18.02.2019

Ты эти буквы заучи. Создать условия для формирования УУД. Коротенький стих про алфавит


МБОУ Воинский УВК

Литературное чтение

1 класс

Учитель начальных

Классов Капаева Г.Р

Тема: С.Я. Маршак «Ты эти буквы заучи…»

Цель: формировать стремление к активной интеллектуальной деятельности; учить отвечать на вопросы полными ответами; повторить алфавит; формировать навыки выразительного чтения; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности; воспитывать интерес к предмету, внимание, мышление, память, трудолюбие.

Тип урока:

Усвоение новых знаний.

Оборудование:

Песня «АБВГДейка», иллюстрации

Ход урока

I Организационный момент.

У кого желанье есть
Чудо-азбуку прочесть,
Буквы тот от А до Я
Быстро выучит - как я!

(Звучит песня «АБВГДейка»)

II Постановка цели и задач урока.

Мотивация деятельности.

Послушайте сказку.

Жил-был Дракон.

Он был большой и сердитый. И вот однажды Дракон пролетал над волшебным городом.

Есть на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный,

С незапамятных времен

Букваринском звался он.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ:

Хлебосольный, незлобивый,

Дружный и трудолюбивый.

Подумайте, кто живет в Букваринске? (Буквы.)

Услышали буквы шум и заволновались. Они увидели, как что-то большое скрыло солнце. Но и Дракон увидел волнение букв, спустился и спросил: «Кто вы такие? Почему я вас до сих пор не встречал?»

Буквы спросили Дракона, почему он такой сердитый?

Потому что со мной никто не дружит, я всегда один. Зовут меня Дракон. Это я сейчас такой большой, надутый, как шар. Но я могу стать маленьким, если вы согласны со мной дружить.

Оставайтесь у нас, Дракон, - сказали буквы, - у нас много места для друзей.

Дракон стал уменьшаться и стал совсем маленьким. Буквы стали называть его Дракошей. Дракоша поселился в Букваринске и буквы научили его читать и писать. Трудно было ему вначале. Он один, а букв много. Пора и нам с вами отправляться в Буквознай-ку. Посмотреть как буквы учили Дракошу грамоте.

III Актуализация знаний.

Учитель читает стих-е Г. Сапгира «Азбука»

Аист крылья расправляет,

Аист книгу раскрывает.

В книге буквы и слова,

Аист видит букву «А».

И, надев очки на нос,

Он читает: аб-ри-кос.

Прочитал индюк:

Ин-дюк.

Это я!- сказал индюк.

Аист крылья расправляет,

Аист книгу закрывает.

Книга очень велика

Это АЗ-БУ-КА моя.

(Учитель рассказывает о происхождении слов «алфавит», «азбука»)

Слово алфавит происходит от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета (по-новогречески вита). Слово азбука – копия со слова алфавит – это слившиеся названия двух первых букв древнего славянского алфавита кириллицы: аз и буки.
Более 1000лет назад азбуки, которая передавала бы славянскую речь, тогда еще не существовало. Но славяне, пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году. В работе ему помогал брат Мефодий, хорошо владевший славянским языком.

IV Первичное усвоение знаний.

  1. Знакомство с биографией С.Я.Маршак
  2. Работа с произведением С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи…» стр. 82

Чтение стихотворения учителем.

  1. Ответы на вопросы.

О каких ключах идет речь в стихотворении С.Я. Маршака?

Почему буквы- это ключи?

Рассмотрите иллюстрацию. Все ли ключи есть у мультипликационных героях?

4. Чтение стихотворения детьми.стр.82

V Физминутка «Алфавит»

Вв
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…

VI Продолжение работы по теме.

Тому, кто хочет много знать,

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про реки, звезды и моря,-

Не обойтись без «Букваря».

Теперь, когда вы знаете буквы русского алфавита, «Азбука» приглашает вас в удивительный мир детских игр.

  1. Игра в «прятки» (найти «спрятанную» букву в слове и прочитать полученное слово)

Крошка, штучка, точки, сурок, беда,слова.(кошка, тучка,очки,урок,еда, сова)

Электронная физкультминутка дл глаз «Нарисуем песенку»

VII. Проверка понимания.

Вот веселый клоун Вася

Появился в нашем классе.

И принес с собой шары

Для любимой детворы.

Вам шары я подарю,

Но сначала всех прошу:

Объяснить пословицы.

1.- Объяснить смысл пословиц: «Грамоте учиться- всегда пригодится».

«С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь».

- «Азбука- первая ваша учебная книга, но чтобы вам было интересно на уроках.

VIII Рефлексия.

В народе говорят: «Азбука- ступенька к мудрости». Вы преодолели самую первую, самую трудную, самую важную ступеньку! Поздравляю вас! Желаю вам дружить с книгами, накапливать знания, стать грамотными и начитанными людьми.


йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс

Предмет: литературное чтение

Тема: Алфавит. С.Я. Маршак «Ты эти буквы заучи…»

Класс: 1

Тип урока: усвоение новых знаний.

Дидактическая цель: формировать стремление к активной интеллектуальной деятельности.

Задачи урока: * познакомить с алфавитом;

    формировать навык чтения;

    развивать любознательность.

Оборудование: картинки с буквами; алфавит; справочная литература; выставка книг.

Ход урока

I Организационный момент.

Не прошел еще январь,

Мы закончили «Букварь».

Много мы читали,

Многое узнали.

(Звучит песня «АБВГДейка»)

II Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельности.

Послушайте сказку: Жил был Дракон. Он был большой и сердитый. И вот однажды он пролетал над волшебным городом Букваринском.

(Как вы думаете, кто живет в этом городе?)

Услышали буквы шум и заволновались. Они увидели, как что-то большое скрыло солнце. Дракон тоже увидел волнение букв. Спустился он на землю и спросил: «Кто вы такие? Почему я до сих пор вас не встречал?» Буквы спросили Дракона, почему он такой сердитый.

Потому что со мной никто не дружит, я всегда один. Зовут меня Дракон. Это я сейчас такой большой и надутый, как шар. Но я могу стать стать маленьким, если вы согласитесь со мной дружить.

(Как вы думаете, согласились буквы дружить с Драконом?)

Дракон стал уменьшаться и стал совсем маленьким. Буквы стали звать его Дракошей. Он поселился в Букваринске и буквы научили его читать и писать. Трудно ему было вначале. Он один, а букв много.

Пора и нам с вами отправляться в Букваринск. Посмотреть как буквы учили Дракошу грамоте.

Ты садись в счастливый поезд

И помчим от А до Я…

III Актуализация знаний.

(Учитель читает стих-е Г. Сапгира «Азбука» и демонстрирует буквы и слова, которые читают дети)

Аист крылья расправляет,

Аист книгу раскрывает.

В книге буквы и слова,

Аист видит букву «А».

И, надев очки на нос,

Он читает: аб-ри-кос.

Прочитал индюк:

Ин-дюк.

Это я!- сказал индюк.

Два цыпленка запищали-

Отыскали букву «Ц».

В слове «цап-ля»-

«ц» в начале,

В слове «солн-це»-

«ц»- в конце.

Что же, Чижик,

Ты молчишь?

-«Чер-вя-чок»-

Читает Чиж.

В книгу смотрит

Грач ученый,

Рядом с ним сидит галчонок.

Букву «Г» малыш, учи.

Это «Г»- гнез-до, гра-чи.

Аист крылья расправляет,

Аист книгу закрывает.

Книга очень велика

Это АЗ-БУ-КА.

(Учитель рассказывает о происхождении слов «алфавит», «азбука»)

IV Первичное усвоение знаний.

    Чтение алфавита. Учебник- с.3

    Работа с произведением С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи…»

    Ответы на вопросы.

Что С. Маршак называет ключами?

Почему буквы- это ключи?

Рассмотрите иллюстрацию. Все ли ключи есть у мальчика?

4. Чтение стихотворения детьми.

V Физминутка.

VI Продолжение работы по теме.

Тому, кто хочет много знать,

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про реки, звезды и моря,-

Не обойтись без «Букваря».

Теперь, когда вы знаете буквы русского алфавита, «Букварь» приглашает вас в удивительный мир детской литературы.

    Чтение учителем рассказа В. Голявкина «Спрятался».

    Ответы на вопросы по содержанию в учебнике.

    Игра в «прятки» (найти «спрятанную» букву в слове и прочитать полученное слово)

Крошка, штучка, точки, сурок, беда,слова.

VII Проверка понимания.

Вот веселый клоун Вася

Появился в нашем классе.

И принес с собой шары

Для любимой детворы.

Вам шары я подарю,

Но сначала всех прошу:

Объяснить пословицы.

1.- Объяснить смысл пословиц: «Грамоте учиться- всегда пригодится».

«С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь».

2. Выставка книг: Т. Синицына «Алфавитная семья», В. Волина «Занимательное азбуковедение», С. Ожегов «Толковый словарь», А. Шибаев «Взялись за руки друзья», А. Прокофьев «Красный платочек» .

- «Букварь- первая ваша учебная книга, но чтобы вам было интересно на уроках, «Букварю» помогали другие книги…

VIII Рефлексия.

В народе говорят: «Азбука- ступенька к мудрости». Вы преодолели самую первую, самую трудную, самую важную ступеньку! Поздравляю вас! Желаю вам дружить с книгами, накапливать знания, стать грамотными и начитанными людьми.

Урок 21

Тема: С.Маршак «Ты эти буквы заучи…».

Цели:

формировать стремление к активной интеллектуальной деятельности; учить отвечать на вопросы полными ответами; повторить алфавит; формировать навыки выразительного чтения; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности; воспитывать интерес к предмету, внимание, мышление, память, трудолюбие.

Ход урока

    Орг. момент. Психологический настрой на успешную деятельность на уроке.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

    Повторение дом зад

    Алфавит.

Что такое алфавит? (Алфавит – это порядок букв, принятый в азбуке.)

Где мы не сможем с вами без него обойтись? (Он пригодится нам в словаре, в библиотеке, в журнале…)

Вы, ребята, уже знаете буквы русского алфавита. Их тридцать три, в алфавите они стоят по порядку.

Пожалуйста, обратите ещё раз внимание на то, как называются буквы русского алфавита! (Читают алфавит.)

    Знакомство с творчеством С.Я. Маршака. (Слайд № 3)

Самуил Яковлевич Маршак родился 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже в семье мастера-химика. Семья была дружная и большая.

Вряд ли найдётся ребёнок в нашей стране, который ещё до школы не знал бы, не слышал бы стихов Самуила Яковлевича Маршака. Они изданы у нас миллионными тиражами, переведены на многие языки мира, нашли многочисленное экранное и театральное воплощение.

В 1920 году, живя в Краснодаре, Маршак организует там комплекс культурных учреждений для детей, в частности создает один из первых в России детских театров и пишет для него пьесы. В 1923 году он выпускает свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»). (Слайд № 4)

Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

    С.Я.Маршак «Ты эти буквы заучи…» (Слайд № 5)

1). – Читаю стихотворение наизусть.

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишком.

Но для тебя они – ключи

Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку –

В любой рассказ найдёшь ты путь, (Слайд № 6, переключаю щелчком)

Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о морях, (Слайд № 7, переключаю щелчком)

О снеговых вершинах,

О звёздах, птицах и зверях,

Растеньях и машинах…

Тебе чудесные края

Откроет путь от А до Я. (Слайд № 8)

2). – К кому в стихотворении обращается автор? (К детям.)

Как вы понимаете слова С.Маршака «три десятка с лишком»? Что это значит? (Больше тридцати букв, т.к. в русском алфавите 33 буквы.)

3). Повторное чтение ( про себя.)

4). Словарная работа.

Связка – несколько однородных предметов, связанных вместе.

- Что автор называет ключами к книжкам?

(В данном стихотворении ключей волшебных связку это буквы алфавита.)

Как вы думаете, почему буквы – это ключи? (Благодаря буквам мы сможем прочитать любую книгу.)

4). Работа над выразительным чтением. ( Чтение текста вслух, постановка логического ударения, соблюдение интонации, пауз.)

5). Итог.

Что мы сейчас прочитали? (Стихотворение.)

Назовите название произведения. («Ты эти буквы заучи…»)

V. Итог урока.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

VI. Самооценка

Урок окончен.

Цель: формирование и развитие мотивации самостоятельного чтения, создание условий для организации самостоятельной деятельности учащихся по наблюдению, анализу алфавитного порядка букв.

Задачи:

  • создание ситуации успеха и разрыва, проанализировать проблему, закономерности и функционирование графической системы русского языка, развивать логическое мышление, фонематический слух, сравнивать буквы с ключами, формировать умение делать выводы, создание условий для овладения первичными библиографическими навыками в работе с книгой;
  • создание условий для активизации работы в малой группе, правила работы в паре.

Проектирование урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Учебные действия

Результаты

1. Создание ситуации успеха

«Пропуск в страну Грамотеев»
Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать.
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Есть ли в диалоге противоречие? Спор?
А что подтверждается? (подтверждается то, что хорошо уметь читать).
Прочитайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке
Загадка
Черные, кривые, от рождения все немые, а как встанут в ряд - сразу заговорят.
(Буквы)

Молодцы!
Пропуск в страну Грамотеев есть. А что же еще мы знаем о буквах?

Мотивация,
знаю - не знаю
Цель: звуки и буквы – не одно и то же

Буквы-иероглифы (китайская грамота)
Письмо рисунками, дорожная грамота.
В старину на Руси писали на бересте- берёзовой коре. Буквы выцарапывали острой палочкой. Она называлась «писа "ло»

Мотив

1) Ребусы (Вова, Валя, Вера)
2) Игротека Звуки - буквы «Загадки букв», «Стол заданий»
Ребус - это загадка, в которой слово изображено при помощи букв, рисунков, фигур
Из букв можно собрать слова - Метаграммы (лип-лапа)
Палиндромы (шалаш, топот)
Шарады
Омографы – пишутся одинаково, произносятся- в зависимости от ударения (а" тлас- атла с)

Игротека
Конструирование букв из палочек
А- Я
Чем особенны эти буквы?
- Cоставь из 6 палочек букву О.

Переложи 1 палочку так, чтобы получилась буква Н., переложи 2 палочки, чтобы получилась буква Е, переложи 1 палочку, чтобы получилась буква ь , переложи 1 палочку, чтобы получилась буква Б.
Составьте из букв слова.
2) - достраивание букв из овалов - заготовок ООО.
С буквой «Д» - вас в дом пускает, с буквой «з» - рычит, кусает.
(Дверь - зверь)
3) Чего больше? Звуков или букв?

2. Создание ситуации разрыва

Постановка проблемы, проблемная ситуация, цель учебной деятельности

Какой порядок букв называют алфавитный?
Сколько букв в русском алфавите?

Цель: узнать алфавитный порядок букв, правильно называть буквы, количество букв в русском алфавите

Фиксация мнений, запись на доске.

3. Фиксация места разрыва в знаково- символической форме.

Границы нового знания, место в теме, планирование результата

Почему решение учебной задачи вызвало затруднение?
С 4-
Как называются буквы русского алфавита?
Сколько букв? А звуков? Чего больше? Докажи!
Почему буквы- это ключи? С 5

Учебные действия

Учебник Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова Букварь., часть 2 стр. 4-5, С.Я. Маршак
Ты эти буквы заучи…

С. 4-5
В русском языке 33 буквы.
С 5 - Что автор называет ключами к книжкам?

4.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем

выдвижение гипотез, сбор и систематизация, результаты

Каких знаний не хватает, каким способом будем решать?

По каким критериям будем оценивать работу в группе?

План
1. Все буквы русского алфавита
2. Порядок, название букв.
3. Применение (библиографическая карточка)

Работа в группах (по выбору):

1) Каталог детских журналов

2) Каталог игрушек

3) Каталог русских сказок (сказочных героев)

Использовать заготовки для групп.

Критерий оценки групп:
правильность - 1
аккуратность - 2
конечный результат - 3

Алфавит – все буквы
«живут 33 буквы»

Группы - 5 по 5 человек

5. Рефлексия

Контроль и оценка, самооценка

Собери пословицу:
«Азбука - к мудрости ступенька»

Итог .

Тем, кто любит приключенья,
Я открою свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!

Рефлексия

Я хотел узнать...

Я узнал...

У меня вызвало затруднение...

Самодиагностика по цвету:

Зеленый - знаю, умею объяснить другому
Желтый - знаю, но объяснить не могу
Красный - не знаю

Подберите пословицы по теме урока:
«Кто много читает, много и знает».


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди