17.02.2019

Приучение к горшку 2 года. Терпенье и труд – все перетрут. Сложности раннего приучения


Стоит ли волноваться, если ребенок в 2 года не ходит на горшок? Что делать, если попытки научить кроху неуспешны? Если малыш достиг этого возрастного порога, но все так же продолжает пачкать штанишки, вероятнее всего, родители начинают сравнивать его с детьми своих знакомых, которые уже научились проситься в туалет. Как реагировать, если кроха упрямо делает свои дела в трусики? Как нельзя себя вести родителям в таком случае? Давайте обсудим на этой странице «Популярно о здоровье» это сейчас.

Ребенок (2 года) не ходит на горшок – причины

По мнению доктора Комаровского, малышей нет смысла приучать к горшку раньше двух лет. В этом возрасте большинство детишек только начинают чувствовать потребность опорожниться и учатся управлять мышцами, отвечающими за выделения. После года малыш начинает ощущать позывы к дефекации и может сигнализировать об этом маме какими-то действиями. Однако с позывами к мочеиспусканию дело обстоит сложнее – некоторые детки не умеют их контролировать вплоть до 2,5 лет.

Получается, что ребенок в 2 года не умеет ходить на горшок лишь потому, что его центральная нервная система еще недоразвилась до определенного уровня. Как только малыш научится контролировать собственные позывы к дефекации и мочеиспусканию, имеет смысл начать приучать его к туалетным делам.

Почему другие дети ходят на горшок с более раннего возраста ?

Вы, наверное, спрашиваете, - а почему дочка моей подруги научилась опорожняться, когда ее высаживают на горшочек, а ведь ей всего годик! А у Светки мальчик с 9 месяцев мочится по команде! Ответ прост – некоторые дети, еще не осознавая позывов, все же приучены опорожняться по «команде» мамы. Но означает ли это, что они научились контролировать свой организм? У них просто выработался условный рефлекс, который выглядит как цепочка событий: звуковой сигнал родителей (пись-пись) – наполнение мочевого пузыря – мочеиспускание.

Причем первая составляющая этой цепочки может иметь продолжительность более получаса, то есть, малыша усадили и непрестанно повторяют свое «пи-пи», пока его мочевой пузырь не наполнится. Несомненно, после длительного пребывания на горшке кроха все же сделает свое дело, но означает ли это, что он научился сам контролировать свои позывы? Нет, это не имеет отношения к осознанному контролю над выделениями. Приучение к горшку с помощью условных рефлексов впоследствии, когда ребенок «дозреет», может привести к обратному результату – бунту против высаживания. Чтобы процесс приучения происходил по схеме: наполнение мочевого пузыря – высаживание – мочеиспускание, нужно начинать его только когда нервная система ребенка уже достаточно зрелая. Так что если ребенок не ходит на свой горшок до этого момента – это не страшно. Как же определить степень готовности?

Как знать – пора или не пора ?

По каким признакам можно определить, что ребенок психологически и физически готов познать туалетную науку? Их несколько, давайте их обсудим.

1. Если у крохи установился четкий режим опорожнения кишечника.
2. Если он может оставаться сухим около полутора часов.
3. Малыш всячески показывает недовольство, будучи мокрым или грязным.
4. Понимает значение слов «писать» и «какать».
5. Делает попытки самостоятельно снимать трусики, колготки.
6. Показывает любым способом маме и папе, что хочет в туалет.

Если ребенок в 2 года на горшок пока не ходит, но хотя бы три пункта из перечисленных имеют место, можно попробовать выработать у него туалетные навыки. Что нужно делать?

Приучаем к горшку ребенка в 2 года

Родителям важно понимать, что приучение к горшочку малыша потребует от них дополнительных затрат времени – теперь каждые два часа нужно будет находиться рядом с сыном или дочкой и ждать результата. Причем делать это нужно постоянно, каждый день, не расслабляясь. Лучше всего начинать «обучение» летом и когда малыш здоров. Высаживайте чадо в обязательном порядке после сна, после приема пищи и перед сном, после прогулки. В случае удачной попытки кроху нужно сильно хвалить. В случае неудачи оставаться спокойным, не ругать. На ночь можно использовать подгузники первое время, однако, проснувшись сухими, сразу ведем кроху в туалет.

Что делать, если ничего не получается ?

Комаровский высказывается по этому поводу так - если старания родителей совершенно ни к чему не приводят, или малыш всячески сопротивляется обучению, оставьте эту затею на пару месяцев. Возможно, ребенок еще не готов, даже если ему уже два года. Средний возрастной порог формирования устойчивых навыков осознанного контроля за выделениями у детей колеблется в пределах 22-30 месяцев. Это означает, что возраст 2 года – не критический, а самый подходящий, чтобы начать знакомство с туалетом. Более ранние попытки высаживания сформируют лишь условный рефлекс в связке с командой родителей, а после двух лет детишки учатся осознанному контролю своих позывов. А ведь именно этого вам и нужно достичь, не так ли? Знайте твердо, ваш ребенок на горшок сядет. Вы этого дождётесь!

Заключение

Если кроха в 2 года не ходит на горшок, не нужно паниковать. Этот возраст считается самым подходящим, чтобы только начать вырабатывать у малыша устойчивые осознанные навыки посещения туалета. Начните высаживать чадо в то время, когда вероятность опорожнения достаточно велика, делайте это постоянно, последовательно, сохраняйте спокойствие. Хвалите за успехи. Если обучение не дает результатов, отложите его на пару месяцев. И в заключение хочется сказать – не сравнивайте своего отпрыска с другими детками, зачастую их успехи сильно преувеличены родителями.

Когда в распоряжении мам не было одноразовых подгузников, вопрос приучения к горшку стоял не так остро. Чтобы избавить себя от лишних стирок, мать начинала с самого раннего возраста приучать малыша к горшку. В год большинство малышей прекрасно знали, что это такое и зачем горшок нужен, тем более что в мокрых матерчатых подгузниках и колготках и самим детям было некомфортно. Как только появились одноразовые подгузники, хлопот и забот у матерей стало меньше, как и стирки. Да и детям стало куда комфортнее и приятнее, ведь подгузник несколько часов может быть мокрым, не доставляя ребенку никаких неприятных ощущений.

В результате возраст приучения к горшку планомерно сместился - современные дети значительно позже знакомятся с горшком, чем их родители в своем детстве. А потому вопрос, как приучить ребенка ходить на горшок в 2 года и после двух лет, никого не шокирует. В этой статье мы расскажем, как научить малыша самостоятельно обращаться с горшком и откроем некоторые секреты, которые помогут мамам в такой непростой задаче.


Готовность малыша

Явным признаком «взрослости» ребенка считается способность самостоятельно пользоваться горшком или унитазом по большой и малой нужде. Все мамы, безусловно, хотят видеть малыша большим и самостоятельным. Но до определенного возраста, особенно если нет потребности отдавать ребенка в ясли, ему и его маме более удобно пользоваться одноразовыми подгузниками. По сложившейся практике таким возрастом считают 2 года.

Когда ребенок достигает двухлетнего возраста, у родителей возникает резонное желание перестать тратить семейный бюджет на недешевые подгузники и привить чаду санитарные навыки, без которых будет сложно оформиться с детский сад или отправиться в увлекательную поездку. В 2 года и позднее этой знаменательной даты, как правило, разворачивается широкомасштабная борьба с подгузниками, которая изрядно изматывает и взрослых, и растерянного карапуза.

Подготовленность ребенка оценивается по нескольким параметрам. Когда человек появляется на свет, мочеиспускание и дефекация являются рефлексами безусловными, которые ребенок никак не может взять под контроль, да это до поры и не требуется. На определенном этапе развития безусловный рефлекс становится условным, то есть ребенок ассоциирует желание пописать или опорожнить кишечник с самим действием.

Именно после того, как рефлекс станет условным, можно попытаться начать обучение ребенка. В более раннем возрасте от малыша можно добиться ассоциативного мочеиспускания в горшок по команде «пи-пи», но когда рефлекс станет условным, малыш может отказаться выполнять команды и снова начнет делать свои «дела» в штаны.

Рефлекс переходит в разряд условных по мере роста ребенка, по мере совершенствования функций коры его головного мозга и нервной системы. Возрастом, в котором процессы становления рефлекса можно считать завершенными или почти завершенными, считается именно двухлетний возраст. Таким образом, можно начинать подготовку к освоению «туалетной науки» после того, как малыш отпразднует второй день рождения.



Готовность к высадке на горшок несложно оценить. По словам известного во всем мире педиатра Евгения Комаровского, достаточно несколько дней внимательно понаблюдать за ребенком и честно ответить на несколько вопросов (если положительных ответов будет большинство, можно пробовать прививать карапузу новые санитарные навыки).

  • Есть ли у ребенка сформированный режим дефекации? Ходит ли он по-большому примерно в одно и то же время каждый день?
  • Может ли карапуз хотя бы полтора часа проходить в чистом и сухом подгузнике после смены? Получается ли у него хотя бы на протяжении этого времени сдерживать мочеиспускание?
  • Знает ли малыш названия частей своего тела, знаком ли он с ним, способен ли он понимать названия предметов своего гардероба (трусики, штаны, юбочка и т. д.)?
  • Понимает ли он значение глаголов «помочиться» и «покакать»? Ассоциирует ли этот процесс с данными словами?
  • Раздражает ли ребенка мокрый или грязный подгузник, пытается ли он после определенного действа снять подгузник?
  • Может ли ребенок сам снимать штаны, трусы?
  • Имеет ли ребенок доступ в туалетную комнату? Заходит ли он в нее без опасений и страха?


Дети после 2 лет, как правило, прекрасно понимают речь родителей. Даже если они еще не очень хорошо разговаривают, пассивная речь у них развита в достаточной степени, чтобы понимать, что именно произносят взрослые. А потому ребенку будет значительно проще объяснить, зачем нужен новый предмет под названием «горшок» и что с ним надо делать. Если в процессе обучения ребенок будет сопротивляться, плакать, протестовать, лучше будет отложить обучение на более позднее время. Возможно, уже через несколько дней или недель малыш по-новому начнет воспринимать горшок и все, что с ним связано.

Подготовка родителей заключается в том, чтобы найти неделю-другую свободного времени, если они работают, и провести их с малышом. Также потребуется запас терпения и сил, ведь не все будет получаться с первого и даже со второго раза.

На момент начала обучения ребенок должен быть здоров, он не должен находиться под влиянием неких стресс-факторов, например, переезда, начала посещения садика, расставания с одним из родителей или их развода.

Чем лучше и психологически комфортнее чувствует себя ребенок в самом начале обучения, тем более вероятным будет быстрый успех мероприятия.


Почему дети отказываются?

Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда двухлетний отпрыск категорически отказывается от горшка - не хочет на него садиться, не подходит к нему и всячески старается избегать попыток мамы познакомить его с горшком поближе. С чем может быть связано такое поведение двухлетки? Давайте посмотрим на вещи глазами самого малыша.

  • Горшок неудобный. Если родители не учли требований к выбору первого горшка, о которых мы расскажем ниже, может оказаться, что первый опыт «общения» ребенка с горшком оказался негативным - горшок был холодным, жестким, слишком маленьким или слишком большим. В конце концов, горшок может быть непривлекательным внешне и пугать ребенка.
  • Страх. Ребенок, которого уже пытались заставить сидеть на горшке, причем силой и криками, боится горшка, поскольку у него этот аксессуар никак не ассоциируется с безопасностью и удовольствием. Страх может проявляться не только в отказе садиться на горшок. Часто ребенок, которого уже приучили на нем сидеть, просто на нем сидит, не какает и не писает, но как только родители поднимут его с горшка, незамедлительно справляет обе нужды в штанишки.
  • Ребенок не готов. Это касается и физической, и психологической готовности. Он просто не ассоциирует горшок с туалетными нуждами, а потому не просится на него. Готовность - понятие относительное. Ребенок может быть готовым в 2 года ровно, а может в 2,6 или 2,8 лет не демонстрировать признаков готовности.
  • Стресс. Малыш может болезненно воспринимать начало обучения. Родители отказываются от применения привычных для малыша подгузников, в результате чего происходит выход из так называемой зоны психологического комфорта.



Дети в 2 года и старше стремятся к самостоятельности, уже умеют отстаивать свои интересы и желаемое, поэтому протест против горшка может быть сильным, выраженным и продолжительным. Тут главное – не потерять терпение, не отступить, не сорваться взрослым. Как ребенок в свое время привык к одноразовому подгузнику, так он постепенно привыкнет и адаптируется и к горшку. И это нужно понимать.

Еще ни один ребенок не отправлялся в первый класс, не умея писать и какать туда, куда того требуют санитарные и социальные нормы поведения, принятые в нашем обществе.

Чем больше родители демонстрируют огорчение и переживания по поводу отторжения ребенком такого предмета, как горшок, тем сильнее малыш будет отгораживаться от него, ведь в его маленькой голове довольно быстро формируется взаимосвязь между этим предметом и расстроенным видом мамы, которую он ни в коем случае не желает расстраивать.



Как научить?

Существует несколько способов приучения к горшку в 2 года. Есть способы быстрые, медленные и щадящие, универсальные. Для начала родители должны точно знать, каким временем они располагают. Если подходит время отвести ребенка в садик, появилось место, которое могут занять другие, если промедлить.

А может, семья решила отправиться в путешествие и уже куплены билеты, тогда можно воспользоваться быстрым способом. Если время есть, оно терпит, то лучше пойти по более медленному, но менее психологически травматичному пути или воспользоваться универсальным методом.



Экспресс-метод

Быстрый метод придумала детский доктор Джина Форд. Ее метод предназначен для двухлеток, а также детей от 1,5 до 2,5 лет. Доктор предположила, что обучение туалетной «науке» можно «уместить» всего в 7 дней, писать и ходить по-большому в горшок ребенок, который готов к обучению, вполне может научиться всего за неделю. В первый день доктор Форд советует начать обучение с самого утра. Сняв памперс, наполнившийся в ночное время, ребенку сразу «представляют» нового «друга» – красивый и обязательно предварительно подогретый в теплой воде горшок. Малыша следует усадить на горшок и продержать на нем около 10 минут. Конечно, маме предстоит заранее продумать, чем они с дитем займутся в эти 10 минут.

Следует приготовиться и к тому, что чадо откажется садиться на горшок, и в этом нет ничего неожиданного или странного. Заранее возьмите с собой игрушку, которую малыш любит. Это может быть его ночная игрушка, с которой он спит. Право первой высадки на горшок можно предоставить именно плюшевому зайцу или медвежонку.

Незаметно для малыша налейте в горшок с сидящим зайцем немного воды, потом покажите результат зайкиных «стараний» карапузу, похвалите зайца от души и предложите ребенку повторить его поступок.


Безусловно, игра заинтересует малыша, но вот садиться и повторять «подвиг» малыш может отказаться. И в этом тоже нет ничего странного. Не настаивайте. Не надевайте на ребенка подгузник. В течение всего первого дня малышу, а при необходимости и его зайке, нужно предлагать горшок каждые 15-20 минут. Поверьте, в конце дня малыш сделает то, что следует. На этом моменте не забудьте устроить маленькое «торжество» - похвалите чадо, угостите чем-то вкусным, расскажите всем членам семьи при ребенке, какой же он молодец. Чадо быстро поймет, что такие действия - это хорошо и созидательно.

Конечно, в течение дня будет несколько «промахов». Малыш будет мочить штанишки, сам испытывая массу неудобств из-за этого. Постарайтесь быть спокойными. Джина Форд рекомендует сдерживать эмоции, не ругать ребенка, но твердым и ровным голосом, меняя ему штаны, выразить свое неудовольствие поступком малыша. Главное, сделать это доброжелательно, без малейшей нотки раздражения и гнева. На ночь после первого дня надевают ребенку одноразовый подгузник.

На второй день следует закрепить полученные навыки. Горшок предлагается по-прежнему каждые 15-20 минут. Разнообразить действия можно совместным выносом горшка в унитаз, выливанием его.

Разрешайте ребенку смывать воду, все без исключения малыши просто обожают нажимать кнопочку унитаза. Если ребенок уже усвоил, что сделают с горшком, постарайтесь обойтись без плюшевого помощника-зайки.



На третий день мама и ребёнок идут на прогулку, но не сами по себе, а вместе с горшком. Педиатры предостерегают родителей от распространенной ошибки - надевать подгузник на прогулку. Малыш быстро вернется «к истокам». На прогулке нужно осведомляться, не хочет ли ребенок в туалет, каждые 20 минут. Хорошо, если на улице лето, прогулка с горшком в руках не доставит серьезных хлопот. Если же на дворе зима, от прогулки лучше воздержаться. По мнению Форд, на этом этапе важнее освоить туалетный навык и только потом выходить с ребенком на улицу.

Четвертый, пятый и шестой день проходят примерно, как первые три. Ребенок дома ходит без подгузника, надевать его можно лишь на время дневного сна и ночью. На прогулку берут горшок с собой, а дома малыш с помощью мамы «вспоминает» о его существовании уже не каждые 15, а каждые 30-40 минут. На седьмой день можно подводить первые итоги и делать выводы. Мальчику или девочке больше не предлагают горшок, хотя по-прежнему он стоит на самом видном месте, его также берут на улицу.

Маме нужно очень бдительно следить за тем, как ведет себя малыш. Если быстрый курс прошел успешно, ребенок будет поведением показывать, что он хочет на горшок. Малыши начинают беспокоиться, самые сообразительные могут принести маме горшок, сесть на него, показать на него.

Быстрое приучение не распространяется пока на ночное время. Если малыш спит хорошо и крепко, быстро засыпает после случайного пробуждения, педиатр Форд рекомендуется попробовать его разбудить и предложить горшок ночью, но не раньше, чем на пятые-шестые сутки после начала приучения. Если же ребенок отличается повышенной возбудимостью, ему сложно засыпать, делать этого пока не надо - всем будет куда спокойнее, если чадо переночует в одноразовом подгузнике.


Универсальный метод

Этот метод подразумевает большие временные затраты, чем быстрый, но отзывы родителей говорят о том, что результат будет более стабильным. Большим «поклонником» именно универсального метода приучения является известный педиатр Евгений Комаровский. На начальном этапе двухлетку знакомят с горшком. Показывают, как его открыть и закрыть, как на него садиться и как с него вставать. Далее с малыша снимают подгузник и следят за поведением крохи. Первый раз горшок «подают» утром после пробуждения, а потом - после каждого приема пищи или питья, а также тогда, когда у ребенка будут проявляться признаки беспокойства.

Удачные попытки следует щедро поощрять, неудачные - не осуждать, не ругать малыша. Универсальный метод подразумевает превращение туалетного моциона в интересное занятие, в котором все последовательно - ребенка учат снимать штаны, надевать их, выносить за собой горшок и смывать его содержимое в унитаз.

Универсальный метод не подразумевает полного отказа от подгузников. Их можно продолжать надевать на прогулку, для комфортного обеденного или ночного сна. Процесс привыкания, таким образом, будет постепенным и неторопливым.


Медленный метод

От универсального он отличается только тем, что ребенка оставляют без привычного подгузника только в первой половине дня, до обеденного сна. Все остальное время малыш может вести привычную жизнь. Такой метод имеет свои преимущества - стресс, связанный с переходом к новым условиям жизни, будет минимальным и для малыша, и для его родителей. В любой момент родители могут отказаться от обучения, отложить его «на потом», если малыш заболел или капризничает.

Однако и результата ждать быстро не стоит - даже узнав, для чего нужна туалетная конструкция, малыш может иногда мочиться в штаны.



Существуют и иные методы, которые родители могут комбинировать, использовать по одному или в сочетании друг с другом по своему усмотрению, в зависимости от особенностей характера ребенка, его развития и готовности постичь новое умение. В 2 года малыши очень сообразительны, и если не один метод, то другой обязательно окажутся эффективными.

  • Можно разместить горшок в туалетной комнате и ходить в туалет вместе с ребенком. При этом можно открывать кран, ведь звук воды у любого человека вызывает желание поскорее пописать. Вот тут и пригодится стоящий без дела горшочек.
  • Если ребенок боится самой посадки на горшок, сажайте его на этот предмет прямо в одежде, не снимая штанов. Когда кроха научится без страха садиться сюда, постепенно начинайте снимать с него штанишки и трусики. И только после этого переходите к основной части обучения.
  • Не оставляйте ребенка одного во время его «заседания». Присутствие взрослых необходимо для того, чтобы малыш не упал с горшка, не травмировался, не испугался. К тому же обучение идет гораздо быстрее, если ребенок заинтересован и мотивирован на результат. В процессе рассказывайте ему сказки, пойте песенки, читайте его любимые стишки.
  • Взрослым мужчинам в семье можно брать с собой в туалет мальчиков, а женщинам - девочек. Видя, как взрослые справляют нужду, ребенок будет более благожелательно относиться к горшку, он поймет, что это совершенно естественно. К тому же дети любят подражать взрослым – этим нужно умело пользоваться.
  • С таким же успехом младшие дети копируют поведение старших. Если у ребенка есть брат или сестра, которые самостоятельно ходят на горшок, можно считать, что родителям очень повезло.

Годовалому младенцу. Малыш уже осознает свои желания и потребности, понимает речь взрослых и умеет выражать свои желания. Все это поможет вам научить кроху ходить в туалет и отказаться от подгузников.

2 года - лучшее время для приучения к горшку

Несмотря на обилие сторонников раннего высаживания детей, педиатры всего мира рекомендуют начинать обучение туалетным навыкам в возрасте от 1,5 до 2 лет. Именно в это время малыш начинает осознанно контролировать мочеиспускание и дефекацию, может сдерживать желание помочиться на протяжении нескольких часов.

Двухлетний ребенок уже знает назначение своих органов, понимает, что все его выделения оказываются в подгузнике. Родителям остается только объяснить крохе, что вместо памперса нужно использовать специальное устройство - горшок. Если первое время вам придется регулярно высаживать кроху, то позднее нужно приучать его самостоятельно проситься на горшок и использовать его без посторонней помощи.

Независимо от того, какой горшок для детей вы выбрали, он должен всегда находиться в поле зрения и в пределах досягаемости ребенка. Идеальное место для него - укромный уголок на полу в детской. На начальном этапе вы можете использовать несколько горшков, расставив их в разных комнатах, и со временем уменьшая их количество. Когда малыш будет справлять нужду без промахов, горшок можно перенести в туалет или ванную.

Мальчишкам можно оборудовать небольшую табуреточку перед унитазом, чтобы они могли самостоятельно писать стоя, как папа. Пусть отец продемонстрирует сынишке, как правильно поднимать сидение, справлять нужду и опускать сидение. Для удобства малыша можно оборудовать сидение специальной петлей, за которую его можно легко поднимать и опускать.

Когда ребенку исполнится 2 года, его можно обучать не только справлять нужду, сидя на «пластмассовом троне», но и совершать ряд сопутствующих операций. Это значит, что малыш должен уметь самостоятельно найти горшок, использовать его по назначению, а затем вылить его содержимое в унитаз и сполоснуть водой. Более того, кроха должен своими силами справляться со сниманием и надеванием трусиков и штанишек.

Чтобы малютка почувствовал, как сильно вы ему доверяете, и активнее развивал самостоятельность, откажитесь от пеленального столика и разместите детское белье и одежду на полках, до которых легко дотянется ребенок. В случае «осечки» малютка сможет самостоятельно переодеться и бросить испачканное белье в корзину.

Ребенок не ходит на горшок. Как быть?

Все дети в возрасте до трех лет осваивают базовые туалетные навыки, потому не стоит поднимать тревогу, если ваш двухлетка пока не может обходиться без памперсов. При правильном подходе к тренировкам, приучить подросшего малыша проситься в туалет можно всего за несколько недель.

Если ребенок упорно отказывается привыкать к новым правилам, попробуйте полностью исключить памперсы на несколько дней. Когда же малыш намочит штанишки, объясните, что избежать повторения ситуации можно, воспользовавшись горшком. Перед началом подобного эксперимента стоит обезопасить мягкую мебель и ковры, а в кроватку постелить одноразовую пеленку. Одноразовые подгузники при таком подходе позволяется надевать только на время прогулок в холодное время года.

Детки, которые боятся горшка, часто наливают лужи, стоит только позволить им встать с «пластмассового трона». Привлекайте малыша к уборке луж и кучек, чтобы он почувствовал свою ответственность за совершенный поступок. Обязательно объясните, что можно обойтись и без уборки, если справлять нужду в предназначенный для этого сосуд.

Обучать двухлетнего ребенка проще, чем младенца, ведь он понимает ваши слова. Если малютка упорно наливает лужи по всему дому, проведите с ним беседу. Объясните, что справлять нужду нужно именно в горшок, ведь так поступают и мама с папой, и другие дети. Хорошо, если старший брат или сестра продемонстрируют крохе, как они ходят в туалет. При отсутствии такой возможности, предложите малютке собственный пример, доказав, что в использовании горшка нет ничего страшного.

Хотя пластмассовый туалет в первую очередь должен служить для опустошения мочевого пузыря и кишечника, некоторым деткам не хватает игрового элемента. Составляйте малышу компанию, пока он сидит на горшке, рассказывайте стишки или сказки. Мальчишкам в горшок можно положить бумажные кораблики и предложить «утопить» их.

Распространенные ошибки родителей

Каждое успешное использование горшка нужно хвалить, но не устраивать из этого настоящий праздник. Оцените самостоятельность крохи и напомните, что использовать горшок гораздо приятнее, чем ходить в мокрых штанишках и вытирать пол.

С другой стороны, не стоит слишком налегать на тренировки. Не заставляйте свое чадо часами сидеть на горшке, и не усаживайте его каждые 10 минут, это лишь вызовет у крохи неприязнь. Не нужно постоянно навязывать малютке мысли о необходимости освоения туалетных навыков. Ребенок сам начнет проситься в туалет, если вы правильно построите свои тренировки.

Запретите всем членам семьи, в особенности бабушкам, ругать и стыдить ребенка за “проколы”. Двухлетка сам может понять, что поступил плохо, дополнительная негативная реакция со стороны близких взрослых лишь усугубит чувство вины и затормозит процесс обучения. Излишние негативные высказывания могут вылиться в психологические проблемы в будущем.

Любой серьезный стресс может помешать обучению, потому не стоит тренировать малыша, если он или кто-то из членов семьи плохо себя чувствует или недавно перенес болезнь. Мешает приучению к горшку и смена обстановки, потому не затевайте тренировки, если вы планируете переезжать или недавно сменили место жительства. Малышу нужно почувствовать себя в безопасности на новом месте, прежде чем он сможет выработать новые навыки. Утрата одного из близких родных или развод родителей - серьезная психологическая травма для малютки, позвольте ему оправиться от нее, прежде чем развивать туалетные навыки.

Каждый малыш рано или поздно осваивает горшок, потому вам нужно лишь запастись терпением и использовать разные методы, пока вы не найдете лучший вариант обучения. Если вы начнете обучение туалетным навыкам с двух лет, скорее всего, уже через год ваше чадо будет использовать горшок без единого промаха.

Некоторые мамы стараются приучить своего ребенка к горшку, как можно раньше, чтобы поскорее избавиться от лишней стирки и расходов на памперсы. Другие же откладывают приучение к горшку на более поздний срок. Каждая начитанная мама знает, когда дети обычно начинают ползать, когда ходить, когда говорить. А вот когда приучение к горшку происходит максимально легко, мало кто знает.

Бывает так, что проходят месяцы мучений и постоянной борьбы, и вдруг раз, и за несколько дней ребенок научился ходить на горшочек. Мама облегченно вздыхает: «Наконец-то, научила!».

Что же произошло на самом деле? Просто наступил один из тех «загадочных» периодов естественного приучения к горшку.

Не будем Вас томить, сразу перейдем к делу. Сразу просим извинить за слишком подробное объяснение физиологии ребенка, без этого статья не имела бы смысла.

Начнем с самого распространенного вопроса,
Когда приучать ребенка к горшку?

Произвольная задержка мочеиспускания и дефекации вырабатывается с полугода до года жизни ребенка. В этот период ребенок активно изучает свое тело, его возможности. Например, может пописать и похлопать по луже ладошками, может внимательно наблюдать за процессом, а потом исследовать содержимое горшка.

Ребенок играет, произвольно задерживая мочеиспускание. Так тренируется его способность регулировать мочеиспускание.

В это время можно начать предлагать ребенку сесть на горшок, но скорее для знакомства с ним, а не для регулярных естественных отправлений. Сформировать устойчивый навык пользования горшком в этом возрасте активного малыша, скорее всего, не удастся, так как он еще не может долго сидеть на одном месте. А со спокойным малышом может получиться.

В период «кризиса одного года» (10-13 месяцев) ребенок стремится к большей самостоятельности и может бунтовать против запретов и принуждений родителей. В том числе, против пользования горшком.

Поэтому в этот период многие малыши отказываются садиться на горшок, даже если были к нему приучены.

А после окончания «кризиса одного года» (приблизительно с 14 месяцев) можно уже учить ребенка сознательно самостоятельно пользоваться горшком.

Во время приучения к горшку, не удастся избежать случайных луж.

Но с 1,5-2 летними детьми легче договориться, чем с совсем маленькими, потому что они уже понимают речь, им можно объяснить, куда и зачем надо ходить в туалет, поэтому луж можно избежать или свести их количество к минимуму. К тому же, в этом возрасте дети активно интересуются туалетными делами.

Разумеется, все цифры приблизительны, так как развитие каждого конкретного ребенка может отличаться от среднестатистического.

В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) нужно ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.

Предположим, настал благоприятный момент и Вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.

Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно.

в 1.5 года - быстрый способ

Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу.

Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?
Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.
Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого ему нужно увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.

Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года - Нужно на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент Вы предлагаете ребенку горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.

Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок. Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет. Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».

Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок, чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте терпеливы!

Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.

Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды.

Чтобы сходить в туалет, нужно расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях ребенок не сможет хорошо расслабиться и сходить на горшок. Обязательно учитывайте это при приучении к горшку.

Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 7 месяцев. Через 2 недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я - со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!

Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.

Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.

То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.

Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года - Почему возникают неудачи при приучении к горшку?

Даже у ребенка, уже умеющего ходить на горшок, могут случаться «аварии»:

В первое время, пока идет приучение к горшку.
Когда у малыша режутся зубки.
Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
В период «кризиса одного года».

Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года - Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от подгузника на улице?

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.

Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.

У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.

Перед прогулкой предложите малышу сходить на горшок. Если не хочет, не настаивайте.
Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек.
Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков).
Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка.
Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.

После прогулки предложите малышу сходить на горшок.

Через некоторое время ребенок начнет терпеть всю прогулку. И Вам не надо будет носить с собой горшок и запасную одежду.

У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, Ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок. И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех детей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 1,5-2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?

Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом нужды, то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.

Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.

Чтобы ребенок полюбил процедуру пользования горшком:

Не ругайте ребенка за описанные штаны;

Не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;

Не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.

Таким образом, малыш будет ходить на горшок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!

Удачи вам!

Нет, не то…

ТЕРПЕНИЯ Вам и ЛЮБВИ к своему ребенку!

Приучение ребенка к горшку – непростой и проблемный процесс. Для многих родителей он становится настоящим испытанием. Необходимо правильно ребенку объяснить, что такое горшок и зачем он нужен. У одних этот процесс составляет неделю, а других – месяцы. Родителям потребуется запастись терпением и все обязательно получится.

2 года – время приучения ребенка к горшку

По словам наших бабушек, раньше процесс приучения к горшку был проще, так как начинался очень рано. Несмотря на то что ребенок еще не сидит, его уже высаживали на горшок. Вместе с тем использовались самодельные подгузники, которые доставляли массу дискомфорта и неудобства не только малышу, но и маме.

Сегодня же мамочкам живется спокойнее. Им нет необходимости тратить кучу времени на бесконечную стирку и глажку пеленок. Они используют современные одноразовые подгузники. В них ребенок всегда сух, от чего ему комфортно.

Но когда ребенок подрастает, необходимо отходить от их использования. Ведь он уже понимает, что хочет и когда хочет, может сказать. Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к горшку – 2 года. Но не стоит забывать об особенностях каждого малыша. Все дети разные, поэтому необходимо смотреть по своему ребенку, некоторые готовы с года или полутора лет проситься на горшок.

В зависимости от того, когда начался процесс знакомства, можно думать и о результатах. Но не стоит думать, что если вы принесли горшок в дом, когда малышу год, то он начнется проситься на него. Как показывает практика, сначала идет период привыкания к новому предмету. Пройдет еще не одна неделя, пока ребенок поймет, зачем он нужен, и что с ним делать.

Конечно, ребенку, которому 2 года, проще объяснить. Он уже многое понимает, может сам ответить, что думает и хочет. Кроме этого, есть некоторые физиологические особенности развития в данном возрасте.

Если рассматривать данный вопрос с медицинской точки зрения, то необходимо учитывать, что на первом году жизни мочеиспускание и стул у малыша происходят на уровне рефлексов, то есть контролировать их ребенок не может. Малыш не понимает и не ощущает, когда мочевой пузырь или прямая кишка наполнены.

А вот ребенок в 2 года начинает чувствовать эти процессы. Поэтому многие врачи рекомендуют начинать высаживание малыша на горшок с полутора лет.

Есть несколько факторов, которые помогут родителям понять, что ребенок физиологически готов садиться на горшок:

  • ребенок может быть сухим минимум 2 часа;
  • во время дневного сна у малыша не происходит мочеиспускание.

Если это характерно для вашего ребенка, то он точно готов научиться пользоваться горшком. В 2 года у ребенка мочеиспускательная система уже развилась. Он может не сразу опорожнятся, а терпеть. Нервная система отвечать за контроль данного процесса.

Особенности процесса

Процесс приучения к горшку заключается в последовательном выполнении ряда мероприятий, а также важно и терпение родителей. Помните, плохое настроение и крик на малыша из-за того, что у него не получается, положительных результатов не принесут. Ребенок будет напуган и не поймет, чего от него хотят.

Для начала малыш должен привыкнуть к горшку. Для этого:

  • правильно выберите горшок. Лучше отправиться на его покупку вмести с малышом. Пусть он выберет в магазине тот, который ему понравится. Это увеличивает вероятность «дружбы» с горшком;
  • познакомьте. Объясните, что теперь горшок будет жить с вами, зачем он нужен. Чтобы продемонстрировать это практике, можно посадить на горшок любимую игрушку, перед этим наберите в нее воду. Таким образом, вы наглядно покажите, что с ним делать. Пусть ребенок посидит на горшке даже в штанишках. Так он сможет почувствовать его и произойдет тактильное знакомство;
  • покажите, что делать с горшок. Первые попытки высаживания на горшок лучше совершать, когда ребенок в 2 года в хорошем настроении. Выполните это в игровой или другой форме. Чтобы малышу этот процесс был интересен и понравился;
  • закрепите результат.

Сегодня выбор горшком разнообразен. Они отличаются не только расцветкой, но и формой. Горшок должен быть максимально удобным для ребенка (учитывайте его анатомические особенности), устойчивым и теплым, а высота – соответствовать росту ребенка.

С первых дней не стоит ждать, что ребенок будет садиться сам на горшок. Родителям необходимо самостоятельно его периодически усаживать. Лучше это делать:

  • утром после пробуждения;
  • перед тем и после того, как малыш поел;
  • когда отправляетесь на прогулку, и после того, как пришли домой;
  • прежде, чем ложится ночью спать.

Очень важно в этом процессе хвалить ребенка, если у него получилось сходить на горшок. Таким образом, вы будете вырабатывать положительные эмоции, связанные с новыми действиями. Даже если и не получен желаемый результат, расстраиваться не стоит, а тем более ругать кроху. Наоборот, взбодрите его и скажите, что в следующий раз непременно все получится.

Ребенок в 2 года после регулярного высаживания на горшок начинает и сам проситься и садиться на него. Но не стоит забывать, что ребенок еще маленький, поэтому случаи мокрых штанов не исключены. Ребенок в 2 года может заиграться или во все забыть обо всем. Чтобы такие ситуации случались крайне редко, родители периодически должны спрашивать, не хочет ли их чадо в туалет. Таким образом, напоминать. Также не стоит выплескивать на ребенка негатив, если его постигла неудача в этом деле.

Пошаговая инструкция

Быстро приучить ребенка в 2 года к горшку поможет пошаговая инструкция. Она состоит из таких этапов:

  • отказ от подгузников. Он может быть выполнен полностью или частично. Поначалу в ночное время ребенок будет спать в подгузнике. Это позволит малышу понять, когда он мокрый, а когда сухой;
  • поставить горшок в удобном для ребенка месте. Доступ к нему должен быть ничего не ограничен;
  • объяснить ребенку, что такое горшок и почему он появился в доме;
  • периодически предлагать ребенку на нем посидеть;
  • после каждой лужи на полу показывать на горшок и говорить, что это плохо, нужно ходить на горшок. Это позволит ребенку лучше усвоить полученную информацию. Можно даже сказать ему иди, посиди на горшке, несмотря на то, что он уже опорожнился;
  • похвала ребенка. Она должна постоянно присутствовать в его жизни. Ведь поход на горшок – это победа. Для нас она кажется маленькой и незначимой, а для малыша огромной.

Комаровский рекомендует на улице начинать прогулки без подгузника в теплое время года. Так как если малыш не успеет сообщить о своем желании, то штанишки будут мокрые, и он замерзнет. Это может стать причиной простудных заболеваний. А вот весной и летом, взяв запасные штаны и шорты, можете смело выходить и практиковать свои умения на улице. Первые разы могут не иметь желаемого результата, так как для ребенка в 2 года это новое. Ему необходимо понять, что теперь и на улице он должен сообщать, когда хочет в туалет. А мама, в свою очередь, поможет малышу сделать свое дело.

Не стоит принуждать ребенка в 2 года садиться на горшок против его желания. Это вызовет лишь протест и плачь. Необходимо уметь слушать и слышать своего ребенка, ведь он такая же личность, как и вы, несмотря на свой возраст. Кроха должен сам понимать и принимать решение. Только такое приучение к горшку будет иметь положительный результат максимально быстро.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди