняя, делают ли они какую-нибудь . Оказалось, что процент детей, которые не помогают родителям, одинаков. Но в четвёртых - шестых классах многие дети были недовольны тем, что им не доверяют домашние дела ! А вот в седьмых и восьмых классах недовольных уже не было.

Основоположник отечественной психологии Лев Семёнович Выготский разработал универсальную схему обучения ребёнка самостоятельному выполнению повседневных дел. Сначала ребёнок делает что-то вместе с родителями, потом родители рисуют понятную инструкцию, а затем чадо начинает действовать полностью самостоятельно.

Допустим, вы хотите, чтобы ребёнок аккуратно , когда приходит с улицы. Первый этап: всё делается вместе, родители показывают, помогают. На втором этапе нужно придумать и нарисовать подсказку: что, в какой последовательности и куда нужно складывать. Например, вот такую:

Большинство детей с готовностью следуют понятным и наглядным инструкциям. Постепенно формируется привычка, и внешние подсказки становятся ненужными.

Следующий отличный приём - превратить нужные действия в или соревнование. Просто убирать игрушки скучно и долго. Играть в уборку - совсем другое дело.

Игра - естественная потребность детей, в игровой форме они готовы браться за самые нелюбимые дела. Соревнование тоже отличный мотиватор.

Известный детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер приводит такой пример. Родители хотели, чтобы их сын делал зарядку. Купили снаряжение, отец сделал турник в дверном проёме, но мальчику это было не особо интересно, и он всеми способами отлынивал. Тогда мама предложила сыну посоревноваться, кто сделает больше подтягиваний. Завели таблицу, повесили её рядом с турником. В итоге оба стали регулярно заниматься спортом.

Несколько слов о распространённой практике - платить детям за выполнение домашних дел… В долгосрочной перспективе это не работает. Запросы ребёнка растут, а объём выполненной работы уменьшается. В одном исследовании студентам предлагали решить головоломку. Половине из них за это платили, другим - нет. Те, кто получал деньги, были менее упорны и быстро прекращали попытки. Те же, кто действовал из спортивного интереса, тратили больше времени. Это ещё раз подтверждает известное в психологии правило: внешняя мотивация (даже положительная) менее эффективна, чем внутренняя.

Как правильно запрещать

Запреты нужны не только для физической безопасности. Многочисленные исследования показали, что в детстве негативно сказывается на личности и судьбе человека. Поэтому запреты должны быть обязательно. Но очень важно не перегнуть палку, ведь их избыток тоже вреден. Посмотрим, что советуют психологи.

1. Гибкость

Юлия Борисовна Гиппенрейтер предлагает разделить всю активность ребёнка на четыре зоны: зелёную, жёлтую, оранжевую и красную.

  1. Зелёная зона - это то, что разрешено без всяких условий, то, что ребёнок сам может выбирать. Например, какими игрушками играть.
  2. Жёлтая зона - разрешено, но с условием. Например, можно пойти гулять, если сделаешь уроки.
  3. Оранжевая зона - разрешено только в исключительных случаях. Например, можно не ложиться спать вовремя, так как сегодня праздник.
  4. Красная зона - это то, что нельзя ни при каких обстоятельствах.

2. Последовательность и согласованность

Если какие-то действия находятся в красной зоне, их нельзя разрешать ребёнку никогда. Достаточно один раз дать слабину, и всё: дети мгновенно понимают, что можно не слушаться. То же самое относится и к жёлтой зоне. Если не сделал уроки, он обязательно должен быть лишён прогулки. Твёрдость и последовательность - главные союзники родителей. Столь же важно, чтобы требования и запреты были согласованы между членами семьи. Когда мама запрещает есть конфеты, а папа разрешает, ничего хорошего из этого не выйдет. Дети быстро учатся использовать разногласия между взрослыми в своих интересах. В итоге ни папа, ни мама послушания не добьются.

3. Соразмерность

Не требуйте невозможного и с осторожностью подходите к трудновыполнимым запретам. Например, дошкольникам очень сложно (а некоторым просто невозможно) сидеть спокойно дольше 20–30 минут. Запрещать им прыгать, бегать и кричать в этой ситуации бессмысленно. Другой пример: в три года у ребёнка начинается период, когда он на все предложения родителей отвечает отказом. Как с этим справиться - отдельная тема, но «Хватит мне перечить!» принесёт только вред. Родители должны иметь представление о возрастных особенностях детей, чтобы согласовывать свои запреты с возможностями ребёнка.

4. Правильный тон

Спокойный дружелюбный тон эффективнее строгости и угроз. В одном эксперименте детей заводили в комнату с игрушками. Самым привлекательным был управляемый робот. Экспериментатор говорил ребёнку, что уйдёт и, пока его не будет, с роботом играть нельзя. В одном случае запрет был строгим, жёстким, с угрозами наказания, в другом воспитатель говорил мягко, не повышая голоса. Процент детей, нарушивших запрет, оказался одинаков. Но через две недели этих детей снова пригласили в ту же комнату…

На этот раз никто не запрещал им играть с роботом в одиночку. 14 из 18 детей, с которыми в прошлый раз были строги, немедленно брали робота, как только воспитатель выходил. А большинство детей из другой группы по-прежнему не играли с роботом до прихода воспитателя. Такова разница между подчинением и послушанием.


stokkete/Depositphotos.com

5. Наказания

За несоблюдение запретов нужно наказывать. Самые общие правила таковы:

  1. Лучше лишать хорошего, чем делать плохое.
  2. Нельзя наказывать публично.
  3. Наказание никогда не должно унижать.
  4. Нельзя наказывать «для профилактики».
  5. Из мер физического воздействия однозначно рекомендуется только удержание, когда необходимо остановить разбушевавшегося ребёнка. лучше свести к минимуму.

6. Немного непослушания

Абсолютно послушный ребёнок - это не норма. Да и какой жизненный опыт получит ваше чадо, если будет всё время следовать инструкциям и указаниям? Иногда следует позволить ребёнку сделать что-то, что причинит ему вред. Столкновение с плохими последствиями - лучший учитель. Например, ребёнок тянется к свечке. Если вы видите это и уверены, что контролируете ситуацию (поблизости нет легковоспламеняющихся предметов), позвольте ему коснуться пламени. Это избавит вас от многословных объяснений, почему нельзя играть с огнём. Естественно, следует адекватно оценивать возможный вред. Разрешить ребёнку сунуть пальцы в розетку - преступление.

Не выполняя указания взрослых, нарушая заперты, дети всегда стараются чего-то добиться или избежать. Например, добиться внимания к себе или избежать травмирующей ситуации. Самая главная и самая трудная задача родителей - понять, что стоит за непослушанием. А для этого ребёнка надо слушать, с ним надо разговаривать. К сожалению, волшебных палочек и единорогов не существует. Невозможно прочесть статью на Лайфхакере и решить все проблемы во взаимоотношениях с . Но можно хотя бы постараться.

Нежелание учиться – популярная проблема в школьной среде. Многие родители ошибочно заставляют ребенка (подростка) учиться методом наказаний, принуждений, требований. Заставлять – не лучший вариант. Нужно замотивировать подростка и узнать причины школьной дезадаптации (нежелание учиться – один из ее элементов). О том, как пробудить в ребенке учебную мотивацию, и пойдет речь в данной статье.

Учебная мотивация выходит из системы , которая опирается на познавательные , цели, интересы, стремления, идеалы, установки . Учебная мотивация одновременно является устойчивой, раскрывая содержательные аспекты (осознанность деятельности, самостоятельность, обобщенность, доминирование, действенность), и динамической системой. Динамика системы мотивов зависит от индивидуальных особенностей ребенка: устойчивости, силы, переключаемости, эмоциональности – в общем врожденных особенностей психики. Оговорюсь, что в статье речь идет о здоровых детях с проблемами в мотивации, а не о детях с врожденно обусловленными трудностями, например, при .

Учебная мотивация:

  • определяет направление учебной деятельности;
  • позволяет найти способы реализации и достижения целей;
  • задействует эмоционально-волевую сферу личности.

Учебные мотивы бывают внутренними, внешними и личными. Внутренние – интерес к содержанию деятельности и самореализации, внешние – интерес к другим атрибутам деятельности, например, общению и играм на переменах, личные – личностные убеждения и потребности, самоуважение, авторитет.

Успех деятельности зависит от мотивации, а она:

  • от индивидуально-личностных особенностей ученика;
  • личности учителя;
  • специфики предмета;
  • организации деятельности.

Работать нужно над формированием внутренней и личной мотивации. А вот требованиями и принуждением можно добиться в лучшем случае внешней, формальной мотивации. Именно она служит ответом на социальные нормы, обязательства, принуждения, ожидания родителей. Но внешняя мотивация губительна для личности и крайне неустойчива.

Причины потери мотивации

Нежелание учиться вызывают:

  • «гормональная буря» в с сопровождающим ее кризисом идентичности и неопределенности будущего;
  • проблемные взаимоотношения ученика и учителя;
  • у учеников начальных классов;
  • неудовлетворительная продуктивность и успешность учебной деятельности;
  • индивидуально-личностные и возрастные особенности усвоения знаний, например, у девочек в 7-8 классе из-за полового созревания ухудшается восприимчивость к учебе;
  • непонимание цели обучения, процесс не представляет ценности;
  • страхи перед школой и сопровождающими ее отношениями, процессами.

Как сформировать мотивацию

Сформировать личную мотивацию позволит учет индивидуально-личностных особенностей и возможностей ребенка. Уже в начальной школе заметны отличия детей: особенности склада ума, . Не нужно требовать от всех детей одинаково хорошего усвоения всей школьной программы. Как и не нужно думать, что всем детям подходит единый набор методов и средств обучения.

Нужно выявить задатки ребенка и развивать их, не пытаться делать из математика литератора, а из спортсмена музыканта. Забудьте об оценках, это не показатель успешности ребенка. Оценки – часть внешней мотивации. Ваша цель – развить в ребенке интерес, направив его по адекватному его возможностям и способностям пути. Если ребенок учится в своем направлении, то проблем с мотивацией не возникнет.

Познавательные мотивы (интерес к усвоению знаний) формируются через специфику подачи материала. Даже если деятельность интересна сама по себе, нужно уметь корректно организовать процесс обучения. Оптимальный вариант – проблемное обучение. В каждой задаче должна быть проблема, вопрос, противоречие, которое ребенок захочет и сможет сам или с помощью родителей решить. Материал должен быть чуть дальше и сложнее возможностей ребенка: не прост (уже не интересно и понятно), но и не очень сложен (еще не интересно и не понятно).

Младшие классы

Забудьте о тотальном контроле и принуждениях, замените это доверием и взаимоуважением. Младшим школьникам ставьте маленькие задачи (в силу особенностей психики дети в начальных классах пока не могут думать о далеком будущем и больших целях). Обязательно хвалите за успех и разбирайте неудачи.

Средние и старшие классы

В подростковом возрасте (средние и старшие классы) важно дифференцировать процесс обучения. Похвала уже не поможет. Нужно заинтересовать ребенка. Целесообразно нанимать репетиторов по тем предметам, к которым у ребенка выявлены способности, а не наоборот. Помогите подростку определиться и выстроить личный путь, позвольте ему идти по этому пути, помогайте. Важно разговаривать с подростком и помогать решать второстепенные проблемы (любовь, профессиональное определение, дружба), чтобы они не мешали учиться.

  1. Посетите школьного психолога и выясните особенности своего ребенка: склонности, задатки, темперамент, свойства психики. Попросите составить программу развития.
  2. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Не требуйте от него своих желаний, не пытайтесь прожить новую жизнь в его лице, не заставляйте реализовывать ваши несбывшиеся мечты и амбиции.
  3. Познакомьтесь с учителем и особенностями школьной программы. Родительское право и обязанность – дать ребенку хорошее и адекватное его возможностям образование. От личности учителя, особенно в начальной школе, зависит многое, в том числе мотивация учеников. Компетентен ли педагог, интересен, состоятелен как личность? Вы имеете полное право изменить место образования, если считаете, что в данном учреждении вашему ребенку не могут дать соответствующих знаний, умений и навыков.
  4. Поговорите с ребенком, спросите, что ему интересно, есть ли какие-то проблемы в школе, чем он хочет заниматься. Подберите вместе программу дополнительного образования, свяжите ее со школьной программой.
  5. Личный пример. Ценность обучения должна происходить из , как и уважение к профессии учителя и вообще труду. Детям свойственно перенимать привычки родителей. Если вы сами относитесь к школе как к вселенскому злу и мучению, радуетесь, что у вас это позади, а ребенку еще мучиться и мучиться, говорите это ему напрямую, то хорошего ждать не стоит. Важно объяснить значимость образования для дальнейшего обучения и работы, саморазвития.
  6. Не пытайтесь расставлять акценты на предметы, связанные с будущей профессией. В начальной школе можно понаблюдать за ребенком, выявить его склонности. В средней школе – ставить акцент на то, к чему есть способности. И уже в 9-11 классах определиться с профессией (сам ребенок решит) и, возможно, перефокусировать внимание. Хотя обычно, если акценты расставлены правильно, по способностям и интересам, то и профессия дальше находится сама собой именно по этому направлению. Расставляя акценты, не забывайте, что остальные предметы тоже нужно усваивать, раз они есть в программе, просто не стоит гнаться за высокими баллами и «насиловать» ребенка.
  7. . Оптимальный вариант, чтобы скрасить любую деятельность и сделать интересным даже самый скучный, но нужный материал – творчество. Младшим школьникам поможет наглядность и красочность, подросткам – ориентация на жизнь, причем актуальные в их среде веяния.
  8. Не бросайте ребенка в трудной ситуации, помогайте решать задачи, выполнять домашние задания, общайтесь. Не исключено, что пропажа интереса к деятельности – последствие непонимания получаемых знаний.
  9. Предоставляйте ребенку выбор из нескольких приемлемых для вас и подходящих для него вариантов. Во-первых, это создаст у него чувство хозяина жизни и пробудит ответственность, во-вторых, не вызовет подростковых реакций отрицания и оппозиции.
  10. Старайтесь избегать наград и наказаний за обучение вообще (это внешняя мотивация). Мотивировать школьника, например, деньгами – ошибочный путь, хотя любим многими родителями. В малых количествах критику использовать, конечно, нужно, но оценивать словами и только поступки ребенка, а не его личность. Притом порицаний все же лучше избегать, неудача сама по себе губительна для психики, лучше вместе разобрать причины и план действий, чтобы ситуация не повторилась. В начальных классах похвала обязательно должна присутствовать, так как взрослый и его оценка остается ведущей, хотя и вытесняется понемногу оценкой сверстников.
  11. Сотрудничество, взаимоуважение и доверие – основа успешного обучения. Эти компоненты должны присутствовать как в отношениях учителя с учеником, так и учеников с учеником, родителей с ребенком.
  12. Оценка – самый сложный элемент обучения. Как в школе, так и дома сравнивать нужно новые успехи ребенка с его прежними, а не одного ребенка с другим. Например, за прошлую работу ученик получил тройку и сделал десять ошибок, а за новое задание получил ту же тройку, но с тремя ошибками. Оценка та же, но успех налицо. И об этом успехе нужно говорить, нужно подчеркивать личный прогресс. Один родитель заругает: «Опять тройка! Что ты за бездарь!», чем окончательно убьет в ребенке интерес, мотивацию и веру в собственные силы. А другой скажет: «Ух ты, всего три ошибки. Это гораздо меньше, чем в прошлый раз. Ну и что, что тройка, мы с тобой еще чуть-чуть позанимаемся, и будет четыре. А если и не будет – ничего страшного, я горжусь тобой». И мотивация снова оживет, самооценка сохранится.
  13. Проанализируйте основные когнитивные способности ребенка: , внимание, . Если отмечена слабость в какой-то сфере, то подберите упражнения для тренировок.
  14. Важно качество обучения, а не количество. Нужно объяснить ребенку, что это необходимо прежде всего ему для саморазвития и дальнейшей жизни.
  15. Основная проблема школьного обучения – сухость знаний, их оторванность от реальной жизни. С этой проблемой активно борются, но повсеместного распространения новой политики обучения пока не наблюдается. Если учитель вашего ребенка не может преодолеть барьер между наукой и жизнью, то сделайте это сами. «Переведите» ребенку информацию, найдите ассоциации и связи с реальной жизнью и скорым будущим.
  16. Купите дополнительную литературу, справочники, словари, фильмы. Проведите связующую нить от знаний к кумирам ребенка. Да, для этого и самим придется покопаться в источниках, расширить собственный кругозор. Дайте ребенку максимальное количество средств для самореализации.
  17. Помогите ребенку составить распорядок дня, спланируйте время выполнения уроков и отдыха.

Послесловие

Учебная деятельность – ведущая деятельность младших школьников; социально-значимая деятельность – ведущая деятельность подросткового возраста. У подростков риск потери мотивации выше, так как конкуренцию деятельности составляет межличностное общение со сверстниками. А вот в младшем школьном возрасте ребенок испытывает потребность в обучении и с удовольствием будет усваивать новые знания, если они соответствуют его особенностям и интересам.

Без учебной мотивации будет неизбежно снижаться успеваемость, возникнут поведенческие нарушения, деструктивные проявления личностного потенциала и способностей. Пустоту непременно займут другие активности или пассивность, что тоже является отклонением.

Не бывает глупых или ленивых детей, бывают незамотивированные. Более того, каждый человек от рождения и талантлив, но раскрыть гениальность, к сожалению, удается не каждому. Губится она чаще всего именно в момент принудительно обучения, погони за оценками, чужими комплиментами и титулами, желаниями родителей, а не ребенка.

Эта тема волнует каждого родителя. Все семьи так или иначе встречают проблему мотивации к учёбе. В рамках нашего проекта “Подросток: инструкция по применению” мы решили узнать из первых уст о том, как решить этот вопрос.

Немного о мотивации к учёбе - почему я хочу рассказать о ней

Часто родители не знают, как заинтересовать ребенка учебой? А когда

заинтересовать не получается, появляется вопрос о том, как заставить ребенка учиться в школе.

Когда я сказала маме, что пишу эту статью, мама попросила меня дать ей ее почитать, когда я закончу. Ей давно интересно, как заставить моего брата учиться. Мама перечитала кучу статей о том, как повысить мотивацию к учебе у подростков, но не было ни одной такой, какая бы давала действенные советы о том, как поднять мотивацию к учебе. Поэтому я попытаюсь написать именно такую статью. Сейчас, от лица этого самого подростка, которого нужно заинтересовать учебой, я расскажу, что об этом думаю.

Заставлять и мотивировать

Иногда родители спрашивают, во сколько же лет лучше отправлять ребенка в школу? В 5, как поступают многие занятые и современные мамы; в 6, по стандарту; или в 7, как раньше? Причиной такого вопроса часто становится то, что родители боятся ответственности, причем не своей. Психологи отвечают, что нужно сделать это только когда он будет готов. Одна моя одноклассница пошла в школу в 8 лет. Когда она шла в школу, то она не была готова. И даже сейчас, спустя 9 лет, не думаю, что она готова. Что я подразумеваю под словом “готов”? Заинтересован и смотивирован. Перед поступлением в школу, очень важно объяснить сыну (дочери), зачем это нужно, что он(а) от этого получит, почему это интересно и т.д. Когда этого нет, то и желания учиться тоже нет. И тогда приходится заставлять. Я всегда училась с радостью, была отличницей, на все олимпиады отправляли именно меня. Так что, когда через 3 года после начала моего обучения, в школу пошел мой брат, все были просто в шоке от того, что он крайне незаинтересован. Конечно, вопросы о том, как заинтересовать ребенка 2 класс и как заинтересовать ребенка 3 класс - совершенно разные. И ответы на эти вопросы сильно отличаются.

Но теперь, анализируя, хочется вынести несколько общих правил по поводу того, как стоит относиться к нежеланию ребенка учиться.

  1. Помогите найти своему ребенку хобби - думаю, Вы уже поняли, что в учебе он совсем 0. Но обратите внимание на его сильные качества. Может быть, единственный предмет, по которому у него хорошие оценки - труды? Или Ваш ребенок умеет готовить? А что если у него есть слух? Чтобы сделать его успешным, Вы должны развивать его со всех сторон и обращать свое внимание на то, к чему у него есть способности.
  2. Не ставьте для него планок в учебе - Часто Вы говорите ему, что он должен иметь оценку как минимум 4 (5) по определенному предмету? Вы прекрасно знаете, что самая высокая оценка, которую он получал на этом уроке - 3. Он будет чувствовать себя виноватым, не более.
  3. Верьте в своего него - Просто попробуйте купить ребенку вспомогательную литературу по тому предмету, который он не понимает. Никогда не открывает учебник по физике? Так объясните ему, что 5 минут в день - и через время у него будут совсем другие результаты.

Мотивация для учебы в школе - это выбор между “заставлять” и “мотивировать”

Выбирать Вам.

Нужно ли заставлять ребенка учиться?

Если же Вы все-таки выбрали заставлять, то задумайтесь, так ли это полезно и будет ли это иметь плоды?

Кто угодно, а особенно подросток, воспримет это принуждение как лишение свободы, а, как известно, свобода входит в перечень главных ценностей у человека. Очень часто словами “троечник”, “отличник”, “хорошист” оценивают не усилия детей, а их самих. Это больно, но это так.

Заставлять не стоит, однозначно. Нужно помочь, послушать, подумать над проблемой.

Если мотивировать, то как?

Если Вы выбрали мотивировать и не знаете, как это сделать правильно, то эта часть для вас.

Когда я начала писать эту ее, то спросила у своего друга, что он думает по этому поводу. Он ответил, что старания нужно поощрять, т.е. дарить подарки за успехи. Мне бы хотелось поспорить с ним по этому поводу, потому что на подарок за каждую хорошую оценку никаких денег не хватит, но часто для родителей этот способ кажется самым простым и надежным.

Мое же видение заключается в том, что нужно учить маленького человечка учиться самому, без подарков и обещаний, потому что лучшим поощрением всегда будет результат и, очень возможно, успех.

В новом 21 веке все меняется буквально каждую минуту, и, если раньше для успеха было достаточно отучиться 10 лет в школе и 4 в университете, то сейчас учиться приходится постоянно. Профессии нового века - программист и копирайтер, - требуют постоянного получения новых знаний.

Хотите успеха для Вашего ребенка? Стараться придется в первую очередь Вам. На эту тему пишут много, я изучала советы специалистов, и вот какие выводы могу сделать:

  • когда делаете уроки с ним, постарайтесь не кричать
  • принимайте любые его увлечения
  • научите его технической грамотности
  • отвечайте на любые его вопросы
  • научите его читать, очень может быть, что он просто не нашел ещё подходящую книгу
  • не рассказывайте, а показывайте (домашние опыты, например, - это очень прикольная штука)

Мотивация на учебу школьника - вещь тонкая. Важно заинтересовать, заставить взглянуть с другой стороны, показать плюсы того или иного занятия.

Упражнения на мотивацию к учебе младших школьников:

  1. Письмо - предложите послать письмо кому-нибудь из родных (бабушке, крестной и т.п.). Пусть он сам его напишет, украсит и положит в конверт.
  2. Книга - сходите в библиотеку и возьмите книгу, которая заинтересовала Вашего малыша.
  3. Стихи - выучите с ним стих, приуроченный к ближайшему празднику.
  4. Презентация - научите его делать презентации в PowerPoint и попросите сделать презентацию, например, о вещи, которую он хочет на день рождения.
  5. Интервью - помогите ему составить список вопросов, а вечером возьмите интервью у папы.
  6. Рассказ - попросите написать рассказ про то, что ему близко, к примеру, про нитку и иголку.
  7. Физ. минутка - между выполнением домашних заданий, покажите несколько физических упражнений. Все-таки, нельзя все время сидеть и сидеть.
  8. Видеомотивация на учебу - посмотрите с Вашим чадом видео о том, как, к примеру, украсить свой пинал или о студенческой жизни, которая его ждёт. То есть важно понять что ещё даёт учеба.

Все эти упражнения помогут Вам развивать творчество и привить ему интерес к учебе.

Как заставить ребенка учиться и делать уроки

Я читала автобиографию Нестеровой пару лет назад, и там было несколько страниц о том, как в средней школе она не делала уроки в принципе. То есть, в школе она училась, и все запоминала, а вот дома не делала ничего. Невольно я вспомнила и себя. Как скрещивала пальцы, лишь бы не проверяли домашнее задание, как получала двойки, как выкручивалась, но, все-таки, домашние задания не делала. Что это? Однозначно лень.

Если стоит вопрос: “Как заставить ребенка делать уроки?”, то ответ на него: “Очень просто.” Тут в ход идут принуждения, постоянная проверка и так далее. К сожалению, на своем горьком опыте скажу, что ничего кроме этого Вам не поможет. Нужно, чтобы ребенок хотел учиться. Потому что мотивация ребенка на учебу в школе - это ещё не все. Главное - желание. Нужно научить его быть самостоятельным, объяснить что и зачем нужно. Хорошо, если ребёнок пройдёт специальные и сможет сам выполнять домашние задания.

Научить учиться ребёнка проще и приятнее чем заставить!

Как заставить ребенка хорошо учиться?

Тяжело заставить учиться, а вдвойне тяжело - заставить учиться хорошо. В теории, абсолютно каждый человек может учиться, и даже учиться хорошо. На практике же, это не всегда так. Все зависит от нагрузки, качества подачи материала, количество времени, которое уходит на занятия. Нет одного правильного ответа на вопрос, о том, как помочь ребенку учиться хорошо. Помните, что не все талантливые и умные дети учатся хорошо, и не все отличники талантливы и умны.

Что делать?

  1. В первую очередь, выясняйте причины плохих оценок и постарайтесь избавиться от этой причины.
  2. Общайтесь с ребенком как с другом. Постарайтесь понять его и выясните для себя, зачем Вам, чтобы он учился только на “отлично”.
  3. Поинтересуйтесь, какие планы на будущее у Вашего ребенка и научите его ставить долгосрочные цели.

Как заинтересовать подростка?

Если заинтересовать ребенка 2-3 класса в учебе ещё легко, то мотивация к учебе подростков - штука посложнее.

Учтите, подросток знает, что ему нужно высшее образование, что он хочет хорошо сдать экзамены, чтобы потом работать. Но иногда бывает лень. Часто с толку сбивает количество предметов, которые нужно учить, при том что, как любят говорить подростки, “это мне в жизни не пригодится”. Это уже проблемы образовательной системы, но тем не менее.

Вопросы типа: “О чем ты вообще думаешь на уроках?”, - риторические.Вспоминайте, о чем думали вы в средней-старшей школе. Внушить подростку, что учиться надо, вообще очень тяжело. И сколько раз Вы бы не повторили, что без учебы не будет работы, без работы - денег, он будет так думать только если поймет это сам.

Несколько идей, чтобы мотивировать подростка к учебе:

  • Почитайте/посмотрите с подростком новости. Не заставляйте, просто предложите. Это должно быть что-то о его увлечениях. Позже обсудите это с ним.
  • Распечатайте или напишите цитаты для мотивации к учебе. Они могут быть как на русском, так и на английском, например. Наклейте их на видные места.
  • Подберите красивую канцелярию/тетради, чтобы пользование этими вещами ему было комфортно и приятно.
  • Не перехваливайте. Здесь следует вести себя очень осторожно. Кажется, что похвалить никогда не будет лишним, на самом же деле, Вы подскажете подростку, что он и так слишком хорош.

Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться. Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь. Можно пройти , научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно!

Мотивация к учебе у студентов

Когда вчерашний школьник становится студентом, родители уже не так серьезно следят за учебой. Мол “твоя жизнь, хочешь - учись, не хочешь - работай”. Возможность не ходить на лекции распускает студентов, которые счастливы отдохнуть от школы, но ещё не научились самодисциплине. Отсутствие мотивации к учебе у студентов - дело распространенное, потому что сейчас всем известно: диплом - это просто документ. Никто не идёт работать по профессии, а учиться в ВУЗе нужно только для того, чтобы родители не переживали.

  1. Студент должен постараться найти контакт с преподавателем.
    Преподаватель и студент должны быть друзьями.
  2. Университет - важное место для расширения возможностей, круга знакомых и поиска себя.
  3. В университете важно получать удовольствие от обучения, ходить в университетские клубы по интересам, знакомиться с новыми людьми.
  4. Студенту важно уяснить, что дисциплина - самое главное. Пришел на занятия в первую половину дня - гуляешь всю вторую. Не пришел раз, не пришел два, а на третий уже можно и не приходить.
  5. В университете можно записаться в инициативную группу. Тогда и авторитет появляется, и новые знания, и вставать с постели с утра хочется.

Мне кажется, здорово, когда подростку и ребенку помогают увидеть свою цель, понять зачем ему учиться и прилагать усилия. Хорошо, когда подросток осознанный, и всё сам понимает. Но это бывает далеко не всегда. А слушать родителей тоже бывает тяжело… Поэтому для этой задачи хорошо подходят курсы по. Потому что когда ты находишься компании других ребят, вместе с ними думаешь о своих целях и будущем тебе не хочется сопротивляться. Тебе действительно хочется стать лучше!

В заключение

Мотивация - вещь, без которой невозможно ни в школе, ни во взрослой жизни. Как найти мотивацию для учебы, если он сам не хочет ничего делать? Важно научить искать ее, ради его собственного успеха в будущем.

При желании привить ребенку любовь к самообразованию и развитию, его обучение не стоит ограничивать стенами классной комнаты. Несомненно, знания и навыки, которые он получает в рамках школьных уроков, очень важны для интеллектуального и социального роста.

Однако если родители выделят время на то, чтобы привить своему чаду живой и естественный интерес к учебе, то возможностей у малыша будет намного больше. Он сможет самостоятельно выбирать темы, которые его интригуют, посещать кружки и секции с удовольствием, а не по строгому наставлению учителей.

В результате академические достижения будут впечатляющими – плохие отметки, отсутствие мотивации, проблемы с успеваемостью – все это останется в прошлом и родители смогут гордиться школьником, увидев его отметки в дневнике.

Как заставить ребенка учиться

При нежелании учиться, обнаруженном у ребенка, многие родители действуют импульсивно, совершая при этом непростительные ошибки. Они кричат на школьника, угрожают ему, применяют различные виды наказаний – лишают карманных денег, запрещают встречи с друзьями, ограничивают доступ к любимым компьютерным играм.

Однако такими методами они не добьются ничего, кроме затаенной агрессии в сердце ребенка.

Рассудительные и понимающие мамы и папы, прежде чем придумать вид наказания для чада, которое пришло со школы с «двойкой» в дневнике, пытаются разобраться в причине плохой успеваемости. Их интересует в первую очередь вопрос: «Почему ребенок не хочет учиться».

Получив ответ в ходе разговора с сыном или дочкой, они пытаются исправить ситуацию самостоятельно, а при необходимости прибегают к помощи специалистов – психологов, учителей, репетиторов. Следуя их советам, родители становятся на правильный путь, который ведет их к улучшению успеваемости малыша в школе.


Основная причина проблемы: завышенные требования

Часто родители, которые считают, что ребенок не хочет учиться, возлагают на него завышенные ожидания. Они и слышать не хотят о том, что все детки индивидуальны, и если одним хорошо даются иностранные языки, то другие с малых лет проявляют талант в живописи или музыке. Именно завышенная планка в дальнейшем и становится источником проблем.

Родители постоянно давят на малыша, обвиняя его в том, что он не хочет хорошо учиться. При этом они игнорируют успехи в спорте, творчестве или рукоделии. Итог – снижение самооценки, полная потеря интереса к образованию, девиантное поведение.

Однако всех этих негативных моментов можно избежать, если вовремя остановиться и подумать о том, как правильно мотивировать школьника. Найти удачные методы поможет знакомство с информацией, представленной далее.


Достойная мотивация: действенный метод

На вопрос: «Стоит ли заставлять ребенка учиться?», специалисты в области психологии часто имеют отрицательное мнение. Сама формулировка вопроса уже содержит нотки контроля, от которых мудрые родители должны отказаться изначально.

Им рекомендуют заменить стремление контролировать каждый шаг малыша его мотивацией к самостоятельным действиям. Это поможет вырастить в нем сильную рассудительную личность с лидерскими качествами.

Мотивация – это инструмент по достижению целей. Если маленький школьник будет получать оплеуху за каждую неудачу в учебе, то она будет слабеть – родители увидят это по плохим отметкам, отсутствии времени у малыша на выполнение домашних заданий, подавленному настроению.


Чтобы поддерживать мотивацию на должном уровне, психологи советуют придерживаться ряда рекомендаций:

  • выбор мотивации должен осуществляться в соответствии с возрастом,
  • со школьником нужно общаться как с товарищем, расспрашивая его о делах в классе, личных успехах и поражениях,
  • важно понять, к каким предметам или наукам тяготеет ученик, чтобы раскрывать его способности в правильном направлении,
  • педагоги могут помочь родителям понять, какие меры нужны для улучшения показателей ребенка в учебе, поэтому встречи с ними должны проводиться регулярно.


Как заставить ребенка учиться в школе в младших классах

Школьники, сидящие за партами с первого по четвертый класс, очень чувствительны и ранимы. Им сложно конструктивно принимать критику, поэтому обиды – не редкость.

Однако на похвалу ученики младших классов реагируют совершенно иначе – они будто расцветают, когда слышат, что учитель похвалил их за правильно решенный пример или без ошибок написанный диктант. Эту поведенческую особенности родители могут использовать при выборе мотивации.

В 7-8 лет задача родителей – научить ребенка делать уроки самостоятельно. При этом они не должны все время стоять за спиной малыша, пока тот пытается сложить в уме числа или выбрать проверочное слово для написания сложного предлога в сочинении.


Совет :

Ребенок имеет право на ошибки, а родители должны принять его. Это значит, что в написанной домашней работе нужно указывать на достижения малыша, а не упрекать его допущенными оплошностями в выполнении заданий.

Таким образом, интерес к учебе проявится естественным образом, а ребенок не будет чувствовать себя подавленным и несчастным в результате постоянного контроля со стороны родителей.

Дети в 9-10 лет более самостоятельны. У них другой круг интересов и забот. Они уже умеют делать уроки самостоятельно, однако могут расстраивать мам и пап низкими оценками или проблемами с поведением.

В качестве мотивации родители могут использовать различные бонусы. Как вариант – обещать ребенку совместные поездки, походы в кино за хорошие оценки.


Совет :

От выплат материальных компенсаций за отличную успеваемость лучше отказаться. Такой недальновидный шаг может стать началом к развитию манипуляторских способностей – ребенок будет «давить на жалость», выпрашивать хорошие оценки, придумывать себе оправдания – лишь бы не выглядеть неудачником в своих глазах, и глазах родителей.

Как заставить ребенка учится в средней школе: практические советы психолога

Средняя школа – это время, когда дети превращаются в подростков. С 11 по 13 лет они могут поменять жизненных авторитетов, и прислушиваться не к родителям, а к сверстникам. На фоне того, что материал в средней школе педагоги подают сжато и ученики скучают на парах, это может сказаться на успеваемости.

Чтобы не допустить плохих отметок, подростку можно нанять репетитора, который на должном уровне будет поддерживать у него интерес к учебе и образованию. Занятия с репетитором позволят школьнику сосредоточиться на предметах, к изучению которых у него имеются высокие способности, и он сможет достойно окончить учебный год.


Как заставить ребенка учиться и делать уроки в старших классах

Для подростка, учащегося в старших классах, проблемой может стать не только невыполненное домашнее задание, а и прогулянный урок, о котором родителю узнают по гневной записи директора школы в дневнике. Действительно, в подростковом возрасте к нежеланию учиться добавляются и другие факторы – взросление, гормональные всплески, юношеский максимализм.

Чтобы мотивировать такого ученика к образованию, нужно проявить немалую изобретательность. Поэтому родителям психологи советуют быть терпеливыми, хладнокровными и настойчивыми.

В этом возрасте для детей крайне важна правильная расстановка жизненных приоритетов, определение целей в учебе, спорте или творчестве. Гиперопека со стороны родителей, их давление и контроль могут привести к тому, что успешный ученик – гордость школы, скатится до плохих отметок и свяжется с плохой компанией, где попробует первые наркотики и алкоголь.


Совет :

Очень важно не допустить проявления крайностей, поэтому нужно больше общаться с сыном или дочкой, выслушивать их проблем, расспрашивать о дальнейших планах.

В старших классах дети уже готовы к разговорам о будущей профессии. Родители могут использовать карьерные устремления ребенка в качестве основной мотивации к учебе.

Ведь если в будущем подросток мечтает стать абитуриентом в престижном учебном заведении, ему не нужны плохие отметки и низкий уровень знаний. Школьник будет самостоятельно пытаться искать способы развития своих навыков, чтобы осуществить план и поступить в выбранный институт после окончания школы.


Так, если малыш-первоклашка никак не выучит правописание элементарных слов, мама может взять тетрадь и вместе с ним заниматься, тщательно вырисовывая каждую букву на листах в косую линейку. Аналогии можно привести и по другим предметам – чтобы дети полюбили чтение, взрослым нужно читать вместе с ними, обсуждать сюжет и поведение героев и пр.


Раннее развитие: залог успеха в учебе в будущем

Если дети посещают курсы раннего развития, в школе им многое дается легко, ведь в рамках дошкольного обучения они приобретают не только знания, а и учатся преодолевать социальные и коммуникативные барьеры. Однако времени и возможностей для организации посещения чадом таких курсов хватает далеко не у всех родителей. Это не проблема, ведь заниматься с ребенком можно дома.

Начиная с 2-3 летнего возраста, с малышом стоит проводить первые «уроки». Конечно, они должны иметь игровую форму, в процессе которой ребенок должен получать свои первые знания об окружающем мире, науке, искусстве и прочих интересных темах. Успехи в образовании обязательно должны быть отмечены похвалой, новой игрушкой или лакомством.


Разбор полетов: как избежать распространенных ошибок

Многие родители искренне недоумевают, почему в школе их ребенок сидит на уроках с отсутствующим видом, и даже самые интересные предметы воспринимает нехотя. Им стоит проанализировать свое поведение и определить имеется ли склонность совершать следующие ошибки в процессе воспитания школьника.

Унижение ребенка в процессе обсуждения его неудач

Плохая отметка за участие в школьном конкурсе талантов – не повод называть ребенка бездарностью или лодырем. Мудрые родители всегда избегают таких оскорбительных характеристик. Они пытаются помочь ребенку поверить в себя и указывают на его достоинства и сильные черты характера.


Постоянные ссоры по поводу низкой успеваемости

Для ученика школы плохая оценка – это уже наказание. Не стоит делать его еще более суровым, добавляя скандалы и ссоры по этому поводу. Нужно спокойно воспринимать неудачи чада и стараться решить проблему конструктивно – заниматься вместе с ребенком, нанять ему репетитора, выслушать его объяснения и пр.

Отсутствие похвал

Постоянные упреки и отсутствие похвал – еще одна популярная ошибка, совершаемая в процессе воспитания школьника. Родителям нужно научиться замечать не только промахи, а и достижения в учебе, даже когда оценка «хорошо» появилась в дневнике закоренелого «троечника».

Каждая похвала – это стимул для ребенка, который поможет ему правильно расставить приоритеты в жизни и добиться успеха не только в учебе, а и самообразовании за пределами школьных стен.


Постановка непосильных задач

Если изначально перед школьником ставят непосильные требования, он отказывается принимать усилия для их достижения. Поэтому лучший вариант – это совместная разработка адекватных целей, которая осуществляется с учетом способностей и навыков ребенка.

Отсутствие доверительных отношений

Если маме и папе не удается установить доверительный контакт со школьником, они так и не узнают, что стало причиной «двойки» по русскому языку – плохой почерк, грамматические ошибки или помарки в тетради? Отсутствие понимания причин проблемы заставит их действовать вслепую, и они так и не смогут понять, что делать для исправления ситуации.


Все чаще и чаще к детским психологам обращаются родители, чьи дети отстают от школьной программы или учатся исключительно «из-под палки».

«Как заставить ребенка учиться в школе?!» — требуют ответа заботливые мамаши. «Дочь совершенно бездарна!» — досадуют любящие отцы. Но никто из них не видит в этом своей вины, ведь они «все делают для того, чтобы ребенок хорошо учился!» Давайте разберемся, кому нужно, чтобы ребенок получал хорошие отметки, вам или ему? В современном обществе школьные оценки волнуют больше родителей, нежели самих школьников. И именно поэтому школьник плохо учится.

Типичные ошибки родителей

Если вы не знаете, как заставить ребенка учиться, советы психологов помогут правильно построить отношения со школьником. Делать домашние задания самостоятельно и вовремя, стараться разобраться во всем самому прежде чем обращаться за вашей помощью — это залог успеха в учебе. Таким хотят видеть своих детей большинство родителей. И это же большинство делает все для того, чтобы их дети не были такими. Не специально, конечно, не осознанно, но делают.

Есть два варианта ошибок, которые непременно ведут к плохим отметкам, и это ошибки родителей, а не детей.

В первом случае родители совершенно не уделяют школьнику внимания, и учеба не волнует ни их самих, ни, как следствие, их ребенка. Это редкие случаи неблагополучных семей и заниматься этим должны исключительно специалисты.

А вот второй вариант самый распространенный: постоянный контроль, завышенные требования конкретно для этого ученика и упреки. Часто дети, которые не очень преуспевают в учебе, не умеют решать свои проблемы без помощи родителей, так как каждый вечер папа или мама садится делать уроки с учеником 5-6 класса. Уроки, которые ребенок должен и обязан учить сам.

Как научить ребенка учить уроки самостоятельно

Всем родителям следует запомнить одно простое жизненное правило, касающееся школьников: учить уроки вместе с ребенком допускается максимум до окончания второго класса, дальше школьник должен сам заниматься своей учебой, иногда обращаясь к вам за помощью.

Осознав, поняв и применив это, вы избавите и себя, и своих детей от множества проблем и забот. Если к этому времени вы не приучили ученика делать уроки самостоятельно — дальше будет только хуже, причем и вам, и вашему чаду. Если же вы совершили такую ошибку и приучили ребенка ждать маму с работы и только вместе с ней садиться за уроки, постарайтесь постепенно, набравшись терпения, отойти от этой привычки.

Пытаясь найти решение, как заставить ребенка хорошо учиться, нельзя давать ему свободу действий резко и сразу:»С сегодняшнего дня ты делаешь домашние задания сам!» Это будет шоком и стрессом для детской психики, которая еще даже не знает, как это можно сделать самому, если уже несколько лет это делалось только вместе с мамой или папой. Начните издалека, например, легкие задания доверьте школьнику выполнить самому и посмотрите, как он справится.

Возможно, с первого раза у него не получится сделать все правильно или вовремя, имейте терпение, не ругайте, не упрекайте, не поторапливайте, ни в коем случае не произносите фразы «Ну вот, ты без меня даже это сделать не можешь!» Это погубит в ребенке все задатки самостоятельности и веру в себя.

Когда часть заданий школьник сможет решать сам, увидит, что это возможно и даже легко, он сам захочет делать остальные уроки тоже самостоятельно, ведь это намного приятнее, когда никто не стоит за спиной и не тыкает пальцем в ошибки. Но для этого, возможно, придется .

Но давая дочери или сыну возможность учиться самостоятельно, вы также должны дать ему право на ошибки и на плохие отметки. Поверьте, для ребенка, для его будущего, для формирования его личности будет лучше получать свои честно заработанные тройки или даже двойки, чем оценки четыре или пять за задания, выполненные мамой или с помощью папиного ремня. Получив свою законную двойку, ребенок должен сам для себя определить те чувства и эмоции, которые вызывают у него такие отметки.

Обычно детям не нравится быть «отсталыми» и они стараются тянуться хотя бы на уровень выше. Если им в этом не мешать, то этот уровень будет достигнут. Бывают случаи, когда школьнику не особо и важно, какие оценки ему ставят учителя и какие лекции читает ему директор, в таком случае позвольте ему какое-то время быть двоечником.

Ведь вы не перестанете его меньше любить из-за каких-то отметок? Конечно же нет. Можете утешить себя тем, что по исследованиям психологов именно двоечники обладают более развитой фантазией и изобретательностью, творческим подходом к самым сложным ситуациям, поэтому часто именно двоечники становятся бизнесменами или основателями преуспевающих компаний. Они, если сказать простым языком, умеют вертеться и воспринимают критику и чужое мнение гораздо проще, чем отличники.

Но не стоит думать, что отличником быть плохо. Нет, хорошо учиться — это правильно и здорово, если это происходит легко и у ребенка есть желание и тяга к учебе. Если же нет мотивации, стремления у самого ребенка, а не у родителей, то никакие репетиторы не помогут.

Секреты правильной мотивации

Правильно объяснить, зачем ему нужно хорошо учиться — это уже полдела на пути к тому, как заставить ребенка учиться в школе. Но, к сожалению, это редко у кого получается. Чаще всего родители «мотивируют» своих чад так:»Будешь хорошо учиться — куплю велосипед к лету» или и «возьмем в дом «.

Это с одной стороны правильно, ведь поощрения за тяжелую работу должны быть, но только если это не перейдет в привычку и в торгово-рыночные отношения. В один прекрасный момент у вас не будет возможности купить очередной подарок, и ребенок почувствует себя обманутым. Или же наоборот, если возможность есть всегда, то запросы вашего «оплачиваемого работника» будут расти с каждым годом.

Другая распространенная мотивация знакома, наверное, каждому:»Будешь хорошо учиться, поступишь в институт!» И все. Максимум, что объясняют родители дальше, это о «высокооплачиваемой работе», которая непременно ждет того, кто закончил институт. А ведь врать нехорошо. Будьте честны сами с собой: высшее образование никому не гарантирует успешной карьеры и счастливой жизни. В то же время нужно направлять ребенка постарше на поступление в ВУЗ, заинтересовав его новыми знаниями и перспективами, которые дает институт и университет. Именно перспективами, а не гарантиями.

Ученика младшего школьного возраста мотивировать легче, можно объяснить, что выучив таблицу умножения, он сможет считать деньги и вы отправите его одного за покупками. А научившись грамотно и аккуратно писать, он сможет отправить письмо любимому актеру или персонажу мультфильма. Главное — не обманывать ребенка и выполнять обещанное. И постоянно хвалите своих детей, даже за небольшие достижения.

Если осознать, что счастье человека зависит не от школьной золотой медали, а от правильного развития Личности, то оценки вашего ребенка будут волновать вас меньше, чем его здоровье, психо-эмоциональное состояние и отношение к жизни.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди