03.04.2019

Что хорошего в современной молодежи. Apparat — Журнал о новом обществе. Молодежь предпочитает фантастику и фэнтези


Слово «молодежь» следует писать с двумя буквами «ж». Интернетовский «Живой журнал» (ЖЖ) стал средой обитания для тысяч молодых людей. Там спорят об устройстве мира и жалуются на вчерашнее похмелье. Там готовятся революции и разрушаются браки... Виртуальные дневники — настоящее сокровище для социологов. Где еще можно найти такой массив текстов, созданных «простым человеком»?!

Группа исследователей решила воспользоваться этим уникальным материалом. Мы предлагаем вашему вниманию сделанные ими выводы. Кое в чем их можно считать спорными. Но как минимум это исследование заставляет задуматься о том, что собой представляет «поколение ЖЖ». И уж точно такой метод изучения гораздо более продуктивен, чем бесконечные опросы на тему «Что для вас важнее — высокие заработки или душевная гармония?».

Сами авторы определяют предмет своего исследования так: «Мы ставили задачу изучить наиболее продвинутую часть молодежи. Но не “золотую” и не “богемную”. Такие группы были, есть и будут вне зависимости от блогосферы. Их можно назвать трендсетерами, то есть людьми, которые транслируют культурные инновации в более широкие массы. Мы исходили из того, что именно блогосфера стала главным каналом распространения трендов. В Мос-кве, Питере и городах-миллионниках трендсетеры так или иначе связаны с блогосферой».

Тенденция 1

От карьеризма к пофигизму

Поколение 90-х чрезвычайно много работало. Планы построения карьеры вынашивались в совсем юном возрасте — об этом думали уже в десятом классе и уж тем более на первом курсе института. Любая работа оценивалась прежде всего с точки зрения ее перспективности для будущей карьеры, а переход с одной работы на другую — с точки зрения того, как будет выглядеть новая строчка в резюме.

Конечно, существовала масса исключений, но общий настрой был именно такой. Многие молодые люди были готовы работать по 20 часов в сутки. Впереди маячили позиции топ-менеджеров в ведущих корпорациях или вож-деленный собственный бизнес.

Сегодняшняя молодежь к карьере равнодушна. Она не приемлет работу, которая мотивирована исключительно зарабатыванием денег и не дает возможности для самовыражения, не хочет работать в офисе, по четкому графику и вообще не готова отдавать работе большую часть своего времени.

«Люди, которые озабочены деньгами, — в основном старые поколения, пережившие нищету. Мне нравятся люди, которые зарабатывают сами в пределах доступного. Есть деньги — хорошо, нет денег — плохо, будем стараться заработать. Я из них»

Молодые люди 90-х мечтали стать банкирами, юристами, коммерческими и финансовыми директорами. Профессиональный идеал молодежи 2000-х — журналист, дизайнер, программист, PR-менеджер. Фрилансерство стало яркой приметой времени.

Создание собственного бизнеса — это, пожалуй, единственное, чего современные молодые люди хотят так же сильно, как их сверст-ники 10 лет назад. Однако если молодежь 90-х стремилась всячески развивать собственное дело, чтобы в перспективе превратить его в крупное предприятие и войти в бизнес-элиту, то нынешние молодые люди не хотят тратить на это силы и время. Их вполне устраивает мелкий бизнес, который дает им финансовую независимость и возможность заниматься любимым делом по свободному графику.

Молодежь 90-х бралась за любой бизнес — от торговли подгузниками до частного извоза. Современные молодые люди не готовы резко менять образ жизни и круг общения, даже если это сулит немалую прибыль. Как правило, они создают собственные небольшие предприятия в тех областях, которые им хорошо знакомы и где не надо тратить время на налаживание соответствующих связей.

«Свободное время я посвящаю тому же, чему посвящаю и время рабочее, только это уже не заказные проекты, а для души, так сказать. То есть при его появлении, времени то есть, я либо фотографирую, либо обрабатываю уже сфотографированное, либо рисую, благо мольберт всегда под рукой, либо хожу рисовать гипсы в студию, либо читаю, либо клею что-то... Мне крайне тяжело сидеть долго на месте...»

Основной причиной того, что «карьерный» вариант начал терять для молодежи свою привлекательность, стало осознание «границ роста». В 90-е небеса казались открытыми. Десять лет спустя большинство молодых людей прекрасно понимают, что есть вполне определенный «потолок», выше которого подняться практически невозможно. «Социальный лифт», обеспечивавший быстрое вертикальное перемещение в 90-х, в 2000-х остановился.

Снижению привлекательности «карьерного» варианта способствовала и экономическая стабилизация. Современные молодые люди не боятся остаться без средств к существованию. Они понимают, что какую-нибудь работу смогут найти всегда. Поколение 90-х стояло перед альтернативой: работа или прозябание и нищета. Для поколения 2000-х характерна другая альтернатива: изнуряющая и отнимающая все силы работа для построения карьеры или спокойная, «ненапряжная» творческая работа в свое удовольствие.

Девальвация ценности карьеры в сознании молодежи косвенно связана с ростом ценности свободы. Для молодежи 90-х свобода тоже имела определенную ценность, но трактовалась она очень узко — как возможность ни от кого не зависеть материально, покупать различные товары и услуги и т. д.

Молодежь 2000-х понимает свободу как независимость от любых обстоятельств и как спонтанность — возможность поменять работу, место жительства, образ жизни. Для современных молодых людей свобода — одна из ключевых ценностей, а свободный стиль жизни — прямая противоположность «корпоративному рабству».

Тенденция 2

Побег из массовой культуры

С одной стороны, современные молодые люди — дети массовой культуры, и они прекрасно это осознают. С другой стороны, они всеми силами стремятся дистанцироваться от этой культуры.

Современные молодые люди четко осознают свою культурную «продвинутость», это предмет их гордости. С их точки зрения, все остальные «средние» обыватели отличаются низким уровнем образования и культуры, отсутствием интересов и увлечений, за исключением примитивного потребительства. Отношение к ним достаточно высокомерное.

Для молодежи 90-х объектом постоянной иронии был так называемый совок, то есть человек очень ограниченный, консервативный, непредприимчивый. Для молодых людей 2000-х объектами насмешек являются «гопники», «гламурные кисы» (девушки, смыслом жизни которых являются развлечения и потребление) и «офисный планктон» (менеджеры всех мастей, которые большую часть жизни проводят в офисе, занимаясь рутинной и неинтересной работой).

Негативное отношение к этим трем социально-культурным группам вызвано не только неприятием их образа жизни и ценностей, но и их абсолютной шаблонностью, отсутствием какой бы то ни было индивидуальности.

Образцом «серости», массовости и шаблонности считается телевидение (особенно юмористические программы, сериалы и реалити-шоу). Подавляющее большинство современных молодых людей смотрит телевизор достаточно редко, да и то исключительно с целью посмеяться над «звездами» эфира.

«Современная культура. Ну, во-первых, культура конформизма и поглощения личности массой. Доступность музыки, искусства и т.д. делает ее не достоянием единиц, а уделом многих. Оттуда же идет опустошение искусства»

Жанр пародии на телепрограммы и их героев чрезвычайно популярен в молодежной среде. Например, одним из самых многочисленных блогерских сообществ является сообщество foto_zaba, участники которого с помощью графического редактора Photoshop переделывают картинки из популярных телепередач и кинофильмов. Особой «любовью» «жаберов» пользуются Евгений Петросян, Ксения Собчак и Владимир Путин.

Еще одной темой для глумления является также реклама. Переделываются логотипы, рекламные ролики, слоганы. Примером такой трансформации стал новый фирменный стиль «МТС». Количество переделок, пародий и анекдотов на тему «красных яиц» превысило тысячу.

Пародии на массовую культуру отличаются иногда крайней циничностью, но это реакция на фальшивость самой массовой культуры. В молодежной среде формируется некое смутное чувство, которое можно назвать тоской по романтизму и истинным ценностям.

Будучи часто напоказ циничными, молодые люди всеми силами стараются избегать неискренности в отношениях с близкими и друзьями. Отсюда крайне негативное отношение к «светскому» стилю общения а-ля «Дом-2», а также к рекламе, которая возвышенными словами прикрывает банальное желание продать товар или услугу.

«Сейчас в нашем мире, к сожалению, много неискренности, и очень часто люди за понятием “дружба” скрывают какие-то корыстные цели и интересы. Плюс, мне кажется, люди настолько озабочены своими проблемами, коих у всех великое множество, что порой не остается времени просто спросить друга, как у него дела»

Еще одним свидетельством «тоски по романтике» является мифологический образ советского прошлого, который сформировался у нынешних молодых людей. СССР предстает в идеализированном виде, как общество, где не было национальных конфликтов, терроризма и наркомании, где чувства были искренними, а люди — наивными и бескорыстными.

«Если вы были ребенком в 60-е, 70-е или 80-е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня... Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас»

Тема доперестроечного периода также тесно связана с поиском собственной идентичности, поскольку ответ на вопрос «кто я?» волнует современных блогеров достаточно сильно.

Тенденция 3

Политика без политики

Отношение к политике также отражает стремление дистанцироваться от «массовости». Молодые люди просто игнорируют любые формы политической активности. Они не участвуют в выборах, поскольку, по их мнению, результат выборов ни в коей мере не зависит от их участия.

«Меня волнуют только те мировые проблемы, которые имеют непосредственное отношение ко мне, а вообще, выражение “после нас хоть потоп” довольно практично»

Любые формы политической активности — и правой, и левой — становятся объектом сатиры не менее острой, чем в случае с телевидением и эстрадой. Например, проправительственное молодежное объединение «Наши» высмеивается за приверженность к пафосным лозунгам.

Реальные, а не показные страдания нацболов вызывают уважение. Над «леваками», как правило, не глумятся, но их убежденности не разделяют. Ведь левые активисты находятся в плену массовой культуры

Левые политические активисты национал-большевистского толка вызывают чуть больше симпатии. Готовность к самопожертвованию, реальные, а не показные страдания нацболов за идею вызывают у молодых людей уважение. Над «леваками», как правило, не глумятся, но их убежденности не разделяют. Ведь левые активисты также находятся в плену массовой культуры.

Националистические движения достаточно резко отвергаются. Подавляющее большинство членов блогерского сообщества — интернационалисты. Их идеал — «граждане мира», дети разных национальных культур, которые свободно передвигаются по миру и общаются друг с другом. Националисты, и в особенности их агрессивное крыло, ассоциируются с дикостью и варварством.

Некоторые блогеры посещают различные политические мероприятия, но ходят туда главным образом для того, чтобы «получить fun», проще говоря, поразвлечься, а вовсе не для того, чтобы отстоять свою точку зрения.

Молодые люди предпочитают наблюдать за политической жизнью, отпускать едкие критические замечания, но при этом ни во что не вмешиваться. В отличие от традиционной российской и советской интеллигенции, которая наблюдала за политической жизнью с чувством трагичности, современная молодежь шутит и веселится. Выражением такого легкого отношения стали абсурдистские флэшмобы.

Флэшмоб — это коллективное действие, которое носит, как правило, нелепый, с точки зрения большинства граждан, характер. Например, может собраться несколько десятков или сотен молодых людей и начать одновременно приседать или повторять одно и то же слово.

Однажды в Новосибирске 1 мая представители различных политических партий собрались на главной площади города для проведения митингов. Туда же пришло около сотни флэшмоберов. Молодые люди стали водить огромный хоровод вокруг митингующих, держа в руках плакаты типа «Нет колонизации Марса», «Нет эксплуатации темы сибирской дикости в современном искусстве», «Мутин Пудак» и др. Часть плакатов была написана древнеегипетскими иероглифами.

Ни митингующие, ни милиция не знали, что делать. Организаторы первомайской демонстрации никак не могли понять — что это такое? Если движение — то какие у него цели? Если протест — то против кого и чего?

На самом деле никаких конкретных целей у флэшмоберов не было. В целом это характерно для всего молодого поколения 2000-х — отсутствие долгосрочных целей и «исследовательский» подход к собственной судьбе («жизнь сама подскажет, к каким целям надо стремиться»). Тем не менее, помимо просто желания поэпатировать публику, определенный, пусть и не всегда осознанный, протест во флэшмобах присутствует. Это протест против шаблонности, «правильности», зашоренности политической и общественной жизни. Но протест именно в той неактивной ироничной форме, которая чрезвычайно характерна для «беглецов» из общества массовой культуры.

Тенденция 4

Путешественник, но не турист

Развлечения и досуг также демонстрируют горячее желание молодых людей выделиться, «не быть как все». Например, среди молодежи становятся все более популярными путешествия особого рода.

Это длительные поездки, часто с остановками на несколько месяцев в понравившемся месте. Путешественники этого типа стремятся жить так же, как живет местное население: есть ту же пищу, одеваться в ту же одежду, разговаривать на том же языке и вообще — не выглядеть в глазах местных туристами. Они находят какую-нибудь работу (или дистанционно, по интернету, продолжают заниматься тем же, чем занимались в России, например компьютерным дизайном), снимают квартиру или комнату, заводят местных друзей.

В последние годы началось «движение к югу» — в Индию, Таиланд, Вьетнам.

Поскольку жизнь в этих странах чрезвычайно дешева, молодым людям из Москвы или Петербурга не составляет особого труда скопить сумму, на которую они потом год живут в тропиках, наслаждаясь теплым климатом и беззаботным существованием. Появились такие русские путешественники и в Америке, и в Африке и даже в Австралии и Новой Зеландии.

«Мы принадлежим к последнему поколению путешественников. Мир стремительно становится одинаковым; асфальт, демократия и доллары быстро распространяются по всей поверхности планеты»

Иллюстрации: Владимир Сальников

Увлечения современных молодых людей разнообразны. Важен сам факт того, что человек имеет какое-то хобби. Если в 90-е считалось нормальным, когда у молодых людей не оставалось времени ни на что, кроме сна, то для сегодняшней молодежи такой образ жизни совершенно неприемлем.

Считается, что люди, которые не имеют увлечений помимо работы, живут неполноценной жизнью. Представители «офисного планктона», у которых после тяжелейшего и полного стрессов дня едва хватает сил доползти до дивана и, попивая пиво, посмотреть пустыми глазами в телевизор, вызывают у современного молодого поколения резко негативные чувства.

«Хочется интересных событий. Сейчас очень хочется, например, посталкерствовать где-нибудь, полазить по вертикали, сходить в водный поход»

Современные молодые люди занимаются спортом (как правило, экстремальным), ищут заброшенные места в «городских джунглях», забираются на крыши высотных домов в поисках красивых видов (руферы), совершают прыжки с одной крыши на другую (паркур), спускаются в подземные коммуникации (диггеры), участвуют в исторической реконструкции различных эпох и культур (ролевики) — перечень увлечений бесконечен.

Основные критерии при выборе хобби — его небанальность и «нераскрученность». Начало «коммерческой эксплуатации» того или иного увлечения (появление рекламы, проведение PR-акций) снижает его привлекательность в глазах молодых людей. Так произошло, например, со сноубордингом и скалолазанием. Из «продвинутых» видов спорта они достаточно быстро превратились в массовые и, выражаясь молодежным языком, «опопсели».

Тенденция 5

Отказ от престижного потребления

Для современных молодых людей не характерно престижное потребление (conspicuous consumption). Молодежь 90-х была помешана на статусности. Существовал четкий императив — если ты преуспеваешь, то должен одеваться от Gucci или Armani, ездить на «Мерседесе» или BMW, пить коньяк Hennessey и курить сигареты Davidoff или Parliament.

Для молодежи 2000-х ценность статуса уже не является абсолютной. По крайней мере, современные молодые люди не готовы покупать товары только потому, что в глазах других они являются престижными и свидетельствуют о материальном достатке. Нельзя сказать, что современная молодежь совершенно не обращает внимания на общественное мнение. Однако если десять лет назад молодые люди стремились продемонстрировать свою финансовую успешность, то сейчас — подчеркнуть индивидуальность.

Костюм представителя поколения 2000-х может включать в себя как дорогие марки, так и совсем дешевые, и даже небрендовые вещи — главное, чтобы получившееся сочетание было характерно для тебя.

Важен сам факт — человек имеет какое-то хобби. Если в 90-е считалось нормальным, когда у молодых людей не оставалось времени ни на что, кроме сна, то для сегодняшней молодежи такой образ жизни совершенно неприемлем

Приход «индивидуального» потребления на смену «статусному» основательно смешал карты маркетологам. Десять лет назад молодых потребителей можно было более или менее четко структурировать в зависимости от дохода. Сегодня мы очень часто можем встретить молодых людей, которые покупают одежду одной и той же недорогой марки, курят одни и те же элитные сигареты и при этом их доход отличается в разы.

Повышенный интерес к шопингу считается в молодежной среде признаком ограниченности. Есть, правда, исключения. Например, внимание уделяется покупке компьютера и компьютерного оборудования. Тщательно выбирают вещи, связанные с хобби, например спортивное снаряжение или фотоаппараты.

Тенденция 6

Поколение скептиков

Поколение 2000-х можно по праву назвать поколением скептиков. Молодые люди не верят рекламе, не доверяют средствам массовой информации, крайне скептически относятся к различным PR-кампаниям. Они прекрасно понимают, что за всеми рекламными акциями стоит сугубо прагматичное желание продать товар.

«“Битва за сознание потребителя” воспринимается как своеобразная игра: компании стремятся заполучить наше расположение и бомбардируют нас рекламой и PR-акциями — ОК, мы с интересом понаблюдаем за этими попытками»

Некоторым уважением пользуются изящные рекламные кампании, в которых при минимуме средств удается добиться максимального результата. Массированные кампании с миллионными бюджетами воспринимаются более скептически. А реклама, которая пытается открыто и примитивно обмануть потребителя (например, «банковские кредиты под 0%»), вызывает резкое отторжение. Причем «экспертное» отношение к рекламе характерно не только для профессионалов, но и для тех молодых людей, которые не имеют к рекламе и PR никакого отношения.

И все-таки, несмотря на горячее желание дистанцироваться от массовой культуры, современные молодые люди во многом остаются «детьми общества потребления». Они физически не могут обходиться без дюжины-другой предметов личной гигиены, без качественных продуктов, без суши, одноразовой посуды и массы других прелестей цивилизации.

Что будет с этим поколением дальше? Наверное, после 30 лет подавляющее большинство блогеров интегрируются в различные профессиональные сообщества, вступят в брак, заведут детей. Высокий уровень образования и наличие разнообразных социальных связей обес-печат им достаточно высокое положение в обществе. Впрочем, о будущем большинство обитателей пространства ЖЖ предпочитают не думать. Это слишком скучно.

«О будущем стараюсь не думать, т.е. о таком глобальном будущем… Как-то приятней жить сегодня. Для меня будущее — это сегодня среда, завтра четверг, и это уже будущее. Я живу сегодняшним днем, часом, минутой. Поэтому почти все, что чуть дальше, — это будущее для меня, не гонюсь за ним, ну т. е. нет у меня никакого желания “перемотать” время вперед. В будущем находится старость, а я молода, здорова, энергична (как говорят, недурна собой), я боюсь стареть. На полном серьезе говорю»

Сегодня в России отмечается День молодежи. Согласно официальным данным, в стране проживает около 33 миллионов человек от 14 до 30 лет. Какие они, современные молодые россияне? Ответ – в фактах и цифрах.

  • 81% студентов считает упорство в получении знаний необходимым условием для получения хорошего образования.
  • 79% выпускников вузов ожидают зарплаты на первом месте работы от 35 тысяч в месяц.
  • Российская молодежь в качестве первого места работы рассматривает прежде всего сферу торговли и ресторанный бизнес.
  • Свыше 45% молодых людей не задерживаются на одной работе больше одного года.
  • 30% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет курят сигареты.
  • 60% молодежи хотели бы открыть свое дело.
  • У 57% молодых людей нет никаких кумиров.
  • 75% 18-24-летних россиян не одобряют супружеские измены.
  • В России на 1000 парней в возрасте 20-24 лет приходится 959 девушек.
  • По прогнозам аналитиков, до 2021 года количество студентов сократится до 4,1 – 4,2 млн человек.
  • Среди молодых россиян больше всего выпускников экономических и юридических факультетов.
  • Около 54% студентов учатся заочно, очно-заочно и в экстернате.

Информация с сайта Российское Образование

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

27 / 06 / 2016

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет




19 / 02 / 2019

В Институте “Высшая школа образования” открылась выставка картин – выпускных работ студентов художественно-графического факультета Института изящных искусств. Студенты и преподаватели художественно-графического факультета активно участвуют в выставках в России и за рубежом, занимают...

19 / 02 / 2019

День святого Валентина – время, когда влюблённые проявляют свою симпатию, а некоторых ожидает признание в любви с помощью интригующего символа праздника – валентинки. 14 февраля студенческий актив Института международного...

18 / 02 / 2019

Московский образовательный телеканал показал сюжет про впервые проведенный в столице районный фестиваль науки, который масштабно прошел 9-го февраля в Институте физики, технологии и информационных систем МПГУ. Сотни детей и взрослых...

18 / 02 / 2019

Бал… Сколько ассоциации сразу возникает в вашей голове? Длинные платья… строгие смокинги… вальс…музыка …атмосфера 18 века… торжественных приемов… разговоры на высокие темы… Наверное, каждый хотел бы окунуться в эту эпоху....

18 / 02 / 2019

16 февраля 2019 года на главной площади города – курорта Анапа состоялся забег “60 лет в движении!”, посвященный 60-летию студенческого трудового движения. Наш филиал представила сборная команда бойцов педагогического отряда “Пазлы”...

18 / 02 / 2019

12-13 февраля 2019 года в библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова прошел Первый мотивационный форуму эколидеров и волонтеров «Экология. ДА». Ярким моментом конференции было участие магистрантов МПГУ Михаила Антонова, профиль «Экология...

18 / 02 / 2019

15 февраля 2019 года в Анапском филиале МПГУ прошло информационное мероприятие “Мы помогаем”, посвященное Международному Дню детей, имеющих онкологические заболевания. В мероприятии приняли участие студенты 1 курса специальности “Дошкольное образование”. Активисты...

18 / 02 / 2019

В течение двух недель в муниципальном образовании город-курорт Анапа на Театральной площади и в учреждениях профессионального образования были размещены специальные фотозоны с почтовыми ящиками для писем детям с онкологическими заболеваниями....

18 / 02 / 2019

С 08 по 15 февраля 2019 года в Краснодарском крае прошла благотворительная акция “Я с тобой!”. В Анапском филиале МПГУ был установлен почтовый ящик для писем детям с онкологическими заболеваниями....

15 / 02 / 2019

Интеллектуальный турнир«ЭтноКвиз», направленный на гармонизацию межэтнических отношений, состоялся в Сургуте. Участие в нем приняли около 90 человек из различных землячеств и национальных общественных организаций города. Организаторами турнира выступили: Рифат Кутильгереев –...

14 / 02 / 2019

13 февраля 2019 года в Анапском филиале МПГУ состоялось военно-патриотическое мероприятие “Огонь войны души не сжег”, посвященное 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда. Активисты Студенческого совета и волонтеры отряда “Связь...


14 / 02 / 2019

10 февраля 2019 г. Отдел краеведения и историко-культурного туризма Дирекции изучения истории МПГУ провел мемориально-патронажную акцию по облагораживанию могилы выдающегося российского и советского химика Н.Д. Зелинского, похороненного на Новодевичьем...


13 / 02 / 2019

В понедельник, 11 февраля 2019 года, в атриуме Главного корпуса МПГУ состоялось открытие выставки «Век кино. Киноискусство XX века», при подготовке которой были использованы материалы частного собрания хранителя Музея МПГУ...


12 / 02 / 2019

9 февраля 2019 г. в Корпусе гуманитарных факультетов МПГУ Отдел краеведения и историко-культурного туризма Дирекции изучения истории МПГУ провел для студентов московских вузов и школьников образовательный квест «Лабиринт эпох»....

12 / 02 / 2019

В период зимних студенческих каникул (с 27 января по 5 февраля 2019г.) в рамках спортивно-оздоровительного отдыха для обучающихся МПГУ прошел выезд в парк-отель «Огниково». На отдых отправились студенты-активисты – певцы,...

11 / 02 / 2019

10 февраля 2019 студенты Института биологии и химии совместно с представителями Дирекции Изучения Истории МПГУ и активистами РХТУ им. Менделеева посетили могилу великого русского химика Н.Д. Зелинского на Новодевичьем кладбище. ...

11 / 02 / 2019

5 февраля 2019 г. специалист отдела краеведения и историко-культурного туризма Дирекции изучения истории МПГУ Э.Р. Полатханова вместе со студентами Института истории и политики, Института Филологии и Института Детства провели...

09 / 02 / 2019

С 27 января по 5 февраля 2019 года студенты ИФКСиЗ и другие студенты МПГУ стали участниками зимнего отдыха в Огниково! На протяжении всех дней проводились интересные соревнования по различным видам...

08 / 02 / 2019

С 27 января по 5 февраля студенты Института биологии и химии отдыхали на общеуниверситетском выезде в парк-отеле Огниково в Московской области (городской округ Истра). Ребята получили много незабываемых впечатлений от...

08 / 02 / 2019

4 февраля в здании Миннауки и высшего образования РФ состоялось награждение лауреатов V Всероссийской премии «За верность науке». В торжественной церемонии приняли участие помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, министр высшего образования и...

07 / 02 / 2019

75 лет назад в январские дни город Ленинград праздновал победу. Победу жизни. День снятия блокады вписан в историю как один из самых трагических, но самых великих дней. Ленинградцы показали всему...

07 / 02 / 2019

В библиотеке Института «Высшая школа образования» проходит книжная выставка «С заботой о будущем. Труды преподавателей МПГУ по педагогике». Главной задачей МПГУ, с начала его основания, была подготовка кадров для школьного...

05 / 02 / 2019

5 февраля 2019 г. в Российско-китайском координационно-методическом центре МПГУ состоялось празднование китайского Нового года с торжественным чаепитием по традиционной китайской церемонии. В праздновании приняли участие российские студенты Института иностранных языков МПГУ,...

05 / 02 / 2019

Бойцы студенческого волонтерского отряда “Связь поколений” 31 января 2019 года приняли участие в реализации Всероссийской военно-патриотической программы «Вахта памяти» в рамках проведения месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы. Студенты Анапского филиала...

04 / 02 / 2019

2 февраля 2019 года на художественно-графическом факультете Института изящных искусств МПГУ, проходил заключительный этап Московской олимпиады школьников по изобразительному искусству. МПГУ принял около 300 школьников г. Москвы 5-11 классов. Олимпиада...

01 / 02 / 2019

28 января на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях VI научно-практической конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодёжь: свобода и ответственность» в Храме Христа Спасителя, свой научный доклад под руководством...

31 / 01 / 2019

В среду, 30 января 2019 года, в Государственной Думе в рамках VII Рождественских парламентских встреч прошел круглый стол, подготовленный совместно Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Комитетом по образованию...

31 / 01 / 2019

В Городском выставочном зале Геленджика состоялась выставка художественного и декоративно-прикладного искусства членов Творческого союза художников России Черноморского отделения “Не запрещай себе творить”. В выставке приняли участие преподаватели Анапского филиала МПГУ: –...


30 / 01 / 2019

29 января 2019 года в Российском университете дружбы народов состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодежь: свобода и ответственность». Конференция проводилась в рамках XXVII Международных...

30 / 01 / 2019

28 января 2019 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялся круглый стол «Свобода и ответственность в многонациональном и многоконфессиональном мире: молодежный взгляд». Непростая для обсуждения, эта тема была выбрана...

30 / 01 / 2019

В рамках профессиональной ориентационной работы художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета 24 января 2019 года в выставочном зале отделения Изобразительного искусства государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы «Детская...

30 / 01 / 2019

25 января в атриуме Главного корпуса университета состоялся концерт в честь Дня российского студенчества. В котором принял активное участие, Студенческий театр реконструкция костюма “ВЕРВИЦА” Художественно-графического факультета с участием солистки лицея...

30 / 01 / 2019

25 января 2019 года в стенах Московского педагогического государственного университета состоялся концерт, посвящённый Дню студента. На мероприятии виновники торжества поразили зрителей обширным репертуаром: красочные танцевальные и волнующие вокальные номера...

29 / 01 / 2019

27 января в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя в Москве в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось заседание секции «Кинопедагогика». Заседание проходило под председательством ректора Московского педагогического государственного университета,...

29 / 01 / 2019

25 января, в Татьянин день, в зале заседаний Ученого совета МПГУ состоялась встреча ректората со студенческим активом университета. Более часа ректор МПГУ, член-корреспондент РАО Алексей Лубков отвечал на вопросы студентов....


29 / 01 / 2019

25 января в Институте детства отметили День студента. Праздничный концерт был подготовлен студентами 1 курса, которые поделились со зрителями своими впечатлениями о прошедшем семестре и своей первой сессии в творческих...

28 / 01 / 2019

25 января 2019 года в Анапском филиале МПГУ прошла студенческая ярмарка угощений «Одна семья – студенты», приуроченная к празднованию Дня Российского студенчества! Каждая специальность подготовила тематический стол с различными угощениями,...


28 / 01 / 2019

24-25 января в Сергиевом Посаде проходили VI Открытые педагогические чтения, посвященные памяти И.Б Ольбинского (Ольбинские чтения). Активное участие в мероприятии приняли сотрудники лаборатории дошкольного образования им. А.В. Запорожца – доценты...

28 / 01 / 2019

25 января 2019 года студенты факультета педагогики и психологии приняли участие в праздновании Дня Российского студенчества в Главном корпусе МПГУ. В этот день для студентов в рамках развлекательной программы были...

28 / 01 / 2019

25 января в атриуме Главного корпуса университета состоялся концерт-действо в честь Дня российского студенчества. Праздник начался с исполнения студенческого гимна Gaudeamus. Затем с приветственным словом к участникам торжества обратился ректор...

28 / 01 / 2019

В этом году городскую праздничную программу, посвященную Дню студенчества назвали «Татьянин день: занавес открывается, сессия закрывается». Традиционно студенчество Ставрополя собирается в парке Победы, у ледового катка. Нынешний праздник посвятили Году...

25 / 01 / 2019

23 января Алексей Владимирович Лубков встретился с генеральным директором студии «Мосфильм» Кареном Георгиевичем Шахназаровым в корпусе гуманитарных факультетов МПГУ.

12 августа во всем мире отмечается Международный день молодежи. Кто-то из великих сказал, что у молодости есть только один недостаток - она проходит слишком быстро. Мы попытались создать портрет поколения next на основании данных социологии.

1. Согласно недавним социологическим исследованиям, более 80% россиян положительно относятся к молодёжи, считая её культурной, целеустремлённой, ответственной. Остальные респонденты или затруднились с ответом, или высказали негативное отношение к молодёжи и не доверили бы ей управление страной, так как молодёжь, по их мнению, необразованна, агрессивна и цинична. Было бы неплохо, если бы такое соотношение соответствовало объективному разделению культурных и не очень молодых людей.

2. Современные молодые люди ценят образование, стремятся получить его и теоретически имеют гораздо больше возможностей, чем их сверстники в советское время - речь об учебе за границей или дистанционном обучении. Однако на практике немногие могут позволить себе платное обучение, а переход нашей высшей школы на Болонскую систему внес много неразберихи и вызвал обвинения в полном крахе высшего образования. С одной стороны, современная молодежь информирована как никогда раньше: знает, что такое iPod, Bluetooth, ADSL; ни одно предыдущее поколение не изучало такие науки как, например, инвестирование. С другой стороны, наблюдается атрофирование привычки думать самостоятельно благодаря возможности скачивать из интернета рефераты, курсовые и дипломные работы.

3. Для большинства молодых людей семья остается очень важной ценностью, хотя в ближайшей перспективе они не особенно торопятся ею обзаводиться и тем более планировать в следующие пять лет ребенка, что созвучно мировым тенденциям увеличения брачного возраста и откладывания времени рождения первого ребенка. Согласно опросам, 13% респондентов планируют иметь одного ребенка, 57% - двух детей, 14% - трех, 2% в совокупности - четырех и пятерых детей. Совершенно не желают иметь детей всего 14% опрошенных, что довольно оптимистично в свете нынешней демографии. Однако не следует при этом забывать, что рождаемость только в этом году еле-еле превысила уровень смертности.

4. Сегодня молодые люди, безусловно, гораздо смелее предшественников в отстаивании своих прав и взглядов. Вероятно, этому способствуют высокие технологии, когда можно быстро получать и передавать информацию о событиях, озвучивать свое отношение к ним и организовывать совместные акции, будь то сбор гуманитарной помощи, поиск пропавших детей или социальные и политические протесты. Однако захлестнувший нас поток информации несет также много негативного, что у неподготовленного юного человека это может привести к раскрепощенности, граничащей с развратом. В результате подростковая жестокость переходит все границы, а в семьях царит хаос и неуважение к старшим.

5. В бытовом плане сейчас в моде активный здоровый образ жизни. Молодое поколение пьет и курит меньше, чем те, кто жил при перестройке, но пока одни стремятся самосовершенствоваться и добиться в жизни каких-то высот, другие, «самоутверждаясь», принимают наркотики и бродяжничают, нанося непоправимый вред своему физическому и интеллектуальному развитию.

Итак, есть молодежь и молодежь! Исходя из круга общения, воспитания и многих других факторов, каждый может измениться и изменить свою жизнь - как в худшую, так и в лучшую сторону.

«Собеседник.ру», коллектив которого весьма молод, поздравляет всех с праздником!

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде. В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сами власть предержащие могут стать «продуктом» для этих потребителей.

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения» . В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений - самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад» . В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.» . Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном про-исхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обла-дая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со-знанием молодежи, приобретая универсальный харак-тер. Начинает превалировать тенденция к усилению про-цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель-ским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.» .

По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) - получение образования; в третью очередь (17%) - работу и карьеру. (См. Табл. 1). Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования .

Таблица 1. «Цели современной молодёжи»

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» . Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Изличных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие (см. Табл. 2).

Таблица 2. Распределение основных ценностей молодых людей .

Образование, профессия

Получить от жизни больше удовольствий

Деловая карьера

Мир (чтобы не было войны)

Действия ради будущего России

Идеалы, вера

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:

Материальное благополучие.

Ценность «Я» (индивидуализм).

Карьера (самореализация).

Стабильность.

Свобода.

Уважение к старшим.

Бог (вера в Бога).

Патриотизм.

Долг и честь.

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:

Культ денег;

Безразличие и индивидуализм.

Вседозволенность.

Циничный прагматизм, культ карьеры.

Крах семьи.

Социальное иждивенчество.

Сексуальная распущенность.

Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.

Коррупция.

Ксенофобия .

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:

Преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;

Вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;

Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

Внеинституциональная культурная самореализация;

Отсутствие этнокультурной самоидентификации .

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, проведенных в 2006 - 2007 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В.Ломоносова социологических исследований среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка» . (См. Табл.3).

Таблица 3. Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде

Перечень явлений

Отрицательная оценка

Равнодушие

Положительная оценка

Нарушение общественного порядка

Национализм

Экстремизм

Незаконное обогащение

Иждивенчество

Равнодушие

Беспринципность

Потребительство

Подражание западному образу жизни

Праздный образ жизни

Приспособленчество

Карьеризм

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.

Список литературы

  1. С.Г. Плукин Ценностные ориентации // http://plook.ru/index/cennostnye-orientacii
  2. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 125.
  3. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, С. 42.
  4. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 126.
  5. Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодежи от 18-23 июля 2002 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодежи // http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047702 .
  6. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования проведённого с 15 июня по 10 сентября 2007 года // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt .
  7. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 79.
  8. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt .
  9. Социология молодёжи. М.: Гардарики, 2007, С. 190-193/ Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 80.
  10. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: Макс Пресс, 2007. С. 34.

В советские времена возник особый социальный диалект группы возраста 12-22 лет – так с помощью лексических особенностей речи молодежь противопоставляла себя не только старшему поколению, но и официальной системе.

Для молодежной субкультуры сленг часто является способом самовыражения. Вспомните, как вы в подростковом возрасте употребляли разные «словечки», которые часто не имели ничего общего с нормальной речью. Большинство молодых людей пользуются такими словами регулярно, даже не задумываясь, кем и когда они были придуманы.

Итак, словарь сленга 1960 –х годов:

Котлы – наручные часы

Хилять – неспешно прогуливаться

Шузы на каше – обувь на толстой подошве из белого синтетического каучука

Бродвей – главная (центральная) улица любого города. Например, в Питере Бродвеем называли Невский проспект, а в Москве – улицу Горького (Пешков-стрит)

Мани, манюшки – деньги

Шнурки в стакане – выражение означавшее, что родители дома

Баруха – девушка, придерживающаяся широких взглядов относительно общения с парнями

Совпаршив – искажённое сокращение «совпoшив», то есть вещи, произведенные в СССР

Чуча – песня из кинофильма «Серенады солнечной долины», который стал культовым для стиляг Советского Союза

Музыка на костях – метод записи самопальных музыкальных пластинок на рентгеновских снимках

Стилять – танцевать

Бараться – заниматься сексом

Пример: «Вчера хиляли мы по Бродвею, один мой кореш обещал шузы на каше и еще про котлы щтaтские гнал, но не свезло – фраерок кинул, совпаршив принес какой-то рижский. Были манюшки, решили в «Аист» пойти, так там жлобье подняло визг из-за моей баpухи. На хату ко мне никак не могли: шнурки в стакане. Пошли к ней. Чучу на костях послушали, постиляли, пожамкались, настрою бараться не было – так и повырубались».

Словарь 1970-х:

Полис - милиция

Герла - девушка

Хаеp - длинные волосы

Попилить хаеp - подстричь. В те годы это часто делали в милиции при задержании

Хайpатник - лента, поддерживающая волосы на лбу

Фейc -внешний вид, лицо

Пpикид - одежда

Стpематься - бояться, пугаться

Фaкмен -неприятный тип, неудачник

Стебаться - смеяться над кем-то, издеваться

Скипнуть - уйти, сбежать

Дpинчить до кpейзы - напиваться до беспамятства

Пример: Мне недавно полис хаер попилил наголо, я так долго за цивильного пpoканывал. Предки мой фейс еще как одобряли, еще бы пpикид совкoвый завел, они бы вообще глюки от кaйфа словили. Такие приколы меня стремали, я без хайpатника себя фaкменом чувствовал. Тогда герла моя сперва стебалась надо мной, потом вообще скипнула. Несколько недель я убитый ходил, только и делал что сидел как обдолбанный, напостой дpинчил до крeйзы, ничего не цепляло.»

Словарь 1980-х:

Обломаться - потерять к чему-либо интерес, пасть духом, остаться ни с чем, «перегореть»

Сeйшн - концерт

Утюг - фаpцовщик (скупщик или спекулянт), скупающий у иностранцев вещи и валюту

Аскать - просить деньги на улице у прохожих. Популярным персонажем такого метода получения денег был Янис Абаскайтис -мифологический литовец, якобы потерявший билет в Ригу и нуждающийся в средствах, чтобы вернуться домой

Береза - так именовали работников добровольной дружины, которые помогали милиционерам проводить воспитательные санкции по отношению неформальной молодежи

Сестра, систеp - системная девушка

Любеpа - жители Люберец, которые носили клетчатые штаны, сшитые из занавесок, и короткие стрижки, считали своим долгом приезжать в столицу и бить всех обладателей длинных волос. Эти агрессивно настроенные молодые люди любили в свободное время качаться на самодельных тренажерах.

Вписать - пустить переночевать к себе домой хороших людей

Мочалка - девушка, которую «красоткой» никак не назовешь

Система - общее название всех неформалов

«Турист» - популярная среди системщиков недорогая кофейня, находившаяся у Бульварного кольца, распространенное место их встречи

Гоголя - Гоголевский бульвар

М2 - федеральная трасса Москва-Симферополь


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди