12.07.2019

Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Знакомство с подземным царством. Занятие по ознакомлению с окружающим «Что такое рукотворный мир


Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью в старшей группе "Предметы рукотворного мира"

Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Занятие направлено на воспитание интереса и бережного отношения к предметам рукотворного мира.

Тема: Предметы рукотворного мира.

Программное содержание.
Образовательные задачи.
Расширить знания детей о предметах рукотворного мира.
Уточнить знания детей о значении предметов рукотворного мира.
Рассказать о предметах-помощниках для каждой профессии людей.
Подвести детей к выводу, что у предметов, также как и у людей, есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Развивать связную речь детей.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы и находить правильный ответ.
Воспитательные задачи.
Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.
Воспитывать интерес к изучению истории предметов.

Предварительная работа.
Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных предметов.
Беседа об окружающих нас предметах.
Знакомство с профессиями человека.
Рассказ родителей своим детям об игрушках их детства.

Ход занятия:

Ребята, давайте посмотрим вокруг себя! Что мы видим?
- Правильно, предметы. Все эти предметы создал человек.
- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны предметы?
- Предметы нам нужны для того, чтобы играть, учиться, работать и отдыхать. С помощью предметов мы питаемся, ухаживаем за своим телом.
- Ребята, как вы думаете, какие предметы нам нужны для игры?
- Правильно, конечно же, это игрушки!

Игрушки и многие другие предметы, такие как детские книги, одежду и обувь взрослые специально создавали для детей.
- А какие предметы нам понадобятся для учебы в школе?


- Правильно, рюкзак, пенал, ручка, карандаш, ножницы, линейка, ластик, тетрадь и букварь.
- Ребята, а какие предметы помогают в работе вашим мамам и папам? Давайте вместе вспомним.
Я вам помогу. Это компьютер, телефон, лопата, лейка, книги, весы, машина и другие.
- Ребят, а вы знаете, что у людей разных профессий есть свои предметы-помощники.


Например, продавцу в магазине помогают весы – на них он взвешивает товар, также нужна касса – на ней он пробивает чек и кладет в неё деньги.
Садоводу нужны опрыскиватель, лейка и ножницы для подрезки растений.
Дворнику в работе помогают лопата, метла и ведро.
А воспитателю в работе с детьми нужно много детских книг и игр, доска, стулья и парты.
- Вот видите, у каждого человека есть свои предметы, которые ему помогают в его нелёгкой работе. Ребят, но если есть предметы для работы, значит, есть предметы и для отдыха. Как вы думаете, что это за предметы?
- Конечно же, это кровать, кресло, телевизор, телефон, магнитофон, подушка, журналы, очки от солнца, надувной мяч и круг.

Многие предметы могут служить и для работы и для отдыха.


Например, по телефону человек может общаться во время работы и когда отдыхает.
- Ребята, а какие предметы нам с вами помогают культурно поесть? Из чего мы пьём, едим, чем едим?
- Правильно, это чашка, тарелка, ложка, вилка, нож и салфетки.
- Ребята, какие предметы нам с вами помогают ухаживать за своим телом?
- Правильно, это мыло, мочалка, шампунь, зубная щётка и зубная паста, крема, расческа.
- Ребята, а теперь давайте поиграем с вами в очень интересную игру.
Я вам буду называть любой предмет, а вы мне говорить, для чего он нужен.
Например, лейка.
А вы говорите, чтобы поливать растения. Всем понятно?
Будьте внимательны!
- Саша, для чего нужен стул?
-Правильно, чтобы на нём сидеть.
- Катя, для чего нужна ручка?
- Правильно, чтобы ей писать.
(Я называю следующие слова: кукла, мяч, резинка, заколка, лопатка, стол, карандаш, тетрадь, зонт, ваза, шкаф, и т.д.).
- Молодцы, какие, всё знаете!
- Ребята, предметы придумали ещё древние люди. Со временем человек их изменял, улучшал. Люди и сегодня продолжают изменять предметы, чтобы они становились удобнее и лучше.
У каждого предмета есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Так у вашей игрушки, с которой вы играете дома, есть своя история изготовления. Вот послушайте её. Прежде чем попасть к вам домой, она очень долго блуждала по свету. Сначала её нужно было изготовить. Например, мягкую игрушку сшили на фабрике игрушек, а потом отвезли в магазин, где вам её и купили родители.
А вот машинки, в которые играют наши мальчики, делают из металла и пластмассы.
Очень длинную и интересную историю могут нам рассказать стол и стул, наши парты.


Представляете, сначала они росли в лесу в виде дерева, затем дерево срубили, и из ствола сделали доски. Собрали стол и стул, подпилили, отполировали, покрыли краской, лаком и отвезли на продажу в магазин. Теперь вот они у нас стоят в группе.
Мебель прошла нелёгкий путь изготовления, и её нужно беречь.
- Ребята, все предметы, созданные руками человека нужно беречь, чтобы они нам дольше служили!
- Занятие окончено. Все молодцы!

Цель : Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о свойствах воды. Обратить внимание на то, что такой привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного.
  • Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода- источник жизни; об источниках питьевой воды; представления о некоторых видах природных водоёмов.
  • Закрепить знания о свойствах воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода - растворитель.
  • Объяснить детям, почему воды иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой; закрепить умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.
  • Развивать связную речь детей. Активизировать словарь. Совершенствовать навыки диалогической речи.
  • Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.

Ожидаемый результат:

Сформированные знания о разных состояниях воды, бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование: наборы для экспериментирования на каждого ребенка, демонстрационный набор для проведения опыта «водоворот», таблица «Свойства воды», презентация «Свойства воды», проектор, ноутбук.

Ход занятия

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро - я вас всех люблю.

Желаю вам хорошо заниматься.

Слушать внимательно, не отвлекаться.

Сегодня наше занятие пройдет в лаборатории «Хочу все знать». Войти в лабораторию можно только в специальной одежде. Оденьте фартуки и головные уборы.

Воспитатель одевается Профессором.

Здравствуйте, меня зовут Профессор Всезнайка. Я рада видеть вас в своей лаборатории «Хочу все знать».

Дети оделись и читают стихотворение.

Мы теперь не просто дети,

Мы - исследователи. Вероника

Мы узнаем все на свете.

Досконально о предмете: Глеб

«Что? Когда? И как растет?

Сколько раз в году цветет? Настя

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает? Максим

Отгадаем мы секрет

И на все найдем ответ. Вместе.

  1. Дети садятся за столы.

Воспитатель: - Послушайте мою загадку:

Мы говорим, она течет,

Мы говорим, она играет

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Вы узнали, что это? (Вода)

Воспитатель: - А я знаю, что вы тоже знаете о воде. Вероника и Паша прочитают стихотворение.

Дети читают стихотворение.

ВОДА ВСЕГДА И ВСЕМ НУЖНА

ОНА ПРОЗРАЧНА И ЧИСТА

ОНА БЕЖИТ, ТЕЧЕТ И ЛЬЕТСЯ

ИЗ РЕЧКИ, КРАНА И КОЛОДЦА

ОНА СВЕТЛА И ХОЛОДНА

А ТАК ЖЕ МОКРАЯ ОНА.

И КТО С ВОДОЙ НЕ ОСТОРОЖЕН

НАМОЧЕТ БЫСТРО ИХ ОНА.

Кому нужна вода?

(растениям, животным, человеку).

Да, вода нужна всему живому на Земле. Без воды наша планета была бы безжизненной.

А в каком виде встречается вода в природе?

Дети: вода в природе встречается в виде облаков слайд

В виде снега слайд

В виде града слайд

В виде тумана слайд

В виде сосулек слайд

В виде сосулек слайд

Давайте вспомним какие свойства воды вы уже знаете?

Свойства воды (на мольберте)

- прозрачная - 1

Не имеет запаха - 2

Бесцветная - 3

Не имеет вкуса - 4

Может быть твердой - 5

Может испаряться - 6

(дети говорят с опорой на наглядность - плакат на мольберте)

Сегодня мы, узнаем новые свойства воды, а для этого мы проведем эксперимент с водой. это

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- Для того что бы наши опыты прошли успешно, надо вспомнить правила поведения в лаборатории.

  • слушать внимательно;
  • громко не разговаривать,
  • работать только на своем рабочем месте, не мешать друг другу;
  • выполнять задания по команде.

В лаборатории всегда должно быть чисто. Что бы опыты прошли успешно, нужно, что бы наши руки были чистыми.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА. За столом

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда! (моем руки, потираем ладошки)

Брызги вправо, брызги влево!

Мокрым стало наше тело! (стряхиваем воду с рук, сжать в кулак, а затем выпрямить руки)

Полотенцем мы пушистым

Вытираем руки чисто! (вытираем руки полотенцем)

Опыт № 1. ОЧИСТИ ВОДУ

Воспитатель: - Посмотрите на свое рабочее место. Перед вами стоит стакан с грязной водой. А мы говорили, что для человека необходима чистая вода. Но иногда мы бываем в таких условиях, когда чистой воды нет. Что же делать?

Дети: - Нужно очистить воду от примесей.

Воспитатель: - С помощью чего можно это сделать?

Дети: - С помощью фильтра.

Воспитатель: - Что будем использовать в качестве фильтра?

Дети: - Ватный диск.

- Да- нет, поведем эксперимент.

Давайте проверим, как это будет работать. Помешайте грязную воду ложкой, чтобы примеси поднялись со дна стакана. А теперь осторожно, переливайте грязную воду в стакан с фильтром. Уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая стала вода?

Вода стала чистой.

Куда делась грязь?

Осталась на фильтре.

Вывод:

(карточка очисти воду с помощью фильтра) - СЛАЙД

Посмотрите на свое рабочее место, предметы какой формы вы видите?

Дети: - круглые, квадратные, треугольные, овальные.

Воспитатель: - Все предметы имеют разную форму. А как вы думаете, вода имеет ли свою форму?

Проведем еще одно исследование. Да- нет, поведем эксперимент.

Опыт № 2. КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА

Возьмите стакан с очищенной водой и перелейте воду из одного стакана в другую емкость (стакан - прямоугольник - треугольник - стакан). Посмотрите, что происходит с формой воды?

Она изменяется.

Ваня, какой формы у тебя стала вода? (квадратной)

Паша, какой формы у тебя стала вода? (прямоугольной)

Форма, которую принимает вода, все время изменяется. То она круглая, то квадратная.

Воспитатель: - С помощью эксперимента можно сделать вывод.

Вывод: вода не имеет формы и принимает ту форму, в которую ее воздуха.рубочки в е ые, квадратные, треугольныеотать будем все вместе зависимости от формы емкости, в которую ее переливают.

(карточка форма воды) - Слайд.

Делать различные научные открытия, это дело не из легких, даже в лабораториях бывают перерывы. Давайте и мы с вами отдохнем и поиграем.

ИГРА на ковре

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Да - нет». Я буду называть утверждения, а вы, если согласны с этим утверждением, хлопайте в ладоши, а если не согласны, топайте ногами.

  • Вода в природе бывает жидкая? (да)
  • Вода имеет запах и цвет? (нет)
  • Лед - это вода? (да)
  • Вода замерзает и образуется лед? (да)
  • Снег при таянии превращается в лед? (нет)

ФИЗМИНУТКА море волнуется

Воспитатель: - Нас ждут новые открытия, давайте возвратимся в лабораторию.

Воспитатель: - Вокруг нас находится много воздуха, которым мы дышим. А если воздух попадет в воду, как вы думаете, что произойдет?

Да- нет проведем эксперимент.

Опыт № 3. ПОКАЖИ ВОЗДУХ.

Возьмите стакан с водой, опустите в него трубочки и пустите струю воздуха, для этого нужно просто подуть. Посмотрите что происходит.

Дети: - Образуются пузырьки.

Как вы думаете из чего состоят пузырьки?

из воздуха.

Воспитатель: - А почему пузырьки хорошо видны в воде?

Дети: - Потому что воздух и вода не смешиваются.

Вывод : Воздух легче, чем вода, и поднимается вверх в виде пузырьков.

Слайд

Мы сегодня увидели, как вода взаимодействует с воздухом. Сегодня я покажу еще один опыт, как вода взаимодействует с воздухом.

Опыт № 4.ВИХРЬ В БУТЫЛКЕ.

Посмотрите, у меня две бутылки соединенные между собой. В одной бутылке вода, а в другой?

Дети: - Воздух.

Воспитатель: - Как вы думаете, если я сейчас переверну бутылку, вода сможет ли вытолкнуть воздух и перелиться в другую бутылку?

Да нет, проведем эксперимент.

Воспитатель: - Смогла ли вода вытолкнуть воздух, посмотрите ребята?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Да, воздух не дает воде перелиться в нижнюю бутылку. Как ей можно помочь? (предположение детей)

Воспитатель: - Ну, давайте попробуем потрясти. Трясу. Вода перелилась. А что же помогла перелиться. Образуется воронка с пузырьками, которая помогает перелиться воде, а воздух поднимается вверх.

Вывод: Вода тяжелее воздуха.

Воспитатель: - Моя лаборатория сегодня закрывается. Мы с вами сегодня провели много опытов с водой.

Что же нового о воде мы сегодня узнали?

  1. Воду можно очистить с помощью фильтра.
  2. Вода не имеет формы и принимает ту форму емкости, в которую ее переливают.
  3. Вода тяжелее воздуха.

Занятие для детей средней группы по ознакомлению их с поэтом С.А. Есениным.

Цель : знакомство детей с фактами из биографии Сергея Есенина, воспитание любви к родному краю на основе его поэзии.

Задачи:

1.Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова,

2. Развивать у детей интерес к произведениям рязанского поэта.

3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию С. Есенина.

Предварительная работа: разучивание стихов, народных игр, беседы о родном крае.

Оборудование: костюм для бабушки, яблоко для игры, музыкальный центр.

Дети садятся, перед ними на столе выставлены предметы старины: на скатерти - самовар, деревянные ложки, глиняные миски и т.д., стоит портрет С.А.Есенина.

(сюрпризный момент – входит бабушка С. Есенина)

Бабушка: Здравствуйте, дети. Зовут меня Наталья Евтеевна. Я - бабушка великого русского поэта - Сергея Есенина и сегодня расскажу вам о нём много интересного! Посмотрите, вот он на портрете. Его имя известно во всем мире! Сергей Есенин (повторить с детьми ).А я воспитывала его, когда он был маленьким.

Когда Серёже было 2 года, его мама уехала на заработки в город Рязань, а мы с дедушкой остались воспитывать Серёженьку в селе Константиново.

Серёжа очень любил своё село и считал его самым красивым местом на земле и не только село, но и весь родной край, свою Россию.

Сейчас я прочитаю вам одно из его стихотворений:

Берёза. Сергей Есенин.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Родной край, место где он родился, жил, был ему всего дороже. Родину Сергей Есенин называл по-старинному – Русью, он её беззаветно, то есть очень-очень сильно, любил и воспевал в своей поэзии. А еще он очень любил играть в разные народные игры. А вы любите играть? Давайте с вами поиграем в игру, которую знал и играл мой внук Сереженька.

Игра «Золотые ворота»

Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.

Описание. Выбирают двух игроков. Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота».

Игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота пропускают не всегда:

первый раз прощается, второй - запрещается,

а на третий раз - не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них.

Бабушка: Ещё Серёжа был большой охотник до сказок, и сам был большой фантазёр. Я ему рассказываю, а если сказка с плохим концом, ему не нравилась, он переделывал ее на свой лад. К сожалению, я уж и позабыла, что он сочинял… зато потом, когда он вырос, он написал стихотворение про мои сказки…

стихотворение С. Есенина, называется «Бабушкины сказки»

Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело -

Говори да говори.

Бабушка: Когда Серёжа подрос, он полюбил вечерние посиделки, когда собирался народ с гармошками, или как тогда называли, тальянками, пели, плясали… а сам Серёжа с малых лет умел и любил играть на балалайке, и он был отменным плясуном.

А вы умеете веселиться и плясать? Тогда заведем русскую народную плясовую…

(Играет русская народная мелодия «Барыня»,

дети показывают произвольные движения под музыку, садятся)

Мы с Сережей очень любили гулять. в Рязань с ним пешком ходили, и в Солотчу. А как-то ходили в лес, стали перекликаться, и Серёжа запомнил, какое в лесу звонкое эхо…А потом и стих написал –

По лесу леший кричит на сову.
Прячутся мошки от птичек в траву.

Ау!

давайте поиграем в такую игу: «Ау!», становитесь в круг.

Игра «Ау!»

Дети стоят в кругу. Водящий стоит в центре, закрыв глаза. Дети идут по кругу и проговаривают слова:

«Мы находимся в лесу

Мы зовём тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки закрывай,

Кто зовёт тебя, узнай!»

Один из детей, на кого укажет воспитатель, громко произносит: «Ау!». Водящий должен узнать товарища по голосу. (Игра повторяется 2 раза. Дети садятся.)

Бабушка: Пришло время мне с вами прощаться, ребята. Надеюсь, теперь вы хорошо запомнили моего мальчика, внука, ставшего знаменитым поэтом России. Когда вы подрастёте, то выучите много его стихов про родину, про природу. Услышите песни на его стихи, увидите картины, которые написали художники, вдохновлённые его строками. Всего вам доброго, гордитесь, что растёте в таком замечательном крае, и что вы – земляки знаменитого поэта, Сергея Александровича Есенина!(бабушка уходит)

Воспитатель: Ребята, у нас была сегодня очень интересная встреча. С кем мы познакомились?

Дети : Мы познакомились с бабушкой Сергея Есенина Натальей Евтеевной.

Воспитатель: Что интересного бабушка Наталья Евтеевна вам рассказала, что вам запомнилось? (ответы детей). Как называлось село, где в детстве жил Сергей Есенин?

Предварительная работа: провести занятия на тему: «Внешнее строение человека», ознакомить детей с произведением « ».

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, к нам в сад прилетел заморский гость! Вот так новость! Может, и в нашу группу зайдёт (раздаётся стук).

В группу входит взрослый в костюме волшебника.

Волшебник Негорюй. Здравствуйте, ребята! Меня зовут волшебник Негорюй. Я прилетел к вам из далёкой страны за помощью. У нас случилась беда. В нашей стране живут люди, которые всегда чёрные и чумазые. Поэтому там всегда бывают только чёрные дни. И страна наша называется Черноландия. Все жители в ней ходят грустные и часто болеют.

В. Наверное, про мыло, мочалку, мягкое полотенце, расчёску, зубную пасту и щётку там никто не знает. А как вы думаете, ребята, почему они грустные и болеют? (Не моются, не чистят зубы и т.д.) А как можно им помочь? (Послать им мыло, мочалку, зубную пасту и щётку, шампунь, расчёску). Я уже собрала для них посылку. Давайте проверим, всё ли я положила. А помогут нам в этом наши помощники. Назовите их, дети. (Нос, язык, кожа, глаза, уши.)

(Воспитатель поочерёдно вынимает предметы из посылки и предлагает каждый обследовать и описать, уточняя, какие анализаторы помогли это сделать.)

В. Закройте глаза и не открывайте их пока я не скажу. Ответьте, что я достала? (Достаёт мыло.) Откройте глаза. (Ответы детей.) С помощью чего вы смогли определить, что у меня в руках мыло? (Глаз.) Что ещё увидели ваши глаза? Какое мыло (цвет, форма, размер)? (Розовое, овальное, маленькое.) Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть.) Что может помощник «Глаза»? (Видеть цвет, форму, размер.) А сейчас возьмите мыло в руки и понюхайте. Что вы почувствовали? (Запах.) А какой помощник помог вам это определить? (Нос.) Правильно, нос умеет различать запахи. Попробуйте зажать его. (Воспитатель наблюдает за попытками детей не вдохнуть. Вскоре все делают вдох.) Для чего ещё нужен помощник «Нос»? (Чтобы дышать.) А какое мыло на ощупь - шершавое или гладкое? (Гладкое.) Как вы догадались? Какой помощник вам помог? (Руки.) Да, руки. Чем они покрыты сверху? (Кожей.) Для чего нужно мыло? (Чтобы мыться, быть чистыми.) А теперь давайте намочим мыло под струёй воды. Что вы почувствовали? Какая вода? (Тёплая, холодная.) Что случилось с мылом? (Стало мокрым, пенится.) Как мы узнали, что оно мокрое и пенится? Какие помощники нам помогли? (Кожа, глаза.) Что можно почувствовать кожей? (Тепло, холод, боль, прикосновение.)

Точно так же исследуются и остальные предметы посылки.

В. Ну вот мы и собрали посылку. Теперь жители страны Черноландии узнают, что такое мыло, щётка, полотенце и станут мыться, чистить зубы, расчёсываться, будут чистыми и весёлыми.

Воспитатель передаёт посылку волшебнику Негорюю и предлагает остаться и узнать ещё много полезного, чтобы жители его страны стали такими же весёлыми и здоровыми, как наши дети.

Центр физкультуры и спорта «Крепыш».

В. Чтобы быть здоровыми и весёлыми, нужно не только чистить зубы, мыться, расчёсываться, а что ещё? (Делать зарядку.)

Дети вместе с воспитателем делают зарядку и массаж.

Массаж ушных раковин.

Сидя по-турецки, «лепим» ушки для доброго слона: поглаживаем ушные раковины, тихонько оттягиваем их вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждом направлении). Нажимаем на мочки, «надеваем» на них красивые клипсы. «Лепим» уши внутри раковины: делаем 7-8 вращательных движений по часовой стрелке, затем - против.

Массаж живота.

Лёжа на спине, поглаживаем живот по часовой стрелке, похлопываем ребром ладони, кулачком, снова поглаживаем, пощипываем, опять поглаживаем.

Массаж рук.

«Моем» кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения тепла. Вытягиваем каждый пальчик. Фалангами пальцев одной руки трём «мочалкой» руку до плеча (сильно нажимаем на мышцы плеча и предплечья), «смываем водой мыло» (ведём одной рукой вверх, затем ладонью вниз) и «стряхиваем воду».

Массаж ног.

Сидя по-турецки, подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы ног, поглаживаем между пальцами, раздвигаем их; сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, щиплем, похлопываем по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делаем стопой вращательные движения, вытягиваем вперёд носок, пятку, затем похлопываем ладонью по всей стопе, приговаривая: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!» То же проделываем с правой ногой: поглаживаем, пощипываем, сильно растираем голени и бёдра.

Игра «Покачай малышку».

Прижимаем к груди стопу ноги, покачиваемся, касаемся лбом колена, стопы ноги, поднимаем выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица.

Дыхательная гимнастика. Упражнения «Задувание свечи», «Одуванчик», «Понюхай цветок».

В. Какие вы молодцы! Сразу стали бодрыми, весёлыми, задышали свободнее!

Центр драматизации.

Игра «Прочитай стихотворение руками».

В. Давайте узнаем, что умеют делать наши помощники «Руки» и «Ноги». (Воспитатель предлагает ребёнку убрать за спину руки и взять со стола книгу. Ребёнок, конечно же, просьбы не выполняет.)

В. Зачем вам руки? (Чтобы брать предметы, рисовать, складывать конструктор и т.д.)

А теперь попробуйте походить без ног. (Дети предпринимают безуспешные попытки.) Зачем нам ноги? (Чтобы ходить.) Что общего между руками и ногами? (Они покрыты кожей, имеют пальцы, ногти, двигаются и т.д.). Чем отличаются ноги и руки? (Ноги умеют ходить, а руки - брать предметы, у них есть кисть, локоть, у ног есть стопа, колено.)

А ещё наши руки умеют рассказывать стихотворение. Я вас сейчас научу.

Что такое чистым быть

(разводят руки в стороны, поднимая плечи)?

Руки чаще с мылом мыть

(потирают ладонь о ладонь),

Грязь убрать из-под ногтей

(имитируют движение щётки)

Да постричь их поскорей

(показывают указательный и средний палец правой руки, а остальные подбирают и имитируют движения ножницами).

Умываюсь по утрам

И ещё по вечерам

(гладят ладонями по щёкам).

Чисто вымою я уши -

Будут уши лучше слушать

(потирают уши).

Отчего блестят глаза

(моргают)?

С мылом умывался я (указательными пальцами поглаживают закрытые глаза)!

Мне ещё нужна сноровка

(указательными пальцами имитируют движения зубной щётки),

Чтобы зубы чистить ловко,

Дружат волосы с расчёской (кивки головой вправо и влево поочерёдно),

Хороша моя расчёска (хлопки справа и слева).

Центр грамотности.

Воспитатель предлагает рассмотреть большой портрет ребёнка или взрослого.

В. Сейчас мы превратимся в волшебников. Представьте себе, что вы - любой предмет на этой картине. Попробуйте рассказать о ней с точки зрения этого предмета.

«Я - образ» - составление рассказа.

В. Первой я превращаюсь в помощника «Нос».

«Я - нос. У меня есть дырочки и крылья, которые их защищают. Я умею дышать. Вдыхаю холодный воздух, а выдыхаю горячий. Я чувствую все запахи. Запахи есть сильные и слабые, приятные и неприятные, понятные и непонятные. Приятно пахнет суп, каша, а неприятно - испорченные продукты, мусор. А ещё, когда человек простуживается, я чихаю и меня закапывают лекарством из пипетки, а потом вытирают мягким носовым платком.» Ну а теперь, ребята, вы будете рассказывать о других помощниках. (Ответы детей.)

Волшебник Негорюй переходит из центра в центр, и дети рассказывают, что они делают.

Ознакомление с окружающим миром и экология

Предшкольная группа

Цель :

  • дать представление о почве, как о компоненте природы;
  • познакомить с представителями почвенной фауны на примере крота;
  • дать представление об особенностях внешнего строения и поведения, о его приспособленности к подземному образу жизни;
  • подчеркнуть значимость подземных жителей;
  • дать представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений, животных, птиц
  • научить детей правильно выкладывать цепь питания,
  • объяснить, что в природе все взаимосвязано;
  • воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: почва, чернозем, кочки, кротовины.

Билингвальный компонент: крот - кйртышан, земля - жер.

Предварительная работа: Рассматривание картин, знакомство с внешним видом крота, чтение произведений о кроте.

Подготовка к занятию: игрушка Боровичок, подарок от Боровичка (мешочек с землей), конверт с загадками, картина «Семья кротов», схема подземных ходов крота, банка с водой для эксперимента с почвой, картинки (березовый лист, паук, стрекоза, лягушка, крот, лиса, сова) для выстраивания цепи питания, магнитофон.

Ход занятия:

1. Мотивационно-побудительный этап:

Ребята, к нам в гости пришел Старичок-Боровичок. Он принес в подарок нам мешочек земли, по-казахски земля - жер. Эта земля волшебная, с лесной тропинки. О ком же пойдет речь?

2. Организационно-поисковый этап:

Давайте рассмотрим картину. («Семья кротов»)

Крот по-казахски КиРТЫШљАН

Вопросы :

  • какие животные изображены на картине?
  • где живет семья кротов?
  • как она оказалась на поверхности земли?
  • что делают кротиха и кротенок?
  • кого они нашли?
  • что делают кроты под землей?
  • чем они питаются?
  • что это такое? (кучи земли)
  • откуда они появились? Их называют КРОТОВИНАМИ.
  • как выглядят кроты?
  • особенности шубки крота?
  • как устроены лапы крота?

Ребята, а хотите попасть в подземное царство? Посмотреть, как живет крот? Боровичок приготовил для вас загадки о подземных жителях. Отгадаете, отправимся в путешествие.

1 Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растеньям жизнь дают.
(корни)

2 В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(крот)

3.Каждый год осенью с деревьев опадает много листьев,
А куда они потом исчезают?
Кто помогает таким волшебным превращениям?
(дождевые черви)

Вход в подземное царство открыт! Закройте глаза, начинаем телепортацию!

Релаксация (спокойная музыка).

Дети открывают глаза и видят схему подземных ходов крота

Рассказ воспитателя о кроте:

Крот - насекомоядное животное, в огороде он поедает личинок, жуков, которых мы считаем «вредными», но в природе нет «вредных» и «полезных». Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крота.

Одна из главных забот крота - добывание корма. Крот должен съесть за день столько, сколько весит он сам целиком. Сюрпризом для крота являются мышиная норка с мышатами, ящерки, жаба, зарывающаяся в землю от врагов.

Но каким же образом крот узнает, в каком направлении следует рыть ему подземный коридор? Ведь крот - полуслепой, а запахи под землей не распространяются. У него очень хорошо развит СЛУХ.

Кроту остается только пустить в ход лапы, похожие на когтистые лопаты. Как же протекает жизнь крота под землей?

Довольно глубоко, на метр под поверхностью земли, находится его главная квартира, от которой в разных направлениях отходят коридоры для постоянного пользования, есть ВЫХОД наружу на взгорках - КРОТОВИНЫ. коридоры достигают 40-60 метров, он чуть шире самого крота. Три раза - утром, в полдень и вечером пробегает крот, прислушиваясь, не раздается ли шум? Наевшись, отправляется домой.

Зимой крот не перестает охотиться, в отличие от ежа, который впадает в спячку. Охота идет на большой глубине, куда, спасаясь от холода, перемещаются насекомые и черви. Кроты могут переплывать небольшие речки.

Если крот голоден 14-16 часов - он погибает. Живут кроты 4-5 лет.

Гнездовая камера (квартира) располагается на глубине 1,5-2 метра, в защищенном месте- между корнями деревьев и кустарников, под пнями, постройками.

Кроты - неуживчивые, драчливые, поэтому они одиночки.

Физминутка

Чем же дышат кроты под землей? Как воздух проникает под землю?

Правильно, через кротовины. А еще воздух содержится между частицами почвы. Не верите? Давайте проверим.

В банку с водой опускаем комочек почвы. Он сразу не тонет. Почему? При помощи палочки опускаем на дно. Из комка выходят «шарики» . что это за шарики? Это ВОЗДУХ.

Какую же пользу приносят кроты? - ответы детей.

Истребляют вредных насекомых, разрыхляют почву, обогащают удобрением. Почва становится лучше, избыток влаги глубоко проникает в почву по кротовинам. Но если крот завелся в огороде - это плохо. Почему?

Повреждают корни растений, они гибнут. Уничтожают полезных для почвы дождевых червей.

Как бороться? Поместить рядом с кротовиной нарезанный лук, чеснок. Кроты не любят этого запаха, уходят сами.

Ребята, давайте выстроим цепь питания.


Ответы детей, выстраивание цепи питания.

3. Рефлексивно-коррегирующий этап:

Вот и закончилось наше путешествие в подземное царство. Пора возвращаться в группу. Закройте глаза.

Звучит музыка.

Вот мы и дома! Расскажите, что нового и интересного вы узнали о подземном царстве, о жизни крота?

Ответы детей.

Отмечаю активных ребят.

Благодарим Боровичка за интересное путешествие.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди