22.09.2019

Как ребенок воспринимает окружающий мир. Детское восприятие. Познание мира через игру


Дети воспринимают мир иначе, чем взрослые. Отсюда и вытекают классические проблемы «отцов и детей».

Ощущение времени

Ни один ребенок не поймет фразу: «Время летит незаметно». Для детей время протекает намного медленнее, чем для взрослых. По мнению профессора Медицинского колледжа в Бэйлоре, профессора Дэвида Иглмана, это происходит из-за того, что ребенок постоянно что-то узнает, каждый его день полон открытий, даже если он сам того не понимает.

Интересно все: как плывут облака, цвет проезжающих машин, лица людей. Главное, чтобы картинка не застаивалась, а движение не прекращалось.

Именно поэтому ребенку невозможно усидеть на месте – слова «ждать» и «потерпи» не для детского слуха. Так что, если уж пришлось оказаться с ребенком в длинной очереди, скажем, к врачу – нужно обязательно занять свое чадо какой-то интересной игрой и периодически устраивать «смену декораций». В противном случае, любое ожидание в очереди станет настоящим адом и для вас и для ребенка.

И ещё, не стоит ожидать от детей и мгновенной реакции. Дети воспринимают услышанное с задержкой в 7 секунд.

Зрение

Зрение маленьких детей также кардинально отличается от взрослого. Бытует мнение, что новорожденные видят мир перевернутым. Это не совсем так. По законам оптики на сетчатке оно перевернуто, но это не значит, что ребенок видит мир вверх ногами – он пока не воспринимает изображения вообще, у него еще не развит зрительный анализатор.

Предметное зрение развивается в течение первых двух месяцев. Оно связано с центральной, макулярной сетчатки, которая также отвечает за восприятие цветов, в основном желто-красных. Именно поэтому в раннем возрасте советуют дарить именно красно-желтые игрушки – они понятнее ребенку.

Вкус

Дети ощущают вкус намного ярче, нежели взрослые. При этом язык уже с раннего возраста способен различать соленое, горькое, кислое и сладкое. По словам профессора Темпльского университета Дженнифер Фишер, предпочтение в выборе отдается соленому и сладкому. В том числе поэтому дети не воспринимают здоровую еду: овощи, фрукты, кашу и так далее, поскольку вкусовые качества в этих продуктах притуплены и отличаются от их предпочтений. Горькое и вовсе воспринимается как яд.

Единый источник информации

В раннем возрасте ребенок, несмотря на огромный запас фантазии, воспринимает мир, в некоторой степени, однобоко. Группа британских психологов из Лондонского университета, и группа итальянских психологов из Университета Флоренции, выяснили, что дети до 8 лет воспринимают информацию только от одного из органов чувств.

Они еще не умеют сопоставлять данные об окружающем мире, поставляемые из разных источников: запахи, звуки, тактильную информацию, как это делает взрослый человек. Психологи из Италии предложили испытуемым – детям от 5 до 10 лет и взрослым – два кубика, заданием было определить, какой из кубиков больше, причем можно было либо потрогать, либо посмотреть на кубик, либо же все вместе. Эксперимент показал, что успешнее с заданием справлялись взрослые и дети старше 8 лет. Дети до 8 лет показывали одинаковый результат независимо от способа.

Английские психологи провели еще один эксперимент с детьми от 4 до 8 лет и взрослыми. Испытуемые должны были взять игрушечную ракету, пройти по комнате, «заправить» топливом, посадить пассажиров, сделать обратный отсчет от 10, и вернуть ракету на исходное положение. При этом эксперимент проводили в двух разных условиях. Сначала в комнате выключили свет, и ориентироваться испытуемым предлагалось по трем светящимся предметам – по форме луны, звезды и молнии. В итоге, взрослые оказались примерно в 26 см от исходной точки, а дети вдвое больше.

Во второй раз, в одном случае ученые убрали светящиеся ориентиры, а во втором раскручивали испытуемых на стульях. Таким образом, в одном случае они могли использовать только чувство пространства, а в другом только использовать ориентиры. В результате, результаты взрослых заметно ухудшились по сравнению с первой частью эксперимента, а у детей младше 8 лет почти не изменились. Это говорит о том, что дети выбирают один источник информации и им пользуются, не принимая в расчет дополнительной информации из других источников.

Сразу же после появления на свет малыши делают свой первый вдох и начинают усиленно познавать такой незнакомый для них окружающий мир. Восприятие мира новорожденным происходит посредством его органов чувств. Каково же в действительности восприятие новорожденным окружающего? На такой вопрос могут дать ответ, специалисты, проведшие целый ряд исследований, которые приоткрыли завесу этой тайны.

Что видят глазки малыша?

Родившийся малыш способен видеть и различать свет. Самое первое, после появления на свет, зрительное восприятие младенца сближает его с мамочкой. Это не удивительно, по той причине, что все младенцы в несколько первых дней своей жизни, отчетливо видят только на расстоянии не более тридцати сантиметров. Любимая мамочка и еда - это главные зрительные объекты для новорожденного ребеночка в эти дни его жизни. Все остальное, что окружает маленького карапуза, может ввести его в панику. У новорожденных малышей очень слабенькое зрение и поэтому они не способны различать предметы, расположенные на некотором удалении от них. По этой причине взгляд у новорожденных блуждающий и плохо скоординирован. Причиной такого явления является до конца не сформировавшийся зрительный нерв. Процесс его формирования и развития может продолжаться до трехмесячного возраста. Когда малышу исполнится годик, он уже полностью будет адаптирован зрительно к миру, который его будет окружать.

Что слышат ушки младенца?

До тех пор, пока малыш находится в материнском чреве, он может отчетливо различать, как стучит сердце его мамочки. Он слышит всевозможные приглушенного характера звуки, доносящиеся к нему из внешнего мира. Слуховой аппарат маленьких деток продолжает развиваться и формироваться вплоть до первого года их жизни. Но не думайте, что малыш на свет появляется ничего не слышащим. Карапуз отлично слышит материнский голос, который ему хорошо знаком еще с внутриутробного развития. Отличает он и чужие голоса. Очень заметно, что новорожденному младенцу очень нравятся высокие голосовые тона, и не очень хорошо воспринимаются басовые голоса.

Что обоняет носик новорожденного?

Носик ребеночка – это своеобразный барометр. На уровне рефлексов все малыши тянутся к своим мамочкам. Причиной этому является то, что от мамы пахнет грудным молочком, т.е. едой. Поэтому малыши узнают своих мам сразу. Восприятие мира новорожденным при помощи обоняния дает ему возможность ориентироваться в окружающей среде.

Способен ли малыш воспринимать вкус?

Вкус ребеночек начинает различать еще в утробе своей мамочки. Во рту младенцев расположено на несколько тысяч вкусовых рецепторов больше по сравнению с взрослыми людьми. Но главной вкусовой целью для новорожденного младенца является материнское грудное молоко. Все маленькие детки любят сладенькое, а кислое, соленое и горькое они не воспринимают.

Что ощущает ребенок при прикосновениях?

Очень развиты у новорожденных детей тактильные ощущения. Они отлично чувствуют тепло, холод и боль. Новорожденных малышей часто носят на руках и поглаживают. Для малюток это очень важный процесс. Дети постоянно просят взять их на руки не по причине своей вредности, а потому, что так они лучше воспринимают окружающий их мир, это необходимо для их развития и роста.

Мыслит ли малыш?

Что такое мышление? Мышлением называют способность человеческого ума к анализу возникших проблем и нахождение решения этих проблем при помощи опыта. Как известно у новорожденных еще нет жизненного опыта, поэтому трудно сказать, может ли он размышлять и мыслить.

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»

Матф.18:3

На днях мне попалась на глаза трогательная история. «Четырехлетний малыш, чей старенький сосед недавно потерял жену, увидев, что мужчина плачет, зашел к нему во двор, залез на колени и просто сидел там.

Когда его мама спросила, что же такого он сказал соседу, мальчик ответил: «Ничего. Я просто помог ему плакать».

Так случилось, что, взрослея, люди теряют кристальную чистоту восприятия мира , обрастая обусловленностями и социальными догмами.

Вы замечали, как проживают свою природу дети?

Они спонтанные, смешные, грустные или радостные, но они в этом состоянии находятся тотально, максимально проживая опыт момента .

Их невозможно заставить полюбить вас, уделить вам внимание, если они того не хотят в данный момент.

Можно только удивляться их способности сочувствовать и сопереживать состояния близких людей — малыши подходят и обнимают, или берут за лицо и смотрят в глаза.

И в этом поступке столько проявленной любви и признания себя и другого. В этом нет манипуляций, дети проживают свою внутреннюю правду инстинктивно, как чувствуют прямо сейчас.

Что такое внутренняя правда, и почему взрослые — выросшие дети, теряют ценность этого базового качества жизни? Как вернуть детское восприятие мира?

Давайте попробуем разобраться.

Что такое внутренняя правда

Человек — существо социальное, и по мере взросления давление общества усиливается, увеличивается ответственность за существование, а вместе с этим появляются ценности общества, эгрегоров, семьи, друзей, сотрудников.

Оставаться собой равносильно бунту, который недопустим в «идеальном обществе». Да и плыть против течения, идти против стаи противоречит здравому смыслу.

Это заложено на генетическом уровне — один в поле не воин. В древние времена, когда племя переходило с места на место, оставляли слабых и немощных. А это неминуемая смерть либо от диких зверей, либо от холода и голода.

Вот и взрослея, мы в определенный момент поддаемся общественному влиянию и отправляемся вместе с племенем по пути избегания страха, предавая себя и свою суть.

Но во все времена появлялись люди, проживающие свою природу — дикую, страстную, либо спокойную, свою внутреннюю правду , истинные состояния. И такие люди изменяли мир. Как Данко с горящим сердцем.

И в каждом из вас есть этот пылающий огонь и это проживание внутренней правды. Состояние соединенности со своей природой, проживание чувства в моменте, без отождествлений, идей и фантазий на тему жизни.

Это компас, путеводная звезда к себе и своей истинной реализации. А это значит — жить в гармонии с собой и окружающим миром, реализовывать тот опыт, который необходим прямо сейчас .

Статья поможет выявить, на каком этапе эмоционального взросления вы находитесь. Используйте рекомендации, чтобы научиться проявлять свои чувства.

2. Позвольте себе встретиться со страхом и болью и прожить подавленные состояния

Когда вы позволили себе чувствовать, первым делом начинают подниматься непрожитые подавленные состояния .

Это сродни тому, как у вас есть кладовая, в которую вы не заглядывали долгое время. И все, что вы делали, это забрасывали время от времени в нее какие-то вещи.

Постарайтесь почувствовать этот образ. Какая ваша кладовая? Сколько пыли и грязи там скопилось? Во что превратились те вещи, которые туда забросили?

И вот, в один момент вы решились ее открыть. Как думаете, что произойдет?

Возможно, вы почувствуете застоявшийся запах пространства без воздуха, возможно на вас выпадет какое-то количество вещей. Визуализируйте и примите увиденное.

Это пространство и есть вы, подавленный, не проживший свою суть.

Каждый непрожитый опыт хранится сором в такой вот кладовой внутри вашего тела, оседая в нем блоками и болезнями. Он поселяется внутри и не дает дышать полной грудью.

Поэтому важно освобождать пространство подавленных чувств, прожить их. Через принятие ценности страха и боли , через признание каждого своего опыта, через физические нагрузки и тонкое слушание себя.

Пора остановить бег от боли и признать ее ценность.

Это достаточно интенсивный процесс, и на первом этапе поднимается страх. Страх самой сути боли. Ведь вы бежали от нее так долго. Но другого пути нет. Все, что нужно — сделать первый шаг.

Страх всегда на страже вашей силы и, признавая страх, вы сможете войти в нее .

Поможет вашему телу высвободить негативные эмоции, связанные с прошлым.

Хоопонопоно — эффективная практика по взаимодействию с болью, страхом, виной, она способствует признанию всех опытов своей жизни.

Ключевая фраза практики: «Мир начинается с меня!». Фразы, которые позволяют взять ответственность за свою жизнь тотально :

  • Мне очень жаль (признание ответственности за все происходящее в жизни).
  • Благодарю тебя (благодарность мирозданию за то, что вы есть, за то, что у вас есть).
  • Я люблю тебя (адресовано всему и всем, каждому моменту и каждому встреченному на пути).
  • Прости меня (адресовано высшему Я, самому себе).

Произносите фразы осознанно, проживая чувствами, как можно чаще.

3. Встретьтесь со своим внутренним ребенком и распознайте свои истинные чувства и желания

По мере того, как освободите свое пространство от обид, страхов и сожалений, вы начнете чувствовать свои истинные потребности, желания.

Вы сможете творить свою жизнь, исходя из тонкого слушания себя, начнете распознавать свою суть, проживать ее легко и радостно, поскольку это и есть вы — взрослый, чей внутренний ребенок, с его правдой, признан.

Но случилось, что в силу опыта каждый внутренний ребенок был травмирован, и ниже я делюсь практикой по установлению связи с ним.

Сядьте удобно, закройте глаза, сделайте несколько осознанных глубоких вдохов и выдохов. Глубже погружайтесь в себя, почувствуйте, как бьется ваше сердце, как воздух наполняет ваше тело, как с выдохом уходит напряжение.

Постарайтесь максимально расслабиться, переключив внимание с внешнего мира вовнутрь.

Постарайтесь внутренним зрением найти то место, где живет ваш ребенок. Максимально сфокусируйтесь на деталях, этом пространстве.

Что его окружает? Сколько лет ребенку? Какие игрушки и предметы обихода в его комнате?

А теперь постарайтесь увидеть внутреннего ребенка. В каком состоянии эта девочка/мальчик? Молчит она/он или радуется и открыта общению? Что ее/его тяготит?

Подойдите как можно ближе. Послушайте, что он вам расскажет. Возможно, вы услышите диалог или увидите образы, позвольте этому произойти.

Направьте в переданные образы или воспоминания энергию любви. Обнимите себя-ребенка и скажите, что он любим, что все хорошо, что можно быть собой и не бояться быть наказанным, что больше не надо прятаться.

Что нет ничего, чего вы сами себе не можете простить, и что вы принимаете свою врожденную природу целостно .

Обнимите и станьте для себя маленького и ребенком, и любящим родителем одновременно.

Спросите ребенка, что ему необходимо, и дайте это ему. Возможно, это будет чувство, возможно, какая-то игрушка. Не анализируйте, что это, просто представьте, что вы дарите ему это.

Побудьте в этом пространстве столько времени, сколько необходимо. Потом вернитесь в настоящее, сделайте медленный вдох, выдох и откройте глаза.

Эту практику можно повторять столько раз, сколько потребуется. Это будет путешествием к разным состояниям себя, в разном возрасте. И это принесет душевное исцеление.

Если есть потребность, вы можете нарисовать своего внутреннего ребенка и обратить внимание, какие цвета вы используете при этом.

«Будьте как дети» — эти слова гениальны в своей простоте и велики по своей сути. Быть как ребенок — это радоваться простым вещам, наслаждаться красотой мира, удивляться чудесам и радоваться жизни.

Быть ребенком, значит быть невинным, не отягощать себя сравнениями , не судить себя и других. Это способность жить, а не имитировать жизнь.

Важно установить связь с ребенком внутри, поговорить с ним, почувствовать, в каком он состоянии, насколько он наслаждается.

Признанный внутренний ребенок - это радость, открытость миру, непосредственность, коммуникабельность, оптимизм, радость, искренность, творчество, полное принятие себя, смирение и доверие происходящему, легкое принятие и отдача, щедрость, позитив, легкость в проживании чувств, адаптивность, безусловная любовь к себе и к другим.

«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» — мудрые слова из «Маленького принца», отражающие суть бытия.

Если вы чувствуете отклик, необходимость установить связь со своим внутренним ребенком, исцелить свои детские травмы, воспользуйтесь советами этой статьи и начните проживать свою жизнь, максимально реализуя свою суть.

Слушайте себя и реализуйте свои чувства в моменте открыто и ясно.

И если вам захочется подойти и обнять кого-то, сделайте это, не думая о том, как вы будете поняты и насколько приняты.

Просто подойдите и обнимите, подышите вместе, станьте на миг единым целым, без условностей и запретов. Ведь дети так и делают — они чувствуют и делают действие .

Дети — наши великие учителя. Будьте как дети!

   К моменту рождения зрение у ребёнка ещё недостаточно развито. Это обусловлено тем, что нервные центры головного мозга, где замыкаются концы всех анализаторов, не закончили своё формирование. Они совершенствуются по мере роста ребёнка (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

   1 месяц

   Новорожденный ребёнок видит окружающий его мир не так, как видят взрослые. Однако утверждение, будто бы ребёнок воспринимает всё вверх ногами, учёные давно опровергли. В первые 3 - 5 дней после рождения глаза малыша ещё не способны полноценно работать: только лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

   К концу 1 - ой недели жизни малыш начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он ещё не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз из-за слабости глазных мышц.

   Уже через 10 - 14 дней после рождения малыш способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20 - 40 см от его лица. Зрачки ребёнка при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

   К 4 - ой неделе жизни кроха уже может 5 - 10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет. Чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

   2 месяца

   У малыша начинает развиваться так называемое предметное зрение. Ребёнок уже способен длительное время сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40 - 50 см над его грудью, в течение 20 - 25 с. К концу 2 - го месяца жизни движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребёнок длительное время следит за движущимся предметом, поворачивая при этом голову.

   Зрительная система малыша к этому времени позволяет ему воспринимать объёмность, трёхмерность предметов.

   3 месяца

   В 3 месяца младенец может фиксировать свое внимание на объекте лёжа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Ребёнок внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

   В возрасте 3 - 4 месяца малыш начинает различать основные цвета: сначала жёлтый, потом красный, а после зелёный и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, которые расположены в сетчатке глаза и отвечают за восприятие цветов. У новорожденного ребёнка цветовое зрение есть, но оно пока плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

   В первые месяцы после рождения ребёнок лучше всего воспринимает чёрно-белое изображение предметов.

   4 - 5 месяцев

   Зрительное восприятие ребёнка постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев малыш начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется при виде лица члена семьи - и, наоборот, настораживается или даже плачет, глядя на незнакомого человека.

   К концу 4-го месяца жизни ребёнок способен различать плоские и объёмные предметы. Кроха уже почти точно оценивает расстояние до предмета, когда тянется за ним. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Малыш учится рассматривать объекты и классифицировать их как знаковые или незнаковые.

   6 месяцев

   К 6-ти месяцам у ребёнка развивается острое детальное зрение. Поэтому особенное внимание в этот период кроха начинает уделять именно маленьким предметам.

   Начиная с 6-ти месяцев ребёнок уверенно различает близких и чужих людей. Он теперь осознаёт, что отражение в зеркале - его собственное, и улыбается, узнавая себя.

   7 месяцев и старше

   В возрасте 7-ми месяцев ребёнок может связать предмет с его названием. После 7-ми месяцев зрительный анализатор практически завершает своё формирование. В дальнейшем у ребёнка меняется только острота зрения: так к концу первого года жизни острота зрения составляет 1/3 - 1/2 от взрослой нормы и достигает 100% к 3 - 4 годам.

   1. В помещении, где находится ребёнок, должно быть хорошее освещение. Это способствует нормальному развитию цветового восприятия у малыша.

   2. Игрушки, которые рассматривает ребёнок, должны быть больших размеров и ярких цветов.

   4. Нельзя держать игрушки всё время перед лицом ребёнка. Постоянная фиксация взгляда на них способствует бустрому утомлению глаз малыша. Рекомендуется вывешивать их на 20 - 25 мин, с перерывом в 20 - 30 мин.

Слух. Формирование слуха у ребёнка

   1 месяц

   Слух ребёнка формируется полностью к концу первого месяца жизни. Но понимать и воспринимать всё то, что он слышит, ребёнок начинает чуточку позже.

   С первых недель жизни новорожденный ребёнок реагирует на громкий резкий звук. Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Такая реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что родившегося на свет ребёнка. На 3-ей неделе жизни кроха начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает прекращение движения у ребёнка - он замирает и замолкает) длится короткое время, всего 5 - 10 с.

   2 - 3 месяца

   Если в течение первого месяца жизни малыш просто прислушивается к различным звукам и замирает, то со второго месяца ребёнок начинает постепенно ориентироваться в пространстве звуков. Он пытается определить, где располагается источник звука, поворачивает в его сторону голову, стремясь найти его взглядом.

   4 месяца

   Ребёнок в 4 месяца жизни вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, чётко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии (тихо слушает колыбельную песенку и оживляется, когда слышит танцевальную).

   5 месяцев

   В 5 месяцев малыш начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному на них отзывается. На ласковую речь - улыбается, оживляется, а на строгую - напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких ему людей от голосов незнакомцев.

   6 - 7 месяцев

   В возрасте 6 - 7-ми месяцев ребёнок уже знает своё имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него - поворачивает голову, улыбается, тянется к папе или маме.

   8 - 9 месяцев

   В 9 месяцев малыш начинает подражать услышанным звукам. Он уже понимает обращённую к нему простую речь и откликается на неё. Например, при просьбе "дай" находит и даёт знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово "нельзя".

   10 - 12 месяцев

   В этом возрасте ребёнок способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

Рекомендации для нормального развития слухового восприятия у ребёнка

   1. Надо как можно чаще разговаривать с ребёнком, петь ему песенки, рассказывать стишки, сказки.

   2. Нужно использовать в речи различные интонации

   3. Во время бодрствования ребёнка включать на 5 - 10 мин спокойную тихую музыку.

   4. Вешать над кроваткой крохи звучащие игрушки: погремушки, колокольчики и т.д. Эти игрушки не должны издавать слишком громких звуков, чтобы малыш не пугался и не раздражался.

Осязание. Формирование осязания у ребёнка.

   Осязание дополняет информацию, которую малыш получает от органов зрения и слуха.

   У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Почти всю информацию о внешнем мире ребёнок после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период ещё недостаточно развиты.

   Именно телесный контакт с окружающим миром позволяет ребёнку испытывать новые ощущения, чувствовать своё тело. Руки мамы способны передать младенцу спокойствие. Ребёнку очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному ребёнку, что его мама рядом и всё хорошо.

   Если прикоснуться к ресничкам, щёчкам или ушкам 2-х-3-х-месячного ребёнка, он не просто зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет их тереть. Это так называемая реакция кожного сосредоточения. Начиная с 4-х месяцев её можно вызвать, прикасаясь к животику и ладоням малыша.

   Приблизительно в 5 месяцев ребёнок начинает проявлять интерес к лицу матери, изучая его с помощью касаний. Во время кормления грудью ребёнок не только с интересом разглядывает маму, но и трогает её ручками.

   С 5-ти месяцев ребёнок может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом познаёт их уже не только ручками, но и ртом. Приблизительно в это время малыш начинает исследовать своё тело, ощупывая его и прикасаясь к самому себе ручками.

Обоняние. Формирование обоняния у ребёнка

   Уже в возрасте 2-х месяцев у детишек прекрасно развито обоняние. Малыш использует его как средство общения с мамой (её запах словно сигнал для ребёнка - "мама здесь"). Ребёнок быстро успокаивается и засыпает, когда чувствует рядом родной запах.

   В возрасте 2 - 3 месяца младенец уже способен выражать своё отношение к приятным и неприятным запахам. На приятные запахи он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, а на неприятные запахи - гримасой недовольствия и чиханием.

   После полугода с введением прикорма ребёнок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

Рекомендации для нормального развития тактильного восприятия у ребёнка

   1. Не надо надевать на ребёнка распашонки с зашитыми рукавами во время его бодрствования.

   2. Не надо пеленать малыша с ручками, если он не спит.

   3. Предлагать малышу игрушки с различными структурами поверхности (пушистые, шершавые, жёсткие, шуршащие и т.д.).

   4. Не ограничивать телесный контакт мамы с малышом. Как можно чаще дотрагиваться до ребёнка, поглаживать его.

Эмоции. Формирование эмоций у ребёнка

   1 месяц

   Эмоции маленького ребёнка непроизвольны: ведь он ещё не руководит своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими. Эмоциональное развитие ребёнка зависит непосредственно от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям надо стараться как можно больше уделять внимания ребёнку, поощряя его выражать свои эмоции.

   Первыми эмоциональными реакциями ребёнка являются: хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают ребёнку приспособиться к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы. Иногда на личике малыша можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная - так называемая физиологическая улыбка. В 1,5 - 2 месяца у ребёнка появляется первая осознанная улыбка: малыш радуется, глядя на взрослого.

   2 - 3 месяца

   С 3-х месяцев движения и эмоции малыша собираются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая получила название "комплекс оживления". Когда взрослый наклоняется к маленькому ребёнку, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит.

   Комплекс оживления выполняет две функции:

   - сопровождает радость ребёнка по поводу полученных впечатлений;

   - служит средством общения (причём функция общения в этот период развития становится для ребёнка главной).

   4 - 6 месяцев

   В 4 месяца малыш начинает громко и заразительно смеяться, а также реагирует на щекотания.

   На 5-ом месяце малыш открывает для себя, что окружающие люди могут быть разными: есть близкие, родные, а есть и чужие, незнакомые. В присутствии незнакомого человека ребёнок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, может заплакать. Однако если чужой человек показывает своё доброе отношение к ребёнку, разговаривает с ним и улыбается, то настороженное внимание сменяется на улыбку. p>   Кроме того, в таком возрасте ребёнок неуютно себя чувствует в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности малыш нуждается в присутствии мамы.

   7 месяцев и старше

   Уже к 7 - 9-ти месяцам эмоции ребёнка становятся ещё более сложными. С их помощью ребёнок выражает гнев, печаль, радость.

   В это же время начинает формироваться "социальная ссылка": при столкновении с незнакомой ситуацией ребёнок внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы или других близких людей - именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения.

   Во втором полугодии малыш пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Таким образом у ребёнка формируется образ самого себя.

   В промежутке между 7-м и 11-м месяцами появляется так называемый "страх расставания" - грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

   Для того чтобы ребёнок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств ребёнка (слух, зрение, осязание, обоняние) были тоже достаточно развитыми. А развиваются эти органы чувств в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и плотнее взаимодействие ребёнка с близкими людьми, тем больше информации ребёнок получает. А это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Рекомендации для нормального эмоционального развития у ребёнка

   2. Обязательно реагировать на плач ребёнка - подойти к нему, взять на руки, поговорить, пожалеть и т.д.

   3. В период бодрствования ребёнка стараться как можно чаще разговаривать с ним, улыбаться ему.

   4. Реагировать надо не только на отрицательные, но и на положительные эмоции крохи.
    вперёд>>>


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди