11.03.2019

Символдрама значение символов. Практики глубинной психологии - Символдрама – Психотерапия – Психосоматика. Факультет психологии и социальной работы


Я в степи. Недавно прошел дождь, трава спешит впитать. Это степь моего детства. Я выросла в степи.Редкие яркие цветы, много пахучей серебристо-голубой полыни. Много обнаженной почвы. Свежо (утро) и хорошо мне. Ветер.Справа — холмы. довольно не пологие а резко вверх, леса нет. Практически это земляные горы, а не холмы. Вершины их белесые и уже высушенные солнцем и ветром сильнее чем остальные поверхности. очень густо стоят они. но между ними можно спокойно проходить (как в лесу между стволов деревьев. Мне хорошо. Я могу выбрать любое направление движения, они (направления) равноценны для меня и кажется именно это и не дает в итоге свершится шагу. Хотя они очень разные: где-то спереди слева угадывается натоптанная многоми дорога; где-то сзади — река; где-то справа и сзади — полупустыня; где-то спереди слева — наоборот климатическая зона меняется от степи до лесостепи. Всё разное и всё равноценное и потому я стою… И просто ощущаю смену времен года и погодных условий. Изучаю флору вокруг себя (за фауной тоже бегать надо — а это уже движение. а про движение я уже высказалась)) Лошадь белоснежная появилась на склоне одного из холмов. она в положении «ни на равнине ни на горе» — посередине как-то. Явно на меня взгляд и явно разумный. мыслящий. Но мне не понятны её мысли и, возможно, её посыл, направленный мне. Так как я неподвижна, лошади приходится самой приблизится и я ощущаю что она недовольна этим. Она фыркает и я ощущаю мягкие шерстяные губы её на пальцах руки у себя — «покорми меня. тут так принято.это символично и этот ритуал возымеет свой результат» — «считываю» я с ситуации в целом. Мои мысли: кроме сухой колючки я ей сейчас не могу дать ничего. Но… попробую! Рядом растет колючка. я рву (цветы рвать нельзя — я изучила особенности достаточно хорошо. В условиях степи у всех есть защиты от поедания (иначе уничтожение в условиях когда все хотят есть а растений очень мало — грозит вымирание вида. если он не защищен), и если лист не в броне — он или ядовит или горек до невозможности)) Лошадь с облегчением в глазах (взгляд перестал быть напряженным — «сделай это! покорми меня!») берет губами колючку и хрупает её. Теперь она будет следовать за мной куда бы я не пошла. Да только вот я так никуда не иду. На лошади — седло.сажусь и решаю довериться её выбору. раз МНЕ — РАВНОЗНАЧНО КУДА. она начинает идти, узды у неё нет во рту. Ощущение внутреннего диалога между мной и лошадь, она несколько даже успокавает меня что «на людях» — людьми же — мне придастся какой-то прям статус-статус ежели я на ТАКОЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ лошади. То есть они сами всё для себя решат, и решение это будет эм…. для меня не опасным. Поклонится мне, испытывать доверие — да. Уничтожить, повредить меня — нет. Идем идем… входим в селение. По тесту надо встретить препятствие. Это ребенок на дороге. Я смотрю на него с лошади, он на меня, и его отличает то что он то меня ВИДИТ как есть (в отличие от взрослых, видящих через шаблоны рамки и предписания). Я спешиваюсь, следуя своей догадке что это не ребенок посторонний а я и есть. Спешившись — уменьшаюсь до его размеров (или он увеличивается до моих, или это одновременно)… В чем суть тебя как «препятствия»? — спрашиваю его-себя. ответ — тебе придется взять меня на лошадь чтобы я перестал переграждать тебе твой путь. Беру. Теперь задача — ассимилироваться со своей частью.. какой часть ты был? — спрашиваю его. Ответ — «Незамечаемой, исуственно возведенной в статус «не важно», «не принципиально», «не решающе». Продолжаем движение — лошади потяжелело, пока я не «усвою», не «встрою» эту свою часть-ребенка — лошади будет тяжело идти это раз; и два — я не встречу других своих потерянных частей.

Личное появление в ходе сеанса неприятных нам людей, а также проявление наших страхов и травм во плоти, всегда вызывает сопротивление. Поэтому символдрама учит работать с ними в образе символов, метафор. Так естественно работает физиологический сон, «показывая» нам переведённые на язык правого полушария события нашей жизни.

Однако, для того чтобы научиться глубокой релаксации и визуализации, необходимой для символдрамы, нужно начинать с малого. В предыдущей статье, посвящённой символдраме, мы говорили о том, что любой сеанс начинается с небольшой разминки - вхождения в образ луга. Но прежде чем приступить к полноценной визуализации, нужно проработать самый простой мотив - мотив «ЦВЕТОК». Не бойтесь экспериментировать, представить себе цветок в состоянии даже пациенты с тяжёлыми нарушениями.

Мотив «Цветок»: Пошаговая инструкция визуализации

  1. Представьте себе тот цвет, который в данный момент соответствует Вашему эмоциональному состоянию.
  2. Представьте себе, как этот цвет начинает пульсировать, то сжимаясь, то увеличиваясь в размерах, высвобождая пространство для фона другого цвета.
  3. Представьте себе цвет фона, на котором пульсирует и переливается первоначальный цвет. Какой он? В конце этого этапа у Вас уже есть предварительный размытый образ «цветка» на некоем фоне.
  4. Пульсирующий цвет начинает менять очертания и приобретает форму - это и будет форма Вашего цветка. Обратите внимание на центр этого пульсирующего цветового сгустка - он должен иметь другой цвет. Какой он? От этого центра во все стороны разбегаются лучи, разделяя Ваш цветок на лепестки. В конце этапа у Вас уже появляется сформированный цветок, у которого есть сердцевина и лепестки.
  5. Образ цветка, созданный Вами, формируется дальше, он приобретает глубину, трёхмерность, так создаётся - чашечка. Загляните вглубь чашечки цветка. Что Вы там видите? Каков запах? Что чувствует Ваш нос?
  6. Отойдите от цветка далеко-далеко, увидьте его маленьким, на придуманном Вами фоне. Как выглядит цветок издалека? На что он похож? Есть ли у него название?
  7. Где растёт Ваш цветок? Есть ли у него стебель, листья, корни? В какой почве Вы его разместили? Цветок может вполне как бы «зависать в воздухе», будучи совершенно абстрактным и не иметь связи с почвой.
  8. Что Вы видите рядом с образом цветком? Что его окружает? Есть ли вокруг него животные, насекомые, люди? Не угрожает ли что-нибудь цветку? Если да, то как Вы его защитите? Вы можете пересадить его в более безопасное место, можете окружить защитой в виде забора или садовой ограды...

Итак, любое препятствие, которое возникает в ходе визуализации, это проблема, вытащенная на поверхность из подсознания. Начинайте «работать» с препятствием и устранять его, пока Вы «там» - это будет иметь сильнейший терапевтический эффект «здесь».

Сеанс символдрамы всегда заканчивается так:

  1. Вы с силой сжимаете и разжимаете кулаки и пальцы ног.
  2. Делаете несколько энергичных движений руками и ногами.
  3. Хлопаете в ладоши.
  4. С силой зажмуриваетесь и широко раскрываете глаза.

В конце сеанса символдрамы нарисуйте (подробно или схематично, но быстро!) тот цветок, который у Вас получился и отложите рисунок в сторону. Вы вернётесь к этому рисунку на следующем сеансе, через несколько дней, когда будете работать с цветком во второй раз. Оцените тогда своё предыдущее состояние и начинайте новый сеанс визуализации. Скорее всего Вы начнёте представлять себе уже совсем другой цветок. После окончания второго сеанса так же зарисуйте то, что у Вас получилось. А через несколько дней сравните рисунки. Вы должны увидеть положительную динамику.

Мотив «Цветок»: Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации

Отклонения от нормы:

  1. Искусственные цветы, особенно ярких, вызывающих окрасок
  2. Цветы из железа, стали, чёрные цветы и тому подобные фантастические сюжеты.
  3. Цветы, вызывающие страх, отвращение и гадливость у самого же пациента.
  4. Невозможность сосредоточиться на одном цветке, постоянное изменение его формы, быстрая смена образов нескольких цветов.
  5. Быстрое увядание представленного цветка, опадание листьев и лепестков.
  6. Цветок как бы висит в воздухе, не имея почвы.

У многих, кто работает с образом цветка, может возникнуть одна из распространённых проблем: сознание не в силах сконцентрироваться на одном цветке, образы постоянно сменяют друг друга. Тогда нужно мысленно дотронуться пальцем до выбранного цветка и начать тактильно его обследовать. Как правило, после этого фиксируется один выбранный образ.

Признаки нормы:

Яркие, естественных тонов, настоящие цветы, которые легко узнаются - ромашка, роза, колокольчик и т.д. Признаком нормы и очень богатого воображения также считается цветок-гибрид, смесь двух настоящих цветов. Признаком нормы считается цветок, который вызывает радость у того, кто его воображает, находящийся в заполненном ландшафте, не зависающий в «пустоте».

После того, как у Вас, наконец, получится полноценная визуализация по мотиву «Цветок», Вы можете заметить, что некоторые проблемы, давившие на Вас подспудно, вышли наружу и перестали Вам досаждать.

Однако, Цветок - это всего лишь тренировка способности вашего воображения к визуализации. Настоящее решение проблем обусловлено столкновением Вас с самыми близкими Вам архетипическими сюжетами. Для кого-то это будет подъём на гору и панорама, открывающаяся с горы, для кого-то встреча с Существом на опушке леса, а для кого-то - обследование дома.

Образ цветка заменяет в символдраме традиционную медитацию на пламя свечи, которую, в отличие от символдрамы проводят в реальности и с открытыми глазами.

Если Вам трудно сосредоточиться, начните с этой классической медитации - медитируйте на свечу, и вскоре из её пламени к Вам будут приходить образы. А первым из них, вероятней всего, окажется образ цветка.

Запомните, без развитого навыка визуализации, любая практика позитивного мышления остаётся словами, написанными на бумаге.

Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов) – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением , для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление.

Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов.

Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.

Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.
В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.-Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения .

Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й. Шульцу.

Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. После достижения состояния расслабления ему предлагается представить образы - стандартный мотив или свободно любой образ. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.
Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя в среднем около 20 минут.

Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 – 25 сеансов при частоте 1 – 2 раза в неделю в начале и 1 раз в 7 – 10 дней впоследствии.
Обычно, улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда, даже, один единственный сеанс может значительно помочь пациенту избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.

Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной и групповой форме, а также в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией и игровой психотерапией.
В качестве основных мотивов символдрамы Х. Лёйнер предлагает следующие:

  1. луг , как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
  2. подъем в гору , чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;
  3. следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;
  4. обследование дома ;
  5. Наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса.
Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой.

Можно говорить, так же, об отнесенности конкретных мотивов к стадиям детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Символдрама становится важным звеном в отечественной психотерапии.
Этот метод хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности в целом, характерным для пациентов в нашей стране, ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов.

(психотерапевт по методу символдрамы Александра Дибаже)

Особенности и преимущества символдрамы как метода психотерапии

Символдраму или кататимно-имагинативную психотерапию (от греч. kata – соответствующий; thymos – настроение, чувство; лат. imago – образ) можно понимать как «представление образов, соответствующих настроению» или «чувственное переживание образов».

Это самостоятельный метод глубинно-ориентированной психотерапии, который опирается на идеи психоанализа и теорию архетипов и коллективного бессознательного Карла Юнга. Разработал кататимно-имагинативную психотерапию немецкий психоаналитик Ханцкарл Лёйнер в 1950-х годах.

Без тысячи слов

Бывает, что клиенту сложно описать свои чувства словами, выразить свое отношение к тому или иному вопросу, а разговор о природе, погоде, цветах и деревьях дается легко и непринужденно. В этом случае наиболее эффективной и незаменимой становится техника символдрамы – представление образа (мотива) на заданную тему.

Как известно, бессознательное говорит на языке символов и метафор. Поэтому важно понимать, что такие визуальные образы – это не воспоминания и не фантазии, которые можно осознанно контролировать, а продукт бессознательного, его способ взаимодействия с человеком.

Без сопротивления

Образы могут всплывать спонтанно, неожиданно, непосредственно, обходя защитные механизмы психики. Все, что спрятано глубоко в подсознании, успевает прорваться наружу и отразиться в образе, и лишь потом включаются защиты. В этих образах представлен внутренний мир клиента во всей его полноте: особенности его личности, неосознаваемые конфликты, бессознательные реакции, вытесненные чувства, которые человек сам от себя спрятал, устойчивые модели взаимодействия с другими людьми.

При квалифицированной поддержке психотерапевта клиент анализирует образ, исследует свое бессознательное и взаимодействует с ним. В результате начинают осознаваться вытесненные переживания и чувства, интегрируются отщепленные элементы личности, меняются глубинные психологические установки, что и способствует личностному развитию.

Все начинается с мысли

Удовлетворяя свою подавленную потребность в образе, клиент приобретает новый чувственный опыт, который потом переносит в реальную жизнь. Найденное клиентом решение является оптимальным именно для него, и исправление ситуации в образе приводит к кардинальным жизненным переменам.

При этом для изменений человеку не надо ничего отслеживать и контролировать в своем поведении. Качественные перемены в жизни просто проявятся «как по волшебству» в ответ на трансформацию внутренней установки, причем достаточно быстро.

Краткосрочность

Кататимное переживание образов считается краткосрочной психотерапией, но очень насыщенной эмоционально. В классическом психоанализе, который составляет обычно 100-300 сеансов, много времени уходит на анализ защитных механизмов психики, переносов и коррекцию поведения.

В психотерапии по методу символдрамы этого делать не требуется, потому что бессознательный материал проявляется быстро, в обход защит, а трансформация установок происходит непосредственно в момент представления образа.

Средняя продолжительность курса при работе с символдрамой составляет 15-30 сеансов длительностью 50 минут каждый. Наиболее эффективная частота сеансов составляет 1 раз в неделю.

Даже за 1-5 сеансов можно снять напряжение, избавиться от болезненного симптома, найти нужный ответ на беспокоящий вопрос.

А 30-50 сеансов терапии необходимы в сложных и запутанных жизненных ситуациях, чтобы обрести уверенность, спокойствие и улучшить свою жизнь.

Здоровая душа – здоровое тело

Научно давно доказано, что многие болезни являются результатом психологических несоответствий, стрессов, подавленной агрессии, накопленных обид и т.д. Существует направление в медицине и психологии, которое изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных недугов, – психосоматика.

И часто бывает, что при работе с психосоматическими проявлениями и заболеваниями клиент свой симптом видит также в виде образа. Он может определить его местонахождение в своем теле, выяснить психологические причины его возникновения и в итоге трансформировать его из проблемы в ресурс, который уже будет не забирать силы, а давать их.

Универсальность

Психотерапия по методу символдрамы применяется в индивидуальной работе, в работе с парами, в семейной и групповой терапии. Она хорошо сочетается с классическим психоанализом и работой с метафорическими ассоциативными картами (МАК) и позволяет решать широкий круг проблем.

В решении каких вопросов помогает символдрама?

  • Проблемы в личной жизни
  • Проблемы детско-родительских и семейных отношений
  • Межличностные и внутриличностные конфликты
  • Страхи
  • Обида, чувство вины
  • Зависимости
  • Депрессия, нежелание жить
  • Неуверенность в себе, заниженная самооценка
  • Нарушения сна
  • Стресс, патологическая усталость
  • Проблемы во взаимоотношениях в коллективе
  • Проблемы в бизнесе
  • Финансовые трудности
  • Трудности в личностном росте и раскрытии своего потенциала
  • Психосоматические заболевания:
  • Инфаркт миокарда
  • Астма
  • Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Гипертония
  • Нейродермит
  • Диабет
  • Псориаз
  • Мнительность и надуманные болезни
  • Ревматизм
  • Головные боли, головокружения
  • Боли в области плеч и рук, желудка, в спине
  • Ожирение и непреодолимое желание поесть
  • Одержимость похуданием и истощение
  • Частые позывы к дефекации, запоры, поносы
  • Трудности с мочеиспусканием, болезненные ощущения
  • Заикание
  • Болезненные менструации, невынашивание беременности
  • Сексуальность:
  • Нарушения полового влечения
  • Сексуальные функциональные нарушения (у мужчин и женщин)
  • Гомосексуализм, бисексуальность
  • Садизм, мазохизм
  • Эксгибиционизм
  • И многое другое…


Как проходят сеансы психотерапии по методу символдрамы?

  1. Предварительная беседа, в ходе которой терапевт и клиент обсуждают ситуацию, проясняют детали, формируют запрос, с которым клиент хотел бы поработать. Это может быть: «Я уже 3 недели очень плохо сплю. Что со мной происходит?» или «Все мужчины меня бросают максимум через 2 месяца. В чем причина моих проблем в отношениях?» и т.д.
  2. Терапевт приводит клиента в состояние расслабления, которое не имеет ничего общего с гипнозом. Это состояние наиболее благоприятно для «сновидений наяву», т.е. представления образов.
  3. Терапевт предлагает клиенту представить образ, наиболее подходящий для проработки запроса, и рассказать о нем. Психотерапевт сопровождает клиента, исследует с ним образ с помощью специальных техник, содействует раскрытию бессознательного материала, задавая дополнительные вопросы и уточняя детали. Представление образа длится в среднем 10-20 минут.
  4. Клиент при поддержке терапевта интерпретирует образ, осознает, как то, что представилось, связано с реальной жизнью и внутренним состоянием. В результате этого совместного анализа к клиенту приходит осознание, изменение эмоционального состояния, освобождение от напряжения. А самое главное – иногда неожиданный, но самый оптимальный выход из ситуации, который влечет за собой изменение обстоятельств, а значит, жизни в целом.
  5. Клиенту рекомендуется дома еще раз вспомнить свой образ, нарисовать, описать его и принести с собой на следующую встречу для анализа. Это помогает осознанию еще большего количества деталей и стимулирует поиск дополнительных решений и выходов из ситуации.

Глубинная психология. Глубинная психология изучает бессознательную часть психики в которой, по выражению Фрейда, кипит котел самых разных страстей не доступных нашему сознанию. В этом кипящем котле находятся рядом, и, не противоречат друг другу, любовь, зависть, ревность, злость, ненависть. Эти чувства, находясь в глубинах бессознательного, проявляют себя в обход нашего сознания и во многом определяют наши поступки и действия и вносят основной вклад в развитие разных психологичских проблем. Глубинная психология исследует различные подходы и методы изучения бессознателного, способы управления выявленными бессознательными чувствами, а также определяет методические подходы психотерапии различных психологических проблем. В практике глубиной психологии наиболее широко используются психоанализ Фрейда, аналитическая психология Юнга («юнгианский психоанализ») и символдрама. Основы психоанализа Фрейда и «Юнгианского психоанализа» изучаются в разделе «Теоретические и практические основы глубинной психологии». Изучение символдрамы выделено в отдельный раздел, т.к. символдрама обладает наиболее широким подходом к изучению бессознательных процессов.

Описание метода символдрама. Понятие «символдрама» (от греч. symbolon - условный знак и drama - действие) - это одно из направлений современной психоаналитически ориентированной психотерапии. Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Символдрама – исцеляющее переживание образов. Символдраму также называют кататимно-имагинативной психотерапией, а также методом «сновидений наяву», потому что, погружаясь в представление какого-либо образа, клиент действительно пребывает на грани сна и сознания в мире фантазий, где время и пространство изменены и многое, как и в ночных сновидениях, происходит как бы «помимо нашей воли». В обычном состоянии нам свойственны привычные «защиты» - смущение, страх, мы часто чувствуем, что, размышляя на какую-то тему, анализируя свои поступки и чувства, мы натыкаемся на преграды, оказываемся в тупике, и наши мысли идут по кругу. Фантазирование на определенную тему, пребывание в расслабленном состоянии часто помогает избежать воздействия таких защит на продукцию нашего бессознательного. Так, клиенту необязательно вслух рассуждать о своих ранних отношениях с матерью и отцом, подробно рассказывать о своих сексуальных проблемах или глубоких переживаниях, часто проработка тех или иных трудностей в символдраме происходит, минуя сознание, в символической форме путем представления образов.

Символдрама базируется на принципе глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты. Символдрама способствует их переработке, как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа, а также подходы аналитической психологии Юнга в их исследованиях роли символов и образных фантазий в психической жизни человека. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов берущих свое начало, как правило, в раннем детском возрасте, вытесненных в бессознательную часть психики и проявляющих себя на символическом уровне в сновидениях, «сновидениях наяву», образных фантазиях.

Символдрама дает возможность на символическом уровне глубоко пережить, проработать и принять то, что при использовании когнитивных техник психотерапии оставалось бы на поверхностном уровне. Благодаря этому, даже негативные переживания в образе имеют мощный психотерапевтический эффект. Представляя образы, клиент проговаривает о том, что происходит в воображении, о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы "сопровождает" его в образе и, если необходимо, направляет его течение в соответствии с запросом психотерапии. Представляя мотив, человек часто может подойти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах, и в содержании "сновидений наяву" увидеть символическое представление своих бессознательных или предсознательных конфликтов.

Пример. Мотив "Ручей". Девочка, 6 лет, с невротическим заиканием представила, как пускает по течению ручья кораблик, и сама пошла вдоль берега, наблюдая за его движением. Кораблик попал в водоворот и начал тонуть. Девочка в образе подтолкнула его рукой, после чего кораблик продолжил свой путь к морю. После окончания представления образа девочка уже не заикалась. Водоворот в данном случае

символизировал заикание девочки.

В психотерапии по методу символдрамы важная роль отводится работе с рисунками, которая проводится пациентом после представления образов. Пациент погружается в мир спонтанного рисунка по мотивам своего образа, который на уровне бессознательных фантазий, на символическом уровне, помогает выразить и отреагировать чувства связанные с бессознательным конфликтом, а также систематизировать материал, полученный из бессознательного.

Символдрама имеет широкий диапазон психотерапевтического действия и может быть использована как для психологического консультирования (например, одна встреча с клиентом) и краткосрочной психотерапии (10 – 12 встреч), так и для терапии клиентов с тяжелыми личностными расстройствами (50 и более встреч). Особое место символдрама занимает в терапии психосоматических состояний как наиболее эффективная модальность для решения этого вида психологических проблем. Символдрама обладает высокой терапевтической эффективностью. Обычно, улучшение наступает уже после первых нескольких сеансов, вплоть до того, что иногда один единственный сеанс может значительно помочь человеку избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.

Психотерапия по методу символдрамы проводится в трех основных формах:

  • индивидуальной психотерапии,
  • групповой психотерапии, когда образы одновременно представляет группа от 4 до 12 человек, сидящих по кругу в удобных креслах или лежащих на полу в форме "звезды" или "ромашки",
  • психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.

Психосоматика. Психосоматика изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Великий философ древности Сократ 2400 лет назад сказал: “Нет телесной болезни отдельно от души”. Древнегреческий философ Платон соединял тело и дух и утверждал, что телесное состояние есть отражение состояния психологического. Фрейд считал психосоматику таинственной неизведанной областью, которая располагается между психикой и сомой. Основой психосоматики является психоаналитическая психосоматика, которая в настоящее время является важной составной частью Медицинской психосоматики.

С созданием Медицинской психосоматики целостный взгляд на организм человека, как единство души и тела, стал опираться на научный фундамент, основанный на достижениях молекулярной биологии, эндокринологии, иммунологии. Родились новые направления в психосоматике, такие как психоонкология, психоиммунология, психоэндокринодогия. На основе достижения этих направлений психосоматики в Германии создано новое эффективное направление психосоматической терапии: “Иммагинативная психотерапия тела”. Данный курс является базовым для дальнейшей специализации в направлении “Иммагинативная психотерапия тела”.

Программа обучения охватывает четыре раздела, которые в своей органичной взаимосвязи представляют собой одно целое: Теоретические и практические основы глубинной психологии. Символдрама: практики психотерапии. Техника и практика психотерапии по методу символдрамы. Введение в теорию и практику психосоматики.

Раздел 1. Теоретические и практические основы глубинной психологии .

Раздел программы «Теоретические и практические основы глубинной психологии» знакомит с языком символов, языком бессознательного, который находит свое отражение в символдраме. Основные темы раздела «Психоаналитические теории о бессознательной системе психики», «Психоаналитические концепции развития объектных отношений и теория привязанности», «Психоаналитическая диагностика с основами психоаналитической терапии».

Тема «Психоаналитические теории о бессознательной системе психики». Теория психического аппарата. Первая топика. Система бессознательного, предсознательного и сознательного, их характеристики и свойства. Сексуальные и агрессивные влечения и их влияние на психику человека. Психоаналитическое понимание внутриличностного конфликта. Психопатология обыденной жизни, ошибочные действия. Клинический пример анализа ошибочных действий. Структурная модель психического аппарата (вторая топика). Инстанции Оно, Я и Сверх-Я, их характеристика и свойства. Клиническое значение структурной модели. Структурные изменения как цель психоаналитической психотерапии.

Тема “Классическая теория психосексуального развития З. Фрейда’’ . Психосексуальность. Теория либидо. Фазы развития либидо. Источники, цели и сила либидо. Выбор объекта. Свойства либидо. Дуальная теория инстинктов. Общая характеристика стадий психосексуального развития. Догенитальная организация либидо. Оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная фазы развития сексуальности. Довербальные фиксации и регрессии и их роль в формировании психических расстройств. Оральный эротизм. Анально-эротические фиксации. Понятие орального и анального характера. Эдипова ситуация. Эдипов комплекс у мужчин и женщин. Комплекс Электры. Зависть к пенису. Позитивный и негативный Эдипов комплекс. Комплекс кастрации. Эдипов комплекс как ядро неврозов. Эдипов комплекс в клинической ситуации. Иллюстрация клинических случаев. Эпигенетическая теория развития Эриксона.

Тема “Аналитическая психология Юнга”. Структура личности в Аналитической психологии Юнга. Понятие Архетипа. Анима и Анимус. Архетип и комплекс. Коллективное и индивидуальное бессознательное.

Тема «Психоаналитические концепции развития объектных отношений». Определение объектных отношений. Британская школа объектных отношений (М. Кляйн, М. Балинт, Фейрбейрн, Д. Винникотт). Американская школа объектных отношений (М. Малер, О. Кернберг). Теоретические концепции объектных отношений представителей разных школ. Фазы развития объектных отношений. Параноидно-шизоидная фаза. Депрессивная фаза. Защитные операции на ранних стадиях развития. Расщепление, всемогущество, проекция, интроекция, проективная идентификация. Фазы развития взаимоотношений объектов. Процесс интернализации. Интроекция. Идентификация. Эго-идентичность. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности. Аутистическая и симбиотическая фазы. Стадия сепарации-индивидуации: дифференциация и либидинальный объект; подфаза практики; подфаза воссоединения; подфаза постоянства либидного объекта. Понятие о переходных объектах и переходных феноменах. Объектные отношения в клиническом контексте. Иллюстрация клинических случаев.

Тема “Теория привязанности”. Теория привязанности Боулби, теоретические и клинические аспекты. Типы нарушения привязанности. Трансгенерационная передача. Диагностическое интервью о привязанности.

Тема «Психоаналитические критерии диагностики психических расстройств». Исторический аспект диагностики психопатологических расстройств. Диагнозы Крепелина: неврозы и психозы. Современные критерии психоаналитической диагностики психических расстройств. Уровни развития личности: невротический, пограничный и психотический. Характеристики невротической, пограничной и психотической структуры личности. Защитные механизмы при разных уровнях развития личности. Сила Эго. Наблюдающее и переживающее Эго. Терапевтическое расщепление Эго. Эго-дистонные и Эго-синтонные проблемы пациентов. Типы организации характера. Патология характера. Иллюстрация клинических случаев.

Тема «Психоаналитическая диагностика с основами психоаналитической терапии» направлена на освоение слушателями теоретических и практических вопросов диагностики в психотерапии. Для любого вида психотерапии, как правило, важен психотерапевтический диагноз, то есть важно понимание структуры личности пациента. Так, например, при одном и том же запросе от «невротика» и «компенсированного психотика» терапевтический подход к ним будет различаться. От правильной диагностики зависит правильный выбор тактики и стратегии психотерапии (так же, как в медицине, при терапии соматических заболеваний). Диагностические психотерапевтические критерии наиболее полно разработаны и представлены в современной психоаналитической теории. В этом разделе рассматриваются также вопросы начала терапевтического процесса, сеттинга, специфики взаимоотношений «психотерапевт-клиент», специфики терапевтической беседы, типичных ошибок начала терапии (все эти вопросы являются общими для всех видов психотерапии), а также особенностей психотерапевтического процесса в зависимости от структуры личности пациента.

Раздел 2. Символдрама: практики психотерапии

Тема «Введение в основы символдрамы». В символдраме «сновидения наяву» или образные фантазии представляют собой символы, отражающие переживания, страдания и конфликты души человека. Наша жизнь наполнена символами. Они сопровождают нас во сне и наяву, в общении и взаимоотношениях, в познании и творении. Можно сказать, что мы живем в мире символов, а мир символов живет в нас. «Символы правят миром, а не слово и закон», сказал Конфуций. Образно говоря, символ - это живое существо, частица нашей собственной сущности, находящаяся в постоянном движении и трансформации. У человека с давних времен было знание о том, что символы способны структурировать время и пространство и тем оказывать влияние на ход событий, символы могут стать ключами для вхождения в другую реальность, в другую энергетику и другое измерение.

Символ непосредственно связан с образом, проявляет себя через образ, который является результатом отражения в сознании человека некоего объекта в процессе его переживания. Заряженный эмоцией образ приобретает психическую энергию и становится динамичным. Благодаря образам, всплывающим из бессознательного, символ как чудотворство воскрешает для нас исчезнувшее время и чувства. Реальное значение символов обычно не доступно сознательному разуму и может стать понятным только через сновидения и образные фантазии. Образные фантазии являются нам, как внутренние проводники, как материя самой жизни. Сновидения и образные фантазии – это важные сообщения от нас самих к нам самим. Если мы не понимаем языка, на котором говорит сновидение, мы пропускаем важные послания к нам нашего бессознательного. Понимание символического языка позволяет нам коснуться самых глубоких слоев личности. Символы как зеркало отражают состояние нашей души.

Тема «Символы и образы в психосоматике и психотерапии». Ночные сновидения и «сновидения наяву» как отражение бессознательной жизни человека. Понятие символизма. Символы как зеркало души человека. Явный и скрытый смысл сноведения. Символика сноведений. Развитие символизации как показатель уровня развития личности. «Сновидения наяву» и символдрама. Пример анализа сновидения в клинической практике.

Раздел 3. «Техника и практика психотерапевтической работы по методу символдрамы» состоит из четырех ступеней: основной (А 1-2), углубленной основной (В 1-2), средней (С 1-2) и психосоматической (Е 1-2). Каждая ступень состоит из двух циклов практических семинаров. На семинарах в режиме работы психотерапевта с пациентом на протогонистских сеансах происходит обучение различным вариантам ведения пациента в его образных фантазиях. Особое место занимает обучение работы с сопротивлением при представлении образов, которое всегда представляет, в символической форме, ядро психологического конфликта. На разных ступенях изучаются и отрабатываются в практике на протогонистских сеансах с «пациентом» определенные для каждой ступени варианты психологических проблем. Перечислим некоторые из них. Так, например, на практических семинарах основной ступени изучается специфика работы с проблемами связанными с фиксациями на оральной, анальной и эдипальной фазах развития (1-5 года жизни), что может соответствовать психотической, пограничной и невротической структуре личности. На семинарах углубленной основной ступени отрабатывается специфика работы с сопротивлением, проблемы идентичности, проблемы интеграции «Я» структур. На семинарах средней ступени изучаются подходы работы со значимыми объектами (объектные отношения), специфика работы с агрессивными влечениями, особенности работы с сексуальной проблематикой и др. На семинарах психосоматической ступени изучаются подходы и особенности психотерапевтической работы с психосоматическими пациентами. Приведенные примеры отражают лишь некоторую значимую проблематику, с которой работает симвлдрама. В символдраме разработаны подходы для работы с обширным кругом психологических проблем, с которыми слушатели познакомятся на практических семинарах.

Практические семинары «Техники основной ступени символдрамы» (А1-А2) знакомит участников с основными техниками символдрамы. Семинары включаеют в себя теоретическую часть, знакомящую с историей создания метода, его теоретическими основами и местом в ряду других направлений психотерапии. Детально рассматривается структура психотерапевтического сеанса по методу символдрамы, разбираются показания и целесообразность индивидуальной, групповой психотерапии или психотерапии пар. Освещается система подготовки специалистов по методу символдрамы.

Во время практической части участники делятся на малые группы, где каждый последовательно выступает как психотерапевт, пациент и наблюдатель, после чего каждый раз следует обсуждение результатов и подробный разбор в общей группе. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: луг и ручей, а также тест цветок и мотив сосуд. Отдельное занятие посвящено интерпретации символики чисел и цвета. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: гора, дом и опушка леса.

Практический семинар «Углубленное прорабатывание основной ступени символдрамы» (В1-В2) продолжает знакомить участников с основными техниками символдрамы. Демонстрируется возможность использования символдрамы в работе с парой мужчины и женщины и парой ребенка и родителя. Семинар дает более объемное представление о действующих принципах символдрамы на основной ступени, знакомит со специальными мотивами основной ступени символдрамы, происходит детальное прорабатывание техники психотерапевтического ведения пациента по образу, прорабатывается техника ведения предварительной беседы и последующего обсуждения. Расширяются возможности по успешному завершению случаев краткосрочной психотерапии, разбираются стратегии завершения курса психотерапии, работа З.Фрейда "Анализ конечный и бесконечный", мотив "Узелок в дорогу". В малых группах подробно прорабатывается мотив "Опушка леса" как основная техника экстренной краткосрочной психотерапии. Определяется место и возможности супервизий в работе психотерапевта. Отдельное занятие посвящено символдраматической технике работы с ночными сновидениями. Особое внимание на этом семинаре уделяется техникам работы с проблемами в отношениях мужчины и женщины (прорабатываются мотивы "Два берега", "Подарок", 3 формы мотива "Животное, растение, камень"), разбираются стратегии беседы с пациентом на тему его интимно-сексуальной жизни, критерии определения половой конституции по Г.С. Васильченко.

Семинар продолжает углубленное прорабатывание основной ступени символдрамы и посвящен теме судьбы и проработке проблем с идентичностью в психотерапии. Символическое обращение к внутренним ресурсам и осмыслению идентичности со своим родом. Мотив «Бабушки и дедушки». Разбор упражнения «Бабушки и дедушки». Обращение к месту силы. Протагонистский сеанс и его разбор.

Интегрирующие мотивы основной ступени символдрамы, направленные на проработку собственной идентичности: «Строительство дома», «Старинная мастерская по изготовлению сосудов». Два протагонистских сеанса, работа в малых группа и её разбор.

Практический семинар «Техника работы средней ступени символдрамы» (С1) у частники изучают технику символдрамы средней ступени: конфронтация символов, усиление конфликта, контакт глаза в глаза, фокусировка на теме конфликта. Прорабатываются основные мотивы средней ступени. Отрабатывается более гибкий стиль ведения.

Основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе: мотив “опушка леса” и его разбор.
Работа с мотивом значимое лицо. Положительные и отрицательные значимые лица. Представление значимого лица в реальном виде и в символическом форме. Техника “контакт глаза в глаза”. Протагонистский сеанс: представление значимого лица в реальном виде с последующим “контактом глаза в глаза”. Упражнение в малых группах.
Представление значимого лица в символической форме. Корова как символический образ матери. Слон как символический образ отца. Два протагонистских сеанса. Упражнения в малых группах. Блок мотивов средней ступени для проработки сексуальных проблем: автостоп для женщины, куст розы для мужчины, куст розы для женщины, плодовое дерево. Автостоп как индикатор особенностей сексуального поведения у женщины, работа с проблемами доверия. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах. Куст розы как индикатор особенностей сексуального поведения у мужчины и показатель способности к решительным действиям. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах. Куст розы для женщины – обращение к «анимусу». Две формы упражнения куст розы для женщины. Два протагонистских сеанса. Упражнения в малых группах. Плодовое дерево в работе с проблемами сексуального влечения. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах и его разбор. Теории агрессивности, используемые в символдраме. Блок мотивов средней ступени для работы с проблемами агрессивности: лев, дикая кошка. Показания для их использования: психосоматические расстройства, невротическая депрессия. Представление льва как показатель агрессивных установок. Мотив “лев, нападающий на добычу” для канализации аутоагрессии на изначально вызвавший ее объект. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах. Дикая кошка в работе с потребностью в самоутверждении (по Х. Когуту), для ресурсной подпитки и в работе с проблемами анимы. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах. Мотив идеал Я в работе с проблемами идентификации, Сверх-Я и интеграции личности. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах и его разбор.

Практический семинар «Ассоциативный метод работы в символдраме» (С-2) включает основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе: «молчаливый образ» на мотив «винтовая лестница, ведущая к золотому зеркалу в тёмном подземелье» и его разбор. Четыре основные символдраматические стиля ведения пациента по образу: 1) учебный, 2) протективный, 3) конфронтационный, 4) ассоциативный. Сравнение работы со стандартными мотивами (предложение стандартного мотива как ядра кристаллизации и проекции конфликта; использование режиссёрских принципов смягчения напряжения и интеграции конфликтного материала; опора на положительный и анаклитический перенос). История создания ассоциативного метода. Дискуссия 1960 г. Разбор случая пациентки Х.Лёйнера. Показания и противопоказания использования ассоциативного метода. Протагонистский сеанс и его разбор. Возможности и преимущества ассоциативного метода. Упражнение в малых группах.

Метод свободных ассоциаций классического психоанализа и ассоциативный метод символдрамы: общее и различия. Методы символдрамы «прожить и выстрадать», «пробных действий». Вербально-ассоциативные «отклонения» от представления образов, их особенности, виды и способы работы с ними. Протагонистский сеанс и его разбор.
Разбор упражнений в малых группах. Формы протекания ассоциативного процесса по Х.Лёйнеру: 1) сказочно-лирическая форма; 2) ассоциативные пассажи, отыскивающие конфликтный материал; 3) ассоциативные пассажи со спонтанной возрастной регрессией; 4) вербально-ассоциативные «отклонения»; 5) фрагментированная форма протекания образных ассоциаций; 6) способствование ассоциативному раскрытию личности. Клинические примеры. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах.
Особенности работы с возрастной регрессией. Развёртывание ассоциативных векторов: 1) тематический вектор; 2) вектор временной решётки (работа с прошлым, настоящим и будущим). Модификация ассоциативного метода – наблюдение поведения. .

Раздел 4. Введение в теорию и практику психосоматики

Тема “Психоаналитические концепции психосоматики. Медицинская психосоматика.

Определение понятия, формирование и развитие психосоматики. Медицинская психосоматика. Психофизиологические концепции психосоматики. Психоаналитическая психосоматика. Психосоматические концепции Фрейда. Конверсионная концепция психосоматики. Концепция актуальных неврозов. Психосоматические теории и модели ранних последователей Фрейда (Гродек, Дейч, Шильдер, Александер, Шур). Современные психосоматические концепции. Связь психосоматики с нарушениями развития Я и созревания объектных отношений. Психосоматика и архаичные болезни Я. Теория структурного нарциссического дефицита Амона. Теории инфантильности и дефицита развития. Теория инфантильности Рюша. Теория оперативного мышления Марти и Де Мюзана. Теория алекситимии Немиа и Сифнеоса. Психосоматические концепции Фрайбергера. Психоаналитические подходы к терапии психосоматических состояний. Использование символдрамы в терапии психосоматических заболеванийТ

Тема “Практический семинар «Терапия психосоматических расстройств с использованием символдрамы» знакомит с классификацией психосоматических расстройств, разбираются основные психоаналитические модели генеза и течения психосоматических заболеваний. Подробно прорабатываются стратегии психотерапевтического лечения психосоматических расстройств при помощи методов символдрамы. Прорабатываются мотивы: «цветок» для психосоматических больных, «мой луг», «место, где мне хорошо», «облако», три формы «инспекции внутрь своего тела», а также ряд других значимых мотивов для терапии психосоматических состояний. Знакомство с другими имагинативными техниками: коррекция психосоматического состояния больных сахарным диабетом при помощи эйдетических образов. Психотерапия при ожирении, нервной анерексии, бронхиальной астме, ревматоидном артрите, нейродермитах, психотерапия в онкологии. Отдельные практические семинары посвящены Пихосоматическим нарушениям в гинекологии. В цикле семинаров «Репродуктивная психосоматика и символдрама» освещаются следующие вопросы: Психологическое сопровождение беременности. Боязнь зачатия. Психогенное бесплодие. Нарушение менструального цикла и климактерические состояния. Спонтанные аборты и преждевременные роды. Сексуальные дисфункции. Другие психосоматические расстройства и состояния. Особенности психотерапии во время беременности с использованием символдрамы.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди