19.03.2019

Программы по нетрадиционному рисованию. Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования. Педагогические условия для реализации программы


Развивать интерес к творческому процессу, к стремлению достигать лучших результатов, развивать изобразительные творческие способности у детей, используя нетрадиционную технику рисования.

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
  • Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
  • Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции.
  • Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области изобразительной деятельности.
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография.

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри.

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами.

Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование пычком).

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

Месяц (неделя) Тема Программное содержание Вид работы
Сентябрь (1 неделя) «Бабочки». Познакомить детей с техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность. Освоение техники монотипия (предметная).
Сентябрь (2 неделя) «Осенний букет» Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское творчество, инициативу. Освоение техники кляксография.
Сентябрь (3 неделя) «Воздушные шары» Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных.
Сентябрь (4 неделя) «Компоты и варенье» Познакомить детей с новым видом изобразительной технике – печатание фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувства композиции световосприятие, память, наблюдательность. Обобщить знания о фруктах и ягодах. Освоение техники печатание фруктами (оттиск).
Октябрь (1 неделя) «Волшебный лес» Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений».

Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Освоение техники печатания растениями.
Октябрь (2 неделя) «Пестрый котенок» Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного. Освоение техники пуантилизм.
Октябрь (3 неделя) «Красная смородина» Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом красной смородины.

Формировать чувство композиции и ритма. Учить объединять разные техники в одной работе. (Техника тычка, печатание листьями.)

Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе (пуантилизм и печатание листьями).
Октябрь (4 неделя) «Подводный мир» Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью.

Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

Освоение техники рисования мыльными пузырями. (Заготовка фона для бедующего коллажа).
Ноябрь (1 неделя) «Разноцветные рыбки» Вызвать интерес к рисованию акварельными карандашами. Стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа. Познакомить детей с техникой коллаж. Закрепить умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность. Освоение навыка рисования акварельными карандашами, техники коллаж.
Ноябрь (2 неделя) «Унылая пора! Очей очарованье» Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).

Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.

Рисование ладошками, пальцами.
Ноябрь (3 неделя) «Рисуем по шаблону» Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Освоение рисования по шаблону.
Ноябрь (4 неделя) «Невидимый зверек» Познакомить детей с техникой рисования свечей. Продолжать учить рисовать по шаблону. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета. Освоение техники рисования свечкой.
Декабрь (1 неделя) «Снегири на ветках» Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью.
Декабрь (2 неделя) «Зимние узоры» Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами.

Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.

Продолжить освоение техники монотипия.
Декабрь (3 неделя) «Письмо для деда мороза» Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике.
Декабрь (4 неделя) «В лесу родилась елочка» Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. Рисование нитками.
Январь (2 неделя) «Волшебница зима» Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг. Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение технике рисования - набрызг.
Январь (3 неделя) «Сказочный зимний лес» Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков). Освоение техники – оттиск (капустный лист).
Январь (4 неделя) «Семья снеговиков» Познакомить детей с техникой рисования оттиск тканью. Создать радостное, предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление. Освоение технике рисования оттиск тканью.
Февраль (1 неделя) «Музыкальный рисунок» Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно. Работа детей по впечатлениям от прослушанной музыки. Выбор техники по желанию детей.
Февраль (2 неделя) «Разноцветное небо» Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. Освоение техники рисования по мокрой бумаги.
Февраль (3 неделя) «Соленое море» Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Освоение техники рисования с солью по сырой краске.
Февраль (4 неделя) «Красивые картинки из разноцветной нитки» Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Освоение техники рисования – ниткография.
Март (1 неделя) «Пейзаж у озера» Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия(пейзажная).
Март (2 неделя) «Превращение ладошки» Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. Рисование ладошками.
Март (3 неделя) «Подарок маме» Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. Самостоятельная работа детей.
Март (4 неделя) «Весенняя фантазия» Упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна», развивать фантазию, воображение. Освоение техники рисования – оттиск стеклом.
Апрель (1 неделя) «Весеннее дерево» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм).

Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.
Апрель (2 неделя) «Планеты» Закрепить умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность. Заготовить детали для будущего коллажа, упражнять в вырезании.
Апрель (3 неделя) «Космические дали» Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Освоение техники коллаж. Продолжить осваивать набрызг.
Апрель (4 неделя) «Праздничная верба» Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Познакомить детей с новым материалом для рисования (пастель). Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью. Рисование пастелью.
Май (1 неделя) «Праздничный салют» Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит. Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель.
Май (2 неделя) «Одуванчики - пушистое чудо природы» Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - «набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие,

воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный).
Май (3 неделя) «Вот и лето пришло» Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

Людмила Ишеева
Программа по нетрадиционной технике рисования

Пояснительная записка.

Программа по нетрадиционному рисованию направлена на художественно- творческое развитие детей.

Новизна.

Как и многие воспитатели, в основном я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Актуальность . Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования.

Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность все необходимое.

Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Организация работы на фронтальных занятиях не всегда устраивала, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятия ограничивались временем и темой.

Такой формой работы стало применение нетрадиционных приемов рисования. Для этого была создана программа по нетрадиционной технике рисования для кружка «Маленький художник». Занятия кружка строились так, чтобы детям было интересно рисовать. Учитывались психологические и педагогические аспекты. Изучалась педагогическая литература.

Основной принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин,: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты, листья деревьев, цветов, травы, ягель, овощные штампы и печати, соломка, пористые губки. Эта игра с неизвестным занимает детей, и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Приобщая детей к искусству, используются разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 6 -7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Основные задачи программы:

1. Дать представление о видах и жанрах изобразительного искусства.

2. Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту. Формировать эстетический вкус.

3. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

4. Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

Важно не дать способностям угаснуть, способствовать их дальнейшему развитию. При правильном отборе в группу попадут дети с ярко выраженной неординарностью и высоким уровнем творческих способностей. Основная задача образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование этих способностей

Педагогические условия для реализации программы:

Решение этих задач предполагает создание соответствующей развивающей среды. Для занятий выбрана изостудия. Приобретен весь необходимый для нетрадиционного рисования материал, бумага, краски, карандаши. Учитывая возможности детей, продуманы темы для работы кружка, составлен учебно – тематический план.

Изучено и освоено около двух десятков различных техник, ранее не используемых в работе с детьми дошкольного возраста. Обучение предполагается вести на основе коммуникативно – деятельностного метода, который предполагает активное развитие детского творчества в повседневной жизни.

Реализация данной программы рассчитана на 1 год. Возраст детей 6 - 7 лет.

Занятия кружка проводятся во вторую половину дня, в свободное время 2 раза в неделю.

Формирование условий непрерывного образования.

Основной формой ознакомления детей с техникой нетрадиционного рисования является занятие кружка.

Средства обучения:

пластилин (барельеф, палочки (граттаж, природный материал (монотипия, тушь (кляксография, свечки (графика).

Рисование ладошкой, пальцами, поролоном, кисточками.

Иллюстрации картин художников, скульптур, зданий архитектуры и т. д. ;

Магнитозаписи и т. д.

Методы работы:

Беседа, наблюдения, объяснение с демонстрацией;

Ожидаемые результаты.

1. Развитие творческих способностей в художественном творчестве детей.

2. Совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке.

3. Умение самостоятельно искать нужное решение.

4. Способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование.

5. Овладение детей нетрадиционными приемами и техниками рисования для развития художественного творчества.

6. Способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей.

7. Навыки коммуникативного общения.

8. Участие в конкурсах и выставках детского творчества районного и республиканского характера.

9. Художественно–творческая деятельность предполагает выполнение терапевтической функции, отвлекает дошкольников от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Способы проверки.

В последние две недели мая проводится диагностика и анализ полученных результатов работы.

К концу года ребенок умеет:

Различать и называть способы нетрадиционного рисования;

Самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);

Самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы;

Выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

Критерии качества освоения ребенком техники нетрадиционного рисования.

Сравнительный анализ:

Ряд 1 – Дети, не занимавшиеся по данной программе

Ряд 2 – Дети, прошедшие курс обучения по данной программе

Из результатов мониторинга можно судить об эффективности использования нетрадиционных техник рисования на занятиях.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки детских рисунков, открытые мероприятия, семинары – практикумы, участие в конкурсах детского рисунка различного уровня.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 5-6 лет

Возраст детей 5 - 6 лет
Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радужка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и иных нормативных правовых документов.
Данная программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Новизной и отличительной особенностью программы «Радужка » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 15 часов. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).
Режим занятий:
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.
Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом.
Условия набора детей: принимаются все желающие.
Программа «Радужка» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познавательное развитие: игры по художественному творчеству.
Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений.
Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Речевое развитие : чтение стихов и рассказов.
Физическое развитие: физкультминутки.
Цель Программы:
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закрепить и обогатить знания детей о разных видах художественного творчества.
- Познакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закрепить приобретённые умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
Педагогическая целесообразность заключается в том, что все занятия направлены на развитие детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Ожидаемый результат
В результате прохождения программного материала
Дети должны знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети должны уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится 3 раза в год (первичная в сентябре, промежуточная в январе, итоговая в мае).
Цель проведения диагностики:
1. Выявить уровень художественного развития детей
2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Характер диагностики: естественный педагогический.
Обследование проводится по следующим направлениям:
1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков

2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник
Методика проведения:
Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
знает способы изображения некоторых предметов и явлений
правильно пользуется материалами и инструментами
владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
проявляет интерес к освоению новых техник
проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
умеет создать яркий нарядный узор
может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)

Нетрадиционные художественные техники, используемые в программе «Радужка»:
- Восковые мелки + акварель, свеча + акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
- Рисование пальчиками, ладошкой - ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит узоры и отпечатки на бумагу.
- Оттиск – наносится различными предметами (пробкой, картоном, скомканной бумагой и салфетками, картофелем)
-Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов, затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксографию, можно дорисовать.
-Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
-Рисование по сырому – лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой, пока лист не высох наносится рисунок.
-Кляксография - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
-Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
-Выдувание - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
-Рисование солью - предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.
-Пуантилизм - рисунок создается при помощи отдельных точек разного цвета.

Условия реализации программы

Материально-техническая база:
- групповая комната (учебная доска, столы).
- альбомы с образцами и схемами
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.

Перечень используемого рабочего материала:
- цветной картон;
- салфетки;
- восковые мелки;
- краски, гуашь, кисти;
- альбомы для рисования;
- свечи;
- карандаши цветные;
- трубочки для коктейлей;
- ватные палочки.

Перспективный план занятий кружка «Радужка»

СЕНТЯБРЬ

1 Диагностика Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
2 Ранняя осень. Паучок. (Оттиск пробкой) Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
3 Яблоня с золотыми яблоками. (Рисование поролоновыми тычками) Учить создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвлённость кроны фруктовых деревьев
Закреплять умения рисовать нетрадиционными методами рисования (рисование поролоновыми тычками). Учить красиво располагать изображение на листе.
4 Цветы в вазе. (Печатание природным материалом) Познакомить с нетрадиционной техникой Печатка (накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание). Развивать художественно-творческие способности. Развивать умение подбирать краски по цветовой гамме. Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой. Формировать композиционные навыки.

5 Осеннее дерево. (Кляксография и набрызг) Обучать передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной длины (нетрадиционной техникой: при помощи трубочки из под сока). Закреплять навыки рисования листвы с помощью зубной щетки и стеки (нетрадиционная техника рисования – набрызг). Совершенствовать технические навыки. Развивать воображение; творческое мышление. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней. Вызывать эмоциональный отклик на новые способы рисования.

6 Астры. (Рисование пластиковой вилкой) Продолжать учить детей рисовать с натуры.
Учить видеть красоту сочетания теплых тонов букета, понимать эстетическую ценность.
Развивать чувство ритма, эстетический вкус, творческое воображение.
Закреплять умение передавать красоту букета посредством густо разведенной гуаши, используя нетрадиционный способ рисования – пластиковой вилкой, приём прокручивания кости при рисовании серединок.

7 Фруктовые деревья. (Печатание природным материалом, рисование пальчиками) Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, развивать цветовое восприятие, развивать умение использовать нетрадиционные рисования, совершенствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и кистей, вызвать положительный отклик на результаты своего труда.
8 Природа отражается в воде. (Монотипия, рисование по сырому листу.) Совершенствовать технику рисования акварелью. Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Закреплять технику рисования деревьев. Развивать творческое воображение. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

10 Осенний пейзаж. (Тонирование бумаги, тычок поролоном) Закрепить знания детей о техниках рисования. Побуждать детей передавать особенности осенних деревьев, добиваясь выразительности с помощью цвета. Совершенствовать мелкую моторику рук. Продолжать работу по обогащению словарного запаса, закрепить понятие «пейзаж». Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

11 Дождливая поздняя осень. (Рисование свечой, тонирование бумаги) Развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени.
Познакомить детей с новым способом выразительного изображения колорита поздней осени, используя рисование восковой свечой.
Формировать навыки влажного тонирования бумаги акварелью, а так же отпечатывание раскрашенных краской засушенных листьев.
Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение и творческую активность
Воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.
12 Волшебная страна – подводное царство. (Рисование по мокрому листу) Учить детей рисовать нетрадиционным способом “по мокрому” листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Воспитывать воображение и творчество.

13 Ёжик на полянке. (Набрызг) Способствовать развитию у детей стремления изображать картину с помощью брызг, получать удовлитворение от выполнения работы.
Вызвать эмоциональный отклик на новый способ рисования.
Развивать творческое мышление и воображение.
Закрепить знания детей о внешнем виде ежа, уточнить понятие «дикое животное»;
Развивать умения у детей воплотить в рисунке характерные признаки ежа.

13 Снегирь. (Восковые мелки + акварель) Развивать у детей творческие способности, воображение. Закреплять умение работать кистью и красками, аккуратно закрашивать белый лист бумаги. Воспитывать бережное отношение к птицам, заботиться и подкармливать их.
14 Кактус. (Кляксография) Закреплять умение использовать технику изображения "кляксография"; развивать творчество, интерес к окружающему миру.

15 Морозные узоры. (Монотипия) Упражнять в использовании техники изображения "монотипия", используя целлофан. Вызвать у детей интерес к изобразительной деятельности. Развивать творческие способности. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

16 Дед Мороз. (Рисование солью) Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения. Закрепить умения рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Развивать воображение, творческие способности. Воспитывать аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

17 Метель. (Набрызг) Развивать умение строить композицию рисунка, устанавливать связь музыки с живописью для выражения своих чувств в рисунке. Закрепить навыки рисования наклонных веток деревьев концом кисти. Побуждать детей к самостоятельности, творчеству, эмоциональному отклику, развивать эстетические чувства (радость, восторг).

18 Хрустальный замок Снежной Королевы. (Рисование солью) Закреплять умение располагать узор в соответствии с заданной формой, придумывать детали рисунка по своему желанию; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
19 Подарим друг другу радость. (Цветная пена, оттиск пенопластом, ватными палочками) Развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, пантомимики; снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков.
Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования: цветная пена, оттиск пенопластом, ватными палочками.
20 Пушистые котята. (Тычок жёсткой полусухой кистью) Закреплять умение держать кисть, углублять представления о цвете и геометрических формах, формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму; развивающие: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику кистей рук; воспитательные: воспитывать сострадание и любовь к животным.

21 Рисунок ветра. (Выдувание) Учить рисованию нетрадиционному приему рисования: рисование выдыхательным воздухом.
22 Царевна - лебедь (Рисование ладошкой) Учить рисовать ладошкой, смешивать краски. Развивать художественно-творческие способности, развивать фантазию и чувство композиции.
23 Цветы для Дюймовочки. (Рисование штампами) Уточнить знания детей о садовых цветах. Развивать у детей навыки тактильного ощущения. Закреплять навыки и умения, полученные на предыдущей НОД рисовать с помощью печатей - штампов (картофель, луковица) и различных предметов (пластиковая вилка, ватная палочка и поролоновый шарик).
24 Сказочные рыбки. (Пуантилизм) Учить рисовать туловище рыбы и чешую точками.
Учить нажимать на ватный тампон, оставляя отпечаток круглой формы.
Развивать знания детей о внешних признаках рыб.
Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
25 Тюльпаны. (Рисование вилкой и пальцем) Развитие творческих способностей детей.
Развитие творческого воображения, мышления. Воспитание интереса к творчеству в целом и к нетрадиционным видам творчества. Совершенствовать умения композиционно располагать детали на листе бумаги.
26 Ветка мимозы. (Пластилинография, пуантилизм) Совершенствовать умение использовать ватные палочки и пластилин для создания образа; развивать творческие способности, интерес к изобразительной деятельности.
27 Подснежники. (Монотипия) Продолжать совершенствовать технику рисования – монотипия.
28 Букет сирени. (Рисование мятой бумагой) Закреплять знание жанровых особенностей натюрморта и пейзажа. Учить передавать характерные особенности цветов сирени, используя прием накладывания краски в несколько слоев (каждый следующий слой светлее предыдущего. Развивать цветовосприятие и чувство композиции, эстетическое восприятие мира природы и произведений изобразительного искусства.
Воспитывать навыки адекватной самооценки своей деятельности.

29 Весна. (Оттиск, отпечатки листьев) Дать понятие о поставленной задаче и ее выполнении самостоятельно; развиватьтворческие способности детей через использование нетрадиционных техник рисования; воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению;развивать воображение, чувство композиции, вызвать у детей радость от проделанной деятельности.
Продолжать совершенствовать техники рисования: оттиск, отпечатки листьев.
30 Закат солнца (Рисование по сырому листу) Создать условия для свободного экспериментирования с акварелью. Учить изображать небо способом цветовой растяжки "по мокрому". Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы.

31 Красочные бабочки (Пуантилизм) Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Развивать у детей творческие способности- чувство цвета, умение придумывать узор.
Воспитывать в детях желание доводить начатое дело до конца, доставить детям радость от своих работ нарисованных нетрадиционным способом.
32 Космическое пространство (Рисование по сырому листу, набрызг) Расширять кругозор, знания детей о космосе; закреплять навыки создания фона с помощью рисования «по сырому», вливая цвет в цвет (используя акварель); учить изображать звездное небо, его вид в безвоздушном
пространстве с помощью приема набрызга (используя гуашь). Закреплять навыки работы с гуашью и акварелью; учить продумывать композицию и содержание рисунка; поощрять самостоятельность и творчество.
33 Незабудки (Рисование по сырому листу) Развивать мелкую моторику рук, глазомер, зрительное восприятие, фантазию, творчество. Расширить представление детей о полевых растениях, об охране природы. Формировать чувство ответственности.
34 Улей для почёлок (Отпечаток) Продолжать знакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования. Продолжать совершенствовать умение работать с гуашью. Закреплять умение создавать декоративный рисунок. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Закреплять знания в умении правильно определять геометрическую форму, ее цвет, размер, группировать фигуры по размеру и цвету.

35 Плюшевый медвежонок (Тычок жёсткой полусухой кистью, паролоном) Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение,цвет.
Продолжать учить рисовать крупно, распологать изображение в соответствии с размером листа.
Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
36 Итоговая диагностика
Итоговая выставка рисунков за год

Литература, используемая педагогом:

1. Развитие мелкой моторики у детей от 4-х до 5-ти лет через нетрадиционные техники рисования. – М.:Просвещение,2012.
2. Г.Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду (часть1,2) – М.: Скрипторий, 2007.
3. Журнал «Дошкольное образование». 2010 – 2015.

Скачать Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 5-6 лет

Программа работы с одаренными детьми в ДОУ в старшей группе

Наталья Скрипина
Программа кружка по нетрадиционным техникам рисования «Экспериментик» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Светлячок»

Программа кружка «Экспериментик »

по нетрадиционным техникам рисования в подготовительной группе

Выполнила воспитатель

Наталья Владимировна

р. п. Шаранга

Нижегородская обл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

« помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

М. Шклярова

В современном мире детей все больше и больше увлекают информационные технологии – компьютеры , планшеты, сотовые телефоны и т. д. Что перерастает в снижение интереса к окружающему , стиранию граней между добром и злом, красивым и некрасивым. Перед взрослыми становиться вопрос как показать детям красоту и необычность мира, природы. В первую очередь к нам на помощь приходит художественно-эстетическое направление в развитии. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач :

Во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру , родной природе, к событиям нашей жизни;

Во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

Задачи :

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.

2. Побуждать у детей желание экспериментировать , используя в своей работе техники нетрадиционного рисования .

3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.

4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.

Кружок проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий - 30 минут.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ :

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

Научность.

Доступность.

Системность знаний.

Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Сроки реализации программы :2014-2015г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п Тема занятия Цель

1. «Осенний лес» Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус

2. «Осень в гости к нам пришла» Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании . Показать методы использовать в рисунке различные техники рисования – прикладывание кисточки (мозаичные мазки, использование ватных тампонов для изображения листьев деревьев.

3. «Осенняя бабочка» Познакомить детей с техникой «монотопия» . Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь

на реальную окраску предметов. Учить изображать бабочку, используя определенную гамму цветов.

4. «Воробьи на ветках» Продолжать развивать положительное отношение к процессу рисования , а так же к результатам продуктивной деятельности : рисовании руками путем прикладывания их к листу бумаги; рисовании голову печатанием крышки (диаметр – 3-4 см, набирая краску с поддона, а глаза кончиком кисти. Способствовать желанию находить сходство рисунка с птицей, радоваться полученному коллективному результату.

1. «Перелётные птицы» Развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения.

2. «Отражение в луже» Способствовать возникновению у ребенка желания передавать настроение в рисунке с помощью средств выразительности живописи : цвета, линии, композиции, техники рисования ; развивать воображение, творчество, эмоционально-эстетическое отношение к образам природы.

3. «Ветвистые деревья» Познакомить с новым материалом : угольным карандашом и способами рисования им ; развивать эстетическое восприятие, творчество в использовании изобразительных материалов в рисунке.

4. «Зимнее деревце» Развивать умение воспринимать художественный образ природы на основе интеграции трех видов искусств;

Итоговая выставка

1. «Снежинки» Показать способы изображения природы на бумаге; знакомить с холодными оттенками голубого и синего цвета (темно-синий, голубой, фиолетовый) ; развивать длительный плавный выдох.

2. «Человек» Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – веревочкой , учить выкладывать веревочку точно по образцу, знакомить со строением человека, определять все части тела.

3. «Снеговики» Помочь увидеть в отпечатках рук образы снеговиков, формировать умение вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

4. «Ёлочка нарядная» Воспитывать эстетическое восприятие природы; упражнять в рисовании кусочками поролона , в рисовании пальчиками ; учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа; развивать цветовосприятие.

1. «Волшебные тучки» Учить понимать многообразие средств выразительности средств видов искусств, давать свою интерпретацию воспринимаемого художественного образа.

2. «Филин» Воспитывать эстетическое восприятие животных через их изображение в различных художественных техниках , упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного.

1. «Черепахи» Воспитывать эстетическое восприятие природы, развивать наблюдательность, способность

замечать характерные особенности изображаемых животных и передавать их средствами

2. «Пингвины на льдинах» Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания, расширять знания об окружающем мире , предоставить возможность рисовать пингвинов с помощью трафарета.

3. «Волшебные кляксы» Познакомить с таким способом изображения как «кляксография» , показать её выразительные особенности; учить дорисовывать детали объектов , полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

4. «Белая красавица-березка» Формировать умение самостоятельно выделять и трактовать художественные средства создания образа природы; развивать представления о художественном образе природы, интегрированным средствами живописи, музыки и литературы; осваивать новую технику рисования , развивать творчество в работе с изобразительными материалами.

Итоговая выставка

1. «Праздничный торт» Показать возможность использования нетрадиционные материалы (макаронные изделия) для создания рисунка, развивать воображение.

2. «Весеннее солнышко» Знакомить с художественным жанром – пейзажем; показать особенности рисования с помощью цветного песка

3. «Жар птица» При изображении перьев жар-птицы упражнять детей в использовании в рисовании приёма цветового контраста.

4. «Волшебный карандашик» Познакомить с таким нетрадиционным способом рисования – каракулеграфия , поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя детали в единое целое. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура прорисовываемых предметов .

1. Познакомить с новой техникой рисования - набрызг .

Формировать умение

строить композицию рисунка, продумывать ее содержание, планировать работу.

2. «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» Способствовать стремлению смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Рассмотреть варианты изображения ракеты, летающие тарелки.

3. «Кораблик в море» Рисование «по-сырому» . Продолжать учить детей тонировать лист бумаги.

4. «Ветка с первыми листьями» Углублять знания о временах года, уточнить признаки весны; воспитывать любовь к родному краю.

1. Итоговая выставка

Список литературы :

1. Никитина А. В. . Планирование, конспекты занятий. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010.

2. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования . Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду . Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003» , 2007.

4. Цветной мир. //Нетрадиционные художественные техники//6/2008 .


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди