17.03.2019

Внеклассное занятие по гражданско патриотическому воспитанию. Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию «Есть такая профессия-Родину защищать. Ход непосредственно – образовательной деятельности


Среди детей дошкольного возраста распространены речевые расстройства. Они бывают разной степени сложности. Лечение маленьких пациентов основано на коррекции произношения звуков, а для этого проводят логопедический массаж, который помогает добиться хороших результатов в короткие сроки. Массирование показано при всех видах коррекции. Особенно важно оно на первых стадиях лечения.

Обобщенные сведения

Логопедический массаж – это воздействие, позволяющее исправлять дефекты речи. Массажист возбуждает точки нервных окончаний, и появляется активность мышц. Стимулируются язык, кожа вокруг губ, щеки, произносить звуки становится проще.

Начальные сеансы занимают 3 минуты. После того как речевые органы адаптируются к нагрузке, время процедуры увеличивают. Посетить специалиста или нет – зависит от нарушения речевых навыков. Стандартное число сеансов – 10, но при тяжелых случаях увеличивается.

Логопед массажем корректирует навыки произношения, восстанавливает темп дыхания, голосовой тембр. Массажные действия являются условием восстановления речевых навыков.

Ротовая полость ребенка перед сеансом приводится в порядок. Рекомендуют принимать пищу за два часа до сеанса. Малыша умывают, уделяя особое внимание коже вокруг губ. Руки логопеда во время массирования должны быть без повреждений, ногти коротко подстрижены. Во время процедуры снимают с рук все украшения.

Массирования проводятся специалистами. К ним относятся:

  • Логопед.
  • Дефектолог.

Цели массажа

Исправление ошибок произношения у ребенка – это первостепенная задача логопеда, но не единственная. У детей с задержкой развития речи или совсем не говорящих наблюдаются сопутствующие отклонения. Воздействие на определенные точки лица и языка помогает справиться со следующими проблемами:

  • Слюна выделяется меньше.
  • Мышечный тонус нормализуется.
  • Восстанавливается координация речевых органов.

Массаж улучшает кровообращение и обменные процессы на тканевом уровне. Снимает напряжение у деток с психологическими комплексами из-за неправильной речи.

Показания и противопоказания

Выявлением отклонений, при которых показаны логопедические процедуры, занимается специалист. Обследуются органы речи для назначения лечения. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход. Учитываются факторы протекания болезни и степень тяжести. Составляется личная программа оздоровительных мероприятий, рассчитанная на один месяц.

Массаж назначается при таких проблемах, как:

  • заикание;
  • дизартрия;
  • нарушение произношения;
  • дефекты голоса (полная или частичная потеря).

Процент детей с разными нарушениями речи увеличивается каждый год. Патология развития речевого аппарата не является самостоятельной болезнью: ей сопутствуют нарушения центральной нервной системы. Дети обязательно наблюдаются у невропатолога.

Вместе с дефектами речи, у ребенка страдают внимание, память, мышление. Развивается нежелание общаться со сверстниками, выходить из дома. Лечение речевой патологии – важное требование для будущей социальной активности маленького человека.

По данным статистики, до 30 % детей детсадовского возраста имеют дефекты речи.

Распространенные нарушения:

  • дизартрия;
  • диспалия;
  • ринолалия;
  • недоразвитие фонетических и фонематических навыков.

Логопед проводит коррекционные занятия индивидуально с каждым малышом. Правильные массажные процедуры улучшают моторику артикуляционных органов. Стимуляция кровеносных сосудов ускоряет приток кислорода к мозгу, что улучшает внимательность и запоминание.

Массаж проводят при усилении или вялости мышц языка. Специалист массирует кисти рук, голову, мочки ушей, язык.

Процедуры нельзя проводить при:

  • высокой температуре;
  • кожных высыпаниях;
  • вирусных болезнях;
  • неадекватном психическом поведении.

Поза ребенка при массаже

Правильная поза помогает достичь наибольшего эффекта от занятий. Дыхание становится легким, и работа дефектолога упрощается.

  • Ребенка укладывают на кушетку в положение лежа. Под голову подкладывают подушку или специальный валик. Голова откидывается назад, руки расположены вдоль тела. Ноги согнуты в коленях или лежат свободно.
  • Ребенок в положении полусидя располагается в кресле с подголовником.
  • Младенцы в возрасте до года находятся в детской коляске полусидя.
  • Детям, испытывающим страх, разрешается находиться на коленях у взрослого в полусидячем положении.

Массажист сидит за головой ребенка или справа от него, в зависимости от массируемого участка.

Виды логомассажа:

Существуют специальные методы массирования. Они классифицированы в отдельные виды:

  • Точечный массаж.

Массированию подвергаются отдельные зоны, связанные с нарушениями речи.

  • Классический массаж.

С помощью растирания, поглаживания, разминания проводится массирование проблемных участков речевого аппарата. Логопеды для достижения результата используют зубную щетку.

  • Аппаратный массаж.

Массирование проводится с помощью специальных устройств.

  • Массирование на основании различных методик.

Самомассаж

Самомассаж ребенок выполняет в домашних условиях. Это определенные движения языком, которые разучиваются на занятиях с логопедом и повторяются дома для закрепления навыков. Цель дефектолога – обучить родителей основным приемам массирования. Объясняется важность занятий для развития речи.

Логопедический массаж в домашних условиях проводят с помощью бытовых предметов. Применяют ложку или зубную щетку. Зубная щетка выбирается с мягкой щетиной. Под язык ребенка кладут ватные диски. Их меняют каждые три минуты из-за сильного выделения слюны. Перед процедурой язык должен быть расслаблен. Тереть щеткой нужно аккуратно. Движения круговые, спиралевидные, без сильного нажима. С помощью щетки делают слабые удары по языку. Массирование рекомендуют проводить в виде игры.

Проводить логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях разрешается только после консультации с логопедом. Это связано со спецификой заболевания. Методы массажного воздействия зависят от наличия или отсутствия тонуса языка.

Родителям для дополнительного ознакомления с методами коррекции речи рекомендуют изучать информацию из книги Крупенчук О.И. «Уроки логопеда».

Приемы массажа

Существуют основные техники логопедического массирования:

  • Поглаживание.

Рука логопеда свободно скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Степень надавливания зависит от участка массирования. Оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Выполняется ладонью, без напряжения. Применяется при массаже лица и языка. Этой процедурой сеанс начинают и заканчивают.

  • Растирание.

Логопед смещает, сдвигает, растягивает кожу. Усиливается приток крови к пораженным участкам, улучшается снабжение тканей кислородом, повышается сократительная функция. Активное растирание понижает нервную возбудимость. Применяют при массировании лица, конечностей. Движения специалиста не зависят от направления тока лимфы.

  • Разминание.

Дефектолог делает захват кожи руками: сдавливает, сжимает и раскатывает ее. В ткани поступают питательные вещества, увеличивается активность мышц. Применяют при массаже языка и рук. Сеанс массирования проводят аккуратно, плавно. Силу воздействия увеличивают постепенно.

  • Вибрация.

Механическое воздействие, вызывающее колебательные движения. Выполняется кончиками пальцев. Применяют на лице, языке, руках.

Массажному воздействию косвенно подвергаются голова, шея, плечи. Основной акцент делается на мышечные ткани речевого аппарата, так как губы, язык, щеки и нёбо отвечают за воспроизведение звуков.

Массаж назначается после посещения невропатолога. Выдается справка с указанием степени отставания речевого развития. Логопед назначает дополнительную диагностику перед массажем на предмет определения напряжения мышц. Затягивать с диагностикой и лечением нельзя.

Дизартрия – это нарушения речи, связанные с заболеваниями нервной системы: ребенку трудно произносить целые слова. Без коррекции, в дальнейшем появляются трудности с чтением, письмом. Построение предложений вызывает затруднение. Заболевание встречается у пяти процентов детей. Произношение затрудняется из-за малоподвижности нёба, языка, губ.

Причиной заболевания является сложное протекание беременности и травмы при родах. К ним относятся:

  • Резус-конфликт беременной.
  • Гипоксия плода.
  • Преждевременные роды.
  • Токсикоз.

Нервная система плода во время вынашивания поражается из-за сложного протекания беременности. Дизартрия бывает приобретенной.

Перенесенные в грудном возрасте болезни вызывают отклонения в развитии речи. К ним относятся:

  • Инфекции головного мозга.
  • Травмы головы.
  • Гидроцефалия.

Риск появления дизартрии после болезни повышается. Состояние ребенка контролируется родителями и педиатром. Первые симптомы заболевания проявляются в раннем возрасте. К ним относятся:

  • Тихий голос.
  • Сбивчивый темп речи.
  • Невнятное произношение звуков.
  • Сбивчивое дыхание.
  • Не эмоциональность ребенка.
  • Спазм или гипотония мышц языка.

Младенец с дизартрией не произносит звуки, характерные для его возраста. Отсутствует лепет, сосание дается с трудом. Малыш часто давится, срыгивает.

После выявления болезни назначается логопедический массаж. Он помогает изменить произношение звуков и исправить речевые ошибки. Дефектологом подбирается массажный комплекс мероприятий для нормализации моторики органов речи и восстановления глотания. С помощью массажных процедур возбуждают комбинированные мышцы с маленькой сократительной способностью.

Логомассаж оказывает общее оздоровительное действие на организм, а не только устраняет речевые дефекты. Массажист активизирует нервную и мышечную системы, повышая их рабочую отдачу.

Коррекционное массирование при дизартрии делится на два вида:

  • Точечный. Воздействию подвергаются определенные биологические точки.
  • Сегментраный. Проводится рядом с проблемными участками.

Перед сеансом ребенка успокаивают, расслабляют, чтобы избежать стрессового состояния. Инфекционные или кожные болезни недопустимы при массаже. Терапия откладывается до выздоровления.

Массажные процедуры разделяют на периоды. Проводят до 20 сеансов через день. Затем делают перерыв на один месяц, и продолжают лечение по показаниям. Очень редко при поражении речевого аппарата количество процедур увеличивают. Начальные сеансы длятся до шести минут, а последние занимают 20 минут. Продолжительность зависит от возраста и степени дефектов речи.

Нельзя при массаже причинять боль. Насильственное массирование усугубляет болезнь. Если дети боятся и беспокоятся, то время сеанса сокращают. Применяют щадящие методики лечения. Используют технику поглаживания лицевых мышц, разминают пальцы рук. Детки адаптируются к массажным приемам и перестают чувствовать дискомфорт. Применяются отвлекающие приемы: логопед читает сказки и стихи, показывая свое хорошее расположение.

Дизартрия подразумевает проведение массирования только участков с возбужденным мышечным тонусом.

Массаж при разных формах дизартрии

Для глубокого воздействия разработали особые программы массажа при отличающихся формах заболевания.

  • Спастическая дизартрия.

Сокращение мышц увеличивается, нормализуется кровеносный ток. Используют технику поглаживания по направлению лимфатических протоков. Растирание производят точечно. Вибрацию и разминание исключают. Массирование проводится специалистом с хорошим знанием анатомии мышц.

  • Гиперкинетическая дизартрия.

Применяется техника легкого поглаживания. Перед сеансом проводят дыхательную гимнастику. Схема лечения составляется логопедом индивидуально для каждого пациента.

Тонизирующий массаж проводят для уменьшения мышечного возбуждения, создания первичных навыков произношения. Движения проводят по линии бровей и голове. Затем направление меняют – от лба до шеи и плеч. Последним этапом расслабляют мышцы вокруг губ. После проведения манипуляций приступают к тренировке языка.

Тонизирующий массаж формирует поэтапное произнесение звуков. Хорошие результаты лечения появляются на ранних стадиях коррекции.

Массаж при спазмах речевого аппарата

Дефекты произношения связаны с несовершенством нервной системы. Они проявляются невозможностью управлять челюстью и произносить слоги. Тяжелые случаи вызывает паралич лицевых мышц.

У детей появляются проблемы:

  • Нарушается процесс жевания, что связано с нарушениями систем, отвечающих за движение челюсти.
  • Из-за спазма рот приобретает неестественные формы.
  • Речь нарушается.
  • Держать рот открытым у ребенка не получается.

Производят массирование мышц, отвечающих за движение челюсти. Массируются щеки с внутренней и наружной стороны, виски, полость рта. Затем процедуры распространяются на мышцы, косвенно отвечающие за двигательную способность челюсти.

Спазмам подвержены мимические мышцы лица: на лице не отражается эмоциональное состояние. Массируются групповые мышцы рта. Методика воздействия разрабатывается специалистом с учетом степени поражения мышечных тканей.

Язык имеет уникальное мышечное строение. Из-за этой специфики массирование происходит по особому методу.

Корень языка находится глубоко и не подвергается массажному воздействию. Логопед составляет программу массирования тех мышц, которые страдают больше всего. Приемы массирования связаны с возбуждением мышц языка. Язык поворачивается дугой при чрезмерной напряженности. Прикосновения вызывают рвоту. Массаж начинают с впадины под языком. После расслабления переходят к его массированию.

Слабый тонус языковых мышц предусматривает начало массирования именно с них. После проведения манипуляций на пораженном участке, переходят к косвенным мышцам. От последовательности действий зависит результат коррекции.

Логопедический массаж рук

Доказано, что моторика рук влияет на развитие речи. Массажист стимулирует кончики пальцев, ладони. Применяют методы поглаживания и разминания. Массирование ладоней проводят с помощью шариковой ручки. Детка вращает ручку между кистями, пальцами. В конце процедуры проводят гимнастику для конечностей.

Массаж зондами

Методика массирования с помощью зондов разработана логопедом Новиковой Е.В. Зонды представляют собой приспособления для массажа языка. Всего их 8, а применяются они строго по установленной очереди. Каждое приспособление разрабатывает определенную зону. Процедура проводится при дислалии. Для этого заболевания характерен сильный дефект речи у ребенка.

Принципы использования логопедического массажа

Специалист, применяющий коррекционный метод воздействия, должен хорошо разбираться в методике массажных процедур, в физиологии и анатомии речевого аппарата, грамотно составлять программу массажных приемов. В ней учитывается состояние мышечного тонуса. На этом основании разрабатывается последовательность манипуляций. Соблюдение принципов лечения позволяет добиться восстановления произношения.

Проблема нарушения речи у детей волнует многих родителей. Пока малыши трогательно лопочут, дефекты их речи умиляют взрослых, но к трем годам становится понятно, какие звуки у них не получаются. А ведь речь является основным средством общения маленького человечка со всем миром. У большинства малышей с годами и с практикой это может пройти само собой, а у некоторых такие расстройства речи обусловлены нарушениями нормальной работы артикуляционных мышц, и носят физиологический характер.

Этим деткам нужна помощь. На своих занятиях логопеды используют респираторные и произносительные упражнения. Если их недостаточно, специалисты обычно предлагают специфический, довольно действенный метод – логопедический массаж для детей в домашних условиях. Воздействие любого массирования благоприятно для организма, особенно для обменных процессов, кровообращения и нервной системы. Лечебные и профилактические качества логопедического массажа способствуют нормализации речи и улучшению эмоционального состояния малыша.

Мастерство исцеления людей, разминая особые точки их тел, существует несколько тысячелетий. Уже в древности эскулапы постигли достоинства массажа, позволяющего побеждать серьезные недуги. Логопедический массаж возник гораздо позже, но основан тоже на практических знаниях.

Источниками появления вербальных сбоев является множество причин. Расстройства звукопроизношения бывают обусловлены наследственными факторами, аномальной беременностью, замедленным психическим развитием, нарушением речевого аппарата. Диагноз может определить только специалист. Исходя из специфики расстройства, логопед устанавливает тип сбоя и назначает лечение.

Нарушения привычной работы артикуляционных мышц мешают ребенку точно произносить звуки и слова. В состав речевого аппарата входят язык, губы и лицевые нервы. Все это играет важную роль в речевом развитии малышей. Лого массаж детский относится к местным видам массажа, так как он проводится исключительно на артикуляционных мышцах.

Проведение полного курса поможет ребенку овладеть всем звуковым комплексом речи и усилит его артикуляционный аппарат. Обычно в результате наступают положительные изменения. При наличии явных речевых погрешностей следует выполнять рекомендации специалиста, который, прежде чем выбрать тактику и вид манипуляции, исследует методом пальпации состояние всех мышц, задействованных в формировании речи.

Показания к проведению логопедического массажа

Логопед выбирает нужный вид массирования, способного активизировать те участки вербального аппарата, которые не работали, что помогает поэтапно наладить тонус всех мышц, ответственных за речевую деятельность. Такие возможности позволяют применять методику логопедического массажа при лечении дизартрии, дислалии, ринолалии и других недугов. Эти манипуляции допускается осуществлять с 2 месяцев, хотя в такие сроки они являются профилактическими мероприятиями, просто препятствуют появлению нарушений.

В серьезных случаях расстройств используется логопедический массаж, восстанавливающий голосовые возможности, тонизирующий мускулы речевой системы, сокращающий срок становления произношения. Даже явные неврологические симптомы поддаются этой методике и дают неплохие результаты.

Воздействие на значимые центры речи – язык, губы, мочки ушей, шею – назначается детям со следующими врожденными и приобретенными сбоями:

  • c частичной потерей или неполным расстройством голоса;
  • c различными речевыми аномалиями;
  • c излишней интенсивностью лицевых мышц;
  • c избыточным рефлективным слюнотечением;
  • со сбоем всей произносительной стороны речи;
  • с детским церебральным параличом;
  • с дефектами формирования артикуляционной мускулатуры;
  • со всеми разновидностями логопатии.

Все эти недостатки нуждаются в непременном и срочном исправлении, длительном и трудоемком, но необходимом, потому что в перспективе некачественная дикция воспрепятствует многим видам деятельности, которыми захочет заниматься выросший ребенок. Серьезные нарушения даже могут привести к инвалидности. Поэтому следует знать, как делать логопедический массаж лица ребенку-инвалиду.

Цели логопедического массажа

Основными задачами, которые ставит перед собой логопедический массаж лица для детей и с которыми он умеет справляться, можно назвать:

  • исправление точной артикуляции звуков;
  • совершенствование ситуации с голосовыми связками;
  • упорядочение респирации в момент разговора;
  • предотвращение душевного напряжения в результате речевых дефектов;
  • суммарное повышение качества всего речевого аппарата и самой речи.

Подобная процедура служит и для снижения, часто встречающегося у детей избыточного количества вырабатываемой слюны, что также мешает правильной дикции.

  • простудные и респираторные болезни;
  • воспаление слизистой оболочки десен и глаз;
  • стоматиты;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • герпес.

Очень бережно осуществляется массаж у детей с судорожными диагнозами, при дцп, аутизме, синдроме Дауна. При проведении процедуры массажа необходима серьезная концентрация внимания, аккуратность и профессионализм.

Специфика логомассажа в условиях дома

В момент выполнения массажа малыш должен испытывать комфорт и доверие, не ощущать тревогу, поэтому всегда следует найти к нему подход, поговорить с ним, отвлечь чем-нибудь. Малышам проводят сеанс в коляске или на коленях у мамы. Позднее дети привыкают к манипуляциям специалиста и успокаиваются.

Время проведения сеанса – через 2 часа после еды. Детский рот рекомендуется тщательно прополоскать.

Виды логопедического воздействия

Есть несколько типов манипуляций со сферой речевых мышц.

  • Классический массаж включает обычные массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. Он служит для активизации и стимуляции мышечного тонуса.
  • Точечный массаж занимается биологически активными точками со скоплением сосудов и нервных окончаний.
  • В аппаратном массаже используются вакуумные или вибрационные приспособления. Особый его вид – зондовый – разработан по авторскому методу Е.В. Новиковой. Одну из признанных методик – массаж Дьяковой – применяют многие логопеды.

Самомассаж ребенком выполняется собственноручно. Он представляет собой занятия, предусматривающие массирование лица и языка, например, проталкивание языка через соединенные зубы.

Предварительная разминка

Логопедическое воздействие начинается с общего массажа лица, которое продолжается несколько минут. Главные приемы – приятные ребенку легкие поглаживания и вибрирующие движения. Направления самые разнообразные:

  • лоб массируют снизу вверх и от середины в сторону висков;
  • нижнее веко – начиная с наружного угла к носу, верхнее – наоборот;
  • от носа до височной области и от углов рта до ушей;
  • от подбородка до мочки уха.

Для расслабления шейной мускулатуры и корня языка следует произвести раскачивание детской головки, плавно поворачивая ее с одной стороны в другую. Теперь желательно переходить к массированию губ и языка.

Методика массажа

Сниженный мышечный тонус, вызванный рахитом, синдромом Дауна и другими заболеваниями, требует активизации мускульных групп. Начинают манипуляции с обработки мускулов лица, переходя затем к остальным. Применяют классические приемы с постепенно увеличивающейся силой надавливания, стараясь не причинять ребенку неприятных ощущений. Актуальны поглаживания лба, растирания щек. Заканчивается все легким постукиванием и пощипыванием. Губную мускулатуру разминают от центра до уголков губ – каждую губу особо, затем носогубную складку.

При увеличенном мускульном возбуждении, вызванном травмой мозга в процессе родов или в период внутриутробного развития, а также гипоксии, краснухи, родовых травмах, применяется расслабляющая техника. Она состоит из классического поглаживания и вибраций. Начинается сеанс в воротниковом и плечевом отделах, продолжается обработкой лица, губ и языка. Релаксация осуществляется замедленными, плавными и слегка давящими передвижениями, повторяющимися 8-10 раз.

Массирование язычка профессионал выполняет, применяя специальные приспособления. В условиях дома используют ложку или просто указательный палец, которым поглаживают, начиная с кончика язычка по направлению к корню. В процессе выполнения массажа чайными ложками, выпуклой стороной инструмента проводятся поглаживания и растирания лба, висков, щек, области рта и шеи, подбородка и скул.

Избавить малыша от речевого расстройства и научить безупречно разговаривать могут родители, для этого они должны вовремя заметить проблему и приложить все силы для ее устранения. Поможет им в этом логопедический массаж, который должен быть назначен педиатром при наличии определенного диагноза. Проводить его можно со специалистом, а также в домашних условиях, предварительно познакомившись с правилами и техникой выполнения.

Успешность исцеления во многом будет зависеть от регулярности занятий и терпения родителей.

Хочется отметить, что логопедический массаж в Москве лучше делать у профессионала. Например, у Екатерины Русловой в Детском Центре Слухон на Пилюгина (м. Новые Черемушки).

Организация: БОУ «Лицей № 54» г. Омска

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Цель : Систематизировать и обобщить знания детей о России и развивать их в процессе совместной деятельности.

Задачи Образовательные :

  • Закрепить знания детей о государственных символах России (флаг, герб, гимн), о символическом значении цветов государственного флага России; познакомить детей с государственным гимном России.
  • Закрепить названия крупных российских городов и рек, народов населяющих РФ, названия народных промыслов, достопримечательностей города Москвы.

Развивающие:

  • Продолжать развивать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым предложением. Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов.
  • Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.
  • Развивать конструктивно – творческие способности.
  • Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

Воспитательные:

Предварительная работа : Создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом, гербом России, значением цветов флага; беседы о дружбе разных народов; чтение художественной и исторической литературы о России. Рассматривание иллюстраций: костюмов народов, крупных городов России, достопримечательностей Москвы.

Словарная работа : Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, Георгий Победоносец, скипетр, держава.

Ход викторины:

Ребята, в какой стране мы с вами живем?

А вы, знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Много чудесных стран на земле, везде живут люди, Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна).

Я предлагаю вам сегодня сыграть в викторину на тему «Мы – Россияне». Согласны?

Для викторины нужно разделиться на две команды:

Васильки.

Ромашки.

А оценивать вас будет строгое, но справедливое жюри. (гости)

Перед началом торжественных мероприятий, соревнований, игр, звучит главная песня страны. Что это? (гимн ) Как его нужно слушать? (стоя, молча, проявляя уважение) Прошу всех встать.

Звучит гимн РФ.

Команды, поприветствуйте друг друга.

Команда «Васильки»:

Василек – цветок России,

Он, как небо, синий – синий.

Любит русская душа

Васильковые глаза.

Команда «Ромашки»:

Мы – ромашковое поле,

Символ русского раздолья.

Но совсем не горячи

Ромашки белые лучи.

Давайте начнем нашу викторину с разминки. Задание для обеих команд. Я буду говорить начало предложения, а вы его заканчивайте. Будьте внимательны.

  • Наша страна называется…
  • Столица России город…
  • Самая известная река России…
  • На берегах Волги стоят города…
  • Санкт – Петербург основал…

Молодцы, я вижу, вы готовы к игре. (удар в гонг ).

Конкурс №1

«Государственные символы»

Вопрос для обеих команд. Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)

Задание для команды «Васильков»:

Найдите на плакате российский флаг, и скажите, где он расположен.

Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.

Где можно увидеть российский флаг? (на гос. зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни гос. праздников).

Вспомните, что означает белый цвет флага? (мир и чистоту совести).

Что означает синий цвет флага? (верность и правду).

Что означает красный цвет флага? (мужество и отвагу).

О чем можно рассказать по цветам флага? (о том, какие люди живут в России).

Так какие люди живут в России?

Задание для команды «Ромашки»:

Найдите российский герб среди гербов других стран и скажите, где он расположен.

Герб – это отличительный знак государства.

Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орел со скипетром и державой).

Что на груди у орла? (щит с всадником на коне ).

Как зовут всадника? (Георгий Победоносец).

Георгий Победоносец издавна почитался на Руси, как покровитель воинов.

Что в руках у Георгия Победоносца? (серебряное копье).

Зачем оно ему? (черный змей символ – зла, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея).

Обе команды вспомните, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче?

Чем всегда заканчиваются эти сказки? (добро побеждает зло).

Вот так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Конкурс №2

«Литературный»

А сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда подготовила стихотворение о Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор…

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

З. Александрова

Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые.

Где бы ты в России ни бывал,

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля –

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба ни заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Это ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

Конкурс №3

«Города России» (для обеих команд)

Россия –самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел, деревень. Назовите, города, которые вы знаете?

А теперь, я предлагаю вам, объединится в пары, кто с кем хочет.

Я раздам каждой паре конверт с пазлами. Вам нужно собрать картинку, и отгадать, какая достопримечательность изображена.

Д/И «Кто в какой стране живет?»

Конкурс №4

«Народы России» (для обеих команд)

Много разных народов живет в России, каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним, какие народы живут в России? Все народы нашей страны, живут дружно.

А мы с вами дружно живем? Вот сейчас мы это и проверим.

Игра «Сиамские близнецы».

Настоящие друзья часто встречаются друг с другом, они все делают вместе. Найдите каждый себе пару. Встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс. Теперь вы становитесь «сиамскими близнецами»: у вас две головы, три ноги, одно туловище, две руки. Чтобы третья нога была «дружной», ее скрепим веревочкой. Я предлагаю вам так походить, повернуться, лечь, присесть, встать, попрыгать.

Конкурс №5

«Народные промыслы»

А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундуке.

Эта роспись – просто чудо.

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком. (гжель)

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке. (хохлома )

Из глины козлик в яблоках,

Собою хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах. (дымковская игрушка)

Есть еще для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка-

Красавица девица,

У нее сестрицы

Каждая сестрица для маленькой темница. (матрешка)

Конкурс№6.

«Пословицы о Родине»

Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, ее защите, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы. Называть будем по очереди. Начнут «Васильки».

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Своя земля и в горсти мила.

Матушка - Волга и широка, и долга.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Нет земли краше, чем Родина наша.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Одна у человека мать, одна и Родина.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Конкурс№7

«Кроссворд реки России»

Следующий конкурс - кроссворд. По ключевому слову догадайтесь, о чем этот кроссворд? Правильно, о реках России. Могучие, полноводные реки России несут свои воды в моря и океаны.

1. Эта река протекает в городе, где много музеев, старинные парки, прекрасные фонтаны, великолепные дворцы. (Нева)

2. Название этой реки одинаково с названием города. (Москва)

3. Эта река созвучна женскому имени. (Лена)

Дети из магнитной азбуки выкладывают ответы.

Вот и подошла к концу наша викторина «Мы Россияне». И пока жюри подводит итоги, подумайте и скажите: Почему мы гордимся Россией?

(Россия очень большая по территории, богата полезными ископаемыми. Первый космонавт на земле – гражданин России Юрий Гагарин. Россия победила фашистов в Великой Отечественной войне. Россия страна с богатой культурой…)

Слово жюри. Награждение.

Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и прославили Россию своим трудом и достижениями.

Используемая литература:

1. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Н.Г Зеленова, Л.Е Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

2. Дошкольникам о Москве и родной стране. Смирнова Т.В, Филиппова Т.Ю.. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

3. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. И. А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2005

Данные об авторе

Иванченко Ирина Викторовна

Место работы, должность:

Воспитатель

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дополнительное образование детей

Уровни образования:

Школы-интернаты, детские дома

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Тип ресурса:

Программа

Краткое описание ресурса:

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Министерство образования Саратовской области

ГКОУ Саратовской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3г.Хвалынска»

Программа гражданско-патриотического воспитания

«Поэтом можешь ты не быть…»

Возраст детей: 11-16 лет

Срок реализации программы: 10 часов

Разработал: воспитатель группы №3 Иванченко Ирина Викторовна

г. Хвалынск

Саратовской области

2011 год

Паспорт программы.

1) Наименование программы

Программа гражданско- патриотического воспитания

2) Основание для разработки программы

3) Разработчик программы

Иванченко Ирина Викторовна, воспитатель группы №3.

4) Цели и задачи программы

Цель: Формирование у детей и подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите.

Задачи:

5) Сроки и этапы реализации программы

6) Исполнители программы

Иванченко Ирина Викторовна

7) Ожидаемые конечные результаты программы

Обладает толерантностью;

8) Организация контроля реализации

программы

Административный контроль.

Итоговый контроль: открытое занятие.

Пояснительная записка.

В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала ещё более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы были бы учиться и работать на благо Отечества, и в случае необходимости встать на его защиту. Но сейчас молодое поколение находится в полной растерянности относительно того, кто они такие и для чего живут. Трудно ответить как стать патриотом, как живёт патриот, как по - настоящему любить своё Отечество. Поэтому стало очевидным, что решение этих проблем в жизни нашей страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно - нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа.

В настоящее время патриотическое воспитание является одной из весьма сложных сфер воспитательной работы.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Работа по формированию патриотического сознания заключается в тонком искусстве прививания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести.

Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Проведённая диагностика показала, что у многих воспитанников недостаточно сформированы ценностные и нравственные ориентиры, чувство патриотизма. Не все учащиеся с уважением относятся к прошлому своего народа, к родной земле. Это вызвало необходимость разработать воспитательную программу по гражданско-патриотическому воспитанию, сделав в ней акцент на изучение традиций родного края. Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Наше будущее в наших руках» призвала систематизировать и углубить знания воспитанников об истории, традициях, этнографии родного края, закрепить знание прав и обязанностей гражданина РФ, сформировать уважительное отношение к представителям иных рас, вероисповеданий.

Новизна данной программы в том, что каждое занятие предполагает до 50% самостоятельной поисковой работы. Также запланировано оформление творческого проекта.

Анкета по гражданско-патриотическому воспитанию (декабрь 2012г.)

1.Патриот - это…______________________________________________________________

2 . Знаешь ли ты, почему так называетсягород, в котором ты живёшь? _____________________________________________________________________________

3. Сколько лет вашему городу? _____________________________________________________________________________

4. Зачем нужны герб, флаг, гимн? _____________________________________________________________________________

5.Что изображено на гербе г. Хвалынска? Саратовской области?_____________________________________________________________________

6. Назовите традиции нашего народа?_______________________________________________________________________

7.Сколько национальностей насчитывается в РФ?__________________________________________________________________________

8.Назовите национальности людей проживающих в Саратовской области? _____________________________________________________________________________

9. Толерантность-это… _____________________________________________________________________________

10. Пионеры -это… _____________________________________________________________________________

11.Где записаны права и обязанности гражданина РФ? _____________________________________________________________________________

12. Нужно ли отдавать воинский долг Родине? _____________________________________________________________________________

Цель программы : формирование у детей и подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите.

Задачи программы:

1. Формировать патриотическое сознание и гражданское поведение.

2. Изучить особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины.

3. Способствовать духовному развитию воспитанников.

1. Тематический план

Наименование тем занятия

Количество часов

практика

«Входящая диагностика»

«Символика РФ: герб, флаг, гимн». Занятие.

«Город, в котором я живу». Экскурсия в краеведческий музей.

«Русские народные традиции». Занятие.

«Изучение этнографии Саратовской области». Творческий проект.

«Толерантность». Занятие.

«Пионерское прошлое наших родителей» ОЗ. Круглый стол.

«Права и обязанности гражданина РФ». Занятие.

«Долг Родине». Британские дебаты

«Выходящая диагностика»

1) «Входящая диагностика» -

2) «Символика РФ: герб, флаг, гимн».

Занятие способствует осмыслению исторической необходимости возникновения герба, флага, гимна, знакомит с значением герба г.Хвалынска, Саратовской области.

3) «Город, в котором я живу». Экскурсия в краеведческий музей, которая поможет узнать исторические этапы развития г.Хвалынска, поможет сформировать уважительное отношение к родному краю.

4) «Русские народные традиции». Занятие предполагает на основе национальных традиций разработать традиции будущей семьи, внести предложения по введению новых традиций в детском доме.

5) «Изучение этнографии Саратовской области». Творческий проект. Занятие проводится с предварительной подготовкой. Детям предлагается ответить на ряд вопросов по этнографии Саратовской области и составить проект о национальностях, проживающих в нашем крае.

6) «Толерантность». Беседа с элементами проектапоможет разработать воспитанникам программу-минимум и программу-максимум по развитию у себя чувства толерантности.

7) «Пионерское прошлое наших родителей».ОЗ. Занятие проходит в форме «Круглого стола». С помощью проблемно-поискового метода выявляются знания детей о пионерском прошлом старшего поколения. После ознакомления с историей развития пионерского движения в Советском Союзе, предлагается разработать современную альтернативу.

8) «Права и обязанности гражданина РФ». Занятие проходит в форме деловой игры, которая учит умению аргументировать свою точку зрения, и высказывать контраргументы. Занятие закрепляет знания воспитанников о правах и обязанностях гражданина РФ.

9) «Долг Родине». Занятие в форме «Британские дебаты»вырабатывает умение вести диалог, слушать соперника, отстаивать свою точку зрения. На обсуждение ставится вопрос: « Нужно ли служить в современной Российской армии?»

10) «Выходящая диагностика» - анкетирование детей, подведение результатов.

Ожидаемые результаты:

При условии достижения основных целей и задач предполагается получение следующих результатов работы: воспитанник, который:

Знаком с культурно-историческими ценностями своего народа;

Знает историю и культурные ценности своего города;

Имеет изменение ценностных жизненных ориентаций в позитивную сторону;

Уважительно относится к старшему поколению и Отечеству;

Обладает толерантностью;

Знает свои гражданские права и обязанности

Основные критерии эффективности внедрения программы:

1) Рост уровня правовой грамотности, духовного развития воспитанников.

2) Повышение доли воспитанников, участвующих в мероприятиях гражданско-патриотической направленности

Список литературы:

Спутник классного руководителя.10-11 классы / сост. В. В. Шумилова, Т. Т. Н. Мишарёва, И. С. Сидорчук. - Волгоград: Учитель, 2007. - 127с.

Классные часы: 11 класс /Авт-сост. А. В. Давыдова. - М.: ВАКО, 2009. -256с. - (Учебный год).

Кулинич Г. Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. - М.:ВАКО, 2007. - 224с. - (Педагогика. Психология. Управление.)

Организация: МАДОУ № 94

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Цели и задачи:

  • Расширять представление о стране, в которой они живут.
  • Закреплять и обобщать знания детей о государственных символах России.
  • Закрепить знания детей о Москве – столице России, воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу.
  • Формировать уважительное отношение к государственным символам.
  • Воспитывать патриотические чувства.
  • Воспитывать любовь и гордость за свою Родину с помощью художественного слова.
  • Обогащать словарь детей.
  • Создать положительное – эмоциональное настроение у детей.

Ход занятия

(дети стоят в кругу)

Воспитатель:

Придумано кем – то
Просто и мудро.

При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о Родине, стране в которой мы с вами живём. Почитаем стихи. Звучит негромкая, спокойная музыка.

Воспитатель:

С. Васильев
РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живёт, мать, которая даёт жизнь… Без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина!

Родина! Что это значит?

Ребёнок читает стихотворение

Т. Бокова

Родина!

Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка – Это тоже Родина.

Воспитатель:

Это цветы, что растут в нашем крае,
Это заря, что горит не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слёз или в искорках смеха.
Родина. Слова не знаю чудесней,
В нём наши сказки и славные были,
Дедов далёкие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими.

Такими красивыми и понятными словами один из поэтов сказал, что такое Родина.

Ребята, а что для вас означает это слово?

Дети: ( ответы…)

Воспитатель:

Конечно, слово Родина, означает очень многое, и каждый понимает его по-своему. Родина – это и земля, и страна в которой мы родились. Это и мать, и отец твой.

Родину ещё отчизной, отечеством называют, а дом родной – называют «отчим домом». Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной, он дан нам Родиной.

Родина, это и цветы, и воздух, и даже небо, ведь даже оно не везде одинаковое. Есть родное небо – это то, под которым ты родился и живёшь.

Томск- это тоже наша Родина.

Ребёнок читает стихотворение :

Средь тайги и просторов широких
Мой раскинулся город родной.
Край озёр, облаков синеоких…
Он чарует своей красотой.

Река Томь – летом ты говорлива,
Катишь к северу воды свои.
Ты всегда неизменно красива:
Будишь нежные чувства мои.

Город юности, ярких мечтаний,
Ты меня навсегда покорил.
Город ВУЗов – рассадник познаний:
Ты талантов немало взрастил.

Воспитатель:

Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее.

Много сложил народ о ней пословиц и поговорок. Вспомните пословицы и поговорки о Родине.

Дети:

Родина любимая – что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины – что соловей без песни.

  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Нет ничего краше, чем Родина наша.
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  • Русский в словах горд, в делах тверд.
  • Москва – всем городам мать.
  • Всякому мила своя сторона.

Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные к слову Родина.

Воспитатель:

Ребята, вы сказали о Родине такие прекрасные слова. А вы знаете, в какой стране вы живёте?
Дети: (ответы…)

Воспитатель:

Да, наша страна называется Россия, и мы с вами в ней живём.. Какое красивое и звучное имя - Россия. Давайте повторим его вместе.

Игра: «Как зовут жителей» - предлагается детям место проживания и они должны назвать жителей этого места. Например: на Луне – лунатики, на Земле – земляне, в России – россияне

Воспитатель: Верно, мы с вами россияне, потому что живём в России. Ребята, нашу страну, можно узнать не только по имени, но и по государственным символам: гимну, флагу и гербу.

Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и они являются отличительным знаком государства.

Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств..

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Его главное назначение- «стягивать», к себе, т.е. объединять воинов для защиты своей земли. Затем стяги стали делать из ткани. Современный флаг утвердил великий русский царь Пётр 1. Полотнище флага состоит из трёх полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны не случайно.

Цвету флага придается особый смысл.

Белый цвет означает мир и чистоту совести;

Синий – небо, верность и правду;

Красный – огонь и отвагу.

Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.

«Да она шила – вышивала тонко бело полотно,

Да тонко бело полотно, да бело-бархатное,

Она строки строчила красным золотом».

Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира.

Вверху – божественный мир, воплощенный в белом, небесном свете, ниже – синий небосвод, а под ним мир людей, красный цвет.

Мы говорим белый цвет, синее море, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в значении «красивый».

Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, где можно встретить государственный флаг России?

Дети: (ответы).

Физкультминутка:

Столица нашей Родины – Москва

уки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два.

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней,

(подняться на носки, поднять)

С курантами на ней

(руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной,

(развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным,

(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной

И смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть,

(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

Театры, памятники есть.

(загнуть левой рукой два пальца правой руки)

Поедим в гости мы к друзьям,

(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

Чтоб рассказать об этом вам.

(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

Воспитатель: Второй символ – герб. Гербы появились давным – давно. Герб был отличительным знаком рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличать друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ был изображен на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение

можно увидеть на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.

Воспитатель:

Посмотрите на герб нашего государства. Что вы на нем видите?

Дети:

Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл.

Воспитатель:

Вывод: на гербе России золотой двуглавый орел, над орлом три короны. В лапах орла золотой жезл и золотой шар.

Воспитатель:

А что вы видите на груди орла?

Дети:

Воспитатель:

Подумайте, вам знаком этот щит?

Дети:

Щит похож на герб Москвы.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему герб Москвы в центре государственного герба?

Дети:

Москва – столица нашего государства.

Воспитатель:

Попробуйте описать герб Москвы.

Дети:

На красном щите нарисован всадник на белом коне. В руках он держит копьё, которым убивает змея.

Воспитатель:

Правильно, мы видим Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Золотым копьем он поражает дракона.

Ребята, каждый элемент герба имеет своё значение:

  • Двуглавый орел – символ единства России;
  • Короны – союз республик, входящих в состав России;
  • Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство;
  • Всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.

Воспитатель:

Герб России

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко -

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.

Воспитатель : Скажите, а где можно встретить изображение герба?

Дети : (ответы).

Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.

Игра:«Я знаю…», детям предлагается собрать Герб и Флаг России из отдельных частей.

Воспитатель:

Гимн - самая главная песня нашей страны, ее должны знать все люди, которые живут в России и не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением. Музыка гимна неторопливая и величавая. А в словах текста отражается любовь к Родине- России, говорится о красоте природы, высказываются надежды на прекрасное будущее. Государственный гимн- один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения- все присутствующие встают,. Гимн всегда поют и слушают стоя. Давайте и мы сейчас встанем и послушаем главную песню нашей Родины.

Дети встают. Звучит «Государственный гимн Российской Федерации ».

А знаете ли вы, когда исполняется Государственный гимн?

Дети (ответы).

3. Воспитатель:

Ребята, сегодня вы узнали о государственной символике Российского государства. Граждане России гордятся Государственными гербом, флагом и гимном.

Список литературы:

  1. Общеобразовательная программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.
  2. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2004.
  3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
  4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... - М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
  6. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди