12.03.2019

Творческая продуктивная речевая деятельность "Жёлтая сказка". Имант зиедонис разноцветные сказки. Желтая сказка


Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
В пять-шесть лет(иногда раньше) дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Мои наблюдения свидетельствуют, что у каждого четвёртого старшего дошкольника обнаружены дефекты речи разной степени сложности, каждый третий ребёнок не может составить концовку к сказке, каждый шестой ребёнок не справляется с таким заданием, как озаглавить рассказ в картинках.
Задача педагогов - воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью. Как развивать речевое общение ребёнка? учить его разговаривать. Говорить - это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательными к ним. Дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки речевых привычек и способностей.
Мне очень пришла по "вкусу" идея активизировать речь детей старшего дошкольного возраста при помощи организации творческих мастерских.

Творческая мастерская - одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, так как каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
Цель - овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной деятельностью.

ЖЁЛТАЯ СКАЗКА .

Солнце, как яичный желток висело над землёй. А по лучам на землю шли цыплята, и все они, конечно, жёлтые.
Жёлтая пчела подлетела к цыплёнку, стала приглашать его к себе в жёлтый улей. Но цыплёнку в улей никак не залететь: дырочка маленькая.
«Ладно, - подумал он. – Вот жёлтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыплёнок подпрыгнул, но тут же вспомнил, что у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, - мечтал цыплёнок, буду летать высоко»
А солнце сияло на небе, как жёлтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчёлы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой жёлтый улей. Он выглядел как огромная жёлтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на жёлтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит жёлтый мёд.
До самого горизонта желтели луга – это цвели жёлтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-жёлтых шапочек этих солнечных цветов!

Желтая сказка

Лето закончилось. Аришка вместе с мамой и папой вернулась с дачи в город.

Ты стала большой, поэтому можешь погулять во дворе одна, а потом мы с тобой сходим в магазин,- сказала утром мама.

Аришка надела новый желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки и отправилась на прогулку.

Она вышла во двор и ахнула. Ей показалось, что она попала в желтую сказку. В небе висело желтое солнышко. Оно уже не было таким теплым, как летом, но светило так же ярко. За одну ночь березы под окнами дома пожелтели. Казалось, что они накинули желтые платочки. Дул легкий ветерок, и желтые березовые листья кружились в воздухе как бабочки. Листья ложились на землю и покрывали ее желтым ковром.

Над дорожкой склонили головки красивые желтые цветы.

Здравствуй,- сказал самый большой и красивый цветок. - Как тебя зовут?

Аришка. А тебя?

А мы - золотые шары, осенние цветы,- ответил цветок и захлопал длинными ресницами.

Какой ты красивый, желтый, как солнышко. И у тебя так же много лепестков, как лучей у него,- сказала Аришка.

А еще я похож на золотой шарик. Правда? Не зря мы цве­тем золотой осенью,- сказал цветок.

Я поняла! Тебя называют золотой, потому что ты желтый. И осень тоже золотая, потому что все вокруг желтое. Осень - желтое время года, да? - спросила девочка.

Конечно! Осень - желтое время года, - ответил цветок.

В это время во двор вышла мама, позвала Аришку, и они от­правились в магазин по желтому осеннему городу.

Логопед закрывает коврограф с картиной тканью, чтобы внимание детей при выполнении других заданий не рассеивалось.

4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]


Логопед предлагает детям встать из-за стола и пройти на ковер.

Логопед. Давайте тоже отправимся на прогулку по желтому осеннему городу и представим, что собираем желтые осенние лис­тья. Вставайте в круг.

Логопед произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вместе с логопедом и договаривают за ним слова и словосочетания.

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сесть правильно, положить руки на колени, прижать спины к спинкам стульев.

Логопед. Сегодня к нам в «Желтую сказку» прибежали из осеннего желтого леса маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение «Улыбка», а слоненок - «Трубочку». Давайте поиграем вот так: если я покажу волчонка, вы сделаете «Улыбку», а если я покажу слоненка, вы сделаете «Трубочку».

Упражнение «Улыбка - трубочка» выполняется 3-5раз.

Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гим­настику.

6. Беседа по «Желтой сказке». [Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительными в роде, числе и падеже).]

Логопед приглашает детей за стол, снимает ткань с коврогра-фа, открывая «осеннюю картину». Задавая вопросы, логопед привле-


кает внимание детей к тем изображениям, о которых идет речь. Для этого можно использовать указку или кисть руки.

Логопед. Давайте побеседуем о сказке, которую я вам рассказала. Как она называется?

Дети. «Желтая сказка».

Логопед. Как вы думаете, почему?

Дети. В сказке все желтое.

Логопед. Как звали девочку из сказки?

Дети. Аришка.

Логопед. Куда отправилась Аришка?

Дети. На прогулку. Логопед. Что она надела?

Дети. Желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки.

Логопед. Давайте назовем все желтое, что увидела Аришка, выйдя во двор.

Дети. Желтое солнышко, желтые березы, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Как назывались эти цветы?

Дети. Золотые шары.

Логопед. Почему они так называются? Как решила Аришка?

Дети. Они похожи на шарики. Они желтые, кажутся золотыми.

Логопед. Почему осень - желтое время года, как сказала Аришка?

Дети. Осенью все желтое.

Логопед. Верно. Вы хорошо ответили на мои вопросы. А те­перь пойдем на ковер и представим, что мы сами превратились в желтые осенние листья (снова закрывает тканью изображения на коврографе).

7. Упражнение «Листья». (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координация речи с движением.]

Дети выполняют знакомое упражнение вместе с логопедом, договаривая за ним слова и словосочетания. Необходимо стимулировать детей к произнесению текста целиком.

8. Упражнение «Осенние листочки». (Повторение, см. с. 14.) [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей к стойке, на которой закреплены сухие березовые листья.


Логопед. Встаньте прямо, напротив листиков. По моей ко­манде вы сделаете вдох и станете дуть на листики, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой, так, чтобы листики кружились в воздухе.

Упражнение выполняется 3-5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед снимает ткань с коврографа, предлагает детям отойти от стойки и встать рядом с коврографом.

Логопед. Где мы сегодня побывали?

Дети. В «Желтой сказке».

Логопед. Что видели там?

Дети. Желтое солнышко, желтые березки, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Что мы делали в сказке?

Дети. Собирали картинки, делали пальчиковую гимнастику, играли с волчонком и слоненком, дули на листочки.

Логопед. Я думаю, что вам понравилось в путешествии. А мне очень понравилось, как вы выполняли задания.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Вчера выпал первый снег. И кругом все белым-бело. До того бело, что и не разберешь где что. Белая курица снесла белое яйцо, обронила в снег и никак не отыщет. Белохвостый петух выкукарекал белую песню. Взлетела она под стреху, примерзла во-он там: видишь, висит белой сосулькой? У белки-белянки выбельчились бельчата, прыгнули на белые ветки - белка их и потеряла. Деревья стоят белые-пребелые. Бреду я по лесу, не могу разобрать: где дерево, где пень, а где белый день.

Над трубами курится белый дымок. Чернила в чернильнице тоже побелели - даже и не знаю, разберешь ли ты, что здесь написано. Хлеб мы едим только белый и забеливаем кофе сливками. Собрался я утром почистить башмаки, а вакса-то белая!

Вот и наша Гауя - под снегом белая, под солнцем ясная. Забросил я спиннинг, вытащил белорыбицу, вспорол ей брюхо, а там - белый утенок (целиком проглотила - какова обжора!). Воткнул я в утячий хвост вот эту писульку и отпустил утенка - пускай его летит! А залетит к тебе, ты накорми его, обрежь кончики крыльев - не то упорхнет! - и согревай ему по вечерам живот белой грелкой. А когда он снесет золотое яичко, сразу же черкни мне.

Адрес у меня такой:

Белому Кроту с берегов Гауи.

P. S. А неохота писать, так нарисуй. Только - чур! - одной белой краской, без единой черной черточки.

Желтая сказка

Солнце, точно яичный желток, золотелось над миром. Оно излучало тепло и жизнь. По его лучам соскакивали на землю крошечные цыплята - и все желтые. Это уже потом они обзаведутся разноцветными одежками, а поначалу все - в желтом. Пчела тоже желтая: вон какой у нее желтый улей. Пригласила она в гости цыплочка, а тот не смог до улья допрыгнуть. «Ну, ничего, - думает. - Вон сколько кругом бабочек, все, как я, желтые. Полетаю-ка с ними». Подпрыгнул цыпленок, да вспомнил: крыльев-то еще нет, одни только крошечные желтыши по бокам. «Ну, ничего, - думает опять. - Стану курицей, захочу - до неба взлечу». А пока забился в мамокурицыны перья, поближе к ее желтому животу, и задремал.

А солнце золотело в небе, точно желтый блин с такими вкусными хрустящими закраешками.

Пчелы - точь-в-точь крошечные комочки пластилина - перелетали с одуванчика на одуванчик, а оттуда - прямиком в свой желтый улей. Только это будто и не улей, а огромная желтая библиотека. Рамки для сот - большие книжные полки и до самого потолка заставлены сотами. Да и соты - вовсе не соты, а крошечные желтые шестиугольники-телевизоры, где вместо экранов посверкивает желтый мед.

Снаружи до самого горизонта виделись желтые-желтые поля и луга, сплошь в желтоцветах, мать-и-мачехе. И видимо-невидимо одуванчиков. Все пригорки в сплошных желтых переливах. Да и само солнце, если приглядеться, сияло так, будто оно только что лежало на этой вот горке и вывалялось в желтых одуванчиках. А луг до того сверкал, что я не выдержал и тоже повалился в эту желтизну. И всего меня тут же дожелта осыпало, запорошило и облепило пыльцой.

Прибрела желтобрюхая корова, приняла меня за желтый одуванчик да и сочмокала-сжевала меня.

Коричневая сказка

А я его видел. Он скакнул прямо на сковородку, такой крошечный и коричневый человечек - и как зациркачит, как заскачет по коричневой поджаристой картошке! Как закричит: «Готово! Поспело! Покоричневело!» Едва я поперчил картошку, как он чихнул и пропал.

Считанные счастливчики, которые видели его, в один голос говорят, что это - такой крошечный коричневый человечек, что он всегда там, где что-то готовится, жарится, допекается и дозревает. Кричит он всегда только три слова: «Готово! Поспело! Покоричневело!» И все сразу румянится, зреет, буреет, смуглеет и коричневеет. Редко кто видел его: для этого нужно большое терпение. Но мне так захотелось снова увидеть его! Но где?

Где? Да там, где завелось что-нибудь коричневое. Наверняка, думаю, отыщу его возле боровиков. А я знал, что боровики вылезают из земли белы-белешеньки и только потом - непонятно как - коричневеют. Вот возле них-то, думаю, и крутится коричневый человечек.

Наутро чуть свет уселся я на самом подходящем для боровиков месте - под коричневой сосною. Жду. Вот-вот боровичок появится. Так и есть - вылезает. Шапчонка белая. Ну, теперь-то я ни за что с него глаз не спущу. Сейчас сам коричневый человечек пожалует. Жду, жду - никого нет. Жду, жду…

И тут кто-то чихнул. Ух ты, как напугал! А это заяц чихнул. Не успел я на него оглянуться, а боровик уже готов - шапчонка покоричневела. Значит, коричневый хитрячок и тут меня перехитрил.

Ну, ничего. Уставился я на другой боровик. Во все глаза гляжу. Так и сижу - гляжу-гляжу-гляжу, гляжу-гляжу-гляжу, гляжу-гляжу-гляжу… Хруп! Коричневый муравьишка ногу подвернул. Хромает, хро-мает-мается. Как не пожалеть хромоножку? Пока вправлял ему ногу, боровик опять покоричневел! Наведался сюда коричневый человечек и пропал как невидимка!

Ну, ничего, думаю. Я вот что сделаю: спрячусь-ка в дырке, которую червяк в боровике прогрыз. Задумано - сделано. Залез, притаился. Жду. Тсс, идет! Он на гриб забирается, а я - скок! - к нему! А он - скок! - от меня! В бруснику - и след простыл…

Вот он всегда так: все втихую делает, когда его никто не видит и не слышит. Мазнет по зеленым шишкам коричневым - и готово! «Покоричневело! Поспело! Готово!» - три его любимых слова.

Попробовал я однажды разыскать его в орешнике, когда орехи созревают. Он по ним коричневой кисточкой водит. Ищу в одной грозди, а он уже в другой малярничает. Я - к одной, а он - к другой. Только и слышится: «Готово! Поспело! Покоричневело!» Наконец уселся я возле самой нижней грозди орехов. Уж здесь-то я его дождусь! Как все остальные посмуглит, не миновать ему к самой последней спуститься. Жду час, жду два, жду три. Жду день, жду другой… Долго ли еще этой грозди зеленеть?

На третий день прилетела коричневая лесная пчелка, запуталась у меня в волосах, затрепыхалась и так заголосила, что на весь лес слышно. Ну и голоси себе на здоровье! Теперь-то я знаю, что это она нарочно - чтобы я переполошился да и снова проворонил коричневого человечка. И не обращаю на нее никакого внимания: пусть голосит, пусть жалит, если ей так хочется, а я все равно с орехов глаз не спущу - вот-вот коричневый человечек появится.

Дзиннь! Летит коричневая мошка-крошка - дзиннь! - и прямиком мне в глаз! Не успел я как следует глаз протереть, смотрю - готово: орехи мои уже посмуглели!

Понял я тогда, что коричневый человечек не хочет, чтоб его выслеживали и больше не надоедал ему своим любопытством. Но прошлым летом лежу на пляже, вокруг полно народа, и вдруг вижу: на спине у Янки их аж целых семь штук! Крошечные такие коричневые человечки. И коричневыми кисточками его размалевывают! Сказал я про это Янке, а тот смеется, не верит. Да, говорит, спине щекотно было, но он-то думал, что это я его теплым песком посыпаю. А никаких таких человечков, говорит, вообще на свете нет.

Как так нет, если я своими глазами видел! Только это не всякому удается: огррромное терпение нужно.

А где живут коричневые человечки, никто не знает. Послушать одних - у медведя в шерсти; послушать других - в буром лишайнике; послушать третьих - под шляпками желудей или под корой у сосен.

Прочитайте детям «Цветные сказки»

«Жёлтая сказка»

Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было жёлтое, весёлое, тёплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов ещё не было. девочка посмотрела и сказала:

Солнышко, Солнышко, ведь уже весна, я надела своё жёлтое пальто с жёлтым капюшоном, почему же нет ни одного цветка?

Сейчас будут, - ответило солнце и кинуло на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню жёлтых цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как жёлтые лучи.

Знаешь, как они называются? - спросило солнце у девочки.

Знаю, - отвечала девочка. - Одуванчики!

Солнышко улыбнулось.

А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы, даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке.

Эти цветы злые? - спросила девочка. - Ведь в сказках все мачехи злые.

Нет, - ответило солнце - мать-и мачехадобрый цветок. Просто листья у него такие: одна сторона тёплая, мягкая, как руки твоей мамы. А другая холодная и блестящая - как у мачехи из злых сказок, - подсказала девочка.

Солнце засмеялось и кинуло на пригорок ещё одну горсть жёлтых цветов.

«Зелёная сказка».

На этот раз девочка надела зелёный сарафан с зелёным кармашком и пошла в лес. А в лесу всё было зелёное-презелёное. И деревья были зелёные, и кусты были зелёные, даже вода в маленькой луже и та была зелёная.

Девочке очень хотелось поймать зелёного лягушонка и разглядеть, сколько пальцев у него на лапках. Вот она и решила: «Если лягушонок увидит мой зелёный сарафан с зелёным кармашком, он ничуть меня не испугается.

Так оно и было, Зелёный лягушонок вылез из зелёной лужи, в которой отражались зелёные листья деревьев и зелёной травинки, и ничуть не испугался девочки в зелёном сарафане.

Ква! - удивился он. Какое смешное зелёное деревце выросло возле моей лужи.

Тут девочке и надо бы взять лягушонка в руки и разглядеть, сколько у него на лапках пальцев. Но ей стало очень смешно: подумать только - лягушонок принял её за дерево. Она засмеялась и сказала:

Я вовсе не дерево!

Конечно, лягушонок очень испугался. Ведь он никогда не слышал, чтобы деревья смеялись да вдобавок и говорили. И бултых обратно в лужу.

«Красная сказка».

Вот наступило лето. На лесной опушке выросли рядом красный мухомор и красная земляника.

Ты только взгляни, какой я видный и красивый! - говорил мухомор - А тебя заметить трудно, уж очень ты мала и неказиста. И голос у тебя чуть слышный.

Но я ведь вкусная и очень сладкая,- отвечала земляника (А голос-то у нёё и правда был совсем тихий, еле слышный) - и ещё я очень полезная,- прибавила она уже шёпотом. И ещё сильнее покраснела, потому что не любила хвалиться.

Может, и я очень сладкий, очень вкусный и задрал вверх красную шляпку с белыми

крапинками. Тут на лесную опушку прибежала девочка в красном сарафане и с красными кармашками.

Ой! - воскликнула она.- Земляника! Уже поспела! А какая красная!

Она присела на корточки, сорвала ягод9.

«Ну,- подумал мухомор,- сейчас она и меня увидит.

Девочка и правда увидела мухомор. Поморщилась:

Ядовитый гриб! Мама не велит такие даже руками трогать.

«Синяя сказка».

Трудно пришлось девочке, когда ей захотелось попасть в «Синюю сказку», ведь для этого нужно было побывать у синего моря. А синее море очень далеко, добраться к нему не так-то просто. И вот девочка сделала себе из синей бумаги синюю лодку, взяла в каждую руку по синему веслу и отправилась в путь.

А надо сказать, что за домом, в котором она жила, в овраге протекал ручеёк, и был он совершенно синий.

девочка спустила свою синюю лодку в синий ручеёк и спросила его:

Донесёшь ли ты мою лодочку до синего моря?

Донесу... - прожурчал ручеёк.

А тебе не трудно будет? - снова спросила девочка.

Мне помогут другие ручьи, - прожурчал в ответ ручей и понёс синюю лодку с девочкой вниз по течению.

В этот ручей влился ещё один, побольше. Вдвоём они понесли на себе синюю лодочку так резво, что девочке пришлось даже грести синими вёслами.

Понемногу всё новые ручьи и реки вливались в тот ручей, куда девочка спустила свою синюю лодочку. И ручей превратился в полноводную реку.

Наконец девочка увидела перед собой синее море. Оно было такое красивое и блестящее!

Ты очень большое и глубокое?- спросила девочка.

Но море ей ничего не ответило. Оно было слишком большое и слишком глубокое, чтобы услышать девочкин голос. Тогда девочке вдруг стало скучно и захотелось домой.

Достать тебе из моря камешек? - спросил маленький пучеглазый краб, который тут же, на берегу, грелся на солнце.

Достать, - сказала девочка, а сама всё думала:

«Вот бы мне вернуться домой...»

А крабик бочком-бочком сбежал в воду синего моря и через минуту вернулся с камешком в клешне.

Держи! - сказал он девочке.

Какой синий и какой красивый!

потерять, скорее положила синий камешек в синий карман синего сарафанчика. И что же? Она сразу оказалась дома!. Вернее, у того ручья, который журчал на дне оврага около их забора.

Ты, что волшебный? – спросила девочка у камешка, вынув его из кармана.

А камешек вдруг соскользнул с её ладони - и в ручей! И девочка его не нашла. Ведь камешек был очень синий, и ручей в овраге тоже очень синий...

«Белая сказка».

Утром девочка проснулась и увидела, что в комнате необыкновенно светло. Она вскочила с кровати, подбежала к окну и ахнула.

За окном всё было белым. Ночью выпал первый снег и покрасил всё вокруг в белый цвет. Пушистый белый ковёр лежал на земле, мохнатые белые шапки нахлобучили деревья. Белыми платками покрылись крыши домов. Посреди двора на белом снегу сидел белый-белый кот. А в воздухе кружились белые снежинки.

девочка быстро оделась и побежала на двор. Из белого снега она слепила белую снежную бабу!

И только глаза у снежной бабы были чёрными, а нос - красный.

«Оранжевая сказка».

Наступила осень, и девочка пошла в лес за оранжевыми листьями.

Навстречу ей попалась берёза - вся жёлтая, с листьями похожими на золотые монетки .

Встретилась ей и осина. Она стояла красная снизу до верху, до самой макушки.

Потом девочка увидела старый дуб. Он был ещё совсем зелёный, только с коричневыми жёлудями.

А ещё в лесу росла рябина с оранжевыми ягодами. Но девочке нужны были не ягоды, а листья.

И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело оранжевым огнём, будто в лесу разложили огромный костёр. Девочка подошла к дереву.

Здравствуй, клён!

Здравствуй! - прошелестел клён, и несколько оранжевых листьев медленно слетели на землю.

Это мне? - спросила девочка.

Тебе - снова зашелестел клён, и снова кленовые листья закружились в воздухе и упали к ногам девочки.

Спасибо, - сказала девочка. - Но зачем ты роняешь красивые листья? Скоро у тебя ни одного не останется.

Я готовлюсь к зиме, - ответил клён. - Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег. Мне нужны силы для тех зелёных почек, которые развернутся весной.

И снова кленовые листья, будто огромные оранжевые бабочки, закружились около девочки. Она набрала их целую охапку. Целую охапку оранжевых кленовых листьев! Принесла домой, разгладила каждый лист и все их поставила в вазе на подоконник.

Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у девочки, казалось, сияет оранжевое летнее солнце.

«Голубая сказка».

Всё было голубым вокруг: и голубое небо, и голубая речка, и голубые стрекозы, и девочка в голубом сарафане с голубыми кармашками. И даже ведёрко и мячик в руках у девочки были голубыми. А на берегу голубой речки росли голубые незабудки.

Стрекоза! - крикнула девочка той стрекозе, у которой были совершенно голубые и совершенно прозрачные крылья.

Голубая стрекоза сразу поняла, что девочка зовёт именно её. Она опустилась вниз и

присела на голубую незабудку.

Посади меня к себе на спинку, давай полетаем,- попросила девочка.

Стрекоза усмехнулась в ответ:

Разве у меня хватит сил? Ты слишком велика.

А если я стану маленькой, тогда полетаем?

Тогда полетаем,- ответила голубая стрекоза.

девочка шепотом сказала волшебные слова:

Тили - тили - бом!- И тут же стала меньше своего мизинца.

Садись,- велела ей стрекоза и подставила спинку. И они полетели. Быстро - быстро! Ведь стрекозы летают быстрее всех на свете. И через секунду их не было видно. Ведь над ними было голубое небо, у стрекозы были голубые крылья, а на девочке был голубой сарафан, да ещё с голубыми кармашками.

Они летели так долго, пока девочка, не сказала:

Я хочу домой! Мы не заблудились?

Нет,- отвечала ей стрекоза. Разве ты не знаешь, что у нас, стрекоз, два огромных глаза и в каждом много тысяч маленьких зорких глазков? И ещё есть такие глаза, которые видят, что делается внизу. Тут девочка и стрекоза опустились на берег голубой реки, где росли голубые незабудки. А оттуда до дома было рукой подать!

«Фиолетовая сказка».

Утром девочка посмотрела в окно, увидела, что из-за леса ползёт фиолетовая туча, и подумала: «Скоро пойдёт дождик!>>. Ей очень захотелось взглянуть на те большие фиолетовые колокольчики, которые растут за полем возле соснового бора: правда или неправда, что в их чашечках прячутся от дождя разные мошки-букашки?

Девочка взяла мамин фиолетовый зонтик, надела фиолетовый плащ и вышла на улицу. И тут начался дождик.

Ого-го-го, сколько вас тут...! – воскликнула девочка, прибежав к фиолетовым колокольчикам на опушке соснового бора. - Посмотрю, что делается у вас в фиолетовых чашечках.

Посмотри,- шепнул тот фиолетовый колокольчик, к которому она склонилась,- только не вспугни мошек-букашек.

Значит, так и есть!- обрадовалась девочка,- Значит правда, что они прячутся здесь от дождя! Но почему?

В наших фиолетовых чашечках куда теплее и суше, чем под твоим фиолетовым зонтом. Взгляни - увидишь!

Девочка не поленилась и заглянула в один фиолетовый колокольчик, в другой, третий... В каждом притаились и мошки, и букашки, и разные другие мелкие насекомые.

Правда! - сказала девочка - Прячутся от дождя. А потом она увидела под соснами кустики черники. И на каждом была уйма фиолетовых ягод. А на каждой ягодке блестела капля дождя.

Когда девочка под мокрым фиолетовым зонтиком вернулась домой, всё у неё было фиолетовым: и пальцы, и ладони, и губы, и зубы, и даже щёки.

Попробуй,- сказала она своей маме, протянув на фиолетовой ладошке горсть фиолетовых ягод - Вкусные?

Очень, - сказала мама, и зубы у неё сразу стали фиолетовыми. Как у дочки.

«Разноцветная сказка».

Девочка надела разноцветный плащ и вышла на улицу. Стояла осень, но день был солнечным и ярким. По голубому небу плыли белые облака. Трава была ещё зелёной, а вот листья на деревьях уже покраснели и пожелтели. На дорожках стояли синие лужи. В одной луже плавали оранжевые кленовые листья, принесённые ветром. Вдоль дорожки росли фиолетовые астры. Они качали головкам и от ветра. Вдруг в небе появилась радуга. Она было яркой, разноцветной. девочка хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но т растаяла так же быстро, как и появилась.

девочка очень расстроилась, но в это время трава у её ног зашевелилась, и её окружили крошечные гномики. девочка посмотрела на их колпачки: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый - и тут же вспомнила, из каких цветов состоит радуга. Она засмеялась и посмотрела в высокое голубое небо. А когда она опустила голову, гномики в разноцветных колпачках уже разбежались в разные стороны. девочка помахала им рукой и пошла домой. дома она нарисовала букет разноцветных цветов.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание положительного эмоционального фона.]

Логопед встречает детей в дверях кабинœета с контейнером в руках, здоровается с малышами, говорит, что очень рад видеть их, и предлагает им выбрать по одной карточке из контейнера.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы при­шли ко мне в гости. Сегодня вас ждут очень интересные игры. А сейчас выберите по одной картинке и пройдите в кабинœет.

Дети выбирают по одной карточке, проходят в кабинœет, садят­ся за стол.

Логопед. Садитесь поудобнее. Положите карточки на стол перед собой. Сегодня начнется наше с вами длинное путешествие по разноцветным сказкам. Но чтобы попасть в первую сказку, вы должны выполнить мое задание.

2. Разрезные картинки. [Развитие зрительного гнозиса, кон­структивного праксиса, тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существитель­ных в форме винительного падежа).]

Логопед ставит перед собой контейнер с конвертами. В конвер­тах находятся разрезанные картинки.

Логопед. Посмотрите на свои картинки. Что вы видите на них?

1-й ребенок. Репку.

2-й ребенок. Тыкву.

3-й ребенок. Перец.

4-й ребенок. Кабачок.

Логопед. Как назвать их одним словом?

Дети. Овощи.

Логопед. Правильно. Какие овощи?

Дети. Желтые.

Логопед достает картинку с изображением желтой луковицы. Логопед. Сейчас каждый из вас назовет свою картинку так, как называю свою картинку я: желтый лук.

1-й ребенок. Желтая репка.

2-й ребенок. Желтая тыква.

3-й ребенок. Желтый перец.

4-й ребенок. Желтый кабачок.

Логопед. Отлично! Вы правильно назвали свои картинки. Обратите внимание, про репку и тыкву вы сказали желтая, а про перец и кабачок - желтый. Сейчас я раздам вам конверты. В кон­вертах находятся точно такие же картинки, как и у вас, только их разрезали на части. Соберите картинки из частей.

Логопед раздает детям конверты. Дети достают из них части картинок и собирают разрезные картинки. В случае если кто-то из детей испытывает затруднения, логопед помогает им или предлагает детям оказать товарищам помощь.

Логопед. Какие вы молодцы! Все быстро и правильно со­брали картинки. Похлопайте себе. Раз вы выполнили мое задание, мы можем отправляться в путешествие (собирает картинки в кон­тейнер и убирает его со стола).

3. Рассказывание логопедом ʼʼЖелтой сказкиʼʼ. [Развитие рече­вого слуха, зрительного внимания.]

Логопед включает магнитофон, звучит пьеса Э. Грига ʼʼБабоч­каʼʼ - 2-3 минуты, для создания фона восприятия сказки, затем магнитофон следует выключить. Логопед выразительно рассказы­вает сказку, иллюстрируя ее на коврографе с помощью плоскост­ных изображений. Таким образом на коврографе появляется ʼʼосœен­няя картинкаʼʼ: в центре девочка в желтом плаще и желтых са­пожках, слева от нее - куст золотых шаров, а справа - березы с желтыми листьями; над девочкой - желтое солнышко. По всœему

коврографу разбросаны плоскостные изображения желтых березовых листьев.

Лето закончилось. Аришка вместе с мамой и папой вернулась с дачи в город.

Ты стала большой, в связи с этим можешь погулять во дворе одна, а потом мы с тобой сходим в магазин,- сказала утром мама.

Аришка надела новый желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки и отправилась на прогулку.

Она вышла во двор и ахнула. Ей показалось, что она попала в желтую сказку. В небе висело желтое солнышко. Оно уже не было таким теплым, как летом, но светило так же ярко. За одну ночь березы под окнами дома пожелтели. Казалось, что они накинули желтые платочки. Дул легкий ветерок, и желтые березовые листья кружились в воздухе как бабочки. Листья ложились на землю и покрывали ее желтым ковром.

Над дорожкой склонили головки красивые желтые цветы.

Здравствуй,- сказал самый большой и красивый цветок. - Как тебя зовут?

Аришка. А тебя?

А мы - золотые шары, осœенние цветы,- ответил цветок и захлопал длинными ресницами.

Какой ты красивый, желтый, как солнышко. И у тебя так же много лепестков, как лучей у него,- сказала Аришка.

А еще я похож на золотой шарик. Правда? Не зря мы цве­тем золотой осœенью,- сказал цветок.

Я поняла! Тебя называют золотой, потому что ты желтый. И осœень тоже золотая, потому что всœе вокруг желтое. Осень - желтое время года, да? - спросила девочка.

Конечно! Осень - желтое время года, - ответил цветок.

В это время во двор вышла мама, позвала Аришку, и они от­правились в магазин по желтому осœеннему городу.

Логопед закрывает коврограф с картиной тканью, чтобы внимание детей при выполнении других заданий не рассеивалось.

4. Пальчиковая гимнастика ʼʼОсенние листьяʼʼ. [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Логопед предлагает детям встать из-за стола и пройти на ковер.

Логопед. Давайте тоже отправимся на прогулку по желтому осœеннему городу и представим, что собираем желтые осœенние лис­тья. Вставайте в круᴦ.

Логопед произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вместе с логопедом и договаривают за ним слова и словосочетания.

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сесть правильно, положить руки на колени, прижать спины к спинкам стульев.

Логопед. Сегодня к нам в ʼʼЖелтую сказкуʼʼ прибежали из осœеннего желтого леса маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение ʼʼУлыбкаʼʼ, а слоненок - ʼʼТрубочкуʼʼ. Давайте поиграем вот так: если я покажу волчонка, вы сделаете ʼʼУлыбкуʼʼ, а если я покажу слоненка, вы сделаете ʼʼТрубочкуʼʼ.

Упражнение ʼʼУлыбка - трубочкаʼʼ выполняется 3-5раз.

Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гим­настику.

6. Беседа по ʼʼЖелтой сказкеʼʼ. [Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительными в роде, числе и падеже).]

Логопед приглашает детей за стол, снимает ткань с коврогра-фа, открывая ʼʼосœеннюю картинуʼʼ. Задавая вопросы, логопед привле-

кает внимание детей к тем изображениям, о которых идет речь. Для этого можно использовать указку или кисть руки.

Логопед. Давайте побеседуем о сказке, которую я вам рассказала. Как она принято называть?

Дети. ʼʼЖелтая сказкаʼʼ.

Логопед. Как вы думаете, почему?

Дети. В сказке всœе желтое.

Логопед. Как звали девочку из сказки?

Дети. Аришка.

Логопед. Куда отправилась Аришка?

Дети. На прогулку. Логопед. Что она надела?

Дети. Желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки.

Логопед. Давайте назовем всœе желтое, что увидела Аришка, выйдя во двор.

Дети. Желтое солнышко, желтые березы, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Как назывались эти цветы?

Дети. Золотые шары.

Логопед. Почему они так называются? Как решила Аришка?

Дети. Οʜᴎ похожи на шарики. Οʜᴎ желтые, кажутся золотыми.

Логопед. Почему осœень - желтое время года, как сказала Аришка?

Дети. Осенью всœе желтое.

Логопед. Верно. Вы хорошо ответили на мои вопросы. А те­перь пойдем на ковер и представим, что мы сами превратились в желтые осœенние листья (снова закрывает тканью изображения на коврографе).

7. Упражнение ʼʼЛистьяʼʼ. (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координация речи с движением.]

Дети выполняют знакомое упражнение вместе с логопедом, договаривая за ним слова и словосочетания. Необходимо стимулировать детей к произнесению текста целиком.

8. Упражнение ʼʼОсенние листочкиʼʼ. (Повторение, см. с. 14.) [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей к стойке, на которой закреплены сухие березовые листья.

Логопед. Встаньте прямо, напротив листиков. По моей ко­манде вы сделаете вдох и станете дуть на листики, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой, так, чтобы листики кружились в воздухе.

Упражнение выполняется 3-5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед снимает ткань с коврографа, предлагает детям отойти от стойки и встать рядом с коврографом.

Логопед. Где мы сегодня побывали?

Дети. В ʼʼЖелтой сказкеʼʼ.

Логопед. Что видели там?

Дети. Желтое солнышко, желтые березки, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Что мы делали в сказке?

Дети. Собирали картинки, делали пальчиковую гимнастику, играли с волчонком и слоненком, дули на листочки.

Логопед. Я думаю, что вам понравилось в путешествии. А мне очень понравилось, как вы выполняли задания.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Желтая сказка - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Желтая сказка" 2017, 2018.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди