02.03.2019

А когда впервые появились корсет. История корсета: красота требует жертв. Отказ от корсета


Корсет (фр. corset от corps – тело) - это предмет главным образом женской одежды в виде широкого пояса с вшитыми упругими пластинками, туго охватывающего нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре необходимого вида (гордая осанка, стройная талия) и мягкой поддержки груди. Обычно с одной или нескольких сторон сделана шнуровка, нередко с другой стороны делают застёжки или вставляют молнию.

На протяжении веков корсет остается неотъемлемой частью женского гардероба. Это и не удивительно, ведь с помощью корсета можно поднять грудь, утянуть талию и придать своему силуэту соблазнительные очертания.

История корсета уходит корнями в Древнюю Грецию и Римскую Империю. Именно там появился строфион - узкая кожаная полоска, завязанная под грудью. Римлянки сделали строфион шире и снабдили шнуровкой. Так появился прообраз корсета - строфия, который носили под верхней одеждой. Первые корсеты были не очень жёсткими. Они лишь подчёркивали достоинство фигуры.

Настоящие корсеты появились в Европе в Средние века. Их носили как мужчины, так и женщины. Они изготавливались из железа, кожи, и уже позже, из ткани. Мужчины носили корсет с целью защиты от колющего оружия и выглядел он в виде панциря, закрывая все туловище. Женщины же носили, с целью выглядеть привлекательно и соблазнительно. В середине 16 века церковь объявила женщину исчадием ада, и испанский двор начал вводить в культ плоскую фигуру. Барышням приходилось ходить в плоских стальных корсетах и тщательно скрывать очертания своей фигуры.

Во времена правления Екатерины Медичи во Франции (1547-1559 г.г.) в корсет стали вшивать металлические пластины, а ношение корсетов стало обязательным. Тех, кто отказывался носить неудобную вещь, принимали за простолюдинок. Крестьянки, конечно, корсетов не носили, так как им приходилось работать в поле, а в корсете они не смогли бы даже наклониться.

Ребёнка затягивали в корсет уже с трёх лет. А с пяти лет девочкам надевали корсеты с косточками из китового уса, чтобы ребёнок привыкал ровно держать спинку.
Женщины носили корсет даже во время беременности. А сразу после родов надевали специальный корсет кормилицы, который раскрывался в районе груди, чтобы можно было покормить ребёнка.

Но уже в 17-м веке пышная грудь снова входит в моду, и теперь корсеты изготавливают из атласа и шелка, их украшают кружевами, перьями и бусами.
В XVII веке металлические пластины в корсете заменили на китовый ус, что сделало его более мягким. Но при этом эффект утягивания стал ещё сильнее. Одна из герцогинь королевы Екатерины Медичи добилась обхвата талии в 33 см с помощью железного корсета. С тех пор все модницы стремились к стандарту в 33 см, тем самым жертвуя своим здоровьем. Считалось, что чем тоньше талия, тем сексуальнее и соблазнительнее выглядит его владелица.

В результате бесчеловечной утяжки женщина получала атрофию спинных и брюшных мышц, деформации внутренних органов, обмороки и и уже не могла сидеть прямо без корсета, а некоторые не обходились без него и во время сна. Ношение корсета даже приводило к летальным исходам. Первый известный смертельный случай произошёл в XVIII веке. Девушка умерла от удушья на собственной свадьбе.

Больше всего удивляет то, что женщины мучились по собственной инициативе. Модницы испытывали настоящие физические страдания. Проводившиеся в то время вскрытия показывают, что корсет серьезно повреждал печень, иногда даже разделяя ее надвое. Другие органы, такие как желудок, почки, легкие и ребра, смещались с положенных им мест. Но, не смотря на эти факты, женщины упорно продолжали носить корсеты и сжимать себя все туже. В 1850 г доктор Коупленд в своем «Медицинском словаре» предупредил, что эта мода вредит не только позвоночнику, но и детородным органам. Наполеон называл корсеты убийцей человеческого рода.

Отказ от корсета

Почти триста лет корсет диктовал моду на одежду. Корсет был архитектурной основой платья, и именно он формировал силуэт. В 1895 году немецкий доктор Вильгельм Рентген открывает Х-лучи, которые впоследствии назвали рентгеновским излучением. Вильгельм сделал первые снимки своей жене Анне и сравнил их со снимками женщины-крестьянки. На снимках жены доктор увидел изувеченные корсетом рёбра и деформированные внутренние органы.

В 70-80 годах 19 века борьба за изменение женской одежды принимает широкие масштабы. Начиная с 1900 годов, корсет укоротили и упростили. В Англии возникает общество «Эстетическое движение», которое выступает против деформации женского тела. В 1903 году, женщина-врач Парижской медицинской академии, Гош Саро разделила корсет на две части: верхняя – бюстгальтер и нижняя – пояс, модельеры начали представлять платья без корсетов.
А в 1908 году французский модельер Поль Пуаре представил публике свободное женское платье без корсета и нижних юбок. Это событие стало поворотным моментом в мире моды, и корсеты постепенно сменил бюстгальтер.

Корсет (от французского слова corps – тело) – необходимый предмет женского туалета, который имеет свою богатую и интересную многовековую историю.

Матильда Кшесинская. Известная балерина.

Античность

Появление первых корсетов относится к античным временам. Первый корсет представлял собой узкую кожаную повязку, носившую у греков название “le sester”, “cestus” или “apodesme”, которая предназначалась для поддержания бюста. Носили их в разных вариантах: на груди или под грудью. Греки и Римляне очень высоко ценили стройную фигуру и тонкую талию, а полноту считали признаком непристойности и «лекарством от любви». У римлян корсеты изготовлялись из ткани и носили названия: mamillare, fascia и la zona. Повязки, которыми обвивали вначале верхнюю, а затем и нижнюю часть тела, просуществовали почти до ХII века.Так как идеал женской фигуры со временем менялся, параллельно с ним менялась и форма корсета. То он был широкий, как купальник, то узкий как ремень, приподнимал грудь или делал ее совершенно плоской.

Средние века

В период Готики покрой корсета усложнился. Благодаря железным и деревянным брускам, которые размещали между грудными железами, корсет исправлял естественные недостатки фигуры. Он шнуровался сзади, сбоку и спереди. Женщинам этот элемент одежды помогали выглядеть соблазнительно и привлекательно. Но не каждая женщина могла позволить себе носить корсет, так как его цена была очень велика. Мужчины тоже носили корсеты, они использовали их как средство защиты от мечей врагов. Мужской корсет имитировал панцирь, был изготовлен из металла, иногда из кожи, и закрывал все туловище. Со второй половины XV века, женские корсеты начали изготавливать из кожи с металлическими брусьями. В корсете делали отверстия для доступа воздуха к телу, при стягивании корсета, края этих отверстий врезались в кожу и доставляли женщинам ужасные мучения. В наше время ученые гигиенисты назвали испанский корсет орудием пытки. И это вполне справедливо. Однако, несмотря на все зло, которое он причинял, корсет столетиями не выходил из употребления.

Железный корсет

XVI век

В середине XVI века церковь провозглашает женщин исчадием ада, испанский двор возводит в культ плоскую фигуру. Представительницам слабого пола пришлось надеть испанские корсеты из сложной металлической конструкции со стальными болтами, весил такой наряд внушительно и был похожим на настоящие латы. В XVI веке в Испании, с помощью корсета, женская грудь делалась совершенно плоской, одежда деформировала тело. Девочкам на ночь на грудную клетку ставили свинцовые плиты, для того чтобы грудь не развивалась. Знаменитая французская королева мод Екатерина Медичи ввела стандарт обхвата талии, который составлял 33 сантиметра. Испанские светские дамы для достижения желаемой формы стягивали свою талию до 20-20,5 см в полуобхвате, тем самым вызывая многие заболевания внутренних органов. Узкий корсет сдавливал печень, смещал желудок, сжимал почки и живот, нарушал правильное кровообращение, и, следовательно, приносил вред всему организму в целом. Нередко женщины умирали в расцвете сил от постоянного ношения мучительного корсета. К корсету прикреплялся вертлюг – конструкция из металлических прутьев. Прутья расходились на метр с каждой стороны, и на таком расстоянии размещалась юбка. Женская одежда деформировала тело, фигура была плоской. У «жертв» моды начинались проблемы с пищеварением и воспроизводительной функцией. Врачи говорили, что четверо из пяти женщин умирают из-за ношения корсета. С середины XVII века снова возвращается обычай приподнимать грудь, делая ее пышной. Теперь корсет изготавливают из шелка, атласа и кружева, украшают вышивкой и перьями.

Железный корсет

Корсеты одевали не только на Западе, но и на Востоке. Индийские танцовщицы баядеры носили корсеты, которые отвечали потребностям здоровья и одновременно совершенствовали женскую фигуру. Их корсеты были изготовлены из коры мадагаскарского дерева и имели телесный цвет (поэтому иногда казалось, что грудь обнажена). Эластичность корсета не затрудняла дыхания. Баядеры никогда не снимали корсет, даже спали в нем.

XVIII век

В ХVIII веке в связи с изменением стиля моды “барокко”, корсет перестал быть орудием пытки. Французские дамы страдали меньше от корсета при новом стиле Рококо (первая половина и середина ХVIII века), чем испанские женщины в эпоху барокко.

Деформация тела во время ношения корсета

Корсет стал изготавливаться из ткани с применением более гибкого китового уса. Жесткость самого корсета ограничивалась только жесткостью материала, из которого был сделан корсет. Он шнуровался или спереди, или сзади. Назначение корсета сводилось к созданию узкой талии. Когда он шнуровался спереди, то шнуровка использовалась как декоративное украшение к платью. Иногда использовался кусок вышитого материала, чтобы скрыть шнуровку, иногда ее показывали открыто. Французская буржуазная революция (1789 г.) внесла много нового в одежду, в которой стали преобладать черты простоты и рациональности. На изменение моды в конце ХVIII века повлияло также увлечение античностью, что привело к упрощению покроя и отказу от широких юбок с кринолинами. Идеалом нового стиля (Ампир) были греко-римские образцы. Но даже при таком стиле женщины не могли полностью отказаться от корсета. Эффект корсета достигался покроем платья, в котором линия талии располагалась так высоко, что она являлась естественной поддержкой для груди. Но это продолжалось недолго. Возврат к корсету произошел по древнему образцу в виде пояска, но с бретелями (1798 г.), которые стали носить ниже груди. Эти пояса можно считать, по-видимому, прототипами современных бюстгальтеров. Применение китового уса в поясах позволило отказаться от бретелей. В 1810 году снова появились корсеты, охватывающие верхнюю и нижнюю части туловища. Но платье в это время носили свободной формы с высокоподнятой линией талии. Такая форма платья не нуждалась в создании силуэта с применением корсета. Это, пожалуй, первый в истории женской одежды период, когда условия для применения корсета отсутствовали. Поэтому линия талии в платье стала заметно опускаться и к 1825 году она заняла свое естественное положение. В связи с этим опять появились корсеты, дающие возможность женщинам создавать “осиные талии”. Народная одежда во всех странах и при любых стилях была предельно простой. Женщины из низших слоев общества не могли выполнять повседневную работу, находясь в корсете. Однако пренебрежение корсетом считалось плохим тоном. Жестокий предрассудок повиновению моде заставлял их надевать корсет хотя бы при выходе на улицу.

XIX век

Мода в ХIХ веке менялась очень быстро. В каждой модельный сезон появлялся новый мотив, формировавший силуэт.

Мода предлагала носить женщинам гладкий лиф, сформированный корсетом, и юбку с обручем-кринолином.Так, в 60-х годах ХIХ века дань моде отдавалась кринолинам, достигшим к этому периоду огромных размеров.

Корсет для беременных

А уже в 1869 году основным силуэтным мотивом в женской одежде был треугольник, который воспроизводился при помощи юбки-каркаса, прикрепленной к корсету.

В 70-х годах кринолин любой формы стал считаться неудобным и его заменили тюрнюром. Тюрнюр в женской одежде просуществовал недолго (до 1890 г.) Период с 90-х годов и начало ХХ века был последним в истории женской одежде периодом, когда женщины имели “осиные талии”.

Корсет затягивался так сильно, что силуэт женщины в корсете напоминал букву S. В течение всего ХIХ века, несмотря на то, что женская одежда была на каркасе (кринолин, тюрнюр), велась непрерывная война против ношения корсетов.

Развитие медицины, борьба за равноправие женщин, их участие (пока еще частичное) в общественно-полезной деятельности приводят к тому, что все чаще и чаще раздаются голоса против корсета, вредного для здоровья.

Первой выступила против общепринятого костюма 30-х годов ХIХ века французская писательница Жорж Санд. Но только лишь в конце 70-80-х годов борьба за реформу женского платья приняла более широкие масштабы.

На съездах врачей-гигиенистов начали обсуждать эту проблему как одну из наиболее важных. К сторонникам реформ женского костюма относились в большинстве немки и англичанки.

В это время в Англии возникает общество под названием “Эстетическое движение”, которое объединяло ряд деятелей английской культуры.

Их основные положения в области костюма сводились к следующему: современный женский костюм противоестественен, так как он стягивает и деформирует тело, тогда как природа создала тело для свободы.

Однако нельзя было не признать, что хороший корсет поддерживает внутренние органы не хуже медицинского бандажа. Кроме того, корсет подчеркивает талию, поддерживает спину и грудь, несколько сжимая бедра и живот, без чего и то и другое быстро утратило бы свою форму, и, наконец, он дает возможность верхней одежде принимать силуэт в духе времени. Чем заменить такой полезный предмет женского туалета?

Вероятно только поэтому, несмотря на все зло, которое он причиняет, корсет все-таки не выходит из моды.

XX век

В начале ХХ века покрой женской одежды резко упрощается, силуэт приобретает трубовидную форму, талия удлиняется. Корсет продолжают носить, но без особого прогиба в талии, вследствие чего исчезла крутизна бедер и, вместе с тем, сохранялся красивый изгиб спины.

Словом, получились более естественные линии тела, общий вид которого стал мягче, удлиненнее и гармоничнее, чем при стянутой талии.

Так к 20-м годам ХХ века был создан прямой корсет, который с течением времени получил широкое распространение. Модный силуэт одежды того времени требовал от корсета воспроизведение плоской формы. Прямой корсет деформировал грудь, поддерживал живот, слегка его поднимал и оставлял свободу и гибкость талии.

Такой корсет меньше влиял на ухудшение здоровья. Впоследствии прямые корсеты разделились на две части: верхнюю и нижнюю. Верхнюю часть стали именовать “лифчиком”, “бюстгальтером”, нижнюю – поясами. Затем появились бюстодержатели, которые делались на бретелях, слегка воспроизводившие форму груди.

Такие бюстодержатели лучше формировали и поддерживали грудь, чем прямой корсет и носились в комплекте с поясами. Стремление к естественной форме было связано с изменением женского силуэта, грудь приподнимается и подчеркивается. И, наконец, к 30-40 годам XX века простая форма платья позволила носить корсеты, бюстгальтеры и пояса, соответствующие естественной анатомии человека.

Так родились современные корсетные изделия, разнообразные по конструкции и форме. В 1903 году, француженка, женщина-врач Парижской медицинской академии, Гош Саро разделила корсет на две части: верхняя – бюстгальтер и нижняя – пояс.В 1905 году знаменитый парижский модельер Пуаре предложил женское платье без корсета. Корсеты часто были подвержены критике. Ученые гигиенисты называют корсет орудием пытки. Наполеон отмечал, что корсет, это одежда для кокеток с плохим вкусом, он предупреждал, что этот вид одежды вызывает увечье для потомков, и называл корсет убийцей человеческого рода. Французскому королю Карлу X совсем не нравились женщины в корсетах, он часто говорил, что раньше во Франции можно было встретить Венер, Диан, а теперь здесь только «осы».

Знаменитый французский естествовед Жорж Кюв’е прогуливаясь на природе с дамой в корсете, видел в ней настоящую жертву моды. Когда девушка посмотрела на душистый цветок, он сказал, что раньше она напоминала ему этот цветок, а завтра этот цветок будет напоминать ее. На следующий день молодые люди подошли к тому же цветку, он терял свой естественный цвет и форму. Девушка не могла понять, как цветок мог так быстро увянуть. Жорж Кюв’е объяснил ей, что этот цветок – это образ девушек и женщин в корсетах, которые вянут от сжимания своего тела. Естествовед показал своей спутнице нить, которой перевязал вчера на прогулке стебель прекрасному цветку. И предостерег девушку, что она так же увянет, как этот цветок, постепенно теряя обворожительность молодости, если не перестанет носить «опасную» одежду.

Развитие конструкции застежки

Античные нагрудные и набедренные повязки закалывались или завязывались узлом. Готические корсеты шнуровались по бокам вместе с платьем. На всем протяжении существования корсета основной застежкой для него была шнуровка. Корсет зашнуровывался то спереди, то сзади. Элемент шнуровки иногда являлся украшением для платья. ХIХ век ознаменовался нововведением в застежке корсета. В 1828 году было изобретено металлическое ушко, которое предварительно вырезалось из металла и прикреплялось к изделию петельными стежками. Позднее, в 1835 году, изобрели застежку из блоков. Все эти новшества давали возможность зашнуровывать корсеты более плотно. В 90-е годы вместо шнуровки появилась застежка в виде двух полос стали, одна из которых снабжалась маленькими набалдашниками, а другая – петлями специальной формы. Это изобретение позволяло быстро застегивать и расстегивать корсет. В качестве застежки современных корсетных изделий применяются пластмассовые, металлические пряжки, специальные крючки и петли с фиксаторами, при помощи которых они удерживаются в специальной тесьме. Широкое распространение получили также застежки из микрофибры.

Развитие конструкции чулкодержателей

Корсеты на протяжении многих веков были без чулкодержателей. Чулки держались на ноге благодаря круглым подвязкам, которые делались из шелковых лент, часто вышивались и богато отделывались. Круглые подвязки носили как женщины, так и мужчины.Круглые подвязки перекрещивались над и под коленом или непосредственно на колене. Лента завязывалась узлом или бантом. Круглые подвязки в свое время послужили пикантным сюжетом для картин, предметом двусмысленных шуток и исторического казуса (“Орден Подвязки”, основанный английским королем Эдуардом III в середине ХIV века). Современные врачи, без всякого уважения к знаменитому прошлому круглой подвязки, относятся к ней отрицательно, так как она нарушает кровообращение и уродует ногу выше колена. Круглая подвязка постепенно видоизменилась в завязку, при помощи которой привязывались чулки к поясу на талии. Позднее появились круглые подвязки с петлей на конце, позволяющие подгонять ее по размерам ноги. С 1908 года подвязки стали изготавливаться из резины. Их пришивали непосредственно к низу корсета, а заканчивались они пряжкой для держания чулка. Современные чулкодержатели не имеют принципиальных конструктивных отличий от своих исторических предшественников.

Прототипы корсетов можно найти еще на древних статуэтках и фресках, датируемых вторым тысячелетием до нашей эры. В Древней Греции, где так высоко ценилась подтянутая спортивная фигура, и мужчины, и женщины утягивали свое тело полосками из кожи и . Женщины затягивали пояса прямо под грудью, чтобы приподнять свои пышные формы, и часто оставляли эти формы неприкрытыми.
В Средние века в Европе корсет стал больше мужской одеждой – он был сделан из металла и играл роль брони. Женщины же вшивали в подклады платьев металлические и деревянные брусья и туго стягивали корсеты шнуровкой на спине – чтобы сформировать стройную фигуру. Такие корсеты больно впивались в женское тело, а цена на них была невероятно высока. Так что крестьянские девушку были избавлены от таких мучений.

А в XVII веке важную роль в истории корсета сыграла инквизиция. В то время пышные, соблазнительные женские формы были объявлены порождением зла, и, дабы искупить свои грехи, девушки были вынуждены надевать приспособления, которые были больше похожи на жестокие оружия пыток, чем на корсеты. Сделаны такие корсеты были из металла, имели деревянные, стальные и кожаные вставки, болты и грубую шнуровку. Такой садистский предмет гардероба делал женскую фигуру совершенно плоской, без единой выпуклости. Особо ценили такое приспособление мужья – оно прекрасно от супружеских измен. Конструкция такого корсета была настолько сложной, что один лишь муж мог разобраться, как именно его снять – жене и ее любовнику такое дело часто было просто не под силу. Именно ношением подобных предметов объясняется столь высокая смертность среди женщин того времени. Корсет настолько сильно стягивал тело, что начинали смещаться внутренние органы, замедлялось кровообращение и атрофировались мышцы. Женщины часто не могли произвести на свет ребенка.

А вот во второй половине XVI века появилась новая законодательница мод – строптивая и своенравная Екатерина Медичи, жена короля Генриха II. Она решила, что стандарт женской – это талия ровно в 33 сантиметра. Чтобы оставаться в милости у королевы, придворные дамы утягивали фигуры корсетами, в которых они почти не могли дышать.

В эпоху барокко, с конца XVI века металлические и деревянные прутья в корсетах сменяются каркасом из китового уса. Корсеты приобретают декоративные элементы из кружев, драгоценных камней и шелковых лент и надеваются так, чтобы пышные женские формы выпирали поверх корсета. Однако теперь дамы обязаны были носить корсеты и днем и ночью, а ведь раньше корсеты позволялось снимать на ночь и во время .

В XVIII веке веяния Французской революции приводят к тому, что женщины решаются дать отпор неудобным сковывающим костюмам. Корсет теперь остается только в виде широкого пояса, а в женщины выбирают демократичный удобный . В конце XVIII – начале XIX века корсет из гардероба женщин исчезает вовсе. Теперь линия талии в платьях проходит под грудью, а грудь подчеркивается красивым лифом.

В XX веке женщины объявляют корсетам настоящую войну. Медики во весь голос кричат о вреде корсетов, и дабы предпочитают свободные платья, а некоторые из них и вовсе носят мужскую одежду. На первый план наконец-то выходит удобство, а не глупые веяния моды.

нижнего белья: от кружевных панталон до бунта против корсета" data-essbishovercontainer="">

Как менялась мода на нижнее белье.

Кружевные панталоны и первые комбинации

Само словосочетание «нижнее белье» окончательно вошло в обиход лишь к концу XIX века, хотя уже в начале этого столетия каждая женщина под верхнюю одежду надевала комплект исподнего, состоявший из нескольких предметов.

Наиболее простым и удобным предметом нижнего белья в XIX веке была сорочка для сна. Сорочка обычно была сшита из непрозрачного хлопка и доходила до пят, с длинными рукавами, часто украшенная кружевом и вышивкой.

Под сорочку было принято надевать подштанники или кальсоны, также у каждой женщины была роба — халат особого кроя, который дамы надевали поверх сорочки, если приходилось вставать с кровати посреди ночи.

Днем женщинам было положено надевать на себя гораздо больше предметов нижнего белья. Панталоны, которые изначально считались предметом гардероба куртизанок, теперь стали носить и аристократки, причем не только те, кто занимался верховой ездой и увлекался охотой.

Однако даже к концу столетия панталоны все еще были мало похожи на современные трусы. Две части панталон по-прежнему не сшивали между собой — делалось это из гигиенических соображений.

Поскольку в то время дамы носили корсеты, то именно корсетом панталоны и прижимались к телу, и, раздельные штанины позволяли не раздеваться при каждом визите в дамскую комнату.

Сшивать панталоны стали только в самом конце 19 века, однако и тогда более взрослые и консервативные дамы предпочитали носить привычную модель из двух штанин. В это же время панталоны стали рассматривать не только как предмет гигиенической необходимости, но и кокетства: появились ажурные и шелковые панталоны, украшенные рюшами, кружевом и вышивкой.

Нижняя сорочка — предмет гардероба, не уступавший по важности панталонам, — шилась из льна или хлопка и часто доходила до щиколоток. Это тоненькое платье было либо без рукавов, либо с короткими рукавами, чаще всего — узкого кроя.

Позднее в обиход вошел и укороченный вариант до талии — такую сорочку называли camisole («камисоль»). Главной функцией нижней сорочки была защита кожи от жесткого корсета.

В начале 1880-х годов панталоны и сорочки стали объединять в один предмет нижнего белья — комбинацию. Сделано это было для большего удобства и сокращения числа одежды, которую женщине нужно было надевать на себя ежедневно.

У комбинации обычно была застежка, доходившая до шеи, и длинные рукава, к началу 20 века их также стали украшать кружевом и вышивкой.

Корсет и кринолин: прекрасные и ужасные

Поверх панталон и сорочки дамы надевали нижнюю юбку, которая была призвана сохранять тепло и придавать форму платью. До 80-х годов XIX века в моде был узкий силуэт платья, поэтому и нижние юбки почти прилегали к ногам, однако вскоре в моду вернулся турнюр, и нижние юбки стали шире и свободнее.

Для поддержания формы таких платьев нужны были нижние юбки из специальной жесткой ткани — кринолина. Чаще всего нижняя юбка из кринолина доходила до колен или немного ниже. Такую юбку надевали поверх корсета, а сверху полагалось иметь еще несколько белых юбок из хлопка.

По мере того как юбки продолжали расширяться, производители предлагали разные формы кринолинов — например, юбку, в которую вшивались обручи из стали или китового уса. Со временем у каждой аристократки появилось два обязательных вида кринолина: для повседневной одежды и для выхода в свет.

Первый вариант представлял собой узкую у талии и постепенно расширяющуюся к подолу маленькую нижнюю юбку. Кринолины же для вечерних туалетов были шире, длиннее и объемнее, особенно в части под спиной — для поддержания шлейфа.

На протяжении всего XIX века кринолины то исчезали, то вновь входили в моду, а последний «звездный час» таких юбок пришелся на самый конец столетия, после чего жесткие нижние юбки благодаря реформе нижнего белья навсегда исчезли из женского гардероба.

Среди всего многообразия нижнего белья тех времен отдельного упоминания, безусловно, заслуживает корсет. Первый прародитель корсета появился еще у древних римлян, которые изготавливали его из ткани. Позже крой корсета все время усложнялся: при его пошиве стали использовать железные и деревянные бруски, шнуровку.

В XV—XVI вв. еках европейских женщинам приходилось особенно тяжело: корсеты превратились в сложную металлическую конструкцию со стальными болтами — с их помощью теперь было принято делать грудь практически плоской.

В это же время Екатерина Медичи ввела в моду талию обхватом 33 сантиметра, и у женщин, вынужденных соответствовать стандартам красоты, часто появлялись проблемы с пищеварением или просто постоянные боли от ношения столь сковывающей одежды.

Именно тогда врачи впервые начали бить тревогу: некоторые из них даже утверждали, что четыре из пяти женщин умирают из-за ношения корсета. После Великой французской революции корсеты вышли из моды, однако совсем ненадолго: уже в 1810 году женщины вновь начинают его носить, а с 1820-х годов производство корсетов становится промышленным.

С этого момента и до конца века дамы не выходили из дома без корсета: этот предмет одежды считался едва ли не главным предметом, формирующим женский образ и придающий фигуре нужные, «правильные» изгибы. Корсет одновременно подчеркивал все необходимое и убирал лишнее, а состоятельные дамы почти всегда заказывали себе пошив корсета по индивидуальным меркам.

«Женское рабство» и выступления феминисток

Создавая каждой женщине идеальную по стандартам времени фигуру, корсет при этом ограничивал объем легких на 20−30 процентов, и к концу XIX столетия в различных изданиях все чаще стали появляться изображения, наглядно демонстрировавшие вред, наносимый женскому организму корсетом.

Именно эти картинки и все чаще звучавшие предостережения врачей приблизили начало реформы женского нижнего белья, продолжавшейся до второго десятилетия XX века.

Впервые официальная организация, выступавшая против деформации женского тела, была создана в Англии и называлась «Эстетическое движение». К организации примыкало все больше и больше женщин, призывавших отказаться от вредного предмета гардероба и заменить его на более практичный и безвредный вариант.

Одной из активисток в борьбе за освобождение женщин была французская писательница Жорж Санд, выбравшая весьма оригинальный способ протеста: Санд начала выходить в свет в мужском костюме и шляпе, объясняя это тем, что вся существующая женская одежда попросту неудобна и вредна.

Следовать примеру француженки стали и женщины из других европейских стран, настаивавшие на том, что корсет — это орудие пытки и женского рабства. Другая француженка — врач Парижской медицинской академии Гош Саро — в 1903 году сама разделила корсет на две части — верхнюю и нижнюю, бюстгальтер и пояс.

Окончательное избавление женщин от ненавистного корсета произошло благодаря усилиям парижского модельера Поля Пуаре — одного из главных реформаторов моды XX века.

Корсет - специальное устройство из плотных или эластичных материалов на шнуровке, крючках или молнии, служащее для стягивания фигуры и придания ей очертания, диктуемого модой. ("Большая российская энциклопедия").

История корсета неотрывно связана с историей костюма, историей развития человечества. Первые упоминания о корсете относят к 2600-1250гг до н.э. Древние народы, жившие на островах в бассейне Эгейского моря, создали интересную культуру. Костюмы жителей Крита и Микен поражают своей сложностью и искусностью. Это прекрасный крой, подчёркивающий все характерные особенности фигуры. Стройные талии женщин и мужчин затягивали негнущимися кожаными поясами, которые помогали достигать не только идеальной формы, но и служили дополнительной защитой во время сражений. Для придания большей прочности в них вставляли металлические и деревянные пластины, благодаря развитию ювелирного искусства, пояса обильно украшались. В Древней Греции (8-2 в до н.э.) для придания фигуре стройности, женщины стягивали грудь страфионом, а талию туго охватывали куском талии.

Тонкая талия была идеалом в самые разные времена. В Новой Гвинеи, например, ребенка крепко стягивают посередине, так он приобретает на всю жизнь осиную талию. Но там в это вкладывают скорее магический, чем эстетический смысл. У народов многих стран принято обматывать туго вокруг талии пояс.

Несмотря на многовековую историю, слово "corset" появилось только в 1834 году от французского "corps", означающего "тело". В русском языке - от немецкого "korsett".

В последующие годы корсет менял свой вид и форму в зависимости от силуэта, господствующего в моде, но устройство же по своей сути оставалось одинаковым - каркас, удерживающий фигуру при помощи вшитых в ткань косточек и пластин.

В Европе корсет появляется в Средние века, во времена Крестовых походов. Корсеты выполняли в основном защитную функцию и внешне походили на воинские доспехи. В письменных источниках XII века можно найти указания на шнурование лифа. К концу XIII века женскую талию охватывал широкий пояс - bandeau, приподнимавший и грудь. В моду вошло облегающее платье, подчеркивающее формы тела. Зашнуровывалось оно то спереди, то сзади. Широкий пояс удерживался в моде и в XV веке, он стягивал талию и приподнимал груди, и они выступали как два яблока, из декольте платья. И тотчас нашлись моралисты, резко критиковавшие глубокое декольте и туго затянутую талию. Были сделаны первые попятки расширить форму юбки, чтобы подчеркнуть талию - хитроумный прием, позже в XIX веке, ставший основным орудием моды.

В период готики покрой корсета усложнился. Благодаря железным и деревянным брускам, которые размещали между грудными железами, корсет исправлял естественные недостатки фигуры. Он шнуровался сзади, сбоку и спереди. Женщинам этот элемент одежды помогали выглядеть соблазнительно и привлекательно. Но не каждая женщина могла позволить себе носить корсет, так как его цена была очень велика. Мужчины тоже носили корсеты, они использовали их как средство защиты от мечей врагов. Мужской корсет имитировал панцирь, был изготовлен из металла, иногда из кожи, и закрывал все туловище. Со второй половины XV века, женские корсеты начали изготавливать из кожи с металлическими брусьями. В корсете делали отверстия для доступа воздуха к телу, при стягивании корсета, края этих отверстий врезались в кожу и доставляли женщинам ужасные мучения.


Корсет - предтеча современному бюстгальтеру появился в эпоху Возрождения. В это время моду входят более обтягивающие одеяния, которые были пытались исправлять недостатки женской фигуры. Железные или деревянные бруски,которые вшивали в ватную подкладку одежды, находились между грудными железами и тянулись сверху до нижней части живота. Корсет мог шнуроваться спереди, сбоку и сзади. Стоимость такого корсета была очень высокой, и это могли себе позволить только женщины из высшего общества.

И все же, хотя самостоятельным элементом одежды корсет стал у бургундцев в 14 -15 веках, в настоящий фетиш дамской моды он превратился с помощью испанских законодателей моды в 16-17 веках, когда слабый пол был закован в панцири, державшиеся с помощью деревянных планок, металла и китового уса. В середине XVI века церковь провозглашает женщин исчадием ада, испанский двор возводит в культ плоскую фигуру.Представительницам слабого пола пришлось надеть корсеты из сложной металлической конструкции со стальными болтами, весил такой наряд внушительно и был похожим на настоящие латы. От естественных линий и форм почти ничего не осталось; деформированные женские бедра поддерживали колоссальный рок на обручах. К корсетам приучали с 5-6 лет, причем бедным девочкам запрещали расшнуровываться на ночь, либо ставили на грудь свинцовые плиты, чтобы грудь не развивалась и оставалась плоской.

По утрам несчастных дам отлаженным движением зашнуровывали крепкие служанки, упираясь коленом в хозяйский зад. Белье времен торжества испанской моды сравнимо с орудием пыток. Следствием ношения такого корсета была ранняя смертность женщин. Испанские дамы из высшего общества для достижения плоских форм стягивали свою талию до 20-20,5 см в полуобхвате, тем самым вызывая многие заболевания внутренних органов. К корсету прикреплялась вертлога конструкция из металлических прутьев. Прутья расходились на метр с каждой стороны, и на таком расстоянии размещалась юбка. Несмотря на то, что ношение этого аксессуара нередко приводило к смерти, металлический корсет занял прочное место в гардеробах модниц до конца ХVII века.

Знаменитая французская королева мод Екатерина Медичи ввела стандарт обхвата талии, который составлял 33 сантиметра. Женщины, которые старались соответствовать моде, жертвовали здоровьем, так как при ношении корсета происходила сильная нагрузка на внутренние органы, корсет сдавливал печень, желудок, почки и нарушал кровообращение.

У «жертв» моды начинались проблемы с пищеварением и воспроизводительной функцией. Врачи говорили, что четверо из пяти женщин умирают из-за ношения корсета.


Корсеты одевали не только на Западе, но и на Востоке. Индийские танцовщицы баядеры носили корсеты, которые отвечали потребностям здоровья и одновременно совершенствовали женскую фигуру. Их корсеты были изготовлены из коры мадагаскарского дерева и имели телесный цвет (поэтому иногда казалось, что грудь обнажена). Эластичность корсета не затрудняла дыхания. Баядеры никогда не снимали корсет, даже спали в нем.

С середины XVII века снова возвращается обычай приподнимать грудь, делая ее пышной. Теперь корсет изготавливают из шелка, атласа и кружева, украшают вышивкой и перьями. В эпоху барокко, корсет с кринолином был основой женского наряда, он стал изготавливаться из ткани и гибкого китового уса. Английский корсет шнуровался сзади, а французский - спереди. В период барокко главное назначение корсета - создание узкой талии.

Рококо, возродив в 18 веке юбку на обручах, снова сделал корсет основой дамского облика. В это век, не случайно названный "галантным" , эти сжимающие грудь пластины, были вещью, сильно возбуждающей чувственность.

Корсет надевали на тонкую рубашку, так как швы при тугом стягивании могли причинить массу неудобств, поэтому к аккуратности их изготовления предъявляли высокие требования и искусство мастериц-корсетниц ценилось очень высоко. В начале XVIII в появляются корсеты с китовым усом, с их помощью можно было затянуть талию до 40см, одновременно с помощью корсажа придать груди полукруглую форму. Корсет безжалостно отодвигал назад плечи и руки, заставляя свою хозяйку сильно прогибаться в спине. Декольте было так глубоко, что обнажались соски.

Выходить на улицу и посещать церковь в таком виде не возбранялось. Напротив, в хрониках Лондона начала XVIII века сохранилась запись о трех молодых сестрах, которые каждое утро прогуливались по аллеям вокзала в платьях, открывавших бюст целиком; горожане восхищались девушками: "Почтенные матери приводили своих дочерей взглянуть на такую красоту, а мужчины спорили, кому из сестер присудить пальму первенства, и никак не могли столковаться ".

Страшные муки терпели женщины, желавшие соответствовать моде. Представьте себе, что в пушкинские времена в моде была талия 56 сантиметров, а в эпоху модерна у светских львиц существовало негласное правило: объем талии должен равняться объему шеи любовника! Талия в 40 сантиметров была обычной для бального платья. Но как при этом они, бедняжки, дышали? Не удивительно, что на балах дамы то и дело падали в обмороки, однако и это они заставили служить себе на пользу: мол, обмороки случаются от нежных чувств, от тонкой трепетной натуры!

В женской одежде XVIII века господствовали зашнурованный лиф и убка на обручах - panier. Лиф зашнуровывался спереди или сзади посередине. Передняя застежка служила украшением платья, иногда ее закрывала вышитая деталь, иногда ее нарочито оставляли навиду и декорировали. Туго затягивали лиф не только женщины, но и маленькие девочки. Без корсета ходили только в провинции простые женщины.

После Французской буржуазной революции (1789) корсет некоторое время не одевали. В одном из французских музеев хранится корсет, который в тюрьме носила свергнутая королева Мария Антуанетта. Революция объявила войну таким аристократическим атрибутам, как корсет, юбка на обручах, припудренные парики, ленты, банты, мушки... Был создан единый стиль одежды, который затушевал классовые различия. Корсет уменьшился до размеров пояса. На это изменение повлияла Англия - в моду вошла одежда английских дворян, ценивших удобство. Также на моду повлияло увлечение античностью и идеалом становятся греко-римские наряды с преобладающей простотой. На рубеже XVIII-XIXвв, когда в моду вошли туники из полупрозрачных тканей, женщины временно смогли отказаться от жестких корсетов, если им позволяла фигура, в противном случае они пользовались полукорсетами из эластичных тканей (известных с конца XVIIIв.).

Во времена Директории с ее классическим идеалом и свободой, восторженно встреченными женщинами, корсет не согласовывался более и исчез. В 1799 году линия талии поднялась под самую грудь, в результате платье фактически выполняло роль бюстгальтера, и корсет потерял всякий смысл. Формы тела подправляли иногда узким шарфом, поддерживающим грудь и завязывающимся сзади накрест. Через несколько лет линия талии стала снова опускаться на естественное место. И срузу же стали придумывать средства для того, чтобы зрительно ее уменьшить. Англичане придумали свой тип корсета, удивив в Париже в 1814 году французов талией на нормальной высоте. Но французская мода все же победила. Стиль "ампир" с перемещенной под грудь линией талии держался в моде до 1821 года. Лишь после этого талия начала понемногу опускаться, пока к 1825 году вновь не оказалась на своей естественном месте.

Уже с 1810 года мода снова возвращает корсеты слабому полу, на этот раз почти на целое столетие; с 1820 года производство корсетов было поставлено на промышленную основу. Во французской промышленности изготовление корсетов приобрело особое значение. В конце XIX века оно сосредоточилось в двух городах - Лионе и Ромилли. и сразу были введены новшества: в 1828 году изобрели блочки (до этого вырезали отверстие, которое обметывали петельным швом). они позволяли плотнее зашнуровывать корсет. Начиная с 1930 года корсет носили не только модницы, но и практически женщины всех слоев общества.

С появлением турнюра корсет стал заковывать женщину почти до колен. Ходить без корсета считалось неприличным, женщина считала себя неодетой, если её заставали без корсета. Во времена Виктории, британской королевы, корсет носили даже беременные англичанки - появиться на светском рауте с заметными признаками округлившегося живота было равноценно позору. Считалось, что на 3 месяца будущая мама должна была находиться под домашним арестом.

Иногда борьба за талию приводила к досадным конфузам: в 1828 году одна несчастная дама, утянувшая свою талию на целую треть, с треском "лопнула" на придворном балу и, к ужасу своего кавалера, мгновенно располнела.

Одни лишь англичане позволили женщинам ослабить корсетный "гнет" - их корсеты шнуровались сзади и не затягивались так туго, как французские.

Решительным противником корсетов был Ж.Ж.Руссо, французский писатель и философ, ее взгляды нашли отражение в книге «Вырождение человеческого рода под влиянием корсетов», вышедшей в свет во второй половине 18 века во Франции.

Запрета на корсеты требовали врачи, реформаторы, философы. Плохое пищеварение, приступы истерии, искривление позвоночника, болезни печени и сердца, рак и ранняя смерть - все свалили теперь на корсет.

Несмотря на это в течении всего XIX века корсет оставался основой женской одежды. В конце концов корсет сделал женскую фигуру похожей на песочные часы, но изменения происходили и здесь...

К 1870 году корсет состоял из 40 китового уса. Он помогал подчеркнуть тонкую талию и высокую грудь. Подобная форма держалась еще 10 лет, до 1880 года, затем начали ее все больше срезать наверху. Вносили измениния и в шнуровку. Застежка состояла из двух стальных полосок и крючков, позволявших легко растегивать корсет, к тому же не нужно было более боятся того, что спутаются завязки.

В 1880 году появился новый сорт корсета - "помпадур". Он был коротким, выше бедер, спереди и сзади заканчивался острым углом.

В 1885 году женщины сели на велосипед и с этой поры стали жаловаться на то, что тугой корсет мешает им в езде. В следующем году появился бюстгальтер как отдельный предмет женской одежды. Изобретение это было запатентовано Йозефом Уэлсом из Филадельфии. Бюстгальтер представлял собой корзину сплетенную из проволоки, он был гигиеничен, не впитывал пот, и каждая женщина могла подобрать себе нужный размер. Уже в следующем году, изобретение это можно было заказать по почте за 75 центов.

В середине 1880-х годов появились первые резиновые штрипки, к которым прикрепляли чулки, но несмотря на это продолжали носить подвязки.

Некоторое время спустя использование полос из нержавеющей стали позволило ввести следующее новшество: стальные полосы корсета выгибали соответственно формам тела: по талии - вовнутрь, по бедрам снаружи.

В последнем десятилетии XIX века корсет стал короче и прямее: по бедрам в нем сделали вырезы, бюст же разделили короткие пучки из китового уса, называвшегося divorces.

В 70-80 годах XIX века борьба за изменение женской одежды принимает широкие масштабы. В Англии возникает общество «Эстетическое движение», которое выступает против деформации женского тела.

Корсеты часто были подвержены критике. Ученые гигиенисты называют корсет орудием пытки. Наполеон отмечал, что корсет, это одежда для кокеток с плохим вкусом, он предупреждал, что этот вид одежды вызывает увечье для потомков, и называл корсет убийцей человеческого рода. Французскому королю Карлу X совсем не нравились женщины в корсетах, он часто говорил, что раньше во Франции можно было встретить Венер, Диан, а теперь здесь только «осы».

Знаменитый французский естествовед Жорж Кюв’е прогуливаясь на природе с дамой в корсете, видел в ней настоящую жертву моды. Когда девушка посмотрела на душистый цветок, он сказал, что раньше она напоминала ему этот цветок, а завтра этот цветок будет напоминать ее. На следующий день молодые люди подошли к тому же цветку, он терял свой естественный цвет и форму. Девушка не могла понять, как цветок мог так быстро увянуть. Жорж Кюв’е объяснил ей, что этот цветок - это образ девушек и женщин в корсетах, которые вянут от сжимания своего тела. Естествовед показал своей спутнице нить, которой перевязал вчера на прогулке стебель прекрасному цветку. И предостерег девушку, что она так же увянет, как этот цветок, постепенно теряя обворожительность молодости, если не перестанет носить «опасную» одежду.

И все же в конце 19- го века всесильная мода снова затянула женщин в корсет так, чтобы совсем не было видно живота. Весил корсет несколько килограммов. Женщина в нем едва могла дышать и совершенно не могла нагнуться. А лишний тур вальса, игра в волан или катание на велосипеде иной раз заканчивались для дам летальным исходом. Смертельных случаев было так много, что в конце 90-х годов даже пришлось издать указ о запрещении носить корсет во время занятий спортом.

Корсеты начала XXв высоко поднимали грудь и сильно прогибали спину, придавая женской фигуре S-образную форму. Создавалось впечатление, что у женщины осиная талия и пышные бёдра. Грудь демонстрировалась в ее естественных формах, живот освободился от давления. Идеалом стали формы зрелой женщины. Крупным реформатором-освободителем женского тела стала танцовщица Айседора Дункан. Пропагандируемый ею естественный танец ускорил появление в моде свободного платья.

В 1902 году изобрели корсет, поддерживающий снизу живот. Передняя часть лифа была абсолютно прямой благодаря корсету. Но и этим стали вскоре злоупотреблять: лиф оказался донельзя утянутым, спина сильно вогнутой, а живота вообще не было, его поднимали вверх. В 1903 году, француженка, женщина-врач Парижской медицинской академии, Гош Саро разделила корсет на две части: верхняя - бюстгальтер и нижняя - пояс. В 1905 году знаменитый парижский модельер Поль Пуаре предложил женское платье без корсета. Говорят, что он преуспел в этой борьбе благодаря таким танцовщицам, как Айседора Дункан, Мата Хари. Именно они впервые на сцене показали свои гибкие прекрасные тела под тонким шёлком. Он предложил платья рубашечного покроя и без корсета - юбка начиналась возле груди и ниспадала до пола. Он создал силуэт, который принёс ему славу, и назвал его «La Vague». Его жена Дениза была чрезвычайно стройная женщина и к тому же она демонстрировала все его модели, а потому парижанкам захотелось выглядеть так же привлекательно и грациозно, как Дениза. Корсет Пуаре заменяет бюстгальтером и поясом для чулок. К слову сказать, корсет и раньше не использовался для поддержания чулок. Эту функцию выполняли подвязки, которые представляли собой ленты и завязывались выше или ниже колена в виде банта. И в том и другом случае эта деталь туалета, как у мужчин, так и у женщин, также имела свойство вредности для здоровья. Подвязками перетягивали ноги, и соответственно нарушалось кровообращение. Говорят, что фабриканты корсетов отправилисьу Пуаре с петицией, умоляя отказаться от бескорсетных моделей, которые грозили им разорением.

В 1910 году корсет опустился, сдавив безжалостно живот и бедра. Теперь он меньше стягивал талию, высвободил бюст, но сковал ноги. В 1911 году впервые в истории моды вошли в моду узкие будра и корсет иногда доходил до колен.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди