12.04.2019

Технология валяния. Фелтинг или валяние из шерсти: с чего начать? Советы от профессионала. Инструменты и вспомогательные материалы


Валяние

Кукла, выполненная в технике фильцевания

Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt - войлок, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия , в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).

История валяния

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти - сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Иглы для сухого валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме до стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовление одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхостная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме для стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовлении одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.

Ангора или мохер : шерсть ангорской козы , с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.

Напишите отзыв о статье "Валяние"

Литература

  • Nicky Epstein. Nicky Epstein"s Fabulous Felted Bags: 15 Bags to Knit And Felt. - Unicorn, 2006. - ISBN 189-3-0631-51 .
  • Ники Эпстайн. Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи = Knitting Never Felt Best. - М .: Эксмо, 2009. - С. 184. - ISBN 978-5-699-37731-2 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валяние

Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.

На протяжении всех времен рукоделие шло рука об руку с бытом человека. Более 8000 лет назад люди заметили, что шерсть имеет свойство сбиваться, образуя достаточно прочный и плотный материал. В наше время техника валяния натуральной шерсти получила название фелтинг.

Что такое фелтинг?

Для работы в технике валяния используется только натуральная шерсть, которую особым способом скатывают, сбивают, сваливают с помощью иголок. Фелтинг бывает сухой и мокрый. В мокром валянии шерсть используют более мягкую и гладкую. Ее предварительно замачивают в мыльном растворе, после чего трут и мнут в соответствии с заранее намеченным узором. В технике мокрого валяния исполняют картины, одежду, украшения.

Для сухого валяния используется толстая, грубая шерсть, волокна которой более подвержены сваливанию. С помощью специальных иголок протыкающими движениями слой непряденой шерсти сбивают в сплошной плотный пласт войлока. С помощью валяния создают теплую обувь, одеяла, украшения и элементы декора, игрушки.

На данный момент техника валяния является одним из самых распространенных видов рукоделия, так как объединяет в себе творчество, практичность и неоспоримую пользу. Чтоб начать творить собственные изделия в технике фелтинг, не обязательно иметь специальное образование или посещать платные тематические курсы. Многие признанные мастера обучались самостоятельно, а вы можете воспользоваться приведенным ниже мастер классом по фелтингу для начинающих. Он наглядно покажет весь процесс, научит вас некоторым хитростям, а также поможет избежать некоторых ошибок, сэкономит материал и ваше время.

Фото мастер класс по созданию енота-полоскуна

Итак, для создания игрушки в технике фелтинг вам понадобится:

  • Сливер – будет использоваться как основа игрушки;
  • Цветная шерсть для валяния;
  • Щетка или губка для валяния;
  • Набор игл для валяния – тонкая и средняя треугольные иглы;
  • Тонкая проволока для каркаса мелких деталей;
  • Глазки – продаются в специализированных магазинах;
  • Клей «Момент» для приклеивания глаз и шерсти к каркасу.


Ход работы

Начинать валять игрушку необходимо с головы. Из кусочка сливера вначале руками, а затем на губке с помощью иголки сформируйте шарик. Сразу используйте среднюю иглу, а когда контуры довольно четко обозначатся, смените ее на тонкую.

Добавим на мордочку щечки – два небольших пучка сливера приваляйте к нижней части вашего шарика. Теперь носик – руками сформируйте форму и приваляйте к голове.

Основа готова. Теперь необходимо ее раскрасить. Берем лоскут цветной шерсти, слегка распушиваем его в пальцах и приваливаем на основу.

Если при раскрашивании используется несколько цветов, для ровного контура возьмите тонкую полоску цветной шерсти и, не спутывая ее, приваляйте тонкой иглой к основе, обозначив границы, а затем заполните оставшееся пространство. Эта техника поможет вам в оформлении, к примеру, носика животного.

Ушки. Для создания ушек берут сразу цветную шерсть и на губке придают ей нужную форму. Нижний край детали не сваливают, так как он будет крепиться к голове. В процессе работы обязательно сверяйте между собой размер и форму получающихся ушек (это, кстати, касается всех парных элементов).

Туловище. Из куска сливера валяется закругленный снизу конус. К нему приваливается цветная шерсть. Сверху – там, где у вашего игрушечного зверька будет шея, шерсть не валяется – здесь туловище крепится с головой.

Теперь лапки. Тонкие детали, такие, как лапки, лучше всего выполнять на каркасе из проволоки.

Тонкий лоскут цветной шерсти слегка сваляйте, затем капните на пальчик игрушки немного клея.

После того, как он подсохнет, обмотайте шерсть вокруг, а оставшийся конец заправьте в ладошку.

Из двух маленьких кусочков шерсти сформируйте ладонь. Из сливера формируется конус, в узкую часть которого вставляется готовая кисть, а широкая сторона приваливается к туловищу.

Оформляем ручки цветом, аналогично выполняем ноги игрушки.

Вот и почти все готово.

Осталось добавить получившемуся еноту хвост, приклеить глазки, обозначить ротик и ваша игрушка готова.

В сети представлено огромное множество обучающих видео по этой теме. Ознакомившись с ними, вы окончательно разъясните для себя этот процесс.

История валяния

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В 16 веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В 19 веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти - сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна шерсти рвутся и сцепляются между собой, образую плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного раствора. Раствор распределяется по шерсти и при помощи трения создается однородное полотно. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходяться обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органзу , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100% шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме до стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовление одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется для как поверсхостная, для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фелтинг" в других словарях:

    фелтинг - Технический прием сродни валянию. Позволяет из шерсти создавать рисунок на ткани, а также панно, игрушки, аксессуары, одежду … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Кукла, выполненная в технике фильцевания Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt войлок, фильцевание, фильц, набивани … Википедия

Валяние или фелтинг - популярная и очень интересная техника, используя которую можно создавать разнообразные фигурки, украшения, предметы интерьера и аксессуары. Это оригинальный микс скульптуры и рукоделия, позволяющий максимально раскрыться творческой фантазии автора.

Сейчас можно найти массу пособий и мастер классов, посвященных технике сухого валяния, однако разбирая конкретные примеры, авторы часто упускают технические рекомендации общего характера и тонкости мастерства, на которые стоило бы обратить внимание начинающим мастерам. В этой статье мы постараемся ответить на основные вопросы, возникающие у тех, кто мечтает освоить технику сухого валяния, и поделимся некоторыми профессиональными секретами.

Выбор материалов для валяния

Как и в любом ручном труде, выбор материалов для валяния занимает немаловажное место. Для начала работы вам понадобиться не так много материалов, однако к их выбору следует подойти осознано, а не покупать первые попавшиеся на глаза в магазине, предметы.

Подложка

Наличие подложки - важный аспект техники безопасности при валянии. Она должна защитить как ваши пальцы, так и поверхность рабочего стола от возможных проколов. Можно приобрести в магазине товаров для рукоделия толстую войлочную подложку или специальную пластиковую щетку для фелтинга. В качестве альтернативы подойдет обычная банная губка из толстого поролона.

Войлочная и поролоновая подложки, иглы, непряденая шерсть

Именно в специальных граненых иглах - секрет превращения бесформенного мотка шерсти в плотную и изящную фигурку. Иглы для валяния производятся из закаленной стали и имеют специальные зазубринки, которые цепляют тонкие волоски непряденой шерсти, крепко переплетая их между собой. Для работы понадобится несколько игл, которые различаются как по толщине, так и по виду сечения.

Памятка: на сегодняшний день существует 2 стандарта нумерации игл для валяния. По международной маркировке большему номеру иглы соответствует более тонкая игла, по отечественной классификации, все наоборот.

Иглы с треугольным сечением обычно толще и подходят для начальных этапов валяния, звездчатые - для финишной отделки и работы над мелкими элементами.

Для работы понадобятся минимум 3-4 иголки (номера указаны, согласно международной классификации):

  • толстая игла с треугольным сечением № 36 (для первичного приваливания)
  • средняя игла для промежуточных этапов работы № 38
  • звездчатая игла для финишной отделки № 40

Памятка: будьте аккуратны при работе с иглами, иглы острые и хрупки, и могут не только легко ломаться на кончике, но и повредить пальцы. Поначалу можно заклеить большой и указательный пальцы лейкопластырем, чтобы защитить их от возможных уколов.

Шерсть для валяния: кардочес (серый) и гребная лента

Для валяния вам потребуется натуральная непряденая шерсть разных цветов (обычно используется овечья шерсть). На сегодняшний день различных вариантов шерсти в магазинах очень широкий выбор, со временем вы сможет подобрать удобные именно для вас варианты.

Основные виды шерсти, подходящие для изготовления фигурок:

  • Кардочес - чесаная, похожая на вату, шерсть с хаотически перемешанными волокнами. Очень удобна в работе.
  • Гребная лента - шерстяная лента с выровненными в одном направлении волокнами. Для валяния игрушек подходит, хотя и менее удобна, чем кардочес.
  • Тонкая и полутонкая шерсть - чаще используется для отделки и создания аксессуаров.
  • Грубая шерсть - грубый пух, используется только для создания основы фигурки.
  • Сливер - неочищенная, грубая шерсть. Применяется только для валяния внутренней части игрушки в целях экономии материала.

Декор и аксессуары

Именно декор и аксессуары придают вашей работе настроение и неповторимый внешний вид.

Использовать в качестве декора можно цветной листовой фетр, пуговки, бисер, ленты, различную фурнитуру. Не забудьте о готовых пластиковых или стеклянных глазках для игрушек. Декор можно пришить, привалять или приклеить к фигурки, в зависимости от материала.

Основы техники сухого валяния

Если вы определились с выбором материалов, пора приступать непосредственно к работе. С чего начать?

Гребная лента и готовый шарик из шерсти

Представьте, а лучше нарисуйте в цвете на листе бумаги свое будущее изделие. Какую бы необычную форму оно не имело, мысленно его можно разложить на более простые составные детали, именно так, частями, и будет валяться фигурка.

Памятка: если вы собираетесь изготовить фигурку выше 15 см, имеет смысл изготовить базовые заготовки основных деталей (туловище, голова) из сливера или грубой шерсти. Это существенно снизит затраты на материал и никак не отразиться на итоговом внешнем виде изделия.

Как подготовить шерсть для валяния?

От общего мотка (особенно, если вы работаете с гребной лентой, которая чаще всего встречается на прилавках магазинов) начинайте отделять отдельные перышки шерсти для будущей детали. Подготовить их следует с изрядным запасом.

Памятка: в процесс работы первоначальный объем шерсти уменьшиться примерно в 3-4 раза!

Отобранные прядки снова разделяем в разных направлениях, пока они не смешаются в полностью однородную массу. Длинные волокна в процессе валяния создают некрасивые борозды, поэтому так важно разделять шерсть на мелкие волокна и перемешать их между собой.





Процесс подготовки шерсти для валяния

Если вам предстоит изготовить две или более одинаковые детали, равные по объему пучки шерсти следует заготовить заранее для них всех. Если вы начнете валять одну лапу, а за другую возьметесь только, когда первая будет полностью готова, шансов изготовить одинаковые детали, у вас очень мало.

Как валять?

Валяние - простой процесс, заключающийся в том, что вы часто втыкаете иголку в клубок шерсти. Волокна переплетаются между собой, а вы руками придаете им нужную форму.

Из бесформенных волокон постепенно начинаем иголкой и руками формировать простые формы, постепенно из детализирую

Основные правила сухого валяния:

  • валять следует всегда на подложке
  • начинаем работу всегда с более толстой иглы, постепенно меняя ее на более тоненькие
  • иголка должна входить в материал перпендикулярно рабочей плоскости, движения должны быть равномерными и достаточно быстрыми
  • во время работы постоянно поворачивайте деталь, обрабатывая одновременно все ее стороны, включая торцы тонких деталей
  • на начальных этапах работы старайтесь плотно свалять сердцевину детали, втыкая иголку глубоко
  • пока шерсть мягкая, придавайте ей нужную форму пальцами, как при лепке из пластилина
  • готовой деталь можно считать только тогда, когда шерсть приобрела ощутимую плотность. Внутри не должно быть пустот, фигурка не должна быть ворсистой и не должна деформироваться от нажатия пальцем
  • если вы планируете соединять одну деталь с другой, оставляйте свободными прядки шерсти в местах соединения

Памятка: если надо изменить размеры детали, пока ее поверхность еще рыхлая, добавьте в нужных местах дополнительные перышки шерсти.

Как соединять детали между собой?

Крупные детали, например, голова и туловище фигурки, часто валяются вместе как единое целое. Более мелкие (лапы, носы, уши, хвосты и т.д.) изготавливаются отдельно. Чтобы детали можно было надежно соединить друг с другом, на концах более мелких заготовок оставляют свободные непривалянные прядки, которые потом тщательно приваливают к основной детали.

Шляпка гриба приобрела углубление. На ножки остались свободные нити для соединения деталей

Как придать изделию законченный вид?

Шлифовка

Если вы соединили между собой все детали фигурки и довольны результатом, пора приступать к заключительному, однако немаловажному этапу работы - шлифовке. Поверхность должная быть плотной, однородной и не ворсистой.

Отделяем от основного мотка шерсти несколько маленьких перышек, разрывая их в разных направлениях, превращаем в легкий пух без длинных ворсинок. Получившееся «облачко» прикладываем к детали и самой тонкой иглой аккуратно приваливаем. Следующее облачко кладем немного внахлест и таким образом прорабатываем всю поверхность фигурки, пока она не станет абсолютно гладкой. Работа трудоемкая и кропотливая, однако без нее изделие не приобретет опрятный внешний вид!

Памятка: узор на поверхности детали делается аналогично, из пуховых «облачков» нужного цвета.

Грибок, поверхность выровнена, детали соединены

Тонировка

Как придать фигурке большую выразительность и подчеркнуть объем? Для этого лучше всего применить технику тонировки, накладывая на форму своеобразный макияж. Для этого можно использовать разведенные водой акриловые краски или измельченную сухую пастель. Последний способ проще и лучше подходит для новичков.

Пастельные мелки (можно использовать вместо них цветные карандаши) мелко крошатся с помощью канцелярского ножа и наносятся на поверхность игрушки сухой, мягкой кистью. Красиель можно слегка растушевать пальцами, создавая мягкие переходы.

Раскрошенные пастельные мелки

Памятка: чтобы придать детали большую глубину, используйте темную тонировку (на 2-3 тона темнее основной поверхности), чтобы придать объем и подчеркнуть выпуклость - более светлые.

Основам техники сухого валяния при желании может любой желающий. Это кропотливый, но чрезвычайно увлекательный творческий процесс, результаты которого наверняка приведут в восторг ваших друзей и близких. Более подробно с этапами работы можно ознакомиться в наших последующих мастер классах, от простого к сложному.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди