20.04.2019

Как замотивировать подростка на учебу советы психолога. Почему у подростков исчезает мотивация к учебе? Как же это сделать? Переходим от слов к практике


Многие родители ждут наступления подросткового возраста у своего ребенка со смешанным чувством страха и надежды. Страха – потому что в этот период многие дети настолько меняются внутренне, что их порой не узнают даже близкие люди, надежды – потому что родители втайне надеются, что их-то эти проблемы обойдут стороной.

Как вернуть желание учится, если подростка, прежде вполне успевающего по всем предметам, теперь не заставишь сесть за уроки? Что можно предпринять, пока еще все не зашло далеко?

Ведь теперь хорошие оценки и прочные знания – это пропуск в ВУЗ, способ получить ту профессию, которая станет приносить удовлетворение. Тем не менее, в любом классе в средней школе не просто найти целеустремленного подростка, способного думать о таких вещах, как стабильно хорошие оценки.

В чем причина резкого снижения интереса к учебе?

Главная проблема, мешающая подростку учиться – сдвиг жизненных приоритетов. Если в начальной школе так хотелось порадовать родителей хорошими отметками, потому что именно они были центральными фигурами, от которых ребенок зависел, то в подростковом периоде на первый план вышли такие категории, как умение понять себя и окружающих.

Перед этой целью, которая, естественно, не осознается детьми и большинством родителей, не идет ни в какое сравнение освоение школьных премудростей. Именно здесь причина того, что прежде скромного и послушного ребенка, теперь не заставишь делать уроки – он пропадает в социальных сетях или в компании сверстников.

Понимание себя, как полноценной личности со своими интересами и индивидуальными качествами, освоение становления себя в коллективе по законам человеческого общества и его природы наступает именно в подростковом возрасте.

  • Как завоевать авторитет;
  • как сделать так, чтобы вызывать симпатию у окружающих;
  • как лучше выглядеть;
  • как выйти из конфликтной ситуации;
  • как оценить поступки, свои и других сверстников;
Именно эти и еще множество проблем становятся причиной того, что желание учиться отходит на второй план. Кроме того, есть и другие причины того, что в школу дети приходят не для учебы, а только для общения.
  • Наследственные особенности подростка, тип нервной системы;
  • Значительная перегрузка ребенка дополнительными занятиями;
  • Неумение учителя заинтересовать своим предметом;
  • Предвзятое отношение преподавателей к детям, (зачем хорошо учиться, если подростка все равно воспринимают, как троечника и «заурядную посредственность»);
  • Плохие отношения в семье, отсутствие доверия и понимания как между родителями, так и у ребенка со своими родными;
  • Умственная лень, или, другими словами, интеллектуальная пассивность;
  • Слабая мотивация учения - подростка трудно убедить, что ему в жизни пригодится прилежная учеба в школе и полученные в ее результате знания.
Осознав причину нежелания учиться, родители подростка значительно продвигаются по пути решения проблемы. Если нужна помощь со стороны, лучше обратиться к квалифицированному психологу. Профессионал сможет помочь даже без присутствия ребенка на его первых консультациях.

Чем это кончится?

В большинстве случаев, отдав дань природе, ребенок проходит период становления и возвращается к учебе. Теперь главное – подвести его к правильно выстроенной мотивации.

Стимул для того, чтобы хорошо учиться в школе, невозможно вложить в голову подростка, он должен появиться изнутри. Взрослея, старшеклассник видит свою цель, строит план ее достижения, ищет пути реализации.

И здесь уже не придется заставлять подростка делать уроки, дети, как говорится, «берутся за ум» и выбирают направление, в котором они собираются получать дальнейшее образование.

Как правильно мотивировать подростка

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером, баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

В случае снижения успеваемости уже в средней школе нужно опираться на психологические особенности характера:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;
  • Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;
  • Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.
Нужно удовлетворить жажду общения со сверстниками и познания себя, как личности, без этого им будет все равно не до учебы. Не надо препятствовать тому, что подростки будут общаться в интернете. Лучше поищите полезные ресурсы для детей этого возраста.

Пусть сверстники приходят домой, подбросьте им сами идею занятий чем-то полезным и продуктивным: моделирование, кулинария, мыловарение и другие интересные занятия, учащие чему-то интересному, да еще и в компании, после помогут лучше сделать обязательные уроки.

Расскажите, какими вы были сами в этом возрасте, только без излишней идеализации. Помогите поискать литературу для подростков, специальную и художественную, о их проблемах и интересующих вещах.

Не ставьте на детей ярлыки типа «бездарь», «тупица», «троечник». Такие отрицательные оценки делать уроки не помогут, но понизить самооценку и увеличить уровень агрессии – очень даже запросто.

Не манипулируйте тем, что плохая учеба детей делает вас несчастными, больными, счастливыми… дальше продолжите сами. Не обязаны они делать вас счастливыми, не для вас дети учатся, и садятся они делать уроки не для того, чтобы угодить папе с мамой.

Для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, нужно с малых лет формировать у детей стремление познавать окружающий мир и принимать в этом самое активное участие.

Проблема неуспеваемости в средней школе при внимательном отношении родителей и педагогов имеет множество путей решения. Доверие и понимание – вот ключ, открывающий все двери.

За лето у подростков часто формируется своя жизнь, отдельная от родителей: появляется больше свободы, новые увлечения и друзья. Но как же «собрать» ребенка после лета? Как настроить на учебу? Важные и полезные рекомендации дает Людмила Салоид, психолог-консультант, генеральный директор Центра Определения Способностей .

Первое – это наладить график. Еще за 2-3 недели до начала учебы возьмите на контроль график ребенка: ранний подъем и никаких телевизоров и компьютеров до полуночи. Затем проверьте готовность к школе: куплены ли необходимые учебники, школьная форма и канцелярия.

И только потом можно подходить к вопросу с психологической точки зрения.

Очень важно проговорить с подростком его учебные планы и задать ему вопрос: «Чего ты хочешь добиться после этого года обучения?». У него должен сформироваться конкретный план и мотивация, то есть должны быть сформулированы четкие ответы на следующие вопросы: «Для чего я иду в 9-10 класс?», «Зачем я его успешно закончу?», «Куда я буду поступать?», «Какие предметы мне нужно подтянуть?».

Если ребенок работал летом, то нужно подытожить его трудовую деятельность: похвалить его, понять, куда он потратил или собирается потратить эти деньги.

У любой его деятельности должен быть итог. Это сформирует навык и привычку к самоанализу: «Да, я летом хорошо поработал/отдохнул и собираюсь в школе двигаться дальше/подтягивать определенные предметы/продолжать те или иные летние увлечения». Такой взрослый подход поможет подвести итоги лета, подготовиться к учебе и в принципе скоординировать деятельность. Ведь психика ребенка еще не взрослая, но и уже не детская, и ему нужно обязательно помогать приводить свои действия в систему. В будущем он будет подводить итоги своей деятельности и строить планы самостоятельно.

Следует также отметить, что гормональный фон у подростка в этом возрасте скачет, и родители и нужны, чтобы помочь совладать с самим собой. Но родителям важно выполнять роль не авторитарных надзирателей, а «контролирующих друзей». В диалоге для этого нужно использовать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, продуктивно у тебя лето прошло?», «Что тебе запомнилось больше всего?». Можно задавать открытые вопросы: «Какие у тебя цели на этот учебный год?», «Какие результаты или достижения тебе хотелось бы достичь?». У ребенка запускается процесс мышления: «Лето я провел хорошо, сейчас мне нужно хорошо поучиться». Тут включаются элементы саморефлексии. Открытые вопросы помогут подготовиться к учебному процессу морально, а проговаривание итогов лета и планов на будущий год сформирует готовность к своим обязанностям учиться.

Важно заложить правильную мотивацию в самом начале, чтобы начать учебный год продуктивно, сразу включиться в процесс, а не раскачиваться два месяца и не исправлять оценки в ноябре.

Даже если ребенок провел лето непродуктивно, не нужно акцентировать на этом внимание и сравнивать с другими детьми. Важно ориентироваться и настраиваться на хороший результат в будущем. Помните: вера в ребенка дает ему повод оправдывать эту веру.

Поэтому верьте в своего ребенка, общаясь с ним и в ненавязчивой форме выясняя, что ему хочется, направляя его энергию в нужное русло и поясняя ребенку, зачем ему нужно хорошо учиться. На конкретных примерах из своей или его будущей жизни, рассказывать истории успеха других людей. Ребенок сам расскажет, что его беспокоит, важно просто начать говорить с ним.

Итак, подытожим. С подростком можно и нужно разговаривать и подводить итоги личных достижений. Это позволит ему увидеть себя со стороны и вселит уверенность в себе, что крайне важно перед началом нового учебного года. Есть простые упражнения, которые можно делать в домашних условиях, на заметку родителям.

Упражнение «Позитивные мысли»

Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.

Подростку предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если подростку будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в следующих проявлениях:
позитивных мыслей о себе;
симпатии к себе;
способности относиться к себе с юмором;
выражения гордости собой как человеком;
описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

Упражнение «Афоризмы»

Цель: научить подростка позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.

Упражнение проводится в форме групповой дискуссии (в семейном кругу, например), основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, подросток может прийти к осознанию огромных возможностей, которыми он обладает, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению родителя может быть дополнен или изменен.
Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.-Ж. Руссо).
Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека).
Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (В. Г. Белинский).
Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень).
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт).
И после плохого урожая нужно сеять (Сенека).
Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле).
Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор).
Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э.Хаббарт).
Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови).
Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги).
Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс).
Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).

О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова - «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной - от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так - и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой » предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так - и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе - процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и .
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию - вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

Проблема низкой мотивации в средней школе является актуальной в любом образовательном учреждении, редкий родитель не сталкивался с ней. На собственном опыте знаю, как родители это воспринимают. Обычно можно услышать такие слова: «Не понимаю, что с ним случилось! В начальной школе Елена Ивановна нас хвалила, а как в пятый пришел — будто подменили ребенка!»

Некоторые начинают искать причину в педагогах, которые ведут уроки в классе у их сына, дочери. Возможно, конечно, причина в ком-то из педагогов, но эта вероятность ничтожно мала.

Некоторые родители смотрят на отметки своего ребенка и говорят: «Вот почему в четвертом классе у него была по математике „4“, а в пятом — „3“? Эта Екатерина Ивановна придирается, видимо, к нему!»

А может, дело в том, что у вашего пятиклассника программа стала сложнее, учитель новый, к которому он еще не привык?

Период адаптации. Не делайте ошибок

Пятиклассники, как и первоклассники, проходят период адаптации , за время которого они привыкают к новым правилам, учителям, классному руководителю. Как бы детей не готовили к этому переходу, переменам, для любого ребенка это стресс, который мешает сосредоточиться на учебе. Поэтому просто будьте в тот момент рядом со своим ребенком, держите связь с классным руководителем. В этот период не надо говорить (особенно при ребенке), что кто-то из учителей не вызывает у вас доверия, сомневаться в его профпригодности.

Случай из жизни

У меня был такой случай. В мой класс (тогда это был 5 класс) пришла новенькая девочка. Судя по ведомости успеваемости, которую она привезла из прошлого места обучения, девочка была троечницей почти по всем предметам. В коллектив она влилась хорошо, принимала участие в мероприятиях класса и школы, но вот с уроками английского была целая проблема. После того, как учитель поставила ей двойку за неправильный перевод, девочка перестала ходить на эти уроки. Никакие беседы с учителем, родителями не помогали.

И однажды мы с ней просто так разговаривали и коснулись задания по английскому, на что она сказала: «Мама сказала, что эта (имя, отчество учителя английского языка) всем ставит незаслуженно плохие отметки. Ей уже на пенсию пора». Было неприятно. Надо оговориться еще, что если у младшего школьника учитель — главный авторитет, то в средней школе значимость педагога в глазах школьников падает. Поэтому убедить пятиклассницу, что она неправа, я, конечно, попробовала, но по ее глазам поняла, что не убедила, потому что в голове ее уже все сошлось: у меня «два», потому что учитель английского плохая.

После был разговор с родителями об этом. Посещаемость, а затем и успеваемость по данному предмету у этой девочки наладились.

Переход в 5 класс почти у всех детей совпадает с началом переходного возраста , дети постепенно становятся подростками. Начинаются гормональные сбои, организм перестраивается, меняется. В этот момент подросток сам не знает, чего он хочет: меняются вкусы, интересы, приоритеты (вот почему родители не могут узнать своих изменившихся детей).

Ведущим видом деятельности становится общение. Теперь авторитетом для ребенка станет тот, кто за все это время стал его другом (не обязательно ровесники, но и родители могут быть). И вот поэтому начинаются проблемы, которых раньше не было. Это вовсе не оттого, что ваш ребенок стал плохим, просто он взрослеет и сам не понимает, отчего так все изменилось — просто подростки начинают смотреть на мир по-другому.

Как быть с подростком

В этот момент надо начать относиться к нему как к взрослому, забыть, что ему только 12. Не надо давить, пытаться настоять на своем, потому что этим теперь добиться чего-то будет бесполезно. Попытайтесь доверительно, без осуждения поговорить с ребенком и обсудить проблемы в школе, снижение успеваемости. Чаще всего это проблемы в отношениях с кем-то, которые ваш ребенок очень переживает (выше я говорила, что общение-ведущий вид деятельности). Обсудите ситуацию и дайте понять, что вы на его стороне, готовы помочь. Когда эти внешние проблемы наладятся, то и проблемы с учебой могут решиться.

Если проблема низкой мотивации именно в самой учебе (т.е. неинтересно, не понимает материал некоторых учебных предметов), посмотрите в Интернете обучающие занимательные видео по предметам, которые особенно тяжело даются ребенку и обсудите их вместе. Может, именно ваши совместные просмотры помогут ребенку по-другому взглянуть на учебу.

И не забывайте про учителей и классных руководителей, которые тоже могут вам в этом помочь. Обязательно поддерживайте с ними связь, обсуждайте проблемы.

Случается и так, что причина снижения успеваемости по отдельному предмету зависит от трудностей в отношениях с педагогом (все мы люди, и все мы разные). Не спешите в этих случаях бежать в школу и обвинять учителя в некомпетентности или жаловаться в управление образованием. Постарайтесь разобраться в ситуации. Поговорите с классным руководителем, попросите его помочь вам узнать, из-за чего произошел конфликт. Встретьтесь с учителем при ребенке, узнайте суть претензий к нему и выслушайте по этому поводу сына или дочь, постарайтесь вместе найти решение этой ситуации. Уверена, что у вас это получится, и отношение к данному учебному предмету изменится у ребенка в лучшую сторону.

Мотивирование материальными ценностями — стоит ли?

Еще один способ, которым «хвастаются» некоторые родители — это мотивирование ребенка на учебу чем-то материальным (например, закончишь неделю без двоек — купим телефон, или закончишь четверть на «4» и «5» — поедем на море и т.д.). А на самом ли деле это способ является действенным в данном случае? Кто-то мне сейчас может возразить: «Конечно, ведь ребенок старается получать хорошие отметки, чтобы получить от родителей обещанное!». Попробую вам доказать, что это никак не связано с повышением его мотивации к учебе.

Что мы получаем в итоге от такого способа мотивации?

  • «Ложную мотивацию» . Т.е. ребенок не понимает, что учиться нужно ему, а не родителям, которые так настойчиво пытаются заставить его получать хорошие отметки и ходить в школу.
  • Воспитание потребителя . Ребенок начинает понимать, что за каждый свой хороший поступок, услугу он может получить что-то взамен.
  • «Выпрашивание» отметок у учителей и восприятие этого как соревнования. Т.е. интереса к учебе как к таковой нет, а только к отметкам, которые ребенок готов получить любой ценой.
  • Неудачи в учебе (плохие отметки, замечания учителей и т.д.) могут спровоцировать раздражение, разочарование, стресс у ребенка в связи с тем, что это помешает ему получить желаемое от родителей. Все это только усугубит отношения между ним и учебной деятельностью.

Как видно из всего выше перечисленного в результате вы получаете ребенка, который гонится за хорошими отметками, но по-прежнему остается с низким интересом к учебе и низкой мотивацией.

Надеюсь, я смогла вам показать, что мотивирование ребенка на учебу материальными ценностями не является эффективным способом, если вы хотите на самом деле повысить интерес к обучению, а не ЗАСТАВИТЬ его получать хорошие отметки.

Терпение...

Повышение мотивации к учебе — это деятельность не только родителей или только учителей, школы, а совместный труд, требующий тактики и терпения.

Помните, что подросток — это уже не ребенок, поэтому старайтесь без давления больше говорить с вашим ребенком. И все у вас обязательно получится, если между вами и вашим ребенком будет полное взаимопонимание. А для этого научитесь понимать и принимать его взрослеющим.

От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
  2. Э. Галински “Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех”
  3. Дж. Дирксен “Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным”
  4. Н. Титова “Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП”
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева “Психология мотивации студентов”
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов “Мотивация и самоопределение в учебной деятельности” (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева “Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников” (для педагогов и психологов)

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди