Рисование тычком в средней группе
Цель: учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура;
Образовательные: формировать умения рисовать гуашью используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида лисы
Развивающие:. развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей. Способствовать развитию любознательности.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к живой природе.Воспитывать аккуратность во время работы. Предварительная работа: рассматривание с детьми картинок с изображением лисы. Чтение рассказа Е.И.Чарушина «Лисята», заучивание потешки про лису.
Оборудование и материал:
Картинки с изображением лисы, кошки, собаки, фланелеграф, сундучок, шаблоны лисы, жесткие кисточки №6, тонкие беличьи кисточки №2, лист бумаги формат А4, гуашь, простой карандаш, тряпочки, подставки для кисточек, стаканчики для воды.
Я вношу в группу сундучок.
Ребята, хотите узнать, кто у меня здесь спрятался?
Проводится игра «Кто лишний?». На фланелеграфе карточки с изображением кошки, собаки, лисы.
Кто лишний и почему?
Лиса, потому что это дикое животное, кошка и собака домашние животные.
Правильно. У меня в сундучке спряталась лисичка. Сейчас мы подойдем к сундучку и выберем лисичку, которая вам понравилась.(в сундучке лежат разные шаблоны лисы: лиса лежит, сидит, стоит). Дети выбирают себе контур и обводят его простым карандашом.
Давайте с вами вспомним потешку, которую мы знаем про лису. (показ иллюстрации)
Знает лисонька - лиса:
В шубе вся ее краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
Какая у лисы шуба? (пушистая)
Каким она цветом? (рыжая или оранжевая)
Ребята молодцы! Чтобы и у нашей лисички была такая же шубка, предлагаю нарисовать шубку методом тычка. Но сначала мы попробуем сделать это без краски.
Напоминаю и показываю детям, как правильно держать кисточку.
Выполняем упражнение – разминку с кисточкой.
Кисточку вот так возьмем - (тремя пальцами, но выше металлической части кисточки.)
И стучать сейчас начнем.
Контур наш мы обведем (тычок по контуру без краски)
К голове опять придем. (тычком разукрашиваем голову)
Разукрасим мы тычком,
Нашу лисоньку кругом. (Тычок по всему рисунку)
Еще раз показываю и объясняю.Дети сначала обводят контур лисички пальцем, затем выполняют тычки кисточкой с жесткой щетиной без краски по контуру лисы. Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части, кисточка ставится вертикально листу бумаги и сверху опускается вниз, ритмично повторяются движения. Дети повторяют за мной. Предлагаю детям начать самостоятельно рисовать тычками. Сначала по контуру, делая тычки рядом друг с другом, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками закрашивать поверхность внутри контура лисы.
Нетрадиционная техника для детей 4-6 лет в детском саду. Мастер-класс "Зайчик"
Цель: выполнение рисунка в технике рисование методом "тычка" жёсткой полусухой кистью.
Задачи: - учить выполнять рисунки в нетрадиционных техниках;
- способствовать развитию у детей творческих способностей;
- учить быть аккуратными при работе с гуашью.
Описание: Мастер-класс знакомит детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование жёсткой полусухой кистью методом "тычка".
Назначение: Данный мастер-класс будет интересен всем, кому нравиться рисовать. Например, педагогам, работающим с детками среднего и старшего дошкольного возраста.
Материалы: бумага для рисования, жёсткая кисть №5, простые кисти №5 и №3, стаканчик с водой, гуашь и тканевая салфетка.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята,сегодня мы будем с Вами рисовать! Рисовать интересным способом. Посмотрите, у Вас на столе лежит всё необходимое для этого: и кисти, стакан с водой, и гуашь, и бумага.
А что же мы будем рисовать? Послушайте загадку:
"Я справляюсь очень ловко,
С сочной, свеженькой морковкой.
А еще люблю капусту,
Зря считают меня трусом,
Признаю, что быстр на ноги,
Пыль мне – дальняя дорога,
Ну – ка кто я угадай ка,
Ведь зовусь я братец –(Зайка).
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, это зайчик. Мы будем рисовать зайчика.Какой бывает зайчик?
Ответы детей.
Воспитатель : Да, зимой зайчик белый, а летом серый. Послушайте стихотворение:
"Зайка по лесу ходил,
Шубку белую сменил
На красивый серый мех
Чтобы прятаться от всех
Под деревьями,кустами,меж
Огромными камнями,
Чтоб и в поле, и в лесу
Обхитрить сумел лису." М. Пиудунен
Воспитатель: Вот именно серого зайчика мы и нарисуем. А рисовать мы его будем не простым, а необычным способом- методом "тычка" жёсткой полусухой кистью. Этот метод очень прост в исполнении. Возьмите лист бумаги, гуашь и жёсткую кисть. Чуть-чуть обмакните кисть в гуашь и "тыкните" ей в лист бумаги - вот это и есть метод "тычка". Основные правила данного метода:
- рисуем сухой кистью,
- после промывания кисти протираем её насухо тканевой салфеткой,
- не наносим традиционные мазки, а наносим рисунок "тыча" в лист бумаги.
Теперь можно начинать рисовать.
1. Тонируем фон. Для этого наносим кистью №5 воду на лист бумаги, оставляя сухим край листа. Затем наносим краску и равномерно располагаем на листе. Фон готов.
2. Берём жёсткую кисть №5, рисуем серой гуашью овал по середине листа, расположенного горизонтально. Не забываем, что мы не наносим традиционные мазки, а используем метод "тычка".
3. Теперь слева, чуть выше рисуем круг, это голова.
4. Теперь ушки.
5. Хвостик.
6. Лапки.
7. Белой гуашью - глаз, розовой носик, для этого используем кисть №3.
8. Теперь щёчки и усики, всё рисуем белой гуашью. Это делается для того, чтобы на тёмно-сером фоне хорошо было видно усики.
9.Теперь оформим мордочку чёрной гуашью, той же тоненькой кистью.
Зайчик готов.
А вот зайчик Катюши Е.
Она его нарисовала сама, следуя пошаговым фото. Только немного внесла изменений.
Зайчик получился красивый.
Не бойтесь пробовать рисовать! У Вас всё получится!!!
II ступень, 4 года
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Еремевцева Мария Николаевна
Тема занятия: «Лисица»
Цель:
Изучение строения игрушки. Рисование лисицы с помощью простых геометрических форм.
Задачи:
Обучающая – обучение детей изображать животных (лисицу) с помощью простых геометрических форм, передавая их образную выразительность, повторение основных цветов геометрических фигур;
Развивающая – развитие самостоятельности при выборе основных цветов;
Воспитательная – воспитание усидчивости, внимательности, аккуратности, бережного отношения к животным и игрушкам, умения слушать педагога
Изображение лисицы на интерактивной доске;
Изображение поэтапного рисования лисы на доске;
Изображения геометрических фигур;
Плакат с изображением основных цветов;
Игрушка лиса;
Альбомы, простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночка с водой.
План занятия:
Орг. Момент – 1мин
Актуализация знаний – 2,5мин
Сообщение темы урока – 0,5мин
Инструктаж – 1мин
Практическая работа – 10мин
Беседа и подведение итогов – 2мин
Уборка рабочего места – 3мин
Построение и переход на следующее занятие
Ход занятия:
Орг. Момент – 1мин
а) подготовка рабочего места
б) создание рабочей атмосферы
Актуализация знаний – 2,5мин
а) загадка о лисе;
в) что мы знаем о лисе (кратко).
а) «Лисица»
Инструктаж – 1мин
а) повторение основных геометрических фигур;
б) повторение основных цветов;
в) поэтапное рисование лисы простым карандашом;
г) раскрашивание.
Практическая работа – 10мин
а) индивидуальная и совместная работа, поэтапное рисование (я на доске, они в альбоме);
б) раскрашивание.
а) из выполненных работ создается экспозиция, проводится анализ работ;
б) повторение этапов изученного.
Уборка рабочего места – 3мин
а) вылить воду;
б) собрать портфели;
в) сдать альбомы преподавателю;
г) построение по парам и переход на следующее занятие.
Орг. Момент – 1 мин
(на перемене)
– Здравствуйте ребята, готовим своё рабочее место. Нам сегодня понадобятся простой карандаш и ластик, краски, кисти и вода. Альбомы я раздам, а кто его забирал домой достает из портфеля. И так, все приготовили, сели правильно, пора начинать урок.
Ход урока:
– Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители! Я рада видеть вас на своём уроке.
Сегодня, дорогие мои, у нас необычный урок – открытый, и ваши родители будут присутствовать на нём. Они посмотрят, чему мы научились с вами за это время и как свои знания и умения можем применить. И мы в свою очередь должны все это продемонстрировать. Я хочу вас попросить, чтобы вы внимательно слушали и активно участвовали в беседе со мной, выполняли все задания. И так начнём!
Актуализация знаний – 2,5мин
– Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы внимательно послушаете её:
Посмотрите-ка какая –
Вся горит как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы ….? (Лису)
(сюрпризный момент, достаю лису (игрушку) из шкафа, показываю на интерактивной доске изображение лисы)
– Что вы знаете о лисе? Посмотрите, какая она? (диалог с детьми )
Лиса очень красивое животное, с длинным пышным хвостом, красивым мехом и заостренной мордочкой.
Лиса – очень известный персонаж русских народных сказок, а также множества других сказок и рассказов.
– Какие вы помните сказки где героем была лиса?
Например, в известной сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» лиса Алиса – одно их главных действующих лиц.
«Теремок», «Колобок»
– А знаете ли вы, как называется лисий дом?
Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы.
– А как вы думаете, что едят лисы?
Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых.
Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой.
Сообщение темы урока – 0,5мин
– И так, темой нашего урока будет «Лиса», а точнее, рисование лисы с помощью простых геометрических форм. Нарисуем нашей лисичке подружек, а она посидит посмотрит как мы это делаем.
Инструктаж – 1мин
– Давайте повторим основные геометрические фигуры (я показываю фигуры, дети дружно отвечают: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник )
А теперь повторим цвета (на плакате показываю основные цвета, дети дружно их называют )
Молодцы, ребята! Посмотрим на доску, где изображено поэтапное рисование лисицы. И так, давайте скажем, с помощью каких геометрических фигур (форм) нарисована лисица? (круг, овал, треугольник )
А сейчас, вместе со мной, вы в альбомах, а я на доске, нарисуем лисицу простым карандашом, а затем раскрасим её красками.
Давайте вместе со мной нарисуем лисичку!
Практическая работа – 10мин
– Сначала нарисуем нашей лисичке голову, какую геометрическую форму нам нужно нарисовать? (круг );
Затем, рисуем туловище, какую геометрическую фигуру оно нам напоминает? (овал );
Затем хвост, он какой? (тоже овальный );
Переходим к мордочке, что по форме она нам напоминает? (треугольник ), посмотрите внимательно, где мы еще можем найти треугольник? (ушки );
Рисуем глазик и нос (круглый );
Что нам еще осталось нарисовать лисичке? (лапки ), они какие? (овальные ).
Вот мы и справились, нарисовали лисичку простым карандашом.
Вы наверное устали, проведем физкультминутку!
Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
Снова рисовать начнем!
Потерли ручки, глубоко вздохнули, вот и отдохнули!
А сейчас нашей лисичке нужно подарить цвет! Какой цвет мы выберем? (оранжевый );
Берем кисточки, смачиваем в воде, набираем оранжевую краску.
Смотрим на лисичку, она вся рыжая? Где нам нужно оставить белый цвет? (на кончике хвоста и грудке );
Теперь раскрашиваем носик и глазик, какой мы берем цвет? (черный).
Вот мы и справились!
Беседа и подведение итогов – 2мин
– Давайте подведем итоги. Что мы рисовали сегодня? (лису );
Какими геометрическими формами пользовались? (круг, овал, треугольник );
Какими цветами? (оранжевым, черным, оставляя кончик хвостика белым );
Как вы думаете, нам все сегодня удалось? Вы справились?
Молодцы ребята!
Уборка рабочего места – 3мин
– А сейчас мы уберем свои рабочие места. Мойте кисточки, закрывайте краски, убирайте все в портфель (Собираю детские рисунки и составляю выставку работ).
Построение и переход на следующее занятие.
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Сказка +ИЗО». Тема «Лиса» (рисование тычком).
Цель: 1)учить делать детей тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура; 2)формировать коммуникативные и речевые способности детей средствами театрально-игровой деятельности.
Образовательные : 1)формировать умение рисовать гуашью, используя тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура; 2)учить драматизировать сказку посредством выразительности интонации, мимики, жестов, движений головы и туловища; учить детей говорить и действовать от имени принятой роли; обучать детей навыкам партнерства в совместной деятельности.
Развивающие : развивать память, мышление, внимание, познавательные способности; развивать вербальные формы общения.
Воспитательные : воспитывать у детей любовь и интерес к сказкам; воспитывать интерес к совместной деятельности и доброжелательные отношения между детьми; формировать переживания эмпатийного характера (сочувствие, радость).
Предварительная работа : рассматривание с детьми картинок с изображением лисы, иллюстраций к сказке «Колобок»; чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята»; заучивание потешки про лису.
Оборудование и материал : картинки с изображением лисы; декорации для сказки: изба, несколько деревьев, пенек для колобка, костюмы лисы, волка, зайца, медведя; жесткие кисточки №7, тонкие беличьи кисточки №2, лист бумаги формат А4, гуашь, салфетки, подставки для кисточек, стаканчики для воды.
Воспитатель вводит детей в группу. Среди них дети, одетые в героев сказки «Колобок», и просто нарядные дети. Они здороваются с гостями. Воспитатель говорит:
Покажем для наших гостей и друзей сказку «Колобок» .
В лесу на полянке домик. Около него столик с домашней утварью. Выходит сказочница в русском платке
Зрители рассаживаются на ковре: Зубарева, Плехов, Русмальс. Идет драматизация сказки (видеоматериал прилагается)
Колобок – Даша Быкова
Лиса – Катя Гривцова
Заяц – Сеня Хабибулин
Медведь – Настя Топкисова
Волк – Секацкий Кирилл
Старуха – Жасмин Рахимова
Старик – Егор Коротков
После драматизации проводится беседа:
Кто съел Колобка?
Лиса какая? (хитрая, плутовка)
Этот персонаж часто встречается в русских народных сказках. Какие еще сказки вы знаете с участием Лисы? («Лиса и журавль», « Битый небитого везет», «Лисичка со скалочкой»)
ЗВУЧИТ ПОТЕШКА ПРО ЛИСУ:
Знает лисонька–лиса: в шубке вся ее краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей.
Давайте мы сегодня попробуем нарисовать эту хитрую плутовку. Но сначала скажите, какого цвета у нее шубка? (рыжая, оранжевая) А еще какая? (пушистая). Для того чтобы вы сумели передать в рисунке пушистый мех лисы, я познакомлю вас с новым приемом рисования – тычком жесткой полусухой кистью
Давайте я помогу вам снять костюмы (шапочки), чтобы они не мешали вам работать. Рассаживайтесь за столы, занимайте свои места (РОСТ!) И помните, что спинки надо держать прямо, на стол валиться и ставить локти не надо!
На столах лежат готовые контуры лисы для закрашивания, нарисованные детьми заранее; стоит гуашь оранжевого и черного цветов, подставки для кисточек, кисточки толстые и тонкие, стаканчики с водой, тряпочки или салфетки.
Итак, сначала поучимся рисовать без краски.
Напомнить и показать детям, как правильно держать кисточку
Упражнение-разминка с кисточкой:
Кисточку вот так возьмем (тремя пальцами, но выше металлической части кисточки)
И стучать сейчас начнем.
Контур наш мы обведем (тычок по контуру без краски)
К голове опять придем.
Разукрасим мы тычком нашу лисоньку кругом (тычок по всему рисунку)
Воспитатель еще раз показывает и объясняет. Дети сначала обводят контур лисички пальцем, затем выполняют тычки кисточкой с жесткой щетиной без краски по контуру лисы. Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части, кисточка ставится вертикально листу бумаги и сверху опускается вниз, ритмично повторяются движения. Дети повторяют за воспитателем. Предложить детям начать самостоятельно рисовать тычками. Сначала по контуру, делая тычки рядом друг с другом, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками закрашивать поверхность внутри контура лисы. Физ. минутка.
А в четверг к нам приходила хитрая лисичка (ходьба на месте с имитацией мягких шагов лисицы),
Показала хвостик рыжий, мягкий и пушистый (повороты туловища вправо, влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше)
Посидели, постояли, притаились как лиса (приседания)
Мышку в норке поискали (присели и пальчиками рук разгребаем землю)
Вот какие чудеса! (встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).
Когда краска высохнет, мягкой кистью рисуем глаза, нос, усики, коготки на лапках. В конце занятия подводятся итоги: Ответьте на мой вопрос: «С каким новым приемом рисования мы познакомились? Как мы рисовали сегодня? (должны прозвучать ответы детей: «тычком», «тыкали кисточкой, чтобы получить пушистый оттиск кисточки на бумаге) Молодцы! Какие рыжие и пушистые лисички у вас получились!