05.04.2019

Кто придумал целоваться в губы. Кто придумал поцелуй? Как выражение эмоций


Портрет, на котором запечатлена Покахонтас за год до ее смерти, в Англии. Хотя, Симон Ван де Пасс придал ей европейский образ, она была чистокровной молодой алгонкинской девушкой из поухатанов, а все индеанки высокого статуса носили татуировки на лице.

1585 г., акварельные изображения женщин. Здесь мы видим полные губы, темно-смуглую кожу, черные глаза и волосы, а так же татуировки на лице. Крупный план алгонкинских женщин написан Джоном Уайтом, за десять лет до рождения Покахонтас. Он сопровождал английскую экспедицию в земли поухатанов в 1585 году и запечатлел более точные женские черты лица, включая традиционные татуировки, которые могут быть ближе, по сути, к реальному внешнему виду Покахонтас, исходя из ее этнической принадлежности. Образ же, созданный де Пассом носил откровенно пропагандистский характер.

Данные поухатанами имена: Амонуте (Amonute), (перевод не известен), Матоака (Matoaka) (Светлый Ручей Между Холмами (Bright Stream Between the Hills)), Покахонтас (Pocahontas) (Непослушная, Баловница (Little Playful One)).

Английское имя данное при крещении: Ребекка. Ее еще иногда называли "леди Ребекка".

Замужество: ее первым мужем стал Кокоум (поухатан) в 1610 году. На тот момент Покахонтас исполнилось 15 лет, и это был тот возраст, когда девочек выдавали замуж. Первый брак длился три года, о детях от этого брака ранние английские хроники не упоминают. Вполне вероятно, сведения о детях были преднамеренно удалены из "официальных документов" в пропагандистских целях.

Ее второй брак был заключен с Джоном Рольфом, английским вдовцом, в 1614 году. Никаких исторических упоминаний о разводе с Кокоумом не существует и, скорее всего, Покахонтас находилась с поухатаном в браке, на момент ее похищения колонистами, в 1613 году. У Джона Рольфа и Покахонтас родился сын - Томас.

Итак, Покахонтас (Матоака) годы жизни: 1595(?)-1617. Любимая дочь вождя Поухатана, лидера альянса из 32 индейских наций, Конфедерации поухатан, как ее называли английские колонисты 17 века в Новом мире Вирджинии (Тсенакоммаках («густонаселенная земля») (Tsenacommacah (Sen-ah-cóm-ma-cah) так ее называли индейские общины). Основная историческая информации о Покахонтас пришла к нам из английских источников колониальной эпохи. О ней очень мало информации, за исключением содержащейся в записках искателя приключений Джона Смита, который впервые упомянул о ней в своем отчете в виргинскую компанию в Лондоне (капиталистическое предприятие, надеявшееся экспортировать товары из Виргинии в Европу, в дополнение к захвату земель у индейцев). Он подробно описал историю молодой Покахонтас, подчеркнув ее решающую роль в спасении своей жизни, когда Поухатан приказал казнить его, а так же о последовавшей после этого помощи для голодающих и защиты форта Джеймс (Джеймстаун). Его рассказы о влиянии Покахонтас на Поухатана могут быть конечно преувеличены. Покахонтас была представлена как "спасительница" Джона Смита в записях от 1624 году, уже после ее смерти. (Его история спасения "прекрасной дамой" повторялось много раз в более поздних работах. Спасателями Смита обычно выступали "прекрасные дамы" высокого социального положения, закрывавшие глаза на низость его собственного). Записи Смита о Покахонтас содержат основные моменты ее жизни во время юности, когда она проявляла дружелюбие по отношению к английским поселенцам. (Многие индейцы полагали, что образ Покахонтас стал "иконой для ассимиляции").

В 1613 году девушку, гостившую у патавомеков, похитили англичане. Это произошло благодаря сговору вождя Джапазавса с Сэмюэлем Аргаллом (капитаном корабля). Имя которое дали Покахонтас при крещении не случайно. Ребекка это библейский персонаж, жена Исаака, которая оставила свой родной народ ради мужа. В 1614 Покахонтас выходит замуж за Джона Рольфа. В течение двух лет после свадьбы они жили на плантации Рольфа, неподалеку от Хенрико. 30 января 1615 года у них родился сын - Томас Рольф.

В 1616 году виргинскую компанию в Лондоне нанимает Покахонтас на работу, в качестве "знаменитости" (Вирджиния в тот период нуждалась в больших инвестициях). Джон Рольф, Покахонтас, их сын Томас и еще одиннадцать индейцев отправились в Англию. 12 июня они прибыли в порт Плимут, затем перебрались в Лондон. В Лондоне девушка стала настоящей "звездой", где ее представили посланницей Нового мира. Она побывала на приеме даже у короля и принесла огромную прибыль для компании. В начале 1617 года на одном из приемов Покахонтас случайно встретилась с Джоном Смитом. Как писал позднее сам Смит, их разговор был весьма прохладным. Для виргинской компании эта поездка принесла большие деньги, а Покахонтас она стоила жизни. Она умерла в 1617 году в Гревсенде, где сошла на берег, возвращаясь домой. Джон Рольф писал, что перед смертью Покахонтас сказала ему: "Все когда-нибудь умирают, главное, что наш сын остается жить". Церковь Св.Георгия, где ее похоронили, стала храмом Покахонтас, как дань памяти "матери американской истории".Точное место ее могилы неизвестно, но рядом с церковью Грейвсенда был установлен памятник ставшей знаменитой девушке.

Теперь хотелось бы представить вашему вниманию отрывок из дипломной работы Кироса Олда, потомка памункей, тауксенентов и таино, закончившего Говардский университет в 2008 году. Это первое обоснованное исследование истории Покахонтас, написанное индейским потомком поухатанов.

Покахонтас, дочь Поухатана, несомненно, входит в пантеон индейских мужчин и женщин, которые способствовали европейской колонизации. Она пополнила ряды доньи Марины и Скванто; первая была проводником и переводчиком у Кортеса, второй учил пилигримов, как выращивать кукурузу и служил у них посланником. Их жизнь и смерть заслуживают внимания, так как они сыграли решающую роль в определении курса колонизации в Америке. Можно с уверенностью сказать, что колонизация области, которая стала известна как Вирджиния, не была бы столь успешной для британцев, если бы не Покахонтас. В отличие от испанцев, которые пришли с армией конкистадоров и священников, англичане, в ожидании подкрепления из своей плотно населенной родины, прибегали к дипломатическим отношениям. Почувствовав же опасность, они применили экстремальную тактику похищения, 13 апреля 1613 года, и потребовали выкуп за Покахонтас.

Для основания Джеймстауна, в 1607 году, англичане выбрали неудачное место: низина, болото, малярия. А в дополнение к этому они были плохо подготовлены для элементарного выживания. Вместо того, чтобы заниматься посадкой сельскохозяйственных культур и рытьем колодцев, большинство колонистов предпочитало искать золото и другие драгоценные металлы. Первые годы были тяжелыми, известно, что в июле и августе они голодали. Летом 1608 года их скудный рацион пополнила кукуруза. Запасы вина закончились, и англичане стали пить солоноватую воду из реки Джеймс, что привело к многочисленным случаям брюшного тифа, дизентерии и отравлениям. Ситуация была настолько катастрофической, что многие колонисты стали искать спасения в индейских городах. И индейцы оказывали им помощь.

Покахонтас впервые появляется в записях капитана Джона Смита. В последние годы своей жизни капитан писал, что 10 декабря 1607 года она спасла его жизнь от неминуемой смерти, так как ее отец, вождь Поухатан, распорядился, чтобы его казнили. Следует отметить, что об этом событии не упоминается в более ранних отчетах Смита. Это (хотя и спорное) первое появление Покахонтас показывает ее неосознанное служение интересам британских колонистов и началом ее пути в качестве колониального инструмента. Но, достоверность этих событий не столь важна, ибо в дальнейшем Покахонтас производит впечатление безукоризненной готовности принести себя в жертву тем, кто стал предвестником падения ее народа. Девушка изменила баланс сил в Вирджинии в пользу англичан.

При помощи нескольких патавомеков 13 апреля 1613 года Покахонтас была похищена капитаном Самуэлем Аргаллом.О том как девушку заманили на корабль и похитили свидетельствуют записи Ральфа Хамора. За оказанную помощь в похищении эта парочка патавомеков получила железный чайник от капитана. Через них же Аргалл и передал послание для Поухатана о похищении и условиях выкупа. С этого момента британцы стали использовать Покахонтас как политическую заложницу. Поухатан заплатил часть выкупа и обещал отдать оставшуюся часть, когда его дочь будет освобождена. Между британцами и Поухатаном воцарилось трехмесячное затишье, судя по записям Ральфа Хамора, Поухатан находился в замешательстве. Британцы воспользовались этим и предъявили вождю еще более высокие требования, настаивая на том, чтобы Поухатан сдал все английское оружие, все инструменты, выдал бы всех дезертиров и в качестве компенсации наполнил бы судно кукурузой. Губернатор Дейл, пользуясь нерешительностью вождя, пошел еще дальше. В сопровождении 50-ти человек и Покахонтас губернатор поднялся вверх по реке, проникнув в земли конфедерации поухатанов. Вождь Поухотан не смог встретиться с Дейлом, это сделал его брат, Опечанканоуг (Opechancanough или Opchanacanough (1554-1646), племенной вождь поухатан. Прим. пер). Дейл выдвинул ряд требований и беспрепятственно отплыл вниз по реке, не встречая препятствий от подавляющего количества воинов, ожидающих команду от своего начальства. Ключевым фактором выживания в последующей борьбе снова было использование Покахонтас в качестве заложницы. После переговоров с Опечанканоуг разрешение ситуации с заложниками было отложено.

Можно было легко обвинить Поухатана, сознательно подвергая Покахонтас опасности, позволяя ей выступить в качестве посредника. Тем не менее, такой аргумент не учитывает вероятности того, что это было выполнение ее обязанностей как дочери вождя, а Поухатан, возможно, не ожидал такого предательства от перспективного партнера в торговле. Джон Смит в достаточной степени оценил важность изучения местного языка, чтобы заниматься торговлей и дипломатией. Смит следовал стандартной практике отправлять английских мальчиков в Вирджинию в качестве слуг, чтобы в различных местных общинах изучать их язык и обычаи. Видимо, Покахонтас служила подобным образом в детстве. Она часто сопровождала эмиссаров ее отца, когда она посылали англичанам еду, и получила некоторое представление об их языке. Однако, Поухатан не использовал дочь, когда был в плохих отношениях с англичанами. Он удалил дочь от контакта с англичанами на период от детства до зрелости. Похищение Покахонтас не было прямым результатом того, что Поухатан отправлял ее к англичанам. Джон Смит свидетельствует об этом факте, утверждая, что она была найдена и похищена английским торговым судном в 1613 году. В период, предшествующий ее похищению, Покахонтас не служила потенциальным посредником и не находилась в каких-либо угрожающих ситуациях. Продолжать утверждать, что Поухатан остается виноватым в похищении своей дочери, все равно, что утверждать вину жертвы преступления, совершенного англичанами при содействии нескольких патавомекских оппортунистов.

Сразу после этого Джон Рольф сделал предложение для губернатора Дейла, он просил руки Покахонтас и разрешения вступить с ней в брак. В это время Покахонтас была в подростковом возрасте (около шестнадцати или семнадцати лет, по данным некоторых учетных записей), а Рольф был вдовцом с ребенком, так что брак был скорее политический, чем основанный на любви или физическом влечении. Это подтверждает Хамор, назвавший вышеупомянутый союз друга "мнимым браком". Тем не менее, такое поведение противоречит предыдущему утверждению Хамора о том, что Джон Рольф был "джентельменом строгого поведения и благонравного вида". Собственные слова Джона Рольфа кажутся более парадоксальными, чем то - же самое, сказанное Хамором, так как божественное, чем является священный брак, не должно использоваться для материальных целей. Оба согласились, что брак был заключен в целях обеспечения "процветания Плантации". Эти настроения могут показаться противоречащими современным представлениям о браке; однако, это было в соответствии с институтом брака в английском обществе. В это время от женщин часто требовалось, чтобы они доказывали людям, что могут рожать детей, беременея до свадьбы. В обществе, в котором женщин было больше, чем мужчин, конкуренция за состоятельных мужей была высокой. Брак, основанный на любви и физическом влечении между партнерами, являлся довольно необычным явлением.

По словам Смита, Рольф не был первым английским колонистом с идеей жениться на Покахонтас для обеспечения лучших отношений с поухатанами. Смит говорит о ней, как о обеспечившей англичан в их форте Джеймстаун провизией, против воли ее отца. Некоторые ученые считают, что ее "мятежная натура" была не более, чем выдумка Смита, но позвольте нам сказать об этом здесь, так как это совсем не главный вопрос. Это один из тех случаев, когда она была уязвима перед капризами англичан, даже если это было по ее желанию. В это время было сказано, что многие колонисты "могли сделать себя королями, женившись на Покахонтас". После развеивания мифов о существовании возможности стать таким "счастливым колонистом", Смит не принимал во внимание возможность получения такого высокого статуса через женитьбу на Покахонтас. Он так же считал, что ее отец не возвел бы в такое высокое положение ни Смита, ни кого-либо еще из англичан. Это предположение было подтверждено при ее фактическом браке с Джоном Рольфом. Этот святой союз не был признан индейцами Вирджинии во время восстания Опечанканоуга в 1622 году, в котором Рольф стал одной из жертв.

Женитьба Джона Рольфа на Покахонтас и ее крещение стали началом аккультурации, делающей из девушки "правильно думающую дикарку". Кроме того, крещение Покахонтас и сопутствующее этому принятие христианства поспособствовали дальнейшему ее англизированию, так как крещена она была как "леди Ребекка". Как это всегда бывает, аккультурация, не равносильна ассимиляции. Покахонтас не была принята англичанами так, как если бы она была англичанкой. Об этом свидетельствует тот факт, что ее индейское имя использовалось чаще и предпочиталось тому, что она получила при крещении. Воспоминания ее английских современников являются доказательством этого факта. Интересно, что Покахонтас либо собиралась выйти замуж, либо уже была в браке с воином по имени Кокоум во время ее захвата. Если последнее - правда, то она - первая фактическая женщина Вирджинии, имеющая двух мужей. Тем не менее, этот факт не являлся существенным для христиан того (как и любого другого) времени, так как языческий брак при крещении аннулировался. Это подразумевалось как в христианском учении, так и в английском.

Суждение преподобного Александра Уитакера о браке и преобразовании Покахонтас характерно для культурного империализма. Там нет упоминания ни о классовых, ни о расовых различиях в браке. Уитакер предполагает персоной "божьего человека", тем не менее, только англичан, хваля Покахонтас за отречение от "своей идолопоклоннической страны" и исповедание веры в Иисуса Христа. То есть, миссионерский импульс имеет приоритет перед всеми остальными. Его суждение может быть похоже на суждение представителя англиканской церкви, которая позже будет обладать такой же нетерпимостью к межрасовым бракам между европейцами и африканцами в колонии Вирджиния. Можно интерпретировать этот брак как начало процесса отбеливания коренного народа Вирджинии, которое продолжается по сегодняшний день. Технически, Покахонтас не была первой индейской вирджинийкой, состоящей в смешанном браке с белым. Существовал целый ряд непризнанных связей между ангичанами и вирджинийскими индейцами с 1607 года. Тем не менее, Покахонтас, параллельно с доньей Мариной, играют важную роль, так как они известны тем, что стали первыми матерями американских европейско-индейских гибридов, по крайней мере, в их регионе. Другие отчеты того времени повторяют ощущения Уитакера.

Хамор меньше поддерживал брак, чем некоторые из его товарищей. Он описывает этот союз, который был одним из освещенных богом, так, что "он является одним из примеров дурного воспитания, варварских манер и влияния проклятого поколения, выгодного единственно для процветания плантации". Такое злобное высказывание говорит о приоритете расовых признаков над классовыми в обществе колониальной Вирджинии, служа примером для последующих поколений. Тот факт, что Рольф является простолюдином, женатым на принцессе, кажется менее важной проблемой в колониях, чем в метрополии. В случае, когда британский простолюдин женится на "индейской принцессе", учитывается лишь факт расового соответствия, но не классового. Этот брак - пример колониальной классово-расовой динамики, возможно, являющейся результатом влияния пограничного менталитета. Это может быть истолковано, как одна из предпосылок к чувству превосходства белых среди низших слоев белого населения - среди тех, для кого элита не-белого общества находится на том же уровне, что и средний белый мужчина.

16 июня 1614 года в письме на имя двоюродного брата и коллеги-священника Уитакер сообщил, что колония оставалась стабильной. Кроме того, не смотря на оппозицию со стороны американцев, удалось расширить Вирджинийскую Компанию, приступившую к выработке табачной продукции на продажу. По словам Хамора, брак между Покахонтас и Джоном Рольфом приносил дополнительную пользу, так как Ребекка учила мужа поухатанскому методу заготовки табака. Именно этот фактор позволил вирджинийскому табаку успешно конкурировать на европейском рынке. Табак в качестве товарной культуры укрепил экономику колонии, укрепляя таким образом саму колонию, и заманивая все большее количество англичан попытать счастья в штате Вирджиния.

До этого момента вирджинийская колония не несла значительных потерь от атак поухатанской конфедерации. Использование Покахонтас в качестве политического инструмента гарантировало то, что это будет продолжаться до уничтожения индейцев. До тех пор в интересах колонистов было увеличивать свою численность в регионе. Наиболее привлекательным вариантом было привлечение прислуг из Англии, многие из которых готовы были рискнуть жизнью, чтобы выполнить свой контракт и скопить состояние. До 1630 года каждый имел хорошие шансы разбогатеть. Система управления предоставляла мастерам 50 акров за каждого слугу, и колонии продолжали расширяться. Это был не единственный метод мотивации для потенциальных колонистов, так как Вирджинийская Компания получила идеального посла в лице Покахонтас.

В июне 1616 Рольф прибыл в Лондон, где Покахонтас стала живой иконой. Она была воплощением "правильно думающего дикаря", отрекшегося от язычества, принявшего христианство, работающего на благо колонии и поддерживающего Вирджинийскую Компанию. Вирджинийская Компания в Лондоне привлекла к Покахонтас всеобщее внимание и ввела ее в высшее общество. Помимо посещения общественных мероприятий, таких, как обеды и игры, Покахонтас приняла участие в лотерее, спонсированной Вирджинийской Компанией. (Каждый выигрышный билет позволял выделить сто акров за каждые 12 фунтов, 10 шиллингов, 5 "пенсов" в долю покупателя). Уровень участия в этом больше, чем осознают большинство историков. Активное участие Покахонтас в распродаже ее родных земель - предательский акт против ее народа - то, что и сделало ее иконой, пособником колонизации Вирджинии.

Можно утверждать, что англичанам удалось бы колонизировать Вирджинию без использования Покахонтас, однако этот аргумент не имеет столь большого значения, как факты, говорящие об обратном. Похищение Покахонтас имело место, и способность Поухатана управлять своим народом была снижена в результате этого. Такой поворот событий даже должен был спровоцировать восстание, равное по масштабу или даже больше, чем то, что поднял Опечанканоуг в 1622 году.

Отчеты показывают, что Покахонтас умерла 21 марта 1617 года как "Ребекка Рот, жена Томаса Рота, дворянина", и была похоронена в Грейвсенде, Англия. Если расчеты Джона Смита были точны, ей было около двадцати двух или двадцати трех лет. Захоронение Покахонтас в Англии также способствует тому, чтобы британцы присвоили ее себе в еще более полном смысле. Не смотря на большой лондонский пожар 1666 года, уничтоживший все пути к точному местоположению могилы Покахонтас в кладбищенской церкви Св. Георгия, ее слава продолжает привлекать путешественников со всего мира.

В жизни Ребекка Рольф была олицетворением идеального "правильно думающего дикаря", а в смерти стала тем, что многие люди называют "хороший индеец". Церковь Св. Георгия и город Грейвсенд наживаются на туризме и славе, которую принесла им могила Покахонтас. В некотором смысле, она продолжает служить целям британцев, их потомков в Вирджинии и тем, кто пришел позже. Наиболее известные потомки союза Покахонтас и Джона Рольфа входят в число первых семей Вирджинии. Это привилегированная группа в Вирджинии, роль которых особенно заметна в политике, в частности при государственном определении того, кто является членом белой расы.

Перевод для сайта "Коренные народы Черепашьего острова" -WR. Редакция текста: Кристина Махова.

tagPlaceholder Tags: история

Статьи и интервью
Последнее обновление - 14 июля 2004

Покахонтас: изнанка легенды
Irina, , июль 2004

В 1995 году Кристиан Бейл озвучивал мультфильм "Покахонтас" , а теперь сыграет одну из ролей (Джона Рольфа) в новом фильме Терренса Малика "Новый мир" . И фильм, и мультфильм основаны на одних и тех же реальных событиях из американской истории XVII века, в центре которых - индейская принцесса Покахонтас и ее взаимоотношения с бледнолицыми. Рассказ об этих событиях мы и предлагаем вашему вниманию.

Дочь вождя

Покахонтас родилась примерно в 1594 или 1595 году (точная дата неизвестна), предположительно в индейском поселении Веравокомоко (ныне – Викомико, Виргиния), к северу от реки Памаунки (Йорк-ривер). Ее родовое, тайное имя было Матоака ("Белоснежное перышко").

Она была дочерью вождя союза племен Поухатан по имени Вахунсонакок (Wahunsonacock). Правда, в истории белых людей он остался Поухатаном – по имени союза племен, которое он возглавлял. Под его властью находилось около 25 племен. Покахантас была дочерью одной из его многочисленных жен.

Весной 1607 года в устье реки Памаунки высадились английские поселенцы. В месте слияния Памаунки и Чикахимини они основали город, названный Джеймстауном (в честь короля Якова I (James I). К тому времени индейцы Поухатан уже знали о существовании белых людей. В 1570-71 годах им доводилось сталкиваться с испанцами-иезуитами, слышали они и о попытках бледнолицых основать английские колонии в Каролине. Приплывали корабли англичан и к устью реки Памаунки. За несколько лет до основания Джеймстауна англичане убили одного из вождей Поухатан, а многих индейцев захватили в плен и обратили в рабство. Неудивительно, что новую партию колонистов индейцы встретили неласково: напали на них, убили одного и ранили несколько поселенцев. Однако после того, как два из трех кораблей снялись с якоря и уплыли обратно в Англию, вождь Поухатан предложил поселенцам заключить мир и в доказательство доброй воли прислал первому губернатору колонии Вингфилду оленя. В это время Матоака и познакомилась с бледнолицыми. Они знали ее как Покахонтас, что в переводе означает "избалованная", "игривая". Именно тогда, предположительно, Покахонтас и познакомилась с Джоном Смитом, человеком, во многом благодаря которому ее история пережила века и стала легендой.

Джон Смит

Джон Смит родился около 1580 года (то есть был примерно на 15 лет старше Покахонтас). Жизнь его была полна приключений. Прежде чем прибыть на берег нового континента, он успел повоевать в Венгрии против турок (в 1596-1606 годах). Современники называли его "грубым, амбициозным, хвастливым наемником". По свидетельству очевидцев, он был маленького роста и носил бороду.
Опытный солдат, авантюрист, исследователь, Смит обладал еще и бойким пером и богатым воображением. Именно ему принадлежит первое известное описание английского поселения в Новом Свете глазами очевидца – "Истинное повествование о достопримечательных событиях в Виргинии со времени основания сей колонии" (1608). В этой книге, однако, Покахонтас не упоминается. О том, как индейская принцесса спасла ему жизнь, Смит поведал лишь в 1616 году в письме королеве Анне (Покахонтас как раз прибыла в Англию, но об этом – ниже), а затем повторил этот рассказ в своей книге "General Historie", изданной в 1624 году.

Если верить Смиту, в декабре 1607 года он во главе небольшого отряда колонистов покинул форт в поисках пищи. Индейцы под предводительством дяди Покахонтас, Опенчанкану, напали на экспедицию, убили всех, кроме Смита, а его отвели в столицу Поухатан, к верховному вождю. Тот повелел убить Смита, и тогда юная индеанка закрыла его собой от дубин соплеменников.

Исследователи и историки расходятся во мнении, насколько правдива эта история. Смит вполне мог ее выдумать – как уже было сказано, воображение у него всегда работало хорошо. Сомнения усугублялись тем фактом, что прежде Смита, по его словам, уже спасала принцесса, но не индеанка, а турчанка – когда он был турецком плену. Существует и еще одна версия: индейцы вовсе не собирались убивать его, а, наоборот, хотели принять в племя. Частью ритуала была инсценировка казни, от которой его и "спасла" Покахонтас.

Так или иначе, но в изложении Смита Покахонтас стала настоящим добрым ангелом колонии английских поселенцев в Джеймстауне. Благодаря ей на какое-то время отношения с индейцами наладились. Покахонтас часто бывала в форте и поддерживала дружеские отношения с Джоном Смитом. Она даже спасла ему жизнь еще раз, предупредив, что вождь Поухатан снова хочет убить его. Зимой 1608 года индейцы приносили в Джеймстаун провизию и меха, обменивая их на топоры и безделушки. Это позволило колонии продержаться до весны.

Однако в октябре 1609 года со Смитом произошел загадочный несчастный случай – он был тяжело ранен в ногу при взрыве пороха, и ему пришлось вернуться в Англию. Покахонтас сообщили, что капитан Смит погиб.

Cреди бледнолицых

После отъезда Смита отношения индейцев и колонистов начали стремительно портиться. Осенью 1609 года Поухатан отдает приказ убить 60 поселенцев, прибывших в Веравокомоко. Примерно в это же время Покахонтас выходит замуж за своего соплеменника Кокума и отправляется жить в индейское поселение на реке Потомак. Об этом периоде ее жизни известно мало (еще бы, не нашлось своего Джона Смита), как, впрочем, и о дальнейшей судьбе ее мужа.

В 1613 году один из жителей Джеймстауна, предприимчивый капитан Сэмюэль Арголл, проведал о том, где находится Покахонтас, и с помощью одного из мелких индейских вождей (за предательство тот получил медный котел) заманил дочь верховного вождя Поухатана на свой корабль, после чего потребовал у ее отца – в обмен на дочь – отпустить плененных индейцами англичан, а также вернуть украденное у поселенцев оружие и заплатить выкуп кукурузой. Через некоторое время вождь прислал в Джеймстаун часть выкупа и попросил, чтобы с его дочерью хорошо обращались.

Из Джеймстауна Покахонтас перевезли в город Хенрико, губернатором которого был тогда Томас Дейл. Губернатор поручил индеанку заботам пастора Александра Вайтекера. Через некоторое время Покахонтас приняла христианство. Ее крестили в англиканскую веру под именем Ребекка. Примерно в это же время на сцене появляется еще один белый мужчина, сыгравший в жизни Покахонтас значительную роль – колонист Джон Рольф.

Джон Рольф

Когда Джон Рольф и его жена Сара плыли из Англии в Джеймстаун, буря забросила их на Бермудские острова. Во время пребывания на Бермудах Сара родила девочку, но обе – жена Рольфа и его новорожденная дочь – вскоре скончались. Там же, на Бермудах, Рольф подобрал зерна местного табака, а, прибыв в Виргинию в 1612 году, скрестил его с местными грубыми сортами. Получившийся гибрид приобрел огромную популярность в Англии, и экспорт табака на долгое время обеспечил финансовое благополучие колонии. Разумеется, Рольф превратился в одного из самых уважаемых и богатых жителей Джеймстауна. Плантация табака, которой он владел, называлась "Бермудская сотня" ("Bermuda Hundred").

Покахонтас познакомилась с Джоном Рольфом в июле 1613 года, уже после того, как табак принес ему богатство и уважение колонистов. Каноническая легенда утверждает, что Покахонтас и Рольф полюбили друг друга и поженились – с благословления губернатора Томаса Дейла и отца Покахонтас, вождя Поухатана. Однако подлинные исторические документы (в частности, сохранившееся письмо Рольфа губернатору Дейлу) позволяют сделать вывод, что брак этот был лишь политическим союзом, а весьма набожный Джон Рольф не только не желал, но даже страшился союза с язычницей и согласился на него лишь "для блага плантации, ради чести страны, к вящей славе Божией и для собственного спасения" и только после того, как Покахонтас приняла христианство. Для Покахонтас же согласие на брак могло быть условием освобождения.

Так или иначе, но 5 апреля 1614 года 28-летний вдовец Джон Рольф и индейская принцесса Покахонтас поженились. На свадьбе присутствовали родственники со стороны невесты – ее дядя и братья. Сам вождь Поухатан на торжество не явился, но дал согласие на брак и даже прислал жемчужное ожерелье для дочери. В 1615 году Покахонтас, а теперь Ребекка Рольф, родила сына, которого назвали Томас, в честь губернатора. Потомки Покахонтас и Рольфа были известны в США как "Красные Рольфы".

В 1616 году в своем "Повествовании о Виргинии" Рольф называет последующие несколько лет "благословенными" для колонии. Благодаря браку Покахонтас и Рольфа между колонистами Джеймстауна и индейцами на 8 лет воцарился мир.

В цивилизованном мире

Весной 1616 году губернатор Томас Дейл отправился в Англию. Главной целью поездки был поиск финансирования для Виргинской табачной компании. Для того, чтобы произвести впечатление и привлечь внимание общества к жизни колонии, он взял с собой дюжину индейцев, в том числе и принцессу Покахонас. В поездке ее сопровождали муж и сын. И действительно, Покахонтас имела в Лондоне большой успех и даже была представлена ко двору. Именно во время ее пребывания в Англии Джон Смит написал письмо королеве Анне, в котором рассказал историю своего чудесного спасения и всячески превозносил положительную роль Покахонтас в судьбе колонии. Тогда же Покахонтас и Джон Смит вновь встретились. Источники расходятся во мнениях, в какой обстановке прошла эта встреча. Если верить запискам Смита, Покахонтас назвала его отцом, а его попросила называть ее дочерью. А вот вождь Рой Бешеный Конь в подлинной биографии Покахонтас на сайте powhatan.org утверждает, что Покахонтас даже не захотела говорить со Смитом, а при следующей встрече назвала его лжецом и указала ему на дверь. Правда это или нет, но больше Покахонтас и Джон Смит не встречались.

В марте 1617 года семья Рольфов стала собираться домой, в Виргинию. Но во время подготовки к отплытию Покахонтас заболела – то ли простудой, то ли воспалением легких. Некоторые источники даже называют среди вероятных недугов туберкулез или оспу. 21 марта она умерла и была похоронена в Грейвсенде (графство Кент, Англия). Ей было, по разным сведениям, 21 или 22 года.

Эпилог

Отец Покахонтас, вождь Поухатан, умер следующей весной 1618 года, и отношения между колонистами и индейцами испортились окончательно и бесповоротно. В 1622 году индейцы под предводительством нового вождя напали на Джеймстаун и убили около 350 поселенцев. Англичане ответили на агрессию агрессией. Еще при жизни ровесников Покахонтас индейцы, проживающие в Виргнии, были практически полностью истреблены и рассеяны по Америке, а их земли отошли колонистам. Вскоре подобные методы обращения с краснокожими распространились по всему континенту.

Джеймстаун между тем процветал. Джон Рольф продолжал успешно возделывать табак. В 1619 году он одним из первых стал использовать на плантации труд негров-рабов, в общем, был прогрессивно мыслящим для своего времени человеком и в итоге навсегда вошел в историю табачной промышленности и в историю Америки. В том же 1619 году Джеймстаун стал столицей штата Виргиния. Однако в 1676 году город был практически уничтожен во время одного из самых крупных в истории Америки индейских восстаний, Baconis Rebellion, после чего пришел в относительный упадок и в 1698 утратил статус столицы штата.

Сын Покахонтас, Томас Рольф, воспитывался в Англии на попечении дяди, Генри Рольфа. Однако в 20 лет он вернулся на родину своей матери, стал офицером местного ополчения и командовал пограничным фортом на Джеймс-Ривер.

Джон Рольф скончался в 1676, в год восстания, однако умер ли он своей смертью (а ему должно было быть около 90 лет) или был убит во время резни, учиненной индейцами в городе, точно неизвестно.

В последующие годы история Покахонтас, капитана Смита и Джона Рольфа постепенно стала одним из любимых виргинских, а потом и всеамериканских мифов. Множество людей в Виргинии и за ее пределами ведут свой род от Покахонтас, а упоминания о ней и ее потомках встречаются во многих литературных произведених. Вот что пишет, например, Майн Рид в романе "Оцеола, вождь Семинолов": "В моих жилах есть примесь индейской крови, так как мой отец принадлежал к семье Рэндольф с реки Роанок и вел свое происхождение от принцессы Покахонтас. Он гордился своим индейским происхождением – почти кичился этим. Быть может, европейцу это покажется странным, однако известно, что в Америке белые, у которых есть индейские предки, гордятся своим происхождением. Быть метисом не считается позором, особенно если потомок туземцев имеет приличное состояние. Многие тома, написанные о благородстве и величии индейцев, менее убедительны, чем тот простой факт, что мы не стыдимся признать их своими предками. Сотни белых семейств утверждают, что они происходят от виргинской принцессы. Если их притязания справедливы, то прекрасная Покахонтас была бесценным кладом для своего мужа".

Изображение Покахонтас и поныне украшает флаг и печать города Хенрико.

Ну а после того, как был изобретен кинематограф, миф о Покахонтас – индеанке, которая помогала бледнолицым – был неоднократно и в разных вариантах запечатлен на кинопленке. Первой картиной о Покахонтас стал одноименный немой фильм 1910 года, ну а последним на данный момент числится проект Теренса Малика "Новый мир" .

При написании статьи использованы следующие материалы:

www.incwell.com/Biographies/Pocahontas.html – биография Покахонтас
www.co.henrico.va.us/manager/pokeypix.htm – "Четыре лица Покахонтас"
www.powhatan.org/pocc.html – "Подлинная история Покахонтас"
www.geocities.com/Broadway/1001/poca.html – Дэвид Моренус, "Реальная Покахонтас"
members.aol.com/lredtail/poca.html – "Покахонтас, правда и миф"
www.pinzler.com/ushistory/pocatimeline.html – Покахонтас и Джон Смит, хронология
members.aol.com/mayflo1620/pocahontas.html – письмо Джона Смита королеве Анне
www.virtualjamestown.org/rolfe_letter.html – письмо Джона Рольфа губернатору Дейлу
www.tabak.ru/realy/hist5.html – Джон Рольф в истории табака
www.krugosvet.ru/articles/37/1003773/1003773a1.htm – из истории американской литературы
lib.novgorod.net/MAJNRID/oceola.txt – Майн Рид, "Оцеола, вождь семинолов"

Интересно, откуда взялся поцелуй, такая привычная и любимая всеми форма общения? Ведь мы целуемся по сто раз в день, даже не замечая этого (здороваясь с друзьями и знакомыми, благодаря кого-то за оказанную помощь, уходя и прощаясь) А вот с чего все началось, мало кто помнит! Наконец-то тайна будет раскрыта!

Немного истории. Откуда взялся поцелуй?

Поцелуй - это форма общения. В зависимости от того, как ты к нему относишься, поцелуй может быть или очень сложным актом коммуникации, или очень простым.

Ты, конечно, можешь возразить, что в нынешний век волоконной оптики, Интернета и глобальных телекоммуникаций старый добрый поцелуй не поможет сближению народов. Тем не менее, простой поцелуй может передать тысячи оттенков чувства, возникшего между двумя людьми, абсолютно бесцифровым, беспроволочным, бессловесным путем. Есть вещи, которые можно передать единственным поцелуем, для этого не нужны ни горы факсов, ни сотни посланий электронной почты.

Как появился поцелуй?

Большинство знающих людей утверждает, что авторство первого поцелуя не установлено. Он не был изобретен, как электричество или телефон. Он не был назван по имени человека, который первым соединил свои губы и тут же разжал их с характерным звуком, оставив мокрый отпечаток на щеке подруги. Да, в общем-то, не так важно, откуда взялось слово, обозначающее это действие. Гораздо интереснее узнать, почему появилось само действие, но на этот счет ученью антропологи, историки и философы до сих пор не сошлись во мнении.
Теорий существует великое множество: от что называется высосанных из пальца до хотя бы отдаленно напоминающих правду.

Синдром потоотделения!

Самая идиотская из теорий возникновения поцелуя предполагает, что в каменном веке кожа соседа представляла собой доступный источник соли. Т. к. соль вырабатывается в результате потоотделения, которое помогает поддерживать нужную температуру тела, считается, что г-н и г-жа Неандертальцы начали целоваться, чтобы сохранить температурный баланс. Если это было на самом деле так, то чем можно объяснить тот факт, что они продолжали целоваться и после захода солнца прохладными ночами, забравшись под одно одеяло из медвежьей шкуры?

Охотники за кожным салом!

Согласно этой теории, всем людям необходимо кожное сало - увлажняющее вещество, которое вырабатывается нашим организмом, в частности губами. Таким образом, мы целуемся единственно для того, чтобы "заправиться" кожным салом. Да, конечно, так мы и поверили...

Вера в дыхание!

Вот более элегантная теория, которая тем не менее наверняка не является правильным ответом на вопрос. Согласно ей, в древние времена люди верили, что дыхание содержит душу и все силы человека. Поэтому соединение дыхания целующихся называлось свадьбой душ. Очень романтично!

Обнюхивание!

Многие антропологи считают, что поцелуй ничем не отличается от акта обнюхивания, которым животные приветствуют друг друга при встрече, поэтому у этих двух действий одни корни. Однако мне не очень хочется в это верить, потому что всякий раз, гуляя со своей собакой, я вижу, как она обнюхивает каждого встречного кошмарного, я бы сказал "занюханного", кобеля. Брр!
Если бы мне пришлось вот так бегать и целовать каждую встречную девушку, это, во-первых, принесло бы мне кучу неприятностей, а во-вторых, ничего бы о них не сказало. Ведь с точки зрения общения поцелуй с незнакомцем ни за что не скажет столько же, сколько поцелуй с близким человеком.

Сексуальные феромоны!

Быть может, гипотеза об обнюхивании не так уж и невероятна, особенно если учесть то, что в процессе эволюции человек утратил некоторые навыки. Все теплокровные животные (и многие рыбы) выделяют через кожу химические вещества, привлекающие особей противоположного пола. Они называются феромонами. Например, если готовая к икрометанию самка лосося проплывет мимо лосося-самца, ждущего совокупления, он последует за ней куда угодно и ничто не сможет остановить его. И все это - из-за феромонов, или "запаха", исходящего от самки.

С другой стороны, если мимо лосося проплывет, скажем, самка тюленя, то его реакция будет совершенно другой. Феромоны тюленя скажут ему совсем о другом. Вместо: "Ну плыви же ко мне, малыш, давай поиграем в любовь!" - г-н Лосось услышит: "Сырая лососина - мой любимый завтрак!" - и тут же смотает удочки, уйдет в глубину.

Человек же на пути к своему современному статусу высшего разумного существа растерял многие инстинкты, берегущие мудрого и осторожного лосося. Органы обоняния перестали играть жизненно важную роль в нашей жизни. Самое большее, для чего мы теперь их используем, это для того, чтобы проверить, заправил ли повар уксусом заказанный нами салат.

В древности люди лучше умели читать информацию, поставлявшуюся феромонами, поэтому поцелуй, должно быть, говорил им больше друг о друге, чем сейчас нам. Безусловно, поцелуй выводит общение в новое измерение. Люди становятся так близки, как никогда ранее. И впервые они ощущают запах своего партнера. Запахи духов, тела, сигарет и чего бы то ни было другого, могут или притягивать, или отталкивать, в зависимости от предпочтений того, кто их чувствует. Поэтому, - кто знает? - может быть, верна именно эта гипотеза.

Все дело в груди!

Одной из очень правдоподобных гипотез является предположение о том, что потребность людей в поцелуях - не что иное, как отголосок младенческих воспоминаний о насыщении от материнской груди.
Несмотря на то, что к зрелому возрасту у нас сохраняются лишь очень смутные воспоминания о тех благословенных временах, эта теория вовсе не лишена смысла. В детстве человеку нужно лишь, чтобы о нем заботились, кормили и любили. По мере того как он растет, еда выходит на первое место среди его приоритетов. Единственный источник вкусного и сытного питания в это время - материнская грудь. Поэтому первое, чему человек научается в жизни, - это работать ртом. Через него он получает все, в чем нуждается: пищу и любовь. На тот момент для него любовь и пища - понятия взаимозаменяемые.
Таким образом, рот и губы с самого начала являются для человека наиважнейшей формой общения. И когда он взрослеет, он, естественно, продолжает их использовать для выражения привязанности и любви.

Знак доверия!

Почему мы начали целоваться - до сих пор остается загадкой. Однако обычно считается, что раньше поцелуй был знаком доверия. Давая другому человеку подойти к себе так близко, люди показывали, что они не боятся его, что целиком ему доверяют.
Сегодня говорят, что мы до сих пор не утратили привычки целоваться, потому что нам нравится этот процесс, потому что он доставляет нам удовольствие.
Неважно, какой ответ действительно верен. Люди целуются уже столько веков, что поцелуй стал неотъемлемой частью их культуры, и в развитии искусства поцелуя принимали и принимают участие народы всего мира.

Это интересно!

Начало развитию поцелуя было положено примерно в 3000 г. до н. э., когда люди, поклоняясь богам, посылали им поцелуи.
В Древнем Риме в знак приветствия целовали не только друзей и членов семьи, но и торговцев и просто прохожих.

В то же время в Египте о поцелуях практически никто ничего не знал. Считается, что царица Клеопатра, известная своими многочисленными любовными победами, ни разу не целовалась с мужчинами.
В Средние века в Италии мужчина, поцеловавший девушку на людях, должен был обязательно на ней жениться.

Интересна история возникновения обычая ставить крестики для обозначения поцелуев в конце письма. Люди Средневековья в массе своей были неграмотны, поэтому, подписывая договор, например, о купле-продаже земли или другого товара, они просто ставили крест вместо своего имени и целовали его в знак искренности своих намерений.

Во время большого поветрия чумы в Лондоне в 1665 г. был наложен запрет на популярный тогда в обществе приветственный поцелуй. Боязнь умереть, заразившись от поцелуя соседа или друга, сделала популярными такие знаки приветствия, как реверанс, поклон, поднимание шляпы, махание рукой и т. п. В 1979 г. Дэвид Боуи изобрел "липограф" - отпечаток губ человека, являющийся его интимным автографом. В Америке даже проводился аукцион липографов известных людей. Все вырученные средства, составившие 16 тысяч долларов, пошли в фонд защиты детей. На этом аукционе один отпечаток губ Мика Джаггера был продан за 1600 долларов.

Классовые различия в поцелуях!

В Средневековье выполнение приветственного поцелуя зависело не только от отношений, существовавших между людьми, но и от классовой принадлежности. Чем ниже статус человека, тем дальше от лица он запечатлевал поцелуй. Равных целовали в губы, людей чуть выше рангом - в руку, людей еще более высокого сословия - в колено, а тем, для кого ты всего лишь прах (в первую очередь духовенство), нужно было целовать ноги или даже землю у их ног. Вот откуда родилась строчка: "Я готов целовать песок, по которому ты ходила"...

Поцелуй, говорящий: "Удачи и счастья"!

Свадьба никогда не бывает без поцелуя. На самом деле считается, что, если невеста не плачет, когда жених первый раз целует ее во время венчания, их брак будет несчастным.
Поцелуй - пожелание счастья и удачи родился во время другого, ежегодного праздника - Рождества. Традиция целоваться под омелой восходит к обрядам друидов, которые верили, что это растение обладает магической силой. А некоторые вот считают, что целование лотерейных билетов тоже может принести удачу. Конкретно мне это никогда не помогало.

Целовальная статистика!!

Твои губы в сотни раз чувствительнее, чем кончики пальцев.
Настоящий поцелуй может увеличить твой пульс с 72 до более 100 ударов в минуту.

Один поцелуй сжигает примерно 3 калории.
Последние медицинские исследования показали, что продолжительный страстный поцелуй настолько повышает пульс и уровень гормонов в крови человека, что может укоротить продолжительность его жизни почти на 1 минуту.
В 50-х гг. XX в. ученые Балтимора установили, что во время поцелуя от одного человека другому передается 278 различных культур бактерий, 95% которых не представляют опасности.
Мужчины, которые имеют привычку утром перед уходом на работу целовать своих жен, живут на 5 лет больше остальных.
За время своего паломничества в Лазу благочестивый буддист целует землю более 30 тысяч раз.
Каждое последующее поколение начинает целоваться "по-настоящему" раньше, чем предыдущее.
70% молодых людей от 16 до 24 лет целуются впервые до того, как им исполнится 15, в то время как из их родителей такой опыт имели всего 46%. Каждый десятый юноша начинает целоваться "по-настоящему", еще не достигнув 10-летнего возраста.
Большинство опрошенных британцев утверждает, что самый горячий поцелуй на экране - это поцелуй Ричарда Гира и Дебры Вингер в фильме "Солдат и джентльмен".
Четверть опрошенных девушек в возрасте 15- 24 лет признались, что ради одного-единственного поцелуя своего кумира они с радостью поселились бы по соседству с его матерью или согласились бы целый год гладить его рубашки.

В поцелуях женщины отдают предпочтение мужчинам следующих профессий: 39% женщин - военным; 37% - юристам; 27% - бухгалтерам; 14% - спортсменам.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди