01.03.2019

Чтобы ребенок был умным и развитым. Что нужно делать, чтобы ребенок рос умным. Как нужно вести себя родителям, чтобы их ребенок вырос умным


Как вырастить умного ребёнка? Попробуем найти ответ в личном опыте тех, кто уже сумел воспитать детей с выдающимися интеллектуальными способностями.

Новосибирский школьник Максим Борисов – финалист телеигры «Самый умный». На протяжении нескольких лет он принимает участие в проекте, удивляет зрителей своей эрудицией и глубокими знаниями.

В этом интервью мама Максима, Татьяна Юрьевна отвечает на вопросы, есть ли у неё какие-то собственные секреты обучения, с какими проблемами сталкиваются родители одарённых детей и как школа может убить интерес к знаниям.

— Многие мамы, вдохновившись идеями раннего развития, учат малышей с двух месяцев читать, с трёх - считать, в надежде, что в школе ребёнок будет показывать выдающиеся результаты. У вас есть собственные секреты воспитания?

— В ситуации с Максимом процентов восемьдесят заложено генетикой, я в этом уверена абсолютно. Потому что когда совершенно независимо от твоих усилий ребёнок в три года, ещё не умея толком говорить, начинает читать бегущую строку, по-другому это невозможно объяснить. Есть такое выражение «природа отдыхает», я думаю, природа отдохнула на мне, потому что мне всё доставалось с трудом – и отличная учёба в школе и всё остальное.

А у Максима как-то всё легко и само по себе, с малолетства. Первая книжка, которую он начал читать - толстенный справочник товаров, в нём маленькие картинки и подписи к ним. Он сидел и листал их до бесконечности. Начал показывать буквы, ещё когда не умел говорить. Читать стал сразу словами. До сих пор не понимаю, как это всё происходило, но о том, что слова делятся на слоги, он узнал, только когда пошёл на подготовительные занятия к школе.

Читал он всегда очень много. Каждый день мне нужно было вернуться домой с работы с какой-нибудь книжкой, любой, даже самой маленькой. С малолетства он включал в речь какие-то фразы из книг. Так однажды в песочнице, когда я забирала его домой, он громко произнёс: «Друзья, смеркается, не пора ли нам по домам!». Мамочки рты пораскрывали, дети вообще не поняли, о чём это он.

Никаких специальных методик или занятий у нас не было. Он был самым обычным, далеко не идеальным, очень шумным ребёнком. Даже если он читал книги, он тут же бегал, одновременно могло быть открыто три книги.

Действительно необычно то, что память у ребёнка феноменальная, этого не отнять. Но это всё было дано природой. И я думаю, что большинству детей по определению очень много природой отпущено. Просто кто-то из родителей в силу занятости сажает ребёнка в три года за компьютер, и он там пропадает навсегда. А кто-то не сажает. У нас, так получилось, компьютер появился уже в классе седьмом. Поэтому всё детство Максим читал книги, в основном энциклопедии.

И, как ни странно, нашим другом был телевизор. Ребёнок смотрел на всё широко открытыми глазами. Тогда появились первые познавательные каналы, вроде Animal Planet, смотрел их и мультфильмы. Он впитывал всё в себя, как губка. Единственное, что нам оставалось, это не мешать, а помогать: покупать бесконечные книжки, игрушки, кассеты.

В четыре года мы стали учить Максима английскому, на шахматы записали. Если ребёнок быстро всё схватывает, надо было его чем-то занимать.

Мы самые обычные люди. Я не знаю, откуда у него всё это, природой дано. Я до сих пор, когда мне нужно до него достучаться, говорю: «Тебе столько отмеряно, что если ты это не будешь использовать, Господь тебя накажет».

— Получается, как будто он сам всему научился?

— Далеко не всё было гладко. Были проблемы с любыми занятиями, связанными с мелкой моторикой. Он не брал в руки карандаши и ручки, не хотел писать, а я насильно не заставляла. Ему не была интересна лепка или конструкторы. До сих пор, всё что нужно делать руками, не любит.

С почерком проблемы. Когда мы поступали в первый класс, на тестировании психолог попросила нарисовать рисунок на тему «я пошёл в школу». Максим пыхтел долго, приносит рисунок: на листке наискосок какой-то заборчик. Вгляделись и видим, он написал «я пойду в школу» одной строчкой. Не нарисовал, а записал фразой, так как понял. Он через буквы и фразы воспринимает этот мир.

И при этом терпеть не мог писать сочинения. Я до сих пор помню его первое сочинение в школе. Дали задание на дом: написать текст из пяти предложений про осень. Написал, подхожу, читаю: «Осень. Тихо. Падают листья. Иногда идёт дождь. Какая прекрасная пора!»

— Может быть, это чувство юмора такое тонкое!

— Да какое там чувство юмора! Нет, лень двигатель прогресса. Вообще я никогда не заставляла его особо что-то делать, не хочешь рисовать - не рисуй, возьми книжку почитай. И особых проблем никогда не было. Главное, чтобы было чем заняться. Это был главный «гундёж»: давай что-нибудь поделаем, давай поиграем. Это так трудно, с такими детьми надо постоянно разговаривать, не отмахиваться. Вот мы гуляем по зоопарку четыре часа, домой приходим, укладываю спать, сажусь рядом, и он просит рассказать ему о том, как мы с ним ходили в зоопарк. Представляете, сижу час и рассказываю: «Мы с Максимом сегодня ходили в зоопарк, он там видел медведя, ел мороженое…». Зачем ему это надо было?

— И всё-таки о раннем развитии детей, вы «за» или «против»?

Мне все мои друзья говорят, что я «балованая мать». Потому что мне кажется, что все дети такие. Со мной спорят, а я пытаюсь доказать: они все талантливые, просто вы этого не замечаете.

Моё убеждение: если что-то не дано, не стоит мучить ребёнка. Не надо мамочкам реализовывать в детях собственные амбиции, надо просто остановиться, посмотреть и послушать своего ребёнка. Да, он не станет никогда ни счетоводом великим. Но, может быть, у него руки золотые, и его нужно вовремя отдать в художественную школу. Не мучить его с чтением, а купить карандаши и краски, позволить изрисовать ваши обои, и, может быть, это и будет для него самым лучшим. И дальше в нём эти способности развивать, пускай даже он при этом будет иметь самый средний интеллект.

Другой ребёнок любит спорт, и пока он маленький, ведите его в фигурное катание или в бассейн. Пускай он не станет знаменитым спортсменом, но с малолетства будет в нём заложено стремление к лидерству. Но здесь, конечно, нужно всегда быть в напряжении, чтобы это стремление к лидерству не привело к чему-то плохому. Это трудно, это работа. Мало наклеить табличек, следуя методикам, пока он маленький. Гораздо сложнее воспитывать детей, когда они начнут подрастать. Они становятся такими неуправляемыми.

Нужно прийти к пониманию того, что дети нам ничего не должны. А мы вот обязаны, потому что мы их дали им жизнь. Я не говорю, что их нужно одеть в самое лучшее или накормить самым вкусным, нет, мы должны им в плане отношений.

— То есть, по вашему мнению, наблюдать и поддерживать достаточно, чтобы из ребёнка вырос умный и успешный человек?

— Я убеждена, чтобы ребёнок правильно развивался, нужны три составляющие .

Первое , это, конечно, поддерживать то, что дала природа, помогать развивать.

Второе - окружение, оно имеет огромное значение. Человек - создание не статичное, он постоянно меняется и либо дотягивается до уровня тех, кто умнее и успешнее, либо становится хуже, чем есть, равняясь на окружающих людей. Всё зависит от того, кто рядом. Я иногда завидую семьям академиков: показывают их в каких-то программах, за спиной - книжные стеллажи во всю стену. Представляете, как такая среда сама по себе воспитывает!

Ну и третья, очень важная составляющая - педагоги. Прежде чем повести ребёнка в школу, не надо смотреть на её регалии и престиж. Сходите и посмотрите в глаза учителям младших классов, и вы сделаете правильный выбор.

Нам очень повезло с первой учительницей, они отлично с Максимом сошлись по темпераменту, она его понимала и заинтересовала учёбой. Он из школы не хотел уходить! Он очень любил выступать у доски и расстраивался, когда его не спрашивали. Она умела найти подход и объяснить, что он не один в классе и у доски должны отвечать все, а не только он. Потом тоже были очень хорошие учителя. Максим любил выступать на научно-практических конференциях. Однажды делал проект по экологии, и учительница всместе с ним ходила на улицу брать у прохожих интервью: «Что вы думаете насчёт загрязнения окружающей среды?». В итоге удивительная работа получилась.

А на следующий год была другая учительница, просто дала книжек почитать. И на этом как-то интерес утих. Педагоги играют очень важную роль.

В средней школе вообще интерес к учёбе пропал. Вместо любимой учительницы пришла педагог старой формации, которая говорила, что «он звездит». В итоге они не нашли общий язык. А я понимала, что он не охладел к информации, а просто исчез живой интерес к учёбе и школе. Я считаю, что это проблема нашего образования, среднее звено в школе провальное, 30% детей «теряются» как раз в этот период.

— В нашей стране «одарённые дети» – особая категория школьников. На ваш взгляд, достаточно ли ресурсов и возможностей, чтобы такие дети могли разивать свои таланты?

— В моём понимании, возможности есть, но их нужно уметь разглядеть и правильно использовать. Проходят олимпиады, конкурсы, но нужно о них вовремя узнать и найти подходящие. Многое зависит от школы. Есть ли там учителя-энтузиасты, заинтересованные в продвижении своих учеников. И конечно, от родителей, которым тоже нужно быть в теме, интересоваться. Для начала нужно захотеть заниматься развитием своего ребёнка.

— На сайте программы «Самый умный» постоянно повторяют, что «умным быть модно». Вы согласны с этим утверждением?

— Согласна абсолютно. Если применять терминологию наших детей, то есть «ботаники», а есть умные. Вот «ботаники» как раз не умные, а просто заучки. А умным быть даже не столько модно, сколько важно. Мне кажется, сейчас довольно много таких детей, которые совсем не такие, как наше поколение. Они просто фантастические дети, с необыкновенным интеллектом, невероятным объемом знаний, информационные ходячие энциклопедии. Это люди новой формации. И мне кажется, именно они принесут что-то новое в нашу жизнь.

Они, мне кажется, изначально рождаются уже с каким-то запасом знаний, только потом одни вспоминают больше, а другие меньше. Они обсуждают темы, которые требуют широкого кругозора. Когда встречаются с ребятами из телепроекта, обсуждают не шмотки или путешествия, а спорят на какие-то сложные темы, апеллируя к фактам, датам, фамилиям, которые я даже и не слышала никогда. Если у тебя нет этого запаса знаний, о чём и с кем ты будешь разговаривать? А так им интересно общаться друг с другом. Так что, мне кажется, не надо сейчас грешить на детей.

Но при всём при этом, они такие конформисты. Они умеют говорить то, что хотят слушать, то, что от них ждут. Главное, чтобы отстали. Приведу пример. У нас полугодие заканчивается, а пятерок Максим получил не достаточно, на мой взгляд. Едем в машине, он мне говорит: «Мам, я понимаю, я полгода ваньку валял, не учился. Всё, надо со следующего полугодия взяться за ум». Я всё слушаю, когда он замолчал, говорю: «Ты мне всё это говоришь, чтобы я сама не тратилась на эти речи?». То есть он сказал всё то, что я по этому поводу думаю. Как-то умеют они приспосабливаться, чётко знают, чего от них хотят и «на тебе, мама».

— А на самом деле хотят чего-то другого?

— Вот вы знаете, самое страшное, что на самом деле они ничего не хотят. Вернее, они не знают, чего хотят. Мы, их родители, выросли во времена, когда нас отпускали гулять с ключами от квартир на шее, был один на всех во дворе велосипед. Мы к моменту рождения наших собственных детей ещё сами не наигрались в игрушки, и поэтому, как только появилась возможность, стали буквально закидывать их всем. У них всё есть, им нечего хотеть.

Мы о чём мечтали? Чтобы во всём мире был мир, чтобы не было войны, потому что бабушки и дедушки наши воевавшие были ещё живы и это было нам близко. Мы живо обсуждали историю девочки, которой доктор пообещал выздоровление, если она соберет тысячу бумажных журавлей, и искренне хотели, чтобы эта девочка не умерла. Я нисколько не придумываю, так большинство из нас думали. Мы переживали за угнетённых в Африке, про которых нам рассказали на уроках политинформации и радовались, что живём в Советском Союзе, и у нас такого нет.

Поймите, это не ностальгия. Просто у современных детей такого нет, они этого хотеть не могут по определению. Нет идеи как таковой. О чём они могут мечтать? Чтобы наша экономика стала лучше? Да вряд ли. Обладать каким-то запасом знаний? Да их и так полно. Это хорошо, если ребёнок, например, в детстве нашёл собачку раненую и понял, что всю свою жизнь посвятит животным, и все его мечты и планы вокруг этого строятся. А если не нашёл своё?

Сегодня им не надо соревноваться, они все одинаковые. Вот мы, наше поколение, почему такие: всё берём и берём, потому что мы начали с одного уровня жизни и всё время достигаем чего-то. А у них и так всё есть, они сытые. Они отдыхают за границей. Мы не олигархи, но даже семья со средним достатком может позволить себе отправить ребёнка, например, учиться языку в летний зарубежный лагерь. Есть возможности. Я недавно сына спрашиваю: «Хочешь в Австралию на лето?» – такое ощущение, что в Тогучинский санаторий я ему предложила поехать.

Они очень просто относятся к деньгам. Даже если один разговаривает по айфону, а другой по простому телефону, они всё равно одинаковые, и им хорошо. У Максима и ребят, с которыми он общается, совершенно нет «вещизма», заставить купить новые джинсы невозможно, ему не надо.

Я недавно была в Австрии, и меня там поразили люди: они тоже ничего не хотят! У них всё хорошо, у них чистые, незамутнённые тревогой лица. И у них всё просто: если он сын пекаря, то будет пекарем всю жизнь. И ему от этого хорошо, у него достаток, он социально защищён, он печёт вкусные булки, которые нравятся людям, у него достойный образ жизни. Может быть, и наши дети к такому отношению к жизни постепенно идут.

Максим, при всём своём развитом интеллекте, выдаёт хороший, но средний результат. Мне-то надо лучше, мне надо больше пятёрок, чтобы на все олимпиады ходил и побеждал! А он всё время: «А зачем?». На все предложения «Мне не надо, мне и так хорошо».

— Вы не боитесь, что при таком отношении к жизни, при всех великолепных данных ребёнок просто не найдёт себя?

— Когда я над этим задумываюсь, меня это, конечно, тревожит. С одной стороны, он, конечно, амбициозен. С другой – не хочет ничего никому доказывать и очень ленив, по моим меркам.

Мне говорят: «Ты много хочешь от него». Но я уверена, чем выше планка, тем лучше. Пусть он не допрыгнет до неё, но он прыгнет явно выше, чем если заранее опустить планку. Так бы ходил легко и перешагивал.

Я понимаю, что тот уровень жизни, который мы сейчас имеем, он обеспечит без особого труда. В нашей стране нехватка кадров катастрофическая, это я вам как предприниматель говорю, у меня свой маленький бизнес. Если человек что-то из себя представляет, то можно вырасти. Пахать, конечно, нужно, но успехов можно добиться любому человеку, и без «богатого папы». Разница лишь в том, что стартовые возможности у всех разные, кто-то начинает с хорошей финансовой подушки, а кто-то с нуля.

А может быть, и не нужно стремиться быть олигархом. Если он не добьётся каких-то особых успехов, я к этому готова. Я просто знаю цену этих успехов. Я хочу, чтобы у меня был счастливый и здоровый ребёнок, и чтобы он дожил до старости. Главное, чтобы бревном на диване не лежал. Может быть, так должно быть, что лучше заниматься в жизни тем, что нравится, не напрягаясь. И может быть, Максим будет счастлив работать экскурсоводом в музее или обсерватории, тут вам и благодарные слушатели, и есть, где показать свои знания. Я для себя решила: всё что я могла ему дать, я в него вложила, а дальше, как будет. Главное, чтобы был счастлив.

1. Прежде всего, нельзя исключать то, что ребенок обязательно должен расти в любви и заботе, это в принципе обязательное условие при воспитании любого ребенка. Только в такой атмосфере малыш будет чувствовать себя по-настоящему комфортно, а также, что немаловажно, будет счастливым. Только тогда, когда ребенок счастлив, его мозг сможет усиленно работать.

Как вырастить умного ребёнка

Родители также должны принимать участие в играх своего ребенка, тогда он будет понимать, что родителям с ним интересно.

Как вырастить ребёнка успешным

Главное условие для этого — материнская любовь и забота, утверждают американские ученые.

Если мама постоянно недовольна ребенком, не уделяет ему должного внимания, то этим она на генетическом уровне негативно влияет на его умственную деятельность, провоцирует возникновение психических расстройств и нарушений процессов головного мозга. Специалисты исследовали изменения в активности генов, контролирующих нейронные функции и психическое здоровье. Они доказали, что из-за дефицита любви и внимания у ребенка нарушается работа специфического гена, который отвечает за регуляцию эмоций. Такие малыши хуже усваивают новую информацию, имеют расстройства в поведении.

Поэтому специалисты советуют не проявлять диктата по отношению к детям. Даже в раннем возрасте, когда малыши играют, не пытайтесь руководить ими, вмешиваться с собственными комментариями и указаниями. Это плохо влияет на развитие творческих способностей.

Не забывайте интересоваться мнением ребенка. Невнимание к тому, как расценивает ребенок то или иное событие, явление, приводит к инфантильности, неумение принимать самостоятельные решения.

Не стоит прибегать к категорическим запретам, следует сначала выяснить, почему ребенок поступает так или иначе. И только после этого надо объяснить, как ему действовать правильно.

Если хотите воспитать умного ребенка, забудьте о родительском эгоизме. В каждой семье случаются ситуации, когда взрослые хотят отдохнуть, а ребенок мешает своими играми, вопросами, требуя внимания к себе. И часто бывает, что на малыша за это сваливается гнев, вы сердитесь, хотите спокойно смотреть телевизор или обсуждать какие-то дела. Малыш в таких случаях чувствует себя лишним, замыкается в себе. Поэтому важно не поддаваться эмоциям, не жалеть времени на общение со своим чадом.

Развития умственных способностей способствуют и подвижные игры, физические нагрузки, в частности, плавание. Австралийские ученые доказывают, что дети, которые научились плавать до пяти лет, развиваются быстрее. У них лучшие визуально-моторные навыки, они быстрее учатся писать, читать, считать.

С самого рождения малыша его родители мечтают о том, чтобы он вырос умным, а ведь при рождении мозг малыша уже достаточно развит и имеет огромное количество клеток, которые с возрастом развиваются. Однако стоит знать, что для того, чтобы мозг действительно был достаточно развит, его нужно активно тренировать с раннего возраста. После взросления мозг перестает расти и его нужно будет регулярно стимулировать.

Как нужно вести себя родителям, чтобы их ребенок вырос умным?

1. Прежде всего, нельзя исключать то, что ребенок обязательно должен расти в любви и заботе, это в принципе обязательное условие при воспитании любого ребенка.

Как вырастить умного ребенка?

Только в такой атмосфере малыш будет чувствовать себя по-настоящему комфортно, а также, что немаловажно, будет счастливым. Только тогда, когда ребенок счастлив, его мозг сможет усиленно работать.

3. Нельзя запрещать малышу играть, ведь это необходимо для его нормального развития, благодаря играм появляются определенные навыки, которые в дальнейшем помогают ребенку жизни. Когда игры проходят с другими детьми, то это помогает становиться ребенку более коммуникабельным и общительным.

4. Родители также должны принимать участие в играх своего ребенка, тогда он будет понимать, что родителям с ним интересно.

5. С ребенком нужно часто разговаривать. Многие родители думают, что до определенного возраста с ребенком нет необходимости разговаривать, так как он еще ничего не понимает, но это не так. Ребенку общение нужно еще тогда, когда он находится непосредственно в утробе матери.

6. Мозг отлично развивается при занятиях музыкой, поэтому специалисты рекомендуют отдавать своего ребенка на такие занятия.

7. Ребенок должен уметь заниматься серьезными делами, для этого родители должны подавать им правильный пример.

8. Вопреки многим заблуждениям детям можно и даже нужно играть в компьютер, но, конечно, ограниченное количество времени. Развивающие игры на компьютере помогают получить новые навыки и развить мозговую деятельность.

9. Кроме того, могут быть полезны и некоторые детские телепрограммы, которые являются познавательными, поэтому не стоит запрещать их просмотр.

10. Огромное значение имеет и правильное питание, ведь мозг сможет работать полноценно только тогда, когда к нему будет поступать правильное питание.

Таким образом, для того, чтобы воспитать умного ребенка не нужно делать никаких сложных манипуляций, следует просто соблюдать основные правила.

Нимченко Андрей Владимирович: другие произведения.

5 способов сделать умным своего ребенка

Журнал "Самиздат": Вопрос о том, достаются ли нам способности от родителей, в результате воспитания, личных усилилий или "встроены" в нас изначально, открыт до сих пор. В мире регулярно публикуются результаты исследований на эту тему. Порой они доказывают очевидные вещи, а порой — противоречат друг другу. То ли поможет, то ли не повредит… По мнению американского нейрофизиолога Джастина Халберда, способности к точным наукам зависят от строения мозга, то есть имеют физиологическую природу. Ему вторит Пол Томпсон из университета Калифорнии. Опираясь на данные наблюдений за однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами, он утверждает, что развитие зон мозга, которые отвечают за обучаемость и логическое мышление, на 90% обусловлено генетически. Но при этом ученые университетского колледжа в Лондоне сумели доказать, что показатели интеллекта напрямую зависят вовсе не от того, были ли умными мама с папой, а от практики: чем больше тренируешь "серое вещество", тем умнее становишься. Советов родителям, что делать, чтобы ребенок вырос творчески развитым интеллектуалом, еще больше, чем подобных научных исследований. И они столь же противоречивы. К примеру, в США одно время малышей заставляли слушать музыку Моцарта, поскольку ученые обнаружили схожесть ритмики ряда его произведений с тактовой частотой процессов, происходящих в головном мозге. Предполагалось, что музыка будет стимулировать мозговую активность ребятни, но сколько-нибудь достоверных доказательство того, что от прослушивания великого австрийца у детишек развился интеллект, так и не получили. Целый залп методик раннего развития детей педагоги выдали после того, как выяснилось — в возрасте до 3 лет мозг с огромной скоростью продуцирует нейроны и формирует нервные связи (по данным некоторых исследований — до 700 нейронов и до 2 000 000 связей между ними (синапсов) в секунду — прим. авт.). В результате книги на тему "после трех лет учить уже поздно" получили широкую популярность на Западе, да и в России успехом пользовались. Мамаши, увлеченные новейшими методиками, с пеленок учили малышей счету, чтению, иностранным языкам. Однако затем выяснилось, что после 10 лет начинается активное отмирание тех связей, которые мозг не использует. Иными словами, если не практиковаться, скажем, в английском языке всю жизнь, то что бы ты ни заложил в детстве, оно будет утрачено. Кроме того, обучение — штука комплексная, оно зависит не только от того, с какой скоростью способен воспринимать информацию ребенок. Ведь зачастую то, что мы хотим ему вложить, и то, что из этого реально получается — две разные вещи. И здесь очень легко принять желаемое за действительное. Противники метода раннего обучения, к примеру, говорят, что 3-летний "читающий" малыш, как бы ни восторгались им родители, скорее всего просто узнает начертание простых слов и озвучивает связанные с ними понятия. Но это вовсе не то же самое, что "складывать" слова по буквам и посредством чтения обучаться чему-либо новому, ради чего, собственно, все и затевается. И наконец, есть неумолимая статистика, утверждающая, что только один из десяти вундеркиндов во взрослом возрасте сохраняет свои неординарные способности. Остальные же вырастают обычными, средними по интеллекту и способностям людьми. Из чего можно сделать вывод, что решающее значение имеет все же личность ребенка, а вовсе не новомодные методики, которые на нем испробовали.

Рецепта нет, но способы — есть Иными словами, универсального рецепта того, как вырастить талантливого и умного ребенка, не существует. Даже высокий интеллект мамы с папой и возможность обеспечить чаду лучших преподавателей не дают никаких гарантий. В конце концов, гении рождаются в обычных семьях, а их потомки практически всегда "с неба звезд не хватают". Советы вроде: "Больше занимайтесь с детьми", которыми изобилуют сайты по психологии, настолько же очевидны, насколько и бесполезны в практическом плане. Ведь если сама мама с трудом окончила 9 классов и умом не блещет, многого она своему чаду не передаст — сколько бы с ним ни занималась. Кроме того, каждый человек — это личность со своими сильными и слабыми сторонами, достоинствами и недостатками. Он идет по жизни своим путем, и далеко не все на этом пути зависит от родителей и может быть ими изменено. И тем не менее науке известны способы, которые с высокой долей вероятности помогут вашему ребенку стать умнее, сильнее, талантливее. Причем реализация большинства из них не зависит ни от уровня интеллекта самих родителей, ни от размера их кошелька. 1.Физическая активность, еда, сон Мнение о том, что люди, активно занимающиеся спортом, — "тупые качки", в корне не верно. Нагрузка на организм отнюдь не делает человека тупее. Наоборот — усиленное кровообращение доставляет больше питательных веществ к тем тканям и органам, которые наиболее активно используются, что ведет к их интенсивному развитию. И это правило одинаково верно не только для мышц, но и для мозга. Установлено, что после физических упражнений люди запоминают новые слова из словаря на 20% быстрее. А регулярные физнагрузки в течение трех месяцев на треть увеличивают объем капилляров на участке, отвечающем за запоминание. Дети в хорошей физической форме лучше концентрируются, чувствуют себя комфортнее, их самооценка выше, они менее подвержены депрессии и тревоге. Но, конечно, это правило работает только в комплексе с активной учебой — один только спорт умнее человека не сделает. А вот минимум 30 минут аэробных нагрузок три раза в неделю — та самая "золотая середина", которая оптимально обеспечит мозг ученика необходимыми ему веществами. Кроме того, важно, чтобы дети правильно питались и побольше спали. Исследования групп школьников в соответствии с их успеваемостью доказывают, что в среднем хорошисты спят на 15 минут больше троечников, а отличники — на 15 минут дольше хорошистов. Недостаток сна сказывается на способности воспринимать информацию, решать творческие и логические задачи. Если средний шестиклассник начинает регулярно недосыпать, то его способности снижаются до уровня среднего четвероклассника! Что касается еды, то доказано, что избыток жирной пищи ведет к снижению интеллектуальных качеств. Но только если речь не идет о полиненасыщенных кислотах омега-3, -6, -9, которые содержатся в жирных сортах рыбы, масле из льняного семени, рыбьем жире, орехах и семечках. Они, наоборот, принимают активное участие в работе мозга и улучшают скорость обмена информацией в его структурах. 2.Друзья Увы, но современные исследования заставляют предположить, что "воспитательные приемы" родителей оказывают не слишком большое влияние на ребенка. Генетические предрасположенности, особенности строения мозга и т. д. мы передаем своим отпрыскам в значительной степени. Но когда маленький человек вырастает настолько, что начинает все больше времени проводить в коллективе, то этот самый коллектив и становится определяющим фактором для его развития в значительно большей степени, чем родителей. Эту особенность отмечал, к примеру, исследователь Малькольм Глэдвелл, который анализировал поведение детей в приемных семьях. По его данным, даже если ребенок практически с самого рождения и до совершенннолетия воспитывается в семье и считает маму и папу своими родными, он почти всегда вырастает не более похожим на них, чем на произвольно выбранного "человека с улицы". Так что не стоит переоценивать влияние отца с матерью на личность, — делает вывод Глэдвелл. А вот взаимоотношения со сверстниками, напротив, имеет большое значение. Экономист Брюс Сейсердоут в результате исследования учащихся Дартмутского колледжа выяснил, что студенты с низкой успеваемостью начинают учиться заметно лучше, если попадают в комнату с более интеллектуально развитым "коллегой". И наоборот — даже высокая успеваемость падает, если человек оказывается в колллективе хронических троечников. Поэтому имеет смысл стремиться отдавать ребенка в более престижную школу, жить в более благополучном районе, "дружить семьями" с теми, у кого растут умные дети. 3.Упорство Будущее человека формируют его сегодняшние привычки.

Как вырастить талантливого и умного ребенка

Даже изначально высокий уровень интеллекта со временем сходит на нет, если его не развивать. И напротив, ребенок с весьма средней успеваемостью в начальной школе, но обладающий настойчивостью и самодисциплиной, имеет все шансы превзойти даже самых одаренных одноклассников. Многочисленные исследования подтверждают, что настойчивые люди добиваются гораздо больших результатов, чем все остальные. В детстве они реже прогуливают уроки, лучше готовятся к ним, и в итоге их успеваемость растет от класса классу. Они тратят меньше времени на бесполезное сидение у телевизора или за компьютерными игрушками. Они поступают в лучшие вузы и получают лучшую работу. Их успехи на выбранном поприще выше — во многом потому, что их руководители уверены, что им можно поручать самые сложные, требующие напряженной работы проекты. Более того, люди с развитой самодисциплиной отличаются лучшим здоровьем, чаще живут в счастливом браке и их продолжительность жизни в целом больше. Упорство и умение идти к цели может "свернуть горы", оно же способно сделать вашего ребенка тем человеком, который строит свою жизнь так, как считает нужным. Поэтому штука поважнее школьных оценок и талантов — научить сына или дочь добиваться целей. Пусть самыми маленькими шагами, но идти вперед и не опускать руки перед трудностями. 4.Повторение — мать учения Пара слов о самом процессе обучения. Сегодня в моде разнообразные развивающие игрушки, обучающие передачи, тренирующие мозг игры. Однако в научном мире есть устойчивое мнение, что польза от них преувеличена. К примеру, было доказано, что в возрасте от полутора до двух лет, когда ребенок начинает говорить, отвлечение на "обучалки" даже вредно. Малыш просто теряет время, которое мог бы потратить на освоение новых слов, что в итоге приводит к снижению скорости овладения речью! Простое общение со сверстниками и взрослыми, совместные игры на самом деле более эффективны, чем программы и игрушки. Стремитесь, чтобы ребенок был не затворником, пусть даже окруженным лучшим обучающим инвентарем, а проводил больше времени в социуме — в садике, в секциях, на детской площадке. Еще один тренд современного мира — большой объем информации, которая сваливается на голову ребенка. Но для его интеллектуального роста важно не то, сколько полезных данных он получает, а то, сколько остается в его голове. Дэн Койл в своей книге "Код таланта" утверждает, что лучше всего информация сохраняется, если человек усваивает материал по формуле 30/70. Тридцать процентов времени тратит на прочтение, а в оставшиеся семьдесят — на повторение прочитанного. Приучите ребенка каждый раз делать короткий доклад по пройденной теме. Необходимость своими словами излагать новое тренирует сразу несколько важных навыков: формулировать свои мысли, планировать выступление, выделять основное из большого объема информации. А главное — это проверенный многими успешными людьми способ разобраться в изучаемой теме и хорошенько ее запомнить. 5. Любите и верьте Есть еще две важные вещи, которые каждый из нас может сделать для своих детей, чтобы они выросли умными, талантливыми и успешными. Первое — стремиться, чтобы ваша семья была счастлива. Исследования подтверждают, что те, кто вырос в счастливой обстановке и был любим близкими, лучше учатся, большего добиваются, живут дольше и передают эту "эстафету счастья" уже своим детям. Причем лучше уж избаловать чадо, чем дать ему недостаточно любви. Второе — как можно чаще хвалите и верьте в то, что ваш ребенок способен на многое. Может показаться невероятным, но эта вера чудесным образом изменяет реальность. Известные американские психологи Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон еще в конце 60-х назвали это "эффектом Пигмалиона" — когда то, чего ты ожидаешь от человека, действительно происходит. Они проводили эксперименты в школах США — говорили в классах, что у них есть основания полагать, что некоторые из учеников в ближайшее время покажут резкий прогресс в успеваемости. И те, чьи фамилии назывались (наугад), к концу учебного года действительно учились лучше! Почти все показали улучшение на 10 баллов, а треть — на 20 баллов по стобалльной шкале. Так что неважно, сколько вы получаете, талантливы или умны вы, можете ли обеспечить детей материально. Верьте в них, любите их, и они всего добьются сами. ПОДВЕРСТКИ 1 ФАКТЫ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ Тезис о том, что из-за засилия высоких технологий нынешние дети как-то сами по себе становятся более умными, весьма сомнителен. Психологи утверждают, что по уровню интеллектуального развития, навыков социализации и т. д. современные первоклашки, к примеру, не отличаются от первоклашек 80-х годов. Занятия музыкой в возрасте до семи лет стимулируют мозг, усиливает связи между его полушариями. А вот если заняться музыкой после, то это на структуру мозга уже не повлияет. 100 — таков уровень IQ у среднестатистического человека. Умников со 120 столько же, сколько тугодумов с 80. А больше 145 или меньше 55 коэффициент интеллекта бывает всего у одного человека из тысячи. Шведские ученые в результате 70-летнего наблюдения установили связь между интеллектом, любовью учиться и продолжительностью жизни человека. Они доказали, что умные люди живут дольше и что решающее значение для долголетия имеет не изначальный уровень интеллекта, а то, повысился ли он с годами за счет учебы. Чем дольше человек обучается, тем больше шансов прожить долгую жизнь (наблюдалась группа из 600 мальчиков, родившихся в 1928 году). Группа ученых из Университета Нью-Йорка доказала, что младенцы, получавшие материнское молоко, в дальнейшем были существенно умнее "искусственников". Но пользу материнского молока можно частично заместить рыбьим жиром. Если беременным или кормящим матерям давать в качестве биодобавок ненасыщенные жирные кислоты Омега-3,-6, -9, то интеллект у детей значительно повышается. На Западе помимо традиционного измерения уровня IQ с недавних пор ввели еще один показатель развития человека — "эмоциональная компетентность". Это способность испытывать и понимать эмоции других, и она тесно связана с языковым развитием. Чем лучше ребенок владеет речью, тем проще ему распознавать выражения лица. Чем больше словарный запас и чем стройнее предложения — тем проще понимать сложные, смешанные эмоции. 2 Как развивается мозг человека От рождения до 3 лет Формируется 5 чувств, моторные функции. Объем мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объема. Закладывается будущая структура мозга. Активно образуются нейроны и связи между ними. В течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, "настраиваются" на волну того языка, на котором говорит окружение. В это же время мозг понемногу теряет способность узнавать звуки других языков. Хотя их изучение может проводиться в течение всей жизни, но "автоматическим" этот процесс уже не будет. От 3 до 10 лет Объем мозга достигает 90% от взрослого объема. Развивается сознательная память, способности к обучению, социальному взаимодействию, в 8 лет формируются логические способности. Мозг в два раза активнее мозга взрослого человека, на его функционирование уходит 50% потребляемого кислорода. От 11 лет и далее Вызревают нервные связи: мало используемые связи перестают быть активными, остаются только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. В лобной доле начинается процесс образования так называемого "миелинового слоя", благодаря которому импульсы в мозге проходят в 5-10 раз быстрее. Лобная доля отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность. Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше. 23 года Из мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Процесс вызревания почти закончен. 25 лет Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Далее он еще способен строить новые связи между нейронами, если происходит процесс обучения. Он становится более специализированным для совершения сложных функций, а вот на перемены или непредвиденные обстоятельства реагирует хуже. 3 ЦИФРА В ТЕМУ 90% того, что изучают в классе, дети забывают в течение 30 дней, причем забывание наиболее интенсивно в первые часы после урока. Помогает повторение пройденного — чем больше циклов повторения, тем лучше. А также — "проговаривание", обсуждение материала. 4. Гений из пробирки? Американский генетик Роберт Грекхем в 1980 году предпринял эксперимент по созданию идеального сверхчеловека. Он собрал генетический материал самых выдающихся людей планеты, в том числе и нобелевских лауреатов, и с его помощью были оплодотворены женщины, от которых родилось более 200 детей. Но все потомство гениев выросло совершенно обычными людьми. У единственного мальчика IQ равнялся 180, в 2 года он умел пользоваться компьютером, в 5 — читал "Гамлета". Но и из него сверх-интеллектуала не получилось: в молодости он примкнул к движению хиппи, забросил учебу, а затем увлекся оккультизмом. Связаться с программистом сайта.


Каждый родитель считает своего малыша самым лучшим и талантливым на свете. Однако чтобы он действительно вырос умным и образованным, старшему поколению придется долго и упорно трудиться. И, как это ни удивительно, начинать следует еще до появления младенца на свет.

Хотя психологи давно изучают детский интеллект, однако единой формулы по воспитанию гения не существует. И все же специалисты выделили несколько аспектов, которые помогут развить у детей природные задатки.

Прежде всего, будущей маме следует правильно питаться и передавать малышу положительные впечатления от музыки, посещения интересных мест.

Как вырастить умного ребенка?

Кроха появился на свет, а значит, вашего внимания ему потребуется еще больше, причем на каждом этапе развития. Безусловно, многие современные мамы вынуждены много работать, чтобы обеспечить детей всем необходимым. Но не забывайте, что материнская ласка даст фору всем самым «навороченным» игрушкам. О чем еще следует помнить?

1. Чаще обнимайте малыша

Американские нейропсихологии установили, что материнские ласки, прикосновения, объятия и поцелуи влияют на определенные участки головного мозга новорожденного, которые отвечают за обучаемость, эмоциональное равновесие, развитие памяти и устойчивость к стрессу.

Все эти качества обязательно пригодятся крохе, когда он станет немного старше.

2. Общайтесь с детьми

Чем чаще взрослые разговаривают с грудничком, тем выше будет его уровень интеллекта. Да, сейчас он мало что понимает, однако каждое слово, произнесенное родителями, создает в мозгу новую связь.

Когда ребенок начнет говорить, внимательно слушайте его, поощряя тем самым желание общаться. Используйте в речи неизвестные слова, употребляя их в знакомом контексте.

Вместо закрытых вопросов («Ты играл в садике?»), задавайте открытые: «Во что ты сегодня играл с ребятами?» Подобные вопросы помогают детям рассуждать, высказывать собственное мнение.

3. Читайте книги

Умный человек – читающий человек.

Попробуйте заинтересовать малыша литературой практически с младенческого возраста, сначала читая короткие стихи, а затем сказки и басни.

Ежедневные 20-минутные сеансы чтения помогут речевому, эмоциональному, познавательному развитию, привьют моральные ценности.

4. Играйте

Что помогает интеллектуальному развитию ребенка? Конечно, игра!

Именно в игровой деятельности малыши знакомятся с окружающим миром, учатся новым навыкам, ненавязчиво развивают речь, воображение, творческое и логическое мышление.

Чтобы игра-занятие приносила не просто удовольствие, но и была полезной, соблюдайте определенные несложные правила:

5. Занимайтесь физкультурой

Оказывается, физические упражнения великолепно развивают детский интеллект. При занятиях спортом значительно увеличивается приток крови к мозгу, которая доставляет глюкозу и кислород. Благодаря этому повышается умственная концентрация, объем и распределение внимания.

К примеру, прыжки со скакалкой развивают вестибулярный аппарат, который, в свою очередь, совершенствует пространственные представления и пространственное мышление.

6. Познакомьте с музыкой

Многочисленные психологические исследования показали, что регулярное прослушивание музыкальных произведений (не обязательно классических) улучшает внимание и память у детей.

Изучение нотной грамоты, игра на музыкальных инструментах помогает в формировании абстрактно-логического мышления, что благоприятно влияет на понимание основ математики.

7. Расширяйте кругозор

Во время прогулок показывайте малышу все, что вы видите. Например, заприметив мост, объясните, для чего он необходим: «Посмотри, по нему катаются машины, похожие на те, с которыми ты дома играешь. Только эти машинки намного тяжелее».

Ходите на экскурсии в дельфинарий, зоопарк. Сначала сами рассказывайте, какие животные находятся в той или иной клетке, затем спрашивайте ребенка о главных отличительных чертах тигра, слона, дельфина. Подобные упражнения развивают словарный запас и память.

8. Поощряйте фантазирование и творчество

Начиная с трех лет, дети становятся удивительными фантазерами, а родители каждый день слушают невероятные истории.

Научитесь отличать фантазии от преднамеренной лжи, и ни в коем случае не пресекайте детское воображение.

Наоборот, предложите ребенку творческие занятия: рисование, лепка.

Старшему дошкольнику наверняка понравится выжигание по дереву, фотографирование, составление гербариев. Попробуйте сочинять с малышом волшебные истории, придумывая разные ситуации и благоприятный выход их них.

9. Ограничьте просмотр телевизионных передач

По мнению зарубежных психологов, значение развивающих телепрограмм для самых маленьких деток сильно преувеличено. Многие специалисты вообще крайне негативно относятся к просмотру телевизора детьми младше двух лет.

Если кроха очень долго сидит перед голубым экраном, он пропускает более важные для его умственного развития занятия: взаимодействие со сверстниками, игры, чтение книжек.

10. Обеспечьте здоровый сон

Полноценный отдых необходим ребенку точно так же, как еда и вода.

Если дошкольник спит меньше нормы, его родители рискуют столкнуться с регулярными нервными срывами и истеричностью. У малышей из-за недостатка сна ухудшается память, внимание и даже зрение.

Дети во сне не только физически отдыхают, но и набираются новых сил для дальнейшей умственной работы. Постарайтесь с раннего возраста приучить кроху к правильному распорядку дня, режиму сна и бодрствования.

11. Развивайте упорство и целеустремленность

Хотите воспитать умного ребенка целеустремленным, трудолюбивым и выносливым? Приучайте доводить начатые дела до логического завершения, не вмешивайтесь сразу, если кроха столкнулся с затруднением. Помните, что упорство порой намного важнее для человека, чем врожденные задатки и способности.

12. Кормите правильно

Для активизации мыслительных процессов необходимы продукты, богатые белками: яйцо, мясо, орехи, рыба. Находящиеся во фруктах и злаках углеводы помогают детскому мозгу с «топливом».

Для полноценного развития организма нужны минеральные вещества и витамины.

А вот к обработанным углеводам, которые содержатся в пакетированных соках, булочках, сладостях и гамбургерах, стоит относиться с настороженностью.

13. Выбирайте правильные компьютерные игры

Не секрет, что многочисленные гаджеты, компьютеры и информационные технологии все активнее проникают в жизнь ребенка. Предпочитайте те компьютерные приложения, которые учат малышей азбуке, математическим навыкам, музыке и другим полезным умениям.

Однако не забывайте, что в детском возрасте намного важнее общение с родителями и сверстниками.

14. Учите самостоятельности

Предоставьте ребенку действовать самостоятельно в играх и познании окружающего мира. Маленькому умнику нежелателен излишне строгий контроль со стороны родителей, поскольку ограничение независимости – главная преграда на пути к высокому интеллекту.

Конечно, в определенных «проблемных» ситуациях без взрослой помощи кроха не обойдется. Однако попробуйте руководствоваться девизом школы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

15. Учитывайте детскую индивидуальность

Большая ошибка родителей – стремление вылепить из своего чада идеального ребенка. Такой неосмотрительный шаг может убить в малыше индивидуальность. Поэтому если в вашей семье подрастает холерик, не следует ругать его за чрезмерную активность. И, наоборот, нельзя отчитывать маленького флегматика за постоянную медлительность. Обращайте внимание на сильные стороны своего отпрыска.

Итак, каждый малыш – это уникальная личность, обладающая неповторимыми способностями. Задача родителей – развить его природные задатки. Но даже если у вас не получится воспитать маленького гения, не расстраивайтесь. Все равно ваш ребенок неповторим, поэтому старайтесь любить его таким, какой он есть.

Другая информация по теме


  • Что же делать с детской ревностью?

Для начала читайте не им, а вместе с ними

Я изучил научные исследования и аргументы о том, что делает детей счастливее, какой родительский подход наиболее результативен, и благодаря чему существуют довольные семьи.

Но что делает умнее детей от грудничкового до 10-летнего возраста? Вот 10 вещей, которые, по мнению науки, помогают в этом.

1. Уроки музыки

Все ясно и просто. Исследования показывают, что уроки музыки делают детей умнее.

По сравнению с детьми из контрольных групп, дети в музыкальных группах демонстрировали больший рост коэффициента умственного развития. Воздействие музыки было довольно невелико, однако анализ проводился по множеству дополнительных критериев умственного развития, по показателям различных индексов и по стандартным критериям достижений в учебе.

На самом деле, музыкальные уроки помогают всем, как молодым, так и старым. Все большее количество исследований указывает на то, что музыкальное образование дает ученикам ряд преимуществ на уроках в школе. А вот Северо-Западный университет в своем исследовании выяснил, что бабушкам музыкальные уроки тоже идут на пользу, замедляя некоторые пагубные последствия процесса старения.

2. Тупые качки — это миф

Тупой качок туп, потому что он проводит больше времени в спортзале, а не в библиотеке. Но что, если вы сделаете так, чтобы ваши дети бывали и там, и там? Если вы в хорошей физической форме, ваши познавательные способности тоже повышаются.

Немецкие ученые в 2007 году выяснили, что после физических упражнений люди запоминают новые слова из словаря на 20% быстрее, чем до занятий. Темпы запоминания напрямую соотносятся с нейротрофическим фактором головного мозга.

Жизнь с регулярными физическими нагрузками в течение трех месяцев на 30% увеличивает приток крови к той части головного мозга, которая отвечает за память и познание.

В ходе проведенного исследования группе волонтеров был установлен режим с занятиями спортом в течение трех месяцев, после чего ученые сделали снимки их головного мозга. Они увидели, что объем капилляров в гиппокампе на участке памяти увеличился на 30%, что поистине замечательное изменение.

3. Не читайте своим детям, читайте вместе с ними

У вас есть маленький ребенок, который учится читать? Не позволяйте ему просто так таращиться на картинки в книге, пока вы читаете. Привлекайте его внимание к словам. Читайте не ему, а вместе с ним. Исследования показывают, что это развивает его навыки чтения.

Когда совместное чтение книги подкрепляется повышенным вниманием к развитию навыков чтения у ребенка, такое совместное чтение превращается в эффективный инструмент ранней грамотности даже для детей, не имеющих благоприятных условий.

4. Нехватка сна делает детей глупее

Мозг шестиклассника, недоспавшего один час, превращается в мозг четвероклассника. «Потеря одного часа сна эквивалентна потере двух лет познавательного становления и развития», — объясняет исследователь Садех.

Есть определенное соотношение между успеваемостью и продолжительностью сна.

Подростки из числа отличников в среднем спят на 15 минут дольше «хорошистов», а те на 15 минут дольше троечников. И так далее. Это подтверждается данными как более ранних, так и последних исследований. Конечно, это усредненные данные, однако совпадение результатов разных исследований впечатляет. Важна каждая четверть часа.

5. Коэффициент умственного развития немногого стоит без самодисциплины

Самодисциплина важнее показателя умственных способностей для прогноза о том, кто добьется больших успехов в жизни. Вот что пишет Чарльз Дахигг (Charles Duhigg) в своей замечательной книге:

Десятки исследований показывают, что сила воли это самая важная привычка, обеспечивающая личный успех… Обладающие большей силой воли ученики получают на уроках более высокие оценки и поступают в вузы с более строгим отбором. Они реже пропускают уроки, проводят меньше времени перед телевизором и больше за домашними заданиями. «Подростки с высоким уровнем самодисциплины превзошли своих более импульсивных сверстников по всем показателям в учебе», — пишут исследователи. — Самодисциплина важнее для показателей в учебе, нежели коэффициент умственного развития. Самодисциплина также указывает на то, какие ученики улучшат свою успеваемость во время учебного года, в то время как коэффициент умственного развития этого сделать не может… Самодисциплина оказывает большее воздействие на результаты учебы, недели интеллект».

Оценки это в большей степени результат добросовестности и прилежания, нежели голого интеллекта.

Добросовестность это та черта, которая в наибольшей степени гарантирует успех на работе. Особенно любопытно то, что добросовестность может указывать на будущие успехи человека отнюдь не только на рабочем месте. Люди добросовестные получают более высокие оценки в школе и колледже; они реже совершают преступления; и они дольше сохраняют свой брак. Да, и они дольше живут — и не только из-за того, что меньше курят и пьют. У них реже бывают инсульты, у них ниже кровяное давление и реже бывает болезнь Альцгеймера.

Итак, кто добивается наибольших успехов в жизни? Настойчивые и упорные дети.

Как выяснили исследователи, лучшим прогностическим фактором успеха является такая черта как настойчивость, не имеющая ни познавательного, ни физического характера. Настойчивость определяется как упорство и стремление достичь поставленных долгосрочных целей.

6. Познание это активный процесс

Развивающие игрушки и тренирующие мозг игры ничего не дают. На самом деле, есть основания полагать, что от них дети становятся глупее.

Эти штуки не оказывают положительного воздействия на словарный запас детей в возрасте от 17 до 24 месяцев. А некоторые даже наносят реальный вред. За каждый час, проведенный детьми за просмотром некоторых детских DVD и видео, они выучивают в среднем на шесть-восемь слов меньше, чем те дети, которые не сидят перед экраном.

Настоящее познание это активный процесс, а не пассивный. Что рекомендует автор книги «The Talent Code» (Код таланта) Дэн Койл (Dan Coyle)? Он говорит: прекратите просто читать и проверяйте себя.

Наш мозг развивается, когда мы делаем какие-то вещи, а не когда слышим о них. Вот почему по многим навыкам и умениям лучше проводить две трети времени за самопроверкой, нежели за простым поглощением текста. Существует правило двух третей. Например, если вы хотите запомнить какой-то отрывок, лучше потратить 30% времени на его чтение, а остальные 70%, проверяя полученные знания.

7. Еда это хорошо — но в нужное время

В целом хорошо, когда дети все время питаются здоровой пищей. Исследования показывают, что еда сказывается на успеваемости детей.

Все знают, что в день важного экзамена надо съесть хороший завтрак. Исследования показывают, что лучше всего пища с большим содержанием углеводов и клетчатки, которая медленно усваивается. Но важно и то, что вы съедите за неделю до этого. 16 студентов испытали на внимание и быстроту мышления; затем их в течение пяти дней плотно кормили жирной едой с низким содержанием углеводов, где было много мяса, яиц, сыра и сливок. Когда их проверили снова, показатели снизились.

Всегда бывают исключения. Ни один ребенок не ест постоянно здоровую пищу. Но беда в том, что дети часто питаются «плохой» едой в неподходящее время. Исследования показали, что кофеин и сахар могут усиливать деятельность головного мозга:

Кофеин и глюкоза могут благоприятно сказываться на познавательных способностях… Результаты исследований показывают, что кофеин и глюкоза в своем сочетании могут усиливать внимание человека.

Существуют также очень мощные поощрения, которые очень нравятся детям. Так что если вы хотите дать ребенку конфету или стакан лимонада, то лучше это сделать, когда он учится, а не когда отдыхает.

8. Счастливый ребенок = успешный ребенок

Счастливые и довольные дети чаще других становятся успешными, воспитанными и хорошо образованными взрослыми.

Счастье это огромное преимущество в мире, который во главу угла ставит результат. В целом счастливые люди успешнее несчастных в работе и в любви. Они получают лучшие отзывы о своей работе, более престижные должности и более высокие зарплаты. У них больше шансов вступить в брак, и от брака они испытывают большее удовлетворение.

А каков первый шаг к тому, чтобы сделать ребенка счастливым? Быть счастливым родителем.

9. Сверстники это важно

Ваше генетическое наследие и генетика вашего партнера оказывают огромное воздействие на ваших детей. А то, как вы их воспитываете? Гораздо меньше.

Вот что пишет по этому поводу Малькольм Глэдвелл (Malcolm Gladwell):

«В таких вещах как интеллектуальные способности и некоторые черты характера биологические дети похожи на своих родителей. А вот по приемным детям результаты кажутся откровенно странными. Их показатели не имеют ничего общего с приемными родителями. Эти дети по своему характеру и интеллекту похожи на людей, которые их воспитывали, кормили, одевали, учили и любили в течение 16 лет, не больше, чем на двух взрослых людей, взятых наугад с улицы».

Так что же оказывает самое большое воздействие на поведение и поступки ваших детей? Их сверстники. Обычно мы говорим о влиянии сверстников, когда это влияние отрицательное; но гораздо чаще оно носит позитивный характер. Важно жить в хорошем районе, учить детей в солидной школе, а также делать так, чтобы они общались с хорошими детьми. Как студенту вуза легче всего подтянуть успеваемость? Подобрать умного соседа по комнате.

Экономист Брюс Сейсердоут (Bruce Sacerdote), проведший как-то исследование с участием студентов Дартмутского колледжа, убедился, насколько сильно такое влияние. Он обнаружил, что когда студенты со слабыми оценками переселяются в комнату, где живет хорошо успевающий студент, их успеваемость в среднем тоже повышается. По словам исследователя, эти студенты «как будто заражают друг друга хорошими и плохими привычками в учебе таким образом, что хорошо успевающий студент тянет вверх своего слабо успевающего соседа по комнате».

10. Верьте в них

Очень важно верить в то, что ваш ребенок умнее многих. Когда учителям говорят, что некоторые дети умнее, эти дети начинают лучше учиться — пусть даже о них такое было сказано наугад.

Розенталь и Ленор Джекобсон в 1968 году провели исследование в школе. Они сказали учителям начальной школы, что у них в классе есть некоторые ученики, способные «показать резкий прогресс в успеваемости». На самом деле, этих учеников отбирали наугад. Ничего больше для выделения этих детей из общего ряда ученые не делали. Тем не менее, к концу учебного года 30% этих взятых наугад учеников повысили свой коэффициент умственного развития в среднем на 22 балла, и почти все повысили его как минимум на 10 баллов.

И еще одно замечание. Интеллект это далеко не все. Без нравственности и умения сопереживать умные люди могут быть страшными людьми.

Как сказал однажды П. O’Рурк, «умные люди редко начинают драки в барах. Но глупые люди редко создают водородные бомбы».

Надеюсь, эта информация поможет вам сделать своего ребенка замечательным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Как вырастить умного ребенка – вопрос, интересующий каждого современного родителя. Если вы хотите, чтобы ваш малыш добился успеха в жизни и стал умным человеком, необходимо приложить максимум усилий. И начинать придется с самого рождения. Обнимая, играя со своим чадом, разговаривая и читая ему книги, вы закладываете основы для его интеллектуального развития. Предлагаем вашему вниманию 12 шагов по воспитанию умного ребенка.

1. Любите вашего ребенка. Когда вы проявляете нежные чувства, обнимаете, целуете вашего ребенка, вы не только передаете ему ощущение безопасности и покоя, но и помогаете развивать его мозг. Исследования американских ученых показали, что любовь матери физически влияет определенные области мозга, которые отвечают за эмоции, память, стрессоустойчивость и обучение.

2. Говорите с ребенком . Это развивает речевые навыки малыша. Также слушайте ребенка, когда он говорит. Тем самым вы поощряете желание общаться и совершенствуете его речь. Почаще задавайте ему открытые вопросы, например: «Что ты сегодня делал в детском саду?» Такие вопросы помогают ребенку осмыслить то, что он знает, и дают понять, что его мнение имеет значение. Используйте в речи неизвестные малышу слова. Он обязательно догадается, что они означают, если их употребить несколько раз в знакомом контексте.

3. Читайте ребенку книги. Начинайте читать, даже если он еще не понимает слов. Это не только даст ему фору в развитии языковых навыков, но и привьет интерес к чтению. Начав читать еще в дошкольном возрасте, ваш ребенок хорошо подготовится, чтобы в дальнейшем хорошо разбираться в литературе, истории и математике. Предложите вашему малышу уютно устроиться на диване и почитать с вами. Храните книги на полках и журнальном столике. Маме в копилку:

4. Пусть ваш ребенок играет. Несерьезная, казалось бы, возня с игрушками создает основу для его интеллектуальных, социальных, физических и эмоциональных навыков. А когда ваш малыш играет в коллективные игры, он учится обмениваться идеями, впечатлениями, чувствами и опытом с другими детьми.

5. Поощряйте физические упражнения. Занятия физкультурой не только делают вашего ребенка сильным и спортивным, но и развивают интеллект. Упражнения увеличивают приток крови к мозгу. Кровь, в свою очередь, доставляет кислород и глюкозу, в которых нуждается головной мозг для повышения внимания и умственной концентрации. А прыжки со скакалкой укрепляют вестибулярный аппарат, что совершенствует пространственное мышление.

6. Сделайте музыку частью жизни ребенка. Исследования показывают, что прослушивание музыки не только улучшает память и внимание малыша, но и снижает стресс, который пагубно влияет на развитие ребенка. А обучение игре на музыкальном инструменте помогает формировать абстрактно-логическое мышление.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

7. Будьте положительным примером. Дети учатся, глядя на взрослых. Если ваш ребенок видит, что вы читаете, рисуете картины, занимаетесь музыкой или любым другим творческим занятием, он станет подражать вам.

8. Ограничьте просмотр телевизора. Вашему ребенку не следует смотреть телевизионные программы до двух лет. Если малыш проводит слишком много времени у голубого экрана, то он устраняется от выполнения более важных для интеллектуального развития действий: игры, общения со сверстниками и чтения книг.

9. Кормите ребенка правильно. Чтобы вырастить ребенка умным, недостаточно только духовной пищи. Богатая белком диета (яйца, рыба, мясо и орехи) улучшает внимание, скорость реакции и мыслительные процессы малыша. Углеводы, которые находятся в злаках и фруктах, дают его мозгу топливо. Очень важны для полноценного развития витамины и минералы. А вот обработанные углеводы (содержатся в конфетах, выпечке, гамбургерах, пакетированные соки) не лучшим образом влияют на концентрацию внимания, сосредоточенность и уровень активности.

10. Обеспечьте ребенку полноценный сон. Здоровый сон так же нужен малышу, как вода и прием пищи. Родители тех дошкольников, которые спят меньше нормы, рискуют столкнуться с истериками, нервными срывами. Также у детей могут ухудшиться внимание, память и даже зрение. Во сне ребенок не только отдыхает физически, но и набирается сил для активной умственной работы. Поэтому с самого раннего детства нужно приучать малыша к правильному режиму сна и бодрствования.

11. Помогите ребенку развить упорство и выдержку. Твердость характера – это склонность преследовать долгосрочные цели, трудолюбие и выносливость. Иногда упорство важнее, чем врожденный талант или интеллект. Расскажите, как вы добивались поставленной цели, несмотря на неудачи и разочарования.


12. Выбирайте «умные» компьютерные игры. К сожалению или счастью, информационные технологии и гаджеты все прочнее входят в нашу жизнь. Выбирайте для ребенка такие компьютерные игры, которые могут научить его буквам, математике, музыке и многому другому. Они также развивают координацию рук и глаз и подготавливают к завтрашним технологиям. Что еще более важно, малыш усваивает это, пока играет. Но не забывайте, что ни один современный гаджет не заменит ребенку общения с вами и сверстниками.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди