05.04.2019

Сохранение умственных способностей у пожилых людей. Психологические особенности пожилых людей. Старение эмоциональной сферы


. Плохой слух может корректироваться путем использования слуховых аппаратов, однако их неудобство заключается в том, что происходит усиление не только речь других людей, но и всех внешних шумов

. Эта болезнь лечится хирургическим путем

Старение влияет и на работу нервной системы пожилых людей, которая снижает свою чувствительность, а вследствие этого замедляется реакция организма на действие внешних раздражителей. Сенсорная чувствительность несколько ухудшается, что особенно имеет место в работе слуховых ощущений. Плохой слух пожилого человека может вызвать ее кажущуюся невнимательность, защитную самоуглубленность. В отдельных личностей позднего доро слого возраста на фоне глухоты могут усилиться такие черты, как замкнутость и подозрительностьсть.

Период поздней взрослости характерен также ухудшением зрения у многих его представителей. Так, уменьшается способность фокусировать взгляд на предметах, что обусловлено потерей эластичности хрусталика, а е ого помутнение вызывает катаракту. Ухудшение остроты зрения затрудняет восприятие мелких деталей и требует использования коррекционных очков. Вкусовые ощущения практически не поддаются возрастным изменениям, в то время как обонятельная чувствительность ухудшается. Важно, что степень ухудшения существенно зависит от индивидуальных особенностей человекдини.

Хотя принято считать, что разум стариков слабеет, однако количество экспериментальных данных показали тенденцию сохранения многих когнитивных функций в поздней взрослости. Выявлено, что под влиянием м органических преобразований мозга, связанных со старением, происходят изменения в работе интеллекта пожилого возраста. Наиболее типичные из них - это снижение скорости умственных операций, в частности обработки пер цептивнои информации, механического запоминания и времени реакцииії.

Исследования мнемической деятельности пожилых людей показали несущественное снижение работы кратковременной памяти, практически без

. Старики лучше фиксируют и удерживают в памяти то, что для них важно или может потребоваться в жизни

изменений остаются темпы оперативной памяти и снижается производительность долговременной памяти, особенно такого процесса, как запоминание. Хотя на работу памяти в пожилом возрасте влияет состояние сосудов лю. Иудейские однако существенную роль играет психологический фактор - вовлеченность интеллекта. Логическая память сохраняет высокую производительность и в старости, в отличие от механической. Логическая память опирается на робот в мышление, которое у пожилых людей обычно сохраняет свои активные функцииції.

Экспериментально доказано, что несмотря лучшую работу памяти у молодых людей, они проигрывают представителям поздней взрослости в таком мышления аспекте как мудрость

. Мудрость - экспертная система знаний человека, является ориентированной на практическую сторону жизни и обеспечивает выработку взвешенных суждений и принятие умеренных решений

Начав активно формироваться еще в предыдущем возрастном периоде, в поздний взрослости мудрость достигает своего пика. По мнению американского психолога. ПБалтеса, экспертные знания распределяются на 5 категорию. Орийй:

o фактуально знания о практической стороне жизни

o процедурные знания о практической стороне жизни

o знания контекста общественных изменений

o знания о неопределенности жизни

o знания о относительности жизненных ценностей

В основу жизненной мудрости положен культурно обусловлен кристаллизованный интеллект, который в поздний взрослости достигает наибольшей насыщенности. Мудрость трудно приобретается, однако легко распознается людьми ьмы по ряду типичных признаков:

. Рис 377. Признаки мудрости за. Балтесом

. Ребенок - реалист, юноша - идеалист, мужчина - скептик, старый - мистик

. Г. Гете

Хотя опыт играет важную роль в выработке мудрости стариками, однако ее развитие далеко не является прямым отражением накопления жизненного опыта. Следует учитывать, какие уроки человек нап працьовуе до старости и в течение неї.

Принято считать, что воображение как познавательный процесс наиболее активно работает в детстве, подростковом и юношеском периодах, тогда как поздняя взрослость предусматривает вовлеченность памяти и мышления. Однако человек а пожилого возраста в связи с анализом собственного жизненного пути направляет имажинативни процессы на трансцендентальные аспекты действительности, а перспективы умирания склоняют к религиозности есть воображение в поздние и взрослости приобретает несколько мистического характерру.

Дискуссионным в геронтопсихологии остается вопрос обязательности спада умственной активности и угасание интеллекта стариков. Большинство ученых настаивает, что спад умственной активности не является об бовьязковим, так как обусловлен преимущественно установками человека. Механизм этого явления означает, что в подавлении умственной активности пожилого человека виноваты не старческие инволюционные процессы, а внушение ожидания и интеллектуальная бездействие самой личноститі.

. Человек, ведет продуктивную жизнь, не становится немощным старцем, наоборот, умственные и эмоциональные качества, развитые им в процессе жизни, сохраняются, хотя физическая сила ослабевает

. ВФранкл

. Рис 378. Механизм снижения умственной активности в пожилом возрасте

Спад интеллекта в пожилом возрасте обусловлено прямыми и опосредованными факторами. К прямым относятся старческие болезни мозга:

o сосудистые поражения мозга (инсульт, инфаркт мозга, атеросклероз)

o старческая деменция (приобретенная слабоумнисть, проявляющийся в дефектах познания, прогрессирующей амнезии и личностных нарушениях)

o болезнь. Альцгеймера (прогрессирующее отмирание клеток головного мозга, что сопровождается постепенным ослаблением памяти и дезориентацией человека)

К типичным опосредованных факторов старческого спада интеллекта относят: неблагополучное физическое и психическое здоровье, пищевую недостаточность (авитаминоз), злоупотребление алкоголем и лекарствами, интеллектуально на бездействие.

Исследованиями доказано, что вербально-логические функции прогрессируют даже тогда, когда инволюция старости уже поразила невербальный интеллект и сенсомоторике человека. При высоком уровне задействованной интеллекта развитых познавательных интересах и системной самообразовательной деятельности спад вербальных функций не происходит до глубокой старости. Довольно часто люди сохраняют свою умственную работоспособность и по дос. Гненный 70-летнего рубежа. Более того, много талантливых людей именно в возрасте создают настоящие шедевры, получает мировое признаниення.

. Примерами поэтому есть следующие деятели:. ПЛамарк,. ИКант,. ИПавлов,. ВГюго,. ЛТолстой,. ЗФройд,. БСкиннер,. ЕЕриксон,. МАмосов и др.

Принято считать, что в старости интеллектуальные способности неизбежно снижаются. Однако это не всегда так. Рассмотрим, каковы особенности интеллекта в пожилом возрасте, и можно ли сохранить умственные способности в старости.

От чего зависит уровень интеллекта в старости?

Многочисленные исследования социологов и врачей убедительно доказали, что у пожилых людей, не нуждающихся в лечении в психиатрических домах престарелых, уровень интеллекта в пожилом возрасте не снижается.

Исследования также показали, что уровень интеллекта, который сохраняется до пожилого возраста, зависит, во-первых, от уровня образования, а во-вторых, от профессиональной квалификации. Люди, которые в течение жизни постоянно занимаются самообразованием, сохраняют высокий уровень интеллекта.

Еще один важный фактор, способствующий поддержанию нормальных интеллектуальных способностей, - это среда, в которой живет пожилой человек. Нормальные, здоровые условия способствуют сохранению подвижности ума и здоровью психики, в то время как люди, живущие в так называемых «тепличных» условиях, приводит к пассивности и ригидности. Самостоятельность и активность – это главные факторы, поддерживающие высокий жизненный тонус.

Также чтение литературы, решение задач, изучение языков способствуют постоянно работе ума и способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Ученые утверждают, что интеллектуальные способности не только не затухают в пожилом возрасте, а наоборот могут стать лучше. Так, например, способности к абстрактным наукам и философии возрастают к 60-80 годам. Подтверждением этому служат труды многих великих ученых и философов.

Как тренировать интеллект?

Итак, можно сделать вывод, что интеллектуальный труд в течение жизни, самосовершенствование, а также самообразование – это гарантия сохранности умственных способностей в течение всех жизни. Известно, что если мышцы не разрабатывать, они постепенно атрофируются. Это же касается и интеллекта. Если клетки мозга «не работают», необходимость в них отпадает, и они начинают постепенно отмирать.

Умственные нагрузки в пожилом возрасте должны быть построены определенным образом. Известно, что в пожилом возрасте лучше работает не механическая, а систематическая память, поэтому престарелым людям можно рекомендовать не заучивать что-либо наизусть, а пытаться выделить суть событий, явлений, прочитанных книг.

Если пожилой человек занимается умственной деятельностью в течение длительного времени, ему требуется отдых. Раз в час или два рекомендуется делать перерывы, гулять на свежем воздухе, общаться.

Пожилые люди, которые живут в пансионате для престарелых, также имеют возможность тренировать свой интеллект. Во-первых, они имеют возможность читать, общаться друг с другом, заниматься интеллектуальной деятельностью. Также они участвуют в самодеятельности, что немало способствует возвращению бодрости и подвижности психики.

Как утверждают ученые интеллектуальные способности в старости – это не данность, которую невозможно изменить. Это то, что зависит от самого человека, от его желания сохранять активность, быть самостоятельным вести полноценную жизнь.

До недавнего времени считалось, что интеллектуальные возможности достигают пика своего развития в конце второго – начале третьего десятилетия жизни, некоторое время держатся на этом уровне, а затем начинают снижаться в среднем возрасте, и еще быстрее – в пожилом.

Первым значительным вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа сэра Фрэнсиса Галтона (1822-1911) (Sir Francis Galton), троюродного брата Чарльза Дарвина. Галтона интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформация в пожилом возрасте. Его исследования показали, что интеллект ухудшается с возрастом. На основании этого (в совокупности с теорией Дарвина) появилась мысль о том, что в самой старости нет смысла, пожилой человек – «отброс естественного отбора».

Многие эмпирические исследования показали, например, что способность учить новое, учиться новым умениям и навыкам у пожилых людей занимает больше времени; память менее эффективна; познавательное функционирование в общем ухудшается в пожилом возрасте. Например, до недавнего времени считалось, что интеллектуальные возможности достигают своего пика развития в конце второго – начале третьего десятилетия жизни, некоторое время держатся на этом уровне, а затем начинают снижаться в среднем возрасте, и еще быстрее – в пожилом, поэтому пожилым людям приписывают дефицит обучаемости , под которым обычно подразумевается относительная трудность в обучении или усвоении пожилыми и старыми людьми новой информации по сравнению с другими возрастными группами. На основании исследований Ф. Галтона, а также других ученых был сделан вывод о том, что в самой старости нет смысла, т. к. интеллект ухудшается с возрастом.

Доказательства, на которых было сделано это заключение, базировались на исследованиях, использовавших метод поперечных срезов . При этом сравниваемые возрастные группы являются представителями различных слоев населения, имеющих различный жизненный опыт (эффект когорт).

Последующие работы давали результаты, противоречащие полученным ранее. Например, эксперименты по приобретению новых умений показали, что в то время как пожилым людям требуется больше времени на выполнение заданий, и они менее уверены, чем молодые, в научении новым техникам, они превосходят их в точности, надежности и результатах.

Другой причиной явилось исследование психологов, которое имело большую социальную значимость. Во время Второй мировой войны в США с помощью тестов интеллекта (IQ) была протестирована большая группа молодых призывников, которых направляли на фронт. При этом применялась та же методика, которая использовалась при тестировании подобных групп солдат во времена Первой мировой войны. Результаты исследований зафиксировали значительный рост интеллектуальных способностей американских военнослужащих. Был сделан вывод о том, что эти изменения были вызваны трансформациями в области просвещения, образования и социального благосостояния.

Однако сравниваемые возрастные группы являлись представителями различных групп населения, имеющих различный жизненный опыт. Если не знать, на что были способны, скажем, 60-ти летние, когда они были в возрасте 40 или 20 лет, то невозможно сделать однозначного вывода о том, снижается или нет с возрастом их интеллект.

Более недавние результаты современных лонгитюдных исследований показали, что многие люди сохраняют высокий интеллект и в среднем, и в пожилом возрасте. Хотя имеются некоторые изменения в отдельных составляющих интеллектуальной деятельности.

Другой причиной распространенного мнения о том, что интеллект с возрастом ухудшается, явилась недооценка зависимости психологических характеристик людей от социальных факторов и переоценка процесса биологической деградации.

Существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни. Одни психологи доказывают, что нет возрастных различий в интеллекте, другие, ссылаясь на данные проведения интеллектуальных тестов, доказывают, что в пожилом возрасте интеллект снижается. Обычно считается, что у многих людей в позднем периоде жизни возникают существенные дефекты в интеллектуальной сфере, особенно в области памяти. Но активно-преобразующее отношение к себе индивида помогает ему частично компенсировать снижающиеся интеллектуальные возможности.

Полученные данные многих исследований подтвердили факт гетерохронности интеллектуального развития в онтогенезе. Одни представители позднего возраста сохраняют способность к освоению новой информации, тогда как другие успешно используют компенсаторные средства.

Напомним, что понятие интеллекта включает в себя спектр когнитивных способностей, позволяющих нам понимать и осознавать то, что с нами происходит: способность к переработке новой информации, способность к абстрактному мышлению, способность к рациональным суждениям, пространственное мышление, речевые функции и т.д. Некоторые из них являются биологически детерминированными и сравнительно независимыми от жизненного опыта – их относят к «подвижному интеллекту», другие являются отражением знаний и опыта, приобретенного человеком в течение жизни – они образуют «кристаллизованный интеллект». Тесты на интеллект позволяют выявить ряд связанных с возрастом изменений, которые чаще всего начинаются после 60 лет. Классическая «модель стареющего интеллекта» включает в себя ухудшение показателей «подвижного интеллекта» при почти полной сохранности «кристаллизованного интеллекта». В частности, об отсутствии дефицита вербальных способностей говорит тот факт, что пожилые люди демонстрируют нормативные показатели по вербальным шкалам теста ВЕКСЛЕРА. Возрастное снижение подвижного интеллекта находит свое отражение в худших по сравнению с молодыми людьми результатах выполнения тестов на пространственное мышление, кодирование символов и т.п. Еще один показатель - это выполнение заданий по матрицам РАВЕНА - результаты остаются стабильными вплоть до возраста 40 лет, а затем снижаются примерно на 10% каждые 10 лет. Следует отметить большую вариабельность интеллектуальных показателей у пожилых и старых людей и тот факт, что некоторые из них демонстрируют гораздо более высокие показатели, чем молодые испытуемые. Кроме того, интеллектуальные показатели у пожилых могут быть значительно улучшены с помощью практики и тренировки, хотя степень этого улучшения, при одинаковой интенсивности тренировок, будет все же меньше, чем у молодых людей. То, что пожилые обладают худшими показателями подвижного интеллекта, может быть следствием снижения эффективности нейрональной передачи в головном мозге, а значит, более медленной переработки информации и существенных ее потерь. Снижение этих показателей может быть и следствием некоторых не-когнитивных факторов, в частности, нарушений сенсорных и моторных функций. Так, моторная замедленность может значительно снижать способность пожилого человека к выполнению тестов, которые требуют тонких движений руки (например, поставить галочку возле правильного ответа на бланке исследования). Возрастной дефицит сенсорных функций, описанный в предыдущем разделе, может привести к возникновению ошибок в восприятии предъявляемой информации – в этом случае снизится скорость и качество ее переработки.
Другие факторы, влияющие на показатели интеллекта у пожилых испытуемых, являются отражением психологических особенностей, связанных с возрастом. Принимая решения, пожилые люди «жертвуют скоростью в пользу тщательности». Имеется в виду то, что они склонны отбрасывать быстрые, простые варианты решения задач, предпочитая действовать медленно и стараясь учесть все возможные аспекты проблемы, прежде чем принять решение. Наконец, при оценке выполнения интеллектуальных задач пожилыми людьми, не следует забывать о том, что проблемы со здоровьем, очень частые в позднем возрасте (например, болезни сердца и сосудов), могут существенно повлиять на когнитивное функционирование и на качество выполнения заданий. Более низкие показатели могут быть связаны и с меньшим количеством лет обучения, и с меньшим опытом выполнения психометрических тестов. Впрочем, не все изменения когнитивных функций в позднем возрасте представляют собой дефицитарные явления. У здоровых старых людей обнаруживается больший, чем у молодых, запас опыта и знаний. Они более тщательны и точны, более взвешены в суждениях и, если речь идет о знакомых видах деятельности, могут справляться с ней не хуже, чем молодые люди. Такое приобретенное знание (или «жизненная мудрость») может в действительности оказаться значительно более важным для способности человека справляться с большинством повседневных проблем, чем те отвлеченные задания, которые предлагаются психологами в психометрических тестах. Таблица 1.6. Изменения когнитивных функций при нормальном старении.

Функция

Изменения
Память
    оперативная краткосрочная долговременная процедурная семантическая
умеренное снижение снижение на 15-20% почти не изменяется почти не изменяется не изменяется
Внимание
    активное разделенное
ухудшается; повышена чувствительность к «шуму» значительно ухудшается
Интеллект
    кристаллизованный подвижный
не изменяется снижается на 10% каждые 10 лет
Речь
    сенсорная моторная
понимание чужой речи замедлено не изменяется
Даже когда физические или когнитивные способности затронуты процессом старения, пожилые люди часто способны к выработке стратегий, позволяющих частично или полностью компенсировать возникший дефект. Например, при обследовании группы пожилых машинисток оказалось, что они могут печатать текст так же быстро и безошибочно, как их молодые коллеги. Несмотря на то, что движения их пальцев были более медленными, у них была лучше развита способность «предугадывать» следующее слово и заранее необходимым образом располагать пальцы на клавиатуре. В целом, старые люди могут преуспевать почти не хуже молодых в тех видах деятельности, которые не предъявляют жестких требований к скорости протекания моторных и когнитивных процессов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРЕЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.

Психологические изменения, связанные со старением, являются предметом дискуссий с самого момента зарождения современной психологии. Так, З. Фрейд полагал, что психическое развитие человека по большей части завершается уже к подростковому возрасту и что после 40 лет вряд ли возможны значительные изменения. Напротив, К.Г. Юнг возражал ему, говоря о том, что том, что личность продолжает развиваться в течение всей жизни, приспосабливаясь к ее изменениям. Близкой к этому мнению является точка зрения Э. Эриксона и его последователей, которые рассматривают весь период взрослой жизни как процесс развития. Стабильность личностных черт. Лонгитюдные исследования личностных черт позволили выявить тот факт, что основные свойства личности остаются сравнительно неизменными на протяжении всей взрослой жизни, включая ее поздний период. Так, очень крупное Балтиморское исследование (1990) выявило стабильность в течение каждого 10-летнего периода (30-40, 50-60, 60-70 лет и т.д.) таких кластеров личностных черт как невротизм, экстраверсия и открытость опыту. Не менее репрезентативное Миннесотское исследование (1994) получило сходные результаты уже в отношении 30-летнего периода жизни испытуемых. Кроме того, в личных интервью с пожилыми людьми выяснилось, что их «самоописание» по мере старения меняется крайне мало. На основании этого, возникло утверждение о том, что «самость не имеет возраста». Изменения личностных черт . В то время как основные черты личности остаются относительно стабильными в течение всего периода взрослости, в других аспектах личности могут предсказуемо произойти изменения. Одной из доказанных разновидностей таких изменений является свойственная старым людям повышенная поглощенность своей внутренней жизнью. Они уделяют больше внимания своим чувствам, переживаниям и воспоминаниям, предпочитая их внешним впечатлениям. Эта повышенная интравертированность часто сопровождается тенденцией к меньшей импульсивности и большей осмотрительности в словах и поступках. В ряде случаев это сочетается с чрезмерной осторожностью и снижением интереса к окружающему миру. Другая сфера, в которой обнаружены возрастные изменения, касается полоролевой идентичности. По мере старения, мужчины и женщины обнаруживают меньше различий в отношении жизненных ценностей и личностных стилей. Исследования, проведенные в различных культурах, пришли к сходным выводам о том, что мужчины с возрастом становятся более экспрессивными и ищущими принятия и одобрения, а также склонными к домашним видам деятельности. В свою очередь, женщины становятся в большей степени ориентированными на достижения и инструментальные виды деятельности. Неясно, отражают ли эти изменения действительные личностные сдвиги или просто являются результатом различных возможностей ролевого поведения в течение жизни. Имеется в виду то, что выход на пенсию дает мужчине возможность проявить свои способности «домохозяйки», которые не способствовали бы его успешной адаптации в молодости, в то время как прекращение деятельности по взращиванию детей может дать женщине возможность проявить свои, до сих пор не востребованные, «мужские» качества.

Старение и образ жизни.

Психическое старение оказывает влияние на все основные сферы человеческой деятельности: работа, социальная активность, проведение свободного времени и обеспечение своей жизнедеятельности.
    Старение и работа.
При исследовании влияния старения на трудовую деятельность человека чаще всего используется такой критерий как продуктивность. В работах Lehman et al. (1953) установлено, что в отношении профессиональной деятельности, литературы, искусства и музыки, наиболее продуктивным является возраст 30-40 лет. После этого намечается тенденция к снижению уровня продуктивности. Хотя авторы в качестве причин данного явления называли уменьшение количества психической энергии, ухудшение состояния здоровья, большую частоту болезней и снижение уровня мотивации, можно добавить сюда также когнитивные изменения, нарастающее в позднем возрасте (см. выше). Однако, несмотря на эти данные, нужно иметь в виду, что характер деятельности в различных профессиях может значительно отличаться, так что причины изменений продуктивности не во всех случаях связаны с возрастом. В некоторых видах деятельности пожилые люди так же успешны, как и молодые (например, там, где требуется длительная концентрация внимания). Но в работе, требующей скорости реакции или физической силы, пожилые люди с большей вероятностью будут испытывать трудности. Проблема межвозрастного сравнения осложняется тем, что пожилые люди не работают в областях, которые они находят слишком трудными для себя (спортсмены, авиадиспетчеры). В других видах деятельности пожилые могут вполне преуспевать. Например, в торговой сфере, где опыт и развитость социальных навыков могут сыграть важную роль. Тем не менее, в целом уровень работоспособности пожилых людей, как в квалифицированных, так и в неквалифицированных видах деятельности снижается с возрастом.
    Социальное поведение.
Влияние старения на социальное поведение характеризуется падением активности, при этом число контактов с другими людьми уменьшается. Следует, однако, помнить о том, что сам факт выхода на пенсию снижает уровень социальной активности. Вдобавок, имеются культуральные стереотипы, которые ведут к сужению круга социального взаимодействия по мере потери (умирания) друзей и знакомых.
    Старение и проведение свободного времени.
Многие виды активности не подвержены влиянию возраста, в особенности те, что не предъявляют высоких требований к сенсорной или моторной координации, способности к концентрации внимания, памяти и скорости мышления. Можно упомянуть такие виды хобби, как садоводство, кулинария, коллекционирование, чтение и т.п. Другие разновидности деятельности, такие как вождение автомобиля или некоторые виды спорта, труднее даются пожилым, хотя также успешно осуществляются многими из них. Считается, что тренировка позволяет отсрочить и уменьшить проявление возрастных влияний на деятельность человека.
    Функционирование в повседневной жизни.
Многие проблемы в повседневной деятельности, которые мы наблюдаем у пожилых людей, являются следствием нарушений памяти – забывание имен, телефонных номеров, рассеянность, ошибки в выполнении последовательных действий и отвлекаемость при разговоре. Тем не менее, считается общепризнанным, что здоровый пожилой человек должен сохранять способность к разрешению проблем, возникающих в повседневной жизни. Когда эта способность к самостоятельной жизни снижается и для поддержания функционирования человека требуется помощь извне, это свидетельствует о ненормальном протекании процесса старения. Одним из наиболее частых вариантов патологического старения является болезнь Альцгеймера, которой посвящена одна из глав данной книги. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что длительно существующий стереотип о старении как о периоде неизбежного снижения и ограничения способностей постепенно теряет свою убедительность по мере того, как растет число людей, сохраняющих активность и бодрость вплоть до глубокой старости. Более того, многие люди старше 90 лет остаются не только интеллектуально, но и творчески активными.

Вопросы для контроля знаний.

Вопрос 1. В процесс старения вносят свой вклад:а) генетические факторыб) повреждения клеток в течение жизни человекав) нейроэндокринные влиянияг) верно все перечисленноеВопрос 2 . Для патологического старения характерны:а) высокие показатели смертностиб) быстро развивающиеся атрофические изменения нейронов коры головного мозгав) нарастание нарушений памятиг) наследственная отягощенностьд) верно все перечисленноеВопрос 3. Структурные изменения в коре головного мозга при нормальном старении представлены:а) умеренно выраженной атрофией нейронов коры больших полушарийб) повышением содержания межклеточной жидкостив) увеличением боковых желудочков мозгаг) верны варианты а и вд) верно все перечисленноеВопрос 4. Изменения памяти при старении характеризуются:а) ухудшением кратковременной и долговременной памятиб) развитием амнестической афазиив) умеренным снижением оперативной и кратковременной памяти при сохранности долговременной памятиг) снижением слуховой памяти при сохранности зрительнойд) отсутствием единого стереотипа нарушенийВопрос 5. Изменения интеллекта при старении характеризуются:а) дефицитом понятийного мышления и снижением словарного запасаб) сохранностью «кристаллизованного» интеллекта при некотором ухудшении «подвижного»в) равномерным снижением всех компонентов интеллектаг) снижением способности к выработке стратегий компенсации когнитивного дефицитад) верны варианты б и гВопрос 6. Личностные изменения при старении включают:а) сужение круга интересов и эгоцентризмб) изменения полоролевой идентичностив) склонность к интраверсииг) повышенную тревожность и снижение самооценкид) верны варианты а и ве) верны варианты б и вВопрос 7. Социальное и трудовое функционирование при нормальном старении характеризуется:а) снижением творческой продуктивностиб) повышением социальной активностив) снижением способности к самостоятельному существованиюг) снижением уровня мотивации при сохранной физической работоспособностид) верны варианты а и г

Глава 2. СИНДРОМЫ ДЕМЕНЦИИ.

Деменция является одним из наиболее частых психических расстройств позднего возраста, представляя собой либо основное проявление заболевания, либо сопутствует другим психическим нарушениям, например депрессиям, бредовым расстройствам, поэтому изучение психопатологических особенностей слабоумия имеет существенное значение при исследовании психозов позднего возраста. Термин деменция - от латинского dements, что означает без ума (dementia – de-- без, ment – ум и ia --патологическое состояние) - в европейские разговорные языки был введен в XVII-XVIII столетии. К концу XVIII столетия его стали употреблять в медицине, а в 1726 году он включен в «Физический словарь» Blancard. С тех пор у термина началась интересная история с неоднократной сменой его значения и сфер использования. В современной литературе до сих пор существуют расхождения относительно определения синдрома деменции. Согласно мнению, традиционно принятому в отечественной психиатрии, деменция определяется как стойкое мало обратимое снижение уровня психической деятельности, ее упрощение и распад. По опре-делению Американской психиатрической ассоциации, деменция -- это синдром, проявляющийся множественным дефицитом когнитивных функций, одна из которых почти всегда память, а среди прочих чаще всего выявляются нарушения абстрактного мышления, снижение уровня суждений, расстройства таких высших корковых функций, как речь, праксис, гнозис, пространственно-конструктивная деятельность, наконец, самосознание. К концу XIX столетия общепринятым, определяющим признаком деменции считалось нарушение когнитивной деятельности. В это время в основном обсуждались два механизма развития деменции - сосудистый и паренхиматозный. По поводу этиологии деменции высказывалось множество мнений. В начале 20 столетия была зафиксирована связь с поздним возрастом и поэтому широко применялось понятие сенильная деменция. Сенильную и пресинильную деменции до 1960-1970-х годов рассматривали как отдельные заболевания, пока исчерпывающие патологоанатомические исследования нервной системы не показали, что изменения в головном мозге, описанные А. Альцгеймером (A. Alzheimer, 1907), были общей причиной снижения когнитивных функций у индивидов пожилого возраста. Хотя гетерогенность понятия деменция не вызывала сомнений, в других трудах, появившихся в конце 19 начале 20 столетия, этот факт продолжал освещаться. Сюда можно привести описание Пиком (Pick A., 1892) долевой атрофии, хореи Гентингтона (Huntington G.S., 1872), сообщение Крейцфельда и Якоба (Creutzfeldt-Jacob A.) о губчатом псевдосклерозе и другие подобные исследования, которые расширили отдельные категории, обозначаемые термином деменция. Описание специфических болезней под рубрикой деменция продолжалось и в конце 20 столетия. Безусловным установленным прогностическим фактором возникновения деменции является пожилой и старческий возраст. Причина высокого преобладания органических мозговых расстройств в старшей возрастной группе не вполне установлена, однако известно, что старческое слабоумие не является нормальным феноменом. Имеется по крайней мере 50 установленных соматических, неврологических и психиатрических причин деменции. Таблица 2.1. Причины деменции. Классификация по патогенезу и излечимости (Р. Б. Тейлор, 1995).
Причины деменции, потенциально излечимые при специфической терапии Причины деменции, мало поддающиеся лечению
Метаболические Гипотиреоз и другие эндокринопатии Болезнь Вильсона Гипогликемия и (или) аноксия
Травматические Субдуральная гематома Гидроцефалия с нормальным ликворным давлением Повреждение мозга
Опухолевые Внутричерепная опухоль, первичная или метастатическая Мозговые осложнения системных опухолевых заболеваний
Дефицитные Злокачественная анемия Дефицит фолатов Пеллагра Последствия синдрома Вернике-Корсакова
Инфекционные Абсцесс мозга Третичный мозговой сифилис Гидроцефалия с нормальным ликворным давлением Менингит и энцефалит Подострый бактериальный эндокардит Болезнь Крейтцфельдта-Якоба Последствия менингита и энцефалита (например, герпетического энцефалита)
Сосудистые Деменция на почве инфарктов мозга (множественные повторные нарушения мозгового кровообращения, например, на почве частых эмболий)
Токсические Хронический алкоголизм Отравление солями металлов
Дегенеративные Болезнь Альцгеймера, болезнь Пика
Врожденные Болезнь Гентингтона
Клинические проявления деменции зависят от этиологии, течения, интенсивности расстройства, и преморбидных черт личности. Для этих заболеваний характерно наличие рядя общих черт: эндогенная природа заболевания, особая динамика развития: медленное, ползучее начало и прогредиентное течение от мягкой деменции к тотальному слабоумию; наличие той или иной степени выраженности неврологических нарушений; нередкий семейный характер заболевания; продуктивные проявления психоза играют вторичную роль. Наиболее яркими и постоянными в структуре синдрома деменции являются нарушения памяти (рис 2.1.). Их диапазон весьма широк. В начальных стадиях заболевания трудности возникают прежде всего при усвоении новой информации. Клинически это проявляется забывчивостью, неполным или неточным воспроизведением событий недавнего прошлого. Подобный уровень расстройств принято обозначать как мягкую дисмнезию. Она хотя и препятствует полноценной социальной адапта-ции, но в то же время не обуславливает невозможности самостоятельного сущест-вования и зависимости от других. При умеренно выраженных расстройствах памяти усвоение новой информации практически невозможно, она удерживается лишь на короткий период времени. Текущие события практически не воспроизво-дятся, кроме того, начинает страдать и воспроизведение событий прошлого. В целом опустошение запасов памяти подчиняется закону Рибо (Ribot Th.,1881)  Наконец, при тяжелой дисмнезии воспоминания становятся фрагментарными, теряется их временная последовательность. Пациент не узнает близких людей, предметы хорошо знакомой прежде обстановки. Р
ис 2.1. Структура синдрома деменции. Помимо мнестических расстройств, обязательным критерием для диагностики синдрома деменции является снижение уровня интеллектуальной деятельности. Мышление становится замедленным, в нем преобладает конкретно-ситуационный компонент, снижается уровень абстрагирования. Это проявляется в затруднении формирования понятий -- сначала отвлеченных, а позднее и более простых. Снижается уровень суждений -- они становятся слабыми, поверхностными, непоследова-тельными или не соответствующими ситуации. При выраженной деменции мыш-ление фрагментарно, больной не может справиться с элементарными бытовыми проблемами. Что касается патологии внимания, то принято считать, что при деменции, как правило, имеется сочетание повышенной истощаемости внимания с его тугоподвижностью. В сфере целенаправленной произвольной деятельности одновременно удерживается лишь очень небольшое количество объектов. Симптомы деменции широко варьируют как от одного случая к другому, так и у одного и того же пациента в разный период. В связи с постарением населения отмечается широкое распространение болезни Альцгеймера – заболевания из группы пресенильных деменций, обусловленное долевой атрофией головного мозга, которое считают классической формой дементного синдрома, что и отражено в большинстве обычно используемых определений (DSM-IV R, МКБ-10). Из всех диагностических критериев деменции основное значение придается нарушению памяти наряду с нарушением других когнитивных функций. Важнейшая задача этих определений - разграничить деменцию, состояние измененного сознания (делирий) и ограниченные когнитивные нарушения, например афазию, и амнестический синдром. Клиника в многом определяется топографией пораженных мозговых структур и, в частности, их отношением к доминантному полушарию. Нередко делается акцент на нарушения памяти как критерий деменции. Но нарушение памяти имеет ограниченное значение в случаях сосудистой деменции или при лобновисочной локализации. Нарушение памяти имеет первостепенное значение в ранней стадии сосудистой деменции, поскольку сосудистое мозговое заболевание может вызывать нарушения в нескольких сферах когнитивной деятельности, лишь слегка ухудшая память или совсем не влияя на нее. Это же относится к лобно-височной деменции при которой расстройство исполнительных функций и речи, вызванное поражением лобных отделов могут быть заметными в ранней стадии течения болезни. Применение критериев деменции приводит к тому, что сосудистая деменция диагностируется у пациентов тогда, когда заболевание достигло относительно поздней стадии своего развития, что препятствует раннему вмешательству. Преимущественное вовлечение лобных отделов мозга характеризуется нарушением абстрактного мышления, концентрации внимания, контроля влечений, расстройством моторики. А в случаях нарушений в верхних отделах лобной доли, доминируют апато-депрессивные проявления. При большей пораженности орбитальных отделов, на первый план выступает импульсивность, расторможенность, психопатоподобное поведение. Нарушения в височных отделах сопровождаются нарушениями памяти, аффективными расстройствами, изменениями личности. В МКБ-10 провидится общее описание деменции для того, чтобы обозначить минимальные требования для диагностики деменций любого типа (рис.2.2.).

Рис 2.2. Алгоритм диагностики деменции.

Закономерные изменения мозга являются частью нормального процесса старения, и, как следствие, должны логически ожидаться соответствующие изменения интеллектуальной активности. Однако, по данным американских исследователей (системных отечественных исследований в этой области очень мало), существуют разногласия по поводу снижения общей интеллектуальной активности при нормальном старении. Дэвид Векслер, применивший свою шкалу интеллекта к представителям разных возрастов, сделал вывод о том, что поздняя зрелость характеризуется снижением общей интеллектуальной деятельности, обусловленным закономерными процессами старения. Однако в своих более поздних исследованиях он обнаружил, что вербальные навыки (объем активного и пассивного словаря) поддерживаются на относительно хорошем уровне в поздних возрастах, в то время как результаты тестов на сообразительность оказались ниже, чем у представителей других возрастов.

Дж.Хорн выдвинул предположение, что этот факт является результатом различного вклада биологических возрастных изменений в выполнение вербальных и невербальных тестов. Развивая эту мысль, Дж.Хорн сформулировал свою теорию текучего и кристаллизованного интеллекта:

· Текучий - подвижный - интеллект -- это широкая область интеллектуального функционирования, ассоциируемая со способностями, с помощью которых мы обретаем новые знания и навыки (к которым относится скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений, способность к абстрактному мышлению). Этот тип интеллекта, по мнению Дж.Хорна, отражающий возрастные особенности состояния нервной системы (ее работоспособность и интегративность), постепенно снижается на протяжении всего периода зрелости, что особенно заметно в поздней зрелости.

· В отличие от текучего, кристаллизованный интеллект ассоциируется со способностями, которые приходят с опытом и образованием, и включает вербальные навыки, осведомленность, а также весь объем знаний, накопленных в течение жизни. Кристаллизованный интеллект включает также способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач. В отличие от текучего интеллекта, кристаллизованный интеллект часто улучшается в течение всей жизни, пока люди способны получать и сохранять информацию.

П.Балтес и К.Шайи подвергли критике гипотезу Хорна на том основании, что данные, подтверждающие ее, были получены с помощью метода поперечных срезов. Определенный вклад в полученные этим методом результаты вносит когортный эффект. Как показали широкомасштабные лонгитюдные исследования, у людей с высоким образовательным уровнем многие интеллектуальные способности продолжают нарастать с возрастом по крайней мере до семидесятилетнего возраста (особенно если они подвергаются систематической тренировке). Причем эти способности относятся как к текучему, так и к кристаллизованному интеллекту. Анализируя полученные данные, К.Шайи высказал предположение, что изменения в поздних возрастах затрагивают не саму природу интеллекта, а его функцию. С наступлением пожилого возраста изменяется использование знаний: люди возвращаются к собственным ценностям и установкам, их занимают не абстрактные рассуждения, а реальные вопросы, они способны мыслить абстрактно, но, в отличие от молодых людей, не склонны заниматься решением задач ради них самих и могут противиться решению заданий типа тестов IQ.

Отмечается, что хотя оценка интеллекта, определяемая количеством правильных ответов по тесту, в пожилом возраст снижается, однако интеллектуальный коэффициент - IQ - с возрастом почти не изменяется, то есть человек в сравнении с другими членами своей группы на протяжении жизни сохраняет примерно одинаковый уровень интеллекта. Человек, демонстрировавший средний уровень IQ в период ранней взрослости, с наибольшей вероятностью будет иметь средний IQ в старости.

Проблема дифференцированного изменения интеллектуальных функций в старости остается дискуссионной. Так, крупнейший специалист в области возрастных изменений интеллекта Пол Балтес провел границу между теми аспектами интеллекта пожилого человека, которые ухудшаются в старости, и теми, которые обнаруживают некоторое улучшение. Он выделил «когнитивные» и «прагмативные» механизмы интеллекта. «Когнитивные механизмы» интеллекта отражают нейрофизиологическую архитектуру мозга, которая, по мнению П.Балтеса, изменяется на протяжении жизни. На операциональном уровне «когнитивные механизмы» ответственны за скорость и точность психических процессов, включающих восприятие информации, зрительную и моторную память, а также операции классификации, сравнения и категоризации. Ухудшение этих операции, функций и механизмов с возрастом обусловлено сильным влиянием биологических факторов, а также состоянием здоровья.

В свою очередь «прагмативные механизмы» интеллекта представляют собой его культурно обусловленную область. На операциональном уровне «прагмативные механизмы» интеллекта обуславливают навыки чтения и письма, понимание речи, образовательный уровень, профессиональные знания и навыки, знания о себе и жизни вообще, которые помогают человеку справляться с различными жизненными трудностями. По мнению автора теории, именно совершенствование «прагмативных механизмов» интеллекта, их возможности в плане компенсации угасающих функций обеспечивают интеллектуальное развитие в старости на фоне ухудшения отдельных функций.

Анализ теорий общего интеллекта в старости убедительно доказывают действенность явления «витаукта», открытого В.В.Фролькисом: интеллект адаптируется к возрастному адаптогенному фактору, ослабление одних функций способствует формированию приспособительных функциональных систем, что позволяет компенсировать деструктивные явления когнитивного старения.

При этом, как указывает большинство теорий, центральным механизмом когнитивной компенсации и развития в старости является вербальный интеллект. Этот феномен был отмечен Б.Г.Ананьевым, который подчеркивал, что речемыслительные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций; эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором его онтогенетической эволюции.

Таким образом, позитивные адаптационные изменения в старости направлены на актуализацию резервных возможностей, накопленных на более ранних этапах онтогенеза. Существуют отечественные данные , согласно которым в старости происходят сложные перестройки психической организации, характеризующиеся в первую очередь сдвигами во всех звеньях саморегуляции. При этом проявление компенсаторных механизмов, обеспечивающих возможность нормального познавательного функционирования на новых уровнях когнитивной адаптации, обусловлено не только качественным изменением интеллекта (избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности), но и изменением особенности его структурной организации (обеспечением интеллектуальной сохранности за счет механизмов понятийного мышления, которые компенсируют нарастание дезинтегрированности отдельных познавательных функций, усиление полезависимости, ригидности и замедленности развертывания ориентировочной фазы интеллектуальной деятельности).

Наиболее очевидно проявляют себя механизмы компенсации возрастных интеллектуальных изменений при исследовании тех функций, которые обнаруживают очевидное ухудшение с возрастом. Так, американскими психологами было убедительно показано, что скорость переработки информации, скорость извлечения информации из долговременной памяти, скорость оперирования образами, скорость всех умственных и физических операций однозначно снижается в старости. При этом те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, проявляют спад в старости. Однако у этой тенденции обнаружено много индивидуальных вариаций, обусловленных опытом. Так, в одном эксперименте измерялась скорость работы пожилых и молодых машинисток. Значимых различий в скорости их работы обнаружено не было. При исследовании причин этого примечательного факта было выявлено, что пожилые машинистки, компенсируя закономерное снижение времени реакции, научились заранее просматривать и удерживать в памяти текст, предназначенный для перепечатки. Когда исследователь ограничил количество слов, которое может заранее прочесть машинистка, то скорость работы пожилых машинисток значительно снизилась. Приведенный опыт показал, что пожилые люди в условиях переработки информации способны компенсировать снижение скорости реакции за счет антиципации последующей информации и в целом поддерживать уровень работоспособности, подключая опыт и вербальные навыки, которые практически не ухудшаются по мере старения. Выяснилось, что высокая эффективность работы поддерживается пожилыми людьми в таких видах деятельности, как музыкальное исполнение и композиция, шахматы, бизнес, и это обеспечивается процессами компенсации.

Компенсация снижения скорости реакции со стороны возрастающего опыта представляет собой тот механизм, с помощью которого пожилые люди поддерживают свои когнитивные функции в разных видах умственной деятельности, включая память и принятие решения.

Механизмы компенсации возможного снижения интеллектуальной деятельности в старости

В исследованиях П.Балтеса особое внимание уделялось механизмам компенсации тех структур интеллекта, которые наиболее уязвимы под влиянием возрастного фактора -- скорость и точность интеллектуальных процессов, логические операции и другие. Эти исследования помогли структурно описать то понятие, которое обобщенно именуется «опыт» и разработать модель адаптационного механизма, поддерживающего интеллектуальную активность в старости, которую П.Балтес назвал «селективной оптимизацией с компенсацией».

Эта модель предполагает, что по мере того, как пожилые люди осознают потери своего интеллекта, у них происходит изменение их умственной деятельности в трех направлениях: 1) по линии селекции (отбора) -- снижение объема функционирования с возрастом побуждает пожилых людей отбирать только те виды активности, с которым они справляются наилучшим образом; 2) по линии оптимизации -- она предполагает возможность поддержания уровня выполнения деятельности в некоторых областях в результате увеличения объема практики, более тщательной подготовки к деятельности и использования новых технологий; 3) по линии компенсации -- она становится необходимой, когда задачи, которые возникают в ходе выполнения деятельности, значительно превышают тот актуальный потенциал, которым обладает старый человек, и возникает необходимость переструктурирования ситуации в целом.

Для пояснения своей модели П.Балтес приводит следующий пример с пианистом А.Рубинштейном. Последний не скрывал, что продолжать свою исполнительскую деятельность в возрасте восьмидесяти лет ему помогали следующие приемы: 1) во время концертов он исполнял не весь свой репертуар, а лишь несколько относительно небольших пьес (пример селекции); 2) он проводил большее время за тренировкой исполнения, чем в молодости (пример оптимизации); 3) он использовал особую стратегию исполнения: быстрые фрагменты он предварял медленными так, чтобы игра второго фрагмента казалась более быстрой (пример компенсации).

П.Балтес неоднократно подчеркивал, что процесс селективной оптимизации с компенсацией особенно эффективен тогда, когда человек прекращает участие в производительной жизни общества, что обуславливает потерю важного компонента человеческой жизни. В судьбе каждого старого человека потери неизбежны, хотя существует широкая вариация в природе потерь. Так, все пожилые люди вовлечены в какие-либо формы отбора, компенсации и оптимизации, но специфическая форма адаптации будет зависеть от конкретной истории жизни, интересов и ценностей, здоровья и навыков каждого конкретного человека.

В зарубежных исследованиях интеллектуальной деятельности пожилых людей особое внимание уделяется роли тренировки интеллектуальных функций для поддержания общего уровня когнитивной активности. Практически все исследователи сходятся на том, что когнитивные навыки тренируются. Так, Уиллис исследовал пространственную ориентировку и способность к рассуждению у 4000 людей пожилого возраста и выяснил, что 40 % из них в результате тренировок вернулись к уровню выполнения тестов, которые они имели 14 лет назад.

Очень интересны результаты семилетнего лонгитюдного исследования, в котором старых людей обучали стратегии использования правил и приемов, необходимых для эффективного принятия решения. Эти результаты показали, что семидесятилетние и восьмидесятилетние обнаружили тот же уровень выполнения деятельности, что и десять лет назад. Авторы сделали вывод о том, что полученный результат обусловлен тренировкой (которая моделирует использование правильных стратегий решения задач), постоянной индивидуальной практикой и наличием обратной связи относительно правильности решения практических проблем. К тому же тренировка, по всей вероятности, увеличивает пластичность когнитивных механизмов.

Проведенные западными психологами многочисленные исследования общей интеллектуальной функции в старости обнаружили следующее:

1. Эта функция значительно ослабевает не столько под влиянием собственно возрастного фактора, сколько ввиду нетренированности, незадействованности интеллектуальных способностей в жизни и деятельности, а также под влиянием ухудшения здоровья. Однако на любом временном отрезке старости имеют место индивидуальные различия во времени начала ухудшения интеллектуальных функций и скорости этого процесса.

2. В проводимых исследованиях интеллекта в старости более резкое ухудшение интеллекта было зафиксировано методом возрастных поперечных срезов (лонгитюдные исследования позволяют наблюдать более оптимистичную картину). Задания, которые вызывали наибольшие сложности у пожилых, как правило, включали необычные или незнакомые для опыта пожилых процедуры. Однако более развернутые исследования показали, что некоторые из этих возрастных дефектов могут быть компенсированы тренировкой.

3. Данные, полученные П.Балтесом, показали, что на общую картину динамики познавательных функций в старости большой отпечаток откладывает образование, здоровье, работа и когнитивная тренировка.

Уровень образования пожилых людей положительно коррелирует с уровнем выполнения ими различных интеллектуальных тестов. Причину этого исследователи искали в том, что люди с более высоким образовательным уровнем обнаруживают потребность в продолжении обучения (в самых разных формах) уже после выхода на пенсию. При этом в ходе обучения они стремятся лучше понять природу старости, чтобы эффективнее справиться с новыми социальными требованиями, остаться работоспособными после выхода на пенсию, чтобы в целом лучше приспособиться к статусу пенсионера.

Опыт работы существенно влияет на когнитивную сохранность в старости, но прежде всего в том случае, если профессиональная деятельность в зрелости была когнитивно ориентирована. Этот факт, в частности, повлиял на то, что у нынешнего поколения пожилых людей интеллектуальные функции, исследованные в поздние годы, обнаружили более высокие показатели, чем у предшествующего поколения.

Здоровье непосредственно и напрямую влияет на качество и способность к интеллектуальной деятельности в старости. Речь идет не о старческих психических заболеваниях (таких, как болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.), а о типичных соматических заболеваниях, вероятность которых в старости увеличивается. Так, некоторые медицинские препараты, необходимые для лечения, ослабляют функцию памяти и принятия решений. Глубокое исследование этой проблемы помогло некоторым авторам сделать вывод о том, что снижение интеллектуальных функций в старости больше связано с ухудшением здоровья, чем с возрастом как таковым. Состояние здоровья американские исследователи во многом связывают со способностью человека к физической активности. Так, многочисленные исследования обнаружили взаимосвязь между регулярными физическими упражнениями пожилых людей и их когнитивными способностями в возрасте от 55 до 91 года. Пожилые люди, которые регулярно тренировались физически, лучше выполняли тесты на рассуждение, память, время реакции, чем пожилые люди, которые тренировались мало и нерегулярно. При этом все авторы отмечают, что начинать программу физических упражнений надо с тщательного медицинского обследования и наращивать объемы следует постепенно.

На функциональном уровне возрастные изменения не затрагивают выполнение знакомой деятельности. Компетентность выполнения многих видов сложной интеллектуальной активности, включенной в повседневную жизнь пожилого человека, обнаруживает лишь незначительное снижение с возрастом. Возрастной фактор становится все более очевидным, когда пожилой человек сталкивается с новыми или многочисленными испытаниями, особенно в возрасте старше 75 лет.

Накопленный опыт проявляется в том, что поведение старого человека в большой степени зависит от зрелости его взглядов на жизнь. Насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, определяется тем, как он строил свой путь на предшествующих этапах, насколько он обнаружил и реализовал свой личностный потенциал. Так, французский психиатр С.Пако отметил, что у более одаренных и реализовавших свою одаренность в молодости людей разрушительное влияние старения на интеллектуальные способности выражено меньше, чем у людей, чья одаренность меньше проявила себя в молодости и зрелости.

Компенсаторные механизмы поддержания уровня общей интеллектуальной активности и отдельных высших психических функций получили частичное освещение в работах отечественных нейропсихологов. Так, было показано, что сужение объема психической деятельности, имеющееся при старении, создает когнитивный дефицит, и в качестве компенсаторного механизма выбирается стратегия опосредования как способ саморегуляции. Полученные данные о динамике когнитивных стратегий и о формировании новых способов опосредования психической активности при старении позволяют видеть в нем особую форму онтогенеза.

Нейропсихологи отмечают, что даже при благоприятном протекании старости высшие психические функции характеризуются некоторой дефицитарностью. На этом основании были выделены три типа старения на основе наиболее дефицитарного звена в высших психических функциях в соответствии с теорией А.Р.Лурия о трех блоках мозга.

Первый -- нейродинамический -- тип старения связан с дефицитарностью блока регуляции тонуса и бодрствования.

Второй -- пространственный -- тип старения высших психических функций связан с дефицитарностью блока принятия, переработки и хранения информации, с недостаточностью анализа и синтеза. Отечественные нейропсихологи (Н.А.Загянская, Ю.В.Зуева, Н.К.Корсакова) показали, что переработка пространственных характеристик информации обнаруживает высокую степень сенситивности в старости и даже при благополучном старении с возрастом снижаются возможности пространственной ориентировки, решения пространственных задач в различных модальностях, запоминания локализации объекта, в результате чего страдает целостность, симультанность восприятия пространственного, упорядоченного мира предметов и явлений.

Третий -- регуляторный -- тип старения обусловлен дефицитарностью блока программирования, регуляции и контроля психической деятельности. Компенсаторный процесс протекает, по предположению нейропсихологов, в направлении возрастных перестроек в перераспределении активности отдельных блоков мозга и, возможно, в перераспределении аспектов активности правого и левого полушарий мозга.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди