21.08.2019

Вопрос: Основные функции семьи. Главные функции семьи и их характеристики


Основное назначение семьи - удовлетворение определенных потребностей. Можно ли это утверждение считать правильным? Выслушав учащихся, учитель резюмирует: да, в конечном счете это так и есть. Семья удовлетворяет общественные, групповые и индивидуальные потребности. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе в воспроизводстве населения. В то же время семья, естественно, удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т. е. в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но ив качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научно-культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал актуальным?

Причин здесь много. Они непросты, взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи. В настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. Почему это произошло? Хорошо это или плохо?

Среди причин появления такой ситуации называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране восемь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских семей ведут городской образ жизни. Производственная занятость женщины, рост материального благосостояния и культуры людей, взрыв потребностей - все это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требовательность друг к другу. Изменились взаимоотношения членов семьи: они стали более нравственными, более сложными и тонкими психологически. Изменился взгляд на детей: их хорошо одевают, стараются дать всестороннее развитие. Каждая семья стремится иметь благоустроенный дом или квартиру, хорошую обстановку.

Однако главная причина в другом: вместе с научно-технической революцией произошла и так называемая вторая демографическая революция. Раньше наблюдалась высокая детская смертность. Она компенсировалась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. Смерть ребенка иногда объяснялась так: «Бог дал - бог взял. Бог еще даст…» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5-7 детей, а теперь достаточно 2-3. Так что суть второй демографической революции состоит в том, что вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее планировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ребенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование многие родители уже фактически осуществляют, хотя и не задумываются над этим.

Заметим, что вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семьи . В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти явления - закономерн ы и не должны вызывать беспокойство. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина - матерью. Подсчитано, что население, состоящее из двухдетных семей, примерно через тридцать лет теряет третью часть своей численности. Для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы половина семей имела по трое детей, а остальные по двое. Однако общество очень заинтересовано в том, чтобы численность населения возрастала, а не только воспроизводилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения многих молодых родителей куда более скромные. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и личности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.

«Из материалов предыдущих уроков вспомните,- обращается учитель к учащимся,- какие меры в этом направлении предпринимает государство». Ответы учащихся можно дополнить данными, содержащимися в статье Ю. Королева «Молодой семье - государственная поддержка» (см.: Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни.- М.: Просвещение, 1986.- С. 10-13). После короткой беседы учитель подчеркивает: мы рассмотрели репродуктивную функцию семьи с точки зрения потребностей общества. Но ведь в необходимости ее осуществления кроются также личностные и общесемейные интересы.

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода развивается у человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. У них пробуждается родительская любовь и богатая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей. Главные из них: у женщины- материнство, у мужчины - отцовство. Свойства этих удивительных чувств мы подробно рассмотрим на одном из будущих занятий.

А в чем суть общесемейных интересов, связанных с репродуктивной функцией? Они имеют отношения прежде всего к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции . В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. Еще в 1937 г. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком». Этой проблеме талантливый педагог придавал очень большое значение. В выступлениях перед родителями Антон Семенович несколько раз разъяснял свою позицию. Он настойчиво подчеркивал: «Даже в самых лучших, самых счастливых случаях, даже в руках талантливых и внимательных родителей воспитание единственного ребенка представляет исключительно трудную задачу». По его мнению, причинами такого положения являются следующие обстоятельства:

1. Единственный ребенок становится недопустимым центром человеческой ячейки.

2. Родители единственного ребенка не могут избавиться от вредного центростремительного угодничества. Заботы отца и матери обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в этом случае отличается известной нервозностью.

3. В единственном ребенке заключаются все перспективы родительского счастья, потерять его - значит потерять все. Поэтому единственность ребенка неизбежно приводит к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники.

4. Опасность воспитания одного ребенка в советской семье в последнем счете сводится к потере семьей качества коллектива. А это чревато серьезными последствиями: «Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья».

Вот поэтому в семье, где единственный ребенок, родители «не могут воспитать естественные тормоза для развития индивидуализма», «волей-неволей… воспитывают эгоиста». Немаловажно и следующее. В большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт любви и дружбы к старшим и младшим братьям и сестрам.

Словом, А. С. Макаренко считал семью с одним ребенком неполной, таящей много педагогических «рифов».

С тех пор прошло немало времени, другими стали родители, дети, претерпела изменения и сама семья. Причем семей с одним ребенком становится все больше и больше. Как это сказывается на уровне успеваемости, трудовой и общественной активности подростков?

В большинстве семей, имеющих одного ребенка, все внимание мать и отец - в некоторых случаях бабушка и дедушка!-уделяют только ему. И чаще всего такой школьник по сравнению со своими сверстниками из семей, имеющих несколько детей, и лучше ухожен, и лучше одет, и лучше накормлен, у него больше игрушек, лучше жилищные и материальные условия. Кому, как не ему, учиться хорошо и отлично? Даже при весьма слабых способностях такой ребенок должен бы учиться в худшем случае удовлетворительно. Но в жизни дело обстоит иначе. Среди неуспевающих подростков немало тех (около 34%), которые являются единственными у родителей.

Единственным в семье подросткам более, чем остальным, присущи такие недостатки, как капризность, обидчивость, невнимание к товарищам, неумение доводить начатое дело до конца, подчиняться (при стремлении подчинить себе других), ценить достоинства другого, отсутствие бережливости и др.

Многие из тех серьезных трудностей воспитания единственного ребенка в семье, на которые так усиленно обращал внимание А. С. Макаренко, существуют и в настоящее время. Поэтому, хотя матери и отцы на воспитание единственного ребенка затрачивают, как правило, очень много усилий, результаты получаются хуже ожидаемых. И это понятно. В семье, где несколько детей, самой жизнью создается коллектив; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. Здесь идет активное взаимовоспитание детей, в жизни каждого ребенка естественным образом существуют коллективизм, сопереживание, солидарность, чувства товарищества и дружбы, любовь к брату или сестре.

Можно привести и многие другие данные, которые подтверждают, что в семье, имеющей несколько детей, создается благоприятная обстановка для появления человеческого счастья. Вот почему сами родители должны стремиться иметь несколько детей.

Экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности.

Экономическая функция, как и другие, определяется экономическим базисом общества и его культурой. Суть хозяйственно-экономической деятельности семьи при капитализме составляют накопление частной собственности и передача ее по наследству. Это развивает у людей собственнические инстинкты, которые разрушительно действуют на семью, порождая отчужденность и неприязнь не только между супругами, но и между родителями и детьми. В социалистическом обществе блага распределяются по труду. При этом экономическая деятельность семьи, естественно, не включает в себя накопление частной собственности.

Взрослые члены семьи должны участвовать в общественном производстве, т. е. должны трудиться, и таким образом обеспечить семье материальную основу существования.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе «может быть двояким: справедливое распределение хозяйственно-бытового труда в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию детей; при несправедливом разделении этого труда, когда он взваливается в основном на женщину, муж же выступает в роли «хозяина», а дети -лишь в роли потребителей, такое влияние остается неблагоприятным и ведет к возрастанию в семье разрушающих ее сил». Вот почему в нашем обществе широко развивается сфера обслуживания, оказывающая семье все возрастающую помощь. Этому же способствует оснащение семьи бытовыми машинами и приборами, облегчающими домашний труд.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, т. е. главенства в семье. Как уже отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Отцовские семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко. Правда, появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она - основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинства наших семей характерно равноправие супругов в управлении семьей. Конечно, самый прогрессивный принцип семейного управления - равноправие супругов. При этом равенство супругов должно быть примерным: в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право решающего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. В семье воспитываются и взрослые и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - передача ее. взрослыми членами (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) детям накопленного обществом социального опыта: формирование у них научного мировоззрения, политической сознательности, коммунистического отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином; обогащение их интеллекта и формирование совести; содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. К сожалению, далеко не все взрослые (особенно молодые родители) осознают сущность влияния семьи на детей раннего возраста. А влияние это удивительно по своей важности. В последние годы физиологи, медики и психологи установили, что дети до трех лет особенно предрасположены к воздействию семьи, в первую очередь матери. Именно в первые дни и месяцы жизни у ребенка закладываются исходное доверие или недоверие к миру, возникающие от чувства эмоциональной защищенности или беззащитности, которые неминуемо повлияют на его личность.

Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку всю ту гамму чувств и широчайший круг понятий о жизни, которые дает детям семья. Дело в том, что, как указывал еще выдающийся швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, «материнское чувство, сила отцовского воздействия, семейные добродетели, вся прелесть любви, весь опыт окружающей среды, образование через труд, взаимосвязь всего этого хорошего и его воздействие через узы, объединяющие членов семьи, домашние неприятности и заботы, неизбежные даже в обеспеченных семьях,- все это самой природой установленные основы поистине хорошего воспитания».

Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, «оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание».

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей - устойчивость его результатов. Так, правильное воспитание родителями детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебе, трудовой и общественной деятельности.

В семье ребенку менее, чем в школе, заметны преднамеренные воспитательные воздействия, и он активно проявляет себя в самостоятельной деятельности. Педагогические воздействия родителей на детей почти всегда индивидуальны. У них больше, чем у учителей, возможностей учесть при этом возрастные и индивидуальные особенности детей, включать детей в общественно полезную деятельность.

Семья оказывает сильное влияние на всестороннее развитие детей. При правильном воспитании она особенно успешно прививает детям трудолюбие, дисциплинированность, честность, самостоятельность, бережливость, доброту, готовность оказать помощь, умение сопереживать, ориентироваться в сложной обстановке, реализовать свои способности, вести домашнее хозяйство, беречь природу и т. д. Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера в целом - все это является для подрастающего поколения незаменимой практической школой отцовства и материнства. Очень сильное влияние большинство семей оказывает на профессиональную ориентацию и жизненные планы старших школьников. Но и это еще не все. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом, повзрослев, и в трудовые коллективы. Внутрисемейная обстановка также влияет на все сферы жизни самих родителей.

Незаменимость и важность семейного воспитания не умаляет роль общественного воспитания. В социалистическом обществе, где нет противоречий между семьей и государством, семейное и общественное воспитание дополняют одно другое, создавая наилучшие условия для формирования всесторонне развитой личности подрастающего человека.

Основы семейного воспитания детей необходимо знать каждому взрослому человеку. Особенно будущему родителю. На наших занятиях мы будем изучать семейное воспитание более подробно и обстоятельно.

В последние годы социологи все чаще выделяют коммуникативную функцию семьи. Молено назвать следующие компоненты этой функции: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия.

Раскрытие этого вопроса можно начать с краткой беседы. «Вспомните,- обращается учитель к классу,- что такое общение? Каковы основные черты общения близких людей?» Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает, что внутрисемейное общение оказывает сильное влияние на все стороны жизни семьи.

В семьях, где круг общения узок и его содержание однообразно, обедняется духовная жизнь, снижаются возможности воспитания. Довольно многие супруги недооценивают влияние общения на формирование детей, на развитие их интеллекта и эмоциональной сферы. Дело в том, что процесс этот очень сложен и распознать результаты его влияния непросто. Нередко на формирование многих личностных качеств различные формы общения влияют косвенно, опосредованно. Можно утверждать, что, например, общение детей с родителями в совместной работе по дому или на огороде влияет на воспитание их трудолюбия. Здесь налицо непосредственное влияние труда и общения. Однако, как установлено исследованиями, это же общение положительно воздействует на развитие у школьников самостоятельности, требовательности к себе, коллективизма, ответственности, заботливости и многих других качеств.

С внутрисемейным общением неразрывно связано общение семьи с окружающей природной средой. Рассмотрим, к примеру, семейные походы и прогулки на природу. Каково их влияние на детей?

В семьях, где регулярно проводятся походы и прогулки на природу, вдвое больше школьников, у которых хорошо развито трудолюбие. Почему? На его развитие прямое положительное влияние оказывают подготовка к походу, выполнение тех или иных обязанностей в самом походе, преодоление трудностей.

Сама ситуация похода во многом моделирует естественную человеческую жизнь, участие в приготовлении пищи, подготовке ночлега, поддержании костра и тому подобные дела помогают ребятам более уверенно чувствовать себя в жизни вообще.

Итак, трудно переоценить значение совместных прогулок и походов для воспитания в детях качеств будущего семьянина. Поход фактически является одной из форм «игр для взрослых», в которые дети включаются наиболее естественным образом. Такие древние семейные ценности и традиции, как поддержание очага, строительство дома, выполнение обязанностей, воспитывающих мужественность и женственность, рыцарское отношение к женщине, получают в походе естественное развитие и в условиях общения с природой легко усваиваются детьми.

Все большее влияние на образ жизни человека оказывают телевидение, радио, кино, периодическая печать. И семья, как упоминалось, должна быть добрым посредником во взаимодействии своих членов с этими средствами массовой информации. Этот важный и интересный вопрос мы разберем подробно, когда будем изучать идейные ценности семьи.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время - одна из важнейших социальных ценностей. Для советского общества характерно систематическое повышение культурного и нравственно-этического уровня проведения досуга. И это повышает его значение в восстановлении физических и духовных сил человека, во всестороннем развитии личности. Повышению роли досуга также способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Семейный досуг включает в себя: просмотр телепередач, слушание радио, чтение, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми; посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки в природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на усталость, и т. п. Проблема организации семейного досуга сейчас стала значительно злободневней, чем десять - пятнадцать лет назад. Улучшение жилищных условий населения, телевидение делают для многих школьников «домашний очаг» весьма привлекательным местом для проведения своего свободного времени. И еще одно обстоятельство: в нашей стране стало два выходных дня в неделю. Это также усиливает значение семейного досуга.

Жизнь семьи весьма многогранна. Нами кратко рассмотрены только ее предназначение и основные функции. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Необходимость семьи обусловлена потребностью человеческого общества в духовном и физическом воспроизводстве самого человека.

Над чем подумать, что обсудить

1. Проанализируйте, как осуществляется коммуникативная функция в вашей семье.

2. Продумайте и, если потребуется, прокомментируйте следующие высказывания А. С. Макаренко:

«Концентрация родительской любви на одном ребенке - страшное заблуждение» (Книга для родителей,- Соч.- Т. IV.- С. 111).

«Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству» (Там же,-С. 220).

«Родители на глазах у детей должны жить полной радостной жизнью» (Там же,-С. 448).

«Самочувствие родителей является, с моей точки зрения, одним из основных методов воспитания» (Там же.- С. 448).

Социальные функции семьи имеют два основных источни­ка их возникновения: потребности общества и потребности са­мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменениемкакмасштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин­ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци­альную задачу. Можно выделить следующие основные функ­ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

1) Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

2) В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.

3) Выполняя хозяйственно-экономическую функцию , семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

4) Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло­гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.


5) Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

6) Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности . Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

7) Все большее значение социологи придавали и при­дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се­мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин­формации (телевидение, радио, периодическая печать), с ли­тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об­ъединения.

8) Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

9) Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля­ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

10) Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

11) Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

12) Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие Посысоев Николай Николаевич

4. Функции семьи

4. Функции семьи

Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе ее исторического развития, обнаруживает себя ее специфическое целевое назначение как малой группы и социального института. Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и прежде всего супругов.

Активность семейной системы, приводящая к достижению соответствующего полезного результата, является многоаспектной и разнонаправленной. Брак нельзя свести к сексу. Он предопределяет весь образ жизни: труд, житейские радости, печали. Совместимость или несовместимость партнеров может быть должным образом оценена лишь в рамках семьи как единой поведенческой системы с доминирующими ценностями и определенным организационным паттерном. Помимо сексуально-эротической, имеют значение другие функции семьи, связанные с безопасностью, воспитанием детей, социальным обучением, а также развитием каждого из партнеров в отдельности и супружеской пары в целом. Супружескую адаптацию следует рассматривать в более общей системе взаимоотношений, отражающих индивидуальные связи каждого из партнеров с родительской семьей и социальным окружением в целом.

В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи.

Психологи чаще всего приписывают семье следующие функции.

Порождение и воспитание детей.

Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви.

Создание условий для развития личности всех членов семьи.

Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.

Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.

Семейный психотерапевт Д. Фримен излагает свою точку зрения. Он считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются:

Обеспечение выживания;

Защита семьи от внешних повреждающих факторов;

Забота членов семьи друг о друге;

Воспитание детей;

Создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи;

Поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом;

Социальный контроль над поведением друг друга.

Позиции специалистов по этому вопросу хорошо согласуются, имеющиеся различия касаются степени детализации сфер жизнедеятельности семьи. Например, сексуально-эротическая функция отделяется от репродуктивной ввиду самостоятельной ценности человеческой сексуальности, ведущей роли семьи в психосексуальном развитии индивида, а также автономизации сексуального и прокреативного поведения.

В целом, обеспечение благоприятного психологического климата, коммуникации чувств, взаимной моральной и эмоциональной поддержки, понимания и принятия членами семьи друг друга часто называют психотерапевтической функцией семьи. Функция организации досуга, по всей видимости, является составной частью рекреативной функции. В свою очередь, рекреативная функция понимаемая как восстановление эмоционально-энергетических ресурсов благодаря комфортности семейного общения, сближается по смыслу и с психотерапевтической, и с коммуникативной. Функция постоянства общения, с одной стороны, имеет непосредственное отношение к коммуникативным аспектам семейной жизни; с другой стороны, она отражает особую потребность членов семьи воспроизводить ситуации общения, придавать определенный ритм внутрисемейному взаимодействию. Правомерность выделения функции духовного совершенствования подвергается сомнению. Литовский семейный психолог Г. Навайтис прямо говорит о том, что существует достаточно много стабильных семей, не отличающихся ни условиями для самореализации их членов, ни высоким уровнем их духовности.

Сообразуясь с частотой упоминания в литературе, отдельно остановимся на функции безопасности, фелицитологической и гедонистической функциях семьи. Функция безопасности подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. В ней выражается заинтересованность людей в долговременном выживании, стабильности и уверенности в будущем. Семейная жизнь подчинена определенному распорядку, регулируется нормами и правилами, что позволяет застраховать ее от неприятных событий. А. Маслоу рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка. Эти факторы делают его окружение нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.

Подобно тому, как двухлетний малыш прячется за маму или папу от взглядов незнакомцев, человек любого возраста в минуту опасности предпочитает быть рядом с близкими. В семье мы ощущаем ценность своей жизни и черпаем силы, чтобы справиться со страхом, болью, болезнью. Поведение в чрезвычайных обстоятельствах (таких, как войны, землетрясения, наводнения и т. п.) подтверждает готовность людей к самопожертвованию ради своих родных и близких. Шансы выжить многократно возрастают, если о нас кто-то заботится. Функция безопасности проявляется и в том, что семья внутренне противится изменениям и преобразованиям, видя в них угрозу стабильности своего существования.

Фелицитологическая функция воплощает в себе мечты и надежды каждого человека на обретение семейного счастья. В понятие «счастливая семья» люди вкладывают разное содержание: для одних это общность взглядов и взаимопонимание, для других – материальный достаток, для третьих – таланты и школьные успехи детей. Символами семейного счастья могут быть и отдельная квартира, и совместные путешествия по живописным местам, и день рождения ребенка, и радость встречи даже после недолгой разлуки. Столь разнообразные взгляды объединены общим представлением о том, что счастье как состояние полного высшего удовлетворения чаще всего переживается в кругу семьи. В семье исполняются наши стремления и желания, компенсируются обиды, нанесенные окружением, поощряются наши способности и достижения. Члены семьи сопереживают удачам и радостям друг друга. Чувство удовлетворения субъект испытывает и тогда, когда удается сделать что-либо хорошее для своих любимых.

Семейное счастье – продукт коллективного творчества. В семье как системе невозможно, чтобы кто-то был счастлив или несчастлив изолированно; переживания одного человека так или иначе затрагивают других. Поэтому так ценится проявление эмпатии и действенный характер любви: от совместных усилий зависит желательный исход дела.

В идеале семья выполняет и гедонистическую функцию. Само название этой функции указывает на то, что она связана с удовлетворением потребности в физическом и психическом комфорте. Находясь в родном доме, среди дорогих сердцу людей, человек достигает спокойного и радостного состояния души. Всем хорошо знакомо чувство наслаждения вкусной едой, беззаботным отдыхом, непринужденной обстановкой во время семейных праздников, да и просто совместных обедов. Семейное общение изобилует приятными ощущениями, фантазиями, размышлениями. Взрослые получают удовольствие оттого, что проводят время вместе с детьми. Прогулки, игры, аттракционы, спортивные состязания, цирковые и театральные представления… Список забав и развлечений может быть огромным. Купаться и нежиться на солнышке, поедать сладости, барахтаться в сугробе, кататься с горки и даже пропалывать грядку гораздо веселее всем миром, чем в одиночку. «В семье и лень сладкая». Не потому ли любит вся семья часами сидеть у телевизора?!

У людей, выросших в неблагополучных семьях, есть трудности в умении веселиться, расслабляться. Сама мысль о радостях жизни может показаться им непозволительной. Между тем способность быть раскованным, отходить от обыденности, принимать участие в игре, проявлять остроумие и чувство юмора – все это характеристики здоровой личности.

Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества. Учитывая эту важную особенность, можно достичь большей полноты и точности анализа семейных функций. Убедительный тому пример – классификация, предложенная М.С. Мацковским (см. табл. 1).

Таблица 1 Анализ семейных функций

Продолжение табл. 1

В психологии семьи понятие « функция » используется практически во всех своих значениях:

Это роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;

Это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;

Функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;

Чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. Фактически каждая функция соответствует некой потребности или группе потребностей, например, потребности в любви, защите, общении, отцовстве и материнстве, духовной, физической близости и др.

Г. Навайтис подчеркивает, что часть функций семьи основывается на личностном общении, взаимодействии конкретных людей. Удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи. Действительно, мы чувствуем себя счастливыми, любимыми или защищенными благодаря людям, составляющим нашу семью.

Семья, в отличие от других малых групп, способна удовлетворить потребности в их комплексе, в их органичной целостности. Собственно, ради этого люди и объединяются в семейный союз. Отсюда и возникает чувство незаменимости семьи, а при ее распаде – сожаление и горечь утраты.

В силу своей полифункциональности семья объединяет индивидуальные, групповые и общественные интересы. Например, глубоко личное чувство взаимной любви и влечение мужчины и женщины друг к другу дают начало новой жизни. Появление на свет ребенка означает продолжение рода, связь поколений. Одновременно рождением детей семья обеспечивает воспроизводство населения. Во многом благодаря семейному воспитанию ребенок достигает социальной и психологической зрелости.

В любой семье достижение каждым индивидом необходимого или желательного целевого состояния не происходит бесконфликтно. Серьезные проблемы возникают в нескольких случаях: 1) какие-либо центральные потребности одного или нескольких членов семьи не удовлетворяются; 2) не согласуются основные потребности разных членов семьи; 3) способы удовлетворения потребностей взаимоисключаются или не устраивают кого-либо из членов семьи; 4) потребности одного из членов семьи представляются остальным чрезмерными. Тогда в течение некоторого времени какие-либо члены семьи будут существовать за счет других или же семья может распасться.

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

Из книги Тавистокские лекции автора Юнг Карл Густав

Рис. 1. Функции.

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Функции коммуникации Коммуникация выполняет несколько важных для нас функций.1. Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в общении. Все люди – социальные существа по природе своей, и мы так же остро нуждаемся в других людях, как в пище, воде и крыше над головой. Два

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги Аналитическая психология. Тавистокские лекции автора Юнг Карл Густав

Рис. 1. Функции.

Из книги Измененные состояния сознания и культура: хрестоматия автора Гордеева Ольга Владимировна

Функции ИСС Остановимся подробнее на вопросе культурно–исторической обусловленности функций ИСС. Арнольд Людвиг разработал (теперь уже ставшие классическими) представления о функциях ИСС для отдельного человека, которые он разделял на две большие группы –

Из книги Как улучшить память и развить внимание за 4 недели автора Лагутина Татьяна

Внимание и его функции Одной из важнейших особенностей протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер, что неразрывно связано с не менее важным свойством человеческой психики – вниманием. В отличие от познавательных процессов –

Из книги Измененные состояния сознания автора Тарт Чарльз

Функции ИСС Теперь, когда мы рассмотрели конкретные характеристики, связанные с ИСС, можно поднять вопрос, удовлетворяют ли они каким-то полезным биологическим, психологическим или социальным функциям человека. Я убежден, что уже само наличие и распространение таких

Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора Калинаускас Игорь Николаевич

Сенсорика на 4-й функции Сенсорика - элемент иррациональный, ориентированный на высоковероятные события и доминирующие потребности. Иррациональный тип элемента плюс суггестивный характер 4-й функции сводят возможности осознавания данного содержания практически к

Из книги Игры, в которые играют люди [Психология человеческих взаимоотношений] автора Берн Эрик

Логика на 4-й функции Логика - элемент иррациональный, ориентированный на маловероятные события и субдоминантные потребности, отвечает за обработку и оценку информации, связанной с организацией пространства внешнего или внутреннего мира. Несвязанность содержания 4-й

Из книги Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту автора Сатир Вирджиния

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

12. Смешанные семьи и семьи с одним родителем Примерно от 25 % до 35 % детей живут с приемными родителями. В основном это семьи, где настоящий родитель умер, или разведенные семьи, или родители ребенка так и не поженились. Когда ребенок попадает в такую ситуацию, он становится

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

Глава 5. Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены В зрелом возрасте существенно изменяется семейная ситуация в жизни человека, которая связана с началом самостоятельной жизни, отходом от прежних родственных связей и созданием

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн

56. Психология и функции семьи Семья – это одновременно и:1) малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью;2) социальный институт – исторически конкретная система взаимоотношений между

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Семьи с ориентацией на зависимость своих детей и семьи со ставкой на независимость В семьях, исповедующих независимость, стремление к самостоятельности воспринимается как естественный процесс, а не как вызов чьему-либо авторитету, и никогда не подчеркивается

Из книги автора

«Функции self» На различных этапах «цикла опыта» или «цикла контакта» мой self (в конечном счете, мой способ нынешней адаптации к окружению) постоянно развивается. Он «функционирует» с помощью четырех основных способов, которые обычно называются «функциями self»: «оно»,

Основные функции семьи и их характеристика.

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Нормальная семья – понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус исоциальную роль.

Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:

репродуктивную- биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

воспитательную- духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспи­тательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

хозяйственно-бытовую - поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

экономическо-материальную- поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособ­ных;

функцию организации досуга - поддержание семьи как цело­стной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

функцию социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори­ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Функции семьи.. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечива­ется восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребнос­тей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологичес­кой защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию чле­нов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребно­стей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротиче­ских потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее чле­нов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачи­ваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Раз­вод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди