03.02.2019

Игровые приемы коммуникативного развития школьников с онр. Особенности развития языковой и коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивац


Материал подготовлен Самойловой Екатериной Александровной, учителем-логопедом ГБОУ СОШ с.Хворостянка структурное подразделение «Детский сад «Колосок»»


Комплекс упражнений 1

Динамическое упражнение «Праздник в лесу…»

Дети и родители берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями.

Праздник осенью в лесу - И светло, и весело.

Вот какие украшения Осень здесь развесила.

Дыхательное упражнение «Ветер и листья».

Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания. Родители делают массаж своему ребенку.

Тили-тили-тили-бом! Сбил сосну Зайчишка лбом!

Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.

Жалко мне Зайчишку, Носит Зайка шишку.

Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.

Поскорее сбегай в лес, Сделай Заиньке компресс.

Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.

Подвижная игра «Догонялки»

Дети встают в круг, в центре - «ежик». Дети идут хороводом под песню «Маленький ежик» в одну сторону, «ежик» двигается противоходом. После окончания песни дети хлопают в ладоши и говорят:

Раз, два, три - Ребятишек догони!

Дети разбегаются, «ежик» старается их запятнать.

Упражнение на развитие моторики «Водичка»

Водичка, водичка, (двумя руками сделать чашечку)

Умой мое личико. (ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваться до глазок по очереди)

Чтобы щечки краснели, (тереть щечки)

Улыбался роток (улыбаться)

И кусался зубок (постучать зубками).

Комплекс упражнений 2

Динамическое упражнение на развитие чувства ритма

Ти-ти-ти - куда же нам пойти?

Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.

Ать-ать-ать - в лес отправимся гулять.

Шлепки ладонями по коленям.

Ать-ать-ать - будем прыгать и скакать.

Перетопы ногами.

Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

Дети рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями

Хлоп, хлоп, хлоп! Три хлопка в ладоши.

Топ, топ, топ! Три притопа.

А под елкой черный кот. Поочередно выставлять руки вперед плавными движениями.

Под елку он залез поспать. Присесть, положив сложенные ладошки под щеку.

Нам мешает танцевать. Погрозить пальцем.

Подвижная игра «Найди пару»

Под веселую музыку дети и родители двигаются врассыпную. На более подвижную музыку дети и родители встают в пары и кружатся.

Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.

Комплекс упражнений 3

Динамическое упражнение «Прогулка»

Раз-два-три, раз-два-три - По дорожке мы пошли.

Шаг марша.

Петлять тропинка начала Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, Головушку подняв.

Ходьба «змейкой».

Вот мы кочки увидали, Через них мы прыгать стали.

Прыжки с продвижением вперед.

Впереди течет ручей, Подходите поскорей.

Ходьба на носках, руки - в стороны.

Руки в стороны расставим, Переходить его мы станем.

Лес осенний увидали И к нему все побежали.

Бег по кругу.

Посмотрела на бегу. Кто пасется на лугу.

Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо.

Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно.

Разевает птенчик рот - Маму, маму он зовет.

Массаж тела «Лягушата»

Родители помогают детям в выполнении движений, соответствующих тексту:

Лягушата встали, потянулись И друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, Спинки-тростинки.

Ножками затопали, Ручками захлопали.

Постучим ладошкой По ручкам мы немножко.

А потом, потом, потом Грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там, И немного по бокам.

Хлопают ладошки Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки. И ручки, и ножки.

Лягушата скажут: «Ква!

Прыгать весело, друзья!»

Комплекс упражнений 4

Мы идем: та-та-та.

Обычная ходьба.

Мы поем: ля-ля-ля.

Ходьба на носках.

Мы едем: ту-ту-ту.

Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях

(Мы кричим: ау-ау. Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту. «паровоз» ).

Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Хобот слоненка»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2) Упражнение «Пастушок»

Вы как пастушки будете играть на дудочке, чтобы коровка не потерялась.

Я на дудочке играю: «У-у-у, у-у-у!»

Всех коровок собираю: «У-у-у, у-у-у!»

Вы идите все за мной: «У-у-у, у-у-у!»

Скоро мы придём домой: «У-у-у, у-у-у!»

3) Упражнение «Кто лучше сделает дудочку!»

При показе картинки дудочки дети вытягивают губки, при показе изображения барабана «играют» на барабане (пальчиками).

Массаж кистей рук «Мышка»

Мышка маленькая в норке Тихо грызла хлеба корку.

Поскрести ногтями по коленям.

«Хрум, хрум!» - Что за шум?

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Это мышка в норке Хлебные ест корки.

Потереть ладони друг о друга.

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать.

Сжимать и разжимать кулачки. Листья березы,

Листья рябины, Листики тополя,

Листья осины, Листики дуба.

Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец

Мы соберем, М аме осенний б укет отнесем.

Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.

Комплекс упражнений 5

Динамическое упражнение «Мы идем та-та-та…»

Хором. Мы идем: та-та-та.

Обычная ходьба.

Мы поем: ля-ля-ля.

Ходьба на носках.

Мы едем: ту-ту-ту.

Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях («паровоз»).

Мы кричим: ау-ау.

Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.

Пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту режем, режем,

Движения прямыми ладошками вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем,

Потереть кулачок о кулачок.

Мы капусту солим, солим,

Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем.

Мы капусту жмем, жмем.

Сжимать и разжимать кулачки.

Огородная семейка,

В танец, в танец поскорей-ка.

Ритмическое упражнение «Капли»

Капля - раз! Капля - два!

Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.

Капли медленно сперва. Стали капли ударять,

Капля каплю догонять. А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Массаж спины «Дождь»

Дети садятся спиной к родителям, которые выполняют движения:

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже

Поглаживание спины ладошками.

Ловит рыбу нам на ужин.

Подвижная игра «Прогулка и дождик»

На 1-ю часть музыки дети свободно гуляют по залу, на 2-ю - пляшут, включая в танец знакомые плясовые движения, на 3-ю - прячутся под большим зонтом, который держит воспитатель.

Комплекс упражнений 6

Динамическое упражнение (на координацию речи и движения)

Раз, два, три - выросли цветы.

Медленно вставать из положения сидя.

К солнцу потянулись высоко, высоко!

Поднять вверх руки, потянуться.

Цветам тепло и хорошо!

Обмахивать лицо руками.

Дыхательное упражнение «Воздушный шар»

Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая «воздушный шар». Во время выдоха ребенок произносит звук «ф-ф-ф» и скрещивает руки на плечах.

Пальчиковая игра «Кулачок»

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Роложу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

ТУК-ТУК - Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

Да-да-да. (три хлопка в ладоши) -

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) -

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

Логопедическая гимнастика

Раз-два-три-четыре-пять

Будем с Рыжиком гулять!

Раз-два-три-четыре

Рот откроем мы пошире. широко раскрыть рот;

Пожевали, жевательные движения;

Постучали постучать зубами;

И с котенком побежали. движение языком вперед-назад;

Кот снежинки ртом ловил, ловить ртом воображаемые снежинки;

Влево, вправо он ходил. движение языком вправо-влево;

Скучно Рыжику, ребятки,

Поиграем с ним мы в прятки. закрыть ладошками глаза, спрятаться.

Подвижная игра «Веселый мячик»

Дети встают в круг. Они по кругу передают мяч друг другу.

Ты катись, веселый мячик,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

Тот сейчас станцует нам!

Ребенок, у которого остался мячик, выходит в центр круга и танцует, остальные дети хлопают в ладоши.

Комплекс упражнений 7

Динамическое упражнение «Сапожки»

(выполнение движений по тексту)

Папа в сапожищах: Топ-топ-топ!

Мамочка в сапожках: Шлёп-шлёп.

А я, детка, крошка, в маленьких сапожках

Быстро по дорожке: топ-топ-топ-топ!

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Хобот у слонёнка»

«Хобот у слонёнка длинный и большой, посмотрите, дети, может, вот такой?»

2) Упражнение «Надуть щеки».

Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки.

На зеленой хрупкой ножке

Ритмическое упражнение «Ежик и барабан»

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!

На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям.

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами..Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!

Массаж лица

Родители делают массаж своему ребенку.

Носик, носик!

Провести кулачками по крыльям носа (4 раза).

Где ты, носик? Лобик, лобик! Где ты, лобик?

Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам (4 раза).

Щечка, шечка! Пальцами погладить щеки сверху вниз (4 раза).

Где ты, щечка? Будет чистенькая дочка.

Погладить ладонями шею. Будут чистенький сынок

Растереть ладошками уши. И котенок-малышок.

Потереть ладони ребенка друг о друга.

Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая:

Лапки мыли? Мыли!

Ушки мыли? Мыли!

Хвостик мыли? Мыли! Всё помыли.

И теперь мы чистые, котики пушистые.

Упражнение на координацию движения и речи

Здравствуй, Васька-козел, Поклониться, положив ладонь на грудь.

Если в гости пришел! Покачать головой.

Угощайся травкой, Протянуть ладони вперед.

Да смотри, не чавкай! (Я. Аким)

Погрозить пальцем.

Подвижная игра «Кот и мыши»

Мышки в норочках сидят, Мышки в щелочки глядят.

«Кот» сидит на стуле в углу зала, «мыши» закрывают ладонями лицо и подсматривают, выглядывая из-за них .

Ой, как много мышек тут, Коготками пол скребут.

«Скребут» ноготками пол . Тише, мыши, серый кот!

Он вас всех подстережет! Грозят друг другу пальцем.

Серый кот гулять пошел, И мышат он не нашел.

«Кот» важно гуляет по залу, «мышки» сидят, не шевелясь.

Только котик засыпает, Мышки сразу выбегают.

«Кот» садится на свое место, «мыши» бегают на носочках по всему залу. С окончанием музыки «кот» их старается поймать.

Комплекс упражнений 8

Динамическое упражнение

По извилистой дорожке К речке синей мы пошли.

Идут друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке.

Постарайтесь так пройти, Чтоб с дорожки не сойти.

Как лисички мы пойдем, Аккуратненько пройдем.

Ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы.

Вдруг из воды высунулась рыбка

Легкий бег на носках, покачивая перед собой соединенными ладошками.

И поплыла по воде быстро-быстро.

Рыбка плавает в воде,

Мы резвимся на траве.

Дыхательное упражнение «Шарик»

Надувала кошка шар, А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой - топ! А у кошки шарик - лоп!

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох. Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло. Посмотреть глазами вправо - влево, вверх - вниз.

Солнышко тучки-летучки считало: Серые тучки, черные тучки.

Легких - две штучки, Тяжелых - три штучки. Тучки попрятались, тучек не стало.

Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе вовсю засияло. Поморгать глазками.

Продавало солнышко на веселой ярмарке Платья разноцветные, яркие-преяркие.

Приходил на ярмарку веселый народ. Побывал на ярмарке весь огород.

Логопедическая гимнастика

1)Упражнение «Сытый хомячок»

Надуть обе щеки

2)Упражнение «Мишка хочет спать».

(ребенок укладывает Мишку, произносит «Бай!!!)

Напоили мишку чаем,

А теперь его качаем,

Спать пора, засыпай.

«Бай-бай-бай!»

3)Упражнение «Ладушки»

Поиграйте в ладушки, проговаривая потешку и одновременно выполняя движения руками. Звук А произносите четко и громко.

Ой, ладушки, ладушки, Испекли оладушки,

На окно поставили (поверните руки ладонями вверх),

Остывать заставили (подуйте на ладони).

Ритмическая игра «Молоточки»

Туки-ток, туки-ток! - Ударять кулаком о кулак четвертями.

Так стучит молоток. Туки-туки-туки-точки! -

Восьмыми стучать кулачками по бедрам.

Застучали молоточки.

Игра-импровизация «Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу под песню:

Ровным кругом, друг за другом Мы идем за рядом ряд.

Всё, что гномик нам покажет, Будем дружно повторять!»

Один ребенок-гномик движется внутри круга противоходом.

С окончанием пения он показывает любые движения, а дети повторяют.

Комплекс упражнений 9

Динамические упражнения на координацию движений

Мы на карусели сели.

Дети встают в пары с родителями. Взявшись за руки, кружатся.

Завертелись карусели. Пересели на качели,

Вверх летели,Взявшись за руки, один стоит, другой приседает, потом - наоборот.

Вниз летели.А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет,

Взявшись за руки, качаются вправо-влево, вперед-назад.

Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем,

Изображают, сидя на полу, как «гребут веслами».

Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка.

Встают прыжком. Мы на берег прыгнем ловко

И поскачем по лужайке, Скачут на двух ногах.

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

2) Упражнение «Лошадка».

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

3) Упражнение «Птичий двор»

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Ритмическая игра «Метелица»

Метелица, метелица, Снег по полю стелется.

Дети врассыпную двигаются по залу, делая плавные движения руками перед собой.

Кто кружится, вертится, Кружатся.

Тот заметелится. Приседают на последний слог.

Массаж пальцев «Рукавицы» (Массаж детям выполняют родители)

Вяжет бабушка Лисица Всем лисятам рукавицы:

Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.

Для лисенка Саши, Для лисички Маши,

Для лисенка Коли, Для лисички Оли,

Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).

А маленькие рукавички Для Наташеньки-лисички.

В рукавичках - да-да-да! - Потереть ладони друг о друга.

Не замерзнем никогда! - А у нас есть валенки, -

Отвечали Заиньки. - Что нам вьюга да метель?..

Хочешь, Мишенька, примерь.

Подвижная игра «Гора - дерево - кочка»

Дети бегают врассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда педагог говорит: «Кочка!» - дети приседают («утка устала, присела отдохнуть на кочку»); «Дерево!» - замирают, подняв вверх руки; «Гора!» - встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.

Комплекс упражнений 10

Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер»

Дети выполняют движения, указанные в тексте песни.

1.Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка

Улыбнись скорее! кланяются друг другу

И сегодня весь день «пружинка»

Будет веселее. поднимают ручки вверх

2.Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту

Носик И щечки.

Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому

Как в саду цветочки! плечу поочередно

3.Разотрем ладошки движения по тексту

Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее!

4.Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, Будьте все здоровы! разводят руки в стороны

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Тропинка». Дети берутся за руки и за ведущим идут «змейкой».

2) Упражнение «Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)

3) Упражнение для стимуляции движений нижней челюсти «Птенчик»: откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку шепотным произнесением звука «а» на твердой атаке.

Ритмическое упражнение «Едет поезд»

Дети топающим шагом двигаются по залу, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. Руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.

Возвращается наш поезд.

Машинист в нем - Дед Мороз.

Много он зверюшек разных

В детский садик наш привез.

Массаж пальцев «Орешник».

Наклонил орешник ветки -

Родители делают массаж ребенку, поглаживая ладонью кисти рук.

Дарит всем зверям орешки.

Круговые движения собранными вместе кончиками пальцев правой руки ребенка по его левой ладони.

Вот орешек для бельчонка, Вот орешек для мышонка,

Поочередное массирование каждого пальца левой руки, начиная с большого.

Вот орешек хомячку, Вот орех бурундучку.

И орешек для меня Приготовил он, друзья!

Потирание ладоней ребенка друг о друга. При повторении также массировать пальцы правой руки.

Подвижная игра «Цыплята и кот»

«Кот» стоит в стороне. Дети - «цыплята» идут за «курочками» под песню:

Курочки, курочки, курочки рябые

По двору идут, Маленьких, маленьких, маленьких цыпляток

За собой ведут. - Вы не убегайте далеко!

Зернышки ищите, ко-ко-ко!

Дети расходятся по всему залу и «ищут и клюют зернышки» . Потом мамы - «курочки» говорят:

Вдруг откуда не возьмись, Кот злой появись!

«Цыплята» прячутся под «крыло» к мамам, «кот» старается их поймать.

Комплекс упражнений 11

Динамические упражнения «Гости»

Всех зовем на новоселье!Начинается веселье.

Кукла Маша услыхала

Подскоки.

Самой первой прибежала. Вот шагают петушки

Ходьба с высоким подъемом колена.

Золотые гребешки. А матрешки,

Топающий шаг.

Куклы-крошки, Ручками захлопали, Ножками затопали.

А веселые Петрушки Взяли в руки погремушки, Погремушки вверх подняли,

Очень весело плясали.

Дыхательное упражнение «Пузыри»

Эй, мышонок, посмотри,

Звать к себе, помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой.

Перед тем, как назвать каждый цвет, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.

Выбирай себе любой! -

Логоритмическая гимнастика

1)Упражнение «Подуем на варенье». Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.

2)Упражнение «Вкусное варенье» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

Подвижная игра «День - ночь»

По сигналу «День!» - дети бегут врассыпную по залу, подражая движениям мышат, птиц, бабочек; на слово «Ночь!» - замирают.

Массаж «На полянке разноцветной»

Родители помогают ребенку делать массаж.

На полянке разноцветной

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. хлопают в ладоши,

Расплясались наши детки! хлопают по ладошкам партнера,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Наши щечки хороши. растирают щечки круговыми движениями,

Хороши, хороши.

Веселятся малыши. растирают щечки друг друга,

Малыши, малыши

Мы погладим носик, поглаживают свой нос,

Носик, свой носик.

И дружка курносик. поглаживают носики друг друга,

Носик-курносик.

По плечам пошлепаем. шлепают ладошками по плечам,

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп.

По спине похлопаем. обнимают друга, шлепают ладошками по спине.

Вот так вот!

Комплекс упражнений 12

Динамические упражнения

Во сыром бору елонька,

Встать прямо, прямые и жесткие руки внизу чуть развести в стороны.

Под елонькой травонька.

Наклонившись и расставив ноги пошире, «гладить травку» из стороны в сторону.

На травоньке тропонька,

По тропоньке идет Катенька,

Взяться за руки, образуя круг, и двигаться хороводным шагом.

По ельничкам, по березничкам,

Топающий шаг по кругу.

По часту леску, по орешнику.

Пальчиковая игра «Птичка»

Птичка, птичка, На тебе водички

«Звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой.

Спрыгни с веточки ко мне, Дам я зернышки тебе.

«Сыпать корм» одной рукой на ладошку другой.

Клю-клю-клю...

Стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах.

Игра на развитие моторики «Зайчик»

На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки. (имитировать мыть

Различные проблемы речевого развития встречаются у многих современных детей. Для того чтобы ребенок избежал дискомфорта в дальнейшей жизни, родителям рекомендуется с самого раннего возраста заниматься улучшением и постановкой его речи. С этой целью педагогами и врачами используется логоритмика для малышей – интегрированная методика развития речевых, слуховых и координационных навыков.

Логоритмика – метод работы с детьми в игровой форме в коррекционной педагогике, в котором комплексно применяются двигательные, словесные и музыкальные элементы. Она позволяет усовершенствовать соответственно возрастной норме:

  1. Слуховые и зрительные анализаторы;
  2. Общую координацию движений, а также мелкую моторику;
  3. Процесс дыхания и владения аппаратом для артикуляции;
  4. Психическую деятельность малышей (развивается внимательность, улучшается запоминание и аналитическое мышление);
  5. Умение расслабляться и контролировать мышцы тела.

Каким деткам не обойтись без логоритмики?

  1. Заикающиеся;
  2. Имеющие проблемы с темпом речи;
  3. Имеющие проблемы с ориентированием в пространстве и освоением двигательных навыков;
  4. Страдающие дизартрией, или с диагнозом ЗРР;

Средства логоритмики включают в себя :

  • Стихи;
  • Игры;
  • Упражнения.

Благодаря увлекательным урокам дети с помощью логопедов имеют возможность лучше узнать окружающий мир. Особенно актуально это для малышей 2-3 лет.

Овощи и фрукты

С помощью логоритмики дети, когда пойдут в логопедический сад или придут на занятия кружка, могут без труда выучить, какие овощи растут в огороде, и какую пользу они приносят человеку. Для примера приведем следующий стишок (предварительно рекомендуется приготовить вместе с малышом салат из капусты):

Вместе мы капусточку порубили, порубили!

(Руки согнуты в локтях, ладошки сложены, как лопаточка, – ребенок двигает перед собой каждой рукой вниз и вверх по очереди)

Вместе мы капусточку посолили, посолили!

(Руки согнуты в локтях, ребенок собирает пальцы щепоткой и двигает ими так, будто что-то солит)

Вместе мы капусточку славно-славно потерли!

(Руки согнуты в локтях, ребенок сжимает кулачки и трет один об другой)

Вместе мы капусточку славно-славно сжали!

(Руки согнуты в локтях, ребенок сжимает кулачки и, чередуя правую и левую руки, выпрямляет пальцы и снова стискивает их в кулак)

Мы такие умницы – приготовили капусту!

Сколько красивых цветов растет в саду между деревьев! Их узнать и запомнить поможет песенка:

Эти алые цветочки

(Ребенок сгибает руки в локтях, приподнимает над головой, ладони соединяет вместе, показывая «ковшик»)

Все открыли лепесточки

(Дети расставляют пальцы рук по сторонам)

Ветерок легко летает –

Лепесточки колыхает.

(Малыши быстро двигают пальцами)

Эти алые цветочки

Вдруг закрыли лепесточки.

(Ладони опять соединены в виде «ковшика»)

Начали бутонами качать,

(Кисти рук сведены вместе, дети раскачивают ими вправо-влево)

И заснули, просыпаться не хотят.

(Соединенные вместе ладошки крохи прикладывают к щеке, показывают, что спят)

Комплексы зарядки 2-3 лет. Детская гимнастика

Животные

Не менее разнообразен и животный мир. Сколько зверей, птиц и насекомых можно встретить в лесу – логоритмика для малышей поможет с ними познакомиться.

Первыми на пути встречаем жуков-танцоров:

На полянке два жука

(Дети танцуют, руки на поясе)

Танцевали гопака:

Правой ножкой топ, топ!

(Топают правой ногой)

Левой ножкой топ, топ!

(Топают левой ногой)

Ручки вверх, вверх, верх!

(Встают на носочки, тянутся вверх)

Кто поднимет выше всех?

Не обойтись без истории про медведя:

Мишка по лесу бродит, косолапит,

А в берлоге зимой – сосет лапу.

(Детки ходят на внешней стороне стопы, переваливаясь с ноги на ногу)

Летом шишки собирает, и когда везет –

Он частушки сочиняет и потом поет.

(Приседания, малыши собирают шишки)

Одна шишка угодила мишке точно в лоб –

Он страшно рассердился, и лапами – топ-топ!

(Топанье ногами)

Уроки логоритмики помогут малышам в 2-3 года узнать про зайца:

Сидит зайчишка серенький,

(Дети приседают, подобно зайчикам)

Ушки зимой беленькие –

Ими быстро-быстро шевелит.

Только так, только так!

(Показывают ладонями уши и двигают ими)

Зайка что-то засиделся,

Он замерз – но вот согрелся,

Лапками похлопал – раз, второй –

Молодец, он наш герой.

Хлоп-хлоп-хлоп!

(Детки аплодируют)

Чтобы не замерзли ножки,

Он попрыгал по дорожке.

Умный заинька!

Прыг, прыг, прыг!

(Подпрыгивают, стоя на новочках)

Логоритмика по методике Екатерины Железновой

Логоритмика для дошкольников будет особенно эффективной, если при проведении занятий использовать методику Екатерины Железновой.

Музыкальная логоритмика направлена на развитие звукового восприятия у детей, навыков чистой речи, усовершенствование координации движений и улучшение психических свойств. Об окончательных результатах можно судить через полгода-год.

Игры


Элементы логоритмики активно используются в следующих играх :

  1. «Ветер и деревья»
  • Сильный-сильный ветер подул (дети машут ладонями перед собой);
  • Деревья покачал и к земле нагнул (руки над головой, дети делают ими махи над головой, и одновременно наклоняются вправо и влево);
  • Ветер устал и уснул (руки опускаются вниз);
  • А деревья – вот какие выросли! (Дети снова поднимают руки вверх и встают на носочки).
  1. «Почтальон»
  • Слышен звук: стук да стук! (Ударяют кулачками по столам);
  • Кто же там делает «Тук-тук»? (Аплодируют);
  • «Это почтальон! Почту вам отдам» (Делают движение, будто открывают дверь);
  • «Приходите в гости, очень рады вам!» (Повторяют три хлопка в ладоши).

Упражнения

Физическое развитие ребенка в 2-3 года – важная часть воспитательного процесса, поэтому гимнастика с элементами логоритмики применяется педагогом на каждой встрече с детьми.

Существуют различные упражнения: (логоритмика по системе Железновой) :

  1. «Прогулка в лесу»

По тропинке мы прошли – и раз, и два, и три.

(Дети маршируют друг за другом)

Ведет дорожка нас сред листиков и трав,

Шагаем смело мы вперед, голову подняв.

(Детки идут «гуськом»)

Вот мы камни увидали,

Перепрыгивать их стали.

(Прыгают и перемещаются вперед)

Перед нами вот – ручей, подойдем к нему скорей.

Руки в стороны разведем, смело речку перейдем.

(Прямые руки разводят по сторонам, идут на носочках)

Лес осенний вижу вокруг, по нему бегу я и мой друг!

(Дети бегают, образуют круг)

  1. «Птенцы в гнезде» (Игра для пальчиков)

Птица крыльями махает, и в гнездышко залетает.

(Пальчики левой руки обхватывают правой ладошкой и шевелят ими)

Птенцам новости расскажет, где еду им собирает.

(То же самое для правой руки)

  1. «Маленькие лягушки» (массажные движения)

Выполнять эти упражнения по логоритмике можно и дома с помощью родителей.

Наши лягушата утречком проснулись –

Улыбнулись, встали, потянулись.

Спиночки прогнули, и чуть-чуть вздохнули.

В ладоши похлопали, пятками затопали.

Постучали ладошками по ручкам вот немножко,

Потом до груди коснулись и еще раз улыбнулись.

Хлоп и хлоп, шум и гам, теперь стучим по бокам.

Похлопали ладошки снова наши ножки.

Теперь ладошки гладят спинку, ручки, ножки.

Прыгают лягушки раз и два, говорят «Ква-ква-ква!».

  1. «Гуляем под дождем»

Приемы современной логоритмики применяются в подвижных играх (интегрированная технология).

Играет первая музыкальная тема, дети гуляют по залу.

Играет вторая музыкальная тема, дети танцуют импровизированный танец.

Когда играет третья музыкальная тема, педагог громко говорит «Начался дождь!» и раскрывает большой зонт над головой. Все малыши должны успеть под него спрятаться.

Упражнения и правила, как заниматься с ребенком

Не всем детям показана работа в коллективе. Как заниматься с ребенком родителям, чтобы логоритмика Екатерины Железновой принесла ему пользу?

  • Ребенок в два-три года запоминает стихи и движения в процессе повторения. Изначально он подражает взрослому, повторяя за ним;
  • Занятия проводить два раза каждые семь дней ближе к вечеру (при заикании – три-четыре раза каждые семь дней);
  • Малыш должен находиться в комфортной обстановке (используйте любимые игрушки, чтобы для него урок был, как веселая игра);
  • Каждое упражнение нуждается в повторении;
  • Музыка подбирается в индивидуальном порядке;
  • Изменяйте стихи и игры под нужды конкретного ребенка;
  • Если логоритмика используется для маленьких детей 2-3 лет, то на крох запрещено сердиться, если у них что-то не получается.

Логоритмика – эффективное средство для нормализации речи и общего развития детей дошкольного возраста, которое будет полезно любому малышу. Вы можете предпочесть обучение в группе или проводить самостоятельные занятия дома и результат не заставит себя ждать.

Гимнастика с Лисой для детей 2-3 лет

ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.
С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы логопеда по преодолению заикания.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
В группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений,
переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.
У детей с ОНР нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.
Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика,- это движение, музыка и речь.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей –логопатов и корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Развитие неречевых процессов
Ходьба и маршировка
(вводные и заключительные упражнения)
Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.
Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.

Регуляция мышечного тонуса.
У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.

Развитие внимания и памяти .
У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.

Развитие чувства музыкального размера (метра)
Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.
Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.
Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.

Развитие чувства музыкального темпа.
Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.

Развитие чувства музыкального ритма.
У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы.
У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.
Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.

Игра на музыкальных инструментах
На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты. Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах). Музицирование способствует развитию творческих способностей.

Пальчиковые игры
Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.
Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

Подвижные игры
Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной
цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.

Слушание музыки
Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно развивают художественное восприятие детей.
Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

Развитие речи и коррекция речевых нарушений Развитие дыхания - один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого
дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным.
При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.
При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Развитие голоса
Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.
Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).
Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.
Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д.
Задачей педагога является следующее: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.
Темп речи
Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени. Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков.
Интонационная выразительность речи
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие, как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент).
Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, вплоть до изменения смысла на противоположный.
Пение
При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.
Речь с движением
Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Мимика
Это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Артикуляция
К подвижным органам артикуляции (речевым органам) относятся язык, губы и челюсти.
Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.
Фонематическое восприятие
Это четкое различение на слух всех звуковых единиц родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие, как твердые и мягкие, глухие и звонкие. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания на материале неречевых (шумовых и музыкальных) звуков.
Коррекция нарушений звукопроизношения
На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать звуки с какими – либо музыкальными образами.
Грамматика
На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на логопедических занятиях. В форме подвижной игры или игры – вокализации грамматические задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются детьми дошкольного возраста.
Лексика
В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу – расширять словарный запас детей.

Игры и упражнения

Развитие дыхания
(Физиологическое дыхание)
Поиграем животиками
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Описание упражнения
Вариант 1
В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
Вариант 2
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или
музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

(Речевое дыхание)
Назови по порядку
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Описание упражнения
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Ах, как пахнет!
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!

Мимика
Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:
«Плакса» - зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» - оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

Подарок

Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
Описание игровой ситуации
Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

Раздумье

Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
Описание игровой ситуации
Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
Этюд разыгрывается под музыку.

Кукла заболела

Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.
Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы платочек.
Описание игровой ситуации
У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит голова. Девочка расстроена, ей жалко больную куклу.
Во время этюда звучит музыка.

Артикуляция.
Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
«Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
«Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;
«Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
«Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

Часики

Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения
предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на «раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

Далеко и близко

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
Описание упражнения
Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.
Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,
ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.
Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
Описание упражнения
Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы)
тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…

Лягушки и кукушки

Ква, ква - (произносится низким голосом) урчат лягушки.
Ку – ку - (произносится высоким голосом) кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом),
Ква –ква (произносим низким голосом),
ку – ку (произносим высоким голосом).

Успокой куклу

Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.
Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.
Описание упражнения
Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.
Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню.
Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.
Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

Темп речи

Большие ноги шли по дороге
Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание упражнения
Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,
и медленно говорят: « ТОП – ТОП».
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».
В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание упражнения
Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись
Карусели
(говорить в медленном темп
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает
Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)
Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).
Вот и кончилась игра.
Упражнение можно выполнять под музыку.

Развитие ритма речи

Выдели слово
Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.
Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.
Описание упражнения
Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».
То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.
И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.
«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

Развитие мелодика интонационной композиции речи

Узнай по интонации
Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.
Описание упражнения
Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:
удивленного – Ах! Ах! Ах!
больного – Ох! Ох! Ох!
веселого – Эх! Эх! Эх!
недовольного – Ай! Ай! Ай!
испуганного – Ой! Ой! Ой!
сердитого – Ай –я - яй!
Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.
После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.
После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

Развитие тонких движений рук

Разминка
Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.
Описание упражнения
Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом:
Похлопаем в ладошки,
похлопаем немножко,
(хлопать в ладоши)
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо!
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
А девочки и мальчики
все ровненько сидят.
Тук-тук молотком,
мы построим птичкам дом.
(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)
Тук-тук молотком,
поселяйтесь птички в нем!
Бум-бум барабан,
что за шум и тарарам?
(Стучать кулачками по коленям попеременно.)
Бум-бум барабан,
просыпайтесь по утрам!
Ду – ду - ду, ду – ду - ду -
вот какая дудка!
(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)
Ду – ду ду, ду –ду – ду –
вот такая дудка!
По – е – ха – ли по – ти – хо – неч - ку,
(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)
По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…
И быстренько, и быстренько,
(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)
И быстренько, и быстренько,
И быстренько, и быстренько…
И при – е - ха – ли!
(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)
«Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые
друг от друга по смыслу части.

Развитие внимания

Упражнения на распределение внимания

Передай
Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).
Описание упражнения
Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.
Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.

Цель: распределение внимания.
Описание упражнения
Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,
третьи – лошадками, а четвертые - птицами.
Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.
По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были
назначены в начале игры при распределение ролей.
Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».

Упражнение на устойчивость внимания

Запретное движение
Цель: Развитие зрительного внимания, памяти.
Описание упражнения
Дети встают перед педагогом в шахматном порядке и под музыку по показ

    Фонетическая ритмика гласных звуков от тихого к громкому: А, О, У, Ы, Э.

    Тянуть любой гласный звук максимально долго.

У пражнение по развитию речевого дыхания (физкультминутка)

«Петушок – золотой гребешок»

Петушок, петушок – золотой гребешок.

На окошечке сидел, песни петь он не хотел.

Пришёл бычок – петушок молчок.

Прибежала овечка – петушок ни словечка.

Пришла курица – а петушок всё хмурится да хмурится.

Петушок, петушок, выгляни в окошко, дадим тебе горошка. Ку-ка-ре-ку.

Упражнения на развитие силы и длительности ротового выдоха.
-Сдувание воздушной струёй лёгких предметов, затем более тяжёлых;
-задувание свечи холодной струёй на близком расстоянии, затем на дальнем;
-приведение во вращение ветряной мельницы холодной струёй на близком расстоянии, затем на дальнем;
-лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до бурления воды;
-надувание резиновых игрушек. При этом следует обратить внимание детей на то, сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы надуть игрушку: чем меньше, тем совершеннее выдох;
-игра на свистящих игрушках (свирели, дудочке, рожке и т.д.).

Упражнения на развитие навыка направлять выдыхаемую струю воздуха через рот .
-Поплёвывание с зажатыми крыльями носа;
-лёгкое дутьё холодной струёй на ватку, полоску бумаги;
-лёгкое поддувание холодной струёй плавающих в воде объёмных целлюлозных игрушек;
-лёгкое поддувание холодной струёй бумажных фигурок, прикреплённых к деревянной стойке (бабочек, птиц, стрекоз, жучков, акробатов и т. д.);
-лёгкое направленное сдувание или поддувание предметов через соломинки или пластмассовые трубочки;
-лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до разбрызгивания воды;
-пускание мыльных пузырей;
-вращение струёй выдыхаемого воздуха игрушечных ветряных мельниц, двигателей и т.п.

Упражнения на координацию выдоха и движений языка и челюсти.
-Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять заднюю часть спинки языка, широко открыть рот, произвести длительный выдох.

Упражнения и игры на силу и длительность выдоха.

Цветной дождик

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Карандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Отрабатотка произношения гласных звуков и слогов.

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох :

    Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;

    Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;

    Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи. Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу. Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики Маятник

Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».

Водитель

Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.

Хлопушка

Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!»

Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

Например:

“Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?” и т.д.

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются , птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

  • Идем в огород

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

  • Кто как поет?

Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

  • Грибы

Дети встают в ряд, идут по лесу искать .
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

  • Пение

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются . Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Комплекс для детей 5-6 лет


    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

  • Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно),
Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного),
И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх),
Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.

Федорова Екатерина

логопед-дефектолог


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди