07.04.2019

Расчет пенсии по госслужбе в году. Пенсия госслужащих. Россия и пенсия госслужащих


Все мы живем в правовом государстве в соответствии с определенными нормами и законами. За их несоблюдение может наступить юридическая ответственность.

Понятие это в законодательной деятельности означает неблагоприятные последствия имущественного, личного и специального характера, которые налагает государство в форме, установленной законом. Другими словами, это применение принудительных мер к виновному лицу за совершение какого-либо правонарушения.

Юридическая ответственность: признаки

Как и любое понятие или явление, юридическая ответственность обладает собственными признаками, которые выделяют ее из ряда других. Рассмотрим основные из них.

Юридическая ответственность и ее основные функции

Цель любой ответственности, в том числе и юридической, это защита прав человека. Эти права и свободы зарегестрированы в основном законе нашей страны - Конституции. Второе целевое назначение - обеспечение порядка и законности. Такая цель определяет и основные функциональные особенности юридической ответственности. Среди функций выделяются:

Принципы, по которым осуществляется юридическая ответственность

Для выполнения всех вышеперечисленных целей существуют определенные принципы, в соответствии с которыми и осуществляется юридическая ответственность.


Юридическая ответственность и ее виды

Нарушение закона бывает разного характера. В зависимости от этого выделяется и несколько видов юридической ответственности.

Основания юридической ответственности

Любая юридическая ответственность не может наступить просто так. Она всегда должна быть обоснована. Основаниями юридической ответственности являются действия, которые делают возможным привлечение лица к ней. Все основания делятся на 2 группы - фактические и юридические.

Фактические основания

Единственным таким основанием считается правонарушение. При этом следует учитывать, что к юридической ответственности можно привлечь только при наличии всех элементов состава правонарушения.

Элементы состава правонарушения

Юридическая ответственность не может наступить, если состав правонарушения не полный.

В него входят:

  1. Объект. То есть то, чему причинен был вред. Например, имущество, порядок, общественные интересы.
  2. Субъект. То есть тот, кто совершил нарушение. Субъект может быть индивидуальный или коллегиальный.
  3. Объективная сторона. То есть само правонарушение, причинно-следственная связь между деянием и последствиями. Действие должно быть противоправным и опасным для общества. В противном случае основания для юридической ответственности могут быть и не найдены. Например, если речь идет о превышении самообороны или о случаях обоснованного риска.
  4. Субъективная сторона. То есть состояние лица на момент совершения преступления. Юридическая ответственность может не наступить, если деяние было произведено в состоянии аффекта или невменяемым лицом.

Юридические основания

Существует несколько таких оснований:

  • Правовая норма, которая была нарушена совершенным деянием. Другими словами, противоправность.
  • Правовая норма, содержащая санкцию за то или иное правонарушение. Иначе говоря, наказуемость.
  • Правоприменительный акт о привлечении к ответственности конкретного лица.

Правоприменительные акты

Как уже говорилось выше, без правонарушения не может быть и речи о юридической ответственности. Кроме этого, ее наступление должно быть подтверждено изданием правоприменительного акта. Такие акты содержат индивидуальные государственные предписания, в них закрепляются решения юридического дела. Чаще всего это вердиктно-штрафные акты. К ним можно отнести приговоры суда, решения о наложении штрафа, постановления об увольнении. Акты применения права имеют следующие особенности:

  • Имеют государственно-властный характер.
  • Издаются только компетентными органами.
  • Исполнять их должны все лица, которым они адресованы, в обязательном порядке.

Постскриптум

Между тем, само правонарушение не может вызывать юридическую ответственность. Оно может служить только основанием для нее.

Правовое государство основано на добросовестном, аккуратном выполнении правовых предписаний всеми субъектами права (государством, его органами, должностными лицами, организациями, гражданами), и их способностью к оценке своих действий, исходя из того, какую пользу или вред они принесут обществу.

Субъект права, субъект правоотношения, субъект правонарушения, субъект ответственности - это близкие, но не тождественные понятия. Не любой субъект права может быть субъектом правоотношения, как и не любой субъект правоотношения может быть субъектом правонарушения и субъектом ответственности.

В своей статье «Ролевая субъективная юридическая обязанность-вид и мера юридической ответственности», кандидат юридических наук Бондарев А.С., отмечает, следующее, «Объективность правовой ответственности опосредуется субъектом права, и этот процесс проявляется в сознании, правильном понимании гражданином, должностным лицом возложенных на них обязанностей, обусловливающих надлежащее отношение к обществу, другим лицам. Юридическая ответственность правообязанного субъекта ролевого, личностного правового отношения по отношению правомочного (а следовательно, и по отношению к обществу и государству, которые нормировали данный тип социальных отношений) имеет сложную структуру. Она представляет собой единство (сплав) трех компонентов: 1) знание субъектом права своей субъективной обязанности, занимаемой им статусной роли; 2) позитивная правовая убежденность в ее ценности; 3) ее волевое воплощение в своем правомерном поведении. Каждый из указанных элементов имеет свое сложное содержание и выполняет особую интеграционную роль в юридической ответственности субъекта права. Юридическая ответственность правообязанного субъекта права перед управомоченным субъектом права есть в то же время и юридическая ответственность и перед обществом, и перед государством, которое нормировало объективным правом статусные отношения между сопредельными социальными статусами, роли в которых заняли данные субъекты права».

Субъектом юридической ответственности может быть только лицо, способное осознавать общественный смысл своих действий, смысл правовых и иных социальных требований, и соотносить с ними свои действия, это вменяемое (деликтоспособное) лицо, достигшее возраста, определенного в нормативно-правовом акте, предусматривающем юридическую ответственность. Деликтоспособность означает способность субъекта самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Право наделяет деликтоспособностью людей, которые в состоянии сознательно выбрать определенный вариант поведения, предвидеть последствия своих поступков.

Наиболее обобщенным понятием, которое включает в себя дееспособность, правоспособность, деликтоспособность, является правосубъектность. В юридической литературе высказано мнение, согласно которому субъектом добровольной формы реализации юридической ответственности может быть и то лицо, которое не достигло возраста привлечения к государственно-принудительной ответственности. Если субъект не может нести принудительную юридическую ответственность, следовательно, он не может нести и добровольную юридическую ответственность, поскольку право ориентировано на сознание личности и ее волевое поведение. Такое лицо является субъектом права, но не субъектом ответственности. Данное лицо можно признать субъектом другого вида социальной ответственности, например моральной, семейной (но не в правовом смысле).

Юридическая ответственность во всех ее проявлениях наступает с того возраста, который определен для субъекта правонарушения. Законодатель, устанавливая возраст, с которого наступает ответственность, предполагает, что с его наступлением лицо может осознавать характер предъявляемых к нему требований, а, следовательно, и нести ответственность. До наступления установленного возраста (будучи малолетним) человек может являться субъектом иных, не юридических видов ответственности

В связи с законодательным закреплением в УК РФ понятия ограниченной вменяемости возникла проблема понимания законодательной формулы «не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими». Здесь складывается двойственная ситуация: в случае констатации ограниченной вменяемости суд может назначить наказание или принудительные меры медицинского характера (ч. 2 ст. 22). В УК РФ отсутствует понятие вменяемости, оно выводится путем сопоставления с понятием невменяемости. Нормативные акты, дающие определение неделиктоспособности (невменяемость в УК РФ, КоАП РФ, НК РФ и недееспособность в ГК РФ), содержат некоторые противоречия. Например, согласно ГК РФ медицинским критерием признания субъекта недееспособным является наличие психического расстройства (ст. 29), согласно КоАП РФ -- хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие, иное болезненное состояние психики (ст. 2.8), согласно УК РФ -- психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие или иное болезненное состояние психики (ст. 21), согласно НК РФ -- болезненное состояние (ст. 111). В принципе, в нормативно-правовых актах достаточно «одного наименования -- психическое расстройство». Понятия невменяемости, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах, должны быть идентичны друг другу, равным образом должны быть идентичны друг другу критерии невменяемости. Определенные противоречия возникают и при определении юридического критерия невменяемости: - КоАП РФ таковым считает отсутствие у субъекта способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия); - УК РФ -- отсутствие способности осознавать общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими; - ГК РФ -- отсутствие способности понимать значение своих действий или руководить ими; - НК РФ -- отсутствие способности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими.

В ст. 110 НК РФ (формы вины при совершении налогового правонарушения) требует, чтобы лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный (подчеркнуто нами) характер своего действия или бездействия. Осознание противоправности может сложиться только на основе осознания общественной опасности и на основе способности осознавать общественную опасность, а не на основе «способности отдавать отчет».

Некоторые авторы при изучении вопросов невменяемости и вменяемости в уголовном праве пришли к выводу о необходимости определения понятия невменяемости в уголовном праве с помощью смежных с ним общеправовых категорий правосубъектности и деликтоспособности. Такой подход, по их мнению, позволяет определить невменяемость в качестве разновидности уголовно-правовой неделиктоспособности. Возможно предположить, что разработка данных категорий на базе общеправовых понятий правоспособности, деликтоспособности, правосубъектности, дееспособности является одной из задач отраслевых юридических наук. Гражданский кодекс РФ несколько изменил подход к пониманию деликтоспособности. Полностью деликтоспособными признаются граждане, достигшие 18-летнего возраста.

Однако из этого правила допускаются изъятия: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения 18-летнего возраста в случаях, во-первых, вступления в брак с лицом, не достигшим 18 лет, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст, а во-вторых, при эмансипации.

Эмансипация (ст. 27 ГК РФ) -- это новый гражданско-правовой институт, означающий объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают правом совершать любые сделки при условии письменного согласия их законных представителей. Такие лица в соответствии с п. 3 ст. 26 ГК РФ несут самостоятельную имущественную ответственность по заключенным сделкам, а также за причинение вреда. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителями.

Классификация субъектов юридической ответственности и субъектов правоотношений весьма обширна; выделяют общий и специальный субъект, индивидуальный и коллективный субъект.

Особое значение имеет классификация в зависимости от отраслевой принадлежности: субъекты конституционной, уголовной, гражданско-правовой, административной ответственности. Однако классификация в зависимости от отраслевой принадлежности не охватывает всех видов субъектов юридической ответственности.

Субъекты дисциплинарной, материальной ответственности и соответствующих правоотношений выделяются уже в зависимости от вида юридической ответственности. Любой вид юридической ответственности характеризуется и определенным отраслевым видом правоотношений. Поэтому классификация субъектов в зависимости от видов юридической ответственности будет наиболее полной.

Субъекты конституционной ответственности могут быть как индивидуальными, так и коллективными. К индивидуальным субъектам конституционной ответственности относятся: Президент РФ, члены Федерального Собрания, главы субъектов РФ, члены Конституционного Суда, Уполномоченный по правам человека, члены Правительства, Председатель Счетной палаты и его заместитель, Генеральный прокурор, главы органов местного самоуправления, депутаты законодательных органов субъектов РФ. К коллективным субъектам конституционной ответственности относятся: государство в целом, субъекты РФ, исполнительные и законодательные органы субъектов РФ, Правительство РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, органы местного самоуправления.

Выделяя органы местного самоуправления в качестве субъектов конституционной ответственности, мы исходим из следующего. Во-первых, правовые основы деятельности органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ (гл. 8). Во-вторых, государство делегировало органам местного самоуправления часть своих полномочий (ст. 132). В-третьих, Конституционный Суд в своем постановлении признал ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц соответствующей Конституции РФ. В то же время мы против необоснованного расширения перечня субъектов Конституционной ответственности. Так, Н. М. Колосова в качестве субъектов конституционной ответственности выделяет физических лиц и общественные объединения Колосова Н.М. «Контитуционная ответсвенность - самостоятельный вид юридическй ответственности», Наука, Москва, 1997г.. Л. С. Мамут, считает, что субъектом конституционной ответственности является народ.

В случае выделения в качестве субъектов конституционной ответственности физических лиц происходит смешение конституционной ответственности с другими видами юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой, налоговой, дисциплинарной. Народ как социальная общность может выступать субъектом политической, моральной, религиозной ответственности, но не юридической, а действующее законодательство не предусматривает правонарушений, субъектом которых являлся бы народ. «Народ (нация) не выступает субъектом конституционной ответственности, поскольку он не обладает всеми необходимыми признаками субъектов конституционной ответственности, в частности, не имеет конституционной деликтоспособности»

Гражданин связан теми требованиями, которые предъявляет ему государство: - каждый гражданин РФ несет равные обязанности; - граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15); - осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); - каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 67); - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); - защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ст. 59). Следует ли из сказанного, что физическое лицо является субъектом конституционной ответственности? Думается, нет. Основные обязанности граждан отражают их общую правовую связь с государством, которая служит фундаментом для формирования налоговой, гражданско-правовой, дисциплинарной, уголовной юридической ответственности.

Субъектом некоторых правоотношений ответственности может быть только специальный субъект. Правоотношения со специальным субъектом предусмотрены большинством отраслей отечественного законодательства. Признаки, которые характеризуют специальный субъект правоотношения, называются дополнительными.

Признаки специального субъекта законодательство связывает с гражданством, полом, должностным положением, родственными отношениями, наличием судимости, родом занятий, наличием определенного образования и т.д. Во многих нормативных актах специально подчеркивается, что субъектами их нарушения являются должностные лица.

Анализ современного законодательства показывает, что все большее количество нормативных актов предусматривает ответственность для должностных лиц. Указывая на ответственность должностных лиц, законодатель, как правило, отсылает к нормам гражданского, административного, трудового, уголовного права. Увеличение числа нормативных актов, предусматривающих ответственность должностных лиц, обусловлено построением в нашей стране правового государства и служит претворению в жизнь принципа взаимной ответственности.

В Российском законодательстве достаточно большое количество нормативных актов, предусматривает коллективных субъектов правонарушения.

Ответственность юридических лиц предусмотрена Водным кодексом, Лесным кодексом, Налоговым кодексом и другими нормативными актами.

Расширение круга коллективных субъектов юридической ответственности характерно для административного, земельного, экологического, налогового права. Отмеченная тенденция заслуживает одобрения и вполне обусловлена развитием рыночной экономики в нашей стране.

Фактически лишь одна отрасль права -- уголовная -- не предусматривает ответственности юридических лиц. Идея о признании юридических лиц субъектами уголовной ответственности активно обсуждалась в юридической печати, но не была поддержана законодателем. При обсуждении и голосовании проекта в первом чтении в Государственной Думе данное предложение не прошло.

Таким образом, субъектом преступления в уголовном праве является только физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного ст. 20 УК возраста.

Субъектами гражданско-правовой ответственности являются физические и юридические лица. В условиях становления рыночной экономики и частной собственности как господствующей необходимо рассматривать сущность юридического лица с точки зрения того, кто формирует его волю и несет ответственность за его действия. Согласно ГК ответственность, в конечном счете, несет собственник.

Особое место в системе коллективных субъектов гражданско-правовых отношений занимает государство. В гражданско-правовых отношениях государство выступает в качестве одного из равноправных партнеров и не обладает властными полномочиями. От имени государства всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признаваемые таковыми.

Именно их воля и позволяет государству выступать в качестве субъекта гражданско-правовой ответственности. К таким органам относится РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Однако в ГК РФ заложены только основы, «зачатки» ответственности государства. Поскольку, государство, не отражая интересов граждан и общества, делает свою ответственность за масштабные стратегические просчеты сугубо декларативной.

Субъектами административной ответственности являются физические лица, должностные лица, юридические лица. Специфика административной ответственности должностных лиц состоит в том, что она наступает за нарушение норм трудового, экологического, земельного законодательства.

Административная ответственность должностных лиц предусмотрена за правонарушения, посягающие на конституционные права граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и т.д.

Из анализа норм Кодекса об административных правонарушениях следует, что выделяются три вида должностных лиц: должностные лица, выполняющие функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, местного самоуправления, в государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ; лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции иных организаций; индивидуальные предприниматели.

Административная ответственность физических лиц предусмотрена с 16 лет (ст.2.2).

Кодексом об административных нарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц. Основные положения об административной ответственности юридических лиц закреплены в ст. 2.10 КоАП.

Во-первых, юридические лица подлежат административной ответственности в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ.

Во-вторых, если в статьях разделов I, III, IV, VI не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физических, и юридических лиц. В-третьих, из смысла закона может вытекать, что данные нормы могут быть применены только к физическому лицу.

Согласно КоАП, к юридическому лицу могут быть применены такие меры административной ответственности, как предупреждение и штраф.

К субъектам финансовой ответственности относятся: - государство в целом; - законодательные, исполнительные органы РФ; - законодательные, исполнительные органы субъектов РФ; - муниципальные образования; - банковские учреждения; - организации (предприятия, бюджетные учреждения).

Физические лица могут становиться субъектами финансовой ответственности в виде исключения на основании ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». В финансово-правовой литературе отмечается, что тот орган, на долю которого приходится финансовая дееспособность РФ, не всегда является одновременно деликтоспособным. Деликтоспособностью в финансовых правоотношениях с участием государства обладает только государство в целом или субъект РФ. В Бюджетном кодексе проводится идея о том, что он должен регламентировать ответственность не физических лиц, а организаций, прежде всего субъектов РФ, госорганов и др.

Ответственность физических лиц (прежде всего должностных) за нарушение норм бюджетного законодательства должна быть установлена в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ. Из Налогового кодекса следует, что субъектами правоотношений ответственности являются налогоплательщики, которые могут быть индивидуальными и коллективными.

Это юридические лица, физические лица, частные предприниматели, налоговые агенты. Государство (в лице уполномоченных органов) выступает в качестве субъекта налогового правоотношения, но никак не субъекта налоговой ответственности.

Если налоговые органы, их должностные лица нарушают возложенные на них обязанности, злоупотребляют предоставленными правами, для них должна наступать уголовная, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, но не налоговая ответственность.

По общему правилу, трудовая деликтоспособность возникает с 16 лет. Одного факта достижения определенного в законе возраста недостаточно, необходимо, чтобы субъект заключил трудовой договор, лишь тогда он становится участником трудовых отношений. В некоторых случаях возможно наступление трудовой деликтоспособности по достижении возраста пятнадцати или четырнадцати лет (ст. 63 ТК РФ).

Ответственность по трудовому законодательству может быть дисциплинарной и материальной. Претворяет в жизнь принцип взаимной ответственности положение, закрепленное в ст. 195 ТК: «Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителем законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения».

Помимо Трудового кодекса субъекты дисциплинарной ответственности определяются в различных нормативно-правовых актах, регламентирующих тот или иной вид государственной службы. Они закреплены в следующих нормативно-правовых актах: - ФЗ РФ «О полиции»; - ФЗ РФ «О Прокуратуре РФ»; - ФЗ РФ «О федеральных органах налоговой полиции»; - ФЗ РФ «О службе в таможенных органах РФ»; - ФЗ РФ «О судебных приставах»; - Положении «О службе в органах внутренних дел РФ» и др.

Анализ этих нормативно-правовых актов показывает, что дисциплина труда государственных служащих, помимо требований, указанных в ТК РФ, непосредственно связана с обязанностью соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, Конституцию РФ.

На основании вышеизложенного приходим к заключению, что субъект правоотношения юридической ответственности должен обладать признаками, характеризующими субъекта правонарушения, поскольку лишь от такого лица другая сторона правоотношения вправе требовать ответственного поведения и именно к такому субъекту имеется возможность применить меры государственного принуждения.

С одной стороны правоотношения выступает лицо, наделенное правами и обязанное совершить определенные действия, а с другой стороны -- субъект, обладающий правом и обязанностью требовать совершения определенных в правовой норме действий или бездействия. Если рассматривать регулятивные отношения ответственности, с одной стороны будет находиться деликтоспособное физическое или юридическое лицо, а с другой стороны -- государство.

Юридическая ответственность - один из видов социальной ответственности индивида. Ее главная особенность в том, что юридическая ответственность связана с нарушением юридических норм, законов, за которыми стоит принудительный аппарат государства. Это - властно-императивная форма ответственности, опирающаяся на силовое начало. Здесь всегда присутствуют карательный, воспитательный и превентивный моменты. Иными словами, перед нами извечная проблема деяния и воздаяния.

Юридическая ответственность - наиболее строгий и предельно формализованный вид социальной ответственности. Наказание за правонарушения, особенно за преступления, как правило, предусматривается и объявляется всему обществу заранее. Человек знает, что ему грозит, если он преступит тот или иной закон, нарушит ту или иную правовую норму. При других видах социальной ответственности этого нет.

В научной литературе юридическая ответственность определяется по-разному, так как само это понятие сложное и многоаспектное. Одни ученые видят сущность юридической ответственности в применении санкций к правонарушителю, другие - в претерпевании последним известных социальных "неудобств", неблагоприятных последствий; третьи считают, что это особое правоохранительное отношение между государством и лицом, совершившим противоправное деяние, в рамках которого они ведут себя соответственно; четвертые сводят юридическую ответственность к наказанию виновного субъекта, лишению его некоторых благ; пятые - к специфической обязанности отвечать за содеянное, загладить вред, причиненный обществу. Различают позитивную и негативную ответственность и т.д.

В каждом из этих определений есть доля истины, поскольку отражает какую-то важную сторону, грань, черту определяемого явления. Диалектика не исключает множественности дефиниций одного и того же предмета; исследователь имеет право на свою трактовку изучаемого объекта и на свои выводы.

Не совсем корректным является лишь определение юридической ответственности только как государственного принуждения, ибо такое принуждение может быть применено и к лицам, не совершившим никакого правонарушения (принудительное лечение, задержание по подозрению, обыск, досмотр, требование соблюдать под угрозой штрафа существующие санитарные, противопожарные, экологические, гигиенические нормы и правила, предупреждение, профилактика, обязательные прививки, медосмотры и т.д.). Подобные меры обычно называют мерами социальной защиты, безопасности.

Принуждение в указанных и других аналогичных случаях есть, а ответственности нет. Конечно, всякая юридическая ответственность предполагает элемент государственного принуждения, но не всякое государственное принуждение связано с правовой ответственностью, оно применяется, как мы видели, и по другим поводам.

Суммируя сказанное и имеющиеся мнения, юридическую ответственность можно кратко определить как необходимость для виновного лица подвергнуться мерам государственного воздействия, претерпеть определенные отрицательные последствия; или как вид и меру принудительного лишения лица известных благ.

В любом случае юридическая ответственность - это способ реагирования государства на правонарушение, осуществление предусмотренных законом санкций. Привлечение к ответственности - одна из форм реализации права, а именно применение, поскольку здесь достигается та цель, на которую рассчитывал законодатель. Предписания права воплощаются в жизнь, реализуются, получают логическое завершение. Началом и основанием юридической ответственности является совершение правонарушения, преступления. Если преступник не пойман, ответственность выступает как состояние, существующее в рамках общерегулятивного правоотношения и готовое перейти в конкретное в случае поимки субъекта преступления.

В практическом плане юридическая ответственность может выражаться для правонарушителя в виде наступления нежелательных (отрицательных) последствий материального, морального, личного, организационного, физического характера (лишение или ограничение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, штраф, арест, лишение права занимать определенные должности, смертная казнь).

Из этого не следует, что ответственность и наказание - одно и то же; эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. От наказания суд может и освободить, а ответственность как правовое состояние остается. Кроме того, наказание может быть условным, когда виновный, т.е. ответственный перед законом, обществом, государством, субъект остается на свободе. Существует также институт помилования, когда человек освобождается от дальнейшего отбывания наказания. Однако ответственность как таковая с него не снимается.

Юридическая ответственность отличается от всякой иной социальной ответственности следующими признаками:

1) она предусмотрена действующим законодательством (уголовным, гражданским, административным и др.);

2) наступает за правонарушения при наличии полного его состава. В ст. 8 УК РФ говорится: "Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом";

3) опирается на государственное принуждение; особый аппарат представляет собой реализацию санкций юридических норм, применение к виновному мер наказания;

4) выражается в определенных неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т.д.);

5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных норм также влечет за собой ответственность;

6) правонарушитель наказывается от имени государства, в отличие, например, от моральной ответственности, которая исходит от негосударственных структур;

7) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определенном порядке и в пределах своих прерогатив.

Указанные признаки можно выразить своеобразной формулой, состоящей из ряда вопросов: кто отвечает? за что? как? перед кем? на основании чего? Ответы на эти вопросы дают возможность в принципе определить вид, характер, специфику, степень строгости ответственности. Отсутствие в этом ряду хотя бы одного вопроса и ответа на него делает ситуацию неясной или даже неразрешимой.

Назначение юридической ответственности в самом общем виде - охрана конституционного строя, правопорядка, прав и свобод граждан, а в более узком смысле - наказание правонарушителя, предостережение остальных членов общества от возможных противоправных поступков и их последствий.

Юридическая ответственность служит важным стимулятором правомерного поведения людей, сдерживающим началом для недостаточно устойчивых в социальном отношении граждан. Иными словами, она выступает одним из средств воспитания индивида в духе уважения к праву, закону, дисциплине.

Наличие института юридической ответственности - способ самосохранения общества от посягательств со стороны преступных элементов, тех, кто противопоставляет себя закону, морали, правилам цивилизованной жизни. Это также известная гарантия для свободы добросовестной и правопослушной личности, ее чести, достоинства, безопасности. Перед нами, как уже отмечалось, - извечная проблема деяния и воздаяния.

В ст. 43 УК РФ говорится: "1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. 2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений".

Согласно российскому законодательству, "наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства" (ст. 7 УК РФ). Исключается также возмездие. Еще А.Н. Радищев писал: "Цель наказания - не мщение, а исправление".

Между тем история знает сверхжестокие средневековые наказания, изощренные пытки, публичные казни. Как уже отмечалось, и в наше время в некоторых странах еще сохраняются такие "экзотические" меры, как отсечение руки, ноги, головы. Вот как, например, описывает журналист одну из таких экзекуций.

"В центре Эр-Рияда, столице Саудовской Аравии, есть большая площадь, выложенная кирпичом и мраморными плитами. Власти города заботятся о том, чтобы место это содержалось в идеальной чистоте. Иностранный турист, впервые оказавшийся здесь, никогда не догадается, что попал на главное лобное место государства. Именно здесь по пятницам после вечернего намаза приводятся в исполнение смертные приговоры, вынесенные преступникам по суровому закону шариата. Посмотреть на жуткое зрелище казни обычно собирается по нескольку тысяч человек, в основном мужчин. Молчаливой толпой они окружают центр площади, посреди которой в лучах заходящего солнца сверкает начищенная решетка канализационного стока. Над этой решеткой и рубят головы преступникам. Публичные казни проводятся в Саудовской Аравии регулярно. В 1997 г. их было 70. Согласно законам шариата, смертью карается, в частности, убийство и торговля наркотиками. Причем местные суды не делают никаких исключений ни для соотечественников, ни для иностранцев" 11 .

Заметим, что, несмотря на такую суровость наказания, 70 смертников за один год для сравнительно небольшой страны - это много. Лишний раз подтверждается старая истина о том, что жестокость как таковая не влияет существенным образом на динамику тяжких преступлений. Цель не достигается. А главное, это не укладывается в рамки современных цивилизованных представлений о деяниях и наказаниях, способах приведения в исполнение смертной казни, не говоря уже об отсечениях частей тела, т.е. причинений человеку физических страданий.

В Ираке кража имущества на сумму более 5 тыс. динаров (что соответствует 12 долл. США по курсу "черного рынка") карается отрубанием руки, повторная - ноги, а взятых с оружием казнят на месте. В Иране, Пакистане и некоторых других исламских государствах, где действуют суды шариата, воровство также наказывается отсечением руки. Но преступность, в том числе воровство, искоренить не удается. Следовательно, надо искать другие методы борьбы со злом.

Цели юридической ответственности наглядно проявляются в ее функциях, которые в какой-то мере раскрывают сущность права в целом. В научной литературе обычно выделяется пять таких функций: 1) карательная; 2) штрафная; 3) предупредительная, или превентивная; 4) воспитательная; 5) компенсационная, или правовосстановительная. Названия этих функций говорят сами за себя и не требуют детализации. В разных сочетаниях они действуют во всех отраслях российского законодательства.

Что касается карательной функции, то ее применительно к нашим условиям надо понимать не в смысле некой самоцели (покарать во что бы то ни стало, причинить мучения, страдания и т.д.), а, скорее, в смысле стремления законодателя "преподать урок" злоумышленнику и всем остальным. Это верно даже в отношении смертной казни, которая хотя и не отменена сегодня в России, но в действительности не приводится в исполнение, а заменяется пожизненным заключением.

К основным принципам юридической ответственности относятся следующие:

1) принцип законности, который означает, что вся процедура возложения и реализации ответственности должна протекать в строгих рамках закона, юридических норм, исключать произвол, своеволие;

2) принцип обоснованности предполагает, что ответственность должна быть следствием правонарушения, содержащего в себе все признаки его состава и необходимые доказательства, если этого нет - нет и основания для привлечения лица к ответственности;

3) принцип неотвратимости требует, чтобы ни одно правонарушение, тем более преступление, не оставалось безнаказанным: важна не суровость наказания, а его неминуемость (неизбежность); все противоправные деяния должны раскрываться, виновные нести ответственность;

4) принцип справедливости - наказание должно соответствовать тяжести содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного; недопустимость двойной ответственности за одно и то же правонарушение; все равны перед законом и правосудием;

5) принцип гуманизма - наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного, оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения; возможность условного осуждения, отсрочки приговора;

6) презумпция невиновности - каждый гражданин предполагается невиновным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке.

Виды юридической ответственности . Юридическая ответственность по своей природе далеко не одинакова, поэтому она подразделяется на соответствующие виды в основном по отраслевому признаку: 1) уголовную; 2) гражданскую; 3) административную; 4) дисциплинарную; 5) материальную; 6) процессуальную; 7) конституционную.

Все названные виды ответственности являются традиционными и хорошо известными, за исключением, пожалуй, конституционной, которая стала выделяться сравнительно недавно.

Под конституционной ответственностью имеются в виду, например, отрешение Президента от должности, отзыв депутата, роспуск Государственной Думы, отставка Правительства и т.д. Такую ответственность называют еще политико-правовой.

В литературе и в печати ставится вопрос о принятии специального закона о конституционной ответственности высших структур власти: Президента, Правительства, Федерального Собрания за возможные злоупотребления, ненадлежащее исполнение своих обязанностей, принятие неверных или ошибочных решений с тяжелыми последствиями, затрагивающими судьбы людей, страны (распад государства, нарушение его целостности, лишение населения вкладов, невыплата зарплаты, пенсий, пособий, развязывание войны, массовая гибель граждан и т.д.).

Юридическая ответственность представляет собой правореализационную деятельность государства, в частности, в такой ее форме, как применение правовых норм к правонарушителям. И оттого, насколько последовательна и неотвратима эта ответственность, прямо зависит эффективность указанной деятельности, ее результаты. Сегодня она, к сожалению, малоэффективна, огромная масса преступников никакой ответственности не несет, а спокойно пребывает на свободе, совершая все новые и новые уголовно наказуемые деяния. Причин много, но главная из них - общий системный кризис общества (экономический, социальный, политический, духовный, нравственный, правовой).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

юридический административный правовой ответственность

Еще в догосударственный период человеческое общество сталкивалось с необходимостью регулирования отношений между индивидуумами. При возникновении государства эта необходимость стала еще более актуальной.

Понятие регулирования подразумевает установление определенных правил, их можно назвать нормами, следовать которым обязуются члены общества.

До возникновения государства правила общественных взаимоотношений, нормы поведения устанавливались обычаями. При этом отсутствовал какой бы то ни было порядок установления этих норм и правил, отсутствовал аппарат принуждения, обеспечивавший их исполнение. Члены общины добровольно принимали правила, установленные ею и в то же время контролировали и обеспечивали исполнение этих правил.

Со становлением и развитием государства, устанавливались, развивались и усложнялись отношения между государством и его гражданами, а также формы и методы их регулирования. После возникновения государства необходимо говорить уже о правовом регулировании, т.е. регулировании общественных отношений с помощью норм права. Теперь уже государство устанавливает общеобязательные, формально определенные правила поведения - нормы права - и гарантирует их исполнение уполномоченными на то органами, то есть речь идет о правовом регулировании общественных отношений.

В чем это проявляется:

Конкретизируются субъекты, поскольку правоотношение возникает между определенными лицами;

Определяется их взаимное поведение по отношению друг к другу, их права и обязанности;

Обеспечивается возможность государственного принуждения.

Из чего следует, что правовому регулированию подвергаются не все общественные отношения и не всякое поведение человека, поскольку регулировать можно и нужно лишь тогда, когда существует угроза посягательства на определенные нормативно регулируемые интересы субъектов взаимоотношений и есть необходимость их защиты, для обеспечения безопасности, как отдельных индивидуумов так и государства и общества в целом, а также упорядочения их взаимоотношений.

То есть, государственное регулирование имеет место тогда, когда субъекты становятся участниками особого вида отношений именуемых правовые - возникающих на основе норм права волевых общественных отношений, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности.

Участники правовых отношений не всегда добросовестно относятся к реализации своих прав и исполнению возложенных на них обязанностей. Для защиты своих интересов, интересов личности и общества, в этом случае государство прибегает к применению нормативно установленных мер принуждения, посредством специального механизма именуемого юридическая ответственность. Без эффективно действующего механизма ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, носят декларативный характер. Отсутствие такого механизма приводит к общественному беспорядку, самоуправству, ощущению безнаказанности, влечёт за собой произвол со стороны государства в лице уполномоченных правоохранительных органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями по привлечению к ответственности. Незаконное использование таких полномочий может причинить существенный урон правам и свободам личности.

Юридическая ответственность является одной из наиболее важных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с её помощью решаются задачи обеспечения социальной стабильности, охраны общества от преступных посягательств, защиты и упрочения государства.

Целью настоящей работы является раскрытие понятия юридической ответственности, исследование ее видов и практической значимости института юридической ответственности в современном обществе.

1. Общая характеристика юридической ответственности

1.1 Понятие, признаки, принципы, цели и функции юридической ответственности

Для раскрытия понятия «юридическая ответственность» необходимо определить, что подразумевает этот термин. Среди авторов, занимавшихся исследованием проблемы юридической ответственности нет единства в определении ее понятия.

В учебнике «Проблемы общей теории государства и права» под редакцией Марченко М.Н. приведены несколько определений понятия юридической ответственности «В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общего представления, а тем более единого определения юридической ответственности. В одних случаях она понимается как «мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка». В других случаях она трактуется как «регламентированное нормами права общественное отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение. В ряде же случаев юридическая ответственность рассматривается как «применение к лицам совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке ».

Братусь С.Н. в научной работе «Юридическая ответственность и законность»определяет это понятие как сопряженное с государственным осуждением применение к правонарушителю мер государственного принуждения личного, имущественного или организационного характера.

Авторы приведенных выше формулировок юридической ответственности, едины в том, что она или сама по себя является мерой государственного принуждения и ли находится во взаимосвязи с принуждением . Это общий отличительный признак юридической ответственности. В связи с чем, некоторые авторы полагают, что применение мер принуждения возможно только компетентными государственными органами. Данные утверждения применимы к таким видам юридической ответственности как уголовная, административная, и гражданско-правовая, тогда когда она применяется судами. Но есть такие виды юридической ответственности как дисциплинарная и материальная. Эти виды ответственности применяются в трудовом праве, право их применения предоставляется законодательством работодателю. То же можно сказать и о гражданско-правовой ответственности, когда сторона, допустившая ненадлежащее исполнение принятых обязательств, может, например, в добровольном порядке выплатить другой стороне установленный договором штраф. В этой связи, наиболее правильными представляются те определения юридической ответственности, в которых нет указания на обязательное участие государственных органов в процессе применения принудительных мер.

Тем не менее, указанные выше особенности не отрицают принцип юридической ответственности, выражающийся в осуществлении возложения лишений, применения государственно-п ринудительных мер в ходе правоприме нительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах. В приведённых выше примерах исключается лишь участие государственных органов в осуществлении правоприменительных действий.

Но в то же время, даже при добровольном исполнении санкций, установленных в договорном порядке, участники гражданско-правовых отношений действуют в рамках норм установленных гражданским законодательством, определяющих порядок установления ответственности, размеры санкций, порядок уплаты штрафа.

Таким образом, если речь идет о юридической ответственности, то характер и объем лишений должны быть установлены правовой нормой . То есть, не смотря на существование регламентации других социальных отношений, например, установления политическими, партиями общественными объединениями определённых правил для лиц, являющихся их участниками, наличие мер принуждения при нарушении установленных правил поведения, порядка наложения взысканий закрепленных в уставах указанных объединений, то в случае нарушения, установленных ими предписаний юридическая ответственность не наступает.

Однако, как и другие виды социальной ответственности обязательным является то, что она наступает в результат е нарушения предписаний , установленных норм а ми права, обращена на правонарушителя, влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав (лишение свободы, права занимать определенные должности и др.), возложение на него новых дополнительных обязанностей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и т.д. ).

Определение понятия юридической ответственности и ее признаков дает возможность выяснить, что представляет собой этот институт, по сути. Но для более глубокого понимания предназначения юридической ответственности, необходимо установить ее принципы, цели и функции.

«В принципах любого учения, любой науки отражаются глубинные, устойчивые связи, позволяющие понять смысл теоритического знания. Юридическая ответственность, представляя собой важный институт права, также строится на определённых принципах.

К общепризнанным принципам юридической ответственности, независимо от ее видов, относятся: ответственность за виновное деяние, презумпция невиновности, законность, справедливость, целесообразность, гуманизм, своевременность, обоснованность, индивидуализация юридической ответственности, неотвратимость, право на защиту лица, привлеченного к ответственности, недопустимость привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение более двух раз.».

«Правовое регулирование общественных отношений, разных по своему субъектному составу и содержанию, преследует цель установления и поддержания юридического компромисса и сочетания публично-правовых интересов с частноправовыми. Основная цель правового воздействия на общественные отношения - удержание участников этих отношений в русле благоприятного, разумного и компромиссного поведения».

«Цели юридической ответственности - конкретное проявление общих целей права».

«Цель юридической ответственности, а также ее задачи и функции являются звеньями единой цепи, которая характеризует содержание любой деятельности, в том числе и правоприменительной. Реализация цели юридической ответственности невозможна без реализации задач и функций юридической ответственности. Они находятся между собой в органической взаимосвязи; в отдельности, в отрыве друг от друга они не могут быть воплощены в действительность».

Функции и цели юридической ответственности являются близкими, но не тождественными понятиями. Функции и цели юридической ответственности по названию могут совпадать, однако такое совпадение является филологическим, но не содержательным. С точки зрения содержания эти правовые явления неодинаковы.

В зависимости от целей юридической ответственности - кара правонарушителя, восстановление общественных отношений, создание состояния упорядоченности, динамичности, урегулированности общественных отношений, исправление и воспитание, недопущение совершения правонарушений - можно выделить карательную, восстановительную, регулятивную, воспитательную, превентивную функции.

Регулятивная функция юридической ответственности призвана закрепить и оформить динамику общественных отношений. Ее ближайшая цель - сформировать правомерное поведение субъектов ответственности.

Само название превентивной функции указывает, что ее цель - предупреждение правонарушений. Однако цель предупреждения правонарушений достигается только посредством формирования правомерного поведения субъектов юридической ответственности.

Основной целью карательной функции является наказание, кара правонарушителей. Эта цель выступает в качестве классифицирующего критерия, выделяющего карательную функцию в системе других функций юридической ответственности. Цель кары реализуется не сразу, а посредством достижения других целей юридической ответственности.

Воспитательная функция юридической ответственности в зависимости от того, на кого она воздействует, может преследовать несколько схожих, но не тождественных целей. Если воспитательная функция воздействует на волю и сознание правонарушителя, то она преследует следующие цели: вытеснение из сознания правонарушителя антисоциальных установок, правового нигилизма, криминальной психологии; формирование социально одобряемых стереотипов поведения; уважение к праву, морали; исправление. Цель исправления правонарушителя достигается в результате вытеснения правового нигилизма, криминальной психологии, формирования уважения к праву морали, социально одобряемых стереотипов поведения.

Восстановительная функция юридической ответственности направлена на достижение следующих целей: предоставление аналогичной вещи, компенсацию убытков, восстановления общественного спокойствия, восстановления права, а в итоге - на восстановления социальной справедливости и общественных отношений.

1.2 Субъекты и условия юридической ответственности

Субъект права, субъект правоотношения, субъект правонарушения, субъект ответственности - близкие, но не тождественные понятия. Не любой субъект права может быть субъектом правоотношения, как и не любой субъект правоотношения может быть субъектом правонарушения и субъектом ответственности.

Употреблять термин «субъект правонарушения» можно в двух значениях. Во-первых, абстрактно как о субъекте вменяемом (деликтоспособном), в силу чего способным отвечать за содеянное. Во-вторых, как о конкретном лице, совершившем правонарушение. Понятие субъекта юридической ответственности по своим смысловым характеристикам ближе всего к понятию субъекта правонарушения, употребляемому в его первом значении. К выводу о том, кто выступает субъектом юридической ответственности, субъектом правоотношения, мы приходим, анализируя понятие субъекта правонарушения. Признаки, которые характеризуют субъекта правонарушения, одновременно характеризуют субъекта правоотношения и субъекта юридической ответственности.

Субъект правоотношения ответственности должен обладать признаками, характеризующими субъекта правонарушения, т.к. только от данного субъекта другая сторона правоотношения вправе требовать ответственного поведения и именно к такому субъекту имеется возможность применить меры государственного принуждения.

Правоотношение ответственности имеет, по меньшей мере, двух субъектов. С одной стороны правоотношения выступает лицо, наделенное правами и обязанное совершить определенные действия, а с другой стороны - субъект, обладающий правом и обязанностью требовать совершения определенных в правовой норме действия или бездействия. Если рассматривать регулятивные отношения ответственности, с одной стороны будет находиться деликтоспособное физическое или юридическое лицо, а с другой стороны - государство.

Однако такое деление носит условный характер, т.к. государство в регулятивных отношениях тоже выступает как обязанное лицо. Это можно проиллюстрировать на примере обращения граждан, юридических лиц в Конституционный суд РФ с заявлениями об оспаривании правовых норм как не соответствующих конституции. В случае признания их таковыми, эти нормы не подлежат применению, таким образом, государство становится обязанным изменить статус установленных ранее им норм - признать их не действующими.

Аналогичная ситуация возникает при оспаривании ненормативных актов в рамках главы 23 Арбитражно-процессуального кодекса РФ «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов судом по интеллектуальным правам». Только в этом случае государство прекращает действие оспариваемого акта или отдельных его положений в случае установления судом не соответствия его иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Схожая, но не тождественная ситуация имеет место при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. (Глава 24 Арбитражно-процессуального кодекса РФ). Здесь можно говорить о должностном лице, как о субъекте юридической ответственности, поскольку должностное лицо, хотя и в рамках представленных полномочий, но своей волей приняло решение, как действовать, государство в этом случае не уполномочивало его на совершение действий не соответствующих установленным нормам, следовательно, государство здесь не является субъектом юридической ответственности.

Спорным является вопрос о том, кто выступает субъектом, обладающий правом и обязанностью требовать совершения определенных в правовой норме действий или бездействия. Наиболее распространенным является утверждение, что субъект отношений ответственности - это государство в лице своих компетентных органов, которые непосредственно и вступает в правоотношения ответственности.

Итак, кто же является другой стороной отношений: государство, уполномоченные органы, или государство в лице уполномоченных органов? Государство осуществляет свою деятельность через уполномоченные им органы, которые опосредуют волю государства в своей деятельности, а сами государственные органы всегда действуют от имени государства. Поэтому другой стороной в правоотношении ответственности будет выступать государство в лице уполномоченных органов. В общерегулятивных отношениях ответственности ввиду относительной неопределенности круга субъектов таких отношений другой стороной правоотношения будет выступать государство как властный субъект, адресующий требования по соблюдению и исполнению предписаний норм, предусматривающих юридическую ответственность неопределенному кругу лиц. В конкретных регулятивных отношениях ответственности (например, в гражданско-правовых) другой управомоченной стороной выступает физическое или юридическое лицо, а государство, в лице уполномоченных органов присутствует абстрактно, т.к. субъект наделен правом обратиться к уполномоченным органом для применения мер государственного принуждения в случае неисполнения обязательства.

Уяснив субъектный состав юридической ответственности, необходимо определить условия ее наступления.

Основным условием наступления юридической ответственности является нарушение лицом законодательно установленных норм и правил выразившееся в действии или бездействии.

При этом, как указано выше, субъект правонарушения должен обладать такими свойствами как: деликтоспособность и вменяемость. Эти свойства позволяют оценить субъект правонарушения с качественной стороны.

Деликтоспособность - это признаваемая государством способность каждого носителя прав и обязанностей отвечать за свои действия, влекущие правовые последствия. Деликтоспособность физических лиц наступает по достижении определенного законом возраста. Так, уголовная Деликтоспособность в полном объеме наступает по достижении шестнадцати лет, а в ограниченном объеме (за совершение отдельных видов преступлений) - по достижении четырнадцати лет. Административная Деликтоспособность наступает по достижении шестнадцати лет и т.д.

Юридические лица приобретают Деликтоспособность, также как и другие свойства субъекта права, с момента их государственной регистрации. Следует обратить внимание на различное содержание деликтоспособности физических и юридических лиц. Физические лица обладают универсальной деликтоспособностью, т.е. они могут нести юридическую ответственность любого вида из предусмотренных законом (в зависимости оттого, какое деяние они совершили). Юридические лица обладают ограниченной деликтоспособностью, так как они не могут нести уголовную и дисциплинарную ответственность.

Следующее условие наступления юридической ответственности связано с психическим состоянием субъекта - это вменяемость, т.е. способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Данное свойство присуще только физическим (но не юридическим) лицам. Ответственность наступает лишь за волевые осознанные действия субъектов права, поэтому обратное вменяемости состояние (невменяемость) служит основанием освобождения от ответственности.

Еще одно условие наступления юридической ответственности связано с психическим отношением лица к содеянному им деянию и определяется условием виновности. Вина - это волевое сознательное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Виновность выражается в форме умысла и неосторожности.

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность:

1. Необходимая оборона. Самостоятельная защита лицом своей жизни, прав и свобод, а также жизни, прав и свобод других лиц, действие, совершаемое при защите интересов государства, общества, личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения нападающему вреда, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и опасности посягательства. Необходимой она является потому, что совершаемые действия - причинение вреда посягающему - являются неизбежными. Действия, совершаемые в состоянии необходимой обороны, не должны влечь за собой совершение преступления, быть актом самоуправства или мести.

2. Крайняя необходимость. Представляет собой сознательное причинение определенного вреда правоохраняемым интересам в целях недопущения еще большего вреда. Это действие, совершенное для устранения опасности, угрожающей интересам государства, общества, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред был меньше, чем предотвращенный.

3. Малозначительность правонарушения. Деяние, не представляющее общественной опасности.

Кроме названных обстоятельств, освобождающих от юридической ответственности при определенных условиях, относятся те, которые непосредственно оговорены в нормах законов, устанавливающих ответственность.

2. Виды юридической ответственности

Виды юридической ответственности - однородные группы юридической ответственности, различающиеся в зависимости от оснований их возникновения, порядка реализации и применяемых санкций.

2.1 Уголовная ответственность

«В литературе под уголовной ответственностью понимается выраженная в уголовном законе оценка от имени государства в лице управомоченных им органов конкретного деяния как преступления, а также порицание лица, его совершившего. Кроме того, уголовная ответственность определяется как предусмотренные законом негативные последствия, налагаемые судом на лицо, совершившее преступление, выраженные в самом факте осуждения и судимости, или осуждения, сопряженного с исполнением наказания и судимостью Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом, называемого преступлением.»

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное в уголовном праве.

Уголовная ответственность - это сложное социально-правовое последствие совершения преступления, которое может существовать и реализоваться только в рамках уголовно-правового отношения. Под уголовно-правовыми отношениями следует понимать вытекающие из факта совершения преступления и регулируемые нормами уголовного права общественные отношения между лицом, совершившим преступление, и государством, направленные на реализацию взаимных прав и обязанностей этих субъектов в связи с применением уголовного закона к конкретному факту совершения данного преступления.

Сущность уголовной ответственности как неблагоприятных для виновного правовых последствий совершения преступления выражается в обязанности лица, совершившего преступление, дать отчет перед государством в содеянном, подвергнуться осуждению, наказанию и иным неблагоприятным юридическим последствиям, предусмотренным уголовным законом.

Поскольку преступление представляет для общества опасность, то и меры уголовной ответственности являются наиболее строгими по сравнению с мерами воздействия, применяемыми за совершение административных и иных нарушений. Уголовной ответственности присущ такой её вид как наказание. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

При этом в числе наказаний установлены такие суровые виды как лишение свободы и смертная казнь. На применение смертной казни в настоящее время Конституционным судом РФ наложен мораторий, однако она не исключена из видов наказаний установленных Уголовным кодексом РФ.

Кроме того, применение мер уголовной ответственности порождает правовое состояние судимости виновного лица, которое указывает на потенциальною опасность этого лица для общества. Состояние судимости сохраняется определенное время после отбытия наказания и погашается в сроки установленные Уголовным кодексом. Эти сроки находятся в зависимости от тяжести совершенного преступления.

С учетом вышеназванных особенностей, государство особенно тщательно подходит к применению этого вида юридической ответственности.

С одной стороны, учитывая необходимость максимально защитить общество от преступных посягательств, установлен наиболее низкий возрастной ценз для субъекта уголовной ответственности. За определенные виды преступлений уголовная ответственность наступает с момента достижения лицом четырнадцатилетнего возраста.

С другой стороны, учитывая серьезность негативных последствий для субъекта этого вида ответственности, государством созданы максимальные гарантии обеспечения законности при ее применении. А именно: уголовное наказание устанавливается только судом; установлена многоступенчатая процедура применения уголовной ответственности начиная с возбуждения уголовного дела до рассмотрения дела в суде; обеспечивается прокурорский надзор за соблюдением законности в рамках уголовного преследования; гарантируется право на защиту, в том числе обеспечивается обязательное участие адвоката; регламентирована система доказывания факта совершения преступного деяния конкретным лицом. Кроме того, уголовным законодательством, установлен ряд обстоятельств исключающих ответственность преступность деяния: необходимая оборона; причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайняя необходимость; физическое или психическое принуждение; обоснованный риск; исполнение приказа или распоряжения.

2.2 Административная ответственность

«Административная ответственность является наиболее распространенной формой юридической ответственности. Это связано с тем, что данная форма ответственности носит универсальный характер: она установлена за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер.»

Определения понятия административной ответственности, которые дают ученые занимающиеся исследованием данного института мало отличаются от понятия уголовной ответственности. Это объяснятся тем, что уголовно-правовое регулирование и административно-правовое близки между собой, поскольку «административная ответственность появляется в правовой системе в связи с выделением из уголовного права правонарушений, обладающих меньшей общественной опасностью и, следовательно, не требующих применения суровых мер наказания и соблюдения сложной процедуры привлечения к ответственности, свойственной уголовной ответственности. Данные малозначительные деяния традиционно именуются правонарушениями.

Именно административное правонарушение, являющееся основанием для привлечения к административной ответственности, рассматривается учеными как главный признак, определяющий само понятие «административная ответственность».»

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как видим, в отличие от уголовной ответственности, субъектом административной ответственности может выступать не только физическое, но и юридическое лицо.

При этом, согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Т.е. при совершении одного и того правонарушения административное законодательство допускает наличие одновременно двух субъектов ответственности.

С учетом меньшей общественной опасности административного правонарушения, в сравнении преступлением, процедура привлечения субъекта к ответственности значительно упрощена. Административная мера ответственности может примениться не только судами, но и уполномоченными на то должностными лицами, перечень которых устанавливается КоАП РФ и другими законами.

Еще одна особенность заключается в том, что правовые нормы, регулирующие административные отношения устанавливаются не только федеральными законами, но законами субъектов Российской Федерации, как например, Областной закон Ростовской области от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях».

Для привлечения к административной ответственности установлен достаточно короткий срок с момента совершения правонарушения до момента наложения взыскания. Общий срок, по истечении которого по делу об административном правонарушении не может быть вынесено постановление о привлечении к ответственности по истечении составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения. Ст. 4.5 КоАП РФ.

Применение административного взыскания не влечет судимости, но влечет состояние административной несказанности, которое длится один год, после чего лицо считается не привлекавшийся к административной ответственности.

2.3 Гражданско-правовая ответственность

«Гражданско-правовая ответственность - это вид юридической ответственности, возникающей в результате гражданско-правового нарушения и возлагающей на правонарушителя обязанности совершить определенные действия (бездействие) имущественного или неимущественного характера в интересах другой стороны, потерпевшего лица (возместить убытки, уплатить неустойку и т.д.) в добровольном или принудительном (судебном) порядке, прекратить нарушение чужого гражданского права, признать или восстановить законные права других лиц. Гражданско-правовая ответственность - это вытекающая из правоохранительного правоотношения обязанность нарушителя субъективных гражданских прав претерпевать лишения имущественного и иного характера, возникшие в результате применения к виновному лицу мер гражданско-правовой ответственности, направленных на предупреждение, пресечение, признание и восстановление нарушенных (оспариваемых) субъективных гражданских прав других лиц.

Особенности гражданско-правовой ответственности вызваны спецификой предмета и метода гражданского права, механизма гражданско-правового регулирования, порядком разрешения гражданско-правовых споров, принципами гражданского законодательства (юридическое равенство сторон, диспозитивность, наличие имущественно обособленных субъектов гражданского права, автономность их воли, осуществление субъективных гражданских прав по своему усмотрению и т.д.), иными особенностями гражданско-правового регулирования и защиты. В большинстве случаев гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер, ее особенности проявляются в основаниях, условиях ее возникновения, в характере и содержании гражданско-правовых санкций (мер ответственности)»

Гражданско-правовым отношениям, как и административно-правовым присуще наличие индивидуального (физическое лицо) и коллективного (юридическое лицо) субъекта ответственности.

В отличие от уголовно-правовых и административно-правовых отношений, на мой взгляд, основная функцией гражданско-правовой ответственности является восстановительная функция. Она направлена, прежде всего на защиту и восстановление интересов другой стороны гражданского правоотношения. При этом субъект гражданской ответственности не претерпевает каких-либо ограничений направленных на его личность. Основанием наступления гражданско-правовой ответственности является ненадлежащее исполнение не только законодательно установленных обязательств стороной, ни и принятых добровольно. Кроме того, гражданско-правовая ответственность может являться следствием совершения уголовного преступления или административного правонарушения, в том случае если в результате преступных действий был причинен ущерб потерпевшему или его имуществу. При наличии таких обстоятельств в рамках уголовного судопроизводство появляется такой субъект правоотношений как гражданский истец.

В подавляющем большинстве случаев применение гражданско-паровой ответственности осуществляется в судебном порядке. Но как было указано в начале работы, участник гражданско-правовых отношений может в добровольном порядке выплатить другой стороне установленные договором санкции. При этом, как правило, обязанное лицо руководствуется принципом разумности, поскольку осознает, что взыскание этих же штрафных санкций в судебном порядке повлечет за собой дополнительные имущественные потери, т.е. в этом случае государство, в лице уполномоченных органов присутствует при применении ответственности абстрактно.

2.4 Дисциплинарная и материальная ответственность

Вопрос дисциплинарной ответственности является дискуссионным. Многие авторы рассматривают этот вид ответственности только в рамках трудовых (служебных) отношений и определяют дисциплинарную ответственность как установленное законом применение мер дисциплинарных взысканий к работнику (служащему) за совершение дисциплинарного проступка, состоящему в трудовых (служебных) правоотношениях с предприятием, учреждением, организацией, государственным органом.

Существует другая точка зрения, где дисциплинарная ответственность рассматривается в более широком аспекте. «Дисциплинарная ответственность представляет собой достаточно сложную систему, которая включает в себя:

Ответственность работников по правилам внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности, по специальным уставам и положениям, ответственность работников отдельных общественных организаций (артели старателей, коллегии адвокатов);

Ответственность учащихся школ, профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений;

Ответственность военнослужащих, работников системы МВД, ФСБ и других органов, где дисциплина устанавливается применительно к воинской;

Ответственность лиц, отбывающих уголовное наказание;

Ответственность несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.»

Наиболее правильным я считаю второе мнение поскольку о возможности применения дисциплинарной ответственности сказано не только в Трудовом кодексе РФ и уставах регулирующих трудовую деятельность и порядок исполнения служебных обязанностей госслужащих, но и в Законе «Об образовании в Российской Федерации», Уголовно-исполнительном Кодексе РФ.

«За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.» П 4. Ст. 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Что касается материальной ответственности, то этот вид ответственности применяется в трудовом праве. Материальная ответственность - это обязанность работника возмещать ущерб, причиненный предприятию вследствие нарушения возложенных на него трудовых обязанностей.

Основное отличие материальной ответственности, применяемой в трудовом праве, от имущественной ответственности, предусматриваемой гражданским законодательством, состоит в том, что по общему правилу ответственность работника ограничена определенной частью его месячного заработка, и в том, что при определении размера ответственности учитывается степень вины работника, его материальное положение, моральный облик. Однако при этом следует иметь ввиду, что в случаях прямо установленных трудовым законодательством предусмотрена и полная материальная ответственность работников (см. ст. 243 ТК РФ).

Материальная и дисциплинарная ответственность имеют общую специфику присущую только этим видам юридической ответственности. Для того чтобы лицо стало потенциальным субъектом этих видов ответственности необходимо чтобы оно вступило в определенные отношения с организацией (учреждением), где применение этих видов ответственности установлено законом. А именно: было принято на учебу, работу, службу, либо помещено в учреждение системы исполнения наказаний. Кроме того, право применения дисциплинарной и материальной ответственности государство представляет не своим уполномоченным органам, а работникам (служащим) организаций (учреждений) имеющим право действовать от их имени, чаще всего это руководители этих организаций.

Таким образом, государство не принимает участия в применении этих видов ответственности в общеприменительной практике. Однако при возникновении спорной ситуации, конфликт разрешается в судебном порядке. В этом случае государство становится непосредственным участником правоотношений связанных с применением дисциплинарной (материальной) ответственности.

Заключение

Подводя итог работы, можно сделать вывод. Юридическая ответственность является основным средством в системе правого регулирования, способствующим поддержанию правопорядка в обществе. Юридическая ответственность обеспечивает безопасность и стабильность во всех сферах общественных отношений, пресекая, ограничивая и предотвращая противоправное поведение отдельных лиц и защищая, тем самым интересы как законопослушных граждан, так и общества в целом.

Как самостоятельный и необходимый элемент механизма правового регулирования юридическая ответственность формирует правосознание граждан в духе уважения к праву, неукоснительного соблюдения установленных государством правил поведения, осознания необходимости поведения не ущемляющего интересы других лиц.

Для обеспечения предназначения этого института правовое государство создает развитую систему органов, призванных как осуществлять применение мер юридической ответственности к ее субъектам так и служить сдерживающими факторами по отношению друг к другу.

Список использованных источников

1. Алексеев И.А. К вопросу о понятии ответственности в системе права // Государство и право. 2009, №2 - C. 83 - 87.

2. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. - 496 с.

3. Братусь С.Н. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЗАКОННОСТЬ (Очерк теории) - М.: «ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1976 - 216 с.

4. Высоцкая Л.В. Особенности гражданско-правовой ответственности при возмездном оказании медицинских услуг // Современное право. 2014. №9. С. 91 - 97.

5. Глаголев П.В. Функции как основа системного единства юридической ответственности // Юридический мир. 2007. №1 - С. 55- 58.

6. Гомонов С.А. Понятие административной ответственности // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. №1. С. 12 - 15.

7. Дубровин А.В. Дисциплинарная ответственность в трудовых отношениях как вид юридической ответственности // Трудовое право. 2008. №8

8. Кожевников С.Н. Принципы юридической ответственности // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2005. №4. - С. 82 - 86.

9. Липинский Д.А. Взаимосвязи функций и целей юридической ответственности // Закон и право. 2004. №2 - С. 17 - 20.

10. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (право) - М.: Юристь, 2001. - 656 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Признаки, цели, функции и принципы юридической ответственности. Основания юридической ответственности и освобождения от неё. Характеристика видов юридической ответственности: уголовная, административная, материальная, гражданско-правовая, дисциплинарная.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2017

    Понятие и сущность юридической ответственности. Характеристика видов юридической ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная, материальная и дисциплинарная ответственность. Цели, задачи и функции юридической ответственности.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2012

    курсовая работа , добавлен 01.03.2015

    Понятия и признаки, цели и функции юридической ответственности. Принципы юридической, конституционно-правовой ответственности, их субъекты и основания. Основы гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной, материальной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2011

    Цели и функции юридической ответственности, характеристика её видов (административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, уголовная). Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Понятие, принципы и обязанности презумпции невиновности.

    реферат , добавлен 01.12.2014

    Понятие юридической ответственности и признаки, ее характеризующие. Правовые институты исключения юридической ответственности и освобождения от неё. Презумпция невиновности. Виды уголовного наказания. Административная и дисциплинарная ответственность.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2014

    Характеристика юридической ответственности как правовой категории. Понятие и содержание юридической ответственности. Признаки и элементы юридической ответственности. Функции и принципы юридической ответственности. Цели юридической ответственности.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2008

    Основания, признаки и принципы юридической ответственности. Дисциплинарная, материальная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Структурная характеристика юридической ответственности. Меры государственного принуждения.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2008

    Сущность и признаки юридической ответственности, условия ее назначения, нормативно-правовое обоснование, классификация и разновидности. Задачи и принципы, функции и значение уголовной ответственности. Понятие и типы состава преступления, его признаки.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Сущность юридической ответственности, ее характеристика как особого вида правоотношений, обстоятельства, исключающие и освобождающие от нее. Виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди