15.02.2019

Некрасовы Заряна и Нина: Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать. Пособие для родителей. Кусочек пряника не помешает


Представить себе современную семью без наличия персонального компьютера довольно сложно. Однако, замечая, что родное чадо «прилипает» к монитору в свое свободное время, отдавая предпочтение компьютерным игрушкам, родители начинают беспокоиться. Возникает резонный вопрос: как вернуть ребенка в реальный мир? Почему же дети выбирают компьютеры?

Причина № 1 - им не достает тепла в семье. У мам и пап из-за собственной загруженности трудностями на работе или бытовыми проблемами нет времени на собственного отпрыска. Этим виртуальный мир и берет - у компьютера-то времени валом.

Причина № 2 - у ребенка сложные отношения с одногодками. Не умея улаживать разногласия, уступать, мириться и не обижаться, он выбирает общение с машиной, с которой это делать непроблемно.

Причина № 3 - виртуальную реальность ребенок контролирует сам. В мире игр над ним не властны родители, не нужно подчиняться правилам, установленным окружающими взрослыми. Ребенок сам управляет событиями и может превращаться в своем мире в кого угодно, поступая так, как хочет именно он.

Причина № 4 - компьютерные игры приносят массу сильных эмоций, заставляя организм активно вырабатывать гормоны. Если в реальной жизни ребенка альтернативных источников таких переживаний просто нет, он погрузится в виртуальную среду.

Как быть? На самом деле проблема не в машине, поэтому трудности не решить выдергиванием шнура из розетки или запретом пользоваться компьютером. Дело в том, что родители не выполняют своей первоочередной задачи - не окружают заботой и вниманием. С ребенком нужно разговаривать, узнавать при помощи тактичных вопросов, чем он живет, - участвовать в его жизни. Видя, что у мамы и папы всегда найдется для него время, малыш/подросток будет ощущать себя нужным и с большей готовностью пойдет возиться с папой в гараж или поможет маме приготовить что-то вкусненькое. А если устраивать дома интересные вечеринки, выезжать на отдых с другими семьями, посещать вместе мероприятия, найти увлекательное хобби, ребенок научится строить отношения с другими, и самоутвердится.






В обновленное издание вошли новые главы о новых компьютерных напастях - компьютерная безопасность для детей, экстремальные проявления подросткового возраста, отставание в развитии у тех малышей, кому родители дают телефон, планшет, "чтобы отстал и не...

Читать полностью

Эта книга о том, что компьютерной проблемы не существует. Дети и подростки прирастают к компьютерам - гаджетам, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Зависание в виртуальности может быть необходимой частью роста личности, данью моде или результатом проблем общения - со сверстниками, с семьей, с миром.
Поэтому не надо бороться с компьютером: борьба не укрепляет семьи.
Надо просто понять истинные потребности своих детей и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их.
Просто смотреть на все (в том числе и на комп, ТВ, мобильник и прочие "розеточные" изобретения) глазами детей и подростков,
и тогда виртуальный мир станет помощником, для чего он, собственно говоря, и предназначен.
В обновленное издание вошли новые главы о новых компьютерных напастях - компьютерная безопасность для детей, экстремальные проявления подросткового возраста, отставание в развитии у тех малышей, кому родители дают телефон, планшет, "чтобы отстал и не мешал". Но зато есть и новые способы решения проблем, идеи от чутких родителей и профессиональных психологов и педагогов.
Книга предназначена для родителей, воспитателей, педагогов, начинающих психологов.
2-е издание, дополненное.

Скрыть

Чтобы понять, чем компьютер так привлекает детей, стоит начать с себя. Измученные постоянным добыванием хлеба насущного, мы просто не в состоянии уделять сыну или дочери внимание, а оно бывает нужнее этого самого хлеба. Не дождавшись общения с живыми людьми, ребенок обращается к относительно живому организму, который выгодно отличается от родителей тем, что всегда готов "составить компанию".

Скорость, с которой происходит это знакомство, сильно превышает скорость усвоения, скажем, правил русского языка, и компьютерные игры с вроде бы безобидными названиями "Герои" и "Завоевание Америки" триумфально входят в жизнь вашего чада. Если вдруг вы обнаружите на письменном столе еще и "Школьный курс информатики", не спешите радоваться: потрепанный вид учебника говорит о том, что он, скорее всего, используется как подставка под горячий чай. Возможно, кто-то из родителей тешит себя надеждой, что, подружившись с компьютером, в будущем ребенок станет гениальным программистом. Напрасно: далеко не. все юные дарования способны добровольно отказаться от развлечений в пользу занятий, пусть даже за компьютером.

Повелитель мира

Компьютерные игры предоставляют ребенку возможность быть тем, кем он пока еще не может быть в жизни: руководящей и направляющей силой какого-либо события. Он значительно вырастает в собственных глазах, ведь речь идет не просто об участии в игровом действии, а о полном контроле.

То, как процесс будет происходить дальше, зависит исключительно от желания нажимающего кнопки. Игра становится противовесом реальной жизни, в которой от ребенка мало что зависит. В качестве психологической разгрузки подобная смена ролей необходима любому человеку независимо от его возраста.

Кроме того, качественная графика дает ребенку стопроцентное ощущение реальности. Но некоторые правила компьютерной игры, например моментальное разрешение любых вопросов путем автоматной очереди, могут породить у ребенка мысль о том, что подобная модель поведения применима в жизни.

Конечно, степень восприимчивости и психологической устойчивости у всех детей разная, но родителям все же имеет смысл хотя бы изредка интересоваться содержанием игр. Самое трудное при этом - самоотверженно выслушать рассказ до конца. Зато потом вы по праву будете гордиться удивительным взаимопониманием с подростками, элегантно вставляя в беседу с ними слова типа warcraft и counter-strike.

Бороться бесполезно

На самом деле от этого увлечения наших детей нам никуда не деться. Компьютер пришел в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Плохая погода, дождь и слякоть тоже не доставляют нам особой радости, однако мы берем с собой зонтик и шагаем на улицу. Отсюда вывод: бороться бесполезно, но нужно контролировать.

Одна моя приятельница, исчерпав запасы аргументов, стала забирать мышь с собой на работу. Это не самый лучший выход из положения, ведь ребенок всегда может пойти к приятелю, родители которого не способны на столь радикальные меры. Другая моя знакомая, журналист, просто не оставляет ребенку возможности долго находиться за компьютером - она постоянно сидит за ним сама.

Попробуйте дать сыну или дочери какой-то набор посильных для него поручений, например по дому, выполнив которые он со спокойной совестью (если вы уверены в ее наличии) может садиться за игру. Если у вас живет бабушка, она проконтролирует процесс в будни.

Но не очень надейтесь на сознательность и изначально, приобретая компьютер, не скупитесь на хороший монитор: проблемы со зрением обойдутся дороже. Научите ребенка зарядке для глаз, например зажмуриться и повращать зрачками сначала в разные стороны, а потом вверх-вниз. И зарядке для спины - ведь сидячая поза, в которой часами пребывает ребенок, является "отягчающим обстоятельством".

Освойте, например, упражнение "кошка сердится": стоя на четвереньках, опускайте голову, одновременно округляя спину, оставайтесь так в течение 5-10 секунд, затем медленно поднимайте голову и осторожно прогибайте спину. Повторяйте, пока не надоест, но не менее 5-6 раз.

Подзатыльник или хороший друг

Теперь представим, что самую сложную задачу мы выполнили - на некоторое время оторвали ребенка от экрана. Остается продумать, что мы можем предложить ребенку взамен. Посмотрим правде в глаза: хороших бесплатных спортивных секций почти не осталось.

Может, улица? Но той улицы, на которую нас со спокойной душой отпускали родители, больше нет. Она и в "старые добрые времена" мало походила на Институт Благородных Девиц, сегодня же стала еще более жестокой и даже смертельно опасной - не в переносном, а в прямом значении этого слова.

Неудивительно, что многие из нас предпочитают, чтобы дети больше времени проводили дома: пусть лучше ребенок сидит за компьютером, чем шляется по подворотням. Круг замкнулся?

Перед тем как начать работу над этой статьей, я решила получить информацию из первых уст: поинтересовалась у своего пятнадцатилетнего сына, что кроме конца света способно оторвать его от общения с монстрами. Вопрос застал ребенка врасплох, и он заявил, что ему надо подумать. Зато муж, сторонник патриархальных методов воспитания, сразу же ответил: "Подзатыльник". Мысль о возможности применения грубой физической силы возмутила сына, но ускорила мыслительный процесс. "Учеба и более важные дела ", - промямлил он, потупившись. Оставалось только прослезиться от умиления! Но, судя по устрашающим оценкам в дневнике, учеба уже давно не являлась первоочередной задачей.

Я потребовала правды, какой бы горькой она ни была. Лучше бы я этого не делала - альтернативой компьютеру оказался мотоцикл! Тем же вечером сын подошел ко мне со словами: "Мама, я знаю, что может заменить компьютер - хорошие друзья!" Наверное, это в самом деле лучший вариант...

Кусочек пряника не помешает

Вызовите ребенка на доверительный разговор. Не давите на него - он будет действовать назло. Лучше помогите ему осознать, что все имеет разумные границы, что вы не запрещаете ему заниматься тем, что ему нравится, а просто хотите, чтобы он занимался не только этим. Скажите ему, что вы рады, что у него есть увлечение (даже если это на самом деле не совсем так), но ведь на свете существует еще множество увлекательных вещей.

Может, вы вместе нащупаете интересы и поймете, что же нравится вашем ребенку. Например, в разговоре с 14-летним Никитой выяснилось, что мальчик мечтает разбираться в автомобилях, что очень удивило его отца - опытного автолюбителя: он вроде бы не замечал за сыном большой любви к технике.

Но родители прислушались, и с тех пор в отцовском гараже Никита проводит времени не меньше, чем за монитором. А другого компьютерного фаната отправили летом... в компьютерный же лагерь. Мама мальчика решила, что там его хотя бы научат воспринимать сложную машину не как игрушку. Но подросток "перевыполнил задачу" и не только научился программировать, но и нашел там настоящего, живого друга.

Намекните ребенку, что принятие окончательного решения, конечно же, останется за ним и вы ничуть не сомневаетесь в правильности его выбора. Кусочек пряника еще никому не повредил, а кнута в его жизни и так более чем достаточно.

"Спасите наши души!"

Однако не так страшен черт, как его малюют. Компьютерный бум в чем-то схож с ветрянкой, которой почти все мы переболели в детстве. Приятного в этом, конечно, было мало, но никому еще не удавалось изменить естественный ход событий. Впрочем, в наших силах сделать так, чтобы болезнь прошла без осложнений. И, как ни крути, на это понадобятся время и терпение, которых нам постоянно не хватает.

Пусть каждый из родителей сделает свой выбор. Мы так часто хотим, чтобы менялись окружающие (а как легко ставить ультиматумы детям!), и гораздо реже готовы измениться сами. Мы замкнулись в себе и можем найти этому тысячу оправданий. Но никакие тяготы жизни не являются оправданием нашему превращению в машины по добыванию денег. И в том, что лучшим собеседником многих детей тоже стала машина, есть наша вина. Потому что компьютерная проблема является частью проблемы "отцов и детей".

Всем нам стоит задуматься над тем, почему все больше детей предпочитают виртуальную реальность действительности и заменяют живое общение бесконтактным. Может быть, потому, что ребенок испытывает страх быть отвергнутым и не понятым и виртуальный контакт становится для него единственной возможностью не быть одиноким? Способны ли мы создать реальную альтернативу такой "безнапряговой" и безэмоциональной коммуникации?

Вполне, если только будем относиться к недостаткам ребенка так же снисходительно, как к своим собственным, и воспринимать его таким, какой он есть. Мы, родители, забыли, что и сами вполне можем быть и партнерами по играм, и наглядными учебными пособиями. Точнее, практическим руководством по предмету под названием "Жизнь".

Редкий родитель может похвастаться тем, что его ребенок совсем не увлекается компьютерными играми, интернетом и всем тем, что связано с умной машиной. Чаще мамы и папы жалуются на то, что сына или дочь невозможно оттащить от компьютера.

Конечно, из такого увлеченного ребенка может вырасти и великий программист, но ждать такого чуда бессмысленно. В большинстве своем дети просто играют или развлекаются на интернет-порталах. Как же повлиять на ребенка и уменьшить время его нахождения возле ноутбука?

Оградить от компьютера

Полностью оградить современного человека от компьютера нереально. В таком веке мы живем. Поэтому нет смысла уносить с собой в рабочее время легкий ноутбук, мышь или клавиатуру. Компьютеры есть в каждом доме, одержимый ребенок всегда найдет возможность поиграть или посидеть в сети.

А вот контролировать свое чадо можно и нужно, не все ведь дети безответственные и неуправляемые. Можно по-хорошему договориться со школьником о том, что ему разрешено посидеть за компьютером, но только после выполнения всех его детских дел (уроков, мелких домашних поручений).

Ребятишки обычно стараются выполнить все родительские наказы и затем со спокойной душой уткнуться в экран. А по вечерам следить за ребенком и его занятиями будет уже легче.

Внимание родителей

Криками и прямыми запретами положительного результата добиться нельзя. Поэтому лучше поговорить с чадом по душам. Ребенку очень нужно родительское внимание, а взрослые об этом просто забывают.

А ведь нужно попытаться выяснить у сына или дочки о других интересах. Не может такого быть, чтобы ребенка интересовал лишь компьютер. В конце концов, школьник играет не во все игры подряд и не посещает миллион сайтов.

Все эти компьютерные увлечения выборочные. Вот и нужно перенести их в реальность. А может ребенок мечтает о домашнем питомце, а родители категорически против? В этом случае именно кошка, попугай, рыбка или щенок станут спасением от бесконечного ноутбука.

Или девочка постоянно сидит на "модных" сайтах. Возможно, что она мечтает о дизайнерском деле. Каждый случай индивидуален, но родители так увлечены зарабатыванием денег, что не могут и даже не пытаются узнать своего ребенка еще ближе.

Желания ребенка

Нельзя просто оторвать чадо от компьютера и не предложить что-то взамен. Именно поэтому нужно разговаривать с ребенком, узнавать о его желаниях и чувствах. В противном случае дети теряют границу между реальностью и виртуальным миром.

А это уже иногда приводит к необратимым последствиям. Будьте ласковее со своим ребенком, помните о его душе и желаниях, станьте настоящими друзьями. И тогда никакие компьютерные монстры не завладеют его головой и сердцем. Удачи!

Верьте - не верьте, но компьютерной проблемы в детском возрасте не существует. Дети и подростки "прирастают" к розетке тогда, когда реальный мир не может (или не хочет) предложить им других полноценных занятий.

Мы берёмся это вам доказать. И показать - что стоит делать, чтобы ребёнок не зависал в виртуальном мире.

Отрывок из главы "То ли друг, то ли враг телевизор"

- Сейчас кино будет, «Марья – искусница»

- Какое?

- «Марья – искусница»

- А что, она много кусала?

Посмотрите на полках книжных магазинов, сколько книг написано о том, как уложить ребёнка спать. Полно. Никогда, ни в какие времена ещё не вставала так остро «сонная проблема». Не было ещё у нас ни одной встречи с родителями, где бы они не поднимали этот вопрос. А в чём дело? В нагрузках, которые выпадают на долю ребёнка. В тех стрессах и эмоциональных перегрузках, которые сваливаются и на малышей, и на подростков. И думается, большая часть проблем ползёт из телевизора, особенно если ребёнок имеет «счастье» лицезреть его бесконтрольно, бессистемно, и на сон грядущий в том числе. Не верится? Попробуйте пару недель исключить телевизор из вечернего обихода – и вы убедитесь, что ваш ребёнок и засыпать станет лучше, и спать спокойнее.

Возьмите краски, возьмите книжки…

Кстати сказать, книги, даже сказки с плохим концом, воздействуют на детей не так фатально. Потому что там работает воображение: ребёнок слушает то, что ему рассказывают, и его воображение само рисует картинки.

Оно как бы корректирует услышанное – и создаст «облагороженный», смягченный, не ранящий вариант. Совсем другое дело – картинки из телевизора. Тут - никакой коррекции не происходит: Увидел – щёлк! – «сфотографировал». Но это ещё полбеды. Беда, что такое «фото» как бы проваливается в подсознание и прописывается там. И время от времени снова всплывает в памяти и снова пугает малыша.

Поэтому тщательно контролируйте передачи и компьютерные игры, просматривайте книги для маленьких детей – что там нарисовал художник, не слишком ли картинка (иллюстрация) реалистична. На малышей страшная картинка из книжки (а сейчас их стали порой выпускать без учета особенностей детского восприятия) тоже может произвести неизгладимое впечатление и напрочь перепугать, иногда - ничуть не меньше, чем жутковатый видеоряд на экране.

Телепрофилактика

Дети смотрят телевизор вместе со взрослыми, но видят они не совсем то, на что мы рассчитываем. Они могут акцентироваться на тех деталях, на которые мы и совсем внимания не обратим, могут сделать выводы, на которые мы вовсе не рассчитываем.

«Ну зачем же такую красивую лошадь превратили в какого-то человека!» - в слезах воскликнула дочка, посмотрев старый фильм «Как Иванушка – дурачок за чудом ходил».

Лет до двух с половиной – трёх малыши вообще не способны адекватно воспринимать / переосмысливать полученную информацию. Даже мультики им гораздо полезнее смотреть в видеозаписи, чтобы в любой момент можно было бы остановить картинку, вернуться назад и объяснить то, что малыш не понял.

Детей нельзя оставлять с экраном один на один. Это не значит, что вы обязаны постоянно сидеть рядом и смотреть вместе (хотя такой вариант сам по себе не плох). Это значит, что надо помочь ребёнку разобраться в том, что они увидят.

Беседуйте с ребёнком о том, что он увидел и понял, когда смотрел ту или иную передачу. тем более, что лишнего времени это у вас не отнимет. Разговаривать можно и на ходу, по дороге в детсад/в магазин/на прогулку, и между делом, поливая цветы/оттирая следы на обоях и даже пылесося палас.

Лишь лет после трёх дети начинают выстраивать связи между тем, что происходит «в телевизоре» и реальной жизнью, могут индентифицировать себя с какими-то героями и с особым удовольствием подражать им.

Но давайте не будем винить телевидение, давайте поделим обязанности. Оставим каждому свое: теледеятелям – зарабатывание денег, а родителем – воспитание своих детей (увы, тут интересы данных групп расходятся). Есть очень простое понятие, которое почему-то редко упоминают, когда говорят о вреде и пользе информационных технологий. Вкус и культура. Это, может быть, единственное средство, способное по-настоящему помочь нашим детям в наше время (и их родителям – тоже).

А вот прививаются они с раннего детства

Двухлетний карапуз вдруг накинулся на четвероного друга, любимца семьи, добродушного старого боксёра. Лупцевал всем, чем под руку попадётся. Мяч в руках – бьёт мячиком, барабан – бьёт барабаном, всё отобрали – пинает ногой. Сначала мама была в шоке: что с малышом случилось? а потом догадалась, отчего такая метаморфоза. Никита посмотрел новые мультики – подарок от дедушки. «Виновным» дурного поведения оказался один мелкий ушастый зверёнок, на протяжении нескольких серий изводящих всех, кто ему под руку (то есть под лапку) попадётся. Особенно в том мультике доставалось коту и собаке. Кошки в доме не было, зато собака была. И, как нарочно, та экранная псинка и эта, живая, домашняя чем-то были действительно внешне похожи. Неизвестно, вообразил себя Никитка супергероем – мышом или просто весело было здоровую псину гонять, но что домашний пёс забился под кровать и весь вечер носа оттуда не показывал – это точно.

Дети учатся, развиваются, подражая взрослым, обычно – своим родителям. Но гость, прописавшийся в экране, становится для ребёнка тоже членом семьи, и образцом для подражания становится тоже!

Вывод? Не все забавные с вашей точки зрения мультики подходят для наших малышей.

Пока дети не разобрались, что такое хорошо и что такое плохо, очень вредно смотреть им на агрессию, издевательство, вредность. Мы-то мы понимаем, что когда несчастный кот размазан по забору – это шутку такая, а малыш всё воспринимает буквально. Пропахал Тигра носом – ой, смешно! рухнул с небоскреба – ой, забавно! Все веселятся, и малыш делает закономерный вывод: хочешь, чтоб тебе радовались – делай так же. И де-ла-ет.

Откуда берутся геймеры? Мы подозреваем, привычка жить за экраном начинается в раннем детстве. Просто к привычному экрану, телевизионному, добавляется ещё один – мониторный. Просто от одного экрана, телевизионного, он пересаживается за другой – компьютерный.

Из дневника завзятого геймера

Понедельник

Десять шагов, девять, восемь, семь, шесть…

Дом, милый дом. Да, мам, в школе все нормуль. Дом. Комната. Компью… Поесть? Да-да, иду, мам. Блин!.. Так, ладно. На чем мы там остановились? А, точно, французы у меня Бесарабию отвоевать пытались. Щас я им отвоюю… А? Ну, дык, щас три… Ну, часик посижу, ага? Да, да, не больше! Оп! Обломчик вышел… Напали, понимаешь! А мы их конницей, конницей…

Скока, десять минут пятого? А, ну, все, заканчиваю…

Ну, щас-щас, битва важная!

Пять? Каким это чудом? Вижу… Ух, лягушатники чертовы! Я вам еще покажу, где раки… Да, все-все, выключаю!

Все! Историю выучили, можно перекраивать! Что? Германия? Объявила войну?! Мне?!!! Предатели! Я вам попомню, арийцы, несчастные!..

Да, я в курсе, завтра в школу. А скока щас? Умпх… Все, стелю.

Вторник

Десять, девять, восемь…

Да нормально. Нет, не спрашивала. Завтра? А, ну, информатика, физика, физ-ра, английский и э-э-э… русский. Да, кстати, и тебе привет тоже. Ну, потом выучу. Ну че щас? Вон, калькулятор беленький видишь?

Так, ладно, чем бы сегодня заняться? О! Точно, давненько мы не квакали! Где тут ярлычок наш? Вот, Quake 4, замечательно! Тыш-тыш-тыш! Во! Получайте, пиу…

Уроки. Снова они… Математический маятник совершает колебания… а тут на него зерг как сиганет! Хе-хе…

Все, айм бэк, вредители! Что значит «не смей»? Да я ж тока часок посидел! А че вчера? То вчера… Нет, голова не болит, а что, должна? Ну, я не долго… Мам, ма-а-ам, мамуль. Ну, пли-и-из… Йес-йес-йес! Спасибо, я правда недолго!

Хррр… А, че? Уже ночь? Как ночь? Да ладно, мам, не злись ты так! Уроки-то я сделал.

Среда

Десять, девять, восемь, семь…

Привет, мам. Нормально. Я пойду… Что?! Как электричества нет? Нет, не может быть… Как они могли? Средь бела дня? Все, ухожу в монастырь! Или нет, сначала в Горгаз! Опять Гесер шалит!

Четверг

Десять, девять, уй, чертовы кочки!

Здрасьте.

А вот и я, железюшка ты моя ненаглядная! Ну что, погоняем?

Ась? Да ладно тебе, вчера ж электричества не было! Должен же я пробел восполнить! В школе? А какие там пробелы? No probel! Да не хочу я есть! Ну, чаю можно? Принесешь сюда, ладно? Спаси-и-ибо!

Да вечером сделаю!

Что? Не, убивать не надо. Уже выключаю…

Пятница

Слушай, мам, чего-то мне сегодгня пло-о-хо… голова болит. Нет, причем здесь компьютер? Ладно сегодня сидеть не буду.

Уф! Опять Вторая Мировая приснилась… Надо бы завязывать…

Я? Обещал? Чего? А, не играть? Ну, ладно, ладно, только не кричи, ага?

Ну, скока можно медитировать? Нет, в школу ходить нужно хотя бы ради компьютера.

Что-то правда голова болит…

Суббота

Наконец-то!

Оуо, теперь ты в Матрице, парень!

А?.. Да-а-а… щас. Поем… Не, я с полчасика назад передышку делал. А че глаза? Нормальные.

Ну, кто там на меня сзади нападает? Неужто, опять черти эти? Тьфу! Кот!

Спать? Можно… Да ну, че ты, какой весь день? Я же гулять ходил… или вчера?

Воскресенье

Спина болит. Голова болит. Все болит. Но воевать надо!

А-а-а? В шко-о-олу… да-а-а, в школу. Учил. Когда? Днем. Этим. Стелю…


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди