25.03.2019

Возрастные особенности детей раннего дошкольного, школьного возраста, психологические, физиологические, индивидуальные, восприятие пространства. Стадия структуры: добро пожаловать в мир «Почемучек». Наблюдается несоразмерность разных частей тела


В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики.В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики.

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности детей 5-7 лет»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики.

Кроме сюжетно-ролевых игр, у детей интенсивно развиваются и другие формы игры – режиссерские, фантазии, с правилами.

После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В процессе диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

Познавательные интересы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

Эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится боле устойчивый.

Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.

На шестом году жизни у ребенка появляется способность к произвольному поведению, что вызывает позитивные трансформации всех психических процессов (восприятие, память, внимание и т.д.). Они становятся произвольными, что, несомненно, имеет решающее значение для всего дальнейшего психического развития.

Дети начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных, конкретных объектах и предметах. Именно благодаря способности управлять своим вниманием дети старшего дошкольного возраста впервые приобретают способность серьезно и ответственно относиться к своим поступкам. Вместе с тем, несмотря на то, что возможности новой формы внимания – произвольной – к шести-семи годам уже достаточно велики, даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной, особенно не привлекательной, деятельности. В процессе же интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

Продолжают развиваться и такие свойства внимания, как распределение и переключение.

Подобные возрастные изменения характерны и для такого психического процесса, как память. Дети в состоянии воспроизвести полученные знания, впечатления даже через достаточно длительный промежуток времени. Развитие произвольного запоминания непосредственно связано с их речевым развитием.

В непосредственной зависимости от развития речи ребенка находится и формирование его воображения. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование развитие навыков и умений, способствующих фундаментальному изучению детьми внешней среды. Большое значение для этого имеет овладение детьми этого возраста разными мыслительными процессами и операциями, что позволяет детям активно использовать такие средства познания мира, как наглядное моделирование и непосредственно связанные с ним схематизированные представления, комплексные представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения и формируются навыки рассуждения, что является основой словесно-логического мышления.

С ребенком старшего дошкольного возраста необходимо общаться как со взрослым. Большое значение здесь имеет уровень речевого развития, которого к этому возрасту достигают дети. Значительно увеличивается словарный запас ребенка, ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам может создавать по аналогии ряд новых и своеобразных слов. В своей речевой деятельности дети уже правильно произносят звуки, строят развернутые предложения, высказывания становятся точными и логически завершенными. Ребенок старшего дошкольного возраста свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор практически на любую тему, доступную его возрасту.

Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи они начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности, легко владеют повествовательной и восклицательной интонациями. Они способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях. Старшие дошкольники способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, т.е. за ее пределами.

Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет

контрольная работа

1.5 Особенности психических процессов в возрасте 5-7 лет

Восприятие. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.

Мышление. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм с мышлением (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций. У детей в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление (задачи решаются с помощью существующего, реального объекта).

При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений. (1, с.111)

Память. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

Воображение. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Однако без целенаправленной помощи взрослого возникает вероятность того, что воображение будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. (2, с.743)

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей".

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Этические нормы. Дошкольник начинает усваивать этические нормы ринятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. (4, с.269)

Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов

С философских позиций вопрос о соотношении понятий процесс и состояние проанализирован А. Л. Симановым. В онтологическом плане любое состояние подвержено процессам изменения, в свою очередь...

Взаимосвязь познавательной и личностной сфер детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Возраст младшего подростка и его особенности

Развитие психических процессов в подростковом возрасте показано в таблице 1...

Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление)...

Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем...

Коррекция эмоционального развития ребенка в раннем детстве (от 0 до 3 лет) средствами музыки

Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира...

Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу...

Период зрелости человека

В современной психологической литературе можно встретить противоположные точки зрения на развитие когнитивной сферы индивида в период зрелости (22-45 лет). Некоторые авторы полагают...

Психические познавательные процессы личности, особенности их проявления в деловых отношениях в правоохранительной деятельности

Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого следователем, судьей, адвокатом состоит в том, что главными объектами познания чаще всего являются события из прошлого...

Психологические особенности периода средней взрослости

В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Однако в работах различных авторов имеются существенные различия в определении начала и конца данного возраста...

Психологический портрет одаренного ребенка

Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всем этом индивидуальном своеобразии есть и общие свойства (качества личности), характерные если не для всех, то для большинства одаренных детей. Особая ценность этих качеств в том...

Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе

Социально-психологическая специфика системы отношений старших подростков

Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Рассуждая о формировании познавательных психических процессов в подростковом возрасте, следует отметить...

Экстрасенсорные возможности

Для того, чтобы формировать в себе экстрасенсорные способности, каждый человек должен уметь управлять своими психическими процессами. Именно это может дать каждому «магическую» силу, способность контролировать и понимать окружающий мир и...

Старший дошкольный возраст (5- 7 лет).

Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений сотрудничества с взрослым, попытками влиять на него, активным освоением социального пространства.

Общение ребенка с взрослым становится все более разнообразным, постепенно оно приобретает черты личностного - взрослый выступает для ребенка источником социальных познаний, эталоном поведения в различных ситуациях. Изменяются вопросы детей - они становятся более оторванными от конкретной ситуации: ребенок стремится расспрашивать взрослого о его работе, семье, детях, пытается высказывать собственные идеи и суждения. В этот период ребенок в общении с взрослым особенно нуждается в уважении, дети становятся повышенно обидчивы, если к ним не прислушиваются. Потребность ребенка в общении с взрослым усугубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности во взглядах. В поведении это может проявляться в феномене большого количества жалоб: ребенок жалуется, указывая на сверстника - нарушителя требований взрослого, он не хочет его наказания, он ждет от взрослого оценки поведения, чтобы убедиться в том, что правило есть и оно действует. Жалоба - это просьба подтвердить или опровергнуть правило, форма знакомства с правилами поведения.

В пять-семь лет сверстник начинает приобретать индивидуальность в глазах ребенка, становиться значимым лицом для общения, обгоняя взрослого по многим показателям важности для общения. Ребенок начинает воспринимать себя и сверстника как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение, постепенно к семи годам формируется круг друзей. Для общения важными становятся личностные качества сверстника: внимательность, отзывчивость, уравновешенность, а также объективные условия: частота встреч, одна группа детского сада, одинаковые спортивные занятия и т.д. Основной продукт общения со сверстником - это постепенно складывающийся образ самого себя.

В группе детского сада социальные роли детей - лидеры, звезды, аутсайдеры (изгои) становятся более устойчивыми, дети пытаются оспаривать эти позиции, но для того, чтобы стать лидером, уже нужно быть хорошим партнером по играм и общению. Взрослый может повлиять на распределение ролей внутри группы, так как внимание воспитателя - один из критериев выделения детьми и лидера, и изгоя (аутсайдера).

Продолжает совершенствоваться сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Дети в игре начинают создавать модели разнообразных отношений между людьми, плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией, наблюдается длительная перспектива игры - дети могут возвращаться к неоконченной игре. Постепенно можно видеть, как ролевая игра начинает соединяться с игрой по правилам. Сюжеты игр совместно строятся и творчески развиваются, большое место начинают занимать игры с общественно значимыми сюжетами, отражающими социальные отношения и иерархию людей, и эпизодами из сказок, мультфильмов. Дети смелее и разнообразнее в играх комбинируют знания, почерпнутые из окружающей действительности: фильмов, мультфильмов, книг, рассказов взрослых. Играют от нескольких часов до нескольких дней.

Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны средства, используемые детьми в игре, в реализации роли большое место начинает играть развитость речи. В игровых действиях используются предметы-заместители, природные материалы, самодельные игрушки. Ребенок может играть от семи до десяти ролей в одной игре, способен совмещать роли.

Активное развитие ребенка происходит и в других видах продуктивной деятельности - это изобразительная деятельность, конструирование, труд - в пять-семь лет дети способны к общему коллективному труду, могут согласовывать и планировать свои действия.

В деятельности развивается личность ребенка, совершенствуются познавательные процессы и формируются новообразования возраста.

Память. Наблюдается переход от непроизвольного и непосредственного запоминания к произвольному и опосредованному и припоминанию в процессе игры или учебной деятельности. В пять-шесть лет ребенок может использовать повторение как прием запоминания. По-прежнему легко запоминаются эмоционально насыщенные события, они могут оставаться в долговременной памяти на долгие годы. В этом возрасте хорошо развиты механическая память и эйдетическая - восстановление в памяти зрительного образа увиденного, постепенно формируется смысловая память. Память объединяется с речью и мышлением и начинает приобретать интеллектуальный характер.

Продолжается сенсорное развитие, совершенствуются различные виды ощущения , восприятия , наглядных представлений. Повышается острота зрения и точность цветовосприятия, развивается фонематический слух, возрастает точность оценки веса предметов.

Усложняется ориентировка в пространстве - ребенок выделяет собственное тело, ведущую руку, ориентируется в плане комнаты, пока с трудом формируется ориентировка во времени: от восприятия режимных моментов ребенок переходит к восприятию дней недели, сезонов, лучше представляет настоящее, почти не ориентируется в будущем.

Продолжается активное освоение речи, увеличивается словарный запас. Ребенок постепенно становится собеседником взрослого - речь из контекстной (когда ребенок был в состоянии описать событие без его непосредственного восприятия) переходит в связную (ребенок указывает главные связи и отношения в ситуации). Последовательное изложение событий, попытки установить между ними связи имеют большое значение для умственного развития детей. Ребенок использует в речи прилагательные и наречия, характеризующие признаки предметов и отношения людей, слова со

сходными значениями. Части речи употребляются правильно. В предложении согласовывает существительные с числительными, прилагательными, учится пользоваться прямой и косвенной речью. Совершенствуется диалоговая и монологическая речь: связно и последовательно пересказывают дети литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составляют небольшие рассказы о предмете, по картинкам, по плану, рассказы из личного опыта, развивается фантазирование. Речь постепенно становится орудием мышления и средством познания. Заканчивается сензитивный период развития речи ребенка.

Наглядно-образное мышление является ведущим в возрасте пяти-семи лет, однако именно в этом возрасте закладываются основы словесно-логического мышления, дети начинают понимать позицию другого человека в знакомых для себя ситуациях. Осуществляется постепенный переход от эгоцентризма детского мышления к децентрации - способности принять и понять позицию другого. Формируются действия моделирования, т.е. ребенок способен разложить предмет на эталоны - форму, цвет. Мышление объединяется с речью и памятью, ребенок уже способен рассуждать.

В воображении ребенок этого возраста все более может использовать символы, т.е. замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми: образ предмета отделяется от предмета и обозначается словом. В аффективном воображении к пяти-семи годам у ребенка начинают формироваться механизмы психологической защиты, например, появляются проекции - приписывания своих отрицательных поступков другому. Уже к шести годам ребенок способен жить в воображаемом мире. Воображение оказывает влияние на все виды деятельности дошкольника, особенно на рисование, конструирование, игру.

Внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость, ребенок способен концентрировать внимание - удерживать его при рассмотрении привлекательных объектов до 15 сек. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным.

Эмоциональная сфера ребенка приобретает более устойчивый характер, ребенок постепенно осмысливает значение норм в поведении и способен соотносить свое поведение и эмоции с нормами.

Развитие личности ребенка происходит в общении и деятельности в процессе сравнения себя с другими детьми группы. В зависимости от того, какую позицию - социальную роль - играет ребенок в группе, формируется его самооценка, она становиться устойчивой и начинает определять поступки ребенка.

Дошкольный возраст - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику: ребенок уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т.е. насколько он принимает се. Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью. Рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие виды деятельности дошкольника, предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Важно и то, что все их отличает способность к взаимной компенсации с точки зрения развивающего эффекта, что позволяет учитывать интересы и склонности самого ребенка.

Возрастные особенности детей 5-7 лет.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре­бенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло­гические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процес­са: за год ребенок может вырасти на 7-10 см, при этом показатели роста детей подготовительной группы несколько выше, чем у детей шестого года жизни. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развивают­ся двигательные способности. Заметно улучшается координация и ус­тойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении боль­шинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конеч­ностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Воспитатель уделяет особое внимание развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявля­ются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здо­ровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего не­обходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здо­ровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, дви­жения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В тече­ние шестого года жизни совершенствуются основные нервные процес­сы - возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом воз­расте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.

Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от им­пульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируют­ся социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собствен­ного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека - расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера- сегодня-завтра-раньше-позже; ориентируются в последовательнос­ти дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому вре­мени года. Довольно ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т. д.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольни­ков постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое другое. Старший до­школьник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении луны, солнца, звезд и про­чего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, кос­мических путешествиях, звездных войнах.

Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными вида­ми труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхожде­ние ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятель­ность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых яв­лений, используют разные способы проверю!: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памя­ти, возникает намеренное запоминание в целях последующего вос­произведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонема тический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропор­ций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивает­ся на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных разли­чий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рас­сказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем кото­рых он был. Правильно пользуется многими грамматическими фор­мами и категориями.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Рисование - любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнения­ми. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возник­новению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом опре­деляется оценкой его воспитателем. Воспитателю важно изучить сис­тему межличностных отношений детей в группе и помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности иг­ровых интересов или склонностей к определенной деятельности (ри­сованию, ручному труду, уходу за животными).

Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, за­ботливого отношения к людям, он побуждает ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готов­ность помочь. Он привлекает внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. Вос­питатель специально создает в группе ситуации гуманистической на­правленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.

В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются пер­вые друзья - те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопо­нимание и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во вза­имоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут несколько раз поменяться). Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкаль­ные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, склады­ваются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого че­ловека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместно­му решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Воспитателю необходимо по­могать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопо­нимания на основе учета интересов партнеров.

Истинная любовь не знает границ и препятствий. Взмах крыльев купидона, стрелы в двух сердцах, и дело сделано - мужчина и женщина влюблены. Но давайте отбросим романтические представления о любви и взглянем на суть вопроса с точки зрения сухой статистики. Страсть, влюбленность, огонь в глазах и томные вздохи - все это со временем проходит. И есть вполне «приземленные» факторы, которые оказывают влияние на прочность отношений - например, разница в возрасте между партнерами. Со специалистами разберемся, а существует ли вообще идеальный возрастной интервал, гарантирующий прочные, гармоничные отношения между мужчиной и женщиной.

В большинстве создаваемых семей мужчина старше женщины на 3 года. Такая тенденция наблюдается во всех странах мира. И это легко объяснить - подсознательно человек ищет себе «ровню» и по социальному статусу, и по интеллектуальному развитию. А тут большую роль играет как раз возраст - нарабатывается жизненный опыт, приходит мудрость, меняется мировоззрение.

С каждым последующим браком мужчина ищет супругу моложе. «Седина в волосы - бес в ребро» - поговорка явно работает. С возрастом появляется желание видеть рядом с собой женщину «посвежее».

Но поверьте, и те союзы, где один из партнеров намного старше или младше своего избранника - сегодня не редкость. А о чем вы подумаете, если увидите такую пару - великовозрастный мужчина и молоденькая девушка? Конечно, первое, что приходит на ум - «неравный» брак не имеет никаких перспектив, ведь он построен лишь на меркантильных интересах. И статистика неумолима - союзы, где слишком велика разница в возрасте, распадаются гораздо чаще, чем те, где возраст супругов не так ощутим. Но любовь есть любовь - бывают и приятные исключения!

Идеальная формула: есть ли оптимальная разница в возрасте?

Психологи считают, что оптимальная разница в возрасте между мужчиной и женщиной для создания крепкой семьи - 5-6 лет. При этом «классикой» брака считается ситуация, когда именно супруг старше.

Разница в 5-6 лет идеальна в плане психоэмоционального развития супругов. Получается, что он и она находятся на одном уровне - у обоих уже наработан жизненный опыт, имеются отношения за плечами, их решение создать семью обдумано, имеется материальная база. Все это - хоть какая-то гарантия долговременных отношений. Социологические исследования показывают, что у таких пар рождается больше детей.

Китайские мудрецы вывели свою формулу приемлемой разницы в возрасте между супругами. Берем в руки калькулятор. Идеальная невеста подбирается по таким математическим расчетам - возраст мужчины делится на 2, а к результату прибавляется 7. К примеру, если мужчине 30 лет, то его избраннице должно быть 22 года. Обратите внимание - при таких расчетах получается, что, чем старше мужчина, тем моложе его «идеальная» женщина. Восток - дело тонкое.

Браки между одногодками - классика во времена СССР. Ничего удивительного - в те годы считалось «правильным», чтобы все были равны, а малейшие отклонения от «норм» вызывали нарекание среди окружающих. Не приветствовалась выдающаяся разница между мужчиной и женщиной - ни в личной, ни в социальной жизни. Вот почему и возраст у супругов был примерно одинаков - так было принято.

Браки между ровесниками, как правило - это ранние браки. Чаще молодые люди знакомятся еще в старших классах школы или в институте, а потом решают создать семью. «Равные» союзы имеют массу преимуществ: общие интересы и друзья, схожий образ жизни и жизненные ценности. Получается, что он и она на равных правах и на равной скорости тащат багаж семейной жизни.

Но не обойтись супругам-ровесникам и без проблем - они могут быстро надоесть друг другу. Если брак ранний, непременно возникнут проблемы на фоне недостатка финансов. В паре нет более опытного партнера, готового гасить бури в отношениях - а это грозит необдуманными поступками, склоками, изменами.

Статистика показывает, что в семье, где супруги одногодки, чаще происходят измены - особенно, если брак был заключен слишком рано. Причин несколько - один из партнеров ищет поддержки и утешения на стороне, а также банальное любопытство из-за недостаточного сексуального опыта.

Мужчина старше своей спутницы жизни - классика любовных отношений. Но одно дело, когда разница не сильно ощутима (3-5 лет), а совсем другое - когда мезальянс бросается в глаза.

Зрелых мужчин, ищущих себе молодых жен, вполне можно понять. Она не обременена детьми, что снижает «финансовые вложения» в семейную жизнь. У нее отсутствует богатый опыт в сексуальных отношениях - можно испытать себя в роли «учителя». Да и молодое тело обнимать приятнее. Но не всегда мужчины преследуют «меркантильные цели» - все же чаще побеждает любовь.

На 10-15 лет

Общество толерантно относится к бракам, где муж старше жены на 10-15 лет - стереотипы уже не властвуют. И отношения могут быть вполне крепкими!

Мужчина уже успел построить карьеру, не зависит от мнения своих друзей и родственников по отношению к своей личной жизни. К созданию семьи он подходит ответственно - без лишних эмоций, с понимаем женской психологии, без глупых ошибок. В паре с такой разницей в возрасте мало ссор - у супруга есть опыт в отношениях, он терпим к недостаткам второй половины и в состоянии без лишних потерь решать возникающие конфликты. Женщина в паре тоже вполне счастлива - избранник полностью ее поддерживает, имеется материальная база для саморазвития, «зрелое» удовольствие в постели.

На 20 лет и более

Несколько веков назад ситуация, когда девочек выдавали замуж за того, кто годится ей в отцы, была нормой. Сейчас же это вызывает только осуждение общества. Только при взгляде на такую пару сразу возникает мысль, что это расчет. Ну как может молодая особа жить с престарелым мужчиной? Какая тут любовь?

На самом деле, такой союз может быть «удобен» и ей, и ему - женщина восхищается опытным, познавшим жизнь партнером, а мужчина получает удовольствие от веселой хохотушки и как будто подпитывается ее энергией, примеряет на себя роль опекуна.

Но тут важно понимать, что какие-то 10-15 лет брака - и мужчина с легкой сединой на висках превратится в старика. А супруга еще будет в полном расцвете сил - существует риск измен. Девушке стоит оставить мечты о 3-4 детях в семье - годы берут свое, и при образе жизни многих мужчин шансы на зачатие понижаются. И дело не только в физиологии - к 40 годам у мужчины уже наверняка есть дети от предыдущих браков. Стоит ли ему грузить на свои престарелые плечи еще несколько детей?

Ученые пришли к выводу, что браки, где настолько большая разница в возрасте, способны сокращать жизнь обоих супругов. А все из-за стрессов, которые испытывают мужчина и женщина - ведь они живут среди людских пересудов и сплетен, общественного осуждения. А это негативно сказывается на состоянии здоровья! С другой стороны, мужчина, живущий с молодой женой, вдруг начинает молодеть - он как будто «выпивает» ее молодость. А вот женщина, наоборот, быстро увядает - подсознательно она пытается соответствовать возрасту избранника.

Всегда считалось, что когда в паре старше женщина - это ненормально. Даже сейчас, во времена свободных нравов, это часто вызывает осуждение общества. И очень зря - статистика показывает, что такие браки довольно крепкие.

Если женщина на 5-7 лет старше своего избранника, такая разница практически незаметна - особенно, когда обоим партнерам больше 30 лет. Пару можно назвать идеальной - супруги рука об руку идут по тропе семейной жизни. Женщина несколько мудрее, у нее есть опыт - она мягко направляет супруга на великие свершения. Крепкий союз! К тому же, чтобы соответствовать своему молодому супругу, женщина «молодится» - следит за собой, следует правилам здорового образа жизни. Довольны оба.

А какие испытания предстоит преодолевать паре, если женщина значительно старше своего избранника?

На 10 лет

Такие браки - редкость. И это легко объяснить - большинство мужчин в любом возрасте ищут партнерш моложе себя. Ничего не поделаешь, это природа - «самец» доказывает и себе лично, и всему миру, что он «ого-го» и может завоевать самую молодую и сексуальную. Стареющие леди, конечно, не вызывают ажиотаж среди молодых парней.

Многим парам, где женщина старше мужчины на 10-15 лет, удается построить гармоничные любовные отношения. Некоторых мужчин вполне устраивает роль ведомого в паре - они восхищаются более зрелой женщиной, прислушиваются к ее советам. А женщина чувствует себя нужной и любимой.

Но не избежать и проблем. Супруга часто становится чрезмерно мнительной, ревнивой и подозрительной - вокруг много молодых соперниц, которые могут увести избранника. Неудивительно, что это вызывает беспокойство. Да и с возрастом все сложнее становится маскировать морщины - от природы не уйдешь. Либо мужчина мирится с «недостатками» женщины, безмерно ее любя, либо он рано или поздно отправляется на поиски более молодой жены.

На 20 лет и больше

Чувствовать себя привлекательной и желанной хочется каждой женщине. Это и движет дамой, когда она находит себе партнера намного моложе себя. Такая пара - яркий пример отношений «мама-сын». Женщина опекает юношу, часто обеспечивает его материально.

Зрелая, интересная дама вполне способна вскружить голову молодому парню. Но вот такой союз явно не будет долгим - мужчина, набравшись опыта (в большей степени - сексуального), скоро уйдет к ровеснице. А если молодой кавалер и задерживается в объятиях стареющей мадам, то, скорее всего, это либо Эдипов комплекс, либо меркантильный интерес. Естественно, ни то, ни другое не поспособствует счастливому, крепкому союзу.

Оптимальная разница в возрасте между возлюбленными - понятие очень субъективное. И в каждом из случаев можно найти и преимущества, и недостатки. Расценивайте их как предупреждение о возможных проблемах в отношениях, а не как четкое руководство по выбору партнера. Давайте не будем забывать о силе любви, которой все возрасты покорны!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди