09.04.2019

Потные женщины во времена ссср. Ссср не проигрывал войн


В горячем споре о советских женщинах, сидя в роскошном парке Горького в Москве, сошлись два друга, два верных товарища, прошедших бок о бок, плечо к плечу всю жизнь. Им обоим было за 60.

Интересный спор возник тогда, когда мимо них прошла компания молодых людей, состоявшая в основном из представительниц слабого пола. Девушек всегда было больше парней, так история страны складывалась — страны, пережившей страшные войны, унесших жизни миллионов защитников своей родины, семьи, крова.

Так вот девушек было 6 или 7, а между ними вовсю распинались горе обольстители — двое щупленьких парней, с модно опущенными на тощие бедра джинсой…

Старики молча провожали взглядами эту совсем обычную компанию. И как только они прошли, принялись за то, что обычно делают бабушки на рынках — обсуждать.

Обсуждали долго, неистово, опираясь на память о тех женщинах, которые их воспитывали — на матерей и бабушек. Вспоминали свои молодые годы, юность, студенческие годы, вспоминали девушек и женщин советских времен. И оба они сошлись в едином мнении: советские женщины — это основа нравственности, духовности, красоты и непорочности.

Их рассуждения достигли определенного градуса и накала, когда они принялись перечислять самые веские аргументы в поддержку вышесказанного суждения.

В Советском Союзе жизнь была более-менее приемлемой, мы все улыбались и проблемы старались решать вместе. Женщин уважали, любили и относились, в первую очередь как к той, кто давал новую жизнь. И это таинство — быть мамой, общество оберегала и ценила. Обидеть или оскорбить девушку было неприемлемо и возмутительно. А у советских детей, любовь и уважение к женскому полу прививались с молоком матери.

Тогда еще вопросы дружбы, образованности, культуры, проблемы нравственности и морали были «в моде». Женщинам запрещали делать аборты, советские женщины рожали здоровых детишек, и вполне обычной нормой почти для каждой семьи — было не менее 3 детей.

Кстати, борьбу с абортами узаконили в 1936 г. ссылаясь на идеологическое объяснение, которое звучало вот так (прочтите до конца):

«В то время как все буржуазные страны мира не знают, куда девать своих людей, где найти им работу, чем их накормить, нам людей не хватает. Нам так много надо сделать! …Нам нужны все новые и новые борцы - строители этой жизни. Нам нужны люди. Аборт, уничтожение зарождающейся жизни, недопустим в нашем государстве строящегося социализма. Аборт - это злое наследие того порядка, когда человек жил узко-личными интересами, а не жизнью коллектива… В нашей жизни не может быть разрыва между личным и общественным. У нас даже такие, казалось бы, интимные вопросы, как семья, как рождение детей, из личных становятся общественными. Советская женщина уравнена в правах с мужчиной. Для нее открыты двери во все отрасли труда. Но наша советская женщина не освобождена от той великой и почетной обязанности, которой наделила ее природа: она мать, она родит. И это, бесспорно, дело большой общественной значимости»

Но в 1955 году аборты и уголовное преследование за него отменили. Но мы отвлеклись.

Советская женщина не порхала из бутика – к массажисту и не задумывалась, как ей убить время пятничным вечером. Она много работала, она рожала детей, она великолепно шила и вязала, успевала оставаться самой красивой и умудрялась при этом много читать.

Сейчас почему-то не принято об этом вспоминать, но наши мамы и бабушки — достойный пример для подражания, и только им известно как они все успевали — ходить на работу, воспитывать детей, накормить детей, наводить чистоту и порядок и многое другое, и при все этом оставаться доброй, нежной, ласковой и любящей.

Нынешние женщины «хотят пожить для себя», поэтому дети ими порой рассматриваются, как обуза, как нерациональная трата денег. Наши мамы и бабушки так не считали.

Советская женщина была воспитанна, образованна, и приоритеты семьи всегда был на первом месте. Жертвенность собою, своею молодостью и красотой во благо своих детей было обычной нормой.

В вопросах моды и стиля — покупали то, что было в магазинах, и не напрягались, главное, чтобы чисто и опрятно. К вещам и к тряпкам относились соответствующе вещам. Нам — парням просто нравились девушки, и абсолютно все равно какая бирка была на вечернем платье у моей спутницы. Мы не оценивали женщин, как некую вещь. Достаточно было заглянуть в ее глаза, увидеть душу, улыбнуться ответ.

Советская женщина не переживала за свой маникюр, перемывая посуду, не боялась работать наравне с мужчинами. Я восхищаюсь советскими женщинами. Безусловно они были разными, но ценности были почти в каждой. Настоящие ценности, этому поколению неведомые.

Советские женщины любили по-настоящему, жили по-настоящему и трудились по-настоящему.











Если честно, нельзя так говорить, но судя по фотографиям тех лет, советские женщины были серыми, неухоженными и забитыми. Полные, похожие на теток уже в 30 лет, женщины-товарищи, рабочие лошадки: химзавивка, брови-ниточки и самый страшный эро-кошмар сегодняшнего мужика – повышенная лохматость.

С оветские фильмы и фотографии наших бабушек тому свидетели: советская женщина была серой и помятой. Раннее ожирение и старость уже к тридцати, жалкие потуги на элегантность при общей неухоженности. Кошмарная химзавивка, брови ниточками или брови Брежнева. Просто эротический кошмар! © - такой комментарий я поймала к одному из своих постов.

Конечно, судить женщину СССР по сегодняшним стандартам - все равно, что осуждать статую Венеры Милосской за заплывшие бедра, животик и вообще не фитоняшную фигуру. У нас - маникюры, педикюры, массажи от целлюлита и магазины на каждом шагу. Мы можем найти и купить все, что взбредет в голову. Мы можем даже заказать это из США! Советская женщина, наверное, от такой возможности в осадок бы выпала. Тем не менее, доля правды в словах автора - есть.

Идеология того времени предписывала однозначное отношение к половому вопросу: советская женщина - это, прежде всего товарищ в строительстве социализма. А товарищ на стройке - это такой мужик, который поможет тебе кирпичи таскать. Так что официальный идеал красоты в советском обществе был примерно вот такой:


Был, правда, и «бытовой» идеал - накрашенная модница с ухоженными руками - но его клеймили и осуждали всячески, достаточно посмотреть на судьбу Анфисы в «Девчатах» или, помните, ту самую «не виноватая я» в Брильянтовой руке? Этот шизофренический разрыв между официальным и социальным идеалами красоты, наверное, женщин с ума сводил. Но что все-таки так уродовало советскую женщину?


Работа. Тяжелая работа, много. Правда, феминизм в стране победившего феминизма... не победил - по дому вкалывала тоже женщина. Очаровательная повесть «Неделя как неделя» рассказывает, как главная героиня мечется между работой в НИИ, своими двумя детьми, домом, магазинами с дефицитом и мужем. Муж этот описан как положительный персонаж, но, если приглядеться, не слишком помогает жене. Беготня в стиле электронной игры «Ну, погоди!» старила женщину с бешеной скоростью. О правильном питании, SPA, восьмичасовом сне и отсутствии стрессов речи даже не шло.


У советской женщины, как правило, были дети. Это считалось само собой разумеющимся. То есть сначала она переживала роды, которые тогда были на порядок тяжелее и опаснее - сейчас медицина вроде пытается повернуться человеческим лицом и даже развиваться. Затем она фигачила по дому и одновременно заботилась о детях, обзаведясь свежими растяжками и обвисшей грудью. А далее - пошла, мать, на работу! Советская родина нуждается в тебе!


Взамен женщине советская Родина не предлагала ровным счетом ничего. Все приходилось добывать через знакомых или ждать, когда в магазин «выбросят», и брать с боем: одежду, обувь, белье. Запросто приобрести можно было только полный отстой. Те, кто соглашался на отстой, тоже находились, но выглядели совершенно одинаково.

Советская промышленность предпочитала заниматься войной, а не любовью: в основном производилось оружие, а бытовые товары - как получится. Так что замазать восторги жизни в СССР женщине было особо нечем. Не забудьте, мы говорим о женщине среднестатистической, без блата, которой негде было «достать» и некогда было «урвать». А значит, у нее была тушь «Ленинградская», в которую перед использованием надо было поплевать, крем «Балет», косметический вазелин, помада со странной сладковатой отдушкой, пара разновидностей духов и пинцет для бровей. Ну, и огурцы для масок. Никакой сахарной эпиляции, без спа и салонов. Хорошо развиты были только парикмахерские, где в основном женщинам делали это (кстати, не обольщайтесь, на фото - модели, а не просто женщины):


Да, кстати. Советская женщина пыталась как-то следовать моде. Но силы были очень ограничены: даже модные женщины получались совершенно одинаковыми: если в моде «бабетта» - на улицу выходят миллионы «бабетт», в моде пиджаки «с подплечиками» - женщины изобретают эти «подплечики» из подручных средств. Словом, быть красивой советской женщине помогал разве что строго рекомендованный всем советский оптимизм.


Несмотря на все это - советские женщины были красивыми. Очень разные, и очень натуральные. Да, они не соответствуют «золотому стандарту» нашего времени - чтобы до шестидесяти лет было гладко, упруго и без морщин, чтоб молодой любовник «на пенсии» как у Мадонны.

Но зато у них было что-то другое. Что-то нами потерянное, нежное, важное.
Настоящее.

30 декабря 1922 года на Первом Всесоюзном съезде Советов было утверждено образование Союза Советских Социалистических республик.

В декабре Союз, в июле - правительство.

Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик был подписан 29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР и утверждён Первым Всесоюзным съездом Советов. 30 декабря считается официальной датой образования СССР, хотя правительство СССР и союзные министерства были созданы только в июле 1923 года.

От 4 до 16.



В разные годы количество союзных республик в составе СССР колебалось от 4 до 16, но наиболее продолжительное время Советский Союз состоял из 15 республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Молдавской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Казахской ССР, Узбекской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР, Таджикской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР.

Три Конституции за 69 лет.



За без малого 69 лет своего существования Советский Союз сменил три Конституции, которые принимались в 1924, 1936 и 1977 годах. Согласно первой, высшим органом государственной власти в стране являлся Всесоюзный Съезд Советов, согласно второй - двухпалатный Верховный Совет СССР. В третьей конституции изначально также существовал двухпалатный парламент, который в редакции 1988 года уступил место Съезду народных депутатов СССР.

Дольше всех СССР руководил Калинин.



Юридически главой государства в Советском Союзе в разные годы считался Председатель Президиума ЦИК СССР, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Верховного Совета СССР и Президент СССР. Формально главой СССР дольше всех был Михаил Иванович Калинин, в течение 16 лет занимавший пост Председателя Президиума ЦИК СССР, а затем в течение восьми лет являвшийся Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Флаг утвердили позже Конституции.



В Договоре об образовании СССР было определено, что новое государство имеет свой флаг, однако чёткого описания его дано не было. В январе 1924 года была утверждена первая Конституция СССР, однако и в ней не было указания на то, как выглядит флаг новой страны. И лишь в апреле 1924 года Президиум ЦИК СССР утвердил в качестве флага алое полотнище с красной пятиконечной звездой, серпом и молотом.

В Америке - звёздочки, в СССР - лозунги.



В 1923 году был утверждён герб Советского Союза - изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Количество надписей зависело от количества республик в составе СССР, как количество звёзд на флаге США зависит от количества штатов.

Универсальный гимн.



С 1922 по 1943 год гимном Советского Союза являлся «Интернационал» - французская песня с музыкой Пьера Дегейтера и словами Эжена Потье в переводе Аркадия Коца. В декабре 1943 года был создан и утверждён новый гимн страны с текстом Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана и музыкой Александра Александрова. Музыка Александрова с видоизменённым текстом Михалкова в настоящее время является гимном России.

Страна размером с материк.



Советский Союз занимал территорию площадью 22 400 000 квадратных километров, являясь по этому показателю самой большой страной на планете. Размеры СССР были сопоставимы с размерами Северной Америки, включая территории США, Канады и Мексики.

Граница в полтора экватора.



Советский Союз имел самую протяжённую границу в мире, свыше 60 000 километров, и граничил с 14 государствами. Любопытно, что протяжённость границы современной России практически такая же - около 60 900 км. При этом Россия граничит с 18 государствами - с 16 признанными и 2 частично признанными.

Высшая точка Союза.



Самой высокой точкой Советского Союза являлась гора в Таджикской ССР высотой 7495 метров, в разные годы носившая название пик Сталина и пик Коммунизма. В 1998 году власти Таджикистана дали ей третье имя - пик Самани, в честь эмира, основавшего первое государство таджиков.

Уникальная столица.



Несмотря на существовавшую в СССР традицию переименования городов в честь видных советских деятелей, этот процесс фактически не затронул столицы союзных республик. Единственным исключением стала столица Киргизской ССР город Фрунзе, переименованная в честь советского военачальника Михаила Фрунзе, являвшегося местным уроженцем. При этом город сначала был переименован, а затем стал столицей союзной республики. В 1991 году Фрунзе был переименован в Бишкек.

Советский Союз в середине 1950-х – начале 1960-х годов совершил своеобразный «научно-технический хет-трик» - в 1954 году создал первую в мире АЭС, в 1957 году вывел на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли, а в 1961 году запустил первый в мире космический корабль с человеком на борту. Эти события произошли соответственно через 9, 12 и 15 лет после окончания Великой Отечественной войны, в которой СССР понёс наибольшие материальные и человеческие потери из стран-участниц.

СССР не проигрывал войн.



За время своего существования Советский Союз официально участвовал в трёх войнах - советско-финской войне 1939–1940 годов, Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и в советско-японской войне 1945 года. Все эти вооружённые конфликты завершились победой Советского Союза.

1204 олимпийские медали.



За время существования СССР спортсмены Советского Союза приняли участие в 18 Олимпиадах (9 летних и 9 зимних), завоевав 1204 медали (473 золотых, 376 серебряных и 355 бронзовых). По этому показателю Советский Союз и по сей день занимает второе место, уступая только Соединённым Штатам. Для сравнения - идущая третьей Великобритания имеет 806 олимпийских наград при 49 участиях в Олимпийских играх. Что касается современной России, то она занимает 9-е место - 521 медаль после 11 Олимпиад.

Первый и последний референдум.



За всю историю существования СССР был проведён единственный всесоюзный референдум, состоявшийся 17 марта 1991 года. На нём был поставлен вопрос о дальнейшем существовании СССР. Более 77 процентов участников референдума высказались за сохранение Советского Союза. В декабре того же года главы РСФСР Украинской ССР и Белорусской ССР объявили о прекращении существования единой страны.

Поздравляю всех пользоватей сайта СССР с наступающим Новым 2017 годом. Желаю всех благ и процветания вам и вашим родным и близким. Пусть новый год принесёт только хорошее, доброе, вечное!

Итак, в Топе опять какой-то гражданин рассуждает о том, что советские женщины были очень некрасивыми и очень рано старели.
«Убогая одежда и обувь, плохое питание - одна картошка с макаронами, нехватка витаминов.
Тряпки вместо тампонов, советская "косметика". Пыточные зубные кабинеты. Лишний вес, никакого ухода собой. Никакого фитнеса и путешествий.

Женщины в 30 вообще выглядели как сейчас 40-летки ».

Ну, я так тоже могу.
Вот фото сегодняшних красоток с сайтов знакомств – здесь они изо всех сил стараются понравиться.





А это фото советских женщин.


Ну, и кто лучше?
Какими бы «страшными» не были мои ровесницы в молодости, они хотя бы не представляли себя как товар, который надо выставить на продажу, а сегодня у части молодых женщин такая тенденция есть.
Но я, конечно, не собираюсь делать вывод о привлекательности девушек 2018 года и 1978, допустим, года по этим снимкам.

Очень большое значение имеют, например, сами фотографии. Когда мы в 10-м классе получили памятное групповое фото, сделанное в фотоателье, мы чуть не заплакали: такими некрасивыми и старыми мы все выглядели. А ведь об этом снимке специально договаривались, выбирали ателье, платили фотографу. Мы все туда пришли, нас снимали по одному, а потом свели на общее фото.

Я даже сделала для себя другое фото. У меня были фотографии всего класса на комсомольские билеты (дубли) и я их наклеила на лист. Там все выглядели гораздо лучше, потому что там снимали другие фотографы.

Другой момент тот, что сегодня девушки стараются выглядеть как можно дольше как можно моложе. А мы, наоборот, стремились скорее повзрослеть. Мы стригли косы, чтобы сделать взрослые прически, надевали взрослые платья, а сегодня девушки ходят в шапках с ушками животных и с мишками, прикрепленными к рюкзачкам. Все жду, когда они с пустышками ходить начнут.

Вообще, весь 20 век девушки все раньше созревали физически и все дольше старались выглядеть совсем юными.

При этом менархе сегодня наступает в среднем раньше, чем в начале 20 века. Со второй половины 20 века девочки в среднем созревают раньше. Это связано с лучшим питанием и условиями жизни. Также имеет значение вес девочки. В среднем он должен достичь хотя бы 48-50 кг, чтобы месячные начались. Так что во многом раннее начало месячных связано с увеличением среднего веса девочек в развитых странах.

Ожирение среди подростков приняло характер эпидемии. Число случаев ожирения среди российских подростков выросло вдвое за последние десять лет. В структуре эндокринной патологии у детей на ожирение приходится 24% случаев.

Средний возраст начала половой жизни в 2006 году был 16 лет, а в 1993 – 19.5 лет. Гинекологические заболевания у 15-летних девушек в 2000 году были 24%, а в 2016 году – 40%.

Какую девушку, женщину считать красивой? На мой взгляд, в первую очередь, здоровую. А со здоровьем становится все хуже. Последнее поколение, рожденное без гормонов, кесарева сечения и выращенное без антибиотиков, было поколение наших матерей. Те, кто выжили в естественном отборе, были относительно здоровыми. Например, моя свекровь была красивой женщиной: высокая, статная, с отличным цветом лица. Кстати, она никогда не красилась и очень много работала.
Жаль, что у меня нет сканера дома, чтобы показать ее фото. Понимали бы что эти блогеры.
Выглядела молодо она очень долго и очень долго за ней ухаживали мужчины. Сейчас ей 91 год.
И мама моя тоже долго выглядела хорошо и молодо.
Не знаю, удастся ли сегодняшним красавицам выглядеть так же, как они к 70-ти, например, годам. Уже мое поколение по моим наблюдениям значительно слабее, а молодые больнее, чем мы были в их возрасте – это вам все врачи скажут.

Так что, увы, дела обстоят вовсе мне так радужно, как кажется некоторым блогерам.

Но кое-что все же стало лучше. Например, современные средства ухода за волосами позволяют носить красивые длинные распущенные волосы – и это хорошо.
Ортодонты работают – меньше девочек с неправильным прикусом, хотя их и раньше было немного.
Эффективны средства, борющиеся в возрастными прыщами.
Наконец, и пластические операции стали более распространены.
Все это замечательно.

Но обобщать, что кто-то кого-то красивее я не буду. По мне, так все молодые – красавицы.

Меня удивляет стремление некоторых блогеров доказывать, что сегодня они и едят лучше, и живут веселее, и их девушки много лучше девушек прошлого.
Вот этому блогеру хорошо ответил кто-то из моих ровесников: «Считаете, что ваши девушки лучшие, ну и женитесь на них. А наших - не трогайте. Что не ясно? Не лезьте к нашим девушкам .».
Но ведь не отстанут. Будут до последнего утверждать, что их мамы и бабушки были с рождения старыми и страшными.

Мода в Советском Союзе – тема, занимающая многих исследователей и историков костюма, и не меньший интерес вызывающая у обычных женщин, хранящих вырезки и выкройки из советских модных журналов. В послереволюционные 1910-е-1920-е годы люди в основном носили ту одежду, которую могли себе позволить. Однако, как это часто бывало, даже в тяжелые годы разрухи и безработицы женщины старались хорошо выглядеть, пуская в ход разные ухищрения…

Символы времени и курс на Запад

Октябрьская социалистическая революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде, которая после 1917 года изменилась кардинально.

В советском государстве не было места роскошным нарядам, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. В Стране Советов каждый гражданин был строителем нового общества, и думать о моде ему не пристало: главной задачей промышленной отрасли было объявлено создание удобного костюма для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам.

После революции, Первой мировой и гражданской войн мужское население в стране сократилось, а женщины были вынуждены освоить традиционно мужские профессии – теперь они шли на флот, в милицию, в армию, а также занимались тяжелым физическим трудом. Все это повлияло и на фасоны одежды – девушки носили модели «унисекс» и заимствовали из мужского гардероба обувь, головные уборы, рубашки и брюки.

В моду вошли сшитые во время Первой мировой войны для авиационных батальонов кожаные куртки, которые и мужчины, и женщины носили с кожаными фуражками; не менее популярными стали подпоясанные ремнем гимнастерки. Мужчины надевали их с брюками, женщины - с прямыми юбками из сукна.

Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, - которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.

Фрагменты картин Георгия Ряжского «Делегатка» (1927) и Кузьмы Петрова-Водкина «Девушка в красном платке» (1925)

Советская мода 1920-х годов формировалась в условиях жесткой нехватки ткани, поэтому одной из главных задач швейной промышленности стало создание единой для всех моды.

«Взамен всех видов платья устанавливалась единообразная форма верхней русской рубашки и для мужчин и для женщин. С такой же точностью был установлен фасон женской юбки. Какие-либо отделки, складки, строчки и манжеты категорически воспрещались », - писал заведующий производственным отделом Москвошвея.

Власти послереволюционной России твердо решили избавиться от всякого наследия прошлого и от элементов России царской, в том числе всего, что касалось стиля одежды. Несмотря на это, над универсальным костюмом для советского гражданина работники швейных фабрик трудились не один год. Производителям одежды была поставлена задача: создать костюмы для пролетариата, которые должны быть не слишком узкими и приспособленными для работы.

Александр Дейнека «Текстильщицы». 1927 год

Так как других ограничений у художников не было, при работе над новой прозодеждой они пустили в ход фантазию и ушли в конструктивизм. Новые модели отличал геометричный крой и такие же рисунки на ткани. Сшитая в мастерских одежда была чем-то принципиально новым, однако привлекла внимание простых граждан, а не обеспеченных дам, по-прежнему предпочитавших одеваться согласно дореволюционной моде.

Отсюда и главный парадокс моды тех лет: работая над одеждой для рабочих, художники экспериментировали и пробовали новые ткани и рисунки, а обшивая партийную элиту, шили по старинке, исключая всякие нововведения.

В начале 1920-х годов отчетливо чувствовалось влияние западных фасонов на советскую моду. В частности, это было связано с повсеместной отменой корсета и нововведениями парижского кутюрье Поля Пуаре. Особенно прижилось в Советском Союзе платье-рубашка с низкой талией, не подчеркивающее фигуру, а, напротив, скрывающее линию талии, бедер и груди. Такой фасон был популярен все десятилетие, со временем менялась лишь длина юбки, постепенно поднимавшаяся выше колена.

В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки.

Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин.

Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик на отдыхе в Ялте

В период НЭПа особенно сильно чувствовалось желание людей веселиться и «прожигать» жизнь – женщины пристально следили за всеми новинками и особенно за парижскими вечерними нарядами.

Популярный за границей образ женщины-вамп, укутанной мехами и украшенной бриллиантами, в Советском Союзе адаптировали актрисы, блиставшие с экранов ослепительными туалетами и драгоценностями, недоступными пролетариату.

Советские мастерицы пытались копировать одежду, привезенную из других стран, однако индивидуальные модели и одежда на заказ также была доступна очень ограниченной части населения.

Конструктивизм и парижские фасоны ушли в прошлое в конце 1920-х, а точнее, в 1928 году, когда политика НЭПа была свернута. Власти больше не намерены были терпеть проникновение западных мод на улицы советских городов, и сделали все возможное, чтобы граждане выглядели одинаково.

Фабрики отшивали грубые пальто и платья простого кроя, а последних художников-приверженцев конструктивизма подвергали жесткой критике. Александр Перелицын и Вера Муницына, возглавлявшие художественный совет организации «Союзхлопкосбыт», были одними из последних модельеров, пытавшихся в 1920-е годы привнести в фасоны и крой одежды что-то новое.

«Это очень «левые» ребята. Всякий рисунок - художественный, но простой, без выкрутас, они называют контрреволюционным… И все, что носим с вами… - все это сплошная контрреволюция. Кучка халтурщиков и пошляков, прикрываясь псевдореволюционной фразой, пачкала материю… Здесь была устроена своеобразная ситцевая трибуна, где получили возможность выступать чуждые нам люди, профанируя, вульгаризируя наше социалистическое строительство », - говорилось в одном из фельетонов в газете «Правда», окончательно определившем судьбу советского конструктивизма в моде.

Согласно сохранившимся справочникам, в 1923 году в столице работало 204 мастерские, специализировавшиеся на мужской одежде и только 32 женских ателье. Почти все известные мастерские в то время находились в центре: в Столешниковом переулке, на Петровке, Покровке, Тверской и Малой Бронной.

Родители летчика-космонавта СССР Владимира Михайловича Комарова - Ксения Игнатьевна и Михаил Яковлевич. Москва. 1925 год.

В это же время появились первые советские журналы мод. Издание «Ателье», созданное при первом советском «Ателье мод», согласно редакционному письму, ставило своей целью «деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры».

Материалы для журнала готовили самые известные художники и авторы того времени, а на страницах «Ателье», помимо эскизов и статей, можно было увидеть фотографии знаменитых актрис в дорогих нарядах, выполненных, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, из качественных тканей.

В журнале был напечатан эскиз популярного платья-бутона скульптора, художницы и модельера Веры Мухиной. Свое название наряд получил из-за драпированной юбки из белой ткани, напоминавшей лепестки цветка. Образ дополняла широкополая красная шляпа и трость.

Издание имело большой успех у читателей, а тираж его составил две тысячи экземпляров. Однако второй номер журнала уже не вышел. Содержание «Ателье» было раскритиковано журналистами другого издания - «Швейник», а в 1925 году большие изменения произошли и в самом «Ателье мод», работники которого после назначения нового руководства стали шить наряды для знаменитостей и жен чиновников.

Еще один журнал, издававшийся в 1920-х, - «Искусство одеваться», первый номер которого вышел в 1928 году и начинался со статьи Анатолия Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?». Среди рубрик журнала - «Полезные советы», «Прошлое костюма», «Курьезы мод». Читателей призывали участвовать в дискуссиях о костюме для советского рабочего, в которых подчеркивалась необходимость создавать свои, а не парижские моды.

В журнале «Домашняя портниха», также вышедшем в 1928 году, печатались выкройки и модели одежды с пояснениями. В это десятилетие появилось еще несколько изданий, среди которых «Швейная промышленность», «Модный журнал», «Четыре сезона», «Вестник моды», «Модели сезона», «Женский журнал». Большинство изданий просуществовало недолго, однако некоторые выпускались несколько лет, пользуясь неизменным успехом у читателей.

Модные девушки 20-ых

Одним из самых популярных художников по костюму, чьи эскизы публиковались в журналах, в первые годы советской власти была Надежда Ламанова, получившая признание еще в царской России.

Создававшая до революции наряды для царской семьи и бомонда и даже получившая звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», после 1917 года Ламанова вынуждена была приспособиться к новым условиям – не только сменившемуся курсу в одежде, но и недостатку тканей.

Тяжелые обстоятельства модельер смогла обратить в свою пользу: именно с ее легкой руки творческая интеллигенция стала интересоваться кустарными тканями (в начале 1920-х Ламанова экспериментировала с холщовой тканью, полотенцами изо льна, одеялами, шторами).

Так, при новой власти, продолжая работать с женами чиновников, она занялась и массовым производством одежды. В условиях послевоенной разрухи шить костюмы приходилось из грубых и дешевых материалов, что требовало от модельеров огромного терпения и изобретательности. По просьбе Ламановой тогдашний министр культуры Александр Луначарский дал добро на создание «Мастерской современного костюма».

Также она руководила творческим процессом в первом советском «Ателье мод», где работала бок о бок с другими знаменитыми художницами, и участвовала в подготовке журнала «Ателье». Наряды от Ламановой часто демонстрировала муза Владимира Маяковского и известная модница того времени Лиля Брик.

С «Ателье» сотрудничала и дизайнер Александра Экстер. Ее работы выделялись среди остальных и были легко узнаваемы – Экстер создавала костюмы, руководствуясь принципами кубизма. Одна из самых популярных ее работ – сложный костюм, сконструированный из нескольких материалов и напоминающий кимоно. Эскизы Экстер были напечатаны на обложке «Ателье», а внутри журнала можно было найти ее статью «О конструктивной одежде».

«При выборе формы одежды следует считаться с естественными пропорциями фигуры; с помощью правильного конструирования одежды можно добиться ее соответствия формам и размерам тела. Рабочая одежда должна обеспечить свободу движений, поэтому она не может быть зауженной. Одно из главных требований к такому костюму – удобство в работе », - писала дизайнер. Для «Ателье» Экстер разработала варианты прозодежды и модные костюмы с вариациями на историческую тему. Александра Экстер в 1920-х эмигрировала во Францию.

Лиля Брик и Луэлла Краснощекова 1924

Известная художница Варвара Каринская руководила школой художественной вышивки ARS. Как и Ламановой, ателье ей помог открыть нарком просвещения Луначарский. Позже она организовала салон для столичной элиты Haute Couture, клиентами которого стали представители обеспеченной верхушки и жены нэпманов. Также в этой среде был популярен антикварный салон Каринской – там богатые дамы покупали украшения.

Варвара Каринская создала новую технологию вышивки по ткани и аппликации, благодаря которым материал напоминал живописное полотно. В 1928 году художница эмигрировала из Советского Союза, остановившись сначала в Германии, а позже перебравшись в Нью-Йорк, где стала хозяйкой самого популярного ателье. Еще одно признание таланта Каринской – премия «Оскар» за лучшие костюмы к фильму «Жанна д’Арк» 1948 года с Ингрид Бергман в главной роли.

Вестник моды (1926)


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди