13.02.2019

Камень на камне происхождение фразеологизма. “Не останется здесь камня на камне”. Не оставлять надежду


Многие выражения пришли в нашу лексику из Библии. В былые времена люди были очень религиозными, знали много историй из писания и другой подобной литературы. В принципе - это вполне объяснимо. Христианство у наших предков было неотъемлемой частью жизни (я бы сказала, даже основной его составляющей).

Выражение в наше время

В наше время, с неоднозначным отношением к религии, очень часто можно услышать выражение "камня на камне не оставить" .

Так говорят, когда хотят:

Так откуда же оно взялось это "камня на камне не оставлю"?

В Библии есть описание следующей ситуации, когда Иисус Христос предрек разрушение Иерусалима, сказав, что наступит момент, когда от этого города "камня на камне не останется". Это событие не заставило себя долго ждать. Во время восстания Тита 66-71 года нашей эры город действительно был разрушен. Печальный факт, но он есть в истории. Людям это очень запомнилось. Оно не только укрепило их в вере, но и стало крылатым выражением.

Ну, что же, жизнь продолжается, история развивается, одни выражения приходят в лексику, другие забываются.

Много замечательных фразеологизмов подарила нам Библия - самая печатающаяся книга до сих пор. Выражение "камня на камне не оставить" знают, наверное, все. Рассмотрим его значение, происхождение и приведем примеры.

Происхождение и значение

Если читатель хочет узреть фразу в первоисточнике, то он должен заглянуть в Евангелие от Матфея. Не думайте, что мы не знаем конкретного расположения выражения. Речевой оборот "камня на камне не оставить" находится "по адресу": Евангелие от Матфея, глава 24, стих 2.

Смысл его - разрушить до основания. Но часто используется в значении "разбить наголову". В общем - уничтожить, не оставить ничего. Даже если не знать истории, можно догадаться. Например, частенько, когда разрушают здания, от них остается фундамент. А выражение, в свою очередь, говорит о том, что даже стройматериалов не будет.Камня на камне не оставить - значит, уничтожить все до состояния пыли.

Употребление

Выражение не стыдно употреблять публично: в речах, комментариях, в обычном разговоре между людьми. Его особенно любят спортивные журналисты за точность формулировки. Тем более что различные соревнования располагают к хлестким метафорам. Например, так: "Интер" разбил "Милан" в дерби; "черно-синие" не оставили камня на камне от защиты соседей.

Поэтому даже человек, никогда не открывавший Библии, восстанавливая смысл по контексту, с легкостью ответит на вопрос о значении выражения. Конечно, при этом надо интересоваться спортом. Но сейчас государственная программа такова, что спортом не увлекается только тот, кто вообще не включает телевизор. Остальные же более или менее в курсе событий.

Отдельная история - это идеология "здоровый образ жизни", или сокращенно ЗОЖ. К ней можно относиться как угодно, но одно неоспоримо - ходить в тренажерный зал лучше, чем пить водку. Другими словами, мы уверены, что ЗОЖ, пользуясь фразеологизмом, не оставит камня на камне от вредных привычек нации. Правда, главное, чтобы все это дело не навязывалось, в противном случае толка не будет. Но не стоит о грустном.

Например, человеческих отношений, или чьих-то планов. Однако в первоисточнике это выражение употреблялось в прямом смысле, и было пророческим. В Евангелии эти слова произносятся дважды.

Когда Иисус подходил к Иерусалиму, то увидев городские стены Он неожиданно заплакал и стал говорить о бедах, грозящих городу. Закончил Он свою речь такими словами: «И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».

Говоря о «посещении» Христос имел ввиду Свой приход в столицу Иудейского царства. Возникает вопрос; как же Иерусалим не узнал «времени посещения своего», если жители города с почетом и славой встретили Иисуса?

Да, Иерусалим с торжеством встречал Спасителя. Но всего через несколько дней все изменилось. Те же самые люди, наученные своими вождями, потребовали у римского наместника Понтия Пилата предать Иисуса жестокой казни. И это было исполнено…

Второй раз Иисус употребил вырежние «камня на камне» уже будучи в Иерусалиме. Однажды, глядя на Иерусалимский храм, апостолы стали говорить о его величии и великолепии. Иисус же, услышав их разговор, сказал: «Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено». Так он повторил пророчество о горькой судьбе города и храма.

Эти слова Христа сбылись через несколько десятков лет. В 66 году нашей эры иудеи подняли восстание против Рима. А через три года после этого, в 70 году, войска римского полководца Тита взяли Иерусалим. В результате осады и штурма город превратился в руины. Грандиозный Иерусалимский храм был полностью разрушен. До наших дней сохранилась лишь небольшая часть западной его стены, которая теперь носит имя Стены Плача.

Иерусалимский храм имел особое место для религии Ветхого Завета - только в нем иудеи могли совершать жертвоприношения. Вокруг него строилась вся богослужебная жизнь.

С его разрушением Иудейское царство прекратило свое существование, а сами иудеи были рассеяны по всему миру.

Обращаясь к ученикам, Христос предостерег: “Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят”. Эти слова Христа исполнились.

(Евангелия от Матфея, 24; от Марка, 13; от Луки, 21:5-38)

Однажды, выходя из храма, ученики обратили внимание Иисуса на величие и красоту этого сооружения, массивные стены которого выдержали некогда осаду армии Навуходоносора.

Перед Иисусом было действительно великолепное зрелище, но Он с грустью сказал: “Я вижу все это. Строение прекрасно. Но послушайте Меня: придет день, когда не останется здесь камня на камне; все будет разрушено”.

Христос говорил это перед большим скоплением народа. Но, когда Он остался один, Петр, Иоанн, Иаков и Андрей пришли к Нему на гору Елеонскую. “Скажи нам, – попросили они, – когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?” Отвечая Своим ученикам, Иисус не стал разделять два события – разрушение Иерусалима и великий день Своего пришествия, слив воедино их описание, предоставив ученикам возможность самим уяснить заложенный в них смысл. Когда Он говорил о разрушении Иерусалима, Его пророческие слова значили гораздо больше и предрекали грядущее вплоть до последнего великого дня, когда Господь восстанет, чтобы наказать мир за его грехи. Это слово сказано было не только для учеников, но и для тех, кто будет жить в последние дни земной истории.

Обращаясь к ученикам, Христос предостерег: “Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят”. Эти слова Христа исполнились. В период между Его смертью и осадой Иерусалима появилось много лжехристов. Но это предостережение справедливо и для живущих в последнее время. Тот же самый обман, к которому прибегали лжехристы до разрушения Иерусалима, повторялся на протяжении всех веков и будет совершаться в будущем.

“Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец” (то есть не конец иудейского народа), – сказал Христос. “Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней”. Перед разрушением Иерусалима люди боролись за власть, повсюду велись войны и распространялись военные слухи. “Все эти знамения, – предупредил Иисус, – лишь начало Его судов”.

“Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга”. Все это пережили христиане.

Через Своих слуг Бог дал иудейскому народу последнюю возможность покаяться. Он являл Себя через Своих свидетелей, которых судили и бросали в тюрьмы, а судьи выносили им смертный приговор. Всякий раз, когда преследуют христиан, свидетели этих гонений делают выбор: за Христа или против Него. Те, кто проявлял сочувствие к невинно осужденным, показывают свое расположение ко Христу. Другие же раздражены тем, что принципы истины находятся в прямом противоречии с их обычаями.

Христос дал своим ученикам знамение скорой гибели Иерусалима и объяснил, как спастись. “Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что эти дни отмщения, да исполнится все написанное”. Христос предупреждал о событиях, которые произойдут через сорок лет, при разрушении Иерусалима. Христиане вняли этому предостережению, и ни один из них не погиб во время осады города.

“Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу”, – сказал Христос. Творец субботы не отменил ее, пригвоздив ко кресту. Смерть Христа не умалила субботу. Через сорок лет после Его распятия суббота должна была оставаться по-прежнему святой. В течение сорока лет ученикам надлежало молиться, чтобы их бегство не случилось в субботу.

От разрушения Иерусалима Христос сразу же перешел к самому великому событию – к последнему звену в цепи истории нашей земли. Он начал говорить о пришествии Сына Божьего в величии и славе. Между этими двумя событиями Христос видел целые столетия мрака, ознаменовавшиеся кровью, слезами и мучениями Его последователей. Его ученики не выдержали бы такого зрелища, и Иисус упомянул об этом лишь кратко. “Тогда будет великая скорбь, – сказал Он, – какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни”. Более тысячи лет продолжались такие гонения на последователей Христа, каких мир никогда не знал ранее. И если бы Господь не простер Своей руки, чтобы сохранить Свой народ, все бы погибли. “Но ради избранных, – сказал Он, – сократятся те дни”.

Гонения на религиозной почве вновь повторятся в истории. Властители издадут законы, ограничивающие религиозную свободу. Они присвоят себе право, которое принадлежит одному Богу – распоряжаться совестью человека, над которой властен только Бог. Уже сегодня они начинают делать первые шаги и не остановятся до тех пор, пока не достигнут предела, через который уже нельзя перейти, потому что Бог вступится за Свой верный народ, соблюдающий заповеди.

Освобождением для детей Божьих станет Второе пришествие их Спасителя и Господа Иисуса Христа.

Подготовила И. Беднякова

Цитата из Библии. В Евангелие от Матфея сказано (глава 24):

"Мф.24:1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.

Мф.24:2 Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне ; все будет разрушено."

А также в Евангелии от Марка (гл. 13, ст. 2).

В выражении имеется в виду, что строение, построенное из камней, разрушено на столько, что не осталось даже двух сложенных камней.

Примеры

"Если бы не это спасительное вырождение, то от нашей цивилизации давно бы уже не осталось камня на камне , всё слопал бы чумазый."

"В моем юношеском организме, выражаясь образно, камня на камне не было, восстал язык на язык, царство на царство. В моей отчаянной душе раскалялась и бурлила наиотчаяннейшая любовь."

"Если бы вы поехали учиться! - говорил он. - Только просвещенные и святые люди интересны, только они и нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее настанет царствие божие на земле. От вашего города тогда мало-помалу не останется камня на камне - всё полетит вверх дном, всё изменится, точно по волшебству. И будут тогда здесь громадные, великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замечательные люди... Но главное не это. Главное то, что толпы в нашем смысле, в каком она есть теперь, этого зла тогда не будет, потому что каждый человек будет веровать и каждый будет знать, для чего он живет, и ни один не будет искать опоры в толпе. Милая, голубушка, поезжайте! Покажите всем, что эта неподвижная, серая, грешная жизнь надоела вам. Покажите это хоть себе самой!"


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди