05.03.2019

Краткая история менструальной гигиены. Гигиена по-советски в воспоминаниях современников: хозяйственное мыло, банный день и зубной порошок. «Только ленивый не пахнет никак»


Так, друзья, сегодня будет давно задуманный мной и давно ожидаемый вами пост про личную гигиену в СССР - в комментариях уже давно просили написать об этом, подкидывая всяких интересных фактов. Скажу сразу без длительных вступлений - в сравнении с развитыми странами, с личной гигиеной граждан всё было очень плохо - из-за того, что быт советского человека в целом был организован весьма плохо и бедно.

Во многих городах, не говоря уже о малых посёлках, в домах не было воды - не только горячей, но и холодной. До начала шестидесятых годов ванная комната в квартире считалась роскошью (даже в старых фильмах можно часто услышать - "ему дали отдельную квартиру с ванной, представляешь?"), а в баню советские граждане ходили только 31 декабря не слишком часто, а также не слишком часто стирали одежду. Нормой считалось мытьё один раз в неделю, и во многих общежитиях замок с душевых снимался только в такой едитственный так называемый "банный день".

Что ещё интересно - советские СМИ и фильмы как бы вообще не замечали эту проблему, словно её и нет. А в наши дни по правилам советской гигиены продолжают жить некоторые поклонники всего советского. "А зато мы делаем ракеты!" - вскрикивают фанаты СССР , пованивая носками. И не замечая, что давно пора бы уже побриться и поменять рубашку.

Итак, в сегодняшнем посте - правдивый рассказ про личную гигиену в СССР.

В стране немытых подмышек.


Начнём, пожалуй, с того, почему советские люди мылись редко. Может быть, они и хотели бы мыться почаще - но вот далеко не у всех была такая возможность. В сталинские годы (примерно до середины-конца пятидесятых) большинство обычных горожан жили в рабочих бараках и коммунальных квартирах, а хорошие персональные квартиры были доступны только советской элите - думаю, её было не более, чем 5-10% от общего количества населения.

Что такое советский барак или коммуналка ? Это либо бывшая "буржуйская" большая квартира, либо общага-сталинка , либо барак коридорного типа с так называемым блоком-кухней на этаже. Если в первых двух типах жилья могла быть хоть какая-то ванная комната, то барак не предполагал никакой ванной вовсе - обычный советский человек должен был раз в неделю идти мыться в баню, всё остальное время ходя грязным (в лучшем случае - обтираясь холодной водой из ушата в кухне под видом "закалки"). Что было в деревнях - я даже не рассказываю, потому что быт советской деревни мало отличался от какого-нибудь XVIII века .

В шестидесятые годы стали появляться хрущёвки - но и они далеко не всегда имели ванные комнаты. В маленьких городах был распространен тип квартир, в которых не было не только ванной, но даже и туалета, а из всех удобств было только паровое отопление. Снаружи дом мог выглядеть как обычная хрущёвка, но туалет был на улице, а мыться нужно было ходить в ту же баню - куда как вы сами понимаете, каждый день не бегали, не для того она строилась)

Как результат всего этого - мылись советские люди редко, и довольно часто холили в нестиранной, пропахшей потом одежде - во-первых, из-за бедности одежды в целом было мало, а во-вторых - ручная стирка была целым событием, требующим большой затраты времени и сил. Кто жил в советское время, тот вспомнит - что даже в восьмидесятые годы люди в общественном транспорте часто пахли, пардон, немытыми подмышками. Думаю что в пятидесятые-шестидесятые годы всё это тем более было в порядке вещей и считалось нормой. Мол, все так живут - и ладно.

Гигиена в советском искусстве.


Что интересно - советская власть вообще не уделяла никакого внимания этой проблеме. Ну, то есть конечно рассказывали что-то там о том, что надо мыть руки перед и зад едой, но то, что люди не моются неделями - считалось как бы и нормальным. Понятно, почему так происходило - советская власть никак не могла решить эту проблему, проведя каждому в дом горячую воду, нужно ведь было строить десятки ракет, воевать в Афганистане, готовить тайных отравителей для перебежчиков за границей - ну в общем было много важных дел, после которых быт советских граждан занимал последнее место.

В советских фильмах вопрос личной гигиены не освещался вообще никак. В фильмах пятидесятых годов, вроде "Кубанских казаков" в порядке вещей было показать такториста в конце рабочего дня в белой накрахмаленной рубашке и улыбающегося белозубой улыбкой - ни у кого не возникало вопросов, а где он, собственно, вымылся, причесался, накрахмалил рубашку и налимонил до блеска зубы, если вокруг только степь и говно целина?

Или вот взять фильм "Карьера Димы Горина" с молодым Демьяненко (Шуриком) в главной роли. Дима приезжает работать на север, в рабочий посёлок. Никаких душевых и тем более ванн в посёлке нет - однако после тяжелейшей физической работы в тайге у всех девушек уложены волосы, а парни, сняв полушубки, сразу лезут спать под одеяло в чистых, словно только что из универмага майках. В советских фильмах никто никогда не принимал душ - такого попросту не показыали. В фильме "Кин-Дза-Дза" на планете Плюк воды не было вовсе - и ни у одного советского гражданина не возникло мысли, где они все моются. Такой образ жизни был понятен и не вызывал вопросов в стране, где все воняли подмышками в транспорте, а также где в порядке вещей было отключение горячей воды на два месяца.

Гагарин, космос и туалетная бумага.


Ну ладно, скажете вы - с горячей водой советская власть не могла решить проблему, это долго и дорого, но наладить выпуск хотя бы простейших гигиенических средств она могла бы? Увы и ах - не могла бы, нет.

Женских прокладок в СССР не существовало в принципе - это считалось какой-то "не важной, стыдной" темой. Мол, советская женщина должна постоянно думтаь о Коммунизме и о том, как скоро всё будет бесплатно . Дамам прихолилось всё делать из подручных средств - для этих целей использовалась марля либо бинт, внутрь которого заворачивалась вата. Инога внутрь могли добавить также листик полиэтилена, чтобы предотвратить протекание - пардон за столь деликатные подробности, но это правда совковой жизни. Ещё для этих же целей могли использовать куски простыни, порезанные на полосы и вываренные в воде.

До 1968 года в стране не было туалетной бумаги . В 1961 году Гагарин полетел в космос, и только через 7 лет советские граждане узнали, что кроме ракет в мире есть ещё такое достижение цивилизации, как туалетная бумага - до этого подтирались газетами "Правда" и "Сельская жизнь Нечерноземья". Что итересно, к последнему занятию настолько привыкли, что первое время туалетную бумагу даже никто не хотел брать, но потом она резко стала дефицитом.

Не существовало в СССР и нормальной культуры ухода за зубами . Советская власть могла предложить гражданам лишь плакаты "чистите зубы утром и вечером", пыточную стоматологию и зубной порошок, который за два десятилетия стирал зубы до корня. Добавьте к этому плохое и однообразное высокоуглеводное питание, тяжелую работу и плохую экологию - и станет понятно, почему часто уже к 30-40 годам у советских граждан выпадали зубы.

Гигиенические диссиденты.


Что самое смешное - очень многие фанаты СССР предпочитают и сейчас придерживаться советских "стандартов гигиены". Казалось бы - СССР больше нет, на полках магазинов полно отличных товров по уходу за собой (как отечественных, так и импортных), горячей воды в достатке - но фанаты СССР с упорством бывалой ослицы не пользуются всем этим, являясь по сути "гигиеническими диссидентами".

Моются такие диссидены в лучшем случае раз в неделю (как рекомендуют советские книжки) - рассказывая о том, что слишком частое мытьё якобы смывает с кожи какую-то важную "защитную плёнку" (видимо - из слоя грязи). Зубы такие диссиденты чистят самой дешевой зубной пастой, либо не чистят вовсе. Особо упоротые чистят зубы измельченным углём. Посуду моют с каустической содой, голову поливают какими-то умопомрачительными отварами из календулы и мелиссы, а за кожей не следят вообще - мол, деды в СССР так жили, и мы проживём не хуже!

Почему эти люди не понимают, что в СССР люди мылись редко попросту из-за отсутствия воды, а "народными" средствами пользовались не от какой-то супер-дейстенности, а попросту от бедности и отсутствия альтернатив - для меня большая загадка.

Такие дела.

Напишие в комментариях, что вы обо всём этом думаете, интересно. Помните что-нибудь из тех времён?

Максим Мирович

Серия из 18 плакатов фотовыставки Минздрава СССР «Гигиена школьника». Фотографии наклеены на обтянутый тканью картон. Оригинал, 1953 год.

Вопреки распространявшемуся в СССР мифу об игнорировании царизмом проблемы народного здравоохранения, вопросы здорового образа жизни, особенно применительно к детям и будущим матерям, заботили государственные умы России задолго до революции. В середине XIX века бурный рост российских городов дали стране тысячи брошенных новорожденных детей и детей, лишившихся попечения родителей. Еще более злободневной эта проблема стала в ходе последних русско-турецкой и русско-японской войн, приведших к появлению большого количества сирот разного сословия. Сортировать их по имущественному признаку уже нет никакой возможности, и начиная с этих лет почти все вновь открывающиеся российские школы и гимназии практически на равных принимают детей дворянского, купеческого и рабочего происхождения. Российские школы становятся по-настоящему массовыми, и вопросы организации быта и гигиены в них становятся приоритетными для Министерства народного просвещения.
В годы Первой мировой войны тема охраны детства вновь стала весьма актуальна, и в России даже появляются первые десткие ясли, летние лагеря и другие медицинские и воспитательные учреждения для солдатских детей. Их принципиальное отличие от других детских учреждений заключалось в постоянном проживании учеников, многие из которых не могли - в силу происхождения или материального состояния - обеспечить себя предметами гигиены. Тем временем на российском рынке наблюдается бурный рост косметической промышленности. Мыло, шампуни, косметика перестают быть достоянием избранных, и передовые умы того времени всерьез занялись разработкой программ по защите здоровья детей, в том числе «казенных». А защищать было что: даже в относительно спокойные и благополучные годы здоровье многих российских школьников было далеко от совершенства. У многих детей наблюдались резкие ухудшения зрения и осанки, росло число детей c хроническими болезнями. Первые типовые нормы и рекомендации по надзору над школами были введены в России в конце XIX века. Особое значение придавалось воспитанию интереса к физическому развитию детей. В качестве спортивных игр выступали традиционные русские народные игры и забавы: лапта, горелки, борьба и катание с ледяных гор, а также новомодые увлечения: лаун-теннис, футбол, катание на лезвийных и роликовых коньках, езда на велосипеде и бег на лыжах.
В первые месяцы после революции 1917 года охрана материнства и младенчества была провозглашена приоритетным направлением государственной политики. Декретом 1918 года забота о вскармливании младенцев и воспитании детей была возложена на плечи государства. Координацию вопросов поддержки материнства осуществлял отдел Охраны материнства и младенчества Наркомздрава республики.










Отдел с размахом взялся за работу. С 1918 года в стране ежегодно проводилась «Неделя ребенка», а в 1919 году состоялся первый съезд школьных врачей, который определил программу- минимум: надзор за санитарным состоянием школ, выделение детей по состоянию здоровья в особые школы, контроль за детским питанием и главное - пропаганда гигиенических знаний в школе и через школу. Фактически это было начало программы формирования понимания ценности здоровья и здорового образа жизни в школе.
Если в период революции и гражданской войны забота государства о детях носила скорее «идейный» характер, то после гражданской войны органы по работе с детьми получили новую установку - воспитывать подрастающее поколении в духе ленинских идей, чтобы со временем ликвидировать всяческое «инакомыслие» в принципе. Однако для широкой работы с детьми требовалось придать соответствующим институтам и учреждениям больше организации и дисциплины. Ядром нового объединения стала пионерская организация и красный галстук как наиболее яркий отличительный знак детей «нового времени». Очень скоро выяснилось, что новым формам объединения нужны новые методы воспитательной работы и организации быта.
В середине 1920-х годов ведущие российское педагоги и детские врачи разработали программу, в основу которой легли прогрессивные по тому времени методы медицинского и педагогического просвещения населения. Отделом охраны материнства и младенчества Наркомздрава были созданы методический центр и издательство, организован музей и сформированы регулярные передвижные выставки. После создания в городах отрядов самодеятельной организации пионеров (1922), наличие красного галстука у ребенка на плакате однозначно подчеркивало его «правильность» - противопоставляло остальным, неорганизованным детям. Пионерская организация указывала только правильные направления детского развития, в том числе - в выработке социальных ориентиров, организации труда, досуга и отдыха.








Если в конце 20-х годов от пионеров требовалось в основном маршировать со знаменами, участвовать в митингах и субботниках и проявлять классовую ненависть к врагу, то в 1930-е годы требования стали смещаться в сторону учебы. Что неудивительно: тема счастливого детства советского пионера стала одним из ключевых пропагандистских лозунгов, этому посвящаются лучшие десткие произведения («Старик Хоттабыч»), об этом пишутся картины, плакаты и даже создаются скульптуры. Однако счастливый ребенок не мог оставаться необразованным, и в 1932 году Народный комиссариат здравоохранения и Народный комиссариат просвещения разрабатывают детальный план школьных занятий, включающий рекомендацию по распределению учебной нагрузки и соблюдению оптимального режима дня. В 1933 году правительство СССР впервые установило ответственность педагогов за здоровье детей и их гигиеническое воспитание, а также расширило обязанности школьного врача. В 1935 году на законодательном уровне была определена продолжительность учебных занятий в школе в течение учебного дня и недели.




В послевоенные годы внимание к гигиене школьников было вызвано вполне очевидной проблемой: катастрофической нехваткой здорового населения, значительная часть которого (особенно мужчины) была уничтожена в ходе Великой отечественной войны. С середины 50-х годов в стране проводилась школьная реформа. На смену раздельному пришло совместное обучение (1954); была введена единая школьная форма для мальчиков (с осени 1954 все мальчики должны были сами подшивать белые воротнички на гимнастерках и кителях); среднее образование стало всеобщим и была отменена плата за обучение в старших классах средней школы; обязательным стало обучение труду (1957) и домоводству; важную роль приобрели предметы, воспитывающие общую культуру… Тогда же в школьную жизнь впервые централизованно начал внедряться спорт. Сотрудники Института школьной гигиены разработали рекомендации по рациональной организации тренировок, соревнований и отдыха. Именно эти рекомендации легли в основу целой серии агитационных стендов, предназначенных для детских учебных заведений, поликлиник, клубов и пионерских лагерей. Фотовыставка 1953 года должна была стать образцом подхода к пропаганде здорового образа жизни среди школьников.



Буквально в прошлом столетии жители СССР даже не задумывались над тем, насколько важна человеческая гигиена. После распада Советского Союза этому вопросу стало уделяться большее внимание. Сравнивая правила личной гигиены советского человека с гражданами более развитых стран, можно мягко сказать, что все было очень плохо. Происходило это из-за безграмотно организованного быта и бедности. Ароматные мыла, парфюмерию, шампуни и прочие гигиенические средства могли себе позволить только зажиточные люди.

Во многих крупных городах во времена СССР (не беря во внимание небольшие села и поселки) в домах увидеть горячее водоснабжение почти было невозможно. В некоторых из них не было даже холодной воды. Такая роскошь, как ванная комната со всей необходимой сантехникой, была доступна лишь единицам. Об этом свидетельствуют удивленные речи киногероев из советских фильмов, где подобную эмоцию вызывало получение квартиры с ванной комнатой.

Не меньшей роскошью считалось посещение общественных бань. Вся одежда и постельное белье стиралось вручную. Стирка и купание раз в неделю воспринимались как норма. Подобную ситуацию можно было чаще всего наблюдать в коммунальных квартирах, где постоянно висел замок, открывающийся управдомом раз в неделю.

Стоит отметить, что это даже проблемой не считалось, поэтому не освещалось в советских фильмах и телепередачах. Даже в наше время можно встретить приверженцев СССР, которые продолжают жить по правилу – банный день раз в неделю. Довольно смешно выглядит, когда человек с нестиранными носками и «ароматными» подмышками разрывается в разговоре, доказывая, зато мы делаем ядерное оборудование, ракеты.

Начать эту историю стоит с того, почему же людям советской закалки приходилось крайне редко мыться? Возможно, им бы и хотелось ощущать себя чище, купаться не раз в 7 дней, а хотя в двое суток, но возможности у них такой не было. Во времена правления Сталина большое количество граждан проживало в коммуналках и бараках. Квартиры же с централизованным водоснабжением принадлежали лишь 10% от всех жителей СССР (так называемая элита).

Даже школьникам нашего времени приблизительно понятно, что представляет собой дом барачного типа, коммунальная квартира. По сути, это перепланированная сталинка или просторная квартира буржуйка, где в одном блоке имелось несколько комнат (каждой семье принадлежало одно помещение), одна на всех кухня и ванная комната. В бараках же последнее обнаружить вовсе нельзя было.

Чтобы хоть как-то поддерживать свою гигиену, советскому человеку приходилось раз в неделю посещать общественную баню. Что касается деревенских жителей, то их быт ничем не отличался от 17-18 века – вода в ушатах и обтирание холодной водой после тяжелого трудового дня, вот и весь гигиенический максимум.

Шестидесятые годы ушедшего столетия ознаменовались появлением хрущевок, которые также не всегда оснащались ванными комнатами. В небольших населенных пунктах зачастую строились дома, квартиры в которых не оснащались даже туалетами. Главным же удобством подобной жилплощади было паровое отопление. Внешне дом напоминал простую хрущевку, но импровизированный санузел находился на улице. Чтобы помыться, гражданам приходилось ходить все в ту же баню.

Как результат, купаться советским гражданам приходилось крайне редко. Та же тенденция наблюдалась при стирке белья, которая за неделю пропахивалась всеми возможными ароматами. Из-за бедности, одежды у жителей СССР было мало, а ручная стирка – это глобальное мероприятие, требующее больших сил. Поэтому, пахнущие в общественном транспорте подмышки считались нормой.

Примечательно то, что советская власть никогда не уделяла должного внимания проблеме внедрения правил гигиены в искусство. Конечно, с раннего детства родители рассказывали детям, что после улицы и перед едой нужно мыть руки. Но купание раз в неделю считалось нормальным явлением.

Невозможность не решения этой проблемы была понятна, на момент тогдашнего экономического состояния Союза Республик провести в каждую квартиру горячую воду было почти невыполнимой миссией. Зато строительство ракет, военные действия в Афганистане и прочие задачи для СССР были вполне выполнимыми. Все эти важные дела вытесняли быт советских граждан на задний план.

Советские фильмы, картины, литература никак не освещали проблему гигиены в Союзе Советских Социалистических Республик. Просматривая фильм «Кубанские казаки», у телезрителя не возникало даже вопросов, почему тракторист в кадре появляется в накрахмаленной белоснежной рубашке, весь светится от счастья после тяжелого рабочего дня, где же ему удалось так вымыться, расчесаться, выбелить зубы и т.д. При всем этом вокруг тракториста сплошная целина.

Еще одним ярким примером может стать кинолента «Карьера Димы Горина», где главный герой в исполнении молодого Демьяненко приезжает трудиться на крайний север. В рабочем поселке и намека нет на наличие ванных комнат и туалетов. Зато все девушки в фильме по тайге разгуливают с идеально уложенными прическами. Парни же, придя с работы, сразу бросаются в постель, при этом их майки настолько чисты, будто только сняты с вешалки универмага. В советских фильмах никогда не показывали, чтобы герои шли принимать душ или нечто подобное.

Удивительно то, что граждан, смотрящих подобные киноленты, даже не удивляло отсутствие такого понятия, как помыться. Для людей это было в порядке вещей, учитывая тот факт, что порой даже жителям республик, у которых в квартирах и была горячая вода, ее попросту могли отключить на несколько месяцев. А зачем собственно мыться вообще?

Какие предметы гигиены можно было найти на прилавках магазинов во времена СССР?

Кто-то скажет, что ничего страшного нет в отсутствии горячей воды, ведь такое бывает и в наше время. Да и в советское время решить проблему горячего водоснабжения было довольно сложно и дорого. Но можно же было хотя бы заняться производством простых гигиенических средств? Увы, и этого в СССР не было.

Например, женских прокладок в Советском Союзе не было, и существовать не могло в принципе. Это считалось постыдной темой (хотя процесс менструации вполне естественен). В те времена каждая советская гражданка могла думать исключительно о коммунизме и мечтать, когда же все блага станут безвозмездными. Бедным дамам приходилось сооружать прокладки из подручных средств и материалов. Например, тампоны из марли, ваты и пакетов, предотвращающих протекание, а прокладки заменялись отрезами вываренной ткани. Увы, такова правда женской гигиены в СССР.

А чем же пользовались граждане СССР, когда не было туалетной бумаги, которая появилась на рынке лишь в 1968 году? В лучшем случае функцию столь интимного предмета гигиены выполняли газеты. Советские люди настолько привыкли к использованию газетных листов для подтирания, что не хотели покупать туалетную бумагу, которая в дальнейшем стала дефицитным товаром (оценили все-таки достоинства ее использования).

К сожалению, столь простая вещь, как уход за зубами, также был некоторой дикостью для советских граждан. Хотя по всем углам были растыканы плакаты со слоганами, призывающими к ежедневной чистке зубов по утрам и вечерам. Из товаров для очищения полости рта предлагался лишь зубной порошок, стирающий эмаль чуть ли не до корней. Учитывая плохое питание советских людей, тяжелый труд и ужасную экологию, несложно представить, что в 30-40 лет мужчины и женщины улыбались друг другу беззубой улыбкой.

Гигиенические диссиденты

Самым удивительным является тот факт, что рьяные защитники СССР, выросшие в то время, по сей день придерживаются советских гигиенических стандартов. Казалось бы, Союз Советских Социалистических Республик распался уже 27 лет назад, магазинные полки уставлены самыми разнообразными (причем доступными) гигиеническими товарами, горячая вода течет чуть ли не рекой – фанаты СССР продолжают не мыться. Таких людей можно смело назвать гигиеническими диссидентами, ведь они не пользуются всеми благами, которые сейчас даются им.

Моются люди старой закалки раз в неделю, ведь, по их словам, частое мытье снижает иммунитет и смывает защитную пленку (наверное, так называется грязевой слой). Для чистки зуб диссиденты используют самую дешевую пасту (или зубной порошок, который еще можно найти в некоторых аптеках). Для мытья посуды в домах гигиенических диссидентов стоит обыкновенная каустическая сода. А голову они моют травяными отварами.

Жаль, что такие люди до сих пор не поняли, что отсутствие гигиены в СССР было вынужденным. Тому способствовало отсутствие горячей воды, гигиенических средств, бедность, нехватка альтернативных вариантов.

Текст: Елена Догадина

Тема менструации в медиа по-прежнему остаётся табу - а её обсуждение вуалируется и эвфемизмами вроде «этих» или «критических» дней. Кажется, так было всегда, но на самом деле нет - в СССР много лет открыто писали о менструациях, а статьи сопровождали рисунками матки. Разбираемся в истории отношения к менструации в СССР - с помощью прессы, книг и историка Павла Васильева.

К этому времени, когда яйцо созревает, у женщины появляются крови, или, как их иначе называют, регулы, или менструация. <...> У нас в России обыкновенно это бывает на 13-м или 14-м году. <...> С того возраста, как начинается созревание яиц и регулы, девочка начинает превращаться в девушку. Она начинает сильнее расти, у неё меняется голос, иногда меняется характер. В это время девочки иногда становятся очень раздражительными.

«РАБОТНИЦА», № 6, 1923 ГОД

← В ДВАДЦАТЫЕ И ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ партийная пресса публиковала тексты о менструациях как минимум в каждом втором номере. Доктор исторических наук Алиса Клоц считает, что это можно объяснить раннесоветской гигиенической кампанией - её активно вели до послевоенных лет, когда прошла основная миграция из деревень в города и население усвоило базовые навыки гигиены. В этот период о месячных писали по-медицински сухо и по делу. Кандидат исторических наук, постдокторант Института ван Лир в Иерусалиме Павел Васильев говорит, что в первые годы после революции в стране « были сильны эмансипаторские настроения» .

Во время кровей внутренности матки взбухают, матка становится рыхлой, наливается кровью. Отверстие в шейке матки открывается немного, и кровь выливается наружу. Менструации длятся различно: 3-5-7 дней, - и появляются через каждые 3-4 недели. Если менструации длятся дольше или появляются чаще, то это уже болезнь, и нужно обратиться к врачу.

«Работница», № 6, 1923 год

→ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЭРИК НАЙМАН ПИШЕТ , что Александра Коллонтай относилась к менструациям как к чему-то неприятно-обязательному для женщин, от чего неплохо было бы избавиться. Считалось, что месячные встают на пути женщины к полному равноправию с мужчиной, но при этом не рассматриваются как важный женский опыт. Это просто явление, которому подвержены женщины, поэтому и писали о них, как и о любой другой «медицинской», узкоспециальной информации - необходимый минимум. За дополнительными данными или при отклонениях цикла советовали идти к врачу.

Менструация, таким образом, не есть болезнь; по букве закона, женщина во время менструации освобождению от труда не подлежит. Но есть целый ряд женщин, у которых в силу тех или других условий организма менструация протекает, особенно в первые дни, чрезвычайно тяжело. <...> Врачи предписывают женщине, не работающей на предприятии, полный покой (лежание в постели) в течение одного-двух дней.

«РАБОТНИЦА», № 7, 1924 ГОД

← ДИСКУССИИ О МЕНСТРУАЦИЯХ И РАВНОПРАВИИ велись и на уровне, следует ли брать отгулы в дни месячных. Профессор советской истории Мелани Илич в исследовании «Soviet Women Workers and Menstruation: A Research Note on Labour Protection in the 1920s and 1930s» пишет, что на заводах и производствах, где женщин было больше, чем мужчин, существовал менструальный отпуск. Женщины могли взять выходной несколько дней в месяц - хотя некоторые сознательно им не пользовалась. Павел Васильев считает, что это характерно и для современной ситуации: с одной стороны, менструальные отгулы можно считать прогрессивной законодательной инициативой; с другой - они будто автоматически подразумевают, что женский организм несколько дней в месяц функционирует хуже, чем мужской, а мужской организм принимается за стандарт.

Но не во всех партийных изданиях этого периода сильны феминистские настроения. Например, в «Женском журнале» в 1926 году вышел материал «Химия женских настроений» - в нём описывается, что женщина на несколько дней в месяц становится неуправляемой, а в психиатрии ей уготован диагноз «менструальный психоз»: «Следовательно, вменяемость женской личности в период месячных, безусловно, ограничена. Статистика иллюстрирует эту мысль указанием на повышение наклонности к преступлениям. Оказывается, что около 50 % всех самоубийств среди женщин выпадает на период регул».

Если встречи женской яйцевой клетки со сперматозоидом не происходит, неоплодотворённая яйцевая клетка всё же продвигается в матку и погибает. Поверхностный слой набухшей слизистой оболочки матки суживается; это сопровождается кровотечением; происходит то, что мы называем менструацией.

«Работница», № 7, 1947 год

→ ПОСЛЕ ВОЙНЫ, во второй половине сороковых - начале пятидесятых годов, в журналах медицинские подробности, внимание к здоровью и гигиене сменяет беспокойство исключительно за репродуктивное состояние женщины. Пресса напоминала, что если менструации сбились или появились выделения, женщине немедленно нужно к врачу, пока не возникли осложнения - ей же предстоит стать матерью.

Павел Васильев добавляет, что страна в сталинский период, в контексте милитаризации, была заинтересована в новых гражданах, и прежде всего - в солдатах. Сильнее всего это заметно в послевоенные годы, когда женщина рассматривалась как «инкубатор» по производству людей, причём не только в СССР - другие пострадавшие от войны страны тоже стремились восполнить потери. В этот период медицинская халатность, случаи, когда врач своими действиями нанёс урон репродуктивному здоровью женщины, карались особенно строго, добавляет Васильев. Соответственно, о менструациях самих по себе тогда не говорили - их просто упоминали в статьях о беременности, причинах бесплодия или абортах.

Самая главная забота родителей в этом отношении сводится к тому, чтобы получше подготовить организм девочки к нормальному менструальному циклу. <...> У физически развитых, закалённых, здоровых девочек месячные проходят обычно регулярно, без нарушений; напротив, болезненные девочки зачастую трудно переносят начало месячных, худеют, теряют и без того скромные силы.

«Работница», № 3, 1963 год

← С КОНЦА ПЯТИДЕСЯТЫХ - начала шестидесятых упоминания о менструациях в прессе всплывают только в рамках советов для мамы девочки-подростка. Бабушка, врач и учителя в школе должны быть готовы к менструациям девочек, а мама - заранее снабдить дочь информацией, чтобы она не испугалась крови. А всё окружение школьницы должны быть готово к тому, что её поведение изменится, она начнёт хуже учиться и грубить - считается, что это нормальный этап её жизни, связанный с «превращением в мать». Павел Васильев предполагает, что менструальное знание с конца пятидесятых и до восьмидесятых годов уходит в сферу семьи, причём ответственность за хранение и передачу этой информации лежит только на матери.

Есть и ещё одна теория, объясняющая такое положение дел: в шестидесятые-восьмидесятые годы говорить о менструациях становится сложнее, возможно, в том числе из-за нового, ещё более консервативного взгляда на семью. В книге «The High Title of a Communist: Postwar Party Discipline and the Values of the Soviet Regime» Эдвард Кон приходит к выводу, что хрущёвский период в СССР стал едва ли не более «морализаторским», чем сталинский. Например, если при Сталине становилось известно о любовнице какого-нибудь чиновника, за этим могли последовать простые беседы и выговоры - при Хрущёве санкции за подобные поступки были гораздо строже. Моральный облик строителя коммунизма конструируется как никогда чётко и подробно.

Не менее двух раз в день чистыми руками с коротко остриженными ногтями надо обмывать наружные половые органы чуть тёплой кипячёной водой; засохшая на наружных половых органах кровь ведёт к загрязнению и раздражению кожи, отсюда воспаление может перейти во влагалище и внутренние половые органы. Не следует во время менструации принимать ванну, купаться в море, в реке (нельзя спринцевать влагалище). Мыться следует под душем. Нельзя иметь половых сношений. Надо пользоваться гигиеническими марлевыми прокладками, которые следует подвязывать к поясу и менять по мере загрязнения; следует носить просторные трико и чаще их менять.

«Краткая энциклопедия домашнего хозяйства»,
1966 год

В Советском Союзе вопросам гигиены придавалось большое, можно даже сказать политическое значение.

«В здоровом теле, здоровый дух.»

Кто не слышал этот лозунг?. Советский проект здорового тела - это, можно сказать, был имперский проект.

«Чтобы тело и душа были молоды – закаляйся как сталь!»

«Здоровье – это не только забота самого гражданина, но и государственное дело!»

В СССР вопросы чистоты решались на самом высоком уровне.

«Накрашенная, напудренная, поражающая длиной загнутых ресниц, благоухающая духами Коти»

Так Валентин Катаев описывал тип женщин времен НЭПа.

Еще не было железного занавеса, и советские граждане и гражданки с удовольствием смотрели фильмы, где блистала Мэри Пикфорд, голливудская кинодива.

Но в 30- годы начинает создаваться абсолютно иной облик советской женщины. Она должна была кардинально отличаться от своих буржуазных «сестер».

Подчеркивался именно гигиенический смысл косметики. Умение ей пользоваться приветствовалось как еженедельные походы в баню.

В то время как западные женщины покупают духи от «Марлен и Коти», наши модницы предпочитают продукцию с аббревиатурой «ТэЖэ». Расшифровывалась это необычное название очень просто: «ТрестЖирКость»

В начале тридцатых годов, жена Молотова, которая как раз возглавляла косметическую отрасль, обратила внимание вождя на ужасное состояние этой самой отрасли.

Парфюмерия и косметика нужны народу.

И уже в 30-е годы в СССР парфюмерии стало производится больше, чем во Франции.

Появлялись многочисленные плакаты, призывающие покупать мыло, духи, крема. Продукция фирмы ТэЖе стала очень популярной.

Гигиеническая роль косметики и умение пользоваться ею преподносилась как часть общей бытовой культуры.

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам»!

Помните всеми любимого Мойдодыра?

Плакаты призывали ходить в баню после работы и начинать утро с зубного порошка.

Вопросы гигиены не случайно волновали руководство страны.

В 30-годы началась массовая индустриализация страны. И тысячи людей потянулись на заработки из деревень в города. А ведь незнание элементарных правил гигиены могло стать причиной эпидемии.

Деревенские люди должны были привыкнуть к городским условиям, которые в корне отличались от тех, в которых они выросли и жили. Здесь уже так запросто не плюнешь на улице, за угол не забежишь…

Поэтому государство взялось очень активно обучать новых горожан основам совместного проживания, и правила гигиены должны стать для всех обязательными к исполнению.

Во многих государственных учреждениях висели плакаты «Просьба на пол не плевать». Ведь в деревнях полы были, в основном, земляные, так что плевок на пол никак не портил облик помещения. Совсем другой случай - городское учреждение или квартира.

Но, как говорится, на одной пропаганде далеко не уедешь. Люди жили в основном в коммуналках, в бараках.

«Все жили вровень, скромно так, система коридорная. На тридцать восемь комнаток всего одна уборная»

Так пел Владимир Высоцкий.

В таких условиях соблюдать основные требования гигиены было сложно.

Душ принять не всегда удавалось. Но существовали общественные бани, и традиция похода туда очень быстро закрепилась и стала еженедельным ритуалом практически всех советских людей.

Гигиена у народов Крайнего Севера

В это же время советская власть начала приучать народы Крайнего Севера к гигиене и массово завозить им мыло. Но люди не знали, что с ним делать.

Приходилось долго объяснять его истинное предназначение. Люди начали умываться и….умирать.

Ученые ломали головы, почему такое происходит. Прошло немало времени, пока не догадались, что, как не странно, гигиена, в нашем понимании этого слова, опасна для аборигенов Крайнего Севера.

Получилось так, что русскому хорошо, то ненцу смерть.

Смывая природный жировой слой, северяне лишали себя защиты. Традиционно они мылись один раз в год, когда солнце сильно припекало Землю. А в остальное время натирали тело тюленьим, рыбьим или медвежьим жиром. Во время такой процедуры и происходило очищение кожи от загрязнений.

Очень резко ситуация в стране изменилась в начале 60-х годов, когда началось массовое строительство пятиэтажек, прозванных в народе «хрущевками».

Это сейчас те квартиры кажутся неудобными, малогабаритными. А тогда это было спасение для многих миллионов людей.

Люди стали переезжать в свои, пусть небольшие, но в свои отдельные квартиры, и в каждой такой квартире была ванна. Мыло душистое с пушистым полотенцем стали гораздо доступней! Да и люди уже были другие, не те, что на заре появления советской власти.

В 60-е государству уже не приходилось так активно заниматься пропагандой чистоты. Хотя, видимо, и сейчас не все следуют этим простым правилам.

Вот такая она была гигиена в СССР!

Спасибо за предоставленную статью Моториной Татьяне.

(В некотором сокращении)


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди