24.07.2019

Развитие креативного мышления. Психологические игры на развитие креативности (творческого мышления)


Креативность и творческий подход, нужен каждому человеку для успешной деятельности. Но, бывают такие моменты, когда нам кажется, что наш творческий потенциал иссяк, а все выполняемые действия доведены до автоматизма. Конечно же, современного человека окружает множество различных вещей, которые не способствуют развитию креативности, но при желании все возможно. В этой статье вы найдете 15 советов по развитию креативности, которые помогут вам.

  1. Боритесь с рутиной каждый день – не позволяйте себе стать роботами, которые выполняют большую часть действий автоматически. Для этого, разнообразьте свою жизнь и деятельность, даже в мелочах. Пейте каждый раз из другой чашки, надевайте разные вещи каждый день, по-разному складывайте одежду, книги, посуду. Экспериментируйте – меняйте очередность действий. Каждый день, когда вы придумываете, как разнообразить свою работу и быт, будет напрягаться участок мозга, ответственный за творчество и креативность, тем самым вы его тренируете.
  2. Один раз в неделю делайте перестановку. То, что нас окружает, оказывает огромное влияние на то, как мы мыслим и живем. Поэтому, не давайте вашему интерьеру надоесть вам – даже если не хотите таскать мебель из угла в угол, попробуйте купить или сделать своими руками какой-то новый декоративный элемент, сменить шторы – цель состоит в том, чтобы постоянно обновлять интерьер.
  3. Есть хороший способ развития креативности – это знакомства и общение с новыми людьми. Просто поставьте себе цель – каждую неделю знакомиться с тремя людьми. Общаясь с ними, вы соприкасаетесь с абсолютно иным миром, взглядами, расширяете границы своего мышления и естественно – тренируете креативность.
  4. Попробуйте ежедневно выполнять простое упражнение – возьмите листок бумаги и ручку, напишите 7 случайных букв, которые вам пришли в голову. Теперь, придумайте слова, которые будут начинаться с этих букв и составьте из них предложение. Это очень эффективное упражнение, которое не только развивает ваше творчество, но также стимулирует работу мозга.
  5. Для развития креативности нужно чаще посещать новые места. Полюбите путешествия, и уже сегодня составьте себе план на ближайшее время, исходя из своих финансовых и временных возможностей. Старайтесь хотя бы один раз в месяц посещать другой город, в котором вы никогда не были.
  6. Если у вас нет возможности так часто выезжать за пределы своего родного города, вы можете посещать новые места, никуда не уезжая. Поищите в интернете информацию о своем населенном пункте или городе, и вы наверняка узнаете очень много нового и интересного, а также найдете для себя ряд мест, которые захотите посетить.
  7. Есть еще одно очень хорошее упражнение для тренировки креативности. Нужно снова взять чистый лист бумаги и ручку, и написать 20 существительных. Теперь к этим существительным, начните придумывать прилагательные, которые не характерны для них. Например, шершавый чай, лояльный хлеб и так далее. Сначала вам может показаться что это просто какая-то глупость, но на самом деле этот способ очень эффективен и помогает научиться находить нестандартные решения проблем. Вдобавок ко всему, вы получите заряд хорошего настроения, что тоже благотворно скажется на работе мозга.
  8. По ночам, когда вы ложитесь спать, позвольте себе окунуться в иной мир – где у вас есть неограниченные возможности. Нарисуйте в своем воображении вашу жизнь, представляйте все в деталях. Попробуйте увидеть у себя в голове детальную цветную картинку. Мечтайте обо всем, что вам придет в голову – не стесняйтесь этого.
  9. Пробуйте проговаривать слова и предложения с конца. Нам очень просто прочесть слово задом наперед, а вот воспроизвести его таким образом, не видя перед глазами, гораздо сложнее. Но, зато такое простое упражнение способствует развитию воображения и креативности.
  10. Рисуйте, даже если вы абсолютно уверены что у вас ничего не получается, это способствует развитию творческого потенциала. Важным в данном упражнении является именно процесс создания рисунка, а не перерисовывания его из того, что мы видим вокруг.
  11. Все, что вы делаете каждый день, можно использовать для развития творчества. Всякий раз, когда делаете что-то по дому или выполняете какую-то рутинную работу, попробуйте составлять о своем занятии короткие четверостишья.
  12. Состояние счастья и радости способствует раскрытию творческого потенциала и активизирует работу мозга. Поэтому, старайтесь заполнить свою жизнь положительными эмоциями, по возможности избегать негативных переживаний или хотя бы, научиться их контролировать.
  13. Чтение художественной литературы поможет также развить творчество. Поэтому, старайтесь ежедневно уделять хотя бы немного времени тому, чтобы прочесть короткую главу из книги, или хотя бы рассказ из журнала. Читайте вдумчиво, представляя себя каждую деталь, описываемого события и персонажа.
  14. Обязательно обеспечьте свой мозг необходимыми для его полноценной работы веществами. Для максимальной работы мозга, нужны ненасыщенные жирные кислоты, глюкоза, магний, витамины группы В. Также, очень важной составляющей является вода. Не забывайте о том, чтобы хорошо и регулярно высыпаться.
  15. Влюбляйтесь – не бойтесь этого чувства. Так как раскрывает творческий потенциал состояние влюбленности, не сможет раскрыть его ничто и никто. Поэтому, открывайте свои чувства для того, чтобы любить своего партнера и весь мир. Любовь должна быть нормальным состоянием творческого человека!

Первая ступень всякого творчества есть самозабвение.

М. Пришвин

Сущность креативности

Понимание сущности творчества и лежащих в его основе способностей – вопрос, по которому существует множество разноречивых психологических, педагогических и философских теорий, мнений и концепций. Не претендуя на полноту изложения, обсудим некоторые психологические аспекты, которые наиболее важны для понимания сущности предлагаемой программы развития креативности (от англ. create – «творить, создавать»).

Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческим», как рисование, сочинение музыки или стихов, игра на сцене и т. п. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий.

Креативность как система творческих способностей рассматривается в психологии в нескольких ракурсах. Под ней понимают:

♦ характеристику интеллектуальной сферы (Айзенк, 2004);

♦ самостоятельное качество мышления, не сводимое к интеллекту в его традиционном понимании (Gilford, 1967; Пономарев, 1988);

♦ систему личностных качеств (Олах, 1968).

Кроме того, некоторые исследователи стоят на позиции, что творческих способностей как таковых не существует, а поведенческие проявления, рассматриваемые в качестве творческой активности (поведение, которое не предопределяется внешней стимуляцией, а представляет для личности самоценность), предопределяется другими факторами: ценностями, мотивацией (Маслоу, 1999). Несмотря на различия во взглядах авторов на то, что именно служит главной психологической составляющей креативности, во всех подходах данный феномен связывается с созданием чего‑то нового для личности или для общества. Это потенциальная склонность к разностороннему мышлению, чувствованию и действию, позволяющая выстраивать продуктивное поведение в ситуациях новизны и неопределенности.

Существуют различные определения креативности, в которых акцент может делаться на:

продукты , создаваемые благодаря ей: креативность как способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное;

процессы : креативность как особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировосприятие и т. д.;

♦ личностные качества : креативность как открытость новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности;


♦ внешние условия : креативность как способность продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху.

Так или иначе, под креативностью понимается некая противоположность обыденности, стандартности, конформности (податливости внешнему влиянию).

Способности, с психологической точки зрения, – это предпосылки к успешному освоению какой‑либо деятельности, дающие возможность освоить ее с максимальным «выходом» в пересчете на трудозатраты, т. е. своеобразный аналог физического понятия «коэффициент полезного действия» применительно к освоению человеком деятельности. Под творческими способностями мы будем понимать характеристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение результатов, обладающих новизной.

Существует ряд интеллектуальных характеристик, служащих предпосылками того, что человек, оказавшись в подходящих для этого условиях, легко освоит деятельность, позволяющую ему создавать нечто новое. Но это еще не означает, что он будет систематически использовать эти возможности в ситуациях профессиональных и бытовых затруднений. И, более того, сделает творчество своим стилем жизни. Для этого необходимы минимум еще две составляющие:

♦ Сочетание личностных качеств, при котором человеку комфортно в ситуациях изменений, неопределенности.

♦ Собственный выбор человека, в соответствии с которым он находит ситуации изменений, неопределенности приемлемыми для себя, не стремится сделать свою жизнь полностью предсказуемой.

Кроме того, проявления креативности тесно связаны с эмоциональными факторами, особенностями межличностного взаимодействия и мотивационной атмосферы, побуждающей к проявлению творческих способностей.

Таким образом, креативность включает:

1. Интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющей создавать нечто новое, ранее неизвестное (творческие способности в узком смысле этого понятия), а также предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать.

2. Личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность.

3. «Метатворчество» – жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях; желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя; высокую ценность свободы, активности и развития.

«Итак, креативность предстает как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы ни были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Доснон, 1997, с. 65). В целом, креативность можно определить как комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем.

Интеллектуальные предпосылки креативности

Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту; наполненному информацией.

Р. Солсо. Когнитивная психология

Согласно концепции Дж. Гилфорда и Э. Торренса, креативность рассматривается как самобытная разновидность мышления – так называемое дивергентное («расходящееся, идущее в разных направлениях») мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление противопоставляется конвергентному («сходящемуся»), направленному на поиск единственно правильного решения на основе анализа множества предварительных условий (Дружинин, 1999, с. 183–188). Дивергентное мышление ориентируется не на известное или подходящее решение проблемы, а проявляется в том случае, когда проблема еще не раскрыта и неизвестен путь ее решения.

Дж. Гилфорд выделял, в частности, следующие компоненты креативности:

1. Способность к обнаружению и постановке проблем.

2. Беглость – способность к генерированию большого числа идей.

3. Гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи, относящиеся к различным смысловым категориям.

4. Оригинальность – способность выдвигать нестандартные, редкие идеи.

5. Способность усовершенствовать объекты или идеи, добавляя детали.

6. Способность к решению проблем на основе анализа и синтеза информации.

Креативность, по мнению Е. Торренса, связана с обостренным восприятием недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. п. (цит. по Туник, 2004). К этой концепции близка и точка зрения

Э. Де Боно (1997), говорившего при рассмотрении проблем творчества о латеральном («боковом») мышлении, направленном на поиск путей решения проблемы «на периферии познания», путем максимального расширения видения проблемного поля и отыскания неочевидных вариантов действий.

Приведем обобщенную сравнительную характеристику разновидностей мышления, соответствующего традиционному, академическому интеллекту, либо ориентированного на творческий поиск.

Рис. 8. Конвергентное («традиционное») мышление

Рис. 9. Дивергентное («творческое») мышление

Нет никаких оснований утверждать, что творческий интеллектуальный поиск в целом лучше традиционного. Просто они эффективны в различных условиях. Наиболее существенное преимущество «традиционного» интеллектуального поиска по сравнению с творческим состоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемлемого результата. Но это возможно лишь при нескольких допущениях:

♦ проблема или задача в принципе имеет единственно правильное решение или четко ограниченный круг верных решений;

♦ известен алгоритм решения данной задачи;

♦ имеются полные и верные исходные данные для ее решения.

Очевидно, что далеко не все реальные жизненные и профессиональные задачи и проблемы, с которыми сталкивается человек, соответствуют этим допущениям. Скорее, им четко соответствует их меньшинство, особенно если приходится действовать в быстро изменяющихся ситуациях. Особенно это касается суждения о полноте и верности исходных данных: при столкновении с какими бы то ни было жизненными проблемами мы почти всегда вынуждены действовать в ситуациях, когда известные нам сведения заведомо неполные, да и в достоверности той информации, которая нам доступна, нельзя быть сполна уверенным. А коль скоро это так – «традиционный» интеллект отнюдь не гарантирует, что проблема будет решена адекватно, даже если мы точно знаем, как именно ее решать.

Между тем большинство учебных задач, которые человек тренируется решать в школе, а потом и в вузе, построены таким образом, что вполне соответствуют указанным допущениям и решаются в соответствии с конвергентной стратегией интеллектуального поиска. Может быть, именно в этом состоит одно из объяснений того факта, что многие отличники, прекрасно справляющиеся с учебными задачами, оказываются беспомощными при попытках решить реальные, подстерегающие их как на работе, так и в других жизненных обстоятельствах. Ведь при этом задействуются разные стратегии интеллектуального поиска.

При традиционном мышлении требуется верность, правильность каждого шага в решении проблемы. Если где‑то совершена ошибка, то и конечный результат окажется неверен. В качестве примера можно привести решение математических и физических задач: очевидно, что если на каком‑то из этапов мы допускаем ошибку и не замечаем этого, то при совершении последующих действий ошибка никуда не исчезнет, а скорее всего наоборот, будет лишь усиливаться. Конечный результат, естественно, тоже окажется неверным.

В творческом же мышлении ошибочность какого‑то конкретного шага не обязательно ведет к некорректности общего результата. Так происходит потому, что это мышление протекает сразу по нескольким направлениям, представляет собой своего рода «сетевой поиск» решения проблемы, поэтому даже если некоторые его направления оказываются тупиковыми, это еще не означает неудачу в целом. Более того, есть основания утверждать, что желание быть все время правым, боязнь ошибок – серьезные барьеры, препятствующие творческому поиску. «Предпочтительней иметь множество идей, пусть какие‑то из них будут ложными, чем постоянно ощущать себя правым при дефиците ярких мыслей» (Де Боно, 1997, с. 115). При творческом мышлении нам важно не то, насколько верны те или иные элементы информации, а насколько окажется полезным определенное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом, необычном ракурсе, разглядеть возможные способы ее решения. Идеи оцениваются скорее не с позиции верности/неверности, а с позиции функциональности, применимости в конкретных условиях.

«Задача мышления – прийти не столько к правильному, сколько к эффективному решению. Эффективность в конечном счете подразумевает и его правильность, но между этими двумя понятиями существует одно немаловажное отличие. Быть во всем правым – значит, не позволить себе ни разу ошибиться. Быть эффективным – значит, оказаться наконец правым только на самом последнем этапе» (Де Боно, 1997, с. 114).

Особенностью мышления, протекающего в соответствии с творческой стратегией, служит «расширение объема незнания» на начальных этапах работы над проблемой. При традиционном мышлении чем дальше человек продвигается в работе над задачей или проблемой, тем более определенной она для него становится. При творческом же, начиная работать над проблемой, он видит больше вариантов ее решения – получается, что степень неопределенности для него возрастает.

Приведем пример: подросток, впервые всерьез задумавшийся о своей будущей профессиональной карьере, знает о существовании 20–30 профессий. Подойти к решению этой жизненной задачи с позиции традиционного мышления означало бы начать критически оценивать эти известные профессии, отвергать те из них, которые чем‑то не подходят, и остановиться на наиболее подходящей. Многие молодые люди так и поступают. Этот путь прост, но не очень результативен – ведь профессий на самом деле тысячи, а выбор реально осуществляется из гораздо меньшего числа, большинства возможных вариантов карьеры подросток просто не видит.

Подойти к проблеме выбора профессии творчески – значит, сначала ознакомиться с максимальным числом профессий, потом определиться с критериями, по которым будет осуществляться выбор, и только после этого перейти к критической оценке вариантов. Данный путь эффективнее, однако и гораздо сложнее, ведь выбор в конечном итоге приходится делать не из нескольких десятков, а из сотен и тысяч вариантов. Аналогичная ситуация возникает при попытках творчески решить и другие жизненные задачи.

Естественно, нет оснований утверждать, что люди всегда прибегают к одной и той же стратегии мышления, хотя предпочтение какой‑то из них может быть выражено довольно ярко. Это связано не только с опытом обучения, но и с более глубокими, психофизиологическими различиями (в частности, к творческому мышлению более склонны «правополушарные» люди, у которых выше активность именно правого полушария головного мозга). Один и тот же человек может мыслить в одних ситуациях традиционно, а в каких‑то иных – творчески. Именно такой вариант, когда человек способен гибко менять стратегию решения в зависимости от особенностей стоящей перед ним задачи, наиболее адаптивен. «Есть люди, которые одинаково хорошо владеют и тем, и другим способами мышления. Особенности мышления человека в данный момент определяются требованиями задачи, поэтому можно наблюдать, как один и тот же человек переключается с конвергентного способа на дивергентный» (Айзенк, 2004, с. 344).

Задача предлагаемого тренинга – не научить человека творчески мыслить всегда и везде, а научить видеть ситуации, где необходимо такое мышление, и пользоваться им по мере необходимости.

Творческий процесс включает ряд этапов, на которых оказываются востребованы различные интеллектуальные характеристики. Одним из первых, еще в 1926 г., Г. Уоллес выделил четыре этапа творческого процесса, которые с тех пор стали считаться классическими и в том или ином виде просматриваются во всех более современных классификациях. Они таковы:

1) подготовка : осознание проблемы, начальные попытки найти ее решение. Здесь более востребовано логическое мышление, позволяющее обнаружить пробелы в имеющихся знаниях;

2) инкубация : временное откладывание проблемы, когда человек занимается другими делами и не делает непосредственных попыток решить проблему, но на бессознательном уровне продолжает искать ее решение;

3) озарение : решение проблемы возникает внезапно, как бы ниоткуда, и чаще всего в те моменты, когда человек даже не думает над данной проблемой. На этой стадии, как и на предыдущей, важнее воображение;

4) проверка возникшего решения. Она, как и подготовка, осуществляется преимущественно с опорой на традиционное, логическое мышление.

Приведем в качестве примеров еще две во многом сходные классификации этапов творческого процесса.

Этапы творческого процесса (Донсон, 1997, с. 66–67) следующие:

♦ Постановка проблемы. Этот этап предполагает предварительные знания в той области, в которой ставится проблема, общую «ориентировку» в ней, – т. е. обращение к уже известной информации, поиск «пробелов» в знаниях.

♦ Анализ данных.

♦ Мобилизация информации: формулирование на ее основе нового видения проблемы. Этот этап может завершаться интуитивным «озарением» – инсайтом.

♦ Оценка.

Е. Торренс (цит. по: Е. Е.Туник, 2004) выделял в творческом процессе следующие этапы:

♦ Восприятие проблемы.

♦ Поиск решения.

♦ Возникновение и формулировка гипотез.

♦ Проверка гипотез и, при необходимости, их модификация.

♦ Получение результата.

Креативное решение проблемы обычно происходит благодаря феномену инсайта – внезапного интуитивного «озарения», понимания сути ситуации в новом ракурсе. Пожалуй, наиболее известный исторический пример такого рода – ситуация, когда Архимед, нежась в ванне, внезапно понял, что вытесненное им из нее количество воды равно его собственному весу, что побудило его издать знаменитый крик «Эврика!» В современной психологии выделяют несколько механизмов, в соответствии с которыми может происходить инсайт (Sternberg & Davidson, 1982; цит. по Айзенк, 2004):

Селективное кодирование : понимание того, что именно из множества имеющейся информации имеет ключевое значение.

Селективное комбинирование : понимание того, как нужно соединить фрагменты информации, чтобы получить новое, неожиданное решение проблемы.

Селективное сравнение : постижение взаимосвязей текущей проблемы с чем‑то уже известным, решение по аналогии. «Селективное кодирование осуществил Александр Флеминг. Он заметил, что бактерии вблизи заплесневевшего препарата прекращали свою жизнедеятельность, и благодаря этому открыл пенициллин. Селективное комбинирование совершил Чарльз Дарвин. Отдельные факты о естественном отборе были ему известны задолго до того, как он создал свою теорию происхождения видов. Селективное сравнение помогло Кекуле. Ему приснилась змея, кусающая себя за хвост, и когда он проснулся, то понял, что змея символизировала молекулярную структуру бензола» (Айзенк, 2004, с. 346–347).

Отметим еще два аспекта, которые важны для понимания креативности как разновидности мыслительного процесса и адекватного использования психологических технологий ее развития.

В творческом процессе стадии генерации идей и их критической оценки разделены во времени. На первой и второй стадиях дивергентного мышления основная задача – путем сбора недостающей информации и генерирования идей максимально расширить поле виденья проблемной ситуации и возможных путей выхода из нее. Традиционное же мышление выполняет прямо противоположную задачу – оценивание имеющихся в поле зрения вариантов и исключение тех из них, которые являются противоречивыми, нереализуемыми или не соответствующими еще каким‑либо принятым критериям оценивания. В этом плане критика, ведущая к сужению и конкретизации видения проблемного поля, прямо противоположна сути начальной стадии творческого процесса. Именно поэтому практически во всех технологиях развития креативности на стадиях предварительного сбора информации и особенно генерации идей, исключаются не только критические, но и вообще любые оценочные суждения.

В основе творчества лежит процесс рекомбинации – представления в новых, необычных сочетаниях уже известных элементов знания, образов и т. д. Даже в самых новаторских продуктах творческого труда действительно оригинальных элементов, которым нельзя найти аналогии в известном или сделанном ранее, обычно совсем немного. Оригинальность этих продуктов проявляется не в том, что нет аналогов их составным частям, а в том, что части находятся в новых сочетаниях, представлены в необычном контексте. Поэтому не следует недооценивать важность предварительно набранных знаний, умений, жизненного и профессионального опыта как необходимой (но не достаточной) предпосылки для творчества. Во‑первых, эти знания, умения и элементы опыта выступают базой для рекомбинации. Во‑вторых, доведенные до автоматизма базовые умения позволяют освободить сознание для решения задач собственно творческого плана. Кроме того, в ряде случаев без необходимых умений и навыков творческие идеи просто не могут быть воплощены в реальность (трудно представить талантливую картину, созданную художником, не умеющим смешивать на палитре краски для получения нужных ему оттенков). Однако предварительные знания должны касаться именно отдельных элементов создаваемого продукта деятельности, но не того, в каких сочетаниях окажутся эти элементы и как именно должен выглядеть готовый продукт. Потом задействуется воображение – познавательный процесс, позволяющий создавать новые образы, которых не было в прошлом жизненном опыте, на основе констелляций – выстраивания новых отношений элементов между собой.

Специалисты по психологии творчества отмечают, что в его основе лежит синтез логического мышления и воображения (Лук, 1978). Эти процессы не взаимоисключающие, а взаимодополняющие, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса. «Самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в следующем: воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие‑то новые ряды из прежде накопленных впечатлений» (Выготский, 2000, с. 807).

Креативность и качества личности

Если я и видел немного дольше, чем другие, ТО только потому, что стоял на плечах гигантов.

И. Ньютон

Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству, – это открытость новому опыту. Оно входит в так называемую большую пятерку (big five) черт личности, обоснованность выделения которых многократно подтверждалась в исследованиях, выполненных в различных социокультурных условиях. Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека, а при возникновении противоречий между реальностью и системой представлений о ней менять систему представлений, не искажая восприятие реальности. Кроме того, открытые новому опыту люди характеризуются любопытством, даже некоторой игривостью. При изучении биографий людей, достигших значительных успехов в художественном или научном творчестве, очень часто обращает на себя внимание то, что окружающие характеризуют их как больших детей. Это одно из внешних проявлений высокой степени открытости новому опыту. Такое состояние плохо совместимо со скепсисом, излишней прагматичностью и серьезностью. Именно поэтому психолого‑педагогические технологии развития креативности обычно имеют игровой характер, подразумевают действие понарошку, «как будто».

Помимо отказа от привычных мыслительных образов, гибкости, умения искать необычные ассоциации, творчество требует толерантности по отношению к неопределенности (Кинг, 2005, с. 4). Креативные люди комфортно чувствуют себя в ситуациях, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Те же, у кого креативность выражена слабо, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.

Как уже было сказано, нередко отмечается внешнее сходство творческих людей с большими детьми, их игривость, впечатление, что они так никогда и не становятся взрослыми, «не склонны воспринимать происходящее слишком серьезно и сохраняют свою естественную спонтанность» (Кинг, 2005, с. 9).

Отметим еще некоторые личностные черты, присущие творческим людям (Олах, 1968):

Независимость – личностные стандарты для них выше стандартов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью.

«Открытость ума» – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному.

Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.

Развитое эстетические чувство , стремление к красоте.

Еще одно личностное качество, важное для того, чтобы творческий потенциал человека оказался реализованным, – ассертивность (от лат. assertorius – «утвердительный») (Каппони, Новак, 1995). Она характеризует готовность человека делать все по‑своему, даже если это идет вразрез с мнением и примером окружающих, уверенность в себе, неподатливость манипуляциям, склонность к свободному самовыражению.

При обследовании одаренных детей были обнаружены такие их характеристики («Одаренные дети…», с. 265–266):

♦ способность рисковать;

♦ дивергентное мышление;

♦ гибкость в мышлении и в действиях;

♦ быстрота мышления;

♦ способность выдвигать оригинальные идеи;

♦ богатое воображение;

♦ умение воспринимать неоднозначные вещи;

♦ эстетические ценности;

♦ развитая интуиция.

На основе обобщения большого количества признаков, характеризующих творческую личность, было выделено 12 их групп (Davis, 1995, р. 426, с изм):

Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что‑то новое.

Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предположения, действовать исходя из принципа «А что, если?».

Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.

Склонность к риску – готовность пробовать что‑то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.

Энергичность – поглощенность действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».

Артистичность – выразительность, эстетические интересы.

Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.

Чувство юмора – игривость.

Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.

Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.

Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самоосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.

Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.

Следует отметить, что не всякая креативность, даже в сочетании с личностными качествами, способствующими ее проявлению, приводит к тому, что человек создает творческие продукты деятельности, обладающие потребительскими качествами. Возможен вариант, когда креативность остается «вещью в себе», проявляющейся только в области мечтаний, никак не связанных с реальностью. В связи с этим психологи говорят о «наивной» и «культурной» креативности (Юркевич, 1996). В первом случае это некая «сырая» способность создавать что‑нибудь новое, имеющаяся у большинства детей, но чаще всего ослабевающая по мере взросления. Во втором – способность к продуктивному творчеству, основанная как на опыте, так и на интеллектуальных способностях.

Большинство людей более комфортно чувствует себя в знакомых и поддающихся контролю ситуациях, когда точно понятно, как следует действовать, чтобы получить тот или иной результат. Когда такие люди оказываются в новой, необычной ситуации, они испытывают дискомфорт и тревогу. У них возникает потребность выйти из ситуации или структурировать ее, превратить в понятную и предсказуемую. Фактически такое структурирование в большинстве случаев сводится не к тому, что видоизменяется сама ситуация (что во многих случаях в принципе невозможно), а к тому, что меняется ее восприятие. На нее «накладывается», зачастую без достаточных на то логических оснований, какой‑то прошлый жизненный опыт, имеющийся у человека стереотип и т. п. В результате она начинает восприниматься как более структурированная и предсказуемая, чем есть на самом деле. С одной стороны, человек на основе стереотипа или аналогии с какой‑то другой ситуацией предполагает, к каким последствиям она приведет (и такие предположения далеко не всегда оказываются обоснованными). С другой стороны, такое восприятие создает у него своеобразную «зашоренность», препятствует возможности увидеть собственные возможности повлиять на эту ситуацию, варианты ее исходов и т. п.

Это соответствует шаблонному, нетворческому мировосприятию. Ситуации новизны и неопределенности для его носителя дискомфортны, а поведение в них в большинстве случаев строится не вполне адекватно.

К. Роджерс (1994) сформулировал два главных психологических условия, способствующих созидательному творчеству.

1. Психологическая безопасность, достигаемая за счет:

♦ признания безусловной ценности индивида;

♦ отсутствия внешнего оценивания результатов его труда.

2. Психологическая свобода, достигаемая через полное выражение мыслей, чувств и состояний.

Для нетворческого человека наиболее приемлемой оказывается ситуация гомеостаза, уравновешенности внутреннего состояния и условий внешней среды. Находясь в таком «равновесии», человек по собственной инициативе стремится его не нарушать. А когда жизненные обстоятельства начинают изменяться, активность человека направлена на то, чтобы восстановить это «равновесие» не столько путем активного изменения ситуации, сколько приспособления к ней. Такие люди руководствуются следующим принципом: «Решаем проблемы по мере их поступления».

Творческие же люди характеризуются тем, что не стремятся находиться в состоянии гармонии с внешней средой – наоборот, они склонны к активному нарушению «равновесия» между собой и тем, что их окружает. Они склонны активно преобразовывать среду, а не пассивно приспосабливаться к ней. Можно утверждать, что творчество в этом плане есть противоположность адаптации: оно представляет собой не столько приспособление к внешним условиям, сколько их активное изменение.

В целом следует отметить, что психологические предпосылки, лежащие в основе творчества, имеют сложный, системный характер и включают как характеристики мышления, так и набор личностных качеств, создающих условие для их поведенческого проявления.

В связи с этим редукция творческих способностей к какой‑либо одной интеллектуальной или личностной характеристике представляется не вполне адекватной.

В заключение отметим некоторые предпосылки расширения творческого потенциала человека (Hayes, 1978; цит. по Солсо, 1995, с. 480):

♦ Развитие базы знаний и умений, накопление и систематизация того запаса информации, на основе которой можно творить что‑то новое, а также совершенствование навыков, необходимых для соответствующего вида деятельности.

♦ Создание атмосферы, располагающей к творчеству. Ключевая характеристика этой атмосферы – избегание критики на стадии порождения идей, что позволяет преодолеть внутренние ограничения, препятствующие тому, чтобы увидеть проблему в новом ракурсе.

♦ Поиск аналогий. Шансы на творческое решение задачи возрастают, если удается разглядеть аналогии между ней и какими‑то другими проблемными ситуациями.

Принципы тренинга креативности

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

В основу предлагаемого тренинга креативности положено несколько принципов.

1. Моделирование ситуаций новизны и неопределенности. Внешняя схожесть техник, применяемых в этом тренинге, с реальными жизненными и профессиональными проблемами, сведена к минимуму. Это сделано намеренно, чтобы избежать активизации разного рода стереотипов у участников, дать им возможность воспринять задания как принципиально новые, требующие поиска оригинального решения. Параллели между психологическими механизмами выполнения предлагаемых в тренинге заданий и способами решения реальных жизненных проблем проводятся только после окончания выполнения упражнений, на стадии обсуждения. Кроме того, инструкции выполнения предлагаемых упражнений в большинстве случаев содержат лишь обозначение целей и условий работы, но не содержат конкретных инструкций, алгоритмов ее выполнения. Это создает условия неопределенности, множественности «степеней свободы», что служит важной предпосылкой активизации креативности. «Чтобы перейти от репродуктивного обучения к творческому, деятельность… должна организовываться таким образом, чтобы она приводила к получению учеником качественно новых результатов, как в обучении, так и в его развитии» (Хуторской, 2003, с. 142).

2. Игровой характер взаимодействия. В широком смысле игра определяется в психологии как форма активности, не направленная на получение какой‑то утилитарной выгоды, мотивация которой лежит в самом процессе ее выполнения. Большинство техник, входящих в тренинг, по внешнему содержанию представляются подчеркнуто «бессмысленными», не направленными на решение каких‑либо прагматических задач или актуальных жизненных проблем. От участников, собственно, и требуется на время их выполнения отвлечься от этих проблем, уподобившись играющим детям, проявить спонтанность, просто увлечься деятельностью, не думая о том, какую пользу она принесет. Конечно, техники подобраны таким образом, что каждая из них должна принести участникам пользу, способствовать развитию тех психологических механизмов, которые применимы в реальных условиях, а не только в смоделированных в тренинге игровых ситуациях. Но выяснение того, в чем именно эта польза состоит, осуществляется «задним числом», на стадии обсуждения. Выполнять же эти техники лучше спонтанно, не задумываясь над тем, для чего это нужно; просто позволить себе поиграть, как маленькие дети.

3. Позитивная обратная связь, отказ от критики содержания работы. Соблюдение этого принципа важно по двум причинам. Во‑первых, позитивная обратная связь (принятие, похвала, одобрение) создают у участников положительный эмоциональный настрой, благоприятствующий работе. Во‑вторых, критические суждения в большинстве случаев вызывают у адресатов защитную реакцию и, как следствие, блокируют проявления креативности. Последнее особенно ярко проявляется на стадии генерации идей. Поэтому в контексте тренинга креативности следует избегать критических суждений как со стороны ведущего, так и со стороны участников. Обычно мы настаиваем, чтобы участники в контексте занятий избегали критических суждений не только по отношению друг к другу, но и по отношению к содержанию тренинга и действиям ведущего: «Тренинг – это игра со своими правилами. И одно из них – принимать все, что здесь происходит, как данность, без критики. Ничто так не убивает творчество, как скепсис». Если же у кого‑то возникает настойчивая потребность покритиковать тренинг (обычно, кстати, это так называемый «антилидер» – участник, который явно или неявно конкурирует с ведущим за групповое внимание), целесообразно выслушать его индивидуально.

4. Баланс между интуицией и критическим мышлением. В общем смысле это баланс между право– и левополушарной активностью головного мозга. Тренинг нацелен не на то, чтобы сделать участников целиком спонтанными и не склонными к критике, а на то, чтобы обучить их различать и «бесконфликтно» разграничивать те моменты, когда более уместна опора на спонтанность и интуицию, и те, когда целесообразно критически осмыслить ситуацию.

♦ Постановка проблемы – критическое мышление.

♦ Генерация идей о способах ее решения – творческое мышление, воображение, интуиция.

♦ Оценка вариантов, обдумывание стратегий их воплощения – критическое мышление.

5. Ретроспективное выстраивание параллелей между содержанием занятий и жизненным опытом участников. Основная задача обсуждения каждой процедуры – дать участникам понять, какие психологические механизмы оказались задействованы, какие умения развивались и личностные качества активизировались, и как все это связано с жизнью участников за пределами тренинга. С одной стороны, должны быть озвучены сами эти механизмы, знания, умения. Целесообразно сначала предложить участникам высказать свои мнения, а потом, при необходимости, обобщить и дополнить их высказывания. Если участники испытывают затруднения, то допускается короткий рассказ‑монолог ведущего. С другой стороны, участникам следует сопоставить полученный опыт с событиями собственной жизни – как прошлыми, так и будущими. Поэтому на стадии обсуждения допускается отступление от классического для психологических тренингов требования находиться в ситуации «здесь и сейчас», участники могут приводить примеры жизненных событий, лежащих за пределами тренинга.

6. Широкое использование средств визуальной и пластической экспрессии. Это рисунки, драматические постановки и т. д. Такие средства способствуют как развитию качеств творческого мышления и воображения, так и «подталкиванию» участников в личностном плане, способствуют отказу от шаблонности и стереотипов.

В качестве ведущего тренинга креативности может выступать не только психолог, но и представитель смежных специальностей: педагог, социальный работник. Но в любом случае профессиональный ведущий должен быть способен совмещать ряд функций (Чуркова, Жадько, 2005, с. 10):

♦ Администратора (собрать, подготовить, договориться, учесть в работе все организационные вопросы).

♦ Лектора (интересно рассказывать).

♦ Методиста (подготовить программу, задания, методические материалы).

♦ Эксперта (разбираться в предметной сфере, которой посвящен тренинг).

♦ Переговорщика (добиваться соблюдения правил и процедур, уметь «продвигать» свои идеи).

♦ Педагога (уметь научить).

♦ Лидера (вести за собой и отвечать за результат).

♦ И даже… спортсмена (уметь «выложиться на дистанции» тренинга).

В тренинге реализован подход, который можно условно назвать «От игры к жизни». Сначала умения, необходимые для творческого решения жизненных и профессиональных проблем, отрабатываются на сугубо игровом материале, а потом, при обсуждении и в последующих упражнениях, те же самые умения актуализируются на материале, связанном с реальными жизненными проблемами участников.

Прошлых статьях мы уже рассматривали, и , сегодня речь пойдет о таком вожном понятии как «Креативное мышление».
Нам часто приходится слышать фразу: «Креативная идея, уверен в ее успехе». Возникает вопрос, что за креативные идеи, где они берутся, и как развить в себе способность креативно мыслить?

Креативное мышление является необходимостью для бизнесмена, который хочет создать перспективный, интересный проект, выделится среди множества подобных компаний, стать уникальным и узнаваемым. Но не только в бизнесе будет полезно креативное мышление. В повседневной жизни, в личных отношениях, в карьере – везде старайтесь думать нестандартно, ведь это позволит открывать новые возможности, идти неведомыми до сели дорогами.
Сегодня мы расскажем про несколько упражнений, ежедневное исполнение которых поможет Вам более креативно смотреть на происходящее. В данных упражнениях нет ничего сложного, все элементарно, а по времени вы будете тратить не более 15 минут в день.
Честно говоря, мы стараемся не писать о том, что никогда сами не пробовали. Все данные советы были испробованы на практике, и уже через несколько недель результат стал заметен. Новые идеи, интересные решение, не стандартное видение выхода из сложившейся ситуации.

Первый метод развития креативного мышления: играйте в перевертышей

Первый наш совет называется «перевертыши». Когда вы идете по улице, или едете в транспорте, то попробуйте прочитать объявление, вывески, названия магазинов задам наперед. К примеру, пиццерия «Неаполь», а вы читайте «Лопаен». Сначала будет тяжело, но мозг тоже нужно тренировать. Несколько дней и вы уже без особых усилий сможете читать короткие слова, потом более длинные, затем фразы, а со временем и длинные предложения.
Для чего это нужно? Прежде всего, вы тренируете мозг, даете ему понять, что существует не один способ видения ситуации, есть альтернативы, и эти альтернативы нужно замечать. Когда возникнет какая-то проблема, и нужно будет найти из нее выход, ваше мышление не будет уже противится нестандартным, непонятным ему решениям.

Утро начинается вечером

Утро начинается вечером – еще один интересный способ развития креативного мышления. Все мы знаем, что чтение книг хорошо влияет на развитие умственных способностей. Кстати, не сама информация, а именно процесс чтения. А для того, чтоб развивать креативное мышление, нужно и креативно читать. Попробуйте начать чтение книги с конца, да еще и снизу вверх. Получится, что все события будут идти от кульминации до начала.
Для чего это нужно? Креативно мыслить – нестандартно мыслить. Читая книгу с конца, вы привыкаете к тому, что бывают совершенно невероятные решения. Казалось бы, что все должно быть совершенно не так (ведь мы привыкли к устоявшимся нормам), а на самом деле существуют и другие варианты. Читая задом на перед, вы и думаете аналогично. Для мозга такой тип мышления не обычный, но он его быстро примет, и с радостью будет использовать в повседневной жизни.

Есть то, чего нет

А вот это упражнение, одно из самых любимый. Когда едете на работу, на учебы или еще куда-то, то есть время подумать. Постарайтесь потратить его с пользой, потренировать креативное мышление. Суть данного способа в том, что вы должны придумывать то, чего не существует. Придумайте какое-то животное (например, Леопандырь), потом опишите его, как оно выглядит, где живет, что делает, чем питается. Если с животными тяжело, то можете пофантазировать над женскими и мужскими именами. Придумывайте такие, которых в природе не существует.
Для чего это нужно? Очень часто тяжело выдумать что-то такое, с чем раньше не сталкивался. Наш мозг старается использовать уже хорошо известные образы, название, функции предметов. Но нужно перестраиваться, учить его абстрагироваться от всего этого, концентрироваться на более интересных, малоизвестных фактах.


Каляки-маляки

В детстве, когда мы рисовали что-то необычное, фантазировали, креативили, то называли такой рисунок «каляки-маляки». Взрослым, для развития креативного мышления, тоже полезно покалякать-малякать. Возьмите лист бумаги, нарисуйте что-то необычное, дайте ему название, подумайте где этот предмет можно использовать, какими свойствами он обладает. Поверьте, данный процесс невероятно затягивает. Вообще, творчество, а рисование особенно, очень хорошо развивает ваше нестандартное мышление, помогает вырваться за рамки стандартного мира.

Да, нет, наверное

Суть следующего упражнения заключается в том, чтоб придумывать словосочетания со словами которые имеют противоположное значение. Например, твердый пух, высокий карлик, квадратный мяч, холодный кипяток и тому подобное.
Для чего это нужно? Таким образом вы учитесь воспринимать реальность не стандартно, выходить за рамки обычного. Мы все понимаем, что карлик не может быть высоким, но креативное мышление и заключается в том, чтоб придумывать что-то необычное, нестандартное, то, что будет интересно многим.

Слова не такие как кажуться

Возьмите любое слово, и представьте, что это аббревиатура. А теперь постарайтесь расшифровать каждую букву, да еще так, чтоб все логично сложилось в предложение. Например, слово «лето». Расшифровываем: Легкий Енот Топчет Опилки. Суть понятна. Сначала будет тяжеловато, но со временем мозг привыкнет к подобным играм и будет все делать на автомате.

Обычное необычное

Ежедневно мы используем десятки предметов, и уже привыкли к тому, что они исполняют определенную функцию. Но этого мало, нужно думать креативно, развивать в себе необычные способности. Представьте что-то обыденное, например стул, а потом придумайте 10 способов его использования. Но сразу откиньте стандартные типа сидеть, стоять, кидать. Думайте шире, не останавливайтесь на чем-то одном. Ход мыслей может быть таким: стул сделан из деталей, а значит можно его разобрать, из получившегося можно сделать что-то новое, что? Например подставку, а если убрать спинку, то будет небольшой стол. А также он деревянный, то можно развести костер.
В общем, идея понятна, дальше креативте. Таким образом, вы научитесь видеть необычное в обычных вещах, сможете найти нестандартное применение тому, что используете ежедневно.

Стимулируйте поток мыслей

Креативная идея никогда не приходит просто так. Конечно, есть мизерный шанс озарения, но, как правило, для достижения максимального эффекта мысли нужно стимулировать. Научиться этому не так уж и сложно. Всегда придумывайте ассоциации. Возьмите слово, подумайте с чем оно у Вас ассоциируется, и так далее. Уделите подобному занятию не более 5 минут в день. А в тот момент, когда Вам будет нужна креативная идея, мозг будет готов выдавать ряд ассоциаций, придумывать что-то новое, не обычное, не стандартное.

Съедобное и не съедобное

Данный способ развития креативного мышления тоже хорош. Возьмите лист бумаги. Поделите его на два столбика. Сверху напишите любое существительное. В правой колонке распишите 10 свойств, которые подходят для написанного слова, а слева те, которые не подходят.
Например, берем слово «туфли». Справа пишем — красивые, блестящие, кожаные и т.д, а слева – сладкие, толстые, калорийные и еще с десяток не свойственных характеристик.

Сам себе режиссер

И последнее упражнение, которое способно развивать креативное мышление, заключается в том, что каждый раз, когда вы видите нечто интересное, то представьте, что это картина. Вашей задачей будет дать название картине.
Например, вы видите как на улице целуется молодая парочка. Такую картину можно назвать «Эмоция космического Я». Очень важно, чтоб название было не стандартное, типа «поцелуй» или «любовь».

Чтобы развить у себя творческие способности, вам необходимо полностью посвятить себя этому процессу. Если вы занимаетесь определенным видом деятельности и хотите улучшить подход к работе, досконально изучите ее, станьте экспертом в своей области. Хороший багаж знаний является одним из необходимых условий творчества, он улучшает мышление и помогает быстрее находить инновационные решения стоящих задач.
Развить творческое мышление невозможно, если не уделять этому время. Составьте график и ежедневно и целенаправленно занимайтесь собственным развитием.

Принимайте на себя риски

Творческий подход к делу часто сопряжен с тем, что взрослому человеку приходится идти на определенный риск, т.к. предлагаемые им решения в таком случае нестандартны. Принимаемые решения при этом не всегда приводят к успеху, однако здесь важен сам процесс их поиска, т.к. он закрепляет вновь приобретенные навыки и помогает не бояться решать сложные задачи. Сохраняйте уверенность в себе и в своих силах. Постоянно ищите мотивацию для развития своего творческого потенциала.

Избавьтесь от негатива

Хорошее настроение и положительный настрой улучшают способность к творческому мышлению. Никогда не занимайтесь самокритикой по поводу своей деятельности, гоните от себя все негативные мысли. Все это может негативно повлиять на ваши творческие способности.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – это распространенная техника решения сложных задач, он основан на активном вырабатывании различных методов решения проблем. Эта техника очень хорошо развивает творческое мышление. Определите проблему и начните записывать способы ее решения. Ваша задача состоит в том, чтобы записать максимальное количество идей за короткий промежуток времени. После этого сосредоточьтесь на записанных решениях и совершенствуйте их до тех пор, пока не найдете наилучшее из них.
Не останавливайтесь на быстрых и простых ответах. Всегда ищите альтернативные пути решения задач.

Записывайте свои идеи

Хороший способ развития творческого мышления – записывать свой творческий процесс. Заведите дневник и записывайте в него все идеи, которые приходят вам в голову, они могут относиться к самым разным темам. Дневник поможет вам не зацикливаться на одних и тех же решениях и стимулирует вас на поиск новых. Кроме того, при решении конкретной задачи вы всегда можете обратиться к своему дневнику и почерпнуть из него собственные идеи.

Ищите вдохновение

Развить творческое мышление на пустом месте невозможно. Постоянно ищите источники вдохновения. Читайте книги, слушайте разнообразную музыку, смотрите фильмы, чаще участвуйте в оживленных дискуссиях. Все это является источником новых идей, а также мотиватором к самостоятельной творческой деятельности.

Творческая сила и отличают необычного и яркого человека от обыкновенного городского жителя, который не старается изменить свою жизнь и не стремится сделать ее оригинальнее. Некоторые полагают, что творческое мышление – это дар от природы, и если вы не обладаете этим даром, вам суждено всю жизнь быть обыкновенным человеком. Это не так – креативность развивается, и главным образом она зависит от вашего собственного желания и стремления воспринимать необычные и альтернативные точки зрения, создавать необычные проекты, достигать успеха в собственных творческих делах, и главное – освободить свои идеи и фантазии, дать им возможность воплотиться.

Инструкция

Научитесь эмоциональной гибкости – старайтесь быть менее подверженными стрессам и расстройствам, будьте жизнерадостны и оптимистичны. Поддерживайте здоровый образ , будьте независимы во всем – начиная от своей рабочей деятельности и заканчивая общественными взглядами.

Если вы хотите обрести творческую силу, постоянно учитесь – никогда не останавливайтесь в творческого развития и самосовершенствования. Не забывайте о чувстве юмора – чрезмерная серьезность может навредить вашей креативной силе.

Когда у вас появляется такая возможность, старайтесь чаще нарушать границы привычных и устоявшихся норм и стандартов. Предлагайте нетривиальные решения, создавайте необычные сценарии и идеи.

Никогда не приносите свои увлечения и интересы в жертву каким-то социальным обстоятельствам – даже если у вас есть какие-то обязательства перед

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди