12.04.2019

Факторы влияющие на эффективность процесса воспитания. Курсовая работа субъективный фактор процесса воспитания. Основные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания


Характер формирования спроса на общественные блага существенно отличается от характера формирования спроса на частные блага.

Дифференциация запросов потребителей в отношении частного блага проявляется в приобретении разного количества блага по одной и той же рыночной цене. Это связано со свойствами исключаемости и делимости частных благ. Совокупный объем спроса формируется путем горизонтального агрегирования индивидуального спроса, т.к. суммируются объемы спроса для заданной цены вдоль горизонтальной оси. На графике (рис.13.6), показано, что если имеются три потребителя и цена блага Р, тогда объем спроса , где i = 1, 2, 3.

Чистое общественное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть предоставлено одному потребителю в меньшем количестве, чем другому. Весь произведенный объем выпуска потребляется целиком. Таким образом, объем потребления блага каждым потребителем равняется объему его предложения: .

Дифференциация запросов потребителей выражается в дифференциации их готовности платить. При формировании индивидуального спроса на чистое общественное благо потребители, следовательно, сами определяют величину платежа, а не являются «получателями» цены, как в случаях с чистым частным благом. Смысл этого условия очевиден: индивидуальному потребителю нет необходимости целиком брать на себя «цену», по которой благо поставляется сообществу, достаточно внести некоторый вклад, соответствующий персональной готовности платить (предельной выгоде). Предельная выгода – это прирост полезности от потребления общественного блага, выраженный в денежной форме. Фиксированным параметром при суммировании выступает уже не цена, а количество общественного блага, на которое предъявляется спрос, т.е. происходит вертикальное суммирование индивидуальных кривых спроса. Процесс формирования кривой общего спроса на чистое общественное благо показан на рис.13.7. Совокупный спрос равен сумме индивидуальных предельных выгод: , где – предельная выгода.

Проведенный анализ особенностей спроса на общественные блага, позволяет перейти к построению модели оптимального уровня производства общественного блага с учетом различных предпочтений потребителей. На рис.13.8 приведена его графическая иллюстрация. Кривая совокупного спроса (D 1+2), полученная при помощи вертикального суммирования кривых индивидуального спроса первого индивида (D 1) и второго индивида (D 2), показывает, что с увеличением предоставляемого общественного блага потребности в данном товаре постепенно насыщаются, причем у второго потребителя быстрее (в точке Q 2), чем у первого (в точке Q 1). Это приводит к тому, что кривая совокупного спроса принимает вид ломаной линии P 1+2 KQ 1 , т.к. при объемах, превышающих Q 2 , второй индивид не желает больше потреблять и оплачивать благо, а первый индивид еще сохраняет готовность платить. Поэтому после прохождения точки К кривая суммарного спроса совпадает с кривой первого индивида D 1 .

Линия предложения S представляет собой линию предельных общественных затрат, равных сумме предельных частных затрат производителя и положительных (отрицательных) внешних эффектов производства.

Оптимальному объему производства общественного блага соответствует точка Е, в которой пересекаются кривые совокупного спроса (D 1+2) и предложение S. В точке Е готовность субъектов платить за производство каждой дополнительной единицы общественного блага совпадает с дополнительными издержками на производство этой единицы: МС = МВ, где МС – предельные общественные издержки производства чистого общественного блага, МВ – предельные общественные выгоды от его производства.

Однако в предыдущем параграфе было выяснено, что в реальной экономике большинство товаров являются смешанными общественными благами. Их специфика определяет особенности формирования спроса на данные блага и оптимальный объем их предоставления. Суть подхода состоит в разделении тех характеристик блага, которые можно считать частными, и внешних эффектов, которые приводят к отсутствию соперничества в потреблении.

Пример. На рис. 13.9, а приведены кривые индивидуального спроса Антона и Игоря на частные характеристики блага (D A и D И) и путем их горизонтального суммирования построена линия совокупного спроса (D A +И). На рис. 13.9, б из двух кривых предельной выгоды от внешнего эффекта (D Е A и D Е И) путем вертикального суммирования выведена линия совокупной предельной выгоды (D Е A +И). И наконец, на рис 13.9, в складыванием вертикальной линии совокупного спроса (D A +И) и линии совокупной предельной выгоды (D Е A +И) получим линию спроса на смешанное благо (D). Внешний эффект возникнет в результате предоставления каждой дополнительной единицы блага. По этой причине суммирование линии совокупного спроса и линии предельной выгоды от внешнего эффекта производится вертикально. Оптимальный объем его предоставления (Q*) определяется точкой пересечения линий спроса и предельных затрат.



50 лекций по микроэкономике – М., 2005. – С. 403-404.

Определение функции спроса базировалось до сих пор на предпосылке точного выявления предпочтений индивидов, т.е. их готовности платить. Но в реальной действительности существуют мощные стимулы сокрытия собственных оценок. Поэтому функцию совокупного спроса на общественные блага называют еще «псевдоспросом». Возникновение данного процесса связано со спецификой общественных благ. Поскольку исключение из потребления в случае неуплаты невозможно, это приводит к разрыву связи между количеством полученного общественного блага и предъявленной готовностью платить. Следовательно, заинтересованность в общественных благах совместима с уклонением от участия в их оплате. Такое явление получило название проблемы «зайцев» или эффекта безбилетника (впервые термин «безбилетника» был предложен американским экономистом М. Олсоном в 1965 г.). Люди занижают объемы общественных товаров, которые они хотели бы иметь, и свою готовность к уплате, надеясь «проехать» за счет других.

Проблема «зайцев» приводит к тому, что объем чистого общественного блага при добровольном финансировании оказывается ниже эффективного, т.е. имеет место недопроизводство общественных благ . Тем не менее, отдельный потребитель, став «зайцем», действует рационально, стремясь максимизировать свой выигрыш. Причем, чем больше группа людей, в которой осуществляется коллективное финансирование производства общественных благ, тем меньше вероятность быть разоблаченным и, соответственно, больше соблазн получения выгод без внесения соответствующей доли оплаты. Возникает ситуация рационального иждивенчества.

Пример. Чтобы подтвердить это наше предположение, представим себе ситуацию, когда семьи Петровых и Сидоровых занижают выгоду, полученную ими от установки дополнительного фонаря, вдвое. В этом случае табл. 13.1 будет иметь следующий вид.

Таблица 13.1

Иждивенчество

Семья Действительная (д) и признаваемая (п) предельная полезность фонарей
1-й фонарь 2-й фонарь 3-й фонарь 4-й фонарь 5-й фонарь
д п д п д п д п д п
Ивановы
Петровы
Сидоровы
Суммарная предельная полезность

Если в данном случае будет приниматься коллективное решение о количестве устанавливаемых фонарей, очевидно, что при издержках в 300 руб. за один фонарь будет установлено всего 5 фонарей. В данной ситуации теряет каждая из трех семей. Семья Ивановых недополучает полезности в 150 руб., семья Петровых – 90 руб., семья Сидоровых – 60 руб. Именно такими суммами выражается реальная полезность шестого (неустановленного) фонаря для каждой семьи.

А теперь посмотрим, какие выгоды получает в данной ситуации каждая семья.

Семья Ивановых за шесть фонарей должна была бы внести 900 руб. (150 руб.×6), а за 5 фонарей вносит 1000 руб. (200 руб.×5). Т.е. кроме того, что Ивановы недополучили 150 руб. полезности, они должны увеличить свои издержки на 100 руб. Их общие потери, таким образом, составят 250 руб.

Семья Петровых за шесть фонарей должна была бы внести (если бы честно продекларировала свои выгоды) 540 руб. (90 руб.×6), а вносит (занижая свои выгоды) 300 руб. (60 руб.×5). Т. е. экономит на издержках 240 руб. Их общие выгоды от лжи составляют, таким образом, 150 руб. (240 руб. – 90 руб.).

Семья Сидоровых за шесть фонарей должна была бы внести (если бы честно продекларировала свои выгоды) 360 руб. (60 руб.×6), а вносит (занижая свои выгоды) 200 руб. (40 руб.×5). Т.е. экономит на издержках 160 руб. Их общие выгоды от лжи составляют, таким образом, 100 руб. (160 руб. – 60 руб.).

В конечном счете мы видим, что общие потери семьи Ивановых равны суммарным выгодам, получаемым семьями Петровых и Сидоровых. Это означает, что занижение двумя семьями своих выгод создает для них положительные внешние эффекты, которые оплачиваются семьей Ивановых.

Современная политическая экономия. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2005. – С. 323-324.

Из этого следует, что показатели рыночного спроса на общественное благо значительно занижаются, либо скрываются вовсе. Поэтому рыночный спрос на такой товар не создает достаточный доход для покрытия издержек производства, хотя коллективная выгода от этого блага может равняться соответствующим экономическим издержкам или превышать их. По этой причине правительственные органы в большинстве стран с развитой экономикой не надеются на добровольные взносы как средство финансирования затрат на производство общественных благ. Общественные товары и услуги обычно финансируются за счет принудительных взиманий налогов и других обязательных платежей.

Рассмотренные выше особенности спроса на частные и общественные блага отражены в итоговой табл.13.2. Критериями сравнения служат механизмы формирования совокупного спроса на различные типы благ, характер предпочтений и проявление спроса на рынке, предполагаемая форма оплаты.

В зависимости от характера потребления средства удовлетворения человеческих потребностей в экономике делятся на чисто частные и чисто общественные блага.

Чистое частное благо - это благо, каждая единица которого может быть оценена и продана.

Покупка такого блага на рынке принесёт полезность только покупателю и не приведёт к отрицательным или положительным эффектам для кого-либо ещё. Например, человек, купивший буханку хлеба, получает исключительное право на использование данного блага.

Общественные блага - это блага, неисключаемые из потребления, а также неконкурентные и неделимые в потреблении.

Чистое общественное благо (pure public good) - это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.

Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, а также городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т.д.

Общественные блага обладают рядом признаков: неисключаемостью, неконкурентностью, неделимостью потребления.

1. Неисключаемость - свойство блага, заключающееся в невозможности воспрепятствовать его потреблению всеми потребителями. Национальная оборона подразумевает, что если один гражданин общества защищён, то равным образом защищены все прочие граждане. Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

2. Неконкурентность - свойство блага, потребление которого одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другими потребителями. Например, телевизионную программу по национальному телевидению могут смотреть одновременно миллионы домашних хозяйств. При этом размер аудитории может быть увеличен практически без дополнительных затрат. Это относится и к национальной обороне. И телевидение, и национальная оборона неконкурентны в потреблении.

3. Неделимость потребления - свойство блага, заключающееся в невозможности его потребления по частям. Чисто обществен-

ное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать мелкими партиями) и быть продано по частям. Оборона - неделимое благо. Будучи гражданином страны, находясь на территории этой страны, вы потребляете полный набор блага «оборона». Вы не можете потреблять данное благо «по частям».

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ.

Исключаемые общественные блага - блага, сочетающие низкую и нулевую конкурентность с достаточно высокой исключаемостью.

К этим благам относятся услуги коммерческих учебных заведений, муниципальных пляжей, городских парков, спортивных сооружений и других общественных помещений с установленным и контролируемым режимом совместного использования.

Общие или совместно потребляемые блага - блага, сочетающие высокую конкурентность с низкой исключаемостью и даже направленностью на максимально возможный охват потребителей.

К таким благам относятся благоустроенные пешеходные пути и освещение городских территорий, городские очистные сооружения и уборка мусора, муниципальный транспорт и т.д.

Квазиобщественные блага отличаются от общественных благ тем, что люди, не оплатившие эти блага, могут быть исключены из процесса их потребления.

Этот вид благ включает в себя услуги платного образования и медицины, платные музеи, автострады и т.д.

Финансирование производства общественных благ производится государством из налоговых поступлений (подразумевается, что за них платит всё общество). Однако характер чистого общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков». Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребителя получило название проблемы безбилетника.

Проблема безбилетника (free-rider problem) - экономический феномен, который проявляется в том, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты.

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, нежели в малых группах потребителей, так как в больших группах труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. К этой же проблеме относится и уклонение от уплаты налогов. Недобор налогов из-за уклонения налогоплательщиков от их уплаты ослабляет возможности государственного бюджета, в том числе по финансированию науки и образования, повышению зарплаты бюджетникам и т.д.

Определение совокупного спроса на общественное благо и определение совокупного спроса на частное благо существенно различаются (рис. 15.6). Предположим, что существует три потребителя некого общественного блага. На рис. 15.6 представлены их кривые индивидуального спроса на данное благо: d b d 2 , d 3 . На горизонтальной оси показано количество общественного блага, на вертикальной - возможные расходы на его потребление. Линию индивидуального спроса удобно интерпретировать как линию предельной выгоды от потребления блага.

Рис. 15.6. Совокупный спрос на частное и общественное блага: а - чистое частное благо; б - чистое общественное благо

Величину рыночного спроса (D) на какой-либо частный товар при определенной его цене можно представить как сумму соответст-

вующих значений индивидуальных функций спроса. Для общественного же блага, например, для национальной обороны, величина совокупного спроса со стороны граждан есть в то же время и величина индивидуального спроса: ведь каждый индивид пользуется ею в одной и той же степени. Поэтому величина совокупного спроса на какое-либо общественное благо будет в то же время характеризовать и величину индивидуального спроса на него. Поэтому при графическом построении кривой рыночного спроса на частные блага (см. рис. 15.6, а) объёмы индивидуального спроса при каждом возможном уровне цены суммируются по горизонтали. Напротив, в ситуации с общественными благами (см. рис. 15.6, б), когда каждый индивид потребляет одно и то же их количество, но оценивает его по-разному, кривая совокупного спроса строится посредством суммирования индивидуальных кривых спроса (или предельной выгоды) по вертикали .

Оптимальный объём общественного блага - это объём, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов. Для эффективного размещения благ в экономике общественное благо должно выпускаться в таком объёме, при котором предельная общественная полезность (выгода от потребления данного объёма) равна предельным общественным издержкам (стоимости ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага).

Основная трудность определения оптимального объёма производства общественных благ заключается в том, что предельные выгоды от их использования на рынке никак не проявляются. Для определения оптимального объёма нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага.

Масштабы и степень интенсивности существующих в экономике внешних эффектов различны. Самые сильные внешние эффекты дают производство и потребление так называемых чистых общественных благ. Внешние эффекты возникают в связи с тем, что эти блага не имеют цены.

Мир экономических благ многообразен. Разграничение их на отдельные виды осуществляется на основе таких критериев, как конкурентность в потреблении и исключаемость из потребления .

В соответствии с этим различают частные и общественные блага .

Частные блага - это блага, каждая единица которых может быть продана по рыночной цене, и будучи потребленными одним лицом, они не могут быть одновременно потреблены другими лицами. Они приносят выгоду (полезность) только тому экономическому субъекту, который его купил для потребления.

Другие субъекты не могут одновременно получать полезность (выгоду) от потребления этого блага. Например, никто другой не получает пользу, когда человек ест купленное им яблоко.

Тот, кто не может или не хочет покупать то или иное благо, исключается из числа получателей выгод, приносимых потреблением блага. Потребители конкурируют за приобретение определенного количества таких благ. Блага, являющиеся исключаемыми и объектами соперничества в потреблении, называются чистыми частными благами.

Покупка чистых частных благ не вызывает внешних эффектов для третьих лиц.

Общественные блага - это блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим лицам, причем без дополнительных затрат . Общественные блага подразделяют на чистые , неисключаемые , исключаемые , перегружаемые и ограниченные блага .

Чистые общественные блага - это блага, потребляемые людьми коллективно, независимо от того, платят они за него или нет .

Характерной особенностью таких благ является неконкурентность в потреблении. Использование блага одним человеком не уменьшает возможности потребления его другими индивидами.

Неисключаемостъ из потребления - ситуация, когда никому нельзя запретить пользоваться благом, даже тем лицам, которые не могут за него заплатить. Так, все граждане страны пользуются такими благами, как национальная оборона, уличное освещение . Исключить их из сферы потребления указанных благ невозможно. Чисто общественными благами являются национальная оборона, маяки, фундаментальные научные исследования, программы борьбы с бедностью.

Разновидностью общественных благ являются исключаемые блага. Это недостаточно конкурентные или вовсе неконкурентные блага. К исключаемым общественным благам относят те, на которые можно назначить цену и ограничить для желающих доступ к их потреблению. К их числу можно отнести образование, здравоохранение. Не всех желающих получить высшее образование принимают в вузы, т.е. они могут быть исключены из процесса потребления такого общественного блага, как высшее образование.


Перегружаемые общественные блага - это блага, которые могут потребляться всеми желающими при условии, что они имеются в достаточном количестве для всех . Примерами таких общественных благ являются дороги, общественные библиотеки.

К ограниченным общественным благам относятся те, которые не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например полиция, обеспечивающая общественную безопасность граждан страны, предоставляет им общественное благо . Раскрывая конкретные преступления, она предоставляет частные услуги отдельным субъектам. Образование, обладающее характеристиками общественного блага, вместе с тем предоставляется и частными фирмами.

В рыночном секторе возможно производство исключаемых общественных благ, если ограничение доступа к ним связано с относительно низкими затратами. Рынок может обеспечить в известной мере предложение перегружаемых общественных благ, если они обладают достаточной исключаемостыо для установления на них цен. Большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками в силу ряда обстоятельств.

Потребление общественных благ порождает положительный внешней эффект для третьих лиц, получающих даровую выгоду от их потребления, но он не принимается во внимание при производстве или продаже блага фирмой. Отсюда наблюдается недопроизводство общественных благ частными производителями, т.е. производство общественных благ является потенциальным источником провалов, срывов или недостаточности рынка. Рынок не берет на себя производство чистых общественных благ.

Если рынок не в состоянии обеспечить предложение общественных благ в соответствии с общественной потребностью, то это делает государство. Оно берет на себя полностью или частично производство общественных благ: национальной обороны, образования, здравоохранения и др. Производство чистых общественных благ осуществляется в государственном секторе экономики. Государство, определяя объем производства чистых общественных благ, может дать задание на их производство частным предприятиям.

Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства чистых общественных благ. В связи с этим возникает проблема определения

спроса на чистые общественные блага. Он существенно отличается от спроса на частное благо. Фирма, организуя производство чистых частных благ, ориентируется на величину рыночного спроса потребителей, который зависит от цены блага. Что касается чистого общественного блага, то цены на него не существует, так как оно не может быть продано поштучно. Следовательно, цена не может выступать аргументом в функции спроса, а потребители не могут скорректировать объем спроса в соответствии с ценой. Приходится ориентироваться на потребность индивидов в чистых общественных благах. Достоверную информацию о потребности в чистых общественных благах, их количестве, полезности для потребителей получить весьма трудно.

Затраты общественного сектора на производство чистых общественных благ целиком покрываются за счет налоговых поступлений. Некоторые потребители, зная, что рост потребления таких благ приведет к росту налогов, преуменьшают предельную выгоду от их использования или утверждают, что им такое благо не требуется. В действительности они получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, оплачивают они его потребление или нет. Проблема бесплатного пользования такими благами получила название проблемы фрирайдера (free rider problem), или «проблемы безбилетника». Безбилетники, или «зайцы», - люди, извлекающие выгоду из пользования чистым общественным благом, но стремящиеся получить его бесплатно.

Итак, определение спроса на чисто общественные блага имеет отличительные особенности. Кривая спроса чистого общественного блага так же, как и кривая спроса чистого частного блага, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое частное благо получается путем сложения объемов спроса индивидуальных производителей (при каждой цене) вдоль горизонтальной оси. На рис. 5 три потребителя - Иванов, Петров и Сидоров - предъявляют спрос на различное количество чистого частного блага. Предположим, что по цене Р Иванов покупает три единицы, Петров - пять, Сидоров -- восемь единиц блага. Объем рыночного спроса .

Рис. 5. Кривые спроса: а - на чистое частное благо; б - на чистое общественное благо

Кривая спроса на чистое общественное благо строится путем сложения по вертикали его индивидуальных предельных выгод (полезностей) для каждого потребителя.

Экономические субъекты корректируют объем спроса на чистое частное благо в соответствии со своими доходами и предпочтениями. В отношении чистых общественных благ это невозможно, так как все потребители должны потреблять объем выпуска целиком. При наличии 16 единиц чистого общественного блага предельная полезность его в денежном выражении для Иванова (МВ И) составит - 10 руб., для Петрова (МВ П) - 20, для Сидорова (MB С) - 32 руб. На рис. 5 это характеризуют кривые D И, D П, D С. Кривая D - МВ D отражает предельную полезность всего наличного объема чистого общественного блага.

Предельная общественная выгода от потребления 16 единиц чистого общественного блага равна 62 руб.

При объеме предложения, равном 16 единицам чистого общественного блага, объем спроса этого блага равняется объему его предложения.

Является ли этот объем оптимальным? Для определения оптимального объема предложения чистого общественного блага используется принцип равенства предельной выгоды предельным издержкам. Оптимальный объем производства чистого общественного блага (рис. 6) достигается в точке Е, где предельная общественная выгода от потребления объема блага Q e равна предельным.издержкам производства данного чистого общественного блага при объеме выпуска Q E . В точке Е: MSB (Q E) - МС (Q E)- Нельзя не учитывать того, что, поскольку при определении спроса на чистые общественные блага нельзя воспользоваться ценовыми сигналами, оценка издержек и выгод, связанных с производством этих благ, является весьма приблизительной.

Рис. 6. Оптимальный объем чистых общественных благ

Определяя объем производства чистых общественных благ, государство учитывает предпочтения граждан. Они выявляются путем голосования за кандидатов, предлагающих наиболее приемлемые варианты решения проблемы производства чистых общественных благ. Безусловно, эти программы не могут в точности соответствовать нуждам отдельного избирателя. На результаты голосования существенное влияние оказывает величина полезности, которую могут получить избиратели, и издержек, принимающих форму налогов, взимаемых с населения. Программы, рассчитанные на рост налогов, не пользуются популярностью у избирателей.

Существуют определенные правила работы «машины голосования». Правило голосования большинством означает, что решение принимается простым большинством голосов. Правило единогласия (консенсуса) состоит в том, что решение должно быть принято всеми без исключения избирателями. Существует еще модель медианного, или среднего, избирателя, в соответствии с которой оптимум голосования достигается в соответствии с интересами среднего избирателя, т.е. занимающего место в середине шкалы интересов данного общества.

Однако это не означает, что при этом условии на практике будет достигнута эффективность в производстве и потреблении чистых общественных благ. Дело в том, что правительственные программы и проекты могут использоваться для достижения личных целей, в интересах отдельных групп лиц. Они прибегают к лоббизму (различным способам коммуникаций с представителями власти для проведения определенной политики), логроллингу (практика торговли членов законодательных органов своими политическими голосами).

Многие правительственные решения дают иные результаты, чем первоначальные расчеты. В этом состоит открытый экономистами закон непредвиденных последствий. Это говорит о том, что применительно к некоторым условиям можно говорить не только о провалах рынка, но и государства. Для достижения эффективного объема производства чистых общественных благ должны сочетаться усилия государства и рынка.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди