06.02.2019

Нужно ли брать на руки плачущего грудничка. Надо ли брать младенца на руки, когда он плачет? О замечаниях чужим детям и их родителям


Сегодня мнение педиатров, педагогов и детских психологов кардинально изменилось: брать на руки ребенка можно и даже нужно, особенно когда у него возникает такая потребность.


Все родители знают, что плачущий младенец быстро успокоится, если взять его на руки. А подросший малыш начинает проситься на руки уже осознанно. Зачем же ему это нужно? Что это ему дает? Понимание того, что происходит с крохой, поможет неопытным родителям принять решение в этом вопросе. Находясь девять месяцев в утробе матери, ребенок привык ощущать маму рядом, сердечный ритм мамы является для него естественным. Именно поэтому, особенно первое время, он чувствует себя спокойнее именно на руках.


Тактильный контакт с мамой создает у ребенка ощущение защищенности, а это помогает адаптироваться к новой для него среде обитания. Грудничку такой контакт необходим, и он добивается его самым доступным ему способом – плачем. Когда мать держит ребенка на руках, расстояние между ребенком и лицом матери составляет 30-40 см, что наиболее оптимально для зрительной системы . При этом не будем забывать, что человеческое лицо – для ребенка это гораздо больше, чем просто объект для созерцания.


Немного подросшие малыши любят, когда их носят на руках по комнате, что-то показывают и рассказывают. Ребенок нуждается в вас для получения новой информации об окружающем мире за пределами кроватки или манежа, т.е. с вашей помощью он удовлетворяет свою потребность в новых впечатлениях. Но основная потребность ребенка, просящего взять его на руки – это, конечно, потребность эмоционального контакта. Каждый человек в детстве должен получать достаточно внимания и ласки со стороны матери. Дети, испытывавшие в младенчестве и раннем возрасте чувство одиночества, вырастают эмоционально неразвитыми, замкнутыми, неуверенными в себе, а это не лучшим образом повлияет на всю их дальнейшую жизнь.


Итак, на руках у матери малыш получает больше возможности для психоэмоционального развития. Можно даже сказать, что ребенок имеет право требовать, чтобы родители взяли его на руки. Не отказывайте ему в этом. Мать, которая боится избаловать ребенка, в первую очередь думает о собственном комфорте, не заботясь при этом о реальных потребностях малыша. Маленьких детей можно и нужно брать на руки, ведь для них это является лучшим доказательством того, что мир вокруг надежен, а они сами нужны и любимы.


Конечно, для загруженной ежедневными домашними делами мамы малыш на руках создает определенные неудобства. Но не следует расценивать время, проведенное с ребенком, как потерянное – не забывайте о положительных эмоциях, которые получает при общении с ребенком сама мама.

Многие родители полагают, что если ребёнок проситься на руки то, это говорит об избалованности ребёнка и поэтому, брать на руку ребёнка нужно как можно меньше. Но, правы они или нет, нужно ли брать ребёнка на руки ?

Часто можно наблюдать такую сцену: ребёнок громко кричит, а его родители не реагируют и уже не выдерживают, подходят к кроватке и хотят взять ребёнка на руки. Но, в этом случае молодые родители начинают решительно возражать объясняя, что если носить малыша всегда, когда ребёнок просится на руки, он привыкнет находиться на руках и никому не даст покоя.

Но, на самом деле, в родительской практики, если ребёнок росится на руки или просто беспокоится и плачет, то хорошее средство успокоить его - взять на руки, покачивая. Ведь совсем маленький ребёнок просится на руки не осознанно, не потому что он такой вот весь избалованный эгоист, а потому, что действительно нуждается в этом контакте с родителями. А уже когда он станет немного старше, тогда ребёнок проситься на руки будет уже сознательно, целенаправленно и просить и даже требовать, чтобы его носили, качали и убаюкивали. Но зачем ребёнок просится на руки? Для чего ему это нужно?

Чтобы понять это, давайте вернёмся к периоду новорождённости. Уход за новорождённым ребёнком - это очень неспокойное время для родителей, когда малыш плачет оттого, что плохо себя чувствует или оттого, что перевозбуждён. Его нервная система ещё слабая, не окрепшая и он плачет. И вы берёте его на руки, это отвлекает и успокаивает его. Тепло вашего тела, давление на животик тоже помогают ему. Также положительно влияют на ребёнка ваша нежность, ваш разговор с ним. Поэтому, если в первые месяцы ребёнок просится на руки, то не нужно бояться избаловать ребёнка и не стоит сомневаться, нужно ли брать ребёнка на руки или нет.

Что касается новорождённого ребёнка, всё понятно. Но, когда ребёнку исполняется 3-4 месяца, газы в таком возрасте, как правило, не мучают и он полностью адаптировался к окружающей среде. Нужно ли брать ребёнка на руки в этом возрасте, ведь ребёнок просится на руки по-прежнему. Да, это так, но 3-4-летний ребёнок любит кататься на руках уже по другим причинам. Учёные говорят, что наилучшее расстояние для функционирования зрения малыша - 30-40 см. И это как раз расстояние между ребёнком и матерью, когда мать держит его на руках. Для младенца такой визуальный контакт представляет большой интерес и человеческое лицо очень важно для него. И это касается и и, в равной степени, . Разнообразие таких контактов тоже играет положительную роль для ребёнка.

Ещё дети просятся на руки, потому что любят, когда их носят по квартире, показывают всё и рассказывают. Для психического развития личности это весьма важное занятие. Малыш ещё слишком беспомощен, поэтому ребёнок и просится на руки к вам, чтобы с вашей помощью получить информацию об окружающем мире и таким образом удовлетворяется потребность в новых впечатлениях у малыша.

Ещё дети любят, когда их качают на руках, немного подбрасывают (и обязательно ловят) и вертят из стороны в сторону. Таким образом, хорошо тренируется вестибулярный аппарат малыша.

В возрасте 7-8 месяцев дети просятся на руки для того, чтобы поиграть со взрослым в такие игры как "ладушки", "сорока" или поиграть с игрушками, например, покатать машинку. Это происходит до того, как ребёнок начинает ходить, он стремится как можно больше времени провести с матерью и ей приходится долго носить его. Возможно, для малыша будет достаточно того, что вы занимаетесь своими обычными делами, находясь в его поле зрения и время от времени ласково общаетесь с ним. В этом случае, ребёнок просится на руки, возможно, и не будет. Ваше внимание и участие успокоят малыша.

К концу в семье, бывает так, что ребёнок просится на руки для того, чтобы использовать взрослого для достижения своей цели. Например, если малыш хочет что-нибудь рассмотреть или достать какую-нибудь интересную вещь на шкафу.

Получается, что на руках у взрослого ребёнок луче развивается психически. И, исходя из этого, можно сказать, что ребёнок просится на руки не зря, не ради своей прихоти. Для него это - жизненная необходимость для полноценного развития, и для родителей в

Для такого маленького ребенка это был единственный способ почувствовать себя защищенным, в безопасности. Такое чувство он испытывал, находясь в утробе матери. Младенец может быть сухим, сытым, но испуганным этим незнакомым неизвестным миром.

К сожалению, мир маленького ребенка очень малоизучен. Замечено, что определенная музыка (Шопен, Моцарт) с первых дней положительно воздействует на ребенка, а резкая, дисгармоничная, наоборот. Теряется сон, аппетит.

Установлено, что записанный на магнитофон стук материнского сердца в покое благотворно действует на младенца, а беспокойный стук напротив.

Так, когда мать берет ребенка на руки, восстанавливаются сразу несколько ниточек его блаженного прошлого: тепло материнского тела (в утробе он был в теплом замкнутом пространстве, мешочке), успокаивающий стук материнского сердца.

Может быть, вы замечали, как меняется поза, в которой спит, просто сидит человек в зависимости от своего психологического состояния. Чем лучше он себя чувствует, тем больше он открыт, чем больший он испытывает стресс, тем больше он сжимается, прячется, находится в позе борца, боксера. Испытывая стресс, человек не может заснуть, не подобрав колени максимально близко к подбородку (поза эмбриона). Это состояние называется регресс, т.е. обратное развитие: испытывая страх, человек бессознательно стремится назад, в то положение, когда он был так хорошо защищен. Крайняя степень подобного состояния у ребенка аутизм. Это состояние страха перед незнакомым миром, психологическое сжатие. Контакт, понимание внешнего мира еще предстоит наладить. Удается это, конечно, нелегко и не сразу. Скажем больше: отсутствие такого контакта (конечно, не всегда) в конце концов может привести даже к шизофрении

Обо всем этом мы говорим потому, что это важно для становления личности

Итак, первое, что важно для первых месяцев жизни ребенка: у него должно возникнуть ощущение защищенности. В первую очередь это грудное вскармливание. Дело не в том, что грудное молоко не могут заменить смеси, которые вы купили в магазине. Ребенку психологически важно, чтобы кормили пусть из бутылочки, но в позе максимально приближенной к позе кормления грудью.

Все это говорится к тому, что предпочтение должно отдаваться взращивающему родителю, а не воспитывающему. Тому, кто стремится максимально сохранить для маленького ребенка чувство комфортности.

То есть в первые месяцы жизни ребенка проблема состоит не в недостаточной педагогической просвещенности родителей, а в недостатке чувств.

Вариант первый: родителям не хочется много заниматься ребенком, возня с ним больше утомляет, чем радует. И вот под это подгоняется теория: брать ребенка на руки вредно, откликаться на его плач в неположенное время баловство

Вариант второй: мать борется с собой, со своим материнским инстинктом, наступает на горло собственной песне, но считает, что ученым виднее. Хотя ей стоило бы лучше послушать себя, не вступать на путь мучительной и ненужной борьбы со своими собственными ощущениями правильного воспитания.

Это может показаться странным и не очень убедительным, но материнское чувство (как, кстати, и отцовское) не есть что-то данное богом прямо с момента рождения ребенка, а то и до этого. Некоторые женщины считают себя какими-то неполноценными от того, что не сразу испытывают материнские чувства. Это может прийти и со временем. И тогда чувство удивления надо же, живет это произошло из меня сменяется естественным материнским чувством. В молодых семьях этот процесс нередко затруднен из-за слишком уж резкого перехода от беспечной, разнообразной жизни к рутинной, однообразной и монотонной, вызывающей усталость не только физическую, но и психологическую.

Как нам кажется, не следует предъявлять слишком жестких требований к ребенку и самому себе как родителю. Каждая семья может найти удобный для себя стиль жизни с младенцем: ритм и способ кормления, пеленания, укладывания, игры, устраивающий и родителей и малыша. Ребенок не страдает диатезом, бумажные подгузники не вызывают на нежной кожице раздражения зачем же вы обременяете себя стиркой марлевых, да еще и гладите их с двух сторон? Не лучше ли сэкономить время и силы, чтобы поговорить с малышом, поиграть с ним? Ваше дитя не пугается незнакомых лиц и доверчиво улыбается в ответ на чужую улыбку? Попробуйте сходить ненадолго с ним в гости к друзьям (конечно, в нешумную, желательно некурящую компанию). Вам надоело бродить с коляской в одном и том же чахлом сквере? Пусть папа подвесит ребенка в специальном рюкзаке (лучше до полугода на грудь, а не на спину), возьмите еду в бутылочках и сменные штанишки и отправляйтесь в лес, за город, в дальний парк. Если малыш здоров и такие нарушения режима нечасты, ничего не случится, даже если он и поспит не у себя в кроватке, а на папином животе. Зато и ему, и себе вы доставите новые впечатления, сможете разнообразить жизнь. Чем лучше вам будет удаваться приспособить себя к ребенку, а его к себе, чем меньше вы будете уставать и чем больше переживать совместных радостей, тем больше удовольствия принесет вам родительство.

Брать ребенка на руки — не значит баловать. Это не только ласка, но и верный способ дать малышу возможность почувствовать себя уверенно.

Побольше ласки!

Какое положение ему наиболее удобно, «подскажет» даже новорожденный. Так что следуйте своей материнской интуиции, чтобы понять, когда младенец чувствует себя комфортно. Уверенность. Самоутверждение. Спокойствие. Вы хотите, чтобы у вашего крохи все это было? Так берите его на руки и ласкайте как можно больше! Потому что, обнимая и прижимая крошку к себе, вы даете ему понять, что вы с ним едины. Ваш запах и даже вкус вашей кожи, который малыш чувствует, пытаясь покусывать вас, когда вы берете его на руки, являются «каналами передачи информации» — хоть и весьма специфическими и интимными, но позволяющими ему вступить с вами в контакт. Некий секретный код сообщает ребенку это моя мама, она готова позаботиться обо мне, она по-прежнему меня любит — как и тогда, когда я еще был в ее животе. И он спокоен, он чувствует уверенность, которую потом пронесет через всю жизнь, потому что именно в ней коренятся его будущие ум и чувство собственного достоинства. Это основные инструменты роста и взросления, которые стимулируют становление самостоятельности ребенка, помогают ему с большей легкостью переживать разлуку с мамой. И как следствие, когда он почувствует призывы естественного любопытства и стремления изучить окружающий его мир, они дадут ему силы и мужество противостоять препятствиям, которые встретятся на его пути. Именно потому, что он не будет чувствовать себя одиноким. Да, все начинается с самых первых объятий. Бурная мамина реакция на плач младенца и на его призывы к ласке создает в психике малыша эффект твердой уверенности в себе.

Безопасное гнездышко

На первом году жизни младенца, и особенно в течение первых шести месяцев, не существует никаких ограничений в том, как часто нужно и можно брать ребенка на руки. Вместе с тем, именно на этом основаны опасения, что так можно и избаловать ребенка, заложить в нем зависимость от вас, что позднее явится причиной того, что избавление от этой зависимости будет стоить ему немалых усилий. На самом же деле каприз, запускающий механизм «избалованности», предполагает наличие определенного склада ума, который появляется у детей, которым уделяют мало внимания. Обычно это происходит, когда мама недостаточно внимательно относится к некоторым важным этапам развития малыша, например, к таким, как переход с протертых смесей на твердое питание или приучение к горшку, пренебрегает потребностями ребенка в физическом контакте с ним. А если это происходит раньше времени, то малыш может чувствовать себя одиноким и заброшенным в этом неизведанном мире, пока еще слишком большом для него. Помимо питания, одной из насущных потребностей ребенка первого года жизни является необходимость ощущать мамины прикосновения, чувствовать себя прижатым к ее телу — как будто он ностальгирует по тому времени, которое провел в ее животе. И правда, не следует забывать, что ребенок провел девять месяцев в очень тесном «гнездышке». Поэтому, появившись на свет, он инстинктивно стремится найти такое же «теплое местечко». А им-то и должны стать мамины руки и руки других близких ему людей, готовых прижать его к себе и укачивать, тем самым помогая ему достичь вожделенной цели.

В таком возрасте одним из основных страхов ребенка является ощущение пустоты: например, если он окажется в очень просторном помещении, в большой кровати или если его поднять на руках высоко вверх — так, что он потеряет контакт ножек и ручек со знакомыми ему «точками опоры». Поэтому, когда вы берете младенца из кроватки или коляски, старайтесь, чтобы его ножки не висели в воздухе, сразу же прижимайте его к груди и кладите ему руку на спинку, приближая малютку к себе еще больше.

Потихоньку расстаемся

Если в первое время вы инстинктивно прижимаете ребеночка к себе по первому же его зову, то позже вам становится все сложнее совмещать потребности ребенка с вашими собственными. Маме тоже нужно отдохнуть, да и вовсе увеличивающимся весом малыша труднее справляться. Настала пора прибегнуть к некоторым ухищрениям, которые в то же время не создавали бы у малыша впечатления, что ваши любящие руки вдруг стали какими-то безразличными. Когда вы чувствуете себя уставшей, посадите его в рюкзачок-«кенгуру» — так вы сможете носить его с собой без особого напряжения. Или доверьте его папиным рукам. Или положите в кроватку рядом с бабушкой, а сами тем временем спокойно передохните. Естественная потребность малыша в физическом контакте с вами со временем будет ослабевать, поскольку в течение первого года жизни ребенок будет стремиться к достижению определенного важного рубежа, за которым последует совсем другая тенденция — желание постигнуть окружающий мир. И малыш, заряженный полученной от вас любовью и чувством защищенности, станет исследователем нового для него мира, постепенно обретая самостоятельность.

Многие родители считают, что брать ребёнка на руки нужно как можно меньше, чтобы не избаловать его. Нередко приходится наблюдать такую сцену: малыш громко кричит, бабушка подходит к кроватке и хочет взять его на руки, а молодая мама решительно этому противится, объясняя, что ребёнок привыкнет к рукам и никому не даст покоя. Действительно, в житейской практике издавна известно, что новорождённого можно успокоить, взяв его на руки и покачав. А подрастая, малыш начинает целенаправленно проситься на руки, требуя, чтобы его носили, играли с ним, баюкали. Зачем же ему нужно, чтобы его взяли на руки? Что это ему даёт?

Отвечая на подобные вопросы, давайте вновь обратимся к периоду новорождённости. Это беспокойное для родителей время, ребёнок часто плачет: его нервная система ещё недостаточно окрепла, поэтому он легко перевозбуждается, пищеварительная система тоже пока не отладилась – его часто мучат газы, боли в животе. Когда Вы берёте плачущего малыша на руки, это его, как правило, отвлекает и успокаивает. Ваши движения, тепло Вашего тела и давление на животик существенно помогают ему. Кроме того, на него положительно влияет Ваша нежность, ласковый разговор, баюканье. В первые два месяца можно не бояться избаловать ребёнка.

Но вот малышу 3-4 месяца. В этом возрасте его перестают беспокоить газы и он более адаптирован к внешней среде. Ему всё так же нравится, когда Вы берёте его на руки, но теперь уже по другим причинам. Учёные выяснили, что расстояние в 30-40 см наилучшее для работы зрительной системы младенца. А ведь это как раз расстояние между лицом матери и ребёнка, когда она держит его на руках в положении «под грудью». Мы уже рассказывали о том, какой интерес представляет для младенца человеческое лицо. Лучшая ситуация для удовлетворения этого интереса – на руках у взрослого.

Вы, наверное, замечали, что дети любят, когда их носят по комнате, что-то показывают и рассказывают. Это очень полезное занятие с точки зрения психического развития ребёнка. Малыш беспомощен и нуждается в Ваших руках, чтобы получить новую информацию об окружающем мире. С Вашей помощью он удовлетворяет важнейшую психологическую потребность в новых впечатлениях.

Детям нравится, когда их качают на руках, слегка подбрасывают, поворачивают из стороны в сторону. Всё это прекрасная и необходимая тренировка для вестибулярного аппарата, богатый источник информации для рецепторов мышц, костей, сухожилий, кожи и др. 7-8-месячные дети просятся на руки, чтобы поиграть со взрослым в «ладушки», «сороку», покатать машинку. Нередко, ещё до того как ребёнок начинает самостоятельно ходить, он стремится всё время быть с матерью, и ей приходится подолгу носить его на руках. Возможно, ребёнок плохо себя чувствует из-за прорезающихся зубов и особенно нуждается в Вашем утешении. Однако нет необходимости постоянно держать его на руках, даже когда он капризничает. Вполне достаточно, если Вы, находясь в поле зрения малыша, будете заниматься своими обычными делами и время от времени ласково с ним разговаривать. Ваше присутствие и участие его успокоят.

К концу первого года многие дети часто просятся на руки для того, чтобы воспользоваться взрослым как средством достижения своей цели, например, когда малыш хочет что-нибудь рассмотреть или достать (интересную игрушку на верхней полке или яркую коробочку на шкафу).

Итак, на руках у взрослого малыш получает наилучшие возможности для успешного психического развития. С этой точки зрения можно даже сказать, что малыш имеет право требовать, чтобы его взяли на руки. Это для него жизненная необходимость. Не отказывайте ему в этом. Родители, которые больше всего другого боятся избаловать ребёнка, в первую очередь думают о собственном комфорте, не заботясь о реальных потребностях и условиях развития малыша. Конечно, во всём нужно соблюдать меру. Об избалованности мы будем говорить отдельно. А теперь о том, давать ли младенцу соску?

Соски-пустышки недавно широко использовались при уходе за ребёнком, особенно если он много плакал. В последнее время некоторые врачи и родители неодобрительно относятся к пустышке, считая, что она порождает вредную и неприятную привычку. С чем же связано сосание соски? Вредно ли оно? Каков его психологический смысл для ребёнка?

Прежде всего дело в том, что у младенца есть врождённая потребность сосания. Особенно сильно она проявляется в первые 3-4 месяца. В это время малыш может быстро наедаться, а его потребность в сосании остаётся неудовлетворённой. Если Вы видите, что ребёнок после еды ловит ротиком пальцы или край пелёнки, значит, ему хочется сосать и надо дать ему пустышку. По мнению врачей, сосание соски-пустышки меньше деформирует растущие зубы, чем сосание пальцев.

С сосанием связан ещё один важный психологический момент. Во время еды у младенца наступает так называемое пищевое сосредоточение. Все посторонние движения затормаживаются, и младенец занят только тем, что сосёт и проглатывает материнское молоко. На этом механизме основано успокаивающее действие сосания. Плачущего, беспокойного ребёнка часто успокаивает соска-пустышка. Поэтому можно давать ему пустышку с самого рождения (но она должна быть короткой, чтобы не доставала до гортани и ребёнок ею не давился). Вероятно, к полугоду Ваш малыш сам от неё откажется. Но бывает и так, что дети не отказываются от соски и до 1-2 и даже 3-х и более лет. В этом тоже нет ничего опасного. Ребёнку нужно дать возможность перерасти свою привычку. Не смейтесь над ним, не стыдите его. Не стоит её выбрасывать или делать вид, что она потерялась, если малыш плачет и настаивает, чтобы ему дали соску. Отучая малыша от пустышки, лучше заручиться его желанием расстаться с ней.

Сначала перестаньте давать пустышку днём, когда ребёнок сам проявляет к ней наименьший интерес. Можно попробовать заменить соску личной игрушкой, с которой малыш будет укладываться спать. Постепенно, понимая, что потребность сосать не исчезнет резко и быстро, сократите время сосания. Было бы ошибкой просто забрать у малыша пустышку и заставить его страдать. Попробуйте в период отвыкания от соски быть внимательнее к ребёнку, больше с ним общаться и играть, купите ему новую игрушку.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди