09.04.2019

Делают дети 12 лет. Психологические особенности и проблемы. Позволяйте ребенку принимать решение


Ваш сын постепенно взрослеет: внешне и внутренне. Вы едва успеваете за тем, что с ним происходит. Меняется очень многое: от одежды и привычек до мировоззрения и отношения к девочкам.

Сложный подростковый этап заложен природой, его не избежать. У кого-то он бывает раньше, у кого-то ─ позже, но в среднем мальчики начинают превращаться из ребёнка в мужчину именно в возрасте 11-12 лет.

Поверьте, вашему сыну сейчас непросто. На физическое недомогание накладываются неустойчивые психические процессы и новые взгляды на окружающий мир. Если вы будете понимать, что происходит в организме вашего сына и сможете ему это объяснить, то этот этап будет пройден немного легче.

Давайте начнём с физиологических изменений.

Что происходит в организме подростков в 11-12 лет

Сердечно-сосудистая система. Сердце подростка значительно увеличивается, это связано с ростом сердечной мышцы ─ миокарда. Объём сердца 10-летнего мальчика составляет 130 куб.см, а у 13-летнего ─ уже 443 куб.см. При этом кровеносные сосуды растут медленнее и сердцу нужно прикладывать больше усилий для того, чтобы организм не страдал от недостатка кислорода. Нагрузка на сердце возрастает и в нём могут появиться боли.

Дыхательная система. Объём лёгких тоже увеличивается. Но использовать весь полученный кислород пока не получается, поэтому мозгу не хватает должного питания, что приводит к головным болям. Начинает расти гортань и меняться голос.

Костно-мышечная система. Быстро растут трубчатые кости рук и ног и позвонки. При этом позвоночник остаётся очень подвижным, велика вероятность его искривления. Крупные мышцы растут быстрее, чем мелкие, поэтому мальчику трудно работать с небольшими предметами, он быстро утомляется. Подростки в 11-12 лет выглядят непропорционально: длинные руки и ноги, большие ступни.

Кожа. Изменения, которые происходят в организме мальчика, приводят к тому, что сальные железы начинают работать активнее и на коже появляются раздражения, высыпания и гнойнички.

Нервная система. Головной мозг начинает активно развиваться, особенно передние отделы обоих полушарий. Подросток начинает резко отвечать на все замечания, которые направлены в его адрес. Возбуждение преобладает над торможением, поэтому подростки неуравновешенны, у них часто меняется настроение.

Работа вегетативной нервной системы, которая связывает спинной и головной мозг с внутренними органами, тоже не до конца сбалансирована. Кровеносные сосуды плохо наполняются кровью, пульс и дыхание учащаются, мозгу не хватает кислорода, появляются головокружения и слабость. Вегетососудистая дистония ─ частый спутник подростков.

Эндокринная система. У мальчиков в возрасте 11-12 лет начинает активно расти щитовидная железа, которая отвечает за энергетический баланс в организме. Половые железы тоже развиваются, и в крови мальчиков увеличивается количество тестостерона.

О влиянии тестостерона на организм мужчины в целом и подростка в частности смотрите в видео-отрывке из вебинара «10 важных секретов, которые мамы должны знать о мальчиках».

Поведение мальчиков в подростковом возрасте

Внутренние изменения очень сильно сказываются на поведении мальчиков.

  • становятся очень эмоциональными, даже те, кто раньше был спокойным. Всё это сопровождается перепадами настроения: в одну минуту бурная радость может смениться сильной грустью;
  • ищут «острые ощущения» и сильно рискуют;
  • начинают обращать внимание на девочек и хотят им нравиться;
  • начинают осознанно подходить к выбору одежды и ухаживать за кожей;
  • болезненно реагируют на замечания и бурно выражают несогласие;
  • не доводят начатое до конца, а иногда и не начинают то, о чём говорили;
  • быстро утомляются;
  • становятся раздражительными;
  • могут энергично что-то делать, а через пару минут упасть на кровать без сил.

Отношения с девочками в этом возрасте строятся сложно, одна из причин ─ именно в возрасте 11-12 лет девочки бывают крупнее и сильнее мальчиков. Это сказывается на самооценке ребят.

Понять и справиться с эмоциями сына поможет наша бесплатная книга « ».

В целом, если со стороны посмотреть на то, каким хочет быть подросток и какой он на самом деле, то это почти два параллельных мира. Внутри мальчик сильный, красивый, он нравится девочкам и у него всё получается. А снаружи ─ пока неуклюжий, непропорциональный и с меняющимся голосом.

У каких мальчиков изменения в поведении в возрасте 11-12 лет проявляются ярче?

Видимость перемен в поведении и здоровье мальчика для него и окружающих будет зависеть ещё и от того, какой образ жизни он вёл в детстве и ведёт в подростковом возрасте.

Ребята, которые много двигаются, занимаются спортом и вообще ведут активный образ жизни, проще переносят трудности переходного возраста. Физически они развиваются более гармонично и им есть куда выплеснуть лишнюю энергию, а порой и агрессию.

Такие активные мальчики и до переходного возраста заставляют родителей и других взрослых «понервничать», поэтому у них изменение поведения в возрасте 11-12 лет не так заметно.

Мальчикам, которые постоянно сидят дома, мало двигаются и, возможно, страдают от лишнего веса, гораздо сложнее. У них перестройки в здоровье и поведении проявляются ярче.

Взрослым, которые привыкли к спокойному ребёнку, тоже бывает трудно перестроиться.

Для родителей, которые хотят понимать своих детей, и особенно для мам, которые хотят, чтобы их сыновья максимально раскрыли свой потенциал мужества мы создали специальный тренинг .

Помните: «Предупреждён, значит вооружён»? Те полезные знания и практика, которые вы получите на тренинге будут опорой, фундаментом для того, чтобы помочь сыну достойно, спокойно и уверенно пройти этот сложный возраст.

Этот курс только про мальчиков , особенности их физиологии и мировоззрения. На тренинге вы узнаете:

  • как понимать и предугадывать поведения своего подростка в определенных случаях;
  • о том, когда отпустить ситуацию, а когда, наоборот, взять под контроль;
  • как в связке мама-папа-сын не превратиться в «лебедя, рака и щуку»;
  • как ваши страхи могут отравить жизнь вашему сыну.

Тренинг начнётся 29 марта и продлится 1,5 месяца. Подробности о программе тренинга и условиях участия .

Подростковый возраст ещё называют переходным — переходным к взрослой жизни и ответственности. Этот этап проходит трудно и для мальчика, и для родителей. Чтобы помочь сыну, вам нужно его слушать, понимать, принимать те изменения, которые с ним происходят. Нельзя подшучивать над его внешностью и отношениями с девочками.

Вопрос к мамам девочек ─ нужна ли статья про физиологические и поведенческие изменения у девочек в подростковом возрасте?

Учеба в этот период мало интересует детей. Они сосредоточены на своих переживаниях и изменениях, происходящих с их телом. Стремясь понять себя, найти свое место в жизни, дети часто следуют советам посторонних. В это время они могут шокировать родителей своим поведением: начать пить, курить, ругаться, пропадать в ненадежных компаниях.

Для девочки в возрасте 12 лет большую роль начинает играть ее внешний вид. Она наблюдает за взрослыми женщинами и стремится подражать им. Также они проявляют сильный интерес к мальчикам, причем старшего возраста.

Большой выброс гормонов сильно влияет на поведение мальчиков. Они испытывают влечение к девочкам, но еще не могут осмыслить этого и справиться со своими чувствами. Поэтому часто можно наблюдать излишнюю агрессию по отношению к противоположному полу. В этот период формируются интересы, которые останутся на всю жизнь.

В 12 лет дети в школе, секции стремятся разделиться по половому признаку, воплощают ситуацию «половой гомогенизации», то есть мальчики общаются с мальчиками, а девочки - с девочками.

Физиология возраста

Заканчивается формирование органов слуха. Интенсивно развивается скелетная мускулатура. Завершается окостенение скелета и формирование нервно-психической деятельности. Быстро растут легкие, у мальчиков дыхание становится брюшным, у девочек - брюшным и грудным. В период полового созревания у подростков могут наблюдаться головная боль, одышка, неприятные ощущения в области сердца, головокружения и, иногда, обмороки.

У девочки в возрасте 12 лет увеличиваются молочные железы, темнеют соски. Вес девочки увеличивается.

У мальчика увеличиваются яички и половой член, мошонка темнеет и становится складчатой, растут волосы на лобке. Кости начинают расти быстрее, превышая в скорости рост мышц, что может сопровождаться болью или зудом, тело становится неуклюжим. Кожа и волосы становятся жирными, начинает выделяться пот.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (10-14 лет) составляет 7283 тысяч человек. Из них молодых людей- 3721 тыс. человек, девушек- 3562 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2006 или 2007

2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.

24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.

2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.

4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.

2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.

10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).

Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».

7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

На десятом-двенадцатом году жизни ребенка наступает так называемый переходной возраст, который знаменует новый этап жизненного пути. Именно в этом возрасте происходит половое созревание, мир видится ребенку все более сложным. Какова она, психология детей 12 лет? Попробуем разобраться в этом вопросе в данной статье.

Многие родители замечают стремительные изменения в поведении и манере общения своего двенадцатилетнего чада. Ребенок впервые проявляет свое желание быть независимым и самостоятельным. В этом возрасте уже практически невозможно повлиять на выбор одежды, прически, музыки и даже на выбор друзей. Кроме того, родители замечают, что ребенок уже не стремится проводить время в семейном кругу. Традиционные праздники, совместные экскурсии, пикники в семейном кругу уже не прельщают ребенка. Он решительно отдаляется от родителей.

Многие родители очень болезненно воспринимают такую резкую перемену в поведении своего чада. Ведь ребенок все меньше и меньше проявляет любовь и нежность по отношению к своим родителям, становятся менее вежливыми и приветливыми. Стоит отметить, что огорчаться и расстраиваться по этому поводу совершенно не нужно. Дело в том, что ваш ребенок взрослеет и такое его поведение - абсолютно нормальное явление. От вас требуется в этот период лишь бдительность и осторожность. Вы должны тщательно наблюдать за тем, чтобы, вкусив вкус свободы, ваш ребенок не попал в неприятности. Однако это не должен быть жесткий контроль с вашей стороны, наоборот, желательно, чтобы вы дали ему понять, что полностью доверяете своему ребенку и на сто процентов уверены в нем.


Каждый человек - это индивидуальность и развивается он также индивидуально. Если вы замечаете, что в вашем ребенке и его поведении не происходит никаких изменений, не стоит торопить события. В противном случае, вы можете нанести травму его психическому здоровью. Рассказывайте ему о том, что он ничем не хуже остальных детей, что у него нет причин завидовать остальным. В этом возрасте подобные разговоры обязательно должны состояться, так как многие дети двенадцатилетнего возраста склонны к самокритике, впоследствии чего рождается множество комплексов, которые способны негативно сказаться на будущем вашего ребенка.

Чтобы не испытывать волнений, когда ваш ребенок достиг двенадцати лет, следует усвоить несколько простых советов, который помогут вам найти общий язык со своим чадом:

1. Делитесь с ребенком своим опытом, вы должны четко удерживать грань между тем, чтобы быть авторитетом для своего ребенка и родителем по совместительству.


2. Трапезы в кругу семьи благотворно влияют на психику ребенка, к такому выводу пришли ученые. Кроме того, у детей, которые обедают вместе со своей семьей, гораздо лучше успеваемость, а также умственное и физическое развитие находится в полном порядке.


3. Не ругайтесь и не паникуйте, если стали замечать, что ваш ребенок общается с вами уже не так, как прежде. В возрасте десяти-двенадцати лет мальчики часто утрачивают былую связь с матерями, а девочки - с отцами. В период полового созревания это вполне нормальное явление. В случае если вы являетесь родителем-одиночкой, обратитесь к своим родственникам или друзьям противоположного пола, которые помогли бы вам наладить общение с ребенком.


4. Интересуйтесь тем, с кем дружит ваш ребенок, не препятствуйте ему приглашать домой гостей.


5. Ни в коем случае не критикуйте своего ребенка в присутствии кого-то, также не стоит делать ему каких-либо замечаний, это негативно сказывается на его самооценке.


6. Прислушивайтесь к проблемам своего ребенка, дайте ему понять, что всегда поможете в трудную минуту. В этом возрасте родительская поддержка крайне важна.


Будьте снисходительны к своему ребенку и всячески поддерживайте его, окружив любовью и заботой. В этом случае переходной возраст вашего чада пройдет спокойно и без малейших осложнений.

В возрасте 10 - 11 лет в организме ребёнка начинаются существенные физиологические и психологические изменения, которые необходимо учитывать при общении с ребёнком и родителям и учителям.
Бурная работа желез внутренней секреции вызывает процессы полового созревания, что сказывается на работе всего организма.
Рост костей и кровеносных сосудов не всегда соответствует росту сердечных мышц, поэтому в этом возрасте медики часто фиксируют шумы в сердце ребёнка. Гормональная перестройка организма влияет на снижение памяти, интеллектуальных способностей ребёнка. Работа желез внутренней секреции повышает возбудимость нервной системы: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослые фиксируют повышенную раздражительность, вспыльчивость, чрезмерную обидчивость, резкость в проявлении эмоций у детей этого возраста.
Резко усиливается негативные эмоциональные проявления в домашнем поведении детей 10-12 лет, особенно 11 лет. На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности. Поведение, похоже, распадается на куски. По отношению к родителям, особенно к матери, ребёнок ведёт себя грубо и вызывающе. В выражении эмоций одиннадцатилетние впадают в крайности. Тревоги и страхи у этих с виду наглых мальчиков и девочек довольно сильны и могут стать источником внутреннего чувства несчастливости.

Вне семьи, особенно в семьях своих друзей, эти дети могут выглядеть совсем иначе -дружелюбными, благовоспитанными и жизнерадостными. В школе отмечается наибольшая неровность в усердии и успешности, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость, забывчивость, взрывчатость и уход в фантазии, «сны наяву». Не случайно учителя, работающие с этой возрастной группой, зачастую чувствуют себя укротителями или служителями зверинца.

Ребёнок в этом возрасте испытывает тщательно скрываемую от взрослых, но очень сильную потребность в одобрении и поддержке. В этом возрасте психологи отмечают наиболее низкую самооценку детей, нередкое неприятие самих себя, низкая ценность самих себя для себя.

Если в начальной школе ведущей для ребёнка деятельностью было учение, и всё, что касалось школьных дел было в центре интересов ребёнка, то теперь ситуация постепенно меняется. До этого возраста ребёнок связывал оценку себя со своей учёбой. Хорошо учится - значит хороший. Одноклассники также оценивали его по успехам в учении.

Теперь всё будет зависеть не от того, как он учится, а от того, какими способами сумеет утвердиться среди сверстников. Ребёнок начинает борьбу за свой личностный статус в классе, во дворе. Ведущей деятельностью становится общение. Поэтому, после уроков у него находятся какие-то дела с друзьями, вечером его не загнать домой. Он кому-то звонит, куда-то пропадает и не считает нужным ставить в известность родителей о своих делах. «Как дела в школе» - «Хорошо», «Ты куда уходишь?» - «Мама, отстань, я с ребятами».

Ребенок начинает проверять границы дозволенного. И порой эти границы расширяются до статей уголовного кодекса. Поэтому, "отстань, мама", должно родителями анализироваться. И не стоит успокаиваться, что Ваш сын или дочь дружит с "хорошими" ребятами, которые плохому не научат.

Дело в том, что на ребят, которые хорошо себя ведут и прилежно учатся, рано усвоив науку конформизма, взрослые быстро перестаю обращать внимание. А что у него в душе? Какие ценности он выбирает, какие убеждения присваивает? Под влиянием каких эмоциональных переживаний ценности культуры становятся фактами сознания? Все это скрыто от взгляда взрослых. Поэтому, они искренне недоумевают, как это благополучные девочки из хороших семей зверски избили свою одноклассницу?

Те ребята, которые хорошо учатся «заучки», уже не пользуются уважением сверстников. Идёт перераспределение ролей: «лидер», «не то, ни сё», «козёл отпущения». Каждый должен самоутвердиться заново.

Основным психологическим противоречием этого возраста является одновременное стремление быть как все, иметь то, что есть у других, носить то, что носят ровесники, и потребность выделиться, быть замеченным, признанным. Мнение других ребят о нём является мотивом для работы над собой. Всё это сопровождается ещё не сформированным чувством вкуса и меры. Мальчики утверждают себя за счёт дружбы со старшими по возрасту ребятами, жаргона, курения, вызывающего внешнего вида, грубости или паясничества, дурашества, услужливости более сильному.

Повышенная требовательность нормативного поведения может привести к инцидентам. Взрослый - уже не авторитет. Поступки взрослого анализируются с точки зрения морали референтной (значимой) для ребёнка группы. Из всех ценностей, ранее навязываемых ребёнку взрослым, он теперь начинает выбирать свои собственные. И эти, собственные, пусть пока ещё размытые ценности, ребёнок начинает отстаивать. Он пререкается со взрослыми, возражает родителям, может затеять бессмысленный, с точки зрения взрослого, спор. Дети этого возраста не особенно склонны к сотрудничеству со взрослыми.

Среднее звено школы встречает ребёнка многообразием требований, оценок, ярлыков. То, за что хвалит один учитель, может порицать другой. Да и вообще, мнение учителей и родителей постепенно уходят на задний план. Ребенок вступает на «ничейную землю" (термин Г. Цукерман) в возрастной психологии.

Период самоутверждения проходит у всех по-разному. Упрямство, настаивание на своём, пусть даже ошибочном мнении, совершение поступков, прямо противоположных требованиям взрослого - всё это имеет один смысл: ощутить собственное существование, испытать собственную независимость, познать свои возможности, их силу и пределы, утвердить своё жизненное авторство - субъективность. Из многообразия моральных требований и норм общества подросток выбирает те, которые впоследствии станут основой его личности - системой личностных смыслов.

Следует учитывать подготовленность сознания современных детей просмотром телесериалов и чтением любовных романов к возможности переживания сильных чувств по отношению к противоположному полу. В то же время, полярное расслоение интересов наблюдается у девочек сильнее, чем у мальчиков. Среди детей этого возраста невооружённым взглядом можно увидеть девочек, ещё ощущающих себя детьми, и девочек - девушек, чьи интересы уже давно вне сферы учебной деятельности. Разница между физическим и психологическим возрастом огромна. В 5-6 классе разрыв в психофизическом возрасте между девочками с ранним половым развитием и мальчиками с поздним развитием нередко достигает 6 лет. Образ ровесников, как равных, оказывается несостоятельным. Девочки ищут общения с более старшими мальчиками.

Человек в этом возрасте активно экспериментирует с самим собой. Он проверяет собственные способности в разных сферах: в общении, в любой деятельности. Проверяет свою храбрость, привлекательность, силу воли. Это бурное и весьма рискованное экспериментирование. Ребёнок поглощён постоянной оценкой самого себя. Он впервые начинает задумываться над тем, какие качества его характера помогают или мешают ему в жизни, старается исправлять себя, не имея порой для этого необходимых знаний и умений.

Его начинает интересовать психология. Личностные структуры ребёнка кристаллизуются, и многое социальные и личностные характеристики дают основания для надёжных прогнозов на 4 - 6 лет вперёд.

Задачами развития личности в этот период является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы.
Успешным можно считать то воспитание, которое даст ребёнку средства этой социализации, поможет выделить эффективные для общения стороны растущей личности и поможет скорректировать недостатки, ведущие к межличностным противоречиям.

В противном случае, неудачное самоутверждение ребёнка спровоцирует развитие одного из следующих типов характера:
жестокий, сильный, агрессивный (утверждался жестокостью в ответ на жестокость: «все люди - гады!»;
жестокий, сильный, циничный (утверждался на бессердечном использовании человеческих слабостей: «люди - мусор», «на дураках воду возят»);
слабый, лицемерный, подлый (утверждался за счёт подлости, лживости, лицемерия, интриг: линия поведения строится в зависимости от обстоятельств и характера партнёра, сильному уступает сразу, со слабым нагл и жесток);
слабый, потерявший достоинство («шестёрка»). Вынужден искать покровителя и приспосабливаться под него. Способен на любое преступление, лишь бы не вызвать гнев «хозяина». Утрачены представления о нравственном и безнравственном.

В этом возрасте поведение ребёнка определяется двумя ведущими потребностями:
1. Потребность в общении, которая проявляется в неделовом общении на уроках, дети долго не расходятся после школы, пишут друг другу записки, ведут дневники друзей, заполняют всевозможные анкеты.
2. Потребность в самоутверждении, которая проявляется в выборе одежды, украшений, причёски, наличии поклонников у девочек, видеотехники, компьютера, престижных игр у мальчиков.

Поэтому родителям очень важно суметь в этом возрасте перестроить свои отношения от отношений авторитета - послушания, к отношениям партнерства с ребёнком. Иначе семью ждут бои и нарастание враждебности. Со стороны взрослых нужна чуткость и предупредительность в своих действиях.

Наиболее благополучно будут чувствовать себя дети этого возраста в тех семьях, где ребёнок избавлен от удушающей родительской любви, в отношениях между родственниками присутствует тепло и понимание в сочетании с ясными, совместно вырабатываемыми правилами поведения и достаточно строгим, но не догматичным контролем за их выполнением. Родители могут оставить за собой право контролировать выбор образования и внешкольных занятий ребёнка, но пусть сверстники определяют стиль одежды и отдыха, эстетические пристрастия. Наибольшую зависимость от сверстниковой компании обнаруживают те ребята, чьи родители либо излишне авторитарны, либо слишком снисходительны.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Если вы хотите остаться друзьями с вашими детьми, не потерять их доверие в этот непростой период их жизни, выполняйте следующие заповеди семейного воспитания:
1. Любовь долготерпива. Как часто мы говорим: «Сколько же можно терпеть дурной характер моего ребёнка?» Ответ: «Беспредельно».
2. Приходите на помощь детям в трудных для них жизненных ситуациях. Но помогая, не ругайте обидчиков, а помогите ребёнку разобраться, почему он оказался в такой ситуации.
3. Не завидуйте тем родителям, у кого дети, на ваш взгляд, лучше, чем ваш ребёнок. Зависть рождает агрессию по отношению к вашему ребёнку. Бог подарил вам такого ребёнка, принимаете этот дар с благодарностью.
4. Не укоряйте ребёнка тем, что вы очень много для него делаете. Это оскорбляет. Часто на ваши напоминаниях о своих вложениях в ребёнка дети отвечают: «А кто тебя просил?»
5. Не лишайте ребёнка свободы выбора. Пусть сам решает, что носить и с кем дружить. Все запреты объясняйте, мотивируйте ребёнка думать не только о своих желаниях, но и о ваших.
6. Не ставьте себя выше своих детей. Избегайте в общении с ребёнком высокомерия и чванства.!
7. У ребёнка есть не только обязанности, но и права. Он иметь право не слышать оскорблений и унижений со стороны родителей, имеет право выражать свое мнение и быть услышанным.
8. Не раздражайтесь. Не снимайте своё раздражение на ребёнке. Когда мы выходим из себя, то теряем контроль над собой и теряем всё. Раздражительность - самый страшный враг семейного воспитания.
9. Умейте прощать и забывать. Не стоит корить ребёнка за те ошибки, которые он совершает. Развитие - драма, и наша задача не усугублять эту драму, а помочь пережить с наименьшими травмами для психики.

И помните притчу о безусловной любви:
Мать качает младенца в колыбели и поёт: «Я люблю тебя, мой малыш». Через несколько лет ребёнок шалит и капризничает, а мать повторяет: «Я люблю тебя, мой малыш». Сын вырос, выкрасил волосы в оранжевый цвет, начал курить, а мать по-прежнему ему твердит: «Я люблю тебя, сынок». И вот взрослый сын у постели умирающей матери, обливаясь слезами, шепчет: «Я люблю тебя мама. Только ты умела любить меня любым и всегда понимала. Как я буду жить без тебя, мама?»

Двенадцатилетний ребёнок постепенно превращается во взрослого человека. Ему приходится адаптироваться к различным физическим и психологическим изменениям, и, порой, данный процесс проходит достаточно сложно. Что делать родителям? Как воспитывать 12-летнего ребёнка? Об этом мы поговорим далее.

У 12-летнего ребёнка практически сформирован характер. Он начинает ощущать свою значимость, самостоятельность. Но физические изменения не проходят бесследно: из-за них психика ребёнка может быть неуравновешенной, и, как следствие, это проявляется в излишней эмоциональности и агрессии. 12-летний возраст - начало пубертатного периода, которое не всегда проходит гладко. Что делать родителям? Давайте попробуем разобраться.

Как правильно воспитывать 12-летнего ребенка

Воспитание 12-летнего ребёнка - это непросто. Именно то, как вы будете к нему относиться, и определит его будущее, его характер, отношение к себе и к социуму. Дети в этом возрасте впитывают всё, словно губка. Поэтому малейшее упущение, и ребёнок может выйти из-под контроля. Что нужно делать родителям? Понимать своего ребёнка, оказывать ему активную поддержку, уметь слушать и, конечно, иметь крепкие нервы. Будьте готовы к трудностям.
Как воспитывать мальчиков? Не нужно бросать их на произвол судьбы. Лучше предупредите ребёнка о том, что в скором времени его организм начнёт меняться, заранее. Пусть он будет готов ко всему, это поможет ему легче принять то, что он становится взрослым. Раскрыв ребёнку все аспекты половой зрелости, вы сделаете абсолютно правильный выбор. Так он будет испытывать меньше переживаний.

Обычно в 12-летнем возрасте мальчики впервые влюбляются. Случается такое, что к объекту своей симпатии они испытывают не только влечение, но и агрессию. Родителям нужно помочь ребёнку разобраться со своими чувствами и объяснить, что девочки - это существа слабого пола, и они нуждаются в защите и нежности, а не в агрессии.

Что делать с девочками? Идеальный вариант - взять под контроль воспитание дочери только маме. Мамы всегда близки со своими дочками, поэтому им будет проще объяснить ребёнку все особенности полового созревания. Расскажите девочке о менструации, о появлении вторичных половых признаков, пусть она будет готова к внутренним и внешним изменениям. Внушите ей, что это вполне нормально - она взрослеет и становится девушкой, тогда у вашего ребёнка не возникнет комплексов.
Обязательно показывайте своим детям хороший пример. Не забывайте о том, что все черты своего характера и манеру поведения они копируют от вас.

Психология мальчиков и девочек 12 лет

Особенности психологии детей 12 лет, как мальчиков, так и девочек, не имеют ничего общего с психологией взрослых. Дети пока только взрослеют, готовятся вступить во взрослую жизнь, поэтому они часто начинают скучать по детству, тревожиться из-за приближающихся проблем. Бывает и такое, что они отдаляются от родителей или стараются вызвать у них негативную реакцию на своё поведение.

Психология детей 12 лет абсолютно непредсказуема. Иногда они ведут себя, как двухлетние. Не нужно обращать на это внимание. Терпение и поддержка помогут вам преодолеть этот сложный период в жизни подростка.

Насколько должен быть самостоятелен мальчик 12 лет? Какую свободу можно давать девочке? Помните о том, что дети в этом возрасте должны быть под обязательным, но ненавязчивым контролем. На их поведение, мировоззрение может оказать негативное влияние социум. Дети часто берут всё самое плохое от сверстников, поэтому вам ненавязчиво нужно интересоваться их окружением и тем, как они проводят свободное время.

Симптомы кризиса у 12-летних детей

Кризис 12 лет - это и есть переходный возраст. Его симптомы неоднозначны. К ним относятся:

  • снижение продуктивности, интереса к учёбе, к любимому занятию;
  • негативное отношение к обществу, агрессия, нарушения дисциплины;
  • появление различных комплексов, неуверенности в себе;
  • неконтролируемое поведение.
У мальчиков в 12 лет переходный возраст начинается гораздо реже, чем у девочек. Обычно это происходит позже - в 14-15 лет.

Родителям следует подготовиться к переходному возрасту у ребёнка и запастись терпением. Будьте всегда рядом, не отвечайте агрессией на агрессию, разговаривайте со своим чадом, и со временем всё обязательно наладится.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди