05.03.2019

Счастлив тот кто дома л толстой. Родительское собрание "счастлив тот, кто счастлив у себя дома". II. Понятие «семейные ценности»


Родительское собрание с элементами дискуссии

на тему: «Счастлив тот, кто счастлив дома»

(Роль семейных традиций в воспитании ребёнка)

Подготовила:

Педагог-психолог

МБОУ «Средняя школа№6» г.Когалым

Зайкова Ольга Михайловна

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н.Толстой

Многие известные личности рассуждали на тему семьи. К примеру, актриса Фаина Раневская считала: «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья». Писатель Оноре де Бальзак размышлял: «Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга». Ответственность супругов возрастает когда в семье появляется третий – любимый, желанный, но требующий всеобщей ласки, любви, заботы и внимания – ребенок. Воспитывая его, мы - родители, часто сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем нотации о том, как вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. А отсюда вытекают новые проблемы, конфликтные ситуации. Так что же нужно для того, чтобы ребенок был счастлив у себя дома?

Тема нашей встречи «Счастлив тот, кто счастлив дома». Сегодня мы будем говорить о том, что семья – это тот надёжный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви, дружбы и взаимопонимания. В. Гюго говорил: «Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят». Очень важно, чтобы сегодня вы были активны, выражали бы свою точку зрения на те или иные вопросы, внимательно слушали друг друга. Вам придётся немного поработать, проявить сообразительность, находчивость, умение общаться, дружно работать, а главное – проявить фантазию

Цель : побудить родителей к откровенному разговору с детьми об особенностях семейных отношений.

Задачи:

    способствовать формированию культуры общения родителей и детей

    научить родителей слышать и понимать своего ребенка

    обсудить роль семейных традиций в воспитании детей

Все родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок был счастлив, считают, что жизнь удалась, если у детей всё прекрасно. Ещё Макаренко напоминал всем: «Наши дети - наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». И очень страшно представить, что из этих милых, симпатичных человечков могут вырасти плохие люди. Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчет в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребенка, ведь именно они являются его первыми воспитателями.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Многообразие отношений между её членами, душевная теплота, взаимопонимание, доверие – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. И наоборот – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение к детям могут определить характер человека, его отношение к жизни.

Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей.

Атмосфера семьи определяется её прочностью, нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает ребёнок в семье, тем лучше.

Сейчас у вас есть возможность поразмышлять о своей семье.

- Представьте, пожалуйста, «ДЕРЕВО ВАШЕЙ СЕМЬИ», образно укажите:

    на что оно опирается, что является корнями Вашей семьи?

    на чем оно держится в своем основании?

    Кто или что является ветвями Вашей семьи?

    Какие плоды радуют Вас?

    Какие плоды Вас огорчают?

    К чему стремится Ваше дерево?

(ответы родителей и обсуждение задания)

Любите друг друга искренним сердцем,

Любите друг друга открытой душой,

Чтоб не было места, где злобе пригреться,

Чтоб в сердце пришел долгожданный покой.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни.
- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:

(родители работают в группах по 3 минуты)
1. ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).

(Обсуждение ответов родителей.)

Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром У.Фоскало писал: «Природа создала людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной».

Дети очень чутки к впечатлениям. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Ничто так не сплачивает семью, как семейные традиции.

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, это поздравления бабушек и дедушек, это современные походы, экскурсии.

А в наше время, когда все спешат, все бегут, эта простая семейная традиция в очень многих семьях не соблюдается. С помощью родителей у ребёнка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, её быт, взаимоотношения между членами семьи.

Если 8 Марта дети с папой поздравляют маму и бабушку или под Новый год в семье готовят друг другу подарки, всё это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

А сейчас я Вам предлагаю обсудить вопросы о роли семейных традиций в воспитании. Я предлагаю высказать своё мнение и обменяться опытом семейного воспитания

Игра « Вопрос – ответ».

(Предлагается «цветок – ромашка». Родители отрывают лепестки, читают вопрос, вместе обсуждают).

    Могут ли праздники помочь в воспитании у ребенка положительных качеств характера?

    Можно ли посадить за один праздничный стол детей вместе со взрослыми? В каком случае да, нет?

    Какие праздники, кроме дней рождений, вы устраиваете в семье?

    Вы приглашены в гости. О каких правилах вы напомните ребенку и в какой форме это сделаете?

    Вы ждете в гости друзей вашего ребенка. О чем напомните ему до прихода гостей?

    Дети, пришедшие в гости, разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

    Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

Итак,мы пришли к выводу о том, что семейный праздник – важная составляющая семейных традиций. «Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники» . (К.Д.Ушинский) От того, как мы взрослые проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, к чему стремиться, чему радоваться

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влия­ния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых раз­личных условиях и ситуациях. Человек про­водит в семье большую часть своего време­ни. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отри­цательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться.

Сегодня мы говорили о том, какую семью можно назвать счастливой. Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. Вспомним слова замечательного педагога

В.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.

Рефлексия

А сейчас я уважаемые родители попрошу вас дать мне обратную связь и записать ваши ответы на «Листке откровений» (приложение3)
1. После этой встречи я задумался …

2. С этой встречи я возьму …

(раздаются памятки родителям (приложение4)

Мы говорим спасибо всем, кто оставил свои домашние дела и посетил нас. Всегда, при любых обстоятельствах, при любом настроении, оставайтесь вежливыми со своими близкими, давайте им доказательства того, что вы их любите. А закончить нашу встречу я бы хотела одной старинной притчей.

Старинная притча: Однажды… Был такой остров, на котором жили все чувства и ценности человека: Хорошее Настроение, Печаль, Мудрость..., а также все остальные, включая Любовь. Как-то раз всем чувствам объявили, что остров скоро утонет. Поэтому все приготовили свои лодки и уехали. Только Любовь осталась ждать одна до самого последнего момента. Когда на острове остался всего лишь кусочек суши, Любовь решила просить помощи. Богатство проезжало мимо Любви на роскошной лодке, и Любовь сказала: “Богатство, ты можешь взять меня с собой?” «Не могу, потому что в моей лодке очень много золота и серебра и для тебя нет места». Потом Любовь решила попросить Гордость, которая проплывала мимо на красивой лодке: “Гордость, я тебя умоляю, возьми меня с собой!” «Я не могу взять тебя, Любовь, - ответила Гордость, - у меня здесь всё красиво, ты можешь испортить мою лодку». Тогда Любовь обратилась к Печали, которая была недалеко: «Печаль, я прошу тебя, возьми меня с собой». «Ах, Любовь, - ответила Печаль, - мне так грустно, что мне нужно побыть одной». Потом Хорошее Настроение проезжало мимо Любви. Но оно было таким счастливым, что даже не услышало, что его кто-то зовёт. Вдруг какой-то голос сказал: «Идём, Любовь, я возьму тебя с собой». Тот, кто звал, был какой-то старик. Любовь чувствовала себя такой счастливой и радостной, что забыла спросить имя старика. Когда они достигли берега, старик исчез. Любовь понимала, скольким она обязана этому старику, и спросила у Знания: “Знание, ты можешь сказать, кто мне помог?” “Это было …, - ответило Знание». “Время? - спросила Любовь. - Но почему так получилось, что Время мне помогло?”
Знание, наполненное мудростью, ответило: «Потому что только Время способно понять, насколько Любовь важна в жизни».

Приложение 1

Представьте, пожалуйста, «ДЕРЕВО ВАШЕЙ СЕМЬИ», образно укажите:

Дерево семьи стремится:

Ветвями семьи являются:



Плоды, которые радуют

Плоды, которые огорчают:

Держится на:

Дерево семьи опирается на:

Приложение 2

1.ребёнка постоянно критикуют, он учится…
2. ребёнок живёт во вражде, он учится…
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится…
5. ребёнка хвалят, он учится…
6. ребёнок растёт в честности, он учится…
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится…
8. ребёнка поддерживают, он учится….
9. ребёнка высмеивают, он учится…
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится…

Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.

Приложение 3

«Лист откровений»

После этой встречи я задумался …

С этой встречи я возьму …

Приложение 4

Памятка для родителей:

Не жалейте время на детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять_

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети- мудрецы, не забывайте!

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вот тогда детей не потерять!

Наверно в жизни главное - семья,
Огонь свечи и уголок укромный...

Для многих из нас семья является важнейшей жизненной ценностью. С ней связаны наши основные радости и печали, достижения и проблемы. Каждый вносит свой «вклад». Он может содействовать развитию мира и гармонии, а может порождать многочисленные проблемы. Каждый делает свой выбор самостоятельно. Но тот, кто выбирает путь созидания, тот пожинает плоды любви, понимания и душевности. Каждая семья – это свой маленький мир, где есть свои правила и традиции. Семья – значит все вместе: один за всех и все за одного. В семье радости или беды общие. Ты знаешь, что есть люди, которые тебя поймут, дадут совет или просто пожалеют. Только семья может дать ощущение защищенности и взаимной заботы.

Наша семья – это Юрий Леонидович, Галина Ильинична, Дарья, Сашенька, Алешенька.
Любовь не покидает дом,
Она царит и светит в нем.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Что главное у нас?
Наверно в жизни главное - уют,
И детский смех, и ощущенье счастья...

Когда ты знаешь, что сегодня ждут!
Есть кров, где можно переждать ненастье.
Кто такие дети?
Дети – это счастье,
Дети- это страсти!
Кто же их родители?
Это – их хранители,
Жизни им дарители,
Это счастья зрители.

Хорошо, когда мы вместе...
Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.

Откуда черпаем душевные силы? (Из семьи)
Мы дружны и тем сильны.
Что посеешь то и пожнёшь.

Если кому-то везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей...
Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. Любое препятствие преодолевается настойчивостью, а трудности - согласием. Без мечты жизнь потеряет смысл.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!


«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Наверно

в жизни главное - семья,

Огонь свечи и уголок укромный…

Для многих из нас семья является важнейшей жизненной ценностью. С ней связаны наши основные радости и печали, достижения и проблемы. Каждый вносит свой «вклад». Он может содействовать развитию мира и гармонии, а может порождать многочисленные проблемы. Каждый делает свой выбор самостоятельно. Но тот, кто выбирает путь созидания, тот пожинает плоды любви, понимания и душевности. Каждая семья – это свой маленький мир, где есть свои правила и традиции. Семья – значит все вместе: один за всех и все за одного. В семье радости или беды общие. Ты знаешь, что есть люди, которые тебя поймут, дадут совет или просто пожалеют. Только семья может дать ощущение защищенности и взаимной заботы. Наша семья – это Юрий Леонидович, Галина Ильинична, Дарья, Сашенька, Алешенька.

Любовь не покидает дом,

Она царит и светит в нем.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Мы не ждём, когда счастье придет к нам, не привязываем его к определенным действиям и событиям.

Что главное у нас?

Наверно в жизни главное - уют,

И детский смех, и ощущенье счастья…
Когда ты знаешь, что сегодня ждут!

Есть кров, где можно переждать ненастье.

Кто такие дети?

Дети – это счастье,

Дети- это страсти!

Кто же их родители?

Это – их хранители,

Жизни им дарители,

Это счастья зрители.

Хорошо, когда мы вместе…

Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.

Домашний питомец – воспитывает чувство ответственности за жизнь другого существа. Кошка – это не игра.

Откуда черпаем душевные силы? (Из семьи)

Мы дружны и тем сильны.

Что посеешь то и пожнёшь.

Если кому –то везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей…

Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. Любое препятствие преодолевается настойчивостью, а трудности - согласием. Без мечты жизнь потеряет смысл.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Итоговое сочинение (11 класс)

Тема сочинения:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Исполнитель:

Воеводкина Наталья Алексеевна

Рязань2017год

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Понятие «Дом» многообразное. Для каждого человека оно имеет своё значение, вызывает свои ассоциации и чувства. Для большинства людей это место, связанное с детством, с мамой, с родными людьми, понимающими и любящими, готовыми в любую минуту прийти на помощь. Мысли о доме вызывают приятные, трогательные воспоминания. Разве это не счастье! Но почему-то один человек считает себя счастливым, а другой – нет?

Я думаю, что ответ прост: счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Именно так говорил Лев Николаевич, и я не могу не согласиться с ним: обстановка в семье в первую очередь влияет на наши чувства. Зная о том, что в родном месте нас любят и ждут, мы чувствуем уверенность в том, что вернёмся туда, где всё обязательно будет хорошо, несмотря на жизненные трудности.

О важности счастья в доме говорили многие великие писатели русской литературы. Например, в комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает помещичий дом дворян Простаковых. В нём главенствует не мужчина, а госпожа Простакова. Атмосфера в этом доме очень тяжелая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжет, унять ее никто не может. А ведь это злобная и жестокая женщина - мать. Она очень сильно любит своего Митрофанушку. В атмосфере родного дома, которым управляет мать, сын от матери ничему хорошему не мог научиться. Не получил он крепкий нравственный заряд, который так необходим. Такая обстановка в родительском доме не может дать Митрофану хорошие и крепкие нравственные уроки.

Совсем другой дом - дом семьи Ростовых, который нам показывает Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир". Со школьной скамьи каждый помнит подаренный автором образ Наташи Ростовой. Светлая, исключительных моральных правил, девушка была воспитана в тёплой, любящей, понимающей семье. Жизненные ценности, которые вынесла она из родительского дома Ростовых, достойны уважения – это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка.

И в заключение мне хотелось бы сказать, что счастье в доме зависит от взаимоотношений в семье, от самих родителей и той нравственной и духовной атмосферы, которая создаётся в родительском доме, в семье… И мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своём доме и крепкой духовной атмосфере в нём. Ведь именно в такой семье человек испытывает невероятное счастье. Пусть каждый дом будет настоящим истоком счастья для молодых людей!

Тема: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Цель: Создать условия для формирования представлений о семейных ценностях.

Задачи:

1. Приобщение детей к духовным ценностям;

2. Осознание понятий: «семейная ценность», «душевная теплота», «чувство родства», «семейная атмосфера».

3. Сплочение детского коллектива;

4. Развитие умения точно и убедительно излагать свое мнение, слушать других;

5. Воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, старшему поколению;

Ход занятия:

I . Вступление.

Ребята, сегодня мы будем говорить о семье, семейных ценностях.

Многое в нашей стране делается в поддержку семей, особенно молодых и многодетных. Семья – это родные люди, это дом, в котором мы живем.

(звучит фрагмент песни «Дом, в котором живем»)

У каждого из нас есть свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это и твоя семья, где каждый окружен заботой и любовью близких.

В слове ДОМ всего три буквы, а как о многом они говорят. Я вам предлагаю расшифровать это слово, каким может быть дом и атмосфера в нем.

(на экране ДОМ, спецэффекты)

Д – душевный, доброжелательный, добрый, доступный, достойный, дружеский, добротный.

О – огромный, очаровательный, одинокий, особенный, одинаковый.

М – модный, милый, могучий, многостенный, многоэтажный, мирный.

II. Понятие «семейные ценности».

Издавна люди обустраивали свое жилище, старались сделать его уютным, чтобы в нем приятно было жить, придумывали интерьер. А что еще необходимо, чтобы в доме всегда было уютно и тепло? Это и предстоит нам сегодня определить.

То, что делает семью единой, крепкой, то, из чего складывается семейное счастье, называют семейными ценностями. Ценности, ценные качества. Что значит ценные, подберите синонимы к этому слову. (Важные, нужные, главные).

Дом, это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут.

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

Сейчас мы построим дом, в котором семья может обрести семейное счастье. Каждый кирпичик вашего дома – это то ценное качество, которое лежит в основе счастья семьи. Определите эти ценные качества и запишите их на карточках.

(Обсуждение в группах под фон. музыку, запись на листочках 6 семейных ценностей. Например, доброта, любовь, взаимопонимание , поддержка, помощь, забота, уважение, доверие, терпение, прощение.)

Прошу вас закончить строительство дома. Все ли слова вам понятны?

III. Викторина «Семейные ценности».

А сейчас предлагаю вам принять участие в минивикторине «Семейные ценности».

Некоторые из них уже назывались вами, но с какими-то вы встретитесь впервые.

1. Много пословиц и поговорок сложил народ о семье. Расшифруйте одну из них.

(на экране: ЯЬМЕС – АКЧЕП: КАК ОНДОЛОХ, ЕСВ К ЙЕН ЯСТЮАРИБОС. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются)

Как вы понимаете эту пословицу?

О какой семейной ценности идет в ней речь? (поддержка, помощь, взаимовыручка, взаимопонимание).

(на экране появляется: взаимоподдержка, взаимопонимание)

В хорошей семье каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

2.А теперь вопрос-загадка.

Мне не хватает теплоты,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Ты не поймешь, еще мала,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

«Я поняла!» -

И тащит одеяло.

Поняли мама и дочка друг друга?

О какой теплоте говорила мама? (о душевной теплоте)

Как можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?

Все перечисленные вами качества можно объединить и назвать так: душевная теплота.

(на экране появляется: душевная теплота)

3.И, наконец, музыкальный вопрос.

(звучит фрагмент песни «Дорогие мои, старики..»)

О ком эта песня?

Кого мы называем бабушками и дедушками? (родителей наших родителей)

В семье все идет своим чередом: рождаются дети, взрослеют, становятся родителями, а потом дедушками и бабушками, прадедушками и прабабушками. Забота о младшем и старшем поколениях в семье называют чувством родства. Это еще одна семейная ценность.

(на экране появляется: чувство родства)

IV. Понятия «материальные и духовные ценности».

Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят и понимают. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Но семейные ценности бывают разные. Представьте такую ситуацию.

Однажды учительница попросила ребят написать сочинение на тему: «Самый счастливый день твоей семьи». Послушайте, о чем рассказали в своих работах Ваня и Миша.

Сочинение Ивана: В воскресенье вся наша семья была в самом дорогом магазине города, где мне купили модные джинсы и приставку «Сони плей стейшн». Мама выбрала себе телефон последней модели, а папа приобрел для нашего автомобиля кожаные чехлы. Теперь у нас самая крутая машина во дворе! Потом мы заехали пообедать в Макдоналдз. День прошел замечательно! Все были счастливы!

Сочинение Михаила : В один из выходных дней мы всей семьей решили навестить бабушку. Она всегда нам рада, а мы стараемся ее не огорчать, во всем ей помогаем. В этот день мы собрались вместе: мы играли, шутили, рассматривали семейный альбом, исполняли любимые песни. А вечером после прогулки, мы пили чай с нашим любимым яблочным пирогом, который испекла бабушка. Как же здорово, когда мы вместе! Вот оно настоящее счастье!

(педагог зачитывает сочинения детей, на экране – картинки с изображением героев, ценностей двух семей)

О каких ценностях говорил Ваня? Что является главным в его семье?

Такие ценности называют материальные.

Что делает счастливой семью Миши?

А как называются такие ценности? (духовные)

Так что же важнее для семейного счастья?

У вас на столах карточки синего и фиолетового цвета. Если вы считаете, что в семье должны составлять основу материальные ценности (т. е. быть главными), поднимите синюю карточку, а если духовные – фиолетовую.

(дети работают с карточками)

Объясните свой выбор.

Хорошо, если семья считается обеспеченной, но если не будет взаимопонимания, любви, доверия между родителями и детьми, не будет и настоящего семейного счастья. Поэтому, запомните, что материальный достаток в семье не должен стать ценностью, чем-то главным, незаменимым.

Семья – это лучшее, что есть у человека! У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании, любви и доверии детей и взрослых. Семейные ценности – то, что ценят и передают из поколения в поколение. Это счастье, которое надо беречь. А счастлив по-настоящему тот, кто счастлив дома.

Занятие:

«Счастлив тот, кто счастлив дома»

Сочинение.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- сказал Л.Н. Толстой. Что такое дом в жизни человека? Это семейный очаг. Это символ надёжности и безопасности, уюта и тепла. Дом - это целый мир, маленькое независимое государство со своими законами, устоями, традициями, где мы всегда можем найти защиту и спасение, где нас всегда ждут. О важности счастья в доме говорили многие философы, писатели. Образ дома как пристанища для души, как мерила семейного счастья – сквозная тема мировой художественной литературы. Писатели в своих произведениях рассказали нам о разных семьях и домах, в которых жили эти семьи.

Именно о доме, где любят и ждут, мечтает «униженный и оскорбленный» чиновник Мармеладов, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: «…ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели…». Но для него такая мечта – несбыточна. Потому, что нет у этого несчастного человека настоящего дома, он сам его разрушил. И не может он быть счастлив в своем «проходном углу», потому что ждет его там больная Катерина Ивановна, у которой уже нет жалости и, тем более, любви, голодные дети и Сонечка, пожертвовавшая собой ради семьи. А еще – совесть, не дающая покоя ни днем, ни ночью… Потому, что ненавидит он себя, слабого и ничтожного. Ведь это из жалости к отцу и маленьким детям пошла на панель старшая дочь. Именно он, отец семейства, слабый человек, своим пьянством обрек на муки и страдания своих дорогих людей, лишил их надежды на самые маленькие человеческие радости. И никто из Мармеладовых уже не может быть счастлив у себя дома, потому что дома – нет.

Как нет его и у героев драмы А. Н. Островского «Гроза». Марфа Игнатьевна Кабанова – купчиха, властная женщина, хозяйка в доме - своими руками разрушает семью сына Тихона, пытаясь устроить его счастье по своему разумению, хотя сама считает, что семья – это самое главное. Но разве может человек быть счастливым, подчиняясь чужой воле? Особенно там, где его не понимают, не считаются с его мнением, унижают его достоинство? Мать требует беспрекословного подчинения всех своих домочадцев, постоянно вмешивается в отношения между сыном и его женой Катериной, потому что уверена в неспособности взрослых детей жить правильно: « Ничего-то не знают, никакого порядку…». Из благих побуждений Марфа Игнатьевна делает несчастными всех: уходит из дома дочь Варвара; уезжая по делам, сбегает от матери и ищет утешения в алкоголе Тихон: «Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет , кандалов этих на ногах нет…»; страдает от постоянных упреков сноха Катерина, потому что чувствует себя «птицей в клетке». Нет тепла и уюта в этом доме, нет любви и покоя в душах живущих вместе, но совершенно чужих людей, нет счастья, потому, что нет настоящей семьи

Совершенно иным предстает мир семьи в романе – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Как это ни банально, но хочется сказать о Ростовых, где все вместе переживают жизненные драмы, искренне веселятся и плачут, где дети чувствуют родительскую нежность и ласку. Именно эта атмосфера любви сформировала характер Наташи, ее женское начало. В «Эпилоге» мы видим счастливых людей – Наташу, которая совершенно перестала чувствовать необходимость в том, чтобы выезжать в свет, ей просто некогда и незачем, потому что единственный интерес ее составляет семья, дела мужа и здоровье детей, - и Пьера, обожающего свою супругу: «Я никогда не перестаю тебя любить. И больше любить нельзя; а это особенно». Они всегда могут найти тему для разговора, обсуждая детей, домашние хлопоты Наташи, работу Пьера, его успехи и неудачи: «Они замолчали на несколько секунд. Потом вдруг в одно и то же время повернулись друг к другу и начали что-то говорить. Пьер начал с самодовольствием и увлечением; Наташа - с тихой, счастливой улыбкой». Им никогда не бывает скучно друг с другом, хотя прошло уже семь лет семейной жизни. Вспоминая Платона Каратаева, встреча с которым изменила его мировоззрение и судьбу, Пьер уверен, что этот человек одобрил бы их с Наташей семейную жизнь, потому что во всем желал видеть «благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас…».

Мы понимаем, что так может говорить только абсолютно счастливый человек, тот, кто обрел настоящий дом, место, где ему хорошо, кто всегда с радостью возвращается домой, где его ждут любимая жена и дети, где все счастливы по - настоящему. Здесь дом – это семейный очаг, символ надёжности и безопасности, уюта и тепла, потому что отношения строятся на простых и естественных законах жизни. Воистину, «счастлив тот, кто счастлив у себя дома».


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди